Свойства и особенности строения географической оболочки 7 класс презентация – Презентация по теме: «Географическая оболочка» 7 класс
Конспект урока по географии 7 класс на тему «Строение и свойства географической оболочки»
Урок №___
Тема: Строение и свойства географической оболочки
Цели: -ввести понятие географическая оболочка,
—называть и раскрыть основные свойства географической оболочки;
—показать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов природы на примере географической оболочки;
—описывать по схемам круговороты (воды, биологический, воздуха), существенные признаки географической оболочки.
Оборудование: схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Рассказать о условиях жизни в океане.
2) Какие слои организмов в Мировом океане можно увидеть?
3) Объясните основные факторы распределения жизни в Мировом океане.
4)Взаимодействие Мирового океана с Атмосферой и сушей.
III. Изучение нового материала.
1.Земля, воздух и вода — то, что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд кажется вечным и неизменным, — все это лишь звено в длинной цепи коренных преобразований. Литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера образуют единый организм, развиваются и меняются не в меньшей степени, чем живые существа, населяющие Землю.
2. Работа с рисунком 30, с. 60 учебника.
Задание. Используя рисунок, попробуйте дать определение географической оболочки.
3.Беседа по вопросам:
1) Резких границ географическая оболочка не имеет, ученые считают — ее мощность в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли — это тонкая пленка.
Задание. Докажите высказывание:
«Все компоненты географической оболочки существуют не изолированно. Они взаимодействуют друг с другом».
2) Свойства географической оболочки:
вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;
появление жизни —> человека —> человеческого общества;
имеются все условия для жизни живых организмов;
• Роль биосферы в преобразовании оболочек Земли.
В слое самого тесного контакта внешних оболочек Земли возникла комплексная единая географическая оболочка.
• Строение географической оболочки.
Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой. Границы географической оболочки. Ее мощность 55 км.
• Свойства географической оболочки:
образование органических веществ из неорганических
живыми организмами и растениями;
вещества, находящиеся во всех 3-х агрегатных состояниях:
жидком, твердом, газообразном;
все процессы в ней происходят под действием солнечной
энергии.
Все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии. Например, круговорот воды, круговорот воздуха, биологический и др.
Ведущая роль принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. Биологический круговорот.
Взаимосвязь круговоротов и образование общего глобального круговорота веществ и энергии, который формирует географическую оболочку, обеспечивая ее существование и развитие.
Этапы развития географической оболочки:
1 этап добиогенный (3 млрд лет) в атмосфере мало кислорода и много углекислого газа.
2 этап –около 570 млн. лет, ведущая роль живых организмов, появление человека.
3 этап— современный (начался около 40 тыс.лет назад) большое антропогенное влияние на все земные оболочки, их изменение.
4. Работа с учебником.
Круговороты в географической оболочке.
Круговороты лучше зарисовать на доске.
Круговорот воды (по схеме).
Биологический круговорот.
Зеленые растения —> органические вещества —>разлагаются бактериями и грибами —> минеральные вещества —> поглощение зелеными растениями.
3) Круговорот воздуха в тропосфере (активно в экваториальной и субэкваториальной, слабее в полярных областях).
Океана
Круговорот веществ в земной коре (рисунок 31, с. 62 учебника).
Природный комплекс – участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии
IV Закрепление урока.
Вывод Благодаря круговоротам происходит развитие всех компонентов природы и географической оболочки в целом.
V Домашнее задание: § 13. Заполнить таблицу:
- Строение географической оболочки
Свойства географической оболочки
Источники энергииГраницы
Состав ГО
Связи между компонентами
infourok.ru
Урок географии в 7 классе «Географическая оболочка» (ФГОС ООО)
Данный урок разаработан на основе учебника по географии авторов В.А. Коринской, И.В. Душиной,В.А. Щенева «География маериков и океанов»- М.,»Дрофа, 2016 год. В начале урока вспоминаем об основных оболочках Земли (Какие оболочки Земли Вы знаете и их определения). Затем предлагается поработать с иллюстрацией, какие оболочки здесь присутствуют и учитель помогает сформулировать тему урока «Географичесская оболочка», а также сформулировать цели и задачи с помощью вспомогательных слов. С помощью схемы, ребята формулируют, что такое географическая оболочка (работа со схемой в учебнике, объяснение ее), затем идет закрепление материала с помощью вопроса с вариантами ответов. Затем знакомимся с основоположниками изучения географической оболочки. Далее с помощью вопросов определяем границы географической оболочки, узнаем этапы формирования и свойства . Ребята затем знакомятся с широтной и высотной зональностью и решают задание по высотной поясности. В конце урока идет оценивание материала, как они усвоили основные термины
Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе «Географическая оболочка» (ФГОС ООО)»
География,
7 класс
Тема «Строение и свойства географической оболочки»
- Цели и задачи:
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ …………….
- РАЗЛИЧАТЬ……….
Что такое ГО? Строение ГО? (исследование по рис.30 стр.60 или по рис.35 стр.57)
- 1) Какое из утверждений не относится к понятию «географической оболочки»?
- А) Состоит из жидких веществ гидросферы, газов атмосферы, твердых веществ литосферы
- Б) Охватывает всю земную поверхность
- В) Включает в себя все оболочки Земли целиком
- Г) Является результатом взаимодействия геосфер Земли
Установите соответствие
Оболочка Земли
Компоненты природы
1.Литосфера
А. Климат
2. Гидросфера
Б. Речная сеть
3. Атмосфера
В. Рельеф
4.Биосфера
Г. Растительность
- 3)Верхней границей географической оболочки служит:
- А) Озоновый экран
- Б) Верхняя граница литосферы
- В) Океаническое дно
- Г) Почва
- 4)Общая мощность географической оболочки составляет:
- А) 40-60 км
- Б) 30-40 км
- В) 10-30 км
- Г) 30-50 км
- 4)Общая мощность географической оболочки составляет:
- А) 40-60 км
- Б) 30-40 км
- В) 10-30 км
- Г) 30-50 км
Этапы развития ГО
- Расставьте этапы развития географической оболочки в правильной последовательности
- А) Биогенный Б) Антропогенный В) Добиогенный
Свойства ГО? Найдите соответствие
1.Целостность
А. Связано с периодической повторяемостью природных процессов
2.Зональность
Б. Обусловлено неодинаковым количеством тепла
3.Ритмичность
В. Определяется единством всех составляющих географической оболочки
Основные свойства ГО:
- Ритмичность природных явлений
- Круговорот веществ и энергии
- Целостность и единство
- Саморегулирование
- Зональность
- Все процессы протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли
А.Л. Чижевский?
- Вклад в изучении ГО?
- Какого свойства может лишиться географическая оболочка в результате сведения лесов?
- А)Ритмичность
- Б) Целостность
- В) Зональность
- Проявление, какого свойства географической оболочки является смена сезонов года?
- А)Ритмичность Б) Целостность
- В) Зональность
(суточные,
годовые,
вековые)
- Причиной какого свойства географической оболочки является неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли?
- А)Ритмичность Б) Целостность
- В) Зональность
Круговорот веществ и энергии
Роль живых организмов в формировании природы?
- Главная роль живых организмов?
- В.И. Вернадский считал?
Зональность
1.Широтная зональность
А. Смена всех природных компонентов происходит по мере уменьшения угла падения солнечных лучей от экватора к полюсам
2.Высотная поясность
Б. смена природных компонентов происходит в связи с увеличением абсолютной высоты
Высотная поясность
Высотная поясность
Дополните предложения:
Домашнее задание
- П.9, знать строение и свойства ГО
ОЦЕНИ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК
1)УРОК ПОЛЕЗЕН, ВСЁ ПОНЯТНО
2) ЛИШЬ КОЕ-ЧТО ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕ ЯСНО
3)ЕЩЕ ПРИДЁТСЯ ПОТРУДИТЬСЯ
4)ДА, ТРУДНО ВСЁ-ТАКИ УЧИТЬСЯ
multiurok.ru
Географическая оболочка 7 класс — презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Презентация по географии на тему Строение и свойства географической оболочки(7 класс)
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ Подготовила учитель географии МОУ СШ №23 Морсина Лариса Ивановна План урока: 1)Строение географической оболочки.2)Свойства географической оболочки.3)Круговорот веществ и энергии.4)Роль живых организмов в формировании географической оболочки. Чему сегодня я могу научиться на уроке Чему сегодня я могу научиться на уроке? Блуждающие стихи Все на Земле движется: Народы, звери, птицы, Туда-сюда колышутся Различных стран границы. На лес ведут активное Пустыни наступление. Живут в морях Актинии, Бродячие растения. Вулканы извергаются, Ползут лавины с гор, И даже есть блуждающее Озеро Лобнор. Все не стоит на месте, От недр до облаков -Блуждают с нами вместе Все шесть материков. Зачем спешит в Америку Толпа безумных граждан, Когда и так с Америкой Мы встретимся однажды. Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг… И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень, Наш новый милый друг. Мы оглядели все вокруг, и вот уже пора Нам возвращаться на урок. Заждавшись нас, Совсем продрог наш парусный фрегат. Стояли вместе раньше Материки Земли, Но разошлись однажды, Как в море корабли. Земля, как мячик, катится По Солнечной системе, А Солнце по Галактике Несется с нами вместе. Когда вокруг все тащится, Летит, несется, мчится, И сидя в кресле запросто, Мы можем заблудиться. Конечно, это может быть Большое заблуждение, Но заблуждение — это же Большое наслаждение. А если б все не двигалось, А если б все стояло, И дети бы не прыгали, И ходики не тикали, И птички не чирикали, И солнце не сияло. У многих от движения Бывает раздражение, Но если вы имеете Чуть-чуть воображение, Вы крикните: «Да здравствует, Всемирное движение! Движение — Великое Природы достижение!» Анализ стихотворения Где происходят явления, описанные автором в стихотворении? – Найдите в тексте описания физических процессов, происходящих на Земле.Из каких слоев состоит наша Земля? Найдите в стихотворении описание процессов, происходящих в разных оболочках Земли. Мы это так понимаем, что все Блудово болото, с
weburok.com
Конспект и презентация урока «Географическая оболочка»
Тема « Строение и свойства географической оболочки»
Цели: ввести понятие «географическая оболочка», познакомить с ее строением и основными свойствами;
— объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств географической оболочки;
— учить учащихся анализировать, делать выводы;
— формировать познавательный интерес к географии.
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы, целей урока.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы с вами будем постигать тайны Земли и изумляться тому совершенству, имя которого географическая оболочка.
Чтобы познакомиться с ГО, ее строением, главными свойствами, объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных ее свойств, я предлагаю эти 45 минут поработать в лабораториях института «Земли» (1слайд) .
Сотрудников этого института волнует: состояние воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, почвы, которая нас кормит, судьба человека, человечества, судьба самой Земли. (2 слайд).
-Итак, представьте, что мы уже в институте. Я- ваш научный руководитель, а
вы – младшие научные сотрудники.
Тема нашей научной работы
« Строение и свойства географической оболочки».
(ученики записывают в тетрадях)
3. Изучение нового материала.
— У А. С. Пушкина есть такие строки:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов труд.
Мы в «Лаборатории открытий».
Здесь нашей задачей будет выяснить, что такое ГО и каково его строение.
( 4 слайд).
До появления жизни вешнюю оболочку Земли составляли 3 оболочки: атмосфера, литосфера, гидросфера (5 слайд).
Шло время. На нашей планете наступил период, когда на ней создались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки и образовалась новая – БИОСФЕРА (ученики записывают в тетрадях; 6 слайд)
Работа с учебником (стр. 155)
-Что же это за оболочка?
-И, прочитав последний абзац, ответьте на вопрос: Кто разработал учение о биосфере?
— Что нового возникло на Земле с появлением биосферы? (появились живые организмы, которые преобразовывали планету)
— Да, именно живые организмы являются самой могущественной силой на земной поверхности, преобразующей природу.
— А теперь давайте подумаем и ответим на вопрос: как же изменились оболочки
Земли под влиянием живых организмов с появлением биосферы:
— какие изменения произошли в атмосфере? (О2, СО2 )
— какие изменения произошли в гидросфере? ( морские организмы – осадочные породы)
— какие изменения произошли в литосфере? ( горные породы, почва)
— Итак, с появлением биосферы изменения коснулись всех оболочек Земли, а в результате взаимодействия оболочек друг с другом возникла единая оболочка,
имя которому ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ. (7 слайд)
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – это окружающая нас природа,
природная среда, в которой мы живем и все живые
организмы; это оболочка, в которой наблюдается
непрерывная связь живых организмов с «неживой» природой.
— А теперь посмотрите на этот рисунок ( 8 слайд).
Давайте попробуем определить:
— какая взаимосвязь изображена между организмами ?
— влияют ли они друг на друга?
(взаимосвязь между растениями и почвой- литосферой; между растениями и атмосферой — фотосинтез).
— Т. е. растения получают из почвы питательные вещества, а погибая, сами служат материалом для образования почвы; растения поглощают из атмосферы СО2, а выделяют О2.
— Взаимосвязь каких оболочек Земли показана на этом рисунке? ( 9 слайд): (подводный мир)
— Исходя из сказанного, давайте попробуем составить схему «Строение ГО».
( учитель у доски работает, ребята записывают в тетрадях)
Как вы считаете, из каких оболочек может состоять единая ГО?
Энергия Солнца
Тропосфера
Гидросфера Биосфера Верхняя часть
литосферы
Внутренняя энергия Земли
— И естественно, все оболочки , как мы с вами только в этом убедились, взаимосвязаны. А как это показать на схеме? (стрелками)
— Резких границ ГО не имеет, т. к. все взаимосвязано. А теперь вопрос: какое же открытие мы с вами сделали, работая в лаборатории открытий?
( выяснили, что такое ГО, из чего она состоит, что все компоненты между собой тесно взаимосвязаны).
-Так как мы с вами работали в лаборатории и выполняли научную работу, какую формулу мы выявили? (10 слайд )
ГО=Т+Л+Г+Б
— Чтобы объяснить происхождение процессов и явлений, приглашаю вас в следующую лабораторию института – «Лабораторию исследований»
(11 слайд).
— В этой лаборатории мы должны с вами: -объяснить происхождение процессов и явлений природы; -выявить главные свойства ГО.
— Посмотрите на эти рисунки (12 слайд):
— какие процессы и явления природы показаны?
(образование облаков, цветение лугов, рост и размножение животных,
вулканические извержения, гейзер).
— Почему происходят эти процессы и явления?
— Какая энергия является движущей силой?
Вот на эти вопросы мы попробуем ответить.
— Основных движущих сил две – энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. Они и являются основными двигателями всех природных процессов на Земле
( дополнение схемы на доске). А все компоненты ГО связаны в единое целое за счет круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется взаимообмен веществ между оболочками нашей планеты. И эти круговороты являются главными свойствами ГО.
— Какие круговороты веществ и энергии в природе вы знаете? (круговорот воды; 13 слайд)
— В чем суть мирового круговорота воды в природе? (непрерывное перемещение воды из океана на сушу и из суши в океан)
Круговорот воздуха в тропосфере – (14 слайд)
— Какие процессы происходят? (ветер, перераспределение тепла и влаги на поверхности).
— Все круговороты взаимосвязаны между собой и образуют на Земле общий глобальный круговорот веществ и энергии, главными движущими силами которого являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли (показ на схеме)
— Итак, какое исследование мы провели и к какому выводу пришли?
— Каковы же основные свойства ГО? (круговороты в природе: воздуха, воды, биологический круговорот).
— Ребята, оказывается в институте «Земля» есть свой музей. Сейчас мы там побываем и увидим процессы развития ГО. В развитии ГО отчетливо прослеживается 3 этапа: (15 слайд)
Добиогенный – самый длительный период, который существовал 3 млрд. лет в
архейскую и протерозойскую эры. Тогда, в бескислородной
среде, существовали самые примитивные одноклеточные
организмы, которые и положили начало развитию ГО.
Биогенный – он соответствует геологическим эрам — полезозою, мезозою и началу кайнозоя. Продолжался 570 млн. лет. Жизнь становится ведущим фактором развития ГО; развивается биосфера; в атмосфере увеличивается количество кислорода, образуется почва и осадочные породы, меняется состав и свойства вод. И в конце этапа появляется человек.
Антропогенный – он начался 40 тыс. лет назад и продолжается до сих пор. Начало этого этапа совпадает с появлением человека разумного. И человек начинает играть ведущую роль в развитии ГО, и именно от него зависит ее существование.
— Но человек разумен, и будем надеяться, что он сделает все для того, чтобы ГО осталась прекрасной: О, люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени – Земля!
Поэтому Землю нужно беречь и охранять!
— Итак, сколько всего этапов за долгое время своего существования имеет ГО?
— На каком этапе мы с вами живем?
— Ну что ж, сейчас мы попрощаемся с институтом «Земля», которая так радушно распахнул для нас свои двери и возвратимся в свой кабинет.
4. Закрепление изученного.
— У каждого из вас на партах лежат листы контроля знаний, предлагаемые в виде тестового задания. Если вы верно ответите на вопросы теста и впишите в таблицу ответы букв, и тогда вы получите ответ. (самостоятельная работа учащихся, проверка ответов; ключевое слово «БРАВО»)
1. В состав географической оболочки входят следующие оболочки Земли:
И) литосфера и гидросфера;
С) литосфера, гидросфера, тропосфера;
Б) литосфера, гидросфера, тропосфера, биосфера.
2. Главное значение круговорота воды в том, что:
Д) на Землю выпадают осадки;
Р) осуществляется влагообмен между сушей и океаном;
Е) происходит испарение воды.
3. Основными движущими силами круговорота веществ и энергии на Земле являются:
А) энергия Солнца и внутренняя энергия Земли;
К) энергия Солнца;
Н) внутренняя энергия Земли.
4. Какой из этапов развития географической оболочки самый продолжительный во времени.
В) добиогенный;
Я) биогенный;
Ж) антропогенный.
5. Главная роль современного человека по отношению к географической оболочке заключается в том, что:
П) человек не вмешивается в процессы, происходящие в географической оболочке;
О) человек взаимодействует с географической оболочкой, не принося ей вреда.
— Что для себя нового вы сегодня узнали?
— Для чего мы изучаем эту тему?
5. Домашнее задание.
Прочитать §50, ответить на вопросы на странице 155.
infourok.ru
План-конспект урока по географии (7 класс) на тему: Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение
Слайд 10
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности и их значение.
Слайд 11
рисунком 34, с. 60 Г еографическая оболочка — о болочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы , вся гидросфера и биосфера .
Слайд 12
рисунком 34, с. 60 Границ географическая оболочка не имеет , ученые считают — ее мощность в среднем 55 км. Из чего состоит географическая оболочка?
Слайд 13
АТМОСФЕРА ГИДРОСФЕРА ЛИТОСФЕРА БИОСФЕРА Географическая оболочка ГО
Слайд 14
З Ц ГШ h Географический конструктор «Закономерности ГО» ГО ПК — географическая оболочка — природный комплекс — зональность — целостность — ритмичность = — высота — географическая широта — взаимосвязь — время
Слайд 15
изменение ПК Широтная зональность З РАВНИНА (ГШ) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО
Слайд 16
Высотная поясность ( h) ГИМАЛАИ АЛЬПЫ
Слайд 17
изменение ПК Широтная зональность Высотная поясность З РАВНИНА (ГШ) изменение ПК З ГОРЫ ( h) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО
Слайд 18
Ц компонентов ПК КЛИМАТ ПОЧВА РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ } Природная зона взаимосвязь ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО ЦЕЛОСТНОСТЬ
Слайд 19
РИТМЫ Суточные Годовые Многолетние время ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО РИТМИЧНОСТЬ
Слайд 20
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) ОТВЕТ: Ритмичность (годовая) Зима Весна Лето Осень
Слайд 21
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) А Б В Ответ: зональность (АВБ) Арктическая пустыня Саванна Тайга
Слайд 22
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) Ответ: целостность Биологичексий круговорот
Слайд 24
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ прочитать параграф 10, зарисовать один круговорот в природе (кроме воды ). Дополнительно: Почему через каждые 11 лет усиливается полярное сияние, циркуляция атмосферы, активизируется деятельность болезнетворных микробов и вирусов, эпидемии холеры и чумы, набеги саранчи?
nsportal.ru
Урок географии 7 кл. «Строение и свойства географической оболочки»
Тема: Строение и свойства географической оболочки
Цель: формировать понятие географической оболочки, взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы, развивать умения и навыки обучающихся объяснять основные свойства географической оболочки, описывать по схемам круговороты воды, воздуха, биологический круговорот.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, учебник.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Обучающиеся зачитывают доклады по теме «Гидросфера»
Вопросы:
Какими основными свойствами обладают воды Мирового океана?
Что называется соленостью? Как поддерживается соленость вод?
Объясните причину того, что соленость воды в экваториальной зоне (34‰) ниже средней океанической, в тропической зоне (36‰), наоборот, выше.
Изучение нового материала
Слайд 1 – Земля, воздух и вода – то, что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд кажется вечным и неизменным. Но все это лишь звено в длинной цепи преобразований. Литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера образуют единый организм, развиваются и меняются не в меньшей степени, чем живые существа, населяющие Землю. Запишите тему нашего урока.
Слайд 2 – Географическая оболочка как целостная система формировалась и развивалась непрерывно под влиянием взаимодействия внешних и внутренних сил. В результате различные процессы, происходящие в ней, наслаиваются друг на друга и формируют сегодняшний неповторимый облик нашей планеты. Так что же такое географическая оболочка?
Слайд 3 – Запишем определение. Географической называется оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера.
Слайд 4 – Все компоненты географической оболочки взаимодействуют друг с другом. Резких границ оболочка не имеет. Мощность составляет в среднем 55 км.
Слайд 5 – Задание. Докажите высказывание примерами: «Все компоненты географической оболочки существуют не изолированно. Они взаимодействуют друг с другом».
/Ответы обучающихся/
Слайд 6 – В результате взаимодействия компонентов географическая оболочка обладает присущими только ей свойствами.
Слайд 7 – Свойства географической оболочки.
Образование органических веществ из неорганических живыми организмами;
Вещества находятся во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном;
Все процессы происходят под действием солнечной энергии;
Происходят круговороты веществ и энергии.
— Рассмотрим более подробно эти свойства.
Слайд 8 – Образование органических веществ из неорганических живыми организмами.
Вопрос: О каких природных процессах вам уже известно, где происходит преобразование веществ? /Ответы обучающихся/
Слайд 9 – Живые участники круговорота веществ в природе (схема)
Слайд 10 – Вторым свойством мы выделили нахождение веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Данное свойство имеет огромное значение для всех процессов, происходящих в географической оболочке.
Вещества, находящиеся во всех трех агрегатных состояниях (жидком, твердом и газообразном), создают условия для возникновения жизни на Земле.
Только здесь возникла сначала жизнь, а затем появились человек и человеческое общество.
Слайды 11-12 – Все процессы происходят под воздействием солнечной энергии и в меньшей степени внутренних земных источников. Изменение солнечной активности сказывается на всех процессах географической оболочки:
Магнитные бури,
Изменение роста и развития растений,
Размножения и миграции насекомых,
Ухудшение состояния здоровья пожилых людей и детей.
Слайд 13 – Связь между ритмами солнечной активности и живыми организмами показал русский биофизик Александр Леонидович Чижевский еще 20-30-х годах ХХ века.
Слайды 14-15 – Географическую оболочку иногда называют природной средой или просто природой, имея в виду главным образом природу в границах геооболочки.
Все компоненты оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии. Это важнейший механизм природных процессов.
Слайд 16 – Существуют различные круговороты, с одним из них вы уже знакомы – это круговорот воды в природе. Расскажите, как он осуществляется. /Ответы обучающихся/
Слайды 17-18 – Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту.
Составим упрощенную схему биологического круговорота.
Одни и те же элементы многократно образуют органические вещества живых организмов и многократно снова переходят в минеральное состояние.
Слайд 19 – Ведущая роль во всех круговоротах принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который включат всю систему ветров и вертикальное движение воздуха. Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. От него зависят и другие природные процессы.
Слайд 20 – Наиболее активно круговороты происходят в экваториальном и субэкваториальном поясах. В полярных областях протекают особенно медленно. Но все круговороты взаимосвязаны.
Каждый последующий круговорот отличается от предыдущих, не образуя замкнутого круга.
Слайд 21 – Рассмотрим схему круговорота веществ в земной коре. Растения, например, берут из почвы питательные вещества, а отмирая, отдают их значительно больше, так как органическая масса растений создается в основном за счет углекислого газа атмосферы, а не за счет веществ, поступающих из почвы. Благодаря круговоротам происходит развитие всех компонентов природы и географической оболочки в целом.
Слайд 22 – Трудно представить нашу планету без растений и животных. Возникновение биосферы является принципиально важным этапом развития географической оболочки и всей Земли как планеты.
Слайд 23 – Главная роль живых организмов – обеспечение развития всех жизненных процессов, в основе которых лежит солнечная энергия и биологический круговорот веществ и энергии.
Слайд 24 – Этапы жизненных процессов:
Создание в результате фотосинтеза органического вещества первичной продукции.
Превращение первичной (растительной) продукции во вторичную (животную).
Разрушение первичной и вторичной биологической продукции бактериями, грибами.
Слайд 25 – Этапы развития географической оболочки.
1 этап – добиогенный (3 млрд лет) – в атмосфере мало кислорода и много углекислого газа.
2 этап – (около 570 млн. лет) формирование и развитие живых организмов, появление человека.
3 этап – современный (начался около 40 тыс. лет назад) большое антропогенное влияние на все земные оболочки.
Слайд 26 — В.И. Вернадский считал живые организмы самой могущественной по своим конечным результатам силой на земной поверхности, преобразующей природу.
Закрепление изученного материала
Слайд 27 – Ответьте на вопросы:
Какие части оболочек Земли объединены в географическую оболочку?
Как вы понимаете, что мощность оболочки составляет 55 км?
Что понимается под непрерывностью развития географической оболочки?
Как вы понимаете целостность географической оболочки?
Задание:
Перечислите главные свойства географической оболочки?
Приведите примеры ритмичности географической оболочки.
Перечислите компоненты природы.
Составьте схему одного из природных круговоротов.
Слайд 28 — Молодцы! Вы справились с поставленными задачами!
Подведение итога урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Слайд 29 — Домашнее задание: § 13 прочитать. Составьте рассказ о роли каждого компонента в жизни природы
infourok.ru