Тркм приемы – Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления.
Приёмы технологии развития критического мышления
Приёмы технологии развития критического мышления
Характеристика приемов технологии
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” — это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Работа в паре: что я знаю о теме урока? | Формулирование целей | Соотношение старой и новой информации |
Прием “Написание синквейна”
Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие? | Толстые? |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Могли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? | Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите: что будет, если…? Что, если…? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)
В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием “Нарисуйте счастье”
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием “Пометки на полях”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
- Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
- Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
- Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка — “+” и “V”, 3 значка — “+”, “V”, “?” или 4 значка — “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” — знаю | “+” — новое |
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием “Написание эссе”
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии — эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе — художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
- Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
- Работа над черновиком.
- Правка. Может осуществляться в паре.
- Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
- Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
- Обсуждаемая тема (проблема).
- Собственная позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
- Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
- Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии — довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
- Регулярная возможность писать.
- Выбор интересной темы для письма.
- Наличие образцов.
- Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
- Привычка править — значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
- Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
(Использованы материалы статьи Еремеевой Елены Матвеевны «Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку»)
artansa.jimdo.com
Мастер- класс « Приемы технологии развития критического мышления»
Мастер- класс « Приемы технологии развития критического мышления»
— Добрый день, уважаемые коллеги. Приглашаю на свой мастер- класс, желаю , чтобы каждый из вас стал его активным участником и научился чему- то полезному для себя.
Чтобы определить тему моего мастер- класса, предлагаю вам посмотреть фрагмент урока, определить прием обучения. … (Фрагмент)
— Прием__________________
— Какова цель его использования? ( обобщение и систематизация знаний по теме, рассматривание их ив различных аспектах)
-Какая технология предполагает использование таких приемов?
Тема мастер – класса: Приемы технологии развития критического мышления.
Цель мастер- класса: раскрытие возможностей использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для организации активной и продуктивной деятельности обучающихся на уроке
Для того, чтобы определить суть данной технологии, давайте сначала выясним,
что такое критическое мышление?
— Ваши предположения.
По мнению большинства критическое мышление ассоциируется с чем- то негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт.
(Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов )
Но разработчики данной технологии ( Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил ) предлагают следующее определение «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов»
Российские педагоги добавляют :“…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”И.О. Загашев и С. И. Заир-Бек [2]
И считают, что критическое мышление является отправной точкой для развития творческого мышления.
Вы, наверное обратили внимание, что авторами данной технологии являются американские педагоги. Но в основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского
«…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Л.С. Выготский
Полное название технологии – ТРКМЧП -Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
— Почему акцент делается именно на этих речевых действиях?
Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, и значит , необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Научить не только воспринимать информацию. Но и анализировать ее и ранжировать по его значимости)
……..( из стандартов)
Поэтому роль учителя- быть вдумчивым помощником, побуждать детей к познанию нового, помочь им сформировать навыки продуктивного мышления, используя их природную любознательность, активно стремление узнать все новое, способность рассматривать вполне серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи
Таким образом, цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Чтобы лучше разобраться в структуре урока по ТРКМЧП, давайте вспомним основные этапы (любого)развивающего урока.
1. Актуализация знаний или введение в проблему.
2. Изучение нового материала или решение проблемы.
3. Закрепление изученного, проверка усвоения пройденного
Обратите внимание на буклеты, которые лежат перед вами. Мы видим, что в основе технологии ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Вызов — осмысление содержания — рефлексия
-А теперь сравните этапы урока по данной технологии с ранее выделенными . Что вы заметили?
( совпадают цели, функции)
-Вы правы, с точки зрения развивающего и даже традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя.
— Так что же принципиально нового несет технология критического мышления?
(…)
Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые направлены на организацию деятельности обучающихся и раскрытие творческого потенциала детей
(ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. )
Осмысление
Рефлексия
Задачи:
Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми
Задачи:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Функции:
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
· Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
· Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Функции:
·Информационная (получение новой информации по теме).
· Систематизационная (классификация полученной информации).
· Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Функции:
Рефлексия
· Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
· Информационная (приобретение нового знания).
· Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
· Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесс
Приёмы
1. Кластер
2. Корзина идей
3. Денотатный граф
4. Дерево предсказаний
5.Верные и неверные утверждения
Приёмы
1. Инсерт
2. Чтение с остановками
3. «Рыбий скелет» или «Фишбоун»
4. Плюс-минус-интересно
5. Знаю-хочу узнать-узнал
6. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
7. Вопросительные слова
8. Толстый и тонкий вопросы
9. Ромашка Блума
Приёмы
1. Эссе
2. Рафт
3. Диаманта
4. Синквейн
5. Хокку (хайку)
6. Бортовой журнал
7. Шесть шляп мышления
По таблице видно, что на каждой стадии используются свои методические приемы.
Но распределение приемов по стадиям, является условным, потому что многие из них являются универсальными для всех этапов.
Рассмотрим некоторые приемы:
1.«КЛАСТЕР»-
наиболее часто употребляемый прием. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении
Рассмотрим, применение приема на уроке русского языка изучении темы «Сказуемые, выраженные именами существительными и прилагательными».
В начале урока, на доске появляется надпись:
Главные члены предложения
-Я предлагаю детям, рассказать, что они знают об этом.
Предположите ответы детей.
( По мере актуализации знаний составляется кластер)
— Как вы считаете, на каких уроках можно использовать данный прием?
…
— Попробуйте составить кластер, который можно использовать на уроке окружающего мира при изучении темы «Вода».
— Какие « грозди» можно выделить? ( Свойства, состояния и т.д.)
А теперь познакомьтесь с кластером, который составили мы с ребятами .
— Как вы считаете, на каких этапах можно использовать данный прием?
(Данный прием можно использовать при постановке учебной задачи( вызов), постепенно пополнять новыми «пучками» при изучении нового материала (осмыслении). А так же при обобщении и систематизации знаний, т.е. на этапе рефлексии. Можно заполнять в течении всех уроков)
-Давайте вспомним, какие цели мы решаем на стадии вызова ( или актуализации знаний )?
( «вызов» на поверхность имеющихся знаний по изучаемой теме, побуждение интереса к поиску новой информации, целеполагание)
Уважаемые коллеги, поделитесь пожалуйста опытом, какие приемы и формы работы вы могли бы предложить для актуализации знаний при изучении темы –«Грибы » ? (загадки, блиц- опрос, ярмарка идей,…
Я предлагаю рассмотреть прием, который носит название «Корзина идей».
В начале урока я предлагаю детям вспомнить все, что они знают о грибах и «заполнить корзину».
— Как вы думаете, чем мы «наполнили» корзину?
(это растения, это животное, это живые организмы, съедобные и несъедобные, растут в лесу, есть болезнь- грибки)
— Что вы можете сказать ?( Ответы разные, порой совершенно противоположные)
— И мы переходим к совместной постановке цели урока. Итак, цель: (узнать, что такое грибы? Какие бывают…
А теперь я предлагаю вам составить «корзину идей», которую можно использовать при изучении такой сложной темы «Что такое государство?»
Вы работаете в парах. Из группы слов вы должны выбрать одно, которое подходит для ответа на данный вопрос? ( на доске собираем корзину).
— Как видим у нас нет однозначного ответа. Значит на уроке …..
Согласитесь, такая работа способствует повышению учебной мотивации, интереса к изучаемому материалу, любознательности, дает толчок к самостоятельной работе по поиску информации.
ак
Не секрет, уважаемые коллеги, что в своей практике, мы часто встречаемся с тем, что хорошо владея такими качествами чтения как беглость, выразительность, дети не понимают содержания текста, не умеют извлекать нужную информацию из него .
Одна из задач ТРКМЧП — формирование продуктивного чтения. Одним из приемов, способствующих развитию данных навыков является
Прием « Инсерт» — чтение с пометками
Суть его в том, что при самостоятельном чтении текста на полях ставятся пометки:
+ ! — ?
Предположите, что они могут означать?
«+»«!»
«-»
«?»
Соответствует вашим знаниям и представлениям
Новая информация для вас
Противоречит вашим знаниям
Непонятно, хотели бы получить более подробные сведения
Предлагаю вам поработать с текстом, используя данный прием.
……..
-Как вы считаете, есть ли варианты данного приема?
Например, на первоначальном этапе можно использовать упрощенный «инсерт»:
«+» — информация мне известна
«!» — узнал что-то новое
«?» — хочу узнать подробнее
(Можно придумать свои значки)
-На каких уроках можно использовать данный прием?
Формированию умения работать с текстом способствует и прием
«Толстые и тонкие вопросы»
-Что он предполагает? ( Предполагает постановку вопросов)
Попробуйте, предположить, чем будут отличаться вопросы.
«Тонкие» — это те, на которые предполагается однозначный ответ:
Кто…? Что…? Где..? Когда…?Как…? Согласны ли вы…?
«Толстые»- требуют развернутых ответов:
Объясните, почему…?В чем различие…? Что, если…? Предположите, что будет, если…?
-Предложите тонкие вопросы к тексту.
— Составьте толстые вопросы.
( Первая группа составляет тонкие, 2- толстые вопросы)
-Конечно, в рамках одного мастер- класса невозможно раскрыть все приемы данной технологии ( тем более их очень много). Я постаралась раскрыть те из них, которые часто использую в своей работе и считаю, что их можно с успехом использовать на уроках по любой технологии.
Хотелось бы просто назвать несколько приемов, которые нравятся моим детям:…Применяя приемы ТРКМ я отметила следующие положительные стороны. Надеюсь, что смогла заинтересовать и ввас.
Заканчивая, свой мастер- класс, я предлагаю вам поделиться своими мыслями си чувствами о нем с помощью одного из приемов ТРКМЧП «Плюс- минус- интересно»
Поможет вам следующая таблица.
ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕСНО
что понравилось,
информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.,
либо могут быть ему полезны для достижения каких-то целей
что не понравилось ,
показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась не нужной
все любопытные факты, о которых узнали на и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме
infourok.ru
Мастер-класс «Приемы развития критического мышления»
Солтүстік Қазақстан облысы
М.Жумабаев ауданы
Қарақоға орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Район Магжана жумабаева
КГУ «Карагугинская средняя школа»
МАСТЕР – КЛАСС
Приёмы технологии развития критического мышления
Учитель начальных классов:
Бер И.А.
2015-2016 уч год
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»
Бер Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
КГУ «Карагугинская средняя школа»
Район М.Жумабаева, СКО
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Элисон Кинг
Цели:
— расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
— показать приемы использования приемов в своей практической работе
Оборудование: интерактивная доска, презентация,ватманы,маркеры,текст В.Драгунского «Друг детства»,конфеты для деления на группы
Критерии успеха:
— знать приемы критического мышления;
— уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: педагоги района
Ход мастер-класса
1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды).
Видеоролик «Позитивный настрой»
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!
Кстати о сладеньком, предлагаю вам взять со стола один понравившийся десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Открываем, изучаем.
2. Деление на группы «Конфета»
3.Определение правил работы в группах
— Уважительное отношение ко всем членам группы;
-умение слушать и слышать всехчленовгруппы;
— оказание помощи друг другу;
— активное участие всех членов группы в работе;
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, который будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
1 этап. Мотивация
-А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм «Поросёнок и печенье» (просмотр м\ф)
Работа в группе (на обсуждение 3 мин)
— Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)
— Сегодня мы будем говорить о ТРКМЧП (слайд 1).
— Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
— Верите ли вы, что устанете сегодня на семинаре?
— Верите ли вы, что можно детей младшего возраста научить учиться?
-В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнятьтаблицу «Знаю — Хочу узнать — Узнал» (раздать постеры, начертить таблицу). Это один из приёмов ТКМ.
Работа в группе
1 задание (5 мин)
В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. А 3графу заполним в конце занятия. Презентация ответов.
— Итак, ТРКМ — это американская технология. В Казахстане она начала развиваться с 90-х годов. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а так же во внеурочное время. Помимо этого приёмы технологию можно использовать при проведении семинаров, педсоветов, заседаний МО.
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по применению данной технологии на уроках в начальных классах,а именно на уроках литературного чтения
4.Первый этап работы в технологии называется стадия вызова — «создание мотива к обучению».
На 1стадии:
-прием «корзина идей»
-прием «вы согласны с этим высказыванием?»
-«верите ли вы, что…»?
-Прием «ЗУХ»
5. Второй этап – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
— получение новой информации;
— ее осмысление
— соотнесение новой информации с собственными знаниями;
— поддержание активности, интереса.
Рекомендуемые приёмы на стадии осмысления
— Прием «Инсерт»
Этапы работы:
1. Каждому ученику выдается текст и таблица
2. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста
«+» — если считают, что это им известно;
«-» — если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» — если то, что прочитали, является новым;
«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)
4. Систематизация текста
5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)
6. Обсуждение в группах по заданной теме.
7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца
— Прием «Чтение с пометками»
6.Практическая часть. Работа в группах
— Приём «Таблица аргументов»
Аргумент
Почему «да»
Почему «нет»
Емеля в сказке «По щучьему велению» был лентяем
Прием «Взаимопрос». Работа в группах
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы:
Толстые вопросы
Кто….
Что…
Когда ..
Может…
Будет..
Мог ли..
Как звали…
Согласны ли вы
Верно…
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете……
Почему вы так считаете…..
В чем разница…
Предположите, что будет…
Что, если..
.
Жизнь Драгунского
7.Так при знакомстве с произведением Драгунского «Друг детства» урок начала с абривиатуры убдажр.-расшифруйте слово. Тут же предлагаю определить тему нашего занятия. Называю автора и даю распечатанный материал об авторе и задание-заполнить схемуВ
В тексте даётся материал о семи профессиях автора. Я умышленно даю схему с лишними ячейками для творчества.Проанализировав текст дети делают вывод: что он был трудолюбив,умен и т.д,вписывая в пустые ячейки.
Каждая группа защищает кластер, доказывая свои утверждения и выводы.
Далее сообщаю название произведения и предлагаю «дерево предсказаний».- ДРУГ. После первичного чтения соотносим предположения . и делаем вывод, что и игрушки могут быть друзьями.
При чтении –приём «инсерт» использую, что заставляет ребят вчитываться в текст осознанно.
Для работы над текстом после чтения –«толстые и тонкие «вопросы. При чем зачастую, после вторичного чтения ,предлагаю учащимся самим составить вопросы по тексту. Простые вопросы дети составляют легко, а для составления толстых вопросов, пишу подсказки на доске.
Например:Что было бы,если…
Как вы думаете,…..
Порой предлагаю мною озаглавленные части произведения для установления последовательности действий по тексту.Что позволяет еще раз воспроизвести в памяти события произведения и готовит к пересказуНа этапе –рефлексия, использую «Синквейн»-( пока мои ученики это делают с моей помощь порой)Вот что получилось при составлении характеристики главного героя произведения
Дениска
Увлеченный, внимательный
Мечтает, дорожит, любит
Ради друга детства отказался от мечты
Настоящий друг
Дениска
Маленький ,умный
Дружит, мечтает,помнит
Любит свои игрушки
Друг
8.Третий этап – «рефлексия» — размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»
— выражение новых идей и информации собственными словами;
— целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
Рекомендуемые приёмы на стадии рефлексии
— Приём «Перепутанные логические цепочки»
— Написание синквейна
— Приём «Написание ЭССЕ
-Приём «Кластер»
— Прием «Горячий стул»
9.Практическая часть. Работа в группах
Приём «Кластер»
Используется как средство для подведения итогов,
как стимул для возникновения новых ассоциаций
и графических изображений новых знаний.
Этапы работы:
1. Выписывается ключевое слово;
2. Записываются слова и предложения по теме;
3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;
4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Этапы работы:
1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;
2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Приём «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна :
Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
10.Работа в группах. Составление синквейна к словам учитель,ученик. Защита синквейнов.
11.Прием «Горячий стул»
Для демонстрации этого приема можно пригласить сертифицированного педагога. Каждая из групп продумывает вопросы и задают их педагогу, сидящему в данный момент на «горячем стуле»
— Как изменилось качество обучения по вашему предмету после того, как вы прошли трехуровневые курсы?
— Какие изменения вы увидели в своих учениках. Опишите их.
— Как вы считаете, что нужно для того, чтобы достичь максимально хороший результат качества обучения в школе?
Практическая работа составьте постер — что дают приёмы КМ учителю и ученику
Использование на уроках приемов критического мышления дает ученику:
— повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— умение критически мыслить;
— умение ответственно относиться к собственному образованию;
— умение работать в сотрудничестве с другими;
— повышение качества образования учеников;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю:
— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Роль учителя в ТКМ (Слайд 10)
заполните таблицуЗУХ третью графу.Оправдались ли ваши предположения,укажите это на стикерах
12.Видеоролик «У тебя есть выбор»
13.Рефлексия «Пожелание»
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу по кругу:
-Избавляйся от…
-Будь всегда…
-Помни…
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новым будет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
С.Маршак
Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!
infourok.ru
Мастер-класс «Приёмы технологии критического мышления»
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Учитель МАОУ «СОШ №35» Юранева Анастасия Николаевна
Цель: познакомить педагогов с методическими приемами личностно-ориентированной технологии развитие критического мышления на уроках литературного чтения.
Задачи: Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе на занятии.
Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Оборудование: столы и стулья для работы в малых группах, карандаши, ручки, бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, 6 шляпок (из бумаги) ноутбук, проектор, экран, презентация.
Целевая аудитория: учителя начальных классов МАОУ «СОШ №35»
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
1.Психологический настрой
Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно поработать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.
Я начну на русском языке
— Здравствуйте!
— Нихао ! (Китай)
— Гомар Джоба ! (Грузия)
— Хэллоу! (Англия)
— Бонжур! (Франция)
— Здравей! (Болгария)
— Здоровэньки булы! (Украина)
— Норуон норгуй! (Якутия)
— Джечь буречь (Удмуртия)
— Добры дзень! (Белоруссия)
— Oла! (Португалия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы?
Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление – это ключевое слово в основе технологии, с которой мы сейчас и будем работать
— Я много раз задавала себе вопросы: Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критическое мышление через чтение и письмо», я нашла ответы на многие вопросы. Что такое критическое мышление? Есть очень много определений, но смысл сводится к тому что критическое мышление – это умение обосновать правильность своего решения. Это постоянный ответ на вопрос «А прав ли я» В первом классе и даже в детском саду нужно развивать критическое мышление. Иначе получится то, что мы наблюдаем нередко среди взрослых. Категоричное утверждение без логики и доказательств.
Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? .
2. Теоретическая часть.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В России она появилась в 1997 году.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.
Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группе — группы формируются в классе.
Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 этапа (стадии). Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. КМ предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)
Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.
3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Приведу, несколько приёмов стадии
Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению».
На этой стадии используются такие приемы:
«Верите ли Вы, что…?»,
«Проблемный вопрос»
«Загадка»
«Корзина идей»,
«Знаю-хочу»,
«Мозговой штурм»
«Авторский стул»
«Корзина» идей, понятий, имён»
«Кластер»
«Ассоциации»
«Перепутанные логические цепочки»
«Верные и неверные утверждения»
Второй этап — «осмысление» .
Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и полученными знаниями для создания нового понимания. На этом этапе используются такие приёмы как:
«Инсерт»,
«Чтение с пометами»
«Кластер»,
«Чтение с остановками»,
«Толстые и тонкие вопросы»…
«Знаю — Хочу знать — Узнал»
«Дерево предсказаний»
Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:
«Метод 6 шляп»,
«Авторский стул»
Кластер
Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал)
«Синквейн»
«Пятиминутное эссе»
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Перепутанные логические цепочки»
«Ромашка вопросов или ромашка Блума»
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке — это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
3. Практическая часть мастер-класса
Я вам рассказала о наиболее интересных приемах и тех, которые нравятся детям.
а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами КМ.
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Вы ученики 3 класса.
Фрагмент урока литературного чтения. Тема Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
1)Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок
Деление на группы — (по номерам)3 группы
Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать
2)Работа с текстом
Стадия «Вызов»
Приём «Мозговой штурм» по картинке
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 161. Что вы видите на ней?
— Что вы можете сказать о льве. Изобразите животное.
— Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животное.
— Что вы можете о них сказать?
— Кто написал это произведение?
— Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»?
— Что значит быль?(то, что было в жизни)
— О чем может быть рассказ с таким названием?
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)
Приём «Верите ли, что..» (индивидуально)
— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+«, если нет, то
• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.
• Верите ли, что лев набросится на собаку и разорвёт её.
• Верите ли, что лев полюбит собаку.
• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.
• Верите ли, что собака умерла.
• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого,«Лев и собачка»
Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе
— Читать текст будем по частям, с остановками.
— Чтение 1-ой части. До «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»
-Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу)
-Зачем же Лев Н. так начинает свой рассказ?(Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных.
-почему же лев не растерзал собачку, когда впервые увидел её. (собачка умным взглядом словно попросила его не есть её)
Составьте «Дерево предсказаний»
— Как вы думаете, что будет дальше?
-Как будут развиваться события дальше?
-Чем все закончится?
(Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.)
На доске – рисунок дерева с тремя веточками, на которых записаны вопросы:
СТВОЛ ДЕРЕВА
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится рассказ?
3. Что может произойти в рассказе с таким названием?
Ствол – вопросы, ветви – предположение, листья — обоснование.
На эти же вопросы дети отвечают у себя в группах. Затем они озвучивают свои
предсказания, а я их записываю на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания.
При использовании этого приема необходимо помнить следующее:
не стоит использовать прием на уроке больше одного раза,
все версии должны быть аргументированы, основаны на предложенном
тексте,
после прочтения дети возвращаются к своим предсказаниям и смотрят, какие
из них сбылись, а какие нет и почему.
Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).
— Какие у вас возникли чувства?
— Что произойдет дальше?
Чтение 3-ей части
-Как вы думаете, почему лев умер?
Возвращаемся к «Дереву предсказаний»
— Что из предсказаний подтвердилось, а что нет?
-Найдите и прочитайте слова, в которых Л. Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях. (На шестой день лев умер. Собачка заболела.)
— Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами?
«Прием шести шляп» делим участников на шесть групп (работа в парах 1и 3, 2 и 4)
Сначала учителя знакомятся со значением каждого цвета шляпы.
— Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам,
к природе и т.д.
—Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять
из произведения для себя.
— Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.
— Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет.
— Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.
—Синий цвет – продолжение сюжета.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация полученных сведений. Именно на стадии рефлексии происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
4.Рефлексия
Чтобы успешно развивать критическое мышление у обучающихся, педагог сам должен уметь критически мыслить, уметь анализировать, прогнозировать. Быть креативным, творческим, смотреть с оптимизмом в будущее.
Мастер класс завершен. Благодарю вас за работу.
infourok.ru
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии. Некоторые приёмы технологии развития критического мышления.
Памятка для учащихсяВ процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.
ИНСЕРТ
I — interactive самоактивизирующая « V » — уже знал
N — noting системная разметка « + » — новое
S — system для эффективного « — » — думал иначе
E — effective чтения и размышления « ? » — не понял, есть
R — reading and вопросы
T — thinking
При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:
1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «-», «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.
После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.
Таблица 1
ИНСЕРТ
кластер. На стадии вызова прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. Ученикам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Приём «Перепутанные логические цепочки»
Приём применяется при изучении причинно-следственных связей. Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена, они должны расставить события в правильной последовательности.
Очень важно научиться создавать ситуации, провоцирующие учеников на задавание вопросов. Задаваемые вопросы – это признак того, что дети включены в процесс, им интересно, они хотят узнать больше, хотят продемонстрировать свою заинтересованность. Научиться формулировать вопросы правильно позволяет приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы — основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.
Таблица » толстых » и » тонких » вопросов
Толстые ?Тонкие ?
Дайте 3 объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему Вы думаете …?
Почему Вы считаете …?
В чем различие …?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если … ?
Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет …?
Мог ли … ?
Как звать …?
Было ли …?
Согласны ли Вы …?
Верно ли …?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (Например: В каком году был открыт материк Антарктида?, Что такое климат и т.д.). В левой колонке — вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока географии в 9 классе по теме «Городское и сельское население. Расселение населения». На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:
Тонкие ?
Объясните, почему в 18 веке было основано много городов??
В чем различие между городом и селом?
С чем связан быстрый рост городов в России в ХХ в.?
Объясните, почему население России размещено неравномерно? И т.д.
Где создавались первые города России?
Когда в России стало быстро увеличиваться количество городов?
Какие населённые пункты в России считаются городами?
Перечислите крупнейшие города России.
Какие функции выполняют города в настоящее время? И т.д.
В технологии развития критического мышления большое место отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. С помощью предложенных приёмов учащиеся пытаются предварительно систематизировать материал, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы работают на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока. Графические приёмы, отражённые в таблице работают как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Таблица – это одна из форм осмысления, переработки предложенной информации. Умение организовать текстовую информацию в таблицу свидетельствует о более высоком уровне работы с информацией, чем простое чтение. Именно поэтому в технологии критического мышления используется большое количество разных таблиц, заполнение которых ученику «увидеть» и адекватно запечатлеть в какой-то табличной форме структуру изучаемого на уроке текста.
Приём «Плюс-Минус-Вопрос».
При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: — положительные стороны явления – «+»; — отрицательные стороны явления – «-»; — а так же информацию, которая просто заинтересовала, — «?». Приём «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или несколько вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. При работе с этой таблицей очень важно, чтобы дети самостоятельно выделяли в изучаемом материале объекты сравнения, а так же параметры, согласно которым и будет проводиться сравнение этих объектов. Форма концептуальной таблицы По этой таблице можно организовать сравнение электростанций различного типа на уроке «Электроэнергетика» в 9 классе. объект сравнениялиния сравнения
ТЭС
ГЭС
АЭС
Альтернативные
Преимущества
Недостатки
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» заполняется по ходу работы на стадии осмысления.
Чтобы освоить большое количество информации можно работать со сводной таблицей. Это приём, который может работать в качестве сквозного на уроке, захватывая все три стадии. Она выглядит так: Основной смысл использования приёма «Сводная таблица» заключается в том, чтобы линии сравнения и их характеристики ученики выделили самостоятельно. Для того, чтобы в какой-нибудь группе не было слишком много линий сравнения, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся, а затем попросить их определить наиболее важные.Приём «Т-таблица»
При изучении на уроке двух или нескольких похожих объектов стоит задача учить видеть разницу в этих объектах. В центре этой таблицы записываются общие признаки.
искусственное озеро
удобный водный путь
искусственный водоём
обеспечение хозяйства водой
и т.д.
Канал
искусственная река
регулирование речного стока
Эффективный приём на стадии осмысления «Лекция – визуализация». Она служит для обеспечения понимания школьниками учебной информации. Визуализация – это наглядное изображение содержания опыта ученика и новой учебной информации в виде рисунков-образов, схем и т.д. Учитель предлагает детям прослушать лекцию (читает небольшой текст), а у детей какая-либо схема. Задача учащихся фиксировать услышанную информацию, внося изменения и дополнения в свои первоначальные рисунки, делая соответствующие надписи-термины. В шестом классе тема «Реки». Детям даётся неполная схема строения реки, и учитель читает текст. По завершении первой части лекции детям предлагается сравнить полученные варианты друг с другом, а потом с рисунком-оригиналом и внести необходимые коррективы. Учитель возвращает внимание учеников к записям, сделанным на доске, предлагая дополнить, уточнить список общих для всех рек структурных элементов, в результате чего новые термины ещё раз проговариваются, объясняются учениками и фиксируются на доске. Неточные, ошибочные записи удаляются. Этот приём поддерживает устойчивое внимание, высокую активность всех учащихся на протяжении всего урока. Учащимися понимается учебная информация. У учащихся развиваются рефлексивные умения, критическое отношение к своему прежнему знанию, уровню и качеству усвоения нового материала. Развивается активный терминологический словарный запас. Ребёнок избавляется в процессе лекции-визуализации от своего незнания, ошибки.
На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся представлениям. Они учатся выражать новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. На стадии рефлексии использую художественные формы письменной рефлексии. На этой стадии существуют приёмы, по которым дети учатся творчески интерпретировать информацию: стихи по алгоритму, написание эссе, составление телеграммы, инструкции, памятки. Эссе – письменные размышления на заданную тему. Приёмы составления телеграммы, памятки, инструкции научат отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять её в сжатом, лаконичном виде. Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Не каждому дано быть поэтом, но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребёнка внутренний слух поможет гармония поэзии. Такие приёмы написания стихотворения по алгоритму развивают поэтические способности учеников.
Синквейн — это стихотворение, состоящее из 5 строк.
1. Одно слово – имя существительное тема синквейна
2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами
3. Три слова – глаголы
4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна
Горы
Высокие, непредсказуемые
Возвышаются, белеют, лечат
Кавказ — молодое горное сооружение
Эльбрус.
В брошюре описана только часть приёмов технологии развития критического мышления, применение которых возможно, практически, на любом уроке.
Заключение
В использовании данной технологии есть плюсы (их больше) и затруднения:
2. Делать выводы.
3. Принимать продуманные решения.
4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.
5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.
6. Активизирует мышление.
7. Учатся работать в группах и парах.
8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
11. Формируются коммуникативные навыки.
12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.
13. Учатся работать с большим объёмом информации.
14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
16. Сами могут себя оценить и проверить.
17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
19. Учатся здоровой дискуссии.
20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.
23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.
27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой — маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.
29. Психологически комфортная среда на уроках.
30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.
31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.
32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.
1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно — урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.
2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
5. Неправильное понимание стратегий и методов.
6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
8. Сложность в подборе материала (из разных источников).
9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение, т.к. для некоторых стратегий и приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп.
10. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.
11. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление — это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Используемая литература:
Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». -2001. -№4.
Халперн, Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. –СПб: Питер, 2000 –(серия «Мастера психологии»).
Савина, Н.Г. Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в обучении методике преподавания географии / Н.Г.Савина. –Брянск: БГПУ, 2001.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко.-М.: НИИ школьных технологии, 2005.
Генике, Е.А. Развитие критического мышления / Е.А.Генике, Е.А.Трифонова, Том 1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общей ред. Л.Н.Семиной. –М.: Бонфи, 2002.
Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. –СПб: Альянс-Дельта, 2003.
Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. –СПб.: Альянс-Дельта, Речь. -2003.
Шакирова, Д.М. «Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология», 2006.
infourok.ru
Приемы и методы технологии развития критического мышления
Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.
Что такое технология критического мышления?
Технология критического мышления используется в психологии, педагогике, философии, литературе, публицистике и других сферах как фундамент для развития мыслительных навыков, умения принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, мыслить целенаправленно.
Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков:
- наблюдение;
- анализ;
- синтез;
- дедукция;
- индукция;
- интерпретация;
- наблюдение;
- логическое суждение;
- рассуждение от абстрактности к конкретике.
Что это дает?
Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.
Невозможно манипулировать и управлять человеком, у которого развито критическое мышление, потому что он мыслит целенаправленно и может адекватно оценить любую ситуацию.
Среди других преимуществ необходимо выделить:
- профессиональную ориентацию и самоопределение;
- четкую расстановку приоритетов;
- ответственность за собственное решение и выбор;
- способность прогнозировать последствия решений;
- коммуникационные характеристики;
- формирование устойчивой системы ценностей.
3 стадии развития
Развитие критического мышления включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.
Вызов – этап, на котором необходимо обобщить знания по теме, сделать их актуальными и суметь заинтересовать аудиторию ими, мотивировать к действиям.
Осмысление – важный отрезок, на котором слушатели получают новую информацию, анализируют и соотносят с уже имеющимися знаниями, чтобы впоследствии их систематизировать.
Рефлексия – этап целостного осмысления полученной информации и ответа с учетом собственного отношения к изучаемому вопросу. На этой стадии учащиеся выявляют «белые пятна», нестыковки, неточности, отсекают лишнее, аргументируют свою позицию.
Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Ниже остановимся на наиболее эффективных стратегиях, развивающих критичность ума.
Инсерт
Техника Инсерт или условные обозначения обычно используется на этапе вызова. Преподаватель предлагает ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.
Условными обозначениями маркируются:
- новые знания;
- знакомые вещи;
- информация, противоречащая представлению учащегося;
- пункты, по которым ученик хочет углубить знания.
Затем читатели составляют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями.
Таблица – это визуализация пути от старых к новым знаниям. Этот прием помогает систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию и легче запоминая ее.
Составление кластера
Кластер переводится как гроздь, пучок. В технологии критического мышления этот прием используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.
Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. В итоге образуются грозди.
Правила составления кластеров просты: главная тема размещается в центре, ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания. Рядом с ними – слова-спутники. Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.
По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками. Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа.
Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений. Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.
Карусель
Карусель – прием для групповой работы, в технологии критического мышления используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением преподаватель формулирует проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.
По команде преподаватели листы с вопросами передаются по часовой стрелке каждому участнику группы – по принципу карусели. Цель приема – совместно найти ответ, не дублируя ранее озвученные версии.
Затем педагог вывешивает ответы групп на доске и объявляет голосование. Учащиеся отдают голоса за тот ответ, который им кажется наиболее точным.
Чтение с паузами
Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.
Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.
Перекрестная дискуссия
Этот способ похож на предыдущий в том, что предполагает поиск ответов на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Ученики работают в парах с противоположным мнением.
Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая – озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии – проработать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.
Во время дискуссии ученики могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось.
Синквейн
Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.
Задача практикующихся – написать 5 строк:
- Одно существительное, формулирующее тему.
- Два прилагательных, уточняющих тему.
- Три глагола, описывающих действия по теме.
- Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
- Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.
Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.
qwizz.ru
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Предложенные приемы отражают небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе, дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства.
Приём «ИНСЕРТ»
ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
— знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Приём «Групповая дискуссия».
Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Приём «Кластер».
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
— Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
— Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Приём «Синквейн».
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы.
Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.
Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы.
На уроках может быть использован на стадии рефлексии и стадии вызова.
Приём «Перепутанные логические цепочки».
Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.
Приём «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Может использоваться на любом уроке.
Приём «Бортовые журналы».
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе.
Может быть использован на различных уроках.
nsportal.ru