Разработка урока программное обеспечение компьютера 7 класс – Конспект урока информатики в 7 классе «Программное обеспечение компьютера»
Конспект урока информатики в 7 классе «Программное обеспечение компьютера»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА УРОКА: Программное обеспечение компьютера
ФИО: Ларионова Галина Владимировна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Должность: учитель
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 7
Тема и номер урока в теме: Программное обеспечение компьютера. Урок 3
Базовый учебник: Босова Л. Л. 7 класс
8. Цель урока:
дать понятие программного обеспечения;
систематизировать знания об основных типах программного обеспечения
9. Задачи:
обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;
систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;
рассмотрение операционных систем и их функций
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютеры; мультимедийный проектор; презентация «Программное обеспечение компьютера»; интерактивное задание, задания для групп: 1, 2, 3
Структура и ход урока: таблица 1.
Технологическая карта урока
План урока №Этапы урока
Используемые ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Организационная часть
Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок. Перед вами на столах лежат маршрутные листы нашего занятия. Сегодня мы с вами побываем в виртуальном компьютерном магазине, выполним исследовательский проект, после перезагрузки узнаем Что — к чему? И раскроем секретную информацию.
2 мин
2
Актуализация знаний
Начинаем наше путешествие.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
(Открываю слово «компьютер».) Слайд 1
Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются несколько видов мониторов, системных блоков, мышей, клавиатур. Давайте поставим перед собой задачу собрать компьютер. А может и купить компьютер.Что вы выберете из этого многообразия устройств?
Давайте посмотрим, что же у нас получилось.(Вид нормального компьютера.) Слайд 3
Все это составляет аппаратную часть компьютера и называется hardware.Об этом вы говорили на прошлом занятии. (Одновременно со словами открываем слово в формуле).
Итак, мы собрали компьютер и принесли его домой. Подключили к электросети и нажали кнопку Power. Компьютер работает? Можете ли вы уже начинать работать на компьютере?
Правильно.
Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата.
А как вы думаете, как называется такая инструкция, которая понятна и человеку и компьютеру? С помощью чего мы работаем на компьютере?
Правильно. С помощью программ (открываю лист с окончанием формулы) а точнее с помощью Программного обеспечения
Компьютер и его составные части
Учащиеся выполняют задание у доски
Как правило, начинают повторно перечислять отдельные устройства компьютера, подключение питания и т.п. И, наконец, самый внимательный ученик, обратив внимание на тему урока, говорит, что необходимо программное обеспечение.
Отвечают на вопрос
4 мин
3
Освоение нового учебного материала
(работа по освоенному дома учебному материалу)
раздаточный материал: опорный конспект, листы с заданиями;
Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.
Тема нашего занятия – ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА.
Перед вами лежат опорные конспекты, с которыми мы будем сегодня работать. В течении урока мы будем делать записи в конспект.
Запишите, пожалуйста, тему нашего урока. На сегодняшнем занятии мы должны дать определение понятию «программное обеспечение», познакомится с классификацией программного обеспечения и научиться самостоятельно выбирать программы, нужные для решения конкретных задач.
Как вы уже поняли, компьютер без программы — это просто груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.
А что же такое программа?
Программа — это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.
А что же такое ПО?
ПО – это совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.
Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО?
Это совокупность программ, т.е. большое количество программ. А все ли программы одинаковы?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо провести исследование. Мы возвращаемся в виртуальный магазин, чтобы подобрать необходимое программное обеспечение.
Сейчас мы разделимся на три группы пользователей, каждая из которых будет представлять то ПО, которое необходимо для решения определенных задач.
Вы откроете файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить название вашего класса ПО, его назначение, а также выбрать программы, относящиеся к нему.
По окончании работы, группа выходит к доске и объявляет название и программы своего класса ПО. Затем у доски остается один представитель группы, который расскажет нам о своем классе ПО. Все остальные внимательно слушают сообщение и заполняют схему классификации ПО в опорных конспектах, записав название и назначение типа ПО и, подчеркнув программы, входящие в него. На эту работу вам отводится 4 минуты.
Ответ первой группы.
Вопрос учащимся: «Какая программа по вашему мнению является ведущей в работе компьютера?»
Какие ОС вам известны? Назовите их.
Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМНЫМ ПО.
Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Работоспособность компьютера обеспечивают программы, составляющие системное программное обеспечение.
Запишите определение
Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.
К основным элементам системного ПО относятся:
– ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (operatingsystem)- программа,
осуществляющая диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами. В настоящее временя созданы сотни ОС, наиболее известные – MS-DOS, Windows, Vista, Linux, UNIX;
– драйверы — это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами. Каждое внешнее устройство обслуживается своим драйвером.
Ответ второй группы.
Вопрос учащимся: «Люди каких профессий работают с данным видом программного обеспечения?»
Мы рассмотрели класс программ, которые называются ПРИКЛАДНЫМ ПО.
Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора.
Запишите определениеПрикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.
Сюда входят программы (MSOfficeWORD, MSOfficeExcel, AdobePhotoShop, 3D-MaxStudio, Компас-3D, Winamp, PowerDVD), переводчики, игры, электронные учебники и справочники.
Ответ третьей группы.
Вопрос учащимся: «Люди какой профессии работают с данным видом программного обеспечения?»
Конечно. Эта профессия является одной из самых востребованных на сегодняшний день. Возможно, среди вас находятся будущие известные программисты.
Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Они предназначенные для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.
Запишите определение
Системы программирования — это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.
Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.
//Один из языков программирования вы будете обязательно изучать в курсе информатики 9 класса. И называется он Pascal.
Записывают тему урока
Дети пытаются сформулировать определение, высказывая предположения.
Записывают определение в тетрадь
Дети пытаются сформулировать определение, высказывая предположения.
Записывают определение в тетрадь
Отвечают на вопрос
Первая группа (задание) – описывает класс ПО, которое позволяет организовать диалог с компьютером, сжимать файлы больших размеров, работать с заархивированными файлами и сканировать компьютер на наличие вирусов.
Вторая группа (задание) – находит информацию о ПО, которое позволяет, печатать тексты, слушать музыку, строить графики, рисовать, играть в игры, переводить текст, создавать базы данных и смотреть видеофайлы.
Третья же группа (задание) – рассказывает, какое ПО используется как инструмент для создания предыдущих двух классов программ.
Один из участников группы представляет о своем ПО, выбирает набор программ и учитель приглашает его прикрепить на доску название класса ПО и перечень программ.
Представляют группу ПО
Ответы учащихся на вопрос.
Ответы учащихся на вопрос.
Записывают определение и примеры в тетрадь
Представляют группу ПО
Ответы учащихся на вопрос.
Записывают определение и примеры в тетрадь
Представляют группу ПО
Ответы учащихся на вопрос.
Записывают определение и примеры в тетрадь
20 мин
4
Закрепление нового учебного материала
интерактивное задание
Теперь я предлагаю вам пересесть за компьютеры и проверить, на сколько успешно вы разбираетесь в ПО, и сможете ли вы самостоятельно приобрести необходимое ПО в нашем виртуальном магазине.
Откройте задание «Классификация ПО». Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 2 минут распределить предложенные программы по классам. Проверка проводится с помощью опроса, ссылаясь на работу учащегося, представленной на экране. С анализом ошибок.
Посмотрите на экран. У вас получилось так же?
(По ходу занятия анализировать: А как вы..? А как у вас..? В чем ошибка?)
Учитель: Вы успешно справились с задачей и теперь свободно ориентируетесь в типах ПО. Я думаю, теперь вы сможете покупать ПО без помощи консультантов.
Дети пересаживаются за компьютеры
Выполнение задания на компьютерах.
Одни из учащихся выполняет эту работу за компьютером учителя
7 мин
5
Подведение итогов
Как вы видите, каждый пользователь может сам выбрать то ПО, с которым он будет работать. Причем в каждом наборе присутствуют представители каждого класса ПО.
Так что же такое ПО?
Ответы учащихся
Программное обеспечение – это совокупность программ, позволяющих:
— осуществлять поддержку работы компьютера;
использовать компьютер как инструмент для решения поставленных задач;
применять различные устройства, подключенные к компьютеру;
поддерживать связь пользователя с компьютером
3 мин
6
Домашнее задание
Параграф 2.3 стр. 68-73
Вам необходимо закончить наш проект, дополнив список программ, программным обеспечением, которое находится на вашем компьютере.
Выяснить, какая операционная система стоит на компьютере у вас дома, а также программы какого класса и какие программы используются вами наиболее часто.
Записывают Д/З
2 мин
7
Рефлексия
Сегодня вы узнали о разнообразии ПО, о его классификации и назначении. Поднимите руки, пожалуйста, те, кто сможете теперь приобрести необходимое для работы ПО самостоятельно? Кому теперь не продадут программы, которые совершенно не нужны для работы?
2 мин
infourok.ru
Программное обеспечение компьютера — Информатика
Тема урока: Программное обеспечение компьютера
Цель:
образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания;
развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: синтетическая.
Место урока в учебной теме: первичный
Методы и методические приемы:
1 Информационно — рецептивный:
а) словесный: рассказ — объяснение, описание, беседа,
б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.
5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика
Материалы и оборудование: флипчарт, раздаточный материал, проектор, ноутбук
Основные понятия и термины: программа, обеспечение
Ход урока
Организационный момент
Повторение материала
1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».
Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).
Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»
Объяснение нового материала
Программное обеспечение – набор всех существующих программ , используемых компьютером
Программное обеспечение делиться на три группы:
Системное программное обеспечение — программы, обеспечивающая совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющая пользователю доступ к его ресурсам.
Прикладное программное обеспечение — программа, позволяющая пользователю решать информационные задачи с использованием компьютера.
Системы программирования — программа, предназначенная для разработки различного программного обеспечения.
Интерфейс – это способ общения программы с пользователем (это набор правил, с помощью которых пользователь управляет работой компьютера; это методы и средства взаимодействия пользователя с аппаратными и программными средствами).
Драйвер – это специальная программа, которая обеспечивает управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяет производить настройку некоторых параметров устройств (это программа, предназначенная для обслуживания работы какого–либо устройства; это конкретные программы, отвечающие за взаимодействие с конкретными устройствами).
Утилиты – это служебные программы, которые используются для расширения или улучшения функций системных программ, основное их назначение состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы (это специальные служебные программы, предназначенные для улучшения и других возможностей операционной системы).
Обобщение новых знаний
Для этого учащимся предлагается выполнить следующие задания. Задания проверяются после их выполнения. Задания можно выполнять по группам.
Задание 1: (работа в паре).
Найдите лишнее.
А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка
Задание 2: (работа в паре)
Сравните, чего больше:
А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ
Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.
Задание 4: (работа в группе):
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу).
Задание 5 (работа в группе): Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере.
Подведение итогов урока
Вопросы для закрепления?
— Что такое программное обеспечение?
— Какие группы программ выделяются в программном обеспечении?
— Каково назначение операционных систем?
-Какая операционная система установлена на школьных компьютерах?
Домашнее задание
Учить определения
§ 9 стр. 55 – 58
Доклад «Описать какие прикладные программы установлены на вашем компьютере»
multiurok.ru
Урок в 7 классе «Программное обеспечение компьютера. Операционная система»
Урок по теме: «Программное обеспечение компьютера. Операционная система.»
(урок информатики в 7 классе)
Цели урока:
Образовательная:
• Дать понятие программного обеспечения. Рассказать об основных типах программного обеспечения.
• Дать понятие операционной системы. Рассказать о функциях операционной системы.
• Познакомить с интерфейсом ОС Windows.
Развивающая: развивать мышление, внимание учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру правильного поведения при работе с компьютерными программами.
Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала и закрепления полученных знаний, практическая работа на ПК
Вид урока: урок-лекция
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, презентации «Программное обеспечение компьютера» и «Элементы интерфейса ОС Windows»,.
Ученик должен знать: Программный принцип работы компьютера, понятие программного обеспечения, типы программного обеспечения, понятие операционной системы, функции и элементы интерфейса операционной системы.
Ученик должен уметь: Различать программное обеспечение по назначению; понимать с помощью каких программных средств, какие информационные задачи можно решать; сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека.
Структура урока:
I. Организационная часть (2 мин).
II. Постановка целей урока (3 мин).
III. Объяснение нового материала (по слайдам презентации) (15 мин).
IV. Закрепление материала (заполнение карточек) (5мин).
V. Практическая часть урока (19 мин).
VI. Итоги урока (1-2 мин).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка отсутствующих, индивидуальная подготовка рабочего места, сообщение темы и плана урока.
II. Постановка целей урока и актуализация знаний.
Учитель задает вопросы классу:
Как компьютер обрабатывает информацию?
Как компьютер передаёт и получает информацию?
Как компьютер хранит информацию?
Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
Кто сегодня не может обойтись без компьютера?
Учитель: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.
III. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы сопровождается показом слайдов презентации).
(Слайд «аппаратная и програмная части»)
Компьютер = Аппаратура (hardware) + Программное обеспечение (software)
Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.
Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать и в какой последовательности.
(Слайд «виды ПО»)
Рассказ о структуре программного обеспечения компьютера и деления ПО на 3 вида.
Краткая характеристика каждого направления программного обеспечения.
(Слайд «системное ПО»)
Системное ПО состоит из нескольких структурных элементов: операционная система, операционные оболочки и сервисные программы. Дается характеристика и примеры каждой части системного ПО.
(Слайд «прикладное ПО»)
Самая большая часть из ПО как по количеству, так и по разнообразию программ. Разделение прикладного ПО на общего и специального назначения. Примеры программ.
(Слайд «системы программирования»)
Вид ПО являющийся инструментом программистов использующий один из языков программирования. Краткая характеристика.
После ознакомления учащихся с видами программного обеспечения возвращаемся к системному ПО. Изучение программ компьютера начинается с освоения принципов функционирования операционной системы. На следующем слайде знакомимся с частями ОС и их назначением.
(Слайд «операционная система»)
Функции ОС: управление ресурсами ПК, диалог с пользователем и работа с файлами.
Вторая часть теоретического материала «Элементы интерфейса ОС Windows» строится на показе слайдов и диалоге учителя с учащимися.
Наиболее популярной операционной системой является ОС Windows. У многих дома есть компьютеры и большинство знакомы с интерфейсом windows. На данном уроке с использованием слайдом знакомимся с основными элементами интерфейса. Более углубленное изучение ОС windows будет на следующих занятиях.
Слайды (демонстрация с комментариями учителя):
1. Интерфейс – виды интерфейсов и способы взаимодействия ОС с пользователем.
2. Объекты – основные элементы ОС и их состав.
3. Главное меню – основной элемент интерфейса для запуска программ и настройки ОС.
4. Рабочий стол – область экрана для организации работы пользователя.
5. Настройка рабочего стола – изменение параметров рабочей области пользователя.
6. Виды окон – структурные элементы окна, типы окон.
7. Типы меню – различные виды меню по организации списка команд по запуску и управлению программами и объектами интерфейса операционной системы.
IV. Закрепление материала. Учащиеся заполняют карточку, отвечая на теоретические вопросы (Карточка «программное обеспечение»). По результатам ответов, можно сделать вывод об усвоении учащимися блока теории «понятие программного обеспечения».
V. Практическая часть урока
В ходе выполнения практического задания из карточки «Задание 1 работа в ос windows», учащиеся осваивают способы взаимодействия и элементы интерфейса операционной системы windows .
Задание 1. Работа в ос windows
Практическая работа «Графический интерфейс Windows»
На рабочем столе создать ярлыки для всех дисков.
Установить фон рабочего стола «Ветер».
Установить заставку «Летающие предметы» с интервалом 20 минут.
Проверить правильность установки даты и времени на вашем рабочем ПК и при необходимости исправить.
Запустить 5 окон программы «Блокнот» и расположить их на экране следующим образом, добавив надписи:
а) б)
Создайте на Рабочем столе папку ИНТЕРФЕЙС и сохраните в нее содержимое окон в файлы: ИН.txt, ТЕР.txt, ФЕ.txt, Й.txt, С.txt.
Найти все файлы и папки, имеющие в своем имени сочетание букв se, созданные в период с 1 сентября 2008 года по 17 декабря 2009 года и имеющие размер не менее 1 Кб.
Если остается время, то учащиеся отвечают на вопросы из карточки «Задание 2 интерфейс windows».
VI. Подведение итогов. Оценка работы класса и каждого учащихся. Домашнее задание.
infourok.ru
Разработка урока по информатике «Программное обеспечение компьютера» в 7 кл. — К уроку — Информатика
Разработка урока по информатике 7 кл.
«Программное обеспечение компьютера»
(по программе Угриновича Н.Д.)
Конспект урока.
Приветствие.
Формирование проблемы:
Учитель задает вопросы ученикам:
Если мне нужно создать рисунок на компьютере, что мне потребуется?
Если мне нужно оформить доклад, без чего я не обойдусь?
Если мне нужно посетить сайт, что мне потребуется?
Программа! верно! нам нужны программы. Все, что мы с вами делаем на компьютере, мы делаем с помощью той или иной программы. Даже сама операционная система – это программа, которая управляет работой компьютера.
Вспомним, что на прошлых уроках мы с вами изучали аппаратное обеспечение компьютера – железо – устройства, которые обеспечивают работу компьютера. Сегодня же мы с вами изучим не менее важную тему – программное обеспечение компьютера.
Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока – «Программное обеспечение компьютера».
Давайте проведем аналогию и дадим определение ПО компьютера. Что это?! Если аппаратное обеспечение компьютера, мы знаем, это совокупность всех устройств компьютера, то программное обеспечение компьютера – это…?
Верно! это совокупность всех программ компьютера (определение записывается в тетрадь).
Давайте назовем несколько программ, которые вы знаете, с которыми мы работали на уроках.
Ученики называют программы.
Отлично!
А теперь давайте найдем сходство между группами программ:
Блокнот, MS Word, WordPad – что общего у этих программ? как называется группа этих программ?
Аналогично:
Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW
DrWeb, Антивирус Касперского, NOD32
Молодцы!
Таким образом, мы поняли, что существуют различные группы (типы) программ. С основными типами мы познакомимся сегодня на уроке, а сейчас просмотрим информационную презентацию.
К доске вызывается ученик, который по презентации рассказывает ученикам виды ПО. Самое главное записывается в тетрадь, при необходимости помогает учитель.
Идет просмотр презентации.
Слайд 1 – Тема урока.
Слайд 2 – Программное обеспечение компьютера – определение.
(эти 2 слайда можно пропустить).
Слайд 3 – Деление ПО компьютера на системное и прикладное, определения.
Слайд 4 – Системное ПО – основные типы. Задание – определить соответствие между типами и программами.
Слайд 5 – Прикладное ПО – основные типы.
Слайд 6 – перечислены названия программ. Задание: установить соответствие между программами и типами прикладного ПО, указанного на слайде 5.
Слайд 7 – Вопрос к ученикам: знают ли они еще какие-либо программы, о которых не говорилось на уроке.
После работы над презентацией и обсуждением материала, следует сформулировать выводы этой части урока, определить достижения учеников.
Если останется время (это зависит от работы учителя, ученика, выступающего в роли учителя и класса в целом), то следует выполнить следующую работу.
Учебник Угринович, 7 кл. Параграф «1.5.1. Системное программное обеспечение» — найти в тексте параграфа ответы на вопросы: 3,4. – стр. 43
Домашнее задание – на усмотрение учителя.
Материал скачан с сайта http://pedsovet.su/ — Интернет-сообщество учителей – коллекция материалов для учителя, форум, новости образования
pedsovet.su
Конспект урока по информатике в 7 классе «Программное обеспечение компьютера (ПО)»
Учитель: Аблаева С.С.
Предмет: информатика
Дата: 26.10.2017
Класс: 7
№ урока: 8
Тема: Программное обеспечение компьютера (ПО).
Цель: сформировать представление о программном обеспечении и его видах
Тип урока: урок изучения нового и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: доска, мел, картинка с ребусом, карточки с заданиями, карточки с иконками программ
Результаты:
Личностные:
владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; формировать целостного мировоззрения, формировать алгоритмической культуру, формировать уважительное отношения к истории
Метапредметные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и самооценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; соотнести результат с целью и оценить его; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
доносить свою позицию до других; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; критично относиться к собственному мнению; организовывать учебное взаимодействие в группе
Предметные:
Содействовать познанию учащихся того, что такое программное обеспечение компьютера
Сформировать знания по видам программ и познакомиться с примерами программ
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие обучающихся, подготовка рабочих мест.
Добрый день, ребята!
Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».
Проверяет готовность класса и учеников к уроку.
2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа. Доскажите предложение…
Последовательность команд, написанных на понятном для компьютера языке называется (программа)
Предназначен для вывода текстовой, численной, графической информации (принтер)
Для оптического ввода в компьютер используется (сканер)
Для ввода числовой, тестовой информации в компьютер используется (клавиатура)
Разделить на четыре колонки (какие?) устройства: процессор, флеш-память, принтер, микрофон, джойстик, винчестер, клавиатура, оптический диск, сканер, монитор, коллонки
Память представляет собой последовательность пронумерованных, начиная с нуля: А) алгоритмов; Б) строк; В) ячеек; Г) столбцов
Это устройство представляет собой несколько магнитных дисков, вращающихся и заключённых в корпус, является устройством внешней памяти (винчестер)
Устройство, где информация хранится до тех пор, пока включён компьютер (ОЗУ)
Устройство, которое обеспечивает запись и считывание (дисковод)
3. Постановка целей и задач урока. Учитель: Сейчас предлагаю вам разгадать ребус и узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Как грудной малыш без мамы,
Шагу бы не смог ступить.
Учитель: Итак, тема нашего урока….
Сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера. Ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»
Учитель: Итак, тема нашего урока….
Сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера. Ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»
Сам не может есть и пить,Так компьютер без………….
Шагу бы не смог ступить.
4. Изучение нового материала. Беседа:
Учитель: Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО?
Ответ учащихся.
Это совокупность программ, т.е. большое количество программ.
Учитель: А все ли программы одинаковы?
Ответ учащихся.
Учитель: На компьютере есть множество программ. Все программы можно разделить на группы. Итак, рассмотрим структуру программного обеспечения .
Учитель: Всё программное обеспечение компьютера делится на три группы: системное, прикладное и системы программирования. Чтобы подобрать необходимое программное обеспечение для нашего компьютера, мы проведем исследование.
Сейчас мы разделимся на три группы пользователей, каждая из которых будет изучать то ПО, которое необходимо для решения определенных задач. (Делимся на группы.)
Учитель: Я раздам вам файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить какая относится к вашему классу ПО, а также выбрать программы, относящиеся к нему. Также вам предложены названия программ, из которых необходимо выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют нужному вам типу ПО (прил. 2).
По окончании работы, один представитель группы выходит к доске и рассказывает о своем ПО. Все остальные внимательно слушают сообщение и заполняют схему классификации ПО в опорных конспектах, записав название и назначение типа ПО и, программы, входящие в него. На эту работу вам отводится 10 минут. (учащиеся обрабатывают материал, определяют свою группу ПО).
5. Закрепление. Учитель: Для закрепления знаний предлагаю выполнить следующие задания. Задания выполняются паре
Задание 1:
Найдите лишнее.
А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка
Задание 2:
Сравните, чего больше:
А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ
Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения (прил.3).
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу) (прил. 5).
6. Подведение итогов занятия.
Общие выводы урока. Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?» Какое программное обеспечение нужно приобрести для нашего компьютера?
7. Рефлексия. Докончите фразу…Я узнал… я научился… я удивился… я задумался… повторил… запомнил…
8. Домашняя работа 7 кл. §9
infourok.ru
План-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему: Программное обеспечение компьютера
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ В 7 КЛАССЕ
Тема урока: «Программное обеспечение компьютера».
Тип урока: изучение нового материала и закрепления полученных знаний, практическая работа на ПК
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, презентации «Программное обеспечение компьютера» и «Элементы интерфейса ОС Windows»,.
Цели урока:
- Образовательная – дать преставление о составе программного обеспечения компьютера:
- назначении системного ПО, назначение ОС и программ, которые относятся к системному ПО;
- назначении программ, которые относятся к прикладному ПО;
- назначение систем программирования.
- Развивающая – развить информационную культуру и умения определять, к какому программному обеспечению относится конкретная программа.
- Воспитательная – воспитывать культуру работы в группе; воспитывать информационную культуру.
После изучения темы учащиеся должны
- структуру программного обеспечения компьютера;
- понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;
- Программный принцип работы компьютера, понятие программного обеспечения, типы программного обеспечения, понятие операционной системы, функции и элементы интерфейса операционной системы.
- отделять задачи системного характера от задач прикладного характера;
- понимать с помощью каких программных средств какие информационные задачи можно решать.
- Различать программное обеспечение по назначению; понимать с помощью каких программных средств, какие информационные задачи можно решать; сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель задает вопросы классу:
- Как компьютер обрабатывает информацию?
- Как компьютер передаёт и получает информацию?
- Как компьютер хранит информацию?
- Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
- Кто сегодня не может обойтись без компьютера?
- Учитель: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.
- Объяснение нового материала
Для объяснения нового материала используется презентация: «Программное обеспечение компьютера». В презентации есть интерактивная схема программного обеспечения, вопросы по новому материалу. Особенность схемы в том, что она снабжена гиперссылками на другие презентации, в которых можно увидеть скиншоты соответствующих программ и прочесть к ним описание.
Теоретические основы урока
Программное обеспечение – набор всех существующих программ , используемых компьютером
Программное обеспечение делиться на три группы:
Системное программное обеспечение | Программы, обеспечивающая совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющая пользователю доступ к его ресурсам | Операционные системы | Windows, Linux, MS-DOS |
Файловые менеджеры | Проводник Total Commander FAR | ||
Программы диагностики | |||
Антивирусные программы | Dr Web, Антивипус Касперского,Nod 32 | ||
Программы обслуживания дисков | |||
Архиваторы | WinRar WinZip | ||
Прикладное программное обеспечение | Программа, позволяющая пользователю решать информационные задачи с использованием компьютера | Текстовые процессоры | Microsoft Word, Openoffice.Writer |
Табличные процессоры | Microsoft Excel, Openoffice.Calc, 1C:бухгалтерия | ||
СУБД | Microsoft Ассess, Openoffice.Base | ||
Компьютерная графика и анимация | Paint,Adobe, Photoshop, CorelDraw | ||
Средства коммуникаций | Internet Explorer, Outlook Express, The Bat | ||
Обучающие программы | Клавиатурные тренажеры, тесты | ||
Игры | |||
Системы программирования | Программа, предназначенная для разработки различного программного обеспечения | Pascal, Basic |
Интерфейс – это способ общения программы с пользователем (это набор правил, с помощью которых пользователь управляет работой компьютера; это методы и средства взаимодействия пользователя с аппаратными и программными средствами).
Драйвер – это специальная программа, которая обеспечивает управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяет производить настройку некоторых параметров устройств (это программа, предназначенная для обслуживания работы какого–либо устройства; это конкретные программы, отвечающие за взаимодействие с конкретными устройствами).
Утилиты – это служебные программы, которые используются для расширения или улучшения функций системных программ, основное их назначение состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы (это специальные служебные программы, предназначенные для улучшения и других возможностей операционной системы).
Обучающиеся записывают в тетрадь основные определения
Задание 1. Работа в ос windows
Практическая работа «Графический интерфейс Windows»
- На рабочем столе создать ярлыки для всех дисков.
- Установить фон рабочего стола «Ветер».
- Установить заставку «Летающие предметы» с интервалом 20 минут.
- Проверить правильность установки даты и времени на вашем рабочем ПК и при необходимости исправить.
- Запустить 5 окон программы «Блокнот» и расположить их на экране следующим образом, добавив надписи:
а) б)
- Создайте на Рабочем столе папку ИНТЕРФЕЙС и сохраните в нее содержимое окон в файлы: ИН.txt, ТЕР.txt, ФЕ.txt, Й.txt, С.txt.
Найти все файлы и папки, имеющие в своем имени сочетание букв se, созданные в период с 1 сентября 2008 года по 17 декабря 2009 года и имеющие размер не менее 1 Кб.
Если остается время, то учащиеся отвечают на вопросы из карточки «Задание 2 интерфейс windows».
- Вопросы для закрепления?
— Что такое программное обеспечение?
— Какие группы программ выделяются в программном обеспечении?
— Каково назначение операционных систем?
-Какая операционная система установлена на школьных компьютерах?
nsportal.ru
Учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему: Разработка урока по теме «Программное обеспечение компьютера»
Разработка урока по информатике 7 кл.
«Программное обеспечение компьютера»
(по программе Угриновича Н.Д.)
Конспект урока.
Приветствие.
Формирование проблемы:
Учитель задает вопросы ученикам:
Если мне нужно создать рисунок на компьютере, что мне потребуется?
Если мне нужно оформить доклад, без чего я не обойдусь?
Если мне нужно посетить сайт, что мне потребуется?
Программа! верно! нам нужны программы. Все, что мы с вами делаем на компьютере, мы делаем с помощью той или иной программы. Даже сама операционная система – это программа, которая управляет работой компьютера.
Вспомним, что на прошлых уроках мы с вами изучали аппаратное обеспечение компьютера – железо – устройства, которые обеспечивают работу компьютера. Сегодня же мы с вами изучим не менее важную тему – программное обеспечение компьютера.
Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока – «Программное обеспечение компьютера».
Давайте проведем аналогию и дадим определение ПО компьютера. Что это?! Если аппаратное обеспечение компьютера, мы знаем, это совокупность всех устройств компьютера, то программное обеспечение компьютера – это…?
Верно! это совокупность всех программ компьютера (определение записывается в тетрадь).
Давайте назовем несколько программ, которые вы знаете, с которыми мы работали на уроках.
Ученики называют программы.
Отлично!
А теперь давайте найдем сходство между группами программ:
Блокнот, MS Word, WordPad – что общего у этих программ? как называется группа этих программ?
Аналогично:
Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW
DrWeb, Антивирус Касперского, NOD32
Молодцы!
Таким образом, мы поняли, что существуют различные группы (типы) программ. С основными типами мы познакомимся сегодня на уроке, а сейчас просмотрим информационную презентацию.
К доске вызывается ученик, который по презентации рассказывает ученикам виды ПО. Самое главное записывается в тетрадь, при необходимости помогает учитель.
Идет просмотр презентации.
Слайд 1 – Тема урока.
Слайд 2 – Программное обеспечение компьютера – определение.
(эти 2 слайда можно пропустить).
Слайд 3 – Деление ПО компьютера на системное и прикладное, определения.
Слайд 4 – Системное ПО – основные типы. Задание – определить соответствие между типами и программами.
Слайд 5 – Прикладное ПО – основные типы.
Слайд 6 – перечислены названия программ. Задание: установить соответствие между программами и типами прикладного ПО, указанного на слайде 5.
Слайд 7 – Вопрос к ученикам: знают ли они еще какие-либо программы, о которых не говорилось на уроке.
После работы над презентацией и обсуждением материала, следует сформулировать выводы этой части урока, определить достижения учеников.
Если останется время (это зависит от работы учителя, ученика, выступающего в роли учителя и класса в целом), то следует выполнить следующую работу.
Учебник Угринович, 7 кл. Параграф «1.5.1. Системное программное обеспечение» — найти в тексте параграфа ответы на вопросы: 3,4. – стр. 43
Домашнее задание – на усмотрение учителя.
nsportal.ru