cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Опиши звуковой состав любого из оставшихся слов – Среди слов-весна,читать,сирень,пекарь найди такое у…

Содержание

что это и как правильно его делать :: SYL.ru

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

www.syl.ru

Как делать звуко-буквенный разбор слова?

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы  его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва сло­ва.

Звуко-буквенный раз­бор — это ана­лиз зву­ко­во­го соста­ва сло­ва и его бук­вен­но­го отоб­ра­же­ния на пись­ме.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов.  Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и зву­ков.

Буквы и звуки

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные зву­ки.

Гласные буквы и звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке име­ют­ся

6 глас­ных зву­ков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

и 10 глас­ных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я.

Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

  • лён [л’ о н]
  • редис [р’ и д’ и с]
  • соль [с о л’]

Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве уда­ре­ние.

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они иска­жа­ют­ся:

  •  бук­ва «о» обо­зна­ча­ет звук [а];

до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

  • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

  • бо-ло-то
  • кра-со-та
  • у-ди-ви-тель-ный
  • ли-ни-я

Согласные буквы и звуки

В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие соглас­ные:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голо­са:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких соглас­ных.

Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мяг­кие:

[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’],  [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’];

Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

а бук­вы «ж», «ш», «ц» —  твер­дые зву­ки [ж], [ш], [ц].

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

  • оди­на­ко­вое коли­че­ство зву­ков;
  • зву­ков боль­ше, чем букв;
  • букв боль­ше, чем зву­ков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 зву­ка
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 зву­ков
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 зву­ков

При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в сло­ве:

1. в нача­ле сло­ва:

  • е́дкий [й’ э т к’и й’]
  • ёмкий [й’ о м к’ и й’]
  • ю́ный [й’ у н ы й’]
  • я́сли [й’ а с’ л’ и]

2. после дру­гих глас­ных зву­ков:

  • поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • поём [п а й’ о м]
  • каю́та [к а й’ у т а]
  • мая́к [м а й’ а к]

3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

  • жулье́н [ж у л’ й э’ н]
  • въе́хать [в й ‘э х а т’]
  • курьёз [к у р’ й’ о с]
  • отъём [а т й’ о м]
  • рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъя́н [и з’ й’ а н]
  • вью́нок [в’ й’ у н о к]
  • предъюбиле́йный [п р’ и д  й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мяг­кость:

  • сел [с’ э л]
  • нёс [н’ о с]
  • люк [л’ у к]
  • пять [п’ а т’]

Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’], о́тблеск [о д б л’ и с к];
  • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’], сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
  • все [ф с’ э], пруд [п р у т], вокза́л [в а г з а л].

В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]

  • брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков мень­ше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 зву­ка;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 зву­ка.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат сло­ва:

  • све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

Образец фонетического разбора

Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный  [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный  — 3 сло­га. Первый слог удар­ный.

  • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • [о] — глас­ный удар­ный;
  • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «о» — [а] — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • бук­ва «н»— [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный.

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 зву­ков.

Если у вас воз­ник­нут труд­но­сти при про­ве­де­нии звуко-буквенного (фоне­ти­че­ско­го) раз­бо­ра сло­ва, то все­гда мож­но про­ве­рить себя на сай­те phoneticonline.ru.

Видеоурок «Фонетический разбор слов»

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме уро­ка.

russkiiyazyk.ru

Приложение I. Список слов, рекомендуемых для звукового анализа — Мегаобучалка

Азбука Глобус Иголка Лампа

Аист Гном Игра Лапа

Астры Грабли Игрушка Ластик

Ау Грач Иду Лида

Бабушка Гром Икра Лиза

Банка Груша Ира Лина

Бант Губы Ириска Липа

Башни Гудит Кактус Лист

Бинт Гудок Кама Лисы

Бобик Гуси Каска Лифт

Бокс Гусли Каша Лицо

Бочка Да Кит Лора

Брат Два Клоун Лоси

Брови Двор Клубника Лужа

Брусника Дно Клубок Лук

Бублик Дом Клык Луна

Букашка Домик Книга Лучи

Буква Доски Кнопки Лучина

Булка Драка Кожа Мак

Бумага Дупло Козы Мама

Бусы Духи Ком Марки

Бутылки Дым Кони Март

Бык Дыни Косы Марш

Вата Дыра Кот Маска

Вафли Жаба Кофта Маша

Вилка Жук Кошка Мила

Вилы Журнал Кран Мир

Вишни Журчит Краски Миска

Вова Жучка Крик Миша

Воздух Замок Крот Мода

Воин Звон Крыса Мост

Волга Звуки Крыша My

Волк Зина Кубики Муха

Волны Золушка Кукла Мыло

Врач Зонт Кукушка Мышка

Галка Зубы Куры Нитка

Гвозди Ива Куст Но

Глина Игла Лак Ноги

Норка Руки Сугробы Ухо

Hoc Ручка Сумка Ушки

Ноты Рыба Сундук Ушли

Омск Рычит Суп Фикус

Осы Сало Сушка Фирма

Палка Сани Сын Фишка

Папа Саша Сыр Флаги

Пар Свинка Тигр Флоксы

Парк Сила Тир Флот

Парта Скрипка Томск Форма

Паук Слива Торт Фрукты

Пилка Слон Три Хвост

Плащ Сноп Трон Хор

Пол Совы Труба Числа

Полка Сом Трубач Шапка

Пони Сон Трубит Шарф

Порт Соска Трус Шашки

Почка Сосны Туман Школа

Почта Соус Турист Шкура

Поэт Спинка Туфли Шнур

Правда Спирт Тыква Шнурки

Псков Спит Удар Шорты

Птицы Спицы Узор Шпоры

Пули Спички Укол Шприц

Пушка Спор Уксус Шпроты

Радуга Спорт Укус Шрам

Рак Стадо Улитка Штанга

Рамы Стирка Ум Шторы

Рана Сто Упали Шуба

Рига Стол Ура Шум

Рита Страна Урал Шумит

Роза Страус Урок Шура

Рост Струна Усы Щит

Рот Стул Утка Экран

Рубашка Ступни Уха Эхо

Приложение 2. Примерное тематическое планирование уроков русского языки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида и в классах коррекционно-развивающего обучения

1-й класс. Подготовительный период

Развитие речевого слуха. Формирование звукового анализа и синтеза



Тема и содержание уроков

Количество уроков

Повторение и подготовка к изучению программного материала 1 2 3

Выявление умений и знаний по русскому языку умение выделять первый и последний звуки в произносимом слове, последовательно выделять звуки из слова состояние навыка чтения, умение составлять предложения и выделять из них отдельные слова 5

Звуки речи (Используется пособие Р. Д. Тригер, Е В. Владимировой «Звуки речи, слова, предложения – что это — Тетр. 1 –Смоленск, 1998.) 17

Звук [а] Звучание, умение слышать, выделять из слова

Особенности артикуляции и звучания (чувственно воспринимаемые признаки гласного звука) Звук [а] – гласный звук Термин «гласный звук» условное обозначение гласного звука

3 Ознакомление с буквами А, а. Звук и буква

Звук [о] Звучание, умение слышать, выделять из слова

Особенности артикуляции и звучания Звук [о] – гласный звук Термин «гласный звук»

2 Ознакомление с буквами 0, о

Соотнесение звука с буквой.

Буквы А, а условное обозначение

Звуки [а], [о] – гласные звуки 1 Буквы А, а; 0, о

Продолжение 1 2 3

Звук [ы] Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, слышать, называть выделенный звук Звук [ы] – гласный звук Термин «гласный звук», условное обозначение

2 Буква ы Звук и буква Буквы А, а;

0, о Слово, предложение

Звук [у] Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, слышать в слове Звук [у] – гласный звук Термин «гласный звук», условное обозначение

2 Буквы У, у. Звук и буква. Буквы А, а; 0, о; У, у; ы. Слово, предложение

Дифференциация звуков [о] – [у]

1 Буквы А, а; 0, о; У, у; ы,

Слово предложение

Повторение изученного 1 Предлоги за, перед Практическое ознакомление с однокоренными словами (без терминологии)

Звуки [м] [м’] Звучание, артикуляция, умение выделить из слова, называть, слышать в слове Сопоставление с артикуляцией звуков [а], [о], [у]

Звуки [м], [м’] – согласные звуки Термин «согласный звук», условное обозначение

2 Буквы М, м. Звук и буква Буквы А а; 0, о; У, у; ы.

Предлоги за, перед, между

Звуки [н], [н’] Звучание, артикуляций, умение выделить из слова, называть, слышать в слове Сопоставление с артикуляцией гласных звуков

Звуки [н]. [н’] – согласные звуки Термин «твердый согласный». Условное обозначение твердых согласных звуков

2 Буквы Н, н. Звук и буква

Повторение изученных букв

Предлоги за, между, перед

Составление предложений

Звуки [в], [в’] Звучание артикуляция, умение выделить из слова, слышать в слове Звуки [в], [в’] – согласные звуки

Опознавательные признаки согласных и гласных звуков

1 Буквы В, в. Звук и буква

Повторение изученных букв

Последовательное выделение 32 . звуков в словах

Последовательное выделение звуков в словах типа ау, ус

1 Буквы А, а; В, в; М, м; Н, н; 0, о; У, у, ы.

Выделение слов из предложения

Продолжение 1 2 3

Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных (типа лук] Последовательное выделение звуков а двусложных словах (типа ось;)

Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами Звуки [п], [п’]; [к], [к’]; [с], [с’] – согласные звуки

3 Буквы П, п; К, к; С, с. Звуки и буквы Повторение изученных букв Составление предложений по схеме и схемы по предложению

Практическое ознакомление с однокоренными словами

Последовательное выделение звуков в двусложных словах, состоящих из открытых слогов (типа луна) Звук [и] Звучание артикуляция Отнесение к гласным звукам Звуки [л], [л’]

Звучание артикуляция

Отнесение к согласным звукам

Термин «мягкий согласный» звук (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой «Звуки речи, слова, предложения – что это?» — Тетр 2 – Смоленск, 1998).

2 Буквы И, и; Л, л. Звуки и буквы

Повторение изученных букв

Составление схем предложений и предложении по схемам

Распространение предложений

Практическое ознакомление с однокоренными словами и с ударением

Последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытым слогом (типа сани липа) Обозначение в схемах звукового состава твердых и мягких согласных Замена в схемах слов фишек обозначающих гласные звуки, буквами Обозначение ударного звука в схеме Звуки [т], [т’]

3 Буквы Т, т. Звук и буква

Повторение изученных букв

Составление предложений и их схем Распространение предложений

Контрольная работа, ее анализ 2

Последовательное выделение звуков в словах с закрытым и открытым слогами (типа паук, утка) Постановка знака ударения в схемах звукового состава слов (после замены фишек, обозначающих гласные звуки буквами) Звуки [р], [р’] [г], [г’] Дифференциация звуков [к] – [г] Звук [ш] – твердый согласный звук

3 Буквы Р, р; Г, г; Ш, ш. Звуки и буквы Практическое ознакомление с однокоренными словами Составление предложений со словами – названиями профессий

Продолжение

Последовательное выделение звуков из слов изученных структур (типа голуби, кукла) Повторение правильного называния и обозначения изученных звуков Звук [э] – гласный звук

2 Буквы Э, э. Повторение изученных букв Составление предложений с конструкциями типа 5 голубей, б кубиков коробка конфет

Употребление предлогов на, под, между

Контрольная работа 1

Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных в слоге (типа волк слон). (Используется пособие Р Д. Тригер, Е. В. Владимировой «Звуки речи, слова, предложения – что это?» — Тетр.3. – Смоленск, 1998).

Звуковой анализ слов типа струна, скрипка. Выделение ударного гласного, постановка знака ударения в схемах звукового состава слов Звуки [б], [б’]

Дифференциация звуков [п] – [б] Звуки [д] [д’]

Дифференциация звуков [т] – [д] Звуки [ч] [ж]

Дифференциация звуков [ж] – [ч] Звуки [ф] [ф’]

Дифференциация звуков [ф] – [в]

8 Буквы Б, б;Д, д; Ч, ч; Ж, ж; Ф, ф. Звуки и буквы Повторение изученных букв Звуковой анализ слов изученных структур Замена в схемах звукового состава слов фишек, обозначающих гласные звуки буквами «Чтение» проанализированных слов

Предложение, слово в предложении Употребление в предложениях предлогов над. под, за между перед Употребление конструкций типа кормить зерном, любуюсь рекой, много карандашей Практическое ознакомление с однокоренными словами

Контрольная работа, ее анализ 2

Повторение пройденного

Проверочные работы их анализ Звук [ц]

Дифференциация звуков [ч] – [ц] Звук [щ]

Дифференциация звуков [ш] – [щ] [щ] — М Звуки [з] [з’]

Дифференциация звуков [с] – [з] Звук [х]

5 Буквы Ц, ц; Щ, щ; 3, з; X, х.

Звуки и буквы Повторение изученных букв Обозначение ударного гласного в схеме звукового состава слова Подбор предложений к схемам и составление схем предложений

Распространение и сокращение предложений их сравнение

Письмо

Тема и содержание уроков Количество уроков На нелинованной бумаге (Используется пособие Р.Д. Тригер. Е.В. Владимировой, Т.А. Мещеряковой «Я учусь писать» – Смоленск, 1998)

На разлинованной бумаге (Здесь и далее одну часть урока ученики работают на нелинованной бумаге, другую – на разлинованных страницах пособия)

3 Выявление знаний и умении знание букв состояние графических навыков

Выявление знании и умений знание букв состояние графических навыков

2 Правила посадки как держать ручку карандаш как расположить тетрадь

4 Ритмичные круговые линии имеющие широкий размах Обводка контура (линии внутри контура) «Улитка» «Клубок», «Шланг» «Полет бабочки»

4 Ритмичные круговые линии небольшого размаха Обводка контура (линии внутри него) «Шары» «Мороженое» ‘Полет стрекозы»

3 Полуовалы Проведение линий по пунктиру и самостоятельно «Фонтан». «Прыжки лягушки кузнечика воробья» —

4 Полуовалы Обводка по пунктиру «Волны» «Чешуя рыбы» «Огурцы”, «Помидоры» —

4 Линии прямые и наклонные “Дождь” “Солнечные лучи” “Яблоки падают” орнаменты

2 Ознакомление со штриховкой

Штриховка слева направо

2 Штриховка сверху вниз

Орнаменты между штрихами

Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой Строка межстрочное расстояние

Очерчивание рабочей строки

Продолжение

Тема и содержание уроков Количество уроков На нелинованной бумаге На разлинованной бумаге

2 Штриховка снизу вверх

Орнаменты между штрихами

Прямые и наклонные линии

2 Наклонная штриховка Орнаменты между штрихами

Линии с нижним закруглением

3 Штриховка в разных направлениях Орнаменты между штрихами —

6 Горизонтальные прямые «Футболист» «Птица летит в гнездо» «Дорожки ежика, черепахи мышки» Полуовалы левый полуовал, правый полуовал

6 Петли разного размера «Конькобежец», «Телефонный шнур»

Овал в пределах рабочей строки

2 Овал выходящий за пределы рабочей строки

2 Петля, выходящая за пределы рабочей строки

Приложение 3. Примерное тематическое планирование уроков русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида

2-й класс. Первый вариант учебного плана

Уточнение и повторение изученного в период обучения грамоте

Темы и содержание уроков Количество уроков

Повторение и подготовка к изучению программного материала 1 2 3

Выявление умения работать коллективно и самостоятельно, пользоваться учебником и тетрадью, знание печатных и письменных букв умения списывать текст, писать под диктовку, рассказывать об увиденном. Письменные работы составление предложений из данных слов, списывание рассказа, состоящего из трех-четырех предложений, написание диктанта. Для облегчения работы учащихся слова каждого деформированного предложения записываются учителем на отдельной строке.

При списывании текста школьники восстанавливают последовательность описываемых в нем событий.

Объем и словарь диктанта должны соответствовать требованиям, предъявляемым в конце 1-го года обучения в общеобразовательной школе

4 Правила посадки и пользования ручкой.

Тетрадь, ее разлиновка, положение тетради при письме. Письмо букв, их элементов, соединений

Уточнение и повторение изученного в период обучения грамоте. 26

Звуки речи (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой «Звуки речи, слова, предложения – что это?»: Тетр. 1. – Смоленск, 1998)

6 Буквы А, а; О, о, печатные и письменные

Звук [а]. Артикуляция, умение выделять голосом звук в слове, слышать его в начале, конце, середине слова. Соотнесение звука с соответствующей буквой 1

Продолжение 1 2 3

Звук [о] Артикуляций, умение выделить из слова, слышать его в слове Соотнесение звука с соответствующей буквой Термины «звук», «гласный звук»

Гласные звуки, их отличительные признаки

Отнесение звуков [а] [о] к гласным Условное обозначение гласных звуков. Звук [ы]

Звучание, артикуляция Умение выделять из слова слышать в конце, середине слова. Звук [ы] – гласный звук Соотнесение звука [ы] с буквой ы.

Звук [у] Звучание, артикуляция

Умение выделять из слова, слышать в слове Звук [у] – гласный звук Соотнесение звука [у] с буквой у

1 Буквы ы; У, у; А, а; О, о печатные и письменные

Дифференциация звуков [о] – [у].

Звуки [м] [м’] Звучание, артикуляция. Умение выделять из слова. Звуки [м], [м’] – согласные Сопоставление с артикуляцией звуков [а], [у], [о], [ы] Термин «согласный звук». Условное обозначение согласных звуков

1 Буквы А, а; 0, о; У, у; М, м печатные и письменные.

Способ соединения букв ом, ол, ма, мо и др.

Звуки [н], [н’] Звучание, артикуляция Отличие от артикуляции гласных звуков.

Умение выделять из слова.

Звуки [н], [н’] и буквы Н, н.

Звук [и] Звучание, артикуляция

Отличие от артикуляции согласных звуков. Умение выделять из слова Звук [и] – гласный. Буквы И, и

1 Буквы А, а; О, о; ы; У, у; Н, н; М, м. Соединение букв.

Практические упражнения в составлении предложений

Упражнения в выделении из слов отдельных звуков.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

Отнесение выделенных звуков к гласным или согласным

2 Повторение изученных печатных и письменных букв. Устные упражнения в составлении предложений

Последовательное выделение звуков из слова 20

Знакомство с графической схемой звукового состава слова.

Условные обозначения гласного и согласного звуков.

Формирование умения анализировать звуковой состав слов последовательное выделение звуков и их обозначение условными знаками. Последовательное выделение звуков в словах типа ау, уа, му, но, в односложных словах без стечения согласных (типа лук). Составление из разрезной азбуки или запись проанализированных слов. Работа с отдельными звуками звучание артикуляция, отнесение к гласным или согласным

2 Звуки и буквы. Устные упражнения в составлении предложений с данным словом. Соединения букв.

Сравнение написания букв, сходных по начертанию

Последовательное выделение звуков в словах типа усы, осы, в двусложных словах, состоящих из открытых слогов (типа гуси).

Твердые и мягкие согласные.

Обозначение их в схеме звукового состава. Запись проанализированных слов.

Составление их из разрезной азбуки. Самостоятельная работа: условно-графическая запись звукового состава слов (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой «Звуки речи, слова, предложения – что это?»: Тетр. 2. – Смоленск, 1998).

4 Ударение. Обозначение в словах ударных гласных.

Практические упражнения в подборе однокоренных слов.

Устные упражнения в составлении предложений.

Письмо букв, их соединений.

Сравнение написания букв, сходных по начертанию

Звуковой анализ слов, состоящих из открытых и закрытых слогов (типа паук, утка, кукла). Запись проанализированных слов, составление их из разрезной азбуки. Контрольная работа: «звуковой» диктант

4 Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные.

Выделение гласных, находящихся в ударном положении. Графическая схема предложения.

Составление по схеме предложений на заданную тему из данных слов. Устный подбор родственных слов

Продолжение 1 2 3

Звуковой анализ многосложных слов (типа кукушка).

Обозначение мягкости согласных мягким знаком.

Сравнение звукового и буквенного состава слов (типа конь, соль). Упражнения в списывании слов и небольших текстов

3 Ударение. Подбор однокоренных слов.

Составление предложений из данных слов

Звуковой анализ слов со стечением согласных в слоге (типа волк, слон) (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой «Звуки речи, слова, предложения – что это». Тетр 3. – Смоленск, 1998).

Упражнений в преобразовании слов путем наращивания звуков замены одного из звуков и т.д. (типа вол – волк, рот – крот бочка – точка – почка – кочка – ночка – дочка). Работа со схемой звукового состава слова и с разрезной азбукой.

Проверочная работа, ее анализ

7 Звуки и буквы. Ударение.

Ударные и безударные гласные. Деление слов на слоги. Устные упражнения в составлении предложений

 

 

Оглавление

Готовность ребенка к обучению грамоте

Почему некоторые дети испытывают трудности в освоении грамоты

Устная речь как показатель готовности к школьному обучению

Содержание подготовки к обучению грамоте. Специфика технологии

Важнейшие условия обучения детей

Два этапа подготовки к обучению грамоте

Первый этап подготовки к обучению грамоте

Чувственные (сенсорные) опоры для выделения существенных (опознавательных) признаков гласных и согласных звуков. Условные обозначения звуков

Накопление сенсорного опыта в выделении твердых и мягких согласных

Деятельность учащихся

Чему следует научить школьников к концу первого этапа подготовки к обучению грамоте

Второй этап подготовки к обучению грамоте

Обучение самоконтролю

Деятельность учащихся

Слово и предложение

Подготовка к обучению технике письма

Трудно ли ребенку учиться писать

Испытывают ли дети с задержкой психического развития особые трудности при обучении письму

Как помочь ребенку избежать трудностей. Три направления подготовки ребенка к обучению технике письма

Последовательно или одновременно

Упражнения для пальцев и кистей рук

Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги

Формирование графических навыков

Как правильно сидеть при письме

Как расположить тетрадь

Как правильно держать ручку

Быстро и много или правильно и тщательно

Упражнения для формирования элементарных графических навыков

Ребенок начинает осваивать ученическую тетрадь

Похвала или порицание

Чему следует научить школьников к концу подготовительного периода

Грамматико-орфографическая пропедевтика

Исходные психолого-педагогические условия эффективного обучения русскому языку младших школьников, испытывающих трудности в усвоении школьной программы

Пособие для учащихся «звуки речи, слова, предложения – что это?»

Необходимое оборудование

Интегрированное построение пособия

Направленность заданий

Обязательно ли выполнение всех заданий учебника

Ознакомление с буквами

Творчество учителя

Рекомендуемая литература

Приложение

Приложение I. Список слов, рекомендуемых для звукового анализа

Приложение 2. Примерное тематическое планирование уроков русского языки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида и в классах коррекционно-развивающего обучения

Приложение 3. Примерное тематическое планирование уроков русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида

 

megaobuchalka.ru

Звуковой анализ слова и слога

Продолжаем закреплять у детей навык звукового анализа слова. На поминаю, звуковой анализ — это назвать все звуки в слове по порядку, сосчитать звуки, рассказать про каждый звук (гласный — согласный, твёрдый — мягкий и т.д.).

Дайте ребёнку три цветных карандаша и предложите ему называя звук в слове, обозначать его кружочком соответствующего цвета. Таким образом получится звуковая схема слова. Перед этим попросите ребёнка вспомнить, что синим цветом обозначается согласный твёрдый звук, зелёным цветом обозначается согласный мягкий звук, красным цветом обозначается гласный звук.

С 24.11.14      Учимся анализировать по звуковому составу слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.  Для этого следует выполнить ряд умственных действий:

Например: называем и считаем звуки в словах «мышка» и «мишка»

 

  1. «М» — твёрдый звук. Обозначается синей фишкой

        «Мь» — мягкий звук. Обозначается зелёной фишкой  

  1. МЫ – сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».

Назови первый звук.   – «М»

Назови второй звук.    – «Ы»

  1. МИ — сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».

Назови первый звук.   – «Мь»

Назови второй звук.    – «И»

  1. Назови звуки по порядку и составь звуковую схему к словам «мышка» и «мишка»

  1. Объясните значение слов: мышка – животное, мишка – игрушка.

По такому же алгоритму различаем звуки «Л – Ль», «С – Сь» в словах

куклы, туфли, пол, пыль, косы, гуси

 

 

 

С 17.11.14   Ребусы. Закрепляем умение на слух соединять, сливать звуки, чтобы получилось слово.

Ребус – это загадка. В нём задумано, зашифровано слово. Чтобы разгадать ребус, надо выполнить ряд умственных действий:

  1. Назвать картинки (важно назвать точно). Пример: ландыш, усы, кошка.
  2. Назвать первый звук в названии каждой картинки. Пример: «Л», «У», «К».
  3. Последовательно соединить звуки и думать, получилось ли слово. Пример: «л+у»=ЛУ – слово не получилось. «ЛУ+к»=ЛУК. Получилось слово.
  4. Объяснить значение слова. Пример: лук – это такой овощ.

Уважаемые родители! Не разгадывайте ребусы за детей, они справятся сами и от этого получат огромное удовольствие! Можно помочь определить первые звуки или соединить первый и второй звуки.

 

Разгадайте ребусы.

Картинки-отгадки приклейте или нарисуйте в тетради.

 

 

 

С 10.11.14    Учимся называть и считать звуки в словах из 5 звуков.

Последовательные рекомендации ребёнку.

1. Медленно произнеси слово.

2. Назови первый звук, назови следующий звук. (так по каждому звуку — назови следующий звук).

3. Соедини звуки и скажи, получилось ли наше слово. (РЫ… — ещё не получилось слово РЫБАК)

4. Назови слово по звукам. Назови слово целиком.

5. Сколько звуков в слове? (отвечать предложением)

6. Назови звуки по порядку (первый звук «Р». второй звук «Ы» и т.д.)

 

По этой последовательности проанализируйте слова: 

 

С 5.11.14  Учимся называть и считать звуки в словах из 4-х звуков со стечением согласных.

Чтобы в школе ребёнок не пропускал буквы на письме, надо сейчас научить его на слух правильно называть и считать звуки в словах, в которых два согласных стоят рядом.

Напоминаю! Главное условие: произносить слово медленно, так, чтобы был слышен каждый звук. Предлагаю для звукового анализа слова:

 

С 28.10.14  Закрепляем умение определять порядок и количество звуков в слове. 

Для умения осознанно определять порядок и количество звуков в слове предлагаю игровое упражнение

 

«Подбери звуковую схему к слову».

  1. Произнеси слова и назови в них звуки по порядку.  Например: «зубы» — «з», «у», «б», «ы». 

  1. Подбери звуковую схему  к слову и объясни, почему ты так думаешь. Приклейте картинки в тетрадь и нарисуйте схемы. Попросите ребёнка соединить линией  (карандашом) схему с картинкой. 

 

Звуковой анализ слова из 4-х звуков. Формируем умение называть звуки в слове по порядку, а затем называть количество звуков в слове.

 

Назови и посчитай звуки

в словах: Маша, мука, лужа, утка

 

 

 

С 21.10.14   Учим детей на слух определять порядок и количество звуков в коротком слове.

Уважаемые родители!  Чтобы ребёнок не пропускал букв при письме в школе, поиграйте с ним в следующие игры, используя картинки:

«Назови и сосчитай звуки в слове».

Сначала со всеми словами.

1. «Назови гласный звук». Ребёнок произносит слово, потянув голосом гласный звук и, называет гласный звук в слове.

2. «Угадай слово по гласному звуку». Взрослый: «Я назову  гласный звук, а ты угадай в каком слове этот звук слышится».

Затем со словом «дом».

1. Назови первый звук в слове «дом». (Д)

2. Назови следующий звук после звука «Д». (О).

3. Назови звук после звука «О» (М).

4.Сколько звуков в слове «дом». (В слове «дом» 3 звука»)

5. Назови первый звук в слове «дом» (второй звук, третий звук)

Точно так же со словами «сын», «сок».

 

С 6.10.14     Учимся слышать и различать мягкие и твёрдые звуки. Это делается только на слух. На первых порах будем учиться различать и слышать мягкие и твёрдые звуки в начале слова.

Главное правило: произнося слово, выделить звук голосом. Например: мммышка – первый звук «М», он твёрдый; мммишка – первый «Мь», он мягкий.

Памятка для родителей. Называем в слове не букву, а ЗВУК. Звук называем коротко, без всяких призвуков: М, а не МЭ; Л, а не ЛЭ или Эл и т.д. Зачем это нужно, прочитайте на сайте, нажав страницу «родителям» — «Уроки орфографии для взрослых».

 

«Твёрдый или мягкий звук?» игровое упражнение «Л» или «Ль»

Образец:

1. Назови слово (лужа),  

2. Объясните, что оно означает (это вода на земле или на полу) 

3. Выдели и назови первый звук в слове (лллужа — первый звук Л). 

4. Скажи, этот звук твёрдый или мягкий (звук «Л» твёрдый).

«М» или «МЬ»

 

С 18.09.14 г.  Выполняйте дома 2-3 дня подряд игровое упражнение «Соедини звуки».

Внимание! даже, если Ваш ребёнок знает буквы, в этом упражнении буквы не показываем, не читаем, а соединяем звуки только на слух.

Правила игры: «Я скажу два звука отдельно, а ты произнеси их вместе».

Все соединённые звуки запишите в тетрадь.

Предлагаю образец. По этому образцу можно играть с другими звуками.

взрослыйребёноквзрослыйребёноквзрослыйребёноквзрослыйребёнок

п   а

п   о

п   у

п   ы

па

по

пу

пы

м   а

м   о

м   у

м   ы

ма

мо

му

мы

с   а

с   о

с   у

с   ы

са

со

су

сы

д   а

д   о

д   у

д   ы

да

до

ду

ды

 

Так мы соединяли звуки в детском саду.

 

logo.my1.ru

Звуковой анализ слова — Детский сад «Аннушка», г. Нарьян-Мар

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

«Звуковой анализ слова».

            Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.
              Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

            Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

            Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове.

            Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как: «Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Поймай звук», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

            Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

            Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук», «жУУк», «жуК».

            Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

            Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.

            Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук«. Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «д-дом», -старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д».

            В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся.

            Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом», в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

            «Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом».

            Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом». «Какой же второй звук в этом слове?» — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

            «Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Произнеси слово «дом» так, чтобы слышался последний звук«.

            И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «М-м», — отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова.

            Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его обозначение  со схемы.             Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д» (фишка синего цвета)

            Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

            Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

            Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

            В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.

            Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.

            Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо). Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать», что это за «таинственные квадраты»).

dou-annushka.ru

Консультация (логопедия) по теме: Различение слов, близких по звуковому составу.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Ведущее место в комплексном подходе в коррекции ОНР отводится формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии  это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико- грамматических представлений.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов. Я бы хотела представить вам несколько игр и упражнений, направленных на различение слов, близких по звуковому составу. Данные задания соответствуют третьему этапу работы по развитию фонематического восприятия. Работу необходимо осуществлять « снизу вверх»  то есть от простых упражнений к более сложным, использовать слова  простые по звуковому составу и постепенно переходить к более сложным.

Упражнение «Кто внимательный?»

Взрослый дает ребенку два кружка — синий и зеленый- и предлагает игру:если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное- красный. Затем показывает картинку и  громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван ,ванан.

Альбом, айбом, аньбом, авьбом, авьбом, альпом.

Витамин, митанин, фитамин, витаним, виталим.

Клетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка.

Упражнение» Послушай, повтори».

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в  названном порядке:

Мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом — дым.

Моток-каток-поток, батон-бутон-бетон, будка-дудка-утка, нитка-ватка-ветка, клетка-плетка-пленка, тыква-буква-будка.

Примечание: При  воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и следующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

« Упражнение «Внимательные ушки».

Из четырех слов , отчетливо произнесенных взрослым , ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава-канава-какао-канава, ком-ком- кот- ком, утенок-утенок-утенок-котенок. Будка-буква-будка-буква, винт-винт-бинт-винт, минута-монета-минута-минута. Буфет-букет-буфет-буфет, билет-балет-балет-балет, дудка-будка-дудка-дудка.

Упражнение  «Доскажи словечко»

Вариант № 1.

Взрослый читает 2 стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово  из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные ….(перина, подушка, рубашка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня …. « ( плечом, коленом, ногой)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш, ….(ручку, тетрадь, книгу)

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант- тот, где слова самые похожие.

Вариант № 2.

Взрослый  просит ребенка подобрать слово в рифму

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке …. (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась …. (шишка)

Как то вечером две мышки

Унесли у Пети …. ( книжки)

Пес козе принес букет,

Сытный будет ей  …. (обед)

Вариант № 3.

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу , в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может все, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: дом, ком, гном сом)

Я еще задачу дам — все расставить по местам:

Вот печать на простыне — …

Зеленеет на окне — …

Волейбольная висит — …

Канарейка в ней сидит — …

(сетка, клетка, метка, ветка)

Понятия метка и сетка уточняются до чтения стихотворения.

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетет?..

С гор спускается, течет?..

Что за скользкий ровный лед?..

( каток, поток, венок, моток)

Понятия моток и поток уточняются с детьми до начала упражнения.

nsportal.ru

Блог учителя — логопеда Бобковой М.Е.: Различение слов, близких по своему звуковому составу


II. Основной этап работы

Цель: развитие фонематического восприятия. 

Дифференциация слов, близких по звучанию:

Игра «Игрушка ошибается»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: любимая игрушка ребёнка.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия по развитию фонематического восприятия.

Игра «Внимательные ушки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.

Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон…

Такое задание можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия, например, при изучении темы «Слова-действия».

Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.

Игра «Слушай, смотри»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь- лететь, Машенька- вишенка, Мишутка – решетка.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [м×]». Потом можно провести психогимнастику, попросив изобразить сердитого медведя Михаила Потаповича; показать, как испугалась Машенька, увидев Мишутку; как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

Игра «Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном занятии.

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч…

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

logopedmurom.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *