cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация 8 класс текст как единица синтаксиса – Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Презентация к уроку «Текст как единица синтаксиса» | скачать бесплатно

Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Предложение как единица синтаксиса.

Подписи к слайдам:

Предложение как единица синтаксиса
Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:
имеет определённую структуру отличается смысловой и интонационной законченностью выполняет коммуникационную задачу
Предложение строится по определённой модели, которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием.
Ученье – свет.Астрахань – центр рыбной промышленности. сущ. – сущ.
Предложение выражает законченную мысль.
безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску? -Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.
Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.
содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.содержится вопрос: Когда отправляется поезд?содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.
Интонационными средствами являются: пауза; логическое ударение;мелодика (повышение или понижение голоса)
Пошли домой. – если хотите сообщить о совершившемся действии.Пошли домой? – если задаётся вопрос.Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.Упр. 211, 212.
Отличие предложения от других единиц языка.
Категория времени
Категория лица
Категория модальности
Все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознаётся в его отношении к настоящему, прошедшему и будущему.
Предложение, как правило, соотносит действие, состояние, признак с каким – либо лицом:Я научился кататься на велосипеде.Ты научился кататься на велосипеде.Он научился кататься на велосипеде.
213. Сначала спишите предложения, разберите их по членам. Затем попробуйте прочитать каждое предложение дважды: сначала пропуская второстепенные члены, а затем – грамматическую основу. Понаблюдайте, что изменяется в том и в другом случае. Когда смысл предложения становится понятным? Соотносится ли оно с действительностью? В каком случае предложение «разрушается» и не содержит мысли? Сделайте вывод о том, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения.
Пушистый снег блестел на солнце. Неожиданно сверкнула ослепительная молния.
Порядок слов в предложении.
В русском языке порядок слов может быть свободным: Я тебя люблю. Тебя я люблю. Люблю я тебя. Определяется порядок слов той целью, которую ставит перед собой автор высказывания.
Порядок слов в предложении.
Прямой порядок слов – нейтральный, не несущий никакой дополнительной смысловой нагрузки. Подлежащее стоит перед сказуемым: Я думаю; согласованное определение – перед определяемым словом: жёлтые листья; несогласованное – после него: сады в цвету; обстоятельство и дополнение – после сказуемого: летят по небу, закрыла окно; обстоятельство — перед дополнением: закрыла в комнате окно.
Порядок слов в предложении.
В публицистических текстах, в разговорной речи и в художественной литературе авторы широко используют изменение прямого порядка — инверсию.Делается это для того, чтобы актуализировать, то есть выделить, тот или иной член предложения, обратить на него внимание читателя или слушателя.
Инверсия.
Мой брат купил вчера книгу – имеет прямой порядок слов.Купил вчера книгу мой брат – инверсия, мы подчёркиваем, что это событие всё же произошло, видимо, вопреки каким-то трудностям.Брат мой купил вчера книгу – автор стремится обратить внимание на того, кто совершил действие.Вчера мой брат купил книгу – на время, когда это произошло.
211. Используя материалы рубрики «Теоретические сведения», докажите, что перед вами предложения.
1) Зеленеет трава. Пришла весна. (М.Пришвин)2) Он согрел чай и разбудил своих сверстников. (В.Арсеньев)
212. Определите, какие признаки характерны для данных фрагментов, а какими они не обладают. Сделайте вывод о том, можно ли считать предложениями следующую запись.
Ситцевая книга громко бежала по усатому небу, опоздавшему в компьютерную сумку. Перекрасив жалобу, доблестное упражнение темно растворилось в алмазном партере.
214. Спишите отрывок из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина. Подчеркните те слова, которые нарушают прямой порядок слов, т.е. стоят не на своём месте. Можно ли назвать их ключевыми для этого текста?
Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звёзды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСребристых тополей листы.
Луна спокойно с высотыНад Белой Церковью сияетИ пышных гетманов садыИ старый замок озаряет.И тихо, тихо всё кругом… (А.С.Пушкин)

nsportal.ru

Урок в 8 классе «Предложение как единица синтаксиса»

Тема: «Предложение. Понятие о предложении»

Урок №1 (в разделе «Предложение как единица синтаксиса»)

Задачи:

дать понятие о предложении как единице синтаксиса, обобщить имеющиеся знания

о предложении и ввести понятие предикативности;

развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать устную и письменную речь;

формировать филологическую грамотность.

Словарь: коммуникативный, предикативность

Содержание урока

I. Актуализация опорных знаний.

Слово – словосочетание – предложение

выражает законченную мысль, которая связана с конкретной ситуацией общения.

воздух

бодрый

движется

свежий воздух

довольно бодрый

быстро движется

Воздух (после дождя очень)

свеж.

Марш был довольно бодрый.

Туча движется быстро.

Признаки предложения:

1) ГО

2) Законченная мысль

3) Интонационная завершенность.

Вывод: Что называется предложением?

II.Мотивация учебной деятельности.

Мы вспомнили признаки слова, словосочетания и предложения, потому что сегодня предстоит узнать о других очень важных признаках предложения.

Это понятие предикативности. Но об этом чуть позже. А сначала надо еще раз обратиться к признакам предложения.

III. Закрепление понятия предложения.

Предложение – слово или группа слов, выражающая законченную мысль, имеющая ГО и интонационную завершенность. Предложение – средство коммуникации, т.е. общения.

Коммуникативный – значит относящийся к общению.

Коммуникативный замысел, коммуникативное средство.

Упр. 211. (Показать на примерах признаки предложения. Чем предложение отличается от словосочетания)

Пример: Зеленеет трава.

1) есть ГО;

2)есть законченная мысль;

3)слова объединены интонацией повествования.

Он согрел чай и разбудил своих спутников.

1) 2) 3)

Вывод: Что называется предложением?

Филологическая минутка

1) Прочитайте, соблюдая правила произношения:

баловАть звонИт

вЕрба звонИшь

включИт позвонИт

включИшь позвонИшь

2) В каких парах слова рифмуются?

Танцовщица – кладовщица

Кремень – плетень

Живее – красивее

Щавель – колыбель

Тигровый – багровый

IV.Работа над понятием предикативность

— Сравните предложения. Можно ли определить время того, о чем говорится в предложении?

Осень. Осень наступила. Наступит осень.

1) Вывод: в предложении всегда можно определить время (даже если в предложении нет сказуемого!)

— Сравните предложения. Можно ли определить лицо, которое производит действие?

Я расскажу о себе.

Ты бывал в Москве? Вы приезжаете на Кавказ и восхищаетесь его природой.

Он занимается изучением восточных языков.

2) Вывод: в предложении действие, как правило, соотносится с каким-либо лицом – 1, 2 или 3 (я-мы, ты-вы, он-они).

3) Содержание предложения всегда связано с конкретной ситуацией, т.е. с действительностью. Это выражается категорией модальности (указывает на отношение действия к реальности):

Изучение отечественной истории бывает всегда поучительно. ( Наст. вр.)

Изучение отечественной истории было бы для нас поучительно. (Усл. накл.)

Без сомнения, изучение отечественной истории будет поучительно. (модальные, или вв. сл.)

Вывод:

категория времени, категория лица и категория модальности составляют

понятие предикативности.

От какого слова предикативность (изучение материала по учебнику)

Предикативность – это указание на время, лицо и модальность (наклонение).

Предикативность заключена в грамматической основе (ГО), поэтому её называют по-другому предикативная основа.

V. Закрепление понятия предикативность

Упр. 213.

— В каких словах предложения заключена предикативность?

— Как вы понимаете, что такое коммуникативный? Приведите словосочетания с этим словом.

— Что обозначает понятие предикативность? Приведите примеры.

VI. Рефлексия.

— С какими трудностями встретились на уроке?

— Что понял, преодолевая эти трудности?

Экспромт ученика на тему словарных слов:

Следуя замыслу коммуникативному,

Изучаем основу предикативную.

Чтобы подготовиться к государственной аттестации,

Изучаем средства коммуникации.

Домашнее задание: стр.102-104, определения по тетради, упр. 214 (1,2), повторить

наклонения глагола.

Инд. задание: сообщение об ИНВЕРСИИ, привести примеры из художественной литературы.

infourok.ru

Основные единицы синтаксиса — урок. Русский язык, 8 класс.

Стиль — это система языковых средств, а также разновидность литературного языка, которая используется в определённой сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

Каждый функциональный стиль характеризуется:

  • сферой применения;
  • основными функциями;
  • ведущими стилевыми чертами;
  • языковыми особенностями;
  • жанрами.

Книжные стили

Научный стиль

  

Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Для научной речи характерно употребление специальных терминов, нейтральная лексика, прямой порядок слов. Редко используются эмоциональные предложения. 

Жанры: доклад, лекция, научная статья, рецензия и др.

 

Официально-деловой стиль

  

Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Для делового стиля характерны сжатость изложения, точность, использование специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствует эмоциональная лексика. 

Жанры: докладная записка, заявление, протокол, анкета и т. д. 

 

Публицистический стиль

  

Основная задача текстов публицистического стиля — сообщать новости, рассказывать об интересных людях и событиях, воздействовать на читателя (слушателя). Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но и отношение автора к описываемому. В публицистическом стиле, как и в научном, важно соблюдать логичность изложения и оперирование точными фактами. Может использоваться и эмоционально окрашенная лексика, риторические вопросы и восклицания. 

Жанры: заметка в газету, интервью, репортаж и др.

 

Художественный стиль

  

Цель текстов художественного стиля — возбудить у читателя воображение, чувства с помощью словесных образов. Широко используются художественные языковые средства: метафоры, сравнения, эпитеты и др.

Жанры: рассказ, повесть, сказка, стихотворение.

Основная функция разговорного стиля — общаться в непринуждённой обстановке. Для этого стиля характерны разговорная и эмоционально окрашенная лексика, неполные предложения, фразеологизмы. Жанры: личное письмо, беседа, открытка, спор и др.

www.yaklass.ru

Текст как единица синтаксиса, урок в 8 классе

Тема урока: Текст как единица синтаксиса. Признаки текста.

Оборудование: опорные конспекты, учебные тексты, карточки, схемы, презентация Power Point.

Ход урока

1. Организационная часть.  Психологический тренинг «Комплимент»

2. Актуализация.

Актуализация знаний.

Сейчас необходимо взять лист с тестом и выполнить его на чистом листе бумаги.

А1. Укажите словосочетание:

1) зима укрылась

2) за сараями и заборами

3) осмеливалась на вылазки

4) зима осмеливалась

А2. В какой строке все словосочетания со связью управление?

1) весенний день, куст сирени

2) история для детектива, заросли елей

3) январская стужа, стена из кирпича

4) расстилалось перед окнами, уходило вперёд

А3. Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью согласование?

Ясное небо весны сияло над нашим пароходом, и озеро туманилось ранним восходом солнца.

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

А4. Укажите простое предложение:

1) Однажды, возвращаясь домой, я забрёл в какую-то незнакомую усадьбу.

2) Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи вытянулись вечерние тени.

3) Пленного солдата тотчас освободили, и он был окружён разведчиками со всех сторон.

4) Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой, выходит окнами на юго-восток.

А5. Укажите двусоставное предложение:

1) Лучше всего в картине передана печаль осенних дней.

2) Писателю удалось донести до нас боль потери любимого человека.

3) Ребята, любите свою Родину!

4) Приветствую тебя, пустынный уголок!

А6. Укажите односоставное предложение:

1) Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

2) Я не видел реки великолепнее Волги.

3) Мы шли в течение всего дня.

4) Сменила мудрость молодости пыл.

А7. Укажите нераспространённое предложение:

1) Нужно купить хлеб.

2) Граждане, поспешите в укрытие!

3) Три медведя впали в спячку.

4) Жаворонки и стрижи давно проснулись.

А8. Укажите побудительное предложение:

1) Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?

2) Забудем прошлое, мой друг!

3) Вы говорите слишком громко.

4) Вам понравилось отдыхать в горах?

А9. Укажите неверное суждение:

1) предложение — одна из основных единиц синтаксиса

2) предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью

3) предложения в тексте могут быть не связаны по смыслу

4) текст и предложение служат для общения, обмена мыслями, чувствами

A10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Рыба варится в озере.

Б. У самого его берега расположен вулкан Китуро.

В. Варить рыбу таким необычным способом можно лишь в единственном месте на Земле — в озере Киву.

Г. Это довольно большое озеро, окружённое огнедышащими горами, находится в сердце Экваториальной Африки.

1) А, Г, В, Б

2) А, В, Г, Б

3) Б, В, А, Г

4) А, В, Б, Г

П.В после того как ученики выполнят тест, они меняются между собой ответами, проверяют тесты друг у друга и ставят оценку. Ответы на тест открывает учитель на доске в классе.

3. Объяснение нового материала (групповая исследовательская работа).

Учитель: — Сейчас вы поработаете группами. Задание следующее: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат; подготовьте аргументированный ответ.

Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.

2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина — самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.

3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …

Учитель: — Слушаем ваши ответы.

В первом варианте — набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.

Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.

В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.

Учитель: — Всё верно. Молодцы. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме.

Текст и предложение — коммуникативные единицы, то есть служат для общения, обмена мыслями и чувствами.

Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

Текст как единица синтаксиса

Текст — (от лат. textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы и основной мысли.

Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.

 

Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его тексте (часто тема отражается в заглавии).

 

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

 

Основные признаки текста — смысловая целостность и связность.

Пример:

«Уважаемые горожане!
Спортивный клуб «Геркулес» открывает новый тренажёрный зал! Вы никогда не занимались спортом? У вас нет возможности ежедневно тратить время на упорные тренировки? Мы предлагаем вам обрести спортивную фигуру, хорошее настроение и уверенность в себе всего за несколько занятий под руководством опытного специалиста. Вы сомневаетесь? Вас долго убеждали в том, что это невозможно? Наш клуб использует принципы подготовки и тренажёры, разработанные в «Центре космических исследований». Вы ещё сомневаетесь? Вы считаете, что это доступно только избранным? Приходите! И вы убедитесь, что есть достойная замена ежедневным напряжённым тренировкам, доступная каждому, кто хочет изменить свою жизнь».

 

Основная мысль текста: посещение тренажёрного зала — путь к новой жизни. 

Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление, словарная статья).

Пример:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

 

Ф. И. Тютчев

Учитель: — Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?

(Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.)

Учитель: — С чем связано деление текста на абзацы?

( Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.)

Учитель: — Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?

Ученик:Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).

Учитель: — А какие два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте существуют?

Ученик: — Цепная и параллельная.

Учитель: — Чтобы вспомнить уже названные вами некоторые пункты из лингвистического разбора текста, выполним практическую работу.

4. Практическая работа.

Учитель: — Для анализа возьмём два текста. (Материал распечатан). (Слайд 5)

— Выполните работу в парах: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, — вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачёв)

Ученик:

— В первом тексте пять предложений.

Средства связи предложений:

1 – 2 — повтор ключевого слова «художник».

2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».

Связьцепная.

 

Ученик:

— Во втором тексте пять предложений.

Средства связи предложений:

— Повтор первого слова.

— Одинаковая конструкция предложений.

— Члены предложения выражены одинаковыми формами.

Связь параллельная.

Учитель: — А теперь определите тему и идею текстов, с которыми вы работали.

5. Самостоятельная работа.

Учитель: — Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

1 вариант

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком… А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

(Ю. Степанов)

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

2 вариант

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)

(Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы).)

6. Рефлексия, домашнее задание.

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.

Домашнее задание

1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений).

2. Определить его структуру, тему, основную мысль, т. е. произведите лингвистический разбор текста.

multiurok.ru

Презентация к уроку русского языка в 8 классе. «Словосочетание как единица синтаксиса»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе. «Словосочетание как единица синтаксиса»»

«Язык неистощим

в соединении слов»

А.С.Пушкин

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Л.В. Щерба

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Глокая куздра,

куздра будланула

штеко будланула,

куздра кудрячит

будланула бокра,

будланула и кудрячит

кудрячит бокренка.

Словосочетание как единица синтаксиса

Урок русского языка

8 класс

1.Задание ЕГЭ.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

2.Задание ОГЭ.

Замените словосочетание КУСОЧЕК САХАРА (предложение 48), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите

получившееся словосочетание.

(48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие придуманные штуки увлечённо вытворяют.

3.Задание олимпиады

Укажите глагольное словосочетание с объектными отношениями, построенное на основе управления.

1) прощальными гудками;

2) с нижнего этажа;

3) приехать осенью;

4) умытый дождём.

Интеллектуальная карта

структура

отношения

тип

СПОСОБ СВЯЗИ

вид

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Интеллектуальная карта

объектные

сложное

обстоятельственные

простое

определительные

структура

по смыслу

отношения

тип

СПОСОБ СВЯЗИ

вид

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

именные

примыкание

наречные

неизменяемые

управление

глагольные

согласование

род

род, число. падеж

В ДЕЛАХ ДОБРА

В ДОБРЫХ ДЕЛАХ

ЛУННОЕ СИЯНИЕ

СИЯНИЕ ЛУНЫ

ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО

ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЦЕМ

Критерии оценивания

Проверь себя

  • 1. 3;
  • 2. 4;
  • 3. 4;
  • 4. 3;
  • 5. 3;
  • 6. такаямама;
  • 7.сахарныйкусочек;
  • 8. игрушкиизбумаги;
  • 9. сказаласрадостью;
  • 10. насельскойпристани;
  • 11. прижимаясрадостью;
  • 12. загоготалисрадостью;

«5» — 11-12

«4» — 10-8

«3» – 7-5

«2» – 4-0

  • СПАСИБО ЗА УРОК!

multiurok.ru

Презентация к уроку Текст как единица синтаксиса


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

СИНТАКСИС Текст как единица синтаксиса синтаксиспунктуациякоммуникация ПРИЗНАКИ ТЕКСТА цельность членимость связность ТЕКСТ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ? РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ НУМЕРАЦИЮ. КАКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ? I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба. 2-3-1 РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ НУМЕРАЦИЮ. КАКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ? 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими. 1-3-2 СПИШИТЕ. ВМЕСТО ТОЧЕК ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ, ВЫБРАВ ИЗ СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА. В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (…) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (…) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (…) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно. СПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ПОДЧЕРКНИТЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНОЙ ЧЕРТОЙ. Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо изобретенное древними финикийцами было воспринято греками. Считается что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко) ПРОВЕРЬ СЕБЯ Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. Правила постановки знаков препинания изучает. Состоит из главного и зависимого слова.Разговор двух или более лиц. синтаксиспунктуациясловосочетаниедиалог МОЛОДЦЫ!

Приложенные файлы

profhelp.net

Презентация к уроку русского языка в 8 классе Словосочетание как единица синтаксиса


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Урок русского языка в 8 классе Разработала Кузнецова И.Ю. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 532 г.Санкт-Петербурга Словосочетание как единица синтаксисаЦель урока :Восстановить и углубить знания о словосочетании. Выберите верный ответ. 1.Соединение подлежащего и сказуемого. 2.Соединение служебных и знаменательных частей речи. 4.Сочетания слов в составе фразеологизмов. 3.Сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание – это… Какой из предложенных примеров не является словосочетанием? Аргументируйте свой выбор. Грустная улыбка. Гости разошлись. Бежал быстро. Прочитали книгу. Используя данные схемы, составьте по 2 словосочетания. 1) Прилагательное + существительное2) Причастие + существительное3) Глагол + существительное4) Наречие + глагол5) Наречие + наречие6) Местоимение + существительное Проверка Постоянное общение , кивает из-под куста, время открытий, узнал наново, известными мне. чего? откуда? кому? какое? как? Постоянное общение, кивает из-под куста, время открытий, узнал наново, известными мне. Значение слов Отвечаем на вопросы Работа с фрагментом очерка К.Паустовского «Алмазный язык». Вспомните, что вы знаете о словосочетании. Ответы подтверждайте выделенными в тексте примерами, графически поясняя свой выбор. Лексическое значение слова. ПАЖИТЬ, -и, ж. (устар.). Луг, пастбище, на котором пасётся скот. || прилагательное пажитный, -ая,-ое. Лещина (обл., бот.). Лесной орешник. Словосочетание как единица синтаксиса Из каких частей состоит словосочетание? Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Как устанавливается связь слов в словосочетании? Грамматически и по смыслу или только по смыслу. Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Главное слово может быть выражено глаголом, причастием, деепричастием, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием. Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны? С помощью предлога и окончания зависимого слова или только окончания зависимого слова. тишине ночи какой? Выпишите выделенные словосочетания и обозначьте в них средства связи. Проверка омыта росой чем? Устоявшейся тишине какой? очень быстро как? бревенчатые стены какие? меркнущим небом каким? Устоявшейся тишине, тишине ночи, омыта росой, очень быстро, бревенчатые стены, меркнущим небом. Орфография Правило Правописание корней гор — гар, зор — зар. Под ударением Без ударения -гар- загар  огарок -гор- загорел  горелый -зар- – -зор- зарево  зорька -зар- зарница  озарение Слова-исключения: зорянка, зоревать, пригарь, выгарка, изгарь. Какие словосочетания используются в тексте для описания утренней зари, а какие – для вечерней? 1группа 2 группа Выпишите слова, которые обозначают цвет и свет. Выпишите словосочетания, которые обозначают цвет и свет. Чем отличаются слова от словосочетаний? Заря Чистая и слабая синева Рассвет Оранжевого света Светает Червонного золота Сумрак Загораются Янтарь Солнце Закат Меркнущим Бирюзы Горят Дотлевает 1 группа 2 группа Самопроверка Сравнивая слова и словосочетания, понаблюдаем и сделаем вывод! Слова Словосочетания Заря (явление) Утренняя заря (явление и его признак) Утренний (признак) Любоваться зарей (действие и явление, на кото

univerfiles.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *