Объяснение темы причастие 7 класс – Причастие как часть речи | Опорный конспект темы
Причастие как часть речи | Опорный конспект темы
Причастие как часть речи
Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму глагола.
Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершенного (прочитавший, взволнованный) и несовершенного вида (читавший, волнуемый). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный — от глагола совершенного вида взволновать, волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать).
Как и глагол, причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бывают прошедшего (слушавший) и настоящего времени (слушающий). Причастий будущего времени не бывает.
Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного. Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям. Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён.
Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода. Синтаксическая функция причастия: в полной форме чаще всего выполняют функцию определения, а в краткой форме — именной части составного сказуемого.
ВНИМАНИЕ. Нужно различать!
Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причастие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно. Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; смелый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий. Также причастия образуются при помощи свойственных только им суффиксов: —ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн— (последний встречается у прилагательных).
Закрепить теорию практикой !
(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)
Онлайн-тренажер ПРИЧАСТИЕ. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
Конспект по теме «Причастие как часть речи«. Следующая тема:
Причастие как часть речи
4 (80%) 6 vote[s]uchitel.pro
Причастие. Русский язык, 7 класс: уроки, тесты, задания.
Вход на портал Вход на портал Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Подписка Я+ Новости Переменка Отправить отзыв- Предметы
- Русский язык
- 7 класс
-
Причастие как особая форма глагола
-
Образование причастий
-
Правописание причастий
-
Синтаксическая функция причастий
-
Причастный оборот (ПО)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 7
УМК: «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., 5-9 класс, Просвещение, 2013 г.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: Причастие как часть речи.
Цель: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи, с грамматическим значением и морфологическими признаками причастий, сформировать умение отличать прилагательные и причастия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
знать определение понятия «причастие», грамматическое значение причастий, знать морфологические признаки причастий; уметь находить причастия в предложении, тексте, отличать прилагательные от причастий, находить определяемое слово в словосочетании с причастием, уметь определять морфологические признаки причастий и синтаксическую роль в предложении.Метапредметные: работать с информацией в учебнике, структурировать теоретический материал, сравнивать, делать выводы, работать индивидуально и в группах.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия темы: морфология, части речи, причастие.
Ресурсы: учебник, карточки, алгоритм.
Этап урокаДеятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности на уроке.
Вступительное слово.
— Здравствуйте ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Они пришли к нам, чтобы посмотреть на нашу совместную работу. Поприветствуйте гостей!
Я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователей-лингвистов, которые работают в «Лаборатории слова». В качестве разминки для ума я предлагаю поиграть в игру «Нужные качества».
Но сначала отгадайте загадку.
Маленький и кругленький
Несётся быстро вскачь,
Недавно мамой купленный
Весёлый, резвый .. .(мяч)
— Верно, у меня в руках мячик. Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которое помогают в учёбе … которые пригодятся для успешной работы на уроке…
которые помогут нашему уроку быть успешным
— А человек, обладающий хорошим вниманием какой?
— Определите, к какой части речи относятся эти слова? Молодцы
Хорошо, мы с вами настроились на рабочий лад. Начнем!
Демонстрируют готовность к уроку. Называют качества.
…(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)
внимательный
старательный
Прилагательные
2-3 мин.
2. Актуализация и пробное учебное действие
— Ребята, давайте запишем число, классная работа в свои тетради.
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.
Записывают 11 октября, классная работа.
1-2 мин
Назовите признаки мяча: по форме, величине, цвету, назначению.
Запись на доске и тетрадях.
К какой части речи мы их отнесем?
Учащиеся называют маленький, круглый, синий.
Имена прилагательные
3-5 мин
— Что можно сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета – постоянные или временные – называют они?
Постоянные.
— Произведем с этим мячом некоторые действия. (Подбросить вверх, вниз).
Какие признаки приобретает мяч? Какой он?
Летящий, падающий, упавший- это признаки мяча по тем действиям, которые с ним совершаются.
3-5 мин
— Постоянные эти признаки или нет?
По мере объяснения материала под столбиками делается следующая запись:
постоянный признак, временной признак
изменяется по родам, настоящ. и прош.вр.
числам, падежам изменяется по рчп
— Признаки каких частей речи вы заметили у слов в правом столбике?
(запись под столбиками)
Нет, падающий мяч- тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший – тот, который упал, время прошедшее.
Производят запись.
Прилагательных и глагола.
3. Выявление места и причины затруднения
Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия.
Помогает выявить место и причину затруднения.
—Ребята, в первый столбик мы записали какую часть речи?
— А во второй? Можете ли вы объяснить, как называется эта часть речи и какие у нее признаки?
— Я вас правильно поняла, что мы столкнулись с проблемой?
— В чем мы запутались с вами?
— Ребята, мы с вами сможем сегодня с этим разобраться?
— Я тоже думаю, что сможем.
— А зачем нам знать, к какой части речи относятся эти слова?
— Где это нам может пригодиться?
Обдумывают ответы на вопросы. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.
Прилагательные.
Нет. Признаки прилагательного и глагола.
Дети дают ответы.
На экзамене, в письме.
Чтобы правильно их писать.
1-2 мин
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Предлагает сформулировать тему и цели урока.
Помогает построить проект выхода из затруднения.
Поработать в группах. Составить алгоритм нахождения причастий в тексте.
— Эта тема для нас важная?
— А как мы сформулируем тему урока? (подсказка учителя) Запишите ее в тетрадь.
— Ну что, мы определилась с темой урока?
— Поднимите глаза те, кто написал, чтобы я видела, что вы закончили.
— Итак, с темой мы определились, а какой мы поставим перед собой вопрос? Какую поставим перед собой цель? (Записываю на доске)
— Какие средства нам могут помочь в достижении поставленной цели?
-Как мы будем узнавать новое?
— С чего мы начнем? Что сначала нужно сделать?
Формулируют тему и цели урока. Выбирают способ построения нового знания.
Строят алгоритм выполнения действия.
Да.
Причастие как часть речи.
Ц. – узнать И СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРАВИЛО и учиться отличать причастия от прилагательных и глаголов.
(Запись на доске)
1. учитель
2. ученики
3. учебник
Посмотрим в учебнике
3. закрепить в речи
.
2. Определить морф.признаки прич (обращаемся к цели)
1. узнать определение
3 мин
Введение новых знаний – поиск решения учебной проблемы
5. Реализация построенного проекта
Организует деятельность учащихся по проверке алгоритма.
На основе результатов работы обучающихся учитель предлагает в виде схемы изобразить морфологические признаки причастий.
Работа с правилом.
— Итак, получится ли у нас определить у причастий их морфологические признаки?
Уважаемые исследователи — за работу!
У каждой группы есть карточка с заданием. Внимательно читаем его, и выполняем работу в тетрадях. (Приложение)
Как только вы будете готовы, сделайте вывод-версию о морфологических особенностях найденных вами частях речи: прилагательных и причастиях.. Определитесь, кто будет выступать.
Сколько вам потребуется времени, что выполнить это задание? (3-5 мин.)
Презентация работы групп с записью в таблицу.
Составление опорной записи «Причастие как часть речи» (таблица на доске)
Причастие
1.признаки прил. 2. признаки глаг.
Вопрос вопрос
Согласуется с сущ. вид
Изменяется по РЧП время
3. в предложении явл. Опред. Или сказ.
Основным граматическим признаком причастия являются Суффиксы
ущ-ющ, ащ-ящ
Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма.
Составляют схему.
Да, попробуем!
7 мин
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организует усвоение детьми нового способа действия. Работа с учебником.
— Уважаемые лингвисты, перед нами основные признаки причастия.
Вам интересно, откуда в этой части речи появились признаки сразу двух частей речи?
Первая версия сказочная!
Сказка про причастия. (видео 2.45 – 4.28) 1м.83с.
Вторая научная.
— Итак, ребята, мы обнаружили, какие морфологические признаки есть у причастий?
— Проблема решена?
— Как же мы будем различать прилагательные, причастия и глаголы?
— Нужен алгоритм!
1. Задать вопрос (какой или что делающий, что сделавший?)
2. Подумать над грамматическим значением слова (Причастие обозначает признак предмета по действию)
3.У причастий можно определить вид, время, число, в ед. ч. род, падеж.
4. У причастий есть свои суффиксы ущ,ющ_, ащ,ящ.
Да.
По морфологическим признакам.
2 мин
2мин
4 мин
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.
— Давайте проверим, получится ли у нас.
Работаем в парах.
Докажите справедливость М. Ломоносова о том, что «причастия служат для сокращения человеческого слова». Для этого замните один из глаголов причастием.
— Сколько нужно времени? (-3 5 мин).
Холодный предутренний туман прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.
Один ученик у доски.
Выполняют задание, действуя по алгоритму. Комментируют свой выбор. Делают выводы.
Предложение получилось более выразительное. Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, осуществляют проверку правильности выполнения работы по эталону.
3-5 мин.
— Вспомните, мы на какой ступеньке остановились?
— Узнавали. А какой наш следующий шаг?
— Ребята, работать будем устно.
Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи.
Книга, которая лежит на столе уже прочитана – Лежащая на столе книга прочитана.
За столом сидят ученики и читают книгу. – За столом сидят ученики, читающие книгу.
Узнать морфологические признаки причастия.
Закрепить в речи.
8. Включение в систему знаний и повторение
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
«Помоги жителям Причастино»
Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота. Слайд
«Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником»
— Так значит, причастия имеют свое место в предложении, и их нужно правильно употреблять в речи.
На следующих уроках, мы познакомимся с вами с действительными и страдательными причастиями, причастным оборотом и узнаем, как правильно написать гласную букву в суффиксах причастий.
Выполняют задание. Комментируют. Делают выводы.
Обобщение и систематизация
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Организует оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке.
Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим наш урок?
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Вы достигли поставленной цели?
– Были ли у вас затруднения? Какие?
– Как бы вы оценили свою работу?
Оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке.
10. Домашнее задание
Информирует о домашнем задании.
Комментирует домашнее задание.
Упр. 77, стр. 34. Упр. 78, стр. 34 (подготовиться к диктанту). Правило, стр.33.
Творческое задание
Подберите как можно больше определений к слову «снег», распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.). Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.
Спасибо за урок!
Выполняют запись домашнего задания в дневниках. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки.
infourok.ru
Урок русского языка на тему «Причастие» 7 класс
Класс: 7
Предмет: русский язык
Тема: Причастие как особая форма глагола
Ценность: покой
Цели: формирование знаний о причастии как особой форме глагола;
формирование общего познания и применения причастий в речи;
формирование интереса к познанию русского языка, обогащение словарного запаса учеников.
Ход урока:
Организационный момент.
I этап урока: Актуализация и выравнивание знаний обучающихся:
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (на карточке).
Бушующий вет…р гнул и гр…зил сломать мач…ты к…раблей которые носились в море как скорлу…ки.
Анализ предложения (ученики работают в парах):
— Какие виды орфограмм вы нашли?
— Объясните постановку знаков препинания.
Выполните задание: Укажите морфологическую характеристику каждого слова.
Бушующий ветер (сущ) гнул (глаг.) и (союз) грозил (глаг.) сломать (глаг.) мачты (сущ.) кораблей (сущ.), которые (мест) носились (глаг.) в (предл.) море (сущ.), как (союз) скорлупки (сущ.).
Постановка проблемного вопроса: У всех ли слов вы смогли определить морфологическую принадлежность? Какое слово вызвало у вас затруднения? Почему?
Анализ слова «бушующий»:
— На слово какой части речи похоже слово «бушующий»? (Ответ: на глагол «бушевать»).
— Какие вопросы можно задать к этому слову? (Ответ: вопросы какой? Что делающий?).
— Т.о., на какие части речи «похоже» это слово? (Ответ: на прилагательное и глагол).
— А вы знаете, как называется часть речи, которая «собрала» в себе признаки глаголов и прилагательных? (Ответы учеников)
Слово учителя:
— Это причастие. Причастие – особая форма глагола.
II этап урока. Решение учебной задачи.
— Давайте выясним, какие признаки глагола имеет причастие (одновременный повтор грамматических категорий глагола: вид, время, переходность, возвратность).
— Можно ли определить вид причастия? (Ответ: Да, задаем вопрос что делающий? — несов. вид).
— Определите время (Ответ: бушующий когда? сейчас – наст.время).
— Образуйте причастие от глагола улыбаться. (Ответ: улыбающийся).
— Чем отличаются причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: наличие постфикса СЯ).
— Как называется этот признак глагола? (Ответ: возвратность).
— Каким способом образованы причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: с помощью суффикса ЮЩ).
Практическое задание: образуйте причастия от глаголов: идут, дышат, смотрятся, строить, принести, читать, ведут, гонят, прочитать, видеть, сжать. (проверка правильности выполнения по сборнику Малюшкина А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы» с. 93-96).
Вывод: с помощью каких суффиксов образуются причастия? (Ответ: с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш, -ем,-ом, -им, -енн, -нн, -т)
Начать составление кластера:
ПРИЧАСТИЕ
(особая форма глагола)
Признаки:
Глагола:
1. Вид: соверш., несоверш.
2. Время: наст., будущ.
3. Возвратность
Причастие — это особая форма глагола, которая отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного.
-Давайте с вами выясним, какие признаки прилагательного есть у причастия.Составьте словосочетания со словом «бушующий» и словами «море, ураган, волна». (Ответ: причастие изменяется по родам).
— Измените эти словосочетание по числам и падежам.
Какой вывод вы можете сделать? (Ответ: причастие как прилагательное изменяется по числам, родам, падежам).
Заполнение кластера:
ПРИЧАСТИЕ
(особая форма глагола)
Признаки:
Глагола: Прилагательное:
1. Вид: соверш., несоверш. 1. Изменяется по числам,
2. Время: наст., будущ. родам, падежам.
3. Возвратность 2. В предложении выполняет
функцию определения
Тренировочное упражнение (по учебнику): Прочитайте текст, найдите и выпишите причастия, определите их вид, время, род, число, падеж.
Выписать причастия, указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий.
Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович)
Морфологический разбор причастия
Порядок разбора
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.).
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратное или невозвратное;
в) действительное или страдательное;
г) время.
4. Непостоянные признаки:
а) полное или краткое;
б) род;
в) число;
г) падеж.
5. Функция в предложении.
Пример:
И только что сумрак разгонит денница, смолкает зарей отрезвленная птица, — и счастью и песне конец. (А. Фет)
1. Отрезвленная — особая форма глагола — причастие, так как обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос: какая? Образовано от глагола отрезвить.
2. Начальная форма — отрезвленный.
3. Постоянные признаки:
а) сов. в.;
б) невозвратное;
в) страдательное;
г) прош. вр.
4. Непостоянные признаки:
а) полная форма;
б) ж. р.;
в) ед. ч.;
г) им. п.
5. В предложении является согласованным определением.
II этап урока. Рефлексивно-оценочный.
Какую задачу мы решали сегодня на уроке?
Какие признаки глаголов и прилагательных вобрали в себя причастия?
Какие трудности возникли у вас в ходе работы?
Общая самооценка обучающихся.
Д\з. написать эссе на тему «Что означает название моего города»
infourok.ru
Разработка урока по русскому языку в 7-м классе по теме «Причастие»
Разделы: Русский язык
Цели урока:
- повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии;
- познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формиро-
- вать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в
- художественных произведениях.
Оборудование: высказывания великих учёных о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологическая установка.
II. Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном. ( ученики называют признаки прилагательного и глагола).
Прилагательное | Глагол |
обозначают признак | действие |
род | вид |
число | время |
падеж | возвратность |
могут иметь определяемое слово | зависимое слово |
III. Объяснение нового материала.
— Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие учёные В.И.Даль, М.В.Ломоносов.
(Ученик читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль.
«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.
— Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.
— Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
-Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
— Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).
— Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)
Постоянные эти признаки или нет?
— Нет, летящий шар-шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.
Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
-Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
— Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
-Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
IV. Работа с таблицами, примерами.
На доске примеры из стихотворений.
1.
Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури.
( «Буря» М.Джалиль)
2.
Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта )
Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.
(Ученики находят причастия: мерцающей- ж.р., ед.ч., П.п., наст. вр., несов.в. поражающих- мн.ч., наст. вр., несов. в. )
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол — направо, причастие — вперед, сомневаются — круговое дви-жение)
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
-На доске таблица со словосочетаниями.
Зимующие птицы | Бушующее море |
Зимняя дорога | Зеркальная поверхность |
Раскрытая книга | Свежие семена |
(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)
V. Закрепление.
1. Письменная работа по вариантам. Выписать:
I вариант- предложения с причастиями;
II вариант- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.
- Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
- На скамейке сидел дремлющий старик.
- Колба быстро наполнилась летучим газом.
- Летящая стая птиц повернула к лесу.
- Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
- От горящего полена шло тепло.
- Поляна была покрыта жёлтыми листьями берёз.
- Над водой поднялась пара встревоженных уток.
- Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
- У этой птицы оригинальный по окраске воротник.
2. Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;
о-особая форма глагола;
п-прилагательное;
г-глагол
1).Гудящий шум; | 6) колосистая рожь; |
2) талантливый ученик; | 7) убирается в комнате; |
3) моет пол; | 8) скачущий всадник; |
4) седые волосы; | 9) белый снег; |
5) чернеющая смородина; | 10) дремлющий старик. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
о | п | г | п | о | п | г | о | п | о |
Проверка работ:
2ошибки-«4»
4ош.- «3»
более-«2».
Ученики сами себе ставят оценки.
VI. Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
-Итак, какую «силу имени» прилагательного имеет причастие?
Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках.
Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам и падежам, имеют вид, время.
Учитель обращается к детям:
-Ребята, сегодня вы оценивали себя сами. Выведите средний балл.
Выставление оценок за урок (комментарий учителя).
Домашнее задание: всем-упр. 240,
I вариант-вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями,
II вариант- название книг, фильмов, где употреблены причастия.
28.08.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока по русскому языку по теме «Причастие как часть речи» 7 класс
Урок русского языка по теме «Причастие как часть речи»
7 класс
Цель: знать грамматические признаки причастия, уметь различать причастия от прилагательного, находить причастия; дать понятие о причастии как части речи, особой форме глагола.
Задачи урока:
Образовательные:
знать о части речи причастии, о грамматических признаках причастия
Развивающие:
развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
воспитывать учебную активность, умение работать в парах;
формировать положительную мотивацию к обучению.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, тетради.
Ход урока
Ход урока
Организационный момент
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю, чтобы ваша жизнь наполнилась такими же сочными, яркими красками, как на этой картине.
Актуализация опорных знаний
А вы знаете части речи? Проверим.
На доске слова. Определите часть речи
маленький | мяч | летит | летящий |
Какой? Качеств,, м.р., ед.ч, падеж | Что? Неодуш, нариц, 2 скл, м.р., ед.ч, падеж | Что делает? Несов. Вид, неперех, 2 спр., изъявит накл, ед.ч, наст. время, 3 лицо | Какой? ? |
? Можем ли определить часть речи у слова «летящий»?
? На какую часть речи похожа? (прилагательное, но нельзя определить разряд по значению: качеств., относит. или притяжательное)
? В чем отличие от прилагательного?
Вывод: у прилагательного значение признака постоянное, а у новой части речи – временное)
? На какую часть речи похожа? (глагол) Летящий — какой? Тот, который летит., есть действие.
Вывод: новая для вас часть речи, с которой мы сегодня познакомимся на уроке.
Объяснение нового материала
Как называется и как появилась эта часть речи? Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина
Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им жилось на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали уму о своем житье-бытье. Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу».
-Спасибо!- в один голос ответили суффиксы и немедленно присоединились к основам — получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
-Возьмите мои окончания, они вам помогут.
И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли и плясали, рисовали составленные слова. Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать их. Глагол сказал:
— Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проделки оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего.
-А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам,- сказало Прилагательное.
С тех пор не забывают Причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
Объявление темы и цели урока
? Назовите тему урока?
Запись темы в тетрадь. Объявление цели урока. Это новая для вас часть речи: причастие.
? Почему так назвали «причастие»? Вдумаемся в смысл слова, произведем морфемный разбор: при-част-и-е (состоит из двух частей: часть от глагола и часть от прилагательного, т.е. причастная к глаголу в образе прилагательного)
? Какие признаки имеет причастие от глагола, какие от прилагательного? Чтобы ответить на этот вопрос прочитаем правило о причастии и заполним таблицу.
Работа с учебником
Чтение правила о причастии и заполнение таблицы:
Признаки прилагательного | Признаки глагола (действие) |
|
|
Рассказ по плану
А) Что такое причастие
Б) Что общего у причастия и прилагательного
В) Чем они отличаются
Г) Роль причастия в предложении
На экзамене Вам нужно найти причастие. Давайте выведем формулу, по которой вы будете искать Причастие. Признак по действию!
Формула: Причастие = Какой? Тот, который «делает» |
Закрепление материала.
Посмотрим, как работает формула.
1) Доказать (устно), какой частью речи являются слова: летящий, темнеющий, блестящий, могучей, залитой, бойкий, покрытый, загораживавший, изъеденный, ведущая, заходящая, присутствующий, обеспокоенный, изучаемая, составленная, рассчитанный, спускаемый. ( вопрос какой, тот который + глагол делает)
2) найти в тексте причастия, доказать. (устно) упр.54
3) Замените словосочетания с причастиями, синонимичными словосочетаниями глаголов со словом который. Запишите получившиеся словосочетания.
Образец:
Болеющий малыш – малыш, который болеет; болевший малыш – малыш, который болел
Освежающий ветер, освежавший ветер, пугающая неизвестность, пугавшая неизвестность, потерянный корабль, увлекаемый вперед, поющие птицы, небоявшиеся звери, предстоящая борьба.
4) Выборочный диктант. Прослушайте пословицы. Выпишите причастия.
1. Вылетевшее слово и на коне не догонишь.
2. Пересохший пласт урожая не дает.
3. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь.
4. Обдуманное слово дороже золота.
5. Катящийся камень травой не обрастет.
5) Найдите слово, «лишнее» в каждой строчке. Объясните свой выбор.
Манивший, манящий, магнитный
Грустный, грустящий, грустивший
Доверяющий, доверчивый, доверенный
Колючий, колющий, текучая
решивший, решающий, решать
горячий, багровый, заросший
6) Распределите словосочетания по двум группам: прич + сущ., прич. + сущ.
Вскоре мы двинулись в путь по узкой дороге, петлявшей по лесу и темневшей в колеях с водой. Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими и крупными звездами. Земля, иссеченная тугими струями, была мягкой, и лопата легко входила в грунт.
7) Исследовательская работа.
Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу ». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.
1.Книга, которая лежит на столе, уже прочитана. ( Лежащая на столе книга уже прочитана.)
2.За столом сидят ученики и читают книгу (За столом сидят ученики, читающие книгу.)
3.Мы подошли к туристскому лагерю, который располагался на высоком берегу реки. (Мы подошли к туристскому лагерю, располагавшемуся на высоком берегу реки)
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. Пафос, обличительность, торжественность – вот свойства речи, в которой всегда встречаются причастия.
8)Физминутка
9) Тест. Взаимопроверка. Ключ
10) Подведение итогов
Домашнее задание: (на выбор)
Написать сказку: «Как появились причастия»
Упражнение № 134, стр. 67
kopilkaurokov.ru
7 класс Тема: Причастие
7 класс
Тема: Причастие
Цели урока:1.Дать понятие и закрепить, обобщить знания о причастии и его
грамматических признаках
2.Выявить особенности употребления причастий в речи,
предупреждение ошибок в употреблений причастий.
3. Воспитывать культуру речи, любовь к знаниям, русскому
языку
Тип урока: комбинированный, урок-практикум
Метод урока: словесный, исследовательский
Оборудование: электронный учебник «МЕRITS» 7 класс, слайды, карточки
Ход урока:
І. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
ІІ.Психологический настрой
Создать благоприятную атмосферу в классе
ІІІ. Блиц-опрос
1.Что такое глагол? Что он обозначает?
2.Что такое неопределенная форма глагола?
3.Что такое вид глагола?
4.Как изменяется глагол в настоящем времени?
5.Как изменяется глагол в прошедшем времени?
6. Как изменяется глагол в будущем времени?
7. Какие личные окончания имеют глаголы І спряжения?
8. Какие личные окончания имеют глаголы ІІ спряжения?
9.Какие наклонения имеет глагол?
10.Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?
ІУ. Формирование новых понятий и способов действия
(Использование электронного учебника при объяснении новой темы)
Причастие- это особая форма глагола,которая обозначает действие, но представляет его в виде признака лица или предмета.
Причастие имеет грамматические признаки:
Глагола
Время (настоящее и прошедшее)
поднимающий
поднимавший
вид (совершенный и несовершенный)
возвратную и невозвратную форму
требует от существительного форму определенного падежа: поднимающий (что?) сумку –в.п
Прилагательного:
отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Поднимающийся альпинист
склоняется по падежам, согласуется с существительным в роде,числе, падеже.
В предложении причастия выполняют роль определения: Например: В воздухе стоял морозный блеск, захватывающий при дыхании горло.
Действительные причастия настоящего времени
Глагол
Суффиксы
Причастия
І спр пиш-ут
игра-ют
-ущ- (-ющ-)
пишущий,
играющий
ІІ спр держ-ат
говор-ят
-ащ- (-ящ-)
держащий,
говорящий
Действительные причастия прошедшего времени
Глагол
Суффиксы
Причастия
чита-ть
молча-ть
-вш-
читавший
молчавший
нес-ти
помо-чь
-ш-
несший
помогший
Страдательные причастия настоящего времени
Неопределенная форма
Прошедшее время
Суффикс
Причастия
Исполнять
Хранить
Исполня-ет (І спр)
Хран-ит (ІІ спр)
-ем-
-им-
Исполняемый
Хранимый
Страдательные причастия прошедшего времени
Неопределенная форма
Прошедшее время
Суффикс
Причастия
Прочитать
Соединять
Построить
Открыть
Прочита-л
Соедин-ял
Построи-л
Откры-л
-нн-
-ённ-
-енн-
-т-
Прочитанный
Соединенный
Построенный
Открытый
У.Конструирование причастий
Человек,который изучает-изучающий
Человек,который рассказывает-рассказывающий
Человек,который думает-думающий
Человек, который бросил-бросивший
Человек, который убежал-убежавший
УІ. Работа по учебнику
Чтение текста « Сырмак».
Беседа по тексту, определить тип текста:описание,повествование,рассуждение?
Разделить на смысловые части.
2.Упражнение. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени
Образец: выполнять-выполняют-выполняющие
подгонять, стачивать,ломать,увлекать,решать.
УІІ. Разноуровневые задания
І уровень
1 Продолжи: причастие- это ……., которая обозначает…….,отвечает на вопросы……
2.Распредели причастия по разрядам: читающий,охраняемый,пробежавший,засеянное,открытый,любящий.
3. Выпиши словосочетания с действительными причастиями настоящего времени.
ІІ уровень
От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени:
Хранить,слагать, сжигать,мучить.
Образуй краткие причастия:прочитанная книга,засеянное поле, построенное здание.
ІІІ уровень
1.Выполни морфологический разбор причастия:
Подгоняемая ветром лодка быстро уходило в море.
2.Подчеркни причастия как члены предложения:
Пожелтевшие листья разноцветным ковром устилали все дорожки в парке.
УІІІ. Тестовые задания
1 Укажи причастие: а) золотистый б) золотой в)позолоченный
2.Причастия имеют признаки:
а)прилагательного и существительного
б) существительного и глагола
в) глагола и прилагательного
3. В предложении причастие является
а) подлежащим
б)определением
в) обстоятельством
4.Укажи суффиксы действительных причастий
а) –ем,-ом,-нн;
б) –вш,-т,-ш;
в)-ащ,-ящ;
Укажи суффиксы страдательных причастий
а) –ом,-ем,-ющ;
б) –ущ,-ащ,-ящ;
в) –т,-нн,-енн;
Слайд №1
Спишите,обозначая суффиксы причастий.Укажите действительные и страдательные причастия.
Книга-великое чудо,созданное человеком. (М.Горький)
Хорошая книга- это сосуд заполненный мыслями,знаниями,чувствами. (Л.Кассиль)
Вновь прочитать уже читанную хорошую книгу- значит вновь увидеть старого хорошего друга. (Ф.Вольтер)
Слайд №2
Замените полные причастия краткими.Обозначьте грамматическую основу полученных предложений.
Созданное произведение- произведение создано
Сожённая рукопись,прочитанный роман,произнесённое словоо, изобретённый метод,нерешенная задача,невыполненные упражнения.
ІХ. Творческое задание
Давайте все вместе попробуем сочинить стихотворение по заданному началу
Шарик,который летит- летящий
Снежок, который хрустит- хрустящий
Ручей,который журчит-……..
Речь,которая звучит-…….
Х.Подведение итогов
Итак,что мы узнали о причастии?
Какие признаки имеет причастие?
Какие формы имеет причастие? При помощи каких суффиксов образуются причастия?
ХІ.Домашнее задание
1.Выучить правило.Привести примеры
2.Упр 4,5 (из учебника) стр97
ХІІ.Комментирование оценок
infourok.ru