cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Предложения с выделительными и разделительными знаками примеры – Разделительные знаки препинания – примеры в предложениях

Разделительные знаки препинания — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Разделительные знаки препинания делятся на две группы:

  • знаки, указывающие на конец предложения;
  • знаки, употребляющиеся внутри предложения.
Все разделительные знаки препинания — одиночные.

К разделительным знакам препинания относятся:

Разделяющая запятая, точка с запятой и точка сходны по своей функции: они отделяют друг от друга «синтаксически равнозначные единицы». Они выражают ту или иную степень членимости высказывания и они позволяют передать бо́льшую или меньшую смысловую близость частей текста. Однако одинаковая функция не предполагает обязательной их взаимозаменяемости. В некоторых случаях это возможно:

При виде Андерсена женщины затихли. Их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом. Они считали его заезжим фокусником (К. Паустовский). — При виде Андерсена женщины затихли; их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом; они считали его заезжим фокусником. — При виде Андерсена женщины затихли, их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом, они считали его заезжим фокусником.

В других случаях такая замена приводит:

к нарушениям правил пунктуации; в примере запятую перед союзом а нельзя заменить на точку с запятой

Известно было, что Передонов отдает предпочтение жирным женщинам, а тощих порицает. (Ф. Сологуб)

к смысловому сдвигу; в примере в зависимости от постановки точки с запятой разной оказывается причина сходства Леньки с сучком

Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от дедастарого иссохшего дерева (М. Горький) — Ленька был маленький; хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от дедастарого иссохшего дерева.Ленька был маленький, хрупкий; в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от дедастарого иссохшего дерева.

Запятая — знак препинания, который обладает наибольшим количеством значений и очень часто употребляется. При сопоставлениях и противопоставлениях она может разъединить две части одной мысли, концентрировать внимание при перечислениях и выполнять другие функции. Запятая ставится только внутри предложений. В простом предложении запятая разделяет:

  • однородные члены предложения;

По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву. (К.Г. Паустовский)

В сложном предложении:

Шел дождь, и от сильного ветра шумели деревья. (А.П. Чехов)

И мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. (К.Г. Паустовский)

  • простые предложения в его составе.

Лесные овраги ночлег им готовили, проливной дождь спины им сек, солнце палило им кожу.

(А.Ремизов)

Запятая в бессоюзном предложении заменяется тире или двоеточием, если есть противопоставление или уточнение смысла первой части сложного предложения во второй и т.д.

Дунул ветервсе дрогнуло, ожило и засмеялось. (М. Горький)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

При относительной самостоятельности частей сложного предложения запятая заменяется точкой с запятой.

Точка с запятой

Точка с запятой разделяет части сложного предложения. Значение точки с запятой — это раскрытие смысла первой части предложения или пояснение. Иногда точка с запятой ставится в случае, если части бессоюзного сложного предложения более самостоятельны и менее связаны между собой по смыслу:

Весенний, светлый день клонился к вечеру; небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе…

(И.С. Тургенев)

Кроме того, в сильно осложненных предложениях точки с запятой обозначают границы основных, то есть более цельных в смысловом отношении частей, а запятые служат для членения этих крупных частей на более мелкие:

Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари. (М.Ю. Лермонтов)

Иногда точка с запятой отделяет друг от друга однородные члены предложения, в случае, если они распространены и внутри них самих стоят запятые:

Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.

(Л.Н. Толстой)

Чаще это происходит, если осложненные однородные сказуемые относятся к одному общему подлежащему либо если подлежащее опущено, то есть когда размывается грань между простым и сложным предложением:

А перед Челкашом быстро неслись картины прошлого […] Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отцарыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым здоровым солдатом, ловким красавцем…

(М. Горький)

Без точки с запятой восприятие такого предложения было бы сильно затруднено.

Точка — это одиночный знак препинания, который разделяет части текста. Постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. К примеру:

Стояла ледяная и горькая осень. По ночам ветер шумно тряс над дощатыми крышами гроздьями стеклянных звезд. Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза. Пахло гарью и старым вином. (К.Г. Паустовский)

Точка выполняет и другие функции, помимо разделяющей. Она сигнализирует о том, что предложение по цели высказывания повествовательное и произносится с постепенно понижающейся интонацией. Точка также используется для особого синтаксического приема — парцелляции, то есть членения предложения на самостоятельные отрезки с целью выделить значимые моменты и придать экспрессивность высказыванию:

Спой, Рая… Нашу. Десятого непромокаемого батальона. Любимую. (Ю. Друнина)

Постановка вопросительного знака в конце предложения указывает на особый тип его по цели высказывания, на вопросительный характер предложения. Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана? (М.Ю. Лермонтов)

Восклицательный знак в конце предложения указывает на членение текста, на эмоциональную напряжённость предложения. Он также указывает на особый тип предложения по цели высказывания:

Погиб поэт!невольник чести

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!.. (М.Ю. Лермонтов)

Иногда восклицательный и вопросительный знаки могут употребляться в середине предложения, как правило — при однородных членах. Однако такие примеры воспринимаются как устаревшие и встречаются в основном в литературе XIX века:

…Сердце начинало биться медленно, но сильно, как молот: раз! два! три! (А. Чехов)

Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать… столько расспросить… Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. (М.Лермонтов)

Возможно сочетание вопросительного знака с восклицательным, а также их обоих с многоточием. Такие сочетания используются для передачи оттенков эмоций.

Давайте брезент! Э-э!заорал он.Куда вы?! Ус-пе-ем же!.. (В. Шукшин)

Смотрюкрасота какая! И никому не нужна!.. (В. Шукшин)

Если бы все начать сначала!..на худом темном лице Сани, на острых скулах вспухли маленькие бугорки желваков.

(В. Шукшин)

Многоточие употребляется внутри или в конце предложения. Кроме разделительной функции, оно может нести также смысловую нагрузку. В этом случае оно передает:

недосказанность мысли:

Он… вы не думайте… Он не вор и не что-нибудь… только… (В. Короленко)

незаконченность высказывания:

А, так ты… — Я без души лето целое все пела. (И. Крылов)

«А… а… а, как же иначе», — заикался он.

в публицистическом дискурсе в заголовках — абсурдность, алогичность:

По Амуру на… такси

пропуск окончания общеизвестного высказывания:

Все флаги в гости будут к нам…

внезапное переключение с одной мысли на другую:

Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря.

(А. Пушкин)

в художественной литературе — используется автором для сознательного опускания деталей повествования с тем, чтобы читатель сам домыслил невысказанное:

Мимо острова в это самое время тихо проплыл гигантский корабль, такой же, как и тот, на котором приехали лозищане. Распущенный флаг плескался по ветру и, казалось, стлался у ног медной женщины, которая держала над ним свой факел… Матвей смотрел, как европейский корабль тихо расталкивает своею грудью волны, и на глаза его просились слезы… Как недавно еще он с такого же корабля глядел до самого рассвета на эту статую, пока на ней угасли огни и лучи солнца начинали золотить ее голову… (В. Короленко)

в художественной литературе — ставится на месте выпущенного автором рассказа персонажа:

Он [Платон Каратаев] уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу.Как-то, друг мой любезный, жил я еще дома,

начал он.Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, а наш дом, слава тебе богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случись… И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. (Л. Толстой)

в конце предложения, где что-либо перечисляется, многоточие показывает, что список неполон:

На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне…

в начале текста многоточие сигнализирует, что возобновляется прерванное повествование:

А теперь вернемся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

Иногда многоточие выполняет также формальные функции:

в цитатах обозначает выпущенный цитирующим текст:

Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

заменяет табуированную лексику:

Сам ступай, какой тебя… держит? (М. Шолохов)

Многоточие также используется в сочетании с вопросительным и восклицательным знаками:

Сотня, слушай мою команду. Рысью марш!.. (М. Шолохов)

Как это на тебя не кричать?.. А ну, без разговоров! (М. Шолохов)

Тире — разделительный одиночный знак препинания. Оно относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения, и часто служит для разделения противопоставляемых явлений. Тире используется в бессоюзном сложном предложении, а также может:

Одиночество в творчестветяжелая штука. (А. Чехов)

указывать на пропуск слов в предложении:

Илюшак воротам, но из окна послышался голос матери. (И. Гончаров)

выражать следующие значения

сравнения

Молвит словосоловей поет. (М. Лермонтов)

условия

Биться в одиночкужизни не перевернуть. (Н. Островский)

времени

Проснулсяпрабабушки не было, а остальные пили чай. (В. Панова)

следования

Она вспомнила Винклерамертвая тоска внезапно сжала ей сердце и вернула силы. (К. Паустовский)

противоположности

Не снег кружится в чистом поле пух одуванчиков летит. (Эрнст Тельман)

Тире разделяет:

подлежащее и сказуемое при отсутствии связки:

О решенном говоритьтолько путать. (М. Горький)

части бессоюзного сложного предложения:

Сыр выпалс ним была плутовка такова. (И. Крылов)

слова при пропуске одного из членов предложения:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо. (И. Тургенев)

И старичок, и ямы оба веселились. (К. Паустовский)

прямую речь и слова автора:

«Дедушку знаешь, мамаша?»матери сын говорит. (Н. Некрасов)

Кроме того, тире открывает реплику диалога при их абзацном расположении:

На пороге, прислонившись головой к косяку и обеими руками прижимая к груди концы шерстяного домашнего платка, стояла Ирен.
Я знала, что это вы.
Простите, что в такой ранний час… (В. Катаев)

В художественной литературе, при передаче разговорной речи тире, особенно при неоднократном использовании, может использоваться для создания эмоциональной напряженности:

Есть недугижелтые и естьчерные. Желтый недугего и доктор может вылечить. А черныйни поп, ни монах не замолят! Черныйэто уже от нечистой силы, и против негоодно средство. (М. Горький)

В начале XXI века наблюдается тенденция к расширению функций тире, в основном — за счет двоеточия.

Двоеточие часто используется в бессоюзном сложном предложении и указывает на разъяснение или уточнение первой его части

У Коли появилась страсть: собирая книги, собирал он и всякие вещицы, всяких игрушечных зверьков и зверушек. (А. Ремизов)

Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (А.П. Платонов)

Двоеточие разделяет:

обобщающее слово и однородные члены, стоящие после него:

Там стояло несколько переплетенных книг: тонкиеПисарева и потолще«Отечественные записки». (Ф.Сологуб)

части бессоюзного сложного предложения:

Все обрадовались: немедленно, еще не кончив есть, принялсь за дело и неистово забавлялись. (Ф. Сологуб)

прямую речь и слова автора:

Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Н. Гоголь)

Двоеточие может выражать следующие значения:

Варвара встретила Грушину радостно: было до нее дело. (Ф. Сологуб)

пояснение — в бессоюзном предложении:

Геннадий Иванович никуда не шел: валялся с книгой на диване. (В. Маканин)

раскрытие содержания:

Итак, у Передонова явились две заботы: доказать свою благонадежность и обезопасить себя от Володина… (Ф. Сологуб)

Он думал: болтнули что-то и ушли. (Ф. Сологуб)

На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы. (В. Закруткин)

Абзац как знак препинания, то есть отступ, маркирующий красную строку и отделяющий друг от друга абзацы-композиционно-стилистические единства предложений, используется как средство логической и смысловой организации текста.

Абзац может нести и чисто формальную нагрузку, например, при обозначении реплик диалога:

Передонов так же внезапно перестал смеяться и угрюмо сказал, тихо, почти шепотом:
— Донесет, мерзавка.
— Ничего не донесет, нечего доносить, — убеждал Рутилов.
— Или отравит, — боязливо шептал Передонов.
(Ф. Сологуб)

В художественной литературе абзац используется для придания тексту, отдельным его частям выразительности и экспрессивности:

Он [Чехов] рвался в Россию, он мучился и сгорал от досады, от горечи, оттого, что не видел, а только угадывал всю ее нерассказанную и нераскрытую красоту.

Сожаление о жизни, очень короткой и, по его мнению, почти бесплодной и только слегка задевшей его своим быстрым крылом, мучило его в этом уютном доме.

И не только его. Почему-то почти каждый человек, попавший в этот дом, начинал думать о своей судьбе, особенно если он проглядел свою жизнь и только сейчас спохватился. (К. Паустовский)

  1. Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. М., 2004.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М., 2002.
  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  4. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. М., 1988.
  5. Ицкович В.А. Опыт описания современной пунктуации // Нерешенные вопросы русского правописания. М., 1974.
  6. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М., 1955.

megabook.ru

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема урока: Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

образовательные:

  • систематизировать у учащихся знания о синтаксисе;

  • познакомить учащихся с понятием «функция знака», «разделительная функция», «выделительная функция»;

  • способствовать правильному пониманию темы.

развивающие:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;

  • продолжить развитие творческого мышления у школьников;

  • продолжить формирование навыка составления сложных и простых предложений для выявления уровня владения синтаксическими знаниями.

воспитательные:

  • продолжить воспитание внимательного отношения к слову, интереса к русскому языку;

  • продолжить воспитывать самостоятельность учащихся;

  • продолжить воспитывать у учащихся чувства толерантности, уважения друг другу.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал, видеоурок.

Список литературы: учебник Н.А. Андромоновой, Л.Д. Умаровой «Русский язык. 9 класс»

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2.Актуализация ЗУН. (7 мин.)

3. Объяснение нового материала (17 мин.)

4. Самостоятельная работа (1 мин.)

5. Подведение итогов урока (7 мин.)

6. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок. (2 мин.)

Ход урока

Этап

Урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.

Организационный момент

– Здравствуйте! Садитесь! Открываем тетради, записываем дату: Восьмое октября.

– Здравствуйте!

Ученики приветствуют учителя

Запись даты и темы урока на доске

2.

Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению новой темы, необходимо повторить ранее изученные правила. Что изучает синтаксис?

– Предложение – это основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служит средством общения. Предложения бывают простые и сложные. Составьте мне, пожалуйста, простое предложение.

Докажите, что это предложение простое.

– А теперь, составьте сложное предложение и докажите, что оно сложное?

– Назовите сочинительные союзы? И какие сочинительные союзы вы знаете?

– Перечислите подчинительные союзы?

– Молодцы! Сегодня мы с вами пройдем новую тему, которая называется «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения».

– Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.

Мы гуляли по осеннему парку.

Т.к. имеется только одна грамматическая основа (Мы гуляли).

– Дерево хрустнуло, и ветка упала к нашим ногам.

 (Состоит из 2х грамматических основ, и 2х частей).

– Соединительные (И, НИ… НИ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ,

НЕ ТОЛЬКО … НО И, КАК… ТАК И, ДА (=И)), разделительные (ИЛИ,  ИЛИ… ИЛИ,

ЛИБО, ЛИБО … ЛИБО,

ТО… ТО,  НЕ ТО… НЕ ТО,

ТО ЛИ … ТО ЛИ), противительные (НО, ЗАТО,

ОДНАКО, ДА(=НО)).

Чтобы, что, когда, если и др.

3.

Объяснение нового материала

Просмотр видеофрагмента. «Разделительные и выделительные знаки препинания».

Предложения представлены на слайде.

– Ребята, прочитайте, пожалуйста данные предложения, постарайтесь ответить на следующий вопрос: в каких предложениях знаки препинания выделяют, а в каких разделяют части сложного предложения?

– Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В ССП, БСП они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в СПП выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Для того, чтобы понять, какую функцию выполняет знак в предложении, нужно потренироваться на упражнение.

Задание в карточках.

Определите тип предложения, функцию знака.

Молодцы! Тема оказалась несложной для вас. А сейчас одни ученик работает на доске, остальные в тетрадях.

Слушаем задание: Я продиктую вам два предложения. Вам нужно поставить знаки препинания в них, подчеркнуть главные члены предложения и определить тип предложения, составить схему.

Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

Ученики смотрят видеоурок, записывают основную информацию в тетрадь.

  1. Подул порывистый ветер. Зашумели деревья.

Подул порывистый ветер, и зашумели деревья (Разделительная функция).

  1. Брат передал письмо. Он не стал ждать ответа.

Брат, когда передал письмо, не стал ждать ответа (Выделительная функция).

  1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (БСП, разделительная функция).

  2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед. (СПП, выделительная функция).

  3. Солнце жгло по- вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.  (БСП, разделительная функция).

  4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. (ССП, разделительная функция).

  5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго. (БСП, разделительная функция).

Простое предложение. [ ]

ССП [ ], [ ].

После просмотра видеоурока учитель комментирует его подробно.

4.

Самостоятельная работа

 Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, написать ССП, СПП, ПП.

Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. Осень, и листья опадают с деревьев. В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес. Вспомнила она, что в зимние вечера дедушка обыкновенно играл с нею. На дворе была метель, ветер выл, ставни тряслись и стучали. Когда выглянуло приветливое солнце, Коля проснулся.

С улицы послышался лай, и она хотела ответить на него.

Под диктовку учителя ученики записывают предложения в тетрадях.

5.

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами прошли еще одну тему из раздела сложного предложения. На следующем уроке мы будем говорить о сложносочиненном предложении. Пожалуйста, повторите все изученные правила по теме синтаксис.

Ученики внимательно слушают учителя.

6.

Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

Знать о разделительных и выделительных знаках препинания между частями сложного предложения.

Ученики записывают домашнее задание.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака.

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака.

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака.

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака.

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

infourok.ru

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

·                   Сегодня мы продолжим изучать сложное предложение.

·                   Поговорим о знаках препинания в сложном предложении.

·                   И подробнее рассмотрим интонацию сложного предложения.

В курсе русского языка мы часто обращаемся к правилам расстановки знаков препинания. Вы наверняка помните, как мы изучали знаки препинания в предложениях с однородными членами; предложения с обособленными членами; обособление вводных слов и вставных конструкций…

В середине предложения, как мы знаем, обычно ставятся такие знаки препинания: запятая, двоеточие, тире и точка с запятой. Но зачем же они нужны?

Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.

Во-первых, знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. При этом знаки препинания служат для однозначного понимания текста.

Рассмотрим предложение, в котором не проставлены знаки препинания:

Дети бегающие без намордника собаки опасны.

Что получится, если поставить запятые после слов дети и собаки?

Дети, бегающие без намордника собаки, опасны!

Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки.

Дети, бегающие без намордника, собаки опасны!

Уберём вторую запятую.

Дети, бегающие без намордника собаки опасны!

А вот теперь наше предложение звучит как предостережение детям: опасаться собак без намордника.

Во-вторых, знаки препинания помогают разделить части предложения.

При этом, конечно, тоже служат для однозначного понимания текста.

Наверное, каждый из нас знает фразу «Казнить нельзя помиловать», а также подобные ей: «Удалить нельзя сохранить» или «Повысить нельзя уволить». Значение этих предложений зависит от постановки запятой в каждом из них. Если запятая стоит после первого слова – значение одно, если после второго – значение меняется на противоположное.

В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.

Знаки препинания в сложных предложениях могут быть разделительными и выделительными.

Разделительные знаки препинания разделяют равноправные части.

Выделительные знаки препинания выделяют какую-то особенную часть.

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором применяется знак.

Так, разделительные знаки препинания используются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Выделительные знаки препинания используются в сложноподчинённых предложениях.

Разделительные знаки препинания характерны для предложений сложносочинённых и бессоюзных сложных.

В этих предложениях части равноправны. Между ними можно поставить знак равенства. И, значит, от одной части к другой нельзя поставить вопрос.

Поэтому в таких предложениях части нужно как-то разделять.

В сложносочинённом предложении части могут разделяться при помощи запятых, тире и точки с запятой

Запятая используется часто.

Тире и точка с запятой – редко.

Прозвучал длинный свисток, и поезд тронулся.

 Малейшее промедление – и всё пропало.

Громовые раскаты звучали всё реже и реже, отдаляясь и сдавая свои позиции; ветер тоже стихал.

В бессоюзных сложных предложениях части могут разделяться при помощи запятой, тире, двоеточия или точки с запятой. Все знаки препинания встречаются в бессоюзных предложениях достаточно часто.

Трава зеленеет, солнышко блестит.

Прозвучал выстрел стартового пистолета – гонка началась.

Он решил задержаться после уроков: нужно было спросить кое-что у учителя.

Алые, желтые, бурые листья крутились под напором ветра и летели в лицо; начинал накрапывать дождь.

В сложноподчинённых предложениях употребляются выделительные знаки препинаниях.

В таких предложениях одна часть – всегда главная, вторая – придаточная. То есть, они неравноправны, и от одной части к другой можно поставить вопрос.

А это значит, что придаточную часть нужно как-то выделить.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении обычно выделяется при помощи запятой. Тире, которое также встречается в таком предложении, используется крайне редко.

Мы соберемся на охоту, когда выпадет первый снег.

Зачем ты всё это сделал – скажи мне. В данном случае придаточная часть выделяется тире.  Это помогает дополнительно интонационно отделить главную часть от придаточной.

Что же нам требуется запомнить?

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором этот знак применяется.

Разделительные знаки препинания употребляются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. А выделительные знаки препинания – в сложноподчинённых предложениях.

При этом в предложении могут стоять также и авторские знаки препинания, которые иногда нарушают правила пунктуации.

Автор выставляет такие знаки препинания так, как необходимо ему. Например, Максим Горький очень любил авторское тире.

Деньги – исчезают, работа – остаётся.

Одни – воюют, другие – воруют.

Части бессоюзных предложений здесь разделены запятыми, но в каждой из частей стоит авторское тире между подлежащим и сказуемым.

При помощи таких знаков препинания художественному тексту придается особая выразительность.

Но, разумеется, какой-нибудь Вася Катава́сев из неизвестного нам девятого класса не может расставлять знаки препинания так, как ему вздумается. Не следует путать авторскую пунктуацию с безграмотностью.

Поговорим теперь об интонации в сложном предложении.

Для начала любого предложения характерна восходящая интонация, то есть, мы начинаем произносить предложение и повышаем тон.

В конце предложения мы понижаем тон, то есть, для конца предложения характерна нисходящая интонация.

Вчера мы писали диктант. Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается.

Вася Катавасев наделал ошибок. То же самое.

Но это – простые предложения.

Что будет, если мы соединим их?

Вчера мы писали диктант, и Вася Катавасев наделал ошибок.

Предложение стало сложным. Но это одно предложение. И потому тон будет повышаться в начале. И понижаться в конце.

Сложное предложение имеет интонацию законченности.

Части сложного предложения такую интонацию утрачивают.

Но все же сложное предложение состоит из простых. Мы обозначили их связь союзом «и». Интонационно мы обозначаем конец одной части и начало другой при помощи паузы.

Таким образом, у нас получилась схема интонации в сложном предложении.

videouroki.net

Разделительные и выделительные знаки препинания

Разделительные и выделительные знаки препинания

Автор: ©2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ в сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.

__ к выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой

__ выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.

__ в бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2

Вопрос:

Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются…

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой

5) точка

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.

2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.

3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.

4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.

2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.

3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.

4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение с выделительным союзом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Охотник спустил курок − птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.

2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.

3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.

4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.

Задание #6

Вопрос:

Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) когда

2) зачем

3) как

4) не только, но и

5) а

Задание #7

Вопрос:

В каком случае вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в предложении нет союзов

2) в предложении есть подчинительный союз

3) в предложении есть сочинительный союз

4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся

Задание #8

Вопрос:

В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.

2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.

3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!

4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.

Задание #9

Вопрос:

Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.

Как быть в такой ситуации ‒ мне решительно непонятно.

Каким знаком в данном случае является тире? Выберите верное высказывание.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Тире является выделительным знаком. Все же это предложение — сложноподчиненное, а значит, его части выделяются знаками препинания.

2) Это сложносочиненное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

3) Это бессоюзное сложное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

4) Тире является разделительным знаком препинания, потому что оно всегда разделяет элементы в тексте и никогда не выделяет их.

Задание #10

Вопрос:

Посмотрите на предложение.

Когда мыслей в голове не стало совсем, поэт выглянул в окно: заснеженный двор выглядел волшебно, и вдохновение пришло само собой.

Сколько и каких знаков препинания вы видите в этом предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) один выделительный, два разделительных

2) два выделительных, один разделительный

3) три выделительных

4) три разделительных

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы:

Да;

Нет;

;

;

2) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (3 б.) Верные ответы: 4; 5;

7) (2 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

10) (3 б.) Верные ответы: 1;

5

multiurok.ru

Разделительные и выделительные знаки препинания

Разделительные и выделительные знаки препинания
Автор: ©2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
Описание:
При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1
Вопрос:
Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ в сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.
__ к выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой
__ выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.
__ в бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2
Вопрос:
Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются…

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
5) точка

Задание #3
Вопрос:
Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.
2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.
3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.
4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4
Вопрос:
Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.
2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.
3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.
4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.

Задание #5
Вопрос:
Выберите предложение с выделительным союзом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Охотник спустил курок
· птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.
2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.
3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.
4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.

Задание #6
Вопрос:
Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) когда
2) зачем
3) как
4) не только, но и
5) а

Задание #7
Вопрос:
В каком случа
·е вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) в предложении нет союзов
2) в предложении есть подчинительный союз
3) в предложении есть сочинительный союз
4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся

Задание #8
Вопрос:
В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.
2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.
3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!
4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.

Задание #9
Вопрос:
Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.
Как быть в такой ситуации мне решительно непонятно.
Каким знаком в данном случае является тире? Выберите верное высказывание.

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Тире является выделительным знаком. Все же это предложение — сложноподчиненное, а значит, его части выделяются знаками препинания.
2) Это сложносочиненное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.
3) Это бессоюзное сложное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.
4) Тире является разделительным знаком препинания, потому что оно всегда разделяет элементы в тексте и никогда не выделяет их.

Задание #10
Вопрос:
Посмотрите на предложение.
Когда мыслей в голове не стало совсем, поэт выглянул в окно: заснеженный двор выглядел волшебно, и вдохновение пришло само собой.
Сколько и каких знаков препинания вы видите в этом предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) один выделительный, два разделительных
2) два выделительных, один разделительный
3) три выделительных
4) три разделительных

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *