cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дополнительный час по русскому языку в 8 классе – Дополнительный час по русскому языку 8 класс

Дополнительный час по русскому языку для 8 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании

МО учителей-предметников

гуманитарного цикла

25 августа 2014 года

Руководитель МО ______ Зиганшина Р.М.

Согласовано с руководителем

МС МБОУ «СОШ с.Маскара»

28 августа 2014 года

__________ Юзмиева С.Г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

__________ М.В. Хадиев

Введено в действие приказом

№142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка

в 8 классе среднего общего образования

Автор-составитель рабочей программы:Губайдуллина Лейсан Ильясовна, учитель русского языка и литературы

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка 2014-2015 года в 8 классе составлена на основе:

  • Инструктивного письма МО и Н РТ № 2744/14 от 23.08.2014 «О введении дополнительного часа на изучение родного языка»,

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования по русскому языку, утвержденного приказом
    Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089,

  • примерной программы по русскому языку 5-11 классов для татарских школ (Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова. — Казань, издательство «Магариф», 2003),

  • примерной программы по русскому языку для основного общего образования: базовый уровень (составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – Москва: Дрофа,2007.),

  • Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,

Количество часов 34 часа, в неделю 1 час.

Цель программы:

создание условий и предпосылок для успешного изучения курса русского языка в средней школе.

Задачи:

Обучающие задачи – в ходе занятий ученики закрепляют представления и знания, полученные в курсе средней школы и в основном программном курсе русского языка 8-9 класcов; формируют учебные умения и закрепляют навыки.

Воспитывающие – в процессе занятий ученики постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Развивающие – все виды деятельности учеников и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

* основные правила орфографии;

*лексическое и грамматическое значение слов;

* разбор слова по составу.

Учащиеся должны уметь:

*распознавать орфограммы;

* подбирать проверочное слово;

* подбирать однокоренные слова;

* распознавать прямое и переносное значение слова;

* подбирать синонимы и антонимы;

* давать толкование слову;
*узнавать омонимы;

*работать с различного рода словарями;

*работать с текстом

Ожидаемые результаты:

Данная программа способна существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

дать базу знаний для решения заданий по материалам ОГЭ и ЕГЭ.

УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Название раздела

Количество часов

1

Фонетика.

12

2

Морфология

10

3

Лексика

9

4

Работа с текстом

2

Всего

34

Содержание.

Фонетика.(12 ч.)

1 тема. Состав слова.

2 тема. Однокоренные слова.

3 тема. Чередование гласных в корне

4 тема. Слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением.

5 тема. Непроизносимые проверяемые согласные.

6 тема. Удвоенные согласные

7 тема. Разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова.

8 тема. Приставки. Приставки раз-(рас-), о-(об-), под-(подо-)

9 тема. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

10 тема. Сложные слова.

11 тема. Тайны словаря

12 тема. Тестирование по разделу «Морфология»

Морфология (10 ч.)

13 тема. Имя существительное .Склонение, число и род имен существительных.

14 тема. Правописание НЕ с существительными.

15 тема. Суффиксы имен существительных

16 тема. Имя прилагательное

17 тема. Суффиксы прилагательных.

18 тема. Местоимение

19 тема. Глагол

20 тема. Глагол

21 тема. Одна и две буквы Н в различных частях речи.

22 тема. Тестирование по разделу «Морфология»

Лексика ( 9 ч.)

23 тема. Многозначность слова

24 тема. Синонимы. Антонимы

25 тема. Омонимы.

26 тема. Этимология слов

27 тема. Фразеологизмы

28 тема. Фразеологизмы. Архаизмы.

29 тема. Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений

30 тема. Средства речевой выразительности.

31 тема. Тестирование по разделу «Лексика»

Работа с текстом.( 3 ч.)

32 тема. Работа над предложенным текстом. Умение находить средства речевой выразительности в тексте.

33 тема. Работа с текстом. Умение находить основную мысль текста.

34 тема. Выполнение заданий встречающихся в ОГЭ

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

Фонетика.

1

Состав слова.

4.09

2.

Однокоренные слова.

11.09

3.

Чередование гласных в корне

18.09

4.

Слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением.

25.09

5.

Непроизносимые проверяемые согласные.

2.10

6.

Удвоенные согласные

9.10

7.

Разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова.

16.10

8.

Приставки. Приставки раз-(рас-), о-(об-), под-(подо-)

23.10

9

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

30.10

10

Сложные слова.

13.11

11

Тайны словаря

20.11

12

Тестирование по разделу «Фонетика»

27.11

Морфология.

13

Имя существительное .Склонение, число и род имен существительных.

4.12

14

Правописание НЕ с существительными.

11.12

15

Суффиксы имен существительных

18.12

16

Имя прилагательное

25.12

17

Суффиксы прилагательных.

15.01

18

Местоимение

22.01

19

Глагол

29.01

20

Глагол

5.02

21

Одна и две буквы Н в различных частях речи.

12.02

22

Тестирование по разделу «Морфология»

19.02

Лексика.

23

Многозначность слова

26.02

24

Синонимы. Антонимы

5.03

25

Омонимы.

12.03

26

Этимология слов

19.03

27

Фразеологизмы

2.04

28

Фразеологизмы. Архаизмы.

9.04

29

Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений

16.04

30

Средства речевой выразительности.

23.04

31

Тестирование по разделу «Лексика»

30.04

32

Работа с текстом

7.05

33

Работа с текстом.

14.05

34

Выполнение заданий ,встречающихся в ОГЭ.

21.05

ЛИТЕРАТУРА:

1.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т. М. Бандоля, Н.М.Смеречинская. Русский язык.9 класс. Итоговая аттестация. Учебно- методическое пособие.- Ростов-на- дону,»Афина», 2010

2.Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

4.Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.

5.Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

6.Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.

7.Е.О.Воскресенская,Е.М.Ткаченко,Н.В.Слаутина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Универсальный.- Москва, «Эксмо»,2014

infourok.ru

Анализ ведения дополнительного часа по русскому языку (8 класс)

Анализ дополнительного часа по русскому языку в 8 классе

по итогам I полугодия 2015-2016 уч.года.

Дополнительный час по русскому языку в 8 классе – это своеобразный учебный курс, включающий в себя все особенно трудные случаи написания орфограмм и пунктограмм, которые изучались учащимися в 5-7 классе и чему должны научиться в 8 классе. Данный курс направлен на устранение наиболее часто допускаемых ошибок и пробелов знаний.

Актуальность введения в школе «Дополнительного часа по русскому языку» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения орфографической и пунктуационной грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Т.к. качество знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию орфографической и пунктуационной зоркости, в основе курса использованы правила русской орфографии и пунктуации.

Цель проведения дополнительного часа по русскому языку:

— обобщить и углубить полученные ранее  знания по орфографии и пунктуации;

— совершенствовать грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

— обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

— восполнить пробелы в знаниях учащихся.

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, предложений с прямой речью и т.д. Но учитывая низкий уровень грамотности учащихся, в первом полугодии на уроках дополнительного часа учащиеся 8 класса работали над разделами языкознания фонетика (1 час), орфография (12 ч). Благодаря повторению раздела орфографии учащиеся стали меньше допускать ошибок на случаи правописания безударных гласных, корней с чередованием, НЕ

с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, гласные о и е после шипящих, Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий, личные окончания глаголов. Буквы е и и в приставках не— и ни— отрицательных наречий, буквы о и а на конце наречий и др.

Из раздела пунктуации учащиеся закрепили навыки постановки знаков препинаний в конце предложения с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, постановки многоточия при прерывании речи, кавычек, тире в диалоге.

Закрепили изучаемые по основной программе русского языка на данный момент правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, знаки препинания между однородными членами предложения.

Во втором полугодии предстоит изучить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, с вводными словами, обращениями.

Программа дополнительного часа актуальна для учащихся, так как формирование орфографической и пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, а на уроках, особенно в слабом классе, не хватает времени именно на практическую часть, закрепление изучаемой орфограммы либо пунктограммы.

Таким образом, в результате изучения программы дополнительного часа по русскому языку учащиеся повторили и закрепили определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, научились применять теоретические знания на практике, работать с тестами по русскому языку, владеть пунктуационными нормами, повысили орфографическую и пунктуационную зоркость.

Учитель Хамидуллина Г.Ф.

infourok.ru

Программа по русскому языку в 8-9 классах (дополнительный час)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат.Челнинская основная общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального район РТ

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на совещании при директоре Директор школы_________Крюков С.В.

Протокол заседания № ___ Приказ № ________

«_____» _____________ 2015__ г. «____» ______________ 2015__ г.

Рабочая программа

по русскому языку

для 9 класса

уровень

повышенный

Автор: учитель

МБОУ «Тат.Челнинская ООШ»

Газейкина Т.М.

с. Татарские Челны

2015 – 2016 учебный год

1. Пояснительная записка

Дополнительный час по русскому языку «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2015 г.

В данной программе больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Дополнительный час позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.

Программа дополнительного часа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания, и это не затрудняет подготовку учащихся к выполнению части С2.

Данная программа предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя рабочие тетради под редакцией И,П, Цыбулько и Интернет.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;

Задачей дополнительного часа является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;

  • работать с тестовыми заданиями;

  • определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

  • уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Темы дополнительного часа соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.

Программа дополнительного часа «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение.

2.Сочинение на лингвистическую тему.

3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно — на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

В качестве учебного пособия используется для данного часа учебное пособие С.И.Львовой «ГИА выпускников 9 класса по новой форме. Русский язык 2013». Сборник заданий. М., «Эксмо».

Г.Т. Егораева «Русский язык ГИА. Практикум. С-2 2015 год. Москва.

КИМы по русскому языку. Для учащихся 9 класса.

Сенина Н.А. Русский язык. Комплексный анализ текста. От текста к слову. 9 класс.

Интернет – ресурсы:

http://www.ctege.info/oge-po-russkomu-yazyiku-gia/probnyiy-oge-gia-2015-po-russkomu-yazyiku-s-otvetami.html

http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/5705-demoversiya-oge-2015-po-russkomu-yazyku.html

http://www.ctege.info/demoversii-gia-oge-2015-po-vsem-predmetam/demoversiya-gia-oge-2015-po-russkomu-proekt.html

II. Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Контрольные

работы

1. Введение. Значение курса, его задачи.

1

2. Текст. Сжатое изложение

4

1

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему

8

1

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

21

2

ИТОГО

34

2

2

ІІІ. Содержание программы

1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (4 часа).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (8 часов).

Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания С2.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (21 час).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (1 час).

Анализ ошибок.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;

  • лексические явления в языке;

  • грамматические явления в языке.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (С2.),

  • аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;

  • последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

  • уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

V. Перечень учебно-методического обеспечения

1. С.И.Львова «ГИА 9 класса по новой форме. Русский язык». Сборник заданий. М., «Эксмо», 2013 .

2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2014.

3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.

4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М., «Айрис Пресс». 2013г.

Словари и справочники.

1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005.

2. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

Календарно-тематическое планирование

«ОГЭ: подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Корректировка

План

Факт

1.

2.09

Ведение. Значение курса, задачи-1ч. Особенности ГИА(ОГЭ)-2014г. по русскому языку в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки.

2.

9.09

Текст. Сжатое изложение. Микротемы текста.

3.

16.09

Способы сокращения текста. Исключение.

4.

23.09

Способы сокращения текста. Обобщение. Упрощение.

5.

30.09

Практическая работа. Приемы работы с текстом. Анализ работ.

6.

7.10

Текст. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение. Критерии оценки. Алгоритм работы над сочинением.

7.

14.10

Тематика сочинений. Анализ цитаты. Роль лексических и грамматических явлений в тексте.

8.

21.10

Языковые явления в теоретической интерпретации тезиса. Синтаксические явления для теоретической интерпретации текста.

9.

28.10

Средства речевой выразительности.

10.

11.11

Наличие аргументов. Способы оформления.

11.

18.11

Речевые клише.

12.

25.11

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.

13.

2.12

Анализ работ.

14.

9.12

Комплексный анализ текста. Тестовые задания. Понимание текста. Обоснованный ответ на вопрос. А 1.

15.

16.12

Лексическое значение слова. А 2.

16.

23.12

Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты, олицетворения, гиперболы. А3.

17.

13.01

Фонетическая характеристика слова. А 4.

18.

20.01

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. А5.

19.

27.01

Правописание приставок. А6.

20.

3.02

Одна и две буквы Н в прилагательных, наречиях, причастиях. А7.

21.

10.02

Просторечные, устаревшие, разговорные слова и стилистически нейтральные синонимы. Антонимы. В1.

22.

17.02

Способы подчинительной связи в словосочетаниях. В2.

23.

3.03

Грамматическая основа предложения. В3., В6.

24.

10.03

Предложения с однородными членами. В4.

25.

17.03

Предложения с обособленными и уточняющими членами. В4.

26.

7.04

Предложения с вводными словами и обращениями. В5.

27.

14.04

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.. В7.

28.

21.04

Бессоюзные предложения. В7.

29.

28.04

Предложения с однородным подчинением придаточных. В8.

30.

28.05

Предложения с последовательным подчинением придаточных. В8.

31.

5.05

Сложные предложения с различными видами связи. В9.

32.

12.05

Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты.

33.

19.05

Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты.

34.

19.05

Анализ ошибок.

infourok.ru

Программа дополнительного часа по русскому языку в 8 классе

Рассмотрено на заседании ШМО
руководитель МО __________
/ Батенева Н.А. /
Протокол № 1
от «25» августа 2016г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
____________/Глушкова Е. А./
«26 » августа 2016г.
«Утверждаю»
директор школы___________
/Темников Н. Г./
Приказ № 55
от «31» августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧАСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ
КАЛМЫКОВОЙ ЕЛЕНЫ МИХАЙЛОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ «СЛОБОДА ВОЛЧИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
НОВОШЕШМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «27» августа 2016г.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании письма МО и Н РТ № 1630/14 от 19.08.2014 года «О введении дополнительного часа на изучение родного языка, Закона об образовании РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г., Закона об образовании РТ от 22. 07. 2013 № 68-3 РТ

Цели:
1)углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации;
2) расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся;
3) формирование интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
1) овладение нормами современного литературного языка;
2) повышение орфографической и пунктуационной грамотности;
3) совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать;
4) развитие речевой культуры учащихся.

Именно в 8-м классе начинается подробное изучение сложнейших разделов грамматики: синтаксиса и пунктуации. Предлагаемый курс призван помочь учащимся не только хорошо усвоить изучаемый материал, но и расширить представление о различных синтаксических явлениях, выходящих за рамки учебника. Актуальность данного курса обусловлена снижением практической грамотности учащихся (и пунктуационной, в том числе) в связи с уменьшением количества часов на изучение русского языка в старших классах. Кроме того насущной необходимостью становится качественная подготовка будущих выпускников к экзаменам. Поэтому часть занятий посвящена тестовым заданиям, пунктуационным разборам и комплексной работе с текстом.

Дополнительный час по русскому языку в МБОУ “Слобода Волчинская ООШ” проводится один раз в неделю в свободное от занятий время вне расписания учебных занятий. Дополнительный час составляет 35 учебных занятий. Работа учащихся на дополнительном занятии не оценивается. Запись занятий фиксируется в журнале.

Содержание программы

История форм простого предложения. Синтаксические особенности простого предложения в древнерусском тексте. Происхождение союзов. Ус

schoolfiles.net

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного часа для изучения родного ( русского) языка в 8 классе

«Рассмотрена» « Согласована» « Утверждена»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №6

_________М.С.Петрова ________Н.Н.Галимова

Протокол № 1 от ________ И.А.Никифорова

« 26 » августа 2016 г. « 27 »августа 2016 г. Приказ № от

« 29 » августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного часа для изучения родного ( русского) языка

в 8классах Б и В

Павловой Татьяны Ивановны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №6» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

2016– 2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного часа для изучения родного ( русского) языка

в 8 классах Б и В

составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ;

  • Закона об образовании ;

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов ;

  • Приказа № 803 от 29.08.2014 г. «О введении дополнительного часа на изучение родного языка;

  • Указания МО и Н РТ «О введении дополнительного часа на изучение родного языка» №1432/ 15 от 10.09.2015;

  • Приказа УО ММР «О введении дополнительного часа на изучение родного языка» №928 от 11.09.2015.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность : составлена с учётом достигнутого уровня знаний обучающихся по предмету, образовавшихся пробелов и выявления потребностей к корректировке знаний по наиболее сложным для освоения темам и разделам.

Цель обучения :

-создать условия для коррекции знаний и повышения уровня обученности по раздела , изучаемым в 8 классе;

— закрепить круг знаний по фонетике, морфемике , словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации;

-сфор­мировать умения применять эти знания на прак­тике;
— выработать у обучающихся на этой основе прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
— обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся;

-сформировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информацион­ный поиск, извлекать и преобразовывать необхо­димую информацию;

Задачи :

— ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;

— обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

—совершенствование умений и навыков письменной речи;

— развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

-формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

-формирование прочных орфографических и пунк­туационных умений и навыков.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА


Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений , речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях

  • с однородными членами,

  • при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,

  • в предложениях с прямой и косвенной речью,

  • при цитировании, обращении,

  • при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Писать сочинения – описания по памяти и воображению, сочинения – рассуждения на морально-этическую тему, литературную тему, составление киносценария . психологического портрета.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основноймыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Знакомиться с приемами сжатия текста.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Методы и формы работы: наблюдение над языком, эвристический метод, поисковый метод, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

УМК: Русский язык. Практика.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов,, А.Ю.Купалова, А.П.Еремееева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова. – 13-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Диагностическая работа «Повторение изученного в 5-7 классах».

1

2

Повторение грамматики.

1

3

Повторение орфографии и пунктуации.

1

4

Диагностическая работа по теме «Орфография и пунктуация».

1

5

Диагностическая работа «Словосочетание»

1

6

Виды и средства синтаксической связи.

1

7

Способы подчинительной связи.

1

8

Цельные словосочетания .

1

9

Диагностическая работа «Способы подчинительной связи в словосочетаниях».

1

10

Диагностическая работа «Главные члены предложения».

11

Подлежащее. Способы его выражения .

1

12

Сказуемое.

1

13

Основные виды сказуемого.

1

14

Составное глагольное сказуемое.

1

15

Составное именное сказуемое.

1

16

Тире между подлежащим и сказуемым .

1

17

Диагностическая работа «Грамматическая основа предложения».

1

18

Диагностическая работа «Второстепенные члены предложения.»

1

19

Определение.

1

20

Приложение.

1

21

Согласованные и несогласованные определения.

1

22

Дополнение прямое и косвенное.

23

Основные виды обстоятельств .

1

24

Диагностическая работа «Главные и второстепенные члены».

1

25

Диагностическая работа по теме «Орфография и пунктуация ».

1

26

Определённо – личные предложения .

1

27

Неопределённо-личные предложения.

1

28

Безличные предложения.

1

29

Назывные предложения.

1

30

Диагностическая работа «Односоставные предложения».

1

31

Диагностическая работа «Обособление определений и обстоятельств»

1

32

Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными.

1

33

Обособление приложений.

1

34

Обособление деепричастных оборотов .

1

34

Итоговая диагностическая работа.

1

multiurok.ru

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку в 8 классе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Байрякинская средняя общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
/Г.Ф.АбдуллинаПротокол № 1
от « 25 » августа 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
/Г.Ф. Хамидуллина« 28» августа 2015г.
«Утверждено»
Директор
_______/И.И.АбдуллинПриказ № 114/1
« 01 » сентября 2015 г.
Рабочая программа
дополнительного часа по русскому языку
для 8 класса
учителя Хамидуллиной Гульнары Фанировны Принято на заседании
педагогического совета,
протокол №1
от « 26» августа 2015г.
с.Байряка2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Класс: 8
Учитель: Хамидуллина Гульнара ФанировнаКол-во часов: всего — 35; в неделю – 1.
Настоящая рабочая программа дополнительного часа по русскому языку для 8 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
Программы средней школы «Русский язык. 5-11 классы татарских школ» (авторы-составители Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова) Казань, издательство «Магариф», 2003.
учебного плана школы МБОУ «Байрякинская СОШ»,
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Закона РТ «Об образовании»,
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».
Актуальность введения в школе «Дополнительного часа по русскому языку» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения орфографической и пунктуационной грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Т.к. качество знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию орфографической и пунктуационной зоркости, в основе курса использованы правила русской орфографии и пунктуации.
Данный «Дополнительный час» – это своеобразный учебный курс, включающий в себя все особенно трудные случаи написания орфограмм и пунктограмм, которые изучались учащимися в 5-7 классе и чему научатся в 8 классе. Данный курс направлен на устранение наиболее часто допускаемых ошибок и пробелов знаний.
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного), предложений с прямой речью и т.д. Программа дополнительного часа призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уро

schoolfiles.net

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе «Занимательная грамматика»

Всего в году 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по факультативным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2002).

Структура документа

Рабочая программа состоит из 4 разделов.

1 раздел – « Обобщение и повторение раздела «Лексика»

2 раздел – «Углубление и систематизация орфографических навыков»

3 раздел – «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.

4 раздел — «Правила правописания самостоятельных и служебных частей речи»

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).

2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ.

Общая характеристика учебного предмета

В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен

в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.

Содержание факультативного курса отобрано и структировано на основе компетентностного подхода.

Цели и задачи обучения

1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.

2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.

3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.

4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.

Предполагаемые формы обучения

— практические занятия

— самостоятельная работа с вариантами

— работа с теоретическим материалом

Предполагаемые результаты

— появление у детей заинтересованности в учебе,

— повышение успеваемости по предмету

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Факультативный курс «Занимательная грамматика» рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Используемая литература:

  1. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2005.

  2. Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2005 год.

  3. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва. «Просвещение», 1991 год.

  4. Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.

  5. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Санкт-Петербург «Просвещение». 2004 год.

  6. М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2004 год.

Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»

п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата

Факт.

По плану

Лексика (15 часов)

1.

Как рождаются слова

1

2.

В музее истории слов

1

3.

Близкие родственники

1

4.

Слова- пришельцы

1

5.

О происхождении собственных имен.

1

6.

Из собственных в нарицательные

1

7.

Многозначность слов

1

8.

Омонимы

1

9.

Омофоны. Загадки-шутки

1

10.

Различайте слова по составу

1

11.

Красна речь пословицей

1

12-13.

Синонимы и антонимы

2

14-15

Почему мы так говорим

2

Орфография (10 часов)

16-17.

Правописание О и Е после шипящих и Ц.

2

18-19.

Чередование гласных в корнях.

2

20-21.

Ы – И после Ц. Составление таблицы.

2

22-23.

Правописание букв Ь и Ъ. Загадки-шутки

2

24-25.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

2

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи(18 часов)

26-27.

Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами.

2

28-29.

Правописание безударных гласных в приставках. Умники и умницы.

2

30-31.

Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и прилагательных.

2

32-33

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами.

2

34-35.

Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление карточек.

2

36-37.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных.

2

38-39.

Безударные гласные в окончаниях числительных. Загадки-шутки

2

40-41.

Безударные гласные в окончаниях глагола. Работа со схемами. Правописание Н и НН в причастиях.

2

42-43

Правописание безударных гласных в окончаниях причастий.

2

Части речи (25 часов)

44.

Одушевленные или неодушевленные

1

45.

Общий род

1

46.

Если предметов много

1

47.

Склонение существительных

1

48.

Местов или мест. Загадки-шутки

1

49.

С прописной или строчной буквы? Составление словаря.

1

50.

Слитное и дефисное написание существительных.

1

51-52.

Слитное и дефисное написание прилагательных. Шуточные вопросы

2

53-54.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Не в своей роли

2

55-56.

Правописание предлогов. Производные предлоги.

2

57-58.

Правописание союзов. Загадки-шутки

2

59-60.

Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.

2

61-62.

Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге. Загадки-шутки

2

63-64.

Правописание НЕ с именами и наречиями на О.

2

65-66.

Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием.

2

67-68.

Частица НЕ и приставка НЕ с причастием.

2

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *