cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока виды словосочетаний в 8 классе – План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Урок «Виды связи в словосочетаниях» | скачать бесплатно

Урок по русскому языку в 8 классе на тему "Виды словосочетаний по способу связи слов"

урок русского языка в 8 классе

Тема: Виды словосочетаний по способу связи слов

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод: словесный, поисковый, творческий.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

  • отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

  • закрепление навыков правописания;

Развивающие:

  • развитие мышления и общеучебных навыков;

  • развитие познавательной самостоятельности;

  • формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Устная разминка

Составить словосочетание со словом, чтобы оно было:
1) главным
2)зависимым
осень, лист, дорожки, воздух.

(золотая осень - люблю осень, желтый лист – поднял лист, разноцветные дорожки - увидел дорожки, лесной воздух – вдыхал воздух)

II. Работа со словарным словом: офицеры.

III. Распределительный диктант.

Задание: распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги.

IV. Работа по таблице.

Задание: рассмотреть записи, представленные в таблице, проговорить, записать в справочник, устно привести по 2–3 примера на каждый способ связи.

Примеры:

Виды словосочетаний по способу связи

Воспользовавшись алгоритмом определения способов связи в словосочетании, устно определить способы связи в словосочетаниях распределительного диктанта (алгоритм переписать в справочник). Упражнение 86

Алгоритм определения способов связи в словосочетании

Словарный диктант с грамматическим заданием: 

1 ряд—указывает словосочетания с согласованием,

2 ряд—с управлением,

3 ряд—с примыканием.

Солнечная погода, играть в теннис, идти пешком, богатый урожай, встречаться реже, ранняя осень, спелое яблоко, шум ветра, вершины елей, рвать цветы, весело смеяться, двадцатый километр, разбежались врассыпную

Домашнее задание: § 8, упр. 89 (1ч). Словарное слово: питомцы.

Индивидуальное задание: упр. 89 (3ч).

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды словосочетаний по типу связи"

урок русского языка в 8 классе

Тема: Виды словосочетаний по способу связи слов

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод: словесный, поисковый, творческий.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

  • отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

  • закрепление навыков правописания;

Развивающие:

  • развитие мышления и общеучебных навыков;

  • развитие познавательной самостоятельности;

  • формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Устная разминка

Составить словосочетание со словом, чтобы оно было:
1) главным
2)зависимым
осень, лист, дорожки, воздух.

(золотая осень - люблю осень, желтый лист – поднял лист, разноцветные дорожки - увидел дорожки, лесной воздух – вдыхал воздух)

II. Работа со словарным словом: офицеры.

III. Распределительный диктант.

Задание: распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги.

IV. Работа по таблице.

Задание: рассмотреть записи, представленные в таблице, проговорить, записать в справочник, устно привести по 2–3 примера на каждый способ связи.

Примеры:

Виды словосочетаний по способу связи

Воспользовавшись алгоритмом определения способов связи в словосочетании, устно определить способы связи в словосочетаниях распределительного диктанта (алгоритм переписать в справочник). Упражнение 86

Алгоритм определения способов связи в словосочетании

Словарный диктант с грамматическим заданием: 

1 ряд—указывает словосочетания с согласованием,

2 ряд—с управлением,

3 ряд—с примыканием.

Солнечная погода, играть в теннис, идти пешком, богатый урожай, встречаться реже, ранняя осень, спелое яблоко, шум ветра, вершины елей, рвать цветы, весело смеяться, двадцатый километр, разбежались врассыпную

Домашнее задание: § 8, упр. 89 (1ч). Словарное слово: питомцы.

Индивидуальное задание: упр. 89 (3ч).

kopilkaurokov.ru

Конспект урока в 8 классе "Словосочетание"

Тема: Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

Требования стандарта:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • отличать словосочетания от слова и предложения, вычленять словосочетания из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания;

Цель:

  1. Формировать представление о словосочетании, уметь различать словосочетания и предложения.

  2. Содействовать развитию операций анализа, сравнения.

  3. Способствовать воспитанию культуры общения через учебное взаимодействие.

Задачи:

  1. Организация практической деятельности с текстом.

  2. Организация мыслительной деятельности учащихся.

  3. Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Организация успеха (работа в паре)

Распределите синтаксические единицы русского языка в три колонки:

Клен, осенний клен, осенний клен стоит уныло, осень, холодная осень, наступила осень.

По каким признакам вы распределили данные синтаксические единицы?

Слово

Словосочетание

Предложение

Докажите, что задание выполнено верно.

Организация ситуации поиска нового знания (работа в группе)

Распределите все словосочетания на три группы, по каким признакам вы их распределили?

Сизый голубь, ходить в лес, голубое небо, смотреть прямо, необъятный мир, слушать невнимательно, думать о будущем, вспоминать друга, среагировать мгновенно, вязаный шарф.

Проблема: не можем объяснить по какому признаку мы распределили все словосочетания, каким способом получили результат, правильно ли выполнили задание.

Сизый голубь

ходить в лес

смотреть прямо

голубое небо

думать о будущем

слушать невнимательно

необъятный мир

вспоминать друга

среагировать мгновенно

Понаблюдайте. по какому признаку сформирован первый столбик.

Какой частью речи является главное слово, а зависимое?

Могут ли оба слова изменяться по падежам, то есть согласовываться?

Понаблюдайте. по какому признаку сформирован второй столбик.

Какой частью речи является главное слово, а зависимое? Стоит ли зависимое слово в начальной форме Им.п. или оно изменяется. Что заставляет измениться зависимое слово. Можно ли сказать, что главное слово им управляет?

Понаблюдайте. по какому признаку сформирован третий столбик.

Какой частью речи является главное слово, а зависимое? Может ли изменяться зависимое слово, почему? Можем ли мы сказать, что зависимое слово лишь примыкает к главному, заставляя его изменяться?

Исходя из названий типов связи словосочетаний (управление, согласование, примыкание) как вы думаете, какой связью связаны слова в первом столбике, во втором, в третьем?

Сравните свои выводы с теорией на стр 23.

Сделайте выводы, какие части речи могут согласовываться, какие части речи могут участвовать в управлении и какие части речи могут лишь примыкать?

Организация и применение нового знания

Уровень А.

  1. Прочитайте текст. Вставьте. Выпишите словосочетания.

Мир пр…мет бе…конечно разнообразен. Бывает очень радос..но, когда одна и та (же) пр…мета, с…хр…ня…т…ся в лесах год за годом. Каждую осень встр…ча…ш…все тот (же) огнен…ый куст р…бины за Лариным прудом или все ту (же) зарубку, сделан…ую тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой з…лотистой см…лой.

  1. Определите, каким типом связи соединены слова в словосочетаниях. Докажите, что задание выполнено верно.

  2. Сравните два столбика словосочетаний. Чем они отличаются друг от друга?

Деревья и кусты

Гуляла и спала

Черный и белый

Бежала быстро

Смотрела исподлобья

Говорила громко

Во всех ли словосочетаниях мы можем определить главное и зависимое слово? Почему?

Сделайте вывод: какой связью связаны слова в первом столбике сочинительной или подчинительной?

Какую связь мы называем сочинительной?

Уровень В.

Составьте словосочетания с данными словами. В словах вставьте пропущенную орфограмму, укажите вид орфограммы. Определите вид связи данных словосочетаний.

Суб…ект, п…едестал, зареч…е, транс…европейский, меж…языковой, фел…етон;

Вскач… умчаться, изобразиш… пейзаж…, проч… от пожарищ…, упасть навзнич…, роскош… не утаиш…

Уровень С.

1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Из списка слов (документ,на улице,навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА,построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Из списка слов (громко,у дома,у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Организация самоконтроля, самооценки, рефлексии.

От каких двух слов произошло слово «Словосочетание»?

Все ли сочетания слов называются словосочетаниями? Докажи это на примере: он упрямо. Почему это сочетание слов нельзя назвать словосочетанием?

Тест:

1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:

1) внутри сада; 2) хрустящий хлеб 3)зимняя дорога.

2. Определите словосочетание со значением указания на предмет

и его признак:

1) весело смеяться; 2)песчаный берег; 3)писать письмо.

3. Определите словосочетание со значением указания на действие:

1) ехать загород; 2)белые грибы; 3)фонтан брызг.

4. Определите словосочетание со значением признака действия:

1) капля меда 2)успешно поработал; 3)любимый город.

5. Определите словосочетание со значением признака признака:

1)рано вставать; 2)серьезный человек; 3)очень сильный.

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

детская комната, вечерняя пора, лесное озеро.

1) именем прилагательным; 2именем существительным.

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.

1) глаголом; 2)именем существительным.

8. Определите, какие словосочетания являются синонимичными:

1) телефонный разговор; 2) разговор по телефону; 3) телефон товарища;

4) телефонный мастер.

1)1,2; 2)1,4; 3)2,3; 4)1,3.

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного +

существительное:

1) веселый мальчик; 2)поездка на море; 3)приехать в деревню.

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

1) заниматься спортом; 2)изучать химию; 3)встретиться с другом.

11. Укажите словосочетание с подчинительной связью - согласование:

1) верный товарищ; 2)озеленение города; 3)вешать занавески.

12. Укажите словосочетание с подчинительной связью - управление:

1) благоухание цветов; 2)весенний сад; 3)старательно учиться.

13. Укажите словосочетание с подчинительной связью - примыкание:

1) гулять по парку; 2)смотреть фильм; 3)приехать вечером.

Ключ:

1-1,

2-2,

3-1,

4-2,

5-3,

6-2,

7-1,

8-1,

9-2,

10-2,

11-1,

12-1,

13-3.

Рефлексия:

Что называется словосочетанием?

Какие типы связи бывают в словосочетаниях?

Все ли сочетания слов называются словосочетаниями?

Что осталось непонятным?

Критерии оценивания к уроку «Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.»

Оценка, уровень

Критерии оценок по русскому языку

А «3»

Называет признаки словосочетания, вычленяет словосочетания из предложения, распознает виды словосочетаний согласно определениям, знает способы связи слов в словосочетании.

В «4»

Классифицирует словосочетания по типам и определяет главное и зависимое слово, проводит синтаксический анализ словосочетаний, выявляя виды словосочетаний и способы связи слов, создаёт заданные словосочетания.

С «5»

Обобщает изученный материал, проводит корректировку словосочетаний, преобразует словосочетания .

Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А (мах 6)

1

Даёт определение понятию «Словосочетание»

1

Называет признаки словосочетания

1

Определяет вид словосочетания и средства связи в них

1

Формулирует определения вида словосочетания

(именное, глагольное, наречное)

1

Осуществляет синонимическую замену словосочетания другим видом словосочетания

1

Строит схему словосочетаний

В (мах 4)

1

Определяет вид словосочетания, доказывая свой выбор

1

Определяет виды связи слов в словосочетании

1

Вычленяет словосочетания из предложения

1

Создаёт словосочетание по заданному типу и заданной теме

С (мах 3)

1

Сравнивает словосочетания на основе их типов и видов связи слов , делает выводы

1

Корректирует собственные словосочетания на различных уровнях

1

Оценивает роль словосочетаний в предложении

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку .8 класс . Виды словосочетания.

Конспект урока в 8 классе

«Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;

  2. Воспитание любви к родному русскому языку

  3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

  1. Технология здоровьесбережения.

  2. Технология коллективного обучения.

  3. Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный тест, компьютерная презентация.

Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

  1. Организационный момент

  1. Психологический настрой

Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Соединение слов – это есть словосочетание).

Подберите синоним к слову «соединение»

(Сочетание слов – словосочетание)

Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)

  1. Актуализация знаний

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

    1. Деление на три группы.

- Ребята, у каждой группы на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.

Задание: Обсудите со своим спикером все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.

    1. Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Групповая работа. Каждая группа по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

Ученики:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание, предложение, текст.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное)

- Ребята, а как определить значение словосочетания?

(По характеру зависимого слова, его синтаксической роли в зависимости от вопроса)

- Какие три вида значений выделяются?

(Определительное, обстоятельственное и дополнительное)

- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании?

  1. Обобщение и систематизация знаний

  1. Проблемная ситуация. Работа в паре

Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Малые реки

Подробности жизни

Очень хорошая
Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).

- Подведем итог.

По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные

ИМЕННЫЕ

x

поразительно четкий

x

первое выступление

Главное слово выражено именем прилагательным и именем существительным

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

учится с удовольствием

x

обратиться смело

Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

x

слишком громко

x

очень понятно

Главное слово выражено наречием

Именные словосочетания:

x x

Наречие + прилагательное – поразительно четкий (примыкание, обстоятельственное значение)

x x

Числительное + существительное – первое выступление (согласование, определительное значение)

Глагольные словосочетания:

х x

Глагол + существительное – учится с удовольствием (управление, обстоятельственное значение)

x x

Глагол + существительное – задать вопрос (управление, дополнительное значение)

Наречные словосочетания:

x x

Наречие + наречие – слишком громко (примыкание, обстоятельственное значение)

  1. Игра «Ромашка»

Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре. Задание: каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

  1. Закрепление материала

1.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №61 с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).

Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными

2.Разминка «Веришь ли ты?»

Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)

3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

V. Итог урока

Беседаалгоритмизация

Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)

- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

(По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)

- Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова?

(Определительное, дополнительное, обстоятельственное)

- Как определить значение словосочетания?

(Задать к зависимому слову смысловой вопрос)

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся

VIII. Рефлексия

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Конспект урока с презентацией: "Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний"

Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний»

Цели: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, развивать навыки устной и письменной речи.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Работа над ошибками

- Объяснение орфограмм.

Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья,  закалённая сталь, таинственный остров, песчаный берег, кошенная на лугу трава, льняная ткань, могила безымянного солдата, масленая каша.
III Самостоятельная работа

Соотнесите науки о языке и предмет их изучения

Разделы языкознания

(науки о языке)

А. Фонетика

1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

Б. Графика

2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

В. Орфоэпия

3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

Г. Стилистика

4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

Д. Орфография

5. изучает звуки речи.

Е. Лексика

6. изучает состав и строение слова.

Ж. Фразеология

7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

З. Морфемика

8. изучает части речи.

И. Словообразование

9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

К. Морфология

10. изучает правила написания слов

Л. Синтаксис

11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

М. Пунктуация

12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

IV Работа по теме урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний».

Запись числа и темы урока

Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (стр. 33-34).

Словосочетание – это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в СЛС связаны подчинительной связью. Это связь неравноправных синтаксических единиц. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог.

Не являются словосочетаниями:

  1. Подлежащее и сказуемое: магазин закрыт, ночь прозрачна, светится море;
  2. Ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью, связью равноправных синтаксических единиц: лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег; мягкий и тёплый;
  3. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл;
  4. Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый;
  5. Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Задание. Четвёртое лишнее. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

  1. Рубашка в клетку (какая?), билет пассажира (чей?), ездили отдыхать (с какой целью?), в связи с переездом.
  2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь.
  3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, мой учебник.
  4. Обдумывая решение, желание понять, земля и небо, кабинет литературы.
  5. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.

Чтение теоретического материала стр. 36.

- Назовите виды словосочетаний.

-  По каким признакам выделяются виды словосочетаний?

Виды словосочетаний:

Именные:

  1. Главное слово – существительное: полёт космонавта;
  2. Главное слово – прилагательное: полный энергии
  3. Главное слово – числительное: первый в классе
  4. Главное слово – местоимение: кто-то из вас

Глагольные:

  1. Главное слово – глагол: иду на грозу
  2. Главное слово – деепричастие: придя в школу
  3. Главное слово – причастие.

Наречные – такие словосочетания, где главное слово – наречие или СКС.

Очень быстро, стыдно за тебя.

Задание. Перепишите, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. Укажите вид словосочетаний. Фразеологизмы подчеркните. Что они обозначают?

Принять участие, а(п,пп)лодировать режи(с,сс)еру, лебеди(н,нн)ая песня, задумч…вый в…гляд, рассмотреть и(л,лл)юстрации, голубая кровь, оказать влияние, верста коломенская, од…ржать победу, импров…зировать на реп…тици…, дать согласие, пр…водить в изумление, окружить заботой, изящ…ная словес…ность.

V Закрепление изученного

- Что такое словосочетание?

- Как оно строится?

- Как связаны между собой словосочетания?

- Назовите виды словосочетаний. Приведите примеры

Домашнее задание. Параграф 9, 10. Упр. 60

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку .8 класс . Виды словосочетания.

Конспект урока в 8 классе
«Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный тест, компьютерная презентация.
Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин
Организационный момент
Психологический настрой
- Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
- Ребята, эпиграф наш

schoolfiles.net

Конспект урока "Виды связи в словосочетании" 8 Класс

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Виды связи в словосочетании».

Евсеенко Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1.Обучающие:

- развивать и стимулировать интерес учащихся к изучению данного предмета;

-закрепить и систематизировать знания и понятия словосочетания, закрепить умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции;

-научить применять полученные знания при написании текстов; научиться правильно употреблять словосочетания в устной и письменной речи.

2.Развивающие:

-развитие умения практически применять полученные знания;

-развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;

-развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.

3.Воспитательные:

-воспитание культуры общения;

-воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя и своих товарищей.

Задачи:

1.Учебные:

-закрепление и повторение знаний о правописании чередующихся гласных в корне;

-закрепление и повторение понятий «орфоэпические нормы», «орфографические правила», умение пользоваться ими в речи;

-развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению русского языка.

2.Коррекционные:

-развитие мышления, познавательной активности учащихся;

-расширение и активизация словарного запаса;

-развитие связной устной и письменной речи;

-развитие эмоциональной сферы.

3.Воспитательные:

-прививать любовь языку;

-духовно-нравственное развитие учащихся;

Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды связи в словосочетании».

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

а) Беседа – опрос.

-Что такое словосочетание ? (Это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически).

-Какие части можно выделить в словосочетании? (Главную и зависимую часть).

-Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры каждого вида. (Словосочетания могут быть именные, глагольные и наречные)

-Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис)

б) Лингвистическая разминка. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, выделите корни слов. В словосочетании выделите главное слово и определите его вид.

Запись на доске: Выб..рать товар, зам..реть от страха, ут..рать лоб, зап..реть на замок, прил..гать усилия, заг..реть на солнце, к..саться руки, выр..щивать р..стение, прекрасный Р..стов, м..кнуть под дождем.

-Найдите словосочетание, вид которого отличается от других. (прекрасный Ростов – именное словосочетание, остальные глагольные).

2.Изучение нового материала

а)Запишем 2 словосочетания: Гусиные лапы – лапы гуся.

-Докажите, что перед вами словосочетания

-Изменилось ли смысловое значения? (нет)

-А синтаксическая характеристика? (да)

-Давайте построим схемы этих словосочетаний и сделаем вывод о сходстве и различии между ними: и.прилаг.+ и.сущест., и.сущест.+и. сущест. (Изменилась схема, т.к зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи, хотя значение словосочетания не поменялось).

б) Построим схему видов связи в словосочетании

Виды связи

согласование управление примыкание

Гл.слово Гл.слово Гл.слово

+ + +

причастие существительное наречие

прилагательное местоимение деепричастие

местоимение инфинитив в косвенном падеже

Хороший день идти в школу громко смеяться

в) Устно: определите вид связи в словосочетаниях, которые записали в начале урока. (Все словосочетания имеют вид связи управления, кроме прекрасный Ростов- согласование)

3. Тренировочные упражнения

1.Выборочное списывание.

Задание: выберите из предложенных вариантов словосочетания, определите вид связи

  1. Прекрасный день 2)хорошо греет

  2. Снег идет 4) из школы

Словосочетания под номерами 1)- согласование и 3)- примыкание, остальные варианты не являются словосочетаниями: 2)- подлежащее и сказуемое, 4)- существительное с предлогом.

2. Орфоэпическо- лексическая работа.

Списываем слова с доски, расставляем в них ударения (для выполнения данного задания используем толковый словарь учебника, где учащиеся могут узнать и лексическое значение слова) и составляем с ними словосочетания с разными видами связи.

Корректура, реквием, благовест, импровизация, крокет.

( Создавать корректУру- управление, рЕквием Ахматовой- управление, блАговест в церкви- управление, прекрасная импровизАция- согласование, играть в крокЕт- управление).

3. Нормативно ли построены данные словосочетания. Исправьте и запишите правильный вариант.

Молодая доцент, внимательная доктор, красные и зеленые шары, большой соня, ужасный неряха. (Молодой доцент, внимательный доктор, большая соня, ужасная неряха).

4.Контроль усвоения знаний

Задание: записать предложения, выписать по два словосочетания с разными видами связи.

Джек Лондон был выдающимся писателем двадцатого века. Начал он своё творчество с талантливых рассказов о хорошо ему знакомом Севере, о студёных безлюдных краях Аляски. Эти рассказы не фантазия, они с поразительной достоверностью изобразили необыкновенные судьбы золотоискателей и традиции жизни индейцев.

5.Домашнее задание

§11. Упражнение 64, списать, указать вид подчинительной связи слов в словосочетании.

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *