Биология 7 класс цепи питания – Презентация по биологии на тему:» Цепи питания»(7 класс)
Пищевые цепи. Взаимосвязь компонентов биоценоза. Видеоурок. Биология 7 Класс
Тема нашего урока: «Взаимосвязь компонентов биоценоза». Цель урока – рассмотреть пищевые цепи и другие взаимоотношения между обитателями биоценоза.
Между отдельными компонентами биоценоза существуют стабильные во времени взаимодействия, самые очевидные – это пищевые. Огромное большинство экосистем существует за счет энергии солнечного света: ловят, поглощают и запасают ее в виде энергии химических связей органических веществ продуценты, остальные живые существа поглощают и усваивают пищу. Энергия, полученная при переработке пищи, тратится на размножение, передвижение, рост, развитие и так далее.
Ряд видов, представители которых связаны друг с другом отношениями типа пища – потребитель, называются пищевой, или трофической, цепью, то есть организмы каждого следующего звена поедают предыдущее (Рис. 1).
Рис. 1. Пищевая цепочка (Источник)
Таким образом осуществляется перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. Таких цепей в биоценозе может быть очень много, они могут включать до шести звеньев.
Примером может быть дуб, он продуцент. Гусеницы бабочки дубовой листовертки, объедая зеленые листья, получают накопленную в них энергию. Гусеница – это первичный потребитель, или консумент первого порядка. Часть энергии, находящаяся в листьях теряется при переработке их гусеницей, часть энергии расходуется гусеницей на жизнедеятельность, часть энергии переходит к птице, склевавшей гусеницу, – это вторичный консумент, или вторичный потребитель. Если птица станет жертвой хищника, то ее тушка станет источником энергии третичного консумента. Хищная птица в дальнейшем может погибнуть, и ее труп могут съесть волк, ворона, сорока или трупоядные насекомые. Их работу доведут до конца микроорганизмы – редуценты.
В природе очень редко встречаются, но существуют организмы, поедающие только один вид растений или животных. Их называют монофагами, например, бабочка гусеницы аполлона питается только листьями очитка (Рис. 2), а большая панда – только листьями бамбука нескольких видов (Рис. 2).
Рис. 2. Монофаги (Источник)
Олигофаги – это организмы, питающиеся представителями немногих видов, например, гусеница винного бражника поедает иван-чай, подмаренник, недотрогу и еще несколько видов растений (Рис. 3). Полифаги способны употреблять различную пищу, синица – характерный полифаг (Рис. 3).
Рис. 3. Представители олигофагов и полифагов (Источник)
При питании каждое следующее звено пищевой цепи теряет часть веществ, полученных с пищей, и теряет часть полученной энергии, на наращивание собственной массы тратится около 10 % от общей массы съеденного корма, то же происходит и с энергией, получается пищевая пирамида (Рис. 4).
Рис. 4. Пищевая пирамида (Источник)
На каждый ярус пищевой пирамиды переходит около 10 % потенциальной энергии корма, остальная энергия теряется в процессе переваривания пищи и рассеивается в виде тепла. Пищевая пирамида позволяет оценить потенциальную продуктивность естественных природных биоценозов. В искусственных биоценозах она позволяет оценить эффективность хозяйствования или необходимость каких-то изменений.
Пищевые, или трофические, связи животных могут проявляться прямо или косвенно, прямые связи – это непосредственно поедание животным своей пищи.
Косвенные трофические связи – это либо конкуренция за еду, либо, наоборот, невольная помощь одного вида другому в захвате пищи.
Каждый биоценоз характеризуется своим собственным особым набором компонентов, разнообразных видов животных, растений, грибов и бактерий. Между всеми этими живыми существами устанавливаются тесные связи, они чрезвычайно разнообразны и могут быть разделены на три большие группы: симбиоз, хищничество и аменсализм.
Симбиоз – это тесное и продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов. При длительном симбиозе происходит приспособление этих видов друг к другу, их взаимоадаптация.
Взаимовыгодный симбиоз называется мутуализм.
Паразитизм – отношения, выгодные одному, но вредные другому симбионту. В ходе эволюции паразитизм может переходить в мутуализм.
Комменсализм – это отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту.
Аменсализм – тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид, именуемый аменсалом, претерпевает угнетение роста и развития, а второй, именуемый ингибитором, таким испытаниям не подвержен. Аменсализм в корне отличается от симбиоза тем, что ни один из видов не получает пользы, вместе такие виды, как правило, не живут.
Это формы взаимодействия между организмами разных видов (Рис. 4).
Рис. 5. Формы взаимодействия между организмами разных видов (Источник)
Длительное совместное существование животных в одном биоценозе ведет к разделению между ними пищевых ресурсов, это уменьшает конкуренцию за пищу. Выжили лишь те животные, которые нашли свою еду и специализировались, приспособившись поедать именно ее. Можно выделять экологические группы на основании преобладающих объектов питания, так, растительноядные животные называются
Рис. 6. Фитофаги и филлофаги (Источник)
Рис. 7. Карпофаги и ксилофаги (Источник)
Сегодня мы обсудили взаимосвязь компонентов биоценоза, познакомились с разнообразием взаимосвязей между компонентами в биоценозе и их приспособленностью к жизни в одном сообществе.
Список литературы
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология Животные. 7 класс, — Дрофа, 2011
- Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс, — М.:Дрофа, 2009
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф.
Домашнее задание
- Какие взаимосвязи существуют между организмами в биоценозе?
- Как влияют взаимосвязи между организмами на устойчивость биоценоза?
- В связи с чем в биоценозе формируются экологические группы?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Bono-esse.ru (Источник).
- Интернет-портал Grandars.ru (Источник).
- Интернет-портал Vsesochineniya.ru (Источник).
Конспект урока биология 7 класс «Цепи питания»
Цепи питания. Поток энергии
Цели: Сформировать знания о пищевых цепях как цепях передачи вещества и энергии
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятие о цепях питания, о разветвленных цепях питания;
рассмотреть пищевые пирамиды, взаимосвязь их с продуктивностью биоценоза;
выяснить, что называется энергетической пирамидой.
Развивающие:
развить познавательный интерес учащихся
развивать самостоятельность учащихся,
развивать применение свои умений на практике
Воспитательные:
Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный
Формы: групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, диск с видео «Сети питания», раздаточные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема урока «Цепи питания» ( учащиеся записывают тему в тетрадь). Слайд №1
II. Повторение.
Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим, кто чем питается. Для этого выполним небольшую тестовую работу: «Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
III. Изучение новой темы.
Ребята, когда мы с вами изучали природные сообщества, экосистемы, то говорили о существовании разнообразных связях живых организмов друг с другом. Одна из форм связей – это пищевые связи, т.к. в сообществе все организмы являются объектами питания других.
Что же такое цепи питания? Слайд № 4
Цепи питания – ряд видов или группа видов, каждое предыдущее звено в котором служит пищей для следующего.
«Правила» пищевых цепей: Слайд № 5
1.Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле.
2.Зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию,- начало любой пищевой цепи.
3.Разнообразие способов питания животных – это разнообразие способов получения ими пищи как источника энергии.
Начальное звено в цепи питания зеленые растения – это производители органического вещества, продуценты. Слайд № 6
Вопрос: Почему именно растения являются первым звеном в цепи питания?
Слайд № 7
Растительноядные животные поедают растения, а их в свою очередь хищники – это консументы – потребители готовых органических веществ.
Слайд № 8
Отмершими частями растений, животных питаются редуценты – разрушители, которые разлагают органические вещества до неорганических. К ним относятся грибы, микроорганизмы. Слайд № 9
Вопрос: Назовите составные компоненты данной цепи питания . Слайд № 10
Ребята, сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент о пищевых цепях.
После просмотра вам нужно будет составить цепи питания, используя организмы из видеофрагмента.
Примеры: Ромашка → бабочка→стрекоза
Растение→гусеница→кукушка→ястреб.
Растение→гусеница→стрекоза→жаба→уж→еж
Отмершие части растений→червь→землеройка→жук-могильщик→бактерии.
Игра «Пищевые цепи» (физкультминутка )
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пищевые цепи». Каждый из вас превратится в организм (у каждого на столе карточки с названием и изображением животных).У нас два ряда, поэтому нам нужно составить две цепи питания. От солнце с помощью магнитов учащиеся выстраивают в цепи питания. Наблюдатели (консультанты) комментируют получившиеся цепи питания.
А что произойдет, если исчезнут все продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (грибы и бактерии). Те дети, которых называет учитель, присаживаются. Учащиеся делают вывод, что в таком случае связи нарушаются и нарушается равновесие в природе.
IV. Закрепление.
1. Кто является продуцентом в данной цепи питания? Что является источником энергии для продуцентов? Слайд № 11
2. Какие организмы являются консументами в данной цепи питания? Почему они так называются? Слайд № 12
3. Составьте правильную цепь питания. Слайд № 13.
4. Какие компоненты в данной пищевой цепи отсутствуют? Слайд № 14
5. Чем завершается предложенная цепь питания? Слайд № 15
6.Составьте цепь питания, используя стихотворение.
Однажды англичане
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках….
Подумай- кА немножко –
И вот загадка решена
Ответ у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят? – Зерно.
Цепочку разглядишь не сразу
На то наука есть и разум. (М. Х. Левитман )
Что передают организмы по цепям питания?
7. В природных сообществах существуют самые разные формы связей между организмами. Но все таки самые главные, основные – это пищевые. Почему?
( Без пищи прожить не может ни один организм. Пища дает энергию для жизни. В растительной пище заключена энергия солнца, в животной пище – энергия, полученная от растений или других животных)
Вывод: Человек должен знать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом. Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже. Слайд № 16
V. Д/з: § 55. Составить самую длинную пищевую цепь. Составить самую длинную пищевую цепь.
Слайд № 17
VI.Итоги урока:
VII. Рефлексия.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
infourok.ru
Раздел долгосрочного плана | 7.1А Биосфера и экосистема | Школа: КГУ «Средняя школа №12» | |||
Дата: 25.09.17 | ФИО учителя: Варламова Екатерина Сергеевна | ||||
Класс: 7 | Участвовали: 15 | Отсутствовали: 0 | |||
Тема: | Пищевые цепи и пищевые сети. Моделирование «Построение пищевых цепей и сетей». | ||||
Цели обучения, достигаемые на этом уроке | 7.3.1.3 составлять пищевые цепи и пищевые сети | ||||
Цель урока Цели сформулированы в формате SMART | Все учащиеся: | ||||
Большинство учащихся: | |||||
Некоторые учащиеся: | |||||
Критерии оценки | Учащиеся умеют определять тип экосистем, абиотические факторы в экосистеме, виды растений и животных, пищевые связи между живыми организмами. Могут привести примеры консументов, продуцентов, редуцентов. Могут объяснить важность пищевой цепи. Используя данные умеют строить пищевые цепи и пищевые сети. | ||||
Языковые цели |
| ||||
Предметная лексика и терминология: экосистема, продуцент, консумент, редуцент, разложение, паразит, организм, пищевая цепь, энергия, животные, растения, среда обитания, организм. | |||||
Серия полезных фраз для диалога/письма Энергия в пищевую цепь поступает через ………………. Продуценты являются пищей для консументов. Растения являются продуцентами, так как они… …………….. участвуют для разложения органических веществ | |||||
Привитие ценностей | Уважительное отношение к окружающей среде и живым организмам | ||||
Межпредметные связи | Изучая факторы окружающей среды и взаимоотношения между организмами углубляют познания по экологии, изучая виды экосистем углубляют познания по географии | ||||
Предшествующие знания по теме: | Учащиеся знают структуру и компоненты экосистемы по курсу «Биология, 6 класс». Умеют определять живые организмы как продуценты, консументы и редуценты. Учащиеся могут образовывать простые пищевые цепи используя продуценты и консументы | ||||
Ход урока | |||||
Запланированные этапы урока: | Виды запланированных упражнений на уроке | Ресурсы: | |||
Начало урока 0-2 минуты 3-10 минут | (К) Приветствие: Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова: Цель: создание положительного настроя. Задание 1 (И) ФО «Верно-неверно» Учащиеся проводят взаимооценивание –обмениваются тетрадями и отмечают количество правильных ответов, правильные ответы в презентации выделены красным цветом 1.Живые организмы делятся на продуценты и консументы. 2.Растения являются продуцентами. 3.Животные являются редуцентами. 4.Консументы самостоятельно синтезируют органические вещества. 5.Редуценты употребляют готовые органические вещества. 6.Консументы разлагают органические остатки. 7. Экосистема – это биологическая система, состоящая из живых организмов и среды их обитания. 8. К афтотрофам относятся растения. 9. К гетеротрофам относятся животные. 10. Бактерии относятся к редуцентам. Для определения темы и цели урока на доску выводятся рисунки. Вопросы к рисункам:
По ответам, данными учащимися, определяется тема и цели урока, составленные в формате SMART Оценивание – устная похвала | ИД, слайды 1-3 | |||
Середина урока 10-12 минут 13-28 минут 29-41 минуты | Задание 2 (Г) Учитель предлагает объединиться в 3 группы при помощи разноцветных фишек. В условиях групповой работы учащиеся должны составить пищевые цепи в зависимости от среды обитания:
Критерий оценивания:
Дескриптор: Обучающийся
Каждая группа защищает свою работу. Остальные группы оценивают работу согласно критериям. Ожидаемый результат: учащиеся составляют пищевые цепи, правильно располагая ее компоненты в зависимости от типа питания. ФО: Взаимооценивание происходит с использованием приема «2 звезды, 1 пожелание». Учащиеся оценивают работу каждой группы, высказывая 2 положительных момента работы и 1 пожелание. Задание 3 – метод проекта – развитие критического мышления. (Г) Учащимся предлагается 2 вопроса: «Что произойдет, если из пищевой цепи исчезнет одно звено? Что может послужить причиной исчезновения звена пищевой цепи?» Каждая группа защищает свой проект, высказывает свои предположения. | ИД, слайды, разноцветные фишки, карточки с изображением живых организмов из различных сред обитания | |||
Конец урока 42-45 минут | Рефлексия: «Дерево успеха» Учащиеся оценивают насколько они поняли тему урока с помощью зеленых, красных, желтых листьев. Красный – не понял Желтый – есть вопросы Зеленый – все понял. Домашнее задание: составить 1 пищевую цепочку, используя новые термины для описания. | Цветные карточки в виде листьев дерева | |||
Дифференциация – каким способом Вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам, более способным по сравнению с другими? | Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? | Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности | |||
Все ученики знают и понимают значение и определение терминов консументы, продуценты, редуценты. Многие ученики приводят примеры для консументов, продуцентов, редуцентов. Некоторые ученики умеют распределять организмы в соответствии со способами питания. | Использование формативного оценивания с самооценкой, взаимопроверкой и обсуждением полученных результатов. | Коллоборативная среда. Межпредметная связь С ИКТ, географией и экологией | |||
Рефлексия по уроку Были ли цели обучения реалистичными? Что сегодня учащиеся изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли соблюдалась дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | Итоги урока, ответы на самые актуальные вопросы из блока слева. | ||||
Общая оценка Две вещи лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения): Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошёл ещё лучше? (Касающиеся преподавания и обучения) Что я выяснил на уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке? |
infourok.ru
Презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему: Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида.
Слайд 1
Поток энергии и цепи питания Автор презентации — учитель биологии МАОУ СОШ № 22 Клячева Ирина ВалерьевнаСлайд 3
Передача энергии через пищевые связи Вся жизнь на Земле существует за счет энергии солнечного излучения, которая переводится фотосинтезирующими организмами в химические связи органических соединений. Гетеротрофы получают энергию с пищей. Все живые существа являются объектами питания других, т. е. связаны между собой энергетическими отношениями. Пищевые связи в сообществах – это механизмы передачи энергии от одного организма к другому.
Слайд 4
Цепи питания (трофические цепи) Путь каждой конкретной порции энергии, накопленной зелеными растениями, короток. Она может передаваться не более чем через 4–6 звеньев ряда, состоящего из последовательно питающихся друг другом организмов. Такие ряды последовательно питающихся друг другом организмов , в которых можно проследить пути расходования изначальной дозы энергии, называют цепями питания.
Слайд 5
растение → заяц → волк; растение → полевка → лисица → орел; растение → гусеница → синица → ястреб; растение → суслик → гадюка → орел . Пример цепей питания
Слайд 6
Цепи питания (трофические цепи) Трофические цепи, которые начинаются с фотосинтезирующих организмов, называют цепями выедания (или пастбищными, или цепями потребления )
Слайд 7
Детритная трофическая цепь Цепи , которые начинаются с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, – детритными цепями разложения.
Слайд 8
Трофические уровни Место каждого звена в цепи питания называют трофическим уровнем. Первый трофический уровень – это всегда продуценты, создатели органической массы; растительноядные консументы относятся ко второму трофическому уровню; плотоядные , живущие за счет растительноядных форм, – к третьему; потребляющие других плотоядных – соответственно к четвертому и т. д. Таким образом, различают консументов первого, второго и третьего порядков, занимающих разные уровни в цепях питания.
Слайд 9
Трофические уровни 1 трофический уровень 2 трофический уровень 3 трофический уровень 4 трофический уровень
Слайд 10
Правило 10 % основная часть потребляемой с пищей энергии идет у животных на поддержание их жизнедеятельности и лишь сравнительно небольшая – на построение тела, рост и размножение. Иными словами, большая часть энергии при переходе из одного звена пищевой цепи в другое теряется, так как к следующему потребителю может поступить лишь та энергия, которая заключается в массе поедаемого организма. По грубым подсчетам, эти потери составляют около 90 % при каждом акте передачи энергии через трофическую цепь.
Слайд 11
Однако в реальных условиях в экосистемах различные цепи питания перекрещиваются между собой, образуя разветвленные сети. Почти все животные, за исключением редких специализированных видов, используют разнообразные источники пищи. Поэтому при выпадении одного звена в цепи не происходит нарушения в системе. Чем больше видовое разнообразие и богаче пищевые сети, тем устойчивее биоценоз. Пищевые сети
Слайд 12
Первичная продукция Скорость, с которой продуценты экосистемы фиксируют солнечную энергию в химических связях синтезируемого органического вещества, определяет продуктивность сообществ. Органическую массу, создаваемую растениями за единицу времени, называют первичной продукцией сообщества. Продукцию выражают количественно в сырой или сухой массе растений либо в энергетических единицах – эквивалентном числе джоулей.
Слайд 13
Первичная продукция Валовая первичная продукция – количество вещества, создаваемого растениями за единицу времени при данной скорости фотосинтеза. Часть этой продукции идет на поддержание жизнедеятельности самих растений (траты на дыхание). Эта часть может быть достаточно большой. В тропических лесах и зрелых лесах умеренного пояса она составляет от 40 до 70 % валовой продукции. Планктонные водоросли используют на метаболизм около 40 % фиксируемой энергии. Такого же порядка траты на дыхание у большинства сельскохозяйственных культур. Оставшаяся часть созданной органической массы характеризует чистую первичную продукцию, которая представляет собой величину прироста растений. Чистая первичная продукция – это энергетический резерв для консументов и редуцентов .
Слайд 14
Вторичная продукция Перерабатываясь в цепях питания, она идет на пополнение массы гетеротрофных организмов. Прирост за единицу времени массы консументов – это вторичная продукция сообщества. Вторичную продукцию вычисляют отдельно для каждого трофического уровня, так как прирост массы на каждом из них происходит за счет энергии, поступающей с предыдущего.
Слайд 15
Экологические пирамиды
Слайд 16
Пирамиды биомассы Пирамиды биомассы в некоторых биоценозах (по Ф. Дре , 1976): П – продуценты; РК – растительноядные консументы ; ПК – плотоядные консументы ; Ф – фитопланктон; 3 – зоопланктон Под биомассой понимают суммарную массу организмов данной группы или всего сообщества в целом.
Слайд 17
В большинстве наземных экосистем действует правило пирамиды биомасс, т. е . суммарная масса растений оказывается больше, чем биомасса всех фитофагов и травоядных, а масса тех, в свою очередь, превышает массу всех хищников Для океана правило пирамиды биомасс недействительно (пирамида имеет перевернутый вид) . На высших трофических уровнях преобладает тенденция к накоплению биомассы, так как длительность жизни крупных хищников велика, скорость оборота их генераций, наоборот, мала и в их телах задерживается значительная часть вещества, поступающего по цепям питания.
Слайд 18
Пирамида биомасс океана.
Слайд 19
Пирамиды продукции правила пирамиды продукции: на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени, больше, чем на последующем.
Слайд 20
Пирамида продукции
Слайд 21
Пирамида чисел Рассмотрите экологическую пирамиду численности и выявите закономерность. Почему численность организмов уменьшается при переходе с одного трофического уровня к другом
Слайд 22
Пирамида чисел В тех трофических цепях, где передача энергии происходит в основном через связи хищник – жертва, часто выдерживается правило пирамиды чисел: общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном уменьшается . Это связано с тем, что хищники, как правило, крупнее объектов своего питания и для поддержания биомассы одного хищника нужно несколько или много жертв .
Слайд 23
Пирамида чисел Из этого правила могут быть и исключения – те редкие случаи , когда более мелкие хищники живут за счет групповой охоты на крупных животных. Правило пирамиды чисел было подмечено еще в 1927 г. Ч. Элтоном, который отметил также, что оно неприменимо к цепям питания паразитов, размеры которых с каждым звеном уменьшаются, а число особей возрастает
Слайд 24
Закрепление материала
Слайд 25
Укажите, какие цепи относятся к пастбищным, а какие к детритным . Обоснуйте свой ответ. Сосна → тля → божья коровка → паук-крестовик → кукушка → ястреб Листовая подстилка → Дождевой червь → Черный дрозд → Ястреб-перепелятник Мертвое животное → Личинки падальных мух → Травяная лягушка → Обыкновенный уж Фитопланктон → зоопланктон → планктоядные рыбы → хищные рыбы → морские птицы, ластоногие, китообразные Гумус и детрит → Личинки ручейников → Хищные водные жуки → Рыбы Одноклеточные водоросли → Ресничные инфузории → Коловратки → Хищные водные жуки → Рыбы
Слайд 26
Составьте 2 цепи питания.
Слайд 27
Что изображено на рисунках?
Слайд 28
Что в экологической пирамиде обозначено цифрами? Назовите, кто в этой пирамиде является консументом 1 порядка, а кто — второго?
Слайд 29
Задача 1. В лесном сообществе обитают: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. Составьте пищевую цепь и назовите консумента второго порядка. Задача 2. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Слайд 30
1 . На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин. 2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.
Слайд 31
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел. 4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам , вторичным консументам : бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
Слайд 32
http://www.newecologist.ru/ecologs-266-1.html http://i-exam-otvety.ru/pic/1743_210936/9043D29EE19B6A124E7554504DB598A8.jpg http://i-exam-otvety.ru/pic/1743_210898/BC76AE5017A9F0E81DA1A9F28AF31285.jpg http://ours-nature.ru/b/book/5/page/9-glava-9-ekosistemi/102-9-3-1-pervichnaya-i-vtorichnaya-produktsiya http://rudocs.exdat.com/docs/index-71199.html http://900igr.net/datai/ekologija/Razvitie-ekologii/0052-104-Potoki-energii.png http://www.home-edu.ru/user/f/00001285/1lesson/foodweb.files/web.png http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=108277838-50-72&n=21
nsportal.ru
Урок по биологии в 7 классе: «Экосистема»
Тема урока________________________________________________________________________________________________Дата_________
Цель урока_____________________________________________________________________________________________________________
Круговорот веществ-это______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сукачев Владимир Николаевич
Артур Дж. Тенсли
Экосистема-это_______________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Артур Дж. Тенсли
(1871—1955)
Сукачев
Владимир Николаевич
(1880—1967)
Разрушители-___________
________________________________________________________________________________________________________________________
Потребители-______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Производители-_____________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цепь питания-это_____________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест
1.Ряд организмов, в котором каждый последовательно извлекает энергию из предыдущего, называют:
А. круговоротом веществ Б. цепью питания В. сетью питания Г. потоком энергии
2.Примером естественной экосистемы могут служить:
А. аквариум Б. болото В. парк Г. сад
3. Жизнь на земле существует:
А. 3,5 млрд.лет Б. 1,5 млрд.лет В. 2 млрд.лет Г. 4,5 млрд.лет
4. Цепи питания обычно состоят из небольшого числа звеньев:
А. так как количество видов в экосистеме невелико
Б. так как часть энергии расходуется на жизнедеятельность организмов
5. Найдите неверные утверждения:
А. Агросистемы создаются человеком, но в дальнейшем могут развиваться без его поддержки Б. Агросистемы-состоят из небольшого числа видов В. Агросистемы-устойчивы во времени
Задание: посмотрите на рисунок «Пищевая цепь», дайте определение термину
Домашнее задание: параграф 4, подготовиться к проверочной работе
БИОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА
ГРИБЫ
БАКТЕРИИ
ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ
Энергия
Задание 2: соедините стрелками все элементы так, чтобы получилась схема биологического круговорота веществ
Задание 1: распределите перечисленные экосистемы пот типам.
Лес, тундра, луг, степь, поле, сад, озеро, болото, тайга, река, море, ручей, болотная кочка, аквариум, гниющий пень, парк, огород
Естественные________________________________________________________________________________________________________________________
Искусственные_______________________________________________________________________________________________________________________
Экосистема
Пищевые цепи-это________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
Цепи питания в биологии
Содержание:
Что такое цепи питания
Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания. Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах эволюции живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.
Виды цепей питания
В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.
Пастбищная цепь питания
Пастбищная цепь питания в целом проста и понятна, ее суть кратко описана в начале статьи: растения служат пищей для травоядных животных и в научной терминологии зовутся продуцентами. Травоядные, поедающие растения называются консументами (из латинского это слово переводится как «потребители») первого порядка. Мелкие хищники являются консументами второго порядка, а более крупные уже третьего. В природе встречаются и более длинные цепи питания, насчитывающие пять и больше звеньев, такие встречаются в основном в океанах, где более крупные (и прожорливые) рыбы поедают более мелких, те в свою очередь едят еще более мелких и так вплоть до водорослей. Замыкает звенья цепи питания особенное счастливое звено, которое уже никому не служит пищей. Обычно это человек, разумеется, при условии, что он осторожен и не пытается плавать с акулами или гулять со львами )). А если серьезно, то такое замыкающее звено питание в биологии называется редуцентом.
Детритная цепь питания
А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.
Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.
О чем говорит длина цепи питания
Исследование длины цепи питание дает ученых ответы на многие вопросы, например, о том, насколько благоприятна среда обитания животных. Чем благоприятнее среда обитания, тем длиннее будет природная цепь питания в силу обилия различных животных, служащих пищей друг другу. Но самая длинная цепь питания у рыб, и других обитателей океанических глубин.
Что лежит в основе цепи питания
В основе любой цепи питания лежат пищевые связи и энергия, которая передается с поеданием одного представителя фауны (или флоры) другим. Благодаря полученной энергии потребители могут продолжать свою жизнедеятельность, но в свою очередь также становятся зависимыми от своей пищи (кормовой базы). Например, когда происходит знаменитая миграция леммингов, служащих пищей для различных арктических хищников: лис, песцов, сов, происходит сокращение популяции не только самих леммингов (массово погибающих во время этих самых миграций) но и хищников, питающихся леммингами, а часть из них даже мигрирует вместе с ними.
Цепи питания, видео фильм
И в дополнение предлагаем вам образовательное видео о значении цепей питания в биологии.
www.poznavayka.org
Цепи питания (тестовая работа по биологии по учебнику В.В.Пасечника 7 класс)
ТЕСТ на тему: «Цепи питания.» 7 кл.
1. Цепью питания называют:
а) взаимосвязь организмов в биоценозе
б) механизм передачи веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях
в) использование в пищу одного организма другим
г) потребление и усвоение пищи организмами в биоценозе
2.Причиной сокращения продуктивности естественного биоценоза может служить:
а) длина цепи питания
б) уничтожение особей одного вида другими членами биоценоза
в) среда существования биоценоза: водная, наземно- воздушная
г) ярусность биоценоза.
3.Первым звеном всякой цепи питания являются:
а) продуценты в) консументы 2 порядка
б) консументы 1 порядка г) редуценты
4. Второе звено в цепи питания составляют:
а) продуценты в) вторичные потребители
б) первичные потребители г) редуценты
5.Заключительное звено в цепи питания принадлежит:
а) первичным потребителям в) консументы
б) вторичным потребителям г) редуценты
6. Цепи питания не могут быть длинными, поскольку:
а) каждое звено включает большое число организмов
б) на каждой ступени питания теряется до 90 % энергии
в) на каждой ступени питания идет накопление биомассы с заключенной в ней энергией
г) между организмами устанавливаются очень сложные взаимоотношения.
7. Биоценоз – это:
а) временное сообщество живых организмов;
б) исторически сложившееся сообщество живых организмов, населяющих определенную территорию;
в) сообщество животных, населяющих определенную территорию;
г) животные и растения, населяющие данную территорию.
8. Компонентом естественного биоценоза не являются:
а) животные;
б) микроорганизмы;
в) люди;
г) растения.
9. К естественному биоценозу не относится:
а) луг;
б) сад;
в) степь;
г) лес.
10. На устойчивость биоценоза не влияет:
а) численность видов;
б) видовой состав;
в) пространственная ярусность;
г) смена времен года.
11. Продуцентами служат:
а) животные;
б) грибы;
в) растения;
г) микроорганизмы.
12. К консументам I порядка относится:
а) ястреб;
б) сова;
в) мышь;
г) змея.
13. К консументам II порядка относится:
а) заяц;
б) ящерица;
в) мышь;
г) суслик.
14. К консументам не относятся:
а) грибы;
б) дождевые черви;
в) членистоногие;
г) бактерии.
15. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга
А) отсутствуют консументы
Б) высокая численность продуцентов одного вида
В) незамкнутый круговорот веществ
Г) преобладают растительноядные насекомые
Д) отсутствуют редуценты
Е) нарушена саморегуляция
16. В чём сходство природной и искусственной экосистем?
А) небольшое число видов
Б) наличие цепей питания
В) замкнутый круговорот веществ
Г) использование солнечной энергии
Д) использование дополнительных источников энергии
Е) наличие продуцентов, консументов, редуцентов
kopilkaurokov.ru