cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лабораторная работа по биологии 8 класс состав костей вывод – Лабораторная работа Состав и свойствва костей.docx

Лабораторная работа Состав и свойствва костей.docx

Прочность на растяжение
827
55
120
5
117
2
Лист – путеводитель.
Тема: Лабораторная работа. Состав и свойства костей.
Оборудование: кости (натуральная, декальцинированная, пережженная),
ванночка.
Ход работ.
I. Макроскопическое строение кости.
1. Зарисовать кость отметить строение внешнее и внутреннее
А) за счет чего растет в длину?
Б) ширину?
II. Свойства кости. Возьмите натуральную кость. Рассмотрите её, попробуйте
сжать, затем согнуть и растянуть. Какие свойства натуральной кости вы
можете назвать?
1.Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как
строительного материала» скелета человека
Прочность на сжатие
Материал
Сталь
552
Фарфор
250
170
КОСТЬ
Гранит
145
Дуб
59
Бетон
21

Вывод: кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и
оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и

бетона.
. Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и
строения придают костям такие уникальные свойства.
2 Вещества входящие в состав костей:
1органические ( Белки, жиры, углеводы). 2 неорганические(вода и соли
кальций, фосфор, магний)
Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества,
а какие органические.
Демонстрация опыта. Два дня назад я поместила куриную кость в 10%
раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем,
например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав,
потребуется меньше и кислоты и времени. Кислоты влияют не только на
неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала
соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие
на органические вещества костной ткани было минимальным.
Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю
остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она
способна гнуться во все стороны.
Вывод по результатам эксперимента… ( Органические вещества сообщают
кости упругость и эластичность.)
Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости
органические вещества.
( Их можно сжечь).
Демонстрация опыта Кость обуглилась. Обугливание – верный признак
того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая.
Крошится в руках.

znanio.ru

СТРОЕНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ. СОСТАВ КОСТЕЙ

Тема: практическая работа «Строение костной ткани. Состав костей»

 

Цели и задачи: закрепить материал о строении костной ткани и составе костей; развивать знания о строении человеческого организма; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, интерес к предмету, пополнять словарный запас учащихся.

 

Оборудование: учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология 8 класс» (стр.36-37, 38), микроскопы, м/п №1.8 «Костная ткань» из Набора по анатомии и физиологии, препаровальная ванночка, 5%-й раствор соляной кислоты, кости (натуральная, декальцинированная, пережженная), тетради для практических работ.

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

 

  1. Повторение изученного:
  • Обобщающая беседа по учебному материалу §6.

 

3.Мотивация.

 

4.Выполнение практической работы по схеме:

 

Цель работы: рассмотреть строение костной ткани, выяснить состав костей, сравнивая свойства натуральных, декальцинированных и пережженных костей.

 

Оборудование: материал текста стр. 36-37, 38 учебника биологии, микроскоп, м/п «Костная тканьяяяпае», препаровальная ванночка, 5%-й раствор соляной кислоты, кости (натуральная, декальцинированная, пережженная)

 

Ход работы:

* Прослушал(а) инструктаж по правилам ТБ во время практической работы по биологии;

 * Привел(ла) в рабочее состояние школьный микроскоп;

  * Рассмотрел(а) готовый микропрепарат «Костная ткань». Сравнил(а) увиденное с изображением учебника биологии (с.22 рис.8-Б) (зарисовка рисунка);

  *  Нашёл(ла) на микропрепарате костный каналец, подсчитал(а), что его стенка состоит из …. слоев костных пластинок.

  * Нашел(ла) на микропрепарате костные клетки. Они …. (описание и зарисовка клеток)

  *  Взял(а) натуральную кость, декальцинированную (предварительно вымоченную в 5%-м растворе соляной кислоты) и пережжённую, рассмотрел(а) их. Каждую из них попробовал(а) сжать, согнуть и растянуть. Выяснилось, что …

(запись полученных результатов).

 

Вывод: (примерная формулировка вывода: «костная ткань состоит из костных клеток, концентрически расположенных рядов пластинок межклеточного вещества и каналов, через которые проходят кровеносные сосуды; кости состоят из неорганических и органических веществ:  неорганические вещества придают костям твёрдость, а органические придают им гибкость и упругость»)

 

  1. Динамическая пауза (в середине урока).

 

6.Подведение итогов урока.

 

7.Домашнее задание: повторить §6.

 

uchitelsh-ivo.ru

Методическая разработка по биологии (8 класс) на тему: Практическая работа: « Исследование химического состава костей».

Практическая работа: « Исследование химического состава костей».

Цель: изучить свойства костей, зависящие от состава.

Каждая из более чем 200 костей скелета является живым, активно функционирующим и непрерывно обновляющимся органом. Проникающие в кость кровеносные сосуды и нервы обеспечивают взаимодействие ее со всем организмом. Особенности внутреннего строения кости обусловлены ее компактным и губчатым веществом.

Компактное вещество плотным слоем располагается на периферии кости. Основу его составляют костные пластинки. Часть из них формирует видимую при небольшом увеличении структурную единицу кости — остеон. В остеоне вокруг центрального канала содержащего кровеносные сосуды и нервы, коаксиально в несколько слоев располагаются цилиндрические костные пластинки. В целом остеон имеет вид цилиндрического тела, ориентированного соответственно действующим на кость нагрузкам. Пространства между остеонами заняты вставочными пластинками.

Губчатое вещество расположено под компактным, имеет пористую структуру, образовано отдельными костными перекладинами.

Костный мозг является составной частью кости как органа. Различают два вида костного мозга — красный и желтый. Красный костный мозг является важным органом кроветворения и костеобразования, насыщен кровеносными сосудами и кровяными элементами, которые и придают ему красный цвет. В петлях составляющей его ретикулярной ткани находятся кроветворные элементы (стволовые клетки), а также клетки, разрушающие (остеокласты) и образующие (остеобласты) кость. По мере созревания клетки крови поступают в кровеносное русло и разносятся по всему организму. Желтый костный мозг  представлен преимущественно жировыми клетками, придающими ему желтый цвет. У взрослого человека красный костный мозг локализуется в губчатом веществе кости, а желтый — в ее костномозговой полости.

Надкостница, периост — тонкая двухслойная соединительнотканная пластинка, покрывающая кость снаружи. Во внутреннем ее слое, состоящем из рыхлой соединительной ткани, находятся костеобразующие клетки — остеобласты. Они участвуют в естественном росте кости в толщину и восстановлении ее целостности после переломов. Надкостница богата кровеносными сосудами и нервами, которые по тонким костным канальцам проникают внутрь кости.

1.    Захватите пинцетом кость и введите ее в пламя спиртовки.

2.    Наблюдайте изменение окраски и после принятия костью белого цвета прокаливание прекратите.

3.    Отметьте изменение формы кости, определите ее твердость, гибкость, хрупкость и эластичность.

4.    В стакан с 10% раствором кислоты поместите натуральную кость.

5.    Фиксируйте изменения ее цвета, формы, проявления осадка.

6.    Через некоторое время выньте пинцетом кость и промойте водой.

7.    Исследуйте некоторые физические свойства – твердость, гибкость, хрупкость, эластичность.

8.    Дайте ответы на вопросы:

Ø Можно ли согнуть или растянуть натуральную кость?

Ø Что произойдет при попытке согнуть прокаленную кость?

Ø Каковы ее физические свойства?

Ø Возможно, ли деформировать кость, находившуюся в соляной кислоте?

Ø Какие свойства она приобрела?

Ø Какую кость называют декалькированной?

 

nsportal.ru

Лабораторная работа по биологии, 8 класс, тема: изучение внешнего строения костей

Лабораторная работа №5

Тема: Изучение внешнего строения костей.

Цель: Изучить строение скелета человека, особенности строения костей разных типов.

Материалы и оборудование: скелет, муляжи костей.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с рисунком. Подпишите названия костей.

2. Рассмотрите кости. Определите кость, затем отнесите кости к группам (губчатые, трубчатые, плоские, смешанные).

1 2 3 4

3.Зарисуйте бедренную кость, отметьте эпифизы и тело.

4. Дополните предложения.

А) Гибкость и упругость придают костям ______________________________.

Б) Твердость придают костям ____________________________.

5. Ответьте на вопросы.

1) Что относится к опорно-двигательной системе?

2) Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

3)Почему у пожилых людей кости становятся более хрупкими, чаще возникают переломы?

4) Сколько костей в скелете человека?

5) На какие отделы делится позвоночный столб?

6) Какие заболевания опорно-двигательной системы Вам известны?

7) Какую помощь нужно оказать при переломах?

8) Какую помощь нужно оказать при вывихах?

6. Сделайте вывод по проделанной работе.

infourok.ru

Лабораторная работа «Изучение внешнего вида костей» (8 класс)

Лотатка

Плоская

Пояс верхних конечностей

Одна из самых сильных костей скелета. Подбородочный выступ-характерная деталью, отличающая современного человека от обезьян и вымерших представителей рода Homo. Единственным другим млекопитающим, у которого выделяют подбородок — слон.

Самая длинная кость в теле. Она составляет ¼ часть всего роста человека и способна выдержать нагрузку давления до 1500 кг.

При наборе веса она утолщается, что позволяет ей не искривиться и не поломаться под тяжестью веса человека.

У новорожденных этих костей в позвоночнике больше. С возрастом, конечно, никуда не исчезают – они просто срастаются: 5 ять из них превращаются в большой крестцовый отдел, оставшиеся – в копчик.

Самые хрупкие кости у человека. 5–8 пара не имеет соединительных хрящей, поэтому даже при ударе средней силы они могут поломаться.

У каждого 20-го человека вырастает лишняя пара. Взрослый человек обычно имеет 12 пар, но иногда из основания шеи вырастает одна или несколько пар, которые назвали шейными. У мужчин такая аномалия встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. Иногда она вызывает проблемы со здоровьем.


У мужчин, как правило, чуть сильнее выражены надбровные дуги

Самая ломающаяся кость. По статистике ВОЗ ежедневно с её переломом обращаются тысячи людей различных профессий и ведущих разный образ жизни.

В начальный период жизни грудина делится на три сегмента. Во время проведения хирургических операций на сердце её иногда разделяют пополам для доступа к органу.

В запястьях и ступнях находится почти половина всех костей

Пястная кость, фаланги пальцев

Парные кости. Каждая образована тремя составляющими: подвздошной костью, седалищной костью и лобковой костью, в возрасте 14 — 16 лет они срастаются, образуя единую кость.

Кость — автономная. Каждая кость соединена с другими костями, образуя целостный скелет, кроме данной. Она имеет подковообразную форму и находится между подбородком и щитовидным хрящом. Благодаря ей, нёбным костям и челюстям человек говорит и жуёт.

У детей их нет. У ребёнка до 3 лет, вместо них находится мягкий хрящ, который со временем затвердевает. Этот процесс называется окостенением.

Самая травмируемая костная часть человека — ежегодно около 1,5 миллионов обращений по поводу проблем с косточкой

infourok.ru

Лабораторные работы к курсу «Биология» 8 класс

Лабораторные работы

к курсу «Биология 8 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Каталитическая активность ферментов»

Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток.

Оборудование: 1) 2 пробирки

2) флакон с водой

3) сырой и вареный картофель

4) перекись водорода (3%)

Ход работы:

1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см.

2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую – столько же вареного.

3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода.

Оформление результатов:

Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Схематично зарисуйте опыт.

Как называется вещество, ускоряющее химическую реакцию?

Что такое фермент? В каких условиях он действует?

Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2

по теме «Ткани человека под микроскопом»

Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности

Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты:

* для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ»,

* для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы»

Ход работы:

Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.

Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.

Сделайте вывод, перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества)

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

по теме: «Строение костной ткани»

Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей.

Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей»

2) наборы позвонков

Ход работы:

1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна?

Оформление результатов:

зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи.

Сделайте вывод, сравнив плоские и трубчатые кости.

Как доказать, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани?

Сравните строение хрящевой и костной ткани.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

по теме: «Строение позвоночника»

Цель: познакомиться с особенностями строения позвоночника человека.

Оборудование: 1) наборы позвонков человека

Ход работы:

Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы.

Сколько позвонков в каждом отделе?

Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.

Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком.

Сложите несколько позвонков и понаблюдайте, как из них складывается позвоночник и позвоночный канал.

Что общего у всех позвонков и чем они отличаются?

По результатам наблюдений заполните таблицу:

    Строение позвоночника.

    Отделы позвоночника

    Количество позвонков

    Особенности строения

         

     

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

    по теме: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

    Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией

    Оборудование: 1) микроскоп

    2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь

    лягушки»

    Ход работы:

    1. Подготовьте микроскоп к работе.

    2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное.

    Оформление результатов:

    зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки

    Сделайте вывод, сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?

     

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6

    по теме: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

    Цель: выяснить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

    Оборудование: 2 колбы с известковой водой

    Ход работы:

    Вспомните процентный состав воздуха. Каков % кислорода и углекислого газа в воздухе классного помещения?

    Рассмотрите прибор. Прозрачна ли жидкость в обеих пробирках?

    Сделайте несколько вдохов и выдохов через мундштук, определите в какую пробирку идет вдыхаемый и выдыхаемый воздух? В какой пробирке вода помутнела?

    Сделайте вывод из опыта.

       

      ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7

      по теме: «Дыхательные движения»

      Цель: понаблюдать поступление воздуха в легкие и вытеснение его из легких.

      Оборудование: стеклянная воронка среднего размера, два резиновых шарика, нитки и прозрачная липкая лента

      Ход работы:

      Один из шариков поместим внутрь воронки, а его клапан выведем наружу, вывернем наизнанку, натянем на трубку воронки с наружной стороны и крепко обвяжем ниткой. Чтобы внутрь шарика проходил воздух, в клапан можно вставить спираль от авторучки или тоненькую трубку.

      Второй шарик разрежем посередине между основанием и клапаном. Широкую часть натянем на раструб воронки так, чтобы образовалось резиновое дно. Прикрепим резиновое дно липкой лентой к корпусу воронки с наружной стороны.

      Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри – легкое, шарик снаружи – диафрагму.

      Чтобы продемонстрировать вдох диафрагму нужно опустить вниз, а выдох – вдавить внутрь.

      Опишите опыт и объясните, почему легкие не могут самостоятельно совершать вдох и выдох? Как происходят дыхательные движения?

         

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8

        по теме: «Действие ферментов слюны на крахмал»

        Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал,

        Оборудование: 1) кусочек накрахмаленного бинта

        2) чашка Петри со слабым раствором йода

        3) спичка, кусочек ваты

        Ход работы:

        а) Смочите вату на спичке слюной и нарисуйте ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта,

        зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты,

        затем опустите в раствор йода.

        Опишите результаты опыта

        Сделайте вывод об условии действия фермента слюны.

         

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 9

        по теме: » Действие желудочного сока на белки «

        Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки

        Оборудование: 1) штатив с 3 пробирками;

        2) пипетка

        3) термометр;

        4) полусваренный куриный белок

        5) желудочный сок;

        6) 0,5%-ный раствор NaOH

        7) водяная баня;

        8) химический стакан со снегом

        Ход работы и оформление результатов:

        В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца,

        прилейте по 1 мл натурального желудочного сока,

        затем

        *первую пробирку поместите на водяную баню (температура +37 ºС),

        *вторую – поставьте в стакан со снегом,

        *в третью добавьте 3 капли раствора NaOH и поставьте на водяную баню (температура +37 ºС),

        через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.

        Оформление результатов:

        Напишите в тетрадь ход и результаты опытов.

        Сделайте выводы по результатам опытов.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        «Изучение внешнего вида отдельных костей»

        Лабораторная работа № _

        Тема: «Изучение внешнего вида отдельных костей»

        Цель: изучить строение трубчатых костей, познакомиться с различными типами костей в зависимости от их строения и формы.

        Оборудование: рисунки костей различных типов, таблицы, учебник, муляжи костей.

        Ход работы

        1. Рассмотрите таблицу, изучите типы костей, перепишите в конспект:

        ТИПЫ КОСТЕЙ

        Трубчатые

        Губчатые

        Плоские

        Длинные

        Плечевая

        Бедренная

        Короткие

        Фаланги пальцев

        Кости пясти, плюсны

        Длинные

        Рёбра

        Грудина

        Короткие

        Позвонки

        Запястье

        Лопатки

        Тазовые кости

        Кости черепа

        1. Рассмотрите строение трубчатой кости, зарисуйте и сделайте обозначения в тетради к рисунку.

        1. Определите типы костей, в зависимости от их формы, запишите в тетрадь номер рисунка и название типа кости.

        1 2 3

        1. Ответьте на вопросы (дайте полный, развёрнутый ответ):

        А) Почему после того, как выдержать кость в соляной кислоте несколько дней, она становится гибкой и упругой?

        Б) Почему прокалённая кость твердая и хрупкая?

        В) Почему кости пожилых людей больше подвержены переломам?

        Сделайте вывод.

        multiurok.ru

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *