cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Морфология и орфография 7 класс повторение в начале года презентация – Презентация по русскому языку 7 класс «Фонетика и орфография. повторение изученного»

Морфология и орфография в 7 классе

Урок по повторению в начале года в 7 классе.

«Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»

Цель урока: повторение морфологических признаков частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.

I. Организационный момент.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.

III. Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у

доски.

-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.

Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.

Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

IV. Повторение изученного ранее о частях речи.

-Что изучает такой раздел науки как морфология?

-Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи.

-Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола? -По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (по значению и грамматическим признакам)

-Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? ( Нет. Если это имя существительное, то –о – окончание, -стекл- — корень. Если стекло — глагол, то –о – окончание, указывает на средний род ед. ч; с- — приставка; -тек- — корень; — л- — суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени).

-Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например, не был – глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел – глагол, по- — приставка – у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения, не пишется ь), дочь (существительное 3-ого склонения), думаешь (окончание –ешь, I спряжение) и т.д.).

-Давайте сделаем вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.

Работа по морфологическому разбору слов.

-Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.

-Вся работа ведется у доски.

Работа над упражнением 30 по заданию учебника, один ученик выполняет работу у доски.

Физкультминутка.

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

Работа по орфографии. Занимательная игра. Карточки с упражнением раздаются каждому учащемуся.

Словотворчество. Известно, что в нашу речь время от времени входят новые слова – неологизмы. У Н.С. Лескова в рассказе «Левша» буквально бьёт словотворческий фонтан, и хотя неологизмы автора таковыми, в сущности, не стали, так как не вышли за пределы рассказа, но тем не менее они очень остроумны: почему бы, в самом деле, карете не называться «двухсестной» вместо «двухместной».

Давайте и мы займемся словотворчеством, не забывая при этом, что написание слов, даже созданных самой неуёмной фантазией, подчиняется общим законам языка.

Запишите правильно данные слова, по их лексическому значению находя проверочные слова.

несчас?_ник неудачник

ухлёс?_ник рьяный кавалер

неснос?_ник кавалер надоевший

извес?_ник популярный актёр

опас?_ник трудный маршрут

соглас?_ник не имеющий своего мнения

бестелес?_ник призрак

бессловес?_ник немой фильм

ненас?_ник дождливый сезон

вкус?_ник ресторан

окрес?_ник окружающий мир

кос?_ник скелет

неумес?_ник неделикатная острота

напрас?_ник неудавшийся приём

ус?_ник не письменный экзамен

злос?_ник сборище сплетниц

погас?_ник пепелище

воскрес?_ник выздоровевший

невес?_ник жених

совмес?_ник хороший супруг

затрес?_ник подзатыльник

сотряс?_ник сосед по купе

барбос?_ник конура

хрус?_ник перелом кости

укус?_ник укушенный собакой

нахвос?_ник репейник

закис?_ник зануда

закис?_ник запястье

замос?_ник посёлок на том берегу

смес?_ник миксер

Необходимое послесловие. Не смешивайте игру с реальной жизнью и не демонстрируйте широкой общественности свои достижения в области словотворчества, чтобы не возникла необходимость в «запроснике» относительно вашего психического «статусника».

V. Объяснительный диктант «Проверь себя».

З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.

На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.

VI. Итог урока.

-С какими орфограммами мы сегодня поработали?

-Какой вид разбора повторяли?

VII. Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цетов.

Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.

Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели и пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. Всем холодно да т_скливо осенью.

infourok.ru

МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. (7 класс)

ТЕМА: МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

(7 класс)

ЦЕЛЬ: Знать: части речи, их значения, морфологические признаки, синтаксические

функции;

Уметь: определять части речи, находить в тексте указанные части речи,

самостоятельно подбирать примеры, определять морфологические

признаки и синтаксическую роль;

Сопутствующее повторение: уметь находить и объяснять изученные орфограммы.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, перфокарты, листы самоконтроля, карточки с заданиями и

Ключи для самопроверки, схемы, магнитофонная запись песни и сказки.

ХОД УРОКА

1.ОРГМИНУТКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель. Мы продолжаем повторение – путешествие по ОБЪЕДИНЕННОМУ КОРОЛЕВСТВУ ГРАММАТИКИ. А вот в какую страну мы отправимся сегодня, и кто ее населяет, вы сами сейчас скажете, прослушав песенку на стихи О. Высотской «Веселая грамматика»

Существительное – школа.

Просыпаешься – глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье.

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья

Приниматься надо всем .

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и НИ у нас частицы,

Нам их надо повторять,

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях,

Здесь особенно уместны

Междометья ОХ и АХ.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

— Так что же мы сегодня будем повторять?

— А в каком разделе науки о языке изучаются части речи?

— Значит мы сегодня отправимся в страну МОРФОЛОГИЮ. Запишем число и тему урока. А сейчас внимательно послушайте сказку.

В морфологии живут слова разных «профессий», у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а работают в Синтаксисе.

Каждая из «профессий» (Ч.Р.) стоит на « трех китах» — трех грамматических признаках

Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение ( это то, что она обозначает: предмет, признак, действие, число…

Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками; некоторые из них часто служат нескольким частям речи: число, род, падеж; а некоторые – только одной части речи: спряжение, склонение…

Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: играть синтаксическую роль.

При этом части речи не равноправны: одни самостоятельные «владеют» большим количеством морфологических признаков, «играют» важную синтаксическую роль в предложении; другие служебные «обслуживают» самостоятельные, связывая их между собой, они связисты, в чем-то похожие на телефонистов: раз – и связаны слова в предложения, два – и появилось дополнительное значение к слову или даже предложению. С ними нельзя вступать в диалог, в то время как каждая самостоятельная часть речи постоянно отвечает на ряд вопросов – это просто ее обязанность, а вопросы – свои у каждой « профессии».

— Давайте определим для себя цель сегодняшнего урока. Что мы должны вспомнить (знать). В чем потренироваться и проверить свои знания (уметь)?

— Ну, что ж… вперед к намеченной цели! Я желаю вам успешно пройти все этапы урока – путешествия по областям государства Морфологии. А отметку о прохождении каждого этапа вы будете выставлять в листы самоконтроля. Подпишите их.

2. ПОВТОРЕНИЕ ОБЩИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ИЗВЕСТНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

А) Область, в которой мы сейчас находимся, обозначается ОЗ. Как вы думаете, что это обозначает? (общее значение)

А вот перед нами и части речи. Только что здесь такое произошло: они растеряли свои вопросы значения. Давайте приведем все в порядок. ( Таблица-путаница).

Порядок работы с таблицей — путаницей.

— Учащиеся находят часть речи, ее вопрос и общее значение. Учитель на схеме у доски проводит соединительные линии.

— в это время учащиеся заполняют таблицу № 1.

— Примеры можно брать из текста песни «Веселая грамматика», но желательно подбирать свои.

Б) А сейчас, пользуясь составленной таблицей, давайте ответим на вопросы первой группы параграфа.(84, стр.264)

В) Проверочная работа.

Учащиеся самостоятельно заполняют СХЕМУ, проверяют по листу самоконтроля, дополняют таблицу № 1, выставляют оценки (желательна взаимопроверка).

3. ПОВТОРЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ.

— А СЕЙЧАС МЫ В ОБЛАСТИ, УСЛОВНО ОБОЗНАЧЕННОЙ МП. Кто расшифрует?

— Наша задача: используя таблицу № 2 (раздается заранее), вспомнить, что мы знаем о морфологических признаках частей речи.

А) Беседа по вопросам второй группы вопросов параграфа.

Б) Тренировочное упражнение.

— Пользуясь таблицами, выполнить упр. 389.

Будьте внимательны! Выделенные слова только внешне похожи. Это разные части речи. Нужно списать, указывая ч.р. и морфологические признаки у изменяемых ч. р.

В) Игра «Четвертое лишнее» (потренируемся в умении определять ч.р.)

грустно, весело, радостный, печально;

— садясь, поднимая, опускать, приближаясь;

— увлеченный, завершенный, присыпанный, туманный;

— преследуя, задумываясь, приглядеться, услышав;

Г) ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Заполнение карточки: знак + ставится напротив той ч.р., к которой это слово относится.

(см. приложение). Взаимопроверка, выставление оценок в лист самоконтроля.

4 СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

— Мы немного сбились с курса и оказались в соседнем государстве СИНТАКСИСЕ. Но это даже хорошо. Мы сможем посмотреть, как «работают» части речи.

А) Беседа по вопросам третьей группы параграфа.

Б) Комментированный разбор предложений ( помогает схема разбора).

1) Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. 2) Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. 3) Птицы, собирающиеся в стаи, готовились к дальнему перелету.

В) Самостоятельный разбор предложений (используются перфокарты и ключ для проверки к ним: само — или взаимо-).

5 СВЯЗЬ МОРФОЛОГИИ С ОРФОГРАФИЕЙ.

А) Работа с текстом из книги М.В. Панова «И все-таки она хорошая!»

Есь такая скаска. Казел постлал казу заарехами. Пашла она в лес и нивернулась…нед казы сарехами, нетт казы скаленными..

Что вам показалось странным?

— Можно ли отказаться от правил правописания?

— К чему приводит несоблюдение правил?

— Что нужно знать, чтобы решить вопрос о слитном или раздельном написании слов?

— Значит, части речи необходимо знать и для того, чтобы грамотно писать.

Б) Осложненное списывание (объясняются все ошибкоопасные места).

1) (Не) удобриш_ рож_ — собереш_ хлеба на грш_. 2)(По) прежнему, (не)переставая. Идут (по)осеннему мелкие дожди.3) Вода теч_т (в)низ, а человек стреми… (в)верх. 4) (В)течени_ нескольких часов моя корзина была так (же0полна, как корзина отца. 5) Грузович_к остановился пнред (не) большой, увитой плющ_м дачей.6)(Не) отправленное письмо лежало на столе. 7)Он шел (на) встречу преградам.8) Мы выехали (на) встречу с природой.

В) Словарный диктант.

— Все слова, которые мы запоминаем, тоже относятся к разным частям речи. После написания диктанта необходимо указать части речи. (Проверка по ключу).

Гимнастическая секция, чемпион республики, в переработанной заметке, бежать навстречу солнцу, в течение суток, причаливший к берегу паром, движимый чувством сострадания, посещая галерею, поступил по- товарищески, неаккуратно одеваться, реальная ситуация, движущаяся колонна, выровненная дорожка, подаренное ожерелье, возражая неубедительно, дети рассеянны, семена рассеяны.

6 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

— Наше путешествие подошло к концу. И итогом его станут сказки о частях речи, которые вы напишете.

(Это задание можно дать на дом. А слабые учащиеся могут выполнить одно из упражнений учебника, предложенных учителем.)

Можно предложить сочинение-рассуждение на одну из тем: «Слово приозерные – имя прилагательное», «Слово любишь – глагол» и т. п. (При этом необходимо напомнить особенности строения сочинения этого типа).

7 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (При наличии времени лучшие творческие работы должны быть прочитаны и проанализированы).

8 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ дается индивидуально по итогам результатов урока.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Нач.ф.

Пост. Пр

Непост. Пр.

Местоимение

Им. П.

ед.ч.

Разряды по значению (личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, лицо (у личных местоимений)

Падеж, число (если есть), род

Имя прилагательное

Им.п.

ед.ч. м. р.

Разряд: качественное, относительное или притяжательное

Сравнительная или превосходная степень сравнения ( у кач.), полн. Или кратк. Ф.(у кач.), падеж, число, род ( в ед.ч.)

Имя существительное

Им.п . ед.ч.

Собств. Или нариц., одушевл. Или неодушевл., род,склонение.

Падеж, число.

Имя числительное

Им.п.

Прост.или составн., колич. Или порядк., целое, дробное или собирательное ( у количеств.)

Падеж, число (если есть), род.

Глагол

Неопр.ф.

Вид (сов. Или несов.), спряжение, переходность.

Наклонение (изъявит., условн., повелительн.), число, лицо или род

Причастие

Им.п. ед.ч. м.р.

Действ. Или страд., время, вид (сов. Или несов.)

Полная или краткая форма ( у страд), падеж (в полн. Форме), число, род.

Деепричастие

Неопр.ф.гл.

Неизменяемая форма, сов. Или несов. Вид, переходность.

Наречие

Группы по значению: места, времени, образа действия и степени, меры, причины, цели… степени сравнения (сравнительная и превосходная), неизменяемость.

Предлог

Непроизводный или производный, простой и составной, неизменяемость

Союз

Простой или составной, сочинительный или подчинительный, неизменяемость

Частица

Разряд по значению: отриц., формообразующ. Модальн., неизменяемость

Междометия

Неизменяемость, непроизводные и производные.

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ «ОПРЕДЕЛИ ЧАСТЬ РЕЧИ»

Часть речи

Слова

Сущ

Прил

Числ

Мест

Глагол

Прич

Деепр

Нар

Предл

Союз

Част

Межд

присутствующий

напевая

спускаться

почтальон

навстречу (другу)

по-весеннему

шедший

из-за (угла)

на встречу (с другом)

на улицах НИ души

третий (по списку)

не правда, А ложь

в течение (недели)

эх, ох, ах, ну, ух

в течении (реки)

Для проверки готовится ключ с правильным вариантом заполнения.

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ

для проверки знаний теоретического материала по теме «ЧАСТИ РЕЧИ»

Общее значение

Пример

Синтаксическая роль

местоимение

числительное

существительное

прилагательное

причастие

глагол

деепричастие

наречие

предлог

союз

частица

междометия

Для слабых учащихся готовятся таблицы с выборочно заполненными графами.

Для проверки – ключ, где все графы заполнены, кроме примеров.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Урок по повторению в начале года в 7 классе.

«Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»

Цель урока: повторение морфологических признаков частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.

I. Организационный момент.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.

III. Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у

доски.

-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.

Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.

Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

IV. Повторение изученного ранее о частях речи.

-Что изучает такой раздел науки как морфология?

-Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи.

-Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола? -По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (по значению и грамматическим признакам)

-Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? ( Нет. Если это имя существительное, то –о – окончание, -стекл- — корень. Если стекло — глагол, то –о – окончание, указывает на средний род ед. ч; с- — приставка; -тек- — корень; — л- — суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени).

-Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например, не был – глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел – глагол, по- — приставка – у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения, не пишется ь), дочь (существительное 3-ого склонения), думаешь (окончание –ешь, I спряжение) и т.д.).

-Давайте сделаем вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.

Работа по морфологическому разбору слов.

-Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.

-Вся работа ведется у доски.

Работа над упражнением 30 по заданию учебника, один ученик выполняет работу у доски.

Физкультминутка.

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

Работа по орфографии. Занимательная игра. Карточки с упражнением раздаются каждому учащемуся.

Словотворчество. Известно, что в нашу речь время от времени входят новые слова – неологизмы. У Н.С. Лескова в рассказе «Левша» буквально бьёт словотворческий фонтан, и хотя неологизмы автора таковыми, в сущности, не стали, так как не вышли за пределы рассказа, но тем не менее они очень остроумны: почему бы, в самом деле, карете не называться «двухсестной» вместо «двухместной».

Давайте и мы займемся словотворчеством, не забывая при этом, что написание слов, даже созданных самой неуёмной фантазией, подчиняется общим законам языка.

Запишите правильно данные слова, по их лексическому значению находя проверочные слова.

несчас?_ник неудачник

ухлёс?_ник рьяный кавалер

неснос?_ник кавалер надоевший

извес?_ник популярный актёр

опас?_ник трудный маршрут

соглас?_ник не имеющий своего мнения

бестелес?_ник призрак

бессловес?_ник немой фильм

ненас?_ник дождливый сезон

вкус?_ник ресторан

окрес?_ник окружающий мир

кос?_ник скелет

неумес?_ник неделикатная острота

напрас?_ник неудавшийся приём

ус?_ник не письменный экзамен

злос?_ник сборище сплетниц

погас?_ник пепелище

воскрес?_ник выздоровевший

невес?_ник жених

совмес?_ник хороший супруг

затрес?_ник подзатыльник

сотряс?_ник сосед по купе

барбос?_ник конура

хрус?_ник перелом кости

укус?_ник укушенный собакой

нахвос?_ник репейник

закис?_ник зануда

закис?_ник запястье

замос?_ник посёлок на том берегу

смес?_ник миксер

Необходимое послесловие. Не смешивайте игру с реальной жизнью и не демонстрируйте широкой общественности свои достижения в области словотворчества, чтобы не возникла необходимость в «запроснике» относительно вашего психического «статусника».

V. Объяснительный диктант «Проверь себя».

З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.

На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.

VI. Итог урока.

-С какими орфограммами мы сегодня поработали?

-Какой вид разбора повторяли?

VII. Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цетов.

Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.

Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели и пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. Всем холодно да т_скливо осенью.

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Презентация к интеллектуальной игре » Повторение изученного по русскому языку в 7 классе»

Слайд 1

Урок повторения изученного в 5- 7 классах «Умники и умницы» Учитель русского языка и литературы МКОУ Обская ООШ Соснина Надежда Васильевна

Слайд 2

Морфология 1 Фонетика 1 Орфография Культура речи Морфемика Синтаксис и пунктуация Лексика 1 2 3 4 5 2 3 2 3 4 5 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Слайд 3

Определи часть речи: Три Тройка Тройной Утроить Втройне Утроивший Утроив Три — числительное Тройка — существительное Тройной — прилагательное Утроить — глагол Втройне — наречие Утроивший — причастие Утроив — деепричастие

Слайд 4

Найди ошибку: соединительные союзы: и, да (и), или, либо, то-то, не то — не то; противительные: а, но, да(но),однако, зато; разделительные: не только – но и, как – так и. 1.Или, либо, то-то, не то — не то – это не соединительные, а разделительные союзы. 2.Не только – но и, как – так и – это соединительные союзы

Слайд 5

В каком предложении тоже является союзом ? 1.Доброта для души то(же), что здоровье для тела. (Л.Н. Толстой) 2.Секунду он молчал, мать то(же) смотрела на него молча. (М.Горький) 2.Секунду он молчал, мать тоже смотрела на него молча. (М.Горький)

Слайд 6

Что называется деепричастием? Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Слайд 7

Перечислите самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные: имя существительное имя прилагательное имя числительное глагол причастие деепричастие местоимение наречие категория состояния Служебные: предлог союз частица

Слайд 8

Какое слово состоит из 4 звуков? 1)маяк 2)её 3)пять 4)вьюга её

Слайд 9

В каком слове есть звук ф ? 1)Физиология 2)кровь 3)всадник 4)фехтование

Слайд 10

Перечислите гласные звуки. [ А, О, У, И, Ы, Э ]

Слайд 11

В каком слове нет звука т? 1)период 2)экспонаты 3)прелестный 4)подкопали

Слайд 12

В каком слове звуков больше, чем букв? 1)богатство 2)местность 3)попытались 4)древняя

Слайд 13

Слитно или раздельно? 1.Молчание то(же) ответ. 2.Что(бы) писать грамотно, надо много знать. 3.То(же) слово, да не так бы молвить. 1.Молчание тоже ответ. 2. Чтобы писать грамотно, надо много знать. 3. То же слово, да не так бы молвить.

Слайд 14

Какое причастие пишется с НЕ раздельно? (не)отправленное письмо (не)отправленное мною письмо не отправленное мною письмо

Слайд 15

Вставь пропущенные буквы: Пиш … щий человек, се… щий дождик, пен… щийся поток, бор… щиеся отряды, Шепч … щиеся соседки, стро … щийся дом, скач … щие кони. Пиш У щий человек, се Ю щий дождик, пен Я щийся поток, бор Ю щиеся отряды, шепч У щиеся соседки, стро Я щийся дом, скач У щие кони.

Слайд 16

Выбери правильное написание: 1.В течении( И , Е ) многих лет будущие космонавты готовятся к полётам. 2. В течении( И , Е ) реки много порогов . В течени Е многих лет будущие космонавты готовятся к полётам. В течени И реки много порогов.

Слайд 17

Найти ошибку. Вскачь, настежь, сплош , прочь, невмочь. сплош Ь

Слайд 18

Найди ошибку 1.Поезд ушёл согласно расписания. 2 . Володя решил заниматься конным спортом наперекор желания родителей. . Согласно расписани Ю Наперекор желани Ю

Слайд 19

Исправь ошибку: 1.Благодаря болезни я не был в театре. 2.Это было сделано вопреки приказа командира. Из – за болезни Вопреки приказу

Слайд 20

Поставьте ударение в словах: ржавея, черпая, балуясь Ржавея, черпая, балуясь ` ` `

Слайд 21

С существительными какого падежа употребляется предлог благодаря? С дательным

Слайд 22

Как правильно: по окончании(И,Ю), по прибыти (И,Ю) по окончанииИ по прибытиИ

Слайд 23

Разберите по составу слова: УЛЫБАЮЩИЙСЯ, ИЗДАЛЕКА, ВЫИГРАВ.

Слайд 24

Найди ошибку в разборе слова РАСПОЛОЖИТЬСЯ: Окончание — ИТЬ Приставка РАС- Корень ПОЛОЖ- Суффикс — СЯ Окончание — ТЬ Приставки РАС-, ПО- Корень ЛОЖ- Суффиксы – И, — СЯ

Слайд 25

Что такое приставка? Приставка –это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Слайд 26

Образуйте наречие от существительного тайна .

Слайд 27

Отгадайте слово: Возьмите приставку из слова ПОДАРОК, Корень от слова ПОБЕЛЕЛ, первый суффикс из слова УВИДЕТЬ, второй суффикс из слова ИГРАВШИЙ. Окончание из слова ВЕСЕННИЙ. побелевший

Слайд 28

Что такое деепричастный оборот? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

Слайд 29

Когда выделяется запятыми причастный оборот? Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

Слайд 30

Составить схему предложения. Мы хотим, чтобы дети не знали войны. [ ],( чтобы)

Слайд 31

Расставить пропущенные запятые. Злое море желающее показать свою сокрушительную силу поднимает изумрудные громады волн всё выше. Злое море , желающее показать свою сокрушительную силу , поднимает изумрудные громады волн всё выше.

Слайд 32

Найдите ошибку в постановке знаков препинания: Хорошая книга – это дверь раскрывающаяся перед тобой, и, впускающая тебя в какой-то новый уголок жизни.(Л.Кассиль) Хорошая книга – это дверь , раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый уголок жизни.(Л.Кассиль)

Слайд 33

Анаграмма Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы — вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайку, и в цветник . КАРП — ПАРК

Слайд 34

Ответь на вопрос: Что такое синонимы? Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения или употреблением в речи.

Слайд 35

О каком языком явлении идёт речь? Много разных есть ключей: Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной.. Омонимы

Слайд 36

Найти антонимы. Слово — великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. (Л. Толстой) Соединить – разъединить Любовь — ненависть

Слайд 37

Отгадать слово Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь ________________ тишина

Слайд 38

И сточники : М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская , Л.А. Тростенцова и другие Русский язык 7 класс А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 7 класс И.М. Подгаецкая Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка Л.И. Пучкова Русский язык ЕГЭ Типовые тестовые задания http://istorik.ucoz.com/load/v_pomoshh_uchitelju/20-7-2

nsportal.ru

Морфология и орфография в 7 классе

Урок по повторению в начале года в 7 классе.

«Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»

Цель урока: повторение морфологических признаков частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.

I. Организационный момент.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.

III. Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у

доски.

-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.

Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.

Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

IV. Повторение изученного ранее о частях речи.

-Что изучает такой раздел науки как морфология?

-Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи.

-Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола? -По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (по значению и грамматическим признакам)

-Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? ( Нет. Если это имя существительное, то –о – окончание, -стекл- — корень. Если стекло — глагол, то –о – окончание, указывает на средний род ед. ч; с- — приставка; -тек- — корень; — л- — суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени).

-Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например, не был – глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел – глагол, по- — приставка – у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения, не пишется ь), дочь (существительное 3-ого склонения), думаешь (окончание –ешь, I спряжение) и т.д.).

-Давайте сделаем вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.

Работа по морфологическому разбору слов.

-Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.

-Вся работа ведется у доски.

Работа над упражнением 30 по заданию учебника, один ученик выполняет работу у доски.

Физкультминутка.

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

Работа по орфографии. Занимательная игра. Карточки с упражнением раздаются каждому учащемуся.

Словотворчество. Известно, что в нашу речь время от времени входят новые слова – неологизмы. У Н.С. Лескова в рассказе «Левша» буквально бьёт словотворческий фонтан, и хотя неологизмы автора таковыми, в сущности, не стали, так как не вышли за пределы рассказа, но тем не менее они очень остроумны: почему бы, в самом деле, карете не называться «двухсестной» вместо «двухместной».

Давайте и мы займемся словотворчеством, не забывая при этом, что написание слов, даже созданных самой неуёмной фантазией, подчиняется общим законам языка.

Запишите правильно данные слова, по их лексическому значению находя проверочные слова.

несчас?_ник неудачник

ухлёс?_ник рьяный кавалер

неснос?_ник кавалер надоевший

извес?_ник популярный актёр

опас?_ник трудный маршрут

соглас?_ник не имеющий своего мнения

бестелес?_ник призрак

бессловес?_ник немой фильм

ненас?_ник дождливый сезон

вкус?_ник ресторан

окрес?_ник окружающий мир

кос?_ник скелет

неумес?_ник неделикатная острота

напрас?_ник неудавшийся приём

ус?_ник не письменный экзамен

злос?_ник сборище сплетниц

погас?_ник пепелище

воскрес?_ник выздоровевший

невес?_ник жених

совмес?_ник хороший супруг

затрес?_ник подзатыльник

сотряс?_ник сосед по купе

барбос?_ник конура

хрус?_ник перелом кости

укус?_ник укушенный собакой

нахвос?_ник репейник

закис?_ник зануда

закис?_ник запястье

замос?_ник посёлок на том берегу

смес?_ник миксер

Необходимое послесловие. Не смешивайте игру с реальной жизнью и не демонстрируйте широкой общественности свои достижения в области словотворчества, чтобы не возникла необходимость в «запроснике» относительно вашего психического «статусника».

V. Объяснительный диктант «Проверь себя».

З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.

На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.

VI. Итог урока.

-С какими орфограммами мы сегодня поработали?

-Какой вид разбора повторяли?

VII. Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цетов.

Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.

Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели и пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. Всем холодно да т_скливо осенью.

infourok.ru

Презентация — Морфология и орфография

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Морфология и орфография

Слайд 2

Есть волшебная страна, Что распахнута пред нами, Та, которая словами Как людьми населена. Правит ими государь По прозванию словарь.

Слайд 3

Морфология

Слайд 4

Слайд 5

Самостоятельные
служебные

Слайд 6

Имя существительное
глагол
наречие
Имя прилагательное
местоимение
Имя числительное
Самостоятельные части речи

Слайд 7

Служебные части речи
Союз
Предлог
Частица
Междометие

Слайд 8

Части речи
Каждая часть речи:
Отвечает на вопрос, Лексическое значение, Грамматические признаки, Синтаксическая роль.

Слайд 9

Самостоятельные части речи Служебные части речи
1. Можно задать вопрос.   1. Нельзя задать вопрос.  
2. Являются членами предложения.   2. Не являются членом предложения.  
3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения.

Слайд 10

Опишите уголок природы

Слайд 11

Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу: Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня,  вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!  
Самостоятельные части речи Особая часть речи Междометие   Служебные части речи

Слайд 12

Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.
Имя существительное
Загадки

Слайд 13

Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про …
Глагол

Слайд 14

Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется Никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже.
Имя прилагательное

Слайд 15

Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается?
Имя числительное.

Слайд 16

Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Как его имя, скорее ответьте!
Наречие. 
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это ? 
Предлог
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз.
Союз

Слайд 17

lusana.ru

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.»

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен…

Презентация к уроку русского языка в 7 классе(для учащихся VIII вида) по теме «Имя прилагательное»

Данная презентация содержит основной материал по данной теме (в кратком изложении) и несколько практических заданий….

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»…

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему «Ь на конце наречий»

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему «Ь на конце наречий»…

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Повторение правописания наречий на -о и -е».

Презентация к уроку позволяет закрепить орфографический материал по написанию наречий на -о и -е….

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему :» Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е»

Цель урока:1. Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О, Е.2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргумен…

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Итоговое повторение. Разделы языкознания»

Презентация состоит из 14 слайдов. Каждый слайд содержит практический материал на  повторение знаний в конце года. Слайд № 5 — задания из раздела «Фонетика»: найти слова, в которых звук…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *