cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 7 класс правописание суффиксов существительных – Урок русского языка в 7 классе по теме» Правописание суффиксов».

Урок русского языка в 7 классе по теме» Правописание суффиксов».

У р о к _____ Дата:

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Цели:

1. Совершенствование умения написать н-нн в суффиксах прилагательных и причастий.

2. Закрепление умения различать краткие прилагательные и краткие причастия.

О б о р у д о в а н и е: алгоритм различения н-нн* (см. Примечание).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

До урока выбрать 4–5 удачных строчек, записать их на доске.

Задание: устно ответьте на вопросы текста.

II. Актуализация знаний.

Работа проводится по аналогии с предыдущим уроком.

1. Групповая работа по упр. __________________

2. Проверочный релейный диктант.

3. Исследование языкового материала.

– На уроке 10 («Неморфологические способы образования слов») мы говорили, что причастия могут переходить в прилагательные, и тогда они обозначают качество характера человека. Таких прилагательных немного. Запишем их в столбик:

Прилагательные Краткие причастия

ограниченный – ограничена столбом

образованный – комиссия образована

уравновешенный – весы уравновешены

взволнованный – море взволновано

возвышенный – возвышены свитой

сдержанный – сдержаны толпой

организованный – организованы вовремя

запутанный – запутаны преступником

уверенный – уверены в победе

Далее записать словосочетания, в которых эти слова будут являться прилагательными, так как будут характеризовать качество, а не признак по действию. И, как все краткие прилагательные, будут иметь в суффиксе столько н, сколько и в полном. В данном случае – по две н.

Необразованные люди часто ограниченны в своих взглядах.

Девочка образованна, уравновешенна, воспитанна, сдержанна в проявлении эмоций.

Игра актера взволнованна и вдохновенна.

Сюжеты детективов сложны и запутанны.

III. Тестовый контроль.

1. Вставьте н-нн в суффиксы прилагательных:

серебряный, бесчисленное, дровяной, каменный, юный, песчаный.

2. Вставьте н-нн в суффиксы слов-исключений:

деревянный, ветреный, раненый, неожиданный, нечаянный, израненный.

3. Вставьте н-нн в суффиксы причастий:

сбереженный, купленный, линованный, жаренный в масле, решенный.

4. Вставьте н-нн в суффиксы кратких прилагательных и причастий:

монотонны, покрашены, пустынна, воспитана матерью, манеры сдержанны.

5. Вставьте н-нн

в суффиксы отглагольных прилагательных:

окрашеный, стриженая, жареные, печеное, сушеная, мороженое.

6. Вставьте н-нн в суффиксы причастий и отглагольных прилагательных:

хоженые – малохоженые – нехоженые – исхоженные

тканое – вытканное – домотканое – тканное вручную

7. Вставьте н-нн в суффиксы прилагательных и причастий:

оловянный, река скована, проверены учителем, орлиный, свяще

нный.

IV. Домашнее задание: упр. ________ Индивидуально: тестовые задания с н-нн.

infourok.ru

Урок русского языка в 7 классе на тему «Правописание суффиксов»

Урок русского языка в 7 классе.

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 30» г. Чебоксары Мальцева Светлана Борисовна.

Правописание суффиксов

Цель данного урока — выработать у учащихся умения и навыки, предусмотренные данной темой.

Задачи:

  • образовательные: закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий и прилагательных, научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал;

  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени;

  • развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

Ход урока

I. Проверка д/з (выборочно)

— На доске записываются причастия

— Обозначаются изученные орфограммы

II. Обработка навыков правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени

1) Записываются только суффиксы причастий.

— Работа по вариантам.

— У каждого на столе карточки с заданием.

I вариант

уважаемый, движимый, колющий, стелющий, слышащий, клеящий, борющийся, дышащий, грохочущий, держащий, обуреваемый

II вариант

приглашаемый, видимый, колеблющий, приготовляемый, колышущийся, ненавидящий, рокочущий, мчащий, строящий, бреющий, щебечущий

— Заранее на доске написаны ключи

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I в

-ем-

-им-

-ющ-

-ющ-

-ащ-

-ящ-

-ющ-

-ащ-

-ущ-

-ащ-

-ащ-

II в

-ем-

-им-

-ющ-

-ем-

-ущ-

-ящ-

-ущ-

-ащ-

-ящ-

-ющ-

-ущ-

— Осуществляется взаимопроверка.

— Безошибочные работы оцениваются “5”.

— Вывод: от чего зависит написание гласной е в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени?

2) Закрепляется написание гласной перед суффиксом -нн- в причастии прошедшего времени.

На экран проецируются словосочетания:

рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом

I вариант – записать слова с суффиксом -енн-/-ённ-

II вариант – слова с суффиксами -а- или -я- + -нн-

— Вывод: от чего зависит написание гласной у страдательных причастий прошедшего времени?

— Обращаем внимание на суффикс -ённ-

3) Попутное повторение правописания о-е в разных морфемах других частей речи

— В три столбика записать слова

I – о-ё в корне, II – о-е(ё) в суффиксе, III – о-е(ё) в окончании

Шёпот, кумачовый, стережёт, вооружённый, собачонка, щёголь, шов, ключом, лицевой, парчовый, свежо, ещё, пальцем

4) Работа по развитию речи.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

I вариант

II вариант

сложённый
(обладающий определённым телосложением)

сложенный
(положенный вместе)

совершенный
(безукоризненный, превосходный)

совершённый
(сделанный)

III. Обобщение и закрепление навыков правописания -н- и -нн- в причастиях, отглагольных прилагательных и прилагательных

1) Буквенный диктант (причастия из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”).

– На доске текст. Два ученика работают на демонстрационных досках.

Над омрачённым Петроградом, Невой ограбленный подвал, над ограждённою скалою, весь разрушен, смущённых глаз не подымал, был разлучён, был оглушён, картуз изношенный сымал, с запечатанным письмом, по потрясённой мостовой

нн, нн, нн, н, нн, н, н, нн, нн, нн

2) Работа с сигнальными карточками.

— Добавляются словосочетания с прилагательными.

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

3) “Проба пера”.

Записать 10 причастий, с помощью которых можете описать любимого вами героя А.С Пушкина.

4) Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

изране…ый ( ___ )

пута…ый ( ___ )

невысказа…ый ( ___ )

неноше…ый ( ___ )

скоше…ый ( ___ )

клее…ый ( ___ )

сея…ый ( ___ )

лома…ый ( ___ )

вскипячё…ый ( ___ )

нежда…ый ( ___ )

IV. В качестве подведения итогов урока предлагается тест

1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:

а) освещённый лампой;
б) шумный класс;
в) стелющийся туман;
г) запутанный в паутине.

2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

а) -вш-, -ш-, -ащ-;
б) -ащ-, -ящ-, -уч-, -ющ-;
в) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
г) -ущ-, -яч-, -ащ-, -ющ-.

3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:

а) паш…щие поле, та…щий снег, кол…щий лёд;
б) смотр…щий вверх, стро…щий плот, бор…щийся за свои права;
в) ненавид…щий неправду, спе…щий под солнцем, готов…щий обед;
г) бре…щий бороду, ре…щий на ветру, дремл…щий великан.

4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:

а) скоше…ая, варе…ое, некоше…ый, завоёва…ый;
б) растрёпа…ый, несея…ый, просея…ая, незасея…ая;
в) завершё…ый, нечая…ый, жела…ый, неслыха…ый;
г) нежда…ый, кваше…ый, закваше…ый, перекваше…ый.

5) Найдите неверное написание:

а) копчёный, раненый, жёванный;
б) солёный, заражённый, связанный;
в) длинный, масленый, ветреный;
г) признанный, юнный, решённый.

6) Найдите неверное утверждение.

Правописание -н- и -нн- зависит:

а) краткое или полное причастие;
б) есть ли поясняющие слова при имени прилагательном;
в) действительное или страдательное причастие;
г) от конечной буквы в основе причастия.

7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) сморщившийся, сверкающий, обещанный;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) колеблющий, покрывший, понятый;
г) песчаный, печёный, запечённый.

8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:

а) пря…ый, решё…ый, безветре…ый;
б) жёва…ый, клёва…ый, ране…ый;
в) ю…ый, багря…ый, пря…ый;
г) ю…ый, ветре…ый, масля…ый.

9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:

а) замеч…нная ошибка, услыш…нная песня, размеш…нное тесто;
б) замеш…нный в деле, размеш…нные краски, смеш…нные леса;
в) обещ…нный подарок, дыш…щий воздухом, выкач…нная бочка;
г) навеш…нная дверь, выкач…нный воздух, занавеш…нное окно.

1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:

а) освещённый лампой;
б) шумный класс;
в) стелющийся туман;
г) запутанный в паутине.

2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

а) -вш-, -ш-, -ащ-;
б) -ащ-, -ящ-, -уч-, -ющ-;
в) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
г) -ущ-, -яч-, -ащ-, -ющ-.

3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:

а) паш…щие поле, та…щий снег, кол…щий лёд;
б) смотр…щий вверх, стро…щий плот, бор…щийся за свои права;
в) ненавид…щий неправду, спе…щий под солнцем, готов…щий обед;
г) бре…щий бороду, ре…щий на ветру, дремл…щий великан.

4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:

а) скоше…ая, варе…ое, некоше…ый, завоёва…ый;
б) растрёпа…ый, несея…ый, просея…ая, незасея…ая;
в) завершё…ый, нечая…ый, жела…ый, неслыха…ый;
г) нежда…ый, кваше…ый, закваше…ый, перекваше…ый.

5) Найдите неверное написание:

а) копчёный, раненый, жёванный;
б) солёный, заражённый, связанный;
в) длинный, масленый, ветреный;
г) признанный, юнный, решённый.

6) Найдите неверное утверждение.

Правописание -н- и -нн- зависит:

а) краткое или полное причастие;
б) есть ли поясняющие слова при имени прилагательном;
в) действительное или страдательное причастие;
г) от конечной буквы в основе причастия.

7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) сморщившийся, сверкающий, обещанный;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) колеблющий, покрывший, понятый;
г) песчаный, печёный, запечённый.

8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:

а) пря…ый, решё…ый, безветре…ый;
б) жёва…ый, клёва…ый, ране…ый;
в) ю…ый, багря…ый, пря…ый;
г) ю…ый, ветре…ый, масля…ый.

9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:

а) замеч…нная ошибка, услыш…нная песня, размеш…нное тесто;
б) замеш…нный в деле, размеш…нные краски, смеш…нные леса;
в) обещ…нный подарок, дыш…щий воздухом, выкач…нная бочка;
г) навеш…нная дверь, выкач…нный воздух, занавеш…нное окно.

— На следующем уроке сообщаются результаты тестовых заданий.

multiurok.ru

Факультативное занятие «Правописание суффиксов имен существительных»

Конспект факультативного занятия по русскому языку в 6 классе

Учитель Малинина Н.С.

Тема: Правописание суффиксов имен существительных

Цель занятия:

-предполагается, что к концу факультативного занятия учащиеся будут успешно выполнять тест на знание правописания суффиксов имен существительных;

-создать условия формирования и закрепления навыка выбора букв в суффиксах имен существительных.

Ход занятия

  1. Постановка целей занятия, установка на восприятие материала

Слово учителя.

— Известная актриса Фаина Раневская как-то сказала: «Орфографическая ошибка, что клоп на белоснежной блузе». И действительно, в наше «компьютерное» время люди становятся все более и более безграмотными. Кто-то из вас, наверное, думает: «Ну зачем я буду учить столько правил по русскому языку. Компьютер мне все исправит». Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность?

Ребята, сегодня я хочу вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения орфографических правил – это не самые скучные уроки в школе. Для этого я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию, в которой мы будем заниматься научной работой. В ходе этой работы мы:

1) встретимся с определенным языковым явлением;

2) соберем о нем как можно больше материала;

3) проанализируем собранный материал;

4) выработаем рекомендации поведения при встрече с данным явлением в обычной жизни;

5) проверим рекомендации на практике

— Итак, явление, с которым нам предстоит встретиться, вы назовёте сами, когда мы выполним следующее задание.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Задание 1.(Повторение пройденного)

Пишет, голодный, чинит, рассказ…ик, уютный, прицеп…ик.

— Разделите слова на три группы в порядке увеличения в них морфем и напишите их.

Пишет

чинит

Голодный

уютный

Рассказ..ик…

Прицеп..ик…

(-чик- или –щик-.)

  • Что слышится на месте пропущенных букв? ( [ш´]

  • А что вы напишете? Для этого давайте вспомним условия выбора согласных для данных суффиксов и создадим кластер.(Групповая работа)

  • Ребята получают элементы кластера, которые они должны поместить в нужное место на плакате.

1. а ) Создание 1кластера Правописание суффиксов –чик-, -щик-

д

-ЧИК-


Ж т

с з

Помнить!

  • Перед суффиксом -щик- Ь пишется только после -Л-: кровельщик, пильщик, прогульщик, текстильщик.

1. б) Занимательная страничка.

— Суффиксы –чик- и –щик- помогают нам называть людей по профессии. Названий профессии — великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. А вот какие профессии существовали в далеком прошлом, расскажут ребята.

Сообщение 1. «Лудильщик» (Стихотворение Джанни Родари)


Стишок про лудильщик, парня веселого.

Он плавит свинец и блестящее олово.

Он варит лекарства в походной аптеке

Больной сковородке, кастрюле-калеке.

Он чайник исправит – и чайник здоров.

Он врач сковородок, профессор котлов.

Он лечит кофейнику носик и донце,

И старый кофейник сверкает на солнце.

— Чем же занимался лудильщик? (Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.)

— Есть ли в нашем словарном обиходе это слово? Почему? Как называется такое слово? (Устаревшее.)

Сообщение 2. Старьевщик. ( «Старье берем» Джанни Родари)

— Эй, старичок «Старье берем»!

Что ты несешь в мешке своем?

-Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,

Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник,

Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.

— Чем занимались люди по профессии старьевщик? (Ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали : «Старье берем!» Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

Сообщение 3. «Точильщик»(Джанни Родари)

На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.

Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.

— Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.)

— Вот какие интересные истории мы услышали.

1. в ) — Ребята, а только ли лицо по профессии может обозначать суффикс –чик-? Приведите примеры.

1. г) Игра «Корректор». Найти слово с ошибкой в изучаемой орфограмме исправить её. Обозначить графически орфограмму.

  1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

  2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

  3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.

  4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

  5. Рабочие передавали сменчикам станки.

  6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

  7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

1. д) Работа с программой «Фраза»

Класс 6

Тема №9 «Суффиксы существительных»

Вариант 299

2. а ) – Следующее правило нам помогут вспомнить два предмета – ключик и замочек. Дополните схему недостающими элементами.

— О каких суффиксах идет речь?

(Ученики получают пустые схемы, которые они должны закончить.)

Создание 2 кластера Правописание суффиксов –ек-, -ик-



Р.п.

ключ – ключИка замок — замочка


ключик замочек

2.б ) Занимательная страничка.

— А знаете ли вы, что слово зонтик в русском языке старше слова зонт! Слово зонтик заимствовано в 18 веке из голландского языка. Zondek «тент, навес от солнца» образовано сложением существительных zon и dek « покрывало». Но поскольку в русском языке слова на –ик обычно имеют уменьшительное значение ( дом- домик, мост – мостик), так же стало восприниматься и слово зонтик. В результате изменения словообразовательной структуры этого слова (зонт-ик) появилось слово зонт. (Из журнала «Русский язык в школе»)

2. в) Игра «Засели слово в домик»

— Поселите слова в домики, на крышах которых написаны суффиксы. В окошко соответствующего дома поставьте только цифру слова.

— ИК-

— ЕК-




  1. Сыноч…к

  2. мяч..к

  3. самолёт…к

  4. звоноч…к

  5. дружоч…к

  1. ключ…к

  2. карандаш…к

  3. ореш…к

  4. пузырёч…к

  5. кирпич…к

  6. огонёч…к

  7. огурч..к.

  1. — Назовите слова, в которых два суффикса.

  2. 2. г) Фотомозаика

  3. Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик, -ик, -ек или -ик

  4. Жираф – жирафчик,

  5. попугай — попугайчик

  6. крокодил — крокодильчик

  7. бегемот — бегемотик

  8. кот – котик, котеночек.

  9. заяц — зайчик

  10. лев – львеночек

  11. тигр – тигреночек

  12. 2. д) Работа с программой «Фраза»

  13. Класс 6

  14. Тема №9 «Суффиксы существительных»

  15. Вариант 301

  1. Изучение нового материала (поисково-исследовательская работа)

  1. 1. а. Слово учителя.

  2. — Сегодня мы говорили о суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением. А как вы назовете небольшое ружьё, а кукольное платье? Одинаковые ли суффиксы будут в этих словах? Об этом вы узнаете, проведя лингвистическое исследование.

  3. Составление совместного кластера

  4. Правописание суффиксов –ец-, -иц-

  5. Странница в платьице,

  6. Гвардеец с ружьецом.

  7. — Прежде чем составлять следующий кластер, давайте выделим в первых словах каждого ряда суффиксы. Определим род.

  8. Заполним 1 часть кластера (перенести слова в кластер).

  9. -В оставшихся словах выделим суффиксы. Определим род. Поставим ударение.

  10. Заполним 2 часть кластера.

  11. — Озвучьте кластер.

  12. -..ц

  13. ср.р.: окончание

    ж.р.

    м.р.

  14. безударное

    ударное

  15. -ЕЦ- -ИЦ- -ЕЦ- ИЦ-

  16. гвардеец странница платьице ружьецо

  17. 2.б. Решение орфографической задачи (на карточках). Проверка «по цепочке».

  18. Образец рассуждения: ущель-иц-е . Написали суффикс –иц-, т.к. слово ср.р., окончание безударное.

  19. Счастлив..ц, ленив..ц, имень…це, ружь..цо, строень..це, выражень..це, красав..ца, растень..це, письм..цо, плать..це, красав..ца, счастлив..ца, умел..ца, мороз..ц, владел..ц, луж..ца, бель..цо, путан..ца, безум..ц.

  1. Закрепление (проверка рекомендаций на практике)

  1. 1.а. Игра «Крестики – нолики»

  2. Согласны – 0

  3. не согласны – Х

  1. 1. Буфетчик

  2. 2. старьёвчик

  3. 3. грузчик

  4. 4.подарочек

  5. 5. василёчек

  6. 6. кусочек

  7. 7. лужица

  8. 8. стариц

  9. 9.торговец.

      1. 1.0

      1. 2.Х

      1. 3.0

      1. 4.0

      1. 5.0

      1. 6.0

      1. 7.0

      1. 8.Х

      1. 9.0

      1.0
    1. 2.Х

    1. 3.0

    1. 4.0

    1. 5.0

    1. 6.0

    1. 7.0

    1. 8.Х

    1. 9.0

  1. — Соедините нолики и тем самым вы оцените свою работу на уроке. Какая буква получилась? (М)

  2. — Это значит, что вы молодцы!

  3. 2.б. Работа с компьютерной программой «Фраза»

  4. Класс 6

  5. Тема № 9

  6. Вариант 306

  1. Рефлексия «Три ромашки»

  1. — Если вам понятно написание суффикса, указанного в середине ромашки, посадите на лепесток со своим именем бабочку. Если что-то осталось непонятным, пусть лепесток останется пустым.

8

kopilkaurokov.ru

Правописание суффиксов существительных. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

-изн-, -ин-, -ость-, -от-, -отнь-, -овнь-

желта, тиша, прочн, пуста, бегя, болтя

Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек-. А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик-.

Например: ключ – ключа

сарай – сарайа

лист – листа

замоч – замоча

Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш. Например, вклад, автомат, смаз, перебеж, разнос.

Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш. Например, фонар, камен, барабан, дрессиров.

Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!». Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -оно

interneturok.ru

Урок. Тема «Правописание суффиксов существительных»

«Правописание суффиксов существительных».

Тип урока: урок изучения и закрепления полученных знаний.

Цели урока: совершенствование навыков правописания имён существительных;

закрепление навыков аналитической работы со словом как частью речи.

Задачи:

Образовательная:

повторить:

— имя существительное как часть речи;

— род и число имён существительных;

— правописание суффиксов –ек/-ик;

-енк/-инк;

-ец/-иц;

-ичк/-ечк;

-оньк/-еньк;

-ышк/-юшк;

— чик/- щик;

— стилистическая окрашенность (разговорный стиль, уменьшительно-ласкательные суффиксы, уничижительные суффиксы).

— работа над заданиями ЕГЭ (А16,В1)

— работа с текстом (сочинение С1)

Воспитательная:

воспитывать культуру речи;

поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая:

развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость,развивать речь учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент (1)

2. Мотивационный момент (1)

Обращение учителя к ученикам: (2)

Накануне праздника Дня матери предлагаю пожелать нашим мамам здоровья, счастья…

учащиеся должны продолжить поздравление, опираясь на часть речи существительное (успехов, удачи, терпения, настойчивости, трудолюбия, упорства, выносливости, находчивости, ловкости, смелости, упорства, приветливости…)

Вопросы: — С помощью какой части мы высказали свои пожелания нашим мамам? (Слайд № 1)

(слайд № 2)

-О какой части речи пойдёт сегодня речь на уроке?

-Опираясь на задания ЕГЭ, определите круг вопросов, который вас будет

волновать сегодня на уроке?

Задания ЭГЭ А- 16; В- 1.

Вопрос: С какой трудностью вы столкнулись?

(Формулируют круг вопросов: правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий и т.д.; способы образования)

3. Формулировка темы урока учащимися на основе круга вопросов, который определили,(СЛАЙД № 3) (5)

на основе записанных суффиксов, подбора существительных с данными суффиксами по группам суффиксов.

(3 группы — принцип деления суффиксов?) (СЛАЙД № 4)

1) Многие суффиксы существительных имеют единообразное написание в соответствии с морфологическим принципом:-изн-; -ин-; -от-; -ость-; -есть-; -ность-;

-ик-; -отн- ; — ств- ; -оств-; -еств-; -ени- ; — тель.

2) По фонетическому принципу пишутся:

–ик-; -ник-; -чик-; -щик-; — ек-;

– оньк-; -еньк-; -к-.

3) В зависимости от рода пишутся имени существительного:

– ец-; -иц-; -ичк-; -ечк-; -инк—енк-; -ышк—ишк-; -ушк—юшк-

4. Актуализация знаний.

1.Вопрос: Ч то нужно сделать первоначально, чтобы приступить к повторению темы? (Вспомнить то, что знаем, и то, что нам понадобится для освоения новых знаний по теме).

— Знать признаки имени сущ. как части речи, морфемы.

— Уметь отличать имя существительное от других частей речи, определять

морфемы и способ образования, определять, от какой части речи образовано сущ.

Учитель: Вернёмся к началу урока, к образованию имён сущ. (В-1).

5.​ Конструируем урок вместе. Работа с учебником.

1.В словах с данными суффиксами выделите морфему, определите ее значение в слове, какой смысл она несет, какова окрашенность слов? (работают с одной группой суффиксов, в парах).(СЛАЙДЫ)

*Параграф 40Теория. (10)

*Составляют схемы, таблицы, делают выводы.

Вопрос: Что узнали нового? Какие правила знали и помнили хорошо?

6. Практический этап: Выполнение заданий учащимися.(10)

214 «3»

217 «4»

Сочинение-миниатюра (с использованием существительных с данными суффиксами) на тему «Моя будущая профессия» «5».

7. Работа с текстом. (4)

(СЛАЙД № 14)

А) Найти имена существительные, выделить суффиксы, определить способ образования (В 1)

Б) Прочитайте текст. Напишите, согласны ли вы с В.М. Шукшиным, что человек сам хозяин своей судьбы.

Меньше обижайся на людей и отчаивайся. Ты сам хозяин своей судьбы, никто больше ( видишь, и у меня вышло красиво, к сожалению, красиво легче говорить). А кто больше? Ну, подумай, кто? Никто. Знай больше других, работай больше других – вот вся судьба. Это нелегко, это на всю жизнь, но ведь и помним-то мы, и благодарны – таким только. Кто бы ни был – комбайнёр, академик, художник, — живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным- это будет завидная судьба. А когда будешь таким, — помоги другим. Я знаю, как это нелегко, я, может быть, тоже размечтался… Очень хочется, чтобы это так и было. Завидую тебе, твоим шестнадцати годам, — ты начинаешь, может быть, начинаешь хорошо, по крайней мере есть возможность начать хорошо- а дальше вся жизнь. Много можно сделать!

( В.М. Шукшин «Завидую тебе»)

8. Задайте себе домашнее задание.(3)

(СЛАЙД № 15)

1) Параграф 40 (знать суф.)

2) Упр. на закрепление 216 «3», 218 «4», 222 «5»(на выбор, по заданию)

3) Сочинение — рассуждение «Согласны ли вы с В.М. Шукшиным, что человек сам хозяин своей судьбы».

10. Итоги урока.

Подведём итог. Над чем работали? Что удалось? Что не удалось? Каковы затруднения?(2)

Рефлексия. (1)

1.Я всё понял.

2. Для меня было трудно…, но я справился.

3. Я ничего не понял.

4. Мне было непонятно…

5. Я хочу, чтобы мне объяснили…

infourok.ru

Конспект урока на тему «Правописание суффиксов имен существительных»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков.

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Цель урока: формирование орфографических умений и навыков по теме урока.

Задачи:

Обучающие:

— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц-, -оньк, -еньк существительных;

— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.

Развивающие:

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к русскому языку,

— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных.

Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии: технология обучения с помощью опорных конспектов (автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.

Технология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

— фронтальное закрепление по блокам конспекта;

— самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник «плюс» конспект урока.

Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.

На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе  PowerPoint. Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная; самостоятельная.

Структура урока:

1.Организационный момент — 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.

  2. Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)

вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)

гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)

3.Изучение нового материала — 15 минут.

Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

Правописание суф. –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

Например. Письмецо.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

  Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

Раздаточный материал.

5.Подведение итогов — 5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик. Например : учет- учетчик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.

Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через лужицы, интересный рассказец, слабое здоровьице, небольшое поместьице, новое бельецо, свежий хлебец, детская книжица, нажитый капиталец, легкое пальтецо, любимое созданьице, ползущая гусеница, бравый гвардеец, перехитрить хитреца, зеленая луковица, умелец на все руки.

 

Приложение №2. Опорный конспект

по теме «Правописание суффиксов существительных».

Методическая и лингвистическая литература

  1. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986. Переизд. 2009 г.

  2. Стрелкова Л.Ф. Технологии проблемного и развивающего обучения. – Изд. «Просвещение» 2012г.

  3. И. Булгакова: Нестандартные уроки русского языка. М., Изд. «Феникс», 2010 г.

globuss24.ru

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме: Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»

Урок-практикум «Правописание суффиксов причастий»

Работа с вариантами 1-2.

Учитель может разделить класс на группы по 4 человека (занятие может быть проведено в компьютерном классе или при наличии мобильного компьютерного кабинета).

Задание 1. Замените выделенные слова причастием, при необходимости обратитесь к кнопке подсказки.

Задание 2. Пропедевтическое задание – выполнение теста (распечатанные материалы).

В каком предложении придаточную часть предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Гора, на которой мы стояли, поднималась высоко над лесом.

2) Бричка, которая въехала во двор, остановилась у маленького домика.

3) Осень смешала все чистые краски, которые существуют на земле.

4) Над степью летали грачи да коршун, который солидно взмахивал крыльями.

Работа с вариантами 3-4.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, в случае затруднений воспользуйтесь подсказкой.

Задание 2. Элементы комплексного анализа текста.

Вопросы к варианту 3.

  1. Определите тип речи, представленный в отрывке текста М.Ю. Лермонтова о Москве. (Описание).
  2. Найдите в тексте краткое причастие, объясните его правописание.
  3. Какое средство художественной выразительности использовано в последнем предложении текста? (На ее мшистом челе — олицетворение).
  4. Сколько причастных оборотов вы встретили в тексте? Назовите их. Вспомните правило постановки знаков препинания при причастном обороте.

Вопросы к варианту 4.

  1. Определите стиль вашего текста. Где можно встретить такой текст? (Научно-популярный стиль. Такой текст можно встретить в познавательной книге).
  2. Найдите в тексте действительное причастие, определите его вид.
  3. Найдите в тексте причастия-синонимы. Какую роль они играют в тексте? (Установлен, построен, сооружен. Синонимы позволяют избежать неоправданных повторов).
  4. Перестройте последнее предложение так, чтобы знаки препинания в нем не ставились. Что для этого нужно сделать? (Причастный оборот нужно поставить перед определяемым словом).

Ученики вписывают слова в специальное поле на слайде. Осуществляют проверку, сообщают учителю свои варианты ответа. Роль учителя здесь скорее роль консультанта.

Ученики вписывают гласные в суффиксах причастий. Осуществляют проверку, при необходимости получают консультацию учителя.

Наблюдение над текстом, выполнение поисковых заданий.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *