cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок русского языка в 7 классе страдательные причастия прошедшего времени – План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок русского языка «Страдательные причастия прошедшего времени» | скачать бесплатно

Содержание

Проект урока русского языка в 7 классе Страдательные причастия прошедшего времени

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа
Тальменского района Алтайского края

ПРОЕКТ УРОКА
русского языка в 7 классе

ТЕМА:«Страдательные причастия прошедшего времени»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова,
Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна

2011 год
Обоснование методов и принципов урока

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков)

При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.
Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, фронтальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы, тестирование. Их сочетание помогло учащимся научиться правильно образовывать страдательные причастия прошедшего времени, выбирая нужную гласную в суффиксе; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

ТЕМА: Страдательные причастия прошедшего времени

ЦЕЛЬ:
Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о способах образования страдательных причастий прошедшего времени

ЗАДАЧИ:

Развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия, умения образовывать действительные причастия и страдательные причастия настоящего времени

Формирование умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий)
.
Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:
— мультимедиа
— учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
— карточки с заданиями для групп
— карточки-тесты (для каждого ученика)
— карточки — анкеты для проведения ре

profhelp.net

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Страдательные причастия прошедшего времени

Слайд 1

Двадцать первое октября Классная работа Страдательные причастия прошедшего времени

Слайд 2

1. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание –ят . Они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т. Они распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т. Они гон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т. Они увид..т, услыш..т, слуша..т, дыш..т.

Слайд 3

1. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание –ят . Они увид Я т, дыш А т, гон Я тся, завис Я т. Они распил Я т, слыш А т, скач У т, гре Ю т. Они гон Я тся, вылет Я т, объяв Я т, провер Я т. Они увид Я т, услыш А т, слуша Ю т, дыш А т.

Слайд 4

2. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание – ют. Они стел..т, кле..т, бре..т, та..т. Они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т. Они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т. Они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т.

Слайд 5

2. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание – ют. Они стел Ю т, кле Я т, бре Ю т, та Ю т. Они стро Я т, бор Ю тся, высп Я тся, обве Ю т. Они слуша Ю т, дремл Ю т, гоня Ю т, леле Ю т. Они жал Я т, кол Ю т, пол Ю т, вод Я т.

Слайд 6

3. Вспомним правило! Н и НН в суффиксах прилагательных ? ? ? Соломе…ый Карма…ый Глиня…ый Искусстве…ый Ра…ий Ледя…ой Клюкве…ый Исти…ый Песча…ый Экскурсио…ый Каме…ый Нефтя…ой Утре…ий Ра…ий Звери…ый Обеде…ый Чугу…ый Голуби…ый Безветре…ый Ю…ый Стекля…ый Листве…ый Румя…ый Оловя…ый Ветре…ый Сви…ой Деревя…ый

Слайд 7

3. Вспомним правило! Н и НН в суффиксах прилагательных ? ? ? Соломе НН ый КармаННый ГлиняНый ИскусствеННый РаННий ЛедяНой КлюквеННый ИстиННый ПесчаНый ЭкскурсиоННый КамеННый НефтяНой УтреННий РаННий ЗвериНый ОбедеННый ЧугуННый ГолубиНый БезветреННый ЮНый СтекляННый ЛиствеННый РумяНый ОловяННый ВетреНый СвиНой ДеревяННый

Слайд 8

4. Подберите и запишите в два столбика слова с данными морфемами; сделайте вывод. -И-Л- -Е-Л- -ОВА-Л- Часть речи? Время ? Почему? От чего зависит написание гласной перед –л-? -И-ВШ-ИЙ -Е-ВШ-ИЙ -ОВА-ВШ-ИЙ Часть речи? От чего зависит написание гласной перед суффиксом причастия –вш-?

Слайд 9

Вывод Для написания гласной перед суффиксом –вш- в причастии прошедшего времени необходимо знать, какая гласная пишется перед –ть в неопределённой форме глагола.

Слайд 10

5. Объяснение нового материала П.21, прочитаем. Рассмотрим таблицу и ответим на вопросы.

nsportal.ru

Урок русского языка в 7 классе «Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе.
Каменномостская СОШ №11 учитель русского языка и литературы Булавинова Е.В.

Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Слайд 2

Тест «Верю – не верю»
1. Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ? 2. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ? 3. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ? 4. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ? 5. Причастный оборот –  это причастие + главное слово. ДА? НЕТ? 6. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ? 7. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять,  -еть. ДА? НЕТ?

Слайд 3

 Ключ к тесту
ДА: 1, 2, 4, 7; НЕТ: 3, 5, 6.

Слайд 4

«Четвёртое – лишнее».
кол..щий стел..щий кле..щий бор..щийся
дыш..щий держ..щий ве..щий слыш..щий

Слайд 5

«Четвёртое – лишнее».
потер..нный посаж..нный закле..нный взвеш..нный
вид..мый реша..мый завис..мый движ..мый

Слайд 6

Если слово образовано от глагола: Определить форму вновь образованного слова: В полной форме определить наличие 1.Приставки (кроме НЕ) → НН Пережаренные грибы ← жарить Нежареные грибы ← жарить 2.Зависимого слова → НН Жаренные в сметане грибы ←жарить 3.Суффикса –ова-/-ева- → НН Маринованные грибы← мариновать 4.Определить вид причастия : совершенный вид → НН Решенная ( сов. вид) задача Если слово стоит в краткой форме, то → Н Афиши расклеены

Слайд 7

Обрати внимание на исключения!
названый брат, посажёный отец, прощёное воскресенье, смышлёный, раненый (но раненный пулей, израненный), кованый (но перекованный), жёваный (но пережёванный)
желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, деланный, медленный

Слайд 8

Правописание –н- и –нн- Рифмовки
Священный и желанный, Негаданный, нежданный, Не применяя правил знанья, Пиши две «Н» без колебанья
Брошенный, данный и лишённый, пущенный, купленный и решённый. Хоть без приставки, но совершенный вид, поэтому две «Н» стоит

Слайд 9

Выберите правильный ответ
н
мороже..ая рыба
нн

Слайд 10

Слайд 11

Выберите правильный ответ
н
Организова..ый
нн

Слайд 12

Слайд 13

Выберите правильный ответ
н
Украше..ый
нн

Слайд 14

Слайд 15

Выберите правильный ответ
н
Неслыха..ый
нн

Слайд 16

Слайд 17

Выберите правильный ответ
н
Назва..ый
нн

Слайд 18

Слайд 19

Выберите правильный ответ
нн
Некраше..ый
н

Слайд 20

Слайд 21

Выберите правильный ответ
нн
Изреза..ая ножом
н

Слайд 22

Слайд 23

Выберите правильный ответ
нн
Высуше..ый
н

Слайд 24

Слайд 25

Выберите правильный ответ
н
Избра..а
нн

Слайд 26

Слайд 27

М о л о д ц ы
М о л о д ц ы

Слайд 28

Автор? Название?

Слайд 29

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) «Заросший пруд» (1879)

Слайд 30

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) «Заросший пруд» (1879)

Слайд 31

Выборочный диктант.
Выпишите из текста слова (словосочетания) с изучаемой орфограммой. Мороженая клюква с сахаром, засахаренный миндаль, горох мочёный, изюм кувшинный, пастила рябиновая, сахар лимонный, малиновый… А жаренная с луком гречневая каша , запить кваском! А киселёк клюквенный с ванилью… А мочёные яблоки по воскресеньям, а «грешники» с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплой пустотою внутри!  (И. Шмелёв)

Слайд 32


Распределите словосочетания в два столбика Покраше..ый пол, краше..ый подоконник, закопчё..ый котелок, копчё..ая колбаса, зажаре..ая в сметане картошка, жаре..ый цыплёнок, вяза..ая сумочка, связа..ый свитер, высуше..ое бельё, суше..ые фрукты.

Слайд 33

Слайд 34

Цифровой диктант
Н – 1; НН – 2 1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3)вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13)тыквенная каша, 14)купле..ый карандаш, 15)льви..ая грива, 16)ране..ый в плечо.

Слайд 35

Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2

Слайд 36

Рефлексия
— Что нового узнали на уроке? - Что вызвало у вас наибольшее затруднение? - Что удалось лучше?

Слайд 37

Домашнее задание:
п.21, в тетради для правил составить алгоритм «Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных» карточка с заданием

Слайд 38

Спасибо за внимание!

Слайд 39

Ошибка!

lusana.ru

ПЛАН – КОНСПЕКТ урока русского языка по теме «Образование страдательных причастий прошедшего времени» в 7 классе

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока русского языка по теме

«Образование страдательных причастий прошедшего времени» в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

М.М.Шорова

Тема: Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Цель урока: ознакомить учащихся с образованием страдательных причастий прошедшего времени, с написанием суффиксов –ЕНН-, — НН-.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, картина, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

1.Два ученика работают у доски с карточками.

1 – Спишите. Расставьте знаки препинания и сделайте разбор предложения по членам.

Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.

(Из какого произведения это предложение? Отв. – Из повести Л.Н.Толстого «Отрочество»)

2- От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, подберите к ним существительные. Обозначьте окончания глаголов и суффиксы причастий.

разбирают – (разбираемое предложение)

отправляют – (отправляемое письмо)

уважают – (уважаемый человек)

видеть – (видимые звезды)

слышать – (слышимый звук)

2.Фронтальный опрос.

1). С какими причастиями мы с вами познакомились на прошлом уроке?

2). Как же образуются страдательные причастия настоящего времени?

  1. Словарный диктант.

Ученики записывают слова, которые диктует учитель, выделяют суффиксы – н-, -нн- в прилагательных и объясняют написание этих суффиксов. Уч-ся могут пользоваться таблицей.

Кожаный, глиняный, стеклянный, осенний, оловянный, муравьиный, промышленный, роскошный, песчаный, ценный, соломенный, летний, туманный.

  1. Объяснение нового материала.

Вопрос классу: как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

— Когда пишем –ЕНН-? Когда –НН?

-Какая гласная стоит перед –НН- А или Я?

Запишите, укажите, как образованы причастия, которые отображаются на проекторе:

Обиженный – обидеть (от глагола на –ЕТЬ)

Запущенный – запустить (от глагола на – ИТЬ)

Смешанный – смешать (от глагола на –АТЬ)

  1. Работа с учебником.

П.21, упр.87

6. Закрепление

— От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

— От какого вида образуются страдательные причастия прошедшего времени?

— При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

7. Развитие речи.

Картина Репина «Бурлаки на Волге»

Составить предложения со страдательными причастиями прошедшего времени.

— Кто написал стихотворение «На Волге»? ( Н.А.Некрасов)

— Кто такие бурлаки?

— Как называется обувь, в которых они ходят?

Примерные предложения: Знойное лето, палящее солнце. Бурлаки, утомленные долгой ходьбой и тяжелой работой, еле ходят по берегу. Они тянут за собой на прочных, толстых веревках тяжело груженную баржу. Их лица загорелые, обветренные, усталые. Вся бедная, просоленная одежда, говорит о нищете этих людей. Они ходят в старых,

разношенных лаптях.

8. Выборочный диктант (ч/з проектор).

(Уч-ся выписывают страдательные причастия прошедшего времени с определяемыми словами и глагол, от которого образовано страдательное причастие. Выделяют суффиксы).

Правописание НЕ с глаголами.

  1. Потерянного времени не воротишь (потерянного времени – потерять).

  2. Подстреленной птице далеко не улететь ( подстреленной птице – подстрелить).

  3. Легко развязать узел, но трудно загладить нанесенную обиду (нанесенную обиду – нанести).

  4. Пропущенный час годом не нагонишь (пропущенный час – пропустить).

9. Тест.

1.Какое из данных слов является причастием?

1- вариант 2- вариант

1.длинный 1.стеклянный

2.пустынный 2.старинный

3.отправленный 3. составленный

4. деревянный 4.мгновенный

2. Какое из данных причастий действительное?

1. открытая дверь 1. шуршащие листья

2. шумящий поток 2. распахнутое окно

3. сделанная работа 3. расставленные чашки

4. вырванный лист 4. отправленная телеграмма

3.В каком из данных причастий суффиксы –УЩ- /-ЮЩ-?

1. стро…щий 1. стел…щийся

2. пиш..щий 2. завис…щий

3. став…щий 3. вид…щий

4. люб…щий 4. крас…щий

4. В каких слов пишется НН?

1.песча…ый 1. стекля…ый

2. отда…ый 2. испуга…ый

3. полотня…ый 3. тума…ый

4. засея…ый 4. серебря…ый

10. Итог урока.

Чтение учителем миниатюры Ф.Кривина «Страдательные причастия»

11. Домашнее задание: П.21, упр.88

12. Оценки.

doc4web.ru

Урок русского языка в 7-м классе на тему «Образование страдательных причастий прошедшего времени»

Урок русского языка в 7-м классе с применением ИКТ на тему

«Образование страдательных причастий прошедшего времени»

Цель: формирование коммуникативных и языковых компетенций

2. Личностные результаты:

3. Метапредметные результаты:

Задание №1. Распределить по колонкам действительные и страдательные причастия (рис. 1).

Задание №2. Заполнить пропуски в таблице, где это возможно, кроме последней колонки (табл. 1).

Задание №3. Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени (стр. 57).

Задание №4. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.

Подписать — подписанный, видеть — виденный, развеять — развеянный, раскусить — раскушенный, разбить — разбитый.

Обратить внимание учащихся на написание гласной перед суффиксами причастий.

Задание №5 Дифференцированные задания по группам.

Учитель: “Поднимите руки те, кто получил желтый кружок – 1 группа. Вы садитесь за компьютеры и выполняете следующее задание: образовать от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Далее самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, нажав кнопку «подтвердить ответ» (рис. 2). Если вы все сделаете верно, поднимаете руку, чтобы учитель отметил выполненную работу.

Рис. 2.

Ученики, которые быстро справились с заданием, могут продолжить работать на компьютере до окончания работы второй группы (рис. 3).

Рис. 3.

2 группа – упражнение 149.

Задание. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с помощью указанных суффиксов.

Комментированное письмо.

Затем 2 группа выполняет задание на компьютерах. Группа 1 выполняет творческое задание на развитие речи.

Группа 1.

Задание. Придумать 4 глагола, образовать от них страдательные причастия прошедшего времени, составить связный текст, используя эти причастия.

Этап. Содержание этапа. Длительность этапа

Деятельность

Ожидаемые результаты

учитель

ученик

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационный этап (1 мин)

До начала урока учитель раздает учащимся класса жетоны желтого и красного цвета, что дает возможность разделить класс на две группы: с хорошей и более слабой базовой подготовкой. Сообщение темы, целей урока (мобилизация внимания).

Внимательно слушает учителя и задает вопросы.

Коммуникативные УУД:

2. Домашнее задание (1 мин)

Повышает учебную мотивацию; создание ситуации, при которой ученики нацелены на активную работу на уроке (§ 137, упр. 150. Учитель объясняет домашнее задание — нужно будет определить, от каких глаголов образованы данные страдательные причастия прошедшего времени. А выполнить упражнение поможет материал сегодняшнего урока).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Личностные УУД:

3. Актуализация знаний учащихся (2 мин).

Учитель создает ситуацию,для учеников: Причастие и его друзья попали в беду. Разбойник Джо похитил волшебный амулет Причастия, без которого наш герой не сможет стать самостоятельной частью речи. А чтобы найти этот амулет, нужно пройти различные испытания. Вот одно из них перед вами:

Работа с компьютерной программой (см задание №1).

  • повторить действительные и страдательные причастия, их отличия;

  • сформировать интерес к изучению языка.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в парах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

  • чтение аутентичных текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы, выражая свое мнение.

Этап фронтальной работы (5 мин)

Учитель предлагает обучающимся выполнить задание №2 (см. задание 2)

Самостоятельная работа обучающихся по заполнению таблицы №1.

  • повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Этап самопроверки задания №2 (2 мин)

Учитель демонстрирует через проектор ключ к решению задания №2 . Также задает вопросы про оставшиеся пустые клетки

Самопроверка выполнения задания №2. Ученики слушают учителя и отвечают на заданные им вопросы.

Коммуникативные УУД:

Этап подготовки к изучению нового материала, повышение учебной мотивации. (2 мин)

Учитель еще проговаривает информацию о том, почему в предыдущем задание остались пустые клетки и после этого переходит к теме урока

Ученики записывают в тетради тему урока, открывают учебник.

Этап изучения нового материала (4 мин)

Учитель организовывает самостоятельную работу учащихся с опорной записью учебника (см. задание №3).

После выполнения учениками задания, учитель осуществляет проверку, а именно, задает вопросы.

Ученики внимательно читают опорную запись и выполняют задание №3.

Ученики формулируют основной вывод по опорной записи.

Познавательные УУД:

  • чтение аутентичных текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;

  • формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; постановка вопросов, обсуждение нового типа задач.

Регулятивные УУД:

  • формирование навыков отработки подобных заданий, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течении практического урока.

Этап первичного закрепления (5 мин)

Учитель демонстрирует на доске тренировочное упражнение, затем учащиеся продолжают работу под руководством учителя. (см. задание №4)

Ученики внимательно смотрят и слушают учителя.А после приступают к выполнению задания №4 вместе с учителем

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Этап закрепления изученного материала (10 мин)

Учитель задает вопрос и объясняет план действий (см. задание №5)

Выполнение заданий по группам. Работа с программой, предложенной учителем.

  • повторить зависимость количества причастных форм от категории переходности- непереходности глагола и его вида;

  • сформировать интерес к изучению языка.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог.

Познавательные УУД:

  • уметь применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения в конкретной ситуации;

  • формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

  • формирование навыков отработки алгоритма выполнения заданий данного типа, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течении практического урока

Этап проверки выполненных заданий (3 мин)

Учитель проверяет у групп задание

Проверка работ. Задают вопросы учителю,если они возникают

Коммуникативные УУД:

Этап подведения итогов

Учитель коллективно обсуждает с учащимися весь прошедший урок, а также задает вопросы о том, понятно ли им было все на уроке, было ли им интересно на уроке.

После учитель озвучивает оценки и напоминает о домашнем задании

Ученики обсуждают вместе с учителем прошедший урок, задают , возникающие у них вопросы и внимательно слушают учителя

Регулятивные УУД:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка «Страдательные причастия прошедшего времени»

Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии РКМЧП

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению страдательных причастий прошедшего времени.
Задачи:
— образовательные:

  • формировать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени;

  • отрабатывать навык написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени;

— развивающие:

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).

— воспитательные:

  • воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;

  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.


Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

У вас на партах лежат карточки. Поставьте по пятибалльной системе балл, который соответствует вашему настроению на начало урока.

  1. Стадия вызова.

Актуализация изученного.
А) Прием «Верные – неверные утверждения». (Работа с сигнальными картами. Самооценка.)

  • Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно)

  • Верно ли то, что причастие имеет морфологические признаки глагола и прилагательного? (верно)

  • Верно ли, что ПО, стоящий после определяемого слова, выделяется на письме запятыми? (верно)

  • Верно ли, что правописание суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени зависит от спряжения глагола? (неверно)

  • Верно ли, что правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени зависит от гласной глагольной основы? (неверно)

Почему два последних утверждения неверные? (ответы детей). Оцените свою работу.

Б) «Распределительный диктант». Самопроверка. Оценка деятельности товарища. Самооценка.

Задание: распределите причастия по группам, вставьте пропущенные буквы. (распечатки на столе).

АМО: учитель-ученик.

Вопросы для работы: Какое это причастие?

Какого времени?

От чего зависит правописание суффикса?

Назовите глагол в начальной форме.

Определите, какую букву нужно вставить.

1)Дремл…щий великан; 2) гирлянда, колебл..мая ветром; 3) кол…щийся предмет; 4) колыш..щееся отражение; 5)туман, расстила..щийся над рекой; 6) море, успокои…ееся после бури; 7) едва вид..мое во мгле; 8) бор..щегося за свободу;

9) строи…ая школу бригада.

Действительные причастия настоящего времени: 1,3,4,5,8

Действительные причастия прошедшего времени: 6,9

Страдательные причастия настоящего времени: 2,7

Что мы сегодня должны изучить? Определите тему урока.

.

В) Работа с художественным текстом. Учитель читает текст. Целевая установка: Какое настроение у вас рождают эти строки?

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».

Беседа:

Какое настроение у вас рождают эти строки?

Как понимаете фразу «и поэтическим чувством наполняется душа»?

Почему автор использует много прилагательных, причастий?

Какие изобразительно-выразительные средства рисуют картину красивого и печального русского леса?

Учащиеся читают текст, используя маркировочные знаки.

Задание: прочитайте текст, знаком «+» отметьте те причастия, правописание суффиксов которых вам известно, и знаком «-», которых неизвестно.

Обсуждение по вопросам:

  1. Правописание суффиксов каких причастий вам известно? (пожелтевшей, опавшая, пролетающие)

  2. В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов?

  3. Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?)

  4. Выпишите их.

Раскрашенных, наполненном, расцвеченному, названная

  1. От каких глаголов они образованы? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

А) Работа с учебником. Инсерт.

 Чтение параграфа 19.

Б) самостоятельное объяснение суффиксов причастий

В) формулирование правила

  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

Составление кластера. Работа в группах. Демонстрация.

Итоговое обсуждение. Самооценка.

  1. Проверка усвоенного. Самопроверка. Самооценка.

Самостоятельная работа: упр.108 или Шифровка.

7. Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
А теперь запишем домашнее задание: параграф 19, повторить правописание Н/НН в прилагательных, №110 или тест «Правописание суффиксов причастий»

Оцените свое настроение по пятибалльной системе, поставьте балл в таблицу.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 7 класса «Страдательные причастия прошедшего времени»

Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии РКМЧП

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению страдательных причастий прошедшего времени.
Задачи:
— образовательные:

  • формировать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени;

  • отрабатывать навык написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени;

— развивающие:

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).

— воспитательные:

  • воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;

  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.


Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

У вас на партах лежат карточки. Поставьте по пятибалльной системе балл, который соответствует вашему настроению на начало урока.

  1. Стадия вызова.

Актуализация изученного.
А) Прием «Верные – неверные утверждения». (Работа с сигнальными картами. Самооценка.)

  • Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно)

  • Верно ли то, что причастие имеет морфологические признаки глагола и прилагательного? (верно)

  • Верно ли, что ПО, стоящий после определяемого слова, выделяется на письме запятыми? (верно)

  • Верно ли, что правописание суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени зависит от спряжения глагола? (неверно)

  • Верно ли, что правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени зависит от гласной глагольной основы? (неверно)

Почему два последних утверждения неверные? (ответы детей). Оцените свою работу.

Б) «Распределительный диктант». Самопроверка. Оценка деятельности товарища. Самооценка.

Задание: распределите причастия по группам, вставьте пропущенные буквы. (распечатки на столе).

АМО: учитель-ученик.

Вопросы для работы: Какое это причастие?

Какого времени?

От чего зависит правописание суффикса?

Назовите глагол в начальной форме.

Определите, какую букву нужно вставить.

1)Дремл…щий великан; 2) гирлянда, колебл..мая ветром; 3) кол…щийся предмет; 4) колыш..щееся отражение; 5)туман, расстила..щийся над рекой; 6) море, успокои…ееся после бури; 7) едва вид..мое во мгле; 8) бор..щегося за свободу;

9) строи…ая школу бригада.

Действительные причастия настоящего времени: 1,3,4,5,8

Действительные причастия прошедшего времени: 6,9

Страдательные причастия настоящего времени: 2,7

Что мы сегодня должны изучить? Определите тему урока.

.

В) Работа с художественным текстом. Учитель читает текст. Целевая установка: Какое настроение у вас рождают эти строки?

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».

Беседа:

Какое настроение у вас рождают эти строки?

Как понимаете фразу «и поэтическим чувством наполняется душа»?

Почему автор использует много прилагательных, причастий?

Какие изобразительно-выразительные средства рисуют картину красивого и печального русского леса?

Учащиеся читают текст, используя маркировочные знаки.

Задание: прочитайте текст, знаком «+» отметьте те причастия, правописание суффиксов которых вам известно, и знаком «-», которых неизвестно.

Обсуждение по вопросам:

  1. Правописание суффиксов каких причастий вам известно? (пожелтевшей, опавшая, пролетающие)

  2. В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов?

  3. Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?)

  4. Выпишите их.

Раскрашенных, наполненном, расцвеченному, названная

  1. От каких глаголов они образованы? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

А) Работа с учебником. Инсерт.

 Чтение параграфа 19.

Б) самостоятельное объяснение суффиксов причастий

В) формулирование правила

  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

Составление кластера. Работа в группах. Демонстрация.

Итоговое обсуждение. Самооценка.

  1. Проверка усвоенного. Самопроверка. Самооценка.

Самостоятельная работа: упр.108 или Шифровка.

7. Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
А теперь запишем домашнее задание: параграф 19, повторить правописание Н/НН в прилагательных, №110 или тест «Правописание суффиксов причастий»

Оцените свое настроение по пятибалльной системе, поставьте балл в таблицу.

globuss24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *