cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока наука создание научной картины мира 8 класс – План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Открытый урок по истории в 8 классе по теме «Наука:создание научной картины мира»

План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Открытый урок по истории в 8 классе по теме «Наука:создание научной картины мира»

Конспект урока

1.Мотивация обучающихся на работу.

Приветствую детей  стихами:

Наша встреча неслучайна.  
Гости ждали наш урок.
Нужно точно уложиться
В полчаса. Такой вот срок!
Поработаем мы славно.
Я Галина Витиславна!

На ваших партах лежат листочки-ваши дорожные карты, в которых мы будем сегодня работать. Подпишите их, поставьте сегодняшнее число и выберите свое настроение, обведите подходящий для вашего настроения смайлик.

Пожелаем друг другу удачи и вперед.

2. Актуализация опорных знаний.

Вношу в класс черный ящик. Вопрос детям: В ящике находятся два предмета, хорошо вам знакомые. Ваша задача- угадать, что находится в ящике? Даю наводящие подсказки:

Предмет №1.

-Наверняка, многие из вас это употребляют.

-Это съедобное.

-Жидкое.

-Бывает в баночке, пластиковой или стеклянной таре.

-Состоит из двух слов на букву «К»

-Кока-кола (правильно).

Предмет №2

-Предмет имеет почти круглую форму.

-Он часто бывает составляющей вашего завтрака, а может даже обеда.

-Это можете сделать сами, особенно девочки. Да и предмет этот женского рода.

-Сладкая, вкусная, пышная, мягкая.

-Булочка.

Достаю из черного ящика две булочки.

-Посмотрите, чем они отличаются?

Разламываю каждую булочку пополам и показываю внутреннюю часть. Одна булочка с изюмом, а другая – без. А теперь я расскажу историю появления этих предметов.

Изобретение кока-колы. В XIX веке знаменитая coca-cola была всего-навсего… лекарством от зубной боли! Это средство, которое представляло собой микстуру в виде сиропа, создал американский фармацевт Джон Пембертон. И вот однажды вмешался случай… Дело в том, что лекарство при продаже полагалось разбавлять обыкновенной питьевой водой. Но летом, когда жара, духота, покупатели торопят, вот и заспешил продавец и краники перепутал — налил в микстуру не обычную воду, а газированную. В итоге густой темный сироп зашипел, вспенился. И оказалось весьма вкусно! Вот так, благодаря Пембертону, а может быть, и торопливому аптекарю, весь мир сегодня пьет coca-cola…

Изобретение булочки с изюмом.
Это неожиданное открытие произошло в сер. XIX века. Изобрел булочку с изюмом известный российский булочник Иван Филиппов. Правда, при участии соавтора — таракана! Как-то раз генерал-губернатор Москвы Закревский, в гневе, весь красный и разъяренный набросился на кондитера с криками о том, что обнаружил в булочке таракана. Филиппов всерьез испугался, но не растерялся — он спокойно съел таракана. И уверил губернатора, что тот обознался и принял изюм за таракана. И тут же, чтобы убедить грозного чиновника, в пекарне срочным образом изготовили целую партию булочек, в тесто которых добавили огромное количество изюма. Новый вид кондитерских изделий пришелся очень даже многим по вкусу.

-Герои моего рассказа случайно  нашли техническое решение, которое нашло широкое применение в практике. Скажите, как это можно назвать одним словом?

Дети:

-Изобретение

-Правильно. Изобретение — это техническое решение, обладающее новизной и практической применимостью, полезностью.

-Проведем с вами некий эксперимент с мячами. Мячи, вы видите, совершенно одинаковые. Вам нужно выяснить, какой мяч будет прыгать выше, но  определить это мы должны только касаясь мяча рукой, но не ударяя по нем. Как мы можем это узнать? (проверить на упругость). (Дети экспериментируют и делают вывод)

-А теперь мы с вами, благодаря опыту, эксперименту и наблюдению, выявили свойства мяча, то есть, обнаружили закономерность, которая позволила нам узнать что-то новое. Какое понятие подразумевает  обнаружение — существующих законов природы или установление свойств материального мира, которые вносят изменения в наше познание, наше мировоззрение.

-Открытие.

-Верно.

-Открытие — это обнаружение… Запишем понятия в дорожную карту.

-На каких уроках вы можете познакомиться с открытиями?

-Физике, математике, химии, истории. Как одним словом назвать все эти понятия?

-Науки.

3.Постановка темы и цели урока.

 -Какая же сегодня у нас тема урока?

-Наука.

-Но это лишь часть темы. Мы с вами будем говорить не только об открытиях, но их главном свойстве, главной особенности — о какой? Если затрудняетесь ответить, найдите ответ на вопрос в учебнике пункт 1, §5, стр. 46.

-Изменение нашего мировоззрения. На мир мы смотрим с научной точки зрения, поэтому вторая часть темы- создание научной картины мира.

Запишите тему сегодняшнего урока «Наука: создание научной картины мира».

-Какую цель мы пред собой поставим?

Выяснить, как создавалась начная картина мира?

4.Открытие новых знаний.

-Откройте учебник на странице 46 и прочтите четыре нижних строчки. Скажите, где вы оказались? Кого там увидели?

-А вот кто этот мальчик, расскажу вам я.

 (Рассказ учителя о Фарадее и его открытии электромагнитной индукции, в ходе рассказа вешает его портрет и картинку – генератор).

Изучением электромагнетизма занимались позже Джеймс Кларк Максвелл, Генрих Герц. Заслуга их в том, что вместо механической теории  существования мира они  создали электродинамическую. На основе их открытий было изобретено радио и  телеграф. Кто это изобрел?

-Маркони и Попов.

— Лоренц, Стоуни пытались объяснить явление электромагнетизма с точки зрения строения атома.

-Что такое атом? Это микрочастица. А вот о следующей сенсации (кстати, что означает это слово?), связанной с изучением атома, расскажет нам………………

Презентация о радиоактивности

Спасибо. Картинка атома и портрет Марии Кюри

Имя этого ученого знает весь мир. Посмотрите на его портрет, изобретение и назовите имя. Рентген. О нем нам расскажет…………………

5.Самостоятельная работа в группах («Сенсации продолжаются»)

 Все, что вам сегодня рассказываю я и ваши одноклассники, старайтесь запомнить. А теперь будет задание для всех. Посмотрите, в ваших дорожных картах есть таблица. В ней несколько разделов. Нам нужно ее заполнить. Мы с вами разделимся на группы, как вы и сидите. Одна группа  занимается открытиями в области естествознания и выписывает имя выдающегося естествоиспытателя и его теорию. Вторая группа работает над учеными-микробиологами и их достижениями, третья- с открытиями медицины. У четвертой группы задание особое- по карточкам они подготовят сообщение о Нобелевской премии. Пятая группа выполняет задание 2.)

6.Закрепление полученных знаний.

   Сегодня мы в ходе совместной деятельности пришли к новым знаниям и понятиям.  У нас осталось одно 3 задание в дорожной карте, которое позволит вам оценить самим вашу результативность работы на уроке. Выполните его. После того, как вы выполните задание, я вам скажу правильные ответы.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. На следующем уроке вы мне скажете, а какие же школы и учебные заведения должны были быть в 19 веке, чтобы  удовлетворить потребности науки и  потребности индустриального общества. Сравните их с современными возможностями образования.§5 стр51-53 вопрос 3

8.Рефлексия учебных действий

Предлагаю учащимся выбрать окончания фраз:

  • Сегодня  я узнал
  • Было трудно…          
  • Я понял, что…    
  • Меня удивило…  

Спасибо за работу на уроке! 

nsportal.ru

План-конспект урока истории в 8 классе на тему «Наука: создание научной картины мира»

План-конспект урока для 8(б)

Выполнила Торгова Е.В.

13 марта 2013 года.

Тема: Наука: создание научной картины мира

Тип урока: Комбинированный урок

Вид урока. Заочное путешествие в прошлое.

Цель урока. Помочь учащимся сформировать целостное представление об научных достижениях XIX века, их влияние на повседневную жизнь

Ожидаемые результаты:

На уроке учащиеся смогут проявить:

1.в области знаний:

  • Называть основные научные достижения;

  • Называть основных учёных;

  • Выявлять причины данных явлений;

2.в области умений и навыков:

  • Умение выделять в тексте главное и второстепенное;

  • Умение работать с документами;

  • Умение делать самостоятельный вывод;

  • Умение выявлять закономерности;

3.в области качеств, отношений друг с другом, ценностей:

  • Уважительное отношение друг к другу;

  • Смогут проявить эмоционально-ценностное отношение к научным достижениям и их практическом значение

  • Оборудование: оформление доски, электронная презентация

Литература:

1.Используемая учителем:

  • А. Я. Юдовская,Л. М. Ванюшкина. «Поурочные разработки к учебнику «НОВАЯ ИСТОРИЯ» 1800—1913» М.: «Просвещение».

  • А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. «История Нового времени 1800-1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.

2.Используемая учащимся:

  • Учебник: А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. «История Нового времени 1800-1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.

Основные понятия для урока:

Радиоактивность — самопроизвольное превращение атомов одного элемента в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения.

Микрочастица — частица весьма малой массы; к микрочастицам относят элементарные частицы, а также атомные ядра, атомы, молекулы; движение микрочастиц описывается квантовой механикой.

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

Опорные понятия:

Электрон — стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества.

Атом — частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.

План урока.

1.Организационный этап(3 минуты).

2.Проверка домашнего задания(7 минут)

3. Изучение нового материала(20 минут).

4. Закрепление нового материала(5 минут).

5. Инструктаж к домашнему заданию(2 минуты).

6.Подведение итогов. Рефлексия(3 минуты).

Ход урока

1.Организационный этап.

Здравствуете ребята, сегодняшний урок, я хочу начать с отрывка из «Оды на день вошествия…» М.В.Ломоносова.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о науке. Записываем в тетради тему нашего сегодняшнего урока: «Наука: создание научной картины мира».

Сегодня у нас не совсем обычный урок – заочное путешествие в прошлое. У нас по плану сегодня три остановки: «Повелитель молний», «Юный натуралист», «Практика жизни». К нашей конечной остановке

2.Проверка домашнего задания

Выслушивание докладчиков.

3.Изучение нового материала

Итак, начинаем своё путешествие. Наша первая остановка «Повелитель молний». Но чтобы на неё попасть, надо ответить на вопрос, а именно

назвать причины быстрого развития физики и других естественных наук.

Слайд 3(запись в тетради):

1.Уважение индустриального общества к науке и технологии

2.Требование самой жизни в познание законов механики и электричества

3.Технический прогресс позволял создавать необходимые приборы для научных исследований

Всё нам разрешили остановиться на этой станции. На ней нас встречает человек. Он одет в чёрный фрак и с бабочкой на шее. Как вы думает кто это? Это Майкл Фарадей. Что вы о нём знаете?(он открыл электромагнитную индукцию в 1831 году). Это если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, то в ней появляется электрический ток. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя. Можно сказать, что мы ему обязаны во многих технологических средствах современности.

Вслед за ним на станцию выходит ещё один англичанин Джеймс Кларк Максвелл, а рядом с ним немец Генрих Герц. Они что-то обсуждают.

Как вы думаете, что общего у этих двух людей? (Максвелл создал электромагнитную теорию света, а человек, который идёт рядом с ним её экспериментально подтвердил).

А вслед за ним, чтобы нас встретить выходят целая группа людей. Их лица нам знакомы. Это Вильгельм Конрад Рентген, английский физик Э.Розерфорд и супруги Кюри. Что вы можете рассказать об этих людях?

Рентген создал Х-лучи, а Э.Резерфорд и Кюри разрабатывали учение о сложном строение атома. Супруги Кюри вместе с Беккерелем даже получили Нобелевскую премию. Именно они доказали, что атом не простая частица, а имеет сложное строение.

На этом как ни печально нам надо с ними попрощаться. Нас ждёт следующая станция, которая называется «Юный натуралист». Пока мы до неё добираемся, скажите, почему предыдущая станция называлась «повелитель молний»?

Издалека мы видим ещё одну станцию. На ней нас встречает пожилой мужчина с бородой.

Как вы думаете кто это?(это Чарльз Дарвин). Что вы о нём знаете?( его работы «происхождение видов», «происхождение человека»). В своих работах он разработал теорию «эволюции». В её основе лежит конкуренция и борьба за выживание.

Посмотрите на презентацию. Там есть одна фраза, которая принадлежит Чарльзу Дарвину: «Знаю, сколько я упрёков навлеку на себя этим заключением, но я… честно и обдуманно пришёл к нему». Как вы думаете, что он этим хотел сказать? Почему его теория о происхождении человека от обезьяны была отторгнута многими европейцами и североамериканцами?

Поезд уже хотел отъехать, но вдруг на перрон входит запыхавшийся человек. Это Луи Пастер. Создатель микробиологии. Именно ему мы обязаны созданием прививки от бешенства. Теперь у нас, если нас покусает бешеная собака или лиса есть шанс выжить. Кроме всего прочего это благодаря нему сейчас на прилавках мы видим такое множество консервов. Именно Луи Пастер является создателем пастеризации и стерилизация.

Вы знаете, что такое пастеризация?

Записываем в тетради:

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

В отдаление стоит группа из 3-х человек(Дженнер,Роберт Кох, Илья Мечников). Как вы думаете, что их связывает?(они занимались защитой организмов от микробов. Дженнер –вакцина от оспы, Кох-бацилла Коха и меры борьбы против эпидемий туберкулёза и лекарство против него.)А что сделал Мечников?(разработал учение о защите от микробов).

Вот мы с вами говорили о физике, биологии, медицине. А что в это время происходит с образованием? ведь не может быть так, чтобы развитие общества и науки не сказаться на системе образования в Европе и Северной Америке. Какие процессы там происходили?

  • Создание светского всеобщего обязательного начального образования.

  • Увеличение численности вузов, библиотек

  • Знание получают не ради знаний, а ради применения их на практике

Взгляните пожалуйста на схему. Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, что за даты там написаны? С чем они связаны?

(введения обязательного начального образования+ гос.школа в США)

4.Закрепление нового материала(4 минут).

Ребята много ли мы сегодня нового узнали об науке вы XIX веке?

Во время урока вы прослушали информацию об учёных и их достижениях в области науки.

Что вы нового о них узнали? а что знали и до сегодняшнего занятия? как эти открытия используются в наше время?

5.Инструктаж к домашнему заданию

1)параграф 5

2)таблица(вопрос 2 после параграфа)

Научная область

Год открытия

Ученый

(годы жизни)

Содержание и значение открытия

Физика

1831

Майкл Фарадей

(1791 — 1861)

Открыл явление электромагнетизма. Это позволило приступить к созданию электродвигателя

1873

Джеймс К. Максвелл

(1831 — 1867)

Разработал электромагнитную теорию света. В природу существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве

1883

Генрих Герц

(1857 — 1894)

Подтвердил существование электромагнитных волн, установил, что они распространяются со скоростью 300 тыс. км/с

1897

А.С. Попов

Маркони

Создали первый беспроволочный телеграф

1891

Дж. Стоней

Ввел в науку термин «Электрон»

1895

Вильгельм К. Рентген

(1845 — 1923)

Открыл невидимые Х-лучи. На основе этого открытия создан рентген-аппарат

Пьер Кюри и

Мария Склодовская — Кюри

Открыли радиоактивность. Доказали, что атом не является самой малой частицей и тоже делится

Естествознание

Чарльз Дарвин

(1809 — 1882)

Эволюционная теория происхождения человека. Предки человека – обезьяны

1885

Луи Пастер

(1822 — 1895)

Создал прививки от бешенства и науку микробиологию. Его исследования послужили основой для учения об иммунитете

Медицина

Кон. 18 в.

Дженнер

Создал вакцину против оспы

Сер. 19 в.

Рене Лаэннек

Сконструировал стетоскоп. Это позволяло выявить туберкулез на ранней стадии развития

1882

Роберт Кох

(1843 — 1910)

Открыл бациллу Коха – возбудитель туберкулеза, создал лекарства

И. Мечников

(1845 — 1916)

Создал учение о защите организмов от микробов

Доп. Задание сделать презентации по Параграфу 6(Художественная культура 19 века):

1)»В Гарольдовом плаще»

2)Всё сводится к деньгам

3)Его превосходительство Эжен Ругон-«хозяин Второй империи»

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое?

Я вам сейчас раздам лучики. Напишите на них своё впечатление о сегодняшнего урока.

multiurok.ru

План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Автор: Сушкова Светлана Александровна

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность  2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:

  1. научить  учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
  2. развивать умение выступать перед аудиторией;
  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока).  Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид).  Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания — сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».
  1. Введение. Слово учителя истории:

19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

      Выбегают  три мальчика с газетами и по очереди  выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

 1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.

Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.
  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.
  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.
  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.
  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.

Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.
  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы  в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.
  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» — в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.
  4. В 19 веке были изобретены лекарства  — аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ  Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.

  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.

Примерное  содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать  в небольшой викторине.

Вопросы:

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи?  (Рентген)

 2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности?  (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5.  Кто изучал волновую теорию света?  (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз?   (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке?  (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.
  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
  3. http://muzey-factov.ru/tag/scientists
  4. Википедия. Категория: Физики XIX века.

nsportal.ru

Открытый урок истории для 8 класса по теме: «Наука: создание научной картины мира».

Конспект урока

Ход урока. 1.Мотивация обучающихся на работу.

Приветствую детей стихами:

Наша встреча неслучайна.  
Гости ждали наш урок.
Нужно точно уложиться
В полчаса. Такой вот срок!
Поработаем мы славно.
Я Галина Витиславна!

На ваших партах лежат листочки-ваши дорожные карты, в которых мы будем сегодня работать. Подпишите их, поставьте сегодняшнее число и выберите свое настроение, обведите подходящий для вашего настроения смайлик.

Пожелаем друг другу удачи и вперед.

2. Актуализация опорных знаний.

Вношу в класс черный ящик. Вопрос детям: В ящике находятся два предмета, хорошо вам знакомые. Ваша задача- угадать, что находится в ящике? Даю наводящие подсказки:

Предмет №1.

-Наверняка, многие из вас это употребляют.

-Это съедобное.

-Жидкое.

-Бывает в баночке, пластиковой или стеклянной таре.

-Состоит из двух слов на букву «К»

-Кока-кола (правильно).

Предмет №2

-Предмет имеет почти круглую форму.

-Он часто бывает составляющей вашего завтрака, а может даже обеда.

-Это можете сделать сами, особенно девочки. Да и предмет этот женского рода.

-Сладкая, вкусная, пышная, мягкая.

-Булочка.

Достаю из черного ящика две булочки.

-Посмотрите, чем они отличаются?

Разламываю каждую булочку пополам и показываю внутреннюю часть. Одна булочка с изюмом, а другая – без. А теперь я расскажу историю появления этих предметов.

Изобретение кока-колы. В XIX веке знаменитая coca-cola была всего-навсего… лекарством от зубной боли! Это средство, которое представляло собой микстуру в виде сиропа, создал американский фармацевт Джон Пембертон. И вот однажды вмешался случай… Дело в том, что лекарство при продаже полагалось разбавлять обыкновенной питьевой водой. Но летом, когда жара, духота, покупатели торопят, вот и заспешил продавец и краники перепутал — налил в микстуру не обычную воду, а газированную. В итоге густой темный сироп зашипел, вспенился. И оказалось весьма вкусно! Вот так, благодаря Пембертону, а может быть, и торопливому аптекарю, весь мир сегодня пьет coca-cola…

Изобретение булочки с изюмом.
Это неожиданное открытие произошло в сер. XIX века. Изобрел булочку с изюмом известный российский булочник Иван Филиппов. Правда, при участии соавтора — таракана! Как-то раз генерал-губернатор Москвы Закревский, в гневе, весь красный и разъяренный набросился на кондитера с криками о том, что обнаружил в булочке таракана. Филиппов всерьез испугался, но не растерялся — он спокойно съел таракана. И уверил губернатора, что тот обознался и принял изюм за таракана. И тут же, чтобы убедить грозного чиновника, в пекарне срочным образом изготовили целую партию булочек, в тесто которых добавили огромное количество изюма. Новый вид кондитерских изделий пришелся очень даже многим по вкусу.

-Герои моего рассказа случайно нашли техническое решение, которое нашло широкое применение в практике. Скажите, как это можно назвать одним словом?

Дети:

-Изобретение

-Правильно. Изобретение — это техническое решение, обладающее новизной и практической применимостью, полезностью.

-Проведем с вами некий эксперимент с мячами. Мячи, вы видите, совершенно одинаковые. Вам нужно выяснить, какой мяч будет прыгать выше, но определить это мы должны только касаясь мяча рукой, но не ударяя по нем. Как мы можем это узнать? (проверить на упругость). (Дети экспериментируют и делают вывод)

-А теперь мы с вами, благодаря опыту, эксперименту и наблюдению, выявили свойства мяча, то есть, обнаружили закономерность, которая позволила нам узнать что-то новое. Какое понятие подразумевает обнаружение — существующих законов природы или установление свойств материального мира, которые вносят изменения в наше познание, наше мировоззрение.

-Открытие.

-Верно.

-Открытие — это обнаружение… Запишем понятия в дорожную карту.

-На каких уроках вы можете познакомиться с открытиями?

-Физике, математике, химии, истории. Как одним словом назвать все эти понятия?

-Науки.

3.Постановка темы и цели урока.

-Какая же сегодня у нас тема урока?

-Наука.

-Но это лишь часть темы. Мы с вами будем говорить не только об открытиях, но их главном свойстве, главной особенности — о какой? Если затрудняетесь ответить, найдите ответ на вопрос в учебнике пункт 1, §5, стр. 46.

-Изменение нашего мировоззрения. На мир мы смотрим с научной точки зрения, поэтому вторая часть темы- создание научной картины мира.

Запишите тему сегодняшнего урока «Наука: создание научной картины мира».

-Какую цель мы пред собой поставим?

Выяснить, как создавалась начная картина мира?

4.Открытие новых знаний.

-Откройте учебник на странице 46 и прочтите четыре нижних строчки. Скажите, где вы оказались? Кого там увидели?

-А вот кто этот мальчик, расскажу вам я.

(Рассказ учителя о Фарадее и его открытии электромагнитной индукции, в ходе рассказа вешает его портрет и картинку – генератор).

Изучением электромагнетизма занимались позже Джеймс Кларк Максвелл, Генрих Герц. Заслуга их в том, что вместо механической теории существования мира они создали электродинамическую. На основе их открытий было изобретено радио и телеграф. Кто это изобрел?

-Маркони и Попов.

— Лоренц, Стоуни пытались объяснить явление электромагнетизма с точки зрения строения атома.

-Что такое атом? Это микрочастица. А вот о следующей сенсации (кстати, что означает это слово?), связанной с изучением атома, расскажет нам………………

Презентация о радиоактивности

Спасибо. Картинка атома и портрет Марии Кюри

Имя этого ученого знает весь мир. Посмотрите на его портрет, изобретение и назовите имя. Рентген. О нем нам расскажет…………………

5.Самостоятельная работа в группах («Сенсации продолжаются»)

Все, что вам сегодня рассказываю я и ваши одноклассники, старайтесь запомнить. А теперь будет задание для всех. Посмотрите, в ваших дорожных картах есть таблица. В ней несколько разделов. Нам нужно ее заполнить. Мы с вами разделимся на группы, как вы и сидите. Одна группа занимается открытиями в области естествознания и выписывает имя выдающегося естествоиспытателя и его теорию. Вторая группа работает над учеными-микробиологами и их достижениями, третья- с открытиями медицины. У четвертой группы задание особое- по карточкам они подготовят сообщение о Нобелевской премии. Пятая группа выполняет задание 2.)

6.Закрепление полученных знаний.

Сегодня мы в ходе совместной деятельности пришли к новым знаниям и понятиям. У нас осталось одно 3 задание в дорожной карте, которое позволит вам оценить самим вашу результативность работы на уроке. Выполните его. После того, как вы выполните задание, я вам скажу правильные ответы.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

5

3

4

6

7

1

2

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. На следующем уроке вы мне скажете, а какие же школы и учебные заведения должны были быть в 19 веке, чтобы удовлетворить потребности науки и потребности индустриального общества. Сравните их с современными возможностями образования.§5 стр51-53 вопрос 3

8.Рефлексия учебных действий

Предлагаю учащимся выбрать окончания фраз:

Сегодня я узнал

Было трудно…

Я понял, что…

Меня удивило…

Спасибо за работу на уроке!

xn--j1ahfl.xn--p1ai

создание научной картины мира. Видеоурок. Всеобщая история 8 Класс

Предыстория

Век Просвещения подготовил бум научных открытий, произошедший в XIX веке. В основе научного мировоззрения эпохи Просвещения лежала идея рационализма — преобладания разума в мыслях и поступках людей. Теология и объяснение явлений божественным промыслом постепенно уступает место наукам о природе и человеке.

Научная революция началась в Европе ещё раньше, в XVII веке, началом торжества разума и эксперимента, поиском причин и закономерностей. Фундаментом для будущего развития науки стали астрономические открытия Галилео Галилея, публикация Исааком Ньютоном в 1687 году основных понятий и аксиом классической механики и открытие закона всемирного тяготения.

Родоначальниками науки Нового времени считаются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, заложившие методы экспериментального изучения природы.

XVIII век принёс новые открытия в математике, физике, химии. Были открыты явление фотосинтеза, закон электростатики, ультразвук, проводимость металлов. Развивалась и медицина: Эдвард Дженнер разработал первую в мире вакцину – от оспы.

 

События и участники

Физика и химия

1831 г. – английский физик и химик Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Благодаря этому открытию стало возможным создание электродвигателя.

1865 г. – английский физик Джеймс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света, в соответствии с которой свет является электромагнитной волной.

1869 г. – русский химик Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

1888 г. – немецкий инженер Генрих Герц доказал существование электромагнитных волн, теоретически описанных Максвеллом.

1895 г. – немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл названные впоследствии его именем лучи, позволяющие просветить и зафиксировать внутреннее строение предметов, а также человеческое тело. Вильгельм Рентген – первый обладатель Нобелевской премии по физике.

1896 г. – французский физик Антуан Беккерель открыл явление радиоактивности, которое объяснило механизм действия рентгеновских лучей.

1898 г. – французские учёные Пьер и Мария Кюри открыли радиоактивный металл радий. Открытия Беккереля, Кюри, а также Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора стали прологом восторжествовавшей в XX веке физики атомного ядра.

 

Биология и медицина

1859 г. – английский учёный-натуралист Чарльз Дарвин опубликовал работу «Происхождение видов», ставшую революционной в естествознании. Дарвин научно обосновал учение об эволюции и изложил теорию естественного отбора. Учёный пришёл к выводу, что живая природа и человек не сотворены Богом, а сформировались в результате длительного процесса эволюции. Также Дарвин доказал, что у человека и обезьяны общие предки.

1864 г. – французский биолог и химик Луи Пастер открыл микробы, являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Это открытие стало началом новой науки – микробиологии. Благодаря открытиям Пастера были разработаны технологии стерилизации и пастеризации, позволяющие дольше сохранять от порчи продукты питания.

1882 г. – немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, «бациллу Коха», и разработал профилактические меры против эпидемий.

 

Общественные науки

1848 г. – немецкий экономист и философ Карл Маркс опубликовал «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласил скорую гибель капитализма. В своих работах Маркс разработал теорию классовой борьбы и теорию смены общественно-экономических формаций; показал, что строй жизни людей определяется способом организации материального производства.

 

Заключение

XIX век стал веком торжества науки и техники. Научные исследования послужили ускорителями индустриальной революции, практическое применение науки стало приносить коммерческую выгоду. Также были сделаны фундаментальные открытия, послужившие фундаментом научно-технических

interneturok.ru

Презентация к уроку по истории (8 класс) на тему: Наука. Создание научной картины мира

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».

В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного …

«Наука в XIX веке. Создание научной картины мира»

Интегрированный урок в 8 классе, посвященный изучению научных открытий 19 века и определению их значимости для современности….

Открытый урок по истории в 8 классе по теме «Наука:создание научной картины мира»

Открытый урок по истории в 8 классе по теме «Наука:создание научной картины мира». Разработанная технологическая карта урока, конспект, дорожная карта ученика, приложения, музыкальное сопровождение….

8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим…

Презентация «Создание научной картины мира»

Всеобщая история. 8 класс…

Наука: создание новой картины мира

презентация для 8 класса по истории Нового времени, Юдовская…

Презентация по теме «Наука. Создание научной картины мира»

Презентация по теме «Наука. Создание научной картины мира&quot…

nsportal.ru

Наука создание научной картины мира

Урок истории в 8 классе

по теме: «Наука: создание научной картины мира» (1 час)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: практикум (работа с текстовой информацией).

Цели урока:

— формировать умение самостоятельно в комплексе применять полученные знания и умения, осуществлять их перенос в новые условия;

— дать представление о развитии научных знаний в XIX-начале XX в.;

— показать учащимся взаимосвязь модернизации с развитием науки;

— показать учащимся неограниченные возможности человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека, необходимость настойсивости, труда, силы воли для достижения успеха;

— формировать умение самостоятельно работать с учебником, систематизировать материал, составлять схемы.

Методы и технологии обучения: беседа, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, развивающее обучение, проблемное обучение, деятельностный подход.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Актуализация ЗУН, необходимых для выполнения работы. Учащиеся вспоминают термины и понятия: индустриальное общество, промышленная революция, модернизация в духовной сфере жизни общества в начале XIX века.

  2. Усвоение образца комплексного применения ЗУН. Учащимся раздаются карточки с заданиями для самостоятельной работы с текстовой информацией учебника (Приложение 1). Учитель отмечает особенности каждого задания.

  3. Применение ЗУН в новых условиях.

Задание 1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Примерный ответ: Резко ослабли позиции церкви и народ потянулся к знаниям. Возникла потребность в научных открытиях и технических новинках, в этом были заинтересованы государство и бизнес. На это выделялись деньги. В конкурентной борьбе между фирмами и странами побеждал тот, кто придумывал и внедрял технические новинки. Перекраивалась картина мира, крупные европейские, в основном, страны старались нарастить свою мощь для захвата новых территорий и своего укрепления, поэтому требовалось новое вооружение. И вообще, прогресс является объективным процессом развития общества.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.».

1831

Майкл Фарадей

Открыл явление электромагнитной индукции, создал электродвигатель

Наука об электричестве

1865

Джеймс Карл Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света

Наука об электричестве

1883

Генрих Герц

Открыл электромагнитные волны, именно на основе этих открытий был создан  беспроволочный телеграф (Маркони и Поповым)

Наука об электричестве

1878

Хендрик Антон Лоренц и Стоней

 

Доказал, что электрон составная часть атома

Радиоактивные вещества

 

Анри Беккерель

Пьер Кюри

Мария Складовская-Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор

Создали учение о сложном строении атома

Микробиология

1885

Луи Пастер

Исследования – основа для учения об имуунитете, что брожение – процесс биологический, вызываемый микробами

медицина

Конец 18 века

Дженнер

Разработал прививку против оспы – развитие вакцинации

медицина

Н.19 в.

Жан Корвизар

Открыл стетоскоп, трубку для прослушивания

Медицина

Н.20 в.

Вильгельм Конрад Рентген

Открыл лучи, пронизывающие различные предметы – был создан рентгеновский аппарат

Хирургия

Н. 19 в.

 

1842 г.

Пьер Франсуа Перси и Доминик Ларри

Успех в методах ампутации конечностей.

Открыты наркотические свойства хлороформа и эфира, благодаря чему применялся наркоз

инфекциология

1882 г.

Роберт Кох

Открыл возбудитель туберкулеза и разработал лекарства против этой болезни и профилактические меры

инфекциология

К.19, н. 20 в.

Илья Мечников

Создал учение о защите от микробов

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Примерный ответ: Открытия Пастера, Дженнера, Корвизара, Лаэннека, Коха, Мечникова позволили уже в то время спасти сотни тысяч людей от заболевания оспой, успешно выявлять туберкулёз на ранней стадии, лечить эту болезнь, позволили разработать ряд мероприятий для защиты организма от микробов.

Задание 4. Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Примерный ответ: Учёный Луи Пастер является основоположником науки – микробиологии, которая изучает микроорганизмы (мельчайшие одноклеточные существа): бактерии, грибы, вирусы. Именно Пастеру удалось собрать воедино все открытые ранее факты и создать науку. Работы Пастера позволили создать антибиотики, учение об иммунитете, разработать теорию пастеризации. Учёные, работавшие после него, основывались, в первую очередь, на его трудах. К.А. Тимирязев считал, что больше Пастера в науке не может сделать даже гений, т.к. именно Пастер и создал науку. Теперь можно только идти по его стопам.

Наука: создание научной картины мира (§ 5).

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4. Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Наука: создание научной картины мира (§ 5).

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4. Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Наука: создание научной картины мира (§ 5).

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4. Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Наука: создание научной картины мира (§ 5).

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4. Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *