cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пейзаж в литературе музыке – Проект на тему пейзаж в музыке, литературе, живописи

Презентация «Пейзаж в литературе, музыке и живописи» — работа учеников.

Слайд 1

Пейзаж в музыке, литературе и живописи ВЫПОЛНИЛИ: ученица 8 класса Михайлечко Светлана у ченица 10 класса Шаповалова Ирина Руководитель Степаненко Раиса Николаевна

Слайд 2

Глава 1. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ

Слайд 3

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобра-зительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века. Пейзаж в музыке…

Слайд 4

Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Среди ярких музыкальных кар-тин , связанных с изображением природы, — цикл П.И. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Пейзаж в музыке…

Слайд 5

Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произ -ведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ…

Слайд 6

Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам. В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера. Импрессионизм (от фр . impression – впечатление) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX– начале XX века. Пейзаж в музыке…

Слайд 7

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Лунный свет», «Шаги на снегу», «Туманы» (это всё названия прелюдий французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси), а также «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы Мориса Равеля), «Ночи в садах Испании» М.де Фалья, «Впечатления от природы» (оркестровые циклы Д.Малипьеро ) и т.д. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов. Может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг другу. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ…

Слайд 8

Глава 2. ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ

Слайд 9

Пейзаж в литературе является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуального” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Пейзаж в литературе

Слайд 10

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж . Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Пейзаж в литературе…

Слайд 11

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора. Пейзаж в литературе…

Слайд 12

Глава 3. ПЕЙЗАЖ В живописи

Слайд 13

Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно – как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия. Пейзаж в живописи…

Слайд 14

В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для своих картин. На основе художественных принципов греко-римского классицизма выросло новое направление живописи, отражавшее мир природы. В импрессионизме и последующих на правлениях живописи пейзаж, как никакой другой жанр, позволял экспериментировать – опробовать новые технические приемы и сочетании цветов. Пейзаж в живописи…

Слайд 15

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

«Пейзажи в литературе, музыке, живописи»

презентация по предмету искусство 8 класс «Пейзажи в литературе, музыке, живописи»

Просмотр содержимого документа
««Пейзажи в литературе, музыке, живописи»»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «Пейзажи в литературе, музыке, живописи»

ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕЙЗАЖА

Пейзаж в литературе, музыке, живописи – это описание городского или сельского ландшафта, горного склона или девственного леса, словом, всего того, что окружает человека. Но если в живописи он является отдельным жанром и зародился еще в древние времена, то в других видах искусства история его началась значительно позже.

ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ

Роль пейзажа в литературе велика потому, что он может нести не только фоновую, но и смысловую нагрузку. В художественном произведении, в зависимости от намерений автора, пейзажное описание может обозначать место действия, создавать определенную атмосферу или раскрывать характер героя.

Одним из лучших писателей-пейзажистов мирового значения является Иван Тургенев. С помощью описания природы этот автор показывал, как меняется настроение главного героя. К примеру, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. Также можно выделить таких писателей-пейзажистов как Льва Толстова, Ивана Бунина, Михаила Пришвина.

Иллюстрация к рассказу «Бежин луг»

Природа в поэзии Бунина

ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, — цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ

Пейзаж , в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина.

Известные российские пейзажисты: Иван Айвазовский, Федор Васильев, Исаак Левитан, Николай Рерих, Иван Шишкин

Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»

Картина Ивана Шишкина «Сосновый бор»

КОНЕЦ!

kopilkaurokov.ru

8 класс. Тема: Пейзаж в литературе, музыке и живописи.

Слайд 1

Пейзаж в литературе, музыке, живописи.

Слайд 2

Пейза́ж — это жанр изобразительного искусства , в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже , как правило, представлено изображение земной или водной поверхности. В зависимости от направления — изображение растительности, метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные). В жанре пейзажа особую роль имеет построение перспективы вида, передача состояния атмосферы, воздушной и световой среды.

Слайд 4

Пейзаж в литературе. Пейзаж в литературе — является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуального” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж . Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему..

Слайд 6

Пейзаж в музыке. Слушая музыку композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы. Изображение природы в искусстве никогда не было простым копированием. Как бы ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы

Слайд 8

Пейзаж в живописи. Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно – как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия. В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для своих картин. На основе художественных принципов греко-римского классицизма выросло новое направление живописи, отражавшее мир природы. Для изображения глубины пространства художники стали использовать перспективу, и это позволило создавать peaлистичные и достоверны пейзажи. В импрессионизме и последующих направлениях живописи пейзаж, как никакой другой жанр, позволял экспериментировать – опробовать новые технические приемы и сочетании цветов.

Слайд 10

Спасибо за внимание! Автор презентации: Хохлова Наташа Ученица 8 а класса МОБУ «Агалатовская СОШ» Учитель: Никитина Л.П.

nsportal.ru

Пейзаж в литературе, музыке и живописи

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

«Пейзаж в литературе, музыке и живописи».

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Пейзаж в литературе, музыке и живописи».»

Пейзаж

в литературе, музыке, живописи.

  • Пейза́ж   — это жанр  изобразительного искусства  , в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

В пейзаже, как правило, представлено изображение земной или водной поверхности.

В зависимости от направления — изображение растительности, метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники.

Пейзаж в литературе.

  • Пейзаж в литературе  — является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуального” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.
  • В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
  • Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями.
  • Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
  • Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему..

Пейзаж в музыке.

  • Слушая музыку композиторов,  
  • порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы.

Изображение  природы в искусстве никогда не было простым копированием. Как бы  ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения.

Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек.

     

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении  птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы

Пейзаж в живописи.

  • Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей.

Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны.

До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно – как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.

В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для своих картин.

Для изображения глубины пространства художники стали использовать перспективу, и это позволило создавать peaлистичные и достоверны пейзажи.

В импрессионизме и последующих направлениях живописи пейзаж, как никакой другой жанр, позволял экспериментировать – опробовать новые технические приемы и сочетании цветов.

Спасибо за внимание!

Автор презентации:

Еськова И.В.

Учитель искусства

МБОУ «Обоянская СОШ»

multiurok.ru

Статья на тему «Пейзаж в музыке»

Пейзаж в музыке

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» — это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, — цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

Тема времён года, их отражение в природе – основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние грёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином …

Как часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – всё же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек».

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам (импрессионизм – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX — начале XX века). В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля) и так далее.

Необходимость воплощения в музыке столь сложных и тонких образов привела к возрастанию пространственных и красочных музыкальных возможностей. Более терпкими стали гармонии, более изысканными – ритмы, более утончёнными – тембры. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени – как, например, в «Игре воды» М. Равеля. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг с другу.

Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.

Оград бесконечный ряд и дикий виноград;

Простор далёких синих гор; моря терпкий аромат.

Ветряк, как алый маяк, на светлой зелени дольней;

Бег жеребят своевольный возле прибрежных коряг.

Овцы пышные на склонах, текущие, как река, —

Белей молока на коврах они ярко – зелёных.

Кружевы пены за кормою, и парус над водою,

И там, в лазури воскресной, медный зов колоколов.

Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.

Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого, но это движение – также изобразительно, оно, как и в стихотворении Верлена, как будто запечатлено.

Начальная фигура аккомпанемента – квинтоль (ритмическая группа из пяти звуков) – напоминает узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены, но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.

Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).

Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», — писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.

infourok.ru

«Пейзаж в живописи, музыке, литературе»

Разделы: Русский язык


Эпиграф к уроку:

Душа ваша – пейзаж. Поль Варлен

Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. А.К. Саврасов

Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру. Д.Б. Кабалевский

I. Вступление к теме. Работа с эпиграфом.

Вопрос классу:

— В чём сходство позиций художника, композитора, поэта?

II. Работа по теме с опорой на презентацию.

1 задание. (Слайд 3). Приложение

Соотнесите понятия с видами искусства. Выясните значение незнакомых слов по словарю.

Колорит музыка Лейтмотив живопись
Тональность живопись Поэма музыка
Гамма литература Нота литература
Аккорд живопись Ноктюрн музыка
Палитра музыка Соната живопись
Ритм литература Мелодия литература
Элегия живопись Этюд музыка
Симфония литература Эскиз живопись

2 задание. (Слайд 4)

Как вы понимаете следующие выражения? В чём их необычность? Какие значения слов они иллюстрируют?

Колористические созвучия; живописная поэма; звенящий цвет; ликующие краски; палитра звуков; живописное звучание; аккорд красок; цветовая гамма; симфония красок; музыка живописи; звучные краски; красочный ритм линий и красок; поэт рояля.

3 задание. (Слайд 5)

Определите, к какому виду искусства относятся названные произведения.

1) “Картинки с выставки”;

2) “Соната моря”, “Соната звёзд”, “Соната весны”;

3) “Офорты”, “Акварели”;

4) “Острова радости”, “Эскизы”, “Офорты”, “Эстампы”;

5) “Мотив без слов”, “Осенняя песнь”.

4 задание. (Слайд 6). Приложение 1

Знакомство с картиной И.Левитана “Весна. Большая вода” и описанием картины, данным искусствоведом М. Алпатовым.

У Левитана всё запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем, всё внешнее, случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая душа художника…

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые берёзки, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодичное эхо…

Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели: из этого хора вырываются отдельные сильные голоса могучих стволов…

Вопросы к тексту:

— Какие “мелодии” услышал в пейзаже Левитана М. Алпатов?

— Как “звучат” краски этого пейзажа?

— Передайте свои музыкальные впечатления от пейзажа Левитана, используя

словосочетания предыдущего задания.

5 задание. (Слайд 7)

Знакомство с пейзажами “Заросший пруд В.Т.Поленова, “Лесные дали” И.И.Шишкина, “Бриг “Меркурий”” И.К.Айвазовского.

— Одинаково ли “звучат” эти картины?

— Как бы вы определили их жанр, используя музыкальные термины: элегия, симфония, соната, ноктюрн и др.?

6 задание. (Слайд 8, 9)

Прочитайте пейзажное описание достопримечательности нашего края.

Есть на Волге утёс…

Др..мучая пр..рода Жигулей сама вызывает чувство (не)изведанности, таинственной томительност.. Пройдит.. любым буераком, окиньте взором холмы и горы- густые заросли, обломки скал, узкие расщелины.

Почувствуйте, как овладевает вами чувство смутност.., благоговения перед окружающ..м миром л..сов и гор. С..дые громады валунов. Круты и сумрачны тропинки. И из всего этого вырисовыва..тся обрывистая скала скос которой отвесно падает к самой вод.. С Волги он совершенно (не)доступен — весь утёс этот продырявленный, обомшелый, чуд..тся, вот-вот рухн..т в пучину волны. Это Белый камень.

— Каков основной колорит, тональность этого описания?

— Голоса каких инструментов вы слышите в мелодии этого пейзажа? Определите их тембр?

7 задание. (Слайд 10, 11)

Знакомство со стихотворными текстами.

Ветер без устали дует,
Волгу взрывая до дна;
Буря шумит и лютует;
Мутная ходит волна…

Волн белогривые гребни
Грозно рядами идут
И, разбегаясь на щебне,
Пеной пески обдают…

Ветер в полете могучем
Тучей вздымает пески;
О землю бьются по кручам,
Чуя беду, тальники…

К пристани свалены груды
Бревен, раскиданных дров;
Щепки разбитой «посуды»
Тянутся вдоль берегов…

(Д. Садовников “Волжские эскизы”)

— Каково главное настроение стихотворения. В каких строчках оно наиболее ярко выражено?
— Какие глаголы передают динамику происходящего в природе?
— Какую цветовую гамму вы подобрали бы для изображения этого пейзажа? Почему?
— Как вы “слышите” этот пейзаж? Какие музыкальные инструменты, по-вашему, могли бы передать настроение литературного пейзажа Д. Садовникова?

(Слайд 12,13)

Полнеба в розовом закате,
Как будто розы лепесток,
Который переходит, кстати,
В лиловый отсвет на восток.

Темнеет постепенно, в гамму
Переходя из тона в тон,
Преображая панораму
И обещая чудный сон,

В который скоро погрузится
Окрестность Жигулевских гор.
Природа будто бы из ситца:
В зеленом цвете хвойный бор,

Внизу – полоска меловая,
А сверху — море синевы…
И вот уж звезд небесных стая
Запущена из тетевы.

И выплывает пастух-месяц,
Рогатый, бледно-золотой…
Пока еще в полсилы светит,
Висит над волжскою водой.

Вдруг розовый закат растаял.
Поблекли краски над рекой.
Пастух выводит свою стаю,
Чтобы пасти небесный рой.

(Киселёв Л. И.)

— Какие образы стихотворения особенно поразили ваше воображение?

— Каково колористическое решение этого пейзажа?

— Каковы ваши музыкальные впечатления, навеянные поэтическим пейзажем И. Киселёва? - Сопоставьте цветовые и звуковые интерпретации темы Волги поэтами Д. Садовниковым и И. Киселёвым?

8 задание. (Слайд 14)

Знакомство с музыкальной пейзажной зарисовкой М. Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”.

— Какое настроение создаёт музыка Мусоргского?

— Что вы услышали в ней? Какие события происходят в музыкальном произведении? Подберите глаголы, характеризующие эти события.

— Какие музыкальные инструменты вы слышите? Подберите эпитеты, определяющие их тембр.

— Какова цветовая палитра этого музыкального пейзажа?

— Расскажите о чувствах автора звукового пейзажа?

— Какие образы рождает музыка? Опишите их используя эпитеты, сравнения, метафоры.

— Сопоставьте произведения Киселёва, Садовникова, Мусоргского по их настроению. Какие близки друг другу? Чем отличаются?

9 задание. (Слайд 15)

Работа по картине И. Панова “Волга. Белые камни”

— Какую “мелодию” этой картины вы слышите? Опишите свои музыкальные впечатления от пейзажа И. Панова.

— Какие чувства вызывает у вас эта картина? Как создаёт художник такое впечатление?

— Замечательный армянский художник Мартирос Сарьян утверждал: “Если ты проводишь черту, она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мёртвая линия. Цвет то же самое, и всё в искусстве так”. Как “звучат” линия и цвет в картине И. Панова?

III. Задание на дом.

Создайте (письменно) пейзаж настроения. Определите жанр своего высказывания, соотнеся его с музыкальными жанрами. Обоснуйте выбор жанра.

Список использованной литературы

  1. Алпатов М. Пейзажи Левитана 90-х гг. //Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3-х ч. Ч. 3., М.,1989.
  2. Авлова-Шперлинг Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику). – М., 1994.
  3. Солганик Г.Я. От слова к тексту. Книга для старших классов. – М., 1993.
  4. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся: 8 кл./ Под ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М., ВЛАДОС, 2002.
  5. http://www.gudok.ru/index.php/23961

17.03.2012

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.