cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Жгутиконосцы инфузории презентация 7 класс – Презентация по биологии «Тип инфузории» (7 класс)

Содержание

Жгутиконосцы, инфузории. Простейшие. (7 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Фгос технологическая карта урока по биологии 7 класс по теме: «Жгутиконосцы, инфузории ».


№ 4._________Дата
Тема урока «Жгутиконосцы, инфузории ».
Цели урока: Познакомиться с зеленой эвгленой, инфузорией туфелька и вольвоксом как колониальным простейшим.
Задачи: 1)Образовательные — на основе повторения и обобщения знаний по простейшим углубить знания по жгутиконосцам и инфузориям; развивать умение высказывать свою точку зрения о значении простейших; продолжить формирование навыков работы с учебником, микроскопом; раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности эвглены зеленой, а также вольвокса как колониального простейшего; выяснить различия эвглены от амебы; формировать умения выделять главное . 2) Воспитательная — воспитывать правильное отношение к окружающей действительности. 3) Развивающие – развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме « Жгутиконосцы. Инфузории»; развивать умение вести учебный диалог; развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения по ранее изученным простейшим.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы протекающие в одной клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.
Личностные результаты: Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.Познавательные УУД Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации..Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели..Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: инфузории, колония, жгутиконосцы
Межпредметные связи: география, история
Ресурсы урока: м/презентация, микроскопы, микропрепараты, раздаточный материал.
Технология проведения
Содержание д

schoolfiles.net

жгутиконосцы, инфузории» в разделе «Многообразие многоклеточных животных»

Урок в 7 классе по теме: «Простейшие: жгутиконосцы, инфузории» в разделе «Многообразие многоклеточных животных»

Цель урока: создать условия для усвоения знаний о простейших: жгутиконосцах, инфузориях и их роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательная: организовать работу для усвоения знаний о простейших, об их разнообразии и их значении в жизни человека.

Развивающая: способствовать формированию умений проводить определение видовой принадлежности пресноводных простейших; продолжить формирование умений сравнивать и формулировать выводы. Развивать умения выполнять практические задания, работать в парах и самостоятельно.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения. Экологическое воспитание.

Методы: словестный, наглядный, практический.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Средства обучения: учебник «Биология. Животные» 7 класс В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, инструктивные карточки, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос.

Назовите фамилию ученого, впервые описавшего простейших? (А. Левенгук)

Что является общим в строении простейших? (состоят из одной клетки)

Почему ученые утверждают, что у растений и животных были общие предки? (одноклеточные организмы встречаются как в царстве животных так и в царстве растений, существую формы осуществляющие смешанный – миксотрофный тип питания- эвглена зеленая. В настоящее время объединены в царство Протисты).

На прошлом занятии мы уже познакомились с некоторыми представителями простейших. Какие это простейшие? (Радиолярии, Споровики, Солнечники, Корненожки)

3. Целеполагание.

Посмотрите на доску, перед вами схема, которая называется Простейшие. Четыре окошечка в схеме мы уже можем с вами заполнить, вписав туда названия известных нам систематических групп простейших. (вписывают названия систематических групп простейших). Однако, что мы видим? (Схема заполнена не полностью) Следовательно? (Ребята делают вывод о существовании еще двух групп простейших ) Совершенно верно- это Жгутиконосцы и Инфузории. Исходя из этого, что же мы будем изучать сегодня на уроке? ( Группы простейших под названием Жгутиконосцы и Инфузории)

4. Изучение нового учебного материала.

Продолжаем знакомиться с многообразием простейших организмов.

Групповая работа: формируется 3 группы, каждая из которых выполняет определенное задание:

1 группа «Эвглена зеленая»

2 группа «Вольвокс»

3 группа «Инфузория туфелька»

Для формирования групп раздаются жетоны с изображением соответствующих простейших. После выполнения работы, каждая группа представляет свой отчет перед классом.

Задание для первой группы «Эвглена зеленая»

Прочитайте текст в учебнике (стр.16-17), предложенный дополнительный материал и выполните задания:

А) ответьте на вопросы:

— Почему ботаники относят эвглену к одноклеточным водорослям? (Она имеет хлоропласты и на свету питается как растение)

— Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным? ( В темноте она питается как животное, поглощая готовые органические вещества)

— О чем говорит существование таких промежуточных форм живых организмов? (О родстве между царствами животных и растений)

Б) Закончите предложения, вписав необходимые слова в пустые строки:

Если емкость с___________ поставить на несколько дней в темный шкаф. ____________ станут светлыми, но не погибнут, так как в темноте они питаются как_____________. На свету_____________ снова станут___________ и начнут питаться как _______________.

(Эвгленами, эвглены, гетеротрофы, эвглены, зелеными, автотрофы)

Эвглена зеленая.

Эвглена зеленая — необычное существо. Живет в пресных водоемах, богатых органикой. Тело вытянутое, длинной около 0,05 мм. Передний конец притуплен, задний заострен. У неё нет клеточной стенки, что отличает её от растений. Наружный плотный слой цитоплазмы образует вокруг тела эвглены оболочку.

На переднем конце тела находится жгутик, при помощи которого она передвигается.

У эвглены имеется светочувствительный глазок. В цитоплазме у нее содержится около 20 хлоропластов, которые придают эвглене зеленый цвет. Поэтому на свету эвглена питается как растение- при помощи фотосинтеза. В темноте усваивает готовые органические вещества, т.е. питается как животное.

Задания для второй группы «Вольвокс»

Прочитайте текст учебника (стр. 16-18), предложенный вам дополнительный материал и выполните задания:

А) рассмотрите рис.9 стр.17 в учебнике и ответьте на следующие вопросы:

— Кого из ранее изученных организмов напоминает отдельная особь? (Хламидомонада)

— Дайте определение слову колония. (Совокупность особей, связанных между собой)

Б) рассмотрите предложенный микропрепарат «Колония вольвокса» зарисуйте его и сделайте выводы о передвижении вольвокса в воде.

Вольвокс.

Вольвокс по- русски называют шаровницей, а латинское название в переводе означает «катящийся». Диаметр его около 1 мм. Они живут колониями, в которых можно насчитать тысячу и более особей, объединенных вместе. Вольвокс перекатывается в воде за счет биения жгутиков. Отдельные клетки колонии соединены между собой мостком из цитоплазмы, чем они и обеспечивают согласованность в жизнедеятельности. В теплые летние дни, размножаясь в озерах в огромных количествах, вольвокс вызывает «цветение воды» и играет важную роль в питании рыб.

Задание для третьей группы «Инфузория туфелька»

Прочитайте текст в учебнике (стр.18-19), предложенный дополнительный материал и выполните предложенные задания:

А) ответьте на вопросы:

— Почему инфузория считается более сложноорганизованным организмами? (Имеет более сложное строение: микронуклеус, макронуклеус, клеточные органеллы: ротовую воронку, пищеварительную вакуоль, порошицу, реснички, сократительную вакуоль, трихоцисты)

— Почему инфузория туфелька получила такое название? ( Ее тело по форме напоминает крошечный след.)

— Почему инфузорию считают фильтратором водоемов? ( Они поедают бактерий, таким образом, очищая воду в водоемах)

Б) заполните таблицу:

Класс

Параметры

Инфузория туфелька

Окраска

Бесцветная

Форма тела

Постоянная, похожа на крошечный след

Количество ядер

Два

Передвижение

Биением ресничек

Питание

Бактериями, при помощи ротового отверстия

Инфузория туфелька.

Туфелька- обитатель стоячих водоемов с большим количеством органики. Она имеет постоянную форму тела, длинной от 0,1 до 0,3 мм. Все тело инфузории покрыто многочисленными короткими ресничками, при помощи которых она плавает тупым концом вперед. Туфелька отличается от других простейших сложность внутриклеточной организации. В клетке имеются два ядра: макронуклеус, которое регулирует синтез белка и процессы жизнедеятельности клетки, и микронуклеус, осуществляющий процесс полового размножения.

Ближе к переднему концу туфельки находится углубление — ротовая воронка, которое ведет в глотку. Реснички желобка воронки постоянно создают ток воды.

Вода подносит ко рту инфузории основную пищу — бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль.

Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие- порошицу.

После работы в группах начинается практическая часть урока. Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу №1: «Знакомство с многообразием водных простейших» с использованием проб из р.Агита.

Цель: научиться проводить определение принадлежности пресноводных простейших к типам.

Задачи:

1. Выявить характерные диагностические признаки типов простейших пресных водоемов.

2. Научиться проводить определение принадлежности пресноводных простейших к различным типам.

Оборудование: водные пробы с р. Агита (можно взять из разных районов реки, знакомых детям и так же в группах провести определение качественного), микроскоп, набор предметных и покровных стекол, пипетка.

Ход работы.

1. Рассмотрите содержимое проб, взятых на р.Агита (указывается место).

2. Поместите на предметное стекло каплю фиксированной пробы, накройте её покровным стеклом. Рассмотрите её под микроскопом, при увеличении 15х40.

3. Обратите внимание на размеры и форму клеток простейших, форму и количество ядер, отметьте некоторые характерные особенности, например форму тела и т.д.

4.Зарисуйте увиденные особи и укажите их тип.

5. Оцените относительное количество особей в каждом объёме пробы: 1- единичная встречаемость, 3- частая встречаемость, 5- массовое развитие.

6. Сформулируйте и запишите выводы по работе

В конце урока ребята должны получит две отметки за работу в группах и лабораторную работу. В качестве домашнего задания ребятам предложено продолжить заполнять таблицу третьей группы, включив туда амебу и эвглену зеленую.

infourok.ru

Урок 4. Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории

 

Методическое пособие разработки уроков биологии7уласс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 12—15 учебника), составление таблицы «Си­стематические группы простейших» при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна­чения понятий: корненож­ки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельно­сти простейших организмов; различать простейших с ав- тотрофным и гетеротрофным типом питания на рисунках, фотографиях и среди нату­ральных объектов; выделять систематические группы простейших и различать их

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить на­блюдения, эксперименты и объ­яснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характе­ристиками.

Регулятивные: работать по пла­ну, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки само­стоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы;

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; умение применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельно­сти; осознание возможности проведения само­стоятельного

Основные понятия

Зоология — наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ход урока

Актуализация знаний

Где обитают простейшие?

Какие простейшие опасны для человека?

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Чем отличаются простейшие от других живых организмов?

В них есть хлорофилл

Состоят из одной клетки

у них нет органов

2. Какое простейшее обитает в водоемах, лужах, прудах?

Фораминифера

Инфузория туфелька

Амеба

3. В чем главное отличие Инфузория от Амебы?

Постоянная форма тела

Среда обитания

Размер

4. Каким образом передвигается Инфузория туфелька?

С помощью ресничек

С помощью хвоста

С помощью лапок

5. Какие свойства живых организмов присущи простейшим ?

дыхание, питание, выделение, обмен веществ

раздражимость, размножение, движение

все

6. Какова роль простейших на планете?

очистка водоемов и корм

они не важны

переносят болезни

7. Какое простейшее вызывает малярию?

малярийный плазмодий

инфузория туфелька

амеба

8. В чем роль инфузории живущей в желудках жвачных животных?

переносят заболевания

помощь в пищеварении

не играют роли

9. Какую форму тела имеют простейшие?

раковины или не имеют формы

раковины, твердый скелет, не имеют формы

не имеют формы

10. Где обитают простейшие?

В почве и воде

В воздухе, воде, в живых организмах, в почве

В воздухе, воде, в живых организмах

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ЖГУТИКОНОСЦЫ, ИНФУЗОРИИ

Жгутиконосцы. Простейшие этой группы имеют один, два или мно­го жгутиков. Среди жгутиконосцев есть такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Не­редко их относят к растительным жгутиконосцам.

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и коло­ниальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток. Каждая клетка колонии по своему строению очень напо­минает водоросль хламидомонаду.

Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и пи­таться, как растения, поскольку в их клетках имеется зеленый пиг­мент — хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например эвгле­на зеленая, на свету питаются как растения, а в темноте как животные — готовыми органическими веществами. Все раститель­ные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных ор­ганизмах). Например, известны трихомонада и лямблия, которые паразитируют в кишечнике человека и животных. Трипаносомы и лейшмании обитают в крови человека и животных.

Инфузории — это наиболее сложноорганизованные одноклеточ­ные или колониальные организмы. Среди них есть свободноживущие, прикрепленные и паразитические формы Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Тело инфузорий име­ет постоянную форму, у представителей многих видов, например у инфузории туфельки, имеются реснички, с помощью которых свободноживущие в водоемах организмы довольно быстро передвигают­ся и обеспечивают себя питанием.

Свободноживущие инфузории питаются в основном бактерия­ми, другими простейшими. Паразитические — обитают в кишеч­нике животных, питаются содержимым кишечника, разрушают слизистую и вызывают серьезные заболевания. Прикрепленные — могут удерживаться на подводных предметах, теле водных живот­ных. Реснички создают ток воды, с помощью которого пищевые частички подгоняются к ротовой впадине. Характерным отличием инфузорий от других простейших является наличие в клетке не менее двух разных по величине ядер.

Значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, про­стейшие имеют большое значение в природе и в жизни человека. Это объясняется следующими особенностями. Во-первых, тело многих водных простейших заключено в известковую раковинку. После гибе­ли этих организмов их раковинки опускаются на дно. Там за многие миллионы лет из них образуются многометровые толщи известковых отложений, например мел.

Во-вторых, многие простейшие являются незаменимым кор­мом для других животных

В-третьих, большое количество простейших является возбу­дителями различных болезней, среди которых немало опасных, при­водящих больных к смерти. Из болезней человека, вызываемых про­стейшими, опасны такие, как амебная дизентерия, амебный менин­гит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва».

Простейшие приносят большой ущерб пчеловодству, рыбовод­ству, животноводству и звероводству.

Жгутиконосцы: эвглена зеленая, трипаносомы, лейшмания, опалины

 

 

 

 

Жгутиконосцы, инфузории

 

 

 

 

Подтип Жгутиковые. Растительные и животные жгутиконосцы

 

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по биологии на тему «Простейшие: жгутиконосцы, инфузории»

Урок в 7 классе по теме: «Простейшие: жгутиконосцы, инфузории» в разделе «Многообразие многоклеточных животных»

Цель урока: создать условия для усвоения знаний о простейших: жгутиконосцах, инфузориях и их роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательная: организовать работу для усвоения знаний о простейших, об их разнообразии и их значении в жизни человека.

Развивающая: способствовать формированию умений проводить определение видовой принадлежности пресноводных простейших; продолжить формирование умений сравнивать и формулировать выводы. Развивать умения выполнять практические задания, работать в парах и самостоятельно.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения. Экологическое воспитание.

Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы протекающие в одной клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.

Личностные результаты: Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации..

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели..Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Методы: словестный, наглядный, практический.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Средства обучения: учебник «Биология. Животные» 7 класс В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, инструктивные карточки, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос.

Назовите фамилию ученого, впервые описавшего простейших? (А. Левенгук)

Что является общим в строении простейших? (состоят из одной клетки)

Почему ученые утверждают, что у растений и животных были общие предки? (одноклеточные организмы встречаются как в царстве животных так и в царстве растений, существую формы осуществляющие смешанный – миксотрофный тип питания- эвглена зеленая. В настоящее время объединены в царство Протисты).

На прошлом занятии мы уже познакомились с некоторыми представителями простейших. Какие это простейшие? (Радиолярии, Споровики, Солнечники, Корненожки)

3. Целеполагание.

Посмотрите на доску, перед вами схема, которая называется Простейшие. Четыре окошечка в схеме мы уже можем с вами заполнить, вписав туда названия известных нам систематических групп простейших. (вписывают названия систематических групп простейших). Однако, что мы видим? (Схема заполнена не полностью) Следовательно? (Ребята делают вывод о существовании еще двух групп простейших ) Совершенно верно- это Жгутиконосцы и Инфузории. Исходя из этого, что же мы будем изучать сегодня на уроке? ( Группы простейших под названием Жгутиконосцы и Инфузории)

4. Изучение нового учебного материала.

Продолжаем знакомиться с многообразием простейших организмов.

Характерной чертой данного класса является наличие жгутикаЖгутики – органоиды движения простейших. Движение происходит благодаря вращению жгутика, который расположен на переднем конце тела. Разные виды Жгутиковых могут иметь от одного до множества жгутиков.

Жгутиковых можно встретить в морях, пресных водоёмах, почве и в живых организмах. Внешне жгутиковые выглядят очень разнообразно: могут быть овальной, шаровидной, веретеновидной форм. У большинства представителей данного класса имеется постоянная форма тела.

Жгутиковые делятся на три группы по типу питания. Гетеротрофные простейшие используют готовые органические вещества, т.к. их клетки не имеют хлорофилла, и они не могут осуществлять фотосинтез. Это, например, трипаносома. Жгутиковые, содержащие хлорофилл, способны к фотосинтезу и имеют автотрофный тип питания. Например, вольвокс. Для некоторых видов, например, эвглена зелёная, характерен миксотрофный, или смешанный, тип питания, поскольку на свету они способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами.

Жгутиковые бывают одиночными (свободноживущими и паразитическими) и колониальными. Рассмотрим основных представителей класса Жгутиковые.

Вольвокс. Это шаровидный колониальный организм, который можно встретить в прудах и озерах. Он имеет размеры от 1 до 2 мм. Вольвокс состоит из нескольких сотен клеток, погружённых в студенистое вещество. Каждая клетка имеет два жгутика, с помощью которых вольвокс перекатывается в толще воды. Отсюда и происходит название «вольвокс», означающее «катящийся».  Колония развивается из одной жгутиковой клетки. При дальнейшем делении клетки не расходятся, а продолжают существовать вместе.

Когда условия жизни благоприятны, некоторые клетки вольвокса погружаются внутрь и начинают быстро делиться. Так образуются дочерние колонии вольвокса, которые выходят из старого вольвокса наружу и начинают вести самостоятельный образ жизни.

Кроме вольвокса, к колониальным организмам относятся пандорина, эвдорина, гониум.

Эвглена зеленая – свободноживущий одноклеточный организм, имеет размеры около 0,06 мм. Обитает в пресных водоёмах со стоячей загрязненной водой. Рассмотрим ее строение. Имеет постоянную форму тела, т.к. ее тело покрыто плотной оболочкой. На переднем конце тела располагается жгутик. Вся клетка заполнена цитоплазмой, в которой располагаются ядро, около 20 хлоропластов, сократительная вакуоль, которая, как и у всех простейших, осуществляет выделение излишней воды. Интересной особенностью является наличие стигмы – светочувствительного глазка, содержащего красный пигмент. Светочувствительный глазок помогает находить освещённые места в водоёме, где более благоприятны условия для фотосинтеза.

Тип питания – миксотрофный. По этому признаку эвглена занимает промежуточное положение между растениями и животными. На свету она является автотрофом. В хроропластах, содержащих хлорофилл, идет фотосинтез. Когда на длительное время эвглена попадает в темноту, она теряет хлорофилл и становится бесцветной. Тогда она начинает всасывать готовые органические вещества всей поверхностью тела, т.е. становится гетеротрофом.

Дыхание и выделение происходит всей поверхностью тела.

Размножение бесполое – продольное деление клетки надвое. Сначала делится ядро, после чего разделяется вся клетка. Жгутик при этом может отделяться, и тогда дочерние особи формируют его заново, или отходит одной из клеток, в этом случае отстраивать его приходится только одной молодой клетке.

В неблагоприятных условиях эвглена, как и амёба, образует цисту.

Другие жгутиковые не имеют хлоропластов. Среди них встречаются свободноживущие и паразитические особи, которые вызывают тяжёлые заболевания, в том числе и у человека.

Африканские трипаносомы являются возбудителями тяжелейшей сонной болезни. Переносчиками паразита являются кровососущие мухи цеце, которые заражают животных и человека. Со слюной мухи при укусе паразит попадает в кровь человека, после чего поражает мозг. Симптомы болезни вначале проявляются в виде слабой лихорадки, но затем появляется мышечная слабость, утомляемость, сонливость. Развивается глубокое истощение организма. Без лечения болезнь приводит к гибели.

Среди паразитов человека важная роль принадлежит лейшманиям, получившим название в честь английского врача Уильяма Лейшмана, который одним из первых описал этих паразитов. Они паразитируют в крови человека и животных.

Также известны трихомонады, которые имеют несколько жгутиков, и лямблии. Лямблии – это простейшие, получившие свое название в честь профессора Душана Фёдоровича Лямбля, открывшего их в 1859 году. Организм имеет 2 ядра и 8 жгутиков. Заселяет тонкую кишку человека.

Характерные особенности класса Жгутиковые:

·         Большинство имеет 1 ядро;

·         Постоянная форма тела;

·         Органоиды движения – жгутики;

·         Тип питания: гетеротрофный, автотрофный или миксотрофный;

·         Размножение: бесполое, у некоторых встречается половой процесс.

К типу Инфузории относится более 7 тыс. видов простейших. В этот тип объединяются наиболее сложноустроенные одноклеточные. Среди них есть свободноживущие, паразитические и прикреплённые виды.

Для всех представителей данного типа характерны две главные особенностидвижение с помощью ресничек и наличие одновременно двух ядер: крупного макронуклеуса и мелкого микронуклеуса. Микронуклеус обеспечивает размножение, макронуклеус в размножении не участвует, он управляет жизнедеятельностью неделящейся клетки.

Наиболее известным представителем данного типа является инфузория туфелька. Они очень быстро размножаются в водном настое сена. Если рассмотреть каплю такого настоя под микроскопом, то можно увидеть множество мелких двигающихся организмов, по внешнему виду напоминающих подошву туфли. Это инфузории туфельки.

Инфузория туфелька – свободноживущий организм, размером 0,1 – 0,3 мм. Обитает в пресных стоячих водоёмах. Инфузория снаружи покрыта плотной оболочкой, следовательно, для нее характерна постоянная форма. Все тело покрыто ресничками, которые обеспечивают движение. Плавает инфузория тупым концом вперёд. Между ресничками есть трихоцисты – палочковидные органоиды, необходимые для защиты и нападения. Из них выбрасывается обжигающая жидкость.

Вся клетка заполнена цитоплазмой. В центре клетки находится большое ядро – макронуклеус, и рядом с ним – малое ядро – микронуклеус.

Сбоку, ближе к широкому концу тела имеется углубление, ведущее в клеточный рот, который продолжается клеточной глоткой. С помощью околоротовых ресничек пищевые частицы загоняются в рот, а затем – в глотку. В цитоплазме от глотки отходит пищеварительная вакуоль. Затем она вовлекается в ток цитоплазмы и совершает определённое передвижение внутри клетки. По мере движения питательные вещества из пищеварительной вакуоли поступают в цитоплазму.

Непереваренные остатки пищи выбрасываются у инфузорий через специальное отверстие – порошицу.

Излишки воды удаляются через сократительные вакуоли, которых у инфузорий 2. Расположены они в передней и задней частях тела.  Они имеет гораздо более сложное строение, чем у других простейших. Сокращаются вакуоли попеременно каждые 20-25 секунд.

Дыхание, как и у всех свободноживущих одноклеточных животных, происходит всей поверхностью тела.

Размножение бесполое: происходит путем поперечного деления клетки надвое. Первым надвое делится малое ядро, затем большое. Появляется перетяжка, которая разделяет инфузорию на две дочерние инфузории, которые заново формируют ротовые аппараты и другие недостающие структуры.

Для инфузорий характерен половой процесс – конъюгация. При конъюгации происходит сближение двух особей, между ними образуется цитоплазматический мостик, соединяющий обе клетки. Большое ядро разрушается, а малое ядро делится на 4 более мелких ядра, три из которых разрушаются. Четвёртое ядро делится еще раз на 2 ядра. Одно из двух образовавшихся ядер остаётся в той же инфузории, а другое переходит в клетку партнёра по конъюгации через цитоплазматический мостик. Далее происходит слияние ядер у обеих инфузорий. Далее цитоплазматический мостик разрывается и клетки разъединяются. В них вновь достраиваются большие ядра. Размножением этот процесс нельзя назвать, так как конъюгация не ведёт к увеличению количества особей, а служит только для обновления наследственного материала, что способствует улучшению процессов жизнедеятельности инфузорий.

Для инфузории туфельки, как и для других простейших, характерна раздражимость. Например, если поместить в каплю воды с инфузориями кристаллики поваренной соли, а затем капнуть рядом каплю чистой воды, то инфузории уплывут от кристаллов соли в более чистую воду.

Свободноживущие инфузории питаются бактериями и более мелкими простейшими. Паразитические – обитают в кишечнике животных и питаются его содержимым, при этом вызывая различные заболевания.

Среди паразитических инфузорий только балантидий развивается в организме человека. Он имеет овальную форму, покрыт ресничками и обладает всеми основными структурами, которые характерны для инфузорий. Заражение человека происходит путём проглатывания цист. Их источником могут являться свиньи. В организме человека паразит поселяется в толстой кишке.

Другие инфузории, например, сувойки, прикрепляются ко дну или к растениям длинными стебельками, которые могут сокращаться благодаря особым сократительным волоконцам. Многие сувойки образуют колонии. Питаются эти инфузории преимущественно бактериями.

Инфузория трубач имеет тело в форме воронки. Длина до 1 мм. На расширенном переднем конце хорошо развита зона околоротовых мембранелл, направляющих ток пищевых частиц к ротовому отверстию. Остальное тело покрыто продольными рядами мелких ресничек. Могут свободно плавать или прикрепляться к субстрату суженным задним концом.

Стилонихия способна не только ползать по субстрату, но и делать скачки, с помощью специальных образований. Под влиянием летучих фитонцидов лука она распадается на мельчайшие зернышки и даже растворяется. Такое явление микробиологи называют лизисом. Тело инфузории «исчезает».

Характерные признаки типа Инфузории:

  • Имеют 2 ядра;

  • Органоиды движения – реснички;

  • Постоянная форма тела;

  • Большинство имеет 2 сократительные вакуоли;

  • Органоиды защиты – трихоцисты;

  • Тип питания – гетеротрофный;

  • Размножение бесполое, характерен половой процесс – конъюгация;

  • Имеют органоиды пищеварения: клеточный рот, клеточную глотку и порошицу.

5. Закрепление.

1.Для чего мы изучаем простейших?

2. Значение простейших?

6. Рефлексия

3. Понравился ли вам урок?

4. Не понравился урок?

7.Домашнее задание

Параграф 4, подготовить сообщение о паразитических простейших, доделать таблицу.

infourok.ru

Фгос технологическая карта урока по биологии 7 класс по теме: «Жгутиконосцы, инфузории ».

№ 4._________Дата

Тема урока «Жгутиконосцы, инфузории ».

Цели урока: Познакомиться с зеленой эвгленой, инфузорией туфелька и вольвоксом как колониальным простейшим.

Задачи: 1)Образовательные — на основе повторения и обобщения знаний по простейшим углубить знания по жгутиконосцам и инфузориям; развивать умение высказывать свою точку зрения о значении простейших; продолжить формирование навыков работы с учебником, микроскопом; раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности эвглены зеленой, а также вольвокса как колониального простейшего; выяснить различия эвглены от амебы; формировать умения выделять главное . 2) Воспитательная — воспитывать правильное отношение к окружающей действительности. 3) Развивающие – развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме « Жгутиконосцы. Инфузории»; развивать умение вести учебный диалог; развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения по ранее изученным простейшим.

Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы протекающие в одной клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.

Личностные результаты: Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации..

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели..Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Основные понятия: инфузории, колония, жгутиконосцы

Межпредметные связи: география, история

Ресурсы урока: м/презентация, микроскопы, микропрепараты, раздаточный материал.

Технология проведения

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося

Организационный этап

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Согласовать и зафиксировать цель, тему урока; организовать составление совместного плана действия

Природа любит загадывать загадки. А человек их отгадывает, познает не известное. Мы на прошлом уроке познакомились с животными, состоящими из одной клетки. Давайте вспомним материал прошлого урока. Каждому из вас я приготовила по одному вопросу. Вытягиваем вопрос и через одну минуту выдаём ответ и оцениваем себя.

Производит фронтальный опрос по вопросам:

  1. Какие живые организмы относятся к простейшим и как они размножаются? 2. Какое строение имеет амеба обыкновенная? 3.Как называют класс животных имеющих минеральный скелет в виде красивых образований. И где представителей этого класса можно встретить? 4. Как называется самая малочисленная группа простейших похожая на звезду и где представителей этого класса можно встретить? 5. Что такое циста. И для чего она необходима? 6.Что вам известно о дизентерийной амебе? 7.Чем опасен малярийный плазмодий? К какому классу его относят .8. Кто такие фораминиферы, к какому классу они относятся?

  2. И общий вопрос найдите ошибку в утверждении: « Если все одноклеточные – простейшие, то все простейшие – животные одноклеточные»

Вытягивают вопросы. Готовятся. Отвечают. Оценивают свою работу.

Беседа

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточные знания о животных

«Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Перед нами простейший организм это вольвокс. Опишите его строение. Организм колониального типа. Перед нами инфузория, эвглена, чем они похожи?

Что мы еще не знаем о простейших?

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя

Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства

Проговаривание темы урока, цели и задач урока

Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа

Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания»

Организует подводящий диалог.

Организует формирование нового знания в речи

Мы изучим два класса класс жгутиконосцы, инфузории.

простейшие

При изучении темы п.4.мы с вами должны составить схему

Работают с учебником стр. 16. Переводят текстовый материал в схематичный.

Проверяют . оценивают свой труд.

Первичный контроль с самопроверкой и оценкой.

Проверить с помощью эталона свое умение

Тест.

1 .У какого все функции живого организма: животного клетка выполняет

А- у многоклеточных организмов; Б – у простейшего организма; В – у колониального организма; Г – у любого живого организма.

2 .Сократительные вакуоли необходимы:

А – для пищеварения; Б – для газообмена; В – для поглощения воды из окружающей среды ; Г – для удаления избытка воды с растворенными продуктами жизнедеятельности.

3. Животные должны передвигаться, так как:

А – они ищут освещенные места; Б – добывают готовые органические вещества; В – ищут жертву, так как являются хищниками; Г – являются паразитами.

4 .Эвглену зеленую называют «переходной формой», так как она:

А – передвигается с помощью жгутика; Б

имеет хлоропласты; В – имеет признаки растения и животного; Г – состоит из одной клетки.

5.Простейшие, обитающие в воде, дышат:

А- растворенным в воде кислородом; Б – атмосферным кислородом; В – атмосферным углекислым газом; Г – растворенным в воде углекислым газом.

По окончании работы учитель показывает слайд (эталон для проверки) Проверка, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Оценка своего труда

Ответы:

1-Б; 2-Г; 3-Б; 4- В; 5-А.

Анализ полученной информации. Проверка, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Оценивания себя.

физминутка

физминутка

Зачем нам знать организмы, которые состоят из 1 клетки и имеют малые размеры

Работа с учебником стр. 19.Беседа

Отвечают на вопрос, ищут информацию на стр. 19.Анализируют и делают выводы

Закрепление

Работа с микроскопом и микропрепаратами. Для ознакомления с размерами и строением классов.

Работа с раздаточным материалам

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

Мы переходим к последнему этапу — подводим итог работы

-Вспомним тему урока

-Какие животные называются простейшими, какие классы животных мы изучили

-Оцените свою деятельность на уроке

Домашнее задание п.4пересказ.Приготовить проект « Экскурсия в мир простейших».

Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Раздаточный материал по теме урока № 4

Заполните схему

простейшие

Выбери вопрос:

  1. Какие живые организмы относятся к простейшим и как они размножаются? 2. Какое строение имеет амеба обыкновенная? 3.Как называют класс животных имеющих минеральный скелет в виде красивых образований. И где представителей этого класса можно встретить? 4. Как называется самая малочисленная группа простейших похожая на звезду и где представителей этого класса можно встретить? 5. Что такое циста. И для чего она необходима? 6.Что вам известно о дизентерийной амебе? 7.Чем опасен малярийный плазмодий? К какому классу его относят .8. Кто такие фораминиферы, к какому классу они относятся?

  1. И общий вопрос найдите ошибку в утверждении: « Если все одноклеточные – простейшие, то все простейшие – животные одноклеточные»

  2. Проверочный тест:

Тест.

1 .У какого все функции живого организма: животного клетка выполняет

А- у многоклеточных организмов; Б – у простейшего организма; В – у колониального организма; Г – у любого живого организма.

2 .Сократительные вакуоли необходимы:

А – для пищеварения; Б – для газообмена; В – для поглощения воды из окружающей среды ; Г – для удаления избытка воды с растворенными продуктами жизнедеятельности.

3. Животные должны передвигаться, так как:

А – они ищут освещенные места; Б – добывают готовые органические вещества; В – ищут жертву, так как являются хищниками; Г – являются паразитами.

4 .Эвглену зеленую называют «переходной формой», так как она:

А – передвигается с помощью жгутика; Б

имеет хлоропласты; В – имеет признаки растения и животного; Г – состоит из одной клетки.

5.Простейшие, обитающие в воде, дышат:

А- растворенным в воде кислородом; Б – атмосферным кислородом; В – атмосферным углекислым газом; Г – растворенным в воде углекислым газом.

  1. Работа с микроскопом и микропрепаратами( ознакомления с представителями классов жгутиковые и инфузории.

Зарисовать представителей. Найти отличительные признаки.

infourok.ru

Презентация — Растительные жгутиконосцы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Растительные жгутиконосцы
Автор: Киселева Ольга Николаевна Учитель биологии и экологии МАОУ «Лицей №37» г. Саратова

Слайд 2

Систематика
тип Саркомастигофоры
тип Инфузории
царство простейшие Protozoa
тип Апикомплексы
п/тип Саркодовые (Корненожки)
п/тип Мастигофоры (Жгутиконосцы)

Слайд 3

Систематика
п/тип Мастигофоры (Жгутиковые)
п/тип Саркодовые (Корненожки)
тип Саркомастигофоры (Корнежгутиковые)
Класс Растительные жгутиконосцы
Класс Животные жгутиконосцы

Слайд 4

класс Растительные жгутиконосцы
Эвглена Зеленая
Вольвокс

Слайд 5

Систематика
отряд Эвгленовые
отряд Вольвоксовые
Класс Растительные жгутиконосцы
род Эвглены
вид Эвглена зеленая
род Вольвокс

Слайд 6

Растительные жгутиконосцы

Слайд 7

Колониальные жгутиковые
Гониум
Вольвокс
Эвдорина
Пандорина

Слайд 8

Систематика
отдел Зеленые водоросли
Царство Растения
класс Хлорофициевые

Слайд 9

Вольвокс
Вольвокс — наиболее высокоорганизованный представитель класса.

Слайд 10

Вольвокс
Наиболее высокоорганизованные представители класса. Их колонии имеют вид слизистых, диаметром 2-3 мм, шариков, в периферическом слое которых расположено до 60 тыс. клеток со жгутиками — зооидов, сросшихся своими боковыми стенками друг с другом. Внутренняя полость шара заполнена студенистым веществом.

Слайд 11

Вольвокс
В такой колонии существует специализация клеток. Периферическую ее часть составляют вегетативные зооиды, а между ними разбросаны более крупные – генеративные (репродуктивные).

Слайд 12

Вольвокс
Около десятка генеративных клеток – гонидии — клетки бесполого размножения. В результате многократных делений они дают начало молодым, дочерним колониям, которые выпадают внутрь материнского шара и освобождаются лишь после его разрушения.

Слайд 13

Вольвокс
Половое размножение у вольвокса – оогамия. Органы, в которых образуются гаметы, оогонии и антеридии, возникают также из репродуктивных клеток. Осенью из генеративных зооидов образуются макрогаметы и микрогаметы. Происходит копуляция гамет, зигота зимует, делится мейотически, и гаплоидные зооиды образуют новую колонию.

Слайд 14

Вольвокс
В европейской части России оба эти вида встречаются в прудах и старицах рек и в период интенсивного размножения вызывают «цветение» воды.

Слайд 15

Пандорина
Колония построена из 8, 16 или 32 клеток, расположены в комочке слизи, образуя яйцевидную или элипсоидальную форму. Каждая клетка имеет два жгутика с двумя сократительными вакуолями в их основании, глазок, крупный чашеобразный хлоропласт. Поскольку все жгутики обращены наружу, пандорина вращается в воде, как мяч.

Слайд 16

Пандорина
Когда клетки достигают максимального размера, колония опускается на дно, где каждая клетка делится, образуя дочернюю колонию. Последние остаются вместе, пока у всех не разовьются жгутики. Потом комочек слизи вскрывается, подобно ящику Пандоры (отсюда и название водоросли), выпуская в воду новые организмы.

Слайд 17

Гониум
Колония построена из 4, 8, 16 и 32 клеток, все одинакового размера, расположены в один слой в виде слегка изогнутого щитовидного диска в общей пластинке слизи. Если колония состоит из 16 клеток, то в центре располагаются 4 клетки, остальные 12 — по четырём сторонам, по три клетки на каждую сторону.

Слайд 18

Гониум
Каждая клетка имеет два жгутика. Жгутики клеток бьют по отдельности, двигая всю колонию вперёд. Каждая клетка может делиться, образуя новую колонию.

Слайд 19

Эвдорина
Колония построена из 32, 64 или 128 клеток, расположены в комочке слизи, образуя сферическую форму. Каждая клетка имеет жгутики и, если они работают согласованно, то колония довольно быстро передвигается в толще воды.

Слайд 20

Эвдорина
От гониума и пандорины отличается тем, что некоторые меньшие других клетки на переднем относительно направления движения её конце не могут размножаться с образованием новых колоний. Таким образом, началась функциональная специализация клеток.

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *