5 класс части речи конспект – Конспект урока в 5 классе «Части речи»
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Части речи
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Учитель: Е.В. Архипова.
Тема: Части речи
Цель: повторение общих сведений о частях речи
Задачи: — закрепить умения определять части части речи;
— формирование аналитических умений в определении частей речи, активизация словаря по теме «Зима».
— формирование навыка взаимоконтроля, самоконтроля.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки с тестами, сигнальные карточки (зелёные, красные, голубые), опорные таблицы, рисунки.
Ход урока
1.Орг. момент.
1) Проверка готовности обучающихся, воспитанников к уроку. Психологический
настрой.
2) Постановка задач индивидуальных образовательных маршрутов:
— сформировать навык правильного, выразительного чтения; — сформировать умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;
— сформировать умения внимательно слушать учителя, ответы одноклассников;
— формирование правильной осанки;
— Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?
— Сегодня продолжим работу, эта тема важная и нужная для вас.
Итог
2. Проверка домашнего задания.
— Что было задано на дом?
а) Декламирование стихотворения.
Таблица с текстом стихотворения вывешивается на доску, разбираются орфограммы.
Снег, снежок…
Он радует
И тихонько падает.
Хлопьями летает
И немного тает.
2) Чтение слов, связанных с зимой.
3) Назвать:
— имена существительные
— глаголы
4) Взаимопроверка
5) Самопроверка
Итог
3. Основная часть.
1) Угадать пропущенные слова:
Тихо, тихо снег … (идёт),
Белый снег мохнатый.
Мы … (расчистим) снег и лёд
Во дворе лопатой.
Осень медленно ушла,
Прогнала её … (зима).
2) Выбор слов из таблицы (лишнее слово)
белеет чистота милый
ищет чистый нежный
гриб красота злость
Физкультминутка (упражнения для мышечной релаксации)
3) Работа с тестами
На доске сигнальные карточки, которые нужно правильно разместить.
имя существительное имя прилагательное глагол
Вопросы: кто? что? какой?(-ая, -ое) что делать?
Обозначение: предмет признак предмета действие
Подчёркивание:
Слова-примеры: краснота красный краснеть
воспитатель воспитанный воспитать
снег красивый учиться
4) Чтение обучающимися правила по таблице.
5) Самостоятельная работа обучающихся, воспитанников в тетрадях
(Списать текст, указать, какими частями речи являются однокоренные слова, на какие вопросы они отвечают.)
6) Проверка выполненного.
Итог
4. Домашнее задание.
Стр. 80, подготовиться к контрольным вопросам и заданиям по теме «Части речи».
5. Итог урока.
— оценки;
— решение задач индивидуальных, образовательных маршрутов.
nsportal.ru
Конспект урока по русскому языку «Части речи». 5 класс
Управление образование Серпуховского района Московской области
МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока на конкурс
«Мое призвание – педагог»
Конкурсная работа:
урок русского языка в 5 классе на тему
«Части речи».
Участник: учитель русского языка и литературы Привезенцева (Калмыкова) Оксана Андреевна
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Конспект урока …………………………………………………………. 4
Список литературы…………………………….………………………….6
Приложение 1. Текст и таблица. …………………………………………7
Приложение 2. Самоанализ………………… ……………………………8
Русский язык. 5 класс. Привезенцева (Калмыкова) О.А
Тема: «Части речи»
Цели:
— используя опорную таблицу, повторить изученные части речи;
-развивать навыки определения частей речи по грамматическим признакам
Виды работы: беседа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, творческое задание.
Технологии: технология адаптивного обучения, ИКТ.
Планируемые результаты.
Предметные:
— в результате заполнения таблицы вспомнить грамматические признаки частей речи;
— определять части речи по их признакам;
Метапредметные.
Регулятивные:
— ставить цель и выбирать пути достижения;
— распределять обязанности;
— планировать время.
— эффективно работать в группе и в парах;
Оборудование: презентация с текстом, карточки с таблицами.
План урока
Психологический и эмоциональный настрой.
Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Практическая работа.
Творческое задание.
Рефлексия.
Ход урока
Начнем нашу работу.Обратите внимание на доску. Вы видите запись. Прочитайте!
Задает вопросы. Это можно назвать текстом?
— Почему? Что в нем пропущено?
-Что будет, если из речи мы уберем, хотя бы одну часть речи?
— Тема нашего урока «Части речи».
-Запишите в тетрадь число и тему урока.
Показывает на экране текст.
Слушает. Координирует ответы.
Актуализация опорных знаний.
Читают текст.
Отвечают на вопросы.
III этап.
Слово учителя. Какие части речи вы знаете? Объединитесь в пары и запишите части речи, изученные вами в начальной школе.
Контролирует выполнение задания в парах. Координирует.
Мотивация учебной деятельности.
Работают в парах.
Запись в тетрадях известных частей речи.
Озвучивают ответы.
Ставят оценку.
IV Этап.
Слово учителя. На столах у каждого лежат таблицы. Посмотрите на них. Что в них не хватает. Объединитесь в группы и заполните их вместе.
Контролирует выполнение задания в группах.
Слушает ответы.
Работа над темой урока.
Работают в группах. Заполняют таблицы.
Озвучивают ответы.
Ставят оценку.
Слово учителя. Послушайте стихотворение. И при прослушивании ответьте на вопрос: «На какие группы делятся части речи?».
Мама – Существительное, к слову сказать, очень мнительное.
Папа – Глагол – сущий балабол.
Дочери: Числительное, в маму впечатлительное,
Местоимение, везде с чужим мнением.
Сыновья: Наречие, очень недоверчивое,
И Прилагательное, ласково внимательное.
Мать – Частица – всех чувств мастерица,
Отец – Союз – царь всех уз,
Сын – Предлог (в кого отрок?),
М Междометие – дальний родственник
Ох-эй,а-этия со своей девушкой Звуконаследием.
Читает стихотворение.
Дублирует текст на доске.
Повторяет вопрос.
Слушает ответы учащихся.
Слушают. Отвечают на вопросы.
Слово учителя. Теперь, когда мы вспомнили все, что мы знаем о частях речи, будем применять свои знания на практике. Откройте учебник на странице 36, найдите упражнение № 73. Прочтите задание. ( Разделить части речи на три группы: существительное, прилагательное, глагол).
Организует работу над упражнением.
Контролирует выполнение.
Проверяет.
Выполняют упражнения. Три ученика выходят к доске. Один выписывает существительные, второй – прилагательные, третий – глаголы.
Ставят оценку за выполнение задания.
V этап.
Слово учителя. Кто такие маркетологи? Люди, работающие в рекламе. Предлагаю творческое задание. Разделиться на группы маркетологов и прорекламировать одну из частей речи.
Контролирует творческую работу.
Направляет группы.
Творческое задание.
Работают в группах над рекламой части речи.
Озвучивают реклама классу.
Ставят оценку за работу в группах.
VI этап.
Слово учителя. Спасибо вам за ваше творчество. И давайте еще раз вспомним. Что мы повторяли на уроке? Все ли помнили до повторения? Сколько частей речи в русском языке? На какие два вида они делятся? Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
Поставим еще одну оценку. Оцените свое внимание и активность на уроке. И посчитаем итоговую оценку. Сложите сумму полученных баллов. Если у вас от 20 до 18, ставите на полях 5; от 17 до14, это оценка 4. И от 13 до 8, оценка – 3. Проставьте итоговую оценку на полях и обведите в круг.
И запишем домашнее задание. Упражнение №75. Откройте его и прочтите задание. Вам все понятно? Всем спасибо за урок и вашу работу!
Задает вопросы.
Контролирует проставление оценок.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Отвечают на вопросы. Ставят оценки.
Записывают домашнее задание.
Список использованной литературы.
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.
Приложение 1
Текст 1.
Наступили__________. Вскоре погасли и серые_______ _________ над_____._________ добрались до маленькой _________. Здесь и заночевали. Одни устроились в __________. Других разместили в своих домишках________ .
Таблица 1. Части речи
Приложение 2
Самоанализ
Урок по теме «Части речи» проводится в 5 классе в разделе «Повторение изученного в начальной школе». При планировании урока мною были учтены возрастные особенности учащихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема была сформулирована совместной работой учителя и учащихся.
На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач всех частей урока.
Работа в парах, где дети вспоминали части речи, была мотивацией к учебной деятельности.
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовала такой приём, как заполнение таблиц в группах.
Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись выполнением задания самостоятельно.
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
На уроке я использовала разнообразные виды речевой деятельности: слушание, диалог, письмо.
Применение на уроке рабочих карточек позволило сэкономить время на списывании и сохранить высокий темп работы на уроке.
Характер упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволила организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся.
Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий в парах (самоконтроль).
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.
Активность класса, работоспособность
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Работа в парах на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности. На протяжении всего урока присутствовали поощрения. На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов, что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку на тему «Части речи» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме
«Части речи»
Цели и задачи урока: 1) повторить сведения, полученные в начальной школе о частях речи;
2) развивать умение выявлять морфологические признаки слова, определять его синтаксическую роль, делать вывод, к какой части речи оно принадлежит;
3) развивать общие ученические умения и навыки, психические функции (внимание, память), логическое мышление;
4) совершенствовать знания и умения учащихся;
5) развивать знание и умение использовать в своей речи терминологию;
6) воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
Оргмомент, приветствие класса.
Словарная разминка по ранее изученному материалу: висят, хрупкий, жуткий, парашют, спешат, чудесный, справа, шефствовать, вокзал, ружьё, ненастный, чудеса, лестница.
Проверка и самопроверка, оценивание.
Определение темы урока и совместная с учениками постановка целей и задач.
Беседа с классом (мотивация к деятельности):
-) о чем пойдет речь на уроке?
-) какие части речи вы знаете? Изучали?
-) зачем мы сегодня снова обращаемся к знакомой теме?
5. Актуализация учебной деятельности: частей речи значительно больше.
Прочитать стихотворение из упражнения №68. Чтение должно быть выразительным!
Работа над новым материалом: какие еще части речи называются в этом стихотворении? Определите, слова каких частей речи попали в нашу словарную разминку.
Восприятие и осмысленное запоминание учебного материала:
-) как распознать части речи?
Давайте познакомимся с памяткой учебника на стр.29
-) сколько признаков надо учесть, чтобы определить, какой частью речи является то или иное слово? (Ученики называют 3-4 признака)
8. Первичная проверка и закрепление темы с помощью поисково-исследовательского метода — групповое задание по упражнению №67:
1 ряд: выписывает из упражнения только существительные;
2 ряд: выписывает только прилагательные;
3 ряд: только глаголы.
Проверка правильности выполнения задания.
Применение знаний и способов действий:
-) какую синтаксическую роль в предложении играют существительные?
-) прилагательные?
-) глаголы?
10. Творческое развивающее задание. Работа над отрывком из стихотворения А.С. Пушкина «Осень», которое с помощью ИКТ выводится на экран.
-) какую картину нарисовал поэт в своем стихотворении?
-) красивая она?
-) какие слова помогают поэту передать красоту природы?
-) слова каких частей речи использовал поэт?
11. Индивидуальная работа на доске (работают 2 ученика) :
Серое облако закрыло солнце.
Под ногами шуршат сухие листья.
12. Обобщение знаний:
-) с какими частями речи мы сегодня встречались?
-) как определить, какой частью речи является то или иное слово?
13. Коррекция знаний, оценки за урок, комментарий к домашнему заданию: упр.№69, в последнем абзаце определить части речи.
infourok.ru
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Базовый учебник | «Русский язык. 5 класс» (авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.) – М., «Просвещение»,2013. | |
Тема урока | Части речи. Обобщение изученного. | |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | |
Цель урока | Закрепление и обобщение знаний о частях речи. | |
Задачи урока | -Обобщить известную информацию об изученных частях речи. — Выработать умение различать части речи по вопросам и значению. — Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения. | |
Планируемые результаты | Предметные: получить обобщенные знания по теме. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре. | |
Технологии | Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Творческая, проектная, физминутка, группавая. | |
Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство (работа с иллюстрациями и фотографиями) | |
Внутрипредметные связи | Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковыми словарями), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор) | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, создают свои тексты, делают выводы. | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация | |
Интернет-ресурсы | www.slovardalya.ru | |
Материалы и оборудование | Раздаточный материал, содержащий все задания урока, иллюстрацию, «Толковый словарь» | Пример из текста | Морфологические признаки |
Существительное | ОСЕНЬ – ед.ч, 2 скл. И.П. | Род, число, склонение, падеж. |
Прилагательное | ЖЕЛТЫМ М.р, ед.ч, Т.П. | Род, число, падеж. |
Глагол | Наст.вр., 3 л, ед.ч, ж.р. | Время, лицо, число, род |
Местоимение | Она 3 л. | Лицо |
doc4web.ru
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Самостоятельные и служебные части речи».
Русский язык 5 класс
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи
Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных.
Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: книга, карточки с заданиями
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Добрый день, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку.
— Готовы наши глазки? — Да. Готовы! (Хлопают глазками 4 раза).
— Готовы наши ушки? — Да. Готовы.
— Готовы наши ручки? — Да. Готовы.
— Готовы наши ножки?- Да. Готовы.
— Мы все готовы!
Проверка д.з.
2. Актуализация знаний и умений.
— А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни — у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем … (части речи).
— Правильно. Тема нашего урока – части речи.
— Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.
3. Работа по теме
1) Слово учителя
— Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?
«В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:
-помогали словам в предложении принять нужную форму;
-связывали слова в предложении и части предложения;
-вносили в предложение дополнительный смысл.
А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?»
— Скажите, на какие группы делятся части речи?
— Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?
— Назовите, какие относятся к служебным?
— Давайте, ребята, посмотрим таблицу.
— А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.
2) Тренировочные упражнения
Помогите словам правильно встать в колонну
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!
Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи
— Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).
— Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.
— Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
— Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?
— Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?
— Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?
— Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
1. Можно задать вопрос.
1. Нельзя задать вопрос.
2. Являются членами предложения.
2. Не являются членом предложения.
3. Имеют лексическое значение.
3. Не имеют лексического значения.
Физкультминутка.
— А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4. Закрепление учебного материала.
— Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.
1) Работа с учебником
Стр. 64 упр.131, упр. 134.
2) Загадки
— А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске).
Загадки про части речи
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное).
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про …(Глагол).
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное).
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное).
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Как его имя, скорее ответьте!
(Наречие).
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение).
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ? (Предлог).
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
— Это ? (Союз).
— Молодцы! Вы справились с заданием.
3) Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
Взаимопроверка по ключу:
1 – а
2 – б
3 – в
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 — б
Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки — «4», 3 -4 ошибки – «3»
5. Итог урока
— Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?
6. Д/З стр. 30 упр. 55.
Русский язык 6 класс
Цель: совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне и в приставках.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие правила о написании приставок вы знаете? (1) Приставки пишутся слитно, так как приставка – часть слова. 2) Приставки о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, на-, над-, с-, пере- пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.)
– Какой рассказ, заголовком которого является третья пословица, вы составили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: г..дать, х..дить, б..жать, под..рить, н..сить.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Чем они похожи? (Это глаголы в неопределенной форме. Во всех словах орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением: гадбть – загбдка, ходъть – худит, бежбть – бег, подаръть – подарок, носъть – нусит.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – подарить, в этом слове есть приставка. Во всех остальных словах нет приставок.)
– Цепочка, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит из букв лишнего слова, обозначающих твердые согласные звуки, и части слова, которая есть во всех глаголах. Какие это буквы? (В слове подарить буквы п и д обозначают твердые согласные звуки, и все глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть.)
пдть… дтьп… тьпд…
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней буквы.)
IV. Зрительный диктант с предварительной подготовкой.
На доске записан текст:
Медведь н..драл к..гтями узкие п..лоски еловой к..ры, снёс в яму на х..лме, сверху н..кидал мягкого моху. П..дгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом н..крыли её, з..лез под них и з..снул спокойно (В. Бианки).
Учитель указывает на пропущенную букву, ученики показывают карточку с этой буквой и объясняют написание. (В какой части слова стоит буква? Как ее можно проверить?)
Вывод. При написании слова с безударными гласными необходимо прежде всего определить, в какой части слова находится безударный звук. Если безударный звук находится в приставке, нужно вспомнить, как она всегда пишется! Если безударный звук находится в корне, то нужно проверить путем подбора проверочного слова.
V. Подбор однокоренных слов. (упр. .)
Знакомство с правилом.
VI. Контрольное списывание с заданием. (упр. .)
VII. Игра «Кто больше знает слов?». (упр. .)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение .
kopilkaurokov.ru
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Части речи» (собственная разработка)
Открытый урок по русскому языку в 5 классе (собственная разработка)
Тема урока: Части речи.
Цель: повторить известные ребятам части речи и их признаки.
Задачи: 1. Совершенствовать умение распознавать части речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление и речь.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, выполнение упражнения, лингвистическая игра.
Урок ориентирован на работу с учебником Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть на нашем сегодняшнем уроке. Присаживайтесь. Давайте откроем тетради и запишем дату: 22 сентября и слова «классная работа». Вы обратили внимание, что строчку для темы я оставила пустой, поскольку она спрятана в данном кроссворде. Попытаемся отгадать его и посмотреть, какое слово зашифровано.
Кроссворд: 1. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка).
Значимая часть слова (морфема)
Значимая часть слова, которая образует формы слова (окончание)
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов (корень).
п
р
и
с
т
а
в
к
а
м
о
р
ф
е
е
м
а
о
к
о
н
ч
а
н
и
е
к
о
р
е
н
ь
— Какое слово получилось по вертикали? (речь)
— Из чего состоит наша речь? (из слов или из частичек).
Запишем тему нашего урока – Части речи.
— Ребята, а вы знакомы с этим понятием? (да).
Цель сегодняшнего урока-вспомнить все, что вы знаете о частях речи.
— Давайте представим, что наша речь-это солнце (обращаю внимание на доску. На ней прикреплено солнце из ватмана, но без лучей). А для чего нужно нам солнце? Оно освещает всю землю и дарит людям тепло и свет. Также и речь наша, добрые слова, которые мы говорим друг другу, дарят нам радость.
— Посмотрите на наше солнышко. Чего здесь не хватает? (лучиков)
-Давайте представим, что лучики у солнца — это части речи.
— Какие части речи вы знаете? (ребята называют части речи, приводят 2-3 примера, доказывают, что данное слово – это имя существительное.) Учитель в это время параллельно прикрепляет лучики к солнцу.
— А теперь откроем наш учебник на стр. 30 и прочитаем стихотворение Высотской «Веселая грамматика».
— Я вам прочитаю стихотворение, а ваша задача – определить, какие части речи мы с вами еще не назвали.
-Давайте же сосчитаем, сколько лучиков у нашего солнышка? (десять)
И частей речи в русском языке тоже 10.
-Одинаковы ли по длине лучики солнца? (нет). Почему?
-В русском языке те слова, которые что-то обозначают, будь то действие, признак или предмет, к которым можно задать вопросы, называются самостоятельными. А такие части речи как предлоги, союзы и частицы называются служебными. – Как вы думаете, почему они носят такое название? ( они служат для связи слов в предложении, помогают словам в предложении принять нужную форму или вносят в предложение дополнительный оттенок, то есть они обслуживают самостоятельные части речи.)
2. Распределительный диктант.
— Но наиболее употребительными являются 3 части речи. Это имя существительное, имя прилагательное и глагол.
Поэтому я прошу вас разделить тетрадь на 3 колонки. Первая колонка будет носить название – имя существительное; вторая – имя прилагательное и 3 – глагол. Мы проведем с вами распределительный диктант. Работать будет каждый в своей тетрадочке. Я зачитываю слова, а вы распределяете их в нужную колонку: сверкает, рыжего, птица, радостью, строит, сладкой, училась, нежного, ключи, смотрят, море, вкусные (проверка).
Далее провожу физкультминутку:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
— Зачитайте слова, которые вы отнесли к первой колонке. Докажите, что перед нами имена существительные (далее ученики зачитывают слова из 2 и 3 колонки, доказывая принадлежность слова к той или иной части речи).
Ученик называет слова из первой колонки, а учитель вывешивает их на доску. — Сверьте с доской распределение слов по колонкам.
Лингвистическая игра «Четвертый лишний»
— Как каждый человек обладает отличительными чертами (внешность, характер), так и слово обладает своими отличительными признаками. Я предлагаю поиграть в игру «4 лишний». Посмотрите внимательно на слова в первой колонке и назовите слово, которое по какому-либо признаку не соответствует остальным словам (ребята указывают слова, а учитель записывает признак).
Признаки имен существительных:
— падеж;
— число;
— одушевленность и неодушевленность;
— род;
— склонение.
Признаки имен прилагательных:
— род (в ед.ч)
— падеж;
— число.
Признаки глагола:
— вид;
— спряжение;
— число;
— время;
— лицо;
— род (в прош. Вр.).
— Ребята, а как вы думаете, какая из этих трех частей речи придает нашим словам образность, выразительность и красоту? (имя прилагательное).
Работа с предложением, записанным на обороте доски:
…(Разноцветные)… (осенние) листья плавно кружатся в воздухе и ложатся на … (темную) землю.
— На месте пропусков Вам необходимо вставить имена прилагательные (устная работа). Ребята зачитывают свои предложения.
Сверяем с предложением, записанным на доске, переносим его в тетрадь. Определяем части речи.
Итог урока: 1. Сколько существует в русском языке частей речи?
2. На какие две большие группы они подразделяются?
3. Что нам нужно знать, чтобы правильно определить часть речи?
Далее выставление оценок.
— Спасибо всем за работу на уроке. До новых встреч!
infourok.ru
Конспект урока для 5 класса на тему «Части речи» Тип урока: повторение и обобщение. Тема: «Части речи».
Конспект урока для 5 класса на тему «Части речи»
Тип урока: повторение и обобщение.
Тема: «Части речи».
Цели урока:
Повторить и обобщить сведения о частях речи;
Закрепить и проверить знания учащихся по разделам морфология
и орфография.
Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку.
ПЛАН УРОКА:
1.Орг.момент.
2.Объявление целей и задач урока. (Вступительное слово учителя).
3. Актуализация знаний уч-ся о частях речи.
4.Повторение правил; отработка орфографических навыков.
5.Итоги.
6.Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент.
2. -Чтобы понять, чем будем заниматься на уроке, помогите мне, пожалуйста, закончить стихотворные строчки. (Слайд № 1)
-Цели перед нами стоят сегодня такие: (Слайд № 2)
— Добиваясь поставленных целей, вы будете выполнять различные задания из презентации, а помогать вам, создавая хорошее настроение, будут герои мультфильма «По дороге с облаками».
3 — 4. – Задание №1 – Орфографическая разминка. (Слайд № 4) На выполнение 3-4 минуты. Затем уч-ся по очереди объясняют орфограммы и называют части речи в стихотворных строках.
— Задание № 2 – Подтверди или опровергни. (Слайды № 5 -10) Фронтальная проверка сведений о частях речи.
— Задание № 3 – Склонение существительных. Перед выполнением вопрос:
Сколько склонений у существительных? Что нужно знать, чтобы правильно определить склонение? (Слайд № 11)
— Задание № 4 – Отгадай правило. (Слайд № 12) и выполни задание самостоятельно. (Слайд № 13 ) После выполнения ребята обмениваются тетрадями и по слайду № 13 проверяют работу друг друга.
-Задание № 5 – С Ь или без Ь
— Мягкий знак является орфограммой не только перед СЯ в глаголах. Выполняя следующее задание, вспомните, в каких частях речи и почему Ь пишется или не пишется. (Слайд № 15)
Проверка (Слайд № 16) – Ученики по очереди объясняют свой выбор написания с Ь или без Ь, называют часть речи и склонение существительного.
— Задание № 6- Слова рассыпались.
— Какая служебная часть речи помогает связывать слова в предложения? А какая морфема? (Предлог и окончание). Используя предлоги и окончания, соедините слова в предложение. Если вы сделаете это правильно, у вас получится стихотворная строка. (Слайд № 17 – 18) Сколько предлогов в этом предложении? ( Два)
— Задание № 7- Предлог. Склонение. Падеж. (Слайд № 19) После выполнения уч-ся по очереди объясняют свой выбор.
5. Итоги. (Слайд № 20)
6. Д/З (Слайд № 21)
infourok.ru