Презентация глагол повторение 7 класс – Презентация по теме «Глагол» 7 класс
Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: презентация к уроку «Повторение и обобщение по теме «Причастие» 7 класс
Слайд 1
Урок систематизации и обобщения знаний по теме: «Причастие»Слайд 2
Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П Р И Ч А С Т И Е
Слайд 3
Заявка на оценку: «5» — 39 км (баллов) «4» — 29-38 км «3» — 18-28 км
Слайд 4
I этап марафонской дистанции Разминка : «Согласен- не согласен». 1.Причастие-особая форма глагола. + 2. Причастие не изменяется по родам. — 3.Причастия бывают сов. и несов. вида. + 4.Причастие изменяется по временам — 5.Причастие бывает действительным и страдательным + 6 . В предложение полные причастия является дополнением _ max 3 балла
Слайд 5
II этап- «Первый забег» Причастия Настоящего времени Прошедшего времени Действительные От глаголов I c пряжения От глаголов II спряжения -УЩ-; -ЮЩ- -АЩ-; -ЯЩ- -ВШ-, -Ш- Страдательные -ОМ-; -ЕМ- -ИМ- -НН-(-Н-), -ЕНН-(-ЕН-), -Т- max 4 + 4 балла
Слайд 6
рекомендующий Учитель, литературу. Литература, рекомендуемая учителем.
Слайд 7
воодушевляющий Тренер, спортсмена. Спортсмен, воодушевляемый тренером.
Слайд 8
проектирующий Архитектор, здание. Здание, проектируемое архитектором.
Слайд 9
Н-НН в причастиях Н НН 1.От глаголов несов. вида. 2. Нет приставки (есть НЕ) 3. Нет зависимого слова 4.В кратких причастиях решена От глаголов совершенного вида Решить – решённый ИСКЛ! РАНЕНЫЙ 2. С приставкой, кроме НЕ покрашенный 3. Есть зависимые слова (в причастном обороте) Крашенный краской забор 4. Есть суффиксы ОВА-ЕВА Линованный ИСК! КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ Вспомни орфограмму
Слайд 10
III этап –« Орфографический спринт». Распределите слова в два столбика Потеря… ый балл, круче… ый мяч, черче .. ый тренером маршрут, игра проигра …а, реше … ый бой, установле .. ый рекорд, жела … ая победа, беше … ая скорость, трибуны заполне ..ы, глаже… ый спортсменом костюм . max 10 баллов
Слайд 11
IV этап: «Орфографический спринт 2». Правописание НЕ с причастиями Раздельно Слитно с краткими причастиями 1. не употребляется без НЕ 2. 2. 3.
Слайд 12
НЕ с причастиями Употребляется слово без НЕ или не употребляется? НЕ употребляется Употребляется Слитно Краткое или полное? Краткое Полное Раздельно Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Есть ли противопоставление, частицы? ДА НЕТ Вспомни орфограмму
Слайд 13
1 группа 2 группа решение (не)продумано (не)погасший костер (не)имеющее границ (не)выученные движения (не)нашедший дороги (не) устрашимый борец движение (не)прекращено ни с кем (не)простившийся (не)знавшие страха легенда (не) рассказана соревнования (не)окончены (не)мечтающий о победе (не)помогающий никому (не)исправленная ошибка письмо (не)отправлено (не)знающий меры (не)прекращавшийся свист работа (не)проверена (не)выполненное поручение (не) навидевший обман max 10 баллов
Слайд 14
V этап: Финишная прямая 1 . Дети купленные в зоомагазине будут подвергнуты наказанию. 2. Играющая во время урока повесть известна всем. 3. Отредактированные корректором цветы красивы. 4. Попугай растущий в саду оказался говорящим. max 8 баллов
Слайд 15
Подведем итоги. Самооценка «5» — 37-39 км (баллов) «4» — 29-36 км «3» — 18-28 км Рефлексия max 39 баллов
Слайд 16
Задание на дом 1.Напишите текст (5-6 предложений) на тему «Мой любимый вид спорта », используя причастия и причастные обороты. 2. Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?» ( 7-10 вопросов)
nsportal.ru
Презентация «Повторение изученного о глаголе»
Повторение изученного о глаголе
урок русского языка в 6 классе
Орфографический диктант
Соб..рать марки, бл..стеть на солнце, бл..стать эрудицией, достич.. результата, (не) мог (не)ответить, (не)навидел всех, учит..ся катат..ся на коньках, готовиш.. на ужин, смотр..т по сторонам, се..т в поле.
- У глаголов указать переходность – непереходность.
Ответь быстро
- Глагол обозначает…
- Глаголы совершенного вида отвечают на…
- В прошедшем времени глаголы изменяются..
- Разноспрягаемые глаголы – это…
- В предложении глагол является обычно…
- Ь у глаголов пишется …
- Глагол изменяется по …
- Категория наклонения обозначает…
Ответь быстро
- Наклонение – это постоянный или непостоянный признак у глагола?
- Выделяют … вида наклонения.
- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
- Показателем условного наклонения является…
- Глагол в условном наклонении стоит в форме…
- Переходный глагол обозначает действие…
- Переходный глагол чаще всего сочетается …
- Глаголы с – СЯ и – СЬ называются …
Выборочный диктант
- Выполните задание по образцу : может – невозвр, несов.в, изъяв.накл., наст.вр., ед.ч.
- Чуть трепещут серебристых тополей листы.
- На маленькой тесной полянке валялись бочки из- под дёгтя.
- В течение всей дороги Касьян сохранял угрюмое молчание.
- Одной рукой и узла не завяжешь.
«Третий лишний»
1) веешь
1) можешь
1) хочешь
2) кашля..т
2) смотр..т
2) вид ..т
3) убери со стола
3) открыть дверь
3) протереть окно
4) учил бы
4) читает
4) пишет
Тестовое задание
1) Укажи глагол:
а) раскраснеться б) красный в) краснота
2)
3) В каком примере глагол употреблён в переносном значении?
а) гость испугался б) океан рассвирепел
в) услышал шорох г) построили мост
Тестовое задание
4) Укажи переходный глагол:
а) краснеть б) добывать в) учиться
5) В каком глаголе пишется мягкий знак? а) надо упражнят..ся б) план не удаст..ся в) туман рассеет..ся
6) Назовите глагол, употребляемый во фразеологизме: КОТ…
а) наелся б) умылся в) наплакал г) потянулся
Тестовое задание
7) Укажи разноспрягаемый глагол:
а) он бежит б) он подклеит в) он готовится
8) В каком глаголе пишется буква Е? а) туман стел..тся б) папа похвал..т в) волны пен..тся
9) Назовите глагол, употребляемый во фразеологизме: ..ГУБЫ
а) намазал б) надул в) вытер г) облизнул
Тестовое задание
10) Найдите ошибку в определении наклонения глагола:
а) Глухарь расправил ( изъяв. накл) крылья. б) Если бы он узнал ( усл. накл) об этом раньше! в) Ты расскажешь ( повел.накл) об этом позже.
г) Алым светом отсвечивают ( изъяв. накл) мачты.
Взаимопроверка
1 – А
2 – Б
3 – Б
4 – Б
5 – А
6 – В
7 – А
8 – А
9 – Б
10 – В
Найди и исправь ошибки
Красивы пребрежные скалы, особенно на закате но захадящие в порт карабли обходят их стороной. Скалы пугают их сваей неприступностью.
А на самом деле скалы вовсе не так неприступны. Каждая из них втайне мичтаит о сваём карабле, который придёт когда – нибудь и останется с ней навсегда.
Но приходят и уходят карабли. И где- то там, посреди океана, они вспоминают скалы радного берега.
Задание: 1 глагол разобрать морфологически, указать над местоимениями их разряд.
multiurok.ru
Конспект урока русского языка. Повторение изученного по теме «Глагол» (7-й класс)
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме “Глагол”
Задачи урока:
– продолжить развитие у учащихся
орфографических и речевых навыков, умения
определять морфологические признаки глагола,
роль глагола в тексте, совершенствовать умения
выполнять различные виды разборов;
– развивать память (зрительную, слуховую),
внимание и образное мышление детей;
– совершенствовать работу с кластерами, другими
опорными схемами для систематизации знаний,
умений и навыков по теме урока;
– воспитывать любовь к родному языку и красоте
родной природы.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал (карточки с заданиями, кроссворды), карты-признаки глагола (для морфологического разбора), иллюстрации к произведениям М.М. Пришвина, иллюстрация Глагола, лист ватмана для создания кластера.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Слово учителя:– Ребята, тема нашего урока – “Повторение изученного о глаголе” (слайд 1). Давайте начнем его необычно. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Назовем примеры слов, обозначающих действия учеников и учителя. Слова какой части речи прозвучали сейчас? Итак,
Глагол – весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех! (слайд 2)
Сформулируем цели урока (учащиеся формулируют цели, учитель дополняет).
И все это мне бы хотелось немного связать с литературой, разобрать на ярких примерах необыкновенного мастера пейзажа – М.М. Пришвина (слайд 3). Он восторгался природой, любил летние теплые вечера, поля с поющими жаворонками, зимние вьюги, ценил жизнь и то, что нас окружает, с уважением относился к человеку. Попытаемся и мы увидеть необыкновенное в обыкновенном.
2. Повторение и обобщение знаний. Тренировочные упражнения.
А) Упражнения на развитие речи, выяснения роли глагола в языке. Глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Известно, что (слайд 4)
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.
А.Н. Толстой
Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола –
выражать само действие.
А. Югов
Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом (тексты распечатаны для каждого ученика).
Стилистический эксперимент (слайд 5).
Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.
Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.
В чем необычность употребления глаголов “звенит, радуется (ручеек)”?
Они употреблены в переносном значении, в литературе этот прием называется олицетворением.Б) Продолжим разговор о природе, о лесе. Задание на повторение: “Составь предложение”.
– из предложения “Случилось однажды: пропала собака” выписать наречие;
– из предложения “На днях сижу я под своей липой” выписать личное местоимение;
– из предложения “Первый человек проходил эту приболотицу с топором в руке” взять сказуемое;
– из предложения “Вскоре мы вошли в лес” взять обстоятельство места и употребить его с предлогом ПО;
– из предложения “Весь день моросил дождь” взять обстоятельство времени, выраженное неделимым словосочетанием;
– из предложения “К счастью, он вернулся домой с войны” выписать словосочетание со связью примыкание;
– из предложения “Жара спала под вечер” взять обстоятельство времени, выраженное существительным с предлогом”;
– соединить однородные сказуемые союзом И.
Получится предложение: “Однажды я проходил по лесу весь день и вернулся домой под вечер” (Пришвин “Лисичкин хлеб”). Слайд 6. Какое это предложение по количеству грамматических основ? Перестроим его в сложноподчиненное. Составим схемы, при наличии времени выполним синтаксический разбор (один человек работает на закрытой доске).
В) А что он увидел и услышал в лесу? Придумайте свое продолжение рассказа на тему “Лесной разговор” (слайд 7). Воспользуйтесь материалами домашнего задания. Проверка домашнего задания, составление и чтение сочинений-миниатюр.
Г) Морфологический разбор глаголов из составленных предложений.
За несколько минут до этого задания один ученик работает на закрытой доске, отбирает те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге должен получиться план морфологического разбора глагола.
1. Общее значение
(Выбранные признаки глагола ученик прикрепляет к магнитной доске)
Д) Выписать глаголы, определить наклонение. Слайд 8. Проверка осуществляется методом взаимоконтроля.
– Вот еще маленький ползок по земле, и Травка бросилась бы на шею человека.
– А сам думал: “Ну ползи, только ползи!”
– Маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
– “Ну, ну!– сказал Антипыч.– Иди ко мне, умница!”
– С визгом радости узнала она хозяина и кинулась к человеку.
Из какого произведения Пришвина эти строки? С каким событием они связаны? Как в литературе в композиции художественного произведения называют этот фрагмент?
Е) Письмо по памяти. Слайд 9. Что общего у этих глаголов? (несов. вида, употр. в начальной форме)
Чуять
Таять
Видеть
Тревожить
Дышать
Прикасаться
Стелить
Пробовать
Бежать
Плакать
Определить процент усвоения информации, памяти учащихся.
Дополнительные задания: – определить спряжение каждого глагола;
– поставить исходный глагол в нужную форму:
“таять” – в изъяв. накл. прош. вр. м.
род;
“тревожить” – в повел. накл. мн. ч. с частицей Не;
“прикасаться” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“видеть” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“дышать” – употр. в форме безличного гл. с
постфиксом СЯ;
– обозначить в глаголах изученные орфограммы (слайд
10)
Проверка осуществляется методом самоконтроля.
Ж) Работа в группах. Кроссворд на тему “Глагол”.
Выводы формулируют учащиеся, используя самостоятельно составленный кластер, где отражены особенности глагола как части речи.
Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Повторение изученного материала 7 класс
Слайд 1
ФОНЕТИКА ОШИБКА ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ ОРФОГРАФИЯ ПУНКТУАЦИЯ ЧАСТИ РЕЧИ 10 20 30 40 50 60 10 20 10 20 10 20 10 20 10 20 20 10 60 50 60 50 60 50 60 50 60 40 30 40 50 60 50 40 30 30 40 30 40 30 40 30Слайд 2
ФОНЕТИКА 10 В каком слове ударение падает на тот же слог, как у слова, изображённого на картинке? ответ ЗВОНИТ ДИСПАНСЕР ЗАГНУТЫЙ
Слайд 3
Какое из этих слов имеет звуков больше, чем слово ЕВРОПА? ответ ФОНЕТИКА 20
Слайд 4
Укажите вариант, в котором верно выделена буква, находящаяся под ударением. ответ ФОНЕТИКА 30 санИтария сметлИвый мЫтарство асиммЕтрия
Слайд 5
Укажите ошибочное суждение ответ ФОНЕТИКА 40 В слове ДЕЛЕНИЕ четыре слога В слове САД все согласные звуки глухие В слове ЖИЛЬЁ все согласные мягкие В слове КУПИТЬ букв больше, чем звуков
Слайд 6
Укажите ошибочное суждение: в слове ВСКОРЕ ответ ФОНЕТИКА 50 п ервый звук (Ф) 6 букв и звуков в се согласные твёрдые з вук (Р) сонорный
Слайд 7
Сколько звуков (Ц) в словах предложения: « Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск – Камчатский »? ответ ФОНЕТИКА 60 четыре два три один
Слайд 8
Укажите ошибку в определении спряжения глагола. ответ ОШИБКА 10 Вывязать – 1 спр Купили – 2 спр Побрили – 2 спр Кувыркаться – 1 спр
Слайд 9
Найдите ошибку ответ ОШИБКА 20 Неработающий телевизор Шарф не довязан Нерешённая вчера Ненавидящий лук
Слайд 10
Укажите, в каком слове допущена ошибка? ответ ОШИБКА 30 УТВАРЬ ПОЛОГ СКОЧОК СОЧЕТАТЬ
Слайд 11
Укажите ошибку в написании наречия . ответ ОШИБКА 40 ВПОПЫХАХ ПОСОВЕСТИ ДОЧИСТА ВРАЗБРОС
Слайд 12
Укажите вариант, в котором допущена орфографическая ошибка. ответ ОШИБКА 50 Конный луг Полуденное солнце Дискуссионный вопрос Журавлинное гнездо
Слайд 13
Укажите вариант, в котором представлен дефис? ответ ОШИБКА 60 КОЕ(С)КЕМ КАК(БЫ) (НЕ)УЖЕЛИ СДЕЛАЛ(ТАКИ)
Слайд 14
Какое причастие не имеет краткой формы? ответ ПРИЧАСТИЕ 10 п рочитанный вызубренный летящий замороженный
Слайд 15
Укажите полное причастие настоящего времени. ответ ПРИЧАСТИЕ 20 с построенным городком к нига прочитана и дущий от сердца с орванная роза
Слайд 16
Укажите действительное причастие ответ ПРИЧАСТИЕ 30 хранимый выученный создаваемые повелевавший
Слайд 17
Укажите причастный оборот в предложении: Тронутые инеем паутинки в лучах солнца казались волшебной пряжей. ответ ПРИЧАСТИЕ 40 к азались пряжей т ронутые паутинки п аутинки в лучах т ронутые инеем
Слайд 18
Укажите причастия, где надо вставить Н? ответ ПРИЧАСТИЕ 50 п ожаре.. ые кальмары к упле.. ая сумка н арисова .. ая вчера к ипячё .. ое молоко
Слайд 19
Укажите вариант, в котором указан глагол, не образующий действительное причастие настоящего времени? ответ ПРИЧАСТИЕ 60 читать дышать дремать окутать
Слайд 20
ответ ДЕЕПРИЧАСТИЕ 10 Какие из данных деепричастий возвратные? полюбив воя встретившись прикарманивая
Слайд 21
ответ ДЕЕПРИЧАСТИЕ 20 Укажите деепричастие совершенного вида. б ыстро умывшись в сегда здороваясь к рича от счастья б лестя на солнце
Слайд 22
ответ ДЕЕПРИЧАСТИЕ 30 Укажите деепричастие несовершенного вида. зайдя встретя делая заметив
Слайд 23
ответ ДЕЕПРИЧАСТИЕ 40 Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Укажите в предложении деепричастный оборот. з акутанная в длинную шаль к ак испуганная птичка с идела на стуле возле окна о твернув и почти спрятав голову
Слайд 24
ответ ДЕЕПРИЧАСТИЕ 50 Признаки каких частей речи совмещает деепричастие? г лагола и прилагательного г лагола и числительного г лагола и наречия г лагола и существительного
Слайд 25
ответ ДЕЕПРИЧАСТИЕ 60 Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Прижав куклу к груди, слёзы навернулись на её глаза. Не разговаривая друг с другом, мы продолжали сидеть в комнате. Читая стихи , невольно чувствуешь восторг.
Слайд 26
ОРФОГРАФИЯ 10 Укажите слово без чередования гласных в корне ответ растирать отложной подавать застеленный
Слайд 27
ответ ОРФОГРАФИЯ 20 Найдите строку, где пишется А ч..ща , ж.. ло ш .. сть , ж.. стко с ч .. стье , ст .. ящий з ам..рать , пол.. вать
Слайд 28
ответ ОРФОГРАФИЯ 30 Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется И п р .. вратность п р..ступать п р..имущества п р .. жимаясь
Слайд 29
ответ ОРФОГРАФИЯ 40 Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Т г ромоз ..кий д илетан .. ский в кус.. ый п раз ..ник
Слайд 30
ответ ОРФОГРАФИЯ 50 Укажите слово, в котором пишется Н п одержа .. ые с обстве .. ые з латотка .. ые б алова .. ый
Слайд 31
ответ ОРФОГРАФИЯ 60 Укажите слово, в котором пишется НН неписа .. ые заплака .. о е в етря .. ая п ута .. ые
Слайд 32
Пунктуация 10 ответ Однажды из Испании выехали какие- то таинственные переселенцы и пристали к тому клочку земли, на котором они живут и поныне. Подчёркнутое слово является… дополнением сказуемым определением обстоятельством
Слайд 33
Пунктуация 20 ответ Я тянул то крепче (1) то слабее – и (2)необыкновенно легко согласуясь с моим желанием (3) то тише (4) то громче (5) то торжественно ширясь (6)то очаровательно замирая (7) звучала музыка (8) перед которой была ничто музыка всех Бетховенов в мире. Укажите места, где нужно поставить запятые. 1,2,4,5,6,8 3,4,5,6,7,8 2,3,4,5 1,2,3,4,5,6,7,8
Слайд 34
Пунктуация 30 ответ Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени , и с помощью старого садовника бережно их укутывал тёплой соломой. Подчёркнутое слово является… дополнением сказуемым определением
Слайд 35
Пунктуация 40 ответ Укажите вариант, в котором допущена пунктуационная ошибка Едва забрезжил рассвет, костёр потушили. Зато и спали они потом крепко по- детски. Что бы там ни говорили, соль здесь есть. Мы шли и мерили глубину, пока не достигли входа в пролив .
Слайд 36
ПУНКТУАЦИЯ 50 ответ Но всё же в конце концов в итоге всё(1 ) вместе взятое(2) оказалось оправданным ( 3) потому что привело к той победе(4 ) о которой напоминал голос Пикина (5 ) уже подходившего к концу (6) и ( 7) читавшего теперь название фронтов и фамилии командующих. Укажите места, где нужно поставить запятые. 1,2,4,6 3, 4,5, 6 1,2,3, 4,5 3 ,4,6, 7
Слайд 37
ПУНКТУАЦИЯ 60 ответ К дождю присоединился вихрь(1) который ломал мелкие сучья(2) прибивал к земле молодняк(3 ) срывал листья с деревьев(4 ) и высоко поднимал их на воздух. Укажите места, где нужно поставить запятые. 2, 3 1, 3, 4 1,2,3, 4 1, 2, 3
Слайд 38
Части речи 1 0 ответ Укажите слово категории состояния . капризно радостно шагом быстро
Слайд 39
Части речи 2 0 ответ Сколько причастий в предложении: Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина, покрытая рядами скошенного сена, почти вся в тени. 1 2 3 4
Слайд 40
Части речи 3 0 ответ Укажите слово, от которого нельзя образовать относительное прилагательное.
Слайд 41
Части речи 40 ответ В каком варианте ответа нельзя определить род существительного . Наш растяпа опять потерял очки. А ты настоящий стиляга! Обжоре только и подавай сладости! Юрист подсказала выгодный вариант.
Слайд 42
Части речи 50 ответ Укажите несклоняемую аббревиатуру среднего рода . МГУ СНГ НАТО ЮНЕСКО
Слайд 43
Части речи 60 ответ У какого слова неправильно определены грамматические признаки? в первый ряд – порядковое числительное скопилось – глагол в форме настоящего времени ч асто перечитываю – наречие л егче достать – наречие в сравнительной степени
nsportal.ru
Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Повторение по теме «Частицы»
Слайд 1
Повторение по теме «Частица»Слайд 2
Синтаксический разбор Все они были сильно встревоже ( н,нн )ы махали руками говорили громко и даже толкали друг друга. Сразу(же) можно было (бы) догадат .. ся что причиной их беспокойства является так внезапно вылетевший на тер..ас..у мальчик в матрос..ком костюме, который вывел их всех из себя.
Слайд 3
Повторим! Что такое частица? Какие частицы являются формообразующими? Какие частицы являются смыслоразличительными (модальными)? Какие частицы пишутся через дефис? Как различать отрицательные частицы НЕ и НИ?
Слайд 4
Закрепление Записать предложения, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. 1) (Н..) отзывался (н..) сторож (н..) его помощник. 2) Гость (н..) сказавший до этого (н..) слова заговорил. 3) Он (н..) говоря (н..) слова вышел. 4) Когда я (н..) зайду к нему он всегда занят. 5) Вам ли (н..) знать об этом?
Слайд 5
Отрицательные «Кто быстрее» отметьте строки, где пропущена частица НИ.
Слайд 6
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 Горы производят (н..)забываемое впечатление. В предрассветной тишине не слышно (н..) шороха . 2 (Н..)один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины. ( Н..)славы, (н..)денег не требуют отважные путешественники 3 (Н..)одного мгновения не хочется терять. (Н..) раз художники пытались изобразить горы. 4 Кто (н..) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте? Разве вы (н..) мечтали хоть раз оказаться на вершине. 5 Что (н..) говори, горы всегда прекрасны. На подготовку к восхождению уходит (н..) один день. 6 Сколько (н..) смотри на это чудо, оно никогда не надоест. Тот, кто побывал в горах, (н..) разу не пожалеет о проведенном времени. 7 Эту вершину пытались покорить (н..) раз. (Н..) свет (н..) заря проснулась я зря. 8 Это был (н..)кто иной, как мой дядя. В поле (н..) ветерка.
Слайд 7
Проверка! Вариант 1: 3,5,6 Вариант 2: 1,2,6,7,8
Слайд 8
Исправь ошибки 1) Чтобы вы ни делали, старайтесь делать это хорошо. 2 ) Всё – же он пришёл. 3 ) Врядли я прислушаюсь к твоему совету. 4 ) Прочитай – ка эту статью. 5 ) Я хочу знать, чтобы ты ему посоветовал. 6 ) Всё таки мы заняли призовое место на олимпиаде.
Слайд 9
Тестовая проверка Найдите отрицательную частицу: а) да б) ни в) бы Найдите модальную частицу, которая выражает вопрос: а) неужели б) вот в) едва ли Найдите модальную частицу, которая выражает уточнение: а) разве б) как в) как раз Найдите модальную частицу, которая выражает сомнение: а) только б) вряд ли в) даже
Слайд 10
Тестовая проверка Найдите предложение с модальной частицей, выражающей восклицание: а) Что за прелесть эти сказки! б) А вот и я! в) Всё- таки он прекрасен . Найдите предложение с положительным смыслом: а) Я не могу опаздывать. б) Вы не сможете приехать. в) Я не мог не выполнить задание. Найдите предложение с модальной частицей, выражающей усиление: а) Неужели вы не заметили? б) Даже я слышал это . в) Именно к нему мы поедем.
Слайд 11
Тестовая проверка Частица БЫ пишется: а) через дефис б) слитно в) раздельно . Частица ТО пишется: а) через дефис б) слитно в) раздельно . Частица ЖЕ пишется: а) через дефис б) слитно в) раздельно . Найдите предложение с частицей ТО: а ) Мы ездили на то озеро. б) Где- то закричала птица. в) Солнце то спрячется, то выглянет снова. г) Просьбу – то мою выполнил?
Слайд 12
Самостоятельная работа Дай ка, лучше в карауле на крылечке прикорну. Какой то смолоду Скворец так петь щеглёнком научился как будто бы щеглёнком сам родился. Но почему то всё таки подчас мне жаль вас наши дети. Если (бы) (не) приходила радость (не) уходила (бы) и печаль. А сама то величава выступает, будто пава.
nsportal.ru
Конспект урока русского языка. Повторение изученного по теме «Глагол» (7-й класс)
Конспект урока русского языка. Повторение изученного по теме «Глагол» (7-й класс)
Тип урока: повторно-обобщающий.
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме “Глагол”
Задачи урока:
– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;
– развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;
– совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
– воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал (карточки с заданиями, кроссворды), карты-признаки глагола (для морфологического разбора), иллюстрации к произведениям М.М. Пришвина, иллюстрация Глагола, лист ватмана для создания кластера.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Слово учителя:
– Ребята, тема нашего урока – “Повторение изученного о глаголе” (слайд 1). Давайте начнем его необычно. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Назовем примеры слов, обозначающих действия учеников и учителя. Слова какой части речи прозвучали сейчас? Итак,
Глагол – весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех! (слайд 2)
Сформулируем цели урока (учащиеся формулируют цели, учитель дополняет).
И все это мне бы хотелось немного связать с литературой, разобрать на ярких примерах необыкновенного мастера пейзажа – М.М. Пришвина (слайд 3). Он восторгался природой, любил летние теплые вечера, поля с поющими жаворонками, зимние вьюги, ценил жизнь и то, что нас окружает, с уважением относился к человеку. Попытаемся и мы увидеть необыкновенное в обыкновенном.
2. Повторение и обобщение знаний. Тренировочные упражнения.
А) Упражнения на развитие речи, выяснения роли глагола в языке. Глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Известно, что (слайд 4)
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.
А.Н. Толстой
Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола –
выражать само действие.
А. Югов
Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом (тексты распечатаны для каждого ученика).
Стилистический эксперимент (слайд 5).
Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.
Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.
В чем необычность употребления глаголов “звенит, радуется (ручеек)”?
Они употреблены в переносном значении, в литературе этот прием называется олицетворением.
Б) Продолжим разговор о природе, о лесе. Задание на повторение: “Составь предложение”.
– из предложения “Случилось однажды: пропала собака” выписать наречие;
– из предложения “На днях сижу я под своей липой” выписать личное местоимение;
– из предложения “Первый человек проходил эту приболотицу с топором в руке” взять сказуемое;
– из предложения “Вскоре мы вошли в лес” взять обстоятельство места и употребить его с предлогом ПО;
– из предложения “Весь день моросил дождь” взять обстоятельство времени, выраженное неделимым словосочетанием;
– из предложения “К счастью, он вернулся домой с войны” выписать словосочетание со связью примыкание;
– из предложения “Жара спала под вечер” взять обстоятельство времени, выраженное существительным с предлогом”;
– соединить однородные сказуемые союзом И.
Получится предложение: “Однажды я проходил по лесу весь день и вернулся домой под вечер” (Пришвин “Лисичкин хлеб”). Слайд 6.Какое это предложение по количеству грамматических основ? Перестроим его в сложноподчиненное. Составим схемы, при наличии времени выполним синтаксический разбор (один человек работает на закрытой доске).
В) А что он увидел и услышал в лесу? Придумайте свое продолжение рассказа на тему “Лесной разговор” (слайд 7). Воспользуйтесь материалами домашнего задания. Проверка домашнего задания, составление и чтение сочинений-миниатюр.
Г) Морфологический разбор глаголов из составленных предложений.
За несколько минут до этого задания один ученик работает на закрытой доске, отбирает те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге должен получиться план морфологического разбора глагола.
1. Общее значение
предмет | признак предмета | действие предмета |
2. Морфологические признаки
Начальная форма
И.п., ед.ч. | И.п., ед.ч., м.р. | Неопределенная форма глагола |
Постоянные
Собственные, нарицательные | Качественные, относительные, притяжательные | Переходность |
Непостоянные
Падеж | Степени сравнения | Наклонение |
3. Синтаксическая роль
Чаще всего
Подлежащее, дополнение | Определение | Сказуемое |
(Выбранные признаки глагола ученик прикрепляет к магнитной доске)
Д) Выписать глаголы, определить наклонение. Слайд 8. Проверка осуществляется методом взаимоконтроля.
– Вот еще маленький ползок по земле, и Травка бросилась бы на шею человека.
– А сам думал: “Ну ползи, только ползи!”
– Маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
– “Ну, ну!– сказал Антипыч.– Иди ко мне, умница!”
– С визгом радости узнала она хозяина и кинулась к человеку.
Из какого произведения Пришвина эти строки? С каким событием они связаны? Как в литературе в композиции художественного произведения называют этот фрагмент?
Е) Письмо по памяти. Слайд 9. Что общего у этих глаголов? (несов. вида, употр. в начальной форме)
Чуять
Таять
Видеть
Тревожить
Дышать
Прикасаться
Стелить
Пробовать
Бежать
Плакать
Определить процент усвоения информации, памяти учащихся.
Дополнительные задания: – определить спряжение каждого глагола;
– поставить исходный глагол в нужную форму:
“таять” – в изъяв. накл. прош. вр. м. род;
“тревожить” – в повел. накл. мн. ч. с частицей Не;
“прикасаться” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“видеть” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“дышать” – употр. в форме безличного гл. с постфиксом СЯ;
– обозначить в глаголах изученные орфограммы (слайд 10)
Проверка осуществляется методом самоконтроля.
Ж) Работа в группах. Кроссворд на тему “Глагол”.
По горизонтали:
2. Глаголы с постфиксом СЯ (СЬ)
3. Непостоянный признак глагола
5. Роль глагола в предложении
8. Изобразительное средство, в составе которого чаще всего встречается глагол
9. То, что обозначает глагол
По вертикали:
1. Наклонение, при котором глагол обозначает желаемое или возможное действие
4. Постоянный признак глагола
5. Часть слова, при помощи которой образуется глагол в повелительном наклонении
6. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица или предмета
7. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ., мест., числит. в Вин. падеже без предлога
Слайд 10
3. Итог урока.
Выводы формулируют учащиеся, используя самостоятельно составленный кластер, где отражены особенности глагола как части речи.
Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.
kopilkaurokov.ru
Презентация к урокам повторения темы «Глагол. Спряжение. Теория и практика» 9-11 кл.
СПРЯЖЕНИЕ
Повторение и упражнения
ЕГЭ
Задание 10
Спряжение – 1) изменение глаголов по лицам; 2) класс глаголов, имеющих одинаковые словоизменительные формы.
ЛИЦО
1 спряжение
е – у — ю
Единст. число
1 (я, мы)
2 спряжение
Множеств. число
-у/ — ю
2 (ты, вы)
— ешь /- ёшь
и- а — я
Единств. Число
-ем / — ём
3 ( он, они)
— ет / — ёт
— у / ю
— ете / — ёте
Множеств. Число
— ишь
-им
— ут / — ют
— ите
— ит
— ат / — ят
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
- Поставить глагол в неопределенную форму ( Что делать? Что сделать?)
- Посмотреть на три последние буквы,
не считая — ся
Например : созре…т (что сделает?)
н. ф. (что сделать?)СОЗР ЕТЬ
ТЕПЕРЬ НУЖНА ТАБЛИЦА!
СМОТРИ СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД!
ЭТОТ ГЛАГОЛ – НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, ЗНАЧИТ, ЭТО 1 СПРЯЖЕНИЕ, ПИШИ — Е !
1 СПРЯЖЕНИЕ
2 СПРЯЖЕНИЕ
3 глагола на — ить : БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ
Все остальные глаголы на — ить
Все остальные глаголы на — еть
7 глаголов на — еть: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть
Все остальные глаголы на — ать
4 глагола на — ать: гнать, держать, дышать, слышать
Вс остальные глаголы ( на — оть, — уть, — ять, — ыть, — ть и др.)
Зиждиться – основываться на чём-либо
Разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ,БЕЖАТЬ, ЧТИТЬ, БРЕЗЖИТЬ
ЛИЦО
Единственное число
1
2
хоч у
хоч ешь
бег у
3
чт у
Множественное число
беж ишь
хоч ет
чт ишь
хот им
беж ит
беж им
хот ите
чт ит
беж ите
чт им
хот ят
чт ите
бег ут
чт ут , чт ят
Брезжить — мелькать мерцать, рассветать.
Разноспрягаемый глагол
- Глагол БРЕЗЖИТЬ имеет только формы 3 – их лиц с окончаниями разных спряжений
- БРЕЗЖ ИТ и БРЕЗЖ УТ
Разноспрягаемые глаголы с архаичными окончаниями
ЛИЦО
Единственное число
1
е м
2
Множественное число
е шь
да м
3
ед им
да шь
е ст
ед ите
дад им
да ст
дад ите
ед ят
дад ут
- ЕСТЬ
- НАДОЕСТЬ
- ДАТЬ
- СОЗДАТЬ
Упражнения
Гласные в личных окончаниях и суффиксах разных форм глагола
Вставьте гласную в суффикс неопределённой формы глагола. Какой глагол выпадает из этого списка?
- Бле_ть, ве_ть, зате_ть, ка_ться, кле_ть, ла_ть, леле_ть, ма_ться, наде_ться, отча_ться, ре_ть се_ть, та_ть, ча_ть, чу_ть.
Проверь себя!
- Во всех словах – ять , кроме кле и ть
Определите спряжение данных глаголов.
- Висеть лежать, реять, быть, стелить , слышать, выспаться , печь , бежать , клеить , нести , хотеть .
Возьмите на заметку
- Приставка ВЫ — оттягивает ударение на себя, поэтому спрягать следует глагол без этой приставки: вЫспаться – вЫсп?шься , но спать — спишь
Научитесь определять глаголы – исключения. Выпишите их из списка
- Висеть, видеть, вертеть, велеть, тереть, терпеть, тлеть, тупеть, недоумевать, негодовать, ненавидеть, недоглядеть, завесить, зависеть, забросить, затеять, обидеть, обтереть, обогреть, обмереть, сгореть, созреть, смотреть, согреть, дышать, дрожать, держать, дребезжать, списать, спасать слышать, смешать, гулять, гнать, глотать, гадать.
Проверь себя!
- … видеть… вертеть… терпеть…
- …… ненавидеть…
- зависеть…обидеть…
- … смотреть…. дышать…держать…
- слышать..гнать….
Укажите номер ряда, в котором пропущена одна и та же буква в словах
1) увид…л, кле…л, крас…л, ненавид..л;
2) стро…т, бор…тся, дыш…т, слыш…т;
3) хоч…шь, бре…шь, стел..шь,чу…шь;
4) вышл…те, пиш..те, кле..те, нос…те.
3
В каждом ряду найдите 10-е лишнее.
- (Он) фырка..т, брызж…т, плещ…т, гре…т, кле…т, стрекоч..т, колыш…тся, хлопоч…т, помож…т, наруша…т.
2) (Они) та…т, обве..т, ре…т, гон..т, сыпл…т, стел…т, гоня..т, окрыляя…т, дремл…т, бор…тся.
3) Догора…шь, гоня…шь, вынес…шь, вывед…шь, дыш…шь, бре…шься, раста…шь, стел…шься, спряч…шься, подреж…шь.
КЛЕИТ
ГОНЯТ
ДЫШИШЬ
В каждом ряду найдите 10-е лишнее.
- (Вы) вер…те, взвес…те, дежур…те, повер…те, изжар…те, ускор…те, оден…те, украс…те, исправ…те, ознаком…те.
5) Бор…щийся, се…щие, кол…щий, стел…щийся, пил…щие, та…щие снега, ре…щие, дремл…щий, ро…щие, кача..щийся.
ОДЕНЕТЕ
ПИЛЯЩИЕ
- Успехов на экзамене!
multiurok.ru