cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа по альтернативной коммуникации в школе 8 вида – Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Содержание

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Пояснительная записка

1.1. Нормативно – правовая база

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная и дополнительная коммуникация» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599;

— Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

— Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

— Инструктивное письмо Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.1989 г. №17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых занятий с учащимися специальных школ и классов выравнивания детей с задержкой психического развития».

— Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

— Письмо Министерства образования РФ от 20.07.2002 №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».

— СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

— Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы; 5-9 классы, 1, 2 сборники/под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

— Устав ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»;

— Образовательная программа ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;

— Учебный план ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;

— Положение о порядке разработки, утверждения и реализации и корректировке рабочих программ учебных предметов, курсов педагогов. (Принято на заседании педагогического совета от 01.09.2014 г.).

1.2.Общая характеристика учебного предмета

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. В основу предмета «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

www.prodlenka.org

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» Пояснительная записка

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коммуникация и общение неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение

Подробнее

Пояснительная записка

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа — интернат 11» «Диагностика сформированности базовых учебных действий

Подробнее

1. Пояснительная записка.

1. Пояснительная записка. Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха в освоении основной образовательной программы начального общего образования

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Самообслуживание» (образовательная область «Трудовое обучение») и предназначена для обучающихся 1 класса, занимающихся

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план индивидуального обучения на дому для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Далее учебный план), разработан на основе федеральных нормативных

Подробнее

МОУ. Октябрьский. сельский лицей

Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения по предмету «Социальное развитие» обучающегося 5класса ФИ с глубокой умственной отсталостью 1час в неделю(34 часа в год) Тема урока. дата Колво

Подробнее

«ОБУЧЕНИЕ ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»

Подробнее

Учебный план «Особый ребенок»

УТВЕРЖДАЮ. Директор МАОУ «Юговская средняя школа» О.В. Федосеева Приказ 01-09/317/1 от «30» августа 2016 г. Учебный план «Особый ребенок» на 2016 2017 учебный год МАОУ «Юговская средняя школа» п. Юг 2016

Подробнее

Проект. Общие положения

Проект Рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Краевое государственное казенное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная 9коррекционная) общеобразовательная

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Учебный план КОУ ВО «ЦППРК», реализующего федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, государственные образовательные стандарты основного

Подробнее

Октябрьский. сельский лицей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану индивидуального обучения для обучающихся с нарушением интеллекта на 2016-2017 учебный год. Учебный план адаптированной образовательной программы для детей с нарушением

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО _АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ_ К УМК И.Н. ВЕРЕЩАГИНОЙ, Т.А. ПРИТЫКИНОЙ Учебник для 3 класса школ с угл. из. яз. Изд. «Просвещение» Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа

Подробнее

Паспорт логопедического кабинета

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 1 «Теремок» компенсирующего вида г. Олекминска муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) 678100 г.олекминск, ул.

Подробнее

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Определение

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная основная общеобразовательная

Подробнее

ПРОГРАММА «Занимательная грамматика»

ПРОГРАММА «Занимательная грамматика» по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности для учащихся класса Составитель: Разживина С.В. Кострома — 206 год I. Пояснительная записка Программа внеурочной

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Самообслуживание» (образовательная область «Трудовое обучение») и предназначена для обучающихся 2 класса, занимающихся

Подробнее

академик РАО Малофеев Н.Н.

академик РАО Малофеев Н.Н. ИКП РАО Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 2010 г. Пр.-271) «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка Рабочая программа по логопедии для детей с глубокой умственной отсталостью ( ГУО) составлена на основе следующих нормативно правовых документов: 1. Приказа Министерства образования

Подробнее

Руководитель департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Новолучанская, д.27, Великий Новгород, Россия, 173001 тел. (8162) 77-25-60, факс 77-47-71 E-mail: [email protected] 19.05.2014 530-рг

Подробнее

docplayer.ru

Рабочая программа для ОВЗ 1 кл. «Речь и альтернативная коммуникация»

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №10

Колпинского района г. СПб

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

напедагогическим советом Приказ № _______________

ГБОУ школы-интерната № 10 от «_______»_____________20_____г

Колпинского района г. СПб Директор ГБОУ школы-интерната № 10

Протокол №_____________ __________________М.И. Векшин

От «________»___________20______г

Рабочая программа

по курсу «Речь и альтернативная коммуникация»

для 1 класса

Составила Давыдова Е.Г.

2016 –20 17 учебный год

Санкт Петербург

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуального обучения на дому Волкова Михаила по учебному предмету: « Речь и альтернативная коммуникация», в 1 классе (VIII вид 2 вариант) разработана на основе рекомендаций СИПР, Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липаковаидр.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. — С-Пб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011. – 480 с.

При разработке программы учитывались индивидуальные особенности Волкова

Михаила (ребенок с умеренной умственной отсталостью).

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ № 10 на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 33 часа.

В «Программе» определены основные задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью. При этом учитывается речевая активность учащегося, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала. Среди видов деятельности выделяются игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная. Задачи формирования представлений детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.

В организации работы с этим обучающимся учтен тот факт, что он отличаются низким уровнем самоконтроля и имеет низкие навыки социально – бытовой ориентировки. Это обусловило необходимость использования в работе с ним специальных форм обучения, ориентированных на игровой, практический и наглядный метод с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения школьника с педагогом. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность становления его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии:

Физкультурно-оздоровительные.

Цель: профилактика нарушений опорно-двигательной, зрительной системы. Использование физкультминуток, пальчиковой, дыхательной и зрительной гимнастики.

Технология игрового обучения

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Технология строится на основе принципа интегрирования (включение игр и игровых упражнений, элементов музо, изо, песко, водо, цветотерапии).

Информационно – коммуникативные

Цель: формирование элементарных навыков к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационных и коммуникативных технологий; социализация; расширение возможностей развития детей.

— формирование у учащихся социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Задачи:

— обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

— воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

— развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

— формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями ( мимикой, жестами, пантомимой) – средствами человеческого общения;

— развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

— развития самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;

— выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

— развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

— обучение детей речевым средствам общения;

— коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

В организации работы с этой группой обучающихся учтен тот факт, что они отличаются низким уровнем самоконтроля и имеют низкие навыки социально – бытовой ориентировки. Это обусловило необходимость использования в работе с ними специальных форм обучения, ориентированных на игровой, практический и наглядный метод с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

Психолого – педагогическая характеристика ВОЛКОВА МИХАИЛА

У Волкова Миши наблюдается нарушение интеллектуальной сферы, непоследова-тельность мышления, его замедленность. Для Миши характерны быстрая утомляемость и низкая работоспособность, у него нарушено внимание. Оно отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, что препятствует достижению любой поставленной, в том числе элементарной, цели. Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в её воспроизведении.

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная тотальным недоразвитием высших психических функций средней степени, F 71, которое сочетается с острым миеобластным лейкозом в ремиссии, болезнью Дауна, двусторонней СНТ 1ст., энурезом, энкопрезом, OU смешанным астигматизмом, амблиопией, аденоидидом 1ст. ГНМ 2ст.

Психофизическое недоразвитие характеризуется выраженным тотальным снижением познавательной деятельности, нарушениями точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, тотальная низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок со средней умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает махать руками и школьными принадлежностями. На занятиях иногда садится или ложится на пол, забирается с ногами на стул. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым знакомым, ярким и звучащим предметам.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающегося формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения.

Языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или формирование устной и письменной речи, так как по Заключению ЦПМПК согласно протоколу обследования ребенка № 109-13 от 25.02.2016 г., у ребенка речь отсутствует. Миша понимает названия некоторых реальных предметов, действий, реагирует на свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью голоса, движения рукой. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (отворачивается, отбрасывает карандаш, линейку, кладет голову на рабочий стол). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя-логопеда. Реагирует криком на отрицательные эмоции, на усталость. Любит слушать детские песенки, играть с любимыми игрушками.

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Мальчик отказывается от выполнения трудных заданий. Миша проявляет эмоциональную реакцию на появление родителей, реагирует на свое имя (поворачивается в сторону зовущего), проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему, находит предмет глазами, фиксирует взгляд на предмете короткое время, фиксирует взгляд на лице взрослого короткое время, прослеживает предмет взглядом неуверенно.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: постоянный. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно, запланирована работа по их формированию в рамках учебного предмета «Человек». Соблюдается режим дня в семье. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Ориентируется в квартире, где проживает (знает, где кухня, туалет, телевизор, своё спальное место). Реагирует на сигнальные слова типа «не бросай, не ломай». Знает своё имя.

Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой о стол, о пол, машет предметами. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Доступны элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов).

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Понимание речи ограничено, речь отсутствует. У Миши страдает координация, точность и темп движений. Постоянно возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек.

В организации работы с Мишей учтен тот факт, что он отличается низким уровнем самоконтроля и имее низкие навыки социально – бытовой ориентировки. Это обусловило необходимость использования в работе с ним специальных форм обучения, ориентиро-ванных на игровой, практический и наглядный метод с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы-интерната №10 на 2016-2017 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году).

Требования к уровню подготовки учащихся:

— Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

— Воспитание максимально возможного навыка самостоятельности;

— Эмоциональное и социально-личностное развитие учащихся;

— Формирование представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности;

— Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями;

— Развитие наглядно – действенного мышления и элементов наглядно – образного логического мышления;

— Общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

-Знакомство с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом;

— Организация речевой среды, пробуждение речевой активности учащихся, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), формирование у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящие и указательные жесты и т. д.;

— Усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности.

Учебно – методические средства обучения

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011.

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А.Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь “Особому ребенку”». –СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

4. Л.Б.Баряева, А.Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГРУ А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001.

5. А.С.Гаврилова, С.А.Шанина, С.Ю.Ращупкина «Логопедические игры». М.:ООО» ИКТЦ «ЛАДА», 2000.

6. «Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста». Комплексные занятия. Автор-составитель Т.Н.Ильюшина. – Волгоград. «Учитель», 2011.

Возможно использование элементов материала учебников и учебных пособий для вспомогательных классов. Также целесообразно использовать пособия с практической направленностью издания.

Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова «Живой мир» 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2012.

С.В.Комарова «Устная речь» 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2012.

Материально – техническое оснащение образовательного процесса

— Книжки-малышки;

— предметные картинки;

— сюжетные картинки;

— дидактические игры;

— фотографии;

— игрушки;

— куклы;

— тематические наборы: овощи, фрукты, ягоды, грибы, домашние животные, дикие животные, игрушки, посуда, обувь, одежда, мебель, транспорт;

— аудиозаписи с детскими песенками и потешками;

— музыкальные инструменты: барабан, металлофон, дудочка, бубен, ложки.

материалы Монтессори;

— дидактический материал по предмету «Окружающий мир»;

— ботаническое лото «Где что растет?»;

— аудиозаписи «Звуки окружающей действительности», «Звуки природы»;

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Безоценочное обучение. Контроль достижений обучающегося осуществляется в форме наблюдения за их деятельностью.

Содержание учебного предмета

2

2

2

1

1

2

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи

7

Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся, уточнение значений слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус) и соотнесение их с пиктограммами. . Дифференциация их для приготовления первого, второго и третьего блюд (овощи, фрукты, ягоды). Использование при этом картинного материала, пиктограмм и речи.

4

3

Окружающий природный и животный мир

10

Знакомство темой «Ягоды: лесные и садовые». Уход за садовыми ягодами и овощами.

Настольно-печатные игры, знакомящие учащихся с разнообразием ягод, фруктов, овощей типа «Сад, огород», «Ягодное лукошко».

Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета вечера — серый.

Определение цвета времен года: лета, осени, зимы.

Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения учащимися посильных трудовых поручений в природе.

Уточнение представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира ночью. Беседы с учащимися о символах ночи: луна, звезды, темнота. литературных произведений.

.

2

2

2

1

1

2

Окружающий предметный мир и профессии людей.

7

Знакомство учащихся с театром. Посещение детских театральных спектаклей или импровизированных театрализованных представлений в школе. Чтение литературных произведений (стихи, сказки, рассказы) о детях-артистах, о посещении театральных спектаклей. Знакомство с профессиями актера, балерины, музыканта.

Расширение представлений учащихся о медицинских профессиях (окулист, стоматолог, ЛОР-врач и др.).

2

2

3

Календарно – тематическое планирование

2 четверть

1.

Восприятие речевого сообщения, реагирование на него.

1

2.

Внимание к речевому обращению, реагирование на него доступным способом.

1

3.

Получение вербальных ответов на свои сообщения.

1

4.

Различение голоса и прочих шумов.

1

5.

Узнавание голоса знакомых людей.

6.

Реагирование на собственное имя.

1

7.

Привлечение к себе внимания.

8.

Привлечение к себе внимания.

1

3 четверть

Тема урока

дата по плану

дата по факту

1.

Приветствование, прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1

2.

Выражение своих желаний,просьб звуком(словом, предложением)

1

3.

Ответ на вопрос, поддержание диалога.

1

4.

Продуцирование мануальных знаков с помощью собственного тела.

1

5.

Использование системы мануальных знаков.

1

6.

Использование системы графических символов..

1

7.

Использование предметов для выражения сообщений.

1

8.

Понимание обращенной речи, смысла рисунков, фотографий.

1

9.

Использование системы мануальных знаков.

1

10.

Использование системы мануальных знаков.

1

4 четверть

Тема урока

дата по плану

дата по факту

1.

Называние слов ,обозначающих предмет,действие предмета.

1

2.

Называние слов,обозначающих признак предмета, признак действия.

1

3.

Называние слов,обозначающих состояние(плохо,больно).

1

4

Называние слов,обозначающих состояние(плохо,больно).

1

5.

Называние слов,обозначающих число предметов.

1

6.

Называние слов,обозначающих число предметов.

1

7.

Называние собственного имени.

1

Лист коррекции программы

Корректировка программы

Четверть

Количество часов по плану

Количество часов по факту

Примечания

1

8

2

8

3

10

4

7

Всего:

33

infourok.ru

Рабочая программа по логопедии «Речь и альтернативная коммуникация»

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

«Рассмотрена на заседании ШМО»

Протокол № ____________

От « »__________2016 г.

Руководитель ШМО

__________/Шпис Е.В. /

«Согласована»

« » ____________ 2016 г.

Зам.директора по УВР

__________/Королева О.В. /

«Введена в действие»

Приказ № ____________

От_____________ 2016 г.

Директор ОКОУ

___________ Л.Г. Марченко

Рабочая программа

учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»

для ученика, обучающегося на дому,

Жданова Кирилла

(СИОП)

на 2016-2017 учебный год

Составитель:

Шпис Елена Владимировна,

учитель-дефектолог

г. Железногорск

2016 г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Учебный план ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 учебный год для 11-4 классов (II вариант)

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

  • СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования и науки № 29/2065-п от 10 апреля 2002 г.)

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 2-9 классов под ред. Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1-231 от 25.05.2016 г.

  • Учебный план классов для детей с глубокой умственной отсталостью ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 г.

  • Годовой календарный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 уч.год, приказ ОУ № 1-231 от 25.05.2016 г.

  • Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 26.03.2012 г. № 1-141

  • Положение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся, утвержденное приказом ОУ31.12.2015 г. № 1-551

  • Положение о текущем и промежуточном контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ 26.03. 2012 г. № 1-140

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

 Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.  

 Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

 Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:  взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел  «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

       Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

    Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

    Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

   В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

     Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и АК»:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).

Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

Календарный план учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (65 ч)

Приме

чания

1 четверть (16 ч)

1

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

2

комбинир

06.09

08.09

2

Реагирование на собственное имя. 

2

комбинир

13.09

16.09

3

Узнавание (различение) имён членов семьи

2

комбинир

20.09

23.09

4

Реагирование на имя учащихся класса, педагогов.

2

комбинир

27.09

30.09

5

Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки)

2

комбинир

04.09

07.09

6

Понимание слов, обозначающих предмет(мебель)

2

комбинир

11.10

14.10

7

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда)

2

комбинир

18.10

21.10

8

Понимание слов, обозначающих предмет (одежда)

2

комбинир

25.10

28.10

2 четверть (16 ч)

10

Понимание слов, обозначающих предмет (обувь)

2

комбинир

08.11

11.11

11

Понимание слов, обозначающих предмет (овощи)

2

комбинир

15.11

18.11

12

Понимание слов, обозначающих предмет (фрукты)

2

комбинир

22.11

25.11

13

Понимание слов, обозначающих предмет (животные)

2

комбинир

29.11

02.12

14

Понимание слов, обозначающих предмет (растения)

2

комбинир

06.12

09.12

15

Понимание слов, обозначающих предмет (продукты)

2

комбинир

13.12

16.12

16

Понимание слов, обозначающих предмет (транспорт)

2

комбинир

20.12

23.12

17

Понимание слов, обозначающих предмет (птицы)

2

комбинир

27.12

30.12

3 четверть (20 ч)

18

 Понимание слов, обозначающих действия предмета (на, дай)

3

комбинир

13.01

17.01

20.01

19

 Понимание слов, обозначающих действия предмета (есть, пить)

2

комбинир

24.01

27.01

20

 Понимание слов, обозначающих действия предмета (сидеть, стоять, бегать)

2

комбинир

31.01

03.02

21

 Понимание слов, обозначающих действия предмета (рисовать, играть, гулять).

2

комбинир

07.02

10.02

22

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

2

комбинир

14.02

17.02

23

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

3

комбинир

21.02

28.02

03.03

24

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

2

комбинир

07.03

09.03

25

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

2

комбинир

14.03

17.03

26

Называние (употребление) простых предложений.

2

комбинир

21.03

24.03

4 четверть (13 ч)

27

Ответы на вопросы по содержанию текста

2

комбинир

04.04

07.04

28

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

2

комбинир

11.04

14.04

29

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

2

комбинир

18.04

21.04

30

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

2

комбинир

25.04

28.04

31

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

2

комбинир

05.05

12.05

32

Составление рассказа о себе.

2

комбинир

16.05

19.05

33

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

1

комбинир

23.05

Литература

  1. Д.И. Бойков, С.В. Бойкова   СПб: НОУ «СОЮЗ»,2004    «КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ»

  2. Фрост Л., Бонди Э. СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)» Перевод с английского. Издательство: Теревинф: 2011

  3.  Нуриева Л.Г.Серия: Особый ребенок. 2009. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ»

  4. Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатьина. М.:»ДРОФА», 2007. «Я ГОВОРЮ! УПРАЖНЕНИЯ С ПИКТОГРАММАМИ»

  5.  Т.Н. Тищенко. М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.»Учим говорить особенного ребенка»

infourok.ru

Рабочая программа (3 класс) на тему: Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Речь и альтернативная коммуникация

Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение — неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью и ТМНР значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации.

Целью обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». 

Темы уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация.» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Ручной труд», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

на 2017\18 учебный год

1 четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1,2

Диагностика.

2

Определение силы звука в игре «Колокол-колокольчик». Прослушивание потешек. Чтение сказок. Работа с пиктограммами.

3

Моё имя.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Называние имени ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Настя?» — ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Настя?» — ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Рассматриваем графическое изображение имени.

4

Звукоподражание. Слоговые песенки.

1

Комбинированный

Прослушивание слоговых песенок. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи слов «да» и «нет». Ученик пробует повторить слова. Прослушивание детских песенок – ученик пробует подпевать.

5

Моя семья

1

Комбинированный

Просматривание видеороликов с записями «посланий» от членов семьи. Просматривание фотографий с изображениями членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и фотографию. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

6

Выражение жестом приветствия и прощания.

1

Комбинированный

Закрепление навыков жестового приветствия и прощания. Прослушивание детских стихотворений и выполнение действий

7

Звукоподражание. Слоговые песенки.

1

Комбинированный

Прослушивание слоговых песенок. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи слов «да» и «нет». Ученик пробует повторить слова. Прослушивание детских песенок – ученик пробует подпевать.

8

Резервный урок

1

        

II четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Выражение согласия звуком и жестом

1

Изучение нового материала

Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да».

2

Выражение несогласия звуком и жестом

1

Изучение нового материала

Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми левый кулачок». Ученик пробует отрицательно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием левого кулачка. Работа с пиктограммой «нет».

3

Выражение согласия-несогласия звуком и жестом

1

Обобщающий

Ученик пробует при помощи учителя выбирать утвердительный или отрицательный ответ на заданный вопрос, озвучивать его звуком и показывать жестом – сжатием кулачка. Работа с пиктограммой «да», «нет».

4

Посуда: бутылочка для питья, кружка

1

Комбинированный

Обследование пальцами рук с помощью учителя бутылочки для питья и кружки. Работа с пиктограммой бутылочки для питья и кружки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это кружка?», «Это бутылочка для питья?». Ученик выбирает пиктограмму кружки или бутылочки для питья, передает его учителю и получает из рук учителя кружку или бутылочку для питья (в зависимости от выбранной учеником пиктограммы). Ролевые игры с кружкой.

5

Посуда: тарелка, ложка

1

Комбинированный

Исследование пальцами рук с помощью учителя тарелки и ложки. Работа с пиктограммами тарелки и ложки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это тарелка?», «Это ложка?». Ученик выбирает пиктограмму тарелки или ложки, передает его учителю и получает из рук учителя тарелку или ложку (в зависимости от выбранного учеником пиктограммы).

6,7

Эмоциональное состояние. Радость. Грусть.

2

Комбинированный

Знакомство с понятиями радость и грусть. Прослушивание музыкальных композиций, отражающих радость и грусть. Работа с пиктограммами радостного и грустного лица. Ученик слушает композицию и с помощью учителя выбирает соответствующее пиктограмму.

8

Резервный урок

1

III четверть – 10 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1,2

Звукоподражание. Домашние животные: кошка, собака

2

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов животных: собака, кошка. Ученик пробует повторить голоса животных: кошка, собака. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

3

Фрукты. Яблоко

1

Изучение нового материала

Знакомство с яблоком: форма, запах, вкус. Работа с пиктограммы яблока. Ученик пробует ответить на вопрос «Это яблоко?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму яблока и передает учителю, в ответ получает яблоко в руки.

4

Фрукты. Груша

1

Изучение нового материала

Знакомство с грушей: форма, вкус. Работа с пиктограммы груши. Ученик пробует ответить на вопрос «Это груша?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму груши и передает учителю, в ответ получает грушу в руки.

5,6

Звукоподражание. Домашние животные: коза, корова

2

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов животных: корова, коза. Ученик пробует повторить голоса животных: корова, коза. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

7

Фрукты. Мандарин

1

Изучение нового материала

Знакомство с мандарином: форма, вкус. Работа с пиктограммы мандарина. Ученик пробует ответить на вопрос «Это мандарин?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму мандарина и передает учителю, в ответ получает мандарин в руки.

8

Фрукты. Банан

1

Изучение нового материала

Знакомство с бананом: форма, вкус. Работа с пиктограммы банана. Ученик пробует ответить на вопрос «Это банан?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму банана и передает учителю, в ответ получает банан в руки.

9,10

Резервный урок

2

IV четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1,2

Звукоподражание. Домашние птицы: курица, петух, гуси

2

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов птиц: курица, петух, гуси. Ученик пробует повторить голоса птиц: курица, петух гуси. Ученик слушает голос птицы и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

3,4

Овощи. Картофель

2

Комбинированный

Знакомство с картофелем. Работа с пиктограммы картофеля. Ученик пробует ответить на вопрос «Это картофель?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму картофеля и передает учителю, в ответ получает картофель в руки. Чтение детских стихотворений про картофель.

5,6

Овощи. Морковь

2

Комбинированный

Знакомство с морковью. Работа с пиктограммы моркови. Ученик пробует ответить на вопрос «Это морковь?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму моркови и передает учителю, в ответ получает морковь в руки. Чтение детских стихотворений про морковь.

7,8

Резервный урок

2

nsportal.ru

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация для надомного обучения, 2 класс для детей 8 вида

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Грушевская ООШ)

__________________________________________________________________________________

Утверждаю
Директор МБОУ Грушевская ООШ

Приказ № _____от ______201_ г.

________________ Н.Е. Гордиенкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучающегося на дому

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) начальное общее 2

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 170

Учитель Черскова Татьяна Александровна

(ФИО)

Программа составлена на основе

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2 АООП). ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 года обучения для обучающегося на дому с умеренной умственной отсталостью составлена на основе требований следующих нормативных документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.79).

2. Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Постановления министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей – инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

4. Постановления министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.07.2015 №5 «О внесении изменений в постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1».

5. Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 №4/15).

6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллктуальными нарушениями).

8. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 №1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

9. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура».

10. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

11.Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 №429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

12.Устава МБОУ Грушевской ООШ.

  Программа учебного предмета «Математические представления» во 2-м классе рассчитана на 3 часа в неделю, в год 170 часов.

В связи с особенностями календарного учебного графика и расписанием уроков программа будет выполнена в 2017-2018 учебном году за 165 часов.

Из них часы обязательного изучения – 98час; самостоятельного изучения – 67часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе.

Предметные, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты:

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и

невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Личностные результаты:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного

опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Метапредметные результаты:

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной

и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

п/п

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

Коммуникация с использованием вербальных средств(23ч)

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Прощание с собеседником.  

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (49ч)

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых предложений.

Чтение и письмо (46ч)

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова).

Повторение (50ч)

ИТОГО: 168часов.

Совместные действия ребенка и взрослого;

действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции;

Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности.

Совместные действия ребенка и взрослого;

действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции;

Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности.

Совместные действия ребенка и взрослого;

действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции;

Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности.

Индивидуальная работа, игровая деятельность.

Индивидуальная работа, игровая деятельность.

Индивидуальная работа, игровая деятельность.

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация», 2 класс

Тема

Кол-во часов для обязательного изучения

Кол-во часов для самостоятельного изучения

Дата

Коммуникация с использованием вербальных средств(23ч)

1

Установление зрительного контакта с взрослым. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью.

1

04.09.

2

Реагирование на собственное имя, имена родных. Приветствие собеседника.

1

1

06.09.

3

Культура общения. Приветствие. Прощание. Поддержание зрительного контакта с говорящим.

1

1

07.09

4

Культура общения. Поддержание зрительного контакта с говорящим.

1

1

11.09

5

Привитие умения правильно сидеть за партой во время письма и чтения. Выражение своих желаний.

1

13.09

6

Привитие умения вставать из-за парты. Выражение своих желаний (с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова).

1

14.09

7

Привитие умения слушать объяснения и указания учителя.

1

1

18.09.

8

Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности.

1

1

20.09

9

Привитие умения правильно располагать на парте учебные принадлежности.

1

1

21.09

10

Привитие умения правильно пользоваться учебными принадлежностями

1

1

25.09

11

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук)

1

1

27.09

12

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

1

1

28.09

13-14

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание)

1

02.10

04.10

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (48ч.)

04.10

05.10

Импрессивная речь

15-16

Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты: предметы, материалы, люди, животные и т.д.

1

1

05.10

09.10

17-18

Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет, величина, форма и др.

1

1

11.10

12.10

19-20

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов: пять, второй и др.

1

1

16.10

18.10

21-22

Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов: «на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее.

1

1

19.10

23.10

23-24

Понимание словосочетаний, простых предложений.

1

1

25.10

26.10

Экспрессивная речь

25

Называние слов по предъявленным картинкам.

1

1

30.10

26

Правильное произношение двух звуков му, ум.

1

01.11

27

Составление простых предложений из двух слов.

Обведение фигур по трафарету.

1

1

02.11

28-29

Составление простых предложений из трёх слов.

Обведение фигур по трафарету

2

1

13.11

15.11

30-31

Деление составленных предложений на слова.

Закраска, штриховка фигур.

2

1

16.11

20.11

32-33

Развитие речевого дыхания.

2

1

22.11

23.11

34

Вопросительная и восклицательная интонация в стихах.

1

1

27.11

35

Выделение в устной речи звука А в начале слова.

Штриховка простейших фигур.

1

1

29.11

36

Выделение в устной речи звука У в начале слова.

Рисование простейших фигур.

1

1

30.11

37-38

Изображение действий по предложенной картинке и вопросам учителя. Рисование несложных предметов.

2

04.12

06.12

39-40

Развитие умения показывать и называть изображения (слева, направо).

2

1

07.12

11.12

Чтение и письмо (97ч)

Начальные навыки чтения и письма

41

Правильное и отчётливое произнесение звука А в изолированной позиции. Письмо печатной буквы А.

1

1

13.12

42

Произнесение звука А в начале слова. Письмо строчной буквы а.

1

1

14.12

43

Произнесение звука А в конце слова. Письмо буквы А,а.

1

18.12

44

Правильное произнесение звука У в изолированной позиции. Письмо буквы у.

1

1

20.12

45

Произнесение звука И в начале слова. Письмо буквы И.

1

1

21.12

46

Произнесение звука У в конце слова. Письмо строчной и заглавной буквы У.

1

1

25.12

47-49

Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа.

Письмо по обводке слогов ау, уа

3

3

27.12

28.12

15.01

50

Образование и чтение слов АУ, УА. Письмо по обводке.

1

multiurok.ru

Поурочное планирование коррекционного курса: Альтернативная коммуникация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородская школа №8»

заседании МО

Руководитель МО

______ /__________ /

Протокол №

Согласовано

Зам. директора

__________/_______/

Утверждено

Приказом №____________

Индивидуальное обучения на дому

учащегося 1 класса (II вариант)

Поурочное планирование коррекционного курса:

Альтернативная коммуникация

Учитель — логопед:__________

2016 – 2017 учебный год

Коррекционный курс: Альтернативная коммуникация.

Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Коррекционный курс: Альтернативная коммуникация

Учитель – логопед: ______________

Количество часов в неделю: 1 час в неделю

Целью данных занятий являются формирование коммуникативных и речевых навыков с

использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться

ими в процессе социального взаимодействия; обучение социальному взаимодействию с

окружающими — индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и

повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Логопедическое планирование составлено на основании учебного плана, согласно

рекомендаций ИПРА обучающейся и с учётом речевых недостатков на основе:

— Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (разработаны ГБОУ ВПО

«Московский городской психолого – педагогический университет» в рамках

Государственного контракта от «10» апреля 2014г. №07.028.11.0005.

— Письмо Министерства образования РФ от 20 июня 2002г №29/2194 – б «Рекомендации об

организации логопедической работы в специальном (коррекционном) общеобразовательном

учреждении VIII вида.

Календарно – тематическое планирование коррекционного курса:

Альтернативная коммуникация

с учащимся 1 класса

п/п

Тема занятий

(формируемые представления)

Материалы и оборудование

Кол – во часов

Дата по плану

Дата фактическая

I четверть

Коммуникация

1.

2.

Установление зрительного контакта с собеседником

яркий предмет,

разв.игра «Покажи глазки…»

2

06.09

13.09

3.

4.

Реагирование на собственное имя

фотография ребёнка

2

20.09

27.09

5.

6.

Приветствие собеседника:

— жестом (пожать руку),

— звуком,

— словом «Привет»

коммуникативные таблицы

2

04.10

11.10

7.

8.

Привлечение к себе внимания:

— звуком,

— словом,

предложением.

звучащие предметы

2

18.10

25.10

II четверть

9.

10.

Выражение своих желаний:

— жестом,

— звуком,

— словом «Дай»,

-предложением «Лена дай».

мелкие игрушки

2

08.11

15.11

11.

12.

Выражение просьбы о помощи:

— жестом,

— звуком,

— словом «Помоги»,

-предложением «Лена помоги».

коммуникативные таблицы

2

22.11

29.11

13.

Выражение согласия:

— жестом (кивок головы),

— звуком,

— словом «Да»,

коммуникативные таблицы

1

06.12

14.

Выражение несогласия:

— жестом (покачать головой из стороны в сторону),

— звуком,

— словом «Нет»

коммуникативные таблицы

1

13.12

15

Прощание с собеседником:

— жестом (помахать рукой),

— звуком,

— словом «Пока»

коммуникативные таблицы

1

20.12

III четверть

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)

16.

17.

Узнавание (различение) по именам:

— членов семьи

фотографии членов семьи

2

10.01

17.01

18.

19.

Узнавание (различение) по именам:

— учащихся класса,

— педагогов

разв. игра «Кто позвал?»

2

24.01

31.01

20.

21.

Понимание слов, обозначающих предмет:

кружка

тарелка

ложка

предметы, предметные картинки

2

07.02

14.02

22.

23.

Понимание слов, обозначающих предмет:

стул

стол

шкаф

предметы,

предметные картинки

2

28.02

07.03

24.

25.

Понимание слов, обозначающих предмет:

яблоко

банан

мяч

муляжи фруктов, игрушка мяч

2

14.03

21.03

IV четверть

26.

Понимание слов, обозначающих предмет:

носки

куртка

футболка

брюки

шапка

предметные картинки,

н/п игра «Оденем куклу на прогулку»

1

04.04

27.

Понимание слов, обозначающих предмет:

ботинки

сандалии

предметные картинки, дид.игра «Зашнуруй ботинок»

1

11.04

28.

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак :

мой

твой

мелкие предметы , н/п игра «Парочки»

1

18.04

29.

30.

Понимание простых предложений:

нераспространённых («Оля ест» и др.)

распространённых («Оля ест яблоко» и др.)

сюжетные картинки

2

25.04

02.05

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)

31.

Называние своего имени

фотография ребёнка

1

16.05

32.

Называние имён:

членов семьи

педагогов

фотографии членов семьи, сюжетная картинка «Семья»

1

23.05

Примечание: количество занятий взято условно и может меняться по причине психо — физических и речевых

возможностей учащегося

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *