Крылов лягушки просящие царя презентация 8 класс – Презентация по литературе «Лягушки, просящие царя» (8 класс)
Презентация к уроку литературы «Исторические басни И. Крылова»
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме «Исторические басни И.А. Крылова» (программа Т. Курдюмовой). Материалы презентации помогут учителю провести небольшую викторину на знание учащимися басен И.Крылова, совместно проанализировать басню «Лягушки, просящие царя» и организовать групповую работу по анализу басен «Обоз» и «Волк на псарне».
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы «Исторические басни И. Крылова» »
Иван Андреевич
Крылов
1769 -1844
Викторина
«Знатоки басен»
Из каких басен взяты эти выражения?
«Волк на псарне»
- «Забудем прошлое, уставим общий лад»
- «Как ни полезна вещь, — цены не зная ей невежда про нее свой толк все к худу клонит»
- «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок»
- «Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
- «Все прошло: с зимой холодной нужда, холод настает»
«Мартышка и очки»
«Ворона и лисица»
«Кот и повар»
«Волк на псарне»
О каком герое басни идет речь?
Стрекоза
- «Лето красное пропела»
- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
- «Слушает да ест»
- «От радости в зобу дыханье сперло»
- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Волк
Кот Васька
Ворона
Обезьяна
«Собери пару»
- Фока
- Свинья
- Моська
- Повар
- Ворона
- Ягненок
- Кукушка
- Муравей
- Лисица
- Кот
- Волк
- Слон
- Петух
- Стрекоза
- Демьян
- Дуб
Иван Андреевич
Крылов
1769 -1844
Отражение
исторических событий 1812 года
в баснях И.А. Крылова
Лексическая работа
- Притча — краткий рассказ поучительного характера;
- Басня – короткий иносказательный рассказ в стихотворной форме нравоучительного характера;
- Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе;
- Эзопов язык – система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды.
Атаманова И.В.
Басня «Лягушки, просящие царя»
Какое сомнение выражено в этой басне?
Какими чертами наделяет Журавля Крылов?
За что были наказаны лягушки?
Что нового узнали о взглядах баснописца?
Каковы художественные достоинства басни?
Работа в группах
- Прочитать басню.
- Выделить героев.
- Выписать их действия и речевые характеристики.
- Найти, кто «спрятан» в аллегориях.
- Аргументировать ответ (доказать, объяснить свой выбор).
Атаманова И.В.
Исследователи:
1 группа: басня «Обоз» 2 группа: басня «Волк на псарне» Историки 3 группа: исторический комментарий к басням
Атаманова И.В.
Басня «ОБОЗ»
- Конь добрый –
- Лошадь молодая –
- Царь Александр I
и военная молодежь
Атаманова И.В.
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Атаманова И.В.
Басня «ВОЛК НА ПСАРНЕ»
- Наполеон;
- Россия;
- армия русских;
- Кутузов
- Волк –
- Овчарня –
- Псарня –
- Ловчий –
Атаманова И.В.
Мораль:
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
Атаманова И.В.
Домашнее задание:
- Выучить наизусть одну из басен.
kopilkaurokov.ru
Презентация на тему: «И.А.Крылов. Лягушки, просящие царя»
И. А. Крылов.
Слово о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
И. А. Крылов.
Лягушки, просящие царя.
Задачи:
образовательные :
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;
познакомить с термином «аллегория»;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения басни;
совершенствовать навык осознанного чтения.
Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, А слушаем внимательно .
Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист, родился в Москве 13 февраля 1769 г.
С 1809 по 1843 г.г. создал более 200 басен.
Скончался 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге.
БЛИЦ- ПЕРЕКЛИЧКА
Тест «Биография И.А.Крылова»
1.Отметьте дату рождения И.А.Крылова
А) 1812 г.
Б)1844 г.
В) 1769 г.
2. Определите место рождения И.А.Крылова
А) Москва
Б) Санкт-Петербург
В) Тверь
3.Воспитанием мальчика занималась:
А) бабушка
Б) мать
В) няня
БЛИЦ- ПЕРЕКЛИЧКА
Тест «Биография И.А.Крылова»
4.Восьмилетний Крылов работал:
А) грузчиком
Б) мыл посуду
В) переписчиком бумаг
5. Крылов в большей степени становится известен как:
А) баснописец
Б) журналист
В) издатель
6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:
А) Более двухсот басен
Б) Более трёхсот басен
В) Более ста
Викторина.
Знаток басен.
Дополните фразу:
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ -Ворона каркнула во всё воронье горло…/ -А вы, друзья, как ни садитесь…/ -Когда в товарищах согласья нет…/
Дополните фразу:
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона . -Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка… -А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь. -Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
Дополните фразу:
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ -А Васька…/ -За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ -У сильного…/ -Чтоб музыкантом быть…/ -Ты всё пела. Это дело…/
Дополните фразу:
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было… -А Васька…/ слушает да ест . -За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Словарная работа:
Пособить — помочь
Чурбан (берёзовый) –неповоротливый, тупой человек, болван.
Челобитье – поклон до земли с прикосновением лбом к земле.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить отрывки
из басни.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
multiurok.ru
Открытый урок по литературе в 8 классе.
Открытый урок по литературе в 8 классе.
Тема урока: Жизнь и творчество И. А. Крылова.
Басня « Лягушки, просящие Царя».
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)
Место урока в учебном процессе: урок по учебному плану
Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.
Задачи урока.
Образовательная: продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова.
Развивающие: обогащать речь;
развивать логические и ассоциативные мыслительные операции .
Воспитательные: развивать познавательные способности учащихся;
воспитывать у учащихся навыки информационной культуры.
Цель применения ИКТ на уроке:
1) усиление воспитательной функции урока;
2)активизации познавательной деятельности учащихся;
3)формирование коммуникативной компетенции;
4)повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
5) формирование информационной культуры.
Эпиграф к уроку — слова К. Н. Батюшкова:
«Его басни переживут века!»
СТРУКТУРА УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова это – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
князь П. Вяземский.
-Тема урока
-Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза.
2.Новый материал.
-Биография писателя.
Презентация
3.Повторение .
1.Что такое БАСНЯ?
Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.
2.МОРАЛЬ басни?
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.
3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?
Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.
4.Вспомните, что такое АЛЛЕГОРИЯ?
АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein — «говорить иначе») — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.
4.Задание
— Продолжите фразу.
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.
-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…
-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.
-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…
-А Васька…/ слушает да ест.
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…
-У сильного…/ всегда бессильный виноват.
-Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье.
-Коль корни обнажишь…/ оно засохнуть может.
-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.
-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья и все учёные труды…
— Ответьте на вопрос.
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).
2. У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).
3. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).
4. Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).
5. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).
6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
7. Какой предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).
8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).
9. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).
5. Сообщение
— Скажите, а Иван Андреевич Крылов был первым баснописцем?
( Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии – Лессинг, в России – Майков, Сумароков, Ломоносов и другие.)
6.Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».
— Выразительное чтение басни.
-Анализ басни.
Лафонтен
Крылов
Лягушки, просящие царя
Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал.
Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало.
Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру:
— Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней!
Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так:
— Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам повелитель и того хуже.
Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
А сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство.
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер им на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, что расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого не встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее их засух.
Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!
– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).
– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).
– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек? (голос с неба советует им молчать и смириться:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)
– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:
Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно,
У нас
На всякий час
Друг дружку ненавидят;
Бессильных сильные обидят;
А сильный сильного считает за врага.1
“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.
Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин).2
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
7.Итог урока.
8. Домашнее задание.
Чтение басни «Обоз», найти историческую основу.
infourok.ru
Презентация по литературе Лягушки, просящие царя (8 класс)
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Басня И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал. Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало. Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру:— Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней! Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так:— Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам повелитель и того хуже. Лафонтен (французский баснописец) Лягушкам стало не угодноПравление народно,И показалось им совсем не благородноБез службы и на воле жить.Чтоб горю пособить,То стали у богов Царя они просить.Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,А сей, однако ж, раз послушал их Зевес:Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,И плотно так он треснулся на царство.Что ходенем пошло трясинно государство:Со всех Лягушки ногВ испуге пометались,Кто как успел, куда кто мог,И шепотом Царю по кельям дивовались.И подлинно, что Царь на диво был им дан:Не суетлив, не вертопрашен,Степен, молчалив и важен;Дородством, ростом великан,Ну, посмотреть, так это чудо!Одно в царе лишь было худо:Царь этот был осиновый чурбан. Сначала, чтя его особу превысоку,Не смеет подступить из подданных никто:Со страхом на него глядят они, и тоУкрадкой, издали, сквозь аир и осоку;Но так как в свете чуда нет,К которому б не пригляделся свет,То и они сперва от страху отдохнули,Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:Сперва перед Царем ничком;А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:Дай попытаться сесть с ним рядом;А там, которые еще поудалей,К Царю садятся уж и задом.Царь терпит все по милости своей.Немного погодя, посмотришь, кто захочет,Тот на него и вскочит.В три дня наскучило с таким Царем житье.Лягушки но
univerfiles.com
Урок литературы в 8 классе Крылов басня «Лягушки, просящие царя».
Тема урока: И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя».
Цель: изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.
Задачи урока: Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Обучение анализу художественных произведений.
Формирование навыков выразительного чтения, развитие речи обучающихся.
Воспитание нравственных качеств обучающихся на материале басен.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Словарная работа: басня, мораль, аллегория.
Этапы урока
Действия учителя
Действия обучающихся
1
Организационный момент.
Сегодня урок литературы я хочу начать вот с этого эпиграфа.
В.А. Жуковский сказал:
«Мир, который находим в …, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий».
Вы видите, что здесь пропущено слово. Кто-нибудь догадался, что есть зеркало, в котором отражается мир человеческий?
Сегодня нам на уроке предстоит отгадать эту загадку.
2
Введение в тему урока
Посмотрите на экран.
Что объединяет этих людей?
Эзоп
Лафонтен
Крылов
Викторина по басням.
Назовите басни и догадайтесь, кто их автор.
Отгадывают по картинкам название басни, называют автора — И. А. Крылов.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Изучение творчества баснописца И. А. Крылова.
3
Повторение изученных сведений о жанре литературы – басне.
И. А. Крылова мы знаем как мастера написания басен.
А что такое басня?
Чем отличается этот жанр от других?
Что такое мораль?
Что такое аллегория? АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein — «говорить иначе») — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.
БАСНЯ – это короткий комический рассказ в стихах или прозе. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение —мораль, придающая рассказу аллегорический(иносказательный) смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Родоначальником басен считают Эзопа. Он был рабом, и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Боги наградили Эзопа даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». Талантливый баснописец погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.
Во Франции известен баснописец Жан де Лафонтен. В России басенным жанром увлекались многие, однако самым любимым баснописцем мы считаем И.А. Крылова.
4
Слово учителя о фактах из биографии И.А.Крылова.
Что вы знаете о жизни И. А. Крылова?
Родился в Москве 13 февраля 1769 г.
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Детские годы Крылова прошли в Твери. Семья, приехав из Оренбургской губернии, поселилась в квартире на Миллионной улице. Отец Ивана Андреевича служил в магистрате. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. С 1809 по 1843 г.г.
Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Скончался И.А. Крылов 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге. С 22 ноября по 12мая 1855г. более тысячи человек получили последнее издание басен Крылова в 9 книгах, обернутых в траурные бумагу.
Так хотел сам автор.
В Санкт-Петербурге сооружен памятник И. А. Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России
4
Работа над развитием речи.
Меткий, образный, сочный язык крыловских басен актуален и в настоящее время.
«Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Н.В. Гоголь
Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.
Ответы детей.
И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.
Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.
ВИКТОРИНА по слайдам
Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой басней И. А. Крылова.
(Читают подготовленные ученики)
Дети слушают произведение
Анализ басни и беседа по вопросам
В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Кто подразумевается под Лягушками?
В чём заключается управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?
Словарная работа. Объяснить значение слов и строк: пособить, осиновый чурбан, в Лягушках каждый день великий недочёт, приходит чёрный год.
В каких строчках заключена мораль басни?
1. Лягушки просят у Бога царя.
2.Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя.
3. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Зевеса дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Зевесу, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Зевес не идет на уступки.
6. Заключительные слова Зевеса – это мораль басни: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.
Закрепление полученных сведений.
Что нового вы узнали о жизни И. А. Крылова?
Какие афоризмы из басен И. А. Крылова вам запомнились?
Басни Ивана Андреевича всегда были очень популярны. Они читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».
Вернёмся к эпиграфу урока.
В.А. Жуковский сказал:
«Мир, который находим в …, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий».
Так что есть зеркало, в котором отражается мир человеческий?
Это басня.
8
Домашнее задание.
Научиться выразительно читать басню И. А. Крылова Обоз», прочитать статью учебника с. 79 – 84
— А сейчас посмотрите буктрейлер о баснях И.А. Крылова.
infourok.ru
Урок литературы в 8-м классе. Басня И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни
Разделы: Литература
Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”. Продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.
Оборудование: книги с Крылова, портреты баснописца, иллюстрации к басням.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, прослушивание аудиокассет, разбор прослушанных басен, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.
I. Вступительное слово учителя.
В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу.
До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.
Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история «не послушалась» просветителей, почему она обманула их надежды?
В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.
Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя.
2. Чтение и анализ басни
Лафонтен |
Крылов |
Лягушки, просящие царя |
|
Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал. Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало. Недовольные лягушки сказали тогда
Юпитеру: Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то
была куда как расторопна! Такая изящная, такая
подвижная, и очень красивая! Настоящая
императрица! Быстро скользила она по своему
царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и
власть, строго карая подданных — и за дерзость, и
за неуместное своемыслие, и за прочие
провинности, и даже без оных. Она так ловко и
быстро глотала лягушек, что вскоре последние
снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так: |
|
– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).
– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).
– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек? (голос с неба советует им молчать и смириться:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)
– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:
Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно,
У нас
На всякий час
Друг дружку ненавидят;
Бессильных сильные обидят;
А сильный сильного считает за врага.1
“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.
Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин).2
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
Домашнее задание.
Составить цитатный план басни “Лягушки, просящие царя”.
21.06.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме: Урок-игра по басням Крылова.
Слайд 1
Учитель Малышко Т. И. . 2008 г. Урок литературы в 8 классеСлайд 2
Иван Андреевич Крылов
Слайд 3
Интеллектуальная игра «Случай есть, пороки пощипать» по басням И. С. Крылова
Слайд 4
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 5
5 1 3 4 2 АВТОР Иван АндреевичКрылов
Слайд 6
Где и когда родился А. И. Крылов? АВТОР Москва, 2 (13) февраля 1769 (или 1768) г.
Слайд 7
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 8
5 1 3 4 2 АВТОР Иван АндреевичКрылов
Слайд 9
АВТОР Какие таланты Крылова Вам известны? Журналист, музыкант, писатель, философ
Слайд 10
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 11
5 1 3 4 2 АВТОР Иван АндреевичКрылов
Слайд 12
АВТОР В каких видах литературного творчества проявил себя И. А. Крылов? Басня, пьеса, трагедия, комедия, пародия, стихи, оперное либретто
Слайд 13
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 14
5 1 3 4 2 АВТОР Иван АндреевичКрылов
Слайд 15
АВТОР Какие собственные пороки часто высмеивал великий баснописец? Лень, чревоугодие, неряшливость, увлечённость картами
Слайд 16
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 17
5 1 3 4 2 АВТОР Иван АндреевичКрылов
Слайд 18
АВТОР Мог ли встретиться И. А. Крылов с великим русским поэтом А. С. Пушкиным? А. С. Пушкин (1799 – 1837) И. А. Крылов (1769 – 1844). По некоторым сведениям, Пушкин был у Крылова незадолго до дуэли. Также известно, что знаменитый баснописец был последним, кто простился с телом великого поэта.
Слайд 19
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 20
Басни глазами художника 1 2 3 4 5
Слайд 21
«Квартет» Какая басня здесь изображена?
Слайд 22
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 23
Басни глазами художника 1 2 3 4 5
Слайд 24
Какая басня здесь изображена? «Волк и ягненок»
Слайд 25
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 26
Басни глазами художника 1 2 3 4 5
Слайд 27
Какая басня здесь изображена? «Стрекоза и муравей»
Слайд 28
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 29
Басни глазами художника 1 2 3 4 5
Слайд 30
Какая басня здесь изображена? «Лиса и виноград»
Слайд 31
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 32
Басни глазами художника 1 2 3 4 5
Слайд 33
Какая басня здесь изображена? «Кот и повар»
Слайд 34
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 35
1 4 5 Мораль 2 3
Слайд 36
Мораль Не лучше ли на себя, кума оборотиться? – ей Мишка отвечал. (Зеркало и Мартышка). Наше представление о себе не всегда совпадает со взглядом со стороны. Стоит ли обезьяне пенять на зеркало вместо того, чтобы «на себя оборотиться»? К сожалению, подобные советы часто пропадают даром.
Слайд 37
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 38
1 4 5 Мораль 2 3
Слайд 39
Мораль Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не в прок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и лисица). Изобличение любви к лести. Ожидающий неоправданных похвал (ворона) неизбежно встретит на своем пути того (лиса), кто Воспользуется страстишкой в своих интересах.
Слайд 40
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 41
1 4 5 Мораль 2 3
Слайд 42
Мораль Беда, коль пироги начнет печь сапожник, А сапоги точать пирожник… (Кот и щука). Занятие не своим делом, сколь бы простым оно не казалось с виду, ни к чему хорошему не приведет.
Слайд 43
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 44
1 4 5 Мораль 2 3
Слайд 45
Мораль С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой (Волк на псарне). Басня посвящена событиям Отечественной войны 1812 года. В образе волка выведен не кто иной, как Наполеон, для которого поход на Москву, представлявшийся легкой прогулкой, обернулся смертельным испытанием.
Слайд 46
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 47
1 4 5 Мораль 2 3
Слайд 48
Мораль «Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!» Моська может лаять на слона и «попасть в большие забияки» (среди шавок ) только потому, что слон не обращает на нее никакого внимания.
Слайд 49
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 50
Крылатые выражения 1 2 3 4 5
Слайд 51
Крылатые выражения «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза» «Стрекоза и муравей»
Слайд 52
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 53
Крылатые выражения 1 2 3 4 5
Слайд 54
Крылатые выражения Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» «Квартет»
Слайд 55
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 56
Крылатые выражения 1 2 3 4 5
Слайд 57
Крылатые выражения «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» «Зеркало и обезьяна»
Слайд 58
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 59
Крылатые выражения 1 2 3 4 5
Слайд 60
Крылатые выражения «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку» «Кукушка и Петух»
Слайд 61
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
Слайд 62
Крылатые выражения 1 2 3 4 5
Слайд 63
Крылатые выражения «Наделала Синица славы, А море не зажгла» «Синица»
Слайд 64
АВТОР Крылатые выражения Басни глазами художника Мораль
nsportal.ru