cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тип саркодовые и жгутиконосцы класс саркодовые 7 класс конспект урока – План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме: Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс саркодовые (амеба) | скачать бесплатно

Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы Sarcomastigophora. Саркодовые — Protozoa — ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ — ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова

ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

(Protozoa)

Урок 10. Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы (Sarcomastigophora). Саркодовые

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; п. — работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и рисунок), строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; работать с натуральными объектами;

л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: колония, ложноножки, вакуоли (пищеварительная, сократительная), бесполое размножение, циста; выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы; распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях; устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амебы протей; обосновывать роль простейших в экосистемах; осознавать роль микроскопических животных в природе и в жизни человека.

Оборудование: учебник, проектор, экран, учебный видеофильм о простейших, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации; принадлежности для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, выставляет отметки за работы, проверенные вместе с учениками — экспертами из каждой группы.)

II. Работа по теме урока

1. Общая характеристика простейших

Животные, которые относятся к подцарству Простейшие, состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого организма, т. е. передвижение, питание, размножение, реакция на внешние раздражители, дыхание, защита.

Долгое время о существовании этих животных люди и не подозревали. Изучение простейших стало возможным, когда появился такой оптический прибор, как микроскоп. Открытие одноклеточных организмов было совершено в 1670-е гг. Антони ван Левенгуком. На уроках ботаники мы говорили, что Левенгук, рассмотрев в микроскоп каплю обыкновенной воды, обнаружил в ней бесчисленное множество живых существ всевозможных форм. Что это за существа, Левенгук не знал. Они были невероятно малы, и поэтому он называл их «анималькулями», что в переводе с голландского означает «маленькие животные», «зверюшки».

Простейших в настоящее время известно около 70 тыс. видов. Среди них есть как свободноживущие, так и паразитические формы. Кроме того, существуют и так называемые колониальные формы, когда дочерняя клетка не отделяется от материнской, а продолжает жить вместе с ней. Несколько таких клеток образуют колонию.

Интересно, что эволюция далеко не всегда означает усложнение организмов. Примером экстремального упрощения можно считать одноклеточных паразитов Myxozoa, которые являются родственниками медуз. Ученые с помощью анализа ДНК установили, что некоторые медузы превратились в этих одноклеточных в процессе эволюции. В ходе специализации геном данных паразитов уменьшился больше чем на 95%, из него исчезли гены, отвечающие за формирование многоклеточных особей.

2. Образ жизни и строение саркодовых

Вернемся к истории открытия простейших. Левенгук, желая узнать, от чего зависит жгучий вкус перца, попытался отделить мельчайшую частицу этой острой пряности. Для этого он решил предварительно размочить перец и залил его водой. Несколько дней спустя, посмотрев через линзу на каплю перечного настоя, Левенгук обнаружил невероятное количество «маленьких животных». Свои наблюдения естествоиспытатель описал следующим образом. «Одни имеют вид удивительных маленьких звездочек, другие — треугольников, полумесяцев, третьи напоминают колокольчики, сидящие на длинных ножках, четвертые постоянно меняют свою форму, как крошечные капли масла, переливающиеся то в ту, то в другую сторону». Теперь в руках у Левенгука был способ разводить «зверушек». Оказалось, что они появляются не только в настое из перца, но и в настоях из травы, сена и различных семян. Левенгук назвал их «инфузориями», так как в переводе с латинского слово «инфузум» означает «настой», «наливка». Сейчас такое название закрепилось лишь за одной группой простейших животных с удлиненной, обтекаемой формой тела.

В настоящее время ученые подразделили простейших на три типа, один из которых состоит из двух классов, а два других включают по одному классу, носящему то же название, что и соответствующий тип. Сегодня мы начнем изучать тип Саркрдовые и жгутиконосцы, класс Саркодовые.

(Учитель демонстрирует таблицу. Ученики фиксируют ее в тетради. Можно записать только информацию, относящуюся к данному уроку, и продолжить заполнениие таблицы в тетради на следующем уроке.)

Царство

Животные

Подцарство

Одноклеточные, или Простейшие (70 тыс. видов)

Тип

Саркодовые и жгутиконосцы (18 тыс. видов)

Инфузории (6 тыс. видов)

Апикомплексы, или споровики

Класс

Саркодовые (11 тыс. видов)

Жгутиконосцы (7 тыс. видов)

Ресничные инфузории

Сосущие инфузории

Споровики (3,6 тыс. видов)

Представители

Амеба протей, амеба дизентерийная

Эвглена зеленая, трипаносома лямблия

Инфузория -туфелька, инфузория бурсария, сувойки

Малярийный плазмодий

(Для сравнения можно предложить следующую таблицу.)

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие

Тип

Класс

Подкласс

Характеристика, представители

Саркодовые и жгутиконосцы

Саркодовые (около 11 тыс. видов)

Корненожки (2 тыс. видов)

Дизентерийные амебы, раковинные амебы. Обитают в водоемах и сфагнумах (мхах)

Тип

Класс

Подкласс

Характеристика, представители

Солнечники (несколько десятков видов)

Обитают в морях. Имеют шаровидную форму тела (диаметр до 1 мм)

Лучевики (7—8 тыс. видов)

Планктонные и колониальные организмы

Жгутиконосцы (7 тыс. видов)

Растительные

жгутиконосцы

Животные жгутиконосцы

Обитают в водоемах — эвглена зеленая, некоторые паразитируют в теле млекопитающих — лямблии, трипанозомы

Инфузории, или Ресничные (6 тыс. видов)

Ресничные инфузории

Обитают в морях и пресных водах, влажной почве. Свободно передвигаются. Инфузория-туфелька, инфузория бурсария, сувойки

Сосущие инфузории

Сидячие формы. Снабжены щупальцами. Живут в кишечнике млекопитающих

Апикомплексы, или споровики

Споровики (3,6 тыс. видов)

Паразиты позвоночных и беспозвоночных животных — малярийный плазмодий, токсоплазмы

3. Жизненные процессы

Подразделяя простейших на классы, ученые учитывали тип движения, присущий этим «зверушкам». Так, для саркодовых характерно передвижение с помощью ложноножек, или псевдоподий. Эти временно образующиеся выросты цитоплазмы служат саркодовым и для захвата пищи.

Типичный представитель саркодовых — амеба обыкновенная, или амеба протей. Последнее наименование, это крошечное существо получило в честь древнегреческого божества Протея, который мог менять свой облик. Дело в том, что у амебы суперэластичная клеточная мембрана, выгибая которую она образует ложноножки и может передвигаться как бы перетекая в пространстве, и питаться, окружая добычу, образуя пищеварительную вакуоль. Дышит амеба всей поверхностью клетки.

В благоприятных условиях амеба делится бесполым способом примерно раз в сутки.

(Самостоятельная работа с текстом на с. 35, 36 учебника. Опрос по тексту.)

— Почему амеба при неблагоприятных условиях (высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибает? (Покрывается цистой — плотной защитной оболочкой.)

— Обыкновенная амеба переплывает по мостику из одной капли в другую, где находятся бактерии, и старательно удаляется от кристалликов соли в капле воды. Как называется это явление? (Это раздражимость, т. е. реагирование на сигналы, поступающие в ее организм.)

— Известны виды амеб, имеющие наружный скелет — раковинки. Каково назначение раковины? (Защита, увеличение поверхности — важно для парения в воде.)

— Почему клетка крови, попав в дистилированную воду, гибнет, а амеба — нет? (Простейшее может регулировать поступление и вывод воды.)

4. Разнообразие саркодовых

Нарисуйте в альбоме одного из представителей класса Саркодовые (амебу или одну из раковинных амеб). Над рисунком запишите классификацию животного в правильной последовательности: Царство животные; подцарство Одноклеточные, или Простейшие; тип Саркодовые и жгутиконосцы; класс Саркодовые; вид амеба обыкновенная (раковинная амеба).

(Рисунок и классификация не должны занимать меньше I/4 альбомного листа.)

III. Рефлексивно — оценочный этап

(Конкурс рисунков. Оценивание выполнения задания.)

Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали, узнали много нового.

Предлагаю поработать над индивидуальными проектами. В течение учебного года каждый из вас подготовит сообщение о 10 разных животных. К следующему уроку вы расскажете об одном из представителей простейших.

(Каждый ученик по заданной теме должен подобрать интересный дополнительный материал. Кроме содержательной части в докладах должны быть изображения животных, их классификация.)

В конце учебного года вы получите маленькую личную зоологическую энциклопедию, составленную из ваших сообщений.

Домашнее задание

1. Прочитать § 8, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Подготовить сообщения на темы: «Образ жизни и строение жгутиконосцев», «Эвглена: животное или растение?», «Инфузории в нашем организме», «Простейшие — паразиты» и т. д.

compendium.su

Разработка урока по биологии «Класс Жгутиконосцы»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение —

основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Калоева Г.А. с.Веселое Моздокского района РСО-Алания»

Конспект урока по химии
в 7 классе

«Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.

Класс Жгутиконосцы»

подготовила

учитель химии, биологии

Талицких Марина Владимировна

г. Моздок
2015

Глава 3. Подцарство Простейшие.

Урок № 9. 7 класс

Тема урока: Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

Цели и задачи урока:

Оборудование: видеофрагмент «Жгутиконосец», интерактивный рисунок «Строение эвглены зеленой», интерактивные тестовые задания по теме «Класс жгутиконосцы».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний:

    1. Общая характеристика Подцарства Простейшие.

    2. Среда обитания и внешнее строение амебы.

    3. Движение и питание амебы.

    4. Выделение и дыхание амебы.

    5. Размножение амебы.

    6. Раздражимость.

    7. Раковинные амебы и радиолярии.

    8. Фораминиферы.

  3. Основная часть:

    1. Класс Жгутиконосцы – жгутики – органоид движения.

Эвглена зеленаясреда обитания – загрязненные пресные водоемы.

Строение эвглены зеленой:

    1. Питание.

на свету АВТОТРОФНОЕ – синтез органических веществ из неорганических

— в темноте ГЕТЕРОТРОФНО – используют готовые органические вещества.

— Растворенные в воде питательные вещества эвглена зеленая поглощает через пелликулу – образуется пищеварительная вакуоль.

  1. Д/з: § 10

Список использованной литературы

1. В.М.Константинов «Биология 7 класс – изд. Москва: «Вентана-Граф». 2014 г.

2. С.В.Суматохин, В.С.Кучменко «Рабочая тетрадь Биология 7 класс» – изд. Москва: «Вентана-Граф». 2014 г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. «Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов».
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009b8-a000-4ddd-78c7-280047cfdfd6/75736/?interface=catalog&subject=31

infourok.ru

Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы


Козлова Светлана Георгиевна, учитель географии и биологии,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Великие Луки Псковской области.

Урок биологии – 7 класс: Подцарство Простейшие.
Урок 7. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы.

Тип Инфузории, или Ресничные.

Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Развивающая сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.

Воспитательная организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: география, биология, экология, литература.
Средства обучения:


  1. видеофрагмент «Одноклеточные организмы», «Инфузория туфелька».

  2. интерактивный рисунок «Строение амёбы», «Строение эвглены зеленой», «Строение инфузории-туфельки», «Типы простейших».

  3. анимации «Сократительная вакуоль», «Питание амебы. Образование пищеварительной вакуоли»,

  4. интерактивное тестовое задание по теме «Тип саркодовые жгутиконосцы», «Класс жгутиконосцы», «Тип Инфузории».

  5. интерактивные средства из коллекции LAT 2.0: «Amoeba proteus», «Paramecium»; на соответствие, тестовые.

  6. Н. И. Сонин «Биология. Многообразие организмов».

  7. стихотворения: «Сегодня классная доска…» Агния Барто,

«Амёба» Андрей Черников. http://www.proza.ru/2009/12/07/454

  1. Биология. 7 класс. Животные — образовательный комплекс 1С: Школа.

  2. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. Электронное учебное издание, ООО «Дрофа», 2006. Фото из мультимедийного приложения.

Домашнее задание:

С. 96-97, 99. Вопросы.

Для рукодельных — макеты представителей Простейших.

Для творческих – стихотворение, музыкальное сопровождение.

Для знающих – кроссворд.

Для любознательных — сообщение о морских простейших.


  1. Экспозиция урока.

Педагогическая экспозиция — этап, на котором учитель устанавливает и реализует

первичный контакт с учащимися; формирует творческую, психологически комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.


Сегодня классная доска

учитель показывает на доску

Сказала мелу свысока:

берёт в руки мел

— Смотри, с меня не сводит глаз

Весь класс! А ты — пачкун!

Спасибо мокрой тряпке,

Что стерла за тобою грязь:

Твои каракули, крючки, царапки!

— Эх ты, хвастунья! —

берёт тряпку

Тряпка возразила. —

В тебе ли сила?

Когда бы не писал слова и цифры Мел, —

пишет «Что такое мел?»

Никто бы на тебя и не смотрел!

Агния Барто

Ученики: отвечают на вопрос «Что такое мел?»

Учитель: почему «пачкун», оставляет грязь, откуда «царапки»?
2. Завязка действия.

Завязка арт-урока — начальный этап, где учитель формирует первые представления о

теме урока, о предполагаемых проблемах, задачах и целях, требующих своего разрешения в ходе урока, определяет ход мыслительной деятельности участников урока, систему событий.
Слайд 1.

Учитель: что общего между изображением на фото слайда и кусочками мела?


Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы городов России тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных. Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких «скорлупок»!

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ученики: «Одноклеточные организмы».
Протозоология – наука, изучающая одноклеточных животных.

Протистология – наука, изучающая простейших.

Просмотрите видеофрагмент и назовите признаки одноклеточных организмов.


