Песня для 7 класса на урок музыки – Музыка 7 класс. Поурочные разработки.
Музыка 7 класс. Поурочные разработки.
План
проведения урока по искусству (музыке)
7 класс
Тема: Лирические образы в музыке.
Цели урока:
— Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
— Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
— Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
— Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12(слушание).
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.
Знакомство учащихся с планом урока и постановка цели урока.
2. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыкальный образ. Лирические образы в музыке.»
3. Работа по теме урока.
Музыкальным образом мы называем те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создает композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.
Музыкальный образ — это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая ее частица: чувство, переживание, мысль, поступок, действие человека, нескольких людей; какое-либо проявление природы, какое-либо событие из жизни человека, народа, всего человечества.
Иначе говоря, музыкальный образ (как любой художественный образ вообще) – это всегда преломление через сознание художника отражение жизни.
Музыкальный образ всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено.
Круг музыкальных образов, с которыми вы знакомились в I четверти, весьма разнообразен. Но среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лирико-эпическому началу, и образы драматические.
Главные свойства лирики: Музыка, как и любой вид искусства, отображает жизнь во всех её проявлениях.
Когда мы говорим «образ» – это означает, что мы воображаем себе что-то, и это что-то состоит из 2-х составляющих:
1. то, содержание, которое заложено в самом художественном произведении;
2. то, как мы понимаем это содержание, что мы себе представляем.
Т.о., музыкальный образ – это жизненное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.
Сила искусства, и музыки в том числе, — в его правде, в том, насколько сильно образ, созданный художником (композитором) действует на нас, какие чувства в нас вызывает и насколько эти чувства соответствуют тому, что композитор хотел выразить в своей музыке.
Мы с вами изучим 3 главных типа образов в музыке:
лирические
драматические
эпические
Сегодняшний урок посвящён лирическим образам в музыке.
Слово лирика происходит от слова «лира» – это древний инструмент, на
котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.
Лирика – это непосредственное, очень личное восприятие мира и различных событий.
Это чувства и переживания героя, лирического героя, это его монолог, в котором он повествует о том, что ему довелось пережить.
В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.
Мы познакомимся с типичным лирическим героем – мифологическим персонажем Древней Греции – Орфеем и образом этого героя, созданным различными композиторами разных эпох.
Об Орфее написано много, наиболее известные музыкальные произведения –
Опера Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей»
Оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду»
Зонг-опера современного композитора Александра Журбина «Орфей и Эвридика»
В основе всех этих произведений лежит история любви Орфея к его погибшей жене Эвридике и его путешествие в ад, с целью вернуть её к жизни.
Эта история опирается на миф об Орфее.
Орфей был одним из знаменитых греческих героев, считается первым профессиональным музыкантом. Он играл на лире (от названия которой, как мы помним, и пошло название «лирика»), играл настолько прекрасно, что его игра покоряла всех: людей, зверей, чудовищ.
Однажды Эвридику укусила змея, и она умерла. Горе Орфея было безутешно, он выражает его в знаменитой арии «Потерял я Эвридику» (Глюк, Журбин).
Боги Олимпа сжалились над ним, и Зевс разрешил ему спуститься в царство мёртвых, Аид, и вывести оттуда жену, поставив условием ни разу не посмотреть на неё.
(показать картинки)
Орфей спустился в Аид, играя на лире, и все персонажи подземного царства мёртвых, очарованные его игрой, уступали ему дорогу, даже страшный пёс Цербер, которому поручено охранять вход в Аид.
Он нашёл Эвридику, взял её за руку и повёл вверх, прочь из царства мёртвых, не глядя на неё, как и велел ему Зевс.
Но Эвридика, не понимая причины этого, стала жаловаться на то, что Орфей, вероятно, разлюбил её и умолять хоть раз взглянуть на неё. Орфей не удержался, посмотрел на жену – и она вновь умерла.
Горе Орфея выражено в прекрасной мелодии из 2-го акта оперы, которую мы сейчас прослушаем.
(слушаем «Мелодию» Глюка для флейты с оркестром)
Вопросы:
Какой инструмент солирует в этой мелодии? (флейта)
Почему Глюк выбрал именно его? (холодное, потусторонне звучание, впечатления от недавно посещённого царства мёртвых, где как бы замерли замерли все человеческие чувства)
Какие чувства выражает эта мелодия? (глубокую печаль, смирение, нежность, безнадежность)
В античном мифе Орфей так и потерял Эвридику.
Но в опере Глюка всё кончается благополучно: Амур, видя отчаяние Орфея, принёс ему добрую весть – Зевс разрешил вернуть Эвридику на землю, к живым людям, растроганный талантом Орфея и его безутешным горем.
Но Орфей ещё не знает этого – «Мелодия» Глюка выражает всю полноту его печали.
Таким образом, в этом произведении есть все признаки лирического образа:
Даты жизни К.В. Глюка – 1714-1787
Это великий оперный реформатор, создал новый тип оперы: оперы, в которой главной была не внешняя вокальная виртуозность, а правда жизни, тесная связь вокального действия с инструментальным сопровождением, яркая обрисовка характеров героев и их чувств.
***
«По страницам произведений С.В.Рахманинова»
Чтобы понять какое-нибудь художественное произведение художника или школу художников, необходимо в точности представить себе общее
состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому оно принадлежит. Здесь таится первичная причина, определившая все остальное.
Ипполит I.
(На уроке использована повесть Ю.Нагибина «Рахманинов», т.к.
поэтическое слово способно вызвать в представлении детей определенный зрительный ряд, позволит детям приоткрыть для себя тайну магической силы творчества Рахманинова, как основной принцип его творческого мышления.
Оформление класса: портрет С.Рахманинова, книги с литературным
наследием и письмами, ноты и веточка сирени.
Сегодня нас ждет удивительная встреча с музыкой Сергея Васильевича
Рахманинова, русского композитора. Близкие, хорошо знавшие его люди вспоминали, что словами о себе и о своих произведениях он почти ничего не говорил, полагая, что все сказал своими произведениями. И потому, чтобы понять творчество композитора надо слушать его музыку. (Звучит Пелюдия соль- диез минор, ор.32, №12 в исполнении С.Рихтера).
Ярчайшей страницей русской музыки считали творчество Рахманинова и в России, и на Западе. Но год 1917 оказался в судьбе композитора роковым.
Из книги: «Ранняя осень 1917 года. Рахманинов ехал на машине в Ивановку. По сторонам дороги — неубранные хлеба, засушенные сорняком картофельные поля, гречихи, просо. Сиротливо торчат столбы на месте растащенного крытого тока. Машина подъехала к усадьбе. И здесь приметные следы разора. Возле дома размахивали руками какие-то мужики, а другие мужики выносили оттуда вазы, кресла, свернутые ковры, разную утварь. Но не это потрясло Рахманинова: широкие окна во втором этаже распахнулись, там показалось нечто большое, черное, сверкающее, надвинулось на подоконник, выпятилось наружу и вдруг грохнулось вниз. И лишь ударившись о землю и взвыв оборванными струнами, обнаружило свою сущность кабинетного рояля «стенвей».
Волоча ноги, как дряхлый старик, Рахманинов побрел к дому. Мужики
заметила его, когда он оказался рядом с трупом рояля, и оцепенели. У них не
было личной ненависти к Рахманинову, и если в отсутствие он становился «барин», «помещик», то живой его образ напоминал, что он не просто барин, совсем не барин, а нечто другое, далеко не столь им враждебное.
Ничего, продолжайте, — рассеянно сказал Рахманинов и остановился над черными, блестящими досками, чей смертный вой еще продолжал звучать в его ушах.
Он глядел на… еще дрожащие струны, на разбросанные кругом клавиши…
и понимал, что никогда не забудет этой минуты.
О чем говорится в этом отрывке?
О том, что беспокойная и напряженная обстановка в России 1917 года обусловила конфликт Рахманинова с органами крестьянской бедноты в дорогом сердцу композитора имени Ивановке.
Рахманинов так пишет о своей поездке в Тамбов: «… чуть не все сто
верст мне пришлось обгонять обозы с какими-то зверскими, дикими рылами, встречавшими проезд автомобиля гиканьем, свистом, киданием в автомобиль шапок». Не в силах понять происходящего, Рахманинов принимает решение временно покинуть Россию. И уезжает с тяжелым чувством, еще не зная, что уезжает навсегда, и что много раз пожалеет, что сделал этот шаг. Впереди его ждала и будоражила тоска по родине. (Звучит отрывок из Прелюдии соль-диез минор).
Уехав из России, Рахманинов будто лишился корней и долгое время ничего не сочинял, занимаясь лишь концертной деятельностью. Для него были распахнуты двери лучших концертных залов Нью-Йорка, Филадельфии, Петербурга, Детройта, Кливленда, Чикаго. И только одно место было закрыто для Рахманинова — его родина, где лучшим музыкантам было предложено бойкотировать его произведения. Газета «Правда» писала: «Сергей Рахманинов, бывший певец русского купечества и буржуазии, дано исписавшийся композитор, имитатор и реакционер, бывший помещик — заклятый и активный враг правительства». «Долой Рахманинова! Долой поклонение Рахманинову!» — призывали «Известия».
(Из книги):
Лишь одним напоминала швейцарская вилла старую Ивановку: кустом сирени, некогда привезенным из России.
Ради бога, не повредите корней! — умолял он старика-садовника.
Не беспокойтесь, герр Рахманинов.
Я не сомневаюсь, что все будет в порядке. Но сирень – нежное и выносливое растение. Если вы повредите корни – все пропало.
Рахманинов любил Россию, а Россия любила Рахманинова. И потому
вопреки всем запретам, музыка Рахманинова продолжала звучать, т.к.
запретить ее было невозможно. А тем временем к Рахманинову тихо
подкрадывалась неизлечимая болезнь – рак легких и печени.
(Из книги:)
По обыкновению строгий, подтянутый; в безукоризненном фраке, он появлялся на сцене, отвешивал короткий поклон, расправлял фалды, усаживался, пробовал ногой педаль — все, как всегда, и лишь самые близкие люди знали, что стоит ему каждое движение, как затруднена его поступь и каким нечеловеческим усилием воли скрывает он от публики свои муки. (Звучит Прелюдия до-диез минор в исполнении С.Рахманинова).
(Из книги:) …Рахманинов с блеском завершает прелюдию. Овация зала.
Рахманинов пытается встать и не может. Он отталкивается руками от сиденья табуретки – тщетно. Скрученный непереносимой болью позвоночник не дает ему распрямиться.
— Занавес! Занавес! – раздается за кулисами.
— Носилки! – потребовал врач.
— Погодите! Я должен поблагодарить публику… И попрощаться.
Рахманинов шагнул к рампе и поклонился… Пролетев через оркестровую яму, к его ногам упал роскошный букет белой сирени. Занавес успели опустить, прежде чем он рухнул на помост.
В конце марта 1943 г., вскоре после завершения Сталинградской битвы,
исходу которой успел порадоваться Сергей Васильевич, близко к себе
воспринимавший тяготы и страдания войны в России, из черных репродукторов без обычного дикторского объявления выросли 8 начальных аккордов вступления Второго фортепианного концерта (исполненное на фортепиано). После чего было сказано, что в США скончался Сергей Васильевич Рахманинов. (Звучит фрагмент второй части концерта № 2 для фортепиано с оркестром).
Рахманинова не стало, а его музыка продолжала согревать души
исстрадавшихся от войны соотечественников:
И нота каждая его кричит: — Прости!
И крест над холмиком кричит: — Прости!
Он на чужбине столько погрустил!
Он на чужбине только погостил…
***
Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943)
Русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808—81) — пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4— 5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепьяно. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885—в Московской консерватории. Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепьяно), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром (1891: 2-я редакция 1917), ряд фортепьянных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование.
Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа—опера «Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904—06 — Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899). В 1909—12 активно участвовал в деятельности РМО (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.
В конце 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918—43 занимался преимущественно концертной деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941—42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.
Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19—20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гуманистичность.
Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепьянным произведениям.
Рахманинов — один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова.
***
Различные музыкальные образы всегда воплощают какую-то частицу жизни: то или иное жизненное явление, картину природы, нечто происходящее в человеке, в обществе, в масштабах всего человечества или в душе маленького ребёнка (чувства, мысли, поступки, характеры, в целом – весь духовный мир человека).
(Чувства задушевные, лирические, поэтичные).
(Лёгкость, подвижность, игривость).
(Мужественность, решительность, силу духа, героизм).
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.
Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадывается всевозможные перемены, сдвиги, контрасты.
Появление новой мелодии.
Изменение ритмического рисунка.
Изменение фактурного рисунка.
Смена раздела –
означает возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда – прямо противоположного.
Развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.
Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию.
Прелюдия – вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12(слушание).
Её настроение, одновременно трепетное, тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания.
В музыке чувствуется щёмящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо.
Музыкальный образ прелюдии дополняется моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую зиму.
Может быть потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью.
И поэтому образы прощания тесно сплелись с темой осени, осенними образами которых так много в русском искусстве: улетающие листья, моросняк, журавлиный клин.
Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано с этой темой!
И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания.
Вот летят, вот летят…
Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа!
Оттого что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Вокально-хоровая работа.
Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка (пение).
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).
4.Итог урока.
Обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.
Журавли – это своеобразный образ-символ как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту.
Этот музыкальный образ связан с воплощением тонких лирических чувств.
5. Домашнее задание.
Выучить наизусть текст песен.
Нарисовать осенний пейзаж, найти стихотворение соответствующее музыкальному образу «Прелюдии» С.В. Рахманинова.
infourok.ru
УРОК МУЗЫКИ — ПЕСНИ 6,7 классы
«Скрипка» М. Славкин, И. Пивоварова
Запела скрипка под смычком
И пела всё грустней,
И те, кто слушали её,
Грустили вместе с ней.
Но перестала вдруг грустить
И улыбнулась скрипка, –
И появилась на лице
У каждого улыбка.
«Музыканты» нем. нар. песня
Пусть будет вьюга, буря или гром,
Но музыкантам всё нипочём.
«Дорога добра» М. Минков, Ю. Энтин
1.Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
2.Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра,
Но если с другом худо — не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
3.Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра!
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
«Просьба» А.Пахмутова, Р.Рождественский
1.Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась…
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!
Ведь небо без птиц — не небо, а море без рыб — не море,
И земля без зверей — не земля!
2.Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно —
И должно быть сердце, сердце человечье!
3.Люди, человеки, страны и народы!
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
«Вечный огонь» Г.Комраков, А.Рябцев
Не спеши, приумолкни, не буди тишины,
У кургана на Волге, у Кремлёвской стены,
И на Марсовом поле, и у крепости Брест,
Где гвоздики как зори наших русских небес.
Здесь частица любимой нашей русской земли,
Здесь огонь негасимый мы навеки зажгли.
У священного места, у могилы бойца
Нет солдат неизвестных,- повторяют сердца.
Не тревожь его ветер! И снежинка не тронь!
Самый мирный на свете этот вечный огонь!
Смотрит воин открыто, весь одетый в гранит,
Нет, ничто не забыто и никто не забыт!
Хор из оперы «Князь Игорь»:
«Улетай на крыльях ветра»
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней песня.
Ты туда и улетай.
«Ария Игоря»
Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый.
Мою победу над врагом
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.
Погибло всё и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной.
Плен, постыдный плен —
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.
О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недругов спасу.
Ты одна голубка-лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
Вдаль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь.
Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь.
Враг, что лютый барс,
Стонет Русь в когтях могучих
И в том винит она меня.
О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.
Я Русь от недругов спасу.
Ни сна ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье.
Всё прошлое я вновь переживаю,
Один в тиши ночей и нет исхода мне.
Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко
Сознанье бессилья моего.
«Песня о далекой Родине» М. Таривердиев, Р. Рождественский
Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали краешком, тонкой линией,
Берег мой, берег ласковый, ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, где-то далеко идут грибные дожди,
Прямо у реки в маленьком саду созрели вишни, наклонясь до земли.
Где-то далеко в памяти моей сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта такими большими снегами.
«Светлый день» В. Моцарт, русский текст К. Алемасовой
Снова зорька золотая вышла как дитя мила
Веселясь и играя счастье людям принесла.
Вот и солнце заблистало первым ласковым лучом.
Вся природа, вся природа блещет радостным огнём.
И ликует всё кругом.
Этот день такой чудесный зелен весь наш сад.
Шлёт улыбку свод небесный, горы, реки,-
Всё ласкает взгляд.
Ночь ушла, а с ней туманы, и печаль и тьма ушли.
Светлый день прошёл желанный.
Вам принёс он радость.
28-music.ucoz.ru
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)
Здравствуйте!
Сегодня вы получаете оценку за знание песни.
Булат Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
Трудности: | Методы: |
Интонационные: | |
-скачки | собственный показ, графический показ |
Ритмические: | |
-вступление после пауз -одновременные вступление и снятие | дирижёрский жест |
Дикционные: | |
-замыкание слов и фраз | собственный показ, проговаривание текста |
Сегодня мы поговорим о таком жанре искусства, как балет. Откройте учебник на странице 26. Что такое балет? Балет – вид музыкально – театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Какие темы можно передать через балет? Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве». В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?
(опера Бородина «Князь Игорь»)
Балет современного композитора Бориса Тищенко — «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам «Слова о полку Игореве».
Запишите тему урока и автора балета.
Борис Тищенко – один из видных советских композиторов второй половины XX века . Им написаны симфонические произведения, сонаты, инструментальные концерты, романсы, балет, музыка к кинофильмам и спектаклю. Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию, его учителем был Д. Шостакович. Впоследствии он сам стал профессором Ленинградской консерватории. Именем Бориса Тищенко назван музыкальный колледж в Санкт – Петербурге.
Премьера балета «Ярославна» на сцене Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета состоялась 30 июня 1974 года.
В отличие от трактовки сюжета в опере Бородина «Князь Игорь», Тищенко особенно подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.
Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления?
Слушание Вступления
Какой инструмент солирует?
Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо.
Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты?
Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику.
Слушание хора «Стон Русской земли»
Откройте 31 страницу учебника и выделите главное. Почему в балет введен хор? По замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор. Это первая особенность драматургии произведения, запишите её в тетрадь. Он комментирует происходящее, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях. В каком жанре звучит хор? (Плач)Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли»?
Откройте 32 страницу учебника, прочитайте и выделите главное в сцене битвы.
Слушание «Первая битва с половцами»
Какие звучат инструменты? Каковы характерные интонации русских и какие половцев? Кто победил в этой битве?
Слушание «Вежи половецкие»
Какие приемы музыкальной изобразительности использует композитор? (Свист летящих стрел) Рассмотрите необычную запись этой партитуры на странице 33.
Откройте следующую страницу и скажите что такое плач.
Слушание «Плачь Ярославны»
«Плач Ярославны»: самый вдохновенный лирический момент. Ярославна скорбит о поражении Игоря и его дружины. Музыка построена на нисходящих интонациях плача. Использование жанра плач это вторая особенность драматургии. Какие знакомые звуки вы услышали? Где они звучали? Голос кукушки, который звучал во вступлении.
Мощно, повелительно звучат слова, призывающие к единению, но не они одни подводят итог сочинения. В финале впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, балет завершается словами «Молитвы».
Слушание «Молитва»
Какое эмоциональное состояние передает хор?
Почему композитор в финале обращается к жанру молитвы? Запишите третью особенность – использование молитвы.
Перечислите особенности драматургии балета: Введение хора, использование жанра плача и молитвы. Последняя особенность драматургии это выведение образа Ярославны на первый план. Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко? Почему балет посвящен Ярославне, а не Игорю?
Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время? Актуален ли он?
Спасибо за урок. До свидания!
nsportal.ru
Урок музыки в 7 классе
МБОУ «Усть -Майская СОШ»
План конспект
урока музыки в 7 «а» кл.
Авторская (бардовская) песня-прошлое и настоящее
Учитель музыки Колесник Е.В.
2016г
Тема урока
Авторская (бардовская) песня-прошлое и настоящее.
Цель урока
1. Знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры-авторская (бардовская) песня.
2. Понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона, заключённого в сочетании стихов и искренней музыки.
Задачи
1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Б.Окуджава. В.Высоцкий, В.Егоров, О.Митяев, Ю.Кукин, Ю.Визбор.
2. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
3. Побудить детей к выразительному исполнению песен путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.
4. Заинтересовать учащихся музыкальным творчеством бардов.
Межпредметные связи.
Музыка, литература, история.
Музыкальный материал
О.Митяев «Как здорово»
В.Егоров «Облака»
Б.Окуджава «Ах, война»
Ю.Визбор «Милая моя»
Ю.Кукин «За туманом»
В.Высоцкий «Песня о друге»
Оборудование
Экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация. записи авторских песен на сд дисках,мр3,нотный сборник «Библиотечка авторской песни»,энциклопедия «Эстрада России ХХ века»
Ход урока
Звучит запись песни О.Митяева «Как здорово»
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Вопросы
1.Скажите.какое музыкальное произведение открыло наш урок?
2. Как вы думаете, эта песня сегодняшнего времени?
3.Слышали ли вы её раньше?
4. Кто её исполнял?
5.К какому жанру или виду музыки она относится?
Учитель. Прозвучала песня под названием «Как здорово» или «Изгиб гитары» в исполнении самого автора Олега Митяева. Этой песне около 30 лет. Сейчас эту песню можно услышать на различных мероприятиях, в компаниях, в машине и т п.
Сегодня наш урок мы посвятим авторской или по –другому бардовской песне, поговорим о её прошлом и настоящем. Познакомимся с выдающимися представителями этого песенного жанра и разучим авторские песни.
Вопросы
1.из чего состоит песня?
2.Что главное в песне?
Учитель. А вот в авторской песне по другому.
Как правило, автор стихов. музыки, исполнитель-это одно и тоже лицо.
Учитель. Обратимся к презентации и прочитаем определение слова бард и бардовская песня.
Слайд1.
Вопрос
Как вы думаете, что важнее в таких песнях?
Мелодия или стихи?
(поэзия, мелодия как дополнение.3 аккорда, тихий голос)
Учитель. Современный жанр устной поэзии, сформировавшийся на рубеже 50-60 годов в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.
Сравнивают с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, которые сопровождали свои стихи игрой на инструменте.
Слайд 2
Учитель. Кто же авторы-исполнители авторских песен? Чьи имена знают все?
Какова тематика авторских песен? О чём пели эти люди?
(Война, любовь, дружба, природа. юмор)
Учитель. Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)
Слайд 3
Учитель.Нам он интересен ,как писатель, поэт, автор многих песен о Великой Отечественной войне, поскольку сам фронтовик.
Давайте послушаем его голос
Диск СД
Песня «Ах, война»
Ещё самая известная песня «Нам нужна одна победа»
Учитель: Тема войны, армии всегда популярна в народе, молодые ребята, отправляясь служить, часто брали с собой гитару, сочиняли песни о своем житье-бытье, пели о себе и для себя.
Учитель.Есть такое понятие. Как солдатская песня(показ диска «Голубые береты»)
Учитель.Мы с вами,ребята,учили песню Вадима Егорова «Облака»
Слайд-фото
Вопрос: Чему она посвящена, почему облака, что за образ?
Учитель.Первоначально В.Егоров(1947г) посвятил песню ушедшим на войну выпускникам школы 1941г. А в 80-е г её посвящали погибшим в Афганистане.
Исполнение песни «Облака»-ученики.
Фоно-запись песни «Облака»-диск.
Учитель.Ещё один ярчайший представитель авторской песни, о котором мы не можем сегодня не вспомнить — это Владимир Семёнович Высоцкий (1937-1980)
Слайд 4.
Учитель.Что вы о нём слышали?
-он в первую очередь знаком нам как актёр кино, театра, автор стихов, повести.
О нём можно говорить очень много. Это непростая противоречивая личность в нашей культуре и искусстве. Его могут любить, принимать его творчество целиком, могут не любить совсем. Но у него огромная любовь народа, потому что его герои песен, о которых он пел, были настолько достоверны, что слушатели порой принимали его героев за него самого. Будто он был военным, лётчиком, спасателем, шофёром, даже сидел в тюрьме. Просто он очень глубоко мог чувствовать и переживать вместе со своими героями. Мог проникать в самую глубину души, что слушатели ему верили.
У него особое отношение к военной теме, но мы послушаем сегодня «Песню о друге»
Диск.
Учитель.- Всех ли певцов или певиц, вышедших на эстраду с гитарой и поющих свою собственную песню, можно отнести к бардовской песне? А таких сегодня полно.
(наверно нет)
Главное. что отличает авторскую песню -личностное начало- от содержания до манеры исполнения, от сценического облика автора до характера лирического героя. Манера исполнения глубоко интимная, исповедальная, открытость иногда превосходит нормы допустимого.
В отличие от массовой эстрадной поп-музыки. Авторская песня адресована далеко не всем и каждому. Она обращена к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним «на одну волну», готов разделить его мысли и чувства, душевно расположен к нему.
Учитель Молодых людей того времени 60-70г. тянуло открывать новые места .стройки и т.д. покорять природу, они брали с собой гитару.
Песня «За туманом» Ю.Кукина. Диск.
Слайд5.-Грушинский фестиваль.
Слайд 6.
Учитель. Ещё один яркий представитель авторской песни Юрий Визбор.
Ю.Визбора нет в живых уже много лет. Но есть традиция у его друзей-авторов, собираться по случаю его дня рождения. И всегда эти концерты заканчиваются песней «Милая моя»
Слушание диск-«Милая моя»
Учитель. Мы познакомились сегодня с разными авторами, разными их сочинениями и теперь можно составить обобщённый словесный портрет человека, которого называют — создатель авторской песни.
Вопрос: Каждого ли , взявшего в руки гитару и начавшего петь, можно назвать бардом?
( ответы детей)
Вопрос: Как вы думаете, к «лёгкой» или «серьёзной» музыке нужно отнести авторскую песню?
(ответы детей)
Учитель. Это серьёзная музыка. Бардовская песня-это не развлечение, а серьёзный разговор по душам со слушателем.
Авторы- исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя и мир. Авторская песня должна идти от сердца к сердцу. Даже инструмента ей достаточно одного — гитары.
Вопрос: Нужна ли в наше время авторская — бардовская песня?
(ответы детей)
Учитель. Давайте почувствуем теплоту и искренность, какую-то объединяющую силу бардовской песни и вместе споём песню О.Митяева «Как здорово»
(исполнение песни «Как здорово»)
Итог урока:
Музыка нужна разная: и «лёгкая» и «серьёзная».Важно, чтобы вы не только без разбора слушали то, что сейчас модно, но и понимали музыку, дающую пищу уму и сердцу, потому что жизнь наша многообразна!
Спасибо всем за урок!
infourok.ru
Рабочая программа по музыке для 7 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по музыке под руководством Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской и ориентирована на работу с учащимися 7 класса. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 7 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки. Содержание раскрывается в учебных темах по полугодиям.
Тема первого полугодия: «Музыкальный образ».
Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия».
Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной стороны разных музыкальных произведений, их многообразие в различных музыкальных жанрах. Тема первого полугодия раскрывается по двум направлениям:
-средства музыкальной выразительности, способствующие раскрытию образной стороны музыкального произведения.
Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении многообразия музыкальных образов и способов их развития.
Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия» развивается по двум направлениям:
— принципы построения музыкальной драматургии;
— многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.
Реализация темы «Музыкальная драматургия» строится на выявлении взаимосвязей между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 7 класс (34 часа).
1 полугодие.
Тема «Музыкальный образ».
1. Введение в тем « Музыкальный образ».
2. Образность музыки Ф. Шуберта.
3. Определение сюжетной линии музыкального произведения.
4. Характерные особенности музыки А. Скрябина.
5. Сопоставление произведений Скрябина и Рахманинова.
6. Героический образ музыки Бетховена.
7. История создания увертюры «Эгмонт».
8. Актуальность музыки Равеля.
9. Творчество Ф.Листа.
10.Музыкальный образ- единство формы и содержания.
11.Многообразие музыкального языка.
13.Особенности стиля Баха.
14.Определение содержания музыкального произведения.
15.Драматический образ музыки Шостаковича.
16. Создания песни «Звездопад».
17. Контрастность образов музыкального произведения.
2 полугодие.
Тема «Музыкальная драматургия».
1. Введение. Понятие – музыкальная драматургия.
2. Принципы построения музыкальной драматургии.
3. Структура музыкальной драматургии.
4. Сопоставление произведений Бетховена м Глинки.
5. Роль драматургии в создании музыкального образа.
6. Сонатная форма как средство воплощения музыкальной
драматургии в жанре сонаты.
7. Изобразительность музыкальной драматургии.
8. Музыкальное искусство, как отражение жизни.
9. История создания сонатной формы.
10. Творчество композитора Моцарта.
11. Симфоническое творчество П. Чайковского.
12. Отображение эпохи в музыкальном искусстве.
13. Творчество Моцарта.
14. Балетное творчество С.С.Прокофьева.
15. Обобщение тем года.
16. Резерв.
№
урока
Дата
Тема
Элементы содержания
Формы
контроля
план
факт
1 полугодие. Тема «Музыкальный образ».
1.
1. Введение в тему. Понятие – образ. Музыкальный и
литературный образ: сходства и различия.
Цель: формирование целостного представления учащихся о музыкальном образе, выявить сходства и различия литературного и музыкального образа.
Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение материала 5-го класса по темам «Преобразующая сила музыки», «В чем сила музыки».
Понятие – образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия. Эпический стиль как особенность творчества и музыкального стиля С.С.Прокофьева.
Дневник музыкальных впечатлений.
Слушание: Вальс и ария Кутузова из оперы «Война и мир» — С.С.Прокофьев.
Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара.
Устный опрос.
2.
2.Ф. Шуберт.
Цель: сформировать представления учащихся о видах музыкального образа.
Понятия «конкретный и неконкретный образ». Программная музыка. Миниатюра. Музыкальная баллада: история возникновения, развития и особенности жанра. Черты сходства с одноименным литературным жанром. Творчество композитора-романтика Ф.Шуберта. Чтение И.Гете «Лесной царь», М.Ю.Лермонтов «Летучий корабль» — отрывок.
Дневник музыкальных впечатлений: выписать литературную миниатюру на свое усмотрение, или придумать свое окончание баллады Гете, или сочинить свою балладу-миниатюру,.
Слушание: «Лесной царь» — Ф.Шуберт
Разучивание: «Вот идет по свету человек-чудак»
Рассуждения учащихся. Хоровое исполнение.
3.
3. Приёмы развития муз. образа: смысловое.
Цель: формирование умения следить за развитием образа.
Понятие «смысловое развитие», «интонационное развитие». Романс: история возникновения, развития и бытования жанра. Роль аккомпанемента в развитии музыкального образа. Мужские голоса – тенор.
Дневник музыкальных впечатлений: метод «сиквейн».
Слушание: «Островок» — романс и «Весенние воды» — С.В.Рахманинов.
Разучивание: «Вот идет по свету человек-чудак»
Устный опрос.
4.
4. Творчество А. Скрябина
Цель: формирование представлений учащихся о развитии музыкального образа.
Понятие «мелодическое развитие». Движение мелодической линии (мелодии) как один из приемов развития образа. Виды движения: поступенное, волнообразное, скачкообразное, восходящее, нисходящее. Понятие «кульминация». Этюд: значения слова. Сопоставление жанра «этюд» в разных видах искусства. Особенности творческого стиля А.Н.Скрябина. Живописные этюды Левитана. Литературные примеры этюдов —
Дневник музыкальных впечатлений: метод «сиквейн».
Слушание: Этюд (соч.8 №12) – А.Н.Скрябин, Вальс (e-moll) – Ф.Шопен.
Разучивание: «Вот идет по свету человек-чудак»
Пластическое интонирование. Дневник музыкальных впечатлений.
5.
5. Сопоставление произведений Скрябина и Рахманинова
Цель: развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности.
Понятия «динамическое развитие», «ритм». Импрессионизм: особенности стиля, история возникновения. Живопись К.Моне. Творчество А. Скрябина, стиль композитора. Чтение стихотворения «Болеро» —
Дневник музыкальных впечатлений: вклеить статью-миниатюру о любом музыкальном событии.
Слушание:Этюд №12.
Разучивание: «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» — К.Молчанов.
Анализ средств музыкальной выразительности.
6.
6. Л. Бетховен.
Цель: развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности.
Понятие «темповое развитие», «рапсодия», «виртуозное исполнение», «музыкальная тема». Жанр «симфония»: история возникновения и развития. Творчество Л. Бетховена – композитора-пианиста. Основные характеристики творчества Бетховена. Понятие «единство образного содержания», вытекающее из основных тем произведений композитора.
Дневник музыкальных впечатлений: сочинить свою афишу – приглашение на концерт с обоснованием к прослушанному произведению.
Слушание: Соната №14– фортепианная редакция.
Разучивание: «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» — К.Молчанов.
Дневник музыкальных впечатлений.
7.
7. Увертюра «Эгмонт»
Цель: развитие умения следить за развитием нескольких образов одновременно.
Понятие «ладовое развитие». Связь ладового развития с изменением настроения, характера музыкального образа. Понятие «музыкальная партия». Контраст тем-образов одного музыкального произведения. Творчество Л.В.Бетховена. Программность музыкального произведения, основанного на сюжете одноименной трагедии И.Гёте.
Слушание: «Эгмонт» — Л. Бетховен.
Разучивание: «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» — К.Молчанов.
Устный опрос.
8.
8. Актуальность музыки М. Равеля.
Цель: развитие умения сопоставлять средства музыкальной выразительности на основе звучания одного и того же произведения в разных редакциях.
Понятия «гармоническое развитие», «музыкальная редакция», «плотность фактуры». Изменение образа на основе сопоставления и сравнения двух редакций звучания одного и того же произведения (фортепианная и оркестровая редакции).
Слушание: «Болеро» -М. Равель.
Разучивание: «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» — К.Молчанов.
Устный опрос. Хоровое исполнение.
9.
9. Ф. Лист.
Цель: развитие целостного представления о музыкальном образе как единстве жизненного содержания и художественной формы.
Дневник музыкальных впечатлений: рассказать о своей любимой музыке.
Слушание: «Венгерская рапсодия №2».
Размышления учащихся.
2 четверть. Тема «Музыкальный образ» — продолжение.
10.
10.Музыкальный образ-единство формы и содержания..
Цель: развитие целостного представления о полиинтонационном характере музыкального образа.
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Понятие «изобразительность в музыке». Изобразительность как средство создания музыкального образа. Приемы создания изобразительных моментов в музыке: подражание звукам, отображающим явления окружающего мира, изображение разных видов движения. Связь выразительных и изобразительных интонаций. Современная музыка литовских композиторов В.Лаурушаса и Б.Дварионаса. Видеоряд: портреты композиторов, литовские народные инструменты (духовой — скудучай, струнный — канклесы, ударный — скрабалай).
Слушание: «В путь» — В. Лаурушас; «Деревянная лошадка» — Б.Дварионас.
Разучивание: «Волшебную сказку расскажет зима».
Устный опрос. Размышления о музыке.
11.
1
11. Форма музыки как средство воплощения образа.
Цель: развитие целостного представления о музыкальной форме как важном средстве создания художественного образа.
Понятие «музыкальная форма», «вальс». История возникновения и развития жанра вальс. Черты танцевальности как стилистические особенности музыкального языка Ф.Шопена. Виды музыкальных форм, исходя из опыта учащихся. Простая и сложная трёхчастная музыкальная форма. Форма музыки как одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Роль музыкальной формы в раскрытии образного содержания. Видеоряд: портрет композитора. Пластическое интонирование.
Слушание: «Вальс-минутка», Вальс – Ф.Шопен.
Разучивание: «Волшебную сказку расскажет зима».
Дневник музыкальных впечатлений.
12.
12.Образность музыки Скрябина и Рахманинова.
Цель: развитие целостного представления о музыкальной форме как важном средстве создания художественного образа.
Понятие « Роль полифонии в раскрытии образного содержания. Понимание того, что полифония – всегда «беседа между личностями».
Слушание: Органная фуга (a-moll) – И.С.Бах
Разучивание: «Волшебную сказку расскажет зима».
Письменный анализ музыкального текста.
13.
13. Полифонический стиль, как средство воплощения образа.
Цель: развитие целостного представления о переменном ладе и его роли в создании художественного образа.
Понятие «полифонический стиль». Творчество И-С. Баха. Видеоряд: портрет композитора, путешествие по Финляндии. Понимание того, что переменный лад является ярким средством музыкальной выразительности Переменный лад позволяет вносить оттенки различных чувств в образную характеристику музыкального произведения.
Слушание: «Грустный вальс» — Я. Сибелиус.
Разучивание: «Зима» —
Таблица эмоциональных оттенков.
14.
14. Творчество Шостаковича.
Цель: расширить представления учащихся о симфоническом творчестве Шостаковича.
Понятие «симфония». Творчество Шостаковича. Симфоническое творчество композитора. История создания Симфонии №7 – «Ленинградской». Видеоряд: портрет композитора, рабочий кабинет; блокадный Ленинград; афиша концерта. Образное содержание симфонии. Чтение ….
Слушание: Симфония №7 – «Эпизод нашествия» из 1 ч. – Шостаковича.
Разучивание: «Зима» —
Размышления о музыке.
Хоровое исполнение.
15.
15. Обобщение темы полугодия «Музыкальный образ».
Цель: обобщить представления учащихся о способах и средствах развития музыкального образа; контроль усвоения знаний.
Творческие работы: кроссворд «Музыка»; мини-сочинение «Слушая музыку Равеля» или композитора на выбор детей; выпуск газеты «Музыкальный мир».
Творческие работы.
16.
16. Контрастность образов музыкальных произведений.
Выпуск газеты «Музыкальный мир».
Творческие работы.
2 полугодие. Тема «Музыкальная драматургия».
17.
1. Введение. Понятие – музыкальная драматургия.
Цель: сформировать представления о музыкальной драматургии как основы взаимодействия образов.
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Понятия: «драма», «музыкальная драматургия», «увертюра». Творчество М.И. Глинки. Видеоряд: портрет композитора, рабочий кабинет…
Слушание: Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» — М.И.Глинка.
Разучивание: «Школьный корабль» — Г.Струве.
Устный опрос. Рассуждения учащихся.
18.
2. Принципы построения музыкальной драматургии.
Цель: формирование представлений о принципах построения музыкальной драматургии.
Понятия: «принципы построения музыкальной драматургии». Сравнение принципов построения литературного текста и музыкального. Понимание схемы: завязка сюжета – развитие – кульминация – развязка. Составление рассказа, основанного на принципах построения драматургии.
Слушание: Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» — М.И.Глинка.
Разучивание: «Школьный корабль» — Г.Струве.
Рассуждения учащихся. Творческое задание – рассказ
19.
3. Структура музыкальной драматургии.
Цель: формирование представлений о структуре музыкальной драматургии.
Понятия: «структура музыкальной драматургии», «соната», «сонатная форма». Структура сонатной формы.
Жизнь и творчество П.И.Чайковского + видеоряд. История создания увертюры «Ромео и Джульетта». Многообразие музыкальных жанров, в основу которых легла трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
Слушание: Увертюра «Ромео и Джульетта»- П.И.Чайковский.
Разучивание: «Школьный корабль» — Г.Струве.
Рассуждения учащихся. Индивидуальные доклады по теме урока.
20.
\\\
4.Сопоставление произведений Баха и Бетховена.
Цель: углубление представлений о структуре музыкальной драматургии.
Понятие «сонатная форма». Значение понятий экспозиция, разработка, реприза, кода. Сонатная форма как отражение жизнедеятельности человека. Примеры сонатной формы из жизни человека. Анализ музыкальных партий на основе использованных композитором средств музыкальной выразительности.
Слушание: Увертюра «Ромео и Джульетта»- П.И.Чайковский.
Разучивание: «Школьная песня» — Е. Крылатов.
Дневник музыкальных впечатлений.
21.
8-
5. Драматургия образного взаимодействия.
Цель: формирование представлений о драматургии образного взаимодействия.
Понятие «образное взаимодействие». Структура драматургии образного взаимодействия. Понимание того, что образное взаимодействие строится по принципу конфликта музыкальных партий (на основе сюжета). История создания увертюры «Эгмонт». Обзор и анализ главной и побочной партий.
Слушание: Увертюра «Эгмонт» — Л.Бетховен.
Разучивание: «Школьная песня» — Е. Крылатов.
Анализ музыкальных партий. Размышления о музыке.
22.
6Изобразительность музыкальной драматургии.
Цель: формирование представлений о драматургии образного взаимодействия.
Углубление и расширение темы. Целостное восприятие музыкального произведения Л.Бетховена.
Слушание: Увертюра «Эгмонт» — Л.Бетховен.
Разучивание: «Школьная песня» — Е. Крылатов.
Размышления о музыке. Хоровое исполнение.
23.
7.Творчество Грига.
Цель: формирование представлений о драматургии контрастных сопоставлений.
Понятия: «контраст», «сопоставление», «камерная музыка». Структура драматургии контрастных сопоставлений. Понимание того, что контрастное сопоставление строится по принципу равноправия, совместного развития двух основных образов.
Слушание: Соната для фортепиано с виолончелью — Э. Григ
Разучивание: начальные фразы основных тем сонаты Э.Грига.
Анализ музыкальных партий.
24.
1
8.История создание сонатной формы.
Цель: сформировать представление о жанре сонаты.
Углубление и расширение темы. Целостное восприятие музыкального произведения Э.Грига. Сравнительный анализ камерной и симфонической музыки.
Размышления о музыке.
25.
9. Обобщение темы 3-ей четверти.
Цель: обобщить знания, полученные в третьей четверти.
Закрепление и углубление понятия сонатная форма. Основной принцип сонатной формы – столкновение или сопоставление двух музыкальных образов.
Устный опрос.
26.
10. Резерв.
4 четверть. Тема «Музыкальная драматургия» — продолжение.
27.
11. Развитие темы Музыкальная драматургия.
Цель: сформировать представления о развитии драматургии на примере жанра хорового концерта.
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Понятия «духовная музыка». Особенности жанра «хоровой концерт. Творчество Д.Бортнянского. Сравнение концерта с «Lacrimozo» из «Реквиема» В.А.Моцарта.
Слушание: «Не отвержи мене во время старости» — Д.Бортнянский.
Исполнение: «Школьная песня» — Е.Крылатов.
Размышления о музыке. Хоровое исполнение.
28.
12. Образность музыкальной драматургии
Цель: сформировать представление о жанре молитвы в русской духовной музыке.
Понятие «молитва». Особенности жанра молитвы в русской музыке и формы ее бытования. Дневник музыкальных впечатлений учащихся.
Слушание: духовные песни иеромонаха Романа. «Молитва» — Б.Окуджава, «Я за тебя молюсь» — Р.Паулс.
Разучивание: «Баллада о солдате» — В.Соловьев-Седой.
Хоровое исполнение.
29.
13. Творчество композитора Моцарта.
Цель: познакомить с творчеством Моцарта.
Понятие: «симфония». История возникновения и особенности жанра. Творчество венского композитора Моцарта. Программность музыки симфонии №40.. Понимание драматургии произведения через изменение чувств, раскрывающих любовь человека к родине. Видеоряд: портрет композитора.
Слушание: Полонез d-moll «Прощание с Родиной» — Моцарт.
Разучивание: «Баллада о солдате» — В.Соловьев-Седой.
Интонационный анализ музыкального текста.
30.
14. Симфоническое творчество Чайковского.
Цель: сформировать представления о развитии драматургии в жанре симфонии на примере творчества П. чайковского.
Понятие «симфония». История возникновения и особенности жанра. Композиторы-симфонисты. Симфоническое творчествоЧайковского. Понимание драматургии произведения как отражения жизни композитора, его чувств и переживаний.
Слушание: Симфония №6. (фрагменты) –Чайковского .
Разучивание: «Баллада о солдате» — В.Соловьев-Седой.
Дневник музыкальных впечатлений.
31.
15. Песни Великой Отечественной войны.
Цель: расширить представления о песнях военных лет.
Тематический урок, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Песни военных лет.
Слушание: песни военных лет на выбор учителя.
Исполнение: попурри из песен военных лет.
Хоровое исполнение.
32.
16. Творчество русских композиторов.
Цель: сформировать представления о развитии драматургии в жанре оратории.
Понятие «оратория». История создания жанра и его особенности. Сюжетная линия оратории «По следам Руставели».
Слушание: «»Сегодня умер Руставели» из оратории «По следам Руставели» — русских композиторов
Исполнение по желанию учащихся.
Интонационный анализ музыкального текста.
33.
1
17. Балетное творчество С.С.Прокофьева.
Цель: сформировать представление о развитии драматургии в жанре балета на примере творчества С.С.Прокофьева.
Понятия «балет», «либретто». Структура балетной постановки. История создания балета «Золушка». Понимание развития драматургии произведения как следствия развития интонационно-образной стороны музыки. Видеоряд: фрагменты из разных постановок. Видеоотрывок из балета «Золушка» с участием прима-балерины Г.Улановой.
Слушание: Фрагменты из балета «Золушка» — С.С.Прокофьев.
Размышления о музыке.
34.
18. Обобщение тем года.
Цель: обобщить знания, полученные в течение года.
Музыкальная викторина.
infourok.ru
Тексты песен для 7 класса Дороги
Тексты песен для 7 класса Дороги — страница №1/1
Тексты песен для 7 класса
Дороги
Cл. Л. Ошанина.
Муз. А. Новикова.
1. Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей,
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами
Степями, полями.
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.
2. Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Выстрел грянет,
Ворон кружит…
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
А дорога дальше мчится,
Пылится, клубится.
А кругом земля дымится,
Чужая земля…
3. Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый,
Солнце встает…
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями,
Степями, полями
Все глядят вослед за нами
Родные глаза…
4. Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
Звездопад
Музыка А. Пахмутовой
Слова Н. Добронравова
1. С неба лиловые падают звёзды,
Даже желанье придумать непросто…
На небосклоне привычных квартир
Пусть загорится звезда Альтаир!
Припев. Звездопад, звездопад…
Это к счастью, друзья, говорят!
Мы оставим на память в палатках
Эту песню для новых орлят.
2.Что пожелать вам, мальчишки, девчонки?
Встретиться снова бы в нашем «Орлёнке»!
Будет и солнце, и пенный прибой,
Только не будет смены такой.
Припев.
3. Пусть перед нами дороги земные,
Слышим мы дальних миров позывные.
Юность и песню, и крылья дала
Тем, кто поверил в созвездье Орла.
Припев.
4. Как бесконечные звёздные дали,
Мы бы на яркость людей проверяли.
Прав лишь горящий, презревший покой,
К людям летящий яркой звездой.
Припев.
Школьный корабль
Музыка Г. Струве
Слова К. Ибряева
1. И в сентябрьский день погожий,
И когда метет февраль,
Школа, школа, ты похожа
На корабль, бегущий вдаль.
Припев:
Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит немножко мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.
2. Каждый год мы входим вместе
В новый класс, как в новый порт.
И опять мечты и песни,
Как всегда берем на борт.
Припев.
3. По следам героев Грина,
По страницам добрых книг,
Нам под парусом незримым
Плыть с друзьями напрямик.
Припев.
4. Моряками ли мы станем,
Звездолет ли поведем —
Никогда мы не оставим
Человека за бортом.
Припев.
День Победы
Музыка: Д. Тухманов
Слова: В. Харитонов
1. День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, —
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
2. Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели —
Этот день мы приближали как могли.
Припев
3. Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе !
Пол-Европы, прошагали, пол-Земли, —
Этот день мы приближали как могли.
Священная война
Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач
1. Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
2. Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
3.Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
4. Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
5. Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Песня туристов
Из оперы «А зори здесь тихие»
Cлова народные
Музыка К. В. Молчанова
1. Снова идет ночь над полями сонными,
В дымке костра светят глаза ребят.
Ветер затих вместе с последней песнею,
Видно ушел где-то искать тебя.
2. Вот бы им всем вдруг забрести нечаянно
В эти края, где ледники шумят.
В разных краях много друзей встречаю я,
Но почему нет среди них тебя?
3. Буду искать, буду в пути надеяться,
Пусть сотни лет вслед за тобой пройду.
Буду искать, мне ведь немного верится,
Что я тебя в дальних краях найду.
Листья жёлтые
Слова Я. Петерса, пер. И. Шаферана
Музыка Р. Паулса
1. Не прожить нам в мире этом,
Не прожить нам в мире этом
Без потерь, без потерь.
Не пройдёт, казалось, лето,
Не пройдёт, казалось, лето,
А теперь, а теперь…
ПРИПЕВ:
Листья жёлтые над городом кружатся,
С тихим шелестом нам под ноги ложатся.
И от осени не спрятаться, не скрыться…
Листья жёлтые, скажите, что вам снится?
2. Лист к окошку прилипает,
Лист к окошку прилипает
Золотой, золотой.
Осень землю осыпает,
Осень землю осыпает
Красотой, красотой.
ПРИПЕВ.
3. И пускай дождливы часто,
И пускай дождливы часто
Эти дни, эти дни.
Может, созданы для счастья,
Может, созданы для счастья
И они, и они.
ПРИПЕВ.
Милая моя
Ю. Визбор
1. Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра –
Вот и окончилось все, расставаться пора.
Припев:
Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?
2. Крылья сложили палатки — их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук — самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла –
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Припев.
3. Не утешайте меня, мне слова не нужны –
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,
Вдруг там, в тумане краснеет кусочек огня,
А у огня ожидают, представьте, меня.
Припев.
vnekl.netnado.ru
УРОК МУЗЫКИ — ПЕСНИ 7 класс
7 КЛАСС
«Что такое осень»
«Когда играет музыкант»
«Осенний блюз»
«Шехерезада»
«Горные вершины»
«Лирическая песенка»
«Матерям погибших героев»
«Под музыку Вивальди»
«Я верю только мачтам и мечтам»
«Есть только миг»
«Венецианская ночь»
«Я здесь, Инезилья!»
«Что такое осень».Ю. Шевчук
1.Что такое осень — это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
Припев:
Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень — темная даль.
2.Что такое осень — это камни,
Вечность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
3.Что такое осень — это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа
Что же будет с родиной и с нами?
Тает стаей город во мгле,
Осень, что я знал о тебе?
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.
«Когда играет музыкант»Я.Дубравин
1.Когда играет музыкант, то ценят все его талант.
И я, наверно, потому чуть-чуть завидую ему.
Припев:
Музыкант, музыкант знает семь волшебных нот.
Музыкант, музыкант в мире музыки живет.
Музыкант, музыкант,- с ним на свете веселей.
Музыкант, музыкант землю делает светлей.
2.Он может вмиг заставить нас запеть или пуститься в пляс.
А загрустит — и мы грустим под звуки флейты вместе с ним.
3.Чем музыкант не чародей? В его руках — сердца людей.
Он может всех вокруг порой заворожить своей игрой.
«Осенний блюз»А.Ермолов, А.Бочковская
1.Осыпает.
Осень листьями дорогу украшает.
Рассыпаясь в извиненьях, подметает
Ветер красочные пятна октября.
Свет струится.
Ягод спелых багровеет вереница,
И качаясь на ветвях – на тонких спицах,
Опадает, словно тает на глазах.
Припев:
Осенний блюз звучит в тиши.
Ты не молчи, ты напиши.
Я так хочу, я так стремлюсь
Услышать твой осенний блюз.
2.Эти звуки
Извлекают из рояля мои руки,
Испаряя, прогоняя сердца муки
Под мелодию осеннего дождя.
Свет струится.
Ягод спелых багровеет вереница,
И качаясь на ветвях – на тонких спицах,
Опадает, словно тает на глазах.
«Шехеразада»М.Магомаев,Ю.Горохов
1.Вновь под шорох звездопада
Ты приходишь ко мне во сне,
Ты, моя Шахерезада,
Снова сказки подаришь мне.
Припев:
Ты как будто вся из света,
Вся из солнечных лучей,
Ты со мною до рассвета,
Сказка тысячи ночей.
2.Ты ласкаешь мне ресницы
Нежным взглядом горячих глаз.
Жаль, что всё мне только снится
И рассвет разлучает нас.
3.Только сказок мне не надо,
Я тебя наяву зову,
Жду тебя, Шахерезада,
И не в сказке, а наяву.
ПРИПЕВ:
Может, ты приходишь с рассветом,
Вся из солнечных лучей,
Ты, наверно, рядом где-то,
Сказка тысячи ночей.
«Горные вершины»А.Варламов,М.Лермонтов
1.Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
2.Не пылит дорога,
Не дрожат листы:
Подожди немного,
Отдохнешь и ты!
«Лирическая песенка»И.Милютин,Ю.Долматовский
1.Все стало вокруг голубым и зеленым,
В ручьях забурлила, запела вода.
Вся жизнь потекла по весенним законам,
Теперь от любви не уйти никуда,
Не уйти никуда, никуда.
Припев:
Любовь от себя никого не отпустит.
Над каждым окошком поют соловьи.
Любовь никогда не бывает без грусти,
А это приятней, чем грусть без любви.
И встречи редки, и длинны ожиданья,
И взгляды тревожны, и сбивчива речь.
Хотелось бы мне отменить расставанья,
Но без расставанья ведь не было б встреч,
Ах, ведь не было б встреч никогда.
«Матерям погибших героев» Г. Струве, Л.Кондратенко
1.Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей,
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
Припев:
Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми.
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
2.Шумят под ветром сосны вековые,
Горят цветы невянущим огнём.
Вам, матерям героев всей России,
Свою любовь и нежность отдаём.
3.Наследники великой этой славы,
Её мы чтим и бережно храним.
Героями гордимся мы по праву
И стать на них похожими хотим.
«Под музыку Вивальди»В. Берковский,С. Никитин, стихи М. Величанского
1.Под музыку Вивальди,Вивальди, Вивальди.
Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном,
Печалиться давайте, давайте, давайте,
Печалиться давайте, об этом, и о том,
2.Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко,
Вы слышите, как жалко, и безнадёжно как
Заплакали сеньоры, их жены и служанки,
Собаки на лежанках, и дети на руках.
3.И стало нам так ясно,так ясно,так ясно,
Что на дворе ненастно,как на сердце у нас.
Что жизнь была напрасна,что жизнь была прекрасна,
Что все мы будем счастливы,когда-нибудь,бог даст.
4.И только ты молчала, молчала, молчала.
И головой качала любви печальной в такт.
А после говорила:»Поставьте все сначала,
Мы все начнём сначала,любимый мой, итак —
5.Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди
Под музыку Вивальди, под славный клавесин,
Под скрипок переливы, под завыванье вьюги,
Условимся друг друга любить, что было сил.
«Я верю только мачтам и мечтам» Е.Крылатов, Н.Добронравов
1.Я верю только мачтам и мечтам,
А море верит доблестным и честным.
Я ветер дальних странствий не предам,
И мне иначе жить не интересно.
Припев:
Тревожные крики чаек,
Неведомый путь на карте,
А ветер крепчает, а ветер крепчает
И крепнет у нас характер.
2.У шумных континентов на виду
Горят мои невиданные флаги.
Я судно океанское веду
По компасу открытий и отваги.
3.Я верен, как присяге, кораблю
Я льды своим дыханием согрею
Я звезды голубые наколю
На острые негнущиеся реи.
«Есть только миг» А.Зацепин, Л.Дербенёв
1.Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг — за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.
2.Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг — ослепительный миг.
3.Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я —
Мигом одним — только мигом одним.
4.Счастье дано повстречать иль беду еще
Есть только миг — за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.
«Венецианская ночь» М.Глинка, И.Козлов
1.Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной;
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
2.Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
Упоенья аромата
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Гармонических октав —
3.Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
«Я здесь, Инезилья!» М.Глинка, А.Пушкин
Я здесь, Инезилья, я здесь под окном.
Объята Севилья и мраком и сном.
Исполнен отвагой, окутан плащом,
С гитарой и шпагой я здесь под окном.
Ты спишь ли? Гитарой тебя разбужу.
Проснется ли старый, мечом уложу.
Шелковые петли к окошку привесь…
Что медлишь?.. Уж нет ли соперника здесь?..
28-music.ucoz.ru