Таблица по географии 7 класс пояса планеты – Пояса планеты — 7 класс
«Пояса планеты» — география 7 класс
Просмотр содержимого документа
«»Пояса планеты» — география 7 класс»
Пояса планеты
Климатические пояса — это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной смены воздушных масс.
Пояса освещенности.
Тропический пояс освещенности – расположен между Северным и Южным тропиками (поверхность Земли получает максимальное
Умеренный пояс освещенности – средняя освещенность, которая меняется в зависимости от времени года.
Полярные пояса освещенности (северный и южный) – лежат за полярными кругами в Северном и Южном полушариях (поверхность Земли получает минимальное количество солнечной энергии)
Пояса увлажнения.
Крупнейшие пустыни мира.
Три пояса увлажнения:
Экваториальный (влажный)
Тропический (сухой)
Полярный (сухой)
Умеренный (между тропическим и полярным поясом) – влажный.
Атмосферное давление – это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади земной поверхности.
Воздух
Холодный Теплый
(полярные районы) (экватор)
плотный и тяжелый легкий
Давление высокое давление низкое
Два пояса давления : экваториальны й (пояс низкого давления) и полярные пояса (высокого давления).
Климатические пояса мира
Домашнее задание
§ 7 и вопросы
на странице 57.
Природная зона | Тип климата | Особенности климата | Растительность | Почва | Животные | ||
Температура января (по Цельсию) | Температура июля (по Цельсию) | Осадки | |||||
Экваториальные и тропические леса | Экваториальный, субэкваториальный | +15 | +24 | 2000 | Пальмы, фикусы, лианы | Красно-желтая | Обезьяны, ленивцы, павлины, крокодилы |
Пустыни | Субэкваториальный, тропический | +8 | +32 | Менее 100 | Кактусы, верблюжьи колючки | Песчаные и каменистые грунты | Змеи, ящерицы, мыши |
Саванны и редколесья | тропический | +10 | +26 | 500 | Бамбук, секвойя, баобаб | Красно-желтая | Жираф, гиппопотам, носорог, тигр |
Жестколистные леса и кустарники | Умеренный морской | -8 | +24 | 1000 | Пихта, ольха, осина, олива | Бурые лесные | Косуля, зубр, выхухоль |
Степи | Субтропический | -8 | +16 | 500 | Злаки, ковыль, перекати поле | Черноземы | Суслик, сурки, волк, орел |
Лесостепи | Умеренный | -10 | +24 | 1000 | Береза, каштан, дуб | Черноземы | Волк, лисица, заяц, кабан |
Широколистные и смешанные леса | Умеренный континентальный | -10 | +24 | 1000 | Сосна, дуб, береза, клен, липа | Дерново-подзолистые | Кабан, бобер, норка, куница |
Тайга | Умеренный-континентальный | -15 | +16 | 1000 | Ель, сосна, лиственница | Подзолистые | Медведь, волк, рысь, глухарь |
Лесотундра | Умеренный морской | -15 | +16 | 1000 | Низкорослые березы и ольхи | Подзолистые, торфяные | Лось, песец, заяц северный |
Тундра | Субарктический | -20 | +16 | 1000 | Мхи и лишайники | торфяные | Северный олень, песец |
Арктическая пустыня | Арктический | -35 | 0 | 1500 | Мхи и лишайники изредка | Зона вечной мерзлоты | Белые медведи, тюлени |
obrazovaka.ru
Климатические пояса Земли 7 класс
Климатические пояса
Круговорот тепла, влаги и общая циркуляция атмосферы формируют погоду и климат в географической оболочке. Типы воздушных масс, особенности их циркуляции в разных широтах создают условия для формирования климатов Земли. Господство одной воздушной массы в течение года определяет границы климатических поясов.
Климатические пояса — это территории, которые сплошной или прерывистой полосой опоясывают Землю; друг от друга они отличаются температурой, атмосферным давлением, количеством и режимом осадков, господствующими воздушными массами и ветрами. Симметричное размещение климатических поясов относительно экватора является проявлением закона географической зональности. Выделяют основные и переходные климатические пояса. Названия основным климатическим поясам даются по господствующим воздушным массам и широтам, в которых они формируются.
Выделяют 13 климатических поясов: семь основных и шесть переходных. Границы каждого пояса определяются по летнему и зимнему положениям климатических фронтов.
Различают семь основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных и два полярных (арктический и антарктический). В каждом из климатических поясов в течение всего года господствует одна воздушная масса — соответственно экваториальная, тропическая, умеренная, арктическая (антарктическая).
Между основными поясами в каждом полушарии образуются переходные климатические пояса: два субэкваториальных, два субтропических и два субполярных (субарктический и субантарктический). В переходных поясах происходит сезонная смена воздушных масс. Они поступают из соседних основных поясов: летом воздушная масса южного основного пояса, а зимой — северного. Близость океанов, теплые и холодные течения, рельеф влияют на климатические различия внутри поясов: выделяются климатические области с разными типами климата.
Характеристика климатических поясов
Экваториальный пояс сформировался в районе экватора прерывистой полосой, где преобладают экваториальные воздушные массы. Среднемесячные температуры от +26 до +28 С. Осадков выпадает 1500—3000 мм равномерно в течение года. Экваториальный пояс — самая увлажненная часть земной поверхности (бассейн р. Конго, побережье Гвинейского залива Африки, бассейн р. Амазонки в Южной Америке, Зондские острова).
Выделяют материковый и океанический типы климата, но разница между ними небольшая.
Для субэкваториальных поясов, опоясывающих экваториальный пояс с севера и юга, характерна муссонная циркуляция воздуха. Особенность поясов — сезонная смена воздушных масс. Летом господствует экваториальный воздух, зимой — тропический. Выделяются два сезона: летний влажный и зимний сухой. Летом климат незначительно отличается от экваториального: большая влажность, обилие атмосферных осадков. В зимний сезон устанавливается жаркая сухая погода, выгорают травы, деревья сбрасывают листву. Средняя температура воздуха во все месяцы колеблется в пределах от +20 до +30 °С. Годовое количество осадков 1000—2000 мм, максимум осадков выпадает летом.
Тропические пояса находятся между 20 и 30 с. и ю. ш. по обе стороны тропиков, где преобладают ветры пассаты. (Вспомните, почему в тропических широтах воздух опускается и преобладает высокое давление.) В течение года здесь господствуют тропические воздушные массы с высокими температурами. Средняя температура самого теплого месяца +30…+35 С, самого холодного — не ниже +10 С. В центре материков климат тропический континентальный (пустынный). Облачность незначительная, осадков на большей части выпадает менее 250 мм в год. Малое количество осадков вызывает образование величайших пустынь мира — Сахары и Калахари в Африке, пустынь Аравийского полуострова, Австралии. В восточных частях материков, которые находятся под влиянием теплых течений и пассатов, дующих с океана, усиливающихся муссонами в летний сезон, формируется тропический влажный климат. Среднемесячная температура летом +26 С, зимой +22 С. Среднегодовое количество осадков 1500 мм.
Субтропические пояса (25—40 с. и ю. ш.) формируются под воздействием тропических воздушных масс летом и умеренных — зимой. В западных частях материков средиземноморский климат: лето сухое, жаркое, средняя температура самого теплого месяца +30 С, а зима влажная и теплая (до +5…+10 С), но возможны кратковременные заморозки. На восточных побережьях материков формируется субтропический муссонный климат с жарким (+25 С) дождливым летом и прохладной (+8 С) сухой зимой. Количество осадков 1000—1500 мм. Снег выпадает редко.
В центральных частях материков климат субтропический континентальный, с жарким (+30 С) и сухим летом и относительно холодной зимой (+6…+8 С) с малым количеством осадков (300 мм). Субтропический влажный климат отличается более равномерным ходом температур и осадков. Летом +20 С, зимой +12 С, осадков выпадает 800—1000 мм. (Определите по климатической карте различия в климатах субтропических поясов.)
Умеренные пояса протянулись в умеренных широтах от 40 с. и ю. ш. почти до полярных кругов. В течение всего года здесь господствуют умеренные воздушные массы, но могут проникать арктические и тропические воздушные массы. В Северном полушарии на западе материков преобладают западные ветры, циклоническая деятельность; на востоке — муссоны. С продвижением в глубь территории увеличивается годовая амплитуда температуры воздуха (самого холодного месяца — от +4…+6 °С до –48 °С, а самого теплого — от +12 °С до +30 °С).
В Южном полушарии климат в основном океанический. В Северном полушарии наблюдаются 5 типов климата: морской, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный.
Морской климат формируется под влиянием западных ветров, дующих с океана (Северная и Средняя Европа, запад Северной Америки, Патагонские Анды Южной Америки). Летом температуры около +15…+17 °С, зимой — +5 °С. Осадки выпадают в течение всего года и достигают 1000—2000 мм в год. В Южном полушарии в умеренном поясе господствует океанический климат с нежарким летом, мягкой зимой, обильными осадками, западными ветрами, неустойчивой погодой («ревущие» сороковые широты).
Материковый климат характерен для внутренних районов больших континентов. В Евразии формируется умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный климат, в Северной Америке — умеренно континентальный и континентальный. В среднем температура июля изменяется от +10 °С на севере до +24 °С на юге. В умеренно континентальном климате температура января понижается с запада на восток от –5° до –10 °С, в резко континентальном — до –35…–40 °С, а в Якутии ниже –40 °С. Годовое количество осадков в умеренно континентальном климате примерно 500—600 мм, в резко континентальном — около 300—400 мм. Зимой с продвижением на восток продолжительность устойчивого снежного покрова увеличивается с 4 до 9 месяцев, также возрастает годовая амплитуда температуры.
Муссонный климат лучше всего выражен в Евразии. Летом преобладает устойчивый муссон с океана, температура +18…+22 °С, зимой — –25 °С. В конце лета — начале осени часты тайфуны с моря с порывистым ветром и обильными осадками. Зима относительно сухая, так как зимний муссон дует с суши. Осадки в виде дождей преобладают летом (800—1200 мм).
Субполярные пояса (субарктический и субантарктический) расположены к северу и югу от умеренного пояса. Им свойственна смена воздушных масс по сезонам: летом господствуют умеренные воздушные массы, зимой — арктические (антарктические). Континентальный субарктический климат характерен для северных окраин Северной Америки и Евразии. Лето относительно теплое (+5…+10 °С), короткое. Зима суровая (до –55 °С). Здесь находится полюс холода в Оймяконе и Верхоянске (–71 °С).
Небольшое количество осадков — 200 мм. Распространены многолетняя мерзлота, избыточное увлажнение, значительные территории заболочены. Океанический климат в Северном полушарии формируется в Гренландском и Норвежском морях, в Южном полушарии — вокруг Антарктиды. Весь год развита циклоническая деятельность. Прохладное лето (+3…+5 °С), плавучие морские и материковые льды, относительно мягкая зима (–10…–15 °С). Осадки зимние — до 500 мм, постоянны туманы.
Полярные пояса (арктический и антарктический) расположены вокруг полюсов. Континентальный климат преобладает в Антарктиде, в Гренландии, на островах Канадского Арктического архипелага. Весь год отрицательные температуры.
Океанический климат наблюдается в основном в Арктике. Температуры здесь отрицательные, но во время полярного дня могут достигать +2 °С. Осадки — 100—150 мм (рис. 16).
Климатические пояса отличаются друг от друга температурой воздуха, атмосферным давлением, воздушными массами и осадками. Климат умеренного пояса с запада на восток сменяется от морского к умеренно континентальному, континентальному, резко континентальному, муссонному.
geographyofrussia.com
Тематическое планирование по географии (7 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №10 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании М/О зам. директора по УВР _____________ Директор школы ____________
Протокол №
«____»______________2015 г «____»_______________________2015 г «____»__________________2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: география
Составлена на основе программы под редакцией Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
«География», Москва 2015г., «Русское слово»
Класс
7
Автор
Измайлова В.С.
Количество часов в год
68
Количество часов в неделю
2
Учебник
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. «География», Москва 2015г., «Русское слово»
Дополнительная литература
С.В. Банников «Методическое пособие», С.В. Касьянов «Текущий и итоговый контроль. Тесты», атлас, контурные карты
Тематическое планирование по предмету (география) 7 класс
№
Название изучаемой темы
Контроль
Характеристика основных видов деятельности
Раздел 1. Планета, на которой мы живем. Тема I:Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
тема урока, тип урока
Формы контроля
требования к результатам
Информационное сопровождение,
цифровые электронные образовательные ресурсы
учащийся научится
по УУД
учащийся сможет научиться
по УУД
1
Суша в океане (Материки, части света)
Урок изучения нового материала
Изучения нового материала
Пр.УУД: выявлять причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа. ЛУУД: делать предположение, оценивать свои знания.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений.
РУУД: понимание значимости суши и места на Земле.
КУУД: формулировать собственное мнение и позицию.
Пр.УУД: описывать географические явления и процессы в литосфере.
ЛУУД: умение работать с текстом учебника, выделять в нем главное.
Метапредметные. ПУУД: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию. РУУД: самостоятельно ставить новые учебные цели.
КУУД: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.
2
Геологическое время (Эры, периоды) Урок изучения нового материала
Пр. р. №1 Составление таблицы «Геологические эры». Самоконтроль.
Пр.УУД: дать определение понятию геологическое время, называть основные геологические эры, уметь их различать.
ЛУУД: умение работать с различными источниками информации.
Метапредметные. ПУУД: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: убедиться в доказательстве событий в истории Земли при определении геологических эр.
КУУД: Применять изображения Земли на геологических картах и таблицах для определения геологического времени.
Пр.УУД: формулировать выводы о значении геологического времени в изучении географии.
ЛУУД: осознать ценности геологических знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений.
РУУД: понимание значимости суши и места на Земле
КУУД: умению четко формулировать цели деятельности. использовать текстовую и иллюстрированную информацию.
Электронная презентация
3
Строение земной коры (Литосфера)
Комбинированный урок
Изучения нового материала
Пр.УУД: выявление на глобусе и карте океанической и материковой земной коры.
ЛУУД: определять отличия разных типов земной коры.
Метапредметные. ПУУД: осмыслить значение формы и строения Земли для жизни человечества
РУУД: знать об образовании современных материков.
КУУД: научиться собирать информацию и применять ее на практике.
Пр.УУД: формулировать выводы о географических явлениях и процессах в литосфере;
ЛУУД: пониманию строения земной коры как компонента научной картины мира.
Метапредметные. ПУУД: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: понимать значение образования современных материков.
КУУД: умение работать в сотрудничестве
4
Литосферные плиты и современный рельеф. Комбинированный урок
Пр.р.№2 Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Пр.УУД: узнать, о литосферных плитах и современном рельефе Земли
ЛУУД: узнать, в каких движениях участвуют литосферные плиты
Метапредметные. ПУУД: Научиться собирать информацию и применять ее на практике. Работа с ИКТ. РУУД: различать и сравнивать изученные компоненты, процессы, явления.
КУУД: умение участвовать в дискуссии.
Пр.УУД: определить влияние положения литосферных плит на современный рельеф
ЛУУД: узнают, что является следствием движения
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений, работать с источниками информации.
РУУД: находить закономерности протекания явлений и событий.
КУУД: использовать географические знания в повседневной жизни.
Электронная презентация
5
Платформы и равнины Урок актуализации знаний и умений
Изучение нового материала.
Пр.УУД: иметь представление о платформах и равнинах
ЛУУД: научиться определять соотношение платформ и равнин
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
РУУД: убедиться в доказательстве событий в истории Земли при определении геологических эр.
КУУД: применять знания о платформах и равнинах Земли для определения геологического времени.
Пр.УУД: узнать, когда возникли платформы
ЛУУД: самостоятельно работать по картам
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений, учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
РУУД: научиться собирать информацию о платформах и равнинах.
КУУД: умению четко формулировать цели деятельности. использовать текстовую и иллюстрированную информацию.
6
Складчатые пояса и горы Урок актуализации знаний и умений
Решение тестовых задач. Самоконтроль
Пр.УУД: определить влияние положения складчатых поясов на образование гор
ЛУУД: научиться определять влияние складчатых поясов на формирование гор
Метапредметные.ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами.
РУУД: различать и сравнивать изученные компоненты, процессы, явления.
КУУД: умение участвовать в дискуссии.
Пр.УУД: иметь представление о складчатых поясах и горах
ЛУУД: самостоятельно работать по картам.
Метапредметные. ПУУД: научиться собирать информацию о складчатых областях и горах, углубление учебно-информационных умений.
РУУД: находить закономерности протекания явлений и событий.
КУУД: умению четко формулировать цели деятельности.
7
Горообразование и платформы
Урок актуализации знаний и умений
.
Пр.УУД: иметь представление о платформах и равнинах
ЛУУД: научиться определять соотношение платформ и равнин
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
РУУД: убедиться в доказательстве событий в истории Земли при определении геологических эр.
КУУД: применять знания о платформах и равнинах Земли.
Пр.УУД: узнать, когда возникли платформы
ЛУУД: самостоятельно работать по картам
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений, учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
РУУД: научиться собирать информацию о платформах и равнинах.
КУУД: умению четко формулировать цели деятельности. использовать текстовую и иллюстрированную информацию.
Электронная презентация
8
Литосферные плиты и их движение Комбинированный урок
Изучение нового материала
Пр.УУД: узнать, о литосферных плитах и современном рельефе Земли
ЛУУД: узнать, в каких движениях участвуют литосферные плиты
Метапредметные. ПУУД: Научиться собирать информацию и применять ее на практике. Работа с ИКТ. РУУД: различать и сравнивать изученные компоненты, процессы, явления.
КУУД: умение участвовать в дискуссии.
Пр.УУД: определить влияние положения литосферных плит на современный рельеф
ЛУУД: узнают, что является следствием движения
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений, работать с источниками информации.
РУУД: находить закономерности протекания явлений и событий.
КУУД: использовать географические знания в повседневной жизни.
Электронная презентация
9
Земля и её геологическое время
Урок изучения нового материала
Пр.УУД: дать определение понятию геологическое время, называть основные геологические эры, уметь их различать.
ЛУУД: умение работать с различными источниками информации.
Метапредметные. ПУУД: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: убедиться в доказательстве событий в истории Земли при определении геологических эр.
КУУД: Применять изображения Земли на геологических картах и таблицах для определения геологического времени.
Пр.УУД: формулировать выводы о значении геологического времени в изучении географии.
ЛУУД: осознать ценности геологических знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений.
РУУД: понимание значимости суши и места на Земле
КУУД: умению четко формулировать цели деятельности. использовать текстовую и иллюстрированную информацию.
10
Горы: Байкальской, Каледонской, Герцинской складчатости. Комбинированный урок
Решение тестовых задач. Самоконтроль
Пр.УУД: выявлять причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа. ЛУУД: делать предположение, оценивать свои знания.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений.
РУУД: понимание значимости суши и места на Земле.
КУУД: формулировать собственное мнение и позицию.
Пр.УУД: описывать географические явления и процессы в литосфере.
ЛУУД: умение работать с текстом учебника, выделять в нем главное.
Метапредметные. ПУУД: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию. РУУД: самостоятельно ставить новые учебные цели.
КУУД: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.
Электронная презентация
11
Входной мониторинг
Урок обобщение знаний за курс 6 класса
Решение тестовых задач.
№
Название изучаемой темы
Контроль
Характеристика основных видов деятельности
Тема 2: Атмосфера и климаты Земли (4 часа)
тема урока, тип урока
Формы контроля
требования к результатам
Информационное сопровождение,
цифровые электронные образовательные ресурсы
учащийся научится
по УУД
учащийся сможет научиться
по УУД
12
Пояса планеты. Урок изучения нового материала.
Изучение нового материала.
ПрУУД: узнать, какие пояса есть на планете и как расположены
ЛУУД: Научиться определять все пояса
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
РУУД: показывать на карте климатические пояса.
КУУД: проявлять энергию для достижения цели
ПрУУД: сформировать представление о разнообразных поясах на планете
ЛУУД: самостоятельно работать по картам
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: составлять описание климатических поясов.
КУУД: умение работать в сотрудничестве.
Электронная презентация
13
Воздушные массы и климатические пояса. Урок актуализации знаний и умений
ПрУУД: узнать, какие воздушные массы и климатические пояса есть на Земле
ЛУУД: слуховое и визуальное восприятие информации.
Метапредметные. ПУУД: приводить примеры климатических поясов и воздушных масс, явлений, связанных с ними.
РУУД: находить закономерности протекания явлений и событий.
КУУД: проявлять энергию для достижения цели
ПрУУД: определять воздушные массы и климатические пояса
ЛУУД: понимание влияния движений воздушных масс Земли на протекание природных явлений.
Метапредметные. ПУУД: Как климатические пояса влияют на воздушные массы.
РУУД: различать и сравнивать объекты, явления и процессы.
КУУД: умение работать в сотрудничестве.
CD – «Земля- Воздушные массы и климатические пояса»
14
Климатообразующие факторы. Комбинированный урок
Пр. Р. №3 Определение показателей климата разных регионов планеты
ПУУД: использовать знания о климатообразующих факторах в деятельности человека
ЛУУД: умение читать изображения земной поверхности, находить сходство и различия.
Метапредметные. ПУУД: уметь анализировать и воспринимать нужную информацию.
РУУД: Выяснить, что известно по теме и что еще нужно узнать.
КУУД: формулировать и делать выводы.
ПрУУД: иметь представление о климатообразующих факторах
ЛУУД: Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
Метапредметные. ПУУД: формирование представлений об климатообразующих факторах.
РУУД: различать и сравнивать приводить примеры и описывать типы климатов.
КУУД: учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Электронная презентация
15
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела
Решение тестовых заданий. Самоконтроль.
ПрУУД: выделять признаки климатических поясов планеты, объяснять различия и сходства, знать какие воздушные массы и климатические пояса есть на Земле.
ЛУУД: работа с климатограммами.
Метапредметные. ПУУД: анализировать и обобщать информацию.
РУУД: находить закономерности протекания явлений и событий.
КУУД: формулировать и делать выводы, применять полученную информацию.
ПрУУД: умение работать с различными источниками информации.
ЛУУД: понимание роли и значения географических знаний.
Познавательные УУД: свойства географической карты и плана на местности.
Метапредметные. ПУУД: формулировать закономерности протекания процессов.
РУУД: различать и сравнивать объекты, явления и процессы.
КУУД: умению четко формулировать цели деятельности.
№
Название изучаемой темы
Контроль
Характеристика основных видов деятельности
Тема 3: Гидросфера. Мировой океан — синяя бездна (4 часа)
тема урока, тип урока
Формы контроля
требования к результатам
Информационное сопровождение,
цифровые электронные образовательные ресурсы
учащийся научится
по УУД
учащийся сможет научиться
по УУД
16
Мировой океан и его части. Урок изучения нового материала.
Обозначение на контурной карте географических объектов из текста параграфа.
Самоконтроль.
ПрУУД: объяснять влияние Мирового океана на природу Земли, геогр. знания. Показывать на карте моря, океаны.
ЛУУД: умение работать с учебником, готовить сообщения и презентации. Метапредметные. ПУУД: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
РУУД: Выяснить, что известно по теме и что ещё нужно узнать.
КУУД: формулировать выводы о значении Мирового океана.
ПрУУД: объяснять результаты и значения научных экспедиций
ЛУУД: определять причины и следствия географических путешествий и открытий.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию
РУУД: Иметь представление о Мировом океане и его частях
КУУД: умение работать в группах.
17
Движение вод Мирового океана. Изучение нового материала.
Работа с текстом.
ПрУУД: описывать географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений
ЛУУД: умение работать с учебником, готовить сообщения и презентации.
Метапредмеиные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами.
РУУД: Выяснить, что известно по теме и что еще нужно узнать.
КУУД: формулировать выводы о значении движения вод Мирового
океана.
ПрУУД: объяснять результаты изучения движения вод Мирового океана.
ЛУУД: мировой океан, морское течение; местоположение крупнейших морских течений выявлять причины и следствия, работать с картографическими источниками.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: различать и сравнивать географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение.КУУД: умение работать в группах.
18
Органический мир океана. Комбинированный урок
Работа с текстом.
ПрУУД: составлять описание жизни органического мира морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов.
ЛУУД: ставить учебную задачу. Уметь вести диалог.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: анализировать и обобщать информацию,
приводить примеры особенности природы отдельных океанов Земли.
КУУД: формулировать причинно-следственные связи.
ПрУУД: объяснять результаты влияния Мирового океана на природу планеты.
ЛУУД: планировать свою деятельность, выявлять причинно-следственные связи.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации.
РУУД: различать и сравнивать особенности природы отдельных океанов Земли.КУУД: умению четко формулировать цели деятельности.
Электронная презентация
19
Особенности отдельных океанов
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме
Пр. р. №4 Построение профиля дна океана по одной из параллелей Решение тестовых заданий. Самоконтроль.
ПрУУД: выявлять особенности природы отдельных океанов Земли. определять и показывать на карте океаны. Составлять описание по теме урока.
ЛУУД: ставить учебную задачу, выслушивать и оценивать другого. Уметь вести диалог.
Метапредметные: ПУУД: углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: анализировать и обобщать информацию.
КУУД: формулировать причинно-следственные связи.
ПрУУД: объяснить особенности Мирового океана как один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
ЛУУД: планировать свою деятельность, выявлять причинно-следственные связи
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации.
РУУД: составлять описания с использованием различных источников информации.
КУУД: анализировать и воспринимать геогр. информацию.
Электронная презентация.
Тема 4: Геосфера. Географическая оболочка-живой механизм (2 часа)
тема урока, тип урока
Формы контроля
требования к результатам
Информационное сопровождение,
цифровые электронные образовательные ресурсы
учащийся научится
по УУД
учащийся сможет научиться
по УУД
20
Географическая оболочка
Урок изучения нового материала
Пр.р. №5 составление схемы классификаций природных ресурсов.
ПрУУД: составлять описание природных комплексов (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность.
ЛУУД: умение работать с учебником, готовить сообщения и презентации.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, организовывать информацию.
РУУД: использовать текстовый источник информации для анализа тематического содержания.
КУУД: формулировать причинно-следственные связи.
ПрУУД: различать и сравнивать понятие о географической оболочке.
ЛУУД: определять причины и следствия закона географической зональности. Природные комплексы разных порядков.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: составлять описания с использованием различных источников информации.
КУУД: умению четко формулировать цели деятельности.
Электронная презентация
21
Зональность географической оболочки
Урок актуализации знаний и умений
Решение тестовых задач. Самоконтроль.
ПрУУД: знать закон географической зональности. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня.
ЛУУД: умение работать с учебником и другими источниками, выделять главное в тексте.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами.
РУУД: приводить примеры геогр. объектов и показывать их на карте.
КУУД: формулировать причинно-следственные связи.
ПрУУД: различать и сравнивать понятие о высотной поясности. Природные комплексы разных порядков.
ЛУУД: определять причины зональности географической оболочки
Метапредметные. ПУУД: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: составлять описания с использованием различных источников информации.
КУУД: умение работать в группах.
Электронная презентация
Тема 5: Человек – хозяин природы (5 часов)
тема урока, тип урока
Формы контроля
требования к результатам
Информационное сопровождение,
цифровые электронные образовательные ресурсы
учащийся научится
по УУД
учащийся сможет научиться
по УУД
22
Освоение Земли человеком. Урок изучения нового материала
Работа с текстом.
ПрУУД: формировать знания о возникновении человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества.
ЛУУД: умение работать с картами, учебником и другими источниками, выделять главное в тексте.
Метапредметные. ПУУД: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами.
РУУД: приводить примеры геогр. объектов и показывать их на карте.
КУУД: формулировать причинно-следственные связи между событиями.
ПрУУД: различать и сравнивать Присваивающее и производящее хозяйство.
ЛУУД: умение работать с различными источниками информации. Структурировать материал, готовить сообщения и презентации.
Метапредметные.ПУУД: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
РУУД: составлять описания с использованием различных источников информации.КУУД: умение четко формулировать цели деятельности.
23
Охрана природы Комбинированный урок
Пр.р.№ 6 Нанесение на контурную карту мира объекты Всемирного наследия, помянутые в параграфе.
ПрУУД: выяснить причины охраны природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие.
ЛУУД: умение работать с картами, учебником и другими источниками, выделять главное в тексте.
Метапредметные. ПУУД: показывать и описывать по картам особо охраняемые территории.
РУУД: приводить примеры геогр. объектов, показывать и обозначать их на карте.
КУУД: формулировать выводы о значении охраны природы.
ПрУУД: понимать и объяснить особенности охраны объектов Всемирного наследия.
ЛУУД: умение работать с различными источниками информации. Структурировать материал, готовить сообщения и презентации.
Метапредметные. ПУУД: понимать роль Всемирного природного и культурного наследия.
РУУД: составлять описания с использованием различных источников информации.
КУУД: анализировать и синтезировать полученные знания.
Электронная презентация.
24
Население Земли Комбинированный урок
Изучение нового материала.
ПрУУД: объяснять особенности численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы.
ЛУУД: ставить учебную задачу, выслушивать и оценивать другого. Уметь вести диалог.
Метапредметные. ПУУД: описывать по картам население Земли и его размещение.
РУУД: показывать и обозначать народы и их территории на карте.
КУУД: формулировать причинно-следственные связи между событиями.
ПрУУД: умение строить графический конспект.
ЛУУД: умение работать с различными источниками информации. Структурировать материал, готовить сообщения и презентации.
Метапредметные. ПУУД: формировать представления об человеческих расах и народах мира.
РУУД: составлять описания с использованием различных источников информации.
КУУД: умение четко формулировать цели деятельности.
Электронная презентация.
25
Страны мира
Урок формирования умений и навыков
Пр. р. № 7 Обозначить на контурной карте три крупнейшие по площади стран мира, три крупнейшие по численности населения.
Работа с текстом и картой.
ПрУУД: составлять описание жизни и деятельности народов стран мира, География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
ЛУУД: умение работать с картами, учебником и другими источниками, выделять главное в тексте.
Метапредметные. ПУУД: описывать по картам территории, заселенные разными народами.
РУУД: приводить примеры территорий и геогр. объектов, показывать и обозначать их на карте.
КУУД: формулировать причинно-следственные связи .
ПрУУД: формирование представлений о разнообразии религий народов мира, по политической карте мира.
ЛУУД: умение работать с различными источниками информации. Структурировать материал, готовить сообщения и презентации.
Метапредметные. ПУУД: формировать представления об освоении и изучении Земли.
РУУД: составлять описания территорий с использованием различных источников информации.
КУУД: умение работать в группах.
26
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме: Человек – хозяин природы
Решение тестовых задач. Самоконтроль.
ПрУУД: составлять описание территорий, составлять описание жизни и деятельности, разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
ЛУУД: умение работать с картами, учебником.
Метапредметные. ПУУД: описывать по картам освоение Земли человеком, на каких территориях проживают народы.
РУУД: проводить классификацию географических объектов.
КУУД: умение совместно представлять информацию в графической форме.
ПрУУД: использовать текстовый и картографический источники информации для анализа тематического содержания.
ЛУУД: преобразовывать текстовую информацию.
Метапредметные. ПУУД: формировать представления о освоении и изучении Земли человеком.
РУУД: различать и сравнивать изученные материалы и их следствия.КУУД: умению четко формулировать цели деятельности.
Раздел 2. Материки планеты Земля.
Тема 1.Африка (9 часов)
тема урока, тип урока
Формы контроля
требования к результатам
Информационное сопровождение,
цифровые электронные образовательные ресурсы
учащийся научится
по УУД
учащийся сможет научиться
по УУД
27
Географическое положение и история исследования Африки.
Урок изучения нового материала
Работа с текстом.
Пр.р № 8 Определение координат крайних точек материка, его протяжённости.
ПрУУД: описывать история открытия, изучения и освоения Африки. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк.
ЛУУД: умение работать с картами, учебником и другими источниками, выделять главное в тексте.
Метапредметные. ПУУД: описывать по картам крайние точки материка и его протяжеость.
РУУД: анализировать и обобщать информацию.
КУУД: умение совместно представлять информацию в графической форме.
ПрУУД: использовать текстовый и картографический источники информации для анализа тематического содержания.
infourok.ru
Методическая разработка по географии (7 класс) по теме: Климатические пояса Земли 7 класс
Урок « Климатические пояса Земли»
Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.
Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.
Задачи урока:
Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.
Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.
Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.
Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.
Необходимое оборудование и материалы: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить:
Опыт показывает, что учащиеся испытывают трудности в усвоении закономерностей размещения климатических поясов на Земле и, особенно, механизм формирования переходных климатических поясов, действие климатообразующих факторов. Мультимедийный урок позволяет визуализировать процесс повторения, изучения и закрепления нового материала, использовать эффекты анимации, активизировать познавательную деятельность учащихся, проверить результаты деятельности учащихся, реализовать личностно-ориентированный принцип, осуществить дифференцированный подход при проверке усвоения материала. Функции медиа-, мультимедиа на данном уроке: информационная, демонстрационная, мотивирующая, тренировочная, развивающая, контролирующая.
Ход урока.
Учитель:
— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (ответ учеников)
— Сегодня мы продолжим изучение климатических особенностей нашей планеты.
Слайд 1 – название темы урока «Климатические пояса. Климатообразующие факторы» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
Учитель:
— Что мы сегодня вспомним, узнаем, чему научимся на уроке?
Слайд 2 — формулирование цели и задач урока.
Описывать климатические пояса. Выявлять факторы формирования климата.
Как и почему на Земле формируются климатические пояса. Какие факторы
влияют на климат.
Проверка домашнего задания.
Задания на доске
На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, подписать области атмосферного давления
На схеме обозначить районы формирования воздушных масс, поясов атмосферного давления. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс.
Работа с остальными ребятами класса.
Слайд 3.
Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой « Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.
Кто рассуждал правильно. Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ.
( каждой группе дается по 1 вопросу)
Слайд 4. ( открыть когда отвечают группы)
1 группа. Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался ( на него Винни Пух упал). ( не прав, в в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое)
Слайд 5.
2 группа. Кролик рассуждал практически.» я известный овощевод,, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот , что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух» ( кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки)
Слайд6.
3 группа. « А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» — заявила Сова. ( сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много)
Слайд 7.
4 группа. « А я бы отправился на Северный пояс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» — задумчиво размышлял ослик Иа. ( не прав, на северном поясе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало)
Молодцы, а теперь проверим задание на доске.
Плюс задание слайд 1 интерактива.
Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли». Слайд 9
Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов.
Слайд10.
Термин климатический пояс « Климатические пояса – это обширные, достаточно однородные по климату области Земли.
Климатические пояса формируются под действием определенных ВМ.
Используя карту атласа « климатические пояса земли» перечислите климатические пояса земли.
Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13)
Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора)
Слайд11.
Существуют два вида климатических поясов:
Климатические пояса
основные переходные
( в течении года господствует одна ВМ) ( происходит смена ВМ посезонам)
Слайд10 ( каждый элемент получается по щелчку, использовать вместе с гиперссылками)
рассмотрим особенности основных климатических поясов.
какие ВМ формируются в районе экватора ( экв)
каковы там погодные условия в течении года
какие ВМ формируются в районе тропиков?
какими свойствами обладают ТВМ? ( жаркие и сухие)
какие ВМ господствуют в умеренных широтах?
Какими свойствами обладают УВМ? ( свойства изменяются в течении года)
какие ВМ господствуют в районе полюсов?
какими свойствами обладают АВМ? ( холодные и сухие)
В районе формирования ЭВМ выделяют экваториальный климатический пояс ( щелчок на поясе картинки, обратно – стрелка)
В районе формирования ТВМ – выделяют Тропический климатический пояс
В районе формирования УВМ — выделяют умеренный климатический пояс
В районе господства АрВМ и АнВМ — арктический и антарктический климатические пояса.
Выпишите в тетрадь основные климатические пояса, используя карту климатические пояса и области мира.
Слайд11. Проверка основных климатических поясов
Климатические пояса
основные переходные
Экваториальный
Тропический
Умеренный
Арктический
Антарктический
Задание группам: дайте характеристику климатических поясов и оцените климат с позиции влияния на жизнь и деятельность населения, используя карту климатические пояса и области мира и дополнительный материал:
Слайд 12 ( появляется таблица, группы дают характеристику одного климатического пояса)
Климатический пояс | ВМ | Особенности климата | тем | Осадки. | Примеры адаптации человека | Приспособленность к особенностям климата | |
ян | ию | ||||||
экваториальный | ЭВМ | Жарко и влажно в течении года | +24° | +24° | 2000мм | Хижины из ветвей и листьев деревьев | Защищают от палящих лучей Солнца |
тропический | ТВМ | Жарко и сухо | +10° — +15° | +32° | 100мм | Жилища кочевников из козьих шкур в форме шатра Длинные легкие накидки | Защита от сухого тропического воздуха Защищает от песчаных бурь |
умеренный | УВМ | Четкая выраженность смены времен года | 0° — -32° | +16° | 300 – 600мм | Жилища деревянные, | Защищают зимой от холода, летом сохраняют прохладу |
Арктический антарктический | АВМ | Холодно в течении года | -32° | Ниже 0° | Менее 100мм | Меховые комбинезоны | Оберегают от холода |
Проверка таблицы ( слайд14)
Трудно себе представить, чтобы очень влажная и жаркая, покрытая лесами территория около экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому, вполне естественно, что между основными климатическими поясами существуют переходные климатические пояса.
— перечислите названия климатических поясов, которые у нас остались не названными
— что общего в их написании ( приставка суб)
— почему их называют переходными ( их формируют две воздушные массы)
Слайд 12. ( по щелчку смена картинки)
Летом в каждом переходном поясе господствуют ВМ того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее
Летом в результате наклона земной оси солнце оказывается в зените над северным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к северу Земли. ( щелчек и движение солнышка)
Зимой солнце оказывается в зените над южным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к югу Земли. ( щелчок и солнышко смещается)
Таким образом, в районе между экватором и тропиком происходит перемещение (смена) воздушных масс и областей разного атмосферного давления. (эффект анимации на слайде) Поэтому этот район Земли получил название переходного субэкваториального пояса. Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный.
Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами (эффект анимации на слайде).
— какие ВМ формируют субэкваториальный клим.пояс
— какие ВМ формируют субтропический климатический пояс
— Какие ВМ формируют субарктический (субантарктический) пояс
Выпишите в тетрадь переходные пояса:
Слайд 13. ( проверка схемы)
Климатические пояса
Постоянные переходные
Экваториальный субэкваториальный
Тропический субтропический ( 2)
Умеренный субарктический
Арктический субантарктический
Антарктический
Слайд 15.
Если посмотреть на карту, то мы увидим, что границы климатических поясов не проходят строго по параллелям и местами отклоняются то к северу, то к югу.
Слайд 16 ( климатообразующие факторы)
Это объясняется тем, что на климат оказывает влияние рельеф, океаны, течения, суша, т.е. КОФ ( Слайд)
Закрепление.
Интерактивное задание на доске ( слайды 2,3,4)
( Распределить климатические пояса по группам)
Географический диктант
в каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков
длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом умеренных воздушных масс
круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса
Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт
Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.
В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.
Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.
Домашнее задание.
Параграф 8,повторить п.6,7. на конт.карте климатические пояса, доделать таблицу для переходных поясов, Вам предлагается несколько ситуаций. По одной из них напишите рассказ (желательно с иллюстрацией).
1.Вы отправляетесь в путешествие на Антарктический полуостров летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
2.Вы отправляетесь в путешествие на остров Врангеля летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
3.Вы отправляетесь в путешествие на Гавайские острова зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
4.Вы отправляетесь в путешествие на озеро Байкал зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
nsportal.ru
Урок географии по теме «Климатические пояса Земли». 7-й класс
Разделы: География
Класс: 7
Класс: 7.
Методическая информация
Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый урок.
Цель урока: сформировать представление о климатических поясах Земли и факторах их образования.
Задачи урока:
– Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
– Познакомить учащихся с понятием “климатический пояс” и картой климатических
поясов мира.
– Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их
формирования.
– Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
– Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических
поясов, систематизирующей таблицей.
– Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.
Оборудование: Ноутбук с проектором; презентация, выполненная учителем к уроку; атласы и учебники 7 класс.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят ученики в ходе урока:
Актуализируют:
Знания:
– о распределении на Земле температуры, атмосферного давления, осадков;
– о причинах образования системы постоянных ветров на Земле;
– о воздушных массах.
Умение:
– сравнивать свойства воздушных масс Земли.
Навыки:
– работы с тематической картой;
– работы с систематизирующей таблицей.
Приобретут:
Знания:
– о климатических поясах и особенностях их географии;
– о климатообразующих факторах и механизме их действия.
Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– объяснять причины формирования климата посредством нахождения
климатообразующих факторов.
– определять климатический пояс по климатограмме.
Закрепят:
Знания:
– о климатических поясах и их особенностях;
– о влиянии климатообразующих факторов на климат на примере юга Африки.
Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– описывать климат по климатической карте;
– объяснять причины формирования климата в данном месте Земли.
Навыки:
– работы с климатической картой, картой климатических поясов;
– поисковой деятельности.
Ход и содержание урока
1. Организационный этап урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Ответ учеников.)
– Сегодня мы продолжим изучение особенностей климата на Земле.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Слайд 1 – название темы урока “Климатические пояса Земли” (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Целеполагание.
Учитель:
– Что мы сегодня вспомним, узнаем, чему научимся на уроке?
Слайд 2 – формулирование цели и задач урока.
3. Проверка домашнего задания.
3.1 Ребята! Давайте вспомним пройденный материал на прошлом уроке. Изобразите схему распределения температуры, осадков и давления на Земле. (Работа в парах) Слайд 3.
Самопроверка и выставление оценок. Слайд 4.
3.2 Самостоятельная работа.
На климатической карте мира в атласе найдите районы с самым большим количеством осадков.
Выделите районы мира с самым малым количеством осадков.
Почему осадки на Земле распределяются неравномерно? Слайд 5.
Самопроверка. Слайд 6.
4. Изучение нового материала.
Учитель (мотивация учащихся на изучение новой темы):
– Везде ли на Земле элементы климата существенно отличаются?
– На Земле выделяются районы с примерно одинаковым климатом. Они получили
название “климатические пояса”. Сегодня мы познакомимся с климатическими поясами
Земли. Слайд 7.
Слайд 8 – “Понятие “климатический пояс” и области мира.
Учитель (фронтальная беседа по изображению слайда):
– Мы знаем, что в атмосфере формируются разные по свойствам воздушные массы.
Назовите их.
– Какой климат определяет экваториальный воздух?
– Какой климат формируется под действием тропического воздуха?
– Каковы особенности климата в умеренных широтах?
– Как влияют на климат арктические воздушные массы?
– Таким образом, на Земле под действием воздушных масс формируются обширные
районы с однородным климатом, так называемые климатические пояса (вывести на
слайд определение понятия “климатические пояса”). Климатические пояса мира
выделены на специальной тематической карте климатических поясов (демонстрирует
настенную карту). Назовите климатические пояса мира по карте атласа (учащиеся по
карте климатических поясов мира в атласе перечисляют их названия). Сколько
климатических поясов выделяют на Земле? (13) Почему количество названий поясов
не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды
относительно экватора.)
Учитель:
– Как можно разделить климатические пояса на две группы?
– Выделяют основные и переходные климатические пояса. Название основного пояса
соответствует широте формирования. У переходных поясов в названии присутствует
приставка “суб”. Чем они отличаются?
На формирование климата любой территории Земли выделяют причины, называемые климатообразующими факторами. Слайд 9.
– Сравните количество осадков на западе и в центре Евразии?
– Почему на западе Евразии больше осадков, чем в центре материка? (На западе
Евразии постоянно дуют ветры с океана, центр Евразии удален от океана.)
– Почему сухо на Аравийском полуострове? (Ветры дуют из центра материка.)
– Что мешает проникновению осадков в центр Евразии на юге материка? (Горы
Гималаи.)
Слайд 10 – “Таблица “Климатические пояса”” (раздаточный материал).
Учитель:
– В данной таблице мы опишем на уроке особенности тропического и субтропического климатических пояса и найдем их разницу.
По карте учебника на с.35 определите среднюю годовую температуру пояса.
– По климатической карте мира в атласе определите количество осадков.
– Каковы воздушные массы, атмосферное давление на тропике? (Поисковая работа по
группам.)
Учитель:
– Каковы воздушные массы, температура воздуха, количество осадков в тропическом и субтропическом климатических поясах?
Слайд 11.
Слайд 12 – “Как работать с климатограммой?”.
Слайд 13, 14 – “Какому климатическому поясу относятся климатограммы?” (поисковая работа по группам).
5. Закрепление изученного материала.
Слайд 15,16 (Создание проблемной ситуации.)
““Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Лондоне. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Латинской Америки с целью изучения культуры народов. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на данной территории вы не сможете, так как ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома”. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: “Какие вещи взять с собой”? Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: – определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город; – найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится город, изучить погодные условия 4 –х времен года города; – из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям города и сложить в “чемоданчик”.
6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).
Слайд 17.
7. Домашнее задание.
Задание на выбор
- Нанести на контурную карту климатические пояса Земли.
- Охарактеризовать климатический поя, в котором вы живете.
Творческое задание.
Составить кроссворд по теме “Климаты Земли”.
3.02.2013
urok.1sept.ru
«Пояса планеты» — география 7 класс
Просмотр содержимого документа
«»Пояса планеты» — география 7 класс»
Пояса планеты
Климатические пояса — это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной смены воздушных масс.
Пояса освещенности.
Тропический пояс освещенности – расположен между Северным и Южным тропиками (поверхность Земли получает максимальное количество солнечной энергии)
Умеренный пояс освещенности – средняя освещенность, которая меняется в зависимости от времени года.
Полярные пояса освещенности (северный и южный) – лежат за полярными кругами в Северном и Южном полушариях (поверхность Земли получает минимальное количество солнечной энергии)
Пояса увлажнения.
Крупнейшие пустыни мира.
Три пояса увлажнения:
Экваториальный (влажный)
Тропический (сухой)
Полярный (сухой)
Умеренный (между тропическим и полярным поясом) – влажный.
Атмосферное давление – это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади земной поверхности.
Воздух
Холодный Теплый
(полярные районы) (экватор)
плотный и тяжелый легкий
Давление высокое давление низкое
Два пояса давления : экваториальны й (пояс низкого давления) и полярные пояса (высокого давления).
Климатические пояса мира
Домашнее задание
§ 7 и вопросы
на странице 57.
multiurok.ru