  • Микроскопические, различные по форме, одноклеточные.

  • Обитают в жидкой среде: вода, увлажнённая почва, организмы растений и животных.

  • Органы движения.

  • Клетка выполняет все функции организма – перемещается (движется), питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается.

Достойны звания «животные» — почему их относят к животным?
3. Действие урока (развитие его сюжета)

Кульминация арт-урока — высшее напряжение мыслительной деятельности учителя

и учащихся, достижение поставленных целей и разрешение задач, т.е. обогащение учащихся новыми знаниями, умениями, позволяющими в дальнейшем сформировать на их базе необходимые навыки. На данном этапе применяется педагогическая интрига — обострение сюжета, хода урока с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, стимулирующих творческий ход мысли учащихся.
Слайд 2.
Одноклеточные образуют Подцарство Простейшие, которое включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки:

В настоящее время известно около 70 тыс. видов простейших.

План характеристики одноклеточных организмов.


  1. Среда обитания

  1. Строение:

  • размеры

  • форма тела

  • органоиды движения

  • ядро

  • пищеварительная вакуоль

  • сократительная вакуоль

  • светочувствительный глазок

  • хлоропласты

  1. Питание

  1. Дыхание

  1. Выделение

  1. Размножение

  1. Реакция на внешние раздражители

Слайд 3.
Учитель: прочитав стихотворение «Амёба» Андрея Черникова, определите признаки амёбы – представителя класса Саркодовые. Запишите их в таблицу.


  • Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus — амёба протей).

Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.


Движение посредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочке из мембранной кожи

Густая цитоплазма, как сироп.


Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.


В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда:


  1. интерактивное средство из коллекции LAT 2.0: «Amoeba proteus» — ядро;

  2. питание – анимации «Питание амебы»,

образование пищеварительной вакуоли путём фагоцитоза;

  1. выделение – анимации «Сократительная вакуоль»,

образование сократительной вакуоли;
Закрепление знаний:

Работа с интерактивным рисунком «Строение амёбы» в режиме тестового задания.
Самостоятельное изучение нового материала:


Вариант I

Вариант II

характеристика класса Жгутиконосцы

характеристика типа Инфузорий

строение эвглены зеленой

строение инфузории-туфельки

учебник с. 97

учебник с. 99

Слайд 4.


  • Эвглена зелёная (Euglena viridis).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.
Закрепление знаний:

Работа с интерактивным рисунком «Строение эвглены зеленой» в режиме тестового задания.
Слайд 5.


  • Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.

  1. видеофрагмент «Инфузория туфелька» — движение.

  2. интерактивное средство из коллекции LAT 2.0: «Paramecium» — ядро, сократительные вакуоли действуют поочерёдно, движение цитоплазмы;

Закрепление знаний:

Работа с интерактивным рисунком «Строение инфузории-туфельки» в режиме тестового задания.
Размножение Простейших.

Сравните способы размножения амебы протея и эвглены зеленой. Кратко охарактеризуйте их. Размножаются амёба и эвглена путем продольного деления клетки.

Слайд 6.

Реакция на внешние раздражители. Цель работы: рассмотреть особенности реакции на внешние раздражители у различных простейших. Ход работы:


  1. Амёба – назвать реакцию из стихотворения «Амёба»;

  2. Эвглена и инфузория — просмотр слайда в режиме «Запись страницы». Поместите две капли воды с инфузориями на предметное стекло, соедините их водяным «мостиком». На край одной капли положите кристаллик соли. Понаблюдайте за происходящими явлениями. Объясните их.

На какие внешние раздражители реагируют простейшие?

а) механические; б) химические; в) световые; г) звуковые.
Фототаксис – реакция на свет. Эвглена движется по направлению к свету с помощью светочувствительного глазка.

4. Развязка.

Развязка арт-урока — духовно и нравственно окрашенное завершение урока,

содержащее в себе рефлексию всего того, что произошло на уроке, его оценку, итоги.

Слайд 7 — 8 – 9.


На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу — известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек.

Слайд 10 — 11.

Известняк, мел под микроскопом.

Контроль знаний:

Слайд 12.

Признаки одноклеточных животных – интерактивный тест на соответствие.
Слайд 13.

Интерактивный тест – 8 вопросов.

Одновременно учащиеся выполняют тестовые задания, заполняя бланки ответов.
5. Эпилог.
Эпилог — краткий взгляд в будущее, в то, что может стать продолжением творческой работы учителя и учащихся, что станет импульсом к дальнейшему более глубокому освоению темы.
Учитель:

Ещё загадок много у природы…

Не в этом всё же моих строчек суть:

Чтоб не зависеть от погоды-моды,

Ты сам амёбой никогда не будь.
Слайд 14.

Итоги урока.
Слайд 15.

План характеристики одноклеточных организмов.


Признаки

Амёба обыкновенная

Эвглена зелёная

Инфузория-туфелька

Среда обитания

водная, почвенная,

водная

водная

Строение: размеры

микроскопические

микроскопические

микроскопические

форма,

не постоянная

веретенообразная

подошва туфли

органоиды движения

ложноножки

жгутики

реснички

ядро

одно

одно

два – макронуклеус, микронуклеус

пищеварительные органоиды

пищеварительная вакуоль

пищеварительная вакуоль

клеточный рот, воронка, глотка, пищеварительная вакуоль, порошица

выделение

сократительная вакуоль

сократительная вакуоль

две сократительные вакуоли

чувствительный органоид

нет

светочувствительный глазок

нет

хлоропласты

нет

20

нет

Питание

гетеротрофное

автотрофное гетеротрофное

миксотрофное


гетеротрофное

Дыхание

поверхность клетки

поверхность клетки

поверхность клетки

Размножение

деление

деление

деление

Реакция на внешние раздражители

сжимается

фототаксис

раздражимость

Амёба протей питается путем фагоцитоза, поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее Кроме фагоцитоза, амебе свойствен пиноцитоз — заглатывание жидкости.
эвглена зеленая:

http://vkontakte.ru/video-19933690_150483282?noiphone

Амёба:

http://vkontakte.ru/video97447255_152491784?noiphone

Инфузория туфелька:

http://vkontakte.ru/video7984079_152257730

100-bal.ru

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Фронтальный опрос

Психологические установки на коллективную работу

Изучение нового  материала

Подведение итога урока

Оценка учащихся

Рефлексия

Домашнее задание

Здравствуйте ребята!

–Прошу сесть всех в круг.

  1. В какой среде обитает амеба протей? Каковы особенности ее внешнего строения и передвижения?
  2. Какие органеллы есть в теле амебы и каковы их функции?
  3. Что такое циста? При каких условиях она образуется и в чем ее значение для амебы?

    Мы продолжаем с вами изучение типа Саркодовые и Жгутиконосцы. С классом Саркодовые вы уже познакомились на примере амебы протей. А на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились со следующим классом – это Жгутиконосцы и его представителем эвгленой зеленой. Запишите тему сегодняшнего урока: Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая.

   Сегодня мы будем работать по группам. Разбейтесь, пожалуйста, на 6 групп. Каждая группа получает задание на карточке. Вы ищите ответы в параграфе 10 на страницах 41-44, затем представитель от команды выйдет к доске и расскажет о том, что они прочитали. После мы все вместе основные мысли запишем в тетрадь.

   И так, задание первой команды:

Классификацию эвглены зеленой(подцарство, тип, класс, вид.)

Место обитание, внешний вид( форма тела, жгутик, клеточный рот) и движение эвглены зеленой.

  Давайте запишем в тетрадь:

Место обитания: водоемы.

Форма тела: веретеновидное, постоянное.

Движение: за счет вращения жгутика.

 Второе задание:

Строение эвгдены зеленой: пелликула(оболочка), базальное тельце, глазок, сократительная вакуоль, ядро, хлоропласты.

Давайте подпишем рисунок: Строение эвглены зеленой

Третье задание:

Питание эвглены зеленой:

А. автотрофное

Б. гетеротрофное

Давайте запишем:

Питание:

  1. Автотрофное – на свету с помощью хлорофилла.
  2. Гетеротрофное – в темноте, с помощью рта.

Четвертое задание:

  1. Дыхание и выделение эвглены зеленой.
  2. Размножение эвглены зеленой.

Давайте запишем:

Дыхание всем телом.

Выделение с помощью сокр. вакуоли.

Размножение бесполое – деление вдоль продольной оси.

Пятое задание:

Промежуточное положение эвглены зеленой между растениями и животными. Признаки растений и животных.

Давайте запишем:

Эвглена зеленая занимает промежуточное положение между растениями и животными.

Шестое задание: Колониальные жгутиковые: вольвокс и гониум ( строение, размножение).

Давайте запишем: Колониальные жгутиконосцы: вольвокс и гониум.

И так, мы с вами изучили еще одного представителя подцарства Одноклеточных – эвглены зеленой. У нее есть свои приспособления и особенности. Давайте еще раз вспомним какие.

Учитель выставляет и комментирует оценки.

Какое у вас настроение на конец урока? Узнали ли вы что-то  новое и интересное?

Параграф 10, вопросы после параграфа.

Приветствуют учителя.

Ученики отвечают на вопросы у доски с использованием плаката.

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Ученики рассаживаются.

Ученики приступают к выполнению задания.

Ученик отвечает и рисует на доске эвглену зеленую, отмечая на рисунке спрашиваемые органеллы. Остальные зарисовывают в тетрадь.

Ученики записывают в тетрадь.

Ученик отвечает, отмечает на том же рисунке на доске спрашиваемые органеллы  и в скобках коротко записывает их функции. Остальные зарисовывают в тетрадь.

Ученик отвечает у доски.

Ученик делает записи в тетради.

Ученик отвечает у доски.

Ученик делает записи в тетради.

Ученик рассказывает.

Ученик делает записи в тетради.

Ученик рассказывает.

Ученик делает записи в тетради.

Учащиеся называют и дают краткое обобщение изученного на уроке материала.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Ученики прощаются с учителем.

nsportal.ru

Урок по биологии на тему «Класс Саркодовые. Обыкновенная амёба, или амёба протей, как организм» (7 класс)

Класс Саркодовые. Обыкновенная амёба, или амёба протей, как организм.

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни простейших животных на примере амебы протей. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные.

Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с простейшими животными.

II. Изучение нового материала

В: Как вы думаете, почему их назвали простейшими?

— их тело состоит из одной клетки. Эта клетка выполняет все функции живого организма: самостоятельно перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет из своего организма ненужные вещества, размножается. Таким образом, простейшие сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма (у многоклеточных животных эти задачи выполняются различными группами клеток, объединенных в ткани и органы). Так как тело этих животных представлено одной клеткой, их назвали простейшими.

История открытия простейших организмов

О существовании простейших узнали лишь в 17 веке с изобретением и микроскопа. Первым человеком, увидевшим простейших под микроскопом, стал голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. Не зная, как их назвать, он назвал их «анималькули» — маленькими зверушками. Свое открытие он сделал в 1675 году, но истинные представления о простейших сложились лишь в середине 19 века, тогда эти мельчайшие организмы были выделены в тип Простейшие.

Амеба обыкновенная. Систематическое положение

Царство Животные

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

Тип Саркодовые и жгутиконосцы

Класс Саркодовые

Обыкновенная амеба

Среда обитания и внешнее строение

Амеба обитает на дне пресных водоемов с застойной водой.

Внешне она напоминает маленький студенистый комочек, величиной около 0,2 – 0,5 мм, постоянно меняющий свою форму. Тело амёбы представлено цитоплазмой. Наружный слой цитоплазмы – эктоплазма – прозрачный и более плотный. Внутренний слой цитоплазмы – эндоплазма – зернистый и более текучий. В цитоплазме расположено ядро и сократительная вакуоль. Сверху клетка амёбы покрыта неплотной цитоплазматической мембраной. Цитоплазма амёбы находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы направляется к поверхности мембраны, образуются выпячивания – ложноножки (псевдоподии). Ложноножки напоминают корни деревьев, поэтому амёбу и других простейших, способных образовывать ложноножки, относят к группе корненожек.

Движение

За счет образования ложноножек амеба передвигается. Передвигаясь, амеба как бы медленно перетекает по дну. Сначала у нее в каком-либо месте тела появляется выступ – ложноножка. Она закрепляется на дне, а затем в нее медленно перемещается цитоплазма. Выпуская ложноножки, амеба ползет со скоростью до 0,2 мм в минуту. «Саркос» — плазма. переливающими из одной стороны в другую называют саркодовыми.

Питание

Амеба, как и все животные, питается готовой пищей – бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами – остатками умерших животных и растений. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон.Вокруг добычи образуется пищеварительная вакуоль. Из цитоплазмы выделяется пищеварительный сок, благодаря которому пища переваривается. Непереваренные остатки выбрасываются наружу. Для переваривания пищи с помощью одной вакуоли амебе требуется от 12 часов до 5 суток.

Выделение

В теле амебы в процессе жизнедеятельности образуются вредные вещества, которые собираются в особый пузырёк – сократительную вакуоль. Также в тело амёбы из внешней среды проникает вода.

В: Что может произойти с клеткой, если в неё будет постоянно поступать вода?

Чтобы клетка не погибла, избыток воды удаляется из организма также через сократительную вакуоль. Один раз в несколько минут вакуоль наполняется и, достигнув предельной величины, подходит к поверхности тела. Там содержимое сократительной вакуоли выталкивается наружу.

Дыхание

Дышит амёба кислородом, растворённым в воде. Специальных органов дыхания у амёбы нет. Кислород проникает в клетку через оболочку. При участии кислорода сложные питательные вещества разлагаются на более простые. В результате этого процесса выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности амебы. При этом образуются вода, углекислый газ и некоторые другие химические соединения, которые удаляются из организма.

Обмен веществ

В клетку амёбы поступает кислород, питательные вещества, вода. В результате жизнедеятельности они претерпевают изменения. При участии кислорода сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, которая расходуется на процессы жизнедеятельности. Переваренная пища служит строительным материалом для построения клетки амёбы.

Продукты распада питательных веществ и углекислый газ удаляются из клетки.

Процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности называется обменом веществ.

Обмен веществ происходит постоянно внутри любого живого организма. Без обмена веществ не может существовать ни один живой организм.

Размножение

Питание амёбы приводит к росту её тела. Выросшая амёба приступает к размножению.

Амебы размножаются путем делением клетки надвое. Сначала пополам делится ядро амебы. Оно вытягивается и поперечной бороздкой делится на две половинки. Потом появляется перетяжка и на теле амебы. Цитоплазма разрывается. Образуется две новых амёбы. В благоприятных условиях амеба делится примерно раз в сутки. Размножение амебы путем деления клетки пополам представляет бесполый способ размножения.

Образование цисты

Питание и размножение амёбы происходит в течение всего лета. При наступлении неблагоприятных условий амёба перестаёт питаться, её тело становится округлым, а на его поверхности формируется плотная защитная оболочка. Временная форма покоя, характеризующаяся наличием защитной оболочки, называется – циста. Образование цисты в природе происходит осенью, когда в водоемах понижается температура, или летом, если водоемы пересыхают. Легкие цисты переносятся ветром на большие расстояния – так происходит заселение амебами других водоемов. При попадании в благоприятные условия амеба покидает оболочку цисты и переходит к активному образу жизни, начинает питаться и размножаться.

Раздражимость

Как и все животные, амеба реагирует на сигналы, поступающие в ее организм, отвечает на воздействие (раздражение) окружающей среды. Свойство организма реагировать на воздействия внешней среды называется раздражимостью.

Амеба распознает разные микроскопические организмы, служащие ей пищей, уползает от яркого света, механического раздражения и повышенных концентраций растворенных в воде веществ (например, от расположенного рядом с ней кристаллика поваренной соли).

III. Закрепление.

1. В какой среде обитает амеба обыкновенная?

2. В чем особенность строения амебы?

4. На основании чего можно утверждать, что клетка амебы является самостоятельным организмом?

5. Охарактеризуйте питания у амебы?

6. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?

7. Как называется способность живого организма реагировать ни воздействие
внешней среды?

8.При каких условиях образуется циста, какое она имеет значение в жизни амебы?

IV. Домашнее задание.

§ 9, зарисовать рисунок «Строение амебы».

infourok.ru

Методическая разработка урока «Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Амеба обыкновенная»

Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.

Презентация применяется на этапе объяснения нового материала, а так же на этапе закрепления изученного на уроке. По ходу урока предполагается самостоятельная работа учеников с текстом учебника, которая сопровождается демонстрацией слайдов с заданиями. По окончании выполнения задания можно осуществить проверку правильности выполнения, так как по щелчку мыши происходит высвечивание правильных вариантов ответов. На этапе закрепления нового материала проводится игра (слайды №16 — №20). Система гиперссылок позволяет моментально оценить ответ. Для этого необходимо навести мышь на предполагаемый ответ, и щелкнуть по нему один раз. На экране появляются надписи «Молодец!» или «Подумай!». Под надписями находятся кнопки, нажав на которые мышью, можно вернуться к заданиям игры и продолжить ее. Данную разработку можно использовать при наличии мультимедийного проектора при фронтальной работе класса на уроке. Она проста в применении, технологична. По такому принципу можно легко построить уроки при изучении других тем. Использование такой презентации и такого построения урока актуально в средних классах, где  много слабых учеников, дети гиперактивны, существуют проблемы с дисциплиной. Применение такого способа организации позволяет постоянно контролировать учащихся, помогает вовлечь их в процесс обучения, мотивировать, внося дух соревнования.

Применение предлагаемой системы работы в слабых классах позволило автору значительно уплотнить урок и сделать его динамичным, повысить качество знаний учащихся на 20%, помогло дисциплинировать ребят, научить работать самостоятельно, легко ориентироваться в тестовых заданиях, что, несомненно, актуально в свете современных требований при сдаче выпускниками ЕГЭ.

 

Тема урока:

Корненожки. Амеба обыкновенная

Задачи: дать общую характеристику простейших, рассмотреть особенности строения и жизненных процессов на примере амебы обыкновенной.

Учащиеся: называют среду обитания и способ передвижения амебы, описывают условия образования цисты, способы питания, распознают по рисункам органоиды простейшего.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: проектор, презентация, фрагменты учебных фильмов из единой коллекции ЦОР), жетоны для опроса.

 

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

 

2.1.Общая характеристика простейших

( самостоятельная работа учащихся  с текстом учебника ,с последующей фронтальной проверкой выписанных пунктов)

 

2.2 Классификация

(рассказ учителя с демонстрацией слайда №2,зарисовка схемы в тетради)

2.3.Среда обитания, передвижение и внешний вид амебы

(просмотр фрагмента ,беседа по фрагменту)

— Где обитает амеба обыкновенная?

— Какова форма ее тела?

— Как передвигается амеба?

— Что такое ложноножки?

 

2.4.Внешнее строение амебы.

(Работа учащихся с рисунком учебника «Внешнее строение амебы». Демонстрация слайда №4 «Немой рисунок», организация фронтальной работы по слайду по вопросам. Правильные ответы вознаграждаются жетоном)

— На какой органоид указывает стрелка №1?(и т.д.)

 

2.5.Процессы жизнедеятельности амебы

2.5.1.Питание,удаление непереваренных остатков и выделение избытка воды.

(Просмотр фрагмента слайд №6, с последующим самостоятельным  выполнением  задания на слайде№7и №8 .Проверка качества выполнения работы осуществляется с помощью слайда№7,так как правильные ответы появляются при щелчке мышью. Отвечавшие получают жетоны за свои правильные ответы)

Задание слайда №7

Установи правильную последовательность процессов питания  амебы

(По щелчку мышью,  появляются ответы)

Задание слайда № 8

Выбери номера правильных утверждений

(правильные утверждения по щелчку мышью изменяют цвет)

 

2.5.2.Дыхание амебы

(организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, взаимопроверка в паре)

 

2.5.3. Размножение амебы

(Просмотр фрагмента о размножении амебы на слайде№9,выполнение задания слайда №10, с опорой на текст учебника. Фронтальная проверка выполненного по ответам ,появляющимся по щелчку мышью)

Задание слайда №10

Вставь пропущенное слово в предложение.

 

2.6. Многообразие представителей класса Саркодовые.

(Рассказ учителя с демонстрацией слайдов№12 – 14)

 

3. Закрепление материала

(Проведение игры «Эх,пятерочка!» Учащиеся отвечают на вопросы ,правильность ответа можно оценить, нажав мышью на вариант ответа).

 

4.Итог урока. Домашнее задание.

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

Урок по теме «Тип Саркодовые и жгутиконосцы»

Дистанционный урок по теме «Тип Саркодовые и жгутиконосцы»,

7 класс.

Лист-инструкция 1

Вы приступаете к изучению темы«Тип Саркодовые и жгутиконосцы » . При изучении материалов урока вы узнаете:

-о среде обитания и строении жгутиконосцев;

— о разнообразии жгутиконосцев;

— о различии жгутиконосцев с представителями класса Саркодовые

Познакомьтесь с планом урока.

План урока


  1. Эвглена зеленая- представитель жгутиконосцев.

  2. Разнообразие жгутиконосцев.

  1. Эвглена зеленая- представитель жгутиконосцев.

Лист-инструкция 1

Изучите среду обитания, строение и передвижение эвглены зеленой,вольвокса.

задание:

1.Ответьте на вопросы устно:

1.Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают эволюционное положение эвглены зеленой на границе царства растений и царства животных?

2.В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? Поясните на примере вольвокса.

2.Заполните таблицу.

Органоиды эвглены зеленой и их функции


Органоид

Функции

Ресурсы к пункту плана 1.

  • Текст учебника, § 10 «Тип Саркодовые и жгутиконосцы», рис 25

  1. Разнообразие жгутиконосцев.

Лист-инструкция 2.Ознакомьтесь с разнообразием жгутиконосцев

задание:

Ответьте на вопрос устно.

Какие представители жгутиконосцев вызывают опасные заболевания человека?

Ресурсы к пункту плана 3.

Рефлексия.

Лист-инструкция 5.

Оцените, пожалуйста, материалы урока по следующим вопросам:


  1. Материалы курса были для меня интересны (оцените по пятибалльной шкале)

Совсем не интересно

1

2

3

4

5

Очень интересно

2. Узнал(а) много нового (оцените по пятибалльной шкале)

Ничего нового

1

2

3

4

5

Много нового

3. Я могу рассказать о том, что узнал(а) (оцените по пятибалльной шкале)

Совсем не могу

1

2

3

4

5

Могу очень хорошо

4. Изученный материал помог мне лучше узнать тему (оцените по пятибалльной шкале)

Совсем не помог

1

2

3

4

5

Очень помог

Спасибо за работу!

100-bal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *