cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект на тему былины 7 класс – Проект по литературе (7 класс) на тему: СЛОВАРЬ РУССКИХ БЫЛИН

Содержание

Проект по литературе (7 класс) на тему: СЛОВАРЬ РУССКИХ БЫЛИН

Слайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 7 класса СЛОВАРЬ РУССКИХ БЫЛИН

Слайд 2

Былина – это героический эпос русского народа. Их герои прославленные богатыри: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве. Кроме них ,есть былины о Вольге и Микуле Селяниновиче , Василии Буслаеве и т.д. БЫЛИНЫ КИЕВСКОГО ЦИКЛА

Слайд 3

В древности наша родина называлась Киевская Русь. Жили на ее территории различные славянские народы, а столицей был город Киев. В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого иногда отождествляют с Владимиром Святославичем В русских былинах присутствуют и женщины- богатырши , они называются старинным словом Поленица . Удалью и находчивостью отличалась супруга Ставра Годиновича , которая сумела обвести вокруг пальца самого князя Владимира и вызволить своего мужа из темницы. Былины Киевского цикла

Слайд 4

В былинах богатыри часто ездят в Киев на служение князю Владимиру: Илья Муромец защитил столичный град и самого Владимира от Идолища Поганого, Добрыня с Дунаем ездили сватать невесту для князя. БОГАТЫРИ СЛУЖАТ КИЕВСКОМУ КНЯЗЮ Времена были неспокойные, множество врагов из соседних земель совершали набеги на Русь, поэтому богатырям приходилось часто отправляться в походы.

Слайд 5

Кроме внутреннего, замечается ещё и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке. Рифм нет совсем и всё основано на созвучиях и музыкальности стиха. Тем, что былины сложены стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов: он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины сохраняют довольно большое количество архаизмов, особенно в типических частях. Былины сложены на основе формул, построенных либо с применением устойчивого эпитета, либо как клише из нескольких строк. СТИЛИСТИКА БЫЛИН

Слайд 6

Примеры подобных формул Как орет в поле оратай посвистывает, А бороздочки он помётывает , А пенья – коренья вывертывает, А большие-то каменья в борозду валит . У оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. Как стал тут Вольга растеть ‑матереть; Похотелося Вольги много мудрости: Щукой‑рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей‑соколом летать под оболока , Серым волком рыскать да по чистыим полям. Помётывает — разбрасывает, мечет Растеть – матереть – становиться более опытным, сильным Рыскать — бегать, блуждать без определенной цели в надежде найти что-то нужное.

Слайд 7

Ай же ты, волчья сыть, травяной мешок! Ты идти не хошь аль нести не мошь ? м ех – мешок, сляга , слега – жердь, тонкое бревно. с тупью пошла – лошадь пошла шагом

Слайд 8

Услыхали во чистом поле оратая: Как орет в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипливает , Омешки но камешкам почиркивают . Оратай – пахарь . Орет — пашет Омешики – сошники у плуга, которые подрезывают и взрывают пласт земли. .

Слайд 9

Лексика , связанная с земледелием Другой день ведь с утра до вечера, Не могли до оратая доехати Как орет в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипливает , А омешки по камешкам почиркивают . Тут ехали они третий день, А третий день ещё до пабедья , А наехали в чистом поле оратая. Оратай – пахарь , Орет — пашет , До пабедья – до полудня, Присошечек – лопатка для отворота земли Обжи – оглобли сохи

Слайд 10

Микула Селянинович – богатырь – земледелец. Это объясняет обилие крестьянской лексики . гужики шелковые -петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой; к рестьянствовати – заниматься крестьянским трудом ; д о пабедья – до полудня; Кобыла соловая – порода лошадей; Конь да оставается – отстаёт ; Ступью пошла — кобыла пошла шагом; Пожаловать город – дать во владение .

Слайд 11

Р абота учащихся 7 класса ГБОУ СОШ № 12 ЗАО г. Москвы Поповой М, Погореловой Н. Руководитель проекта Селезнева К.А.

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Презентация по литературе «Былины» 7 класс

Слайд 1

Былины Урок литературы в 7 классе

Слайд 2

Содержание Определение былины Особенности былины Основные циклы былин Киевский цикл былин Новгородский цикл былин Отражение сюжетов былин в искусстве Задания по былинам Тест на знание былин

Слайд 3

Определение былины Былины (от слова «быль») – произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Слайд 4

Особенности былины Существует с давних времен Описание подвигов богатырей Былине не свойственна точная передача исторических фактов Былина запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах Песенно-стихотворная форма Былину «сказывали» — пели или проговаривали в сопровождении гуслей Есть зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты

Слайд 5

Основные циклы былин Киевский цикл Новгородский цикл

Слайд 6

Киевский цикл былин Действие происходит в Киеве или около него В центре повествования стоит князь Владимир Основная тема – защита Русской земли от кочевников

Слайд 7

Киевский цикл былин Герои Герои киевского цикла – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга и Микула, Дюк

Слайд 8

Новгородский цикл былин Герои новгородского цикла – Садко, Василий Буслаев Затронуты социальные темы Действие происходит в Новгороде Садко у Морского царя

Слайд 9

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1898 год

Слайд 10

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Иван Яковлевич Билибин «Вольга и Микула»

Слайд 11

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Заморские гости», 1901 год

Слайд 12

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Микула Селянинович», 1910 год

Слайд 13

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Каранзин «Садко – богатый гость»

Слайд 14

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Л.Фомичев «Илья Муромец и калики перехожие» «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 15

Отражение сюжетов былин в искусстве Музыкальная страничка Римский-Корсаков Николай Андреевич – опера «Садко» Гречанинов – опера «Добрыня Никитич» Мусоргский Модест Петрович – «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»

Слайд 16

Отражение сюжетов былин в искусстве Кинематограф Художественные фильмы : «Илья Муромец» «Садко» Мультипликационные фильмы: «Алёша Попович и тугарин змей» «Добрыня Никитич и змей горыныч» «Илья Муромец и Соловей -разбойник»

Слайд 17

Задания по былинам Словарная работа Объяснить значения слов: Ой, вы гой еси Калика перехожий Покляпая береза Живот Сыть Дорога заколодела

Слайд 18

Задания по былинам 1. Из каких традиционных частей состоит традиционная былина? 2. Назовите черты сходства и отличия сказки и былины. 3. Где родился Илья Муромец?

Слайд 19

Задания по былинам Определите особенности киевского и новгородского циклов былин: Подвиги совершаются во имя князя, у которого богатыри стоят на службе. Герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Помощники герою – калики. Герои – Василий Буслаев, Садко. Место основных действий – Киев. В одной из былин герою помогает Святой Николай. Богатырям противопоставлен Соловей-разбойник, Калин-царь. Герою противопоставлен Морской царь. Место основных событий – Новгород. Подвиги совершаются не для защиты Родины от захватчиков, а по зову сердца.

Слайд 20

Тест по теме «Былины» Город, в котором произошел первый бой Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? А) Чернигов Б) Киев В) Новгород Поступки Ильи Муромца направляются: А) Чувством ответственности перед Родиной Б) Личной выгодой В) Тщеславием

Слайд 21

Тест по теме «Былины» 3. Главный защитник справедливости на Руси: А) Алеша Попович Б) Добрыня Никитич В) Илья Муромец 4. Сын Змея и земной женщины: А) Соловей-разбойник Б) Микула Селянинович В) Вольга

Слайд 22

Ответы к тесту 1. А 2. А 3. В 4. В

nsportal.ru

Понятие о предании, о былине. Видеоурок. Литература 7 Класс

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. Среди произведений фольклора огромное историческое значение имеют предания. В былинах народ на века запечатлел  общественные и нравственные нормы своего прошлого. На уроке вы прикоснетесь к уникальному памятнику словесной культуры, познакомитесь с содержанием предания «Пётр и плотник» и особенностями былин.

Тема: Устное народное творчество

Урок: Понятие о предании, былине

Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по волшебному миру литературы. И первое, с чего мы начнем знакомство, – это произведения устного народного творчества, то есть, фольклор. Одним из первых жанров фольклора стали предания.

Предание – это устный рассказ, в котором говорится о реальных исторических событиях, о реальных исторических людях.

Рассказ этот передавался из уст в уста, из поколения в поколение (рис. 1).

Рис. 1. Баян. Худ. В. Васнецов (Источник)

Предание «Петр и плотник (рис. 2)»

Однажды приехал царь в Воронеж, корабли строить. За то и памятник ему там поставлен. Сказывали, что он, вроде как, сам рабочим был: сам рубил, сам пилил. Созвали лучших мастеров и к работе их приставили. Один лучший из лучших мастер работал в паре с царем. Ему и невдомёк было, что царь с ним рядом работает. Думал он, что какой-то из приезжих, новичок. Но вот царь рубит, пилит – не получается. Плотник делает ему замечание: то не так, другое не так. Петр внимательно слушает и все быстро перенимает. А когда стали работу шабашить, Петр подошел к плотнику и сказал: «Хоть ты меня крепко и ругал, я на тебя зла не держу, благодарю за науку». Снял Петр со своей руки кольцо, отдал плотнику и говорит: «Носи да вспоминай, что науку самому царю преподал».  

Рис. 2. Царь-плотник. Санкт-Петербург, скульптор Леопольд Бернштам.  (Источник)

Рис. 3. Памятник Петру І. Воронеж. (Источник)

На что в первую очередь обращает внимание сказитель? Безусловно, на справедливость Петра (рис. 3). Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Если не умеешь – надо учиться, постоянно совершенствовать свое ремесло. А вот если выполняешь свою работу плохо – учись, учись долго и прилежно, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил царь плотника.

Предания использовали многие поэты для создания собственных произведений. Например, А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» писал:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Былины – один из древнейших жанров фольклора. Берут свое начало они в ХІ веке. И учеными доказано и четко установлено, что до ХVІІ века писались былины. А бытовали они в устной форме до середины ХХ века.   

Былины – это русский героический эпос. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом.

Герои былин – богатыри (рис. 4). Они сражались за родную землю, спасая ее от ненавистных врагов. Величественные образы богатырей поднимали дух воина, поддерживали силы, мужество, стойкость.

Мир и быт простого крестьянина являлись основой былин и сказок. Место действия любой былины – это город, торговая площадь в Киеве или в Новгороде. В то время Русь вела оживленную торговлю с другими странами.  

И также неоценимой является достоверность тех сведений, которые в былинах отражена. Былинные герои – это защитники и помощники русской земли. Верным товарищем им являлся конь. Конь был не только помощником богатырям, но и помощником любому землепашцу. Будничный труд крестьянина ценился выше воинского.

Особенности былин:

торжественность тона,

особенный ритм,

особенный стих.

Былины создавались не для увеселения, они помогали жить и трудиться русскому человеку. В них отражался уклад жизни русского народа, они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей русской литературы.

Рис. 4. Три богатыря. Худ. В. Васнецов.(Источник)

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).  
  4. Все о русских былинах (Источник). 
  5. Русь былинная. Сборник мультфильмов (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Прочитайте былину «Вольга и Микола Селянинович», составьте ее план.
  2. Дайте характеристику главному герою. Какие идеальные качества он в себе воплотил?

 

interneturok.ru

Система уроков по изучению былин в 7 классе

На этой странице вы можете познакомиться с системой работы над темой «Былины» в 7 классе. Презентация содержит материал к нескольким урокам: «Былина как жанр УНТ», «Былины Киевского цикла», «Былина «Вольга и Микула Селянинович»», «Садко», «Урок-игра по теме «Былины»».

 

Презентация включает видео, аудио, иллюстрации, кроссворды, вопросы викторины.

Теперь презентацию можно скачать с сайта целиком, архивом 

Слайд 1

Былины

Система уроков литературы в 7 классе

 Слайд 2

Цели уроков:

  • Познакомиться с былинами разных циклов
  • Узнать художественные особенности былин
  • Написать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»
  • Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе»

 

Цель 1 урока:

  • Повторить знания по фольклору
  • Познакомиться с жанровыми особенностями былин

Слайд 3

Искусство народных

мастеров стало легендой,

его власть простёрлась

и на наше время.

В. Аникин

 (Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)

Тест

  • Отгадай название языкового средства

(Эпитет, гипербола)

  • Отгадай жанры фольклора

(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

  • Спи, усни.
    Бай, бай, бай!

(колыбельная)

  • На дворе трава,
    На траве дрова

(скороговорка)

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей…

(сказка)

  • На чужой сторонушке
    Солнышко не греет.
    Без родимой матушки
    Никто не жалеет.

(песня)

  • Во стольном было городе во Киеве,
    У ласкова князя у Владимира.
    Как было пированье — почестен пир
    На многие князи, на бояры…

(былина)

  • Чья земля, того и хлеб

(пословица)

Слайд 13

Вспомним жанры фольклора

(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)

Слайд 14

(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями)

 Слайд 15

Задание: Запишите определение в тетрадь

Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

На севере былины назывались стбрины, стбринки

Слайд 16 (информационный)

Сказители былин

Былины — это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Слайд 17

(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Слайд 18 (информационный)

Владимиро-Суздальский период

Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 19

Васнецов «Богатыри»

Три богатыря — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович — эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Слайд 20

Сходство и отличия сказки и былины

(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)

 Слайд 21

Задание

Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)

Слайд 22

«Богатырский словарь»

  • Колчан — футляр для стрел
  • Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
  • Палица — старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
  • Ножны — футляр для меча или кинжала
  • Шлем — воинский доспех, защищающий голову
  • Сбруя — принадлежность для упряжи
  • Щит — округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)

Слайд 24

Предыстория былины

(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве

Слайд 25

Домашнее задание

  • Выучить теоретический материал, записанный на уроке
  • Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче

Цель 2 урока:

  • Проверить знания о жанровых особенностях былин
  • Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей
  • Выявить основные черты образа Ильи Муромца

Слайд 26

Проверим домашнее задание

  • Что называется былиной?
  • Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
  • Кто такой эпический герой?
  • эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
  • В чём сходство былины и сказки?
  • Существовали в устной форме, существуют с древних времён

(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)

Слайд 31

Проверим внимание!

  • Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
  • У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста
  • Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?
  • Пятьсот вёрст
  • Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? 
  • Воеводою
  • Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?
  • Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».
  • Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?
  • Побивает силушку великую под Черниговом

Слайд 32

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

  • Стольный
  • столичный город
  • Прямоезжая
  • Прямая
  • Заколодела
  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
  • Лазоревый
  • Красивый
  • Величать
  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
  • В особину
  • Отдельно
  • Воспеть
  • Прославить в песне

Слайд 33

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)

  • Почему так названа былина?
  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?
  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?
  • Вспомните, что такое гипербола
  • Найдите в тексте гиперболы
  • С какой целью они используются в былине?
  • Какими чертами обладает Илья Муромец?

Слайд 34

Задание

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.

  1. Отъезд Ильи Муромца в Киев
  2. Победа в первом бою
  3. Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике
  4. Встреча с Соловьём-Разбойником
  5. Победа Ильи Муромца
  6. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром
  7. Рассказ Ильи Муромца
  8. Сомнения князя Владимира
  9. Два приказа Соловью-Разбойнику
  10. Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 35

Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)

  1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»
  2. «…побил он эту силу всю великую»
  3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»
  4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»
  5. «Ему выбил право око со косицею»
  6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»
  7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»
  8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»
  9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»
  10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 36

Заполните таблицу примерами из текста

(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)

 Слайд 37

Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»

 Слайд 38

Ответьте на вопросы:

  • Какими здесь предстают три богатыря?
  • Они могучие и дружные.
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый
  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?
  • С дарами и с хлебом-солью
  • Чем возмущён Илья Муромец?
  • Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти
  • Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?
  • Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие

Слайд 39

Домашнее задание

  • Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»
  • Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.
  • Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

Следующий урок — урок изучения Новгородских былин

Цель 3 урока:

  • Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»
  • Выявить идеи произведений
  • Выявить основные черты образов героев
  • Познакомиться с гиперболой и троекратным повтором

Слайд 41

Из истории данной былины

Былина о Вольге и Микуле — новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 42

Объясните значение  устаревших слов:

  • Гужики
  • Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой
  • Булатный
  • Из булата — старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью
  • Сафьян
  • Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет
  • Соловый
  • О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 43

Исторический комментарий

  • Что значит «отправился за получкою»?
  • Значит за данью
  • «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?
  • Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабеже

Слайд 44 (информационный)

Князь Вольга

Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Докажите

Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст

Слайд 45

  • Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.
  • В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.

«У оратая сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати» — высокий и тонкий каблук — как шило; острый, высоко загнутый носок

Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола

Слайд 46

Троекратный повтор

Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?

Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря

 Слайд 47

Гипербола

Гипербола — это преувеличение.

  • Найдите в тексте примеры гипербол

Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя

  • Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?

Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения

Слайд 49 (информационный)

Садко в морском царстве

Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» — «это, — по словам В. Г. Белинского, — один из перлов русской народной поэзии… Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».

Слайд 50

Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)

Слайд 51

«Садко» Задание

Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?

В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.

Слайд 52

Домашнее задание

Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:

  1. Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
  2. Лучшего сочинителя былины
  3. Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
  4. Повторить теоретический материал

Цели 4 урока:

  • Закрепить теоретические знания о былинах
  • Развивать интерес к урокам литературы
  • Развивать умение «сказывать» былины
  • Развивать творческий потенциал учащихся

1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 54

Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)

  • Где родился Илья Муромец?
  • Родом он из села Карачарово
  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец?
  • 30 лет и 3 года
  • Кто исцелил Илью?
  • Калики перехожие
  • Сколько их было?
  • Трое
  • Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

  • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
  • Кого на Руси называют крестовыми братьями?
  • Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами
  • На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?
  • Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)
  • Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев — Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском — с Добрыней или Алёшей?
  • С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»
  • Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой — прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?

(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)

Из какой былины взят отрывок?

Слайд 63

Васнецов «Витязь на распутье»

  • Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать — женату быть, направо ехать — женату быть, а налево ехать — богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?
  • «В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».

2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 64

Разгадайте кроссворд

  1. Преувеличение (гипербола)
  2. Красочное определение (эпитет)
  3. Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)
  4. Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)
  5. (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)

 5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)

6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)

7. Город, из которого родом Садко (Новгород)

8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)

9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)

9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)

10. Герой Новгородского эпоса (Садко)

11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)

3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)

4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий — от 3 до 5 баллов)

5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)

perova.jimdo.com

Презентация по литературе в 7 классе на тему «Русские былины»

Былины.

2018 г.

Содержание…

  • 1. Что же такое былины?
  • 2.Величественные образы богатырей.
  • 3. Эпическими произведениями называются…
  • 4.Два основных цикла былин.
  • 5. Былины.
  • 6.Былины.
  • 7. Какие бывают былины.
  • 8. Образы русских богатырей.
  • 9. Богатыри вместе.
  • 10. Илья Муромец.
  • 11. Добрыня Никитич.
  • 12. Алёша Попович.
  • 13. Садко.

Что же такое былины ?

Былины – это русский героический эпос, произведение устной поэзии. О русских богатырях и народных героях.

Величественные образы богатырей.

  • Это защитники Родины, поднимающие дух воинов, поддерживают веру в себя, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и упором.

эпическими произведениями называются…

  • Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют  героизм русского  народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса.

два основных цикла былин:

  • Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
  • Былины
  • Алёша Попович и Тугарин Змеевич
  • Вавила и скоморохи
  • Вольга и Микула Селянинович
  • Добрыня и Алёша
  • Добрыня и Змей
  • Иван — гостиный сын
  • Илья Муромец и Калин-царь
  • Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Садко
  • Ставр Годинович

былины

  • Само название говорит нам о том, что былины воспринимались народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда – то в старину.

Какие бывают былины?

  • Докиевские – это былины о Волхе, Дунае, Потыке.
  • Киевские — это былины о Добрыне, Сухмане, Даниле, Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче.
  • Владимиро – Суздалькие — это былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче.
  • Галицко – волынские — это былины о Дюке.
  • Псковско – Новгородские — это былины о Волге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве.
  • Черниговские — это былины об Иване – гостином сыне.
  • Брянские — это былины о князе Романе и братьях Ливиках.

Образы Русских богатырей

Три богатыря вместе.

Илья Муромец.

Добрыня Никитич.

Былина садко.

  • Характеристика героя:
  • Садко вымышленный персонаж, не имеющий исторического прототипа. Он не похож на Киевских богатырей: не наделён невероятной силой и не совершает воинских подвигов. Как представитель вольных новгородцев наделён такими качествами как: целеустремлённость, справедливость и смелость, а также честность, сострадание и благодарность.
  • Благодаря своему таланту и смекалке он избавится от нищеты и спасётся от морского царя. Садко успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю. В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличии таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно пройдёт свою жизнь достойно!

Быть русским богатырём не значит обладать недюжинной физической силой, главное – быть сильным духом.

Спасибо за

Внимание!

multiurok.ru

Урок литературы на тему «Былины» (7 класс)

Урок литературы №3 (7 класс)

Тема урока: «БЫЛИНЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ»

Цели:

познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду;

развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение;

воспитывать интерес к изучению литературы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся со статьей учебника, с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с темами былин, их циклами.

Метапредметные:

познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках; воспринимать смысл познавательных текстов;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: формировать готовность участвовать в коллективном выступлении.

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, иллюстрации , видеофрагменты мультфильмов.

Ход урока.

1.Оргмомент. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

– Что такое предание? (Пересказ статьи.)

– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?

-Проверим какой вы составили синквейн «Предания».

Посмотрите на доску. Кого изображают художники?

— В каких произведениях русского фольклора изображаются богатыри?

-О чём мы будем сегодня говорить на уроке?

2. Изучение нового материала.

1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

( Запись темы в тетрадь)

Слайд.

– Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.

Слайд.

Запись определения «былины».

Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.

-Слушаем аудиозапись исполнения былины.

3.Закрепление.

Работая со статьей.

— Мы будем учиться составлять план.

2. Работа по учебнику (с. 11–15).

Чтение статьи по абзацам.

Беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.

– Какова основная мысль первого абзаца?

(Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)

Задания. Слайд.

Беседа

– Озаглавьте первый абзац.

(Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.)

– Выделите основную мысль второго и третьего абзацев.

(Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.)

– Дайте определение былины.

(Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.)

– Где происходят действия былин?

(Места действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, Новгороде, других городах Руси.)

– Откуда сказители знали о далеких землях?

(Русь вела оживленную торговлю.)

– Озаглавьте восьмой абзац.

(Документальная ценность былин.)

– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?

– Каким было отношение жителей Руси к коню?

(Конь – верный помощник воина и землепашца.)

– Кто главные герои былин? Какова их главная задача?

(Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.)

– Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить. Перечислите темы создаваемых былин.

– Какой труд в былинах поставлен выше воинского?

(Главное в жизни – будничный труд крестьянина.)

Видеофрагмент былины

– Назовите особенности былин. ( Запись в тетрадь)

(Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.)

– Прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.

– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.

(Можно отметить сходство композиции былин и сказок.)

Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 14, В. Васнецов «Гусляры»).

– Какой пункт плана можно было записать сложным планом?

(Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)

4. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Былины создавались не для увеселения, они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

Отметки за урок.

5.Домашнее задание: прочитать материал учебника, с. 11–17; задания: определить собирателей былин, основные циклы былин; самостоятельно прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).

6.В заключение хотелось бы услышать мнение об уроке каждого

участника : прошу высказываться одним предложением.

Начало фразы можно выбрать из рефлексивного экрана на доске:

1. Час творчества – это…

2. Было интересно…

3. Меня удивило…

4. Главное, что мы узнали…

5. Мне хотелось…

6. Если говорить о защите проекта…

7. Работать в команде…

8. Мое мнение такое…

10. Впечатление от урока…

-Спасибо за урок.

infourok.ru

Учебный проект Русская былина — Saratov FIO Wiki

Содержание

  • 1 Автор проекта
  • 2 Предмет, Класс
  • 3 Краткая аннотация проекта
  • 4 Направляющие вопросы
  • 5 План проведения проекта
  • 6 Визитная карточка проекта
  • 7 Публикация учителя
  • 8 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
  • 9 Примеры проектной деятельности учащихся
  • 10 Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
  • 11 Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
  • 12 Полезные ресурсы
  • 13 Другие документы

Автор проекта

Невзорова Ольга Викторовна

Предмет, Класс

Литература, 7 класс

Краткая аннотация проекта

Этот проект возможен при изучении темы «Былина». Он позволяет увидеть воплощение в былине нравственных критериев русского народа. В образах богатырей –бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства .Проект позволит реализовать межпредметные связи литературы, музыки и изобразительного искусства.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос

Былина: правда или вымысел?

Проблемные вопросы

-В чём ценность былины?

-Чем отличается от сказки?

-Каковы особенности былины?

Учебные вопросы

-Где происходит действие былины?

-О каких былинных богатырях идёт речь?

-Каковы портрет и одежда героя былины?

План проведения проекта

План проекта

Визитная карточка проекта

Информация о проекте

Публикация учителя

  • 1-ая страница

  • 2-ая страница

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация проекта Русская былина

Примеры проектной деятельности учащихся

Вики-статья учащихся Художественное своеобразие русской былины

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Карта ЗИУ

Критерии вики-статьи

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Шаблон презентации

Полезные ресурсы

  1. http://www.google.ru/images
  2. http://picasaweb.google.com
  3. http://dic.academic.ru
  4. http://www.liveinternet.ru
  5. http://slavs.org.ua
  6. http://www.cultnord.ru
  7. http://warbandgame.ru/

Другие документы

wiki.soiro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *