cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пушкин урок 8 класс лирика – Урок по литературе в 8 классе по теме «А.С. Пушкин Послание. «19 октября»

Урок по литературе в 8 классе по теме «А.С. Пушкин Послание. «19 октября»

Разработка урока по русской литературе

Класс: 8

Предмет: литература

Тема урока: А.С. Пушкин Послание. «19 октября» (1825 г.)

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: беседа, лекция

Цели урока:

  • знакомство с творчеством А.С. Пушкина на примере стихотворения «19 октября», которое учит нас дружбе;

  • выразительное чтение стихотворения;

  • обучение анализу стихотворения, с целью формирования личности.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, мультимедийный проектор,

компьютер, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на учебную деятельность

Слушают учителя, психологический настрой

2. Вступительное слово учителя

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению творчества великого русского поэта А. С. Пушкина, познакомимся с содержанием стихотворения «19 октября», увидим, какое место занимает дружба в творчестве поэта.

— Поэзия Пушкина с детства внушает нам благородные чувства, развивает нравственное сознание, даёт первые нравственные уроки, непосредственно связанные с первыми эстетическими переживаниями. Читая Пушкина, писал Белинский, «можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола». Пушкин развивает здоровый реальный взгляд на мир, не приукрашивая его, и всегда в его произведениях мы видим «небо», веру в победу добра и света, оптимизм, жизнеутверждение. Пушкин всегда с нами и в радости, и в горе. Говорят: Друг познаётся в беде, в испытаниях. Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю жизнь. – Кто же они, друзья Пушкина?

Презентация (друзья-лицеисты Пушкина)

Пушкинское стихотворение «19 октября» написано в Михайловском в памятный день основания Лицея. Адресовано лицейским друзьям, говорящее о вынужденной разлуке с ними, оно словно бы призвано преодолеть расстояния, разделяющие ссыльного поэта с его дружеским кругом, преодолеть пространство, победить время. Для Пушкина этот день означал не просто начало учения. Для него это было началом приобщения к обществу, к «товариществу», к интересным и разным людям. День 19 октября и сейчас считается Днём Лицеистов в России

Слушают учителя

3. Новый материал

Чтение и анализ стихотворения (1825) «19 октября»

Объяснение учителя

При чтении стихотворения вам встретятся слова, данные на доске. Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов?

А как называются записанные слова?

Чтение стихотворения

Беседа по вопросам

— Каким настроением проникнуто начало стихотворения?

Чем вызвана грусть поэта?

— К кому обращён осенний пейзаж?

-Какими вы себе представляете день и комнату, в которой поэт пишет стихотворение?

— Какую смысловую нагрузку несёт вторая строфа?

— На чём основываются его переживания?

-Какова особенность третьей строфы?

— Память Пушкина многогранна. Он помнит не только о тех, кто рядом, но и о тех, кого нет уже в жизни. Подтвердите эту мысль строчками из стихотворения.

Вновь и вновь Пушкин сталкивает образы огня, тепла, жара жизни – и холода «смерти». «Сын севера»- « с огнём в очах»- обретает на юге, в Италии, не желанное солнце, а ледяную тьму могилы: над его прахом — плита из вечно прохладного мрамора.

— Какая мысль прослеживается в двух следующих строфах?

— Мотив разлуки как бы смягчается: разлука навеки сменяется «долгой разлукой», о которой говорит другой лицеист, морской офицер Фёдор Матюшкин. Но разлука Матюшкина с друзьями – все же временная, в отличие от смерти.

Так Пушкин подводит читателя к смысловому центру своего стихотворения, следует знаменитый «гимн лицейской дружбы».

— Как вы понимаете слово «гимн»?

Мы знаем, что гимн имеет каждая страна; есть гимн студенчества, гимн олимпиады. Стихотворение «19 октября» называют гимном дружбы. Для Пушкина это не просто стихотворение ,- это суть его жизни.

В этом холодном мире у поэта есть незримое, свободное и не зависящее от внешних условий Отечество – лицейское братство. Одна только мысль о нём способна согреть сердце, одолеть житейское одиночество. — Неизменность лицейской дружбы и освящение её поэзией, эти ключевые для всего стихотворения мотивы впервые появляются именно здесь. С появлением этих лейтмотивов минорное настроение лирического героя постепенно сменяются радостью, связанной с воспоминанием о прежних встречах и с надеждой на встречу в будущем.

Далее следует строфа, содержащая антитезу.

— Что такое антитеза?

-Новые (лицемерные и ложные) друзья- друзья (лицеисты). Зачитайте строки, подтверждающие это.

— А вот следующие строфы вновь и вновь подтверждают мысль о неизменности лицейской дружбы. Найдите эти строки. О ком они?

Выясняется, что внутри лицейского круга есть своё средоточие, жаркий и «пламенеющий центр». Это союз лицейских поэтов, которые стали братьями не только «по судьбам», но и по «музам». Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер…

Огонь лицейской дружбы и пламя поэзии в конце концов оказываются способны растопить холод жизни и преодолеть разлуку.

— О чём говорит следующая строфа?

— Все, кто хоть как-то соприкасался с лицейским кругом, все оказываются вовлечены в этот заочный пир, который устраивает 19 октября Пушкин. И теперь даже смерть не может разорвать братскую связь лицеистов, потому что связь эта живёт в душе каждого из них.

Заочная беседа с друзьями – лицеистами избавила поэта от «горя и забот», победила пространство и время. — Итак, сформулируйте тему стихотворения.

— Какова идея стихотворения? Что хотел показать автор?

— Жанр стихотворения

— Какие выразительные средства использовал поэт?

-Как построены предложения?

Отвечают на вопросы, объясняют значение слов.

Лексика

архаизмы

читают стихотворение

Отвечают на вопросы, анализируют стихотворение.

Стихотворение начинается печально, и день лицейской

годовщины изображён как грустный

Грусть поэта вызвана только одиночеством, но не впечатлениями, навеянными северной осенью

Пейзаж обращён к лицейским друзьям, он печален и мрачен

Пустынная келья

Она сосредоточена на поэтическом «я» автора, на переживаниях его лирического героя

Горе пушкинского лирического героя рождено одиночеством, разлукой с друзьями

В третьей строфе возникает образ внешнего пространства. Теперь это ещё более далёкое пространство северной столицы, Петербурга, где место дневного света занимает свет холодный: « Кого из вас увлёк холодный свет?». Впрочем, на дружеский лицейский круг уже покушается не только «свет», но и смерть

Здесь помянут один из лицеистов «кудрявый наш певец», похороненный в Италии прекрасной

Мысль о разлуке

Дают определение слова гимн

Противопоставление

Находят строки в тексте

Память о дружбе

Прославление учёбы, школьной жизни, учителей, школьных друзей, память о которых он пронёс через всю жизнь

Дружеское послание

метафоры («пир дружбы», «сладкие таинства любви»), эпитеты («разгульная дружба», «пустынное море», «мрачные пропасти»).

Две строфы стихотворения представляют собой два восклицательных предложения без единого глагола. Перечисление жизненных ситуаций построено по принципу градации: от радости до горя. 

4. Итог. Рефлексия

Мы рассмотрели стихотворение «19 октября» как речевое произведение и увидели, что в нём важно всё: и слово, и звук, и интонация. Что для понимания содержания текста, а особенно лирического стихотворения важен и лексический состав, и синтаксический строй. Мы увидели, как велика роль выразительных средств в тексте. Они помогают автору более ярко, точно выразить свои мысли и чувства.

Пушкин и его друзья.… Прослушав рассказ о них, проанализировав стихотворение, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомнили об одном классе, который уже прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединили наше сегодня и их далёкое…

— А что значит дружба для каждого из вас?

— Над какими проблемами следует задуматься, прочитав это стихотворение?

Я прошу обратить ваше внимание на прочную и радостную память поэта на всё хорошее, что было в годы лицейского отрочества и юности, с тем, чтобы вы сопоставили всё хорошее, доброе, с чем вы встречаетесь сейчас в школе, и сумели, как поэт, сохранить в своей памяти и пронести через всю жизнь.

Объявление оценок за урок

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

5. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября»

Записывают в дневники

Список литературы:

  1. Лицейские друзья А.С. Пушкина http://biofile.ru/his/29338.html

  2. Литература, 8 класс, Поурочные разработки к учебнику Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф., Беленького Г.И., 2012.

  3. Стихотворение А.С. Пушкина 19 октября http://www.openclass.ru/node/186557

infourok.ru

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина в 8 классе

Урок в 8 в классе «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина».

Планируемые результаты:

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для составления и делать выводы; навыки работать индивидуально и в группе.

Предметные: овладение навыками смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие умений создавать развернутые устные и письменные высказывания.

1. Мотивация учебной деятельности.

— Каждый раз, когда мы встречаемся с человеком, которого хорошо знаем, нам вспоминается что-то связанное с ним. Связи между различными явлениями, возникающими в нашем уме, психологи называют ассоциациями. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя Пушкина – поэта, над произведениями которого мы начинаем сегодня работать? В течение одной минуты запишите слова и словосочетания, выражающие ваши ассоциации, представьте их.

— составление ассоциативных рядов, выделение общих ассоциаций. (например, веселый, радостный, заинтересует, любовь, друзья, озорной и др.).

— Как видите, в ваших ассоциациях много общего, но есть и нечто свое, связанное с Пушкиным. У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.

… Пушкин – певец свободы, обличитель тирании, великий патриот и провозвестник к этому будущему. И все это придавало значение его бессмертным произведениям…

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с текстом «Царскосельский лицей. Лицейский период в жизни А.С. Пушкина». Прием «Инсерт»: пометить на полях: + — информация знакомая, ! – интересная.

Царскосельский лицей. Лицейский период в жизни А.С. Пушкина

  • В августе 1810 года на «Постановлении о Лицее» царь написал: «Быть по сему. Александр».И вот, зодчему Стасову было предложено незамедлительно осмотреть в Царском Селе предназначенное для Лицея здание и наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения.

  • К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников.

  • 19 октября 1811года в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты. И стали одноклассниками.

  • Лицей – привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение, неразделенное на факультеты.

  • Лицей находился в Царском Селе, пригороде Санкт-Петербурга, во флигеле Екатерининского дворца. Здесь готовили юношей к государственной службе. В лицее процветал культ дружбы, ощущалась сильная тяга к литературным занятиям.

  • Во флигеле, где они жили, над каждой комнатой была черная дощечка с надписью. Над дверью, где жил Пушкин, было написано: « №14. А.Пушкин.»

  • Уже в лицейские годы Пушкин начал писать стихи.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

  • Самый близкий лицейский друг И.Пущин, который жил в комнате №13, с которым Пушкина связывала нежная дружба.В течение всей жизни Пушкин не забывал его и посвящал ему стихи, даже в лицейские годы.

  • Ежедневными занятиями были гимнастические упражнения, подвижные игры, танцы, верховая езда, фехтование, плавание и обязательно несколько часов прогулки.

  • Преподаватели всячески поощряли творческое свободомыслие, совместное отыскание истины в спорах и диспутах. Такие понятия, как «идея», «слово», «поступок» в лицейской педагогике были связаны неразрывной нитью.

  • Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Егору Антоновичу Энгельгардту.

  • Одна из самых известных — после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

  • Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

  • Учились лицеисты по-разному. Способности и подготовка были также различны. Одни пришли в Лицей из Московского университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, а Пушкин приехал прямо из дому

.

  • В классе Пушкин никогда не сидел последним. Иван Пущин рассказывал: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать…»

  • Очень насыщен был день лицеистов: с 7 часов до 9 часов – уроки,потом завтрак. С 10 часов до 12 часов – уроки. С 2 часов до 3 ч. каждый день чистописание или рисование. В 6 часов повторение уроков.
    По средам и субботам было вечернее танцевание или фехтование. Часто лицеистов приглашали во дворец на балы в качестве пажей.

  • Много времени лицеисты отдавали чтению. Пушкин с раннего детства любил читать. Он был самым начитанным из всех лицеистов. Он подолгу засиживался в лицейской библиотеке. Здесь он читал Вольтера, Державина, Дмитриева, Жуковского.

  • Дисциплина в лицее была строгая. Тех, кто провинился, отсаживали подальше от вкусных блюд. По этому поводу были сложены стихи:

  • На экзамены приехал знаменитый русский поэт Державин. Державин был уже очень стар, почти на всех экзаменах дремал. Но когда начался экзамен по русской словесности, он оживился, глаза его заблестели, читались, разбирались его стихи.

И вотнаконец вызвали его- Александра Пушкина. Отрывок из «Воспоминания в Царском Селе».

  • Он читал с необыкновенным воодушевлением. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и другие товарищи не спускали с него глаз, затаив дыхание следили за малейшим его движением. Они узнавали и не узнавали своего Пушкина, Он был необычный, какой-то особенный, с пылающим лицом, и читал особенно. И вот он дошел до стихов о Державине.

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громкозвучных лир.

  • Пушкин читал как во сне, ничего не слыша, ничего не замечая.Он не помнил, как дочитал. Державин был в восторге.

  • Г.Р.Державин долго еще не мог успокоиться. Приезжающим к нему не уставал рассказывать, что «скоро явится свету второй Державин; это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей».

  • А.Пушкин был выпущен из лицея с маленьким чином коллежского секретаря. Он не огорчился, потому что был равнодушен к службе.

  • Итак, Лицей окончен. И с тех пор, каждый год 19 октября бывшие лицеисты отмечали этот день как самый главный праздник. Пушкин к этому дню обязательно пишет стихи, в котором вспоминает своих друзей и столь милый его сердцу Лицей.

Обсуждение прочитанного текста.

Просмотр отрывка фильма «Царскосельский лицей».

— Лицей был закрыт в 1918 году, его библиотека передана Уральскому университету. В 1974 году в городе Пушкине (бывшее Царское село) состоялось открытие музея, посвящённое лицею и его выпускникам. Всего до революции в России существовало 7 лицеев, эти привилегированные средние высшие учебные заведения готовили чиновников. В настоящее время в России некоторые школы носят название «лицей», однако, с дореволюционными лицеями они не имеют ничего общего – современные лицеи всего лишь работают по индивидуальным программам.

3. Постановка темы и цели.

— Как вы думаете, о какой теме в лирике Пушкина пойдет речь? Тема дружбы.

— Чем будем заниматься? Какую цель поставим перед собой? Посмотреть, как развивается эта тема в лирике Пушкина, что значит дружба в жизни поэта.

— И так совпало, что 19 октября отмечается юбилей Царскосельского лицея – 205 лет со дня его основания.

4. Изучение нового материала. Чтение и анализ стихотворения «19 октября».

1. Какому событию, кому посвящено это стихотворение?

2. Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? (Открытие Лицея

в Царском Селе состоялось осенью в октябре месяце)

3. Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть)

4. Какие слова, словосочетания подчеркивают это настроение? (минутное забвенье, печален я, я пью один)

5. Понимаем ли мы, почему лирический герой не может быть на встрече лицеистов первого выпуска? (Сообщение о Михайловской ссылке).

6. Только ли лирический герой не может быть на праздновании Дня Лицея?

7. Какие строчки можно считать гимном “лицейскому братству”?

8. Каким чувством наполнены эти строки? (Теплотой).

9. Укажите антитезу в этой строфе. (Судьбина (здесь “злой рок”) – счастье).

(После выпуска из Лицея у бывших лицеистов жизнь складывается по-разному: кто-то счастлив, а кого-то преследует “рок событий”).

10. О ком из лицейских друзей говорит Пушкин в следующих строфах? (Чтение 9-11 строф) (о Пущине, Горчакове, Дельвиге, Кюхельбекере)?

Корсаков Николай Александрович, русский поэт, композитор.

Матюшкин Федор Федорович, моряк, в октябре 1825 г. Был в третьем плаванье, кругосветном.

Пущин Иван Иванович, офицер, декабрист.

Горчаков Александр Михайлович, российский дипломат и государственный деятель.

Дельвиг Антон Антонович, русский поэт, издатель.

Кюхельбекер ВильгельмКарлович, русский поэт, писатель, общ. Деятель.

11. В 11 строфе Пушкин вновь говорит о судьбе. Меняется ли здесь значение слова “судьба”?

12. Почему А.С. Пушкин В. Кюхельбекера называет “братом родным по музе,

по судьбам”? (И опять слово “судьба”).

13. В своем воображении Пушкин уже находится среди своих друзей. Как в следующих строфах меняется тональность стихотворения? (Оно становится бодрым, жизнерадостным).

14. Понятно, почему звучит тост за Лицей, за наставников. Но за царя? Гонителя? Почему? (Царь основал Царскосельский Лицей).

17. К кому испытывает чувство жалости Пушкин? (Увы, наш круг час от часу редеет)

18. Что же такое дружба и друзья для Пушкина?

Согласны ли вы, что в качестве эпиграфа можно взять строчки из стихотворения:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…?

(Дружба – это то, что защитит от превратностей судьбы. Мысли, воспоминания о друзьях, которые разбросаны по всем уголкам земли, помогают преодолеть замкнутость “дома опального”; дружба нарушает запрет ссылки, т.к. возможны “дни соединенья”).

Чтение стихотворения “19 октября 1827”.

– Прочитайте внимательно стихотворение. Какой вывод можно сделать? (В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились)

Чтение стихотворения “Была пора: наш праздник молодой …”.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой …”. Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре. Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с беспечностью и зрелость с ее горьким опытом.

– О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? (Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах.)

Таким образом, дружба в стихотворениях поэта – это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

5. Обобщение и систематизация изученного. Работа в группах-четверках.

  1. Выписать из толкового словаря лексическое значение слова дружба. На столах лежат толковые словари.

  2. Как истолковывает это понятие А.С. Пушкин? Что вкладывает в него?

Обсуждение. Что общего в определении слова дружба? Как раскрывает это понятие Пушкин? Что вкладывает в это понятие поэт? Что оно для него означает?

6. Рефлексия.

Рефлексия с использованием приема «Микрофон»

  1. Что вам запомнилось из первой части урока про лицейский период в жизни Пушкина?

  2. Как раскрывает Пушкин тему дружбы в своей лирике?

7. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение: Как вы понимаете значение слово дружба? В качестве тезиса взять сформулированное вами определение слова дружба. Аргументируйте свой ответ примерами из лирики Пушкина.

intolimp.org

Урок литературы в 8 классе на тему «Лирика А. С. Пушкина. » » Мир учителя

Жапарханова Гульнара Болатовна,

учитель русского языка и литературы Потанинской СОШ Лебяжинского района,

Павлодарская область,Республика Казахстан

Красота любовного чувства лирического героя

«Поэзия учит нас

Эмоционально мыслить и

Умно чувствовать».

(Андрей Битов, литературовед)

Цели урока:

— Рассмотреть природу любовного чувства лирического  героя Пушкина.

Определить отношение лирического героя к образу Женщины

— Проанализировать стихотворения «Я вас любил…», «На холмах Грузии…», «Мадонна». Учить строить выводы, заключения по анализу поэтического текста.

— Развивать эстетический вкус, воспитывать высокие моральные качества: благородство, великодушие, искренность. обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;

Методы и формы обучения:

Методы: синквейн, кластер, лекция с остановками, цепочка ключевых слов

Формы индивидуальной и групповой работы

Ход урока:

— Орг. момент

— Определение  целей урока, способов достижения

— Перед чтением стихотворения определим задачи (записаны на сигнальных карточках, помещаются на доске):

1.Какое настроение владеет лирическим героем?

2.Какие чувства возникают после его прочтения?

3.Каков характер лирического героя? Как он выражает свои чувства?

4.Тема стихотворения

Для решения этих задач нам необходимо проанализировать текст , обратить внимание на словесный ряд, на образы.

Чтение стихотворения:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

1829

Составление цепочки ключевых слов (запись в тетрадях):

Лежит мгла

Шумит

Грустно — легко – светла

Печаль полна

Тобой – тобой

Не мучит — не тревожит

Горит – любит

Не любить не может

(выводы воспроизводятся на экране через мультимедиа после того, как учащиеся попытаются их сформулировать самостоятельно)

— В КАКОМ СООТНОШЕНИИ НАХОДЯТСЯ ключевые СЛОВА из первой и последней строки? ( лежит мгла — не любить не может)

Мгла – туман, сумрак, тьма – не – не – усиливают смысл слов может любить (сердце живо лишь тогда, когда оно любит)

Понятия противопоставлены

— С какой целью? ( наиболее ярко, страстно выразить желание всегда ощущать любовь)

— Если проследить движение мысли и чувства, то каким оно будет от начала к концу стихотворения? ( от спокойного к напряжённому, к душевному порыву — признанию)

Какую роль играет слово печаль? Почему она светла? ( Лирический герой любит, но разлучён со своей возлюбленной, что не умаляет его чувства, а лишь делает его более ощутимым)

— Что ещё в стихотворении подчёркивает чувства поэта, его светлую печаль, его грусть и лёгкость? ( состояние ночной засыпающей природы)

— Читаем стихотворение ещё раз и отвечаем на вопросы, которые мы определили

(слова-понятия помещаются на доске сигнальными карточками, учащиеся выходят к доске парами от каждой рабочей группы и записывают ответы)

Настроение – от светлой печали и грусти Л. Г. переходит к страстному признанию

Чувства – горячее желание любить

Характер ЛГ – живой, импульсивный, способный на истинное глубокое чувство, которое ярко выражается в последней строке стихотворения ( состояние без любви равносильно смерти)

Тема стихотворения – вечна сама потребность любить, как вечна и величественна природа Кавказа, как вечна женская красота и вдохновение, рождённое ею.

Чтение стихотворения

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

1829

Составляем синквейн (работа в группах, с последующим сравнением и защитой результатов работы)

В результате должен получиться примерный ряд и вывод:

Я

Искренно нежно

Любил не угасла не тревожит

Дай Бог быть любимой

Любил

Я любил — любовь уходит, но «ещё угасла не совсем», она была «безмолвная», без надежды на взаимность, она колебалась между робостью и ревностью.

ЛГ с горечью, но искренне желает своей возлюбленной быть счастливой пусть с другим, значит – он человек высокой души и благородства, значит — любил по-настоящему. Слово Бог – как чистота помыслов, искренность сердца.

? Обращаем внимание на повторы: сколько раз повторяется местоимение я, предложение «я вас любил»? Почему? Почему глагол употреблён в прошедшем времени?

(Вопросы задаются тем членам рабочих групп, которые, по наблюдениям учителя не проявляют достаточной активности: они дают приблизительный ответ, группа редактирует, ученик, учитывая помощь, даёт ответ учителю)

Лекция с остановками.

Пушкин не искал вечной любви, для него была важна сама потребность любить. Любовь для него подобно буре, властно захватывала, давала ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но затем угасало, превращаясь в «цветок засохший, бездыханный»

Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед: в них правда его любовных переживаний, искренность, чистота порывов, благородство.

( тексты перед учащимися на партах, репродукции – на экране)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Женщина для Пушкина прежде всего предмет поклонения, источник вечной красоты, гармонии, поэтического вдохновения, совершенство, идеал:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Любовь заставляет душу поэта пробудиться, она доставляет высшее наслаждение, она награда за тяготы и горести жизни:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Опираясь на проведённые наблюдения, записи в тетрадях, материалы лекции с остановками, составить кластер

Любовь как источник творческого вдохновения.

Красота любовного чувства лирического героя

Д/з

1.Выучить наизусть стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»,

«Я вас любил…» (на выбор)

2.Самостоятельно проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, посвящённое теме любви, женщине, используя любой из использованных на уроке методов, выводы записать в тетрадь.

 

скачать dle 12.1

worldofteacher.com

Урок внеклассного чтения в 8 классе. А.С. Пушкин «О самом сокровенном»

А.С. ПУШКИН О САМОМ СОКРОВЕННОМ

Урок внеклассного чтения в 8 классе

Т.Н. Мочалова, учитель

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…

Цели:

дать учащимся представление о личности А.С, Пушкина как о человеке, который по своей духовной сущности был глубоко нравственным, что нашло отражение о его творчестве;

— воспитывать у учащихся на примере творчества А.С. Пушкина чувства патриотизма и любви, достоинства и смирении, кротости и естественности, благородства и красоты;

— развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, эстетический вкус.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина работы художники О. Кипренского, портрет В.Г Белинского, портрет В.А. Жуковского, портрет митрополита Антония.

  1. Вступительное слово учителя

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу чудесной сказкой о синем лукоморье, морских богатырях, таинственной золотой рыбке. К вам, юным, он приходит сейчас па школьных уроках литературы. Я надеюсь, что Александр Сергеевич пробуждает в вас стремление к высокому, любовь к «святой вольности», неукротимое желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». История любви Марии Кирилловны Троекуровой и Дубровского потрясает. Эта повесть заставляет нас искать ответы на непростые вопросы. Почему Мария остается с князем Верейским, любя другого? Отчего невозможно её счастье с Дубровским? Что разделяет любящих людей? Все это тревожит душу, заставляет думать, искать ответ, спорить. И в этих думах и тревогах сердца мужает ваш характер, формируется нравственный мир личности.

Вам, ребята, предстоит еще открывать великого поэта и в зрелые годы, когда к Пушкину вы обратитесь самостоятельно, бет учителя, а по велению сердца. И это будет ваш Пушкин! Мир поэта громаден. Все было предметом его поэзии. Он отзывался на все, что составляет внутреннюю жизнь личности.

  1. Работа над высказыванием В.Г. Белинского

Учитель. Полнее всего пушкинский идеал прекрасной души человека раскрылся в его лирике. Это первым понял знаменитый русский критик В.Г. Белинский. Его высказывание лежит перед вами, прочитаем его.

Ученик. «Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна: она умиряет муки души и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической- внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность… В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.»

Учитель. Сколько раз в этом выражении употребляется слово душа?

— С какими словами сочетается слово душа? («Умиряет муки души»,

«лелеющая душу гуманность…»)

— Как можно объяснить слово «умиряет»? (Усмиряет.)

Вывод. Судя по Белинскому, воспитать в себе человека можно, если усмирить «муки души»

— А какие «муки души» или вопросы мучат вас сейчас? Что тревожит вас?

(Примерные ответы учащихся: «Кто я?», «Что такое счастье?», «Есть ли Бог?», «Любовь, что это?»…)

— Как вы думаете, был ли Пушкин верующим? Поищем ответ на этот вопрос у самого поэта.

  1. Сообщение учащегося.

Осень всегда была любимым и наиболее плодотворным временем в творческой жизни Пушкина. Осень 1830 года вошла в творчество Александра Сергеевича как болдинский период. В Болдино, Нижегородское имение своих родных, Пушкин отправился 31 августа 1830 года, будучи женихом Натальи Николаевны Гончаровой. Перед свадьбой надо было привести в порядок некоторые хозяйственные дела. В Болдине Пушкин вдруг оказался отрезанным от мира: вокруг свирепствовала холера, все было оцеплено карантинами, запрещавшими выезд из мест, охваченных эпидемией. Попытки прорваться через эти заграждения были безуспешными. «Болдино имеет вид острова, окруженного скалами, — писал Пушкин невесте. – Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь». Сочинять, творить — «марать бумагу» — он начал уже на четвертый день по приезде. Пушкин работал стремительно и вдохновенно. Любимая пора, деревенское уединение, тишина — все способствовало творчеству. В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. В них воплощается весь накопленный Пушкиным жизненный и художественный опыт. И там он пишет: «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир… История новейшая есть история христианства».

Учитель Ребята, мог ли неверующий человек написать такие слова? (Нет.) И в этот же период он пишет стихотворение, первая строка которого звучит так: «В начале жизни школу помню я…» Эго стихотворение не имеет заглавия и представляется до сегодняшнего дня загадочным. Первый редактор его В.А. Жуковский. Это стихотворение, по утверждению митрополита Антония, можно назвать исповедью всего жизненного пути Пушкина. Прочитаем это стихотворение.

  1. Работа над текстом стихотворения.

Учитель. Самым непонятным в тексте является образ «жены», данный в стихотворении. Найдите в тексте ее описание и прочтите его (2, 3,4,5 строфы).

— Какие слова характеризуют эту таинственную женщину? Найдем их в тексте и постараемся объяснить.

«Смиренная, но величавая» (не бунтующая), «Одетая убого» (скромно), «Приятным, сладким голосом» (доверие, вызывает расположение к себе), «Очи светлые, как небеса» (отражение в глазах неба), «И полные святыни словеса» (наставление через молитву).

— А теперь давайте подумаем все вместе, что же является сердцем Святой Руси? Что является символом неба на земле? Где мы слышим «полные святыни голоса»?

(Описание женщины в стихотворении — это описание иконы Богородицы, которая для нас символизирует Церковь.)

— Именно ее подразумевал Пушкин в образе учительницы. Дальше начинается вторая часть стихотворения. Читаем о том, как автор относился к учению величавой учительницы со слов: «Дичась ее советов и укоров…»

— Объясните в этом отрывке слова — «дичась», «превратно», «правдивость», используя словарь синонимов.

«Дичась», то есть, противореча здравому смыслу, в чем-то не соглашаясь; «превратно»-неправильно, ошибочно, ложно понятно; «правдивость» — правда, истина, в словах была справедливость, вера. (Объяснение слов записать в тетради.)

Вывод. Исходя из значения этих слов, видим, что автор стихотворения не соглашался с правдой и ложно ее истолковывал. Все это было в то время, когда он учился, когда не мог многое правильно понимать. Ребята, напоминаю, что стихотворение было написано и 1830 году, то есть перед нами исповедь зрелого Пушкина перед читателем, и значит перед нами.

(Признание своих пороков, недостатков — это откровение человека.)

— Что такое пороки человека? (Записать в тетрадь.)

(Отрицательное качество человека.)

— Найдите в конце нашего стихотворения пороки, которые осуждает автор. (Гордость, сладострастие…)

— А часто ли мы с вами на исповеди каемся в своих пороках? Зададим этот вопрос своей душе.

— Какие человеческие пороки вы можете назвать? Запишите их в тетради. (Тщеславие, чревоугодие, зависть, лицемерие, ненависть, сребролюбие, жадность, сквернословие.)

— Если человек избегает правды, что он делает? (Прячется)

— Находим об этом у Пушкина.

«И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада.

Пал свод искусственных порфирных скал…»

— Что за « «чужой сад» привлекал молодого автора? (Другой мир, где были приемлемы все пороки человека.)

Учитель. Поэзия великого Пушкина всегда современна. Это стихотворение предостерегает молодых людей от посещения «чужого сад»»

— Что делает сейчас противоестественно современный человек? ( Не борется со своими пороками и оправдывает их.)

Вот что пишет митрополит Антоний, поясняя смысл пушкинского стихотворения: «Мы видим, что настроением беспощадного самобичевания и раскаяния проникнуто стихотворение Пушкина». Среди пороков мы указали гордость и сладострастие, которые звучат у А.С. Пушкина. Найдите их в тексте.

Другие два чудесные творения

Влекли меня волшебною красой:

То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой –

Был гневен, полон гордости ужасной,

И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал-

Волшебный демон — лживый, но прекрасный.

Пред ними сам себя я забывал;

В груди младое сердце билось — холод

Бежал по мне и кудри подымал.

Учитель. Что испытывал поэт при виде статуй этих идолов? (Холод, страх, «кудри подымались».)

— Эти строки как предупреждение вам, молодым, о невозможности поклонения «идолам».

— Какие идолы есть сейчас, которым вы стремитесь подражать? (Западная музыка, свободное поведение, нежелание читать, анализировать происходящее…)

Учитель. Молодость в жизни человека очень значима. Именно в молодые годы идет формирование характера, нравов, увлечений, высоких понятий о жизни. Надо не «дичиться» «смиренной» и «величавой» жены, а стараться прийти в лоно ее.

Лирика Пушкина — «солнечная», «блистающая чистым золотом и самоцветными камнями». Ему, воспитанному в христианской семье, были близки православные молитвы. Особенно он любил величайшую из всех молитв — «Молитву Господню». Послушаем стихотворное переложение Пушкиным «Молитвы Господней».

(Тексты стихотворения А.С. Пушкина и молитвы Господней на столах.)

Отец людей. Отец Небесный,

Да имя вечное Твое

Святится нашими устами,

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с Нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою.

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою.

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас.

Учитель. Это стихотворение о смирении поэта перед «величавой женой» из первого стихотворения. На какую православную молитву похоже это стихотворение? («Отче наш» или молитву Господню) Прочтите текст этой молитвы.

Молитва Господня
Отче наш, иже
ecu на небесах!

Да святится имя Твое.

Да придет царствие Твое.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

И остави нам долги наша,

Якоже и мы оставляем должником нашим.

И не введи нас во искушение.

Но избави нас от лукавого.

Учитель. Мне хотелось бы на этом уроке вспомнить еще одну тему в творчестве А.С. Пушкина — тему брака и семьи, тем более сейчас идет год Семьи. Брак и семья, освященные Церковью, были для поэта святыми.

— В каких его произведениях это видно?

Ответы детей.

  1. В романе «Дубровский» — Мария Кирилловна Троекурова отказалась покинуть князя Верейского, с которым уже была обвенчана.

  2. В повести «Капитанская дочка» — Мария Ивановна Миронова отказалась выйти замуж за Гринева без благословения его родителей.

  1. Заключение.

Учитель. Поэзия Пушкина — поэзия жизнелюбия. Даже в самых горьких и драматических обстоятельствах в душе Пушкина жила надежда на счастье. Его духовное здоровье поразительно. Гармонию человеческой жизни он не отделял ни от радостей, ни от печалей. Легкие, озорные строки, отмеченные тонким остроумием, в его книгах соседствуют со стихами, полными неизбывной скорби и трагизма. Но и печаль его светла, всей своей сутью он утверждает жизнь — священный дар. Так что же вы, ребята, унесете с этого урока, как самое нужное для себя?

(Душу надо уметь «умирять»; надо не избегать правды, а избегать лжи; необходимо бороться со своими недостатками, постараться сходить на таинство исповеди в церковь).

VI Домашнее задание. Приготовиться к внеклассному чтению по повести Пушкина «Выстрел». Дать оценку поведения Сильвио.

Литература

Белинский В.Г Статьи и рецензии. Том 1 / В.Г. Белинский. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1948

Непознанный мир веры. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004.

Пушкин А.С. Избранные сочинения Toм 1 / А.С Пушкин. — М.: Художественная литература, 1980.

infourok.ru

Урок-игра по литературе в 8 классе по теме «Творчество А.С.Пушкина»

  • дать возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина; находить правильный ответ, используя свои знания, сопоставляя жизненные обстоятельства поэта и его творчество;

  • развитие умения понимать мысли и чувства поэта, воплощённые в словах и образах, проникать в мир Пушкина, в мир его героев и его собственных дум;

  • формирование чувства ответственности за команду;

  • развитие любви и интереса к творчеству поэта.

Ведущий: Я приветствую всех на игре “Счастливый случай”, которая посвящена замечательному русскому поэту и писателю Александру Сергеевичу Пушкину. Читая Пушкина, мы не задумываемся, какой большой вклад внёс он в русскую литературу, мировую литературу, но мы неизменно чувствуем, какой богатый художественный мир – целый мир! создал Пушкин, как много в нём жизни, чувства и глубокой правды. И вот сегодня вам предоставляется тот самый счастливый случай, который поможет найти ключики и открыть многие большие и маленькие тайны этого удивительного мира. Я с удовольствием представляю членов жюри.

Я приглашаю первую команду в гостиную.

Капитан команды представляет свою команду, свой девиз.

Первый гейм “Дальше, дальше…”(в течение минуты команда отвечает на вопросы и старается набрать больше баллов):

1.Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)

2. Какой юбилей поэта отмечался в 1999 году? (200 лет со дня рождения)

3. Как звали работника попа? (Балда)

4. Любимое время года поэта? (Осень)

5. Учебное заведение, в котором учился поэт? (Лицей)

6. Союзница Черномора? (Наина)

7. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

8. День открытия лицея? (19 октября)

9. Эпиграф к повести “Капитанская дочка”? ( Береги честь смолоду)

10. Убийца Пушкина? (Жорж Дантес)

11. Что свет-зеркальце говорило царице?

12. Произведения, в которых изображён Пётр Первый? (“Полтава”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”…)

13. . Какая сказка У.Диснея напоминает пушкинскую “Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях”? (“Белоснежка и семь гномов”)

14. На правление каких императоров выпала жизнь А.С.Пушкина? (Павел, Николай, Александр I)

15. Кто из них сказал, что Пушкин “наводнил Россию возмутительными стихами” и сослал поэта на юг России? (Александр I)

Ведущий: Я приглашаю вторую команду в гостиную.

Капитан команды представляет свою команду, свой девиз.

Команде задаются те же вопросы.

Второй гейм “Заморочки из бочки”

Ведущий: я командам по очереди задаю вопросы: номер вопроса соответствует номеру бочонка, который достаю из бочки. Если команда не отвечает, право ответа переходит к другой команде.

1. Назовите произведения Пушкина, которые начинаются с буквы П? (“Полтава”, “Пир во время чумы”, “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “Повести Белкина”)

2. В названии какого произведения А.С.Пушкина использовано прилагательное, образованное от названия металла? (“Медный всадник”)

3. Назовите все пять “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина” (“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”)

4. Мария Николаевна Волконская в числе первых жён-декабристов решила последовать за своим мужем в сибирскую ссылку. Преодолев сопротивление семьи, перешагнув через все препятствия, поставленные перед нею царским правительством, Николаем I, она свой последний вечер проводит в Москве, в доме Зинаиды Александровны Волконской, известной своими музыкальными и поэтическими талантами. Тут был и Пушкин. Он хотел поручить М.Н.Волконской передать что-то узникам, но она уехала в ту же ночь, и он передал это с Александрой Муравьёвой, женой декабриста Н.Муравьёва.

Что же передал Пушкин с Александрой Григорьевной Муравьёвой? (Послание к узникам “В Сибирь”)

5. Это число означает, что сейчас настало время мини-гейма.

Мини-гейм “Ты – мне, я — тебе”

Команды обмениваются вопросами (по 3 вопроса), которые приготовили дома с помощью презентаций.

Третий гейм “Кто есть кто…”

Ведущий: за 5 минут вы должны дать как можно больше правильных ответов. Начинает тот, чья команда имеет больше очков.

На экране появляются портреты художников и композиторов, создавшие творения к произведениям А.С. Пушкина. Но подписи все перепутаны, воссоздать истинную картину.

1. Кто написал картину “Пушкин на лицейском экзамене”? (И.Репин)

2. Кто написал картину “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском”? (Н.Ге)

3. Кто из композиторов написал музыку к операм по произведениям А.С.Пушкина?

— “Борис Годунов”? (Мусоргский)

— “Руслан и Людмила”? (М.Глинка)

— “Евгений Онегин”? (П.Чайковский)

— “Пиковая дама”? (П.Чайковский)

— “Сказка о царе Салтане” (Н.Римский-Корсаков)

— “Дубровский” (Э.Направник)

Четвертый гейм “На посошок” (конкурс капитанов)

Ведущий: по очереди команды за две минуты должны ответить на вопросы. Начинает та команда, у которой больше баллов, отвечают по очереди по моей указке.

На экране появляются портреты правильно отгаданных героев.

1. Любимый поэт Онегина? (Дж.Г.Байрон)

2. Назовите лицейских друзей Пушкина. (И.Пущин, Кюхельбекер, А.Дельвиг, А.Горчаков, В.Вольховский, К.Корсаков, И.Малиновский…)Изменить!!!!!

3. Кто делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв, повесть “Капитанская дочка”)

4. Кто перед венчанием заблудился в поле? (Владимир, повесть “Метель”)

5. Кто был похищен в день свадьбы? (Людмила, “Руслан и Людмила”)

6. Кто наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание? (Лиза, повесть “Барышня-крестьянка”)

Ведущий : вот и всё, потому что эта игра закончилась. Но не закончится, я думаю, наше приобщение к миру великого поэта. А сегодняшняя игра – лишь маленький шаг на этом большом пути постижения. Этот путь стоит пройти. Тогда вы поймёте, какое это счастье – знать и любить Пушкина!

Членов жюри прошу подвести итоги игры.

Общий подсчёт баллов.

Награждение победителей: вручение дипломов игрокам и поздравление болельщиков.

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: урок литературы «Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина на примере стихотворения «19 октября»

Урок литературы 8 класс.

13.11.2015

А.С.Пушкин. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «19 октября».

Цели: выяснить, как отражена тема дружбы в лирике А. Пушкина, анализируя стихотворение «19 октября»; развивать умение слушать и понимать  речь  других, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать умение работать в группе.

Ход урока:

1 Целеполагание.

— Сформулируйте цель своей деятельности исходя из темы урока. Ученики предлагают свои версии, обсуждают с учителем и учитель записывает на доске:

 выяснить, какую роль сыграли друзья в  жизни Пушкина и как раскрывается тема дружбы в стихотворении «19 октября».

2 Актуализация знаний.

В стихотворении «19 октября» Пушкин говорит:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

— О каком союзе речь?

— Что знаете о лицейских годах Пушкина?

— Назовите друзей — лицеистов поэта.

— Кто упоминается в стихотворении «19 октября»?

3 Формирование новых знаний

Исследовательская работа с текстом

работа в группах (группа получает карточку с заданиями, нужный материал ищут во всех доступных источниках (учебник, справочники, Интернет).

карточка 1

о ком идет речь:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит…

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 2

о ком идет речь:

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночных морей?

Счастливый путь!.. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 3

Каким событиям из биографии Пушкина соответствуют строки:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил

……………………………………………..

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

……………………………………………………..

И ждал тебя, вещун пермесских дев.

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой…

карточка 4

Какие тосты произносит поэт и почему в такой последовательности?

Выступление групп

4 Рефлексия

Вы ставили перед собой цели, давайте посмотрим, выполнили ли их.

Какую роль сыграли друзья в жизни Пушкина?

Что для Пушкина дружба?

Как поэт выражает свое мнение в  творчестве?

5 Оценивание

заполняют табличку (пример)

Ф.И.

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итог

Назаров Д

4

5

5

5

Какорина Н

4

5

5

5

Бойкова К

5

5

5

5

Домашнее задание:

подготовьте анализ последнего абзаца

Несчастный друг! Средь новых поколений…

nsportal.ru

Основные мотивы в лирике А. С. Пушкина

Творчество Александра Сергеевича Пушкина необыкновенно разнообразно. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества, дружба – все исследует поэт в своём творчестве.

Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь.

Особое место в жизни и творчестве Пушкина занимали его друзья-лицеисты. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей. Светскому обществу, бездушному и лицемерному, он всегда предпочитает тесный круг друзей.

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Минервы росской храм?

Не се ль Элизиум полнощный,

Прекрасный Царскосельский сад.

Тема дружбы в лирике Пушкина – это вся его жизнь, жизнь близких ему, любимых им людей. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Антону Антоновичу Дельвигу, Петру Яковлевичу Чаадаеву, Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру, Ивану Ивановичу Пущину, “Друзьям”.

Дельвигу:

В одних журналах нас ругали,

Упрёки те же слышим мы:

Мы любим славу да в бокале

Топить разгульные умы.

Кюхельбеккеру:

Прости… где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я!

И пусть… (услышит ли Судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Пущину:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

Чаадаеву:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Верен друзьям поэт и тогда, когда царский гнев забрасывает их на каторгу, в ссылку, в казематы. Он открыто посылает им привет и слова поддержки.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжёлые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Ещё в лицее Пушкин знакомится с произведениями Николая Александровича Радищева, в тот же период он сближается с вольнодумцем Петром Яковлевичем Чаадаевым.

В Петербурге Пушкин посещает литературно-политический кружок “Зелёная лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — Михаил Сергеевич Лунин, Кондратий Фёдорович Рылеев.

Под влиянием декабристов поэт создаёт свои вольнолюбивые стихи: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”.

В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царит в стране:

Увы, куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы.

В стихотворении звучит угроза самодержавию, поэт открыто призывает к восстанию:

…Тираны мира! трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

В 1819 году Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” — результат несправедливого общественного строя России.  Поэт мечтает о свободной Родине:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетённый.

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” использовалась декабристами в агитационных целях. Иван Иванович Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”.

С течением времени поэт не менял своего отношения к друзьям. Он не скрывал сочувствия к ссыльным декабристам, участвовал в проводах жён декабристов в Сибирь и передал с Марией Николаевной Волконской свои стихи, среди них задушевное послание Пущину и стихи “В Сибирь”. Поэт призывает декабристов быть стойкими, гордыми своим делом, не показывать уныния и слабости перед врагом.

Конечно же, в лирике Пушкина присутствуют и философские мотивы. Интересно, что философская лирика носила личностный, глубоко интимный характер. То есть, это не какие-то абстрактные размышления. Это философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики других поэтов.

Посмотрим, как изменялся взгляд поэта на жизнь. В чем заключается цель существования человека? Пушкин-лицеист полагает, что в  наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в весёлых компаниях друзей:

    Смертный, век твой привиденье:

    Счастье резвое лови;

    Наслаждайся, наслаждайся;

    Чаще кубок наливай;

    Страстью пылкой утомляйся

    И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Уже название говорит о многом. Ведь  Анакреон – древнегреческий поэт, одним из основных мотивов стихов которого было наслаждение радостями жизни.

В юношеской лирике Пушкина часто встречаются так называемые анакреотические мотивы. В 20-е годы поэт находится во власти романтизма – самого модного тогда литературного течения. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, —

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

К середине двадцатых годов мировоззрение Пушкина вновь меняется. Жизнь начинает пугать его, все меньше остаётся романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на её проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до тёмного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

После поражения восстания декабристов в лирике Пушкина появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Но и в этот период Пушкин не отказывается от желания жить, творить. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя оставит потомкам:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.   

Каждый поэт рано или поздно начинает осмысливать — для чего он пишет стихи?

Пушкин не мог, конечно, не обратиться и к вопросу о назначении поэта и поэзии.

Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа.

Что нужно для творчества? Пушкин полагал, что свобода. Обязательно – независимость личности поэта.

Ещё в лицейских стихотворениях Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном, ему обществе.

В первом напечатанном стихотворении. «К другу стихотворцу» мы находим такие размышления поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им нe даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки;

Лачужка под землёй, высоки чердаки —

Вот пышны их дворцы, великолепны залы…

И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. «Мой жребий пал; я лиру избираю», — пишет Пушкин.

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию». Вспоминая римского сатирика Ювенала, Пушкин так определяет задачи поэта: «Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков потомству обнажу». Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта – борца. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа». Об этом он и говорит в одном из стихотворений: «Я не рождён царей забавить стыдливой лирою моей… Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа».

В 1826-1831 годах Пушкин создаёт ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых говорит о задачах поэта: поэт свободен в своём творчестве, творчество поэта - «благородный подвиг», поэт независим от служения светской толпе.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Блистательную поэзию Пушкина нельзя представить без любовной лирики. Любовь у поэта многолика: это безмятежное чувство, обманчивая мечта или прекрасная сказка, которая приносит лишь страдания. Он писал о любви серьёзно, светло и проникновенно. Любовь для Пушкина – это предмет высокой поэзии.

Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит “язык сердца”, являются немало стихотворений. Среди них “Признание”:

Без вас мне скучно, — я зеваю:

При вас мне грустно, — я терплю,

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю.

«Гением чистой красоты» для Пушкина стала Анна Петровна Керн. Впервые он увидел её в 1819 году на балу в Петербурге. Спустя шесть лет поэт встретился с ней вновь.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В другом стихотворении — “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” — есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина:

“… И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может”.

Особой проникновенностью отличается стихотворение “Я вас любил…”. Оно посвящено Анне Алексеевне Олениной.

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

То робостью, то ревностью томим…

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Пушкин утверждает, что настоящая любовь — это пожелание дорогому человеку быть счастливой и любимой даже другим.

В 1830 году Александр Пушкин сватается к Наталии Николаевне Гончаровой, молодой московской барышне. Он – первый поэт, она – первая красавица. 18 февраля 1831 года происходит венчание. Наталья Николаевна – человек, которому Александр Сергеевич доверял безгранично, она была его музой.

«Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец».

Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно передать свои мысли, чувства, переживания. Пушкин видел природу душой, наслаждался её вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться.

У каждого человека есть любимое время года. Любимым временем года для Пушкина была осень.

Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной…

Осень — самая противоречивая пора. Это очень точно отражено в строчке: «Унылая пора! Очей очарованье!» Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, тяжёлыми серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но ни одно время года не может сравниться с яркими красками золотой осени:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А вот лета поэт не любил, о чем и пишет с присущим ему юмором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в пейзажной лирике Пушкина. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, стихотворение «Зимнее утро».

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Поэт великолепно описывает красоту русской зимы.

А вот стихотворение «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Казалось бы, обычное явление природы — зимняя вьюга. Но Пушкин наделяет её магическими, таинственными свойствами; он слышит в ней то завывание зверя, то плач ребёнка, то просто шорох соломенной крыши под порывами ветра, то стук в окно заблудившегося путника.

Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа. Романтические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используются в пейзажной лирике Пушкина. Так, в стихотворении «К морю» поэт воспевает «торжественную красу» моря, в которой он черпает вдохновение:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»

(Николай Васильевич Гоголь).

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *