cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Простые и сложные вещества в химии 8 класс – Простые вещества — урок. Химия, 8–9 класс.

Простые вещества — урок. Химия, 8–9 класс.

Все химические вещества делятся на простые и сложные.

Простыми называют вещества, образованные атомами одного химического элемента.

Некоторые простые вещества состоят из молекул.

 

Одноатомные молекулы образуют инертные газы гелий He, неон Ne, аргон Ar и другие.

 

Из двухатомных молекул состоят водород h3, кислород O2, азот N2, галогены F2, Cl2, Br2, I2.

 

Три атома — в молекулах озона O3, четыре — в молекулах белого фосфора P4, восемь — в молекулах серы S8.

 

Модели молекул водорода и азота

  

Модель молекулы белого фосфора

 

Другая группа простых веществ имеет немолекулярное строение. К таким веществам относятся все металлы, а также фосфор красный, алмаз, графит, кремний и другие.

 

Их химические формулы записывают химическим символом элемента без индекса: Fe, P, C, Si и т. д.

 

Модель кристалла железа

Химических элементов известно \(118\), а простых веществ — более \(400\). Один химический элемент может образовать несколько простых веществ.

Явление существования нескольких простых веществ, образованных атомами одного химического элемента, называется аллотропией.

 

Простые вещества, состоящие из атомов одного химического элемента — аллотропные модификации (аллотропные видоизменения).

Пример:

химический элемент кислород образует простые вещества, отличающиеся составом молекул: кислород O2 и озон O3. Кислород — газ без запаха, необходим живым организмам для дыхания. Озон имеет запах, ядовит.

 

Химический элемент фосфор образует молекулярное вещество фосфор белый P4 и немолекулярное — фосфор красный P. Эти вещества отличаются не только строением, но и свойствами. Белый фосфор имеет запах, самовоспламеняется на воздухе.  Красный фосфор без запаха, горит только при нагревании.

 

Химический элемент углерод образует немолекулярные вещества алмаз и графит. Они обозначаются одинаковой формулой — C, но имеют разное строение и отличаются свойствами. Алмаз представляет собой прозрачное, бесцветное, очень твёрдое вещество. Графит — непрозрачный, тёмно-серый, мягкий.

 

Алмаз и графит

Химический элемент и простое вещество

Названия химического элемента и простого вещества в большинстве случаев совпадают, поэтому следует различать эти два понятия.

 

Химический элемент — это определённый вид атомов. Атомы химического элемента могут входить в состав простых и сложных веществ. Можно охарактеризовать распространённость и формы нахождения химического элемента в природе, а также свойства его атомов (массу, размеры, строение).

 

Простое вещество образовано атомами одного химического элемента. Это одна из форм существования химического элемента в природе. Простое вещество характеризуется определённым составом, строением, физическими и химическими свойствами. Его применяют для получения других веществ.

Пример:

Химический элемент       

Простое вещество

Относительная атомная масса кислорода равна \(16\)  Кислород плохо растворяется в воде  
 Азот входит в состав белков

 Азот используют для получения аммиака  

 Атомы водорода входят в состав молекул воды Водород легче воздуха

 

www.yaklass.ru

Сложные вещества — урок. Химия, 8–9 класс.

Химические элементы входят в состав сложных веществ (химических соединений).

Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов.

Большинство химических веществ являются сложными.

 

Многие сложные вещества имеют молекулярное строение. К молекулярным относятся метан Ch5, вода h3O, углекислый газ CO2, серная кислота h3SO4, глюкоза C6h22O6. Пластмассы, белки, жиры, крахмал тоже представляют собой сложные вещества, состоящие из молекул.

 

Модель молекулы воды

  

Модель молекулы глюкозы

 

Немолекулярное строение имеет песок SiO2, а также все сложные вещества, в состав которых входят металлы: поваренная соль NaCl, мел CaCO3, питьевая сода NaHCO3 и многие другие. Из сложных веществ немолекулярного строения состоят минералы и горные породы.

 

Модель кристалла поваренной соли

 

При определённых условиях сложные вещества можно разложить на несколько новых веществ. Так под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород, а сахар при нагревании превращается в уголь и воду.

 

Водород и кислород совсем не похожи на воду. При обычных условиях водород и кислород представляют собой газы, а вода — жидкость. Уголь и вода ничем не напоминают сахар.

 

Обрати внимание!

Свойства сложного вещества не являются суммой свойств веществ, образующихся при его разложении.

www.yaklass.ru

Урок химии в 8 классе на тему «Классификация простых и сложных неорганических веществ. Металлы и неметаллы»

Урок химии № 53

На тему «Классификация простых и сложных неорганических веществ. Металлы и неметаллы»

Цель урока: изучить материал, отличать простые и сложные вещества, металлы и неметаллы, взаимодействуя в группах и в парах развивать социальные навыки.

Методы: структурированный обзор; знаю, хочу узнать, узнаю; диаграмма Венна.

Этапы

Учитель

Ученик

Активизирующий (стадия побуждения)

  1. «Вспомните и запишите в первую графу таблицы (З/ХУ/У) все, что вы знаете или думаете, что знаете по теме»

  2. Наблюдает за обсуждениями

  3. Записывает на доске, затем зачитывает

  4. «Итак, мы уже знаем что такое простое и сложное вещество, перечисляем основные свойства металлов. Но ведь мы хотим знать больше! Что вам хотелось бы знать еще?»

  5. Помогите заполнить вторую колонку

  1. Заполняет графу «З» (4 мин),

  2. в парах дают 3-4 примера своей записи, в которых наиболее уверены (5 мин),

  3. Каждая пара говорит свои самые важные идеи

  4. Продумывают возможные аспекты для изучения (4 мин), затем обсуждают в парах и выбирают 3 самых лучших

  5. Заполняют графу «ХУ», дополняют недостающими пунктами

Конструирующий (стадия осмысления)

  1. «Вам дается 10 минут для чтения § 51. Обратите внимание на вопросы, которые у вас возникли перед чтением, и на вопросы, которые перечислены в колонке ХУ. Попробуйте найти ответы на эти вопросы в ходе чтения и записывайте в колонку «У»»

  1. Читают, сравнивают, анализируют, записывают

Констатирующий (стадия отражения)

  1. «Встретились ли вы с какой-либо информацией, по которой вы не ставили вопросы перед чтением? Запишите эту информацию так же в колонку «У».

  2. «Отметьте все вопросы, которые остались без ответов. Обсудите, где можно найти ответы на эти вопросы».

  3. Ответьте на вопрос «По каким признакам химические элементы делятся на металлы и неметаллы», составьте диаграмму Венна, отвечая на вопрос»

  1. Вспоминают, записывают

  2. Отмечают, обсуждают

  3. Сравнивают, анализируют, составляют диаграмму (10-13 мин)

Домашнее задание: найти ответы на вопросы, которые не обсуждаются в тексте.

infourok.ru

Урок на тему «Простые и сложные вещества». 8-й класс, химия

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Знать определение атома, молекулы, простого и сложного вещества.
  • Уметь различать простые и сложные вещества; смеси и сложные вещества.
  • Знать отличие смеси и сложного вещества.

Оборудование: Шаровые модели молекул воды, Штатив с пробирками, реактивы (железо, вода, сера, карбонат кальция).
демонстрация соединение железа с серой.

Лабораторные опыты: Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

Ход урока

1. Повторение и обобщение знаний.

1) Проверка домашнего задания:

Упражнение упр. 8, 9, 10, на стр. 22. (Взаимопроверка).

2) Выполните тестовое задание. Подберите соответствие: термин – определение понятия.

(Приложение №1). Самопроверка.

3) Приведите примеры смесей (не менее двух), которые можно разделить:

1 вариант:

А) фильтрованием————————————————————————————-

Б) отстаиванием—————————————————————————————-

2 вариант:

А) выпариванием—————————————————————————————

Б) дистилляцией——————————————————————————————

2. Изучение нового материала

1. Фронтальный опрос:

Какие виды смесей вам известны?

Какие смеси называются однородными, неоднородными?

Какое вещество называется чистым? Что такое «вещество»? Из курса физики вам известно, что многие вещества состоят из молекул.

Дайте определения понятиям «молекула» и «атом». (Приложение №2).

Рассмотрите шаровые модели некоторых веществ, укажите состав данного вещества. Чем молекула озона отличается от молекулы оксида кальция? Чем водород отличается от соляной кислоты? Учащиеся могут ответить, что молекулы водорода, фосфора, азота образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

Вещества соляная кислота, оксид кальция, метан, оксид натрия образованы атомами разного вида. Сложные вещества.

Выпишите в словарь новые понятия, со страниц 15,16.

Заполните схему:

2. Лабораторный опыт.

Инструкция к лабораторному опыту.

  1. Прослушайте инструктаж по охране труда.
  2. Выполните опыт: рассмотрите выданные вам образцы веществ: железо, вода, сера, карбонат кальция.
  3. Опишите их физические свойства.
  4. Оформите результаты в таблицу. (Приложение №3). 
Физические свойства

железо

вода

сера

Карбонат кальция

Агрегатное состояние (твердое, жидкое, газообразное)

 

 

 

 

Цвет

 

 

 

 

Блеск

 

 

 

 

 Растворимость в воде

 

 

 

 

Хрупкость (пластичность)

 

 

 

 

Теплоэлектропроводность

 

 

 

 

Температура кипения, температура плавления.

 

 

 

 

Простое (сложное) вещество

 

 

 

 

Вывод к работе: о физических свойствах веществ, о составе простых и сложных веществах.

3. Чем смесь отличается от сложного вещества.

Напомнив, как готовиться смесь железа и серы, учитель отмечает, что сера — простое вещество, молекулы ее состоят из одинаковых атомов одного вида, железо тоже простое вещество, состоящее из одинаковых атомов другого вида. Можно ли назвать то, что получилось при перемешивании порошков, сложным веществом? Разделим смесь при помощи магнита. После обсуждения делаем вывод, что смесь можно разделить физическими способами и получить чистые вещества, из которых она состояла. Нагреваем железо с опилками. Образовалось новое вещество, которое невозможно разделить, не действует на него магнит. Сульфид железа – это чистое сложное вещество.

Таблица №1. Сравнение смесей и сложных веществ.

Смесь

Сложное вещество

1. Вещества сохраняют свои свойства.

1. Свойства исходных веществ не сохраняются.

2. Вещества можно разделить физическими методами.

2. Сложное вещество нельзя разделить физическими методами.

3. Количественный состав может быть произвольным.

3. Количественный состав химического соединения всегда одинаков независимо от места нахождения и способа получения.

3. Закрепление.

1. Выпишите простые вещества: сталь, чугун, железо, морская вода, дистиллированная вода, алюминий, лимонад, спиртовая настойка йода, нефть, глюкоза, поваренная соль, воздух, кислород, бронза.

2. Простые вещества состоят из атомов … химического элемента.
Сложные вещества состоят из атомов … Химических элементов. Сложные вещества иначе называют … .

Простое вещество, в отличие от сложного, нельзя … .

3. Чем морская вода отличается от дистиллированной воды?

4. Сравнить смесь со сложным веществом.

Вопросы и задания

Вещества

вода

Водород и кислород (смесь)

Можно ли разделить эти вещества на более простые компоненты. Не разрушая молекул? Почему?

 

 

Сохраняется ли способность молекул кислорода поддерживать горение? Почему?

 

 

Рефлексия и подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Какие знания вы сегодня приобрели?

Домашнее задание: Читать стр. 15-17.

Выполнить упражнения 11-13 на стр.22.

Литература: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. «Химия 8 класс».

7.06.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Простые и сложные вещества. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

1. Названия простых веществ

Сложность: лёгкое

1
2. Названия сложных веществ

Сложность: лёгкое

1
3. Формулы простых веществ

Сложность: лёгкое

1
4. Простое вещество и химический элемент

Сложность: среднее

2
5. Состав и строение веществ

Сложность: среднее

2
6. Отличия металлов от неметаллов

Сложность: среднее

2
7. Формулы простых и сложных веществ

Сложность: сложное

3
8. Аллотропия кислорода

Сложность: сложное

4
9. Установи формулу сложного вещества

Сложность: сложное

4

www.yaklass.ru

Урок химии 8 класс «Простые и сложные вещества. Относительная атомная масса.» + презентация

Групповая работа «Простые и сложные вещества» находят характеристики данных групп соединений и составляют кроссворд; (§ 7 стр 17)

— Состав простых и сложных веществ можно выразить химической формулой.

Состав простых и сложных веществ выражают при помощи химических формул.

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

Ne, Ar, O2, Br2, I2, O3, P4, S8

(Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов; двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью). Работа учащихся с коллекциями металлов и выданными веществами.

Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

H2O, C6H12O6, NaCl, KMnO4, CO2, CO

(вода, глюкоза, хлорид натрия — поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ). Демонстрация моделей молекул сложных веществ.

Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

По ходу объяснения целесообразно составить вместе с учащимися схему для наглядного представления и обобщения материала (составление кластера)

Обмениваются кроссвордами и разгадывают, возвращают и оценивают работу группы.

игра «Да-нет»

1. Каковы формы существования химического элемента?

2. Отличаются ли простые вещества от сложных веществ?

3. Сложные вещества состоят из одного вида атомов?

4. Состав вещества из одного вида атомов – это простое вещество?

5. Возможно ли по названию вещества определить его принадлежность к простым или сложным?

6. Возможно ли по химической формуле определить принадлежность вещества к сложным или простым?

«Инсерт» работа с учебником.

Обратная связь – исследовательская беседа о новых формулах и решении задач.(§ 9,10)

«Корзина идей и понятий»

1) Что вы знаете о том, что такое относительная атомная и относительная молекулярная массы?

2) Запишите каждый в тетради, что вы об этом знаете.(1 мин)

3)Обсуждение в группе. Есть ли совпадения и почему разногласия.

4) Каждая группа называет одно понятие, которое они считают наиболее важным, записывают на стикер и помещают в корзину идей.

5)Все ошибки исправляются по мере освоения информации

Химическая формула – это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

Индекс – это маленькая цифра справа внизу от химического знака элемента, которая показывает число атомов данного элемента в молекуле.

Перед формулами могут стоять и большие цифры. Это коэффициенты. Коэффициенты могут указывать как на число молекул, так и на число атомов, смотря какая запись идет позади него.

Относительная атомная масса (Аr) элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безразмерная величина.

Например: Аr(Н2) = 1 · 2 = 2

Аr(S) = 32

Аr(Сl2 ) = 35,5 · 2 = 71

Относительная молекулярная масса (Мr) вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы с учетом их индексов.

AxByCz где A, B, C — знаки Эl x, y, z – количество атомов этих Эl

Mr = Ar(A)*X + Ar(B)*Y + Ar(C)*Z

kopilkaurokov.ru

Классификация веществ — урок. Химия, 8–9 класс.

Все вещества делятся на простые и сложные.

Простые вещества состоят из атомов одного элемента.

Сложные вещества (химические соединения) состоят из атомов нескольких элементов.

Простые вещества разделяют на металлы и неметаллы. Деление основано на различиях в их свойствах.

 

Металлы имеют характерный «металлический» блеск, ковкость, высокую теплопроводность и электропроводность. При комнатной температуре все металлы (кроме ртути) твёрдые. Большинство металлов вытесняют из кислот водород.

 

Серебро

 

Неметаллы не обладают характерным блеском, ковкостью. Многие неметаллы при обычных условиях газообразны.

 

Красный фосфор

  

Сложные вещества делят на органические и неорганические.

 

Органические вещества — соединения углерода. В их состав могут также входить атомы водорода, кислорода, азота, фосфора, серы.

 

Почти все органические вещества горючи и легко разлагаются при нагревании. Практически все они имеют молекулярное строение.

 

Органических веществ миллионы. Они содержатся во всех живых организмах, входят в состав продуктов питания, топлива, лекарств, красителей, пластмасс.

 

Изделия из пластмасс

  

Неорганические вещества — соединения всех остальных элементов. К ним относятся также некоторые вещества, содержащие углерод: сода, мел, угарный и углекислый газы и др. Простые вещества тоже являются неорганическими.

 

Неорганических веществ около \(700\) тысяч. Они образуют неживую природу: минералы, горные породы и т. д. Почти все неорганические вещества имеют немолекулярное строение. Большинство из них при обычных условиях представляют собой твёрдые вещества.

 

Мел

www.yaklass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *