Первый русский ученый м в ломоносов – Ломоносов – первый русский академик 1742 — История России
Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича История России.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист, родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье свободного зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых.
Начало начал: детство и юность
Отец М. В. Ломоносова хотел видеть в сыне надежного помощника и единомышленника и с малых лет привлекал мальчика к участию в морском промысле. С десяти лет он вместе с отцом ходил на промысел трески и палтуса к берегам Мурмана, Соловецким островам, Шпицбергену и Новой Земле. Скромная и суровая природа русского севера пробуждала в пытливой голове мальчика сотни вопросов, на которые он пока не находил ответа.
Первыми его учителями стали дьячок Дмитровской церкви Сабельников и крестьянин И. Шубной. Всё свое свободное время юноша проводил с книгами, полученными в дар от сыновей соседа Х. Дудина. Всего несколько книг, «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, очаровали мальчика и открыли ему мир науки. Тяга к знаниям юного помора часто сталкивалась с непониманием со стороны отца и враждебным отношением мачехи И. С. Корельской. Тем не менее к четырнадцати годам Михаил полностью овладел грамотой и мог свободно разъяснять старшим непонятные для них тексты.
Впечатленный успехами своего ученика дьячок Сабельников не раз говорил Михаилу, что продолжить обучение он может только в больших городах: Москве, Киеве и Санкт-Петербурге. Уставший от бесконечных конфликтов с отцом, нападок мачехи и чтобы избежать нежеланной свадьбы, М. В. Ломоносов 15 декабря 1730 г. тайком уходит с рыбным обозом в Москву.
Азы учёности: странствие по России
Тяжелое путешествие в Москву продолжалось три недели. Выдав себя за «сына холмогорского дворянина», М. В. Ломоносов поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию (Спасские школы). В её стенах он изучал древние языки и гуманитарные науки. Быстро оказавшись в числе самых прилежных студентов, молодой помор за один год освоил два курса обучения.
В 1734 г. желание совершенствовать своё знание древнегреческого языка, философии, физики и математике подвигло обратиться прилежного студента с просьбой к архимандриту Стефану о переводе в Киево-Могилянскую академию на один год. Получив согласие руководства и финансовую помощь, М. В. Ломоносов отправляется в Киев. Однако здесь его ожидания оправдались только частично. Его мало привлекали богословские вопросы, которым отводилась львиная доля в программе обучения, зато он получил возможность самостоятельно работать с литературой в обширной библиотеке академии. Несколько разочарованный, он вернулся в Москву раньше срока.
Вполне вероятно, что в итоге М. В. Ломоносова ждала карьера священнослужителя, если бы не счастливое для него стечение обстоятельств. В 1735 г. президент Академии наук барон И. А. Корф, обеспокоенный сокращением числа студентов, обратился в Сенат с просьбой прислать для обучения в университет при академии самых одарённых учеников из других учебных заведений страны. Получил такое письмо и архимандрит Стефан. В числе отобранных им двенадцати учеников оказался и М. В. Ломоносов.
В начале 1736 г. он уже был зачислен студентом Санкт-Петербургского академического университета. В петербургской академии он изучал немецкий язык у Х. Германа, физику и математику у профессора Крафта. К первому петербургскому периоду относятся и начальные опыты в стихосложении. Особую склонность молодой помор проявил к изучению химии и минералогии.
Германские университеты
Весной 1736 г. Академия наук направила своих лучших учеников в Марбург к знаменитому учёному-энциклопедисту Х. Вульфу для дальнейшего изучения естественных наук, горного дела и металлургии. Годы учёбы в Марбурге Михаил Васильевич впоследствии всегда вспоминал с теплотой и постоянно добрым словом отзывался о своём учителе, Х Вульфе. Здесь же он познакомился со своей будущей женой, Елизаветой Цильх, дочерью домохозяйки. В 1740 г. в этом городе он обвенчался с ней по лютеранскому обряду.
Изучение естественных наук М. В. Ломоносов вполне успешно сочетал с литературными занятиями. К этому периоду относится его первое крупное произведение, «Оду на взятие Хотина», посвящённое победе русской армии в войне с Турцией в 1739 г.
В 1739 г. время пребывания в Марбурге подошло к концу. Вместе с ним завершился и период относительно независимой и свободной жизни в Германии. Продолжить учёбу предстояло во Фрайбурге, у педантичного и сурового Й. Ф. Генкеля. Обучение строилось в основном на практических занятиях по горному делу и металлургии. Рутинные и малосодержательные занятия раздражали М. В. Ломоносова, что выливалось в бесконечные конфликты с преподавателем. Весной 1740 г. он решает прервать обучение и вернуться в Россию.
Снова в Санкт-Петербурге: в стенах Академии
По возвращению в столицу М. В. Ломоносов первоначально занимался систематизацией коллекции минералов и окаменелостей Кунсткамеры под руководством профессора естественной истории И. Аммана. В 1742 г. молодой учёный получил должность адъюнкта Физического класса, что позволило ему перейти к самостоятельным научным исследованиям. Несмотря на свои разносторонние интересы М. В. Ломоносов, всегда считал для себя приоритетным направлением изучение химических процессов. Вскоре он представил проект о создании химической лаборатории при Академии, но осуществить его удалось только через шесть лет.
В начале научной деятельности в российской Академии наук М. В. Ломоносову не раз пришлось противостоять посредственным учёным, сплотившимся вокруг библиотекаря И. Д. Шумахера. В 1743 г. из-за интриг недоброжелателей он даже был заключен на 8 месяцев в тюрьму за дерзкое поведение».
В 1745 г. особым указом по материалам диссертации «О металлическом блеске» учёному было присвоено звание профессора химии. Вместе с ним он получил и дворянский статус.
К 1752 г. финансовое положение настолько улучшилось, что Михаил Васильевич смог позволить себе приобрести собственное жильё и построить химическую лабораторию (1757), а также небольшую астрономическую обсерваторию. Наблюдение за «небесными телами» позволило ему сделать ещё одного громкое открытие. В 1761 г. он опубликовал труд «Явление Венеры на Солнце», в котором высказал предположение о существовании у Венеры собственной атмосферы.
В подаренной императрицей Елизаветой в 1753 г. деревне Усть-Рудица М. В. Ломоносов создал фабрику цветного художественного стекла, проявив себя незаурядным предпринимателем. Начав производство с простейших бисера, смальты и стекляруса через несколько лет его фабрика выпускала подвески, броши, столовые сервизы, письменные и туалетные приборы. Однако главной его целью было изучение свойств стекла, света и цвета, а также создание разнообразных красителей.
«Побочным» результатом экспериментов М. В. Ломоносова с цветом и стеклом стало возрождение монументального мозаичного искусства. Он не ограничился созданием материала для художников, а опробовал его в собственном творчестве. Совершенно не умея рисовать, учёный использовал картоны специально приглашенного художника Л. З. Кристинека, а также других живописцев и на их основе создал свои мозаичные картины. Среди наиболее интересных мозаичных работ учёного «Полтавская баталия» (Академия наук, 1762–1764) и «Портрет Петра I» (Эрмитаж, 1754).
В 1758–1764 гг. М. В. Ломоносов возглавлял Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическую гимназию при Академии наук. В эти годы одним из основных направлений его научной деятельности было составление «Атласа Российского» и демографические проблемы страны. В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761) учёный предлагал пути повышения рождаемости и привлечения иностранных граждан в русское подданство.
Многолетняя научная деятельность М. В. Ломоносова получила в 60-х годах XVIII в. признание коллег. В 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук, а в 1764 г. получил такой же статус Болонской академии наук.
Несмотря на выдающийся вклад в российскую науку и культуру, и международное признание, положение Михаила Васильевича в Академии наук оставалось очень сложным. Его инициативность по многим вопросам часто сталкивалась с непониманием или враждебным отношением коллег и вельмож. В 1762 г. из-за обострившейся болезни и противоречий в Академии он подаёт прошение об отставке, которая сначала была принята, но вскоре это решение было отменено. М. В. Ломоносов до последних дней принимал деятельное участие в научной и общественной жизни страны.
Выдающийся русский ученый-энциклопедист с мировым именем скончался в своем доме в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких 4 апреля 1765 г. Похоронен М. В. Ломоносов в Александро-Невской лавре.
Педагогическая и общественная деятельность
Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке.
При поддержке графа И. И. Шувалова, М. В. Ломоносов предложил создать в России классический университет. Он тщательно разработал структуру нового учебного заведения, доступного для всех сословий. В проекте было предусмотрена организация трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Он считал крайне важным сделать образование свободным от влияния церковных властей. Первый российский университет был открыт 5 мая 1755 г. в Москве.
Другим заветным его желанием было создание независимого университета в Санкт-Петербурге. Им был разработан полный перечень документов для его организации, пересмотрена и расширена образовательная программа, но все предпринятые усилия оказались недостаточными. В столице университет открылся только спустя 54 г. после смерти ученого.
Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки
К выдающимся достижениям научной мысли М. В. Ломоносова относится его молекулярно-кинетическая теория тепла. В свое работе «Элементы математической химии» (1741) он обосновывал взаимосвязь температуры материи с внутренним «коловратным» движением мельчайших частиц материи – элементов (атомов), образующих корпускулы (молекулы). В этой и более поздней работе 1748 г. он предвосхитил многие научные гипотезы, касающиеся атомистики и теории развития материи.
Учёный заложил основы физической химии, сделав попытку объяснения химических явлений на основе законов физики в работах «Начала физической химии» и «Введение в истинную физическую химию» (1752).
В 1752–1753 гг. М. В. Ломоносов детально занимается проблемой атмосферного электричества. В работах, посвящённых этому явлению, он заложил основы теории электричества, соответствующей и современным взглядам. Результат своих исследований он изложил в докладе «Слово о явлениях воздушных, от электрических сил происходящих» (1753).
Началом отечественной геологии принято называть труд «О слоях земных». В нём научному миру была предложена гипотеза о существовании зон с различной скоростью вертикального перемещения земных слоёв в зависимости от силы «внутреннего огня» и их значении при формировании гор.
М. В. Ломоносов был талантливым изобретателем, стремящимся использовать теоретические знания в практических целях. Хорошо знакомый с законами оптики он предложил ряд совершенно новых оптических приборов: ночезрительную трубу и батоскоп, «которым можно видеть дно в реках и морях». Значительный интерес представляет созданная учёным конструкция горизонтоскопа — своеобразного перископа для горизонтального наблюдения за местностью. Усовершенствовал он и телескопы И. Ньютона и Д. Грегори.
В 1754 г. он предложил использовать в метеорологических исследованиях сконструированный им летательный аппарат вертикального взлёта – аэродромическую машину. Летать на ней не предполагалось, только поднимать метеоприборы для отслеживания состояния воздуха на заданной высоте.
Научная деятельность М. В. Ломоносова в Академии не ограничивалась только занятиями естественными науками. В меньшей степени, но и состояние гуманитарных наук не оставляло энциклопедически образованного ученого равнодушным. В 1748 г. он вступил в полемику с историком Г. Ф. Миллером, сторонником норманнской теории в русской истории. Ломоносов придерживался сарматской теории образования русского государства и считал глубоко ошибочным мнение о решающей роли скандинавов в процессе становления Руси.
Своими работами «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) великий учёный заложил основы научно обоснованного обучения красноречию. В структуре науки владения словом он выделил три основных раздела: об изобретении, украшении и расположении текста.
Новый, современный ему взгляд на нормы и основы русского языка ученый изложил в своих работах по грамматике. Свой вклад он внёс и в развитие стилистики родного языка, разработав теорию «трёх штилей». Из научных трудов М. В. Ломоносова в повседневную современную русскую речь прочно вошли такие слова, как горизонт, эфир, оптика, полюс, атмосфера и многие другие.
Вместе с литератором В. К. Тредиаковским талантливый учёный осуществил силлабо-тоническую реформу стихосложения. Результатом его литературного творчества стало создание классического четырёхстопного ямба. М. В. Ломоносов внёс вклад в развитие русской сатиры, написав «Гимн бороде», его перу принадлежит множество произведений в жанре торжественной и философской оды.
Не обошел своим вниманием М. В. Ломоносов и проблемы педагогической теории и практики. Всю свою жизнь он оставался ярым сторонником бессословного общедоступного образования и соблюдения принципов природосообразности в воспитании детей.
Значение научных изысканий, предпринятых великим русским учёным-энциклопедистом, для развития отечественной науки и культуры переоценить совершенно невозможно. Кажется, что вся жизнь М. В. Ломоносова была посвящена одной-единственной утопической задаче: объять необъятное. И, тем не менее, это ему удалось.
Просмотров: 96844
statehistory.ru в ЖЖ:
statehistory.ru
Родился первый российский академик Михаил Васильевич Ломоносов
«Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям».
А. С. Пушкин, «Отрок» (1830)
8 (19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка Куростровской волости близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора родился Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся отечественный государственный деятель, организатор науки и народного образования в России, учёный-энциклопедист и поэт, заложивший основы русского литературного языка.
В декабре 1730 г. Ломоносов, стремясь получить образование, покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, он в январе 1731 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, по окончании которой в числе наиболее отличившихся учеников был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а спустя год — командирован в Германию для обучения химии и металлургии.
В Германии Ломоносов сначала учился в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге — у химика и металлурга И. Генкеля. За границей Ломоносов пробыл до 1741 г. и вскоре по возвращении в Россию в январе 1742 г. был назначен адъюнктом Академии Наук по физическому классу. Уже в августе 1745 г. он стал первым русским учёным, избранным на должность профессора (академика) химии.
Деятельность Ломоносова в Академии Наук была весьма разносторонней. В 1746 г. он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 г. по его настоянию была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Он исследовал атмосферное электричество, самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов, в мае 1761 г. во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у неё атмосферы, в ходе проведения анализов горных пород доказал органическое происхождение нефти, торфа и каменного угля.
Учёный в течение многих лет разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах близ Петербурга, и предназначавшейся для создания мозаик. Сам Ломоносов создал ряд мозаичных портретов, а также знаменитую монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762-64). Мозаичные работы российского учёного были высоко оценены российской Академией Художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Наряду с научными изысканиями Ломоносов занимался также литературным творчеством, опубликовав ряд од и трагедий, и став одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная академиком теория «трёх штилей» сыграла значимую роль в становлении русского литературного языка.
В 1751 г. исследователь предпринял детальное изучение ряда источников по русской истории. Он начал работу по подлинным документам над «Древней Российской историей от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года», опубликованную в 1766 г. Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его работа увенчалась успехом: в 1755 г. по его проекту совместно с графом И. И. Шуваловым был организован Московский университет, носящий ныне имя первого российского академика.
В 1757 г. Ломоносов был назначен советником академической Конференции, представив план реорганизации управления Академии и проект её устава. С 1760 г. учёный начал курировать Академический университет и Академическую гимназию.
На протяжении всей жизни Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. В последние годы жизни научные работы академика были оценены и за пределами России — Ломоносов был избран почётным членом Шведской (1760), а затем Болонской Академии Наук (1764).
Весной 1765 г. Михаил Васильевич Ломоносов простудился и 4 (15) апреля скончался. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Лит.: Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени 1750-1765. М.; Л., 1936; Будилович А. С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб., 1869; Гордеев Д. И. Ломоносов — основоположник геологической науки. М., 1961; Дик Н. Е. Деятельность и труды М. В. Ломоносова в области географии. М., 1961; Западов А. В. Отец русской поэзии. О творчестве Ломоносова. М., 1961; Куликовский П. Г. М. В. Ломоносов — астроном и астрофизик М., 1961; Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. [К 250-летию со дня рождения]. М.; Л., 1961; Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. 1-9. М.; Л., 1940-1991; М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.; Л., 1962; Павлова Г. Е., Фёдоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1986; Полное собрание сочинений. Т. 1-10, М.; Л., 1950-1959; Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание. М.; Л., 1937; Электронное научное издание «Ломоносов» // Фундаментальная электронная библиотека ФЭБ «Русская литература и фольклор». 2002. URL: http://feb-web.ru/feb/lomonos/default.asp.
См. также в Президентской библиотеке:
История Императорской академии наук в Петербурге / [cоч.] Петра Пекарского. СПб., Т. 1. 1870;
История Императорской академии наук в Петербурге / [cоч.] Петра Пекарского. СПб., Т. 2. 1873;
М. В. Ломоносов (1711–1765) // коллекция;
Шевырёв С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1775—1785. М., 1855.
www.prlib.ru
Михаил Васильевич Ломоносов. Как он стал первым русским академиком? | Биографии
Михаил Ломоносов (1711−1765) родился на севере в деревне Денисовке (около Холмогор), в семье зажиточного рыбака. Полная опасностей жизнь рыболова приучила даровитого мальчика внимательно наблюдать явления природы. В длинные северные зимы он усердно изучал азбуку, грамматику и арифметику. Чтение вызывало в нем еще большее желание учиться.
В школу в Холмогорах его, как сына крестьянина, не принимали. Тогда Михаил Ломоносов отправился с рыбацким обозом в Москву. Он скрыл своё крестьянское происхождение и благодаря этому был принят в число учеников Славяно-греко-латинской академии. Ломоносов жил впроголодь пять лет, на три копейки в день. Дворянские дети, ученики академии, осыпали его насмешками, но он, несмотря на все, прекрасно учился.
Потом Ломоносову представился случай перейти в Академию наук, там он обратил на себя внимание профессоров своими способностями и усидчивостью. Молодой человек был послан за границу для продолжения образования. За границей он изучил труды лучших европейских учёных по химии, металлургии, горному делу и математике. После возвращения в Россию в 1745 г. Михаил Ломоносов стал первым русским учёным, получившим звание академика.
Все это происходило на фоне того, что задуманная Петром Первым Академия наук (которая была открыта в 1725 году) испытывала недостаток русских учёных. Это заставило Петра приглашать в Россию иностранцев. Среди приехавших было несколько выдающихся учёных, таких как математики Бернулли и Леонард Эйлер. Но наряду с ними в Россию приехало большое количество авантюристов, прикрывавшихся званием учёных. «Влиятельные сановники назначали членами академии иностранцев, умевших только писать стихи для придворных праздников».
Ломоносов сделал множество важных открытий в различных областях науки. В области физики ему принадлежит теория строения материи, позволявшая правильно объяснить многие физические явления. Он первый разработал механическую теорию теплоты, тогда как в 18-м веке теплоту объясняли присутствием особой «огневой материи»(теплорода).
Ломоносов первый разработал понятие о химическом элементе и научно обосновал закон сохранения веса вещества при химических превращениях. Через 40 лет этот закон был вторично найден французским химиком Лавуазье и под его именем вошёл в науку.
В геологии Ломоносов изучал происхождение горных пород и руд, что имело большое практическое значение для геологических разведок. Ломоносов первым доказал растительное происхождение каменного угля. Своими работами он заложил основы физики, химии, астрономии, геологии и географии. Ломоносов первый в Европе (!) прочитал курс физической химии. Он также разработал способ получения цветного стекла, для чего произвел более 3000 опытов и получил возможность создать несколько мозаичных картин, в том числе огромную картину Полтавской битвы.
Таким образом, энциклопедически образованный учёный-новатор Михаил Ломоносов занимает одно из первых мест среди мировых учёных не только своего времени, но и в последующие времена. Его могучая мысль обогатила и двинула вперёд европейскую науку 18-го века.
shkolazhizni.ru
М. В. Ломоносов – первый русский ученый
М.В.Ломоносов – первый русский ученый
300-летию со дня рождения посвящается
Учитель химии МБОУ
СОШ №9 г.Липецка
Им. М.В.Водопьянова
Голосова О.А.
Цель:
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью
М.В. Ломоносова, убедить в гениальности нашего соотечественника, продемонстрировать обучающимся,
как трудолюбие , воля и целеустремленность
помогают человеку добиться жизненного успеха
Материалы для беседы
Первым русским ученым, прославившим свою Родину величайшими открытиями в области многих наук и открывшим основные законы природы, был великий гражданин нашей страны Михаил Васильевич Ломоносов.
Он был и остается гордостью русской науки. Он воплотил в себе русский размах, широту мысли, преданность Родине, любовь к простому человеку, ненависть к попирателям русского достоинства.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в бывшей Архангельской губернии, недалеко от г. Холмогор. Вместе с отцом он занимался в детстве рыбной ловлей на небольшом судне, которое называлось «Чайка». На нем отец отважился ходить на рыбные промыслы в Белое море и Северный Ледовитый океан.
Михаил с детства привык к тяжелому крестьянскому труду и к опасным условиям морских походов тех времен. Любознательность его не знала границ. Верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли, солеварни Северного моря – все возбуждало у него глубокий интерес к нарождающейся в послепетровскую эпоху промышленности, торговле и технике.
У своего односельчанина Ивана Шубного М. В. Ломоносов научился грамоте. «Вратами своей учености» он называл грамматику Смотрицкого и арифметику Магницкого, в которой, кроме простых математических расчетов, были некоторые сведения по астрономии, географии, физике.
Зимой 1730 г. будущий ученый отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию – высшее учебное заведение того времени.
Вскоре он перешел в Киевскую духовную академию, но и здесь естественным наукам, которые интересовали любознательного ученика, уделяли мало внимания. Михаил Васильевич Ломоносов возвратился в Москву.
По окончании академии он был направлен в Петербург для обучения в Академическом университете. В это время создавалась научная экспедиция для изыскательских работ в Сибири. Требовались специалисты, знакомые с основами металлургии и горного дела. Для обучения этим наукам и откомандировали М. В. Ломоносова как одного из наиболее способных студентов за границу.
На учебу направили также студентов Д. Виноградова и П. Райзера. Три года учебы в г. Марбурге у известного естествоиспытателя и философа Христиана Вольфа значительно расширили круг знаний Ломоносова. Его критический ум помогал ему отбирать истинно научное и достойное, отбрасывая ложное и вредное.
Здесь, в Марбурге, М. В. Ломоносов познакомился со своей будущей женой Елизаветой Цильх, дочерью пивовара. Долгие зимние вечера он проводил в семье невесты, работая над трудами из области химии, физики, астрономии, гидростатики и гидравлики.
После Марбурга М. В. Ломоносов вместе со своими товарищами переехал в г. Фрейберг, где они работали в лаборатории Генкеля. Методы, научные взгляды и философия Генкеля резко расходились со взглядами М. В. Ломоносова, поэтому он вскоре покинул Фрейбург и в 1741 г. вернулся в Петербург.
Уже в январе 1742 г. русский ученый был назначен адъютантом академии, а в 1745г. – профессором химии. Назначение М. В. Ломоносова профессором улучшило его материальное положение. Он широко развернул научную и исследовательскую работу, перевел на русский язык курс физики своего учителя Вольфа.
При переводе этой работы ему пришлось самому придумывать технические термины и вводить в русский язык. Таким образом, он является основоположником русской научной терминологии.
В этот период в русской Академии наук господствовали немцы. Они не допускали русских к работе в Академии наук и делали все, чтобы руководящие посты занимали иностранцы. Михаил Васильевич, как истинный русский патриот, выступил против засилья немцев в Академии. За столкновение с заносчивыми иностранцами-академиками он был подвергнут домашнему аресту на несколько месяцев. Но он продолжает заниматься науками и даже уделять часть времени своему излюбленному занятию – созданию поэтических сочинений. Он пишет одно из лучших своих стихотворений «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», начинающееся вдохновенными строками:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Замечательно также стихотворение «Утреннее размышление о божием величестве». С прозорливостью гения ученый так описывает солнечную деятельность:
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горячий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов ;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сейчас, во времена космонавтики, рассматривая Солнце с помощью современных оптических и астрономических приборов, можно только удивляться, насколько похоже то, что мы наблюдаем, на описание, данное М. В. Ломоносовым.
Шли годы. Но и в правительстве и в Академии наук делами занимались мало. Императрица Елизавета все управление государством передоверила сенату и двум-трем приближенным лицам. Президент Академии наук, гетман Украины Кирилл Григорьевич Разумовский, не собирался обременять себя академическими делами. Он назначил своего секретаря адъюнкта В. В. Теплова, популярного в те времена сочинителя романсов, автора сборника «Между делом и бездельем», асессором Академической канцелярии. В. В. Теплов вместе с И.Д. Шумахером должны были управлять Академией наук, но практически руководил работой немец Шумахер, препятствовавший проникновению русских людей в Академию. Михаил Васильевич Ломоносов в полную меру испытал на себе неприязнь И. Д. Шумахера.
В этот период жизни М. В. Ломоносова большим успехом пользовались его поэтические произведения. Императрица Елизавета и ее приближенные не понимали значения научных работ великого ученого, однако им нравились его звучные оды. Особенную известность получило его произведение «Ода на день восшествие на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Много поколений восхищались вдохновенными строками этой оды.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Успех при дворе способствовал осуществлению заветной мечты М. В. Ломоносова о построении первой в России научной химической лаборатории. Дело в том, что на протяжении ряда лет немецкое руководство Академии наук в лице Шумахера всячески противилось созданию лаборатории, ссылаясь на недостаток средств для этой цели. В действительность же Шумахер и его единомышленники не хотели допустить в науку людей «подлого сословия», таких, как М. В. Ломоносов, и других русских ученых.
С чувством большой радости проснулся Михаил Васильевич рано утром 3 августа 1748 г. В этот день должно было произойти событие, которого он ждал вот уже шесть лет, — закладка фундамента будущей научной химической лаборатории.
Благодаря бурной активности и энергии ученого через три месяца лаборатория была готова. Это было одноэтажное кирпичное здание, построенное на сваях и состоявшее из сводчатого зала и прилегающих к нему двух комнат, как их тогда называли, «камор». В них проходили теоретическое занятия со студентами. М. В. Ломоносов оборудовал химическую лабораторию необходимыми реактивами, посудой и приборами, среди которых было много и физических. Особенно большое внимание он уделял весам. Так возникла первая в России научная химическая лаборатория, созданная трудами и настойчивостью гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаил Васильевич был разносторонне образованным человеком своего времени. Многие научные положения, высказанные им более 200 лет тому назад, остались основой наук до нашего времени. О своем участии в науках он писал, что стихотворство – его утеха, физика – его упражнения, но изыскание причин цветов приятнее всех физических исследований, особенно потому, что оно больше всего зависит от химии, его главного дела.
Таким образом, химию он назвал своей основной специальностью. И действительно, еще в 1741 г. в замечательном труде «Элементы математической химии» он четко сформулировал положение о химии с другими науками. Ведь химия была в те времена только ремеслом, а не наукой. Во всех учебниках того времени химия рассматривалась как искусство приготовления различных веществ и описания свойств природных и искусственно полученных тел. Таким образом, М. В. Ломоносов впервые поставил химию в ряд наук и дал ей определение, соответствующее современному.
М. В. Ломоносов считал, что химия не должна быть только «чистой наукой», наукой для науки. Он высказывал мнение о том, что химия является началом для многих химических производств и искусств: «Далеко распростирает руки свои химия в дела человеческие».
Великий русский ученый ввел количественный метод, сыгравший исключительно большую и благотворную роль в развитии этой науки. Именно М. В. Ломоносову принадлежит создание основ атомно-молекулярной теории строения вещества, являющейся фундаментом прогрессивного развития химической и физической наук. За 60 с лишним лет до Дальтона он ввел в науку понятие «элемент», а если заменить в рассуждениях М. В. Ломоносова термины «корпускула» «молекулой», а «элемент» «атомом», то перед нами предстанет современная атомно-молекулярная теория строения вещества.
За 40 лет до А. Лавуазье М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ и высказал в общих чертах закон сохранения энергии. Еще в 1748 г. он критиковал выводы Р. Бойля и указывал: «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавляется к чему-либо, то столько же отнимется от чего-либо другого». И дальше в работе «Рассуждение о твердости и жидкости тел» М. В. Ломоносов пишет: « Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупиться к другому».
О своей диссертации «О действии химических растворителей вообще» он указывает: «Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движение другого, то сообщает ему часть своего движения, но делает это, лишь само теряя точно такую же часть. Поэтому частички воды, ускоряя вращательное движение частичек соли, теряют часть своего вращательного движения. А так как последнее-причина теплоты, то нисколько не удивительно, что вода охлаждается при растворении соли». Здесь русский ученный четко формулирует, что одна форма движения – механическая – может переходить в другую – тепловую.
Уместно отметить, что М. В. Ломоносов рассматривает в единстве как всеобщий естественный закон природы и закон сохранения массы вещества, и закон сохранения энергии.
В 1745 г. М. В. Ломоносов доложил на заседании Академии наук свою классическую работу «Размышления о причине теплоты и холода», в которой опроверг широко признанное в те времена учение Р. Бойля о том, что, в горении участвует особая теплотворная материя «теплотвор». Исходя из механической теории теплоты, русский ученый решает также важнейший вопрос физики и химии – основы кинетической теории газов. До него упругость воздуха объясняли особыми блуждающими жидкостями. Он же объяснил упругость воздуха взаимодействием частиц воздуха под линией теплоты. Достаточно сказать, что упругая сила воздуха в современной науке объясняется точно так же, как в свое время трактовал эту проблему М.В. ломоносов.
Михаил Васильевич не был кабинетным ученым. Он понимал, что наука необходима прежде всего для служения потребности российского народ.
С именем М. В. Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной, металлургической, горнообрабатывающей, соледобывающей промышленности. Сейчас, когда на наших глазах бурно развиваются все отрасли промышленности, когда большая химия невиданно расширяет свои масштабы, когда в нашем народе проявляется небывалый в истории человечества пафос труда, невольно вспоминаются слова великого соотечественника, сказанные им два столетия тому назад: «Веселитесь, места ненаселенные; красуйтесь, пустыни непроходные, приближается благополучие ваше… скоро украсят вас великие города и обильные села… но тогда великой участнице в заселении вашем ХИМИИ возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает как прилежного к ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению».
Ещё за несколько лет до создания химической лаборатории М. В. Ломоносов ознакомился с образцами итальянской мозаики и так пленился их красотой, что решил организовать их производство в России. Но вместо применяемых в Италии для этой цели цветных камней он решил пользоваться цветными стеклами собственного изготовления. Для получения всех необходимых для этой цели цветных стекол ему пришлось проделать свыше 4 тыс. опытов. Он добился своей цели своей цели. Им было создано свыше 40 мозаичных картин высокой художественной ценности. Особенно выделяется мозаичная картина «Полтавская баталия», находящаяся в старом здании Академии наук в Ленинграде. Она поражает и сейчас яркостью своих красок. Будучи удивленным красотой получавшихся образцов стекла для мозаичных картин, М. В. Ломоносов написал в их честь послание «Письмо о пользе стекла» и направил его И. И. Шувалову:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса…
Тем стало житие на свете нам счастливо:
Из чистого стекла мы пьем вино и пиво…
Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне не достал.
Затем уже слова похвальны оставляю,
И чтоб об нем писал, то делом начинаю.
С именем М. В. Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. В созданной им книге «Первые основания металлургии и рудных дел» он не только перечислял различные рецепты в области металлургии, но и научно обосновывал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.
М. В. Ломоносову принадлежит создание «Основ аналитической химии», он был первым и единственным химиком-аналитиком в то время в России. В своей лаборатории он исследовал образцы соли, поташа, пороха, селитры и различные руды.
В перерыве между занятиями в лаборатории Ломоносов увлекался литературой, сочинял замечательные оды, слушал музыку, рисовал.
Создатель теоретических основ горнорудного дела и металлургии, зачинатель стекольного и фарфорового производств, изобретатель фарфоровой массы, исследователь солеварных промыслов, новатор в области золотой промышленности, мастер пробирного дела и первый химик-аналитик – вот краткая характеристика деятельности первого русского академика в области промышленности.
М. В. Ломоносов является инициатором и поборником просвещения среди широких масс населения. Выходец из простого народа, М. В. Ломоносов всегда питал чувства симпатии к бедным и обездоленным людям, жертвам крепостнического строя . он любил русскую речь и народные бесхитростные песни. Великий ученый не мог мириться с засильем иностранцев в Академии наук. Он понимал, что для этого необходимо выращивать людей науки в России. Поэтому так настойчиво он требовал создания в России своего университета. Он добился этого – в 1755 г. был, наконец, открыт в Москве первый русский университет. Этот университет, носящий сейчас имя Ломоносова, прославился результатами исследований в русской и мировой науке и осуществил мечту великого сына России об истинной пользе во славу Отечества.
Личность М. В. Ломоносова, его патриотический подвиг, бескорыстное служение народу, титанические усилия, направлены на развитие производственных сил страны, на развитие русской науки и промышленности, — всё это делает его родным и близким и для нашего времени. Горячий и неутомимый борец за честь русского народа, за его славу, силу и преуспевание, М. В. Ломоносов входит в нашу эпоху как почетный и желанный современник, как наша национальная надежда. Сейчас, когда жизнь великого русского гения отделяется от нас двухсотлетием, мы особенно ярко можем оценить его замечательно предвидение увидеть нашу страну во главе других, технически развитую страну большой химии, страну, уверенно прокладывающую путь к сияющим вершинам коммунистического общества.
refdb.ru
ТОП 10: |
М.В.Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в философии. М.В.Ломоносов отстаивал идеи деизма и теорию двойственной истины, первым в России воздвигшим «храм любомудрия» и науки. Он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а шел от теории, логического обобщения, которое и позволяло строить философию природы на основе материи, которой обусловливается «все, что есть, и происходит в телах». Материя вечна и неуничтожима. Природа же совершенно проста, изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Ломоносов составил правила «изобретения» вымыслов», а теория воображения глубоко вскрывала причины заблуждений в сфере научного познания и выявляла истоки эстетического отношения к действительности. Он не мыслил себе духовность иначе, как целостное единство веры, истины и красоты. В философии Ломоносова также уделяется большое внимание этике, морали, нравственности. Он выдвинул атомистическую («корпускулярную») теорию строения вещества, согласно которой все предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад. Отношение к Богу у М.В.Ломоносова – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхестественной силой и возможностями. В.Ф. Войно-Ясенецкий, рассматривая проблему взаимоотношения веры и науки, писал: «Что же касается вопроса o взаимоотношении ее c наукой, то лучше всего дать слово основоположнику нашей науки M. B. Ломоносову. Поскольку еще в его время были люди, стремившиеся поссорить верy c наукой, Ломоносов писал: «Правдa и вера суть две сестры, родные дщери Одного Вcевышнего Родителя, никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду вскинет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого междоусобия» (M. B. Ломоносов). А вот слова M. B. Ломоносова: «Создатель дал роду человеческому две книги; в одной показал Свое величество, a другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его создания, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая — Священное Писание. B ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. B сих пророческих и апостольких боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковые учители >. А в книге сложения видимого мира сего суть: физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. He здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии и химии. Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития c волею Божиею согласованного. Астрономы открывают храм Божественной силы и великолепия, изыскивают способы их ко временному нашему блаженству, соединенному c благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обе обще удостовеpяют нaс не только токмо в бытии Божием, но и o несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать плевелы и раздоры» (M. B. Ломоносов). Материалистические взгляды М.В. Ломоносова проявились, прежде всего, в его понимании природы. Причины различных заболеваний М.В. Ломоносов видел преимущественно в окружающей человека среде – негигиеническом образе жизни, антисанитарных обрядах, дурных привычках и т.д. Он писал, что с началом весны, «когда все скверности, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам… в желудок, в легкие, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, порождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить далее»[1]. Большое внимание М.В. Ломоносов уделял питанию, считая правильный его режим важнейшим оздоровительным условием. Он считал посты серьезным болезнетворным фактором и предлагал изменить их сроки. Он считал, что сроки постов были механически перенесены в Россию из Германии с ее теплым климатом и богатой растительностью. В Греции посты совпадают с пробуждением и расцветом природы, дающим пищу. В России же посты совпадают, как правило, с холодным временем года, когда пищевые запасы и их количество резко понижаются. Различные же обряды, связанные с изменением питания, по мнению Ломоносова, ведут не только к высокой заболеваемости, но и часто смертности. Для устранения причин высокой детской смертности М.В. Ломоносов предложил провести ряд мероприятий государственного масштаба. К ним относится издание книг о лечении «младенческих болезней», продажа доступных по цене лекарств, издание на родном языке наставлений о «повивальном искусстве», организация приюта для внебрачных детей и т.д. Ломоносов говорил о негативных последствиях обряда крещения для здоровья детей. Он писал: «…Невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властью, чтобы всегда крестили водою летней… Затем, что холодная исшедшему недавно из теплой материнской утробы младенцу, конечно, вредна»[2]. Выходец из народа, М.В. Ломоносов высоко ценил рациональный опыт народной медицины, искусство лекарей, повивальных бабок и т.д. В своем письме графу И.И. Шувалову, вошедшем в историю под названием «О сохранении и размножении российского народа», М.В. Ломоносов писал, в частности, о необходимости резкого увеличения подготовки и выпуска отечественных врачей, докторов медицины и аптекарей. Ломоносова, по инициативе которого в МГУ сразу при открытии его начал работать медицинский факультет, считают основоположником медицинского образования в России. В работе М.В. Ломоносова «Курс историко-физической химии» (1752) выражена точка зрения ученого на живой организм. В живых органических телах «…волокна, протоки, сосуды, соки в них обращающиеся должны все рассматриваться как одно целое». Отсюда следует понимание Ломоносовым болезни. Он считал, что ее следует рассматривать не только как местный, сугубо локальный процесс, а прежде всего как заболевание организма в целом. Находясь на позициях прогрессивного для того времени гуморального направления в патологии, М.В. Ломоносов считал, что болезнь возникает от образующихся в теле нашем «повреждений жидких материй». В области биологии Ломоносов рассматривал проблемы с материалистических позиций. Исходя из своей корпускулярной теории строения мира, Ломоносов выдвинул идею единства строения различных организмов. Организмы «… суть весьма тонкие и невидимые простым глазом пузырьки и трубочки, составляющие твердые части животных и растительных вещей», — писал Ломоносов в «Слове о пользе химии» (1751). Идея движения корпускул, перенесенная на мир животных и растительных организмов, все более принимала форму тезиса об изменчивости данных корпускул. Материалистические взгляды позволили М.В. Ломоносову подойти к рассмотрению этиологии и патогенеза ряда заболеваний, особенно психических. Причину эпидемий он, например, видел не в происках злого духа, а в изменении качества воды, продуктов питания, делающих их причинами заболеваний человека. Отмечая роль микроорганизмов («червей» по действовавшей в 18 в. классификации К. Линнея), Ломоносов фактически сделал шаг к созданию бактериальной теории болезней, утвердившейся в медицине только через два столетия. В противоположность господствовавшему религиозному объяснению различий между животным и человеком, Ломоносов пишет о сходстве, единстве и генетическом родстве жизненных процессов в организме человека. В своей работе «О нечувствительных физических частицах» он писал: «…По словам Ньютона, дыхание одинаково в человеке и животном». Рассматривая неразрывную связь и взаимовлияние различных наук, М.В. Ломоносов особо подчеркивал роль физики и химии в поступательном развитии медицины. Он писал о том, что химия позволяет раскрыть особенности различных процессов в организме, изготовить лекарственные препараты из трав и минералов. «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может»[3]. Естественнонаучные открытия и теоретические обобщения, сделанные М.В. Ломоносовым, позволяли по новому понять и осмыслить многие процессы и явления биологии и медицины. В частности, разработка физических основ горения и окисления позволила глубже понять процесс дыхания. Открытие закона сохранения вещества и движения, внедрение в химию количественного анализа, явились важным этапом в подготовке углубленных биохимических и физиологических исследований организма. Вся передовая медицина второй половины 18 и всего 19 веков испытывала непосредственное влияние материалистической философии М.В. Ломоносова.
|
infopedia.su
Реферат — М. В. Ломоносов – первый русский ученый
М.В.Ломоносов – первый русский ученый
300-летию со дня рождения посвящается
Учитель химии МБОУ
СОШ №9 г.Липецка
Им. М.В.Водопьянова
Голосова О.А.
Цель:
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью
М.В. Ломоносова, убедить в гениальности нашего соотечественника, продемонстрировать обучающимся,
как трудолюбие , воля и целеустремленность
помогают человеку добиться жизненного успеха
Материалы для беседы
Первым русским ученым, прославившим свою Родину величайшими открытиями в области многих наук и открывшим основные законы природы, был великий гражданин нашей страны Михаил Васильевич Ломоносов.
Он был и остается гордостью русской науки. Он воплотил в себе русский размах, широту мысли, преданность Родине, любовь к простому человеку, ненависть к попирателям русского достоинства.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в бывшей Архангельской губернии, недалеко от г. Холмогор. Вместе с отцом он занимался в детстве рыбной ловлей на небольшом судне, которое называлось «Чайка». На нем отец отважился ходить на рыбные промыслы в Белое море и Северный Ледовитый океан.
Михаил с детства привык к тяжелому крестьянскому труду и к опасным условиям морских походов тех времен. Любознательность его не знала границ. Верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли, солеварни Северного моря – все возбуждало у него глубокий интерес к нарождающейся в послепетровскую эпоху промышленности, торговле и технике.
У своего односельчанина Ивана Шубного М. В. Ломоносов научился грамоте. «Вратами своей учености» он называл грамматику Смотрицкого и арифметику Магницкого, в которой, кроме простых математических расчетов, были некоторые сведения по астрономии, географии, физике.
Зимой 1730 г. будущий ученый отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию – высшее учебное заведение того времени.
Вскоре он перешел в Киевскую духовную академию, но и здесь естественным наукам, которые интересовали любознательного ученика, уделяли мало внимания. Михаил Васильевич Ломоносов возвратился в Москву.
По окончании академии он был направлен в Петербург для обучения в Академическом университете. В это время создавалась научная экспедиция для изыскательских работ в Сибири. Требовались специалисты, знакомые с основами металлургии и горного дела. Для обучения этим наукам и откомандировали М. В. Ломоносова как одного из наиболее способных студентов за границу.
На учебу направили также студентов Д. Виноградова и П. Райзера. Три года учебы в г. Марбурге у известного естествоиспытателя и философа Христиана Вольфа значительно расширили круг знаний Ломоносова. Его критический ум помогал ему отбирать истинно научное и достойное, отбрасывая ложное и вредное.
Здесь, в Марбурге, М. В. Ломоносов познакомился со своей будущей женой Елизаветой Цильх, дочерью пивовара. Долгие зимние вечера он проводил в семье невесты, работая над трудами из области химии, физики, астрономии, гидростатики и гидравлики.
После Марбурга М. В. Ломоносов вместе со своими товарищами переехал в г. Фрейберг, где они работали в лаборатории Генкеля. Методы, научные взгляды и философия Генкеля резко расходились со взглядами М. В. Ломоносова, поэтому он вскоре покинул Фрейбург и в 1741 г. вернулся в Петербург.
Уже в январе 1742 г. русский ученый был назначен адъютантом академии, а в 1745г. – профессором химии. Назначение М. В. Ломоносова профессором улучшило его материальное положение. Он широко развернул научную и исследовательскую работу, перевел на русский язык курс физики своего учителя Вольфа.
При переводе этой работы ему пришлось самому придумывать технические термины и вводить в русский язык. Таким образом, он является основоположником русской научной терминологии.
В этот период в русской Академии наук господствовали немцы. Они не допускали русских к работе в Академии наук и делали все, чтобы руководящие посты занимали иностранцы. Михаил Васильевич, как истинный русский патриот, выступил против засилья немцев в Академии. За столкновение с заносчивыми иностранцами-академиками он был подвергнут домашнему аресту на несколько месяцев. Но он продолжает заниматься науками и даже уделять часть времени своему излюбленному занятию – созданию поэтических сочинений. Он пишет одно из лучших своих стихотворений «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», начинающееся вдохновенными строками:
^ Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Замечательно также стихотворение «Утреннее размышление о божием величестве». С прозорливостью гения ученый так описывает солнечную деятельность:
^ Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горячий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов ;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сейчас, во времена космонавтики, рассматривая Солнце с помощью современных оптических и астрономических приборов, можно только удивляться, насколько похоже то, что мы наблюдаем, на описание, данное М. В. Ломоносовым.
Шли годы. Но и в правительстве и в Академии наук делами занимались мало. Императрица Елизавета все управление государством передоверила сенату и двум-трем приближенным лицам. Президент Академии наук, гетман Украины Кирилл Григорьевич Разумовский, не собирался обременять себя академическими делами. Он назначил своего секретаря адъюнкта В. В. Теплова, популярного в те времена сочинителя романсов, автора сборника «Между делом и бездельем», асессором Академической канцелярии. В. В. Теплов вместе с И.Д. Шумахером должны были управлять Академией наук, но практически руководил работой немец Шумахер, препятствовавший проникновению русских людей в Академию. Михаил Васильевич Ломоносов в полную меру испытал на себе неприязнь И. Д. Шумахера.
В этот период жизни М. В. Ломоносова большим успехом пользовались его поэтические произведения. Императрица Елизавета и ее приближенные не понимали значения научных работ великого ученого, однако им нравились его звучные оды. Особенную известность получило его произведение «Ода на день восшествие на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Много поколений восхищались вдохновенными строками этой оды.
^ О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Успех при дворе способствовал осуществлению заветной мечты М. В. Ломоносова о построении первой в России научной химической лаборатории. Дело в том, что на протяжении ряда лет немецкое руководство Академии наук в лице Шумахера всячески противилось созданию лаборатории, ссылаясь на недостаток средств для этой цели. В действительность же Шумахер и его единомышленники не хотели допустить в науку людей «подлого сословия», таких, как М. В. Ломоносов, и других русских ученых.
С чувством большой радости проснулся Михаил Васильевич рано утром 3 августа 1748 г. В этот день должно было произойти событие, которого он ждал вот уже шесть лет, — закладка фундамента будущей научной химической лаборатории.
Благодаря бурной активности и энергии ученого через три месяца лаборатория была готова. Это было одноэтажное кирпичное здание, построенное на сваях и состоявшее из сводчатого зала и прилегающих к нему двух комнат, как их тогда называли, «камор». В них проходили теоретическое занятия со студентами. М. В. Ломоносов оборудовал химическую лабораторию необходимыми реактивами, посудой и приборами, среди которых было много и физических. Особенно большое внимание он уделял весам. Так возникла первая в России научная химическая лаборатория, созданная трудами и настойчивостью гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаил Васильевич был разносторонне образованным человеком своего времени. Многие научные положения, высказанные им более 200 лет тому назад, остались основой наук до нашего времени. О своем участии в науках он писал, что стихотворство – его утеха, физика – его упражнения, но изыскание причин цветов приятнее всех физических исследований, особенно потому, что оно больше всего зависит от химии, его главного дела.
Таким образом, химию он назвал своей основной специальностью. И действительно, еще в 1741 г. в замечательном труде «Элементы математической химии» он четко сформулировал положение о химии с другими науками. Ведь химия была в те времена только ремеслом, а не наукой. Во всех учебниках того времени химия рассматривалась как искусство приготовления различных веществ и описания свойств природных и искусственно полученных тел. Таким образом, М. В. Ломоносов впервые поставил химию в ряд наук и дал ей определение, соответствующее современному.
М. В. Ломоносов считал, что химия не должна быть только «чистой наукой», наукой для науки. Он высказывал мнение о том, что химия является началом для многих химических производств и искусств: «Далеко распростирает руки свои химия в дела человеческие».
Великий русский ученый ввел количественный метод, сыгравший исключительно большую и благотворную роль в развитии этой науки. Именно М. В. Ломоносову принадлежит создание основ атомно-молекулярной теории строения вещества, являющейся фундаментом прогрессивного развития химической и физической наук. За 60 с лишним лет до Дальтона он ввел в науку понятие «элемент», а если заменить в рассуждениях М. В. Ломоносова термины «корпускула» «молекулой», а «элемент» «атомом», то перед нами предстанет современная атомно-молекулярная теория строения вещества.
За 40 лет до А. Лавуазье М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ и высказал в общих чертах закон сохранения энергии. Еще в 1748 г. он критиковал выводы Р. Бойля и указывал: «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавляется к чему-либо, то столько же отнимется от чего-либо другого». И дальше в работе «Рассуждение о твердости и жидкости тел» М. В. Ломоносов пишет: « Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупиться к другому».
О своей диссертации «О действии химических растворителей вообще» он указывает: «Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движение другого, то сообщает ему часть своего движения, но делает это, лишь само теряя точно такую же часть. Поэтому частички воды, ускоряя вращательное движение частичек соли, теряют часть своего вращательного движения. А так как последнее-причина теплоты, то нисколько не удивительно, что вода охлаждается при растворении соли». Здесь русский ученный четко формулирует, что одна форма движения – механическая – может переходить в другую – тепловую.
Уместно отметить, что М. В. Ломоносов рассматривает в единстве как всеобщий естественный закон природы и закон сохранения массы вещества, и закон сохранения энергии.
В 1745 г. М. В. Ломоносов доложил на заседании Академии наук свою классическую работу «Размышления о причине теплоты и холода», в которой опроверг широко признанное в те времена учение Р. Бойля о том, что, в горении участвует особая теплотворная материя «теплотвор». Исходя из механической теории теплоты, русский ученый решает также важнейший вопрос физики и химии – основы кинетической теории газов. До него упругость воздуха объясняли особыми блуждающими жидкостями. Он же объяснил упругость воздуха взаимодействием частиц воздуха под линией теплоты. Достаточно сказать, что упругая сила воздуха в современной науке объясняется точно так же, как в свое время трактовал эту проблему М.В. ломоносов.
Михаил Васильевич не был кабинетным ученым. Он понимал, что наука необходима прежде всего для служения потребности российского народ.
С именем М. В. Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной, металлургической, горнообрабатывающей, соледобывающей промышленности. Сейчас, когда на наших глазах бурно развиваются все отрасли промышленности, когда большая химия невиданно расширяет свои масштабы, когда в нашем народе проявляется небывалый в истории человечества пафос труда, невольно вспоминаются слова великого соотечественника, сказанные им два столетия тому назад: «Веселитесь, места ненаселенные; красуйтесь, пустыни непроходные, приближается благополучие ваше… скоро украсят вас великие города и обильные села… но тогда великой участнице в заселении вашем ХИМИИ возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает как прилежного к ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению».
Ещё за несколько лет до создания химической лаборатории М. В. Ломоносов ознакомился с образцами итальянской мозаики и так пленился их красотой, что решил организовать их производство в России. Но вместо применяемых в Италии для этой цели цветных камней он решил пользоваться цветными стеклами собственного изготовления. Для получения всех необходимых для этой цели цветных стекол ему пришлось проделать свыше 4 тыс. опытов. Он добился своей цели своей цели. Им было создано свыше 40 мозаичных картин высокой художественной ценности. Особенно выделяется мозаичная картина «Полтавская баталия», находящаяся в старом здании Академии наук в Ленинграде. Она поражает и сейчас яркостью своих красок. Будучи удивленным красотой получавшихся образцов стекла для мозаичных картин, М. В. Ломоносов написал в их честь послание «Письмо о пользе стекла» и направил его И. И. Шувалову:
^ Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса…
^ Тем стало житие на свете нам счастливо:
Из чистого стекла мы пьем вино и пиво…
Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне не достал.
^ Затем уже слова похвальны оставляю,
И чтоб об нем писал, то делом начинаю.
С именем М. В. Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. В созданной им книге «Первые основания металлургии и рудных дел» он не только перечислял различные рецепты в области металлургии, но и научно обосновывал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.
М. В. Ломоносову принадлежит создание «Основ аналитической химии», он был первым и единственным химиком-аналитиком в то время в России. В своей лаборатории он исследовал образцы соли, поташа, пороха, селитры и различные руды.
В перерыве между занятиями в лаборатории Ломоносов увлекался литературой, сочинял замечательные оды, слушал музыку, рисовал.
Создатель теоретических основ горнорудного дела и металлургии, зачинатель стекольного и фарфорового производств, изобретатель фарфоровой массы, исследователь солеварных промыслов, новатор в области золотой промышленности, мастер пробирного дела и первый химик-аналитик – вот краткая характеристика деятельности первого русского академика в области промышленности.
М. В. Ломоносов является инициатором и поборником просвещения среди широких масс населения. Выходец из простого народа, М. В. Ломоносов всегда питал чувства симпатии к бедным и обездоленным людям, жертвам крепостнического строя . он любил русскую речь и народные бесхитростные песни. Великий ученый не мог мириться с засильем иностранцев в Академии наук. Он понимал, что для этого необходимо выращивать людей науки в России. Поэтому так настойчиво он требовал создания в России своего университета. Он добился этого – в 1755 г. был, наконец, открыт в Москве первый русский университет. Этот университет, носящий сейчас имя Ломоносова, прославился результатами исследований в русской и мировой науке и осуществил мечту великого сына России об истинной пользе во славу Отечества.
Личность М. В. Ломоносова, его патриотический подвиг, бескорыстное служение народу, титанические усилия, направлены на развитие производственных сил страны, на развитие русской науки и промышленности, — всё это делает его родным и близким и для нашего времени. Горячий и неутомимый борец за честь русского народа, за его славу, силу и преуспевание, М. В. Ломоносов входит в нашу эпоху как почетный и желанный современник, как наша национальная надежда. Сейчас, когда жизнь великого русского гения отделяется от нас двухсотлетием, мы особенно ярко можем оценить его замечательно предвидение увидеть нашу страну во главе других, технически развитую страну большой химии, страну, уверенно прокладывающую путь к сияющим вершинам коммунистического общества.
ronl.org
М. В. Ломоносов — великий русский учёный-энциклопедист читать онлайн, Карпеев Энгель Петрович
Annotation
Освещается творческий путь великого русского ученого, показывается вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры, в создание научных кадров, его действенный патриотизм.
Брошюра предназначена для лекторов и широкого круга читателей.
Издание рекомендовано секцией по пропаганде естественнонаучных знаний при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР.
Э. П. КАРПЕЕВ, кандидат технических наук
ЖИЗНЬ УЧЕНОГО
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОМОНОСОВА
ПАТРИОТИЗМ ЛОМОНОСОВА
ЛИТЕРАТУРА
notes
1
2
Э. П. КАРПЕЕВ, кандидат технических наук
М. В. ЛОМОНОСОВ-ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
(К 275-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
(В помощь лектору)
19 ноября 1986 г. исполняется 275 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Юбилей великого русского ученого, поэта, просветителя и страстного патриота является большим событием в культурной жизни нашей страны; его празднование знаменует высокую степень уважения и признательности наших современников к человеку, который, по выражению известного русского историка В. О. Ключевского, «сохраняет духовное присутствие среди нас». Люди, подобные Ломоносову, «едва обретаются и редки» и в истории народа они занимают особое место.
Деятельность М. В. Ломоносова — великого русского ученого-энциклопедиста, патриота и просветителя сыграла громадную роль в развитии отечественной науки и культуры. Она ускорила включение в мировой научный процесс такой потенциальной силы, каким является русский народ. Ломоносов был основателем в России целого ряда наук. Патриотизм, стремление к благу и процветанию Отчизны лежали в основе поразительной широты его научных интересов, достижений в различных отраслях знания, были движущей силой его энциклопедизма.
Жизнь и творчество Ломоносова привлекали и привлекают к себе внимание, мы снова и снова обращаемся к личности Ломоносова; понять его — значит понять и кое-что в самом себе, в судьбе своего народа, своей страны. Его биография, деятельность в различных областях знания, вклад в культурно-исторический процесс созвучны нашему времени.
ЖИЗНЬ УЧЕНОГО
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (19 — по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином — так назывались тогда лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие феодальные повинности.
Мать Ломоносова Елена Ивановна Сивкова была дочерью дьякона села Матигоры. Михаил был единственным сыном Е. И. и В. Д. Ломоносовых.
Скудная северная земля не могла прокормить крестьянина, почти все жители 20 деревень, расположенных на Курострове, были поморами — занимались морскими промыслами. Отец Ломоносова владел «новоманерным» гукором — небольшим, водоизмещением приблизительно 300 т парусным судном, построенным в соответствии с указом Петра на европейский лад — «по новому манеру». Назывался гукор «Святой архангел Михаил». На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лег в плаваниях стал участвовать и Михаил, обладавший блестящей способностью впитывать новые впечатления, которые навсегда сохранились в его памяти.
Без грамоты невозможно было вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви С. Н. Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Вначале он читал «Псалтырь», а затем потянулся к светским книгам, которые ему удалось добыть у соседа Христофора Дудина. Вероятно, в это время у Ломоносова возникает страстное желание учиться. В конце 1730 г. Ломоносов пешком отправляется в Москву, где, скрыв свое крестьянское происхождение, 15 января 1731 г. поступает в Славяно-греко-латинскую академию, которую в просторечии именовали Спасскими школами.
Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами», стипендия была мизерной — 3 копейки в день, на которые надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья, да и платили ее нерегулярно. Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения, и за первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии. Он освоил латинский язык, без которого в то время невозможно было заниматься наукой, ведь вся серьезная научная литература того времени издавалась на латыни, и много и вдумчиво читал все, что удавалось достать в библиотеке Академии и в расположенной неподалеку книжной лавке.
Занятия в Славяно-греко-латинской академии дали Ломоносову образование в области гуманитарных наук. Здесь он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, изучал греческий язык. Значительно хуже обстояло дело с естественными науками: высшими авторитетами в этой области оставались Аристотель и Птолемей. Учащиеся почти ничего не знали об учениях Декарта и Ньютона, о взглядах Коперника.
Ломоносов, читавший новые издания в книжной лавке, не мог не познакомиться с некоторыми сторонами этих учений или хотя бы узнать о их существовании. Такое знакомство вызвало у любознательного юноши стремление к серьезным занятиям естественными науками. Случай осуществить свои намерения представился в ноябре 1735 г., когда Ломоносов учился уже в классе «философии»[1]. По указу Сената, Славяно-греко-латинская академия должна была отобрать 20 лучших своих учеников для пополнения университета, созданного при Петербургской Академии наук. Ломоносов был в числе отобранных 12 человек, соответствующих требованиям сенатского указа. В январе 1736 г. их привезли в Петербург и зачислили студентами без жалованья, «на академическом коште»..
В течение полугода со вновь принятыми студентами пытались организовать более или менее систематические занятия, а за это время было решено послать за границу трех студентов для обучения горному делу, специалистов по которому заметно не хватало бурно развивающейся русской горнодобывающей промышленности. Ими оказались Г. У. Райзер — сын советника Берг-коллегии, Д. Виноградов — попович и Ломоносов — крестьянский сын. В сентябре 1736 г. их направили в университет города Марбурга, известный главным образом тем, что в нем преподавал Христиан Вольф, механик и оптик, человек энциклопедических знаний и философ. Он был прекрасным преподавателем и, по-видимому, очень добрым человеком, снисходительным к своим студентам. Именно к нему, под его покровительство как почетного члена Петербургской Академии наук были направлены Райзер, Виноградов и Ломоносов.
Зачисленные в университет в начале ноября 1736 г. русские студенты начали изучать немецкий язык и одновременно занимались арифметикой, геометрией и тригонометрией. Освоив язык, они смогли слушать лекции Вольфа по механике, теоретической и экспериментальной физике, метафизике (философии) и логике. Профессор Ю. Г. Дуйзинг читал им курс теоретической химии; наемные учителя учили их французскому языку, танцам, рисованию и фехтованию. Ко всему этому добавлялось самостоятельное чтение рекомендованной Вольфом научной литературы.
По предписанию академической канцелярии студенты должны были присылать в Академию образчики своих знаний. Знаменательно, что Ломоносов присылал в Петербург в качестве таких образцов «диссертации», посвященные физическим проблемам. Одной из первых была «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739).
В этот же период наряду с изучением естественных наук Ломоносов занимался теорией русского стихосложения. Он не только внимательно изучил купленную еще в Петербурге книгу В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», но стал знакомиться с теориями стихосложения, бытующими в Германии.
Быстро пролетели годы учебы и студенческих развлечений, оставив в головах основательные знания и опустошив кошельки. Благородный Вольф оплатил с разрешения академической канцелярии долги наших студентов и в начале июля 1739 г. проводил их в Саксонию, в город Фрейберг для обучения горному делу, металлургии и химии у горного советника И. Ф. Генкеля. Врач по образованию, Генкель изучил минералогию и горное дело, овладел маркшейдерским и пробирным искусством, основательно познакомился с практической химией. Он получил известность в Европе не только как автор книг по горному делу, но и как преподаватель, прекрасно понимающий пользу практического обучения.
Получив из Петербурга указание существенно урезать расходы русских студентов, что нужно было, чтобы погасить их мар-бургские долги, Генкель стал выполнять его с немецкой педантичностью. Вначале это не очень ощущалось и занятия проходили успешно. Ломоносов под руководством Генкеля серьезно изучал практическую химию, знакомился с постановкой горного дела в рудниках Фрейберга, города, в окрестностях которого была развита горнодобывающая промышленность.
Ломоносов и во Фрейберге продолжал заниматься теорией стихосложения, и когда в августе 1739 г. узнал из газет о победе русских войск у турецкой крепости Хотин, написал свою первую патриотическую «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина». Эта ода была написана им силлабо-тоническим[2] стихом, теорию которого он предложил в «Письме о правилах российского стихотворства». Столетие спустя В. Г. Белинский напишет, ч …
knigogid.ru