cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиада городская по истории 8 класс – Олимпиада по истории России 8 класс, задания с ответами

Олимпиада по истории России 8 класс, задания с ответами

В данном разделе представлены задания, которые помогут вам провести подготовку учащихся 8 класса к олимпиаде по истории России. Использовав представленный материал, школьники смогут узнать задания какого уровня сложности им предстоит решить на предстоящей олимпиаде. Решая тренировочные задания с этой страницы, ребята научатся анализировать и обобщать исторические данные.

Предложенный комплект заданий можно использовать не только на уроке истории России, но и для самостоятельной подготовки. Ко всем заданиям и вопросам указаны ответы и решения. Таким образом, ученики смогут самостоятельно оценить свои результаты.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1.Основателем Древнерусского государства летописи называют
А) Олега
Б) Рюрика
В) Святослава
Г) Игоря

2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке

А) Калке
Б) Неве
В) Угре
Г) Непрядве

З.Свод законов Древней Руси назывался
А) «Русская правда»
Б) «Стоглав»
В) «Судебник».

4.В результате Северной войны Россия получила
А) Выход в Балтийское море
Б) Новгородские земли
В) Смоленск

5.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)
А) «Табель о рангах»
Б) «Строевое положение»
В) «Регламент адмиралтейства»

6. Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с(1 балл)
А) Турцией
Б) Персией
В) Швецией
Г) Речью Посполитой

7. Северная война продолжалась: (1 балл)
А) с 1757г.по 1762 г.
Б) с 1782г.по 1725 г.
В) с 1700 г. по 1721 г.
Г) с 1711 г. по 1765 г.

8. Петр III был(1 балл)
А) сыном Петра I
Б) внуком Петра I

В) внучатым племянником Карла XII
Г) племянником Петра I

9. В каком веке Россия стала великой морской державой?
А) XVI в
Б) XVII в
В) XVIII в
Г) XV в

10. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
А) принятии первого свода законов «Русская правда»
Б) освобождении Руси от ордынской зависимости
В) создании первого общерусского Судебника
Г) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

Открытые вопросы

Вопрос 1
Восстанови исторические факты.
— В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был ___.
— 3натные бояре имели__, которую могли передавать по наследству.
— Вместо устаревших приказов Пётр I ввёл___ и их было 12.

Вопрос 2
Что объединяет слова в данных рядах:
— «Негласный комитет», Указ о «вольных хлебопашцах», план государственного преобразования России М. М.Сперанского, Тильзитский мир, война с Наполеоном.

— П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, П. Каховский.

Вопрос 3
Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»?

Вопрос 4
Расшифруй шараду
Первый слог — нота,
второй — установленный образец одежды,
целое слово — изменение в обществе, преобразование.

Вопрос 5
При Петре I были проведены реформы государственного управления. Выберите их из списка.
— усиление роли Боярской думы
— создан Сенат
— приказы были заменены коллегиями
— введено губернское деление государства
— учрежден Российский парламент вместо Земских соборов;
— церковь отделена от государства
— церковь подчинена государству

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБА
А
АА
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАВБВГ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
— Владимир Святой
— вотчину
— коллегии
Ответ на вопрос 2:
— деятельность Александра I
— расстрелянные декабристы
Ответ на вопрос 3:Александр Суворов
Ответ на вопрос 4:Реформа
Ответ на вопрос 5:
создан Сенат, приказы были заменены коллегиями, церковь подчинена государству

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Ответы к олимпиаде по истории 8 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2016– 2017 (март) гг.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

8 КЛАСС

Ответы.

Время проведения –120 минут Максимальный балл за всю работу – 126.

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).

1. Какое из перечисленных событий не относится к истории Московского княжества?

А) Мамаево побоище Б) Ледовое побоище В) Стояние на Угре Г) Битва на реке Воже;

2. При каком правителе был построен краснокирпичный московский Кремль?

А) Иван Грозный Б) Иван III Великий В) Иван Калита Г) Дмитрий Донской

3. Какой из перечисленных методов государственного управления перестал применяться в России в середине XVI века?

А) местничество Б) приказная система В) кормления Г) Земские соборы

4. Кто из перечисленных лиц был современником великого московского князи Ивана III?

А) Христофор Колумб Б) Марко Поло В) Ричард Львиное Сердце Г) Чингисхан

5. Какой из перечисленных терминов использовался для обозначения основного свободного земледельческого населения на Руси XI – XIVвв.?

А) дружинники Б) вотчинники В) холопы Г)смерды

6. В годы правления какого царя было учреждено патриаршество?

А) Федор Иоаннович Б) Борис Годунов В) Иван III Г) Иван IV Грозный

7. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние идей славянофильства

  

Б) 

теории официальной народности

  

 В) 

идей Просвещения

  

 

Г) теории общинного социализма

8.

8. Начало формы

Какие из перечисленных мероприятий содержала реформа органов государственной власти и управления императора Александра I? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны. созыв Государственной думы

  

 Б) 

образование министерств

  

 В) 

учреждение Государственного совета

  

 Г) 

создание III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии

  

Конец формы

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

Б

В

А

Г

А

В

Б,В

(8 баллов)

Задание №2. Установите соответствие между датами и событиями, характеризовавшими русско-польские отношения в XVII веке (по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего – 13 баллов):

2.1

(5 баллов)

2.2. Соотнесите имя художника \ архитектора и его произведение

(8 баллов)

Задание №3.

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

 

Процент городского населения в некоторых странах в XIX в.

 

Процент городского населения России в 1850 г.

Б) 

Процент городского населения Великобритании в 1890 г.

В) 

Используя только данную таблицу,

   

можно сделать вывод об общей численности населения страны

2) 

нельзя сделать вывод об общей численности населения страны

3) 

превысил 50%

4) 

примерно в 2 раза превысил процент городского населения США

5) 

был меньше, чем в 1800 г.

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

(3 балла)

Задание №4. Запишите термин, о котором идёт речь. (по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).

4.1 «Неофициальный совещательный орган, круг личных друзей императора, работавший в начале правления Александра I и помогавший ему проводить реформы

». ( Негласный комитет)

4.2 «Центральные государственные учреждения, созданные Александром I в 1802 – 1811 гг., основанные на принципе единоначалия и ведавшие отдельными отраслями управления в масштабе страны».(Министерства)

4.3 «Философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное в середине XIX в. Основными целями приверженцев этого учения являются борьба против капитализма, свершение социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, необходимой для построения коммунизма». (Марксизм)

4.4. «Высший судебно- административный орган Российской империи».(Сенат)

(8 баллов)

Задание № 5. Рассмотрите изображения и выберите правильный вариант ответа .

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).

5.1

Данная медаль была выпущена в России  в память о событиях

1805 г.

  

 2) 

1807 г.

  

 3) 

1814 г.

  

 4) 

1856 г

5.2

Назовите монарха, портрет которого изображён на лицевой стороне данной медали.

Петра I

  

 2) 

Павла I

  

 3) 

Екатерины II

  

 4) 

Александра II

5.3

События, связанные с появлением этой медали, произошли в годы правления Екатерины II

  

 2) 

Павла I

  

 3) 

Александра I

  

 4) 

Николая I

5.4

          

Какому сражению посвящена данная медаль?

Гангутскому

  

 2) 

Синопскому

  

 3) 

Чесменскому

  

 4) 

Цусимскому

Задание №6. Подпишите имена русских князей и расположите в хронологической последовательности их правления ( по 2 балла за правильное указание имени князя и еще 2 балла за правильное указание хронологической последовательности, всего – 14 баллов):

А) —————— Б)———————


В)—————— Г)——————


Д) ————————- Е)——————————

(14 баллов)

Задание №7. Подпишите название архитектурных памятников, изображенных на иллюстрациях и укажите город, где они находятся (за правильное указание названия архитектурного памятника по 2 балла, за правильное указание города по 1 баллу, всего – 15 баллов)

      1. 2.

3. 4. 5.

Софийский собор в Киеве

Казанский кремль

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Колокольня Ивана Великого в Московском кремле

Дмитриевский собор во Владимире

(15 баллов)

Задание №8. Прочитайте отрывки из исторических документов и ответьте на вопросы.

А) Я хотел бы, чтобы кто- нибудь указал мне, какая разница в отношениях крепостных к их господам и дворян к неограниченному монарху. Разве последний не имеет над дворянами столько же власти, как они над своими рабами? Таким образом, вместо пышного деления русского общества на различные сословия… я нахожу только два класса: рабов самодержца и рабов землевладельца. Первые свободны только в сравнении с последними; в действительности же в России нет свободных людей, исключая нищих и философов…

… Но какие бы трудности ни представляло их освобождение, крепостное право до такой степени противоречит здравому смыслу, что на него можно смотреть лишь как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец.

Б) … Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу…но знаю, что теперь им неудобно возвращать оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным; а система наших винных откупов и страшные успехи пьянства служат ли к тому спасительным приготовлением? В заключение скажем доброму монарху: «Государь! История не упрекнет тебя злом, которое прежде тебя существовало, но ты будешь ответствовать Богу, совести и потомству за всякое вредное следствие своих собственных уставов.

1. Какая общая тема объединяет эти два документа? Документы объединены общей темой – крепостное право и политическое бесправие. ( 2 балла)

2. В чем разница позиций по данной проблеме? Автор документа А осуждает крепостное право, он сторонник его скорейшей ликвидации; автор документа Б более осторожен в своих оценках и считает отмену несвоевременной. (3 балла)

3. Один из этих документов принадлежит М.М. Сперанскому, а другой – Н.М. Карамзину. Определите авторство документов. Автор документа А- М.М. Сперанский, Б – Н.М. Карамзин.(3 балла)

(8 баллов)

Задание №9.

Начало формы 9.1. Рассмотрите схему и выполните задание.

Назовите исторического деятеля, под руководством которого был совершён поход по маршруту, представленному на схеме (1 балл). Казачий атаман Ермак Тимофеевич.

9.2. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.

Из сочинения историка.

«На восточных окраинах Русского государства по рекам Каме и Чусовой находились земли, на которых по царскому пожалованию купцы Строгановы развивали земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. Соседние земли – южная часть Западной Сибири и Приуралье – входили в те времена в Сибирское ханство, вобравшее в себя угодья оленеводов, охотников и рыболовов в низовьях реки Оби, Иртыша и Приуралье, где издавна селились ненцы и манси. Терпя серьёзный ущерб от нападений сибирского хана Кучума и стремясь обезопасить свои земли от его вторжений, богатые русские купцы Строгановы нанесли упреждающий удар по неприятельской земле и сами выдвинулись на Уральские горы.

Для похода на средства купцов Строгановых был снаряжён большой отряд. В походе к Уральским горам приняли участие как военные отряды, которые и ранее находились на службе купеческого рода, так и специально набранные дополнительные силы из числа волжских казаков. Под руководством опытного казачьего атамана,  передвигаясь большей частью по рекам, а местами волоком перетаскивая суда, отряду Строгановых удалось одержать ряд побед над вражескими племенами. Казаки разбили войско
и взяли в плен главного воеводу сибирского Маметкула.
Овладев столицей ханства и покорив весь край до Оби, атаман сообщил о своём успехе Строгановым. Одного же из своих сподвижников – атамана Ивана Кольцо – руководитель похода отправил с посольством в Москву известить царя о разгроме Сибирского ханства».

        1. Вставьте пропущенные в тексте слова

  (11 баллов)

В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где  названо событие, о последствиях которого сказано в тексте. (1 балл)

Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием этого события.(2 балла)

  1. Назовите казачьего атамана, о котором идёт речь в тексте. (1балл)

  2. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в отрывке события.(1 балл)

  3. Объясните взаимосвязь карты и отрывка сочинения историка. (2 балла)

  4. Назовите не менее 5 географических названий встречающихся в тексте и на карте.(3 балла)

Всего за 9 задание – 22 балла

Задание № 10. Решите кроссворд

По горизонтали

2. Вид мужского костюма

3. Украинский гетман, который выступил на стороне шведов

4. Высший законодательный и исполнительный орган при царе, созданный в 1711 году

5. Один из ближайших соратников Петра I

7. На ком женился Петр I в 1689 г.(фамилия)?

11. За выход к какому морю была война между Россией и Швецией?

12. Дворянские собрания, балы, введенные Петром I в 1718 году

14. Город, основанный Петром l в 1703 году

15. Кто возглавлял коллегию?

16. Город в Швеции, где был в 1721 году подписан договор о получении Россией прибалтийских земель

По вертикали

1. На какие территориальные образования делилось государство согласно указа 1708 года?

4. Как называлась духовная коллегия?

6. Органы центрального управления, заменившие приказы.

8. Орган, который вёл Судебные дела горожан с 1721 года

9. Научная организация, основанная Петром в 1724 году, открытая после его смерти в 1725

10. Костюмированная забава дворян

13. Должность Софьи Алексеевны при малолетних Петре и Иване

15. Правительственные учреждения которые были ликвидированы Петром Первым.

(16 баллов).

Конец формы

Начало формы

Конец формы

infourok.ru

Олимпиадные задания по истории (8 класс) по теме: Олимпиада по истории. 8 класс.

Олимпиада по истории России

8 класс

I. Выберите правильный ответ.

1.Основателем Древнерусского государства летописи называют (1 балл):

а)Олега       б)Рюрика         в)Святослава     г) Игоря

2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке(1 балл):

а) Калке          б) Неве         в) Угре        г) Непрядве

З.Свод законов Древней Руси назывался(1 баллов):

а) «Русская правда»             б) «Стоглав»          в) «Судебник».

4.В результате Северной войны Россия получила  (1 балл):

а) Выход в Балтийское море          б) Новгородские земли            в) Смоленск

5.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)

а) «Табель о рангах»           б) «Строевое положение»          в) «Регламент адмиралтейства»

б. Соотнесите даты и события, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1) 16 мая 1703 г.                     а) «Чумной бунт» в Москве;

2) 27 июля 1714 г.                  б)основание Петербурга;

3) 1771 г.                                 в)манифест о трехдневной барщине;

4) 1785 г.                                 г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5) 1797 г.                                 д) сражение при Гангуте.

7. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1. Барщина;

2. Подушная подать;

3. Протекционизм;

4. Кондиции;

5. Ассамблея.

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Д. Условия.

8. Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с(1 балл)

а) Турцией                 б) Персией                 в) Швецией                г) Речью Посполитой

9. Северная война продолжалась: (1 балл)

а) с 1757г.по 1762 г.;

б) с 1782г.по 1725 г.;

в) с 1700 г. по 1721 г.;

г) с 1711 г. по 1765 г.

10.При Петре I были проведены реформы государственного управления(3 балла):

а) усиление роли Боярской думы               г) введено губернское деление государства;

б) создан Сенат                                            д) учрежден Российский парламент вместо Земских соборов;

в) приказы были заменены коллегиями    е) церковь отделена от государства;

                                      ж) церковь подчинена государству.

11. Петр III был(1 балл)

а) сыном Петра I         б) внуком Петра I      в) внучатым племянником Карла XII     г) племянником Петра I.

12. Укажите точную хронологическую последовательность царствования монархов(1 балл)

а) Елизавета Петровна     в) Екатерина II        д) Анна Иоанновна           ж) Екатерина I;

б) Петр II                           г) Петр III                е) Петр I                               з) Павел I.

 II. Восстанови исторические факты. (по 1 баллу)

1.В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был _______________.

2.3натные бояре имели__________________ ,которую могли передавать по наследству.

З.Вместо устаревших приказов Пётр I ввёл____________________________ и их было12.

III . Что объединяет слова в данных рядах: (по 1 баллу)

1. «Негласный комитет», Указ о «вольных хлебопашцах», план государственного преобразования

России М.М.Сперанского, Тильзитский мир, война с Наполеоном.

2. П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский.

IV. Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»?(1 балл)

 V. Расшифруй шараду (1 балл)

Первый слог-нота,

второй — установленный образец одежды,

целое слово- изменение в обществе, преобразование.

ОТВЕТЫ

 к олимпиаде по истории России

8 класс

I. Выберите правильный ответ.

1.Основателем Древнерусского государства летописи называют (1 балл):

а)Олега       б)Рюрика         в)Святослава     г) Игоря

2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке(1 балл):

а) Калке          б) Неве         в) Угре        г) Непрядве

З.Свод законов Древней Руси назывался(1 баллов):

а) «Русская правда»             б) «Стоглав»          в) «Судебник».

4.В результате Северной войны Россия получила  (1 балл):

а) Выход в Балтийское море          б) Новгородские земли            в) Смоленск

5.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)

а) «Табель о рангах»           б) «Строевое положение»          в) «Регламент адмиралтейства»

б. Соотнесите даты и события, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1) 16 мая 1703 г.                     а) «Чумной бунт» в Москве;

2) 27 июля 1714 г.                  б)основание Петербурга;

3) 1771 г.                                 в)манифест о трехдневной барщине;

4) 1785 г.                                 г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5) 1797 г.                                 д) сражение при Гангуте.

7. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1. Барщина;

2. Подушная подать;

3. Протекционизм;

4. Кондиции;

5. Ассамблея.

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Д. Условия.

8. Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с (1 балл):

а) Турцией                 б) Персией                 в) Швецией                г) Речью Посполитой

9. Северная война продолжалась: (1 балл)

а) с 1757г.по 1762 г.;

б) с 1782г.по 1725 г.;

в) с 1700 г. по 1721 г.;

г) с 1711 г. по 1765 г.

10.При Петре I были проведены реформы государственного управления(3 балла):

а) усиление роли Боярской думы             г) введено губернское деление государства;

б) создан Сенат                                         д) учрежден Российский парламент вместо Земских соборов;

в) приказы были заменены коллегиями    е) церковь отделена от государства;

                                      ж) церковь подчинена государству.

11. Петр III был (1 балл):

а) сыном Петра I   б) внуком Петра I   в) внучатым племянником Карла XII  г) племянником Петра I.

12. Укажите точную хронологическую последовательность царствования монархов(1 балл)

а) Елизавета Петровна     в) Екатерина II        д) Анна Иоанновна           ж) Екатерина I;

б) Петр II                           г) Петр III                е) Петр I                               з) Павел I.

                  ЕЖБДАГВЗ

 II. Восстанови исторические факты. (по 1 баллу)

1.В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был Владимир Святой.

2.3натные бояре имели вотчину ,которую могли передавать по наследству.

З.Вместо устаревших приказов Пётр I ввёл коллегии ,и их было12.

III . Что объединяет слова в данных рядах: (по 1 баллу)

1. «Негласный комитет», Указ о «вольных хлебопашцах», план государственного преобразования

России М.М.Сперанского, Тильзитский мир, война с Наполеоном – деятельность Александра I.

2. П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский- казненные декабристы.

IV. Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»?(1 балл)      Суворову.

 V. Расшифруй шараду (1 балл)

Первый слог-нота,

второй — установленный образец одежды,

целое слово- изменение в обществе, преобразование.

Реформа.

Всего 32 балла.

nsportal.ru

Олимпиада по истории России 8 класс ФГОС (Муниципальный этап)

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 8 КЛАСС

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

Выберите один верный ответ.Ответы внесите в таблицу.

1. Прочтите отрывок из источника и укажите название документа, с которым он связан.

«Кто опознает своего украденного холопа и задержит его, тому вести этого холопа до третьей очной ставки покупщика с продавцом; холоп не скотина, про него нельзя сказать не знаю, у кого купил, но по его указаниям должно идти до последнего ответчика, — и когда будет найден настоящий вор, краденого холопа возвратить его хозяину, третьему ответчику взять своего холопа, а убытки ему плати уличенный в краже. А князю платить 12 гривен продажи (штрафа) за покражу холопа».

1) Русская Правда 3) Указ об урочных летах

2) Судебник 1550 г. 4) Указ о заповедных летах

2. Одним из последствий внутренней политики царя Федора Ивановича является

1) созвание Земских соборов 3) отмена телесных наказаний для дворян

2) введение крепостного права 4) учреждение в России патриаршества

3. Какой из перечисленных методов государственного управления перестал применяться в России в середине XVI века?

1) местничество 2) приказная система 3) кормления 4) Земские соборы

4. В годы правления какого царя было учреждено патриаршество?

1) Федор Иоаннович 2) Борис Годунов 3) Иван III 4) Иван IV Грозный

5. Какое из перечисленных событий XVII века произошло не в Москве?

1) Медный бунт 3) Восстание Степана Разина

2) Соляной бунт 4) Стрелецкое восстание1682 года

6. Имя какого монарха пропущено в историческом источнике? «В лета 7116 году, при державе великаго государя царя и великаго князя [имя монарха] всея России, и при святейшем патриархе Гермогене Московском и всея России, и при государеве присном приятеле, болярине его, князе Михаиле Васильевиче Шуйском, за умножение грех ради наших, попущением Божьим по всей Рустей земли протекаше огонь и меч. Поляки, и Литва и Черкасы многие грады поймали, и веси попленили, и всюду еретицы Латинския веры нудящи православных христиан свет Евангельский оставити и тем еретичества соединитися…»

1) Иван IV Грозный 2) Борис Годунов 3) Василий Шуйский 4) Алексей Михайлович

Решите историческую задачу.

7. Старец Филофей в послании к Василию III утверждал, что Москва — это «Третий Рим». Какое событие дало основание ему так считать? Укажите дату этого события.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Что объединяет понятия или факты, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

8. Закуп, рядович, холоп, смерд

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9. 1463, 1478, 1485, 1510. ________________________________________________________________

10. Иларион Русин, Пётр, Алексий, Исидор, Макарий.______________________________________

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

11. Архангельский собор, церковь Ризоположения, Успенский собор, Дмитриевский собор

_________________________________________________________________________________________

12. 1582, 1618, 1634, 1667, 1681. _____________________________________________________________

13. А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, А.Л. Ордин-Нащокин, И.М. Висковатый. _____________________

_________________________________________________________________________________________

14. Определите, кто из названных лиц руководил ополчениями 1611-1612 гг. против интервентов? Укажите цифры, под которыми обозначены верные имена.

1) Василий Шуйский 3) Иван Болотников

2) Козьма Минин 4) Дмитрий Пожарский Ответ: ___________________

15. Установите соответствие между датами и событиями, характеризовавшими русско-польские отношения в XVII веке.

1

1618

А

Переяславская Рада

2

1632 – 1634

Б

«Вечный мир» России и Речи Посполитой

3

1654

В

Деулинское перемирие, прекратившее польскую интервенцию в России

4

1654 – 1667

Г

Русско-польская война, вызванная присоединением Левобережной Украины к России

5

1686

Д

Смоленская война

16. Установите соответствие между крепостями и правителями, при которых они появились: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРЕПОСТИ

ПРАВИТЕЛИ

А) Белый город

1) Юрий Долгорукий

Б) Китай-город

2) Иван IV

В) Свияжск

3) Иван III

Г) Земляные валы Переяславля-Залесского

4) Фёдор Иоаннович

5) Елена Глинская

17. Установите соответствие между группами крестьян и их владельцами. Запишите в таблицу цифры под соответствующими наименованиями.

1) государство 2) вотчинники 3) Великий князь

владельческие

черносошные

дворцовые

18. Вставьте в текст пропущенные слова из ниже приведенного списка. В списке слова даются в именительном падеже. Обратите внимание на то, что в списке есть лишние слова и некоторые слова могут применяться несколько раз. Цифры, под которыми указаны слова, занесите в таблицу.

В годы правления внука Софии Палеолог (А) (1533­1584) Россия начала движение на (Б), по следам

откатывавшейся Орды. Была пройдена (В),

присоединены Казанское и Астраханское ханства, а Ермак, перевалив по следам новгородских землепроходцев Урал, начал завоевание Сибири.

Последние десятилетия царствования (Г) оказались

омрачены неудачной Ливонской войной, в ходе которой Россия потеряла свои последние владения на (Д), и невиданными дотоле репрессиями, обрушившимися на лучшие семьи страны, на ее родовую

аристократию. Выделив себе особую территорию, (Е), и

уехав из (Ж) в Александровскую слободу, страдающий

манией преследования государь дал волю своему гневу и своему страху.

          1. Иван Третий

          2. Иван Четвертый

          3. Волга

          4. Азовское море

          5. опричнина

          6. Восток

          7. Балтийское море

          8. Москва

          9. Новгород

19. Внимательно рассмотрите схему и выполните задания.

1. Назовите российского монарха, в правление которого велась война, события которой обозначены на схеме.

2. Укажите годы, в которые велась война, события которой обозначены на схеме.

3. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «I», который являлся главной целью русских войск в этой войне.

4. Укажите римскую цифру, которой обозначен город, уступленный Речью Посполитой согласно Деулинскому перемирию 1618 г.

5. Укажите название договора, завершившего войну, события которой обозначены на схеме.

6. Назовите короля страны – противницы России в этой войне.

Ответ:

1.___________________________________

____________________________________2. __________________________________

____________________________________

3. __________________________________

____________________________________

4.___________________________________

____________________________________

5. __________________________________

____________________________________

6.___________________________________

____________________________________

20. Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

1) По мирному договору, который завершил войну, события которой обозначены на схеме, не произошло никаких территориальных изменений.

2) По итогам войны, события которой обозначены на схеме, правитель воевавшего с Россией государства отказался от притязаний на российский престол.

3) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, крымские татары совершили несколько набегов на русские земли.

4) Во время Ливонской войны защитники города, обозначенного на схеме цифрой IV, в течение года держали героическую оборону.

5) Одним из поводов к началу войны, события которой обозначены на схеме, стала смерть польского короля Сигизмунда III.

6) Перед началом войны, события которой обозначены на схеме, был заключён союзный договор между Россией и Швецией.

7) За неудачное ведение военных действий в войне, события которой обозначены на схеме, был казнён герой обороны Троице-Сергиевой лавры 1608–1610 гг.

8) В составе русской армии во время войны, события которой обозначены на схеме, присутствовали наёмники из стран Западной Европы.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 8 КЛАСС

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ — 60

Выберите один верный ответ.

(1 балл за каждый верный ответ, максимальный балл — 6)

Решите историческую задачу.

(2 балла за верный ответ с пояснением, максимальный балл — 2)

7. Падение Византийской империи в 1453 г.

Что объединяет понятия или факты, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

(2 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 6.)

8. Категории зависимого населения в Древней Руси

9. Годы присоединения независимых княжеств к Московскому княжеству.

10. Русские митрополиты.

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. 4 балла за каждый верный ответ. (2 балла за правильное обоснование, 2 балла за указание лишнего.) максимальный балл – 12.

11. Храмы Московского Кремля. Исключение – Дмитриевский собор.

12. Заключение соглашений с Речью Посполитой. Исключение – 1681 год.

13. Государственные деятели периода правления Ивана IV. Исключение – А.Л. Ордин-Нащокин.

14. (1 балл, при отсутствии ошибочных позиций в ответе)

Ответ: 2, 4

15. За каждый правильный ответ — 1 балла. максимальный балл — 5.

16. По 1 баллу за каждое верное соответствие. максимальный балл – 4.

17. (1 балл за каждую верно указанную цифру, максимальный балл — 3)

владельческие

черносошные

дворцовые

2

1

3

18. (1 балл за каждый верный ответ, максимальный балл — 7)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

2

6

3

2

7

5

8

19. Внимательно рассмотрите схему и выполните задания. Максимальный балл – 6.

Ответ:

1. Михаил Фёдорович (1 балл).

2. 1632–1634 г. (1 балл).

3. Смоленск (1 балл).

4. II (1 балл).

5. Поляновский мирный договор (1 балл).

6. Владислав IV (1 балл).

20. По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимальный балл – 8 .

1

2

3

4

5

6

7

8

нет

да

да

нет

да

нет

нет

да

compedu.ru

Муниципальный уровень олимпиады по истории 8 класс

Муниципальный уровень олимпиады по истории 8 класс

Максимальная оценка – 100 баллов Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 40 минут — (максимальная оценка — 80)

1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):

1. Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек – ___________________________________

_____________________________________________________________________________

2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1783 г. –_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. И. Висковатый, А. Ордин-Нащокин, А. Матвеев -_________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (6 баллов):

1. 1456 г., 1471 г., 1475 г., 1478 г. -________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А. Курбский, Б. Годунов, И. Висковатый, М. Воротынский -________________________

_____________________________________________________________________________

3. 1648 г., 1654 г., 1662 г., 1670 г. -________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Дополните логический ряд (5 баллов):

1. 1494 г. – присоединение ____________________(1) княжеств; __________г.(2) – присоединение Северской земли (остатков Черниговского княжества), 1514 г. – присоединение ______________ (3) — даты вхождения западнорусских земель в состав Московского княжества в ходе русско-литовских войн конца XV – начала XVI веков.

2. __________(4) -1479 гг. – строительство Успенского собора, 1484-1489 гг. – строительство Благовещенского собора, 1505-1508 гг. – сооружение _______________ (5) собора — возведение крупнейших архитектурных ансамблей Московского Кремля

4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):

1.Арская сторона — ___________________ 2. Горная сторона -________________________

3. г. Ревель — ___________________ 3. Варяжское море -_______________________

5. Разведите понятия (6 баллов):

«Урочные лета»

«Заповедные лета»

Парсуна

Портрет

6. В истории существуют «крылатые выражения». Назовите тех деятелей, которых они обозначают (4 балла):

1. «Боярский царь»-___________________________________________________________

2. «Тушинский вор»-___________________________________________________________

3. «Воренок»-_________________________________________________________________

К какому периоду истории Отечества имеют отношение все эти деятели?______________

_____________________________________________________________________________

7. Исходя из контекста, дайте определение понятий (6 баллов):

1. «В предшествующее время великий князь в отдельных случаях по важнейшим вопросам с приближенными боярами и вольными слугами, составлявшими его «думу». С образованием единого государства деятельность Боярской думы (1) стала более обширной и постоянной. Правом участия в ней стали пользоваться лишь те представители земледельческой знати, которые «жаловались» великим князем …в «думные чины»(2). Высшим чином [при дворе великого князя] стал о звание «боярина» (3)…Вторым думным чином стало звание «окольничего»(4). Менее знатные фамилии в редких случаях достигали боярства. При Василии III произошло дальнейшее расширение состава Боярской думы путем привлечения лиц, происходивших из служилых дворянских фамилий(5). Они стали называться «детьми боярскими» (6)…»

1.-___________________________________________________________________________

2.- ___________________________________________________________________________

3.- ___________________________________________________________________________

4.- ___________________________________________________________________________

5.- ___________________________________________________________________________

6.- ___________________________________________________________________________

8. Краеведение. В этом году исполняется 70 лет с момента контрнаступления советских войск под Москвой. Вставьте в пропуски текста имена полководцев, командовавших соединениями советских войск на ближних подступах к Москве (3 балла).

«После окружения основных сил Западного фронта под Вязьмой на московское направление стали перебрасываться дивизии и бригады, сформированные за Уралом. Одной из таких дивизий стала 316-ая стрелковая дивизия во главе с __________________ (1), занявшая оборону под Волоколамском. В ходе боев в октябре войскам дивизии удалось приостановить немецкое наступление 4-ой армии вермахта. За боевые заслуги в конце ноября дивизия получила наименование 8-ой гвардейской…».

«10 октября после того, как основные силы Западного, Брянского и Резервного фронтов командующим оставшимися на московском направлении силами был назначен ________________________ (2). Именно ему удалось организовать «завесу» на пути следования немецких войск к Москве и приостановить немецкое наступление на ближних подступах к столице. Особо сложная задача выпала на долю 16-ой армии во главе с командармом ___________________ (3), оборонявшей Клинское, Истринское и Волоколамское направления и принявшая на себя основной удар танковых сил группы армий «Центр»…»

9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (5 баллов):

1. В ходе Ливонской войны Россия осуществляла активные экономические контакты с Западной Европой, в частности, с Англией, хотя и не имела собственного парусного флота

_____________________________________________________________________________

2. Борис Годунов был единственным царем из рода Годуновых, правивших на российском престоле______________________________________________________________________

3. Впервые полки иноземного строя были созданы накануне русско-польской 1632-1634 гг. ___________________________________________________________________________

4. Первая отечественная мануфактура появилась в 1620 г. под Тулой для производства железа и оружия _________________________________________________________________

5. Первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище было открыто в Москве только в 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева________________________

_____________________________________________________________________________

10. Назовите дату (точный год) следующих событий (6 баллов):

1. С которого Россию можно считать многонациональным государством — ________ г.

2. В котором Россия стала царством — _________ г.

3. Когда началась открытая польская интервенция в ходе Смутного времени- _______ г.

4. Когда было полностью отменено местничество-_________ г.

5. В который московские военные силы присоединили Астраханское ханство- ________ г.

6. Когда был учрежден Посольский приказ — _________ г.

11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):

1.Известно, что стрельцы были пехотинцами. Однако небольшая их часть — стремянные стрельцы – были конными. А какие у них были функции? ___________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Известно, что переводчиков на Руси в XVI-XIX вв. называли толмачами. Однако, кроме толмачей, в штате Посольского приказа и Коллегии иностранных дел были еще и драгоманы, также занимавшиеся переводом. А чем они отличались от толмачей? _______

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Скажите, каким образом называли, а) Московское царство, б) его жителей иностранцы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (5 баллов):

Состав Земского Собора 1649 г., принявшего Соборное Уложение

Высшее духовенство

Бояре и высшие лица

Провинциальные дворяне

Торговые и посадские люди

Стрельцы

Итого

14

40

153

94

15

316

4,5 %

12,6 %

48,5 %

29, 7 %

4, 7 %

100%

1. Какая сословная группа была наиболее представлена на заседаниях Собора 1649 г.? Почему? ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Как Вы считаете, какие группы были представлены наиболее непропорционально их численности населения страны? Почему? _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Как вы считаете, почему в списке групп нет названия «столичные дворяне»? В состав какой из приведенных в таблице групп они входили? ______________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Все ли сословные группы России середины XVII в. представлены в таблице? Почему? _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С Вашей точки зрения, почему стрельцы выделены в отдельную графу в таблице? ____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов).

«Пусть знает твое величество, гордый литовский правитель, король Стефан, что в … и пяти лет христианский ребенок посмеется над твоим безумием… Какая польза человеку полюбить тьму больше света, или бесчестье больше чести, или горькое рабство больше свободы? … Но и всего мира сокровищ не хотим за свое крестное целование, которым присягнули своему государю. И что ты, король, стращаешь нас горькими и позорными смертями? Если Бог за нас, то никто против нас! Все мы готовы умереть за свою веру и за своего государя… Готовься к битве с нами, а кто кого одолеет, то Бог покажет».

1.Какое событие описано в документе? Дайте его датировку_________________________

2. Жители какого города написали это письмо? ____________________________________

3. Какой «государь» имеется в виду? ____________________________________________

4. Как закончилось противостояние короля и его рати и жителей города? ______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):

1. Отмена кормлений а. Сражение при Лепанто

2. Сражение при селе Молоди б. Денежная реформа Елены Глинской

3. Сражение на Косовом поле в. Аугсбургский мир

4. Создание англиканской церкви г. Взятие Константинополя турками

5.Окончание последней Феодальной войны д. Начало правления Василия Первого

1

2

3

4

5

Событие всемирной истории

16. В следующем году мы отмечаем 70-летие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а также предшествовавших этому тяжелых оборонительных боев 1942 г. В связи с этим прочитайте внимательно прочитайте следующий документ и ответьте на вопросы к нему (4 балла):

«Враг бросает вперед всё новые силы, и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза… Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге, у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами…

Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них и проклинают Красную армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей…»

1.Как называется документ, отрывок из которого Вам дан выше? ____________________

_____________________________________________________________________________

2. Когда был создан этот документ? ______________________________________________

3. При какой ситуации на фронте он готовился? ____________________________________

4. Какая основная цель была поставлена при создании данного документа? _____________

17. В 2012 г. будет отмечаться 400-летие освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г. В связи с этим дайте датировку событий, относящихся к Смутному времени и расположите их в хронологическом порядке (4 балла):

1. «осенью польский король Сигизмунд наконец решился на войну… Свое участие в ней он объяснил пребыванием в России шведов, приглашенных царем на подмогу против самозванца…»__________________________________________________________________

2. «Самозванец стоял в Путивле, а правительственные войска осаждали Кромы, когда произошло событие, ускорившее, а может, и переломившее ход событий.13 апреля… от апоплексического удара умер Борис Годунов…»___________________________________

3. «… от неурожая наступил голод. Один год еще можно было как-то прожить впроголодь старыми запасами. Но на следующее лето неурожай повторился. Народ ел траву, сено, трупы животных. Известны стали даже случаи людоедства. Чтобы помочь беде, Борис велел раздать хлеб и деньги из государственных запасов, но вышло еще хуже. В Москву за бесплатным питанием пришло громадное количество народа, добрая половина которого могла вполне прокормиться дома. Запасов не хватало… Начались эпидемии, да такие, что в одной Москве умерло больше 127 тысяч человек…» _______________________________

Хронологическая последовательность: ______- _______ — ______

Итого – 73 балл. Желаем успеха!

II Тур — Историческое эссе — 20 минут (максимальная оценка — 15)

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

-Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

-Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

-Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

-Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

-Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

1.Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

2.Грамотность использования исторических фактов и терминов.

3.Четкость и доказательность основных положений работы.

4.Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем успеха!

1. «Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик». (А. И. Уткин)

2. «В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям» и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, — ясности, света прозрачного и ровного». ( Б. К. Зайцев)

3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин)

4. «Свою внешнюю политику Иван III осуществлял в тот период, когда Литва и татары уже не могли противостоять ей, а Швеция и Османская империя еще не могли сделать этого» (А. В. Шефов)

5. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)

6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников)

7. «Прокопий [Ляпунов], красивый, умный и храбрый, в военном деле искусный человек обладал также страшною энергией, которая не давала ему покоя, заставляла всегда рваться в первые ряды, отнимало у него умение дожидаться. Такие люди обыкновенно становятся народными вождями в смутные времена: истомленный, гнетомый нерешительным положением народ ждет первого сильного слова». (С. М. Соловьев)

8. «Европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы». (А.С. Пушкин)

9. «Едва посмеешь сказать, что они [крепостные] такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями». (Екатерина II)

10. «Орлы Русские облетели Орлов Римских». (А. В. Суворов)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

infourok.ru

Олимпиадные задания по истории (8 класс) на тему: Муниципальный этап олимпиады по истории. 8 класс. с ответами

Часть А. Выберите  варианты ответа.

1. Какие города вошли в состав России в годы правления Ивана Грозного (1533- 1584)?

А. Казань.

Б. Тверь.

В. Астрахань.

 

2. Где располагались Вятичи?

А. По западному берегу реки Днепр.

Б. По реке Оке.

В. По реке Сож.

 

3. Кем была составлена «Русская Правда» в Древней Руси?

А. Рюрик.

Б. Владимир I.

В. Ярослав Мудрый.

 

4. В 1389 году произошла битва на….

А. Куликовом поле.

Б. Косовом поле.

В. Чудском озере.

 

5. С именем какого князя связано первое упоминание о Москве?

А. Владимира Святого.

Б. Юрия Долгорукого.

В. Андрея Боголюбского.

 

6. В каком городе произошла гибель царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного)?

А. Углич.

Б. Рязань.

В. Москва.

 

7. К какому году относится воцарение династии Романовых на российском престоле?

А. 1598.

Б. 1605.

В. 1613.

 

 

8. Какое прозвище получил в народе Алексей Михайлович Романов?

А. Великий.

Б. Тишайший.

В. Благословенный.

 

9. Когда и при каком правителе Россия стала провозглашаться империей?

А. 22 октября 1721 года при Петре I.

Б. 14 декабря 1825 года при Николае I.

В. 19 февраля 1861 года при Александре II.

10. Какой (-ая) император (-рица) правил (-а) в эпохе «Просвещенного абсолютизма»?

 А. Иван VI.

Б. Царевна Софья.

В. Екатерина II.

 

Часть В.

 

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

А. Начало революции в Англии.

Б. Присоединение к Москве Новгорода Великого.

В. Ливонская война.

 

2. Расположите в хронологической последовательности исторические личности.

А. Василий Шуйский.

Б. Рюрик.

В. Ольга.

 

3. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События:

А. Разгром монголами Киева.

Б. Составление Судебника Ивана III.

В. Принятие Русью христианства как государственной религии.

Г. Окончательное закрепощение крестьян.

Годы:

1) 945

2) 988

3) 1240

4) 1485

5) 1497

6) 1649.

 

4. При каком правителе были созданы коллегии? Приведите 2- 3 примера.

5. Напишите основные причины Эпохи Дворцовых переворотов. Раскройте одну из названных вами причин.

6. Дайте определение следующим словам:

Абсолютизм- это…

Коалиция- это…

Ассамблеи- это…

Лейб- это…

Либерализм- это…

 

7. Расскажите в чем заключалась реформа патриарха Никона (1653- 1655). Почему случилась опала патриарха?

8. По какому признаку построены ряды? Дайте максимально точный ответ.

А. «Русская правда» П. И. Пестеля, «Конституция» Н. М. Муравьева.

Б. Восстание декабристов, присяга Николаю I.

В. Дмитрий Пожарский, Козьма Минин.

Г. Иов, Филарет, Никон.

 

Часть С.

   

Напишите годы правлений следующих правителей:

 Иван IV

Борис Годунов

Петр I

Анна Иоанновна

Екатерина II

Николай I

 

Напишите сочинение о одном из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

Часть А.

1. А, В. (1 балл)

2. Б. (1 балл)

3. В. (1 балл)

4. Б. (1 балл)

5. Б. (1 балл)

6. А. ( 1 балл)

7. В. (1 балл)

8. Б. (1 балл)

9. А. ( 1 балл)

10. В. (1 балл)

       Часть В.

1. Б, В, А. (1 балл)

2. Б, В, А. (1 балл)

3. А- 3. Б- 5. В- 2. Г- 6. (4 балла)

4. При Петре I Великом. (1 балл) Например, Иностранная, Военная, Адмиралтейская. ( за каждый правильный пример 1 балл).

5. Эпоха Дворцовых переворотов- период в истории России с 1725- 1762, ознаменованный сменой монархов на российском престоле, путем захватов и переворотов, с участием высшей знати и гвардии. (1 балл)

Причины:

1) Изменение порядка престолонаследия.(1 балл)

2) Высокая роль гвардии при дворе. (1 балл)

3) Борьба высшей знати за власть. (1 балл)

 

              За раскрытие причины до 5 баллов.

 

6. Абсолютизм- форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу- монарху.

Коалиция- союз.

Ассамблеи- собрание- бал с участием женщин в домах российской знати, введены при Петре I.

Лейб- приставка, означающая «приближенный при царе».

Либерализм- течение, объединяющие сторонников парламентского строя, гражданских свобод и свободы предпринимательства. (1 балл за каждое верное определение, всего:5 баллов).

 

7. Реформа патриарха Никона (1653- 1655) включала изменения в церковные обряды по греческим образцам, например, положение перста троеперстием, поясные наклоны. Опала Никона случилась потому, что он стремился править наравне с царем.

8. А. Программные документы декабристов.

Б. 14 декабря 1825 года.

В. Руководители Второго ополчения.

Г.  Патриархи. (1 балл за каждый верный ответ, итого: 4 балла).

 

9. Иван IV (1533- 1547гг.- князь Московский, с 16 января 1547- 1584гг.- Царя Всея Руси).

           Борис Годунов (1598- 1605)

           Петр I (1682- 1689гг.- двоецарствие в России (делил трон с братом Иваном), с 1689г.- самостоятельно правит- 1721г.- Царь Всея Руси, с 22 октября 1721- 1725гг- император)

          Анна Иоанновна (1730- 1740)

         Екатерина II (1762- 1796)

         Николай I (1825- 1855) ( 1 балл за каждые верно указанные годы, за раскрытие до 20 балов, итого: 26 )

 

nsportal.ru

Олимпиада по истории для 8 класса «Школьный этап «

Управление по образованию

Администрации Рыльского района Курской области

Задания

школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников

по истории для 8-х классов

Составитель:

Антипова Татьяна Ивановна

МБОУ «Крупецкая СОШ»

Воронокский филиал

I квалификационная категория

2016 г.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

учени___ 8 ___ класса

___________________________________общеобразовательной школы

________________________________________________ (Ф.И.)

2016-2017 учебный год

Уважаемые участники олимпиады!

Мы приглашаем вас принять участие в олимпиаде по истории, которая поможет вам продемонстрировать полученные на уроках знания, показать ваш кругозор и даст возможность узнать новое и познавательное по предмету.

Общее число заданий в работе 23.

Задания части А содержат 15 заданий каждое из которых оцениваются 3 баллами за каждое верно выполненное задание, максимальный балл — 45.

Задания части В содержат 5 заданий, каждое из которых оцениваются по 5 баллов, максимальный балл — 25.

Задание части С содержат 3 задания, каждое из которых оценивается в 10 баллов.

За правильно выполненную работу можно набрать 100 баллов.

На выполнение работы отводится 90 минут. Желаем удачи!

Часть 1.

1.Основателем Древнерусского государства летописи называют

а) Олега б) Рюрика в) Святослава г) Игоря

2. Первое сражение с монголо – татарами прошло на реке:

А) Калке б) Неве в) Угре г) Непрядве

3. Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с

а) Турцией б) Персией в) Швецией г) Речью Посполитой

4. Ряд дат, связанных с событиями истории Руси периода политической раздробленности,- это:

А) 862г., 882г., 988г. Б)1223г., 1240г., 1242г.

В) 1378г., 1380г., 1581г. Г) 1497г.. 1550г., 1581г.

5. Существовавшие в Российской империи в XIXв. группы населения, наделенные определенными правами и обязанностями, закрепленными законами государства, традиционным правом и передаваемыми по наследству, назывались:

а) конфессиями б) сословиями в) классами г) гильдиями

6. Проект реформы государственного управления по поручению Александра I подготовил:

а) П.Строгонов б) М.Сперанский в) А.Аракчеев г) К.Победоносцев

7. Указ «о вольных хлебопашцах» предусматривал:

а) отмену крепостного права б) ликвидацию рекрутских наборов

в) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика

г) переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины

8. Кого в годы правления Александра I называли Негласным комитетом?

а) участников покушения на Павла I б) высший законодательный орган власти

в) орган, ведающий делами о государственных преступлениях

г) круг близких царю людей, подготовивших проекты реформ

9. Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 гг.:

а) усиление позиций России в Европе; б) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;

в) образование Тройственного союза; г) вхождение Пруссии в состав Российской империи.

10. Ранее других произошло событие:

а) взятие Казани войсками Ивана Грозного б) введение «заповедных лет»

в) присоединение Сибирского ханства г) учреждение опричнины

11. Какое из своих дел Наполеон считал долговечным памятником себе? «Моя истинная слава не в том, что я выиграл 40 сражений: одно Ватерлоо зачеркнуло их все. То, что будет жить вечно – это….»

а) Аустерлиц б) Париж в) Гражданский кодекс г) Бородино

А12. Родиной Реформации принято считать:

а) Англию б) Францию в) Италию г) Германию

А. 13. Реконкиста — это

а) движение за освобождение Иерусалима; б) движение за освобождение Византии,

в) движение за освобождение Пиренейского полуострова, г)движение за создание Итальянского королевства.

А 14. Как называется порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему:

а) Кастовый строй б) Феодальная зависимость в) Феодальное общество г) Феодальная лестница

А 15. Абсолютизм – это такая форма правления, при которой власть принадлежит:

а) народу б) неограниченному монарху в) парламенту г) парламенту и монарху

Часть В

В1. Соотнесите даты и события, ответ внесите в таблицу:

1)

16 мая 1703 г.

а) «Чумной бунт» в Москве;

2)

27 июля 1714 г.

б)основание Петербурга;

3)

1771 г.

в)манифест о трехдневной барщине;

4)

1785 г.

г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5)

1797 г.

д) сражение при Гангуте.

1

2

3

4

5

В2. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу:

  1. Барщина;

  2. Подушная подать;

  3. Протекционизм;

  4. Кондиции;

  5. Ассамблея.

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства

путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Д. Условия.

1

2

3

4

5

В3. Расположите в хронологической последовательности.

А. Бородинское сражение Б. Венский конгресс В. Тарутинский манёвр Г. Смоленское сражение Д. Совет в Филях

В4 . Что объединяет слова в данных рядах:

  1. «Негласный комитет», Указ о «вольных хлебопашцах», план государственного преобразования России М.М.Сперанского, Тильзитский мир, война с Наполеоном.

  1. П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский.

3.А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов.

В5. Напишите напротив утверждений, которые верны-«да», а напротив тех, которые неверны- « нет». Неправильные суждения исправьте.

1. В ходе Ливонской войны Россия осуществляла активные экономические контакты с Западной Европой, в частности, с Англией, хотя и не имела собственного парусного флота.

2. Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков были современниками Екатерины II.

3. Впервые полки иноземного строя были созданы накануне русско-польской 1632-1634 гг.

4. Первая отечественная мануфактура появилась в 1620 г. под Тулой для производства железа и оружия

5. Первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище было открыто в Москве только в 1687 г.

Часть С

Прочитайте отрывок из исторического очерка и ответьте на вопросы:

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в свое время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за свое будущее при Романовых».

  1. О каком событии идет речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

  2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трех аргументов

3) Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии

Ключи к вопросам олимпиады

Часть А:

В1

1

2

3

4

5

Б

Д

А

Г

В

В2

1

2

3

4

5

В

А

Г

Д

Б

В3.

В4 1.Деятельность Александра 1 2.Казнённые декабристы. 3.Члены Негласного комитета

В5. 1. Да 2. Да 3. Да

4. Нет, в 1632 г. (опять же перед русско-польской войной 1632-1634 гг.) 5. Да

Часть С

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Выборы на соборе 1613 г. В тексте указаны аргументы в пользу Романова: знатность рода, сопричастность жертвам террора, популярность среди казачества. Приходу к власти предшествовала гражданская война и иностранная интервенция. Первый представитель династии – Михаил.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *