cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок повторение лексики 6 класс – Открытый урок русского языка по теме «Повторение по теме «Лексика. Фразеология». 6-й класс

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: урок по теме «Обобщение по теме «Лексика» 6 кл»

Обобщающий урок в 6 классе

по теме «Лексика»

Цели урока:

1) повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2)продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Форма урока: устный журнал.

Ход урока.

Проверка д.з.

-Какие вопросы есть ко мне?

1.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы начать стихотворением

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Язык — и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов-

купаться ежечасно.

1. А какой раздел русского языка изучает слова?

  — Правильно, «Лексика» Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …    (Слово!)

— А для чего  служат слова? Что  они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

— Что  такое лексическое значение слова?

-Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня — урок –повторение. На предшествующих уроках мы знакомились  с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи.

-И поэтому какова  цель урока? (закрепление  умений и навыков по разделу «Лексика»).

— Да,  сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика».

   А проведем мы его в форме путешествия по страницам устного журнала.

-Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Обобщение  и повторение по теме «Лексика».

А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

1страница журнала « Неспроста слово молвится».

Задание 1.

Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова. Прочитайте

 и подумайте, о каких словах идет речь?

На доброе слово не надо скупиться,

 Сказать это слово, что дать напиться.

        Со словом обидным нельзя торопиться,

   Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

( Н. Рыленков )

— Какое слово мы можем назвать добрым?

— А обидным?

— К чему нас призывает автор?

Задание 2.

Учитель. Сила слова огромна. Вспомним пословицы о словах.

— Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?

      Сердечное слово                      вылетит-не поймаешь              

      Слово не воробей:                   молчание-золото

      Доброе  слово                            что орех без ядра

      Слово- серебро                        до сердца доходит

      Пустые слова —                          в беде поможет и в горе утешит

 

Задание 3.

       — Люблю обычные слова, как неизведанные страны.        Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.

— Объясните о каком предмете идет речь в отрывке из повести А.П.Гайдара «Дальние страны».

        Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинт…р…совали незнакомые м…та/л..лл/ические пр..дметы.  Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

(компас)

 — Как вы догадались? Что вам помогло узнать предмет?

(лексическое значение слова)

— Что такое лексическое значение слова?

— Где мы можем узнать лексическое значение непонятного нам слова?

(В толковом словаре)

— Кому необходим в дороге компас? ( Путешественникам).

— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами в два столбика: в первый – слова с проверяемыми безударными гласными, во второй – с непроверяемыми.

(Проверка работы)

— К какому словарю мы можем обратиться, чтобы проверить правописание словарных слов?

(Орфографическому).

2 страница нашего журнала «И то, да не то…».

Задание 4.

   -Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?

1. Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха.)

2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. ( Хребет.)

3. Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)

4. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)

5. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)

( Это многозначные слова.)

-Благодаря чему образуются многозначные слова?

( Переносному значению.)

-По каким признакам значение одного слова переносится на другое?

(Форма, цвет, действие.)

-По этому принципу построены кроссворды. Предлагаю вам разгадать следующий кроссворд.

1.

2.

3.

4

5.        

       

вопросы:

1-слова, близкие по лексическому значению (синонимы)

2-словарный состав языка (лексика)

3-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)

4-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)

5-новые слова (неологизмы)

Проверка

 Задание 5.

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

             Веет…рок спросил, прол…тая Отчего ты рож? з…л…тая?

             А в ответ к…л…ски шелестят З…л…тые руки растят.

— Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов. (Золотая, золотой.)

— Какие еще слова употреблены в переносном значении?

( Спросил, шелестят.)

— Как называется такой прием в литературе?

(Олицетворение.)

-Ещё задание:

Разберёмся в ошибках детей.

Прочитайте текст.

Ошибки детей.

Пят…летний Серёжа заявил что он не пойдёт в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не) пош…л на улицу, боясь, что его мороз ударит. Петя сказал маме что он (не) повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.

                                                                                                          ( По наблюдениям К.Чуковского)

-Прочитайте текст ещё раз со знаками. Объясните пропущенные орфограммы.

-Какие слова в тексте даны в переносном значении?

Прямое значение – это основное, первоначальное: пятилетний Серёжа заявил…

-А в переносном какие слова?

Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от «резать хлеб на части»;

Ударил мороз – переносное, ударить по голове – прямое;

Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,

Сушить на верёвке – прямое.

Поэты и писатели  часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?

(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)

 

Физкультурная минутка.

3 страница нашего журнала «Слова- близнецы».

— Какие слова в «Лексике» можно назвать близнецами?

                                               ( Омонимы.)

— Какие слова называют омонимами? ( Правило.)

Задание 6.

Письмо под диктовку.

Бежит ручей, звенит ручей, волной своей играет.

А снизу бурные ключи в бока его толкают.

-Есть ли омонимы в данных предложениях? Объясните его значение.

Какие еще значения имеет слово ключ?

                                         (Скрипичный, гаечный,  дверной.)

-Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Переходим к 4странице нашего журнала с таким теплым названием

                     «Слова-братья.»

— Как вы думаете, о каких словах пойдет речь? ( О синонимах.)

— Какие слова называются синонимами?

— Почему их можно назвать братьями?

Задание 7. 

Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».

-Все ли слова синонимы в строчке? Зачеркните лишнее слово.

              Огонь, дым, пламя.

              Алфавит, азбука, чистописание.

              Лошадь, конница, кавалерия.

              Бросать, кидать, ловить.

              Ураган, дождь, буря.

              Шалун, тихоня, озорник.

Задание 8.

-Придумайте и запишите синонимы к слову доброта.

                            (Сердечность, милосердие, душевность.)

5страница « Слова- оппоненты».

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

                        Ты — со мною, я — с тобой, разные мы очень

-Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.

( Антонимы.)

— Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)

Задание 9.

— Послушайте стихотворение «Друг и враг».

-Подумайте, почему некоторые слова «ссорятся» друг с другом?

                       Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.

Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.

                       Повстречались на беду, начался скандал,

                       Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,

                       Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.

                       Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

     День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.

   Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

— Выпишите  из стихотворения слова- антонимы.

-Выполните морфологический разбор слова «друг» ( Можно устно.)

-Ещё задание: вот такая ситуация – дедушка писал письмо внукам, в дороге конверт слегка промок, и некоторые слова размыло, восстановим текст.

-Дорогие внучата!  Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.  Я хочу, чтоб вы росли…

Задание: продолжите письмо, восстановите текст.

(смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).

Страница 6 « Что делает нашу речь образной».

       

   Молвит слово — соловей поет.

    Говорит, словно реченька журчит.

— Когда так говорят?

(Когда человек образно, точно, ярко выражает свою мысль.)

Вывешивается таблица.

РЕЧЬ

Яркая

Образная

Точная

Выразительная

— Какие  средства художественной выразительности

 помогают сделать нашу речь образной, выразительной? ( Таблица.)

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Синонимы.

Олицетворения

Задание 10.

        Творческая работа.

— Напишите мини- сочинение по теме «Осень» по опорным  предложениям.

Помните, ваша речь должна быть (читаем табл.1.), для этого в ней обязательно должны быть (табл.2.)

           Опорные предложения.

Пришла осень. Пожелтели листья. Похолодало. Деревья стоят в лесу. Небо низкое. Птицы собираются.  Кругом тишина.

               (Чтение работ учащимися.)

   

Страница 7. «Итоги урока».

   -Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.

Пора подвести итоги нашей работы.

Задание 11.

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

а) лексика

б) фонетика

в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:  

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы

3.Слова, противоположные по значению:

а) омонимы

б) антонимы

в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы

Проверка тестов. Выставление оценок.

Домашнее задание по выбору учащихся:

 1) написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

                                            Скажи:

Какой ты след оставишь?

                                             След,

                                             Чтобы вытерли паркет

 И посмотрели косо вслед.

                                             Или

Незримый прочный след

     В чужой душе на много лет?  

2) Написать развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграла омонимия в данном стихотворении?

3) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.

Использованная литература

Дидактические материалы к учебнику русского языка под ред. М.В.Панова 6 кл ( Русский язык / Первое сентября/  №4 2005г.)

nsportal.ru

Разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Повторение изученного по разделу «Лексика»

Разделы: Русский язык

Класс:

#}

Цели урока:

Познавательные:

  1. проверить знания учащихся о многозначных и однозначных словах, прямом и переносном значении слова;
  2. повторить понятие о лексике, как разделе науки о языке; 3) проверить знания ребят об омонимах, синонимах, антонимах.

Практические:

  1. формировать умение определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
  2. совершенствовать умение различать прямое и переносное значение слова, находить в толковом словаре омонимы, синонимы, антонимы;

Общепредметные:

  1. совершенствовать умение пользоваться толковым словарём;
  2. учить видеть системные отношения в лексике;
  3. установить уровень умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях

Ожидаемый результат: выработать умения определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, различать прямое и переносное значение слова, подбирать к словам синонимы, антонимы, отличать омонимы от многозначных слов

Оборудование: карта страны “Лексика”, словари.

На доске:

  1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле лингвистической страны.
  2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз.
  3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.
  4. Земля вращается вокруг солнца.
  5. Береги землю родимую, как мать любимую.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

— Сегодня великолепный день для путешествия. И хотелось бы, чтобы вы его запомнили.

Откройте тетради, запишите число.

Задача нашего путешествия: побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Называется эта страна “Лексика”. Компасом будут служить ваши знания. Перед вами лежат листы контроля. В них вы будете выполнять некоторые задания.

II.

– Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой?

(Лексика (от греч. “лексис” — слова, выражения, оборот)).

— А. М. Горький говорил: “Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с быстротой поражающей”.

– Давайте попробуем определить значение слова “богатый” по словарю.

(1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий в большом количестве чего-либо с избытком.

4. перен. Содержащий много ценных качеств).

– В каком из этих значений А. М. Горький употребил слово “богатый”?

– Чем же богат язык?

(Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков).

– Дети, а для чего же нужно знать язык?

(Знание языка необходимо для общения. Человек, живя среди людей, работая на производстве, обучаясь в школе, не может не общаться. А делает это он с помощью слов, составляет из них предложения, тексты).

– Скажите, сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (Количество слов в русском языке постоянно изменяется, потому назвать точное число слов невозможно).

— “Собраны” слова в словарях.

— Какие вы знаете словари?

(1. Толковый словарь 2. Орфографический словарь 3. Словарь антонимов 4. Словарь синонимов 5. Фразеологический словарь 6. Словарь иностранных слов.)

(Выставка. Показ словарей)

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон.

О чем могут рассказать словари? (Дети выходят по одному и рассказывают о словарях).

Вывод

— Итак, дети, мы с вами выяснили, что в словарях отражается богатство русского языка, но оно создается не только большим количеством слов, а ещё и тем, что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным значением, слова, близкие по значению. Как называются такие слова? (Синонимы.) — Чем отличаются слова друг от друга?,

(Слова отличаются лексическим значением, о нём мы узнаем в толковом словаре). — Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, то попробуем определить значение слова “спутник” по толковому словарю. (1. Человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь).

Я выбираю вас сегодня своими спутниками по стране, которая называется “Лексика”. И мы вместе совершим путешествие. Позже слово “спутник” приобрело еще несколько значений, зачитайте их.

2. Перен. : то, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.

3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты.

4. Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств.

— Таким образом, мы с вами выяснили, что лексика русского языка разнообразна. Не случайно мы в начале урока вспомнили слова А. М. Горького.

2. — И всем словам русского языка находится свое место в огромной стране, имя которой “Лексика”. (Показать карту). Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем лишь некоторые из этих территорий.

— Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к станции “Однозначные и многозначные слова”.

— Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

— Вы прослушали строки из сказки “О царе Салтане… ” А. С. Пушкина. Ответьте на вопрос: “Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?”

(Судно и корабль – это слова-синонимы. Они использованы для большей выразительности).

— И вот перед нами земля.

Задание: Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова “земля”

Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле лингвистической страны.

Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.

Земля вращается вокруг солнца. Береги землю родимую, как мать любимую.

Территория

2. Почва

3. Суша

4. Планета

5. Страна

— Как называются такие слова? (Многозначные).

— На станции “Многозначные и однозначные слова” можно увидеть много интересного. Представьте себе:

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги.
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.

— Какое слово в этом стихотворении повторялось несколько раз? (Ставить. 7 раз).

— В этом стихотворении у слова “ставить” 7 значений. Это слово многозначное.

— А сколько всего значений у этого слова? (15)

— А теперь новое испытание.

Задание: Решите кроссворд. Определите, сколько значений у каждого из записанных вами слов.

По горизонтали:

3. Графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения.

4. Большая болотная птица с длинной шеей и клювом и длинными ногами.

5. Название весеннего месяца.

По вертикали:

1. Жвачное животное с одним или двумя жировыми горбами.

2. Плоская морская рыба с глазами на одной стороне.

ВЫВОД: Так какие же слова называются многозначными? (Слова, которые имеют несколько значений).

— Однозначными? (Одно значение).

3.

— Ой, ребята, возле доски лежит какая-то записка. Прочитайте её.

— Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас на нашей станции! Предлагаем выяснить значение слова “язык” в следующих предложениях. Если вы это правильно сделаете, то назовете станцию, на какую мы прибыли.

— Записываем в тетрадь:

1. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.

2. Мама посоветовала мне прикусить язык.

3. Я больно прикусила язык.

4. Язык до Киева доведет.

— В каком значении употребляется слово “язык” в 3-ем предложении, а в 1, 2 и 4-ом!

(Это слово многозначное. В 3-м предложении – в прямом — в 1, 2, 4-ом – в переносном.)

— Значит, мы попали на станцию “Прямое и переносное значение”. Что же такое прямое значение? (Это основное лексическое значение слова.)

— Переносное? (Это вторичное значение.)

— Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения?

(Употребляя слова в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной).

Задание: Запишите предложения. Найдите в них слова, которые делают выразительными следующие строки и подчеркните их.

Горит восток зарею новой. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Отговорила роща золотая.

— Какое определение существует для таких слов в литературе? (Метафора).

4.

— Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки:

1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)

2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)

3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)

— На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии).

— Ребята, я случайно подслушала диалог жителей этой местности.

— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички.

Если честно, то я ничего не поняла. Объясните, о чем же шла речь. (Животное, гриб).

— Что это за слова? (Омонимы).

— Оказывается, мы сделали привал у стен какого-то города. Но попадем мы в этот город, если скажем, о каких ключах говорится в следующих строчках и как называются эти слова.

— Там, где нужен ключ обычный
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом поверь,
Не откроешь эту дверь.

(1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. 2. Музыкальный термин. 3. Родник)

— В каком же городе мы находимся? (Город “Омонимы”.)

Задание: Возьмите листы контроля и выпишите из толкового словаря слова-омонимы (по одному).

— Что же такое омонимы? (Слова, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению).

5.

— Пора двигаться дальше. Впереди новая станция, ее название вы узнаете после выполнения задания.

Задание: Закончите предложения.

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт)

На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (передышку)

После урока непременно нужна ребятам… (перемена)

— Как называются такие слова? (Синонимы).

— Для чего они служат в речи?

(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )

Задание: В листах контроля выполните следующее задание.

Подберите к данным словам синонимы.

Храбрый…

Дорога…

— Так что же называется синонимами? (Слова, близкие по лексическому значению).

6.

— Мы побывали на многих станциях лингвистической страны “Лексика”. Впереди последняя станция “Антонимы”.

Задание: Посмотрите на рисунок. Перед вами знаменитый Дон Кихот и Санчо Панса.

— Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов. Выполните это задание в листах контроля. (После выполнения этого задания ребята сдают листы контроля).

— Интересно, как же вы охарактеризовали Дон Кихота и Санчо Панса?

(Низкий – высокий

Тонкий – толстый

Веселый – грустный

Радостный – печальный)

— Какие же слова называются антонимами? (Слова, с противоположным значением).

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

— Путешествие закончилось.

— Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.)

— Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)

— Какие понятия мы повторили?

  1. Прямое и переносное значение.
  2. Однозначные и многозначные слова.
  3. Омонимы.
  4. Синонимы.
  5. Антонимы.

— Ребята, но на карте осталось ещё несколько не исследованных нами сегодня территорий.

— Об этих понятиях мы поговорим на следующем уроке.

Запишите домашнее задание:

повторить параграфы 62-66;

выписать из “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова:

1 в. – 5 диалектизмов

2 в. – 5 профессионализмов

3 в. – 5 архаизмов

4 в. – 5 неологизмов

5 в. – 5 заимствованных слов

6 в. – 5 фразеологизмов.

— Урок окончен. До свидания.

Литература

  1. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. -М. : Просвещение,1988
  2. Косолапкова А. А. Дидактические игры при изучении темы “Лексика”//РЯШ,1990. -№6.
  3. Лозинская Т. П. Русский язык-это интересно! Книга для учителя. — М. : “Московский Лицей”, Брянск: “Курсив”,1997
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз. ,1987

9.02.2007

urok.1sept.ru

Урок повторение темы «Лексика » В 6 классе

6 КЛАСС

ПОВТОРЕНИЕ

ПО ТЕМЕ:

«ЛЕКСИКА»

Горбунова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8»

г. Саранск РМ

ВВЕДЕНИЕ

«СЛОВАРЬ – ЭТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ».

Анатоль Франс

  • Как вы понимаете смысл высказывания?

2. Запишите высказывание как предложение с прямой речью.

РАЗМИНКА

ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

2. Словарный состав языка

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

4. Основная единица языка

5. Слова, противоположные по лексическому значению

1. СИНОНИМЫ

2. ЛЕКСИКА

3. ОМОНИМЫ

4. СЛОВО

5. АНТОНИМЫ

РАБОТАЕМ СО СЛОВАРЕМ

Из «Толкового словаря Ожегова»:

Мороз. м. 1. Холод; стужа.

2. разг. Место, где сильный холод, стужа.

3. разг. Температура воздуха ниже нуля.

Помощь

Выгнать на мороз

На улице мороз

Сегодня сильный мороз

Дайте характеристику этого слова.

В чем, по-вашему, недостаток словарной статьи? Исправьте его.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ПРЯМОЕ ПЕРЕНОСНОЕ

I вариант

ЖЕЛЕЗНЫЙ ГВОЗДЬ

КОЛЮЧИЙ ЁЖ

II вариант

БАРХАТНОЕ ПЛАТЬЕ

ЧЁРНАЯ ШАЛЬ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР

КОЛЮЧИЙ МОРОЗ

БАРХАТНЫЕ РУЧКИ

ЧЁРНАЯ ДУША

ЗАМЕНИТЕ ГЛАВНЫЕ СЛОВА В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ ТАК, ЧТОБЫ ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА ПРИОБРЕЛИ ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ЗАПИШИТЕ С ОДНИМ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СИНОНИМАМ

Выберите из данных слов те, которые являются синонимами к слову победить

ОДОЛЕТЬ, РАЗБИТЬ, РАЗГРОМИТЬ, РАЗДАВИТЬ, ПОБОРОТЬ, ПЕРЕСИЛИТЬ, СРАЗИТЬ, СЛОМИТЬ, ПЕРЕБОРОТЬ, ПОРАЗИТЬ, ВЫИГРАТЬ, СЛОМАТЬ, РАЗЛОМИТЬ, СОГНУТЬ, СМЯТЬ, ПОТОПИТЬ

НАЙДИТЕ СРЕДИ СИНОНИМОВ МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО И ЗАПИШИТЕ С НИМ ДВА ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДАВАЙТЕ ПОШУТИМ

ПОЧЕМУ ЛИСИЧКИ НЕ МОГУТ МАХАТЬ ХВОСТОМ?

КАКОЙ ЛУК НЕ ПОМЕСТИТСЯ В КАСТРЮЛЮ?

ВСЕГДА ЛИ КУСАЕТСЯ РЫСЬ?

Придумайте свой вопрос – шутку, запишите его вместе с ответом

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА

ВЕТЕР

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

Н. Найденова

  • Какие слова помогают автору показать непостоянство ветра?
  • Выпишите их парами, определите, как они называются?
  • Запишите лексическое значение одного из слов, используя его пару

прямое

переносное

синонимы

антонимы

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

омонимы

ЛЕКСИКА

однозначное

многозначное

ЗНАЧЕНИЕ

ЭТО СДЕЛАЕМ ДОМА

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Повторение темы ЛЕКСИКА»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Повторение

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Учитель: Алексеева Н.С.

Цель: закрепление предметных знаний по теме «Лексика»

УУД

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения, формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, способность оценивать свое поведения и поступки.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Повторение терминов:

-как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?

Тест на проверку д/з

Лексикология

Выполняют тест

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, мы повторили все определения, связанные с разделом «Лексика». Материал изучен.

— Назовите цель сегодняшнего урока.

Повторение и подготовка к диктанту

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку

Но не только знание терминов помогут нам для успешного написания диктанта.

— Что мы должны сделать с терминами?

— Что мы делали на прошлом уроке?

— Значит сегодня закрепляем умение работать со словарями.

Научиться применять на практике.

Работали со словарями.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Отрабатываем лексические термины, работая со словарями.

Учащиеся отгадывают тип словаря, по которому будут работать.

1.Толковый словарь.

«В 6 часов началась моя любимая передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.»

2. Словарь антонимов

«А я не люблю точности, я очень противоречив. Вы говорите белое, а я черное, вы пойдете вперед, а я назад».

3.Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт, и выпил чашку кофе с сахаром»

4.Словарь синонимов.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

Учащиеся отгадывают тип словаря, по которому будут работать.

Физкультминутка

Обобщение и систематизация знаний

Работа по группам

Группа — Толковый словарь.

Группа — Словарь антонимов

Группа — Словарь иностранных слов.

Группа — Словарь синонимов.

Работа по группам

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Защита работы каждой группы

Оценивание работы учащимися по схеме:

  1. Точность формулировок

  2. Умение быстро работать со словарем

  3. Доступность изложения материала

Защита работы каждой группы

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, напомните мне цель урока.

— Достигли мы цели?

— А зачем нам нужно знать термины лексикологии?

Отметьте в карточке высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

Подготовиться к диктанту.

С.79, вопросы устно.

Упр.140

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Приложение

Тест.

1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?

а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.

3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?

а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.

4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:

а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.

5.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.

6.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.

7.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?

а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.

8.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:

а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

9. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

10. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?

а) Орфография б) Лексикология в) Морфемика.

Ключ к тесту.

1 –в

6 –б

2- б

7- а

3 –а

8-б

4 – в

9 –а

5 –а

10 -б

Задание для групп

  1. Я – словарь иностранных слов. Я имею 20000 слов . При чтении газет, журналов, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова , а также сведения о его происхождении. Леди и джентельмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский язык. (Появляется блестящий денди. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли).

Задание 1.

А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом.

Торжественный смотр физкультурников на Красной площади.

Старший брат получил документ, удостоверяющий его личность.

В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель.

Задание 2.

Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, французского, немецкого, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов.

2. Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова СТОЛ в каждом предложении.

1)Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2)Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3)Анна Ивановна работает в адресном столе.

4)В санатории нам определили 5й стол.

А теперь определите, какое значение имеет слово голова.

1)Колхоз продает государству 100 голов скота.

2)Вдали показалась голова пехотной колонны.

3)Он в неравном бою сложил свою голову.

4)От бессонницы у него разболелась голова.

3.Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал . А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить.

Теперь прошу выполнить мои задания.

1)К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

2)Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

4.Я – словарь антонимов. Я вечно спорю со всеми.

Задания:

1.Запиши   словосочетания, противоположные по смыслу (антонимы) :

Ранний час-

Весёлая песня-

Будничный наряд-

Лживый человек-

Солнечный день-

Незнакомые стихи-

Письменное задание-

2. Составьте небольшой текст о школе ( или об ученике, уроке, событии на перемене), используя антонимы.

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии

Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии

В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я готов к диктанту

Мне нужно дома подготовиться к диктанту

Тест.

1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления,

оставшиеся в далёком прошлом?

а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той

или иной местности?

а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.

3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного

употребления?

а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.

4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной

специальности, называются:

а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.

5.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы,

явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.

6.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с

заимствованием у других народов предметов личного или домашнего

обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.

7.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?

а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.

8.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие

одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому

значению:

а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

9. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части

речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

10. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается

слово как основная единица языка и словарный состав?

а) Орфография б) Лексикология в) Морфемика

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка в 6 классе на тему:»Лексика»

Конспект урока

русского языка в 6 классе

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Лексика» в 5 классе».

Учитель: Косачева Ю.М.

Класс: 6 «Б»

 

Цели урока:

   Образовательные:

— повторить изученное в 5 классе по теме «Лексика»;

— способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики.

   Развивающие:

— совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас

 языка учащихся; развивать интерес к русскому языку.

   Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Ход урока.

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Орфографическая минутка. На доске написаны слова:

развитой язык

развитый человек

красивее

кухонный

баловать

газопровод

алфавит

музей

сантиметр

скворечник

яичница

форзац

Ученики должны их прочитать орфоэпически правильно.

III. Объявление темы и цели урока . Оформление темы в тетрадях.

IV. Работа с четверостишием. Слайд №1.

Даны 4 строчки стихотворения Н.И. Рыленкова, расположенные не по порядку:

Где русый дождь на тонк.. но(ж,ш)ках

Стоят гл..дят по ст..ронам

Переб..жал дорогу нам.

Кусты в серебрян.. серё..ках

— Можно назвать это предложением? Почему?

— Составьте предложение, выстроив строки в нужном порядке.

Проверка. Учитель открывает записанные строки на доске:

Кусты в серебрян.. серё..ках

Стоят гл..дят по ст..ронам

Где русый дождь на тонк.. но(ж,ш)ках

Переб..жал дорогу нам.

Запись четверостишия по памяти.

Работа с орфограммами и пунтограммами. Один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя.

Можно провести работу в парах.

— Найдите слова в переносном значении?

— С какой целью Н.Рыленков их использовал?

V. Мотивация. Задание на «5». Слайд №2.

Даны слова:

лосю

оси

сыри

баках

луке

— Какие из слов не существуют в русском языке? Обоснуйте свой ответ.

Лексическая работа. Учащиеся указывают лексическое значение слов. Слайды №3,4.

VII. Повторение изученного.

а) Омонимы.

— Почему слово «бак» в словаре прописано два раза?

— Что такое омонимы?

— Найдите в своих словарях омонимы.

На слайде №5 появляются попарно предложения:

Несёт меня лиса в дремучие леса.

У двери висят книжные полки. Полки пошли в наступление.

Завтра я лечу в Париж. Я лечу детей.

— Являются ли подчеркнутые слова омонимами? Почему?

б) Антонимы. Слайд №6.

Работа с письмом из прошлого, например, найденного в сундуке у бабушки. Письмо оказалось испорченным, так как были пролиты чернила. Нужно его восстановить, используя антонимы.

Физминутка + эстафета антонимов.

Учитель называет слово и передает ребенку какой-либо предмет (мягкую игрушку, мячик или прочее), ученик этот должен как можно быстрее подобрать антоним к данному слову и, назвав его, передать предмет следующему ученику.

большой труд

высокий добро

длинный правда

широкий мир

нежный холод

храбрый свобода

умный больной

чистый дорогой

толстый мокрый

глубокий громкий

прямой скупой

левый хороший

первый горячий

верхний светлый

смеяться острый

хвалить тяжелый

заболеть здороваться и другие слова.

в) Синонимы.

— Как называется словарный запас человека?

— В русском языке насчитывается более 500 тысяч слов. Чтобы понимать друг друга достаточно 4-5 тысяч слов, но для выразительности речи этого очень мало. Эллочка Щукина из произведения И. Ильфа и Петрова обходилась 30 словами (можно зачитать отрывок из произведения). А.С.Пушкин использовал более 21 тысячи слов. Проверим ваш словарный запас.

Пирамида синонимов (работа проводится в парах). Слайд №7. На столах карточка с половиной пирамиды. Дети должны подобрать к каждому слову синоним, состоящий из стольких же букв.

лес – …

горе – ….

стужа – …..

хотеть – ……

потёмки – …….

почтение – ……..

разрешить — ………

искрящийся – ……….

Затем проверяем. Слайд № 8.

Работа по развитию речи с картиной В.Л.Боровиковского «Портрет Екатерины Арсеньевой». Слайд № 9.

Учитель рассказывает о героине портрета — Е.Арсеньевой. Важно остановиться на описании Арсеньевой, работа выполняется устно вместе с детьми.

Екатерина Николаевна Арсеньева (1778-?) была дочерью заслуженного боевого генерала, сподвижника Суворова. В год написания портрета Арсеньева – воспитанница Смольного института благородных девиц, была пожалована во фрейлины императрицы Марии Федоровны.

Живая непосредственность и невинное кокетство сообщают восемнадцатилетней «пастушке» привлекательность и обаяние. Ее соломенную шляпку украшают золотые колосья, в руке она держит яблоко. Яблоко – атрибут Афродиты – древнегреческой богини любви и красоты. Однако героиня Боровиковского покоряет зрителя не античной красотой, а своей юностью, задором и жизнерадостностью.

Цветовая гамма портрета отличается необыкновенным богатством, свежестью и красотой.  Бледно-желтые, голубые, зеленоватые, золотистые краски переливаются на поверхности холста, создавая впечатление изменчивости, подвижности лица. Сквозь них просвечивают розоватые тона, особенно заметные в румянце щек и на губах. На белом платье играют рефлексы голубого неба и серовато-синей шали. Теплые золотистые оттенки пробиваются в отделке платья, на белокурых волосах, в зелени, в полоске неба у горизонта. Контуры предметов как бы размыты, благодаря чему создается эффект воздуха, туманной дымки. Изысканность живописного решения усиливает ощущение радостной юности и счастья, которыми наполнен этот портрет.      

Самостоятельная работа. Каждый ученик получает карточку с пропусками. Ученики должны вставить подходящие по смыслу слова.

На нас смотр..т симпатич..ное,________________ лицо девушки. Её лукавая, _________________ улыбка, см..ющиеся __________________ глаза заст..вляют и нас улыбнут..ся и порадоват..ся её счастью. Жизнерадос..ное, __________________ настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно, _________________­­­_ см..треть на эту девушку, любоват..ся её одеждой.

Плат..е девушки из прозрач..ного, ___________________ материала. Оно подчёркива..т нежность и молодость Арсеньевой, её изысканный, ________________ вкус.

Ощущение радости, _________________ остаёт..ся от этой к..ртины.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учащиеся должны охарактеризовать одним словам понятия, которые были рассмотрены на уроке. Например:

Омонимы – слова-близнецы

Антонимы – слова-враги

Синонимы – слова-друзья

infourok.ru

Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи.»

Урок в 6 классе.

Урок № 59.

Тема: Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи».

Цели: повторить знания по теме «Лексикология»; углубление знаний о лексическом составе русского языка; повторить понятие фразеологизма; знать, что такое фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные; знать стилистические пласты лексики; научиться различать единицы языка, определять какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

– выражать положительное отношение к процессу познания:

— проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

повторить знания по теме «Лексикология»; знать, что такое фразеологизмы; повторить понятие фразеологизма; знать, что такое фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные; знать стилистические пласты лексики; научиться различать единицы языка, определять какую роль играют фразеологизмы в русском языке; творчески используют фразеологическое богатство русского языка; правильно и уместно используют лексический материал для решения определённых коммуникативных задач.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные: знают лексические выразительные средства, различают тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определяют их роль в тексте.

ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения знаний и умений ( УСОЗиН)

Приветствие, выявление отсутствующих в классе.
  1. Работа в парах: проверка письменного домашнего задания.

  2. Презентация рисунков-загадок.

Приветствие, дежурный называет отсутствующих.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Запись даты.

Часто говорят, что у каждого языка есть своя «картина мира». Своя «картина мира», отражающая ход истории, есть и у русского языка. Говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, неизведанные страницы. И одной из самых интересных страниц языка является его лексическая сторона.

Являясь основным средством лексической системы, слова и в соединении друг с другом передают накопленные из поколения в поколение трудовые навыки, понятия, культурно-исторические ценности. Слово по своей лингвистической природе — сложная, многогранная, разноплановая единица языка.

Мы с вами изучили большой раздел, который называется …..

Как будет звучать тема нашего урока?

Какие цели поставим перед собой?

Называют тему урока, ставят цели урока.

Записывают в тетради дату, тему урока.

3. Актуализация знаний.

  1. Фронтальная беседа.

Что вы знаете о фразеологизмах? Источники фразеологизмов?

Как называется раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов?

Приведите примеры.

  1. Терминологический диктант:

Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка….

Словарный состав языка…

Словарный запас человека..

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению…

Слова, различные по написанию, но близкие по значению….

Слова, противоположные по значению…

Слова, употребляемые на определенной территории…

Слова, вышедшие из употребления…

Устаревшие слова, которые заменили синонимами..

Слова, исчезновение которых связано с исчезновением предметов, явлений жизни…

Раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка…

Раздел языкознания, изучающий образование слов…

Раздел языкознания, изучающий части речи…

Раздел языкознания, изучающий состав слова…

Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов…

Задают поочередно вопросы другой команде. Если команда не отвечает, отвечают сами.

Записывают слова –термины в тетрадь, затем производят обмен тетрадями и взаимопроверку.

2 учащихся работают у доски.

4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

  1. Работа в группах:

ТЕОРЕТИКИ:

Задание: подготовить вопросы к классу по темам:

1 гр.: лексические выразительные средства (пар. 15)

2 гр.: исконно русские и заимствованные слова (пар. 17, 18).

3 гр.: лексика активного и пассивного употребления (пар. 20-23).

4 гр.: стилистически нейтральная и книжная лексика. Фразеологизмы (пар. 24-27).

ПРАКТИКИ:

1 гр.: придумать практическое задание для класса и провести его по теме (пар. 16, 19).

Работают с учебником, выделяя основную информацию и включая ее в свое устное сообщение. Представляют теоретический материал в виде схемы, таблицы и т.д.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Задание по вариантам: Составить предложение с фразеологизмами нейтральными и стилистически окрашенными.

  2. Упражнение 1 «Согласен – не согласен».

  3. Упражнение 2 (выполнение тестовых заданий).

Составляют предложения с фразеологизмами. Выполняют задание в соответствии с учебной задачей

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

  1. Проверка тестовых заданий.

  2. Работа в группах:

Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги, используя фразеологический словарь. Задание называется «С головы до ног». Определить принадлежность фразеологизмов к одной из групп.

1 гр.: Голова: 
Человек с головой
Морочить голову
Вскружить голову
Потерять голову
Не сносить головы
Отвечать головой
Как снег на голову
Голова идёт кругом
Сломя голову.
2 гр.: Глаз.
Мозолить глаза
Хлопать глазами
Говорить в глаза
Пускать пыль в глаза
Глазом не моргнуть
С глазу на глаз
Хоть глаз выколи
Открыть глаза
Как бельмо в глазу.
3 гр.: Ноги.
Со всех ног
Встать на ноги
Встать с левой ноги
Падать с ног
Потерять почву под ногами
Сбиться с ног
Идти в ногу
Путаться под ногами
Ног под собой не чуять.

Работают в группах, используя материалы учебника.

Выполняют задание в соответствии с поставленной задачей, используя фразеологический словарь.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Записывают в дневники д.з.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Игра «Интервью».

  2. «Продолжи фразеологизм».

Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.

  1. «Сказочные фразеологизмы».

Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы,…закончите фразеологизмы, взятые из сказок:
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.

Отвечают на вопросы журналиста,

оценивают результаты своей работы

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Лексика. 6 класс. Урок – повторение и обобщение знаний

Русский язык. 6 класс

Разработка урока. ФГОС

Лексика

Урок – повторение и обобщение знаний

В соответствии с Федеральным государственным стандартом образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагается самореализация школьника непосредственно в процессе обучения и познания.

Таким образом, на уроке необходимо не только усвоение знаний в традиционном понимании, но и формирование универсальных учебных действий:

-личностных;

-регулятивных;

-познавательных;

-коммуникативных.

         Также важнейшей функцией современного урока является воспитательная функция, которая реализуется на каждом этапе урока.

В представленной ниже разработке на этапе вызова воспитательная функция реализуется в определении ответственности учащегося за дальнейшую деятельность на уроке. На этапе актуализации знаний и последующей проверки формируются навыки самоконтроля и самоанализа, что является неотъемлемой частью воспитания в процессе обучения. При работе с текстом воспитательная функция реализуется напрямую через дидактическую идею текста. На следующем этапе при выполнении задания по тексту и на этапе выполнения домашнего задания развиваются коммуникативные умения и навыки — осуществляется работа в группах. В конце урока предусмотрен этап рефлексии,  рефлексия осуществляется также по завершении каждого этапа урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 мин

  1. Орг. момент

Приветствие

Приветствие

1 мин

  1. Вызов

Определение роли учащегося в дальнейшей деятельности, обозначение его ответственности за ход урока.

Предлагаю вам сегодня провести урок вместе со мной. Мы будем не только узнавать и повторять, но и творить и, я надеюсь, получать удовольствие.

Согласны?

Да!

5 мин

  1. Актуализация знаний (перепутанные логические цепочки)

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа.

Объяснение задания с использованием раздаточного материала и доски

(см. приложение 1)

Перед вами на листах, обозначенных цифрой 1, небольшая табличка. В ней даны утверждения. Слева пустая колонка. Прочитав каждое из этих утверждений, в этой колонке вы должны поставить один из трех знаков (+/-/? – их значение указано на доске заранее, таблица также приготовлена заранее) в зависимости от того, согласны вы с этим утверждением, не согласны или сомневаетесь в нем.

Выполняйте задание самостоятельно, затем мы проверим, что у вас получилось.

( Учитель заполняет на доске колонку в соответствии с ответами детей).

Выполнение задания

5 мин

  1. Проверка ответов по тексту

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа.

Посмотрите  на доску. После выполнения этого задания у нас остались сомнения по поводу некоторых утверждений. Давайте проверим, где же мы были правы, а где ошиблись.

Возьмите лист под номером 2. Внимательно прочтите текст и сверьте информацию, данную в нем, с вашей таблицей, если нужно, исправьте ошибки.

Коллективная проверка.

Учителем исправляются ошибки в таблице на доске

Читают, исправляют

3 мин

  1. Подведение итога первого этапа – формулировка темы.

Рефлексия

Для чего нам нужно было это задание?

Верно. Опираясь на табличку и текст, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Запишите ее в тетради. Число. Классная работа.

Тема.

И как вы думаете, какова цель этого урока?

Верно. А еще, кроме повторения теории, мы с вами будем наблюдать все перечисленные группы слов в тексте.

Повторить то, что мы знаем о лексике

Обобщение по теме «Лексика».

Объединить все, что мы знаем о лексике.

14

мин

  1. Работа с текстом

Формирование понимания значимости процесса обучения и познания через идею текста

Переходим к следующему заданию.

Перед вами лист №3 с табличкой, где каждая колонка названа в соответствии с теми группами слов, о которых мы уже говорили. Эту табличку мы должны будем заполнить после прочтения текста. А чтобы это было проще сделать, вооружитесь карандашами или ручками. В процессе чтения текста мы будем отмечать слова, которые сможем затем поместить в табличку, в соответствующую колонку.

Но это не все! Как я и обещала, будем творить!

Текст мы будем читать не весь целиком, а по частям. После каждой части, нам нужно будет предположить, что же произойдет дальше.

Итак, необычно свернутый лист №4. Читаем первую часть теста…

10 мин

  1. Итог работы с текстом

Развитие коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля и самоанализа.

С первой частью задачи мы справились.

Какое у вас впечатление от текста?

А теперь заполним нашу табличку примерами из текста.

(Учащиеся делятся на группы. Каждая группа заполняет свою колонку таблицы. Затем коллективная проверка.) Даю вам на эту работу 5 минут. Все примеры выписывать не нужно. 2-3 для каждой колонки.

Веселый…

Зачитывается по нескольку примеров из каждой колонки.

   2

мин

  1. Итог урока

      Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу сегодня? Достигли мы цели, которую поставили себе в начале?

Вы молодцы!

Каким вам  показался этот урок?

Какую пользу он нам принес?

Как вы считаете, нужно ли лично вам  повторить что-либо по теме?

4 мин

  1. Домашнее задание.

     Оценки за  урок.

Развитие коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля и самоанализа.

Вашим домашним заданием будет: еще раз внимательно прочитать текст и закончить заполнение таблицы. Этот лист прикрепите, пожалуйста, в тетради.  

А второе ваше задание – творческое.

Вы уже поделены на группы. И этой группой вы должны будете создать мини-проект.

Мы сегодня в процессе работы вспомнили, что лексика тоже делится на определенные группы. Теперь  в соответствии с этим делением прошу вас создать словарик «Лексика», где каждая  группа будет представлена 5-10 примерами. Оформление на ваше усмотрение, чем оригинальней ваша задумка, тем выше оценка.

В первой части работы обязательно должна быть теоретическая статья.

Помните, что работа над проектом предполагает разделение обязанностей. Пожалуйста, выберите руководителя каждой группы и сообщите мне. Именно эти люди будут контролировать процесс (участвовать тоже) и сдадут мне работу. (Задание на перспективу, срок сдачи через 2-3 урока. По итогам работы возможен следующий этап – создание общего словаря.)
Творите! Пишите, рисуйте, привлекайте словари и компьютеры, родителей и все возможные средства! Желаю удачи!

Оценки за сегодняшний урок.

Спасибо за работу. До свидания, ребята.

До свидания

№1

Перепутанные логические цепочки

Лексика – это раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

2.

Профессиональная лексика – слова, которые употребляют люди, хорошо разбирающиеся  в русском языке.

3.

Общеупотребительная лексика – слова, которые понятны всем людям, вне зависимости от языка, на котором они говорят.

4.

Иноязычная лексика – слова, которые мы слышим от иностранцев.

5.

Устаревшая лексика – слова, которые употребляют только пожилые люди.

6.

Устаревшая лексика делится на две группы – архаизмы и историзмы.

7.

Слова, которые используются не везде, а только в определенной местности, называются диалектными.

8.

Просторечная лексика —  слова, выражения, свойственные малообразованным людям, не соответствующие  литературной норме.

№1

Перепутанные логические цепочки

Лексика – это раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

2.

Профессиональная лексика – слова, которые употребляют люди, хорошо разбирающиеся  в русском языке.

3.

Общеупотребительная лексика – слова, которые понятны всем людям, вне зависимости от языка, на котором они говорят.

4.

Иноязычная лексика – слова, которые мы слышим от иностранцев.

5.

Устаревшая лексика – слова, которые употребляют только пожилые люди.

6.

Устаревшая лексика делится на две группы – архаизмы и историзмы.

7.

Слова, которые используются не везде, а только в определенной местности, называются диалектными.

8.

Просторечная лексика —  слова, выражения, свойственные малообразованным людям, не соответствующие  литературной норме.

№2

Лексика  в широком смысле слова – это словарный состав языка.

В более узком смысле — раздел науки о языке, который изучает значение и употребление слова.

Лексика как совокупность слов языка делится на несколько групп:

1.Общеупотребительная  лексика – слова, которые употребляются всеми носителями языка.

2.Лексика профессиональная – слова, которые используются людьми определенной профессии.

3. Диалектная лексика –  слова, которые известны и употребляются не везде, а только в той или иной местности.

4. Лексика устаревшая – слова, вышедшие из употребления. Эта группа в свою очередь делится на архаизмы и историзмы.

5. Иноязычная (заимствованная лексика) – слова, пришедшие в русский язык из других языков.

          6. Просторечная лексика — слова, выражения, распространённые в  разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.   

№2

Лексика  в широком смысле слова – это словарный состав языка.

В более узком смысле — раздел науки о языке, который изучает значение и употребление слова.

Лексика как совокупность слов языка делится на несколько групп:

1.Общеупотребительная  лексика – слова, которые употребляются всеми носителями языка.

2.Лексика профессиональная – слова, которые используются людьми определенной профессии.

3. Диалектная лексика –  слова, которые известны и употребляются не везде, а только в той или иной местности.

4. Лексика устаревшая – слова, вышедшие из употребления. Эта группа в свою очередь делится на архаизмы и историзмы.

5. Иноязычная (заимствованная лексика) – слова, пришедшие в русский язык из других языков.

          6. Просторечная лексика — слова, выражения, распространённые в  разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.


№3

Общеупотребительная лексика

Просторечная лексика

Диалектная лексика

Устаревшая лексика

Иноязычная лексика (заимствованная)

№3

Общеупотребительная лексика

Просторечная лексика

Диалектная лексика

Устаревшая лексика

Иноязычная лексика (заимствованная)


№4          

Случай на уроке русского языка

Однажды Вова, ученик 5 класса, заснул на уроке русского языка, и приснился ему сон, будто отправила его злая мачеха в лес за подснежниками…

И вот идет он по весеннему лесу, вокруг птички поют, солнышко яркое светит, первые проталины появляются. Идет и думает, как бы ему подснежники найти. И вдруг видит на тропинке перед ним стоит человек необыкновенный: с бородой, в кафтане, сафьяновых сапогах и парчовой шапке, расшитой драгоценными камнями, точь-в-точь такой, какого Вова видел на иллюстрации в книге сказок А.С.Пушкина.

-Здравствуйте, уважаемый … боярин…- нерешительно сказал Вова.

-Здрав будь, отрок! Скажи мне, коли знаешь, как выйти из леса этого окаянного. Незнамо как попал сюда, да и плутаю теперь…

— Да я и сам не знаю ни как попал сюда, ни как выйти. Но пойдемте вместе выход искать, может быть, и подснежники нам по дороге встретятся.

— Пойдем, вдвоем всяко веселее, авось и перестанет леший нам следы путать.

Так пошли они дальше вместе и вышли на поляну. А на поляне…

СТОП

А на поляне стоит камень в рост человеческий. И у камня того — старушка в сарафане и лаптях, в платок кутается. А рядом с ней — вот уж совсем небывалое дело — задумчиво глядя на камень, стоит юноша в тоге и сандалиях.

Увидела бабушка Вову и говорит: «Здравствуй, хлопчик, помоги ты нам Христа ради! Неграмотная я, не могу прочитать, что на камне написано, а вдруг сказано тут, как из лесу этого проклятого выбраться. Этот-то, ирод, ни бельмеса по-нашему не понимает, стоит только, да зубами от холода стучит».

«Конечно! – подумал Вова — в сказках на камне всегда указано, куда идти и что делать». Подошел он к камню и прочитал:

СТОП

«Из-за тебя, Вова, ни в чем неповинные люди оказались в лесу. Вот что бывает, если спать на уроках!» И подпись: «Твоя учительница Мария Сергеевна».

Посмотрел Вова на замерзших и растерянных жертв своей безответственности, хотел было что-то сказать в свое оправдание да не успел – проснулся. Посмотрел на доску, на Марию Сергеевну, которая что-то рассказывала о лексике, и тихонько сказал: «Никогда больше не буду спать на уроках, честное слово! Да и «Лексику» теперь придется самостоятельно изучать…»

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.