cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тип саркодовые и жгутиконосцы класс саркодовые 7 класс конспект урока: Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс саркодовые (амеба) | План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме:

Содержание

Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс саркодовые (амеба) | План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме:

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы

Класс Саркодовые

Цель урок: рассмотрение особенностей внешнего и внутреннего строения   простейших, на примере амебы.

Ход урока: (работа в группах, 4 группы)

  1. Мотивационная беседа.

Имя. Для каждого оно самое любимое. А вы знаете, что означают ваши имена? Анастасия — возрождение, Екатерина — чистота, Маргарита — жемчужина, Мария — любимая, Ольга — светлая, Виктория — победительница, Андрей — храбрый, Владислав — известный, Игорь — хранитель, Максим — величайший, Олег — святой,  Семен — услышанный, Роман — римлянин,  Руслан — лев.

  1. Интрига.

А вот в луже обитает Амеба простейшая, что означает это имя? Кто даст ответ на этот вопрос, тот получит бонус.

  1. Воспоминание:
  1. групповая работа. Подготовка ответов в группах

1. Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

2. Расскажите о строении растительной и животной клетки

3. В чем главное отличие животной клетки от растительной?

4. Какие признаки характерны для животных?

  1. Индивидуальная работа (от каждой группы по одному представителю)

Из букв сложите слово и дайте пояснение или определение этому термину:

1. т, п, с, т, о, р, е, ш, и, е, т, й  (простейшие)

2. г, ы, ф, е, е, т, т, р, о, р, о, (гетеротрофы)

3. о, н, о, к, д, е, о, ы, е, л, т, ч, н,  (одноклеточные)

4. р, з, д, р, ж, м, с, т, ь, а, а, и, о, (раздражимость).

Так кто же догадался, что означает это имя?

  1. Изучение нового материала. (по ходу рассказа учителя, вы составляете план — конспект, выписывая термины)

На земле существует 1,5 млн видов  животных. Царство животные делится на 2 подцарства: прстейшие и многоклеточные. Голландец Антони Ван Левенгук в капельке воды взятой из бочки обнаружил огромнейшее количество живых существ. Не зная, как их назвать, он назвал их «анималькули» — маленькими зверушками. Через полгода, желая узнать от чего зависит жгучий вкус перца, Левенгук попытался отделить мельчайшую частицу. Он размочил перец и залил его водой, через несколько дней под микроскопом он увидел невероятное количество звездочек, треугольников, колокольчиков, сидящих на ножках. «Да разве опишешь все то, что можно увидеть  капле перечного настоя. Теперь я знаю способ разведения животных». Он назвал словом «наливка», все организмы, которые обитали в настое. Сейчас же это название закрепилось лишь за одной группой животных, с удлиненной, обтекаемой формой тела. А переливающими из одной стороны в другую называют саркодовыми. («саркос» — плазма).

Амеба — ее величина 0,5 мм.

 

У нее нет постоянной формы, она образует выросты — ложноножки. С их помощью амеба медленно передвигается. В организме амебы есть цитоплазма, покрытая цитоплазматической мембраной. Наружный слой прозрачный и плотный. В цитоплазме есть ядро, пищеварительная и сократительные вакуоли.

Передвигается амеба медленно, со скоростью 0,2 мм в минуту. Питается бактериями, одноклеточными водорослями, обволакивая их ложноножками. Вокруг добычи появляется пищеварительная вакуоль. Для переваривания пищи требуется от 12 часов до 5 суток.

Сократительная вакуоль участвует в выделении. В ней собираются растворимые вредные вещества. Кроме вредных веществ сократительная вакуоль выводит избыток воды. Дышит амеба растворенным в воде кислородом, всей поверхностью тела. Кислород необходим для окисления органических веществ. В результате выделяется энергия. Амебы размножаются бесполым путем — делением клетки надвое. Сначала делится ядро, а затем содержимое цитоплазмы.

При неблагоприятных условиях амеба образует цисту. При этом тело — округлое, а на ее поверхности образуется плотная защитная оболочка. Циста образуется осенью. В состоянии цисты амеба может переносить неблагоприятные условия.  Как и все организмы амебы обладают раздражимостью — то есть способны реагировать на изменения окружающей среды.

  1. Действенное закрепление

Вставьте пропущенные слова:

Амеба имеет специальные выросты — ложноножки. Питание происходит благодаря пищеварительной вакуоли, а удаление ненужных веществ через сократительную вакуоль. При движении и пищеварении в теле расходуется энергия. Размножение амебы происходит путем простого деления. В случае наступления неблагоприятных условий амеба образует цисту.

          Используя слова, которые вы вставили сформулируйте вывод.

         Заполните таблицу:

                                           Многообразие саркодовых

название

Место обитание

Особенности строения

раковинные

На дне водоёмов в почве, болоте

Имеют наружный скелет раковина из рогоподобного вещества размножаются

 делением

радиолярии

В тёплых морях и океанох

Капсула, имеют скелет

фораминиферы

Донные морские организма

20см наружный скелет раковинки из известкового вещества

             

  1. Разрешение интриги

Амеба протей названа в честь морского греческого бога Протея, который мог менять облик, принимая образы всевозможных существ и предметов. Не имея постоянной формы, амеба  является самостоятельным организмом, одна клетка способна к раздражению, питанию, размножению.

  1. Задание на дом: параграф 9.,зарисовать рисунок «Строение амебы»

Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы


Козлова Светлана Георгиевна, учитель географии и биологии,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Великие Луки Псковской области.

Урок биологии – 7 класс: Подцарство Простейшие.
Урок 7. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы.

Тип Инфузории, или Ресничные.

Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Развивающая сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.

Воспитательная организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: география, биология, экология, литература.
Средства обучения:


  1. видеофрагмент «Одноклеточные организмы», «Инфузория туфелька».

  2. интерактивный рисунок «Строение амёбы», «Строение эвглены зеленой», «Строение инфузории-туфельки», «Типы простейших».

  3. анимации «Сократительная вакуоль», «Питание амебы. Образование пищеварительной вакуоли»,

  4. интерактивное тестовое задание по теме «Тип саркодовые жгутиконосцы», «Класс жгутиконосцы», «Тип Инфузории».

  5. интерактивные средства из коллекции LAT 2.0: «Amoeba proteus», «Paramecium»; на соответствие, тестовые.

  6. Н. И. Сонин «Биология. Многообразие организмов».

  7. стихотворения: «Сегодня классная доска…» Агния Барто,

«Амёба» Андрей Черников. http://www.proza.ru/2009/12/07/454

  1. Биология. 7 класс. Животные — образовательный комплекс 1С: Школа.

  2. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. Электронное учебное издание, ООО «Дрофа», 2006. Фото из мультимедийного приложения.

Домашнее задание:

С. 96-97, 99. Вопросы.

Для рукодельных — макеты представителей Простейших.

Для творческих – стихотворение, музыкальное сопровождение.

Для знающих – кроссворд.

Для любознательных — сообщение о морских простейших.


  1. Экспозиция урока.

Педагогическая экспозиция — этап, на котором учитель устанавливает и реализует

первичный контакт с учащимися; формирует творческую, психологически комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.


Сегодня классная доска

учитель показывает на доску

Сказала мелу свысока:

берёт в руки мел

— Смотри, с меня не сводит глаз

Весь класс! А ты — пачкун!

Спасибо мокрой тряпке,

Что стерла за тобою грязь:

Твои каракули, крючки, царапки!

— Эх ты, хвастунья! —

берёт тряпку

Тряпка возразила. —

В тебе ли сила?

Когда бы не писал слова и цифры Мел, —

пишет «Что такое мел?»

Никто бы на тебя и не смотрел!

Агния Барто

Ученики: отвечают на вопрос «Что такое мел?»

Учитель: почему «пачкун», оставляет грязь, откуда «царапки»?
2. Завязка действия.

Завязка арт-урока — начальный этап, где учитель формирует первые представления о

теме урока, о предполагаемых проблемах, задачах и целях, требующих своего разрешения в ходе урока, определяет ход мыслительной деятельности участников урока, систему событий.
Слайд 1.

Учитель: что общего между изображением на фото слайда и кусочками мела?


Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы городов России тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных. Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких «скорлупок»!

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ученики: «Одноклеточные организмы».
Протозоология – наука, изучающая одноклеточных животных.

Протистология – наука, изучающая простейших.

Просмотрите видеофрагмент и назовите признаки одноклеточных организмов.


  • Микроскопические, различные по форме, одноклеточные.

  • Обитают в жидкой среде: вода, увлажнённая почва, организмы растений и животных.

  • Органы движения.

  • Клетка выполняет все функции организма – перемещается (движется), питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается.

Достойны звания «животные» — почему их относят к животным?
3. Действие урока (развитие его сюжета)

Кульминация арт-урока — высшее напряжение мыслительной деятельности учителя

и учащихся, достижение поставленных целей и разрешение задач, т.е. обогащение учащихся новыми знаниями, умениями, позволяющими в дальнейшем сформировать на их базе необходимые навыки. На данном этапе применяется педагогическая интрига — обострение сюжета, хода урока с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, стимулирующих творческий ход мысли учащихся.
Слайд 2.
Одноклеточные образуют Подцарство Простейшие, которое включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки:

В настоящее время известно около 70 тыс. видов простейших.

План характеристики одноклеточных организмов.


  1. Среда обитания

  1. Строение:

  • размеры

  • форма тела

  • органоиды движения

  • ядро

  • пищеварительная вакуоль

  • сократительная вакуоль

  • светочувствительный глазок

  • хлоропласты

  1. Питание

  1. Дыхание

  1. Выделение

  1. Размножение

  1. Реакция на внешние раздражители

Слайд 3.
Учитель: прочитав стихотворение «Амёба» Андрея Черникова, определите признаки амёбы – представителя класса Саркодовые. Запишите их в таблицу.


  • Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus — амёба протей).

Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.


Движение посредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочке из мембранной кожи

Густая цитоплазма, как сироп.


Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.


В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда:


  1. интерактивное средство из коллекции LAT 2.0: «Amoeba proteus» — ядро;

  2. питание – анимации «Питание амебы»,

образование пищеварительной вакуоли путём фагоцитоза;

  1. выделение – анимации «Сократительная вакуоль»,

образование сократительной вакуоли;
Закрепление знаний:

Работа с интерактивным рисунком «Строение амёбы» в режиме тестового задания.
Самостоятельное изучение нового материала:


Вариант I

Вариант II

характеристика класса Жгутиконосцы

характеристика типа Инфузорий

строение эвглены зеленой

строение инфузории-туфельки

учебник с. 97

учебник с. 99

Слайд 4.


  • Эвглена зелёная (Euglena viridis).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.
Закрепление знаний:

Работа с интерактивным рисунком «Строение эвглены зеленой» в режиме тестового задания.
Слайд 5.


  • Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.

  1. видеофрагмент «Инфузория туфелька» — движение.

  2. интерактивное средство из коллекции LAT 2.0: «Paramecium» — ядро, сократительные вакуоли действуют поочерёдно, движение цитоплазмы;

Закрепление знаний:

Работа с интерактивным рисунком «Строение инфузории-туфельки» в режиме тестового задания.
Размножение Простейших.

Сравните способы размножения амебы протея и эвглены зеленой. Кратко охарактеризуйте их. Размножаются амёба и эвглена путем продольного деления клетки.

Слайд 6.

Реакция на внешние раздражители. Цель работы: рассмотреть особенности реакции на внешние раздражители у различных простейших. Ход работы:


  1. Амёба – назвать реакцию из стихотворения «Амёба»;

  2. Эвглена и инфузория — просмотр слайда в режиме «Запись страницы». Поместите две капли воды с инфузориями на предметное стекло, соедините их водяным «мостиком». На край одной капли положите кристаллик соли. Понаблюдайте за происходящими явлениями. Объясните их.

На какие внешние раздражители реагируют простейшие?

а) механические; б) химические; в) световые; г) звуковые.
Фототаксис – реакция на свет. Эвглена движется по направлению к свету с помощью светочувствительного глазка.

4. Развязка.

Развязка арт-урока — духовно и нравственно окрашенное завершение урока,

содержащее в себе рефлексию всего того, что произошло на уроке, его оценку, итоги.

Слайд 7 — 8 – 9.


На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу — известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек.

Слайд 10 — 11.

Известняк, мел под микроскопом.

Контроль знаний:

Слайд 12.

Признаки одноклеточных животных – интерактивный тест на соответствие.
Слайд 13.

Интерактивный тест – 8 вопросов.

Одновременно учащиеся выполняют тестовые задания, заполняя бланки ответов.
5. Эпилог.
Эпилог — краткий взгляд в будущее, в то, что может стать продолжением творческой работы учителя и учащихся, что станет импульсом к дальнейшему более глубокому освоению темы.
Учитель:

Ещё загадок много у природы…

Не в этом всё же моих строчек суть:

Чтоб не зависеть от погоды-моды,

Ты сам амёбой никогда не будь.
Слайд 14.

Итоги урока.
Слайд 15.

План характеристики одноклеточных организмов.


Признаки

Амёба обыкновенная

Эвглена зелёная

Инфузория-туфелька

Среда обитания

водная, почвенная,

водная

водная

Строение: размеры

микроскопические

микроскопические

микроскопические

форма,

не постоянная

веретенообразная

подошва туфли

органоиды движения

ложноножки

жгутики

реснички

ядро

одно

одно

два – макронуклеус, микронуклеус

пищеварительные органоиды

пищеварительная вакуоль

пищеварительная вакуоль

клеточный рот, воронка, глотка, пищеварительная вакуоль, порошица

выделение

сократительная вакуоль

сократительная вакуоль

две сократительные вакуоли

чувствительный органоид

нет

светочувствительный глазок

нет

хлоропласты

нет

20

нет

Питание

гетеротрофное

автотрофное гетеротрофное

миксотрофное


гетеротрофное

Дыхание

поверхность клетки

поверхность клетки

поверхность клетки

Размножение

деление

деление

деление

Реакция на внешние раздражители

сжимается

фототаксис

раздражимость

Амёба протей питается путем фагоцитоза, поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее Кроме фагоцитоза, амебе свойствен пиноцитоз — заглатывание жидкости.
эвглена зеленая:

http://vkontakte.ru/video-19933690_150483282?noiphone

Амёба:

http://vkontakte.ru/video97447255_152491784?noiphone

Инфузория туфелька:

http://vkontakte.ru/video7984079_152257730

Конспект урока «Корненожки. Амеба обыкновенная» 7 класс

Пояснительная записка Сценарий   и   презентация   к   уроку   «Тип   Саркодовые   и   Жгутиконосцы.   Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная» предназначается для использования на уроке биологии   в   7   классе   общеобразовательной   школы.   Это   первый   урок   из   цикла уроков,   посвященных   изучению   подцарства   Простейшие.   Обучение   ведется   по учебнику Константинов В.М.,Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник   для   7   класса   общеобразовательных   учреждений   /   Под   ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. – М.:Вентана – Граф, 2004. Целью   урока   является  создание   условий   для   осмысления   новой   учебной информации, повышение мотивации учащихся. Презентация применяется на этапе объяснения нового материала, а так же на этапе   закрепления   изученного   на   уроке.   По   ходу   урока   предполагается самостоятельная работа учеников с текстом учебника, которая сопровождается демонстрацией слайдов с заданиями. По окончании выполнения задания можно осуществить   проверку   правильности   выполнения,   так   как   по   щелчку   мыши происходит высвечивание правильных вариантов ответов. На этапе закрепления нового материала проводится игра (слайды №16 ­ №20). Система гиперссылок позволяет моментально оценить ответ. Для этого необходимо навести мышь на предполагаемый   ответ,   и   щелкнуть   по   нему   один   раз.   На   экране   появляются надписи «Молодец!» или «Подумай!». Под надписями находятся кнопки, нажав на которые мышью, можно вернуться к заданиям игры и продолжить ее. Данную разработку   можно   использовать   при   наличии   мультимедийного   проектора   при фронтальной работе класса на уроке. Она проста в применении, технологична. По такому   принципу   можно   легко   построить   уроки   при   изучении   других   тем. Использование такой презентации и такого построения урока актуально в средних классах, где  много слабых учеников, дети гиперактивны, существуют проблемы с дисциплиной.   Применение   такого   способа   организации   позволяет   постоянно контролировать   учащихся,   помогает   вовлечь   их   в   процесс   обучения, мотивировать, внося дух соревнования.  Применение предлагаемой системы работы в слабых классах позволило автору значительно уплотнить урок и сделать его динамичным, повысить качество знаний учащихся   на   20%,   помогло   дисциплинировать   ребят,   научить   работать самостоятельно, легко ориентироваться в тестовых заданиях, что, несомненно, актуально в свете современных требований при сдаче выпускниками ЕГЭ.  Тема урока: Корненожки. Амеба обыкновенная Задачи: дать общую характеристику простейших, рассмотреть особенности строения и жизненных процессов на примере амебы обыкновенной. Учащиеся: называют среду обитания и способ передвижения амебы, описывают условия образования цисты, способы питания, распознают по рисункам органоиды простейшего. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, фронтальная, парная.  Оборудование:  проектор, презентация, фрагменты учебных фильмов из единой коллекции ЦОР), жетоны для опроса. 1.Организационный момент 2.Изучение нового материала Ход урока: 2.1.Общая характеристика простейших  ( самостоятельная работа учащихся  с текстом учебника ,с последующей фронтальной проверкой выписанных пунктов)  2.2 Классификация (рассказ учителя с демонстрацией слайда №2,зарисовка схемы в тетради) 2.3.Среда обитания, передвижение и внешний вид амебы (просмотр фрагмента ,беседа по фрагменту) ­ Где обитает амеба обыкновенная? ­ Какова форма ее тела? ­ Как передвигается амеба? ­ Что такое ложноножки? 2.4.Внешнее строение амебы. (Работа   учащихся   с   рисунком   учебника   «Внешнее   строение   амебы».   Демонстрация   слайда   №4 «Немой рисунок», организация фронтальной работы по слайду по вопросам. Правильные ответы вознаграждаются жетоном) ­ На какой органоид указывает стрелка №1?(и т.д.) 2.5.Процессы жизнедеятельности амебы 2.5.1.Питание,удаление непереваренных остатков и выделение избытка воды. (Просмотр фрагмента слайд №6, с последующим самостоятельным   выполнением   задания на слайде№7и №8 .Проверка качества выполнения работы осуществляется с помощью слайда№7,так как правильные ответы появляются при щелчке мышью. Отвечавшие получают жетоны за свои правильные ответы) Задание слайда №7  Установи правильную последовательность процессов питания  амебы (По щелчку мышью,  появляются ответы) Задание слайда № 8 Выбери номера правильных утверждений (правильные утверждения по щелчку мышью изменяют цвет) 2.5.2.Дыхание амебы (организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, взаимопроверка в паре) 2.5.3. Размножение амебы (Просмотр   фрагмента   о размножении  амебы  на  слайде№9,выполнение  задания   слайда  №10,   с опорой на текст учебника. Фронтальная проверка выполненного по ответам ,появляющимся по щелчку мышью) Задание слайда №10 Вставь пропущенное слово в предложение. 2.6. Многообразие представителей класса Саркодовые. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдов№12 – 14) 3. Закрепление материала (Проведение игры «Эх,пятерочка!» Учащиеся отвечают на вопросы ,правильность ответа можно оценить, нажав мышью на вариант ответа). 4.Итог урока. Домашнее задание.

Урок 8. подцарство простейшие: многообразие и значение — Биология — 7 класс

Конспект
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные, объединяет животных, состоящих из одной клетки. Однако эта клетка – самостоятельный живой организм, который перемещается, питается, размножается и дышит.
Клетки некоторых простейших после деления не отделяются от материнских клеток и живут вместе, образуя колонии.
У саркодовых для движения и захвата пищи образуются псевдоподии (ложноножки).
У жгутиконосцев органеллой движения служит жгутик, А у инфузорий – реснички.
Для выделения излишков воды и удаления продуктов обмена веществ внутри клетки находятся сократительные вакуоли.
У простейших с постоянной формой тела – например, инфузорий – образуются специализированные пищеварительные органеллы: клеточная воронка, клеточный рот, клеточная глотка. Для удаления отходов пищеварения также служит особый органоид – порошица.

Многие простейшие имеют органоиды, обеспечивающие раздражимость. Например, у эвглены зелёной есть светочувствительный глазок. Благодаря нему эвглены всегда плывут в самую освещенную часть водоема.
Это нужно для наилучших условий фотосинтеза. Фотосинтез у эвглены возможен благодаря пластидам, находящимся в цитоплазме.
Важная особенность простейших – способность образовывать цисты.
При наступлении неблагоприятных условий клетка покрывается многослойной оболочкой.
При этом жизненные процессы резко замедляются, и циста может сохранять жизнеспособность десятки и сотни лет.
При улучшении внешних условий оболочка растворяется, и во внешнюю среду выходит жизнеспособный организм.
В подцарстве Простейшие выделяются два основных типа: тип Саркодовые и жгутиконосцы и тип Инфузории.
В свою очередь, тип Саркодовые и жгутиконосцы делится на класс Саркодовые и класс Жгутиконосцы.
К классу Саркодовые относятся не только амёбы, но также радиолярии. Многие из них имеют раковины.
К классу Жгутиконосцы относятся эвглена зелёная, трипаносома, а также колониальное простейшее – вольвокс.
К типу Инфузории относится самая известная из них – инфузория-туфелька, сувойка, стилонихия и другие.
Многие простейшие являются паразитами, обитая внутри других живых организмов. Например, малярийный плазмодий, вызывающий малярию, попадает в кровь человека при укусе малярийного комара.
Опасны также дизентерийная амёба и трипаносома, вызывающая сонную болезнь.

Урок 4. Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории

 

Методическое пособие разработки уроков биологии7уласс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 12—15 учебника), составление таблицы «Си­стематические группы простейших» при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна­чения понятий: корненож­ки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельно­сти простейших организмов; различать простейших с ав- тотрофным и гетеротрофным типом питания на рисунках, фотографиях и среди нату­ральных объектов; выделять систематические группы простейших и различать их

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить на­блюдения, эксперименты и объ­яснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характе­ристиками.

Регулятивные: работать по пла­ну, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки само­стоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы;

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; умение применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельно­сти; осознание возможности проведения само­стоятельного

Основные понятия

Зоология — наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ход урока

Актуализация знаний

Где обитают простейшие?

Какие простейшие опасны для человека?

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Чем отличаются простейшие от других живых организмов?

В них есть хлорофилл

Состоят из одной клетки

у них нет органов

2. Какое простейшее обитает в водоемах, лужах, прудах?

Фораминифера

Инфузория туфелька

Амеба

3. В чем главное отличие Инфузория от Амебы?

Постоянная форма тела

Среда обитания

Размер

4. Каким образом передвигается Инфузория туфелька?

С помощью ресничек

С помощью хвоста

С помощью лапок

5. Какие свойства живых организмов присущи простейшим ?

дыхание, питание, выделение, обмен веществ

раздражимость, размножение, движение

все

6. Какова роль простейших на планете?

очистка водоемов и корм

они не важны

переносят болезни

7. Какое простейшее вызывает малярию?

малярийный плазмодий

инфузория туфелька

амеба

8. В чем роль инфузории живущей в желудках жвачных животных?

переносят заболевания

помощь в пищеварении

не играют роли

9. Какую форму тела имеют простейшие?

раковины или не имеют формы

раковины, твердый скелет, не имеют формы

не имеют формы

10. Где обитают простейшие?

В почве и воде

В воздухе, воде, в живых организмах, в почве

В воздухе, воде, в живых организмах

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ЖГУТИКОНОСЦЫ, ИНФУЗОРИИ

Жгутиконосцы. Простейшие этой группы имеют один, два или мно­го жгутиков. Среди жгутиконосцев есть такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Не­редко их относят к растительным жгутиконосцам.

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и коло­ниальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток. Каждая клетка колонии по своему строению очень напо­минает водоросль хламидомонаду.

Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и пи­таться, как растения, поскольку в их клетках имеется зеленый пиг­мент — хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например эвгле­на зеленая, на свету питаются как растения, а в темноте как животные — готовыми органическими веществами. Все раститель­ные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных ор­ганизмах). Например, известны трихомонада и лямблия, которые паразитируют в кишечнике человека и животных. Трипаносомы и лейшмании обитают в крови человека и животных.

Инфузории — это наиболее сложноорганизованные одноклеточ­ные или колониальные организмы. Среди них есть свободноживущие, прикрепленные и паразитические формы Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Тело инфузорий име­ет постоянную форму, у представителей многих видов, например у инфузории туфельки, имеются реснички, с помощью которых свободноживущие в водоемах организмы довольно быстро передвигают­ся и обеспечивают себя питанием.

Свободноживущие инфузории питаются в основном бактерия­ми, другими простейшими. Паразитические — обитают в кишеч­нике животных, питаются содержимым кишечника, разрушают слизистую и вызывают серьезные заболевания. Прикрепленные — могут удерживаться на подводных предметах, теле водных живот­ных. Реснички создают ток воды, с помощью которого пищевые частички подгоняются к ротовой впадине. Характерным отличием инфузорий от других простейших является наличие в клетке не менее двух разных по величине ядер.

Значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, про­стейшие имеют большое значение в природе и в жизни человека. Это объясняется следующими особенностями. Во-первых, тело многих водных простейших заключено в известковую раковинку. После гибе­ли этих организмов их раковинки опускаются на дно. Там за многие миллионы лет из них образуются многометровые толщи известковых отложений, например мел.

Во-вторых, многие простейшие являются незаменимым кор­мом для других животных

В-третьих, большое количество простейших является возбу­дителями различных болезней, среди которых немало опасных, при­водящих больных к смерти. Из болезней человека, вызываемых про­стейшими, опасны такие, как амебная дизентерия, амебный менин­гит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва».

Простейшие приносят большой ущерб пчеловодству, рыбовод­ству, животноводству и звероводству.

Жгутиконосцы: эвглена зеленая, трипаносомы, лейшмания, опалины

 

 

 

 

Жгутиконосцы, инфузории

 

 

 

 

Подтип Жгутиковые. Растительные и животные жгутиконосцы

 

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

«Конспект урока по биологии в 7 классе «Подцарство Одноклеточные. Простейшие»


Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов
Тема: Многообразие животных — результат эволюции.
Урок № 35
Дата урока:
Тема урока: Подцарство Одноклеточные, или Простейшие.
Цель: изучить общие признаки простейших; роль простейших в экосистемах; характерные признаки подцарства Одноклеточные, типов Споровики, Саркожгутиконосцы
Задачи:
— формировать знания учащихся   о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных; простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника; изучить особенности строения , разнообразия типов Споровики, Саркожгтиконосцы.
— закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории;  уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;
— закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.
— воспитание бережного отношения к живым организмам.
Ключевые слова и понятия: одноклеточные или простейшие, циста, саркожгутиконосцы, саркодовые, ложноножки, радиолярии, солнечники, фораминиферы, жгутиконосцы.Планируемые результаты обучения:
Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные, типов Споровики, Саркожгутиконосцы.
Описывать отличительные признаки класса растений Однодольные семейства Лилейные
Приводить примеры представителей типа.
Распознавать представителей подцарства и типов по рисункам, фотографиям.
Обосновывать роль простейших в экосиситемахТип урока: комбинированный (урок изучения нового материала)
Оборудование: Учебник Биология Разнообразие живых организмов 7 класс изд-во «Просвещение» 2014 г., таблицы, рисунки, тетрадь по биологии, компьютер, телевизор, : таблица «Одноклеточные», Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.
Форма организации урока: беседа, игра в ассоциации, работа в группах, работа с текстом учебника.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Технологии обучения: игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы
Структура урока
Организационный этап……………………………1—2 мин.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……7 мин.
III. Изучение нового материала …………20 мин.
IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 15мин
Домашнее задание…………………………… 1—2 мин.
Подведение итогов урока…………………………3 мин.
Ход урока
I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/
II. Проверка знаний учащихся.
Ответить на вопросы:
— Что такое систематика?
— Что такое классификация?
— Какие особенности животных взяты за основу классификации?
— На какие группы делятся животные?
— Почему животные объединяются в группу хордовых?
— Какую номенклатуру предложил Карл Линей?
— Что такое бинарная номенклатура?
— Как проходила эволюция животных?
III. Объяснение новой темы:
Наступило время путешествия в страну «Простейшие», в страну, которая по размерам не больше капли прудовой воды. Путешествуя по этой стране, мы должны проверить и расширить знания об одноклеточных животных: об их строении, поведении, месте в системе органического мира и значении в природе и жизни человека. Итак, не задерживаясь – в путь!
➣ Сколько простейших известно в природе? (70 тысяч видов)
➣ Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие?  (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).
➣ Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)
➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему?  (потому что все они имеют различия в строении тела)
Мы ознакомимся с простейшими:
❖ Саркомастигофорами — (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) —  клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;
❖ Ресничные – ( инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) — снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку
❖ Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические , паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения
➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?
Ученые 17-18 веков Простейших представляли по-разному. Среди мыслителей того времени находились такие, которые говорили, что сам Бог, скрыв Простейших от невооруженного взгляда, выразил свое нежелание того, чтобы человек изучал их. Даже Карл Линней назвал мир Простейших «невидимым миром» и в своей книге «Система природы» описал его как один единственный род, характерно названный «хаос инфузориум». Одни ученые считали, что Простейшие устроены так же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них всего лишь размерами. Другие – что Простейшие всего-навсего комочки «живой слизи», не имеющие никакого внутреннего строения. Сегодня уже не спорят по этому поводу, знают наверняка, что зачастую простейшие устроены сложнее, чем отдельная клетка многоклеточного организма, но проще, чем одноклеточный организм в целом.
Запись в тетрадь:
Одноклеточные, Простейшие — подцарство животных, одноклеточные эукариотические организмы. Имеют микроскопические размеры, большинство способно к образованию цисты. Выделяют типы: Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории.
Органоиды — постоянные клеточные структуры, выполняющие определённые функции в клетках одноклеточных и многоклеточных организмов. К ним отно-сятся: пластиды, митохондрии, рибосомы и др.
Среда обитания — все условия живой и неживой природы, образующие устойчивую систему, в которой существует организм. Среда обитания прямо или косвенно влияет на развитие, рост, размножение организма и целой популяции. Выделяют наземно-воздушную, водную, почвенную, организменную среды.
Ложноножки (псевдоподии) — органоиды движения, образующиеся благодаря выростам цитоплазмы. У простейших животных образуются в разных частях клетки, служат для захвата пищи, передвижения.
Циста (греч. kystis — пузырь) — временная форма существования многих одноклеточных организмов, характеризующаяся наличием защитной оболочки, которая также называется цистой.
«Особенности органоидов простейших»
органоиды амеба эвглена споровики инфузория
движения ложноножки жгутики нет реснички
питания пищеварительная вакуоль утрачены пищеварительная вакуоль
выделения Сократительная вакуоль Сократительная вакуоль утрачены две сократительные вакуоли с приводящими
Значение одноклеточных животных
Амёба обыкновенная Эвглена зелёная Инфузория-туфелька
Положительное
Компонент биоценоза в цепи питания, морские корненожки имеют известковую раковину — образуют осадочные горные породы— мел, известняк; по некоторым видам корненожек судят о существовании нефти Компонент биоценоза в цепи питания; имеет познавательное значение для изучения общих предков растений и животных Звено в цепи питания
Отрицательное Дизентерийная амёба вызывает инфекционное заболевание Вызывает цветение воды в водоёмах; паразитические жгутиковые (лямблии и другие) поселяются в крови, кишечнике животных и человека, вызывая заболевания Паразитическая инфузория балантидий вызывает заболевания животных и человека
Черты класса саркодовые
Строение Оболочка, цитоплазма, ядро, ложноножки, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль. Фораминиферы, радиолярии имеют раковину
Питание Бактерии, одноклеточные водоросли, простейшие. Пища захватывается ложноножками и переваривается пищеварительной вакуолью.
Среда обитания Водоёмы, лужи, моря, организм животных, человека.
Представители Амёбы, радиолярии, солнечники, фораминиферы.
Саркодовые — класс одноклеточных животных, куда входят также классы Радиолярии и Солнечники. Не имеют постоянной формы тела, у некоторых есть раковина или наружный скелет. Передвигаются с помощью ложноножек (выростов цитоплазмы). Размножаются простым делением пополам.
Солнечники — подкласс одноклеточных класса Саркодовые. Животные с шаровидным телом и расходящимися во все стороны тонкими псевдоподиями. Планктонные организмы. Питаются водорослями, другими простейшими.
Черты класса Жгутиконосцы
Строение Оболочка, цитоплазма, ядро, жгутик, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, хлоропласты, стигма- красный глазок
Питание Одноклеточные водоросли, животные клетки, кишечник млекопитающих. Способны к фотосинтезу (эвглена зелёная), внутриклеточные паразиты животных, питаются содержимым кишечника, желчных путей человека и животных.
Среда обитания Пресные и морские водоемы, кишечник млекопитающих, земноводных, некоторых беспозвоночных, человека.
Представители Эвглена зелёная, вольвокс, трипаносома, лейшмания, лямблияПоложительное
компонент биоценоза в цепи питания,
имеет познавательное значение для изучения общих предков растений и животных. нефти.
Отрицательное:
вызывает цветение воды в водоёмах;
паразитические жгутиковые (лямблии и другие) поселяются в крови, кишечнике животных и человека, вызывая заболевания
Значение класса Жгутиконосцы
Черты типа Споровики
Строение Оболочка, цитоплазма, ядро
Питание Внутриклеточные паразиты внутренних органов животных, эритроциты крови млекопитающих.
Среда обитания Живые организмы, беспозвоночные, млекопитающие (кролик, свинья, кот), человек (печень человека).
Представители Малярийный плазмодий (у малярийного комара), кокцидии (у кролика), грегарина (у беспозвоночных), токсоплазма (у кошки)4. Обобщение и систематизация ( заполняем 2 колонки)
Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».
Процессы жизнедеятельности Амеба Эвглена Зеленая Инфузория-туфелька
1. Движение При помощи ложноножек При помощи жгутика При помощи ресничек
2. Питание Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль Фотосинтез Рот, глотка, пищеварительные вакуоли
3. Дыхание Через оболочку Через оболочку Через оболочку
4. Выделение Сократительная вакуоль Сократительная вакуоль Сократительная вакуоль и порошица
5. Размножение Бесполое Бесполое Бесполое и половое
6. Переживание неблагоприятных условий Образование цисты Образование цисты Образование цисты
Сравнивая между собой  представителей  разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?
— их тело состоит  из одной клетки, которая выполняет все необходимые  функции  живого организма – передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.
Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.
От кого же произошли эти животные, кто их предок?
/рассказ учителя с помощью рисунка/
Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными. Следовательно, эти организмы родственны между собой и произошли от древних жгутиковых.
Ученые считают, что древние жгутиковые жили на Земле 1,5 млрд. лет назад.  Доказательствами происхождения одноклеточных животных от  древних жгутиковых служит наличие таких пресноводных одноклеточных животных, которые имеют одновременно и жгутики и ложные ножки, а также сходство в строении ресничек инфузорий со жгутиками эвглены зеленой, лямблии и др. жгутиковых.
V. Подведение итогов.
Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.
Домашнее задание- прочитать § 27 стр 68- 70, подготовить доклады по теме « Саркотикожгутиносцы», «Эвглена зелёная», «Распространение одноклеточнх животных», ответить на вопросы на стр 59, выполнить упр 1- 8 в РТПБ на стр 68- 69, подготовить кроссворд.

Лекция и конспект урока — Простейшие

Принято считать, что одноклеточные существа более примитивны, нежели многоклеточные. Однако, поскольку все тело одноклеточных по определению состоит из одной клетки, эта клетка должна уметь делать все: и питаться, и двигаться, и нападать, и спасаться от врагов, и переживать неблагоприятные условия среды, и размножаться, и избавляться от продуктов обмена, и защищаться от высыхания и от чрезмерного проникновения воды внутрь клетки.

Многоклеточный организм тоже все это умеет, но каждая его клетка, взятая в отдельности, хорошо умеет делать только что-нибудь одно. В этом смысле клетка простейшего – отнюдь не примитивнее клетки многоклеточного организма.

Большинство представителей класса имеет микроскопические размеры – 3—150 мкм. Только наиболее крупные представители вида (раковинные корненожки) достигают 2–3 см в диаметре.

Известно около 100 000. видов простейших. Среда их обитания – вода, почва, организм хозяина (для паразитических форм).

Строение тела простейшего типично для эукариотической клетки. Имеются органеллы общего (митохондрии, рибосомы, клеточный центр, ЭПС и др.) и специального назначения. К последним относятся органы движения: ложноножки, или псевдоподии (временные выросты цитоплазмы), жгутики, реснички, пищеварительные и сократительные вакуоли. Органоиды общего значения присущи всем эукариотическим клеткам.

Органоиды пищеварения – пищеварительные вакуоли с пищеварительными ферментами (сходны по происхождению с лизосома-ми). Питание происходит путем пино– или фагоцитоза. Непереваренные остатки выбрасываются наружу. Некоторые простейшие имеют хлоропласты и питаются за счет фотосинтеза.

Пресноводные простейшие имеют органы осморегуляции – сократительные вакуоли, которые периодически выделяют во внешнюю среду излишки жидкости и продукты диссимиляции.

Большинство простейших имеет одно ядро, но есть представители с несколькими ядрами. Ядра некоторых простейших характеризуются полиплоидностью.

Цитоплазма неоднородна. Она подразделяется на более светлый и гомогенный наружный слой, или эктоплазму, и зернистый внутренний слой, или эндоплазму. Наружные покровы представлены либо цитоплазматической мембраной (у амебы), либо пелликулой (у эвглены). Фораминиферы и солнечники, обитатели моря, имеют минеральную, или органическую, раковину.

2. Особенности жизнедеятельности простейших

Подавляющее большинство простейших – гетеротрофы. Их пищей могут служить бактерии, детрит, соки и кровь организма хозяина (для паразитов). Непереваренные остатки удаляются через порошицу (специальное, постоянно существующее отверстие (у инфузорий)) или через любое место клетки (у амебы). Через сократительные вакуоли осуществляется осмотическая регуляция, удаляются продукты обмена.

Дыхание, т. е. газообмен, происходит через всю поверхность клетки.

Раздражимость представлена таксисами (двигательными реакциями). Встречаются фототаксис, хемотаксис и др. 

Размножение простейших:

Бесполое – митозом ядра и делением клетки надвое (у амебы, эвглены, инфузории), а также путем шизогонии – многократного деления (у споровиков).

Половое – копуляция. Клетка простейшего становится функциональной гаметой; в результате слияния гамет образуется зигота.

Для инфузорий характерен половой процесс – конъюгация. Он заключается в том, что клетки обмениваются генетической информацией, но увеличения числа особей не происходит.

Многие простейшие способны существовать в двух формах – трофозоита (вегетативной формы, способной к активному питанию и передвижению) и цисты, которая образуется при неблагоприятных условиях. Клетка обездвиживается, обезвоживается, покрывается плотной оболочкой, обмен веществ резко замедляется. В такой форме простейшие легко переносятся на большие расстояния животными, ветром и расселяются. При попадании в благоприятные условия обитания происходит эксцистирование, клетка начинает функционировать в состоянии трофозоита. Таким образом, инцистирование не является способом размножения, но помогает клетке переживать неблагоприятные условия среды.

Для многих представителей типа Protozoa характерно наличие жизненного цикла, состоящего в закономерном чередовании жизненных форм. Как правило, происходит смена поколений с бесполым и половым размножением. Образование цисты не является частью закономерного жизненного цикла.

Время генерации для простейших составляет 6—24 ч. Это означает, что, попав в организм хозяина, клетки начинают размножаться по экспоненте и теоретически могут привести его к гибели. Однако этого не происходит, так как вступают в силу защитные механизмы организма хозяина.

Заболевания, вызываемые простейшими, называются прото-зойными. Раздел медицинской паразитологии, изучающий эти заболевания и их возбудителей, носит название протозоологии.

Медицинское значение имеют представители простейших, относящиеся к классам саркодовые, жгутиковые, инфузории и споровики.

Конспект.

На данном уроке учащиеся знакомятся с многообразием одноклеточных животных, их строенимем, происхождением и значением в природе и в жизни человека.

Тема урока: «Одноклеточные животные» 7 класс

Цель: дать понятие об одноклеточных животных 

Задачи:

— формировать знания учащихся   о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных;

— закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории;  уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

— закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

— воспитание бережного отношения к живым организмам.

Оборудование:  рисунки одноклеточных  животных, учебник

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, критическое мышление

I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/
II. Проверка знаний учащихся.

Ответить на вопросы:

— Что такое систематика?

— Что такое классификация?

— Какие особенности животных взяты за основу классификации?

— На какие группы делятся животные?

— Почему животные объединяются в группу хордовых?

— Какую номенклатуру предложил Карл Линей?

— Что такое бинарная номенклатура?

III. Объяснение новой темы:

Наступило время путешествия в страну «Простейшие», в страну, которая по размерам не больше капли прудовой воды. Путешествуя по этой стране, мы должны проверить и расширить знания об одноклеточных животных: об их строении, поведении, месте в системе органического мира и значении в природе и жизни человека. Итак, не задерживаясь – в путь!

➣ Сколько простейших известно в природе? (70 тысяч видов)

➣ Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие?  (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).

➣ Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)

➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему?  (потому что все они имеют различия в строении тела)

Мы ознакомимся с простейшими:

❖ Саркомастигофорами — (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) —  клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

❖ Ресничные – ( инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) — снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

❖ Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические , паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения

➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?

Ученые 17-18 веков Простейших представляли по-разному. Среди мыслителей того времени находились такие, которые говорили, что сам Бог, скрыв Простейших от невооруженного взгляда, выразил свое нежелание того, чтобы человек изучал их. Даже Карл Линней назвал мир Простейших «невидимым миром» и в своей книге «Система природы» описал его как один единственный род, характерно названный «хаос инфузориум». Одни ученые считали, что Простейшие устроены так же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них всего лишь размерами. Другие – что Простейшие всего-навсего комочки «живой слизи», не имеющие никакого внутреннего строения. Сегодня уже не спорят по этому поводу, знают наверняка, что зачастую простейшие устроены сложнее, чем отдельная клетка многоклеточного организма, но проще, чем одноклеточный организм в целом.

Какое внутреннее строение имеют Простейшие? Ответим на этот вопрос, выполнив задание.

/повторение материала из курса биологии 6 класса по рисункам/

Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».

Процессы жизнедеятельности

Амеба

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

1. Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

2. Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Фотосинтез

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

3. Дыхание

Через оболочку

Через оболочку

Через оболочку

4. Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль и порошица

5. Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое

6. Переживание неблагоприятных условий

Образование цисты

Образование цисты

Образование цисты

Сравнивая между собой  представителей  разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?

— их тело состоит  из одной клетки, которая выполняет все необходимые  функции  живого организма – передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.

Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.

От кого же произошли эти животные, кто их предок?

/рассказ учителя с помощью рисунка/

Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными. Следовательно, эти организмы родственны между собой и произошли от древних жгутиковых.

Ученые считают, что древние жгутиковые жили на Земле 1,5 млрд. лет назад.  Доказательствами происхождения одноклеточных животных от  древних жгутиковых служит наличие таких пресноводных одноклеточных животных, которые имеют одновременно и жгутики и ложные ножки, а также сходство в строении ресничек инфузорий со жгутиками эвглены зеленой, лямблии и др. жгутиковых.

Выполнение лабораторной работы № 13 «Знакомство со строением, движением и раздражимостью инфузории туфельки».

Какое значение простейших в природе и жизни человека?

— очищают воду;

— служат пищей малькам рыб, пресноводным рачкам дафниям и циклопам, личинкам комаров;

— образуют отложения известняка;

— по остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых;

— многие виды одноклеточных паразитируют в  органах животных и человека, вызывая заболевания (лямблия, дизентерийная амеба, балантидий, кокцидия)

IY. Закрепление

На Земле простейших насчитывается 70000 видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека.

1. Ответить на вопрос:

В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.

В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму

2. Биологического диктанта.

1. Вырост тела амеба … (ложноножка)

2. Содержимое пищеварительной вакуоли … (пищеварительный сок)

3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена … (сократительная)

4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется . (обменом веществ)

5. Защитная оболочка у амебы … (циста)

6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)

Y. Домашнее задание § 36, оформить лабораторную работу
YI. Итог урока, выставление оценок

Flagella: определение, структура и функции — видео и стенограмма урока

Структуры и типы жгутиков

Жгутик эукариот не является простой волосковой структурой, а имеет сложное поперечное сечение. По структуре он похож на реснички, хотя обычно реснички движутся вперед и назад, в отличие от движения штопора жгутика.

Жгутик эукариот представляет собой длинную палочковидную структуру, которая окружена расширением клеточной мембраны в виде оболочки.Основная часть структуры представляет собой филамент, называемый аксонемой . Необходимые материалы транспортируются по жгутику. Вся конструкция закреплена в базальном теле , которое по структуре похоже на центриоль.

Аксонема имеет девять пар микротрубочек, поддерживающих ее изнутри. Эти дублеты микротрубочек окружают две одиночные микротрубочки. Такое расположение называется структурой 9 + 2. Эукариотические реснички также имеют такую ​​структуру; реснички просто короче.

Дублеты из девяти микротрубочек имеют динеиновых плеч , которые питаются от АТФ. Плечи заставляют микротрубочки в каждой паре скользить друг относительно друга. Это заставляет жгутик изгибаться, позволяя клетке двигаться. Радиальные спицы обращены к центральным микротрубочкам. Их роль неизвестна, но они могут играть роль в стабилизации жгутика.

Жгутики доменов бактерий и архей различны. Они по-прежнему перемещают клетку, но делают это путем вращения, а не изгиба изнутри, как жгутики эукариот.

Жгутики архей внешне похожи на жгутики бактерий. Однако есть ключевые отличия. Начнем с того, что два типа жгутиков передвигаются по-разному. Жгутики бактерий питаются потоком ионов, обычно водорода, но иногда натрия. Они состоят из отдельных волокон, которые вращаются индивидуально. Напротив, жгутиков ахеальных клеток , по-видимому, питаются АТФ, тем же химическим веществом, которое питает жгутики эукариот. Волокна архей также связаны и вращаются как одно целое.

Их рост и внутреннее строение также различаются. Жгутик бактерий имеет относительно полую внутреннюю часть, которая способствует росту на кончике жгутика. Новые блоки продвигаются вверх через внутреннюю полость и прикрепляются к концу. Жгутики архей не имеют такой большой полой внутренней трубки и растут за счет добавления субъединиц в основании. Существуют также различные другие химические различия.

Другие функции, кроме передвижения

Помимо помощи клетке в движении, жгутики могут служить сенсорными органеллами.Поскольку они окружены расширением клеточной мембраны, они могут обнаруживать разницу температур, а также химические вещества вне клетки. Эта сенсорная роль продолжена в euglena , где глазное пятно, светочувствительная органелла, располагается близко к жгутику, помогая определить, в каком направлении должна двигаться клетка.

Итоги урока

Давайте рассмотрим.

Жгутик представляет собой плетевидную структуру, которая позволяет клетке двигаться. Они встречаются во всех трех областях живого мира: бактерии, археи и эукариоты.Хотя все три типа жгутиков используются для передвижения, они сильно различаются по структуре. Жгутик эукариот представляет собой длинную палочковидную структуру, которая окружена расширением клеточной мембраны, наподобие оболочки. Плечи динеина, которые сидят на девяти дублетах микротрубочек аксонемы, заставляют жгутик изгибаться, позволяя клетке двигаться. Жгутики доменов бактерий и архей по-прежнему перемещают клетку, но они делают это путем вращения, а не изгиба изнутри, как жгутики эукариот.

Жгутики не только помогают клетке двигаться, но и служат сенсорными органеллами. Поскольку они окружены расширением клеточной мембраны, они могут обнаруживать разницу температур, а также химические вещества вне клетки.

Результаты обучения

Изучив этот видеоурок по жгутикам, вы можете получить следующие результаты:

  • Охарактеризуйте жгутик и сравните его с ресничками
  • Обсудите три различных типа жгутиков
  • Назовите функции жгутиков

Cell Единица жизни | PDF | Эндоплазматическая сеть

Эгаа; Rhg Wimt cl Amlg

: 4.cngrt Hcco

(: << 7) wjs ji Gi`amsh nctjimst, lmrst tc ijfg thg tgrf

‑Egaa‖

mi hms ncco —

Fmerc`rjphmj

‖. Hg cnsgrvgb thmi sgetmcis cl

ecro

(bgjb egaas) uibgr j ecfpcuib fmercsecpg удлинитель lcuib

ecfpjrtfgit amog bmvmsmcis mi j hcigy ecfn

. Egaas ms j Ajtmi wcrb

Egaauaj

whmeh fgjis

j hcaacw spjeg

.cngrt Nrcwi

(: 85 🙂 cnsgrvgb jib rgpcrtgb thg prgsgieg cl

iueagus

mi thg

rcct

egaas cl crehmbs.

y

Bukjrbmi

(: 85 <) cnsgrvgb j

sgfmlaumb sunstjieg

surrcuibmi` thg

iueagus

mi fuseag egaas jib ejaagb mt js

sjrecbg

.

y

J egaa hjs j iueagus whmeh hjs amvmi` sunstjieg jrcuib mt ejaagb js prctcpajsf.

Туромикг

(: 85 =) lcuib mt mi jimfja egaa whmag \ ci Fcha mi pajit egaa. Huxagy ejaagb Trctcpajsf js physmeja njsms cl amlg.

y

Hjffgrami`

ejaagb iueagus js thg nrjmi cl thg egaa cr fjstgr cr ecitrcaami` egitrg cl egaa.

2. Egaa Rhgcry

Rhg semgitmst whc lcrfuajtgb jib ajmb thg egaa thgcry jrg

Ф. К. Уэхагмбги (: 858) — @grfji NctjimstR. Uehwjii (: 85 =) — Nrmtmsh [ccac`mst

y

Fjtthmjs Uehagmbgi

stubmgb удлинитель tgstgb j ajr`g iufngr cl

пижамы

удлинитель cnsgrvgb thjt jaa

пижамы jrg ecfpcsgb

cl bmllgrgit omibs cl

egaas

whmeh lcrf thg tmssugs cl thg pajit.

y

Uehwjii

stubmgb sgvgrja

jimfja egaas

jib fjrogb j ecieausmci thjt jaa egaas hjvg j thmi cutgr ajygr js thgmr amfmt cr ncuibjry whmeh ms prgsgitay oicwi js thg «pajsfj fgfnrjig». Hg jasc stubmgb pajit tmssugs jib ecieaubgb thjt thg egaa wjaa ms j uimqug ehjrjetgr lcuib mi jaa thg pajit egaas.

Uehwjii

prcpcsgb thg hypcthgsms lrcf jaa hms stuby thjt thg egaa, mts prcbuets jib mts ecistmtugits lcrf thg ncbmgs cl jimfjas jib pajits.убкал \ mrehcw

(: 877) lmrst gxpajmigb thjt thg egaas jrg bmvmbgb sc js tc lcrf

igw egaas lrcf prg-gxmstmi` egaas

(Cfims egaauaj-g egaauaj). Hg fcbmlmgb Uehagmbgi jib Uehwjii thgcry jib ecfpagtgb thg egaa thgcry.

Ecieausmcis cl thg thgcry;

y

Jaa

amvmi` cr`jimsfs

jrg fjbg lrcf egaas.

Оружие, микробы и сталь Глава 14: От эгалитаризма к клептократии Резюме и анализ

Государство на сегодняшний день является наиболее успешной и эффективной формой правления для общества, насчитывающего более нескольких сотен человек.Есть как минимум четыре причины, по которым: 1) в большом обществе люди не обязательно знают друг друга; поэтому структуры родства, используемые для смягчения конфликтов в племени или группе, распадаются, 2) в большом обществе коллективное принятие решений становится непрактичным — у всех в обществе недостаточно времени, чтобы взвесить, что делать, как в группа, 3) в большом обществе неэффективно торговать товарами напрямую с другим человеком, как в группе или племени. Удобнее передавать товары через какой-то централизованный орган; 4) большие группы людей имеют доступ к меньшему пространству на человека, чем люди в группах или племенах.Следовательно, они должны зависеть от других людей, у которых может быть лучший доступ к определенным ресурсам. Например, в группе из 20 человек, перемещающихся в пределах пяти квадратных миль, каждый будет иметь практически одинаковый доступ к одним и тем же ресурсам в этом пространстве. В штате, где 100 000 человек живут оседло в одном и том же пространстве, определенные люди будут иметь лучший доступ к определенным ресурсам, и людям придется торговать ресурсами, что приведет к специализации. В целом, большие общества не могут функционировать как банды — они лучше всего работают как клептократии (вождества или государства).

В этом длинном разделе Даймонд обсуждает различные причины, по которым государство является идеальной формой правления для большой группы людей. При небольшой группе людей местные формы организации, такие как семья и личная торговля, могут выжить. Но в большой группе, состоящей из сотен тысяч людей, неизбежно будут происходить обмены и взаимодействия между разными семьями, людьми из разных сообществ и людьми с разной работой и разным опытом. Здесь семейная и прямая торговля уже не так эффективны и успешны — необходима сильная центральная форма руководства, чтобы гарантировать, что сделки будут справедливыми, люди будут относиться друг к другу с уважением и т. Д.- услуга, за которую руководители получают компенсацию в виде дани или налога. Даймонд снова возвращается к своим первоначальным аргументам, противопоставляя более плотные сельскохозяйственные общества меньшим группам охотников-собирателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *