cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разговорная речь конспект урока 8 класс: Урок в 8 классе «Разговорный стиль речи»

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Наумова Елена Валерьевна

ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Тема: Поговорим о культуре речи

Тип урока: лекция с элементами беседы

Цель: обсудить основные проблемы культуры речи.

Задачи:

— обсудить негативные явления, происходящие в современном русском языке;

— воспитывать культуру устной и питсьменной речи.

 

На предыдущем уроке ученики писали ответ на вопрос, для чего люди употребляют в своей речи жаргонные слова. Работы проверены.

 Раздаточный материал: у каждого на столе лист с заданиями.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Тема урока. Наша цель – поговорить о культуре речи, обсудить, что отличает речь культурного человека от речи некультурного человека. Поговорим о том, что такое хорошая, правильная речь, какими свойствами она должна обладать. В конце урока вы должны будете ответить, что надо сделать, чтобы наш язык был чистым, а не «загрязненным».

— Как вы понимаете слова эпиграфа, записанные на доске?

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно (Н.В. Гоголь)

— Обсуждение.

— Почему о языке говорится «живой»? Он постоянно обогащается, в нем появляются новые слова, а какие-то слова умирают. Какие-то закрепляются, какие-то исчезают бесследно.

— Книга К.И. Чуковского «Живой как жизнь».

В нашем языке почти миллион слов. А 200 лет назад было всего 20 тысяч. Т.о. с каждым годом появляется все больше новых слов и значений.

Но не все люди умеют пользоваться этим богатством. Героиня повести Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка обходилась в жизни только 30 словами. А насколько богат ваш язык?

3. Задание. Прочитать текст.

Я… это… в кино… Клевый фильм. В общем, это… Ну, здорово. Он как даст ему, а этот… значит, это самое… как упал! А он, так сказать, того… Удрал. Здорово!

— Удалось ли рассказчику передать мысль? Почему?

А какие особенности речи показывают, что перед нами не очень культурный человек?

Ученые выделяют несколько проблем, которые существуют в речи современных людей. Они считают, что эти проблемы очень серьезные. Это губит наш язык, наносит ему невосполнимый ущерб.

  1. Вульгарная речь.
  2. Жаргонная речь
  3. Использование слов-паразитов
  4. Неуместное использование иностранных слов.
  5. Неправильное ударение в словах.

— Что такое вульгарная речь? Ученица читает определение слова «вульгарный».

Вульгарный – 1) пошлый и грубый, непристойный;

                          2) упрощенный до искажения, опошления.

(С.И. Ожегов)

— Что же такое вульгарная речь? Грубая, пошлая, упрощенная, это проявление бестактности, хамства, бескультурья.

— А что вы считаете вульгарным в речи? (Использование ненормативной лексики, грубых слов.

— Как это характеризует человека?

Чуковский в своей книге приводит примеры:

Вместо будешь побит – схлопочешь

Вместо неудачник – слабак

Вместо рассказывать анекдоты – травить анекдоты

Вместо знакомиться с девушкой – клеиться.

Вместо великолепно – потрясно.

Слово «достал». Его употребляют повсеместно. Напишите синонимы, которыми это слово можно заменить. 2 минуты. (Действует на нервы, раздражает, я от него устал, он меня злит, надоел, опротивел, наскучил).

Однако и чрезмерная боязнь употребить слишком грубое слово – тоже плохо. Гоголь: есть барышни, которые никогда не скажут «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», никогда не скажут «этот стакан воняет» — они скажут «я облегчила нос», «я обошлась посредством платка», «этот стакан нехорошо себя ведет».

4. — Что такое жаргон? Он тоже делает нашу речь вульгарной. Иногда бывает уместным жаргонное словечко, но чаще такие слова делают нашу речь примитивной. Вы писали работу «Зачем люди используют жаргонные слова». Ваши ответы.

— Ученый-лингвист П. А. Клубков называет такие слова « словесной грязью». Почему?

К словесной грязи относятся и слова-паразиты. Почему они так называются? (Паразиты живут за чужой счет, они не несут никакой функции, только мешают). Часто мы употребляем их в речи и даже не замечает этого.

5. Читаем диалог.

— Петя, ты почему вчера не был в школе?

— Я, это, Марья Ивановна, как бы заболел.

— Заболел или как бы заболел?

— У меня, это самое, типа голова болела.

— Поверила ли учительница ученику? Почему? Какие слова-паразиты использовал ученик?

— Каких еще есть слова-паразиты, которых надо избегать? (это самое, ну, вот, типа, как бы).

— А как вы думаете, почему люди их используют? Чем-то занять паузу, пока думаешь.

Лингвист П.Клубков говорит, что использование слова «как бы» происходит из стремления говорящего снять с себя ответственность за неточность речи: «сказал как бы – и тем самым как будто извинился за небрежность».

6. Исправить текст.

Поставили мне, значит, «двойку» за правило. А ведь еще вечером я его типа учил. Но перед самым уроком как бы забыл. Надо будет, это самое, в другой раз получше учить.

7. Неуместное использование заимствованных, иностранных слов.

Язык, как мы сказали, подобен живому организму. И в него постоянно проникают новые слова. Какие новые слова вы можете назвать (которых не было лет 20 назад)?

В наш язык приходят новые слова. Всегда были ученые, которые негативно отзывались о таких явлениях. Считались вульгарными слова «факт, солидарность». Известен спор писателя Карамзина и ученого-филолога Шишкова. Шишков: заимствования вредны, от них надо избавляться. Он был против внедрения в язык новых слов. Предлагал:

Бильярдный кий – шаротык

Величие – велелепие

Будущий – грядый

Тротуар – топталище.

Галоши — мокроступы

Карамзин ввел в язык слова промышленность, будущность, потребность, общеполезный, усовершенствованный.

8. Как вы думаете, что означали в прошлом эти слова? Письменно, 3 минуты.

Ветрило

Ланиты

Десница

Толмач

Дружество

Богачество

Лечба

Зерцало

Гошпиталь

Хоробрый

Клоб

Пиит

Оператор

Плеск

Позор

(Ответы: парус, щеки, правая рука, переводчик, дружба, богатство, лечение, зеркало, госпиталь, храбрый, клуб, поэт, хирург, аплодисменты, зрелище. Театр – позорище)

Хотя многие и протестовали, но это нормально, что в язык проникают новые слова и что какие-то слова изменяются. В том числе приходят иностранные слова. Очень многие слова в нашем языке заимствованные.

Прочитаем, какие слова пришли к нем из других языков:

9. Слова, пришедшие к дам от арабов: алгебра, альманах, алкоголь.

 Слова, пришедшие от тюркских народов: ирмяк, артель, аршин, балаган, бакалея, базар, башмак, болван, караул, кутерьма, чулан, чулок.

Слова, пришедшие из Италии: почта, купол, кабинет, бюллетень, скарлатина, газета, симфония, соната, касса, кассир, галерея, балкон, опера, оратория, тенор, сопрано, сценарий и др.

Слова, пришедшие из Англии: митинг, бойкот, клуб, чемпион, рельсы, руль, агитатор, лидер, спорт, вокзал, ростбиф, бифштекс, хулиган и т.д.

Слова, пришедшие из Франции: наивный, серьезный, солидный, массивный, эластичный, репрессия, депрессия, партизан, декрет, батарея, сеанс, саботаж, авантюра, авангард, кошмар, блуза, бронза, метр, сантиметр, декада, парламент, браслет, пудра, одеколон, вуаль, котлета и т.д.

Слова, пришедшие из Германии: бутерброд, шлагбаум, брудершафт, бухгалтер, вексель, штраф, флейта, мундир.

Это нормальное явление. Однако часто из-за своеобразной моды люди начинают использовать иностранные слова неуместно.

Американизмы – хай, хелло. Вечеринка – корпоратив, бизнес-ланч – про обыкновенный обед, секьюрити – охрана. Эксклюзивный – модное слово. Неуместное употребление. Избегайте этого. Почему люди используют эти слова, как вы думаете? Много их – в средствах массовой информации, в рекламе. Это все влияет на нас.

10. С течением времени изменяются и ударения в словах.

Раньше – музЫка, симвОл, призрАк.

— Как правильно ставить ударения в словах? Выучить, а в случае сомнений заглядывать в словарь.

11. Поставьте ударения в словах. Проверим!

Апостроф

Баловать

Втридорога

Досуг

Жалюзи

Завидно

Звонит

Закупорить

Каталог

Ломоть

Намерение

Недуг

Откупорить

Хвоя

Черпать

Щавель

Эксперт

— Неверные ударения в словах также выдают не очень грамотного человека.

12. Какие основные проблемы в современном русском языке мы обозначили?

13. Самостоятельная работа. Письменно ответить на вопрос: «Что надо сделать, чтобы наша речь была чистой?»

Раздаточный материал:

  1. Я… это… в кино… Клевый фильм. В общем, это… Ну, здорово. Он как даст ему, а этот… значит, это самое… как упал! А он, так сказать, того… Удрал. Здорово!

— Петя, ты почему вчера не был в школе?

— Я, это, Марья Ивановна, как бы заболел.

— Заболел или как бы заболел?

— У меня, это самое, типа голова болела.

 3. Поставили мне, значит, «двойку» за правило. А ведь еще вечером я его типа учил. Но перед самым уроком как бы забыл. Надо будет, это самое, в другой раз получше учить.

4. Ветрило

Ланиты

Десница

Толмач

Дружество

Богачество

Лечба

Зерцало

Гошпиталь

Хоробрый

Клоб

Пиит

Оператор

Плеск

Позор

5. Слова, пришедшие от тюркских народов: ирмяк, артель, аршин, балаган, бакалея, базар, башмак, болван, караул, кутерьма, чулан, чулок.

Слова, пришедшие из Италии: почта, купол, кабинет, бюллетень, скарлатина, газета, симфония, соната, касса, кассир, галерея, балкон, опера, оратория, тенор, сопрано, сценарий и др.

Слова, пришедшие из Англии: митинг, бойкот, клуб, чемпион, рельсы, руль, агитатор, лидер, спорт, вокзал, ростбиф, бифштекс, хулиган и т.д.

Слова, пришедшие из Франции: наивный, серьезный, солидный, массивный, эластичный, репрессия, депрессия, партизан, декрет, батарея, сеанс, саботаж, авантюра, авангард, кошмар, блуза, бронза, метр, сантиметр, декада, парламент, браслет, пудра, одеколон, вуаль, котлета и т.д.

Слова, пришедшие из Германии: бутерброд, шлагбаум, брудершафт, бухгалтер, вексель, штраф, флейта, мундир 

6. Апостроф, баловать, втридорога, досуг, жалюзи, завидно, звонит, закупорить, каталог, ломоть, намерение, недуг, откупорить, хвоя, черпать, щавель, эксперт

Урок по культуре речи на тему «Учимся говорить» (8 класс)

Урок культуры речи в 8 классе

Тема: Учимся говорить

Цели: 1. Углубить знания учащихся о нормах литературного языка.

2. Развитие навыков владения нормами устной речи.

3. Повышение культуры речи учащихся.

Эпиграф к уроку: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев)

Оборудование: таблица «Нормы литературного языка», карточки индивидуальной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

    • Как по-вашему, какую речь можно назвать культурной? (ответы учащихся)

    • В БСЭ культуру речи определяют, как степень соответствия речи нормам литературного языка.

    • Скажите, где можно встретить абсолютно правильную культурную речь? (на волне русскоязычных западных радиостанций речь дикторов на 100% соответствует нормам речи).

    • В такой ситуации перед нами может стоять только одна цель: учиться говорить в соответствии с нормами русского языка. (Работа с эпиграфом).

  3. Изучение нового материала.

    1. Работа с таблицей «Нормы литературного языка»

  4. Знание каких норм необходимо для грамотного владения устной речью? (произносительной, морфологической, синтаксической, стилистической)

  5. Проверим, насколько вы владеете знанием перечисленных норм речи.

2) Работа у доски. Расставить ударения в словах.

Феномен, углубленный, расклеить, звонишь, начал, запломбировать,

черпать, завидно, приняли, торты, красивее, баловать, договор,

обеспечение.

3) Образовать форму множественного числа

существительных

Адрес — адреса, берег — берега, директор — директора, паспорт — паспорта, корпус – корпуса — корпусы, образ – образы — образа, том — тома, веер — веера, почерк — почерки, договор – договоры, инженер — инженеры, пекарь — пекари, бухгалтер — бухгалтеры, выбор — выборы, катер — катера, ордер — ордеры, хлеб – хлебы — хлеба, шофер — шоферы, цвет – цвета,

4) Лексическая работа. Правильно ли объяснено младшими школьниками значение фразеологических оборотов?

Навострить уши. – Это лисичка что-то унюхала и — уши торчком.

Волк побежал что было духу. – Очень быстро побежал.

Несолоно хлебавши. – Несоленый суп или борщ.

Люди старались держаться от них подальше. – Обходили на большом

расстоянии.

Утенок был ни жив ни мертв. – Утенок замер от страха.

5) Инсценирование речевых ситуаций.

А) На завтра вы приглашены на день рождения друга. Сегодня в 21.00. вы узнаете, что рано утром вам с вашими родителями срочно нужно уехать из города. Сообщите своему другу по телефону, что вы не сможете прийти на день рождения.

Б) Вы с другом возвращались из школы. Неожиданно друг поскользнулся и растянул связки на ноге. Вы помогли ему добраться домой, и теперь нужно позвонить на работу его маме и сообщить о несчастье. Составьте разговор с мамой.

(инсценирование речевых ситуаций завершается коллективным обсуждением увиденного и услышанного).

6) Найти и исправить нарушения норм речи в предложениях. (задания напечатаны на карточках, которые раздаются на парты)

1. Ряд исследований по этой теме уже опубликованы в журналах. 2. Читая эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас. 3. Мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы. 4. В нашем лесу много ягод и малины.

7) Найти стилистические ошибки. (предварительно повторяются стили речи)

  1. Петька накатывает мяч на Пашку, и – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Нога оказывает определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличивается. Мяч со свистом летит в ворота.

  2. (из автобиографии) Я, Андрей Петров, родился в 1991 году в небольшом поселке недалеко от Астрахани. Мой отец, Петров И. С., работает слесарем в ЖЭКе №4, мать, Петрова Н. В., кассирша в магазине. Кроме меня, в нашей семье есть ещё двое детей – мои младшие братик и сестричка, близнецы Стасик и Верочка. Я их очень люблю и много с ними играю.

  1. Итоги урока. Учащимся необходимо ответить на вопрос:

5. Домашнее задание. Выписать 5-6 примеров нарушения норм речи, услышанных в речи окружающих.

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Конспект и раздаточный материал к уроку русского языка в 8 классе на тему «Ораторская речь»

СОВЕТЫ ЮНОМУ ОРАТОРУ

По материалам образовательного портала Российского университета дружбы народов

1. Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

2. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

3. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

4.  Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

5. Говори проще.

6. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

7. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением, неточно знаешь значение слова или выражения — замени его другим.

8. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они — твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.

9. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

Вот наступает час вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуй следующим рекомендациям:

1. Не бойся  слушателей: еще ни разу  в истории не съели ни одного из ораторов, ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики.

2. Сконцентрируй внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помни, что для слушателей важнее всего представляемая тобой  позиция, твои  идеи, а потом уже ты сам.

3. Скажи слушателям не все. Оставь себе «резервные знания» — мысль о них укрепит твою уверенность.

4. За час-полтора до выступления не занимайся  неожиданными и непривычными для тебя делами, не начинай новых дел — это рассеет твое  внимание.

5.  Ощущение того, что твои  слова нужны людям и тебе  есть, что сказать, снимает всякий барьер страха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточься  на своем ощущении и, если есть возможность, скажи вслух: “Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать!”

УСПЕШНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ!

СОВЕТЫ ЮНОМУ ОРАТОРУ

По материалам образовательного портала Российского университета дружбы народов

1. Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

2. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

3. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

4.  Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

5. Говори проще.

6. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

7. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением, неточно знаешь значение слова или выражения — замени его другим.

8. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они — твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.

9. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

Вот наступает час вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуй следующим рекомендациям:

1. Не бойся  слушателей: еще ни разу  в истории не съели ни одного из ораторов, ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики.

2. Сконцентрируй внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помни, что для слушателей важнее всего представляемая тобой  позиция, твои  идеи, а потом уже ты сам.

3. Скажи слушателям не все. Оставь себе «резервные знания» — мысль о них укрепит твою уверенность.

4. За час-полтора до выступления не занимайся  неожиданными и непривычными для тебя делами, не начинай новых дел — это рассеет твое  внимание.

5.  Ощущение того, что твои  слова нужны людям и тебе  есть, что сказать, снимает всякий барьер страха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточься  на своем ощущении и, если есть возможность, скажи вслух: “Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать!”

УСПЕШНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ!

Конспект урока русского языка 8 класс по теме

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана

КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА:

Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления.

(8 класс)

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Пагина Елена Анатольевна

Неман,2014г.

Цель:

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Общеучебные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • структурирование знаний;

  • рефлексия способов действий, контроль и оценка

  • постановка и формулирование проблемы.

Логические:

  • анализ;

  • сравнение, подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • доказательство.

Познавательные:

Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.

Задачи:

  • формулировать умения узнавать высказывание публицистического стиля;

  • учить аргументированному ответу;

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. ( Слайд 1)

— Возможности нашей устной и письменной речи необычайно богаты и многогранны. Нужно лишь умело ими пользоваться, и тогда нам будут подвластны и поэтика художественных произведений, и «непроходимые джунгли» деловых и официальных бумаг, и неприхотливость разговорной речи.

Ребята, скажите, пожалуйста, в каком веке мы живем? (Век новейших технологий)

Все больше изобретается новых машин для облегчения жизни людей, но все же живое человеческое слово и общение не заменить машинами. Только оно способно воздействовать на людей

2.Фронтальная беседа с классом (Слайд 2)

— Давайте с вами вспомним, что такое текст.

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

— Что такое тема, основная мысль и идея текста?

Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.

— Что может быть отражено в заглавии текста?

И тема текста, и его основная мысль

— Назовите, какие типы речи вы знаете.

Повествование, описание, рассуждение.

— Какие стили речи вы знаете?

Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический

— Сегодня мы более подробно изучим еще один стиль – публицистический– и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.

Запишем тему урока:

«Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления».

3. Работа с учебником. Изучение теоретического материала. ( Слайд 3)

Найдём информацию в учебнике и дадим определение научному понятию .

-Название стиля происходит от какого слова?

Произошло от латинского слова общественный.

— Где используется публицистический стиль?

В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…

– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Давайте сделаем вывод.

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

4. Словарно-орфографическая работа. Работа у доски. ( Слайд 4)

Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

Чередование согласной (ц//к//ч)

5. Работа в группах.

Давайте теперь определим лексическое значение слов. Каждая группа попытается разъяснить лексическое значение слов, написанных на карточках.

( Слайд 5)

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Публицист – автор публицистических произведений

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе

Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

Каждая группа дает свое толкование. ( Слайд 6)

6. Объяснение нового материала.

Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией.

Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

( Слайд 7)

Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

– Запишем их и дадим толкование: ( Слайд 8)

Заметка – краткое сообщение в печати.

Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

7. Практическая работа в группах.

— На ваших столах лежат тексты разных жанров публицистического стиля, ваша задача, ознакомившись с текстом , определить его жанр.

Аргументированные ответы групп. ( Слайд 9 )

8.Творческая работа в группах.

— Ребята, вы хорошо и согласованно поработали: определили 4 разных жанра публицистического стиля. А сейчас я предлагаю вам провести совместную творческую работу. Каждая из групп составит текст интервью (еще одного жанра публицистики). Задание у каждой группы разное. ( Слайд 10)

-Давайте на время забудем о том, что вы учащиеся 8 класса. Сейчас вы – начинающие журналисты и вам предстоит принять участие в конкурсе «Юное дарование». Номинация «Лучшее интервью». (Учащиеся работают, звучит спокойная музыка).

( Слайд 11)

9. Обобщение, подведение итогов, оценивание:

Заслушиваются интервью творческих групп. Выслушиваются мнения о самом удачном. ( Слайд 12)

-Спасибо, ребята, за проделанную работу! Хочется надеяться, что вам понравилось ощущать себя «акулами пера».

-Итак, наш урок завершен. Мне думается, он был небезынтересен для вас: мы вспомнили черты публицистического стиля, познакомились ближе с некоторыми из его жанров, научились создавать свои интервью. Наилучшие работы получили заслуженную оценку. ( Слайд 13)

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Стили речи 8 класс

Урок по теме «Стили речи»

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

  1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
  2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
  3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
  4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
  5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:

Учитель.Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

Учитель:

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

Таблица:

 

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Художественная литература

Особен-ности

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы…

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький…

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением…

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать…

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Фронтальный опрос:

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

Общеупотребительная

Книжная

Разговорная

Верх

Вершина

Макушка

Препятствие

Преграда

помеха

Бояться

Опасаться

трусить

прогнать

Изгнать

выставить

волноваться

Тревожиться

психовать

лицо

лик

морда(просторечное)

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа ( в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

– Вы согласны?

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме: Урок развития речи по технологии РКМЧП «Правила речевого общения»

Тема: Правила речевого общения.

Цели:

  • познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи;
  • развивать способность четко и точно излагать собственную точку зрения, связную речь учащихся;
  • воспитывать культуру речи.

Оборудование урока: 1)листы с текстами;

                                        2)эпиграф к уроку:

                                       «Успех зависит на 15% от знаний и на 80% — от умения общаться с  

                                       людьми, «подать» себя»

                                                                                                           Д.Карнеги

                                       «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого

                                        общения»

                                                                                                           А.С-Экзюпери

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Ход урока:

        1.Стадия вызова.

        1)Беседа.

— С кем вы общаетесь каждый день?

— Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями?

— Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их.

— В каких ролях вам приходится бывать в разных ситуациях общения?

        2)(Групповая работа) Карточка 1. Составление и разыгрывание ситуаций, где учащиеся в разных ролях:

Пациент в больнице; сын, который пришел из школы; дочь, которая возвратилась с вечера; сын и отец посмотрели интересный фильм; ученик, не выполнивший домашнее задание.

        3)Карточка 2. Чтение текста «Учимся общаться»

        Дорогие ребята! Общение – одно из самых больших достоинств человечества. Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери, сказку которого о маленьком принце вы все знаете и любите, говорил, что «единственная  настоящая роскошь  – это роскошь человеческого общения». Счастье общения оценивает каждый, кому надолго приходится оставаться в одиночестве. По свидетельству космонавтов, одним из самых тяжёлых является испытание в специальной камере, где для космонавта примерно на шесть часов прерывается связь с внешним миром.

        Общение отличается от простого говорения тем, что чаще всего предполагает адресата. Люди общаются друг с другом, когда хотят о чём-то спросить собеседника, что-то сообщить, к чему-то его побудить, а то и просто «поболтать» с ним.

        Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-разному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами. Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.

Одним из важнейших условий общения является знание и выполнение правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.

— Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник).

— Почему общение – это «единственная настоящая роскошь»?

— Выпишите из текста слова А.С.Экзюпери, оформляя в виде эпиграфа.

        4)Творческая (групповая) работа.

  • Ученики составляют правила речевого общения.
  • Чтение и обсуждение предложенных правил.

        2.Стадия осмысления новой информации.

        1)Правила речевого общения.

— А  теперь прочитаем тему с учебника и узнаем, какие требования предъявляются к речи. Приложение 1.(учебник «Слово» для 8 класса в башкирской школе, стр. 130).

— Отметьте самую интересную информацию знаком !, самое важное, на ваш взгляд, правило  — знаком +.

— Какое правило считаете наиболее полезным для себя?

        2)Карточка 3. Текст «Правила ведения беседы». Чтение методом инсерта.

1.Самое главное  условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику.

2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются  к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно.

4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, — гласит народная мудрость.

5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего.

6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав.

7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу.

— Читать с отметками (знаю +, новое -).

— Сравнивайте с предыдущими правилами. Какие пункты перекликаются? (повторяются)

        3)Карточка 4. Текст «Хорошее слово – половина счастья»

        Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться.

        Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить в пословицах и поговорках: «Язык мой – враг мой», «Все беды человека от его языка», как и напутствие  – «Хорошее слово – половина счастья».

        Любой диалог возможен при условии – быть вежливым друг друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От приятных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

        В основе речевых общений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай», Речь начинается со слушания, понимания, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает. Когда не спрашивают», «Я про Фому, а он – про Ерему», «Верёвка хороша, когда длинна, речь – когда коротка» (о многословии), «Хорошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же).

                                                                                                       (по В.И.Аннушкину)

— Списать пословицы.

— К каким пунктам правил речевого общения, данным в учебнике, они подходят?

        4)Творческая работа.

  • Используя правила речевого общения, по данным ситуациям (задание 1.2) снова составить диалоги. (группы меняются темами)

        

        3.Рефлексия.

-Что было наиболее важным на уроке?

— Какая информация представляется ценной для вас?

— Что нового было именно для тебя?

        Обобщающее слово учителя:

-Урок хочется закончить словами Расула Гамзатова:

        Чем не искусней меч,

        Тем он звенит грозней,

        Чем не разумней речь,

        Тем говорун шумней.

Домашнее задание: Эссе «Для чего нужно изучать правила общения».

Литература:

1.Учебник русского языка для 8 класса  «Слово в устноязычном общении». Саяхова Л.Г., Уфа, 2005.

2.Пособие по развитию речи. Закирьянов К.З., Уфа, 1993.

Приложение 1.

        В жизни людей общение занимает важное место: на него уходит, как считают социологи, до 70% времени. Например, японские ученые-лингвисты выяснили, что служащие Японии (самой оснащенной техническими средствами коммуникации страны в мире), тратят на разговоры около половины своего времени – почти семь часов в сутки, на чтение у них уходит полтора часа, пишут они всего 47 минут. Эти данные свидетельствуют о том. Что даже современный человек, обладающий совершенными средствами связи, — человек по преимуществу говорящий. И ко всем определениям человека – homo sapiens (человек разумный),   homo fuber (человек производящий),  homo eludens (человек играющий) можно с полным основанием присоединить homo kommunikans (человек общающийся).

        По мнению специалистов, успех человека в жизни на 85 % определяется его умением вступать в контакт с окружающими людьми. Человек, умеющий общаться, «обречен» на успех. Что же необходимо знать  и уметь каждому человеку, чтобы его общение с окружающими было успешным и эффективным?

        С точки зрения современных представлений об эффективном общении, в процессе коммуникации нет пассивной стороны. Роль слушателя так же активна, как и роль говорящего. От взаимодействия этих двух сторон зависит и успех общения. Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип «кооперации», или принцип речевого сотрудничества, который включает в себя следующие частные правила:

1.Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации (известны люди, которые очень много говорят, но сами и не умеют слушать).

2.Не отвлекаться от темы (все реплики разговора должны быть уместны, относиться к делу).

3.Говорить только правду. Это правило предупреждает: «Не говори того, что считаешь заведомо ложным». «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований».

4.Говорить определенно, не двусмысленно (многие любят говорить обиняками, намеками – это нарушение принципов нормального общения)

5.Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника. Это правило включает в себя ряд требований: «Будь тактичен», «Будь великодушен», «Не суди других», «Будь скромен», «Избегай конфликтов», «Оформляй адресованное собеседнику высказывание согласно правилам речевого этикета».

Конечно, в реальной жизни эти правила очень часто не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, неуважительного отношения к людям.

                                 Урок на тему «Правила речевого общения»

 Карточка 1. Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:

а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.

Карточка 2. Чтение текста «Учимся общаться»

        Дорогие ребята! Общение – одно из самых больших достоинств человечества. Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери, сказку которого о маленьком принце вы все знаете и любите, говорил, что «единственная  настоящая роскошь  – это роскошь человеческого общения». Счастье общения оценивает каждый, кому надолго приходится оставаться в одиночестве. По свидетельству космонавтов, одним из самых тяжёлых является испытание в специальной камере, где для космонавта примерно на шесть часов прерывается связь с внешним миром.

        Общение отличается от простого говорения тем, что чаще всего предполагает адресата. Люди общаются друг с другом, когда хотят о чём-то спросить собеседника, что-то сообщить, к чему-то его побудить, а то и просто «поболтать» с ним.

        Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-разному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами. Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.

Одним из важнейших условий общения является знание и выполнение правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.

        2)Карточка 3. Текст «Правила ведения беседы».

1.Самое главное  условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику.

2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются  к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно.

4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, — гласит народная мудрость.

5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего.

6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав.

7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу.

Карточка 4. Текст «Хорошее слово – половина счастья».

        Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться.

        Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить в пословицах и поговорках: «Язык мой – враг мой», «Все беды человека от его языка», как и напутствие  – «Хорошее слово – половина счастья».

        Любой диалог возможен при условии – быть вежливым друг друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От приятных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

        В основе речевых общений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай», Речь начинается со слушания, понимания, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает. Когда не спрашивают», «Я про Фому, а он – про Ерему», «Верёвка хороша, когда длинна, речь – когда коротка» (о многословии), «Хорошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же).

План-конспект урока по русскому языку (8 класс): Урок развития речи 8 класс

Русский язык

8 класс

Урок развития речи

Тема: Подготовка к изложению с творческим заданием

по тексту С.В. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»

Цели урока:

  1. Повторить сведения об особенностях текстов публицистического стиля, строении статьи;
  2. Совершенствовать навыки анализа текста, проверять умения сохранять при пересказе стиль речи, типологическое строение, тему и основную мысль высказывания;
  3. Развивать навыки связной речи обучающихся, культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»; творческие способности школьников.

Оборудование урока: портреты С.В. Гиацинтовой, В.И. Качалова, компьютер, интерактивная доска, презентация (видеоролик) Московского Художественного театра.

Методические приемы: сообщения учеников, анализ текста, работа со справочной литературой, использование интерактивной доски.

Ход урока

  1. Оргмомент. Объявление темы и целей урока. (Оформление записей в тетрадях).
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Общее задание. Ответ на вопрос: «Каким я представляю себе воспитанного человека?» (сочинение – миниатюра).                    Слушаем одного обучающегося.
  2. Индивидуальное задание (по выбору обучающихся)

— А.П. Чехов. Рассказ «Крыжовник». Кодекс воспитанного человека. (Выписать мысли А.П. Чехова в тетрадь).                    Слушаем одного обучающегося.

Чехов всю жизнь занимался самовоспитанием. В 23 года он писал своему брату и рассуждал о воспитанных людях. Чехов говорил, что воспитанные люди:

1)уважают человеческую личность, они вежливы, уступчивы;

2)не лгут даже в пустяках;

3)держат себя на улице так же, как и дома;

4)имеют талант, уважают его:

А еще я прочитала рассказ «Крыжовник». В нем ветеринарный врач Иван Иванович говорил своим друзьям: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда-болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человечка с молоточком нет…» Мне кажется, что если человек будет проявлять внимание к другим, то тогда его можно считать воспитанным человеком.

 — Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Письмо 13.             «О воспитанности» (Выписать рассуждения Д.С. Лихачева                     о воспитанности).

Слушаем одного обучающегося.

У известного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева есть книга «Письма о добром и прекрасном». Он посвятил ее современникам и потомкам (так автор говорил в предисловии). Но мне кажется, что книга адресована нам, молодым. Лихачев размышлял о смысле жизни, о дружбе, о справедливости. Он избрал форму писем. Наверное, в своих читателях автор представлял друзей, старался писать легко и просто. Я прочитала «Письмо 13». Оно называется «О воспитанности». Выписала несколько мыслей Лихачева, которые мне запомнились:

-Воспитанный человек – это тот, который хочет и умеет считаться с другими.

— Воспитанный человек выполняет данные другим обещания, он всегда один и тот же – дома, в школе, в магазине.

Еще Лихачев в этой главе говорил о хороших манерах. Он считал, что в основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

  1. Лексическая работа (индивидуальное задание, выполняет ученик на доске)

— выписать из «Толкового словаря русского языка» значение слова «воспитанный», подобрать синонимы, антонимы, составить предложение.

  1. Слово учителя. Мы с вами выяснили значение слова «воспитанный», послушали сочинения – миниатюры. Давайте запишем в тетрадь несколько тезисов, они нам помогут в дальнейшей работе на уроке и дома.

Записи в тетрадях:

Воспитанный –  отличающийся хорошим воспитание, умеющий хорошо вести себя.

Воспитанный – образованный, культурный, вежливый, порядочный.

Воспитанный – невоспитанный, бескультурный.

Из Чехова: «Воспитанный человек – вежливый, уступчивый, не лжет, всегда одинаковый дома и на улице, ценит свой талант».

Из Лихачева: «Выполняет данные другим обещания».

-Глубоко ли мы понимаем значение данного слова? Воспитанный человек – понятие глубокое. К тому, что мы услышали, можно еще многое добавить.

  1. Самостоятельное творческое задание. Презентация видеоролика «Московский Художественный театр»

Слово учителя. Именно на сцене этого театра начала  свою творческую судьбу автор текста изложения Софья Владимировна Гиацинтова (фотография на экране). А было это в 1910 году. Ей посчастливилось познакомиться со многими знаменитыми людьми. Софья Владимировна опубликовала мемуары «Люди и судьбы», книгу «С памятью наедине», публицистические статьи. С одной из них мы сегодня и будем работать. Ее кумиром был актер, которого любили миллионы  — это Василий Иванович Качалов. Многие из вас слышат эту фамилию, возможно, впервые.

— Сообщение ученика о Качалове (фотография на доске)

Василий Иванович Качалов – актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния. Качалов —  это его сценический псевдоним, настоящая фамилия Шверубович. Он родился 11 февраля в 1875 году в Вильне  (сейчас это город Вильнюс). Там закончил гимназию, потом переехал в Петербург, поступил на юридический факультет университета. Вторым университетом Качалов называл Александринский театр. Студенты организовали кружок и ставили спектакли. Качалова называли «самородком», подчеркивали мягкость его голоса, пластичность фигуры.

Настоящая известность пришла к Качалову, когда в 1900 году он начал работу в Московском Художественном театре. Дебют состоялся в роли Берендея по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Всего во МХАТе Качалов создал 55 сценических образов. Он играл главные роли в пьесах по произведениям Чехова, Горького, Шекспира, Пушкина, Грибоедова, Толстого. Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов на концертах, на радио, в записях исполнял стихотворения Пушкина, Есенина, Блока, прозаические отрывки. Умер в 1948 году 30 сентября. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

  1. Слово учителя. Наверное, многие из вас догадались, о ком пойдет речь в статье «Что значит  быть воспитанным?». Перед чтением текста давайте вспомним вместе (работа в  парах), как мы готовимся к изложению. Ученики называют тезисы, потом на доске появляется памятка.

«Как готовимся к изложению»

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выясните значение непонятных слов.
  3. Определите основную мысль текста. Найдите слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для ее раскрытия.
  4. Выпишите трудные слова, объясните постановку знаков препинания.
  5. Еще раз прочитайте текст.

(Раздаем тексты изложения)

  1. Выразительное чтение вслух (два ученика) статьи С.В. Гиацинтовой  «Что значит быть воспитанным?»

Вопросы для обсуждения

 — Кого автор статьи выбирает примером воспитанного человека? (Василий Иванович Качалов)

Слово учителя: Сегодня мы  услышали ваше мнение, мнение Чехова, Лихачева, а вот теперь мнение Гиацинтовой. Если сравнить все тексты, чем именно текст изложения отличается от наших рассуждений? (Поступки Качалова называются конкретно, а не только перечисляются черты характера воспитанного человека). Писать будем о Качалове.

Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Человек живет среди людей, и он свои поступки должен соизмерять с тем, как их воспримут другие. Воспитанный человек всегда проявляет уважение к людям, относится к ним по-доброму.

 

  1. Работа в группах. Анализ текста. (План на интерактивной доске,                      у обучающихся – на партах печатный вариант). Учебник с. 204 «Публицистический стиль», с. 210 «Статья».          
  1. Первая группа. Композиционно-содержательный анализ:
  • определить тему текста;
  • сформулировать основную мысль текста;
  • назвать микротемы, соотнести их с абзацным членением;
  • составить план текста.

Сообщение старшего в группе.

Основная мысль текста – «Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому»

Тема текста – о поведении воспитанных людей в обществе.

Микротемы:

-Воспитанный человек… Кто он?

— Хорошие манеры – это еще не воспитанность.

 — Быть воспитанным – быть внимательным к людям.

— Качалов – образец воспитанного человека.

— Все дело в мыслях и побуждениях человека.

План

  1. Воспитанный человек – высокая похвала.
  2. Что такое воспитанность?

-хорошие манеры

-внимание к другим

-скромность, тактичность.

  1. Качалов – пример воспитанного человека.
  2. Корни поступков в мыслях и побуждениях человека.
  1. Вторая группа. Стилистический анализ текста
  • определить принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю: проанализировать речевую ситуацию, назвать ведущие стилевые черты;
  • указать жанровую принадлежность.
  • найти языковые средства, характерные для данного стиля речи.

Сообщение старшего в группе.

Этот  текст относится к публицистическому  стилю. Он актуален по теме, общественно значим (всегда говорят о воспитании), эмоционален. Автор Софья Владимировна Гиацинтова сообщила интересную информацию о воспитанном человеке Качалове, она воздействовала на наше сознание, повлияла на личную позицию, не оставила нас равнодушными. Жанр текста, я думаю, статья. Автор привлекает внимание читателей к важному вопросу. Наше изложение называется «Что значит быть воспитанным?».  В статье проявляется личная позиция автора. Гиацинтова не только делится своими мыслями, а старается, чтобы мы задумались над проблемой, сделали выводы.

Индивидуальная работа с интерактивной доской.

Задание: перенести из левого столбика языковые средства, которые встретились в тексте, привести примеры из изложения.

Языковые средства (работа с таблицей)

Использование восклицательных предложений

Обратный порядок слов

Прямые обращения к собеседнику

Если о вас скажут такое, считайте, что вы удостоились высокой похвалы.

Повтор слов и синтаксических конструкций

Это не только хорошие манеры. Это нечто большее в человеке.    Быть воспитанным – значит быть внимательным.

Побудительные предложения, содержащие призыв к действию

Ряды однородных членов предложения

Качалов немедленно предложил свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон.

Вводные слова, передающие авторское отношение

Неполные предложения

Значит, все дело в мыслях и побуждениях.

Риторические вопросы

Так что же такое воспитанность?

Обособленные члены предложения

  1. Третья группа. Типологическая структуры текста:
  • определить ведущий тип речи;
  • выделить включенные в текст типовые фрагменты;
  • составить типологическую схему текста;
  • найти средства связи предложений и фрагментов текста.

Сообщение стершего в группе.

Известно, что если жанр публицистического стиля «статья», то ведущим типом речи является рассуждение.

Тезис: Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому (Качалов)

Аргументы:

  1. Качалов уважал людей и интересовался их делами.
  2. Делал комплименты женщинам.
  3. Запоминал имена и отчества людей.
  4. Помогал нуждающимся, предлагал свои услуги.

Вывод: Сердечность и доброта к людям  – корни воспитанного человека.

  1. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Слово учителя. Дома нужно будет  написать ответ на вопрос: «Так как же стать воспитанным человеком?» Самостоятельный ответ на вопрос и будет концовкой изложения (творческое задание).

Составление таблицы на доске.

(«Маршрут» действий, собираем признаки воспитанного человека)

Воспитанный человек

не лжет

вежлив, уступчив

ценит свой талант

-не совершает плохих поступков, тогда не надо лгать;

 — оставаться самим собой в любой ситуации.

— не перебивает говорящего;

-умеет прощать;

-находит компромиссные решения в любой ситуации.

— не тратит время зря;

-не разменивается по мелочам;

-не выполнять несвойственную работу.

  1. Итоги урока (Оценки обучающихся.)

Слово учителя: Мы сегодня сделали все записи в тетрадях. У вас есть вопросы? Вам понятно, что делать дома? Хорошо ли вы представляете, что будете писать в изложении, в творческом задании?

Слушаем одного обучающегося.

 Дома вспомню содержание изложения, потом прочитаю записи в тетради, напишу ответ на вопрос. Я думаю, можно только о себе, а можно привести пример воспитанного человека, которого я знаю. 1.Вступление. Тезис.  2. Аргументы. 3. Вывод. Заключение (схема работы).

Слово учителя.

Спасибо всем за интересную работу на уроке. Удачи при выполнении творческого задания.

Разговорная речь | Статья о разговорной речи от Free Dictionary

(1) Термин, используемый для обозначения устной (неписаной) повседневной речи тех, кто использует литературный язык. Разговорная речь изучается с использованием записанных на пленку и расшифрованных записей бегущей речи или отдельных речевых особенностей носителей литературного языка.

Различные характеристики разговорной речи в литературном языке определяются недостаточной подготовленностью разговорного языка, его спонтанностью, линейностью и основными средствами выражения (которые способствуют как экономии, так и избытку).Фонетически разговорная речь русского литературного языка характеризуется сокращением безударных гласных, искажением ударных гласных, сокращением и потерей звуков и упрощением скоплений согласных. Лексически, оно характеризуется описательными и другими типами сокращенного наименования. Морфологически, есть особенности в том, как некоторые части речи функционируют, и как строятся некоторые формы. Синтаксически в синтаксисе именительного падежа есть особые особенности, особая роль фактического разделения предложения, наличие специальных синтаксических моделей предикативного и непредсказуемого типа, а также особые характеристики синтаксической связи слов и предложений и сама граница предложения.Важный вопрос — об универсальных особенностях разговорной речи различных литературных языков и о типологии разговорной речи.

Характер разговорной речи и ее место в литературном и национальном языке со временем меняется. Разговорная речь может быть устной формой литературного языка; иногда это единственная форма литературного языка, как в случае с греческим литературным языком времен Гомера. Иногда разговорная речь вообще не является частью литературного языка, как с французским литературным языком 16 и 17 веков.Он может взаимодействовать с разговорной формой письменного литературного языка, как в случае разговорного разговорного варианта современного русского литературного языка. Со многими современными национальными литературными языками разговорная речь представляет собой стиль литературного языка. В предлитерационные периоды разговорная речь практически совпадала с региональным диалектом или койне. Региональный характер по отношению к литературному языку может быть утрачен или сохранен. Со многими языками общая разговорная разговорная норма стала основой для литературного языка последующей эпохи.Отдельная проблема касается взаимосвязи между изученным литературным языком (книжный) и разговорной речью для новых письменных языков, основанных на разговорном разговорном национальном языке или главном диалекте национального языка; в таких случаях разговорный и выученный элементы во многом совпадают.

Различные национальные литературные языки имеют различные формы разговорной речи. Например, чешский литературный язык имеет два варианта устной речи: разговорная речь повседневного общения (obecná čeština) и разговорный литературный язык (hovorová čeština), , который является устной формой литературного языка.Что касается русского языка, Е. А. Земская, Ю.А. М. Скребнев и другие ученые используют структурные свойства разговорной речи как основу для классификации разговорной речи как самостоятельного субъекта, отдельного от кодифицированного литературного языка. Другие ученые, в том числе О. Б. Сиротинина и О. А. Лаптева, рассматривают разговорную речевую форму литературного языка как разговорный вариант литературного языка или как особый стиль. Рассмотрение разговорной речи как особого стиля предполагает изучение разговорного языка в отношении функциональных стилей литературного языка, разговорной формы языка литературы, популярной речи и региональных диалектов национального языка, сленга и диалектов. социальных групп.В особую категорию входит ораторский стиль, языковые средства выражения которого происходят как от функциональных стилей, так и от разговорной речи.

(2) Разговорная речь тех, кто говорит на национальном языке, включая диалектную и популярную речь, речь отдельных социальных групп и индивидуальную речь. При изучении речевого поведения и речевой дифференциации социальных, местных, возрастных и профессиональных групп носителей национального языка разговорные речевые исследования граничат с областью социолингвистики, диалектологии и психолингвистики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. Москва, 1960.
Русская разговорная речь. Саратов, 1970.
Русская разговорная речь. , Москва, 1973.
Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. Москва, 1976.
Ure, J.N. Теория регистрации и регистрации в преподавании языка. Университетская пресса Эссекса, 1966 год.
«Проблезе блюжне млювенезе языка, звёзды в руштинах. Славия, , 1973, вып. 17, выпуск 1.

.

класс 8 ELA Модуль 2A, Раздел 1, Урок 2

класс 8 ELA Модуль 2A, Блок 1, Урок 2

Письмо в модуле 2A, блок 1 будет основываться на навыках, приобретенных студентами в модуле 1, включая QuickWrites (см., В частности, модуль 1, блок 1, урок 3) и написание резюме (см., В частности, модуль 1, блок 2, урок 5). ).
• «Равные права женщин» — основная тема уроков 2–5.Убедитесь, что студенты держат свои копии речи на протяжении этих уроков.
• Уроки 2–5 в значительной степени основаны на блоках создания требований на основе фактических данных, разработанных Odell Education. Чтобы ознакомиться с оригинальными образовательными программами Odell, перейдите по ссылке www.odelleducation.com/resources.
• Для урока 2 текст необходимо разбить на разделы. Перед тем, как дать студентам текст, отметьте следующие разделы:
• Раздел A: пункты 1–4
• Раздел B: пункты 5–7
• Раздел C: пункты 8–9
• Раздел D: пункты 10–11
• Раздел E: пункты 12–14
• Раздел F: пункты 15–17
• Начиная с модуля 2, уроки, предусматривающие внимательное чтение, будут включать в себя новый тип вспомогательного материала — руководство по прочтению (для справки учителя).Смотрите вспомогательные материалы. Используйте это руководство, чтобы помочь вам облегчить рабочее время на этом уроке.
• Студенты будут обращаться к раздаточному материалу «Чтение внимательно: руководящие вопросы» (впервые представлен в модуле 1, блок 2, урок 1).
• В этом модуле, начиная с речи Ширли Чисхолм и заканчивая «Убить пересмешника», ученики встретятся с расистскими обвинениями в словах и фразах. Важно остановиться на мгновение, чтобы обратиться к этому языку. Обязательно объясните, что люди привыкли использовать такой язык, как «старая чертовка», но что больше нельзя использовать этот язык, потому что это было время, когда афроамериканцам не предоставлялись равные права или защита в Соединенных Штатах.Если учащиеся эмоционально реагируют на этот язык, подумайте о том, чтобы дать им пространство для обработки своих чувств, будь то в письменной форме, в открытой дискуссии или наедине с вами.

,
Культовая речь Рика Ригсби: уроки отсева из третьего класса
  • историй
    • ежедневных героев
    • Goalcast Оригиналы
    • Вдохновляющие Знаменитости
    • любовных историй
    • историй успеха
    • Вдохновляющие новости
    • Ваши истории
  • Self
    • Диета и питание
    • Эмоциональное здоровье
    • Упражнение
    • Медитация
    • Психическое здоровье
    • Мышление
    • Физическое Здоровье
    • Цель
    • Саморазвитие
    • Духовное здоровье
  • Отношения
    • Знакомства
    • Семья
    • Друзья
    • Сердце разбито
    • Брак
    • Воспитание
  • Успех
    • Карьерный рост
    • Творчество
    • предпринимателей
    • Финансы
    • Мотивация
    • Производительность
    • Навыки
    • Изучение
    • Travel