cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Л толстой детство презентация 4 класс – Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Лев Толстой » Детство»

« Лев Николаевич Толстой «Детство»

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»

знают: новый жанр художественной литературы — трилогия, содержание главы из повести.

умеют: анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств

Образовательные ресурсы: презентация по теме урока, портрет Л.Н.Толстого, учебник «Литературное чтение»

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

-Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече? Доброта — это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим.  Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО?

На экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

— Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.

Ответы детей

личностные:

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Актуализация знаний

-Сейчас вы услышите ключевые слова. Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?  

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

— Верно.

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»

«…мальчик осмелился и сказал:

— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!…
Учитель остановил его и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.»

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»

Лев Николаевич Толстой

Старый дед и внучек

Акула

Прыжок

Филипок

Лев и собачка

познавательные

Владеть диалоговой формой речи

коммуникативные:

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Постановка темы и цели урока

Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

О каком возрасте Лев Николаевич любит писать?

А что вы можете сказать о его детстве?

— Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия.

Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.

Детстве

Знакомство с новым произведением

Трилогия — три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

— Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого  «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

— Вы помните, что такое автобиография? Трилогия автобиографическая.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»? 

Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа,  повествование в котором ведётся от лица главного героя  Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Когда автор сам пишет о себе

Делают предположения

познавательные:

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде

регулятивные:

Самостоятельно формулировать задание: прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой

Физкультминутка

-Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.

Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!

Работа с текстом во время чтения

Чтение главы учителем

— О каком самом дорогом человеке пойдет речь?

А какая у вас мама?

Словарная работа.

— В тексте нам встретятся необычные слова. 

Maman – мама

Мамаша – мама

ИТТИ – идти

Подле меня – возле

Досыта – вдоволь, больше не хочется

Впросонках – сквозь сон

Ваточный халат —  халат на подкладке из ваты

Чтение рассказа до слов «Воспоминания эти….»

— О чём рассказывает нам автор в самом начале?

— Что делают  с автором эти воспоминания о детстве?

Чтение до слова Маман.

-О каком из воспоминаний идёт речь?

— А вам близки эти ощущения? Бывали ли  у вас такие случаи?

Чтение до конца рассказа.

— Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу?

-Почему?

— Что чувствует Николенька впросонках?

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама?

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте

— Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос?

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки?

о маме

Ответы детей

Объясняют значение слов

Читают по цепочке

освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений.

о вечернем чае

Делятся своими воспоминаниями

нежности, любви, восхищения, восторга

речь идёт о самом дорогом человеке – маме

Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы

Ответы детей

Она молчит с минуту….

и над ухом звенит тихий знакомый голос

с журчанием ручейка с плеском воды

Ответы детей

регулятивные:

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

познавательные:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий

Итог

Подведение итогов.

Послушайте притчу о маме.

Мама.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
— Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
— Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
— О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
— Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
— Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
— Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
— Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
— Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
— Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
— Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или теряем её, понимаем, как много мы ей не додали добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад.

-Я предлагаю вам послушать песню о маме, возможно, вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней. (На экране слайд-шоу из рисунков детей на тему «Моя любимая мама», с музыкальным сопровождением песни из кинофильма «Мама»)

-А теперь допишите, пожалуйста, фразу:

Моя мама самая ….

Я никогда больше не буду…   

Я желаю моей маме …

-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!

Выставление оценок за урок.

Слушают притчу, думают о своих мамах

Учащиеся по желанию зачитывают свои сочинения

регулятивные:

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

коммуникативные:

Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе

личностные:

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Домашнее задание

Задание по выбору:

  1. Выразительное чтение главы «Детство».

  2. Чтение других глав трилогии.

videouroki.net

Урок литературы по теме «Л.Н. Толстой. “Детство”». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

  • Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
  • Учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.
  • Развивать речь, память учащихся.

Воспитывать любовь к матери, к своим близким.

Оборудование:

  • Учебник “Родная Речь”,4класс,часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.
  • Мультимедийная презентация к уроку.
  • Иллюстрации учеников к прочитанным произведениям Л.Н.Толстого.
  • Тесты.
  • Ребус, пословицы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель: “Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Назовите авторов произведений, которые изучали .

А теперь узнайте, о каком писателе пойдет дальше речь, посмотрев на следующий слайд. (Дано изображение “Азбуки” и усадьбы “Ясная Поляна”.)

3. Рассказ ученика о биографии Л.Н.Толстого.

4. Тест “Продолжи высказывания”.

  • Л.Н.Толстой родился…… ,а умер……. .
  • Родился и жил он в основном в ….. .
  • Лев Николаевич рано остался без…. .
  • В Ясной Поляне он открыл…. .
  • Л.Н.Толстой сам написал для них …. .
  • Всю свою жизнь он посвятил…. .
  • Полное Собрание Сочинений составляет…. .

5. Литературная викторина.

Давайте вспомним ,какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете? Я прочту вам отрывки из его произведений, а вы постараетесь вспомнить название.

  • “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь день народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех…” (“Прыжок”).
  • “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…” (“Акула”).
  • “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а поучись…” (“Филипок”).
  • “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на съедение….”(“Лев и собачка”).

6. Речевая разминка.

Чистоговорка.

Ра-ра-ра ———начинается игра.
Ры-ры-ры——-много в классе детворы
Ру-ру-ру———продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро———дарим людям мы добро.

7. Постановка темы урока.

Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые, дети.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение является трилогией.

Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес. (Ответ: автобиографическая.)

Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)

Учитель: “Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, в форме рассказа, повествование в котором ведется от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого.

8. Работа по учебнику.

Работа с текстом повести “Детство”.

  • Чтение отрывка учителем.
  • Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.
  • Продолжение чтения детьми по цепочке.
  • Работа по иллюстрации.

Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..) Прочитай выразительно.

Как Николенька относится к своей матери?

9. Сочинения учащихся о маме.

10. Физкультминутка.

11. Фронтальная работа.

Вставить необходимые слова в образец текста. (У каждого ученика есть напечатанный отрывок из произведения.)

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

  • “Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.
  • И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы….”

    12. Словарная работа.

    Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:

    • Лелеять воспоминания –
    • Возвышают мою душу –
    • Лучшие наслаждения –
    • Отуманенными дремотой –
    • Сладкие грезы –
    • Восточный халатец –
    • Добродетель –
    • Подле меня –

    13. Анализ произведения.

    1. Какие события описывает автор в этой главе?
    2. Как вы думаете, что важнее в этом рассказе –описание событий или описание переживаний мальчика?
    3. Чем делится с нами автор?
    4. Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
    5. Кто является главными героями в этой главе?

    14. Подведение итогов урока.

    О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали? О чем еще ,кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?

    Собери пословицу.
    При солнышке тепло…. ……………тот век не
    добро
    Кто родителей почитает… …………..при матери
    Погибает

    15. Домашнее задание. Работа по учебнику. Стр. 117–120, пересказ. Написать в тетради по чтению характеристику главных героев.

    2.06.2013

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Презентация — Литературное чтение 4 класс

    Слайды и текст этой презентации

    Слайд 1

    МКОУ Купреевская СОШ
    Л. Н. Толстой . Жизнь и творчество. ( Литературное чтение 4 класс)

    Слайд 2

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

    Слайд 3

    Его мать , урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными и отразились в автобиографической повести «Детство».
    » Период детства«
    Отец писателя – Николай Толстой

    Слайд 4

    Л.Н. Толстой с братьями.
    Толстой был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904) и Дмитрий (1827—1856). В 1830 году родилась сестра Мария . Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.

    Слайд 5


    Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Живя в Казани Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда. Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию. Но занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук.
    Казанский университет
    П. И. Юшкова – тётя писателя
    Казанский университет.
    Дом в Ясной Поляне.

    Слайд 6

    После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
    «Бурная жизнь юношеского периода»

    Слайд 7

    В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека. На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени. Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
    Повесть «Детство»

    Слайд 8

    В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов».
    Крымская кампания

    Слайд 9

    В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» .Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии .Осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.
    В кругу литераторов и за границей

    Слайд 10

    В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» , книги «Азбука» и «Новая Азбука , а также детские книги для чтения.
    Народная школа

    Слайд 11

    В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну. За 17 лет совместной жизни у них родилось 13 детей.

    Слайд 12

    В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работает над романами: «Война и мир» , «Анна Каренина», повесть «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого был признан гениальным.

    Слайд 13

    Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
    Станция Астапово

    Слайд 14

    Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот , кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно , недостойно человека жить чужим трудом.
    10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.

    lusana.ru

    Презентация к уроку литературного чтения по теме Л.Н. Толстой «Детство» 4 класс

    Л. Н. ТОЛСТОЙ

    «ДЕТСТВО»

    Литературное чтение 4 класс

    Л. Н. ТОЛСТОЙ

    Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

    Отрочество – это подростковый возраст

    от 11 до 14 лет.

    Юность- это возраст от 15 до 21 года.

    «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами» И.Е.Репин

    Берегите матерей.

    Разбежались по воде круги…

    Слышу: через крышу, через стёкла

    Молят капли- Маму береги!

    Слышу: листья шепчут за стеною:

    -Мама, это — дерево родное!

    Голосом отца твердит земля:

    — Мать— весь мир, и рощи, и поля.

    Яростно бушует непогода.

    В чёрном небе не видать ни зги…

    Грохот грома — голос твой, природа,

    -Просит каждый час любого года!

    — Душу мира — маму береги.

    1. Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.

    2. Не будь назойлив.

    3. Будь внимателен.

    4. Не надо жадничать.

    5. Не нервничай, держи себя в руках.

    6. Будь твёрд и спокоен.

    7. В игре, спорте, труде – будь разумен.

    8. Будь организованным.

    9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

    10.Имей своё мнение.

    videouroki.net

    План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению 4 класс Л.Н. Толстой «Детство»

    Урок литературного чтения в 4 классе.  

    Тема: «Лев Николаевич Толстой. «Детство».

    Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство»,  «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.

    Оборудование: учебник,  портрет Л.Н. Толстого,  картина И.Е. Репина «Л.Н. Толстой в кабинете  под сводами», усадьба «Ясная Поляна»  (иллюстрация).

    Ход   урока. 

    1.Организация   класса.

    1. приветствие.
    2. проверка рабочего места.

     Учитель: На  столе — учебник,  дневник,  ручка.

    1. сообщение темы урока.

    Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством   Л.Н. Толстого и прочитаем главу из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

    2. Проверка   домашнего задания.

    Учитель: Но сначала проверим домашнее задание.

    -Что вам было задано на  дом?

    1) выборочное чтение

    • Найдите и прочитайте какой «урок жизни» Л.Н.Толстой дал своему внуку, когда занимался чтением с ним и другими ребятами.
    • Какой  «урок»  получил   внук Толстого, когда  приехал из Москвы в Ясную Поляну  сразу после   школьных экзаменов?
    • Какой «урок» Л.Н.Толстой дал в отношении спорта и в отношении к труду?
    • О каких «уроках жизни» ещё вспоминает внук Толстого?

    2) пересказ отрывка

    -Расскажите мне случай, из которого внук понял, что не нужно быть   назойливым, что у старших есть важные дела, и ребята не должны им мешать.

    3) беседа по  прочитанному

    -Кому могут пригодиться эти «уроки»?

     -В каком веке жил  Л.Н.Толстой?

    -В каком веке живём мы с вами?

    -Может  быть эти уроки нам уже и не пригодятся?

    4) итог по домашнему заданию

    3.        Вводная   беседа.

    Учитель: Скажите, а где родился Л.Н. Толстой и прожил большую часть своей жизни?

    -Верно. Это поместье Толстой получил в наследство.  Оно находится в 14 км от Тулы, ныне это государственный музей-заповедник.

    -В Ясной Поляне Толстой прожил   более  шестидесяти  лет, был свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им  были задуманы и написаны многие произведения.

    -А какие   произведения Л.Н. Толстого вы читали?

    -Все эти произведения были написаны  Толстым в его усадьбе «Ясная поляна».

    4.Рассказ учителя.

    —        Художник И.Е.Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу  жил в Ясной Поляне, написал картину «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя находился на верхнем   этаже дома между маленькой гостиной и спальней писателя.

    Картину Репин писал с натуры. На простой плохонькой железной вешалке висит верхняя одежда, слева   у стены укладка (деревянный сундучок).  В углу пила  с рукояткой, обёрнутой тряпкой, пилой кто-то недавно работал.  Тут же в комнате коса. В другом углу — большая лопата.

    За небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо,  нервно пишет.  Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой срочной работы: пилки дров, плотницкого дела, косьбы или кладки печей. Одет Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е. Репин верно передал торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.

            Лев   Николаевич очень любил  свою  семью,  детей. В усадьбе «Ясная Поляна»  он устроил школу для крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.

    Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.

    Совсем недавно вышло последнее собрание   сочинений   в двадцати томах.  В этом издании собраны все произведения великого русского писателя.

    5.        Работа над темой урока.

    Учитель: Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической  трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

    -Трилогия — это три произведения одного автора, где второе  и третье являются продолжением первого.

    Обратите внимание,  что описывая  свою  жизнь, Лев  Николаевич сделал героем произведения Николеньку

    Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении  Николенькой.

    6.        Подготовка  к восприятию текста. Словарная работа.
    Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Как вы  понимаете их значение?

    Лелеять (нежить, заботливо ухаживать   за кем, чем-нибудь).

    Наслаждение (высшая степень удовольствия).

    Добродетели (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).

    Умиление (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).

    7.        Первичное чтение текста с постановкой проблемного вопроса.

    —        Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?

    1. Проверка восприятия по проблемному   вопросу.
    2. Повторное чтение текста по частям с анализом.

    1        часть.

    -Какое событие описывает Л.Н.Толстой?

    -Кто являются действующими лицами?

    -Как вы думаете, что здесь важнее — описание событий или переживаний мальчика?

    2        часть.

    • Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными   переживаниями?
    • Что вы можете сказать о характере Николеньки?
    • О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой?

    Учитель: Николенька был таким же ребёнком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно.  Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил,  не хотел   заниматься. Но потом он раскаялся и в своих   молитвах желал ему счастья.  Умейте и вы попросить прощения, если кого-то обидели.

    10.        Творческая работа.

    Учитель: Вы сказали, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы можете поделиться   такими тайными переживаниями? (с мамой)

    —        Для каждого из нас мама — самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:

    При солнышке тепло, а при матери добро.

     Нет друга лучше, чем родная матушка.

    Птица рада весне, а младенец — матери.

    Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались.  Берегите своих мам! Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите матерей». Послушайте его.

    Чтение стихотворения уч-ся.

                                           Берегите матерей.

     Разбежались по воде круги…

     Слышу: через крышу, через стёкла

     Молят  капли- Маму береги!

    Слышу: листья шепчут за  стеною:

    -Мама, это — дерево родное!

    Голосом отца твердит земля:

    —        Мать— весь мир, и рощи, и поля.

    Яростно  бушует непогода.

    В чёрном небе не видать ни зги…

    Грохот грома — голос твой, природа,

    -Просит каждый час любого года!

    —        Душу мира — маму береги.

    1. Итог урока.
    2. Домашнее задание.

    —        Составьте рассказ о своём детстве.

    nsportal.ru

    Презентация на тему «Лев Николаевич Толстой «Детство»»

    2 слайд

    Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Многих вводит в заблуждение то, что в автобиографическом «Детстве» мать Иртеньева умирает когда мальчику уже лет 6 — 7, и он вполне сознательно относится к окружающему; но на самом деле мать изображена здесь Толстым по рассказам других. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница, Т. А. Ергольская. В 1837 г. семья переехала в Москву, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступление в университет; но вскоре внезапно умер отец, оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне, под наблюдением Т. А. Ергольской и тетки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Л. Н. оставался до 1840 г., когда умерла гр. Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше — сестре отца П. И. Юшковой. Этим заканчивается первый период жизни Толстого, с большою точностью в передаче мыслей и впечатлений и лишь с легким изменением внешних подробностей описанный им в «Детстве». Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Многих вводит в заблуждение то, что в автобиографическом «Детстве» мать Иртеньева умирает когда мальчику уже лет 6 — 7, и он вполне сознательно относится к окружающему; но на самом деле мать изображена здесь Толстым по рассказам других. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница, Т. А. Ергольская. В 1837 г. семья переехала в Москву, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступление в университет; но вскоре внезапно умер отец, оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне, под наблюдением Т. А. Ергольской и тетки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Л. Н. оставался до 1840 г., когда умерла гр. Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше — сестре отца П. И. Юшковой. Этим заканчивается первый период жизни Толстого, с большою точностью в передаче мыслей и впечатлений и лишь с легким изменением внешних подробностей описанный им в «Детстве».

    uslide.ru

    Презентация — Урок литературного чтения

    Слайды и текст этой презентации

    Слайд 1

    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТи УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
    Учитель начальных классов Фролова Галина Юрьевна

    Слайд 2

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (Урок – исследование) 4 класс
    Тема: Л.Н.Толстой. Детство. Главы из повести Глава I. Учитель Карл Иванович

    Слайд 3

    ЦЕЛИ:
    1. Продолжить работу по изучению главы из повести Л.Н.Толстого «Детство» « Учитель Карл Иванович» 2. Формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, решать разнообразные коммуникативные задачи. 3. Развивать интерес к литературному чтению, обогатить словарный запас учащихся за счёт устаревшей и мало употребляемой лексики.

    Слайд 4


    Исследователь – лицо, занимающееся научными исследованиями. Исследователь выясняет, изучает что-либо, наблюдает за процессом.

    Слайд 5

    1.О чём это произведение? 2.Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения? 3. Почему Л.Н.Толстой назвал первую главу «Учитель Карл Иванович»?

    Слайд 6

    «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нём думать!» Л.Н.Толстой

    Слайд 7

    Группы исследователей:
    I группа Художники-портретисты II группа Дизайнеры по интерьеру III группа Эксперты-языковеды IV группа Воспитатели V группа Эксперты-психологи

    Слайд 8

    Слово художникам–портретистам
    «Он же, в пёстром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах…»

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слово экспертам–языковедам
    Ваточный халат – халат на подкладке из ваты. Ермолка – маленькая, мягкая, круглая шапочка. Козловые сапоги – сапоги из козьей кожи.

    Слайд 11

    Слово дизайнерам интерьера
    «…подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке.» «На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подкленные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки…»

    Слайд 12

    Слово экспертам–языковедам
    Классная комната – учебная комната. Егерь – охотник, стрелок с ружьём и собакой. Ландкарты – географические карты. Табакерка – коробочка для табака.

    Слайд 13

    Слово « воспитателям»:
    «На третьей стене…висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линевания; с другой – чёрная доска, на которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками — маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени.

    Слайд 14

    Слово экспертам – «психологам»:
    « Его доброе немецкое лицо, участие, с которым он старался угадать причину моих слез, заставляли их течь еще обильнее: мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку; теперь, напротив, все это казалось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты».

    Слайд 15

    Николенька Иртеньев ↔ прообраз л.н.толстого: ↓ ↓ старается сам осмыслить свои анализирует поступки людей, поступки, исправить что-либо в наблюдает за ними, интересуется своём поведении нравственным смыслом поступка.

    Слайд 16

    Тестирование Вопрос 1
    Вариант 1. Чего не было в гардеробе Карла Ивановича? а)красная вязаная ермолка; б)ваточный халат; в)мягкие козловые сапоги; г)телогрейка на меху.
    Вариант 2. Материал, из которого был сделан халат Карла Ивановича? а) парча; б) вата; в) шерсть; г) бархат.

    Слайд 17

    Тестирование Вопрос 2.
    Вариант 1. Кто был изображён на табакерке? а) рыцарь; б) егерь; в) король; г) рыбак.
    Вариант 2. Чего не было на рабочем столе Карла Ивановича? а) часы с нарисованным егерем; б) табакерка; в) футляр для очков; г) чернильница.

    Слайд 18

    Тестирование Вопрос 3.
    Вариант 1. Что использовал Карл Иванович в качестве наказания? а) сёк розгами; б) ставил на горох; в) ставил в угол на колени; г) жаловался родителям.
    Вариант 2. Где отмечал Карл Иванович проступки детей? а) на доске; б) в дневнике; в) в журнале; г) в записной книжке.

    Слайд 19

    Тестирование Вопрос 4.
    Вариант 1. Надзиратель за детьми- это: а) опекун: б) гувернёр; в) слуга; г) дворовый дядька.
    Вариант 2. Как назывались географические карты в кабинете Карла Ивановича? а) атлас; б) ландкарты; в) таблицы; г) картины-пейзажи.

    Слайд 20

    Тестирование Вопрос 5.
    Вариант 1. Кто был Карл Иванович по национальности? а) немец; б) англичанин; в) француз; г) русский.
    Вариант 2. Кто был прообразом Л.Н.Толстого в повести «Детство»? а) Николенька; б) Володя; в) Карл Иванович; г) нет прообраза.

    Слайд 21

    Ответы:
    Вариант 1. 1 – г 2 – б 3 – в 4 – б 5 – а
    Вариант 2. 1 — б 2 – г 3 — а 4 — б 5 — а

    Слайд 22

    Домашнее задание: ( по выбору)
    1. Художественный пересказ отрывка. 2. Сочинение о событии из своего детства. 3. Прочитать другие главы из повести « Детство»

    Слайд 23

    рефлексия
    Понравилась вам работа на уроке? Что понравилось? Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?

    lusana.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *