cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Климаты земли география 7 класс – Конспект урока по теме «Климат Земли» 7 класс

Конспект урока по теме «Климат Земли» 7 класс

Тема урока: Роль атмосферы в жизни Земли.

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.

Цель урока: систематизировать знания учащихся об атмосфере Земли.

1.    Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;

2.    Продолжить формирование представлений и знаний об атмосфере Земли;

3.    Познакомить учащихся с ролью и значением атмосферы в жизни Земли;

4.    Сформировать навыки работы с климатическими картами;

5.    Показать зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от

Оборудование: атлас 7 класс, тетрадь, настенная карта «Климатические пояса и области мира».                         

1.Организационный  момент.

2. Проверка Д/З

Работа с картой                                                                                                     

Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа.                

3.     Амазонская низменность.             

4.    Великие равнины                           

5.    Анды.                                               

6.    Гималаи.                                          

7.    Альпы.                                             

8.    Курильский желоб.                        

9.    Перуанский желоб.                        

г) Альпийско-Гималайский сейсмический пояс;                      

1) Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.
Атмосфера состоит из воздуха.
Воздух – это смесь различных газов.

Строение атмосферы (схема «Строение атмосферы»)

Значение атмосферы:

1. Озоновый экран атмосферы защищает все живое на планете от губительных для жизни ультрафиолетовых лучей, задерживает потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца.

2. Атмосфера предохраняет Землю от чрезмерного нагревания и охлаждения. На Луне, где нет атмосферы, суточные колебания температуры составляют 300°С.

3. Большая часть метеоритов сгорает в атмосфере Земли, не достигнув ее поверхности. Те крупные метеориты, которые все же попадают на Землю, становятся значительно меньше. Атмосфера, гася их скорость, смягчает удар.

4. Без атмосферы стал бы невозможным круговорот воды в природе. Благодаря воздушной оболочке влагу получают внутренние части материка.

5. Воздух – необходимое условие жизни на нашей планете.

6. Наша планета прекрасна. Но без атмосферы на ней не было бы ни прекрасных восходов, закатов, не смогли бы любоваться радугой, инеем, изморозью, полярным сиянием.

7. Нижний слой атмосферы – тропосферу называют «фабрикой погоды». Именно здесь происходит формирование основных элементов погоды: изменение температуры воздуха, образование облаков, выпадение осадков и др.

Климат – это тип погоды, характерный для данной местности.
 Для изучения климата существуют климатические карты.  Атлас. Климатическая карта мира. Познакомимся с правилами работы. Чтобы наглядно показать, каковы температуры в разных частях земной поверхности, используют изотермы.

Изотерма – это условная линия на карте, соединяющая точки с одинаковыми температурами. Для того, чтобы начертить на карте изотерму, наносят цифровые обозначения температур и все точки с одинаковыми температурами, затем соединяют плавными кривыми линиями – изотермами(«изос» -равный, «термо» — тепло).

(Температура воздуха в градусах Цельсия)

1.      Изотермы июля:

___+16°____самого теплого месяца в году в северном полушарии

___-16°____самого холодного месяца в году в южном полушарии

2.      Изотермы января:

___-16°____самого холодного месяца в году в северном полушарии
___+16°____самого теплого месяца в году в южном полушарии

3.      Абсолютный максимум температуры – это самая высокая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте.  Например, +58°

4.      Абсолютный минимум температуры – это самая низкая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте. Например, -70° 

План характеристики климата:

• Средняя температура самого холодного месяца;

• Средняя температура самого жаркого месяца;

• Абсолютный минимум температур;

• Абсолютный максимум температур;

Атлас. Африка. Климатическая карта (пример).

Город Джанет.

1. t января- +16°С;

2. t июля- +32°С;

3. А.мин. t — -2°С;

4. А. мак.t — +44°С;

Задание. Дайте характеристику климата по климатической карте.

Атлас. Антарктида. Климатическая карта.

1.    Станция Санаэ;

2. Атлас. Южная Америка. Климатическая карта.  Город Рио-де-Жанейро;

3. Климат любой местности зависит прежде всего от количества солнечного тепла, поступающего на земную поверхность. Это количество определяется полуденной высотой Солнца над горизонтом – географической широтой. По шарообразной поверхности Земли тепло и свет распределяются неравномерно. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°.

Представим себе, что Земля движется вокруг Солнца так, что ее ось все время перпендикулярна плоскости орбиты.  Солнечный луч и поверхность Земли образуют угол, который называется углом падения солнечного луча (схема «Распределение солнечного тепла по поверхности Земли»)

Задание:
Пофантазируем, что перед вами пейзаж Антарктиды. Существует ли связь между климатическими особенностями Антарктиды и величиной угла падения солнечного угла?
Вывод: Чем меньше угол падения солнечного луча, тем меньше тепла получает земная поверхность.
 Задание:
 Пофантазируем, что перед вами пейзаж экваториального побережья Африки. Существует ли связь между климатическими особенностями Экваториальной Африки и величиной угла падения солнечного угла?

Вывод: Чем больше угол падения солнечного луча, тем больше тепла получает земная поверхность.

Зависимость температуры воздуха от географической широты

Далее в тетрадях рисуем горизонтальную линию, отмечаем и подписываем точки: экватор, тропики, умеренные широты — 60° с. ш. и ю.ш., полюса северный и южный.

Работа со схемой в учебнике и работа по алгоритму:

— Как на этой территории нагревается поверхность Земли?

— Как нагревается воздух, почва?

— Воздух теплый или холодный?

— Легкий или тяжелый?

— Поднимается или опускается?

— Если воздух опускается (поднимается) атмосферное давление низкое или высокое?

— При восходящих (нисходящих) потоках воздуха образуются осадки или нет?

Беседу начинаем с изучения климата экватора, затем к полюсу северного полушария. Южное полушарие объясняют сильные ученики.

К концу объяснения получается схема

 

5. Практическая работа

Анализ статистических данных годового хода температур и осадков.

Целевая установка: найдите на физической карте России города, данные в задании. Определите их координаты. Проанализируйте статистические данные годового хода температур и осадков. Постройте графики. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о закономерностях распределения температур и осадков на территории России.

1.Определите координаты городов:

Калининград_________________________________
Москва______________________________________
Омск________________________________________
Томск_______________________________________
Иркутск_____________________________________
Якутск______________________________________
Магадан_____________________________________
Благовещенск________________________________

2.Постройте графики хода температур и осадков

3.Вывод

Подведение итогов практической работы.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Повторение изученного материала                                                                                          

1. В чем основная причина различия температур на земной поверхности?
2. На карте и глобусе покажите пояса низкого и высокого давления.
3. Как формируется область низкого атмосферного давления?
4. Как формируется область высокого атмосферного давления?
5. Почему на экваторе выпадает много осадков, а в тропических широтах мало?
6. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?

7. Д/З § 6
 

Дополнительная информация к уроку:
ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
САМЫЕ СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ

Самая низкая температура воздуха на Земле была зарегистрирована на советской антарктической станции «Восток» 21 июля 1983 года, когда платиновый термометр на метеоплощадке показал минус 89,2 градуса по шкале Цельсия. Это самая низкая температура за всю историю метеорологических наблюдений.

Самая низкая температура, зарегистрированная на территории нашей страны, — минус 78 градусов Цельсия. Невероятный мороз имел место в верховьях реки Индигирки.

Самая низкая температура воздуха в обитаемых районах планеты была зарегистрирована в 1964 году в Якутии в селении Оймякон (население — 600 человек) — минус 71,1 градуса. Координаты Оймякона — 63 градуса 16 минут северной широты, 143 градуса 15 минут восточной долготы. Все междуречье верховьев рек Яны и Индигирки принято считать районом полюса холода Северного полушария.
ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

Вечная мерзлота более 1370 метров глубиной была зафиксирована учеными у северных берегов сибирской реки Вилюй в феврале 1982 года. Мощнейшие слои вечной мерзлоты обнаружены на полуострове Таймыр. В отдельных местах они достигают 600 метров в глубину.
САМОЕ ХОЛОДНОЕ МЕСТО

Самое холодное место в бывшем СССР — поселок Делянкыр на реке Нере (недалеко от Оймякона) — его среднегодовая температура составляет минус 17,2 градуса по Цельсию. В Верхоянске и Оймяконе немного теплее.
САМОЕ ТЕПЛОЕ МЕСТО

Самым теплым местом на территории СНГ является город Шерабад (Сурхандарьинская область, Узбекистан). Здесь средняя годовая температура воздуха составляет плюс 18,1 градуса по Цельсию.
САМАЯ СИЛЬНАЯ ЖАРА

Впервые за 73 года наблюдений сотрудники Репетекской метеорологической станции (Туркменистан) сделали в журнале следующую запись: «29 июля 1983 года зарегистрирована максимальная температура воздуха — плюс 50,2 градуса по шкале Цельсия». Это наивысшая температура на территории стран СНГ.
МАКСИМУМ И МИНИМУМ В МОСКВЕ

Абсолютный минимум температуры для Москвы составляет минус 42,2 градуса по Цельсию. Абсолютный максимум — плюс 36,8 градуса по Цельсию (7 августа 1920 года).
САМАЯ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА ТЕМПЕРАТУР

Самая большая разница между летними и зимними температурами равна 106,7 градуса по Цельсию (с —70 до +36,7). Этот природный рекорд был зарегистрирован в Верхоянске.
РАСКАЛЕННАЯ ПОЧВА

Самая высокая температура почвы зарегистрирована на станции Шурчи в Узбекистане. Температура орошаемых светлых сероземов здесь доходит до 79 градусов. На станции Репетек в Туркмении песок нагревается до 77 градусов.

infourok.ru

Урок-презентация «Климаты Земли». 7 класс

Урок « Климаты Земли»

Класс: 7.

Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.

Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.

Задачи урока:

Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.

Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.

Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.

Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.

Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.

Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.

Оборудование: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

Учитель:/data/files/g1476116687.pptx (климат Земли)

Дорогие ребята, мне сегодня приятно видеть вас на уроке. И чтобы с хорошего настроения начать урок, давайте повернемся друг другу, улыбнемся и пожелаем успехов в освоении новых знаний! Итак, начнем, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (ответ учеников)

— Сегодня мы продолжим изучение климатических особенностей нашей планеты.

Слайд 1 – название темы урока «Климатические пояса. Климатообразующие факторы» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Учитель:

— Что мы сегодня вспомним, узнаем, чему научимся на уроке?

Слайд 2 — формулирование цели и задач урока.

Описывать климатические пояса. Выявлять факторы формирования климата.

Как и почему на Земле формируются климатические пояса. Какие факторы

влияют на климат.

Проверка домашнего задания.

Задания на доске

На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, подписать области атмосферного давления

На схеме обозначить районы формирования воздушных масс, поясов атмосферного давления. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс.

    Работа с остальными ребятами класса.

    Слайд 3.

    Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.

    Кто рассуждал правильно. Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ.

    ( каждой группе дается по 1 вопросу)

    Слайд 4. (открыть когда отвечают группы)

    1 группа. Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался ( на него Винни Пух упал). ( не прав, в в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое)

    Слайд 5.

    2 группа. Кролик рассуждал практически.» я известный овощевод,, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот , что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух» ( кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки)

    Слайд6.

    3 группа. « А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» — заявила Сова. ( сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много)

    Слайд 7.

    4 группа. « А я бы отправился на Северный пояс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» — задумчиво размышлял ослик Иа. ( не прав, на северном поясе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало)

    Молодцы, а теперь проверим задание на доске.

    Плюс задание слайд 1 интерактива.

    Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли». Слайд 9

    Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов.

    Слайд10.

    Термин климатический пояс « Климатические пояса – это обширные, достаточно однородные по климату области Земли.

    Климатические пояса формируются под действием определенных ВМ.

    Используя карту атласа « климатические пояса земли» перечислите климатические пояса земли.

    Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13)

    Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора)

    Слайд11.

    Существуют два вида климатических поясов:

    Климатические пояса


     

    основные переходные

    ( в течении года господствует одна ВМ) ( происходит смена ВМ посезонам)

    Слайд10 ( каждый элемент получается по щелчку, использовать вместе с гиперссылками)

    рассмотрим особенности основных климатических поясов.

     

    какие ВМ формируются в районе экватора ( экв)

    каковы там погодные условия в течении года

    какие ВМ формируются в районе тропиков?

    какими свойствами обладают ТВМ? ( жаркие и сухие)

    какие ВМ господствуют в умеренных широтах?

    Какими свойствами обладают УВМ? ( свойства изменяются в течении года)

    какие ВМ господствуют в районе полюсов?

    какими свойствами обладают АВМ? ( холодные и сухие)

    В районе формирования ЭВМ выделяют экваториальный климатический пояс ( щелчок на поясе картинки, обратно – стрелка)

    В районе формирования ТВМ – выделяют Тропический климатический пояс

    В районе формирования УВМ — выделяют умеренный климатический пояс

    В районе господства АрВМ и АнВМ — арктический и антарктический климатические пояса.

    Выпишите в тетрадь основные климатические пояса, используя карту климатические пояса и области мира.

    Слайд11. Проверка основных климатических поясов

    Климатические пояса


     

    основные переходные

    Экваториальный

    Тропический

    Умеренный

    Арктический

    Антарктический

    Задание группам: дайте характеристику климатических поясов и оцените климат с позиции влияния на жизнь и деятельность населения, используя карту климатические пояса и области мира и дополнительный материал:

    Слайд 12 ( появляется таблица, группы дают характеристику одного климатического пояса)

    Климатический пояс

    ВМ

    Особенности климата

    тем

    Осадки.

    Примеры адаптации человека

    Приспособленность к особенностям климата

    ян

    ию

    экваториальный

    ЭВМ

    Жарко и влажно в течении года

    +24°

    +24°

    2000мм

    Хижины из ветвей и листьев деревьев

    Защищают от палящих лучей Солнца

    тропический

    ТВМ

    Жарко и сухо

    +10° — +15°

    +32°

    100мм

    Жилища кочевников из козьих шкур в форме шатра

    Длинные легкие накидки

    Защита от сухого тропического воздуха

    Защищает от песчаных бурь

    умеренный

    УВМ

    Четкая выраженность смены времен года

    0° — -32°

    +16°

    300 – 600мм

    Жилища деревянные,

    Защищают зимой от холода, летом сохраняют прохладу

    Арктический

    антарктический

    АВМ

    Холодно в течении года

    -32°

    Ниже 0°

    Менее 100мм

    Меховые комбинезоны

    Оберегают от холода

    Проверка таблицы ( слайд14)

    Трудно себе представить, чтобы очень влажная и жаркая, покрытая лесами территория около экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому, вполне естественно, что между основными климатическими поясами существуют переходные климатические пояса.

    — перечислите названия климатических поясов, которые у нас остались не названными

    — что общего в их написании ( приставка суб)

    — почему их называют переходными ( их формируют две воздушные массы)

    Слайд 12. ( по щелчку смена картинки)

    Летом в каждом переходном поясе господствуют ВМ того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее

    Летом в результате наклона земной оси солнце оказывается в зените над северным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к северу Земли. ( щелчек и движение солнышка)

    Зимой солнце оказывается в зените над южным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к югу Земли. ( щелчок и солнышко смещается)

    Таким образом, в районе между экватором и тропиком происходит перемещение (смена) воздушных масс и областей разного атмосферного давления. (эффект анимации на слайде) Поэтому этот район Земли получил название переходного субэкваториального пояса. Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный.

    Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами (эффект анимации на слайде).

    — какие ВМ формируют субэкваториальный клим.пояс

    — какие ВМ формируют субтропический климатический пояс

    — Какие ВМ формируют субарктический (субантарктический) пояс


     

    Выпишите в тетрадь переходные пояса:

    Слайд 13. ( проверка схемы)

    Климатические пояса


     

    Постоянные переходные

    Экваториальный субэкваториальный

    Тропический субтропический ( 2)

    Умеренный субарктический

    Арктический субантарктический

    Антарктический

    Слайд 15.

    Если посмотреть на карту, то мы увидим, что границы климатических поясов не проходят строго по параллелям и местами отклоняются то к северу, то к югу.

    Слайд 16 ( климатообразующие факторы)

    Это объясняется тем, что на климат оказывает влияние рельеф, океаны, течения, суша, т.е. КОФ ( Слайд)

    Закрепление.

    Интерактивное задание на доске (слайды 2,3,4)

    ( Распределить климатические пояса по группам)

    Географический диктант

    в каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков

    длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом умеренных воздушных масс

    круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса

    Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт

    Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.

    В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.

    Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.

      Домашнее задание.

      Параграф 8, повторить п.6,7.

      На контурной карте отметить климатические пояса

      Доделать таблицу для переходных поясов.

      Сложные творческие задания ( по желанию)

        Вам предлагается несколько ситуаций. По одной из них напишите рассказ (желательно с иллюстрацией) /задания в карточках раздаются детям/

        1.Вы отправляетесь в путешествие на Антарктический полуостров летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

        2.Вы отправляетесь в путешествие на остров Врангеля летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

        3.Вы отправляетесь в путешествие на Гавайские острова зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

        4.Вы отправляетесь в путешествие на озеро Байкал зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?

         

        Рефлексия.

        Какой ответ вы можете выбрать по сегодняшнему уроку?

        -Я усвоил(а) материал полностью.

        -Я усвоил(а) материал частично.

        -Я не усвоил материал урока.

        Итоги урока. Оценки за урок.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Климатические пояса — урок. География, 7 класс.

        Климатический пояс — область земной поверхности с относительно однородными климатическими условиями.

         

        Климатические пояса протягиваются в широтном направлении в соответствии с зональностью климата. Различают основные и переходные климатические пояса.

         

        Основные пояса выделяют по господству зонального типа воздушных масс. В каждом полушарии — Северном и Южном — располагается по одному тропическому, одному умеренному и одному полярному (арктическому и антарктическому) поясу. Экваториальный пояс — один на оба полушария. Таким образом, на земной поверхности выделяются \(7\) основных климатических поясов. В каждом из них формируются свойственные только ему режимы температуры воздуха и выпадения атмосферных осадков.

         

        Образование переходных климатических поясов

         

        Между основными климатическими поясами образуются переходные: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический (всего \(6\) переходных поясов).

         

        В переходных поясах происходит сезонная смена воздушных масс. Собственных воздушных масс переходные пояса не имеют. Летом сюда поступает воздушная масса соседнего пояса, расположенного ближе к экватору, а зимой — расположенного ближе к полюсу.

         

        В субэкваториальный пояс летом приходят экваториальные воздушные массы, устанавливается жаркая и дождливая погода. Зимой наступает тропический воздух с жаркой и сухой погодой.

         

        В субтропическом поясе летом жарко и сухо — господствует тропический воздух, а зимой приходят умеренные воздушные массы — температура понижается, идут дожди.

         

        В субарктическом поясе летом господствуют умеренные воздушные массы, зимой — арктические. В субантарктический пояс летом приходят умеренные воздушные массы, зимой — антарктические.

         

        С продвижением в глубь материков изменяется соотношение тепла и влаги. В пределах климатических поясов выделяют климатические области с разными типами климата: морским, континентальным, западных и восточных побережий. Например, тип климата с жарким сухим летом и прохладной дождливой зимой в пределах субтропического пояса называют средиземноморским.

        www.yaklass.ru

        Характеристика климатических поясов — урок. География, 7 класс.

        Экваториальный пояс

        Экваториальный пояс располагается в экваториальных широтах. Для него характерно преобладание экваториальных воздушных масс в течение всего года. Температура воздуха составляет \(+26\) °С — \(+28\) °С. Количество осадков — \(1500\)–\(3000\) мм в год. Здесь ежедневно выпадают ливневые осадки с грозами. Экваториальный пояс — самая влажная область земной поверхности. В течение года здесь отмечается только один сезон — жаркое и влажное лето.

        Субэкваториальный пояс

        Для субэкваториального пояса характерна сезонная смена воздушных масс: летом — влажные и жаркие экваториальные, зимой — очень жаркие и очень сухие тропические. Максимум осадков выпадает летом, годовое количество — \(1000\)–\(2000\) мм.

        Тропический пояс

        Тропические пояса находятся в тропических широтах обоих полушарий. Круглый год здесь господствуют тропические воздушные массы. Для них характерны высокие температуры воздуха, в среднем до \(+35\) °С, зимой они понижаются до \(+15\)…\(+25\) °С.

         

        В тропических широтах воздух опускается к земной поверхности из верхних слоёв атмосферы и создаёт высокое атмосферное давление. У земной поверхности воздух нагревается, водяной пар не конденсируется и не образует облаков. Поэтому в тропиках выпадает мало осадков.

         

        Тропический пояс делится на \(2\) климатические области: тропическую влажную и тропическую засушливую.

        Субтропический пояс

        Субтропические пояса формируются под влиянием тропических воздушных масс летом и умеренных — зимой. В субтропическом поясе выделяются \(4\) климатические области: средиземноморский тип климата, муссонный, засушливый и климат с равномерным увлажнением.

         

        Для средиземноморского типа климата характерны сухое и жаркое лето и влажная и тёплая зима.

         

        В центральных частях материков господствует засушливый климат с жарким (до \(+30\) °С) и сухим летом, относительно сухой зимой (от \(0\) до \(+5\) °С) и небольшим среднегодовым количеством осадков (\(300\) мм).

         

        Муссонный климат характерен для восточных побережий материков. Здесь наблюдается жаркое и дождливое лето, а также прохладная и влажная зима (\(1000\)–\(1500\) мм).

        Умеренный пояс

        Умеренные пояса — самые протяжённые климатические пояса Земли. Здесь на протяжении всего года господствуют умеренные воздушные массы. В пределах умеренного пояса выделяются \(4\) климатические области: влажного морского, умеренно-континентального, континентального и муссонного климата.

         

        Влажный морской тип климата характерен для западных побережий материков. Здесь в течение года выпадает около \(1000\) мм осадков, лето прохладное (\(+12\) °С — \(+16\) °С), зима мягкая (\(0\) °С — \(+6\) °С).

         

        С продвижением в глубь материка увеличивается годовая амплитуда температуры воздуха, уменьшается количество осадков. Климат становится сначала умеренно-континентальным, а потом континентальным.

         

        На восточных побережьях материков, особенно Евразии, формируется муссонный тип климата с обильными летними осадками (\(800\)–\(1200\) м) и сухой и морозной зимой.

        Субарктический и субантарктический пояса

        Для них характерна смена воздушных масс по сезонам: летом — умеренные, зимой — арктические и антарктические. Лето здесь короткое, прохладное (\(+5\) °С — \(+10\) °С) и влажное, а зима длинная и суровая (до \(-55\) °С).

        Арктический и антарктический пояса

        Арктический и антарктический пояса расположены в полярных областях Земли. Континентальный климат характерен для Антарктиды, Гренландии, Канадского Арктического архипелага. Он наиболее суровый, практически весь год держатся отрицательные температуры. Для арктического океанического климата характерны холодное лето (до \(+2\) °С) и большое количество осадков (до \(400\) мм).

        www.yaklass.ru

        Обобщающий урок в 7 классе по географии: «Атмосфера и климат Земли»

        Обобщающий урок по теме: «Атмосфера и климат Земли»

        Цель.

        Познавательная: систематизация и обобщение знаний и умений по теме: «Атмосфера и климат Земли».

        Развивающая: повышение научно-теоретического уровня учебного материала и потребностей учащихся к самообразованию.

        Воспитательная: толерантность, взаимовыручку, товарищество.

        Оборудование: презентация. слайд « Лист оценивания», дидактические задания по теме: «Атмосфера и климат Земли» составленные по таксономии Блума, два варианта.

        Ход урока:

        I. Организационный момент.

        Создание коллаборативной среды. Приветствие. Учитель делит класс на пары равные по силам.

        Однин из учеников находит свою пару в классе. Правила. Учитель даёт стикер с именем напарника одному ученику из комплектуемой пары. Ученик предлагает напарнику работать вместе. Опорные слова на слайде.

        … я приглашаю тебя в нашу команду. Мне будет приятно с тобой сотрудничать. …, очень рад(а) видеть тебя в нашей команде. …, надеюсь у нас всё получится. …, мы будем хорошей командой! …, я рассчитываю на твои знания. Это поможет нам получить новые знания!

        Рассаживаются по парам.

        II. Проверка, систематизация и обобщение знаний и умений по теме: «Атмосфера и климат Земли».

        1. Объяснить ход работы на уроке. В Опорном листе расписан ход работы на уроке по таксономии Блума. Работа на уроке организована по парам. Пары составлены по уровню обученности. Опорный лист имеется у каждой пары учащихся. Каждая пара работает в своём ритме, выполняя последовательно задания. Выполненные задания проверяются учителем. Результат выставляется в лист самооценки. Каждая пара переходит на следующий уровень, выполнив задание. Задания I,II, III уровня оцениваются на оценку три. Задание IV уровня — оценка четыре. Задание V, VI уровня оцениваются на оценку пять. Оценивание будет проводиться на интерактивной доске методом «Прозрачного журнала». Все результаты продвижения будут вам доступны. Желаю успехов!

        Вариант №1

        Задание первого уровня. Знание.

        Знание № 1. Задание составлено на апеллирование конкретными знаниями.

        Знание терминологии. О чём идёт речь?

        1. Газовая оболочка, окружающая Землю.

        2. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы

        3. Это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга степенью нагрева солнечными лучами и сезонной сменой воздушных масс.

        4. Это ветры, преобладающие в тропосфере и стратосфере средних широт Земли. Они дуют от тропиков Северного и Южного полушария, где формируется область высокого давления, в сторону 60° широт, где формируются области низкого давления

        Модельный ответ. Атмосфера, атмосферное давление, климатические пояса, западные ветры.

        Второй уровнь. Понимание.

        Задание №1. Переложение. Иллюстрируй схему. Покажите области высокого и низкого давления.

        Третий уровнь. Применение. Задание на знание классификаций и категорий. Установи соответствие между терминами и понятиями .

        Климатические элементы

        Климатические элементы на карте

        Изображение климатических элементов на карте

        1

        Ветер

        А

        Изогиета

        I

        Изображаются линиями с направлением движения синего и красного цвета

        2.

        Температура

        В

        Изобара

        II

        Кривые линии соединяющие точки с одинаковым давлением

        3.

        Осадки

        С

        Стрелки

        III

        Кривые линии соединяющие точки с одинаковым количеством осадков

        4.

        Давление воздуха

        D

        Изотерма

        IV

        Кривые линии соединяющие точки с одинаковыми температурами

        Модельный ответ: 1 С I, 2 D IV, 3 A III, 4 B II.

        Четвёртый уровнь. Анализ. Проанализируй и сделай вывод о верности или ошибочности утверждения.

        1. Большой объём воздуха тропосферы обладающий однородными свойствами, называется воздушной массой.

        2. Все воздушные массы кроме, экваториальных, делятся на океанические и континентальные.

        3. Воздушные массы не имеют свойств того пояса, где сформировались.

        4. Движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью земли называется ветер.

        5. Ветер — это движение воздуха из областей низкого давления в области высокого давления.

        6. Над земной поверхностью ветры устойчиво дующие в сторону экватора, из тропических широт называются пассатами.

        7. Постоянные ветры дуют от поясов высокого давления в тропиках к поясам низкого давления в умеренных широтах (650 с.ш.- 650 ю.ш.) называются западные ветры.

        8. Во всех областях высокого давления выпадает много осадков.

        9. Во всех областях низкого давления выпадает много осадков.

        10. Формирование климатических условий определяют не только географическая широта и высота солнца над горизонтом, но и движение воздушных масс.

        Модельный ответ.

        1. Большой объём воздуха тропосферы обладающий однородными свойствами, называется воздушной массой. +

        2. Все воздушные массы кроме, экваториальных, делятся на океанические и континентальные. +

        3. Воздушные массы не имеют свойств того пояса, где сформировались. –

        4. Движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью земли называется ветер.+

        5. Ветер — это движение воздуха из областей низкого давления в области высокого давления.-

        6. Над земной поверхностью ветры устойчиво дующие в сторону экватора, из тропических широт называются пассатами. +

        7. Постоянные ветры дуют от поясов высокого давления в тропиках к поясам низкого давления в умеренных широтах (650 с.ш.- 650 ю.ш.) называются западные ветры.+

        8. Во всех областях высокого давления выпадает много осадков.-

        9. Во всех областях низкого давления выпадает много осадков. +

        10. Формирование климатических условий определяют не только географическая широта и высота солнца над горизонтом, но и движение воздушных масс.+

        Пятый уровень. Синтез. Синтезируй концепты в таблицу. Заполни таблицу, используя номера предложений.

        Климатические пояса

        Характеристика климатического пояса.

        1.

        экваториальный

        2.

        субэкваториальный

        3.

        тропический

        4.

        субтропический

        5.

        умеренный

        6.

        Субарктический и субантарктический

        7.

        арктический и антарктический

        1. Длительная и суровая зима сменяется здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.

        2. В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура воздуха и выпадает значительное количество осадков.

        3. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.

        4. Бывает полярный день и полярная ночь.

        5. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.

        6. Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса.

        7. Ярко выражены сезоны года: весна, лето, осень, зима.

        8. Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.

        9. В этом климатическом поясе господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт.

        10. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.

        11. Весь год господствует жаркая и сухая воздушная масса.

        Модельный ответ:

        Климатические пояса

        Характеристика климатического пояса.

        1.

        экваториальный

        2,

        2.

        субэкваториальный

        8, 10

        3.

        тропический

        11

        4.

        субтропический

        3, 9

        5.

        умеренный

        4, 7

        6.

        Субарктический и субантарктический

        1,

        7.

        арктический и антарктический

        4, 6

        1. Длительная и суровая зима сменяется здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.

        2. В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура воздуха и выпадает значительное количество осадков.

        3. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в

        виде зимних дождей.

        4. Бывает полярный день и полярная ночь.

        5. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.

        6. Круглый год господствует сухая и холодная воздушная масса.

        7. Ярко выражены сезоны года: весна, лето, осень, зима.

        8. Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.

        9. В этом климатическом поясе господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт.

        10. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.

        11. Весь год господствует жаркая и сухая воздушная масса.

        Шестой уровень. Оценивание.

        эскимосский иглу

        русская изба

        Сравни и оцени жилище разных народов мира. В каких климатических поясах построены жилища? Почему люди издревле строили здесь такого типа жильё?

        Вариант №2.

        Первый уровень. Знание.

        Знание № 1. Задание составлено на апеллирование конкретными знаниями.

        Знание терминологии. О чём идёт речь?

        1. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу. её географического местоположения 2. Движение воздуха, обычно параллельно земной поверхности. Возникает и поддерживается при наличии разницы в давлении воздуха. 3. Большая масса воздуха в тропосфере, обладающая приблизительной однородностью свойств. 4.Ветры, дующие из тропических широт в экваториальные. 

        Модельный ответ: климат, ветер, воздушная масса, пассаты.

        Второй уровень. Понимание. Иллюстрируй схему. Нанеси и подпиши на схеме направление постоянных ветров.

        Задание №1.

        Задание третьего уровня. Применение. Задание на знание классификаций и категорий.

        Установи соответствие между терминами и понятиями .

        Климатические элементы

        Климатические элементы на карте

        Изображение климатических элементов на карте

        1

        Ветер

        А

        Изогиета

        I

        Изображаются линиями с направлением движения синего и красного цвета

        2.

        Температура

        В

        Изобара

        II

        Кривые линии соединяющие точки с одинаковым давлением

        3.

        Осадки

        С

        Стрелки

        III

        Кривые линии соединяющие точки с одинаковым количеством осадков

        4.

        Давление воздуха

        D

        Изотерма

        IV

        Кривые линии соединяющие точки с одинаковыми температурами

        Модельный ответ: 1 С I, 2 D IV, 3 A III, 4 B II.

        Задание четвёртого уровня. Анализ. Сравни направление постоянных ветров.

        Пассаты

        Западные ветры

        Юго-восточные и северо-восточные ветры

        1

        Направление

        Пятый уровень. Синтез. Синтезируй концепты в таблицу. Заполни таблицу используя номера предложений.

        Климатические пояса

        Характеристика климатического пояса.

        1.

        экваториальный

        2.

        субэкваториальный

        3.

        тропический

        4.

        субтропический

        5.

        умеренный

        6.

        Субарктический и субантарктический

        7.

        арктический и антарктический

        1. Длительная и суровая зима сменяется здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.

        2. В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура воздуха и выпадает значительное количество осадков.

        3. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в

        виде зимних дождей.

        4. Бывает полярный день и полярная ночь.

        5. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.

        6. Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса.

        7. Ярко выражены сезоны года: весна, лето, осень, зима.

        8. Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.

        9. В этом климатическом поясе господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт.

        10. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.

        11. Весь год господствует жаркая и сухая воздушная масса.

        Модельный ответ:

        Климатические пояса

        Характеристика климатического пояса.

        1.

        экваториальный

        2,

        2.

        субэкваториальный

        8, 10

        3.

        тропический

        11

        4.

        субтропический

        3, 9

        5.

        умеренный

        4, 7

        6.

        Субарктический и субантарктический

        1,

        7.

        арктический и антарктический

        4, 6

        Шестой уровень. Оценивание

        эскимосская иглу

        русская изба

        Сравни и оцени жилище разных народов мира. В каких климатических поясах построены жилища? Почему люди издревле строили здесь такого типа жильё?

        III. Подведение итогов.

        IV. Рефлексия. «Острова».

        На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

        infourok.ru

        Ответ Атмосфера и климаты Земли

        1) Что называют:

        а) погодой.

         

        • Ответ: Состояние атмосферы в определенное время в данном месте.

         

        б) климатом.

         

        • Ответ: Многолетний режим погоды.

         

        2) Рассмотрите климатическую карту мира в атласе. Какими способами изображены на ней основные элементы климата?

        Температуры: максимальные.

         

        • Ответ: + 56 (указана температура).

         

        Средние.

         

        • Ответ: +16 (линии с указанием температуры).

         

        Осадки.

         

        • Ответ: Различными цветами с указанием значения.

         

        Ветры.

         

        • Ответ: Стрелками.

         

        3) Проследите по климатической карте особенности хода нулевой изотермы в Северном и Южном полушариях. Объясните установленные факты.

         

        • Ответ:

           

          4) Между какими изотермами января и июля расположена ваша местность?

          Изотермы января.

           

           

          Изотермы июля.

           

           

          5) Составьте характеристику основных типов воздушных масс.

           

          • Ответ:

          •  

             

            Название воздушной массы

            Район формирования

            Основные свойства

            1.       Арктическая (антарктическая)

            Арктика и Антарктида (полярные широты)

            1) Низкая температура.

            2) Малое влагосодержание.

            3) Большая прозрачность.

            2)  Умеренная

            В умеренных широтах

            1) Континентальный – зимой сильно охлаждены, летом сухие и сильно нагреты.

            2) Морские – влажные.

            3) Тропическая

            В тропиках и субтропиках

             

            4) Экваториальная

            В экваториальных широтах

            1) Высокая температура.

            2) Высокая влажность.

            3) Низкое атмосферное давление.

           

          6) По климатической карте мира в атласе определите, в каких районах Земли среднегодовое количество осадков:

          а) менее 100 мм

           

          • Ответ: Пустыня Сахара.

           

          б) более 3000 мм

           

          • Ответ: Предгорье Анд Черрапундже.

           

          Объясните причины неравномерного распределения осадков на нашей планете.

           

          • Ответ: Размещение низкого и высокого атмосферного давления.

           

          7) На схеме «Перемещение воздушных масс по сезонам и образование климатических поясов» обозначьте разными цветами воздушные массы и подпишите названия климатических поясов.

           

          • Ответ:
          •  

           

          Климатические пояса

           

          • Ответ:
          • 1) Экваториальный.
          • 2) Субэкваториальный.
          • 3) Тропический.
          • 4) Субтропический.
          • 5) Умеренный.
          • 6) Субарктический.
          • 7) Арктический (Антарктический).

           

          8) Назовите опасные атмосферные явления.

           

          • Ответ: Сильные ветры, смерчи, ураганы, град, засуха, суховеи, пыльные бури, туманы, метели, обильные снегопады, гололед, заморозки, шторм, ливни, град.

           

          9) Приведите примеры приспособления человека к особенностям того или иного климата и объясните их. Можно сделать рисунки.

           

          • Ответ: Холод: теплая одежда; жара: прохладные напитки, вентилятор (кондиционер).

           

          10) Как изменится климат Земли, если:

          а) площадь суши увеличится.

           

          • Ответ: Климат станет менее влажным.

           

          б) площадь суши уменьшится.

           

          • Ответ: Климат станет более влажным.

           

          11) Составьте прогноз изменения климата Земли при условии увеличения выброса тепла в атмосферу в результате хозяйственной деятельности людей.

           

          • Ответ: Повышение температуры, таяние ледников, затопление суши.

        tetrab.ru

        Интегрированный урок по географии на тему «Циркуляция атмосферы. Климаты Земли» 7 класс

        Интегрированный урок-путешествие в 6 классе «География +метеорология»

        (слайд 1) Тема: «Циркуляция атмосферы. Климаты Земли»

        (слайд 2) Цель: формирование понятий о циркуляции атмосферы как об одном из климатообразующих факторов; формирование понятий о климатических зонах на земной поверхности.

        Задачи:

        • образовательная: выявить причинно-следственные связи между распределением атмосферного давления на земной поверхности и циркуляцией атмосферы, а также между циркуляцией атмосферы и климатами Земли.

        • воспитательная: воспитать у обучающихся стремление к познанию нового, устойчивый интерес к предмету, мотивировать обучающихся на поиск и приобретение знаний, умений и навыков.

        • развивающая: развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.

        Оборудование: интерактивная климатическая карта мира, карточки, географический атлас, учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация.

        Тип урока: урок-путешествие.

        Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

        Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

        Методы: исследовательский, познавательный, практический.

        Ожидаемый учебный результат:

        – умение объяснять причины распределения атмосферного давления;

        – умение называть, описывать и пояснять закономерности в изменениях атмосферного давления в разных точках земного шара, объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли;

        – умение объяснять причины возникновения общей циркуляции атмосферы;

        — умение выявить причинно-следственные связи между распределением атмосферного давления на земной поверхности и циркуляцией атмосферы, а также между циркуляцией атмосферы и климатами Земли;

        – умение работать с картами: показывать и пояснять области высокого и низкого давления, направление ветров общей циркуляции атмосферы, климатические пояса;

        –– приобретение опыта совместной работы, навыков работы и информацией, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки и рефлексии.

        Ход урока:

        1. Организационный момент.

        Учитель:

        Лишь солнце золотоволосое

        Прогонит сон и ночи тьму,

        Ко мне бросаются с вопросами

        Сто тысяч «Где» и «Почему»?

        Как это здорово и правильно,

        Что среди множества наук

        Мы изучаем географию,

        Чтоб стал понятен мир вокруг!

                    — Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир географии. Вы узнаете много нового и интересного. Неожиданные открытия встретятся на вашем пути. Разделимся на пять команд. В каждой команде выберем командира. Он заполняет оценочный лист (приложение 2), отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику. Отвечая на все вопросы, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

        II. Путешествие.

        Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки (приложение 1). Выполнив задания в карточках, вы сможете подняться на высоту 500 м.

        Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3). Называйте любую тему из представленных на экране и номер вопроса, а я вам говорю задание (вопросы и ответы в приложении 3).

        слои атмосферы

        ветры

        облака

        1

        2

        3

        4

        1

        2

        3

        4

        1

        2

        3

        4

        осадки

        приборы

        1

        2

        3

        4

        1

        2

        3

        4

        Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

        Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопрос:

        — Как вы думаете, от чего зависит распределение атмосферного давления?

        Ответы обучающихся

        (слайд ) 1. Распределение поясов атмосферного давления.

        Учитель: Воздух находится в постоянном движении, его масса над определённой точкой поверхности непрерывно меняется. Давление повышается там, где воздуха становится больше, и понижается там, откуда воздух уходит. Главная причина движения воздуха — изменение его температуры. Нагреваясь от поверхности Земли, воздух расширяется и поднимается вверх, растекаясь в стороны, в результате у поверхности Земли давление понижается. Охлаждаясь над холодной поверхностью, воздух уплотняется и опускается вниз; в верхних слоях плотность уменьшается, и туда устремляется воздух со стороны. Количество воздуха увеличивается, и давление над холодной поверхностью возрастает.

        В целом на земном шаре формируется несколько поясов атмосферного давления. На экваторе, интенсивно нагреваемом Солнцем, какое будет давление?

        Обучающиеся: Давление здесь понижено.

        Учитель: Правильно. Давление здесь постоянно понижено. Нагретый от земной поверхности воздух поднимается и растекается к тропическим широтам. На высоте он охлаждается, опускается вниз, создавая в тропических областях область какого давления?

        Обучающиеся: Повышенного давления.

        Учитель: Мы выяснили, что над тропическими районами образуется область повышенного давления. Воздух здесь будет опускаться вниз и растекаться в соседние области, т.е. в сторону экватора и в умеренные широты. Значит над умеренными широтами он будет подниматься вверх, и здесь образуется область какого давления?

        Обучающиеся: Низкого.

        Учитель: Т.е., над умеренными широтами устанавливается низкое давление. Над полюсами температура постоянно низкая, здесь холодный воздух опускается и уплотняется, поэтому устанавливается какое давление? Обучающиеся: Высокое давление.

        Учитель: Таким образом, среднее распределение атмосферного давления на уровне моря в целом имеет зональный характер. Выделяются зоны пониженного давлении экваториальная и умеренных широт, и зоны повышенного давления — тропические и полярные.

        Пояса высокого и низкого давления не распределяются над поверхностью Земли ровными полосами, потому что материки и океаны, по-разному поглощающие и отдающие солнечное тепло, располагаются на земном шаре неравномерно. К тому же земная ось наклонена к плоскости орбиты нашей планеты и полушария нагреваются неодинаково.

        Распределение атмосферного давления по земному шару представляется картами изобар, построенными по средним многолетним значениям давления на уровне моря за определенные месяцы или сезоны.

        (Слайд ) 2. Особенности общей циркуляции атмосферы.

        Метеоролог: Атмосферная циркуляция является одним из основных климатообразующих факторов, т.к. с ней связан перенос воздушных масс с различными физическими свойствами, формирующими погоду, — теплых и холодны, сухих и влажных и т.д. Воздушные течения, преобладающие в различных областях земного шара, не являются изолированными, а входят в систему общей циркуляции атмосферы.

        Общей циркуляцией атмосферы (от лат. circulatio — вращение) называется совокупность основных воздушных течений на земном шаре, размеры которых соизмеримы с крупными частями материков и океанов.

        Общая циркуляция атмосферы определяет климат и погоду во всех районах Земли. Она образуется из-за неравномерного нагрева Солнцем поверхности нашей планеты, это приводит к различию величин атмосферного давления над различными районами, что и является непосредственной причиной возникновения воздушных течений.

        Все процессы, происходящие в воздушной оболочке Земли, изменяются с широтой. От экватора к полюсам уменьшается температура воздуха и изменяется атмосферное давление. По обе стороны от экватора устанавливается область пониженного давления, которая вместе с Солнцем перемещается между Северным тропиком и Южным тропиком по сезонам года. Над 30-ми широтами и полюсами расположены области повышенного давления, а между ними — в умеренных широтах — давление низкое. Воздух перемещается из районов с высоким атмосферным давлением в области пониженного давления — так формируется система постоянных ветров, дующих над планетой.

        На экваторе, где атмосферное давление низкое, нагретый Солнцем воздух поднимается вверх и растекается в верхних слоях тропосферы в сторону полюсов. Охлаждаясь, он опускается в тропических широтах и создаёт область высокого давления, из которой у поверхности Земли к экватору дуют тропические восточные ветры пассаты. Они постоянны во всей тропической зоне и во времена парусного судоходства оказали неоценимую помощь мореходам. Направленные от тропиков к экватору, пассаты под действием силы Кориолиса отклоняются к западу. В Северном полушарии они дуют с северо-востока на юго-запад, а в Южном — с юго-востока на северо-запад. Пассаты, зарождающиеся над океаном, — влажные, они приносят осадки на восточные берега Африки, Австралии и Южной Америки. Пассаты, берущие начало в сухих и жарких внутренних районах Евразии, несут сухие и горячие воздушные массы в Северную Африку. Здесь расположена самая обширная пустыня мира — Сахара.

        Из тропических областей высокого давления к высоким широтам дуют ветры, которые под действием силы Кориолиса отклоняются к востоку. В обоих полушариях они называются западными ветрами умеренных широт. В Южном полушарии эти ветры дуют над южными частями Тихого, Атлантического и Индийского океанов, увлекая за собой огромные массы воды и создавая мощное течение западных ветров.

        В полярных районах создаётся восточный перенос воздуха. Здесь из областей высокого давления на полюсах дуют постоянные восточные полярные ветры. К умеренным широтам, где давление низкое, под действием силы Кориолиса они отклоняются к западу. Формируясь над полярными районами, эти ветры несут холодный и сухой воздух.

        Из-за неравномерного распределения материков и океанов общая картина постоянных ветров над земным шаром нарушается. В зависимости от времени года над ними формируются области разного давления. Возникают переменные ветры муссоны, два раза в год меняющие своё направление. Летом материк нагревается быстрее, чем океан, и над ним устанавливается область низкого давления, а над холодным океаном в это время давление высокое. Летний муссон дует с океана на материк, принося обильные осадки и понижая температуру воздуха. Зимой над медленно остывающим океаном образуется область низкого давления, а над остывшей холодной сушей — высокого. Теперь холодный и сухой зимний муссон дует с суши на океан.

        (Слайд ) 3. Особенности основных и переходных климатических поясов.

        Учитель: На основе изучения общей циркуляции атмосферы ученый — климатолог Б.П. Алисов разработал классификацию климатов земного шара. Он выделил четыре основные климатические зоны и три переходные зоны. Основными зонами (или поясами) являются экваториальная, тропическая, умеренных широт и арктическая (антарктическая в южном полушарии). Переходными зонами являются зона субэкваториальная, субтропическая и субарктическая (субантарктическая в южном полушарии).

        Экваториальный пояс. У самого экватора практически отсутствуют сезоны, целый год здесь влажно и жарко. Растут в этой зоне влажные экваториальные леса.

        На некотором удалении от экватора расположена субэкваториальная зона. Она характеризуется сезонной сменой воздушных масс. Летом здесь преобладает влажный муссон, в зимнее время – сухой муссон. Здесь располагаются саванны — тропические степи.

        Вблизи тропиков (тропическая зона) климат становится более сухим, здесь расположены пустыни и полупустыни. Самые известные из них Сахара, Намиб и Калахари в Африке, Аравийская пустыня и Тар в Евразии, Атакама в Южной Америке, Виктория в Австралии (найдите и покажите эти пустыни на карте).

        Субтропическая зона лежит между тропической и умеренной зонами. Летом здесь преобладает тропический воздух, зимой – воздух умеренных широт. Зима прохладная, лето жаркое.

        В зоне умеренного климата преобладает воздух умеренных широт. Здесь происходит чёткая смена сезонов, которые сильно различаются между собой. В Северном полушарии к северной границе пояса примыкают хвойные леса — тайга, сменяющаяся южнее смешанными и широколиственными лесами, а затем лесостепями и степями. Во внутренних областях материков, где влияние морей и океанов почти не ощущается, могут находиться даже пустыни (например, пустыня Гоби в Монголии, Каракум в Средней Азии).

        Субарктическая зона характеризуется преобладанием летом воздуха умеренных широт, зимой — арктического воздуха. Это зона тайги, лесотундры.

        Арктическая (антарктическая) зона. Недостаток тепла приводит к тому, что в этих зонах практически нет лесов, почва заболочена, местами встречается многолетняя мерзлота. У полюсов, где климат самый суровый, возникают материковые льды (как в Антарктиде) или морские льды (как в Арктике). Растительность отсутствует или представлена мхами и лишайниками (тундра).

        (Слайд ) 4. Метеорологическая станция.

        Метеоролог: Ребята, у вас в кабинете расположен пульт управления автоматической метеорологической станцией. Вы ведете Дневники погоды, куда записываете температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра, облака, атмосферные явления, атмосферное давление. По этим данным вы можете определить характеристики погоды: жаркая она или холодная, влажная или сухая, ветреная или нет и т. д. А как вы думаете, кто и где ведет наблюдения за погодой?

        Ответы обучающихся:

        Правильно, на метеорологических станциях за погодой наблюдают метеорологи. Их называют часовыми погоды.

        Метеорологическая станция (МС) – это организация для производства метеорологических наблюдении в месте, выбранном с удовлетворением определенных требований в отношении рельефа местности, близости зданий и населенных пунктов. МС состоит из метеорологической площадки, где расположены основные приборы для метеорологических наблюдений: термометры для измерения температуры воздуха и почвы, гигрометры для измерения влажности воздуха, осадкомер для измерения осадков, мачты флюгеров и анеморумбометров для измерения направления и скорости ветра, гололедный станок для измерения толщины и плотности гололеда и отапливаемого здания, где устанавливаются барометры и барографы, содержится запасной инвентарь и ведется обработка наблюдений. МС оборудуется стандартной для данной сети аппаратурой, с помощью которой производятся наблюдения в установленные сроки и в определенной последовательности.

        III. Закрепление нового материала

        (Слайд) Учитель:

        — Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний). Кто правильно ответит на вопросы, получит возможность подняться на следующую высоту.

        1) Глядя на рисунки, объясните, почему именно так происходит циркуляция атмосферы (приложение 4)

        2) Я читаю текст, а вы должны определить климатический пояс (или зону):

        а) В каком климатическом поясе находился остров Робинзона Крузо, если он так рассказывал о его климате: «По моим наблюдениям, времена года делятся не на холодный и тёплый, а на дождливый и сухой». (Субэкваториальный пояс).

        б) Из дневника журналиста: «Вот, наконец, первый раз за несколько дней тучи рассеялись, ночное небо мы увидели во всей красе. Необычайными, фантастическими красками вспыхивает полярное сияние. Кажется, все вокруг безжизненно. Но это не совсем так. Оставляя глубокие следы, бредет по снегу белый медведь. Он не впадает в зимнюю спячку, как его бурый сородич, а бодрствует круглый год, бродя по плавающим льдинам в поисках пищи».

        Где находился журналист? (Арктический пояс)

        в) Один из путешественников по Африке писал: «… Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, туча закрыла солнце. Сразу потемнело, сверкнула молния, загремел гром. Мои спутники радостно закричали: «Наконец-то дождь»! Но проводник закачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на нас. Все недоумевали…».

        Где могло это произойти. Почему? (Тропический пояс).

        г) «Гелея! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в неё, дважды испытывает радость: в первый день, когда ослеплённый сказочным богатством леса, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого зелёного ада». Я прошу объяснить смысл столь эмоционального высказывания. (Экваториальный)

        д) Вычеркните лишнее:

        Главной особенностью климата умеренного пояса является наличие четырёх сезонов: двух основных — холодного (зима) и тёплого (лето), и двух промежуточных — весна и осень. Здесь круглый год идут дожди, жарко и влажно. Этому климату присущи частые и сильные изменения атмосферного давления, температуры воздуха и направления ветра. Здесь произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи.

        е) Вам пришла телеграмма: » Я потерялся. Нахожусь в таком месте, где летом преобладает воздух умеренных широт, а зимой – арктический воздух. Зима здесь суровая, продолжительная. Лето теплое, но короткое. Для леса нет благоприятных условий. Леса подходят сюда не сплошным покровом, а в виде разреженных насаждений. Где я нахожусь?» (Субарктический пояс).

        Учитель: (слайд)

        Внимательно посмотрите свои записи в тетрадях по теме и назовите, какие причинно — следственные связи между атмосферными явлениями Земли мы рассмотрели?

        1 . Угол падения солнечных лучей – (нагрев земной поверхности)

        2. Подстилающая поверхность – (температура)

        3. Температура – (давление)

        4. Давление – (ветер).  

        IV. Подведение итогов и рефлексия.

        Учитель просит обучающихся перечислить основные понятия, сформулировать основные определения и выводы, записанные на уроках. Учащиеся отвечают на вопросы о том, что нового они сегодня узнали, что им показалось особенно интересным, какое задание было трудным/непонятным, в чем им нужна дополнительная помощь учителя.

        V. Домашнее задание: §36, 37, рабочая тетрадь стр.75.

        Приложение №1

        Вопросы на карточках:

        Карточка №1

        1. Определить по данным изменений температуры воздуха за год:

        минимальную температуру (min to ), максимальную температуру (max to ), среднюю температуру за год, амплитуду годового хода

        23 сентября

        Январь — -5ºС

        min to

         

        Апрель- +11ºС

        max to

         

        Июль — +21ºС

        средняя to

         

        Октябрь — +9ºС

        амплитуда

         

        2. Что такое воздушные массы (ВМ)?

        Карточка №2

        1. Определить по данным изменений температуры воздуха за сутки:

        минимальную температуру (min to ), максимальную температуру (max to ), среднюю температуру за сутки, амплитуду суточного хода

        23 сентября

        1 час — + 2 ºС 

        min to

         

        7 час — + 8 ºС 

        max to

         

        13 час — + 15 ºС

        средняя to

         

        19 час — + 11 ºС

        амплитуда

         

         2. Что такое атмосферное давление (АД)?

        Карточка №3

        1.Определить по данным изменений температуры воздуха за сутки: минимальную температуру (min to ), максимальную температуру (max to ), среднюю температуру за сутки, амплитуду суточного хода

        22 декабря

        1 час — — 10 ºС 

        min to

         

        7 час — — 8 ºС

        max to

         

        13 час — — 2 ºС

        средняя to

         

        19 час — — 4 ºС

        амплитуда

         

         2. Что вызывает движение воздуха, т.е. ветер?

        Карточка №4

        1. Показать стрелкой движение воздушных масс (направление ветра) и объяснить, почему вы так считаете:

        1) 755 мм рт ст 768 мм рт ст

        2) 764 мм рт ст 757 мм рт ст

        2. От чего нагревается воздух?

        Карточка №5

        1. Показать стрелкой движение воздушных масс (направление ветра) и объяснить, почему вы так считаете:

        1) 771 мм рт ст 762 мм рт ст

        2) 766 мм рт ст 749 мм рт ст

        2. Как угол падения солнечных лучей влияет на распределение температуры на земной поверхности?

        Приложение 2

        Оценочный лист команды.

        Ф. И.

        1 высота

        200 м

        2 высота

        500 м

        3 высота

        800 м

        4 высота

        1000 м

        5 высота

        1200 м

        6 высота

        1500 м

        7 высота

        1700 м

        8 высота

        2000 м

        Итоговая оценка

        Приложение 3

        Слои атмосферы:

        Вопросы

        Ответы

        1. Стратосфера

        оболочка, которая следует за тропосферой, простирается до высоты 50 км, температура с высотой увеличивается и на верхней границе составляет 0 ºС 

        2. Термосфера

        оболочка, которая следует за мезосферой, простирается до высоты 800 км, температура на верхней границе 1000 К, воздух здесь очень разрежен

        3. Мезосфера

        оболочка, которая следует за стратосферой, простирается до высоты 90 км, температура на верхней границе — 90 ºС 

        4. Тропосфера

        самая нижняя воздушная оболочка, простирается до высоты 10-12 км, температура с высотой убывает на каждые 100 м на 0,65 ºС  и на верхней границе составляет -50; -60 ºС 

        Ветер

        Вопросы

        Ответы

        1. Муссон

        сезонный ветер, меняет направление 2 раза в год, зимой дует с суши на море, летом – с моря на сушу

        2. Ураган

        самый сильный ветер, скорость более 30 м/с

        3. Штиль

        ветра нет

        4. Бриз

        ветер, который меняет направление 2 раза в сутки, днем дует с моря на сушу, ночью – с суши на море

        Облака

        Вопросы

        Ответы

        1. Кучевые

        плотные, развитые по вертикали с белыми куполообразными вершинами, похожи на «барашков», наблюдаются чаще весной и летом

        2. Перистые

        очень высокие, тонкие и прозрачные, похожие на нити, крючки, скелет рыбы

        3. Слоистые

        однородный слой, схожий с туманом, низкие, серые, наблюдаются обычно осенью и зимой

        4. Кучево-дождевые

        Мощные облака в виде гор или башен с темными основаниями, для них характерны грозы и ливни.

        Осадки

        Вопросы

        Ответы

        1. Снег

        белый кристалл, пушистый, выпадает зимой

        2. Град

        летом, твёрдые, приносят бедствия посевам

        3. Морось

        очень мелкие капли, не оставляют разводов на лужах

        4. Дождь

        состоит из капель разных размеров, бывает обложной и ливневый

        Приборы

        Вопросы

        Ответы

        1. Барометр

        для измерения атмосферного давления

        2. Флюгер

        для измерения скорости и направления ветра

        3. Осадкомер

        для определения количества осадков

        4. Термометр

        для измерения температуры

        Приложение 4

        Картинки распределения поясов атмосферного давления и циркуляции атмосферы.

        infourok.ru

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *