География 8 класс история исследования россии: Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: «История исследования и геогр.открытий в России» — презентация к уроку – Задание по географии 8 класс «История изучения территории России»
Слайд 1
География. 8 класс. Учитель Гришакина О.П. Электронные материалы к урокам. ФРАГМЕНТ Тема урока: «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИИ» На дом: § 5-6 обяз. атлас и конт. карты Цели: «знакомство» с главными событиями и главными исследователями России, развитие умения наносить маршруты на контурную картуСлайд 2
Тема «История исследования России» изучается на нескольких уроках: 1 урок: повторение д/з лекция учителя, записи в тетрадь работа с картами и текстом учебника 2 урок: пересказ д/з работа на контурной карте по нанесению маршрутов путешествий, работа с текстом учебника по вопросам 3 урок: пересказ по параграфам или доклады учащихся о путешественниках, (любого по стр.47) тестовая проверка знаний
Слайд 3
Вначале урока повторяем тему: «Часовые пояса» I .Тестовое задание: 1.Время в нулевом часовом поясе называется… 2.Если мы переходим с Чукотки на Аляску 23.09, какой там будет день? 3.Сколько часовых поясов сейчас выделяют в России? 4. В Чехове (нулевой рос. пояс, второй мировой) 23 часа ночи, а сколько будет в Лондоне? 5. Сколько градусов приходится на каждый часовой пояс? 6. Время на данном конкретном меридиане называется…
Слайд 5
Географическая разминка по карте: МЫС ЧЕЛЮСКИНА МЫС ДЕЖНЕВА МОРЕ ЛАПТЕВЫХ ГОРОД ХАБАРОВСК БЕРИНГОВО МОРЕ БАРЕНЦЕВО МОРЕ ХРЕБЕТ ЧЕРСКОГО ПОЛУОСТРОВ КАМЧАТКА Покажите на карте: самый большой полуостров России, самый большой остров, самую высокую горную вершину, самую многоводную реку, самое глубокое озеро См. с.8-9
Слайд 6
Запишем тему в тетради: «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИИ» Славяне и фино-угорские племена издревле селились на территории, которая позже станет началом государства Древняя (Киевская) Русь. 1.По имени племени славян возле Днепра с VII – VIII вв. славян стали называть росами или руссами, давшими название и стране РУСЬ. 2.С IX века государство носит название КИЕВСКАЯ РУСЬ.
Слайд 7
Уже в летописи «Повесть временных лет» Нестора есть географические сведения о Руси, описания рек, морей, путей, племен славян и их соседей. 3.В Х- XI в. славяне медленно, но уверенно заселяли северные и северо-восточные земли, двигались к Белому , затем Баренцеву морю и Волге, развивали торговые пути. Рассмотрите схему древнерусских торговых путей по учебнику с. 29 4.В XI — XII вв. русские открыли Новую Землю, завладели территорией от Финского залива до Печоры и Северного Урала. Новгородцы первыми тали переходить за Урал (КАМЕНЬ) в Сибирь и на побережье Карского моря.
Слайд 8
В XVI в. образовалось централизованное Русское государство, в него вошли народы Поволжья. Русские стали продвигаться в лесостепную зону и за Волгу, на Каму и Урал, по воде на север Сибири. На Юге, на Дону появились казачьи станицы. 5.Выход на юг и в центр Сибири, за «Камень» начался после похода Ермака Тимофеевича (1581-1584). Сибирские земли были богаты «мягкой рухлядью» – пушниной, ценной рыбой. Чтобы от Урала дойти до берегов Охотского моря землепроходцам потребовалось 60 лет. В XVI – XVII вв. в Сибири появились крепости и города. Столицей стал Тобольск. Ермак
Слайд 9
В 1632 г. русские дошли до р. Лены и построили Якутский острог, который стал отправной точкой для многих экспедиций на север и восток: 6.Иван Москвитин (1632-1642) – побережье Охотского моря Василий Поярков (1643-1646) – реки Лена, Алдан, Зея, Амур Ерофей Хабаров ( 1649-1653) – Амурский край СМ карту стр. 32
Слайд 10
7. В 1648 г. Семен Дежнев и Федот Попов, выйдя из Нижнеколымска, первыми обогнули с/в Азии, доказали, что он не соединяется с Америкой, открыли Берингов пролив. Но донесение нашли лишь через 88 лет.
Слайд 11
8.Завершил XVII в. замечательных русских открытий на с/в Азии поход на Камчатку Владимира Атласова В 1696-1699 гг. Атласов дал точные и подробные географические описания полуострова и его населения. В 1667 г. Петр Годунов составил карту — «Чертеж Сибирской земли»
Слайд 12
9.С XVIII в. началось бурное развитие российской географической науки, создан первый атлас из 23 карт «Чертежная книга Сибири» С. Ремизова. Нанесены на карту все берега Камчатки и Курильских островов. В.Н. Татищев составил первое географическое описание России и выделил районы в Европейской части. В 1725- 1729 гг состоялась Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и А. И. Чирикова, затем Вторая (1733-1743)
Слайд 13
В Второй экспедиции был исследован северо-восток Азии, открыта Аляска, Командорские острова, составлены карты Северного Ледовитого океана Участники: Дмитрий и Харитон Лаптевы, В.и М. Прончищевы, С. Малыгин, Д. Овцын, С.И. Челюскин…
Слайд 14
10.Большой вклад в географическое изучение страны внес М.В. Ломоносов (1711-1765), первый русский академик и основатель МГУ, изучивший строение земли, рельеф, северное сияние, атмосферные явления, давший идею Северного морского пути В 1768-1774 гг. состоялись Академические экспедиции, изучившие практически всю Европейскую часть страны, многие земли Урала и Сибири. ( П. Паллас, И. Лепехин, С. Гмелин, А. Гумбольдт, А. Миддендорф и др.)
Слайд 15
В 1849 г. Г.И. Невельский прошел Татарский пролив и доказал, что Сахалин является островом. На севере с/в исследования проводил Ф.П. Врангель. В 1845 году было создано Русское географическое общество. 11. Выдающиеся экспедиции организовали Н.М. Пржевальский, П.А. Кропоткин, В.А. Обручев, И.Д. Черский, В.В. Докучаев, А.И. Воейков, О. Диксон, А.М. Сибиряков
Слайд 16
12. В советские годы (1917-1991) велось географическое изучение Севера Урала, севера Сибири, Северного Ледовитого океана, поиски полезных ископаемых, полное описание территории и создание точных карт Знаменитыми исследователями и учеными стали С.В. Обручев (см. стр. 40), Б.А. Вилькицкий (стр 41), О.Ю. Шмидт ( стр. 42), И.Д. Папанин (стр. 43), Л.С. Берг (читаем с. 45)
Задание для 8 класса. Тема: История изучения территории России. | |||
1 | Великий Новгород | крайняя восточная точка Чукотского полуострова и, соответственно, крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии. | А |
2 | Поморы | русский морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики | Б |
3 | Казаки | Популярный исследователь сформулировал ориг.гипотенузу происхождения Солнечной системы | В |
4 | Струги | норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель | Г |
Кочи | российский генерал, государственный и военный деятель, главноуправляющий путями сообщения | Д | |
Хабаровск | Русский военачальник, генерал-лейтенант, участвующий в исследовании Артики | Е | |
Семён Дежнёв | машинист парохода ледокольного типа | Ё | |
Ерофей Хабаров | город в Краснодарской области России | Ж | |
Иван Камчатой | русский исследователь Арктики | З | |
Острог | исследователь Арктики, мореплаватель, историко-картограф | И | |
Тобольск | офицер российского императорского флота, мореплаватель, участник отряда Беринга-Чирикова Второй Камчатской экспедиции | Й | |
Ломоносов | русский учёный-энциклопедист, путешественник, естествоиспытатель, лексикограф, академик Петербургской академии наук | К | |
Алексей Чириков | Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии. | Л | |
Дмитрий Овцын | Русские экспедиции, организованные правительством для открытия новых земель, исследования островов в северной части Тихого океана | М | |
Семён Челюскин | русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв | Н | |
Василий Татищев | российский историк, географ, экономист и государственный деятель | О | |
Василий Докучаев | русский полярный мореплаватель | П | |
Камч.экспедиция | российский гидрограф, один из первых русских исследователей Арктики. Участник Великой Северной экспедиции | Р | |
Пётр Паллас | исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. | С | |
Иван Лепёхин | первый русскийучёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик | Т | |
Йонассен Беринг | город в Тюменской области России | У | |
Эрик Норденшельд | фортификационное сооружение(опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен | Ф | |
Владимир Русанов | русский землепроходец, первооткрыватель полуострова Камчатка | Х | |
Георгий Седов | русский землепроходец; происходил из крестьян из-под Великого Устюга | Ц | |
Георгий Брусилов | русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной, Восточной Сибири и Северной Америки | Ч | |
Эдуард Толь | город (с 1880 года) в России, административный центр Дальневосточного федерального округа России | Щ | |
Фритьоф Нансен | город в индийском штате Керала | Ъ | |
Яков Санников | деревня в Новосокольническом районе Псковской области | Ы | |
Владимир Обручев | советский геолог. Член-корреспондент АН СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени | Ь | |
Борис Вилькицкий | представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на окраинах Московского государства | Э | |
Сергей Обручев | небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского и карельского населения на Белом море | Ю | |
О.Ю Шмидт | один из древнейших и известнейших городов России | Я |
Вариант 1.
1.Какие территории были освоены новгородцами и поморами в 13-14 вв.:
1.Дальний Восток;
2.Кольский п-ов;
3.Новая Земля;
4.Северная Земля
2. «Златокипящая» — это:
1.Название месторождения в Сибири;
2.Острог в устье реки Таз;
3. Территория вдоль Карского моря.
3. «Столица Сибири» была образована в (найдите город и год) :
1.1600; А.Якутск
2.1758; Б.Енисейск
3.1578; В.Тюмень
4.1595. Г.Тобольск
4.Найдите соответствие:
А.Иван Москвитин | 1.Назвал восточную оконечность Евразии мысом Дежнёва. |
Б.Семён Дежнёв | 2.Маршрут землепроходца: Якутский острог- верховье Лены-Становой хребет-Амур – низовья Амура. |
В.Ерофей Хабаров | 3.В 1639 отряд землепроходца выходит к Тихому океану |
Г.Эрик Норденшельд | 4.Совершил походы на северо-восток страны. Плавал по реке Анадырь и Колыма. Первым прошли между Евразией и Северной Америкой. |
5. Постоянное русское население в Сибири появилось в веке :
1.12;
2.15;
3.16;
4.17.
6.Что способствовало активному освоению побережья СЛО:
1.Петровские реформы;
2.Создание Российской академии наук;
3.Создание Российского флота;
4.Все перечисленное.
7.Выберите, что было характерно для первой Камчатской экспедиции:
1. Продолжалась 10 лет;
2.Началась в 1726 году;
3.Открыт полуостров Аляска;
4.Были исследованы побережье Чукотки и Камчатки;
5.Были открыты Алеутские острова;
6.Руководил экспедицией В.Беринг;
7.Руководил экспедицией Алексей Чириков.
8.Была организована по указу Петра I.
9. Главной задачей экспедиции было найти Северный морской путь.
8.Найдите соответствие :
Землепроходец | Название географического объекта |
1.Семён Челюскин | А. Бухта у полуострова Таймыр |
2.Татьяна Пронищева | Б. Море |
3.Харитон и Дмитрий Лаптевы | В . Восточный берег полуострова Таймыр |
4.Василий Пронищев | Г. Мыс |
9.Первым географическое описание России составил:
1.Михаил Ломоносов;
2.Витус Беринг;
3.Василий Татищев;
4.Пётр Паллас.
10.В каком году было создано Русское географическое общество:
1.1768;
2.1774;
3.1845;
4.1870.
11.Кто первым прошёл северным морским путём :
1.Владимир Русанов;
2.Георгий Седов;
3.Эрик Норденшельд;
4.Отто Шмидт
12. Крупнейшим географическим объектом , открытым в 20 веке, стал архипелаг:
1.Новосибирские острова;
2.Северная Земля;
3.Новая Земля;
4.Земля Франца-Иосифа.
Вариант 2.
1.Поморы — народы проживающие на побережье:
1.Новой Земли;
2.Балтийского моря;
3.Северной земли;
4.Белого моря.
2.Мангазея — это:
1.Территория в Восточной Сибири;
2.Колония в устье реки Таз;
3.Территория вдоль побережья Карского моря.
3.Какие остроги появились на карте к концу 16 века:
1.Енисейск;
2.Охотск;
3.Тюмень;
4.Омск.
4.Найдите соответствие:
А.Иван Москвитин | 1.Открыл побережье полуострова Камчатка. |
Б.Владимир Атласов | 2.Маршрут землепроходца: Якутский острог- верховье Лены-Становой хребет-Амур – низовья Амура. |
В.Ерофей Хабаров | 3.В 1639 отряд землепроходца выходит к Тихому океану |
Г.Иван Камчатой | 4.Маршрут землепроходца: Анадырский острог-Корякское нагорье-пересёк полуостров, где увидел огнедышащие горы. |
5.К концу 17 века в Сибири добывали:
1.Нефть;
2.Золото;
3.Уголь;
4.Железную руду.
6.Почему особый интерес вызывали исследования СЛО :
1.Открывались территории, где можно было использовать российский флот;
2.Территория была слабо изучена;
3.По его акватории можно было проложить путь к восточным районам Империи.
4.Все перечисленное.
7.Выберите, что было характерно для Великой Северной экспедиции:
1. Продолжалась 10 лет;
2.Началась в 1726 году;
3.Открыт полуостров Аляска;
4.Были исследованы побережье Чукотки и Камчатки;
5.Было подтверждено наличие пролива между Евразией и Америкой ;
6.Руководил экспедицией В.Беринг;
7.Руководил экспедицией Алексей Чириков.
8.Была организована по предложению Русского географического общества.
9.Главной задачей экспедиции было изучение и составление карт побережья СЛО.
8.Выберите руководителей отрядов Великой Северной экспедиции:
1.Василий Пронищев;
2.Николай Озерецковский;
3.Дмитрий Овцын;
4.Иван Лепёхин.
9.Кто автор слов о том, что «могущество Российское прирастать будет Сибирью»:
1.Василий Татищев;
2.Николай Карамзин;
3.Михаил Ломоносов;
4.Пётр I.
10. Кто сформулировал закон географической зональности:
1.Иван Лепёхин;
2.Пётр Паллас;
3.Василий Докучаев;
4.Михаил Ломоносов.
11.За одну навигацию Северный морской путь был пройден в 1932г. Экспедицией под руководством:
1.О.Шмидта;
2.Б.Вилькицкого
3.О.Обручева;
4.И.Папанина.
12. К 300-летию царствования дома Романовых Борис Вилькицкий открывает Землю Николая II.Это был архипелаг:
1.Новосибирские острова;
2.Северная Земля;
3.Новая Земля;
4.Земля Франца-Иосифа.
1 вариант ЗаданиеА. Тест 1Какова площадь России: а) 17,1 млн.км квадратных б)15,2 млн.км квадратных в) 16,1 млн.км квадратных . 2.Какими океанами омывается Россия: а) всеми, б)всеми, кроме Атлантического, в)всеми, кроме Индийского. 3.С каким государством Россия имеет самую протяженную границу : а)с Китаем, б) Украиной, в) с Казахстаном. 4.От какого меридиана ведется счет времени: а) от нулевого, б) от 180,в) от 170. 5.Кто организовал колонию Мангазея: а) казаки, б) новгородцы, в) поморы. 6.Кто руководил Великой Северной экспедицией : а)Беринг, б)Докучаев, в)Ломоносов. 7. Крайняя восточная точка России -это: а) мыс Челюскин, б)мыс Дежнева, в)гора Базардюзю. 8.За сколько минут Земля поворачивается на 1 градус : а) за 5 минут ,б) за 4 минуты, в) за 3 минуты. 9.Протяженность России с запада на восток составляет : а)11 тыс км, б)12 тыс.км. в) 13 тыс км. 10.Какой вид масштаба карт представлен 1:350000000? а)мелкомасштабная карта,б) крупномасштабная карта, в) план местности. 11.Выберите масштабы, характерные для топографических карт. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке а)в 1см 100 км, б)в 1см 50 м, в)в 1 см 1000 м, г)в 1см 2500 км, д)в 1см 350 м, е)в 1см 4000 км. Задание В.Дать определение понятиям: азимут, поясное время, природные условия. Задание С. 1. Определите верную разницу во времени между городами: Москва-Якутск, Анадырь- Омск, Мурманск-Владивосток, Волгоград-Магадан. 2. Решите задачу, записав условие и ее решение: Самолет вылетел из Читы в Мурманск в 14 часов по местному времени. Время полета из Читы до Мурманска 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске , когда самолет приземлится? 3. Решите задачи, записав условие и их решение:
Если в Москве полдень, то который час будет: а) в Салехарде? б) Владивостоке? в) Омске? г)Якутске? | 2 вариант ЗаданиеА. Тест 1.В каких частях света расположена Россия: а)Европа и Америка, б)Европа и Азия, в)Азия и Африка. 2.Крайняя северная точка России -это: а) мыс Челюскин, б)мыс Дежнева, в)гора Базардюзю. 3.Россия является: а) северной страной, б) южной страной, в) северной и южной страной. 4.В скольких часовых поясах расположена Россия : а) 12, б)11, в)10. 5.Иван Камчатой открыл : а) остров, б)полуостров, в)плоскогорье. 6.Какой ученый сформулировал закон географической зональности: а)Докучаев, б)Челюскин, в)Паллас. 7.По каким горам проходит граница между Европой и Азией : а) Кавказским, б) Алтайским, в) Уральским. 8.Самую короткую границу Россия имеет с : а)Норвегией, б)КНДР, в)Литвой. 9.Сколько на Земле часовых поясов : а) 24, б)25, в)26. 10.Какой вид масштаба карт представлен 1:10000? а)мелкомасштабная карта,б) крупномасштабная карта, в) среднемасштабная. 11.Что из предложенного ниже характеризует математическую основу карт. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке а)картографическая проекция б)площадь территории в)градусное значение параллелей г)система координат д)масштаб, е)легенда карты. Задание В. Дать определение понятиям: природные ресурсы, часовой пояс, географическая карта. Задание С. 1. Определите верную разницу во времени между городами: Ставрополь-Магадан, Хабаровск-Архангельск, Чита-Сочи, Норильск-Астрахань. 2. Решите задачу, записав условие и ее решение: Самолет вылетел из Москвы в Якутск в 8 часов, когда совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в полете 5 часов? 3. Решите задачи, записав условие и их решение:
Если в Сочи полдень, то который час будет: а) в Красноярске? б) Магадане? в) Екатеринбурге? Г) Хабаровске? |
Часовые пояса 1 вариант
1 Если пересекать линию перемены дат с востока на запад, то сутки
2 На территории России Новый год (с 2014 г.) можно встретить…
3 Время на меридиане данной местности называется …….
4 Когда в Красноярске 20 часов, в Москве ?
5 Сколько времени в Иркутске, если в Москве 6 ч утра? .
6 Насколько и куда (вперед / назад) нужно перевести стрелки часов туристу, если он поедет на поезде из Новосибирска в Москву?
7 Который час в Мурманске, если в Красноярске 2 ч ночи?
8 Земной шар разделен на ____ часовых пояса.
9 Определите который час в Кемерово , когда в Москве 9 ч утра.
10 Определите который час в Улан-Удэ , когда в Москве 14ч дня
11 Который час в Москве, когда в Магадане 11ч.
12 Который час в Барнауле когда в Самаре 16 ч.
История изучения территории России
1. Выберите правильные высказывания:
А) М. В. Ломоносов первым сформулировал закон географической зональности
Б) Экспедиция Бориса Вилькицкого, обнаружила архипелаг Северная Земля.
В) Эрик Нордельшельд впервые в истории прошел Северным морским путем от Архангельска до Берингова пролива.
Г) Восточную оконечность Евразии мысом Дежнева назвал Фритьоф Нансен.
Д) Тюмень – столица Сибири
Е) Главной задачей первой камчатской экспедиции было изучение и составление карт Северного Ледовитого океана.
2. Установите соответствие между путешественником и районом, в котором проходила экспедиция:
1.Иван Москвитин | А. побережье Тихого океана (Охотское море, о. Сахалин) |
2.Семен Дежнев | Б. река Лена (Восточная Сибирь) |
3.Ерофей Хабаров | В. Кольский п-ов и Новую Землю |
4.Пянда Пантелей | Г. Река Амур |
5.Поморы и новгородцы | Д. Берингов пролив |
3. Из предложенного списка, выберите кто участвовал в Великой Северной экспедиции:
А) Перт Паллас
Б) Семен Гмелин
В) Василий и Мария Прончищева
Г) Харитон И Дмитрий Лаптевы
Д) Семен Челюскин
Е) Николай Озерецковский
Ё) Дмитрий Овцын Ж) Иван Лепёхин
4. Установите соответствие между событием и личностью:
1.Первое географическое описание России | А. Василий Докучаев |
2. Высказывание «Могущество Российское прирастать будет Сибирью» | Б. Семен Ремезов |
3.Закон географической зональности | В. Отто Шмидт |
4.Составил чертеж всей Сибири | Г. Фердинанд Врангель |
5.Один из учредителей Русского географического общества | Д. Михаил Ломоносов |
6. На ледоколе «Сибиряков» прошёл за одну навигацию от Архангельска до Берингова пролива | Е. Василий Татищев |
5. Приведите примеры географических объектов, названных в честь следующих исследователей:
А) Яков Санников____________________________________________________
Б) Борис Вилькицкий__________________________________________________
В) Иван Камчатой_____________________________________________________
Г) Дмитрия Лаптева____________________________________________________
Д) Витус Беринг_______________________________________________________
Е) Ерофей Хабаров____________________________________________________
Часовые пояса 2 вариант
- Сколько часовых зон на территории России
- На сколько и куда (вперед / назад) нужно перевести стрелки часов туристу, если он поедет на поезде из Омска в Москву?
- Сколько времени в Москве, если в Якутске 8 ч вечера?
- Когда в Анадыре (23 часа, в Москве ?
- Если в Томске полночь, то который час в Москве?.
- Сколько раз на территории России можно встретить новый год?
- Что произойдёт, если человек пересечёт линию перемены дат?
8 Определите который час в АНАДЫРЕ когда в Москве 8 ч утра.
9 Определите который час в Самаре когда в Москве 12ч дня.
10 Определите который час в Мадриде (1ч.п.), когда в Москве 15ч.
11 Который час в Москве, когда в Красноярске 20ч.
12 Который час во Владивостоке когда в Уфе 6 ч утра.
История изучения территории России
1. Выберите правильные высказывания:
А) М. В. Ломоносов возглавлял Географический департамент академии наук
Б) Экспедиция Отто Шмидт, обнаружила архипелаг Земля Санникова.
В) Новгородцы и поморы жители побережья Белого и Карского морей
Г) Главной задачей Академических экспедиций являлось комплексное описание уже известных территорий.
Д) Русское географическое общество создано в 1745г.
Е) Тобольск – столица Сибири.
В 2. Установите соответствие между путешественником и районом, в котором проходила экспедиция:
1.Владимир Атласов | А. архипелаг Северная Земля |
2.Борис Вилькицкий | Б. п-в Камчатка |
3.Василий Поярков | В. река Иртыш |
4.Ермак Тимофеевич | Г. Река Колыма |
5.Михаил Стадухин | Д. о. Сахалин |
3. Из предложенного списка, выберите кто участвовал в Академических экспедициях:
А) Перт Паллас
Б) Семен Гмелин
В) Василий и Мария Прончищева
Г) Харитон И Дмитрий Лаптевы
Д) Семен Челюскин
Е) Николай Озерецковский
Ё) Дмитрий Овцын
Ж) Иван Лепёхин
4. Установите соответствие между событием и личностью:
1.Назвал восточную оконечность Евразии мысом Дежнева | А. Владимир Атласов |
2. Первым из русских увидел вулканы на п-ве Камчатка | Б. Василий Татищев |
3. Командовал первой и второй Камчатской экспедицией | В. Эрик Норденшельд |
4.Ему принадлежит идея использования Северного морского пути | Г. Федор Литке |
5.Один из учредителей Русского географического общества | Д. Михаил Ломоносов |
6.Составил первое географическое описание России | Е. Витус Беринг |
1. Приведите примеры географических объектов, названных в честь следующих исследователей:
А) Семен Дежнёв_____________________________________________________
Б) Федор Литке_______________________________________________________
В) Семен Челюскин___________________________________________________
Г) Дмитрия и Харитона Лаптевых______________________________________
Д) Борис Вилькицкий_________________________________________________
Е) Иван Камчатой____________________________________________________
Слайд 1
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» (авторская программа Чураковой И.В.) Южный учебный округ Общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка (английского) №1245 Москва, 2010-2011 уч . годСлайд 2
“Что бы понять современную географию России необходимо обратится к ее истории…” При изучении географии России важно знать, как происходило формирование современных границ государства, кто были люди, исследовавшие и изучавшие территорию страны. Рамки школьной программы не позволяют более подробно рассмотреть вопросы географических открытий и исследований на территории России. Для воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну необходимо, как мне кажется, расширить рамки школьной программы, подробно рассказав ученикам о людях, стремившихся к неизведанному, преодолевая многочисленные трудности для “преумножения богатств Российских”. Цели и задачи курса. Более подробно познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России, расширить знания о русских путешественниках и исследователях. Показать учащимся значение походов русских путешественников, их роль в развитии общемировых географических знаний. Продолжить формирования умения работать с географическими картами, развивать творческие способности учащихся, расширять знания о родной стране; способствовать более прочному закреплению навыков географического мышления. Формировать у учащихся таких личностных ценностей как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства любви к стране, чувства ответственности за ее настоящие и будущие, чувства патриотизма. Пояснительная записка.
Слайд 3
Тематический план. №№ Содержание и вид работы I II III IV ВВЕДЕНИЕ (1 час) Поморы XII — XV вв. (2 часа) — Новгородцы – поморы. — С. Пермский. — Открытие морского пути в Мангазею. Освоение Сибири. (9 часов) — Ермак Тимофеевич — Открытие и прохождение реки Лены — Восточно-Сибирское море — Иван Москвитин — Открытие озера Байкал — С. Дежнев, Ф. Попов — Е. Хабаров — Первая сводная карта Сибири — Исследования Камчатки — Чертежная книга Сибири — Вечная мерзлота и первые геодезические работы Экспедиции и организации. (5 часов) — Первая Камчатская экспедиция — Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция — Академические экспедиции — Русское географическое общество
Слайд 4
V VI Исследования Арктики. (10 часов) — Исследование Новой Земли — Открытие Северной Земли — Первая дрейфующая — Через полюс – в Америку — Челюскинская эпопея — Трагедия летчика Леваневского — Война в Ледовитом океане — Северный морской путь — Секретные экспедиции Изучение территории России в советские годы. (7 часов) — Исследование Урала — Оймякон – полюс холода Северного полушария — Экспедиция С.В. Обручева — Изучении природных ресурсов Кольского п-ва и Карелии — Цветные металлы Норильска — Учение о географических зонах — Гейзеры Камчатки Итого: 34 часа
Слайд 5
Сведения о составе группы. Состав группы – постоянный, занятия – групповые. Программа рассчитана на один год обучения. Группа насчитывает до 15 человек. Возраст 14-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, в год 34 часа. Содержание курса. I . Введение (1 час) Краткий обзор изучаемого материала. II . Поморы XII – XV века (2 часа) Открытие о. Грумант (Шпицберген). Исследования Земли Коми – Кама, Печора, Двина. Открытие морского пути в Магнезию (р. Таз). Походы новгородцев к Белому и Баренцеву морям. Открытие Новой Земли. Территория Новгородского княжества в конце XV века. III . Освоение Сибири (9 часов) Заселение русскими Сибири началось с похода Ермака 1581-1584 гг. Возникновение первых русских острогов (крепостей) в бассейнах рек Иртыша и Оби в конце XVI века. Составление “Большого чертежа” – крупнейшей карты России XVI век (реконструирована А. Мезенцовым в 1627г.). Д. Пянда (1620-1623 гг.) – Открытие реки Лена. Обследование Нижней Тунгуски и Ангары. Е. Буза (1637-1640 гг.) – Открытие моря Лаптевых. Прохождение р. Лена. И. Ребров (1638-1641 гг.) – Открытие Восточно-Сибирского моря и р. Индигирка. И. Москвитин (1639-1641 гг.) – Первое достижение Охотского моря. М. Стадухин (1641-1643 гг.) – Открытие р. Калыма. К. Иванов (1643) –Открытие озера Байкал. В.Д. Поярков (1643-1646 гг.) – Прошел из Якутска через Лену, Алдан и Зею на Амур, положив начало освоению Приамурья. Составил первые карты и описания этих территорий. Е.П. Хабаров (1649-1953 гг.) – Исследование р. Амур и Приамурья. Составление первой сводной карты Сибири.
Слайд 6
IV . Экспедиции и организации (5 часов) В 1724 г. Петр I подписал указ об организации Первой Камчатской экспедиции под руководством В. Беринга. А. Чириков (1725-1730 гг.) – открытие о. Ратманова, исследование побережья. Итог экспедиции – географическая карта, которая впервые отразила реальные сведения о северо-восточной части России (от Тобольска до Тихого океана). Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция (1730-1741 гг.). С. Крашенинников – “Описание земли Камчатки”; Василий и Татьяна Прончищевы, Дмитрий и Харитон Лаптевы, С. Малыгин, Д. Офцын, С. Челюскин – великие Русские путешественники, изучившие берега Северного Ледовитого океана. И. Гмелин – основатель первой в Сибири и крупнейшей в мире сети метеорологических наблюдений. Г. Миллер – фундаментальный труд “История Сибири”. М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) – возглавлял географический департамент Академии наук. Предложил идею Северного морского пути. По его инициативе была организованна полярная экспедиция под руководством В.Д. Чичагова для “поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку”. Академические экспедиции (1768-1774 гг.). Цель — дать комплексное описание крупных частей страны. Участники: П.С. Паллас – исследование Прикаспийской низменности, И.И. Лепехин, С. Гмелин – исследование Алтая и Саян; И. Георги – первое физико-географическое описание Восточной Европы. Русское географическое общество (1845 г.). Путешествия Н.М. Пржевальского по Уссурийскому краю, исследования П.А. Кропоткина, И.Д. Черского и В.А. Обручева в Сибири, исследование степей В.В. Докучаева. А.И. Воейков – “Климаты земного шара, в особенности России” – образец географической работы Д.И. Менделеев (1834-1907 гг.) – изучил многие районы России (особенно Урал), предложил идеи по развитию нефтяной промышленности России, развитию добычи угля в Донбассе и Кузбассе.
Слайд 7
V . Исследование Арктики (10 часов) В. Русанов (1908-1912 гг.), Г. Седов (1914-1914 гг.) – исследование Новой Земли. Б.А. Велькицкий – первое сквозное плавание по морям Северного Ледовитого океана из Владивостока в Архангельск, открыл архипелаг Северная Земля. Н.Н. Урванцев – исследование Северной Земли. О.Ю. Шмидт – в 1932 г. возглавил экспедицию по Северному морскому пути. Организатор первой дрейфующей полярной станции “СП1”. И.Д. Папанин и группа зимовщиков – проводили комплексное исследование Арктики 274 дня на “СП1”. 1933 г. – экспедиция на пароходе “Челюскин” при попытке преодоления ледовой трассы без зимовки закончилась трагически. В.П. Чкалов и М.М. Громов – беспосадочные рейсы на одномоторных самолетах через полюс в Америку (1937 г.) за 63 часа 25 минут. Первые герои Советского Союза – летчики, спасшие полярников. Среди них С.А. Леваневский – трагическая ирония судьбы. Война в Ледовитом океане. Приключение П.И. Вавилова. Шесть арктических зимовок и их исследования. Северные конвои. Современное значение Северного морского пути. В наши дна трасса Северного морского пути переживает не самые лучшие дни. Подводные исследования Арктики. Секретные экспедиции “СП2”, “СП3”, “СП4”. Создание в 1952 г. ядерного полигона на Новой Земле. Заполярные репрессии. 1959 г. – создание космодрома “ Плесецк ” . Изучение территории России в советские годы (7 часов) Детальное изучение Урала привело к открытию новых месторождений полезных ископаемых, к определению наивысшей точки гор – г. Народная (1895 м) вместо г. Тельпосиз. В ходе исследования и изучения внутренних районов России было выявлено, что “полюс холода” северного полушария находится в Оймяконе; открыты и нанесены на карты новые горные хребты. 1926 г. – экспедиция С.В. Обручева описала северно-восточные районы России (хребет Черского), открыла Юкагирское и Анадырское плоскогорья, Тунгусский каменноугольный бассейн. Комплексные и специальные экспедиции по изучению отдельных районов России; их роль в изучении территории: создание географической карты России 54 м2, изучение Кольского п-ва и Карелии, Якутии – открытие месторождения алмазов и “второго Баку”, цветных металлов Норильска, гейзеров на Камчатке (1941 г. Т. Устинов). Л.С. Берг (1876-1950 гг.) – возглавлял географическое общество страны, провел районирование Азиатской России, создал непревзойденное учение о географических зонах.
Слайд 8
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: Историю освоения и изучения России; Имена известных путешественников и исследователей и их роль в географических открытиях; Государственные институты и исторические личности, способствовавшие организации экспедиций; Наиболее значимые объекты географической номенклатуры, на фоне которых развивались события экспедиций; Характерные этнокультурные особенности населения территорий, связанных с географическими открытиями. Учащиеся должны уметь: Показывать на картах маршруты экспедиций; Ориентироваться в хронологии событий, связанных с географическими открытиями; Пользуясь литературой по данной дисциплине, вычленять главное; Подбирать иллюстрированный и аудиовизуальный материал по данной тематике. Список литературы: Белов М.И. По следам полярных экспедиций. Л., 1977. Дубровин Л.И. Человек на ледяном континенте. Л., 1976. Ефимов А.В. Из истории Великих русских географических открытий. М., 1971. Лазаревич К.С. История географических открытий. М., 2000. Папанин И.Д. Жизнь на льдине. М., 1972. Пасецкий В.М. Витус Беринг. М., 1982 Подборка статей из журналов “География в школе” Подборка статей из газет “География” Энциклопедия Аванта + “ География ”
Контрольная работа по теме «Географическое положение и история исследования»
I вариант
1. Какая параллель пересекает Россию?
1)Экватор 2) северный тропик
3)северный полярный круг 4) южный полярный круг
2. Сколько часовых поясов на территории России?
а) 9; б) 10; в) 11; г) 12; д) 13.
3. Укажите полушария, в которых расположена Россия
- Северное, Восточное 2) Северное, Западное
- Северное, Южное 4) Северное Западное, Восточное
4. Укажите крайнюю северную островную точку России
1) мыс Челюскин 2) мыс Флигели
3) мыс Дежнева 4) остров Ратманова
5. Какой океан омывает берега России на востоке?
1) Атлантический 2) Северный Ледовитый
3) Тихий 4) Индийский
6. Какая область России является анклавом?
1)Псковская 2) Новгородская
3) Калининградская 4) Сахалинская
7. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1 | На суше Россия граничит с 14 странами | |
2 | Территория Арктики поделена на пять секторов: российский, канадский, американский, норвежский и шведский | |
3 | Декретное время было введено в России в 1917 г. | |
4 | Михаил Ломоносов первым сформулировал закон географической зональности | |
5 | Крайняя западная точка России находится в нулевом часовом поясе |
8. Определите соответствие между путешественником и районом, в котором проходила его экспедиция:
а) Камчатка | б) Амур | в) Берингов пролив | г) Берег Тихого океана |
1) Иван Москвитин; 2) Семён Дежнёв; 3) Ерофей Хабаров; 4) Владимир Атласов
9. Назовите страны, являющиеся сухопутными соседями России:
10. Заполните пропуски в предложениях:
1)__________ — условная линия на поверхности суши или воды, определяющая размеры территории государства, отделяющая эту территорию от территории других государств и открытых морей. Самую протяжённую сухопутную границу Россия имеет с 2)_____________, а самую короткую — с 3)________________. Компоненты природы, которые используются или могут быть использованы человеком в хозяйственной деятельности, называются 4)_______________. Свойства окружающей среды, влияющие на жизнь человека, называются 5)________________.
11. Как вы думаете:
1 | Какое из морей расположено восточнее: Баренцево или Берингово? |
|
2 | Мыс Челюскин находится на полуострове Чукотка или Таймыр? | |
3 | Кавказские горы тянутся параллельно или перпендикулярно Уральским горам? | |
4 | Какое из морей расположено южнее: Азовское или Чёрное? |
12 Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
3. Остров
5. Пролив
8. Острова
9. Острова
10. Полуостров
13. Определите, какие особенности географического положения России благоприятны для заселения и освоения территории, для развития хозяйственной деятельности.
1. Занимает большую территорию.
2. На территории России 11 часовых поясов.
3. Значительная часть территории лежит в северных широтах.
4. Разнообразные природные условия.
5. На огромных площадях восточной части страны распространена многолетняя мерзлота.
6. Омывается многими морями.
14. Определите, сколько часов составляет разница во времени между Москвой (II часовой пояс) и Чукотским полуостровом.
1. 8 часов. 2. 9 часов. 3. 10 часов. 4. 11 часов.
15. Предположим, что в г. Анадырь 1 сентября 9 часов утра (XI часовой пояс). Определите, сколько времени и какое число будет в пос. Уэлен, расположенном недалеко от мыса Дежнева?
1. 31 августа 9 часов утра.
2. 1 сентября 9 часов утра.
3. 1 сентября 8 часов утра.
Контрольная работа по теме «Географическое положение и история исследования»
II вариант
1.Какая часть территории России находится за Северным полярным кругом?
- 10% 2) 20% 3) 25% 4) 50%
2. В каком полушарии Россия не находится?
- В Северном 2) в Южном 3) в Западном 4) в Восточном
3. Укажите крайнюю северную материковую точку России.
- мыс Дежнева 2) мыс Флигели
3) мыс Челюскин 4) мыс Канин Нос
4. Какой океан не омывает берега России?
1) Атлантический 2) Индийский
3) Северный Ледовитый 4) Тихий
5. С какой страной СНГ Россия не имеет общей границы?
- С Украиной 2) с Молдавией
3) с Азербайджаном 4) с Белоруссией
6. Кто из перечисленных людей был участником Великой Северной экспедиции?
- Михаил Ломоносов
- Витус Беринг
- Дмитрий Овцын
- Семён Дежнёв
- Мария Прончищева
- Братья Лаптевы
- Семён Челюскин
- Владимир Татищев
7. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1 | Берега России омывают воды трёх океанов: Тихого, Атлантического и Индийского | |
2 | Большая часть государственной границы России проходит по морю | |
3 | Крайняя северная материковая точка России одновременно является крайней северной точкой Евразии | |
4 | Крайняя западная точка России находится во втором часовом поясе | |
5 | Границы часовых поясов проходят строго по меридианам |
8. Определите соответствие между событиями и личностями:
Основатель Русского географического общества | 1 | а | Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский | |
Первая российская кругосветная экспедиция | 2 | б | Владимир Татищев | |
Закон географической зональности | 3 | в | Фердинанд Врангель | |
Открытие Антарктиды | 4 | г | Василий Докучаев | |
Первое географическое описание территории России | 5 | д | Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев | |
«Могущество российское прирастать будет Сибирью» | 6 | е | Михаил Ломоносов |
9. Назовите все крайние точки России:
10. Заполните пропуски в предложениях:
Время на меридиане данной местности называется 1)_______________. Ограниченная двумя меридианами часть земного шара, шириной 15°, в пределах которой время суток одинаково, называется 2)______________. В Санкт-Петербурге 4 часа дня, а на Камчатке 3)______________. Протяжённость территории России с запада на восток составляет примерно 4)__________ км, что в градусной мере примерно соответствует 5)________.
11. Как вы думаете:
1 | Где находится мыс Дежнёва: на полуострове Таймыр или на Чукотке? | |
2 | Какое из морей расположено западнее: Карское или Чукотское? | |
3 | Какое озеро расположено восточнее — Ладожское или Онежское? | |
4 | Какие острова расположены севернее Новая Земля или Земля Франца Иосифа |
12. Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Река
2. Море
8. Море
9. Пролив
10. Пролив
13. Определите неблагоприятные особенности географического положения России для жизни людей и ведения хозяйства
1. Омывание с разных сторон морями.
2. С севера омывается морями Северного Ледовитого океана.
3. Значительная часть территории лежит на северных широт.
4. Занимает большую территорию.
5. Протяженность территории с Запада на Восток почти в 3 раза больше, чем с севера на Юг.
6. Разнообразные природные условия и ресурсы.
7. Многолетняя мерзлота.
14. В Москве 8 часов 15 минут утра (II часовой пояс). Определите, сколько времени будет на Чукотском полуострове.
1. 17 час 15 мин вечера. 2. 18 час 15 мин вечера. 3. 19 час 15 мин вечера.
15. На мысе Дежнева 12 часов ночи 1 января (XI часовой пояс). Определите, сколько времени и какое число будет на противоположной стороне Берингова пролива – на Аляске.
1. 1 час ночи 31 декабря. 2. 12 час 31 декабря. 3. 12 час 1 января. 4. 2 часа 31 декабря.
Контрольная работа по теме «Географическое положение и история исследования»
I вариант
- Сколько часовых поясов на территории России?
а) 9; б) 10; в) 11; г) 12; д) 13.
- Какой из перечисленных городов стал в конце XVI в. «столицей Сибири»?
а) Иркутск; б) Тобольск; в) Тюмень; г) Якутск.
- Что явилось главным результатом Великой Северной экспедиции?
- достижение Северного полюса;
- изучение и картирование побережья Северного Ледовитого океана;
- присоединение к России территории Сибири и Дальнего Востока;
- открытие архипелага Новая Земля.
- Кто из перечисленных путешественников не имел отношения к исследованию российского сектора Арктики в XX в.?
- Георгий Брусилов;
- Владимир Русанов;
- Дмитрий Овцын;
- Борис Вилькицкий;
- Роберт Скотт;
- Джордж Де-Лонг.
- Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1 | На суше Россия граничит с 14 странами | нет |
2 | Территория Арктики поделена на пять секторов: российский, канадский, американский, норвежский и шведский | нет |
3 | Декретное время было введено в России в 1917 г. | нет |
4 | Впервые переход на летнее время был осуществлён в 1978г. | да |
5 | Крайняя восточная точка России находится в тринадцатом часовом поясе | нет |
6 | Струги — это большие парусно-вёсельные лодки | да |
7 | Острог — это небольшая крепость | да |
8 | Михаил Ломоносов первым сформулировал закон географической зональности | нет |
9 | Академические экспедиции 1768—1774 гг. занимались главным образом исследованиями новых, ещё не изученных и не населённых территорий страны | нет |
10 | Эрик Норденшельд впервые в истории прошёл Северным морским путём от Архангельска до Берингова пролива | да |
11 | Восточную оконечность Евразии мысом Дежнёва назвал Фритьоф Нансен | ytn |
- Определите соответствие между путешественником и районом, в котором проходила его экспедиция:
а) Камчатка | б) Амур | в) Берингов пролив | г) Берег Тихого океана |
4 | 3 | 2 | 1 |
1) Иван Москвитин; 2) Семён Дежнёв; 3) Ерофей Хабаров; 4) Владимир Атласов
- Назовите страны, являющиеся сухопутными соседями России: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР.
- Укажите порядок расположения данных географических объектов с запада на восток:
А | Остров Вайгач | 6 |
Б | Соловецкие острова | 1 |
В | Остров Колгуев | 4 |
Г | Устье Северной Двины | 2 |
Д | Полуостров Канин | 3 |
Е | Устье Печоры | 5 |
- Заполните пропуски в предложениях:
1) Государственная граница — условная линия на поверхности суши или воды, определяющая размеры территории государства, отделяющая эту территорию от территории других государств и открытых морей. Самую протяжённую сухопутную границу Россия имеет с 2) Казахстаном, а самую короткую — с 3) КНДР. Компоненты природы, которые используются или могут быть использованы человеком в хозяйственной деятельности, называются 4) природные ресурсы. Свойства окружающей среды, влияющие на жизнь человека, называются 5) природные условия.
- Как вы думаете:
1 | Какое из морей расположено восточнее: Баренцево или Берингово? |
|
2 | Мыс Челюскин находится на полуострове Чукотка или Таймыр? | |
3 | Кавказские горы тянутся параллельно или перпендикулярно Уральским горам? | |
4 | Какое из морей расположено севернее: Охотское или Баренцево? | |
5 | Какое море больше: Охотское или Чёрное? | |
6 | Где находится Среднерусская возвышенность: на крайнем западе России или в её центральной части? | |
7 | Где находится мыс Дежнёва: на полуострове Таймыр или на Чукотке? | |
8 | Ангара — приток Лены или Енисея? | |
9 | Верхоянский хребет находится на правом или на левом берегу Лены? | |
10 | Какое из морей расположено южнее: Азовское или Чёрное? | |
11 | Какой город находится на берегу Финского залива: Санкт-Петербург или Петрозаводск? | |
12 | Где находится Срединный хребет: на полуострове Камчатка или на Среднесибирском плоскогорье? |
- Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. О-ва Нов. Земля
2. Острова Новосибирские
3. О-в Сахалин
4. П-ов Кольский
5. П-ов Чукотский
6. О-ва Сев. Земля
7. О-ов Врангеля
8. Острова Курильские
9. О-ва Земля Франца Иосифа
10. П-ов Камчатка
- Теоретический вопрос:
Северная Земля стала крупнейшим географическим объектом, открытым в ХХ веке. А какой был крупнейшим в XIX веке? Кто и когда совершил данное открытие. Что Вам о нем известно?
Материк Антарктида, 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» — М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах.
Контрольная работа по теме «Географическое положение и история исследования»
II вариант
- Какие из перечисленных природных объектов располагаются в VIII часовом поясе?
а) Низовья Амура;
б) Новосибирские острова;
в) озеро Байкал;
г) Северная Земля;
д) устье Лены;
е) Центрально-Якутская равнина.
- В устье какой реки располагалась колония Мангазея?
а) Северная Двина; б) Таз; в) Енисей; г) Обь.
- Кто из перечисленных людей был участником Великой Северной экспедиции?
- Михаил Ломоносов
- Витус Беринг
- Дмитрий Овцын
- Семён Дежнёв
- Мария Прончищева
- Братья Лаптевы
- Семён Челюскин
- Владимир Татищев
- Первым мореплавателем, преодолевшим Северо-Восточный проход, был:
а) Георгий Седов; б) Фритьоф Нансен; в) Эрик Норденшельд; г) Семен Дежнев.
- Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1 | Берега России омывают воды трёх океанов: Тихого, Атлантического и Индийского | нет |
2 | Большая часть государственной границы России проходит по морю | да |
3 | Крайняя северная материковая точка России одновременно является крайней северной точкой Евразии | да |
4 | Крайняя западная точка России находится во втором часовом поясе | нет |
5 | Границы часовых поясов проходят строго по меридианам | нет |
6 | Поморы — это напоминающие чаек морские птицы, широко распространённые в районе побережья Белого моря | нет |
7 | Одним из основных товаров, вывозимых из Мангазеи, являлась пушнина | да |
8 | Первоначально Великая Северная экспедиция называлась Второй Камчатской | да |
9 | Витус Беринг во время Первой Камчатской экспедиции первым прошёл морем между Северной Америкой и Евразией | нет |
10 | Архипелаг Новая Земля был обнаружен экспедицией Бориса Вилькицкого | нет |
11 | Впервые Северный морской путь за одну навигацию преодолели экспедиция на ледоколе «Сибиряков» под руководством Отто Шмидта | да |
- Определите соответствие между событиями и личностями:
Основатель Русского географического общества | 1 | в | а | Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский |
Первая российская кругосветная экспедиция | 2 | а | б | Владимир Татищев |
Закон географической зональности | 3 | г | в | Фердинанд Врангель |
Открытие Антарктиды | 4 | д | г | Василий Докучаев |
Первое географическое описание территории России | 5 | б | д | Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев |
«Могущество российское прирастать будет Сибирью» | 6 | е | е | Михаил Ломоносов |
- Назовите все крайние точки России: западная – Балтийская коса в Гданьском заливе, северная – м. Челюскин, м. Флигели на о. Рудольфа в арх. Земля Франца Иосифа, восточная – м.Дежнева, о. Ратманова, южная – гора Базардюзю на границе с Азербайджаном.
- Укажите порядок расположения данных географических объектов с запада на восток:
А | Берингов пролив | 6 |
Б | Мыс Челюскин | 3 |
В | Остров Колгуев | 1 |
Г | Устье Лены | 4 |
Д | Гыданский полуостров | 2 |
Е | Хребет Черского | 5 |
- Заполните пропуски в предложениях:
Время на меридиане данной местности называется 1) местное. Ограниченная двумя меридианами часть земного шара, шириной 15°, в пределах которой время суток одинаково, называется 2)часовой пояс (зона). В Санкт-Петербурге 4 часа дня, а на Камчатке 3) 24 часа. Протяжённость территории России с запада на восток составляет примерно 4) 11. тыс. км, что в градусной мере примерно соответствует 5) 190º.
- Как вы думаете:
1 | Залив Шелихова находится в Охотском море или в Беринговом? | |
2 | Вилюй — правый или левый приток Лены? | |
3 | Какой хребет расположен восточнее: Джугджур или Черского? | |
4 | На каком полуострове находятся горы Бырранга: на Таймыре или на Чукотке? | |
5 | Нижняя Тунгуска — приток Оби или Енисея? | |
6 | Лена впадает в море Лаптевых или в Восточно-Сибирское море? | |
7 | Куда впадает Амур: в Охотское или в Японское море? | |
8 | В бассейне какого океана находится Иркутск: Северного Ледовитого или Атлантического? | |
9 | Какое из морей расположено западнее: Карское или Чукотское? | |
10 | Уссури — это правый или левый приток Амура? | |
11 | У берегов Байкала лежит Становое нагорье или Становой хребет? | |
12 | Какое озеро расположено восточнее — Ладожское или Онежское? |
- Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Р. Ниж. Тунгуска
2. Море Охотское
3. Река Сев. Двина
4. Прол. Керченский
5. П-ов Канин
6. Озеро Таймыр
7. Река Яна
8. Море Чукотское
9. Пролив Лаперуза
10. Пролив Берингов
- Теоретический вопрос: Какие товары были на рынке в Мангазее? Как ее называли? Откуда приплывали сюда купцы? Пушнина (прежде всего соболиный мех) и мамонтова кость. ЕЕ называли «золотокипящей» за процветание. Купцы приплывали из Новгорода и североевропейских стран.
3 9.г., торговые / политические договоры). (G-1C-M7) 13. Предсказать влияние возможных изменений окружающей среды на природные ресурсы или жизнь растений или животных. (G-1D-M1) 14. Определите или опишите преимущества или проблемы, присущие конкретной среде. (G-1D-M2) 15. Проанализируйте, как физическая среда влияет на образ жизни ее обитателей. (G-1D-M2) 16. Объясните или приведите примеры того, как люди адаптируются к жизни в конкретной физической среде. (G-1D-M2) 17. Предложите мирный способ разрешения политического или общественного конфликта или введения изменений в соответствии с заданным сценарием.(C-1B-M4) 18. Объясните любой из различных способов взаимодействия наций. (C-1C-M1) 19. Опишите исторические и экономические факторы, влияющие на экономический рост и развитие нации. (E-1B-M7) 20. Хронологически организовывать главные события и личности в истории США. (H-1A-M1) 21.Сравнить или сопоставить события или идеи из прошлого с событиями или идеями в настоящем, демонстрируя понимание различного политического, социального или экономического контекста. (H-1A-M2) 22. Объясните, как историческая фигура, идея или событие повлияли или изменили ход истории.С. Политика в начале 1800-х годов, экспедиция Льюиса и Кларка, политическая обстановка в США между 1820 и 1846 годами, касающаяся экспансии на запад, и конфигурации будущих смежных границ США. 98
4 Материалы / Ресурсы Студенческие тетради, учебники для студентов, карты США и страны Орегон, проектор, кроссворд из Орегона, папки для студентов LEAP Подготовка учителя Учитель должен понимать американскую политическую среду относительно расширения на запад между 1803 и 1860; концепции и далеко идущие последствия Manifest Destiny на ход U.Студенты смогут описать и проанализировать концепцию Манифеста Судьбы и ее влияние на расширение США на запад после (H-1B-M9). 2. Студенты смогут описать и проанализировать противоречивые претензии к Стране Орегон. (G-1C-M7, C-1B-M4, C-1C-M1, E-1B-M7, H-1A-M5, H-1B-M9) 3. Учащиеся смогут найти основные места и географические особенности на картах США и страны Орегона. (G-1A-M2, G-1B-M1) Процедуры: Обсуждение всей группой и обзор Манифеста Судьбы, а также местоположение, исследование и важность Страны Орегона. Определите следующее: Термины Манифест Судьбы, Страна Орегона, горные люди, Персоны Американской меховой компании Сэр Фрэнсис Дрейк, Льюис и Кларк, Гораций Грили, Джон Джейкоб Астор, Джедедия Смит, Джеймс Бекворт, Мари Дорион 102
8 Материалы: Места Страна Орегон, параллель, Аляска, 49-я параллель, 42-я параллель, Скалистые горы, река Колумбия, река Снейк, даты Тихого океана, 1818 г. Заполните карту U.S. в 1818 г. Начните составлять карту страны Орегон. Начните составлять временную шкалу периода с 1579 по 1818 г. Посещение побережья Орегона сэром Фрэнсисом Дрейком в 1579 г., покупка Луизианы в 1803 г., экспедиция Льюиса и Кларка и решение США и Британия, чтобы совместно оккупировать страну Орегон в Завершить кроссворд страны Орегон. Скопируйте обзорные вопросы в папки LEAP Студенческие тетради, учебники для студентов, проектор, кроссворд Орегона, студенческие папки LEAP 103
9 Оценка: Обзор всего класса сегодняшнего урока. Кроссворд в стране Орегона. Студенты скопируют следующие вопросы в свои папки LEAP и ответят на них для домашней работы: 1.В начале и середине 1800-х годов вера в то, что США должны были расшириться до Тихого океана, была: A. Орегонская тропа B. Движение на запад C. Доктрина Монро D. Манифестная судьба 2. Какое из следующих событий, касающихся урегулирования Страна Орегон произошла первой? A. Орегон был разделен между США и Великобританией B. Разведка реки Колумбия Льюисом и Кларком C. США приобрели территорию покупки Луизианы D. Уитманы прибыли в Орегон 3. Физическое местонахождение страны Орегон было между: А и 42-я параллели Б.Реки Снейк и Миссури C. 49-я и 35-я параллели D. Атлантический и Тихий океаны 4. Какая из следующих стран не претендовала на страну Орегон в начале 1800-х годов? A. Испания B. Франция C. Россия D. Великобритания 104
10 5. К началу 1840-х годов многие американцы считали, что США должны были распространить свое влияние и мощь на Тихий океан. Ответьте на следующие вопросы, касающиеся U.
9 причин для изучения географии
Вы, наверное, не уделяли пристального внимания на уроках географии в школе. Кто может обвинить ребенка?
Иногда, даже эффективных, забавных веб-приложений и мобильных приложений для обучения, таких как Brainscape, недостаточно, чтобы поддерживать мотивацию к изучению географии, если вы не видите ее актуальности для вашей жизни. Но правда в том, что география — это очень актуальный и важный тип знаний для всех.
2. Поместите Новости в Context
Как вы должны понимать новости, если не знаете географию? Знание географии помогает представить текущие события в контексте.
Например, знание того, что Гонконг — город на юге Китая, может помочь человеку понять, почему он политически отличается от остального Китая: он географически изолирован.
3. График хода истории
География не только дает представление о текущих событиях, но и помогает нам понять историю.Человек не может понять вторую мировую войну, не понимая роли континентальной русской зимы или английского канала. География формирует ход мировой истории. Хотите лучше понять историю? Изучите географию.
4. Навыки сборки Навигации
Самым базовым навыком в навигации является понимание «клочка земли». Изучение географии помогает развивать пространственное мышление. Эти навыки могут пригодиться, если вы заблудились за рулем по городу или по пустыне!
5.Это забавное, простое в использовании веб-приложение / приложение на iOS, созданное на основе визитных карточек экспертов, которые опрашивают вас о странах, штатах, столицах и многом другом. Вы можете использовать его на телефоне, планшете или в Интернете, а также отслеживать свое обучение с течением времени и даже учиться у друзей.
Brainscape — это веб-и мобильная образовательная платформа, которая поможет вам научиться чему-нибудь быстрее, используя когнитивные науки. Присоединяйся к миллионы студентов, преподавателей, изучающих язык, тестируемых и корпоративные стажеры, которые удваивают свои результаты обучения.