cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Свойства и особенности строения географической оболочки 7 класс презентация – Презентация по теме: «Географическая оболочка» 7 класс

Конспект урока по географии 7 класс на тему «Строение и свойства географической оболочки»

Урок №___

Тема: Строение и свойства географической оболочки

Цели: -ввести понятие географическая оболочка,

называть и раскрыть основные свойства географической оболочки;

показать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов природы на примере географической оболочки;

описывать по схемам круговороты (воды, биологический, воздуха), существенные признаки географической оболочки.

Оборудование: схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Рассказать о условиях жизни в океане.

2) Какие слои организмов в Мировом океане можно увидеть?

3) Объясните основные факторы распределения жизни в Мировом океане.

4)Взаимодействие Мирового океана с Атмосферой и сушей.

III. Изучение нового материала.

1.Земля, воздух и вода — то, что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд кажется вечным и неизменным, — все это лишь звено в длинной цепи коренных преобразований. Литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера образуют единый организм, развиваются и меняются не в меньшей степени, чем живые существа, населяющие Землю.

2. Работа с рисунком 30, с. 60 учебника.

Задание. Используя рисунок, попробуйте дать определение географической оболочки.

3.Беседа по вопросам:

1) Резких границ географическая оболочка не имеет, ученые считают — ее мощность в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли — это тонкая пленка.

Задание. Докажите высказывание:

«Все компоненты географической оболочки существуют не изолированно. Они взаимодействуют друг с другом».

2) Свойства географической оболочки:

  • вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;

  • появление жизни —> человека —> человеческого общества;

  • имеются все условия для жизни живых организмов;

Роль биосферы в преобразовании оболочек Земли.

В слое самого тесного контакта внешних оболочек Земли возникла комплексная единая географическая оболочка.

Строение географической оболочки.

Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой. Границы географической оболочки. Ее мощность 55 км.

• Свойства географической оболочки:

образование органических веществ из неорганических

живыми организмами и растениями;

вещества, находящиеся во всех 3-х агрегатных состояниях:

жидком, твердом, газообразном;

все процессы в ней происходят под действием солнечной

энергии.

Все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии. Например, круговорот воды, круговорот воздуха, биологический и др.

Ведущая роль принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. Биологический круговорот.

  • Взаимосвязь круговоротов и образование общего глобального круговорота веществ и энергии, который формирует географическую оболочку, обеспечивая ее существование и развитие.

  • Этапы развития географической оболочки:

1 этап добиогенный (3 млрд лет) в атмосфере мало кислорода и много углекислого газа.

2 этап –около 570 млн. лет, ведущая роль живых организмов, появление человека.

3 этапсовременный (начался около 40 тыс.лет назад) большое антропогенное влияние на все земные оболочки, их изменение.

4. Работа с учебником.

Круговороты в географической оболочке.

Круговороты лучше зарисовать на доске.

  1. Круговорот воды (по схеме).

  2. Биологический круговорот.

Зеленые растения —> органические вещества —>разлагаются бактериями и грибами —> минеральные вещества —> поглощение зелеными растениями.

3) Круговорот воздуха в тропосфере (активно в экваториальной и субэкваториальной, слабее в полярных областях).

  1. Океана


    Круговорот веществ в земной коре (рисунок 31, с. 62 учебника).

Природный комплекс – участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии

IV Закрепление урока.

Вывод Благодаря круговоротам происходит развитие всех компонентов природы и географической оболочки в целом.

V Домашнее задание: § 13. Заполнить таблицу:

Строение географической оболочки

Свойства географической оболочки

Источники энергии

Границы

Состав ГО

Связи между компонентами

infourok.ru

Урок географии в 7 классе «Географическая оболочка» (ФГОС ООО)

Данный урок разаработан на основе учебника по географии авторов В.А. Коринской, И.В. Душиной,В.А. Щенева «География маериков и океанов»- М.,»Дрофа, 2016 год. В начале урока вспоминаем об основных оболочках Земли (Какие оболочки Земли Вы знаете и их определения). Затем предлагается поработать с иллюстрацией, какие оболочки здесь присутствуют и учитель помогает сформулировать тему урока «Географичесская оболочка», а также сформулировать цели и задачи с помощью вспомогательных слов. С помощью схемы, ребята формулируют, что такое географическая оболочка (работа со схемой в учебнике, объяснение ее), затем идет закрепление материала с помощью вопроса с вариантами ответов. Затем знакомимся с основоположниками изучения географической оболочки. Далее с помощью вопросов определяем границы географической оболочки, узнаем этапы формирования и свойства . Ребята затем знакомятся с широтной и высотной зональностью и решают задание по высотной поясности. В конце урока идет оценивание материала, как они усвоили основные термины 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе «Географическая оболочка» (ФГОС ООО)»

География,

7 класс

Тема «Строение и свойства географической оболочки»

  • Цели и задачи:
  • ПОЗНАКОМИТЬСЯ …………….
  • РАЗЛИЧАТЬ……….

Что такое ГО? Строение ГО? (исследование по рис.30 стр.60 или по рис.35 стр.57)

  • 1) Какое из утверждений не относится к понятию «географической оболочки»?
  • А) Состоит из жидких веществ гидросферы, газов атмосферы, твердых веществ литосферы
  • Б) Охватывает всю земную поверхность
  • В) Включает в себя все оболочки Земли целиком
  • Г) Является результатом взаимодействия геосфер Земли

Установите соответствие

Оболочка Земли

Компоненты природы

1.Литосфера

А. Климат

2. Гидросфера

Б. Речная сеть

3. Атмосфера

В. Рельеф

4.Биосфера

Г. Растительность

  • 3)Верхней границей географической оболочки служит:
  • А) Озоновый экран
  • Б) Верхняя граница литосферы
  • В) Океаническое дно
  • Г) Почва
  • 4)Общая мощность географической оболочки составляет:
  • А) 40-60 км
  • Б) 30-40 км
  • В) 10-30 км
  • Г) 30-50 км
  • 4)Общая мощность географической оболочки составляет:
  • А) 40-60 км
  • Б) 30-40 км
  • В) 10-30 км
  • Г) 30-50 км

Этапы развития ГО

  • Расставьте этапы развития географической оболочки в правильной последовательности
  • А) Биогенный Б) Антропогенный В) Добиогенный

Свойства ГО? Найдите соответствие

1.Целостность

А. Связано с периодической повторяемостью природных процессов

2.Зональность

Б. Обусловлено неодинаковым количеством тепла

3.Ритмичность

В. Определяется единством всех составляющих географической оболочки

Основные свойства ГО:

  • Ритмичность природных явлений
  • Круговорот веществ и энергии
  • Целостность и единство
  • Саморегулирование
  • Зональность
  • Все процессы протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли

А.Л. Чижевский?

  • Вклад в изучении ГО?
  • Какого свойства может лишиться географическая оболочка в результате сведения лесов?
  • А)Ритмичность
  • Б) Целостность
  • В) Зональность
  • Проявление, какого свойства географической оболочки является смена сезонов года?
  • А)Ритмичность Б) Целостность
  • В) Зональность

(суточные,

годовые,

вековые)

  • Причиной какого свойства географической оболочки является неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли?
  • А)Ритмичность Б) Целостность
  • В) Зональность

Круговорот веществ и энергии

Роль живых организмов в формировании природы?

  • Главная роль живых организмов?
  • В.И. Вернадский считал?

Зональность

1.Широтная зональность

А. Смена всех природных компонентов происходит по мере уменьшения угла падения солнечных лучей от экватора к полюсам

2.Высотная поясность

Б. смена природных компонентов происходит в связи с увеличением абсолютной высоты

Высотная поясность

Высотная поясность

Дополните предложения:

Домашнее задание

  • П.9, знать строение и свойства ГО

ОЦЕНИ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК

1)УРОК ПОЛЕЗЕН, ВСЁ ПОНЯТНО

2) ЛИШЬ КОЕ-ЧТО ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕ ЯСНО

3)ЕЩЕ ПРИДЁТСЯ ПОТРУДИТЬСЯ

4)ДА, ТРУДНО ВСЁ-ТАКИ УЧИТЬСЯ

multiurok.ru

Географическая оболочка 7 класс — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация по географии на тему Строение и свойства географической оболочки(7 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ Подготовила учитель географии МОУ СШ №23 Морсина Лариса Ивановна План урока: 1)Строение географической оболочки.2)Свойства географической оболочки.3)Круговорот веществ и энергии.4)Роль живых организмов в формировании географической оболочки. Чему сегодня я могу научиться на уроке Чему сегодня я могу научиться на уроке? Блуждающие стихи Все на Земле движется: Народы, звери, птицы, Туда-сюда колышутся Различных стран границы. На лес ведут активное Пустыни наступление. Живут в морях Актинии, Бродячие растения. Вулканы извергаются, Ползут лавины с гор, И даже есть блуждающее Озеро Лобнор. Все не стоит на месте, От недр до облаков -Блуждают с нами вместе Все шесть материков. Зачем спешит в Америку Толпа безумных граждан, Когда и так с Америкой Мы встретимся однажды. Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг… И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень, Наш новый милый друг. Мы оглядели все вокруг, и вот уже пора Нам возвращаться на урок. Заждавшись нас, Совсем продрог наш парусный фрегат. Стояли вместе раньше Материки Земли, Но разошлись однажды, Как в море корабли. Земля, как мячик, катится По Солнечной системе, А Солнце по Галактике Несется с нами вместе. Когда вокруг все тащится, Летит, несется, мчится, И сидя в кресле запросто, Мы можем заблудиться. Конечно, это может быть Большое заблуждение, Но заблуждение — это же Большое наслаждение. А если б все не двигалось, А если б все стояло, И дети бы не прыгали, И ходики не тикали, И птички не чирикали, И солнце не сияло. У многих от движения Бывает раздражение, Но если вы имеете Чуть-чуть воображение, Вы крикните: «Да здравствует, Всемирное движение! Движение — Великое Природы достижение!»  Анализ стихотворения Где происходят явления, описанные автором в стихотворении? – Найдите в тексте описания физических процессов, происходящих на Земле.Из каких слоев состоит наша Земля? Найдите в стихотворении описание процессов, происходящих в разных оболочках Земли. Мы это так понимаем, что все Блудово болото, с

weburok.com

Конспект и презентация урока «Географическая оболочка»

Тема « Строение и свойства географической оболочки»

Цели: ввести понятие «географическая оболочка», познакомить с ее строением и основными свойствами;

— объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств географической оболочки;

— учить учащихся анализировать, делать выводы;

— формировать познавательный интерес к географии.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Сообщение темы, целей урока.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы с вами будем постигать тайны Земли и изумляться тому совершенству, имя которого географическая оболочка.

Чтобы познакомиться с ГО, ее строением, главными свойствами, объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных ее свойств, я предлагаю эти 45 минут поработать в лабораториях института «Земли» (1слайд) .

Сотрудников этого института волнует: состояние воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, почвы, которая нас кормит, судьба человека, человечества, судьба самой Земли. (2 слайд).

-Итак, представьте, что мы уже в институте. Я- ваш научный руководитель, а

вы – младшие научные сотрудники.

Тема нашей научной работы

« Строение и свойства географической оболочки».

(ученики записывают в тетрадях)

3. Изучение нового материала.

— У А. С. Пушкина есть такие строки:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов труд.

Мы в «Лаборатории открытий».

Здесь нашей задачей будет выяснить, что такое ГО и каково его строение.

( 4 слайд).

До появления жизни вешнюю оболочку Земли составляли 3 оболочки: атмосфера, литосфера, гидросфера (5 слайд).

Шло время. На нашей планете наступил период, когда на ней создались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки и образовалась новая – БИОСФЕРА (ученики записывают в тетрадях; 6 слайд)

Работа с учебником (стр. 155)

-Что же это за оболочка?

-И, прочитав последний абзац, ответьте на вопрос: Кто разработал учение о биосфере?

— Что нового возникло на Земле с появлением биосферы? (появились живые организмы, которые преобразовывали планету)

— Да, именно живые организмы являются самой могущественной силой на земной поверхности, преобразующей природу.

— А теперь давайте подумаем и ответим на вопрос: как же изменились оболочки

Земли под влиянием живых организмов с появлением биосферы:

— какие изменения произошли в атмосфере? (О2, СО2 )

— какие изменения произошли в гидросфере? ( морские организмы – осадочные породы)

— какие изменения произошли в литосфере? ( горные породы, почва)

— Итак, с появлением биосферы изменения коснулись всех оболочек Земли, а в результате взаимодействия оболочек друг с другом возникла единая оболочка,

имя которому ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ. (7 слайд)

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – это окружающая нас природа,

природная среда, в которой мы живем и все живые

организмы; это оболочка, в которой наблюдается

непрерывная связь живых организмов с «неживой» природой.

— А теперь посмотрите на этот рисунок ( 8 слайд).

Давайте попробуем определить:

— какая взаимосвязь изображена между организмами ?

— влияют ли они друг на друга?

(взаимосвязь между растениями и почвой- литосферой; между растениями и атмосферой — фотосинтез).

— Т. е. растения получают из почвы питательные вещества, а погибая, сами служат материалом для образования почвы; растения поглощают из атмосферы СО2, а выделяют О2.

— Взаимосвязь каких оболочек Земли показана на этом рисунке? ( 9 слайд): (подводный мир)

— Исходя из сказанного, давайте попробуем составить схему «Строение ГО».

( учитель у доски работает, ребята записывают в тетрадях)

Как вы считаете, из каких оболочек может состоять единая ГО?

Энергия Солнца


Тропосфера

Гидросфера Биосфера Верхняя часть

литосферы

Внутренняя энергия Земли

— И естественно, все оболочки , как мы с вами только в этом убедились, взаимосвязаны. А как это показать на схеме? (стрелками)

— Резких границ ГО не имеет, т. к. все взаимосвязано. А теперь вопрос: какое же открытие мы с вами сделали, работая в лаборатории открытий?

( выяснили, что такое ГО, из чего она состоит, что все компоненты между собой тесно взаимосвязаны).

-Так как мы с вами работали в лаборатории и выполняли научную работу, какую формулу мы выявили? (10 слайд )

ГО=Т+Л+Г+Б

— Чтобы объяснить происхождение процессов и явлений, приглашаю вас в следующую лабораторию института – «Лабораторию исследований»

(11 слайд).

— В этой лаборатории мы должны с вами: -объяснить происхождение процессов и явлений природы; -выявить главные свойства ГО.

— Посмотрите на эти рисунки (12 слайд):

— какие процессы и явления природы показаны?

(образование облаков, цветение лугов, рост и размножение животных,

вулканические извержения, гейзер).

— Почему происходят эти процессы и явления?

— Какая энергия является движущей силой?

Вот на эти вопросы мы попробуем ответить.

— Основных движущих сил две – энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. Они и являются основными двигателями всех природных процессов на Земле

( дополнение схемы на доске). А все компоненты ГО связаны в единое целое за счет круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется взаимообмен веществ между оболочками нашей планеты. И эти круговороты являются главными свойствами ГО.

— Какие круговороты веществ и энергии в природе вы знаете? (круговорот воды; 13 слайд)

— В чем суть мирового круговорота воды в природе? (непрерывное перемещение воды из океана на сушу и из суши в океан)

Круговорот воздуха в тропосфере – (14 слайд)

— Какие процессы происходят? (ветер, перераспределение тепла и влаги на поверхности).

— Все круговороты взаимосвязаны между собой и образуют на Земле общий глобальный круговорот веществ и энергии, главными движущими силами которого являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли (показ на схеме)

— Итак, какое исследование мы провели и к какому выводу пришли?

— Каковы же основные свойства ГО? (круговороты в природе: воздуха, воды, биологический круговорот).

— Ребята, оказывается в институте «Земля» есть свой музей. Сейчас мы там побываем и увидим процессы развития ГО. В развитии ГО отчетливо прослеживается 3 этапа: (15 слайд)

Добиогенный – самый длительный период, который существовал 3 млрд. лет в

архейскую и протерозойскую эры. Тогда, в бескислородной

среде, существовали самые примитивные одноклеточные

организмы, которые и положили начало развитию ГО.

Биогенный – он соответствует геологическим эрам — полезозою, мезозою и началу кайнозоя. Продолжался 570 млн. лет. Жизнь становится ведущим фактором развития ГО; развивается биосфера; в атмосфере увеличивается количество кислорода, образуется почва и осадочные породы, меняется состав и свойства вод. И в конце этапа появляется человек.

Антропогенный – он начался 40 тыс. лет назад и продолжается до сих пор. Начало этого этапа совпадает с появлением человека разумного. И человек начинает играть ведущую роль в развитии ГО, и именно от него зависит ее существование.

— Но человек разумен, и будем надеяться, что он сделает все для того, чтобы ГО осталась прекрасной: О, люди, мыслю я,

У всех у нас есть мать одна

По имени – Земля!

Поэтому Землю нужно беречь и охранять!

— Итак, сколько всего этапов за долгое время своего существования имеет ГО?

— На каком этапе мы с вами живем?

— Ну что ж, сейчас мы попрощаемся с институтом «Земля», которая так радушно распахнул для нас свои двери и возвратимся в свой кабинет.

4. Закрепление изученного.

— У каждого из вас на партах лежат листы контроля знаний, предлагаемые в виде тестового задания. Если вы верно ответите на вопросы теста и впишите в таблицу ответы букв, и тогда вы получите ответ. (самостоятельная работа учащихся, проверка ответов; ключевое слово «БРАВО»)

1. В состав географической оболочки входят следующие оболочки Земли:

И) литосфера и гидросфера;

С) литосфера, гидросфера, тропосфера;

Б) литосфера, гидросфера, тропосфера, био­сфера.

2. Главное значение круговорота воды в том, что:

Д) на Землю выпадают осадки;

Р) осуществляется влагообмен между сушей и океаном;

Е) происходит испарение воды.

3. Основными движущими силами кругово­рота веществ и энергии на Земле являются:

А) энергия Солнца и внутренняя энергия Земли;

К) энергия Солнца;

Н) внутренняя энергия Земли.

4. Какой из этапов развития географической оболочки самый продолжительный во времени.

В) добиогенный;

Я) биогенный;

Ж) антропогенный.

5. Главная роль современного человека по отношению к географической оболочке заклю­чается в том, что:

П) человек не вмешивается в процессы, про­исходящие в географической оболочке;

О) человек взаимодействует с географичес­кой оболочкой, не принося ей вреда.

— Что для себя нового вы сегодня узнали?

— Для чего мы изучаем эту тему?

5. Домашнее задание.

Прочитать §50, ответить на вопросы на странице 155.

infourok.ru

План-конспект урока по географии (7 класс) на тему: Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

Слайд 10

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности и их значение.

Слайд 11

рисунком 34, с. 60 Г еографическая оболочка — о болочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы , вся гидросфера и биосфера .

Слайд 12

рисунком 34, с. 60 Границ географическая оболочка не имеет , ученые считают — ее мощность в среднем 55 км. Из чего состоит географическая оболочка?

Слайд 13

АТМОСФЕРА ГИДРОСФЕРА ЛИТОСФЕРА БИОСФЕРА Географическая оболочка ГО

Слайд 14

З Ц ГШ h Географический конструктор «Закономерности ГО» ГО ПК — географическая оболочка — природный комплекс — зональность — целостность — ритмичность = — высота — географическая широта — взаимосвязь — время

Слайд 15

изменение ПК Широтная зональность З РАВНИНА (ГШ) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО

Слайд 16

Высотная поясность ( h) ГИМАЛАИ АЛЬПЫ

Слайд 17

изменение ПК Широтная зональность Высотная поясность З РАВНИНА (ГШ) изменение ПК З ГОРЫ ( h) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО

Слайд 18

Ц компонентов ПК КЛИМАТ ПОЧВА РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ } Природная зона взаимосвязь ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО ЦЕЛОСТНОСТЬ

Слайд 19

РИТМЫ Суточные Годовые Многолетние время ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО РИТМИЧНОСТЬ

Слайд 20

Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) ОТВЕТ: Ритмичность (годовая) Зима Весна Лето Осень

Слайд 21

Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) А Б В Ответ: зональность (АВБ) Арктическая пустыня Саванна Тайга

Слайд 22

Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) Ответ: целостность Биологичексий круговорот

Слайд 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ прочитать параграф 10, зарисовать один круговорот в природе (кроме воды ). Дополнительно: Почему через каждые 11 лет усиливается полярное сияние, циркуляция атмосферы, активизируется деятельность болезнетворных микробов и вирусов, эпидемии холеры и чумы, набеги саранчи?

nsportal.ru

Урок географии 7 кл. «Строение и свойства географической оболочки»

Тема: Строение и свойства географической оболочки

Цель: формировать понятие географической оболочки, взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы, развивать умения и навыки обучающихся объяснять основные свойства географической оболочки, описывать по схемам круговороты воды, воздуха, биологический круговорот.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Обучающиеся зачитывают доклады по теме «Гидросфера»

Вопросы:

  1. Какими основными свойствами обладают воды Мирового океана?

  2. Что называется соленостью? Как поддерживается соленость вод?

  3. Объясните причину того, что соленость воды в экваториальной зоне (34‰) ниже средней океанической, в тропической зоне (36‰), наоборот, выше.

  1. Изучение нового материала

Слайд 1 – Земля, воздух и вода – то, что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд кажется вечным и неизменным. Но все это лишь звено в длинной цепи преобразований. Литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера образуют единый организм, развиваются и меняются не в меньшей степени, чем живые существа, населяющие Землю. Запишите тему нашего урока.

Слайд 2 – Географическая оболочка как целостная система формировалась и развивалась непрерывно под влиянием взаимодействия внешних и внутренних сил. В результате различные процессы, происходящие в ней, наслаиваются друг на друга и формируют сегодняшний неповторимый облик нашей планеты. Так что же такое географическая оболочка?

Слайд 3 – Запишем определение. Географической называется оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера.

Слайд 4 – Все компоненты географической оболочки взаимодействуют друг с другом. Резких границ оболочка не имеет. Мощность составляет в среднем 55 км.

Слайд 5 – Задание. Докажите высказывание примерами: «Все компоненты географической оболочки существуют не изолированно. Они взаимодействуют друг с другом».

/Ответы обучающихся/

Слайд 6 – В результате взаимодействия компонентов географическая оболочка обладает присущими только ей свойствами.

Слайд 7 – Свойства географической оболочки.

  • Образование органических веществ из неорганических живыми организмами;

  • Вещества находятся во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном;

  • Все процессы происходят под действием солнечной энергии;

  • Происходят круговороты веществ и энергии.

— Рассмотрим более подробно эти свойства.

Слайд 8 – Образование органических веществ из неорганических живыми организмами.

Вопрос: О каких природных процессах вам уже известно, где происходит преобразование веществ? /Ответы обучающихся/

Слайд 9 – Живые участники круговорота веществ в природе (схема)

Слайд 10 – Вторым свойством мы выделили нахождение веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Данное свойство имеет огромное значение для всех процессов, происходящих в географической оболочке.

  • Вещества, находящиеся во всех трех агрегатных состояниях (жидком, твердом и газообразном), создают условия для возникновения жизни на Земле.

Только здесь возникла сначала жизнь, а затем появились человек и человеческое общество.

Слайды 11-12 – Все процессы происходят под воздействием солнечной энергии и в меньшей степени внутренних земных источников. Изменение солнечной активности сказывается на всех процессах географической оболочки:

  • Магнитные бури,

  • Изменение роста и развития растений,

  • Размножения и миграции насекомых,

  • Ухудшение состояния здоровья пожилых людей и детей.

Слайд 13 – Связь между ритмами солнечной активности и живыми организмами показал русский биофизик Александр Леонидович Чижевский еще 20-30-х годах ХХ века.

Слайды 14-15 – Географическую оболочку иногда называют природной средой или просто природой, имея в виду главным образом природу в границах геооболочки.

Все компоненты оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии. Это важнейший механизм природных процессов.

Слайд 16 – Существуют различные круговороты, с одним из них вы уже знакомы – это круговорот воды в природе. Расскажите, как он осуществляется. /Ответы обучающихся/

Слайды 17-18 – Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту.

Составим упрощенную схему биологического круговорота.

Одни и те же элементы многократно образуют органические вещества живых организмов и многократно снова переходят в минеральное состояние.

Слайд 19 – Ведущая роль во всех круговоротах принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который включат всю систему ветров и вертикальное движение воздуха. Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. От него зависят и другие природные процессы.

Слайд 20 – Наиболее активно круговороты происходят в экваториальном и субэкваториальном поясах. В полярных областях протекают особенно медленно. Но все круговороты взаимосвязаны.

Каждый последующий круговорот отличается от предыдущих, не образуя замкнутого круга.

Слайд 21 – Рассмотрим схему круговорота веществ в земной коре. Растения, например, берут из почвы питательные вещества, а отмирая, отдают их значительно больше, так как органическая масса растений создается в основном за счет углекислого газа атмосферы, а не за счет веществ, поступающих из почвы. Благодаря круговоротам происходит развитие всех компонентов природы и географической оболочки в целом.

Слайд 22 – Трудно представить нашу планету без растений и животных. Возникновение биосферы является принципиально важным этапом развития географической оболочки и всей Земли как планеты.

Слайд 23 – Главная роль живых организмов – обеспечение развития всех жизненных процессов, в основе которых лежит солнечная энергия и биологический круговорот веществ и энергии.

Слайд 24 – Этапы жизненных процессов:

  • Создание в результате фотосинтеза органического вещества первичной продукции.

  • Превращение первичной (растительной) продукции во вторичную (животную).

  • Разрушение первичной и вторичной биологической продукции бактериями, грибами.

Слайд 25 – Этапы развития географической оболочки.

  • 1 этап – добиогенный (3 млрд лет) – в атмосфере мало кислорода и много углекислого газа.

  • 2 этап – (около 570 млн. лет) формирование и развитие живых организмов, появление человека.

  • 3 этап – современный (начался около 40 тыс. лет назад) большое антропогенное влияние на все земные оболочки.

Слайд 26 — В.И. Вернадский считал живые организмы самой могущественной по своим конечным результатам силой на земной поверхности, преобразующей природу.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 27Ответьте на вопросы:

  1. Какие части оболочек Земли объединены в географическую оболочку?

  2. Как вы понимаете, что мощность оболочки составляет 55 км?

  3. Что понимается под непрерывностью развития географической оболочки?

  4. Как вы понимаете целостность географической оболочки?

Задание:

  1. Перечислите главные свойства географической оболочки?

  2. Приведите примеры ритмичности географической оболочки.

  3. Перечислите компоненты природы.

  4. Составьте схему одного из природных круговоротов.

Слайд 28 — Молодцы! Вы справились с поставленными задачами!

  1. Подведение итога урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 29 — Домашнее задание: § 13 прочитать. Составьте рассказ о роли каждого компонента в жизни природы

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *