cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Таблица расы человека биология 8 класс – Расы человека в таблице (8 класс, биология)

Расы человека — урок. Биология, Человек (8 класс).

Расы человека — это большие исторически сложившиеся группы людей, на которые подразделяется вид Человек разумный.

  • Общность всех рас и их принадлежность к одному виду доказывают факты рождения жизнеспособного потомства в браках между людьми разных рас.
  • Отличия между расами формировались более 30 тыс. лет назад, что было связано с расселением людей по различным географическими областям. Расовые признаки имели приспособительный характер к условиям окружающей природной среды. 

Большинство ученых антропологов выделяют три большие расы (см. рисунок):

а) монголоидную;

б) негроидно-австралоидную (экваториальную).

в) европеоидную.

 

 

Расы можно определить по строению лицевой части черепа, цвету кожи, другим признакам.

 

Так, люди монголоидной расы отличаются желтоватым цветом кожи, черными прямыми волосами, узким разрезом глаз и выраженными скулами.

 

Люди негроидно-австралоидной расы  имеют темный цвет кожи, жесткие и курчавые волосы, темные глаза, широкий нос.

 

У людей европеоидной расы светлая кожа, русые волосы,  светлые глаза, узкий нос.

 

Представители разных рас имеют свои внешние и физиологические особенности.

При этом они обладают одинаковым уровнем развития биологических и психических процессов, которые характерны для вида Человек разумный. Однако в историчеком прошлом, когда у представителей европеоидной расы отмечался наибольший прогресс в развитии культуры, науки и техники, появилось предубеждение о превосходстве одной расы над другими — расизм.

Расы биологически равноценны.

Источники:

http://супертинейджеры.рф/Kirill/127/94romanbook.ru.jpg

www.yaklass.ru

Расы человека. Биология 8 класс Сонин, Сапин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Расы человека

Всех людей, живущих на нашей планете, подразделяют на три большие расы: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и негроидную (австрало-негроидную). Иногда австралоидов и негроидов выделяют в отдельные расы.

Человеческие расы это исторически сложившиеся группы людей, объединённые общностью происхождения и сходством некоторых морфологических признаков.

Европеоиды характеризуются узким лицом, узким выступающим носом, тонкими губами, мягкими прямыми или волнистыми волосами, цветом кожи от белого до смуглого, цветом глаз от светло-голубых до темно-коричневых, хорошо развитым волосяным покровом на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но в далёком прошлом эта раса сформировалась в Европе и Передней Азии.

Монголоиды отличаются плоским широким лицом, косым разрезом глаз, плоским и довольно широким носом, жёсткими чёрными прямыми волосами, желтовато-коричневым цветом кожи, слабой обволошенностью тела. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции её представители расселились по всему земному шару.

Для негроидной расы характерны чёрный цвет кожи, чёрные курчавые волосы, широкий плоский нос, карие или чёрные глаза, толстые губы, средняя степень обволошенности тела. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.

 

Например, австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны тёмные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающий подбородок, сильная обволошенность тела.

Расовые особенности передаются по наследству.

Расы возникли очень давно. Примерно 30–40 тысяч лет назад начало происходить расселение людей по новым географическим областям. Так начал происходить процесс формирования рас. Под воздействием новых климатических и географических условий у людей начали появляться новые приспособительные признаки, которые помогали им выжить в новых условиях. Например, сильная пигментация кожи у негроидов служит защитным приспособлением от воздействия ультрафиолетовых лучей, курчавые волосы предохраняют голову от перегрева, белая кожа европеоидов способствует поглощению ультрафиолетовых лучей, необходимых для синтеза в коже витамина Д.

Люди монголоидной расы заселили территории с огромными степными пространствами, где дует сильный ветер и разносит песок. Поэтому люди данной расы имеют косой и узкий разрез глаз, который спасал их от травм.

Все перечисленные наследственные особенности закрепились и остались у людей и сегодня. Но в настоящее время значение этих признаков небольшое, так как в современном мире человек может воспользоваться головным убором, очками и солнцезащитными кремами.

Важным фактором в образовании рас могла стать их изоляция. Представим группу людей, которая живёт изолированно от других групп. У одного человека из этой группы мог возникнуть новый признак, например, форма носа или губ. Этот человек вступил в брак с женщиной из своей группы. Их потомство вступало в брак также внутри этой группы. Со временем новый признак появлялся у всех членов этой группы.

В определённый момент времени люди стали активно перемещаться по всему свету, переезжать с места на место, началось развитие общественных связей, возросло количество межрасовых браков. Поэтому обособленность человеческих рас постепенно сглаживалась, и морфологические различия между ними уменьшались.

В связи с этим в настоящее время помимо трёх основных рас выделяют до 30 малых подрас, а они в свою очередь делятся на национальности и народности.

В результате браков между людьми разных рас появляются смешанные расы. Например, мулаты – результат совмещения негроидной и европеоидной расы, метисы – монголоидной и негроидной, самбо – негроидной и монголоидной.

Между расами не существует никаких принципиальных различий в способностях к обучению, творческой и трудовой деятельности.

Все расы биологически равноценны.

Расы не следует путать с понятиями нация и народ. Представители разных рас могут быть членами единого государства и говорить на одном языке. То, на каком языке человек говорит, зависит не от принадлежности к той или иной расе, а от социальных факторов, т.е. от того, с кем человек живёт или кто его будет учить.

Итог урока. Расы – это исторически сложившиеся группы людей, объединённых общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими особенностями. Выделяют три основные расы: европеоидная, монголоидная и негроидная. Все расы составляют один вид – Человек разумный, или Хомо сапиенс.

 

videouroki.net

Урок биологии 8 класса по теме: «Расы человека»

Тема урока: Расы человека

ТДЦ:

познавательная

— способствовать осознанию ведущих понятий по теме, основных характеристик существующих рас, историю их развития и причин их появления. Показать сложность и несостоятельность расистских теорий.

развивающая

— способствовать формированию общеучебных умений как одного из направлений интегративного подхода для реализации проектной деятельности.

воспитательная

— создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся через осознание ими видового единства современного человека, понимание ложности расизма

Общедидактическая цель

— создать условия для осознания уже изученного материала и получения новой учебной информации, способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного

Уровневые цели:

  • репродуктивный уровень: усвоить понятия (расы, расизм, расоведение, вид, наследственность, изоляция)

  • конструктивный уровень: выявить ПСС (причинно-следственные связи), высокий уровень суждений (если …, то …; … или …), вскрыть разрушенные ПСС;

  • творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, находить способ деятельности (ситуация – выявление проблемы – самостоятельное решение, поиск аргументов, обобщение).

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, таблицы, иллюстрации, муляжи рас, литература по теме.

Ключевые понятия: расы, вид, наследственность, изменчивость, изоляция.

Понятия интегративного характера: расизм, расоведение, нация, народность

Технологическая карта урока

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Побуждает учащихся к организации рабочего места. Определяет готовность к уроку

Готовят рабочее место к уроку. Самоорганизация

2. Подготовка к основному этапу занятия.

проблемная

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Показ слайда №2(представители всех рас)

Перед вами лица людей.

1) Чем они отличаются?

2) Что мы будем изучать сегодня на уроке?

3) Что мы должны знать про расы?

4) Почему появились расы?

Запись на доске схемы механизма возникновения рас:

I Изоляция

II Возникновение мутаций

III Изменение генофонда популяции

IV Появление нового фенотипа

Ответы учащихся:

  1. Изображены представители разных рас и поэтому

2)мы будем изучать расы.

3)Сходства и различия людей разных рас

4) Возможно причинами возникновения рас являются эволюционные процессы: географическая изоляция, мутации, изменение генофонда популяции, появление новых фенотипов внутри вида Homo sapiens

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

По мнению ученых, все человечество принадлежит к одному виду- Homo sapiens. Как объяснить, что к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка

Где они обитают?

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

1.Классификация рас.

(слайд №4)

Выдвижение гипотезы

Гипотеза:

Если бы не было территориальной изоляции и различных условий существования на нашей планете, то не было бы различных рас.

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Работа в группах, получение продукта от группы

1.Организация работы в группах по инструктивной карточке (приложение №1)

1.Работа в группах по заданному алгоритму.

Заполнение таблицы №1«Возникновение расы с точки теории эволюции»

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта ( сводная таблица )

Демонстрация слайдов № 5- 7

2.Обсуждение результатов поиска, заполнение сводной таблицы №2 (приложение 1) в тетрадях.

«Характеристика рас»

Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

-Мы доказали гипотезу в ходе наших рассуждений?

Сделайте выводы?

Выводы:

1.Расы возникли вследствие географической изоляции и расхождения признаков у разных популяций вида Homo sapiens.

2.Разные расы людей отличаются по фенотипу (незначительным морфологическим признакам)

4. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Тест на закрепление материала репродуктивного уровня (приложение№2)

Решение теста на усвоение ключевых понятий урока

(приложение №2)

5. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Подготовка заданий и ответов для оценивания результатов

Тест на закрепление нового материала в новой ситуации (на конструктивном уровне – приложение №3)

Решение тестов части В ЕГЭ

(Приложение№3)

6. Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Обсуждение решения теста

Демонстрация слайда №8 с ответами

Взаимопроверка в парах, оценивание.

7. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Синквейн – пятистрочная строфа, составленная по правилам:

1) Одно слово (термин, понятие)

2) Два слова – определение предмета

3) Три слова, определяющие смысл главного слова

4) Предложение из 4-х слов, смысл главного слова

5) Одно слово (эмоция ), отношение к главному слову

Предполагаемые ответы:

1) Расы

2) Морфологические, физиологические (критерии вида)

3) Европеоидная, монголоидная, негроидная

4) Группы людей с общими признаками

5) Равноправны!

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

П. 66, понятия, вопросы в конце параграфа.

Задания творческого уровня:

1) Сообщение на тему «Реакционная сущность расизма»

2) Задания части «С» ЕГЭ по данной теме (приложение №4)

Выбор уровня подготовки на предлагаемых трёх уровнях:

репродуктивном (знание новых понятий),

конструктивном,

творческом.

Приложение.

Приложение №1

Задание 1.

Изучите текст параграфа 66 учебника и предложенный дополнительный текст. Заполните таблицу№1 «Возникновение расы с точки зрения теории эволюции», в которой постарайтесь выяснить формирование одного фенотипического признака у данной вам расы.

Алгоритм формирования признака

Содержание

I Изоляция (территория, природно-климатические условия)

II Мутация ( на примере конкретного признака)

III 1)Борьба за существование, в ходе которой наиболее приспособленные оставляют плодовитое потомство.

2) естественный отбор

IV Изменение генофонда популяции

V Появление нового фенотипа расы

Задание 2.

По результатам ваших исследований по данной расе, заполните сводную таблицу «Характеристика рас» на доске.

Расы

Географическое положение

Природно-климатические условия

Морфологические признаки расы

Европеоидная

Негроидная

Монголоидная

Приложение №2

Тест на закрепление материала репродуктивного уровня

A1 Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к:

1) использованию различной пищи

2) наземному образу жизни

3) жизни в различных природных условиях

4) невосприимчивости к различным заболеваниям

А 2. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

1) предохранение от ультрафиолетовых лучей

2) усиление обмена веществ

3) приспособление к морскому климату

4) улучшение дыхательной функции кожи

А3. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует

1) их приспособленность к жизни в различных климатических условиях

2) одинаковый набор хромосом

3) их расселение по всему земному шару

4) их способность преобразовывать окружающую среду

Приложение №3

Тест на закрепление нового материала

1) Светлая или смуглая кожа

А) Австралоидная

2) Курчавые тёмные волосы

3) Тёмная кожа

Б) Европеоидная

4) Губы обычно тонкие

5) Губы толстые

6) Мягкие обычно светлые волосы

Приложение № 4

Вопросы части «С» ЕГЭ:

1) Как вы объясните, используя учение Дарвина, возникновение человеческих рас?

2) Докажите, что все человеческие расы принадлежат к одному виду человека – Человеку разумному. Объясните, в чём заключается несостоятельность расизма.

3) На какие факты можно опереться, доказывая ложность теории расизма?

infourok.ru

Технологическая карта урока по биологии 8 класс, тема: «Расы человека»

Технологическая карта урока биологии 8 класс

  1. Тема урока: » Расы человека»

  2. Целеполагание:

Познакомиться с понятием «раса», усвоить основные характеристики рас, понять единство происхождения всех рас и их равноценность.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «раса», изучить основные характеристики рас, определить единство происхождения всех рас и их равноценность.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

— на знание: называть понятие «раса»

Задачи:

— образовательные (предметные):

•Сформировать понятие о «расах».

•Сформировать представление об основных характеристиках рас.

•Доказать единство происхождения всех рас и их равноценность.

1. поиск и выделение информации, самостоятельная работа;

1. сопоставлять уже изученный материал с новым

1. принимать решения.

1.умение задавать вопросы и находить на них ответы.

— на понимание: характеризует основные характеристики рас.

2. умение работать с учебником

2. проявлять инициативу в поиске ответов на поставленные вопросы.

2.личностное самоопределение.

— на применение: определяет единство происхождения всех рас и их равноценность.

3. выражать свои мысли и идеи.

3.нравственно — этическую ориентацию учащихся

-развивающие (метапредметные):

•Способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.

— воспитательные (личностные): воспитывать уважительное к представителям различных рас.

3. Тип урока: комбинированный урок

4. Вид урока: рассказ с элементами беседы и самостоятельной работы

5. Компонент содержания образования: знания и умения

6. Новые термины урока: раса, европеоидная раса, негроидная раса, монголоидная раса.

7. План урока

Рассказ учителя.

Самостоятельная работа обучающихся

Учебник, таблицы с изображением представителей человеческих рас.

Контроль знаний на закрепление изученного материала на уроке

5 минут

Письменные ответы

Карточка с тестом (приложение3)

Сообщение домашнего задания

2 минуты

Объяснение

Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

Организационный

Цель: Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

Здравствуйте ребята! Прошу присаживаетесь. Дежурный, кто сегодня присутствует на уроке?

Спасибо.

Здравствуйте.

Все на месте.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем.

Проверка домашнего задания

Цель: Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание с помощью теста. На написание теста у вас будет 5 минут, вам нужно будет ответить на 4 вопроса. (Приложение 1), все понятно?

Учащиеся слушают учителя.

Да все понятно.

Личностные:

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Постановка цели и задач урока

Постановка цели перед уч-ся, сообщение задач на урок, которые должны быть достигнуты учащимися на уроке.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «раса», изучить основные характеристики рас, определить единство происхождения всех рас и их равноценность.

Сегодня на уроке мы с вами разберем тему, которая касается человеческих рас и их происхождения. Мы должны будем изучить понятие «раса», отличительные признаки рас и их происхождение.

Слушают учителя записывают тему урока в тетрадь и представляют этапы предстоящей работы.

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные: восприятие информации с учетом поставленной задачи.

Изучение нового материала

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «раса», изучить основные характеристики рас, определить единство происхождения всех рас и их равноценность.

Ребята давайте вспомним определение «вид».

Как вы уже знаете все человечество принадлежит к одному виду – Homo sapiens.

Все вы знаете из опыта повседневной жизни, а так же из литературных источников и СМИ, что человечество неоднородно. Люди живущие в разных частях земного шара, очень различны и внешне: у них различны цвет глаз, кожи, волос, рост, масса тела, черты лица – все это индивидуальные отличия. Но есть признаки по которым различаются целые общности людей – расы.

Ребята и так давайте запишем определение «раса» – это исторически сложивщаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.

И так ребята давайте запишем, что первую попытку описать человеческие расы сделал в 17 веке француз Берньер. К. Линней выделил 4 расы.

В настоящее время выделяют 3 большие расы: Европеоидная, Негроидная, Монголоидная.

Каждая большая раса делится на малые их около 30.

Расы человека начали формироваться около 30-40 тыс.лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара.

Предпосылка для возникновения является то что человек разумный вид уникальный по широте ареала обитания.

Расы возникли после того как человек выделился из мира животных.

Сейчас, читая учебник и смотря на плакат, вы самостоятельно заполните схему, в которой нужно отразить обитание, признаки кожи, лица, волос.

Учащиеся отвечают, вид – это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающие плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения – ареал.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Слушают учителя и записывают определение «раса» – это исторически сложивщаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.

Записывают слова учителя.

Слушают учителя.

Слушаю и записывают слова учителя: Расы человека начали формироваться около 30-40 тыс.лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара.

Предпосылка для возникновения является то что человек разумный вид уникальный по широте ареала обитания.

Заполняют схему (Приложение2)

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям.

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные: восприятие информации с учетом поставленной задачи.

Контроль знаний на закрепление изученного материала на уроке

Проверить знания учащихся которые они приобрели на уроке.

И так сейчас давайте закрепим знания которые вы получили сегодня на уроке.

Вам предстоит ответит на тест письменно в котором 4 вопроса.

Молодцы, все правильно.

Слушают учителя.

Отвечают на тест (Приложение3)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: использовать речевые средства

Сообщение уч-ся Д/З;

Сообщение д/з.

Ответить на вопросы 1,4,5,7,10 на странице 18.

Собирает тетради.

Записывают домашнее задание в дневник.

Сдают тетради на проверку.

Метапредметные, личностные.

Вывод по уроку:

Расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаком: цвет кожи, цвет и формы волос, газ, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.

Приложение 1

1. какие обезьяны были предками человекообразных обезьян? А–проплиопитеки, Б–дриопитеки, В–парапитеки.

2. к каким людям относят питекантропа, синантропа, гейдельберского человека? А–древнейшим, Б–древним, В–новым.

3. у каких людей возникли социальные отношения? А–синантропов, Б–кроманьонцев, В–питекантропов.

4. что появилось раньше? А–общество, Б–речь.

Ответы:

1-в, 2-а, 3-б, 4-б.

Приложение 2

Признаки Признаки Признаки

Приложение 3

1. в настоящее время ученые выделяю: а – 3 расы, б – 4 расы, в – 6 рас.

2. представители европеоидной расы обитают: а – в Европе, Южной Азии и Северной Африки, б – в Центральной и Южной Африки, Австралии, в – в Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.

3. широкое лицо, выступающие скулы, узкие глаза характерны: а – монголоидной расе, б – европеоидной, в – негроидной.

4. современное человечество представлено: а – 3 видами, б – 6 видами, в – 1 видом.

Ответы:

1 – а, 2 – а, 3 – а, 4 – в.

infourok.ru

Расы человека. Биология 8 класс рабочая тетрадь Сонин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Конспект по биологии «Эволюция человека» 8 класс

Тема: «Происхождение человека»

Цель урока: сформировать знания об основных этапах эволюции человека, развивать представления о единстве происхождения всего живого;

образовательная: показать многообразие родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека; формировать навыки проведения презентаций.

развивающая: продолжить формировать умение самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выявлять основное содержание текста и формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать навыки невербального общения;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий; умение работать в коллективе; формировать умение активного слушания.

Тип урока: Комбинированный урок

По содержанию:

По положению в теме:

Методы:

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: демонстрация муляжей человека, торса человека, рисунков

Практические: Работа с учебником, тетрадью

Структура урока:

  1. орг. момент – 1-2 минуты

  2. проверка знаний

  3. изучение нового материала – 25 минут

  4. подведение итогов, выводы

  5. закрепление – 15 минут

  6. домашнее задание – 2-3 минуты

Оборудование: таблицы и муляжи, показывающие развитие отдельных представителей рода Человек; иллюстрации из дополнительной литературы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Тестовые задания.

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:

A. Под нервной трубкой

Б. Под кишечником

B. На брюшной стороне тела

 2. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

А. 10

Б. 7

В. 12

 3. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

 4. К рудиментам человека относятся:

A. Хвостовые позвонки

Б. Наружное ухо

B. Диафрагма

 5. Многососковость у человека – это пример:

A. Рудимента

Б. Атавизма

B. Врожденной генетической патологии

 6. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

B. Цветовое зрение

 7. Преимуществом прямохождения является:

A. Разнообразие способов передвижения

Б. Прямая осанка

B. Освобождение руки для орудийной деятельности

 8. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать появление:

A. Аппендицита

Б. Варикозного расширения вен нижних конечностей

B. Гипертонию

 Ответы: 1 – А; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б.

 3. Изучение нового материала

На предыдущем уроке был сделан вывод, что наибольшее сходство человек проявляет с приматами. Следовательно, можно задуматься о том, что у приматов и человека были общие предки, что и доказывается современными антропологическими находками, несмотря на споры вокруг некоторых из них. Если принять эту гипотезу, то что человек мог унаследовать от своих предков за долгие миллионы лет эволюции? Учитель предлагает вспомнить учащимся известные сведения о строении, физиологии и образе жизни приматов.

1. Хорошее зрение (глазомер, бинокулярное объемное зрение, глазницы направлены вперед, цветовое зрение).

2. Передние конечности хватательного типа (хорошо дифференцированная мускулатура, большой палец противопоставлен остальным, на ладонях множество рецепторов).

3. Всеядность (важно то, что предки человека употребляли и мясную пищу, она более калорийная, быстро и надолго наступает насыщение, на поиски пищи не надо тратить большую часть суток, возникают предпосылки для развития любознательности, разума).

4. Стадность (четкая иерархия в семейных отношениях, забота о младших и старейших членах группы, защита перед хищниками).

5. Небольшое число детенышей (из-за трудностей вынашивания и выкармливания при постоянном передвижении по деревьям, зато о каждом детеныше мать заботится, у него длинное детство, что создает предпосылки для обучения и передачи опыта).

4. Изучение нового материала.

По выбору учителя на предыдущем уроке учащимся было предложено подготовить сообщения о древнейших, древних и современных людях. Подготовка докладов активизирует познавательную активность учащихся, и урок пройдет более плодотворно и интересно.

Учитель вместе с классом слушает сообщения, комментирует и корректирует выступления, а результаты обсуждения фиксируются в тетради в письменном виде.

План подготовки сообщения:

1. Место и время находок.

2. В какой период и где жили предки человека. Климатические условия существования.

3. Анатомо-физиологические особенности предков человека.

4. Трудовая деятельность. Изготовление орудий труда. Сложность орудий. Материал и техника изготовления орудий.

5. Образ жизни. Чем питались, как охотились. Умение использовать и добывать огонь.

6. Владение речью.

7. Отношение к умершим. Появление захоронений.

8. Какие особенности появились впервые для каждой группы предков человека?


Обсуждение проблемной темы.
Ученые научили шимпанзе по имени Уошо разговаривать на языке жестов, который используют глухонемые люди. Значит ли это, что шим­панзе Уошо стала человеком
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить особенности эволюции  вида  человек  разумный, а так  же  познакомиться с признаками  различных  человеческих рас

Биологические особенности вида Homo sapiens 
Рассказ учителя с элементами беседы
С биологической точки зрения человек обладает всеми признаками, характерными для млекопитающих, а многие его особенности свидетельс­твуют о близком родстве с человекообразными обезьянами. Но в его анато­мическом строении есть черты, присущие только человеку. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие это черты? Одной из самых важных черт является большой объем головного мозга (от 900 до 1400 см3).Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Мозг человека не просто крупный, он имеет очень сложное строение.
К отличительным особенностям организма человека относится прямохождение и связанные с этим особенности строения скелета и мышц: скелет S-образно изогнут,череп расположен вертикально, нижние конечности зна­чительно длиннее и массивнее верхних, мышцы ног хорошо развиты. 
Большой палец руки противопоставлен остальным, что позволяет человеку совершать мелкие манипуляции с предметами. Особенности строе­ния гортани позволяют человеку произносить членораздельные звуки, что недоступно шимпанзе и другим человекообразным обезьянам. 
Демонстрация муляжей черепа человека и человекообразной обе­зьяны. 
Человеческие расы. Происхождение рас.     
Беседа
Почему люди не похожи друг на друга? 
Чем отличаются жители Европы и Африки? 
Как вы думаете, почему возникли эти отличия? 

Все новые сведения об основных этапах антропогенеза можно записать в тетради в виде таблицы.

Все современное человечество принадлежит к одному виду, а расы являются его географическими подвидами. Несмотря на морфологические отличия, общий уровень физического и умственного развития у всех людей ‘одинаков.

В ходе беседы заполняется таблица.

Этапы эволюции

Пища

Способы добывания

Особенности

Строение ротового аппарата

Объём головного мозга

Образ жизни

Рамапитек

Растительная пища

Собирательство

Появился 14 млн. лет назад.

 

Обитал на территории современной Индии.

Австралопитек

 

 

 

 

5,5 – 1 млн. лет назад. Южная и Восточная Африка. Прямохождение.

Человек умелый

 

 

Жил одновременно с австралопитеком.

 

Прямохождение. Большой палец противопоставлен остальным. Умели пользоваться огнём,

Древнейшие люди: человек прямоходящий

 

 

От 1 млн. до 300  тыс. лет назад. Впервые обнаружил голландец Эжен Дюбуа на о.Ява.

 

Жили группами, охотились, изготавливали орудия труда, появились зачатки речи. Добывали огонь.

Древние люди: неандерталец

 

 

Найден в долине Неандерталь (Германия), жили в ледниковый период

Увеличился мозг, рост

Научился шить одежду.

Современные люди: кроманьонец

 

 

Найден в местности Кро-Маньон (Франция), появился 40 тыс. лет назад, существовали вместе с неандертальцами

 

Творческая  деятельность: наскальные рисунки, украшения

 


4. Подведение итогов урока. Выводы.

Учитель еще раз четко выделяет основные факторы эволюции человека, то есть причины, механизмы, заставлявшие наших предков меняться и развиваться.

1. У наших предков не было клыков, когтей и других средств защиты, выжить можно было только за счет лучшего развития головного мозга и способности изготавливать и применять орудия труда для защиты и добывания пищи. Отличие человека от животных начинается с производства: усложнение орудий – усложнение человека.

2. Если каждый человек или семья трудится отдельно, эволюция невозможна, т. к. нарушается обмен опытом, который осуществляется в коллективном труде.

3. Благодаря коллективной трудовой деятельности развивается сознание, возникает необходимость для закрепления, фиксации навыков и способов человеческой деятельности. Развивается абстрактное мышление, необходимое для использования опыта предыдущих поколений и дальнейшей передачи достигнутого.

4. Речь тоже способствовала эволюции человека, т. к. в процессе коллективной деятельности возникает необходимость передавать опыт другим членам общества. Важным моментом было возникновение письменной речи. Способность к владению информацией при помощи речи позволила предвидеть события и действия целесообразно меняющимся условиям.

5. Запреты:

– табу на близкородственные связи;

– абсолютный запрет на убийство соплеменников;

– поддержание жизни любого из соплеменников независимо от его физической приспособленности к жизни (не убивали слабых).

 5. Закрепление материала.

Беседа по вопросам на стр. 14 учебника «Проверьте свои знания».

Ответы на вопрос по рисунку на стр. 15 и рубрики «Подумайте».

 6. Задание на дом.

Материал учебника на стр. 10–13, вопросы на стр. 14 «Какие утверждения верны»? «Выберите правильный ответ».

Тест для закрепления знаний по теме: «Происхождение человека».

Максимальное количество баллов за тест 20.

Часть А.

Задание с выбором одного правильного ответа, за верный ответ начисляется один балл.

1. Рудимент человека:

1) аппендикс

2) хвостатость

3)многососковость

4)оволосенение лица и ног

2. Анатомический признак, связанный с прямохождением:

1) дифференцированная зубная система

2) пружинящая стопа

3) слабое развитие надбровных дуг

4)подбородочный выступ

3. Общим предком человекообразных обезьян  и человека является:

           1) австралопитек

2) дриопитек

3) рамапитек

4) питекантроп

4. О чем теория креацинизма:

1) все живое, в том числе и человек созданы богом

2) человек произошел от обезьяны

           3) человек имеет инопланетное происхождение

           4) человека создали бактерии

5. Биологическим фактором эволюции человека является:

           1) трудовая деятельность

2) изоляция

3) наследственная изменчивость

4) естественный отбор

Часть В. Выбери три правильных ответа.

(максимально 6 баллов за каждое верно выполненное задание).

В1. Отличительные черты человека от  человекообразных обезьян:

           1) подбородочный выступ на нижней челюсти

2) стопа с сильно развитым большим пальцем, имеющая своды

3) отсутствие изгибов позвоночника

           4) относительно сильное развитие мозгового черепа

           5) отсутствие защечных мешков

6) одна пара молочных желез.

В2.Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся:

 ФАКТОРЫ                                                                     ГРУППА

А) мутационная изменчивость                                        1) биологические факторы

Б) трудовая деятельность                                                2) социальные факторы

В) естественный отбор

Г) изоляция

Д) дрейф генов

Е) общественный образ жизни

Ответы занести в матрицу:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С. Написать краткий ответ, но аргументированный. (максимально баллов 3)

Докажите что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.

Системе оценивания теста.

Максимальное количество баллов за тест 20.

17-20 оценка «5»

13– 16 оценка «4»

9 – 12 оценка «3»

5 — 8 оценка «2»

 меньше 4 оценка «1»

Ответы на тест.

Часть А.

1 — 1

2 — 2

3 — 2

4 — 1

5 — 4

Часть В.

В1 – 134

В2 – матрица ответов:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *