cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

8 класс общество мораль – Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему: Урок обществознания по теме «Мораль» 8 класс

Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему: Урок обществознания по теме «Мораль» 8 класс

 Вахтомина Анастасия Павловна

   учитель истории и обществознания

                                   МБОУ г.Кургана «СОШ №39»

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Мораль

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль»;
  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
  • Тип урока:
  • урок изучения нового учебного материала с использованием компьютерных технологий.
  • Оборудование: Мультимедийная установка.
  • Формируемые УУД:
  • Предметные – знать нормы морали, уметь давать им характеристику,  приводить примеры из повседневной жизни.
  • Регулятивные — определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • Познавательные – на примерах показать значимость морали и нравственности.
  • Коммуникативные — умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
  • Личностные — умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, личностный моральный выбор.

Ход урока

План урока.

  1. Мораль, нравственность.
  2. Добро и зло.

Эпиграф урока:  

 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем  на уроке

Прекраснейшего настроения.

I. Проверка домашнего задания.

-Какую тему изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни вы знаете? (Политическая, экономическая, социальная).

-Дома вы должны были совместно с родителями заполнить таблицу о жизненных интересах вашей семьи.

(Проверка заполнения таблицы)

Виды интересов

Примеры

Духовные

Музыка, чтение книг, посещение театра

Материальные

Красиво одеться, купить машину

Сиюминутные

Посмотреть фильм

Кратковременные

Ремонт квартиры

Долгосрочные

Дружба, счастье, любовь

-Какой из этих видов интересов присущ только человеку, отличает человека от других живых существ? (духовные интересы)

-Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы,  которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

Просмотр мультфильма (Смешарики- Мораль)

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»

Слайд 1,2.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать  дату и тему урока)

III. Знакомство с новым материалом.

Мораль — правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законных. (Записать в тетради)

-Обратимся к словарю. Мораль – это….

Слайд 3

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Слайд 4.

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  — не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Слайд 5.

Мораль

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать) Что должно быть, к чему человек должен стремиться

практические поступки людей

Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

3.Стимулы нравственного поведения.

Слайд 6.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать,  как все
  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

IV. Добро и зло.

1.Прием «мозговой штурм».

-Какие  ассоциации у вас  возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

-А теперь давайте обратимся к словарю В.Даля .

Слайд 7.

Физкультминутка-игра.    (Слайд 10)

  Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит,  Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка,  Смешарики

2.Работа в группах

ЗАДАНИЯ: . Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью, и те, которые не осуждаются. Объясните свой выбор:


  • курить в лесу; курить в общественном месте; курить в школьном возрасте;

  • срывать цветы на лугу; срывать цветы, выращенные в своем саду; срывать цветы в чужом саду;

  • ударить собаку; ударить человека; упасть и удариться;

  • позавидовать покупке новой автомашины и обозвать человека жуликом.

3.Портрет доброго человека.

— В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

-Каждая группа получает по 2 «лучика», на каждом из которых нужно написать качество доброго человека, свойство доброты.

(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)

 -Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4,Домашнее задание

-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).

Д/З на выбор:

  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло)  или
  • написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

Рефлексия

5.Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)

– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)

– Как вы понимаете смысл этой притчи?

– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

VI.Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

А в заключение давайте все вместе споем и пожелаем друг другу идти только дорогой добра.

Видео — клип  «Делай добро»

nsportal.ru

Мораль. Видеоурок. Обществознание 8 Класс

На данном уроке мы познакомимся с такими терминами как «мораль» и «нравственность», выясним различия между ними. Поговорим о теориях происхождения морали. На конкретных исторических примерах рассмотрим, как менялась нравственность общества с течением времени. Также мы выясним, какого человека можно называть добронравным, а какого – злонравным.

Тема: Сфера духовной жизни

Урок:  Мораль

«Крошка сын к отцу пришёл,

и спросила кроха:

— Что такое хорошо и что такое плохо?»

В.В. Маяковский

Рис. 1. Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского (Источник)

На первый взгляд кажется, что понятия морали, нравственности, добра и зла очень просты, ведь мы практически каждый день употребляем эти слова в том или ином контексте. Давайте выясним, что они действительно означают, имеют ли они под собой какое-то серьёзное содержание или это просто бытовые словосочетания, которые люди употребляют, желая приукрасить свою речь.

На самом деле понятие морали не фигурально, это совершенно конкретное человеческое явление. Все учёные, изучающие мораль, сходятся в том, что суть её можно выразить в следующих словах: «Не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе». Это кажется очень логичным и простым, ведь по идее, если мы не будем поступать по отношению к другим людям неправильно, то и по отношению к себе мы не вправе ждать таких действий. Однако на практике данное утверждение подтверждается не всегда.

Мораль – нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др. Подчеркнём, что данные правила, безусловно, не письменные, так как не так уж и важно записывать то, что кажется для человека совершенно естественным и обыденным. Однако несоблюдение правил морали вызывает дезорганизацию всей работы и структуры общества. Например, для человека совершенно естественно здороваться, когда он видит знакомого человека, вставать в присутствии старшего, уступать место старшему либо женщине в общественном транспорте. Мы называем подобные действия правилами хорошего поведения, правилами хорошего тона, они для нас привычны и считаются нормальным отношением к другим членам общества. Но по большому счёту это всё моральные правила.

Другими словами, мораль начинается там, где один человек делает добро другому человеку. Приведём небольшой пример. Вы делаете себе бутерброд. С точки зрения науки это поступок не моральный, а обыденный. Это входит в рамки естественного поведения человека: вы хотите есть и делаете для себя бутерброд, то есть готовите себе пищу. Но если этим же бутербродом вы поделитесь со своим товарищем, причём поделитесь правильно, отдав ему большую половину, тогда этот поступок будет моральным. Ведь вы сделали другому человеку добро, тем самым посеяв в нём светлое начало. В конце концов, вы имеете право рассчитывать на то, что в будущем люди так же будут относиться и к вам.

Когда мы говорим о том, что имеем право на добрые поступки со стороны других людей, если сами демонстрируем хорошее отношение к ним, это не является корыстью или эгоизмом. Каждый человек постоянно оценивает себя, он должен оценивать себя, в том числе и с точки зрения моральности его поступков, с точки зрения того, насколько правильно он повёл себя в той или иной ситуации. Самооценка, самоанализ, самоконтроль и самокритика – это обязательные условия жизни человека. В этом наша особенность.

Люди действительно особенные и отличаются от всех иных живых существ, обитающих на нашей планете. Очень трудным вопросом является то, откуда в человеческом обществе появилась мораль. Некоторые учёные считают, что мораль – это специфическая форма взаимодействия между людьми, которая выработалась в результате того, что люди выделились из природы и стали сами для себя устанавливать определённые нормы и правила поведения. Вот так и появилась мораль.

 Существует также мнение, что мораль была дана нам от Бога, ведь, в конце концов, то самое правило, которое упоминалось выше («Не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе»), – это слова Иисуса Христа из его Нагорной проповеди.

Рис. 2. Нагорная проповедь (

interneturok.ru

8 класс. Обществознание. Мораль — Мораль

Комментарии преподавателя

«Крош­ка сын к отцу при­шёл,

и спро­си­ла кроха:

— Что такое хо­ро­шо и что такое плохо?»

В.В. Ма­я­ков­ский

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию В. Ма­я­ков­ско­го (Ис­точ­ник)

На пер­вый взгляд ка­жет­ся, что по­ня­тия мо­ра­ли, нрав­ствен­но­сти, добра и зла очень про­сты, ведь мы прак­ти­че­ски каж­дый день упо­треб­ля­ем эти слова в том или ином кон­тек­сте. Да­вай­те вы­яс­ним, что они дей­стви­тель­но озна­ча­ют, имеют ли они под собой ка­кое-то се­рьёз­ное со­дер­жа­ние или это про­сто бы­то­вые сло­во­со­че­та­ния, ко­то­рые люди упо­треб­ля­ют, желая при­укра­сить свою речь.

На самом деле по­ня­тие мо­ра­ли не фи­гу­раль­но, это со­вер­шен­но кон­крет­ное че­ло­ве­че­ское яв­ле­ние. Все учё­ные, изу­ча­ю­щие мо­раль, схо­дят­ся в том, что суть её можно вы­ра­зить в сле­ду­ю­щих сло­вах: «Не делай дру­гим того, чего бы ты не хотел по от­но­ше­нию к себе». Это ка­жет­ся очень ло­гич­ным и про­стым, ведь по идее, если мы не будем по­сту­пать по от­но­ше­нию к дру­гим людям непра­виль­но, то и по от­но­ше­нию к себе мы не впра­ве ждать таких дей­ствий. Од­на­ко на прак­ти­ке дан­ное утвер­жде­ние под­твер­жда­ет­ся не все­гда.

Мо­раль – нрав­ствен­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния, ос­но­ван­ные на пред­став­ле­ни­ях людей о хо­ро­шем и пло­хом, о добре и зле, о спра­вед­ли­во­сти, долге, чести и со­ве­сти и др. Под­черк­нём, что дан­ные пра­ви­ла, без­услов­но, не пись­мен­ные, так как не так уж и важно за­пи­сы­вать то, что ка­жет­ся для че­ло­ве­ка со­вер­шен­но есте­ствен­ным и обы­ден­ным. Од­на­ко несо­блю­де­ние пра­вил мо­ра­ли вы­зы­ва­ет дез­ор­га­ни­за­цию всей ра­бо­ты и струк­ту­ры об­ще­ства. На­при­мер, для че­ло­ве­ка со­вер­шен­но есте­ствен­но здо­ро­вать­ся, когда он видит зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка, вста­вать в при­сут­ствии стар­ше­го, усту­пать место стар­ше­му либо жен­щине в об­ще­ствен­ном транс­пор­те. Мы на­зы­ва­ем по­доб­ные дей­ствия пра­ви­ла­ми хо­ро­ше­го по­ве­де­ния, пра­ви­ла­ми хо­ро­ше­го тона, они для нас при­выч­ны и счи­та­ют­ся нор­маль­ным от­но­ше­ни­ем к дру­гим чле­нам об­ще­ства. Но по боль­шо­му счёту это всё мо­раль­ные пра­ви­ла.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, мо­раль на­чи­на­ет­ся там, где один че­ло­век де­ла­ет добро дру­го­му че­ло­ве­ку. При­ве­дём неболь­шой при­мер. Вы де­ла­е­те себе бу­тер­брод. С точки зре­ния науки это по­сту­пок не мо­раль­ный, а обы­ден­ный. Это вхо­дит в рамки есте­ствен­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка: вы хо­ти­те есть и де­ла­е­те для себя бу­тер­брод, то есть го­то­ви­те себе пищу. Но если этим же бу­тер­бро­дом вы по­де­ли­тесь со своим то­ва­ри­щем, при­чём по­де­ли­тесь пра­виль­но, отдав ему боль­шую по­ло­ви­ну, тогда 

этот по­сту­пок будет мо­раль­ным. Ведь вы сде­ла­ли дру­го­му че­ло­ве­ку добро, тем самым по­се­яв в нём свет­лое на­ча­ло. В конце кон­цов, вы име­е­те право рас­счи­ты­вать на то, что в бу­ду­щем люди так же будут от­но­сить­ся и к вам.

Когда мы го­во­рим о том, что имеем право на доб­рые по­ступ­ки со сто­ро­ны дру­гих людей, если сами де­м

www.kursoteka.ru

§ 7. Мораль. Обществознание 8 класс Боголюбов

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Мораль

07. Мораль

Добро и зло – главные понятия этики

В 5 веке до нашей эры в Афинах жил один из самых  известных философов Древней Греции Сократ. Он вёл жизнь самого настоящего бродяги. Ходил по базарам и задавал людям, казалось бы, простые вопросы: что есть добро, а что есть зло? Из бесед вдруг выяснялось, что добро может стать злом, если изменятся обстоятельства, и наоборот.

– Дождь – это добро? – спрашивал Сократ.

– Да, ведь без дождя мы не сможем вырастить хороший урожай, — отвечали ему.

– А если дождь пойдет во время уборки?

– Тогда он – зло.

– Так что же такое дождь – добро или зло?

Собеседники Сократа запутывались и не могли дать ясного ответа.

Попробуем и мы ответить на вопрос, заданный Сократом.

Добро и зло – это основные понятия морали. Часто мораль определяют как систему норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных не представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.

Добро – это всё то, что приближает человека к жизненному идеалу; то, что способствует его самораскрытию, самореализации; то, что приносит нам счастье, пользу, радость. Добро бывает потенциальное и реальное. Добро потенциальное, то есть возможное, — это благие намерения, не проявившиеся в действиях. Когда человек искренне желает добра другим  — это, конечно, замечательно. Но слышали ли вы выражение: «Благими намерениями выстлана дорога в ад»? В английском варианте эта поговорка звучит немного по-другому: «Ад вымощен добрыми намерениями и желаниями». Речь идёт не только о том, что последствия наших поступков не всегда совпадают с тем, чего мы хотели. Для того чтобы быть по-настоящему добрым, нужно действовать: не только желать людям добра, но и приносить им его. Благие намерения, проявившиеся в действиях, и есть добро реальное.

С понятием добра тесно связано и понятие благо – то, что полезно людям.

Зло – это то, что противоположно добру; то, что разрушает благо; безнравственность, бесчеловечность, вообще всё то, что достойно осуждения.

Как мы уже выяснили (с помощью Сократа) невозможно раз и навсегда решить, что является добром, а что – злом. На человеке лежит большая ответственность: в каждой конкретной ситуации самостоятельно отвечать на этот вопрос.

Американский философ и педагог Джон Дьюи предупреждал: «Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами».

Основные ценности морали

Что можно отнести к основным ценностям морали?

Давайте для начала определимся, что такое ценность. Можно сказать, что это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Но одни и те же предметы и явления  для разных людей и в разные эпохи могут иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение. То ест, ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для человека.

Ценности бывают практические – материальные блага, научно-технический прогресс, карьера – и духовные — вера, знание, творчество, общение. К высшим нравственным ценностям относят те всеобъемлющие идеи, которые составляют основу «правильной жизни»: добро, счастье, свободу, смысл жизни. От их понимания зависит наша нравственность: поступки, взгляды, оценки, жизненные цели.                                            

Вы уже видели, как тяжело дать простое и конкретное определение понятию «добро». Так же трудно определить, что такое счастье:

ü каждый понимает его по-своему, но все хотят его иметь;

ü  оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности;

ü его нельзя найти, выиграть или получить в подарок;

ü оно невозможно без преодоления собственной лени, пассивности, инертности;

ü это «звёздный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни.

Говоря короче, счастье – это состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия. А что вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?

Вы уже говорили на уроках обществознания, что смысл жизни человека определяется его значимыми целями и ценностями. Смысл жизни нельзя дать человеку готовым – его нужно найти самому, утвердить и доказать делами.

Свободу часто определяют, как возможность делать самостоятельный, осознанный выбор и нести ответственность на все последствия совершаемых в результате этого выбора поступков.

Основные  нормы морали

К  ценностям морали  относят также и нравственные нормы. Кроме моральных норм, люди руководствуются и другими: правовыми, религиозными, обычаями, нормами этикета. В чем же особенность моральных норм?

ü Они носят обобщённый характер, человек в каждом конкретном случае должен определять, что является нравственным или безнравственным в данной ситуации.

ü Конечно, представление о нравственном и безнравственном у разных народов может отличаться, но есть и общие для всего человечества моральные нормы: уважение жизни и собственности другого человека, его чести и достоинства – все то, что можно объединить «золотым правилом нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к себе».

ü Моральные нормы чаще всего являются неписаными правилами, передающимися из поколения в поколение.

ü Они необязательны для исполнения. Только сам человек свободно и осмысленно может решить им следовать.

ü Нет, и не может быть каких-либо специальных учреждений, которые следят за исполнением моральных норм, мораль человека основывается  на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человекам, стать частью его внутреннего мира, только тогда они помогают ему правильно вести себя в самых разных ситуациях.

Гуманизм

Одной из высших моральных ценностей является человечность, гуманизм.

Гуманизм – это мировоззренческая идея, которая утверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье.

Идеология гуманизма сформировалась в эпоху Возрождения. Она утверждала свободу человеческого разума, право человека на частную инициативу и предприимчивость с опорой на человеческий разум при организации как личной, так и общественной жизни. Человек провозглашался центром и высшей силой мироздания.

« … Гуманизм это несколько подозрителен, — писал польский философ Юзеф Бохеньский, — слишком уж он льстит самому субъекту. Если бы крокодилы умели философствовать, они бы наверняка придумали крокодилизм: ведь так приятно ощущать себя существом высшего сорта».

Современный гуманизм наивысшей ценностью считает право человека на счастье, развитие и проявление его положительных способностей, в первую очередь способности к творчеству.

Сегодня мы употребляли слова «мораль» и «нравственность» как синонимы. На самом деле, между ними есть смысловая разница. Мораль – это строгие духовные правила поведения, можно сказать, общественный идеал. Нравственность же – совокупность людских нравов, практическое поведение людей. Нравственный человек, нравственное общество стремятся к достижению морального идеала. Но достижим ли он? Ведь чем нравственнее человек, тем более строгие требования к своему поведению, мыслям и поступкам он предъявляет.

Подведём итог.

ü Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных не представлениях о добре и долге.

ü Добро – это всё то, что приближает человека к жизненному идеалу, что способствует его самораскрытию, самореализации.

ü К высшим нравственным ценностям относят добро, счастье, свободу, смысл жизни, гуманизм.

ü Современный гуманизм наивысшей ценностью считает право человека на счастье, развитие и проявление его положительных способностей.

ü Моральные нормы – представления о должном отношении человека к обществу, другим людям, самому себе. Для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человекам, стать частью его внутреннего мира.

 

Когда, содеяв зло, человек боится, что о том узнают люди, он еще может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло.

Хун Цзычен — китайский писатель, философ, поэт, живший в 17 веке.

 

 

 

videouroki.net

Урок обществознания «Мораль» (8 класс)

Урок обществознания в 8 классе.

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

План урока.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.

1 ученик работает у доски — задание на соотношение терминов и сфер общественной жизни;

2 ученик выполняет задание на Смарт-доске, составляя анаграмму «Фазы социализации личности» (проверка на прочность знаний)

6-8 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»

— Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

— Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)

— Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

II.Объявление темы и целей урока.

Слайды 3-4.

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

III. Знакомство с новым материалом.

1.«Корзина идей».

-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».

Мораль — правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Слайды 5-6

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

— Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Слайды 7-10

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это — не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Слайды 11-14

Мораль

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

3.Стимулы нравственного поведения.

Слайды 15-16.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

— -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

IV. Добро и зло.

Слайд 16

1.Прием «мозговой штурм».

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..

2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:

— Что вкладывается в понятие добра и зла

— Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).

Слайды 17-20

V.Закрепление изученного материала.

1.Притча «Ведро яблок»

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

— Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок».

-В чем смысл этой притчи?

3.Портрет доброго человека.

В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)

-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4. Домашнее задание

Слайд 21

-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).

Д/З на выбор:

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме: Конспект урока по обществознанию в 8 классе

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Мораль

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль»;
  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

План урока.

  1. Мораль, нравственность.
  2. Добро и зло.

Эпиграф урока:  

 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.

  1. Проверка домашнего задания.

1 ученик работает у доски  — задание  на соотношение терминов и сфер общественной жизни;

 2 ученик выполняет задание на Смарт-доске, составляя анаграмму «Фазы социализации личности» (проверка на прочность знаний)

6-8 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»

Работа с классом:

— Какую сферу общественной жизни мы  изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

— Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

( сообщение учащегося)

Актуализация знаний  и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду  и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина  (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)

Презентация

Слайды 1 -2

— Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»

Слайды 3-4.

«Крошка сын к отцу пришел,  и спросила  Кроха: Что такое хорошо  и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему и план урока)

III. Знакомство с новым материалом.

1.«Корзина идей».

-Предлагаю вам назвать  слова или словосочетания к понятию «мораль».

-Какие ассоциации у вас возникли?

Вывод:

Мораль — правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

                                             Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

Слайды 5-6

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

— Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Слайды 7-10

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  — не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Слайды 11-14

Мораль

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

3.Стимулы нравственного поведения.

Слайды 15-16.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать,  как все
  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

— -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы,  которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

IV. Добро и зло.

Слайд 16

1.Прием «мозговой штурм».

-Какие  ассоциации у вас  возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..

2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к  тексту учебника и ответим на вопрос:

— Что вкладывается в понятие добра и зла-

— Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по  «лучику», на котором  нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).

Слайды 17-20

V.Закрепление изученного материала.

1.Притча «Ведро яблок»

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

— Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет   притча «Ведро яблок».

-В чем смысл этой притчи?

3.Портрет доброго человека.

— В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

 (Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)

 -Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4. Домашнее задание

Слайд 21

-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).

Д/З на выбор:

  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло)  или
  •  написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

                          Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *