cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Физика 7 класс взаимодействие тел – Взаимодействие тел — урок. Физика, 7 класс.

Содержание

Взаимодействие тел. Масса. Видеоурок. Физика 7 Класс

Тема: Взаимодействие тел

Урок: Взаимодействие тел. Масса

На прошлом занятии мы уяснили, что изменить скорость тела можно, только подействовав на него другим телом. Но ведь если одно тело действует на другое, то при этом другое тело обязательно действует на первое. Мы говорим, что происходит взаимодействие тел. То есть это действие, которое взаимно.

Поскольку тела могут только взаимодействовать, то в ходе взаимодействия обязательно будут изменяться скорости обоих тел.

Представим себе два движущихся навстречу друг другу шарика: шарик для настольного тенниса и примерно такой же по размеру стальной шарик.

 

Рис. 1. Столкновение – пример взаимодействия тел

При столкновении этих шариков (то есть во время их взаимодействия) скорость стального шарика изменится едва заметно, а скорость шарика для настольного тенниса изменится значительно (она даже изменит направление). Физики говорят, что стальной шарик обладает большей инертностью по сравнению с теннисным шариком.

Инертность – это свойство тела, состоящее в том, что для изменения его скорости требуется некоторое время.

Поскольку в рассмотренном примере шарики действовали друг на друга одинаковое время, а скорость стального шарика изменилась меньше, это означает, что его инертность больше, чем инертность теннисного шарика.

Усложним рассмотренный выше опыт. Разместим между двумя неподвижными шариками сжатую пружинку, перевязанную ниткой, которая не дает пружинке распрямиться. Аккуратно пережжем нить. Пружинка начнет распрямляться, упираясь своими концами в шарики. Можно сказать, шарики начнут взаимодействовать посредством пружинки и в результате этого взаимодействия приобретут некоторые скорости.

Допустим, например, что стальной шарик приобрел скорость 2 см/с, а теннисный – 1 м/с. То есть скорость стального шарика изменилась в 50 раз меньше, чем скорость теннисного шарика. Можно сказать, что инертность стального шарика в 50 раз больше, чем инертность теннисного. Значит, инертности тел можно сравнивать! 

Масса тела – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.

Чем больше масса тела, тем больше его инертность. В нашем примере масса стального шарика в 50 раз больше массы шарика для настольного тенниса.

Любое тело – человек, стол, планета Земля, капля воды – обладают массой.

В самом начале курса физики мы говорили, что измерение – это сравнение физической величины с однородной величиной, принятой за единицу. Значит, теперь необходимо установить единицу измерения массы и указать, масса какого тела равняется этой единице (выбрать эталон массы).

Масса в физике обозначается буквой m и в системе СИ измеряется в килограммах (кг):

Существуют и другие единицы массы: тонна (т), грамм (г), миллиграмм (мг).

1 т = 1000 кг;                  1 г = 0,001 кг;

1 кг = 1000 г;                 1 мг = 0,001 г;

1 кг = 1000000 мг;         1 мг = 0,000001 кг.

1 килограмм – это масса эталона. Международный эталон массы хранится во Франции в городе Севре, в Палате мер и весов.

 

Рис. 2. Место хранение Международного эталона килограмма

Эталон килограмма – это цилиндр из платино-иридиевого сплава. Его диаметр и высота составляют около 39 мм.

 

Рис. 3. Эталон килограмма

 

Рис. 4. Контейнер для хранения эталона килограмма

Копии эталона массы хранятся в 40 странах мира. Например, в России находится копия эталона – образец №12.

Процесс измерения массы называется взвешиванием, а прибор для измерения массы – весами. Изображение весов встречается еще со времен Древнего Египта.

 

Рис. 5. Египетские весы

Кстати, к правильному взвешиванию и аккуратному отношению к весам всегда относились очень серьезно. Например, в одной из древнерусских грамот XII века находятся такие строки:

«За неправильное пользование мерами и весами следует казнить близко смерти, а имущество делить на три части: часть Софийской церкви, часть Ивановской, а часть сотским и городу Новгороду».

Современные конструкции весов очень разнообразны. Например, автомобили, вагоны можно взвешивать на так называемых транспортных весах. Они позволяют измерять массу до 200 т.

 

Рис. 6. Транспортные весы

Тела, масса которых не превышает сотен грамм, но точность измерения должна быть очень высокой, взвешивают на аналитических весах. Такие весы позволяют проводить взвешивание с точностью до десятых долей миллиграмма.

 

 

Рис. 7. Аналитические весы

В школьных физических и химических кабинетах используют учебные весы. Верхний предел измерения таких весов составляет 200 г.

 

Рис. 8. Учебные весы

Познакомимся с правилами, которые необходимо соблюдать при взвешивании различных тел.

1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости уравновесить весы можно вращением гаек, расположенных снизу и сбоку от чашек (на рис. 8 хорошо видна левая гайка). В устаревших конструкциях школьных весов равновесия добиваются, кладя на более легкую чашку кусочки бумаги или картона.

2. Тело необходимо ставить на чашу весов, расположенную слева от вас.

3. Гири кладут на правую чашку весов. Тело и гири нужно опускать осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования прокладки порошки, наливать жидкости.

6. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

Для того чтобы не получилось, что мелких гирь не хватает, вначале на весы кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой).

 

Список литературы

1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике, 7 – 9 кл.: 5-е изд., стереотип. – М: Издательство «Экзамен», 2010.

3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (Источник).

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (Источник).

 

Домашнее задание

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов № 205–213.

interneturok.ru

«Взаимодействие тел». Видеоурок. Физика 7 Класс

Здравствуйте!

Всё состоит из молекул, мы это уже знаем. Представьте: катится шар, рассмотрим его движение. Первый важный вопрос: что движется, движение чего мы рассматриваем? Есть ли смысл говорить обо всех молекулах шара (см. рис. 1)?

Рис. 1. Молекулы шара

Нам это не нужно. Отбрасываем всё ненужное: строение вещества, цвет, температуру. Нам сейчас важно, что это вот такое тело своего размера и формы, и его движение мы рассматриваем. Это и есть модель тела (см. рис. 2).

Рис. 2. Модель тела

Более того, нам часто даже не нужно всё тело, мы можем взять одну его точку и рассматривать ее движение. Так и сделаем: рассмотрим задачи, в которых тела можно считать точками, и изучим движение такой точки.

 

Тело и материальная точка

Измерим расстояние между телами – шаром и пирамидой. Какое оно (см. рис. 3)?

Рис. 3. Расстояние между шаром и пирамидой

Между какими точками брать? Непонятно. Если мы выберем одну точку шара и одну точку пирамиды и ничего важного при этом не потеряем, то расстояние между ними будет четко определено (см. рис. 4).

Рис. 4. Расстояние между двумя точками на телах

И положение точки даст понять, где находится тело. Удобная модель.

Посмотрите на юлу. Движется ли она? Вроде бы стоит на месте. Если обозначим ее положение точкой, точка будет неподвижна. Однако юла вращается, отдельные ее точки движутся по кругу (см. рис. 5). Смотря что мы рассматриваем, такую модель и применим: неподвижной точки или вращающегося тела.

Рис. 5. Юла

Сразу возникает вопрос, а что такое движение? Движение – это перемещение с течением времени. В один момент времени тело находилось в одном месте, а в другой момент – в другом.

Вопрос: как положение задать? Допустим, вы переместились: где вы были и где вы оказались? Задать положение можно только относительно чего-то: адрес в городе, положение в комнате (см. рис. 6).

Рис. 6. Положение тела

Нужно задать тело отсчета. Как именно задать положение относительно выбранного тела? Например, скажем «Я возле магазина». Где именно «возле» – на крыльце, справа, слева, может быть, сверху (см. рис. 7)?

Рис. 7. Неопределенность положения тела

В науке нужна точность и однозначность. Все вы знаете, как можно задать положение парой чисел: буква и цифра в морском бое, широта и долгота в географии, «на 30 км восточнее и на 40 км южнее Москвы» – это координаты (см. рис. 8).

Рис. 8. Расположение в «Морском бое»

Систему координат можно выбирать, как нам удобно: для «Морского боя» удобна одна, для GPS-навигатора – другая.

Поскольку положение тела можно задать только относительно других тел, значит, и изменение положения – движение – определено относительно других тел. Сказать просто, что тело движется, неправильно. Движется ли пассажир поезда? За несколько часов он переместится из одного города в другой, относительно этих городов он, конечно, движется. Но он может возразить, что за всю дорогу он с места не вставал и вообще спал, и будет прав – относительно поезда он не двигался. А относительно Солнца вместе со всей планетой этот пассажир каждый час пролетал примерно по 100 тысяч км (см. рис. 9).

Рис. 9. Движение пассажира относительно Солнца

Поэтому, кроме вопроса, что движется, не менее важен вопрос относительно чего.

Движение может быть быстрым, может быть медленным, тело может двигаться в одном направлении, а может его менять. Если у нас достаточно информации о характере движения тела, мы можем предсказать, где оно будет находиться в любой момент времени. Это и есть главная задача механики, и, чтобы ее решить, мы будем описывать движение, создавать модели и изучать их.

Как привести тело в движение? Например, бильярдный шар. Нужно его ударить кием, подбросить – подействовать на него (см. рис. 10).

 

Рис.10. Приведение в движение

Действие вызывает изменение скорости – ускорение. Вот, например, есть два шарика: один заставить двигаться легко, другой – труднее. В чем разница? В массе. Масса – это мера того, как тяжело заставить тело двигаться.

Тела с большой массой насколько трудно сдвинуть, настолько трудно и остановить. Если катится футбольный мяч, вы его легко остановите ногой. Остановить катящийся мяч для боулинга – ногой лучше не пробовать (см. рис. 11). Он сохраняет свою скорость, движется по инерции.

 

Рис. 11. Шар для боулинга

Толкать тела, воздействовать на них, можно тоже по-разному. Мы говорим «сильнее», «слабее», с разной силой, и ее можно измерять. Как? Да так же, как и другие величины: выбрать эталонное воздействие и посмотреть, во сколько раз измеряемое отличается от эталонного.

Представьте футболиста, который дважды ударил по мячу с одинаковым усилием, только в противоположные стороны. Усилие одинаковое, а результат разный. Имеет значение еще и направление воздействия (см. рис. 12). Сила имеет направление, это векторная величина. Как и перемещение, и скорость.

Рис. 12. Направление воздействия

Но не только мы своими руками или ногами толкаем тела и заставляем их двигаться. Земля притягивает тела, и они под этим воздействием падают вниз (см. рис. 13).

Рис. 13. Притяжение Земли

Растянутая пружина тащит груз в сторону, обратную растяжению (см. рис. 14).

Рис. 14. Действие растянутой пружины

Сила трения направлена в сторону, противоположную движению, и из-за нее движущиеся тела останавливаются, иначе они бы двигались по инерции очень долго (см. рис. 15).

Рис. 15. Действие силы трения

Все эти виды воздействий мы изучим.

На нас всегда действует Земля, но мы не падаем, но и по пояс в землю не погружаемся. Почему так? Где бы мы ни стояли – под нами упругий пол, стул, кровать, какая-нибудь опора. Мы на нее давим своим весом, и в ней возникает сила реакции, которая давит снизу на нас (см. рис. 16).

Рис. 16. Возникновение силы реакции опоры

Прямо как при сжатии пружины или прогибе батута. Причем, с какой силой мы действуем на опору, с такой же по модулю силе и опора действует на нас.

На движущийся автомобиль, помимо притяжения Земли и реакции опоры, действует еще сила трения и сила тяги, создаваемая двигателем: уже четыре силы, еще и направленные в разные стороны (см. рис. 17).

Рис. 17. Действие сил на машину

В таком случае чтобы понять, что произойдет с телом под действием этих сил, воздействия надо правильно сложить и получить суммарную силу.

Например, как тянуть дерево за веревки вдвоем? Тащим в две стороны, значит, дерево должно двигаться в две стороны (см. рис. 18).

Рис. 18. Воздействие на дерево

Но оно же не может двигаться одновременно и влево, и вправо. Понятно, что действия сложатся и какая-то одна веревка перетянет. Результат сложения будет зависеть от направления сил: тянуть в одну сторону будет лучше всего (см. рис. 19), в разные – вообще ничего не получится.

Рис. 19. Действие в одну сторону

А вот так (см. рис. 20) мы и тащим каждый в свою сторону, и при этом вместе протаскиваем дерево.

 

Рис. 20. Еще один способ тянуть дерево

Когда мы выталкиваем из ямы автомобиль, никто не будет это делать с боков, нужно всем выталкивать сзади.

Как вычислить сумму сил, ее абсолютное значение и направление? Есть алгебра векторов (а сила – это вектор), так что это не проблема, с правилами сложения векторов вы ознакомитесь (см. рис. 21).

Рис. 21. Правило сложения векторов

Итак, мы рассмотрели движение, его относительность и поговорили о том, как воздействие влияет на движение. Более подробно об этом вы узнаете на уроках данного раздела.

 

Список литературы

  1. А.В. Перышкин Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, 2-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2013. – 221 с.
  2. Ф.Я. Божинова, Н.М. Кирюхин, Е.А. Кирюхина. Физика 7 кл.: Учебник. – Х.: Издательство «Ранок», 2007, 192 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School242.edu.ru (Источник).
  2. Ens.tpu.ru (Источник).
  3. Class-fizika.narod.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Что такое движение?
  2. Как заставить тело двигаться?
  3. Что такое координаты тела?
  4. Определите координаты кораблика:

interneturok.ru

Взаимодействие и сила — урок. Физика, 7 класс.

Представь себя и футбольный мяч. Ты можешь находиться рядом с мячом, но если ты не прикасаешься к нему, тогда взаимодействия между тобой и мячом не происходит. Однако в тот момент, когда ты бьёшь по мячу, он либо начинает движение, либо меняет направление движения, и ещё при этом он деформируется.

Величину взаимодействия тел характеризует физическая величина — сила (\(F\)).

Сила является причиной изменения скорости движения, направления движения или же деформации тела.

Единицей измерения силы является ньютон (Н). Силу измеряют динамометром.

 

 

Динамометр общего назначения с пределом измерения \(400\)кН

 

 

Силы могут быть различными — как вызывающие движение, так и замедляющие движение.

Сила тяги вызывает движение и поддерживает его. Сила тяги действует в направлении движения. Силу тяги может создать, например, двигатель автомобиля, конь, который тянет повозку, человек, который что-либо тянет или толкает.

Сила трения — это сила, которая возникает при движении одного тела по поверхности другого тела.

Направление силы трения противоположно направлению движения, она замедляет движение.

 

Сила сопротивления

Сила сопротивления действует на тело, движущееся в жидкой или газообразной среде. Она направлена противоположно направлению движения и замедляет движение.

 

Сила упругости

Сила упругости возникает при деформации тела. Она восстанавливает форму и размеры тела. Причиной возникновения силы упругости является взаимодействие молекул или атомов.

Сила упругости возникает при деформации тела (растяжение, сжатие, изгиб, кручение, сдвиг).

 

Силы упругости удерживают тела, которые подвешены на растяжках или укреплены на опорах. Против силы притяжения Земли, которая тянет тело вниз, всегда в противоположном направлении действует такая же по величине сила упругости. Например, мосты удерживает сила упругости, которая уравновешивает силу притяжения Земли.

 

www.yaklass.ru

Урок физики в 7-м классе «Взаимодействие тел. Масса»

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Показать на опытах, как изменяются скорости тел при их взаимодействии. Ввести понятие массы тела как физической величины, единицы измерения массы в системе СИ.
  • Развивать умение находить законы физики в окружающем мире, объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики. Развивать внимание, логику.
  • Воспитывать аккуратность в записях, точность в изложении физического материала, в формулировках терминов.

ХОД УРОКА

I. Повторение темы «Инерция» (15 минут)

  • Привести примеры, когда скорость тела меняется под действием на него других тел;
  • Как двигалось бы тело, если бы на него не действовали другие тела?
  • Что называется инерцией?
  • Какое движение называют движением по инерции? Привести примеры.
  • Отрывок из романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «Когда кончился бензин, автомобиль вынужден был остановиться… А после этого еще болтают об инерции, господа!… Ну не смешно ли?» Противоречит ли история, рассказанная полковником Циллергутом, представлению об инерции? Почему автомобиль все-таки остановился? Какое тело подействовало на него?
  • Куда падает споткнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее?
  • Куда падает поскользнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее?
  • Ситуативная игра: Ученики – пассажиры автобуса. Изобразите ситуацию:

— автобус резко тронулся с места;
— автобус едет равномерно и прямолинейно;
— впереди неожиданное препятствие, автобус резко тормозит;
— на большой скорости поворачивает направо; налево;
— едет равномерно и прямолинейно;
— резкая остановка.

Объясните с точки зрения физики ваше поведение.

  • Работа в парах. Вопросы задаются ребятам по вариантам, они отвечают на них друг другу в паре, затем озвучивают свои ответы перед классом, исправляют ошибки, устраняют недочеты, дополняют ответы товарищей:

I вариант:
а) Объяснить вытряхивание пыли из половика с точки зрения физики.
б) Почему перед крутым поворотом ставят знак ограничения скорости?
II вариант:
а) Объяснить способ насаживания молотка на рукоятку.
б) Заяц, убегая от волка, сильно петляет. Какое явление физики использует заяц для сохранения своей жизни? Объяснить.

  • Что такое тормозной путь автомобиля? Почему в гололед опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?
  • Физика в литературе: У известного английского писателя Герберта Уэллса есть фантастический рассказ о том, как некий конторщик творил чудеса. Стоило ему высказать какое-нибудь пожелание, и оно немедленно исполнялось. Однажды, опасаясь явиться домой на рассвете, он вздумал продлить ночь. Остановить Луну он не решился, так как она слишком далеко, поэтому он решил остановить Землю. «…Он встал в повелительную позу, простер руки над миром и торжественно произнес:

— Земля, остановись! Перестань вращаться!
Не успел он договорить эти слова, как приятели уже летели в пространство со скоростью нескольких дюжин миль в минуту (464 м/с). Вокруг них неслись камни, обломки зданий, металлические предметы разного рода; летела и какая-то несчастная корова, разбившаяся при ударе о землю. Ветер дул со страшной силой. Конторщик не мог даже приподнять голову, чтобы оглядеться вокруг. Все кругом представляло собой одну картину разрушения…»

Объяснить с точки зрения физики случившееся.

II. Новая тема

Вы уже знаете, что если на тело (зеленый шарик) действует другое тело (красный шарик), то оно изменяет свою скорость. Говорят, что первое тело подействовало на второе.
А теперь понаблюдаем за красным шариком, который катится с желоба. Оказывается, он тоже изменил свою скорость. Говорят, что второе тело действует на первое.

Определение: Действие тел друг на друга называют взаимодействием.

!!! При взаимодействии оба тела меняют свою скорость.

Примеры:

  • Человек прыгнул с лодки, значит, он приобрел скорость. Но лодка тоже изменила свою скорость – она отплыла назад.
  • При стрельбе из пушки и пушка, и снаряд приобретают скорости: снаряд летит вперед, пушка откатывается назад.

Выясним, от чего зависит изменение скорости тел при их взаимодействии?

Демонстрация:  прибор для изучения закона сохранения импульса.

Опыт 1: Шарики на цилиндрах одинаковые и скорости их при взаимодействии тоже одинаковые (сравниваем по расстояниям, которые пролетели шарики).
? Как вы думаете, изменятся ли скорости шариков, если один пластмассовый шарик поменять на стальной? Как?
Давайте проверим нашу гипотезу на опыте.

Опыт 2: Шарики разные и скорости их при взаимодействии тоже разные, причем скорость металлического шарика меньше скорости пластмассового шарика.
Говорят, что одно тело тяжелее другого, более инертно (т. е. дольше стремится сохранить свою скорость), одно тело массивнее другого, т. е. имеет большую массу.

Определение: Масса – это физическая величина, характеризующая инертность тела. Чем больше масса тела, тем оно более инертно.
Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д.
Обозначение массы – m.
Единицы измерения массы в системе СИ: = 1 кг.
Другие единицы измерения массы: 1 т = 1000 кг; 1 г = 0, 001 кг; 1 мг = 0,000001 кг (см. форзац учебника).
Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.

III. Закрепление

Определите по скорости взаимодействующих тел их сравнительную массу.

Опыт 1:  На две тележки, скрепленные между собой с помощью пружины, помещены грузы неизвестной массы. После разрезания нити тележки разъезжаются в разные стороны с разными скоростями.

Опыт 2: Два мяча разной величины связаны нитью. После разрезания нити мячи разлетаются в разные стороны с разными скоростями.

Опыт 3: В опыте с желобом заменить стальной шарик на биллиардный такого же объема. Сравнить скорости шаров после взаимодействия, сравнить их массы.

Способы определения массы тела:

  • Взаимодействие с эталоном массы (по примерам из опытов). Пусть нам известна масса эталона (1 кг), скорость эталона v1 и скорость тела v2. Чтобы узнать массу тела m, надо составить уравнение m1v1 = m2v2, из которого выразить массу тела: m2 =  . Учитывая, что m1 = 1 кг, получаем . Этот способ, конечно, не удобен с практической точки зрения.
  • Взвешивание (будем изучать на следующем уроке в ходе лабораторной работы). Этот способ более удобный для нас и более привычный.
  • Вычисление по законам физики, используя формулы (такой способ применяют при вычислении масс планет, звезд и т. д.). Этот способ будем изучать в старших классах.

IV. Итоги урока: Что характеризует масса тела? Как можно определить сравнительную массу тела?

V. Домашнее задание:§7 (учебник С. В. Громова, Н. А. Родиной), подумать над вопросом: как можно определить точную массу тела, если известна масса тела, взаимодействующего с ним?

25.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Взаимодействие тел — Физика — легко!

Плотность — физическая величина, характеризующая физические свойства вещества, которая равна отношению массы тела к занимаемому этим телом объёму.

Плотность (плотность однородного тела или средняя плотность неоднородного) можно расчитать по формуле:

 [ρ] = кг/м³; [m] = кг; [V] = м³.

где m — масса тела, V — его объём; формула является просто математической записью определения термина «плотность».

Все вещества состоят из молекул, следовательно масса всякого тела складывается из масс его молекул. Это подобно тому, как масса пакета с конфетами складывается из масс всех конфет в пакете. Если все конфеты одинаковы, то массу пакета с конфетами можно было бы определить, умножив массу одной конфеты на число конфет в пакете.

Молекулы чистого вещества одинаковы. Поэтому масса капли воды равна произведению массы одной молекулы воды на число молекул в капле.

Плотность вещества показывает, чему равна масса 1 м³ этого вещества.

Плотность воды равна 1000 кг/м³, значит, масса 1 м³ воды равна 1000 кг. Это число можно получить, умножив массу одной молекулы воды на число молекул, содержащихся в 1 м³ его объёма.
Плотность льда равна 900 кг/м³, это означает, что масса 1 м³ льда равна 900 кг.
Иногда используют единицу измерения плотности г/см³, поэтому ещё можно сказать, что масса 1см³ льда равна 0,9 г.

Каждое вещество занимает некоторый объём. И может оказаться, что объёмы двух тел равны, а их массы различны. В этом случае говорят, что плотности этих веществ различны.

Также при равенстве масс двух тел их объёмы будут различны. Например, объём льда почти в 9 раз больше объёма железного бруса.

Плотность вещества зависит от его температуры.

При повышении температуры обычно плотность уменьшается. Это связано с термическим расширением, когда при неизменной массе увеличивается объём.

При уменьшении температуры плотность увеличивается. Хотя существуют вещества, плотность которых в определённом диапазоне температур ведёт себя иначе. Например, вода, бронза, чугун. Так, плотность воды имеет максимальное значение при 4 °C и уменьшается как с повышением, так и с понижением температуры относительно этого значения.

При изменении агрегатного состояния плотность вещества меняется скачкообразно: плотность растёт при переходе из газообразного состояния в жидкое и при затвердевании жидкости. Вода, кремний, висмут и некоторые другие вещества являются исключениями из данного правила, так как их плотность при затвердевании уменьшается.

Источник

Решение задач

Задача №1.
Прямоугольная металлическая пластинка длиной 5 см, шириной 3 см и толщиной 5 мм имеет массу 85 г. Из какого материала она может быть иготовлена?

Анализ физической проблемы. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо определить плотность вещества, из которого изготовлена пластинка. Затем, воспользовавшись таблицей плотностей, определить – какому веществу соответствует найденое значение плотности. Эту задачу можно решить в данных единицах (т.е. без перевода в СИ).

Задача №2.
Медный шар объёмом 200 см3 имеет массу 1,6 кг. Определите, цельный этот шар или пустой. Если шар пустой, то определите объём полости.

Анализ физической проблемы. Если объём меди меньше объёма шара Vмед<Vш, то шар пустой. Понятно, что объём пустоты Vпуст = Vш – Vмед . Чтобы найти объём пустоты, выясним, какой объём занимает в шаре медь. Плотность меди найдём в таблице. В этой задаче следует массу подать в граммах, объём – в сантиметрах кубических, плотность, соответственно, – в г/см3.

Задача №3.
Канистра, которая вмещает 20 кг воды, наполнили бензином. Определите массу бензина в канистре.

Анализ физической проблемы. Для определения массы бензина в канистре нам необходимо найти плотность бензина и ёмкость канистры, которая равна объёму воды. Объём воды определим по её массе и плотности. Плотность воды и бензина найдём в таблице. Задачу лучше решать в единицах СИ.

Задача №4.
Из 800 см3 олова и 100 см3 свинца изготовили сплав. Какова его плотность? Каково отношение масс олова и свинца в сплаве?

www.easyphysics.in.ua

Движение и взаимодействие тел. Физика, 7 класс: уроки, тесты, задания.

Вход на портал Вход на портал Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Подписка Я+ Новости Переменка Отправить отзыв
  • Предметы
  • Физика
  • 7 класс
  1. Механическое движение. Траектория и путь

  2. Скорость. Неравномерное движение. Средняя скорость

  3. Инерция

  4. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

  5. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности

  6. Сила. Сила тяжести

  7. Свободное падение. Вес тела

  8. Измерение силы с помощью динамометра

  9. Деформации тел. Сила упругости. Закон Гука

  10. Взаимодействие тел. Сила трения

Отправить отзыв Нашёл ошибку? Сообщи нам! Copyright © 2019 ООО ЯКласс Контакты Пользовательское соглашение

www.yaklass.ru

Взаимодействие тел

Взаимодействие тел

«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»

Оноре де Бальзак

Этим Бальзак хотел сказать, что, не задавая вопросы, нельзя сделать какое-то открытие. В рамках прошлой темы говорилось про явление инерции. Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел на него. Рассмотренные примеры показали, что изменение скорости тела может произойти только под действием другого тела. Каждое тело обладает инертностью – свойством, характеризующимся «отзывчивостью» на воздействие других тел.  Рассмотрим простой пример: мяч, брошенный в стену, отскакивает от неё. Почему? Очевидно, что при ударе, мяч оказал воздействие на стену, а стена, в свою очередь, оказала воздействие на мяч. Иначе, изменение скорости мяча объяснить нельзя. Если есть сомнения, что стена оказывает такое воздействие, то можно подойдите к ней и толкнуть её изо всех сил. В этом случае, можно даже отлететь от стены. Именно по такому же принципу работает такое упражнение, как отжимание.

То есть, толкая пол, он оказывает ответное действие на отжимающегося. Почему же тогда, ни пол, ни стена не меняют свою скорость? Дело в том, что эти тела слишком инертны, и человек не в состоянии оказать на них достаточно сильное воздействие, чтобы привести их в движение. Если прыгнуть из неподвижной лодки, то лодка начнет двигаться в направлении, противоположном направлению прыжка.

Почему? Потому что, отталкиваясь, произошло воздействие на лодку, а лодка подействовала на прыгуна. Пуля в ружье до выстрела покоится, как и само ружьё. Но как только выстрел сделан, человек чувствует отдачу – это движение ружья в противоположном направлении, чем направление движения пули. Точно также, после вылета ядра из пушки, пушка немного откатывается назад. Ещё один пример – это столкновение биллиардных шаров.

Один шар покоится, а другой движется с некоторой скоростью. После столкновения шар, который покоился, приобретает скорость. Значит, первый шар на него воздействовал. Но и этот шар изменит свою скорость, как по модулю, так и по направлению. Значит, шар, который покоился, тоже оказал воздействие на движущийся шар.

Все эти примеры говорят о том, что действие первого тела на второе вызывает обратное действие второго тела на первое. Иными словами, действие не может быть односторонним. Тела действуют друг на друга, то есть, взаимодействуют. Так происходит всегда, со всеми телами, неважно, большие это тела или нет, и неважно, в каком состоянии они находятся. Скажем, мельчайшие частички (то есть, молекулы) газа, находясь в сосуде, постоянно соударяются друг с другом, оказывая друг на друга воздействие. Также они оказывают действие на стенки сосуда, вызывая противодействие. В то же время, такие огромные объекты, как Земля и Луна тоже взаимодействуют. Луна вращается вокруг Земли в результате действия Земли на Луну. Но и Луна тоже действует на Землю, то есть, между Луной и Землей существует взаимное притяжение.

Основные выводы:

Действие не может быть односторонним.

– Тела взаимодействуют, то есть, оказывают воздействие друг на друга.

Только в результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *