cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Скелет человека 8 класс таблица – Скелет человека. Схемы и таблицы — Современные уроки биологии

«Строение скелета человека» — Биология

Урок из темы «Опорно двигательная система» . 

Цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: 1) Повторить учебный материал об отделах скелета человека , видах соединение костей 2) Сравнить скелет человека со скелетом   человекообразной  обезьяной  3) Научиться работать с  предложенным учителем материалом . 4) Объективно оценить свои знания.

Просмотр содержимого документа
«»Строение скелета человека»»

Урок№1Тема: Скелет человека, его отделы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельность.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
1) Повторить учебный материал об отделах скелета человека , видах соединение костей
2) Сравнить скелет человека со скелетом   человекообразной  обезьяной 
3) Научиться работать с  предложенным учителем материалом .
4) Объективно оценить свои знания.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1
Введение в материал

 

Входной контроль (3б)
Цель: проверить  себя, как усвоил материал по теме. «Антропогенез»
1.В процессе антропогенеза (исторического становления человека) менялась форма позвоночника. У современного человека позвоночник имеет такие особенности, которые обеспечивают ему упругость и создают благоприятные условия для   смягчения толчков при ходьбе, прыжках и беге. О какой структурной особенности позвоночника человека идет речь?»

2.Скелет человека и  млекопитающих имеет общий план строения. Однако особенности образа жизни и путей эволюции наложили свой отпечаток на строение скелета. Какую часть в скелете можно назвать  особенно ярким следом прошлой истории его развития.

3.Почему у человекообразной обезьяны и у  человека центр тяжести располагается  в разных отделах скелета?

Обсудите результаты работы.
Оцените свою работу.

Работайте с классом

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: Сформировать знания об отделах скелета человека, определить в какой отдел какие кости входят.

Задание№2 (5б): Получить информацию по материалам учебника: параграф 11-12 стр. 50-56 Д.В. Колесов «Человек»

1) Строение черепа

 

2) Строение позвоночного столба

3) Строение грудной клетки

 

4) Строение верхней конечности

5) Строение нижней конечности

Поделитесь своими наблюдениями друг с другом.

Работайте самостоятельно в тетрадях

 

Обсудите с соседом по парте

УЭ-3

Работа с  таблицей (8б)
Ваша задача вписать нужную цифру в каждую 
Незаполненную графу таблицы.

Скелет

Число костей

Черепа

23

Позвоночника

34 (31-35)

Грудной клетки (без учета позвонков)

25

Пояса верхних конечностей

 

Плеча

 

Предплечья

 

Запястья

8+8

Пястий

5+5

Пальцев руки ( фаланги)

 

Пояса нижних конечностей

 

Бедра

 

Голени

 

Предплюсных

7+7

Плюсных

5+5

Пальцев ноги(фаланги)

14+14

Всего (в среднем)

 

Самостоятельная работа с учебником.

УЭ-4
Закрепление изученного материала.

Цель: Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Задание №3 (3б)

В чем отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?

В чем сходство скелета человекообразной обезьяны и человека?

Определите соотношение лицевого и мозгового отделов черепа обезьяны и человека.

 

Работайте самостоятельно в тетрадях
(за каждый пример 1 балл).

Проверка по выбору учителя.

УЭ – 5

Цель: подведение итогов урока и домашнее задание.
1. Прочитайте цели урока.
2. Достигли ли вы цели урока? 
В какой степени?
3. Оцените свою работу на уроке.
Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали при выполнении заданий.
Поставьте себе оценку.

Домашнее задание: Что общего и различного в строении пояса нижних конечностей мужчины и женщины?

 

 

Заполните лист контроля

Лист контроля

Этапы работы

Количество баллов по заданиям

Итого

УЭ

 

 

УЭ — 1

3

3

УЭ — 2

5

5

УЭ — 3

8

8

УЭ-4

3

3

Критерии оценки. Если вы набрали: 
— 17-19балла, то оценка за урок «5»;
— 14-16 балла, то оценка за урок «4»;
— 12-13 баллов, то оценка за урок «3»;
— менее 12 баллов, то оценка за урок «2» ( её можно в дальнейшем исправить)

Модульный урок № 2 Тема: Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединения костей.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
1) Повторить учебный материал об отделах скелета человека.
2) Изучить внутреннее строение костей.
3) Сравнить особенности плоских и трубчатых костей.
4) Изучить типы соединения костей. Определить место       суставов в различных отделах скелета
5) Научиться работать с  предложенным учителем материалом. 
    6) Объективно оценить свои знания.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1
Введение в материал

 

Входной контроль (5б)
Цель: проверить  себя, как усвоил материал по теме. « Отделы скелета человека»
Задание №1.  Выполнить тестовое задание с одним правильным ответом.
1.Скелет  обеспечивает телу человека:
1) опору                                       2) сохранение формы
3) защиту внутренних органов     4) все названные функции

2. К парным костям черепа относится кость:
1) лобная                                       2) затылочная
3) только теменная                          4) височная и теменная
3. В состав плечевого пояса входят:
1) лопатка                                     2) лучевая кость
3) плечевая кость                              4) первые грудные позвонки
4. По две фаланги в скелете кисти имеют пальцы:
1) большие                                     2) указательные
3) средние                                      4) безымянные и мизинцы
5. В скелет собственно нижней конечности не входит:
1) бедренная кость                         2) малая берцовая
3) пяточная кость                            4) тазовая кость
Обсудите результаты работы.
Оцените свою работу.

 

Индивидуальная работа ребят.

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: Изучить внутреннее строение кости стр. 94 учебник Сонина Н.И. Биология. Человек.
Задание№2 (2б): Выписать состав костей. Определить значение каждого слоя для организма.

Поделитесь своими наблюдениями друг с другом.

 

Работайте самостоятельно в тетрадях

 

Обсудите с соседом по парте

УЭ-3

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Определить химический состав костей»
Лабораторная работа  по теме «Химический состав костей»(4б)
Заполнить таблицу.

задание

наблюдения

1.Прокаливать кость на сильном огне

 

2.Вывод: какие свойства придают   неорганические вещества костям?

 

3.Выдержать кость в течении суток в 10%-ном растворе  Н СЕ.

 

4.Вывод: какие свойства придают  органические вещества костям?

 

Самостоятельная работа с учебником

УЭ-4
Закрепление изученного материала.

 

 

 

Цель: Сравнить строение трубчатых и плоских костей.
Задание №2 (3б) Дать характеристику разных видов костей и сделать вывод о различии трубчатой и плоской костей.

Вывод:

 

Работайте самостоятельно в тетрадях
(за каждый пример 1 балл).

Проверка по выбору учителя.

УЭ — 5

 

Цель: Выявить прочность трубчатой и плоской  костей.(5б)
Практическая работа «Особенности трубчатой и плоской костей»
Оборудование: набор гирек, чашечка весов, модели трубчатой и плоской костей (из бумаги).

 

          Задание
1. Сделать модель трубчатой кости посредине расположить чашечку весов(рисунок). Постепенно выкладывать гирьку, пока не  согнется модель кости

Наблюдения
(расчеты)

2.Подсчитать общий вес гирек, который  выдерживает модель трубчатой кости.

 

3.Сделать модель плоской кости. Аналогично сделать с  моделью плоской кости.(рисунок)

 

4.Подсчитать общий вес гирек ,которые выдерживает модель плоской кости.

 

5.Сделать вывод: какая кость прочнее и почему.?

 

УЭ-6

 

                                      

Цель:Изучить особенности роста костей. 

Задание №3(4б)

1.За  счет чего происходит рост костей  в толщину?

2.За счет чего происходит рост костей  в толщину? 

3.Чем отличаются рост трубчатых  от плоских костей?

4.Назовите эндокринную железу регулирующую     рост костей?  

 

 

УЭ-7

Изучить типы соединения  костей (3б)

Типы соединения костей

Особенности

Отделы скелета

1.Неподвижное
2.Полуподвижное
3.Подвижное.

 

 

 

  УЭ-8

Закреплен ие.
1.Задание №4:(6б) Определить виды  сустава.

 

УЭ- 9

Выходной контроль(8б)

 

Домашнее задание.

Составить ;путешествия по скелету. Ребусы, кроссворд с названиями костей, суставов.

 

Лист контроля

Этапы работы

Количество баллов по заданиям

Итого

УЭ

 

 

УЭ — 1

5

5

УЭ — 2

2

2

УЭ — 3

4

4

УЭ-4

3

3

УЭ-5

5

5

УЭ-6

4

4

УЭ-7

3

3

УЭ-8

6

6

УЭ-9

8

8

Всего

 

40

Критерии оценки. Если вы набрали: 
— 37-40балла, то оценка за урок «5»;
— 33-36 балла, то оценка за урок «4»;
— 29-32 баллов, то оценка за урок «3»;
— менее 29 баллов, то оценка за урок «2» ( её можно в дальнейшем исправить)

Модульный урок № 3 Тема Мышцы, их строения и функции.
Основные группы мышц.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
1)Повторение учебного материала  строение и функции мышц.
2) Изучение формы мышц.
3) Работа мышц.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1
Введение в материал

 

Входной контроль (5б)
Цель: проверить  себя, как усвоил материал по теме «Строение костей. Рост костей. Виды соединения костей.
1.Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Дайте объяснение этому явлению. 
2 У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха  восстановилась. Что доказывает этот опыт?

3.Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой  в 1500 кг, хотя ее масса только около 0,5 кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою легкость, столь прочна, тверда и упруга.
4. У некоторых народов в древности пленникам отрубали большой палец. Почему считалось, что это унизительно и выгодно для победителей?
5. При переломах и вывихах первая помощь заключается в том, что  у пострадавшего необходимо обездвижить поврежденное место, а не стремиться, например, сустав вправить на место. Почему? 

Обсудите результаты работы.
Оцените свою работу.

 

Индивидуальная работа учащихся.

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: Изучить строение мышцы. 
Задание№2 (3б): Получить информацию по материалам учебника и ответить на вопросы:
Вопросы к заданию:
1. Каковы особенности строения мышцы?
2. Каково месторасположение мышцы в организме?
3. Какую функцию выполняют мышцы?

Поделитесь своими наблюдениями друг с другом.

 

Работайте самостоятельно в тетрадях

 

Обсудите с соседом по парте

УЭ-3

Цель: Изучить по рисункам формы мышц?

форма мышц:
1 – веретенообразная; 2- лентовидная; 3- двубрюшная; 4- двуглавая; 5- одноперистая; 6- двуперистая;  7- широкая; 8- сжиматель (сфинктер)

Задание №3 (5б)Впишите в таблицу к предложенным цифрам соответствующие буквы на рисунке.
1- большая грудная мышца;
2- передняя зубчатая мышца;
3- широчайшая мышца спины;
4- прямая мышца живота;
5. наружная косая мышца живота;
6- поперечная мышца живота.

 

Индивидуальная работа в тетради

УЭ-4
Закрепление изученного материала.

Цель: Изучить особенности работы мышц: сгибатели и разгибатели
Задание №4 (4б)
1. Чем обусловлена согласованная деятельность мышц – сгибателей и разгибателей?
2. Что происходит с органическими соединениями в работающей мышце?
3. Как влияет ритм и нагрузка на работоспособность мышц и их утомление?
4. Какие вещества являются источниками энергии при работе мышц?

 

Работайте самостоятельно в тетрадях
(за каждый пример 1 балл).

Проверка по выбору учителя.

УЭ – 5

Закрепление материала. (2б)

Напишите название мышцы- разгибателя, обозначенной на рисунке цифрой 2.

 

Записать ответы в тетрадь.

 

УЭ- 6

Выходной контроль.
Выполните тесты с одним правильным ответом (10б)
1. Скелетная мышца – это:
а) орган
б) ткань
в) система органов
г) совокупность многоядерных волокон.

2. Мышца долго не утомляются, если она работает:
а) ритмично        
б) с небольшой нагрузкой
в) с большой нагрузкой 
г) со средней нагрузкой

3. К передней конечности относится мышца:
а) дельтовидная
б) икроножная
в) портняжная
г) большая ягодичная

4. К мышцам груди относятся:
а) диафрагма
б) дельтовидные
в) жевательные
г) грудинно-ключично-сосцевидные

5. Мимические мышцы производят перемещение отдельных участков кожи за счет того, что они:
а) одним  или обоими концами прикрепляются к коже;
б) обоими концами прикреплены к лицевым костям черепа;
в) одним концом прикреплены к лицевым костям черепа, а другим к коже;
г) не прикрепляются к лицевым костям черепа, ни к коже.

6. К мышцам – сгибателям относится:
а) трехглавая мышца
б) большая ягодичная мышца
в) икроножная мышца
г) любая из мышц шеи

7. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходит в:
а) 3-5 лет
б)10-12 лет
в) 14-17 лет
г) 20-25 лет

8. Сгибание руки в локте вызывает сокращение мышцы:
а) двуглавой
б) дельтовидной
в) трехглавой
г) большая грудная

9. Поднимает пятку и поворачивает стопу наружу:
а) двуглавая мышцы бедра
б) портняжная мышца
в) икроножная мышца
г) четырехглавая мышца бедра

10. К мышцам – разгибателям относится:
а) диафрагма
б) двуглавая мышца плеча
в) трехглавая мышца плеча
г) четырехглавая мышца бедра.

Индивидуальная работа в тетрадях.

УЭ -7

Рефлексия.
Цель: подведение итогов урока и домашнее задание.
1. Прочитайте цели урока.
2. Достигли ли вы цели урока? 
В какой степени?
3. Оцените свою работу на уроке.
Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали при выполнении заданий.
Поставьте себе оценку.
Домашнее задание:

Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение сустава и указаны: 1- кость;
2-синовиальный слой суставной капсулы;
3- фиброзный слой суставной капсулы;
4- суставной хрящ; 5- суставная полость.
Выпишите в тетрадь цифры, а рядом с каждой из них поставьте нужную букву.

 

Лист контроля

Этапы работы

Количество баллов по заданиям

Итого

УЭ

 

 

УЭ — 1

5

5

УЭ — 2

3

3

УЭ — 3

5

5

УЭ-4

4

4

УЭ-5

2

2

УЭ-6

10

10

итого

29

29

Критерии оценки. Если вы набрали: 
— 26-29балла, то оценка за урок «5»;
— 22-25 балла, то оценка за урок «4»;
— 18-21 баллов, то оценка за урок «3»;
— менее 18 баллов, то оценка за урок «2» (её можно в дальнейшем исправить)

multiurok.ru

Тема урока: «Скелет человека». 8-й класс

Разделы: Биология


Задачи:

  1. Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях.
  2. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
  3. Раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных.
  4. Научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Оборудование: модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, “Скелет черепа”, “Строение костей и типы их соединений”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, видеомагнитофон, телевизор, указка.

На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.

? Каковы особенности строения скелета человека?

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания. 10 мин.

Беседа по вопросам. Ответы учащихся у доски с использованием таблиц и модели скелета человека.

  1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?
  2. Каков химический состав костей?
  3. Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?
  4. Расскажите о строении кости.
  5. Как кости растут в длину и в толщину?
  6. Какие бывают соединения костей?
  7. Работа по дидактическим карточкам (2 человека).

III. Изучение нового материала.

(Рассказ с элементами беседы. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.)

1. Общий обзор скелета человека.

Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!
В.В. Розенблат.

“Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” — буквально “высохший”). Мышцы и соединительнотканные образования — хрящи, фасции, связки, сухожилия — мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики.

Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень – почти целиком).

(Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека. 4 мин 30 сек. )

В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

2. Скелет головы – череп.

Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.

Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

Мозговой отдел образован рядом костей — плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых — ни длинных, ни коротких. Они просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова…” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная косточка — подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.

На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.

3. Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1.)

Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

4. Скелет конечностей.

У человека функции конечностей — рук и ног — четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.

Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.

Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость — самая крупная кость скелета человека.

К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.

Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры-рисунка, моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2.)

6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

IV. Закрепление материала.

  1. Обозначить правильно кости скелета человека. (Работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с названием частей скелета. Нужно быстро и правильно их поместить на скелет.)
  2. Рассказать о строении скелета.
  3. 1 группа – скелет головы (череп),
    2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
    3 группа – скелет конечностей.

  4. Заполнение таблицы “Скелет человека”.
  5. Выполнение теста.
  6. V. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Оценки.

    Стр. 98 – 103, вопросы и задания на стр. 104. Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.

    “Скелет человека”.

    Части тела

    Отделы скелета

    Кости скелета

    Особенности скелета человека

    Голова (скелет – череп) Мозговой от-

    дел (черепная

    коробка)

    Парные кости: теменные

    и височные.

    Непарные кости: лобная,

    затылочная, решетчатая,

    клиновидная.

    Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3.
    Лицевой отдел

    черепа

    Парные кости: верхняя

    челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.

    Непарные кости: нижняя

    челюсть, сошник, подъязычная кость.

    Развитие подбородочного

    выступа в связи с членораздельной речью.

    Туловище

    (скелет)

    Позвоночник 7 шейных позвонков,

    12 грудных, 5 пояснич-

    ных, 5 крестцовых,

    4-5 копчиковых.

    S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.
    Грудная

    клетка

    12 грудных позвонков,

    12 пар ребер, грудн

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Основные отделы скелета человека

    Добро пожаловать на урок!

    Давайте вспомним!

    • Положение человека в системе органического мира.
    • Отличительные признаки животных.
    • Какая система органов обеспечивает движение?
    • Какие вы знаете скелеты, приведите примеры.

    Внимание!

    • Исходя из сказанного, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.

    Учитель биологии ГУ лицей Токсанова Асемгуль Сериковна

    Открытый урок: тема: Основные отделы скелета человека

    Биология

    8 класс

    2013 год

    Цель урока:

    Изучить отделы скелета человека, сравнить со скелетом млекопитающих, сделать выводы .

    Вспомним строение скелета у млекопитающих

    Типы соединительных тканей

    ?

    Отделы скелета:

    3.Скелет конечностей:

    1.Скелет головы- череп.

    в) Пояс нижних конечностей.

    а) Пояс верхних конечностей.

    г) Скелет нижних конечностей.

    2.Скелет туловища:

    позвоночник, грудная клетка.

    б) Скелет верхних конечностей.

    Задание в группах

    1 группа

    Изучить строение скелета головы ( лицевой и мозговой части) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    2 группа

    Изучить строение скелета туловища (позвоночника и грудной клетки) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    3 группа

    Изучить скелет конечностей (пояса конечностей, свободную верхнюю и нижнюю конечность) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    Сводная таблица: «Строение скелета человека»

    Отделы скелета

    Чем образованы

    Скелет головы

    Название костей

    1.Лицевой отдел

    2.Мозговой отдел

    Скелет туловища

    Соединение костей

    1.Грудная клетка

    2.Позвоночник отделы:

    — шейный

    — грудной

    — поясничный

    -крестцовый

    — копчиковый

    Скелет конечностей

    1. Пояс верхних конечностей

    2. Скелет верхней конечностей

    3. Пояс нижних конечностей

    4. Скелет нижних конечностей

    Сравнение скелета человека и животного:

    1. На основе изученного, перечислите сходства в скелетах и сделайте вывод !

    2. Подумайте и назовите отличия в отделах скелета человека, с чем они связаны?

    Сделайте вывод!

    Отличительные признаки в скелете человека (Антропоморфозы) связаны

    С трудовой

    деятельностью:

    Преобладает мозговой отдел

    черепа.

    Меньше развиты челюсти.

    Подвижность пальцев.

    Противопоставление большого

    пальца остальным.

    С прямохождением:

    Позвоночник имеет четыре изгиба.

    Грудная клетка расширена

    в стороны.

    Подвижное соединение костей

    предплечья.

    Широкий, в форме чаши тазовый

    пояс.

    Массивные нижние конечности.

    Сводчатая форма стопы.

    Выполните задание « Четвертый лишний», зачеркнув в каждом ряду лишнее понятие.

    1. Скуловая кость, височная, верхнечелюстная, нижнечелюстная.

    2. Лопатка, плечевая кость, локтевая, лучевая.

    3. Грудина, ребра. Грудной отдел позвоночника, ключица.

    4. Поясничный отдел, крестцовый, копчиковый, тазовые кости.

    Выполни тест

    1. Из каких отделов состоит скелет человека:

    А) из 2-х

    Б) из 3-х

    В) из 4-х

    2. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:

    А) скуловая;

    Б) носовая;

    В) лобная.

    3. Крестцовый отдел позвоночника состоит из:

    А) 12 позвонков;

    Б) 5 позвонков;

    В) 7позвонков.

    4. Какие кости черепа подвижны:

    А) носовая;

    Б) нижняя челюсть;

    В) скуловая;

    5. Пояс нижних конечностей образуют:

    А) тазовые кости;

    Б) бедренная и берцовые кости;

    В) крестец;

    6. Скелет свободной верхней конечности образуют:

    А) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

    Б) лопатка и ключица;

    В) ребра и грудина.

    Спасибо за урок!

    videouroki.net

    «Основные отделы скелета человека» (урок биологии в 8 классе)

    Тема: Основные отделы скелета человека

    Цель: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению отделов скелета человека, формировать умение определять гибкость позвоночника.

    2. Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, содействовать развитию у школьников умений анализировать познавательный объект, выделять главное, общаться.

    3. Воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку, любознательность, активность, самостоятельность формировать навыки здорового образа жизни.

     

    Применяемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология критического мышления.

     

    Структура и основное содержание урока

     

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организация внимания

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Проверка ранее изученного материала

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Усвоение новых знаний

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Первичное закрепление знаний

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Рефлексия

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Итоги урока

    1. Постановка цели

     

    2. Проведение тренинга «Кулечек»

     

    Цель: снятие эмоционального напряжения

    Детям предлагается выбрать 2 листа бумаги с цветом, который нравится и который не нравится. Из обоих листов бумаги делаем кулечки. В один мысленно кладем плохое настроение (цвет не нравится), сминаем и выкидываем, во второй – свое хорошее настроение и его оставляем на столах.

     

     

     

    Предлагает выполнить интерактивные задания:

     

    1. а) Какие вещества входят в состав костей

       б) Какую роль они играют

     

    2. За счет чего идет тот или иной рост костей

     

     

     

    1. Чтение стихотворения:

    Чтоб на кисель не походить

    На скользкую медузу

    Скелет у всех нас должен быть

    И он нам не обуза.

    Играть в футбол, ходить в кино

    И плавать в речке летом

    Мы не смогли бы без него

    Не будь у нас скелета.

     

     

    2. Словарная работа («скелет»)

    СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

     

     

    3. Организует работу в парах по изучению отделов скелета человека и заполнению таблицы.

     

    Название отдела скелета

    Строение отдела

    Функция отдела

    Череп

    Мозговой отдел = лобная кость+2 теменные + затылочная + 2 височные

    Лицевой отдел = нижняя + верхняя челюсти + носовые кости + скуловые

    Защита головного мозга от повреждений

    Жевание, речь

     

    Позвоночник

    Позвоночник = шейный (7) + грудной (12) +поясничный (5) + крестцовый (5) + копчиковый (4-5)

    Защита спинного мозга от повреждений , гибкость

     

    Грудная клетка

    Грудина + 12 пар ребер

     

    Защита сердца, легких, пищевода, печени, желудка

    Пояс верхних конечностей

    Плечевой пояс =  2 ключицы + 2 лопатки

     

    Опора для верхних конечностей

    Верхние конечности

    Плечо + предплечье (локтевая + лучевая) + кисть (запястье, пясть, фаланги)

    Подвижность во всех направлениях

     

    Пояс нижних конечностей

    Тазовый пояс = 2 тазовые + крестец

     

    Опора для нижних конечностей, защита внутренних органов

    Нижние конечности

    Бедро + голень (большая и малая берцовые) + стопа (плюсна, предплюсна, фаланги)

     

    Движение(бег, плавание, ходьба)

     

     

    4. Проводит музыкальную физминутку

     

     

    5. Рубрика «Это интересно»

    а) Развитие скелета у зародыша

     

    б) Число костей в теле человека

     

     

    6. Организует проведение лабораторной работы «Определение гибкости позвоночника»

     

    Оборудование: стул, линейка

     

    «Помощник»

    1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул.

    2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

    3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.

     

    Оцените результат:

    Если палец опускается ниже стула, измерьте расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

    Если палец не достал до уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-  (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

     

    Вывод: Возраст и работоспособность позвоночника определяется его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой «моложе» позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.

     

     

    1) Предлагает выполнить самостоятельно задание на интерактивной доске

     

    2) Рубрика «Это интересно» (Гигантские скелеты)

     

    Гигантские скелеты

    Исторические хроники XIX века часто сообщают о находках в разных уголках земного шара скелетов людей аномально высокого роста.
    В 1821 году в США в штате Теннесси нашли развалины древней каменной стены, а под ней два человеческих скелета ростом 215 сантиметров. В Висконсине во время строительства зернохранилища в 1879 году были найдены огромные позвонки и кости черепа «невероятной толщины и размера», как свидетельствует заметка в газете.
    В 1883 году в штате Юта было обнаружено несколько могильных холмов, в которых находились захоронения людей очень высокого роста — 195 сантиметров, что по крайней мере на 30 сантиметров выше среднего роста индейцев-аборигенов.
    Последние не делали этих захоронений и не могли сообщить никакой информации о них В1885 году в Гастервилле (Пенсильвания) в большом могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет высотой 215 сантиметров На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.
    В 1899 году шахтеры Рурской области в Германии обнаружили окаменелые скелеты людей ростом от 210 до 240 сантиметров.
    В1890 году в Египте археологи нашли каменный саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором находились мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и сложением мумии резко отличались от древних египтян. Похожие мумии мужчины и женщины с рыжими волосами были обнаружены в 1912 году в Ловлоке (Невада) в пещере, вырубленной в скале. Рост мумифицированной женщины при жизни составлял два метра, а мужчины — около трех метров

     

     

     

     

     

    Предлагает в тетрадях продолжить одно из предложений:

    Сегодня я понял…

    Теперь я могу…

    Я приобрел…

    Меня удивило…

    Я попробую…

    Мне захотелось…

     

    Комментирование работы учащихся на уроке.

     Выставление оценок.

    Домашнее задание.

     

     

    «Мало знать, надо и применять.

    Мало хотеть, надо и делать».

     

     

    1. Знакомство с этапами урока

     

    Выполняют задания тренинга, предложенные учителем

     

     

     

     

     

     

    Отвечают на вопро

    infourok.ru

    Урок по биологии «Скелет человека. Осевой скелет.» 8 класс

    Тема: «Скелет человека. Осевой скелет.»

    Цель. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека.

    Задачи.

    1. Образовательные. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища. Показать сходство в строении скелета млекопитающих и человека. Раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью.

    2. Развивающие. Развивать умения работать с учебником, учебными таблицами, моделями черепа и скелета. Развивать творческие способности учащихся (размышления над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника, придумывание вопросов).

    3. Воспитательные. Продолжить формирование качеств личности: волевые (выдержка, настойчивость, целеустремленность), коммуникативные (умение внимательно и уважительно относиться к коллегам, умение работать в коллективе, группе), нравственные, эстетические. Совершенствовать развитие памяти учащихся, внимания.

    Тип урока – комбинированный.

    Методы – словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация схем, таблиц), мультимедиа

    Оборудование: презентация

    Литература для учителя. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева. – М.: ВАКО, 2005.

    Программа. Биология 5 – 9 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.

    Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 3 – е изд. – М.: Дрофа, 2002.

    Литература для учащихся. Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 3 – е изд. – М.: Дрофа, 2002.

    Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2004.

    Ход урока.

    1. Организационный момент (1 мин).

    1. Проверка знаний (10 мин).

    Индивидуальный опрос:

    С какой функцией связано такое строение кости?

    Назовите типы костей.

    Работа по карточкам:

    Карточка №1

    Из перечня веществ (1 –10 )выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы (I – XII)

    1. Минеральные вещества

    2. Органические вещества

    3. Вода.

    4. Губчатое строение

    5. Надкостница

    6. Кость без полости

    7. Трубчатое строение

    I Придают кости упругость

    II Придают кости твердость

    III Придают кости легкость

    IV Придают кости прочность, твердость и упругость

    VI Особенности строения длинных костей

    VII Особенности строения плоских костей.

    VIII Растворяются в кислоте.

    IX Сгорают в огне.

    V Растущий слой кости

    Ответы: I – 2; II – 1; III – 4; IV – 1,2; V – 5; VI – 7; VII – 4,6; VIII – 1; IX – 2.

    1. Изучение нового материала (20 мин).

    — Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. Они определяют форму тела, служат опорой мягким частям, защищают внутренние органы от механических повреждений.

    Просмотр видеосюжета

    рассмотрите рис 20 стр51 и определите строение скелета.

    Вспомните функции опорно-двигательной системы.

    Осевой и добавочный скелет (беседа с использованием схемы).

    Просмотр видеосюжета «Череп»

    Рассмотрите рис 21 стр 52 и определите строение черепа

    Череп. Кости мозгового отдела – внешние — лобная, затылочная, 2 теменные, 2 височные (внешние) и внутренние – клиновидная, пирамидные отростки височных костей (демонстрация черепа и рис.21 учебника.)

    Особенно обратите внимание на строение височных костей. Они состоят из чешуи и пирамиды. Внутри них находятся органы внутреннего уха и вестибулярного аппарата. Чешуя височной кости очень тонкая, по ней проходит височная артерия(можно прощупать пульс на ней). Поэтому травмирование височных костей приводит к тяжелым последствиям.

    Кости лицевого отдела – верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кость, подвижна лишь нижняя челюсть, остальные образуют неподвижный каркас.

    В ходе антропогенеза кости лицевого отдела черепа претерпели ряд изменений. (беседа с использованием материала о происхождении человека и рис.18 учебника)

    Уменьшение лицевой части за счет челюстей, которые перестают выступать вперед; исчезновение глазных валиков; появление подбородочного выступа; на клыки, которые становятся по величине равными резцам.

    Просмотр видеосюжета

    Рассмотрите строение позвоночника и позвонков и определите их строение рис22 стр 53

    Рассмотрите рис 25 стр 54 и определите строение грудной клетки

    Такое строение грудной клетки обеспечивает спокойный выдох, который происходит без участия мышц, благодаря эластичности хрящей и силе тяжести. Грудная клетка человека сплюснута в передне-заднем направлении (у животных – с боков), что связано с прямохождением человека.

    4. Закрепление. (10 мин)

    Задание №1. (работа по группам)

    Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости. Найдите на рисунке скелета эти кости.

    1 группа

    Грудина

    Затылочная кость

    Теменная кость

    Грудной позвонок

    Лобная кость

    Ребро

    Височная кость

    2 группа

    Шейный позвонок

    Крестцовый позвонок

    Верхнечелюстная кость

    Поясничный позвонок

    Скуловая кость

    Грудной позвонок

    Носовая кость

    Нижнечелюстная кость

    5. Домашнее задание (2 мин).

    § 11, вопросы

    6. Подведение итогов урока (2 мин)

    Приложение.

    Карточка

    Из перечня веществ (1 –10 )выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы (I – XII)

    1. Минеральные вещества

    2. Органические вещества

    3. Вода.

    4. Губчатое строение

    5. Надкостница

    6. Кость без полости

    7. Трубчатое строение

    I Придают кости упругость

    II Придают кости твердость

    III Придают кости легкость

    IV Придают кости прочность, твердость и упругость

    VI Особенности строения длинных костей

    VII Особенности строения плоских костей.

    VIII Растворяются в кислоте.

    IX Сгорают в огне.

    V Растущий слой кости

    Задание

    Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости. Найдите на рисунке скелета эти кости.

    1 группа

    Грудина

    Затылочная кость

    Теменная кость

    Грудной позвонок

    Лобная кость

    Ребро

    Височная кость

    Задание

    Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости. Найдите на рисунке скелета эти кости.

    2 группа

    Шейный позвонок

    Крестцовый позвонок

    Верхнечелюстная кость

    Поясничный позвонок

    Скуловая кость

    Грудной позвонок

    Носовая кость

    Нижнечелюстная кость

    infourok.ru

    Урок «Скелет человека. Его отделы» (8 класс)

    Урок

    Скелет человека. Его отделы.

    Цель урока – формирование понятия о значении аппарата опоры и движения; строении и функции скелета человека; формирование умения распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своём теле, модели, скелете основные кости скелета.

    Задачи

    Познавательные

    — изучить строение и функции опорно-двигательного аппарата; отделов скелета; показать единство строения и функций опорно-двигательной системы.

    Развивающие

    — развить умение добывать знания опытным путём; развить лаконичную эмоциональную биологическую речь и владение научной медицинской терминологией.

    Воспитательные

    — формирование положительного отношения к физическим упражнениям; к здоровому образу жизни; воспитание патриотического сознания – гордость за великих российских учёных, врачей.

    Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Скелет», «Череп человека».

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент. (1 мин).

    1. Сообщение темы и целей урока. (2 мин).

    1. Изучение нового материала.

    1. Строение и функции скелета. (4 мин.)

    Вступительное слово учителя. Беседа с дополнениями учителя.

    С момента рождения и до глубокой старости наше тело выполняет движения.

    И. М. Сеченов писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактором является мышечное движение».

    Движение тела – функции мышц, но оно невозможно без опоры – костей.

    Кости могут перемещаться благодаря сокращению мышц, которые прикреплены к ним. Вместе с тем мышцы вместе со связками удерживают кости в определённом положении.

    Таким образом, скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека. К изучению опорно-двигательной системы мы с вами приступаем.

    Итак, скелет человека состоит из соединённых между собой костей. У взрослого человека скелет состоит примерно из 200 костей. Каждая кость имеет определённую форму, величину и занимает определённое положение в скелете.

    — Вспомните из курса зоологии, какие функции выполняет скелет? (Ответы учащихся: опорную, двигательную, защитную).

    — Из темы «Кровь» вспомните, какую ещё функцию выполняют кости скелета? (Кроветворную).

    Скелет участвует и в минеральном обмене, так как в костях содержатся минеральные вещества (кальций, фосфор, железо и др.)

    — Вспомните, из каких отделов состоит скелет млекопитающих? (Скелета туловища, скелета плечевого пояса и нижних конечностей, скелет головы. И таких же отделов состоит скелет человека.)

    1. Скелет головы. (2 мин).

    Рассказ, беседа.

    — Из каких отделов состоит череп млекопитающих?

    (Мозгового и лицевого отделов.)

    Подобное строение имеет и череп человека.

    Кости мозговой части – лобная, две височные, затылочная – прочно соединены между собой. Они создают надёжную защиту для мозга. Затылочная кость имеет большое отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды.

    В лицевой части черепа наиболее крупные кости – это неподвижная верхнечелюстная и подвижная нижнечелюстная. На этих костях находятся зубы. Их корни входят в специальные костные ячейки, благодаря чему зубы оказываются прочно прикреплёнными к верхнечелюстной и нижнечелюстной костям.

    1. Скелет туловища. (6 мин).

    Рассказ, самостоятельная работа с учебником.

    Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Череп соединяется с позвоночником, являющимся основой скелета туловища. Позвоночник образован 33-34 позвонками. Позвонки состоят из тела – самой массивной части позвонка, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы.

    Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Соединяясь между собой, позвонки образуют позвоночный канал – костный футляр для спинного мозга. Соединённые позвонки отделены друг от друга толстыми дисками из эластичной хрящевой ткани, благодаря которым позвоночный столб обладает гибкостью. Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся между собой крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков, соответствующих хвостовым позвонкам позвоночных животных.

    Задание: сравните по рис. 75 на с. 147 учебника позвонки из разных отделов позвоночника. Ответьте письменно:

    • Что общего и различного в их строении?

    • Какова связь между строением позвонков из разных отделов позвоночника с выполняемыми ими функциями?

    Задание для самонаблюдения. Нагните голову и нащупайте кость в месте, где шея и туловище образуют угол. Какую кость вы нащупали? (Задний отросток позвонка.)

    Учитель сообщает, что это последний, седьмой позвонок шейного отдела, далее идут позвонки грудного и поясничного отделов, крестец и, наконец, копчик. У человека 7 шейных позвонков, у млекопитающих тоже 7 шейных позвонков. Какой вывод из этого можно сделать? (Единство происхождения млекопитающих и человека).

    1. Строение грудной клетки, её функции. (3 мин).

    Рассказ учителя. Самонаблюдение.

    Грудная клетка образована 12 парами рёбер и плоской грудной костью – грудиной. Рёбра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних рёбер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары рёбер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие, а также печень и желудок.

    Задание для самонаблюдения: определите значение рёберного хряща.

    Учитель предлагает учащимся сделать вдох и проследить за смещением грудной клетки вперёд и вверх; сделать выдох и убедиться, что грудина и рёбра смещаются назад и вниз. Этих наблюдений достаточно, чтобы учащиеся установили связь между подвижностью грудины и деформацией рёберного хряща при вдохе и выдохе, обеспечивающего полуподвижное соединение костей грудной клетки.

    1. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей. (7 мин)

    Рассказ, самонаблюдение, беседа.

    Скелет плечевого пояса образуют 4 кости: 2 лопатки и 2 ключицы. Лопатки – большие плоские кости треугольной формы. Они находятся на задней поверхности грудной клетки и соединены рёбрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. Ключица – слегка изогнутая кость средних размеров. Одним концом она соединена с лопаткой, а другим с грудной костью.

    Скелет верхних конечностей состоит из трёх отделов: плеча, предплечья, кисти. Плечо имеет лишь одну плечевую кость. Её верхняя часть – шарообразная головка – помещается в полушаровидной ямке лопатки.

    Предплечье образовано двумя костями: локтевой и лучевой.

    В кисти различают 3 отдела: запястье, пясть и пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев.

    Задание для самонаблюдения: докажите, что в подъёме руки вверх принимают участие кости плечевого пояса.

    Учитель предлагает учащимся нащупать левой рукой нижний угол правой лопатки и медленно отводить правую руку в сторону и вверх. Лопатка неподвижна, пока правая рука поднимается до горизонтального уровня, и приходит в движение, как только рука из горизонтального положения переходит в верхнее вертикальное. Нетрудно убедиться, что при этом приходит в движение и ключица, она поворачивается вверх, так как движение происходит вначале в плечевом, а затем в грудинно-ключичном суставе.

    Задание для самонаблюдения. Прикоснитесь большим пальцем к остальным пальцам той же руки. (Это затруднений не вызывает.) После этого проделайте контрольный опыт: сделайте то же самое большим пальцем ноги. (До соседних пальцев он дотронуться не может, та как не противопоставлен им.)

    Вопросы:

    — Почему по-разному функционируют пальцы на руке и ноге?

    (Нога приспособлена для опоры, рука для хватания.)

    — Какое значение имеет противопоставление большого пальца руки остальным пальцам?

    (Помимо зажимания предметов в кулаке – силового захвата, который характерен для всех конечностей обезьян и рук человека, для последних возможен ещё и точный захват, с помощью которого человек удерживает различные предметы труда, столовые приборы, письменные принадлежности. Точный захват формируется в результате обучения. Силовой же захват формируется с рождения.)

    1. Строение тазового пояса и нижних конечностей. (2 мин)

    Рассказ учителя.

    Тазовый пояс образован тремя неподвижно соединёнными между собой костями. Две массивные плоские тазовые кости сзади прочно соединены с крестцом, а спереди – друг с другом. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка бедренной кости.

    Скелет нижних конечностей образован крупной бедренной костью, голенью и стопой. Голень состоит из большой и малой берцовых костей с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой; все вместе они образуют подвижный коленный сустав.

    Стопа также подвижна и состоит из коротких костей предплюсны, среди которых выделяется массивная пяточная кость, пяти длинных костей плюсны и костей пальцев.

    1. Закрепление знаний. (8 мин).

    Фронтальный опрос.

    Каково значение опорно-двигательного аппарата?

    (Опора телу, осуществляет движение тела в пространстве, создаёт структурную форму тела, обеспечивает защиту внутренних органов, участвует в обмене веществ и т.д.)

    — Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

    (Из скелета и мышц).

    — Каково строение скелета?

    (Скелет включает в себя: череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей).

    Фронтальная письменная работа.

    «Немой» диктант.

    Учитель показывает по таблице различные отделы скелета, кости, а учащиеся записывают их названия в тетрадь.

    Сообщение учащегося .

    Из истории развития скелета.

    В строении скелета позвоночных животных и человека много общего. У рыб скелет представляет собой позвоночник с массивным черепом. К скелету относятся и костные плавниковые лучи. Скелет парных плавников древних кистепёрых рыб напоминает скелет парных конечностей наземных позвоночных животных. В течении многих миллионов лет эти костные образования усложнялись.

    План строения конечностей человека и всех позвоночных общий. Единая основа скелета, одинаковые отделы у черепахи и шимпанзе, жирафа и воробья, мыши и человека. Поэтому великий английский натуралист Ч.Дарвин подметил, что все кости скелета человека могут быть сопоставлены не только с костями обезьяны, но и с костями летучей мыши или тюленя. Различия между скелетами выражались лишь в меньшем или большем развитии отдельных костей.

    Что же произошло со скелетом, когда наши предки стали ходить и трудиться? Преобразилась вся сложная конструкция костной опоры позвоночника и таза, уменьшились челюсти. В процессе труда развивался мозг, большим стал мозговой отдел черепа, сформировалась рука как орган труда. Массивными становятся кости нижних конечностей. Образно человека можно сравнить с подвижной башней. Эта «башня» бегает, прыгает, сгибается и выпрямляется, становится верхним концом вниз, прыгает на одном «опорном столбе».

    1. Домашнее задание (2 мин): § 46, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить тест «Определение гибкости позвоночника» на с.222-223 учебника.

    Составление таблицы «Отличия скелета человека от скелета млекопитающих животных».

    Отделы скелета

    Сходство

    Различие

    1. Череп

    2. Позвоночник

    3. Плечевой пояс

    4. Тазовый пояс

    5. Передние или верхние конечности

    6. Задние или нижние конечности

    1. Подведение итогов, комментирование оценок (1мин).

    1. Рефлексия (2 мин).

    Организую внимание класса. Настраиваю детей на серьёзную, вдумчивую работу.

    Обучаю логически связанному рассказу. Побуждаю к осмыслению информации, через сопоставление предметов, явлений и их признаков, свойств.

    Развиваю умственную активность, стимулирую стремление к знаниям.

    Активирую деятельность учащихся. Учу применять полученные знания.

    Развиваю мыслительные способности, умение анализировать.

    При помощи вопроса побуждаю ученика к уяснению предложенной информации. Сообщаю часть материала, демонстрируя на скелете и таблицах, развиваю интерес к изложенному.

    Излагаю новый материал, акцентирую внимание на новых терминах. Демонстрирую излагаемое на скелете и таблицах. Развиваю память, стимулирую стремление к знаниям.

    Развиваю умение самостоятельно работать над текстом учебника, привлекаю к поиску нужной информации.

    Побуждаю к осмыслению информации через самонаблюдение.

    Побуждаю к осмыслению через сравнение. Подвожу детей к формированию вывода.

    Обучаю осмыслению информации через объяснение и демонстрацию скелета. Развиваю умственную активность, умение выделить главное.

    Объясняю порядок выполнения самонаблюдения. Побуждаю к осмыслению информации через сопоставление явлений.

    Излагаю новый материал, акцентирую внимание на названиях костей. Демонстрирую излагаемое на скелете и таблицах. Развиваю память, стимулирую стремление к знаниям.

    Развиваю самостоятельность, наблюдательность, способность применять полученные знания и делать выводы. Выявляю степень понятой по пройденному материалу темы. Это способствует лучшему запоминанию материала и прочному его усвоению, систематизирует знания.

    При помощи вопроса побуждаю учащихся к уяснению предложенной информации.

    Развиваю интеллект, речевое творчество, повышаю внимание к ответу товарища. Развиваю способность обобщать и делать выводы.

    Сообщаю часть материала, побуждая учащихся к участию в поиске на скелете тазового пояса и нижних конечностей. Концентрирую внимание учащихся. Стимулирую стремление к знаниям.

    Подвожу детей к закреплению полученных знаний, осмыслению новой информации, умение находить на скелете отделы и отдельные кости.

    Развиваю умение и навыки учащихся работать дополнительной литературой; умение школьников выделять в тексте главное.

    Обучаю логически связному рассказу.

    Побуждаю к осмыслению информации через сопоставление предметов, явлений их признаков, свойств.

    Развиваю выразительность речи, дикцию.

    Повышаю внимание к докладу товарища.

    Развиваю умение школьников выделять в тексте главное. Обучаю примам самостоятельного определения гибкости позвоночника в результате проделанного теста и наблюдения. Учу работать с дополнительной литературой.

    Учащиеся успокаиваются, организуют своё внимание: готовы к занятию, записывают дату и тему урока.

    Активно слушают,

    осмысливают,

    определяют взаимосвязи, делают выводы.

    Повышается интерес к данной теме и предмету.

    Отвечают на поставленные вопросы, развивают свою мыслительную деятельность.

    Применяют ранее полученные знания, сравнивают, делают выводы.

    Вспоминают и применяют знания. Развивают способность слушать монологическую речь и концентрируют внимание на демонстрации и рассказе.

    Активно слушают, осмысливают, схематично зарисовывают позвонок, записывают новые термины.

    Развивают зрительное восприятие и память.

    Сосредотачивают внимание, развивают умение работать с текстом учебника и рисунками. Сравнивают, делают выводы.

    Наблюдают, делают выводы.

    Сравнивают, делают вывод о единстве происхождения человека и млекопитающих животных.

    Развивают умение слушать. Изучают строение и функции грудной клетки. Сравнивают, анализируют, делают вывод.

    Находят и самостоятельно определяют взаимосвязи подвижных и полуподвижных костей, согласованной работы всех органов и систем организма.

    Развивают память и логическое мышление.

    Формируют познавательный интерес. Концентрируют внимание, зрительное восприятие.

    Приобретают уверенность в собственных силах; повышают интерес к учёбе, самопознанию.

    Находят и самостоятельно определяют взаимосвязи, применяют знания. Делают выводы.

    Повышают интерес к аналитической деятельности.

    Участвуют в обсуждении вопросов самонаблюдения, Записывают в тетради выводы. Осмысливают, дополняют ответ товарищей.

    Активно слушают. Развивают память и логическое мышление. Концентрируют внимание, зрительное восприятие.

    Сосредотачивают внимание; развивают память и логическое мышление.

    Письменные ответы учащихся дают возможность осуществить обратную связь; стимулируют дальнейшую работу по теме.

    Развивают способность слушать монологическую речь; концентрируют внимание на рассказе одноклассника.

    Развивают мыслительные способности, логическое мышление, память.

    Самостоятельно работают с текстом. Осмысливают, отвечают на поставленные вопросы. Последовательно выполняют тест, результаты записывают в тетради. Закрепляют полученные знания. Сопоставляют, сравнивают, делают выводы.

    infourok.ru

    Таблица по теме «Строение скелета человека»

      

     Отд.скелета

     

    Кости     скелета

     

    Типы     костей

    Соединения  костей

     

    Особенности   скелета  человека

    Череп

    а) лицевой

     

     

     

     

     

    б) мозговой

    парные кости:

    верхнечелюстные

    скуловые , носовые

    небные

    непарные :

    нижнечелюстная

    подъязычная

    парные :

    теменные , височные

    непарные:

    лобная , затылочная

    клиновидная

     

     

     

     

     

     

    плоские

    широкие

     

     

    неподвижное,

    кроме нижней челюсти

     

     

     

    неподвижное

    ( швы )

     

     

    развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

     

     

     

    мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

    Позвоночник

      7 шейных

      12 грудных

       5 поясничных

       5 крестцовых

       4 – 5 копчиковых

     

     

    короткие  губчатые

      полуподвижное

      полуподвижное

      полуподвижное

      неподвижное

      неподвижное

    увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

    у млекопитающих 2 изгиба ( шейный и крестцовый )

    Грудная

    клетка

    12 грудных позвонков

    12 пар ребер и грудина

    короткие губчатые

     длинные губчатые

     

     

    полуподвижное

    грудная клетка сжата спереди назад;  грудина широкая

    Плечевой

    пояс

       2 лопатки

       2 ключицы

     плоские широкие

     длинная трубчатая

     подвижное

     обеспечивает большую подвижность руки

    Скелет руки

    плечо

    предплечье

    кисть

     

    плечевая кость

    локтевая, лучевая

    запястье , пястье, фаланги пальцев

     

    длинная трубчатая длинная трубчатая

      короткие трубчатые

     

     

    подвижное

    облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе; большая подвижность большого пальца

    Тазовый

    пояс

    парные кости :

    подвздошные

    седалищные

    лобковые

     

    плоские

    широкие

     

    неподвижное

      расширенная форма таза,

    широко расставленные мощные тазобедренные суставы

    Скелет ноги

    бедро

    голень

    стопа

     

      бедренная кость больше- малоберцовая

    предплюсна , плюсна,

    фаланги пальцев

     

     длинная трубчатая длинная трубчатая  короткие трубчатые

     

     

    подвижное

      мощное развитие костей и связок, выпрямление ног в коленном суставе,

    продольный пружинящий свод стопы, развита пяточная кость

     

    Череп

    а) лицевой

     

     

     

     

     

     

    б) мозговой

    парные кости:

    верхнечелюстные

    скуловые носовые

    небные

    непарные :

    нижнечелюстная

    подъязычная

     

    парные :

    теменные , височные

    непарные:

    лобная , затылочная

    клиновидная

     

     

     

     

     

     

    плоские

    широкие

     

     

    неподвижное,

    кроме нижней челюсти

     

     

     

     

     

     

    неподвижное

    ( швы )

     

     

    развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

     

     

     

     

     

    мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

    Позвоночник

      7 шейных

      12 грудных

       5 поясничных

       5 крестцовых

       4 – 5 копчиковых

     

     

    короткие  губчатые

      полуподвижное

      полуподвижное

      полуподвижное

      неподвижное

      неподвижное

    увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

    у млекопитающих 2 изгиба ( шейный и крестцовый )

    Грудная

    клетка

     

    12 грудных позвонков

    12 пар ребер и грудина

     

    короткие губчатые

     длинные губчатые

     

     

    полуподвижное

    грудная клетка сжата спереди назад;  грудина широкая

    Плечевой

    пояс

       2 лопатки

       2 ключицы

     плоские широкие

     длинная трубчатая

     подвижное

     обеспечивает большую подвижность руки

    Скелет руки

    плечо

    предплечье

    кисть

     

    плечевая кость

    локтевая, лучевая

    запястье , пястье, фаланги пальцев

     

       длинная трубчатая

      длинная трубчатая

      короткие трубчатые

     

     

    подвижное

    облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе; большая подвижность большого пальца

    Тазовый

    пояс

     

    парные кости :

    подвздошные

    седалищные

    лобковые

     

    плоские

    широкие

     

    неподвижное

      расширенная форма таза,

    широко расставленные мощные тазобедренные суставы

    Скелет ноги

    бедро

    голень

    стопа

     

      бедренная кость больше- малоберцовая

    предплюсна , плюсна,

    фаланги пальцев

     

     длинная трубчатая

     длинная трубчатая  короткие трубчатые

     

     

    подвижное

      мощное развитие костей и связок, выпрямление ног в коленном суставе

    продольный пружинящий свод стопы, развита пяточная кость

     

     

    infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *