cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Европейское общество в раннее новое время 7 класс план конспект – Конспект урока «Повседневная жизнь европейцев» 7 класс скачать

Конспект урока по Новой истории в 7 классе

Конспект урока по Новой истории в 7 классе по теме: «Новые ценности преобразуют общество»

Учитель: Щербакова Ольга Александровна

Цели: — Способствовать осознанию учащимися многообразия форм в обществе взаимоотношений людей через изучение социальной структуры европейского общества Нового времени.

Задачи урока:

— с формировать знания об основных формах социального взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени в XVI XVIII вв.; знать основные понятия урока: капиталист, батрак, новое дворянство

— Способствовать развитию у учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о формах взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени . Уметь составлять и представлять сообщения.

— продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, навык работы с историческими документами.

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания по теме: « Дух предпринимательства преобразует экономику»

Ответьте только «да или нет»

1. В эпоху нового времени о роли рынка в жизни общества говорила пословица: « Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» ( да)

2. В возникших лавках, располагавшихся на первых этажах, свои изделия продавали ремесленники ( нет)

3. Активно практиковалась торговля вразнос ( да)

4. После Великих географических открытий центрами мировой торговли стали Франция и Англия ( нет)

5. Первоначально торговые компании были семейным товариществом ( да)

6. Приметой нового времени было то, что некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию ( да)

7. Ост-Индская компания обладала исключительным правом ввозить в страну хлопок ( нет).

8. Практически все слои населения были охвачены духом предпринимательства ( да)

9. Биржа- это место, где могли встречаться банкиры, купцы, заказчики для заключения сделки ( да)

10. Централизованная мануфактура характеризовалась тем, что работники выполняли свою операцию, находясь у себя дома. ( нет)

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл.2) План урока:

  1. Буржуазия Нового времени.

  2. Крестьянская Европа.

  3. Новое дворянство.

4. « Люди с дорожной обочины»

4. Изучение нового материала

— Происходящие изменения, рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйства меняли состав и занятия европейского населения

Сегодня на уроке вы буде работать в группах, готовить небольшие сообщения, мини доклады.

Для этого я раздам вам задания, с помощью которых вы и будете работать. В этих задания содержится вопрос, на который необходимо ответить, и ключевые понятия темы, которые надо раскрыть.

Задание №1

Прочитайте пункт 1, стр. 47 и ответьте на вопросы:

  • Кого называли «буржуа» в XVII в.?

  • Какие категории населения входили в состав буржуазии» ?

Буржуа –

Откупщик –

Задание №2

Ответьте на вопрос используя текст учебника –стр. 47, пункт 2:

Фермеры –

Батраки –

Задание №3

Ответьте на вопрос используя текст учебника –стр. 49, пункт 3:

Что такое «огораживание»? Почему в Англии начался процесс огораживания?

Новое дворянство (джентри) –

Старое дворянство –

Старинное родовое дворянство –

Воздушные дворяне –

Неродовитые дворяне —

Задание №4

Прочитайте п.4, стр.50 и ответьте на вопрос:

1.

2.

3.

4.

Задание №5

Работа с документом «Комиссия по расследованию дел об огораживании. 1517 г.» (с. 52)

5.Закрепление

Какие изменения в составе населения, происходящие в XVIXVII вв., говорят о разрушении традиционного общества?

Вывод: изменился состав европейского общества, изменилось положение и занятия различных слоёв населения. Растёт и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, освобождается от личной зависимости крестьянство, растёт число наёмных работников.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: Параграф 5, вопросы

infourok.ru

«Европейское общество в раннее Новое время» конспект урока для 7 класса

7 класс_________ Дата________

Тема урока : « Европейское общество в раннее Новое время»

Цели:

— Способствовать осознанию учащимися многообразия форм в обществе взаимоотношений людей через изучение социальной структуры европейского общества Нового времени.

Задачи урока:

— с формировать знания об основных формах социального взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени в XVI XVIII вв.;

— Способствовать развитию у учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о формах взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени .

— продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

Проверка д/з по теме: « Дух предпринимательства преобразует экономику»

Ответьте только «да или нет»

1. В эпоху нового времени о роли рынка в жизни общества говорила пословица: « Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» ( да)

2. В возникших лавках, располагавшихся на первых этажах, свои изделия продавали ремесленники ( нет)

3. Активно практиковалась торговля вразнос ( да)

4. После Великих географических открытий центрами мировой торговли стали Франция и Англия ( нет)

5. « Ворота Европы» так называли город Венецию ( нет)

6. Торговые компании возникли в из-за риска, который сопутствовал купцам, принимавшим участие в заморской торговле ( да)

7. Первоначально торговые компании были семейным товариществом ( да)

8. Приметой нового времени было то, что некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию ( да)

9. Ост-Индская компания обладала исключительным правом ввозить в страну хлопок ( нет)

10. Практически все слои населения были охвачены духом предпринимательства ( да)

11. Биржа- это место, где могли встречаться банкиры, купцы, заказчики для заключения сделки ( да)

12. В период Нового времени существовали только государственные банки ( нет)

13. Централизованная мануфактура характеризовалась тем, что работники выполняли свою операцию, находясь у себя дома. ( нет)

14. В первую очередь наиболее успешно развивались мануфактуры в областях экономики( да)

15. Создание мануфактур с разделением труда свело роль работника к выполнению простых однообразных операций. ( да)

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл.2) План урока:

  1. Буржуазия Нового времени.

  2. Крестьянская Европа.

  3. Новое дворянство.

4. « Люди с дорожной обочины»

4. Изучение нового материала

— Давайте вспомним, какие слои населения жили в европейской деревне в XIV – XV веках?

— Каким было имущественное и правовое положение крестьян?

— Что служило источником существования для дворян?

— Происходящие изменения, рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйства меняли состав и занятия европейского населения

( сл. 3) Работать будем с таблицей:

Буржуазия

Крестьянство

Новое дворянство

Люди с обочины

1. Буржуазия Нового времени.

— С развитием предпринимательства увеличивается численность и богатство буржуазии.

( сл.4) Само слово «буржуа» появилось во Франции еще в XII в., так называли почтенных граждан города, владеющих собственностью и ведущих достойную жизнь. Позднее название «буржуазия» закрепилось за предпринимателями-капиталистами, имевшими свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере.

( сл. 5) Верхушку буржуазии к середине XVII в. Составляли купцы, ведущие международную торговлю, крупные банкиры и откупщики.

( сл. 6) Кто такие откупщики? Это люди, которые брали на откуп сбор налога или пошлины, выплачивая вперёд в казну определённую сумму, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами.

— Вот пример могущественного семейства банкиров Кастанье в эпоху французского короля Людовика XV. Современник писал: «Одни были сборщиками тальи в Каркассоне, другие — управляющими Ост-Индской компании (речь идет о французской компании. — Авт.), их сыновья и племянники, прежде чем стать министрами, заседали в Тулузском парламенте. В Каркассоне работали мануфактуры Кастанье. В Париже существовал банк Кастанье… В Амстердаме находился банк Кастанье». Они снабжали деньгами закупщиков оружия и давали деньги на организацию колониальных экспедиций.

2. Крестьянская Европа.

( сл. 7) Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и

основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством.

— С веками менялось и положение крестьян. Если в Средневековье крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с разрушением феодальных отношений, в своем подавляющем большинстве они стали лично свободны.

— С развитием товарно-денежного хозяйства многие сеньоры позволяли крестьянам выкупать у них свою личную свободу

— Скажите. Достаточно ли было крестьянам получить свободу? Что им нужно было для того, чтобы вести своё хозяйство? ( земля)

— Была ли она у европейских крестьян? ( нет)

— земля оставалась в собственности хозяев.

— Как помещик воспользоваться таким правом? ( сдать в аренду крестьянам, но заставить их нести повинности, как денежные так и натуральные)

( сл. 8) Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян

. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали для работы наемных работников — батраков. В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколесные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использовавших наемный труд и технику, называют фермерами. В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись.

( сл. 9) В целом в Европе и в XVIII веке большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда ( соха, серп, борона)

— В деревне царили суеверия: пахать не начинали, пока поле троекратно не обходили вокруг с хлебом и зажжённой свечёй. Семена просеивали на волчьей шкуре, проделав в ней 13 дыр.

— Всё это наложило на крестьян такие свойства, как умение приспосабливаться, медлительность в принятии решений, боязнь любых нововведений. Без дополнительного дохода выжить было невозможно.

3. Новое дворянство.

( сл. 11) Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. Этот процесс можно рассмотреть на примере Англии, где с конца XV в. начались огораживания и все больше землевладельцев, в основном представителей мелкого и среднего дворянства, вели хозяйство по-новому: превращали пахотные земли в пастбища, для чего захватывали общинные земли; сгоняли арендаторов с их наделов, а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства продажа шерсти давала возможность разбогатеть.

( сл. 12) Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и другие продукты питания. Таких дворян стали называть новыми дворянами, или джентри. Применяя наемный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов. Это изменило и их стиль жизни. Они поддерживали тесные отношения с городскими предпринимателями, вместе с купцами занимались торговлей. Вступая с ними в родственные отношения.

— Однако оставалось и старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии. Многие из них разорялись и шли в армию (вспомните Д’артаньяна из трех мушкетеров А. Дюма).

— во Франции дворянство было неоднородным:

1) существовало старинное родовое дворянство

2) были и обедневшие семьи, которые при дворе не служили, земли свои давно распродали. Их называли « воздушные»

4. « Люди с дорожной обочины»

( сл.13) Росло богатство, но рядом с ним росла и бедность. Тяжелым было положение наемных работников: чаще всего они попадали в разряд бедноты. Зарплата была невелика, а причин для того, чтобы впасть в нищету, много: болезни, потеря работы, уменьшение заработной платы, смерть одного из супругов…

— Женщинам платили в два раза меньше, чем мужчинам, детям — еще меньше. ( сл. 14) Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись всевозможные штрафы и вычеты из зарплаты.

— Вместе с тем в раннее Новое время еще существовала некоторая благотворительность. Своим беднякам город старался помочь.

— Но если бедняк был чужаком, для него существовал один путь — бродяжничество и нищенство. Жизнь таких людей была адом, зрелище они представляли страшное — толпы грязных оборванцев, покрытых язвами.

( сл. 15) В XVI в., когда появилась потребность в наемном труде, толпы бродяг на дорогах вызывали у предпринимателей ненависть. Они видели в них только бездельников, которые могли бы стать дешевой рабочей силой.

Власти принимали законы о нищенстве, запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение — суровая кара.

— В Германии, в городе Кельне, бродяга, трижды пойманный за попрошайничество, приговаривался к повешению. В XVI в. в Англии издали такие жестокие законы против бродяг, что народ назвал их «кровавыми»: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника. Сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили. Был ли выход из такого положения? Каждый искал свой. Некоторые объединялись в банды, занимавшиеся гра­бежом, пиратством. Другие шли наемниками на военную службу или нанимались в слуги.

Когда на улице хватали девушку, не имеющую работы, ей выстригали волосы на голове и подвергали порке, мужчин же отправляли на галеры.

— Давайте прочитаем вывод на стр. 51.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 52

6. Домашнее задание:

Параграф 5, вопросы

Проверочная работа.

Вариант 1.

Вариант 2.

Мануфактура – это? (предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции)

Капитализм — это? (общественный строй, основанный на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наемного труда)

Капитал – это? (средства, вкладываемые в производство, с целью получения прибыли)

Биржа — это? (место, где встречаются для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики)

Рассеянная мануфактура – это? (когда наемные работники трудятся каждый у себя дома)

Централизованная мануфактура — это? (когда работники разных специальностей трудятся в одном помещении, под одной крышей)

Центр мировой торговли? (Нидерланды и Англия)

Монополия – это? (исключительное право ввозить и продавать определенный вид товара)

Где и когда была создана Ост-Индская компания? Каким исключительным правом она обладала? (В Англии в 1600г, ввоз перца)

Где впервые создаются государственные банки? (Амстердамский и Английский)

kopilkaurokov.ru

Конспект урока «Европейское общество в раннее Новое время» 7 класс. Всеобщая история. История Нового времени.

Областная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Суджанская школа-интернат» г. Суджа

Методическое объединение учителей истории и обществознания

История и обществознание

Разработка урока по истории на тему

«Европейское общество в раннее Новое время»

для 7 класса

Работу выполнил

Шустикова А.В.

учитель истории и обществознания

г. Суджа, 2015 г.

Данная разработка предназначена для использования на уроках новой истории в 7 классе.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Составление и распечатка тестовых заданий по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику» для этапа «Актуализация опорных знаний».

  2. Подготовка и распечатка заданий группам.

  3. Распечатка новых терминов и их значения для этапа закрепления материала.

  4. Расстановка парт для удобной работы в группах.

Цели урока:

  1. охарактеризовать какие изменения произошли в социальной структуре европейского общества в Новое время;

  2. рассмотреть формы социального взаимодействия в Европе в 16 – 18 веках.

Задачи урока:

Образовательные:

— обеспечить усвоение обучающимися новых понятий и терминов;

— продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, обобщать материал, составлять выводы;

Развивающие:

— создать условия для дальнейшего развития умений вести монологическую и диалогическую речь; 

— продолжить развитие навыков работы в группах.

Воспитательные:

— содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

— способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Межпредметные связи: обществознание.

Урок на тему: «Европейское общество в раннее Новое время»

Цели: охарактеризовать какие изменения произошли в социальной структуре европейского общества в Новое время; рассмотреть формы социального взаимодействия в Европе в 16 – 18 веках.

Новые понятия: буржуазия, откупщик, талья, фермер, батрак, новое дворянство, огораживание, капиталист.

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал (тестовые задания, карточки с заданиями для групп, карточки с терминами и их значением).

На доске: тема урока.

Форма работы учеников: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Тестовые задания по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику» (см. прил.1). Индивидуальное выполнение.

  2. Беседа по вопросам (фронтально):

— Какие изменения произошли в экономике европейских стран?

— Назовите признаки зарождения капитализма.

— Что является основным принципом предпринимательской деятельности? (деньги должны работать)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что в Новое время происходит зарождение нового общества, которое получило название – капиталистическое. Люди стали понимать, что деньги должны работать и приносить прибыль. Появляются частная собственность и рыночная экономика. А это в свою очередь привело к развитию нового хозяйственного уклада, появлению новых ценностей, которые меняли состав и занятия населения.

Сегодня на уроке мы должны выяснить:

Проблемное задание для всех групп (на доске):

 Как новые ценности преобразовали структуру европейского общества 

Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы.

  1. Работа в группах.

Учитель: Вы разделились на 4 группы. Каждая группа будет работать со своим текстом и представлять различные слои населения. (Учитель предлагает группам самостоятельно выбрать, какой слой населения они будут представлять и раздаёт карточки с заданием)

1 группа – предприниматели-капиталисты.

Задание: прочтите п. 1 пар. 5 «Предприниматели-капиталисты Нового времени».

Выясните:

Как изменилась жизнь буржуазии в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Объясните понятие «буржуазия».

  2. Какие слои населения относились к буржуазии?

  3. Чем занимались представители буржуазии?

2 группа – представители крестьянства.

Задание: прочтите п. 2 пар. 5 «Крестьянская Европа».

Выясните:

Как изменилась жизнь крестьян в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Как изменилось положение крестьян?

  2. Кто такие арендаторы? Какое у них было положение?

  3. Кто такие фермеры?

  4. Сделайте вывод: какие изменения произошли в деревне?

3 группа – представители нового дворянства.

Задание: прочтите п. 3 пар. 5 «Новое дворянство».

Выясните:

Как изменилась жизнь дворянства в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Объясните, кто такие новые дворяне.

  2. Каким образом они обогащались?

  3. Чем отличалось новое дворянство от старого?

4 группа – представители бедноты.

Задание: прочтите п. 4 пар. 5 «Люди с дорожной обочины».

Ответьте на вопрос:

Во многих странах Европы были приняты суровые законы, направленные  против бродяг. Как вы думаете почему?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте положение наёмных рабочих.

  2. Назовите причины, по которым люди обнищали и становились бродягами.

  3. Как государство относилось к бродягам и нищим?

  4. Какой выход находили из создавшегося положения нищие и бродяги?

  1. Выступление представителей групп и обсуждение проблемного вопроса:

Как новые ценности преобразовали структуру европейского общества

 Какие новые слои общества появились?

  1. Закрепление изученного на уроке.

Выполнить задание. Фронтально. На доске таблички с терминами и их значениями.

Установите соответствие между термином и его значением.

Термин

Значение

  1. Фермер

А) Крестьянин, который взял землю во временное пользование на определённых условиях.

  1. Откупщик

Б) Сельскохозяйственный рабочий, работающий по найму.

  1. Талья

В) Крестьянин-предприниматель, использующий наёмный труд и технику.

  1. Огораживание

Г) Прямой налог с крестьян во Франции.

  1. Батрак

Д) Человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.

  1. Арендатор

З) В Англии процесс насильственного захвата дворянами земель, ранее принадлежавших крестьянам и превращение их в пастбища для овец.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание: прочитать параграф 5, ответить на вопросы в конце параграфа и выучит новые термины.

Список использованной литературы:

  1. Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800 г. 7 класс. Пособие для учителей.

  3. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Ч. 1.

Приложение №1.

Тестовое задание по теме:

«Дух предпринимательства преобразует экономику»

Задание 1. Выберите признаки зарождения капитализма:

А) развитие мануфактур; В) увеличение числа наёмных работников;

Б) Великие географические открытия; Г) натуральное хозяйство

Д) рост числа предпринимателей.

Задание 2. Установите соответствие между термином и его значением.

  1. Монополизм

  1. Биржа

  1. Мануфактура

  1. Капитал

  1. Капитализм

  1. Рынок

  1. Банк

  1. предпринимательство

а) совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг
б) учреждение, собирающее денежные средства и накопления, предоставляющее кредиты.
в) самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров и услуг с целью получения прибыли
г) установление исключительного права на производство, продажу или использование чего-либо
д) предприятие, на котором используется ручной труд наёмных рабочих и существует разделение труда
е) форма рынка для заключения различного рода сделок
г) все средства, вкладываемые в производство
з) общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике

multiurok.ru

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Технологическая карта урока «Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь»

III. Изучение
нового материала

23

 Работа с материалами учебника:

Записываем бедствия, которые преследовали европейцев в Новое время; причины медленного роста населения Европы.

Знакомит учащихся с новым материалом:

Бедствия, которые преследовали европейцев в Новое время:

  1. эпидемии;
  2. голод;
  3. войны.

Причины медленного роста населения Европы:

  1. эпидемии;
  2. голод;
  3. войны;
  4. отсутствие медицинской помощи;
  5. тяжелый труд;
  6. отсутствие личной гигиены.

Вследствие всего этого – высокая смертность.

Записывают в тетради основные понятия и причины медленного роста населения.

Задание:

Что входило в повседневный рацион европейцев?

Выписывают самочтоятельно.

Фрнтальная

Развивающие:

— способствовать развитию анализа информации, содержащейся в различных источниках, о формах взаимодействия в обществе в эпоху раннего Нового времени; 

— развитие навыка грамотно отвечать на вопросы поставленные учителем, развитие логики, мышления, речи, внимания и восприятия информации;

Устная работа

IV. Закрепление

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Работа по вопросам:

— Объясните, почему молитва французских крестьян начиналась словами: «Избави нас Господи от чумы, голода и войны»

-Почему в 17 в. люди часто болели?

— Объясните выражение: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть».

1. Отвечают на вопросы.

2. Объясняют выражение, выражают свою точку зрения.

Фронтальная

Воспитательные:

— воспитание сотрудничества и взаимодействия учащихся на примере общества эпохи Нового времени;

— повышение общекультурного уровня учащихся, приобщения к всемирному историческому и культурному наследию.

Оценивание учащихся за работу на уроке

IV. Итоги урока. Рефлексия

2

§ 6

Объясняет домашнее
задание.

Оценивает работу на уроке.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: конспект урока «Повседневная жизнь европейцев»

Урок истории в 7 классе 
Тема урока: «Повседневная жизнь европейцев» 

Цель: помочь учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни. 
Методы обучения: репродуктивный метод с постановкой познавательного задания. Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV-XV вв. Чем эти изменения были вызваны? 
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. 
Приемы деятельности учителя: рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.). 
Межпредметные связи: курс литературы. 
Развитие умений учащихся: уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; предъявлять результаты своей работы. 
Основные понятия и термины: повседневность, канон. 
Источники информации (школьные и внешкольные): учебник, & 6; задания 20, 22 из рабочей тетради, исторические документы. 
Оборудование: таблица «Численность европейского населения»,

график расходов семьи каменщика,

раздаточный материал: тексты исторических документов, тесты;

изображения фасонов одежды XVI-XVIII вв.;

М. Твен. Принц и нищий,

М. Сервантес. Дон Кихот;

картина «Площадь средневекового города». 

ХОД УРОКА 
1. Оргмомент: приветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи 
2. Актуализация опорных знаний

а) словарная работа (по выбору): тестирование или фронтальный опрос – 3-5 мин
Термины: революция, абсолютизм, этикет, меркантилизм, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, индульгенция, откупщик, батрак, реформация. 
б) беседа по вопросам:

— Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.?


(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей) 
— Как изменились состав и занятия европейского населения? 
(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, «люди с дорожной обочины») 
— Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества? 
( Дух предпринимательства, стремление к обогащению, частная собственность, потребность в наемном труде) 
в) Подведение итогов знаний учащихся: 

— В начале нового времени зарождается капитализм – общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. Изменяются положение и занятия различных слоев населения: растет и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, постепенно освобождается от личной зависимости крестьянство, растет число наемных работников. 

Главная ценность – деньги, все продается, все покупается. 
3. Знакомство учащихся с темой урока, целью, планом урока и познавательным заданием.

— Тема сегодняшнего урока «Повседневная жизнь европейцев». Запишите ее в тетрадь.

— Какие ассоциации возникают в связи с названием темы? Выполнить индивидуально, обменяться мнениями в группе, выбрать спикера группы, вынести свои ассоциации на обсуждение классу. (Учитель записывает ассоциации на доске. Спикеры групп делятся с классом своими ассоциациями. Каждый последующий спикер называет только не совпавшие ассоциации). В результате работы формируется план урока, который вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием, целью урока и тоже помещает их на доску. 

5. Формирование новых знаний (краткие записи в тетрадях по ходу). 


  1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (рассказ учителя) 


— По окончании рассказа вы должны сформулировать его основную мысльи сделать вывод.

Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

Повседневными же врагами человека в это время были чума, голод и война.

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» — этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII в.

Чувство неуверенности и страха рождали у населения постоянные войны.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза.

И, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. В Париже, например, произошло шесть эпидемий чумы только за одно столетие XVII века. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. Страшные цифры статистики свидетельствуют: в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев.

Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно. Только в XVIII в. европейцы смогли вырваться из этого страшного круга.


Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война. 
2) «Столетия редкого человека» (рассказ учителя + самост. работа уч-ся) 
а) В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами. Как вы думаете – почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.

— А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано? Только к концу XVII в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. «Столетия редкого человека» уходят в прошлое. 

(Демонстрируется и комментируется таблица «Численность населения») 

— Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века. 
б) – Другие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать, прочитав текст на стр. 52 в режиме «INSERT».

(Отводится 3 минуты на сам. чтение, затем — беседа по позициям режима).

Вывод (в тетрадь): Рост численности населения начинается с XVIII в. 
3) Физминутка «Ветер перемен» (2-3перемены) 
4) «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..» — 

как вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде? 
а) От чего зависело питание европейцев? (от времени года и от климата, от региона). Какие события внесли изменения в питание европейцев?

В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 79 % дохода, из них 49 % — на хлеб; 11 % — на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее – 10 % .

(График-диаграмма) 
б) лабораторная работа с документами: чтение, обмен впечатлениями, ответ на вопрос: какие еще факторы влияли на питание европейцев? 

Вывод (в тетрадь): Питание европейцев зависело от времени года, климата, региона, имущественного и социального положения личности. 
5) Домашнее задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в аристократической семье для XVIII в.

* два варианта меню: первый – для XVI-XVII вв., второй – для XVIII в.


6) О чем может рассказать мода.

— А сейчас мы побываем на дефиле. Что это такое? (Показ мод).

Изменения происходили и в моде. Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в моде 16-17 вв. 
Сообщения и показ картин одежды королей и придворных Испании и Италии. 
— Ваши впечатления (ответы детей). 

Вывод: Одежда отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте. 
6) Ответ на познавательное задание. 

7) Итог урока (личная заинтересованность), оценки за работу на уроке 

8) Дополнительный материал о Лондоне (в учебнике) – с.57-59

nsportal.ru

Европейское общество в раннее Новое время

Европейское общество в раннее Новое время

 

Дворянство

Буржуазия

Крестьяне

Бедняки

 

Во все времена и во всех государствах общество не было однородным. Оно всегда делилось на богатых и бедных, на тех, кто обладает властью или не обладает, на образованных и нет. На этом уроке вам предстоит узнать, на какие слои было разделено общество в эпоху раннего Нового времени и каковы были их особенности. Это необходимо, чтобы лучше понимать события, которые происходили в дальнейшем. Также мы узнаем, в чем разница между сословием и слоем населения и что произошло с сословиями в эпоху Нового времени.

Итак, познакомимся со слоями населения, которые можно было встретить в Европе и которые с течением времени сыграли немаловажную роль в истории. Это дворянство, буржуазия, крестьяне, бедняки. Но перед этим предлагаю познакомиться с определением понятий.

Сословие – это группа населения с определенными правами и обязанностями, которые определяются фактом рождения.

Слой населения – это группа населения, которая выделяется на основании общих признаков.

Дворянство. В Англии в начале эпохи Нового времени дворянство начало делиться на новое и старое.

 

Узнаем, чем они отличались. Новые дворяне, или дже́нтри, были представителями мелкого или среднего дворянства. Они очень охотно откликнулись на развитие капиталистических отношений. Им уже было неинтересно просто сдавать землю в аренду. Дже́нтри хотели получать выгоду от своих земель. Начались процессы огораживания. Феодалы выгоняли крестьян с земли, затем эти участки огораживали изгородями либо рыли канавы вокруг них. Общинные земли переставали существовать, полностью переходя во владение предприимчивым дворянам, которые на огороженных участках устраивали пастбища. Необходимо им это было потому, что в XVI веке резко выросли цены на английскую шерсть.

Вспомните, почему это произошло. Соответственно, чем большее количество овец принадлежало джентри, тем большее количество денег он мог с них заработать. Вы спросите: что происходило с теми крестьянами, которые жили на этих участках? Они превращались в бродяг и становились нищими. Но об этом мы поговорим позже. Вернемся к дворянам.  Джентри постепенно налаживали связи с купцами и все более активно включались в торговлю и предпринимательство. В дальнейшем они сыграют важную роль в английской революции.

Старое дворянство отвергало идею занятия предпринимательской деятельностью. Их источником дохода оставались средства, которые они получали со своих земель: аренды, налоги, штрафы. Однако запросы их росли, а те деньги, которые поступали с участков, их не удовлетворяли. Это вызывало постоянное недовольство. Но представители этой части дворянства, хоть и завидовали предприимчивым джентри, не соглашались что-либо менять в своей жизни.

Во Франции дворянство тоже было разным. Появилось разделение на «дворянство мантии» и «дворянство шпаги».

 

Первые могли приобрести себе титул или получить его за государственную службу. Вторые являлись представителями старой, родовой знати. Они получали свой титул за военную службу. Однако случалось так, что дворянин мог обеднеть, тогда ему приходилось распродавать все земли и поместья. Все, что у него оставалось, — это титул. Таких дворян называли воздушными.

Следующий слой населения – это буржуазия. Это слой состоятельных людей, которые жили за счет доходов от собственного производства. Самыми богатыми представителями были банкиры, отку́пщики и купцы. Новым для вас является слово

Отку́пщики – это такие люди, которые получали от государства за определенную плату право на взимание налогов с других.

Иногда их реальный доход превышал сумму, которую они вносили как плату, в 2-3 раза. Во Франции откупщикам отдавались такие источники налога, как таможня, напитки, соляной налог. В обществе этих людей не любили, но среди откупщиков были люди, которые в дальнейшем стали знамениты. Примером тому может стать Антуан Лавуазье, основатель современной химии. Деньги, которые он зарабатывал, тратились на научные опыты.

 

Среди банкиров того времени были известны семья Бе́ренбергов из Германии, основавшая первый в мире частный банк; семья Ме́дичи, прославившаяся еще и тем, что вкладывала деньги в развитие искусства.

Далее поговорим о крестьянах.  Не все в Европе жили так хорошо, как дворяне и представители буржуазии. Большая часть населения оставалась в сельской местности.

Но положение крестьян с приходом Нового времени также изменилось. Вспомните: в Средние века крестьяне были в личной зависимости. Они не имели никаких прав и собственности. С течением времени ситуация менялась. Однако и здесь не все было просто. Крестьянин мог получить личную свободу за определенную плату, в отдельных случаях совсем бесплатно, но одновременно с этим он лишался земельного участка. Таким образом, крестьяне продолжали пользование землей на условиях ее аренды либо начинали заниматься новой деятельностью. Необходимо помнить и про огораживания, которые проводились дворянами. Это отразилось на положении крестьян. Так, например, в английских документах есть сведения о том, что на участках, где раньше проживали около 200 крестьян, оставалось только 2 пастуха. Представьте, что 198 крестьян были вынуждены искать себе новые участки и новое занятие. Томас Мор писал: «Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неутолимыми, что поедают даже людей и опустошают целые поля, дома и города». Подумайте, что он имел в виду.

Расслоение общества происходило не только в высших кругах. В деревне также стало намечаться деление на более и менее успешных. Стали появляться зажиточные крестьяне, которые богатели за счет того, что могли давать соседям в долг деньги. Также они могли захватить земли своих соседей или выкупить их. Для работы на своих участках зажиточные крестьяне нанимали людей из своих же деревень. Впоследствии таких крестьян, которые обладали землями и использовали на них труд наёмных людей, стали называть фермерами.

Осталось познакомиться с еще одним слоем населения – бедняками. Увеличение их числа было необратимым последствием изменений, которые происходили в обществе. Каким образом можно было стать бедняком и отправиться на улицы попрошайничать? Это могли быть разорившиеся крестьяне, которые не нашли себе работу; женщины, у которых погиб муж и которые не могли себе заработать на жизнь.  Быть бедняком в Европе того времени было очень непросто. Однако относились к ним многие люди достаточно хорошо. Дело в том, что никто не был застрахован от подобной участи и каждый мог оказаться на их месте.

В начале XVI века положение нищих стало меняться в худшую сторону. Это было время, когда люди осознали, что долг каждого – обеспечить свою жизнь самостоятельно и не ждать помощи от других. Это осознание в первую очередь коснулось нищих и бродяг. Ужесточились законы против тех бродяг, которые не проживали в каком-то конкретном городе, а являлись пришлыми. Так, например, в Германии, если одного нищего ловили больше трех раз за попрошайничество, его приговаривали к повешению. В Англии законы против нищих получили название «Кровавых». Генрих VII в конце XV века издал стату́т, в котором приказывалось: «…хватать всех бродяг, бездельников и подозрительных и заковывать в колодки, и держать их так три дня и три ночи на хлебе и воде; и по истечении этих трех дней и трех ночей выпускать их на волю, приказывая, чтобы те больше не появлялись в городе». Все попрошайки очень сурово наказывались, их клеймили. Однако было разграничение на тех, кто был работоспособным, и тех, кто не работал по причине болезни. К больным законы не были так суровы. Все это было необходимо, чтобы уменьшить уровень преступности и заставить людей работать.

Бедняки часто устраивались на работу на мануфакту́ры. Однако это не означало, что с устройством на работу их положение могло сильно измениться. Рабочий день продолжался от рассвета до захода солнца. На мануфактурах трудились женщины и дети, а их труд был самым низкооплачиваемым. Хозяева регулярно применяли штрафы и наказания относительно работников, что только уменьшало их заработок. Очень часто работники не покидали территорию мануфактуры, были вынуждены находится там постоянно.

Как вы заметили на протяжении этого урока, в Европе практически не осталось старой структуры общества. Больше не было четкого разделения на сословия, которыми привыкли управлять короли. В период Нового времени были необходимы изменения. Это привело к трагическим событиям европейских революций, с которыми вы познакомитесь в дальнейшем.

Таким образом, в период Нового времени изменилась жизнь всех слоев населения. Людям приходилось приспосабливаться к меняющимся условиям. Некоторым это с успехом удавалось. Они и меняли ход событий.

Важно помнить, что успех любого общества и государства заключается в том, что все действуют для достижения общего результата.

 

 

videouroki.net

Конспект урока «Европейское общество в раннее Новое время» 7 класс. Всеобщая история. История Нового времени.

Областная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Суджанская школа-интернат» г. Суджа

Методическое объединение учителей истории и обществознания

История и обществознание

Разработка урока по истории на тему

«Европейское общество в раннее Новое время»

для 7 класса

Работу выполнил

Шустикова А.В.

учитель истории и обществознания

г. Суджа, 2015 г.

Данная разработка предназначена для использования на уроках новой истории в 7 классе.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Составление и распечатка тестовых заданий по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику» для этапа «Актуализация опорных знаний».

  2. Подготовка и распечатка заданий группам.

  3. Распечатка новых терминов и их значения для этапа закрепления материала.

  4. Расстановка парт для удобной работы в группах.

Цели урока:

  1. охарактеризовать какие изменения произошли в социальной структуре европейского общества в Новое время;

  2. рассмотреть формы социального взаимодействия в Европе в 16 – 18 веках.

Задачи урока:

Образовательные:

— обеспечить усвоение обучающимися новых понятий и терминов;

— продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, обобщать материал, составлять выводы;

Развивающие:

— создать условия для дальнейшего развития умений вести монологическую и диалогическую речь; 

— продолжить развитие навыков работы в группах.

Воспитательные:

— содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

— способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Межпредметные связи: обществознание.

Урок на тему: «Европейское общество в раннее Новое время»

Цели: охарактеризовать какие изменения произошли в социальной структуре европейского общества в Новое время; рассмотреть формы социального взаимодействия в Европе в 16 – 18 веках.

Новые понятия: буржуазия, откупщик, талья, фермер, батрак, новое дворянство, огораживание, капиталист.

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал (тестовые задания, карточки с заданиями для групп, карточки с терминами и их значением).

На доске: тема урока.

Форма работы учеников: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Тестовые задания по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику» (см. прил.1). Индивидуальное выполнение.

  2. Беседа по вопросам (фронтально):

— Какие изменения произошли в экономике европейских стран?

— Назовите признаки зарождения капитализма.

— Что является основным принципом предпринимательской деятельности? (деньги должны работать)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что в Новое время происходит зарождение нового общества, которое получило название – капиталистическое. Люди стали понимать, что деньги должны работать и приносить прибыль. Появляются частная собственность и рыночная экономика. А это в свою очередь привело к развитию нового хозяйственного уклада, появлению новых ценностей, которые меняли состав и занятия населения.

Сегодня на уроке мы должны выяснить:

Проблемное задание для всех групп (на доске):

 Как новые ценности преобразовали структуру европейского общества 

Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы.

  1. Работа в группах.

Учитель: Вы разделились на 4 группы. Каждая группа будет работать со своим текстом и представлять различные слои населения. (Учитель предлагает группам самостоятельно выбрать, какой слой населения они будут представлять и раздаёт карточки с заданием)

1 группа – предприниматели-капиталисты.

Задание: прочтите п. 1 пар. 5 «Предприниматели-капиталисты Нового времени».

Выясните:

Как изменилась жизнь буржуазии в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Объясните понятие «буржуазия».

  2. Какие слои населения относились к буржуазии?

  3. Чем занимались представители буржуазии?

2 группа – представители крестьянства.

Задание: прочтите п. 2 пар. 5 «Крестьянская Европа».

Выясните:

Как изменилась жизнь крестьян в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Как изменилось положение крестьян?

  2. Кто такие арендаторы? Какое у них было положение?

  3. Кто такие фермеры?

  4. Сделайте вывод: какие изменения произошли в деревне?

3 группа – представители нового дворянства.

Задание: прочтите п. 3 пар. 5 «Новое дворянство».

Выясните:

Как изменилась жизнь дворянства в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Объясните, кто такие новые дворяне.

  2. Каким образом они обогащались?

  3. Чем отличалось новое дворянство от старого?

4 группа – представители бедноты.

Задание: прочтите п. 4 пар. 5 «Люди с дорожной обочины».

Ответьте на вопрос:

Во многих странах Европы были приняты суровые законы, направленные  против бродяг. Как вы думаете почему?

Для этого ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте положение наёмных рабочих.

  2. Назовите причины, по которым люди обнищали и становились бродягами.

  3. Как государство относилось к бродягам и нищим?

  4. Какой выход находили из создавшегося положения нищие и бродяги?

  1. Выступление представителей групп и обсуждение проблемного вопроса:

Как новые ценности преобразовали структуру европейского общества

 Какие новые слои общества появились?

  1. Закрепление изученного на уроке.

Выполнить задание. Фронтально. На доске таблички с терминами и их значениями.

Установите соответствие между термином и его значением.

Термин

Значение

  1. Фермер

А) Крестьянин, который взял землю во временное пользование на определённых условиях.

  1. Откупщик

Б) Сельскохозяйственный рабочий, работающий по найму.

  1. Талья

В) Крестьянин-предприниматель, использующий наёмный труд и технику.

  1. Огораживание

Г) Прямой налог с крестьян во Франции.

  1. Батрак

Д) Человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.

  1. Арендатор

З) В Англии процесс насильственного захвата дворянами земель, ранее принадлежавших крестьянам и превращение их в пастбища для овец.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание: прочитать параграф 5, ответить на вопросы в конце параграфа и выучит новые термины.

Список использованной литературы:

  1. Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800 г. 7 класс. Пособие для учителей.

  3. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Ч. 1.

Приложение №1.

Тестовое задание по теме:

«Дух предпринимательства преобразует экономику»

Задание 1. Выберите признаки зарождения капитализма:

А) развитие мануфактур; В) увеличение числа наёмных работников;

Б) Великие географические открытия; Г) натуральное хозяйство

Д) рост числа предпринимателей.

Задание 2. Установите соответствие между термином и его значением.

  1. Монополизм

  1. Биржа

  1. Мануфактура

  1. Капитал

  1. Капитализм

  1. Рынок

  1. Банк

  1. предпринимательство

а) совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг
б) учреждение, собирающее денежные средства и накопления, предоставляющее кредиты.
в) самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров и услуг с целью получения прибыли
г) установление исключительного права на производство, продажу или использование чего-либо
д) предприятие, на котором используется ручной труд наёмных рабочих и существует разделение труда
е) форма рынка для заключения различного рода сделок
г) все средства, вкладываемые в производство
з) общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *