cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Франсуа рабле презентация 7 класс по истории: Презентация по истории Нового времени на тему «Франсуа Рабле» (7 класс)

Презентация по истории Нового времени на тему «Франсуа Рабле» (7 класс)

Эпоха Ренессанса

Франсуа Рабле

Историческая справка

Возрождение , или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Франсуа Рабле

Франсуа Рабле (фр. François Rabelais ; 1493—1553) — французский писатель-гуманист. Родился в семье адвоката. Образование получил в монастыре. С 1527 вёл жизнь странствующего учёного; изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину. С 1537 —

доктор медицины. С 1551 священник в

Мёдоне (близ Парижа). Автор романа

«Гаргантюа и Пантагрюэль».

  • Рабле – самое верное и живое отражение эпохи Ренессанса;
  • Стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами . Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий.
  • Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума».
    Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Философия, идеи Франсуа Рабле

« Жить в мире, радости, здравии и всегда хорошо питаться» ,

– так в 1532 году Рабле сформулировал свои жизненные идеалы. Истинный гуманист, он черпал свою философию у древних греков, которых изучал, готовясь к принятию духовного сана. У Платона он позаимствовал страсть к диалогу, у Аристотеля – уважение к природе и человеческим инстинктам, у Эпикура – представление об удовольствии как о главном благе, у стоиков… критический взгляд на всех учителей вместе взятых.

  • Рабле утверждает физическое, физиологическое начало как основное в жизни отдельных людей и человеческого общества. Если в своей педагогической системе Рабле выдвигал принцип равномерного, гармонического развития душевных и физических свойств человека, то все же именно физические он считал первичными.
  • Земля, плоть, материя для него — основа всего сущего. Мотивы всех поступков, все человеческие движения изображаются им прежде всего как физиологические рефлексы. Это восстание (в элементарных его проявлениях — еще грубое, «непросвещенное») так долго угнетаемой плоти сочувственно закрепляется Рабле в образе брата Жана. Ключ ко всякой науке и ко всякой морали для Рабле — возвращение к природе.

Роман « Гаргантюа и Пантагрюэль »

  • В своем романе Франсуа Рабле ставит вопросы о методах воспитания человека, о войне и мире, о правлении государства, мечтает о лучшей жизни для человека.

Роман представляет собой своеобразную энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения.

В роман вплетены и педагогические представления Рабле, составляющие существенную часть его мировоззрения.

Рабле в гротесково-сатирической форме представил средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» ренессансной эпохи, когда «восстановились науки», «возрождены языки» и «изобретено книгопечатание».

Философскую и социальную основу педагогики Рабле составляло убеждение, что человек по своей природе предрасположен к добру . Критерием для оценки личности Рабле ставил не только принцип «хорошего происхождения», но и принцип образованности, полагая, что гуманистические идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через соответствующим образом организованную систему воспитания.

Телемское аббатство

Принцип Телемского аббатства «делай что хочешь».

Девиз : «ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью».

Рабле видел корень зла в насилии над человеком . Он понимал свободу в широком гуманистическом плане: как возможность располагать собой, не подвергаться принуждению, действовать всегда и везде только сообразно своим желаниям. Писатель освобождает жителей своего идеального мира от экономической зависимости, дав им благосостояние, иначе говоря, свободу и в удовлетворении своих экономических нужд. Телемиты проводят время в приятных развлечениях, чтении, прогулках и т.д. В отличие от Утопии, где все равны, «рай» в Телемской обители остается «раем» для избранных. Молодым и красивым люди, живущие там, не приходится задумываться о деньгах, еде, одежде, ведь их постоянно окружает множество слуг, парикмахеров, ювелиров, портных и т.д.

Принцип Тубала Олоферна (отрывок)

« Думается мне, что если моего сына как следует обучить наукам, из малого будет толк. Поэтому я хочу пригласить к нему в учителя какого-нибудь ученого человека.»

  • Скоро такой ученый человек отыскался. Это был знаменитый метр Тубал Олоферн. Тубал Олоферн заставил Гаргантюа вызубрить азбуку так хорошо, что Гаргантюа мог прочитать ее наизусть, без запинки, с начала до конца и от конца к началу. На это дело Гаргантюа потратил пять лет и три месяца. Вот это было ученье!
  • Потом таки же манером Гаргантюа вызубрил латинскую грамматику, молитвенник и церковный календарь, и на это у него ушло тринадцать лет шесть месяцев и две недели. Заметьте, что в те времена книг печатать еще не умели. Книги переписывались от руки. Чтобы переписать одну книгу, нужно было трудиться с полгода, а то и целый год. Гаргантюа, научившись грамоте, переписал для себя все учебники. Вот это было ученье! «

Принцип Понократа

  • Понократ применил специальную методу, «благодаря которой у Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа». Вместе с Понократом Гаргантюа читает произведения Плиния, Афинея, Диоскорида, Юлия Поллукса, Галена, Порфирия, Оппиана, Полибия, Гелиодора, Аристотеля, Элиана и других. Также Гаргантюа развивается и в точных науках, и в физической культуре.
  • В лице Понократа Рабле подразумевает ученого-гуманиста и показывает, какая большая разница между людьми и двумя методами образования: первый способ, распространенный, подразумевает собой заучивание правил и законов, а второй раскрывает возможности человека, дает ему развиться в полной мере.

Ведущее место в образовательной программе Рабле — изучение древних и новых языков , открывавшее путь к постижению произведений античных авторов, к анализу библейских текстов.

Естественное познание природы и человека, занятия историей, изобразит. иск-вом, лит-рой.

Рабле — сторонник наглядных методов обучения, сочетания умственных занятий с физическими упражнениями и активной деятельностью, включающей практическое освоение различных ремёсел, постоянного чередования учёбы и отдыха.

Полагая, что знание само по себе этически нейтрально, Рабле ставил задачу соединения образования и нравственного воспитания. Эта идея получила воплощение в описании Телемской общины, где можно обнаружить черты воспитат. учреждения, в котором совершенствуются добрые начала человеческой природы.

  • Идеи Р. оказали влияние на педагогическую мысль представителей позднего Возрождения и Просвещения (М. Монтень, Дж. Локк, Ф. Фенелон и др.).

Афоризмы

  • Аппетит приходит во время еды.
  • Все приходит вовремя, если люди умеют ждать.
  • Всякий вступающий в брак должен быть судьей собственных намерений и советоваться только с собой.
  • Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.
  • Деньги — это мышцы войны.
  • Если ты не желаешь видеть дураков, прежде всего разбей свое зеркало.
  • Извлекатель квинтэссенции.
  • Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.
  • Кто обладает терпением, может достичь всего.
  • Ничего ценного у меня не осталось, но осталось много долгов; остальное раздайте беднякам.
  • Писать лучше смеясь, чем со слезами, ибо смех — особенная примета человека.
  • Разум человека сильнее его кулаков.
  • Религия — великое может быть.
  • Смех — сущность человека.
  • Старых пьяниц встречаешь чаще, чем старых врачей.
  • Такая уж была у него привычка, что с книгой он спал гораздо лучше, чем без нее.
  • Я пью не больше, чем губка.
  • Я собираюсь искать грандиозное «может быть».

Библиография

  • Библиография    Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. — М.: Художественная литература, 1966.
  • Бахтин М.М. Творчество Франуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990.
  • Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?.. (Опыт «постмодернистской» интерпретации «Гаргантюа и Пантагрюэля»)
    //
    Вопросы литературы. — М., 2000, № 5.
  • Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. / Пер. с фр. Н.М. Любимова. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Стаф И.К. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: хроника, роман, книга? // Вступ. статья к Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.

Презентация — История 7 класс

Слайд 1

ВЕЛИКИЕ ГУМАНИСТЫ ЕВРОПЫ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир. Вслед за ранним Возрождением наступил период Высокого Возрождения (конец XV — начало XVI в.), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета.

Слайд 3

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В это время продолжается процесс обмирщения сознания: его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus – человеческий).
Гуманизм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.
Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек именно он мог изменить окружающий мир.

Слайд 4

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял
Витторино да Фельтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Занятия проходили в окружении природы. Не применялись физические наказания. Могли учиться дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. Разностороннее развитие человека.

Слайд 5

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.) в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, что-бы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».

Слайд 6

ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
В 19 лет он стал послушником монастыря, где открыл для себя огромную библиотеку. Эразм учился в Сорбонне на богословском факультете, работал в Кембридже, был советником испанского короля. Много путешествовал по Европе.
Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.)
СОРБОННА

Слайд 7

ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости» (1509 г.) В этом сочинении представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят».

Слайд 8

ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
Он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью – Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут».
ЗАСТОЛЬЕ
ЛЕСТЬ

Слайд 9

ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
«Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Война порождена глупостью, на ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.

Слайд 10

ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Юристы цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и пап – «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре».

Слайд 11

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили. Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Из всех произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия»
Томас Мор (1478 – 1535 гг.)
Мыслители, поверив в безграничные возможности человека изменять мир к лучшему, ищут модель идеального общества.

Слайд 12

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная идея – критика современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

Слайд 13

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Во второй части описывается модель идеального государства – Утопия. Находится оно на острове и включает 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые.
«Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума. Дисциплина: установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому.»

Слайд 14

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей – филарх, который следит, чтобы никто не бездельничал.

Слайд 15

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Золото сделали соответствием позора.
Каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет.

Слайд 16

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
В монастыре выучил латинский и греческий языки. В университете Пуатье изучал медицину. На
Франсуа Рабле (1494-1553 гг.)
протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.
УНИВЕРСИТЕТ Г. ПУАТЬЕ

Слайд 17

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Самым известным произведением Франсуа Рабле стала книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре сюжета книги – добрые великаны. События, которые происходят с ними, преувеличены, но они отражают проблемы, с которыми сталкивалось общество.

Слайд 18

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого.

Слайд 19

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Рабле высмеивает систему управления государством. слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пикрохла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни один правитель не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа — Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гуманностью.

Слайд 20

ПЕРВЫЕ УТОПИИ
В книге появляются герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа.

Слайд 21

ИДЕИ ГУМАНИЗМА
Основные философские идеи эпохи Возрождения — это утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли, творческого потенциала.
«Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь, претворяя их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях…» Мишель Монтень

Бесценная жизнь великого писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле

Франсуа Рабле (1494 – 1553)

Вероятно, 9 апреля 1553 года скончался французский писатель эпохи Возрождения, врач, гуманист эпохи Возрождения, монах и греческий ученый Франсуа Рабле . Из-за его литературной силы и исторической важности западные литературные критики считают его одним из великих писателей мировой литературы и одним из создателей современной европейской письменности. Его самая известная работа — Гаргантюа и Пантагрюэль , повествующий о приключениях двух великанов, Гаргантюа и его сына Пантагрюэля. Произведение написано в забавном, экстравагантном и сатирическом ключе, отличается большой эрудицией, пошлостью и игрой слов, и его регулярно сравнивают с произведениями Уильяма Шекспира [1] и Джеймса Джойса[2].

«Вот и вся слава, к которой стремится мое сердце,
Видя, как тебя съедает печаль, побеждает тебя.
Я лучше буду писать о смехе, чем о слезах,
Смех делает мужчин человечными и мужественными.
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!»
– Франсуа Рабле (1532–1564), Гаргантюа и Пантагрюэль, Введение

Франсуа Рабле – Ранние годы

Рабле, вероятно, родился в Ла-Девиньер, поместье недалеко от Шинона, в провинции Турень, Франция, и был младшим из трех сыновей богатого землевладельца и адвоката Антуана Рабле, сеньора де ла Девиньера († 1564 г. ), которые последовательно занимали различные должности в Шиноне. Его женой была Мария Катрин Дюсуй. Рабле поступил в послушничество во францисканском монастыре Ла-Бометт, Couvent des Cordeliers de la Baumette недалеко от Анжера. Около 1511 года Рабле принял таинства рукоположения. Он был задокументирован в 1520 году как монах в Couvent des Puy-Saint-Martin Fontenay-le-Comte (Вандейский департамент). Здесь он соприкоснулся с гуманизмом, исходившим из Италии от старшего собрата, и начал изучать древнегреческий язык. Кроме того, он установил заочные контакты с учеными, о чем свидетельствует письмо 1521 г., по-видимому, уже второе у него, известному гуманисту Гийому Бюде, инициатору Королевского колледжа, основанного в Париже в 1530 г. В ходе своей греческой исследований, Рабле написал уже не сохранившийся перевод первой книги Геродота.0007 История персидских войн около 1522 года.[3]

Греческие тексты, споры и Пуатье

В 1520-е годы Рабле, как и многие современники, интересующиеся гуманизмом, был увлечен реформаторскими идеями протестантизма. В 1523 году, когда все греческие исследования были заклеймены враждебно настроенным к реформам парижским теологическим факультетом Сорбонны как предшественники ереси, Рабле вступил в конфликт со своими францисканскими религиозными руководителями из-за своих исследований древних и особенно греческих текстов. При посредничестве епископа Пуатье Жоффруа д’Эстиссака, который также был аббатом бенедиктинского монастыря, он получил папское разрешение перейти в него в 1524 году, что позволило ему оставить более антиобразовательных францисканцев в пользу традиционно более дружественные к образованию бенедиктинцы. Будучи его спутником в поездках по епархии, он явно вступал в контакт с людьми самого разного происхождения и происхождения. Возможно, в эти годы он также посещал юридические лекции в Университете Пуатье. Около 1526 г. появилось его первое печатное произведение — послание на латинском стихе к другу-поэту-юристу из Лигуже.

Медицинские науки

С 1528 года Рабле находится в Париже, вероятно, после промежуточных остановок в университетах Бордо, Тулузы и Орлеана. По-видимому, он принял статус епархиального священника, в котором ему было свободнее продолжать свои исследования, теперь в основном медицинские, и поддерживать научные контакты. В сентябре 1530 года он поступил в знаменитую медицинскую школу Монпелье, где уже 1 ноября Рабле получил степень бакалавра. Медицина в то время почти полностью сводилась к изучению книг, основанных на трудах Гиппократа и Галена. На Рабле сильно повлияли тексты Иоганна Манардуса, одного из ведущих врачей Италии начала 16 века.

Титульный лист «Пантагрюэля» Рабле под редакцией Клода Нурри около 1530–1532 гг.

Гаргантюа и Пантагрюэль

«Его книга — загадка, которую можно считать необъяснимой. Там, где это плохо, это за гранью худшего; в нем есть очарование толпы; где хорошо, там прекрасно и изысканно; это может быть самое изысканное из блюд».
– Жан де Лабрюйер о книге Рабле, цитируется в Католической энциклопедии 1911 года.

Летом 1532 года Рабле жил в Лионе, где практиковал как врач и в то же время публиковал различные научные труды вместе с печатником и издателем Себастьяном Грифиусом. Однако он не дал себя этому увлечь, а также написал роман, который также был опубликован в Лионе в конце 1532 г.: Les Horrors et épouvantables faits et prouesses du très renomme Pantagruel, Roi des Dipsodes, fils du grand Gargantua. (Страшные и ужасные приключения и подвиги прославленного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа) . Произведение уже по названию было узнаваемо как пародия, особенно жанра рыцарского романа. После успеха Рабле быстро выпустил Gargantua в том же стиле, с названием La Vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel 9.0008 ( Очень страшная жизнь великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля ). Остальные тома, изданные значительно позже, вышли под его настоящим именем и носили трезвые названия Le tiers livre, Le quart livre и Le cinquième livre ( «Третья книга», «Четвертая книга», «Пятая книга». ). Более того, они больше не придерживаются традиции пародий на рыцарские романы, как их предшественники. Два главных героя, Пантагрюэль, молодой великан, и его отец Гаргантюа, до сих пор известны в основном под французскими прилагательными pantagruélique (« avoir un appétit pantagruélique » — испытывать пантагрюэлический аппетит) и gargantuesque (« un repas gargantuesque » — гигантский пир). Успех Рабле был основан на том, что на стилистическом уровне он смешивал шутливую иронию и сарказм, грубое остроумие и педантическую эрудицию, каламбуры и комично использовал реальные и вымышленные цитаты.

Иллюстрация Пантагрюэля к четвертой книге серии «Пантагрюэль и Гаргантюа» Франсуа Рабле, опубликованной в Oeuvres de Rabelais (Париж: Garnier Freres, 1873)

Жан де Белле и Рим

В конце 1532 года Рабле получил место в Лионской больнице, Hôtel-Dieu de Notre-Dame de la Pitié. В дополнение к своей медицинской работе он часто посещал интеллектуальные круги города, которые в то время были наравне с Парижем. Вероятно, в начале 1534 г. он познакомился с Жаном дю Белле, епископом Парижа и членом королевского совета, высокообразованным человеком, который во время дипломатической поездки в Рим остановился в Лионе и нанял его, младшего, в качестве своего личного врача и заместитель секретаря. Во время своего пребывания в Риме Рабле получил представление об условиях на Святом Престоле, где папа Климент VII маневрировал между интересами Франции и императором Карлом V, с которым он был невольным союзником с момента завоевания и разграбления Рима испанской империей. войска в 1530 году. Вернувшись в Лион, он редактировал эрудированную латинскую работу итальянца по топографии Древнего Рима. В начале 1535 г. – у Рабле только что было еще альманах напечатан – он уехал из Лиона. В конце октября 1534 года король Франциск I решил занять более сильную позицию против реформаторов и с этой целью разрешил принять дополнительные административные меры. В эти смутные времена Рабле смог вернуться на службу к Жану дю Белле и снова сопровождать его, возведенного в майские кардиналы, в Рим.

Пьемонт

В начале 1537 года, поскольку Папа разрешил ему остаться врачом, он получил докторскую степень в Монпелье, а затем читал лекции по трудам Гиппократа. Он снова основывал свои лекции на греческом оригинале и критиковал общепринятую латинскую версию как ошибочную. Летом он произвел фурор в Лионе, когда во время визита вскрыл труп повешенного. В 1538 году мы находим его в Эг-Морте с Жаном дю Белле, который присутствовал здесь на встрече между королем Франциском I и императором Карлом V, которые только что договорились о перемирии в своей затянувшейся борьбе за господство в Италии. В конце 1539 г., Рабле был рекомендован Жаном дю Белле своему больному старшему брату Гийому дю Белле, сеньору де Ланже (1491-1543), высокому военному человеку, назначенному губернатором северного итальянского герцогства Пьемонт, которое было оккупировано французскими войсками. Он был доставлен им в Турин, столицу Пьемонта, где написал латинскую историю своих кампаний под названием Stratagemata , но она утеряна.

Поздние годы

После смерти короля Франциска I в 1547 году Жан дю Белле снова отправился в Рим с дипломатической миссией, и Рабле сопровождал его. По дороге последний передал лионскому печатнику первые одиннадцать глав нового тома, вышедшего в 1548 г.0007 Le Quart livre des faits et dits héroïques (Квартальная книга героических фактов и рассказов) . Затем он завершил книгу в Риме. Здесь в нескольких сатирических пассажах он обработал свои наблюдения из политики Папы и таким образом косвенно поддержал нового французского короля Генриха II, добивавшегося учреждения национальной «галликанской» церкви. Когда Quart livre был издан целиком в начале 1552 года, теперь уже в Париже, отношение правителей изменилось. Король и папа пришли к соглашению, и критика последнего больше не приветствовалась. Соответственно, Сорбонна без колебаний осудила книгу. В результате Парижский парламент также запретил работу. Однако запрет не уменьшил успеха книги. После этого о нем больше ничего не известно. Однако, по-видимому, он работал над другим томом продолжений незадолго до своей смерти в апреле 1553 года. Он был завершен неизвестной рукой, вероятно, по инициативе его печатника. Она была опубликована в 1563 году под названием Le cinquième livre и вошла в полные издания цикла, которые стали выходить вскоре после смерти автора и продолжали выходить с большой регулярностью.

Восприятие литературного творчества Рабле

Его романы, вероятно, использовались современной читающей публикой как источник развлечения в то время, когда не над чем было смеяться перед лицом реальности, в которой доминировала огромная религиозная и идеологическая поляризация. Эта поляризация проникла в семью, вызвала растущую нетерпимость к сектантским партиям и их пропагандистам и привела к все большему ожесточению людей. Сегодня Рабле считается величайшим французским писателем 16 века, одним из величайших французских литератур вообще, и особенно номинальным главой нравственно часто неправильного, но народно-веселого «esprit gaulois» или «rablaisien», хотя его язык стал архаичным, а его каламбуры и аллюзии часто едва понятны. Рабле также оставил традицию на медицинском факультете Университета Монпелье: ни один медик-выпускник не может пройти созыв, не принеся присяги под мантией Рабле. Дальнейшая дань уважения ему воздается в других традициях университета, таких как его faluche, характерная студенческая шапка, стилизованная в его честь, с четырьмя цветными полосами, исходящими из ее центра.

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Освежите свой Шекспир, блог SciHi
  • [2] Джеймс Джойс и литературный модернизм, блог SciHi
  • [3] Геродот из Гарликарнаса — отец истории, SciHi Blog
  • [4] Гаргантюа и Пантагрюэль в Project Gutenberg, перевод сэра Томаса Уркхарта и иллюстрации Гюстава Доре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *