cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок словообразование существительных с помощью суффиксов 6 класс – Конспект урока 6 класс Словообразование имен существительных

Конспект урока 6 класс Словообразование имен существительных

Учитель Олексюк Адэля Альфитовна

Класс 6

Тема урока: Словообразование имён существительных.

Планируемые результаты:

предметные:, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.

метапредметные:

личностные: дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Задачи:

Формы работы:  индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
Оборудование: презентация, сигнальные карточки, жетоны.

Ход урока:

Организационное начало урока

-Здравствуйте, я рада видеть вас, ребята, и вас, гости, на уроке русского языка.(слайд 1,2)

— Какое у вас, ребята, настроение? Поднимите красную карточку – если вам страшно и хочется убежать, спрятаться, жёлтую –если вам не очень комфортно, но вы готовы работать, зелёную – если у вас прекрасное настроение и вам хочется узнать много нового и интересного.

(слайд3)

— Записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы урока, которую мы определим позже.

Словарная работа

1)- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, попробуйте отгадать его по описанию-загадке:(слайд 4) Усатый общественный транспорт (троллейбус).

— Читаем слово, записываем в тетрадь, определяем его грамматические признаки (м.р., ед.ч., 2 скл., нариц.,неодуш, И.п.)

— Представьте, что мы едем на троллейбусе, я буду контролером, а вы пассажирами. За правильный ответ на уроке вы получаете билет на проезд, то есть жетон. Мы будем ехать по городу Существительное, и проедем много улиц.

2) Ну что, поехали! Работаем дальше со словарными словами.

— На слайде 5 вы видите словарные слова. Прочитаем их.

— Выпишите те слова, в которых допущены ошибки. Списать без ошибок.

Слова на слайде: ДОГОВОРЁННОСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ДАБЫЧА, СОСТЯЗАНИЕ, ПОДРОЖАТЬ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.

— Проверяем, сравниваем со слайдом (самопроверка) (Слайд 6)

(Раздаю жетоны тем, у кого выписаны правильно оба слова.)

Активизация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания

— Едем дальше. Наше путешествие продолжается по городу Существительное. Проверим домашнее

задание. Вам надо было повторить материала по теме : «Способы словообразования в русском языке». (ответы детей)

Изучение новой темы.

Мы въезжаем на неизвестную нам улицу города Существительного. Чтобы узнать, как называется эта улица надо выполнить задание – отгадать загадку.

2. Морфологические признаки слова. (Имя сущ-ое, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., Им. п.)

-При помощи каких морфем образовали слово? При помощи приставки и суффикса. А какая часть речи слово оценка? Какова тема нашего урока? Правильно – «Словообразование имен существительных»

Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока «Словообразование имен существительных». Записываем её в пустую строчку. Давайте теперь мы конкретно скажем, чему должны научиться на уроке. Цели? (слайд9)

Слово учителя! Продолжаем путешествовать по городу Существительное.

Завернули мы с вами на улицу «Суффиксальную» ( слайд 10)

Живут на ней такие морфемы — суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

Задание: Отгадайте загадку.

Слово учителя!Сердитый недотрога живёт в лесу глухом.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж). (слайд 11,12)

Ответ – Еж!

Ребята а подумайте какое новее существительное можно образовать если добавить суффикс

ик к слову еж?

Правильно это слово ежик!(слайд 13)

Существительное образовалось каким способом словообразования? – Правильно — суффиксальным! Это один из основных способов образования существительных!

Ребята, что вы можете сказать об этом животном?

Слово учителя ( воспитательный момент).

Ёжик – колючий. Иглы – это только колючий панцирь, защищающий ёжика от врагов. Не будь колючек – нипочём не выжить бы ни одному ёжику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита – ежи живут на Земле уже 50 млн. лет. Взрослое животное весит килограмм, длина тела до 30 см.Ежи очень выносливы. Люди нередко стараются приручить ежей, поселить в своих домах. Но, принося зверька из леса или парка в квартиру, они только губят его. Ежу в доме плохо, даже если его вдоволь кормят и поят – домашний пол никогда не заменит ему траву и землю. Пусть ёж живёт там, где ему отведено природой. Как вы думаете, какую пользу приносит это животное? Как нужно относиться к животным?

Задание «Собери лото»

Даны слова: мяч, карандаш, лист, учит, звон.

Образуйте слова с помощью суффиксов.

Получившиеся слова: мячик, карандашик, листок, учитель, звонок. (слайд 14.15)

Слово учителя!

Продолжаем наш путь. Следующая улица, на которую мы попали —

« Приставочная».(слайд 16,17)

Здесь мы встретили мальчика, и он заблудился, давайте ему поможем выполнив задания, образуйте от данных слов новые имена существительные (по вариантам 1,2) ход: поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход. езд: подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд.

Спасибо, поблагодарил нас мальчик, и нашел дорогу к своему дому!

Как называется такой способ образования имен существительных – приставочный!

Раздаю жетоны тем , кто справился с заданием!

Физкультминутка!(слайд)

Мы с вами знаем , что есть имена существительные нарицательные и собственные. Давайте проведем физкультминутку. Если вы слышите имя собственное , то поднимаете руки вверх . если нарицательные , то приседаете.

«Большая буква»

Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:

Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Слово учителя!

И вот мы с вами повернули на улицу «Приставочно-суффиксальная»(слайд 19,20)

Что же здесь нас ожидает?

Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.

Закрепление материала

1.Дидактическое упражнение «Спортсмены»(слайд 21)

Спортсмен, который ходит на лыжах – лыжник.

Спортсмен, который ныряет в воду- прыгун.

Который бежит по дорожке – бегун.

Который танцует на площадке – танцор.

Который садится на шпагат, висит на брусьях – гимнаст.

Который борется – борец.

Который прыгает – прыгун.

Вывод: каким способом образовались данные имена существительные?

2. Игра «Составь слово». (слайд 30)

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось?

(подарок)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

(прилетит)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

(беленький)

3.Заполни карточку

Обменяйтесь с соседом по парте и оцените свои карточки.

6 – « 3 жетона», 4,5 – «2 жетона », 3 – «1 жетон».

Итоги урока

Рефлексия

Ребятам предлагается заполнить анкеты (устно послушать пару человек)

Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Посчитайте свои жетоны – не меньше 5 жетонов – это «5», меньше 4,3 жетона «4», у кого меньше 3 жетонов – тот соберет еще жетоны и получит хорошую оценку на следующем уроке.

И покажите ваши сигнальные карточки!

Выставление оценок!

До свидания!

Заполни карточку

Заполни карточку

Заполни карточку

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Словообразование имен существительных». 6-й класс

Разделы: Русский язык


1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?

Психологическая разминка.

Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.

2. Мотивационно-мобилизующий этап.

Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа. Какова же тема сегодняшнего урока? Хотите узнать? Тогда слушайте.

Мамонт и папонт
Гуляли на речке.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А маленький внучонт
Сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
(М. Яснов)

  • Почему это стихотворение вызвало у вас добрую улыбку?
  • Как вы думаете, какое отношение имеет стихотворение к теме урока?

Мы продолжаем разговор о словообразовании имен существительных. Запишите тему в тетрадь: “Словообразование имён существительных”.

  • Какие цели вы перед собой ставите? Чего ждете от этого урока?

3. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. Отгадайте загадку.

У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке.

Велосипед – лат. язык, “велох” – быстрый;

“пед” – нога.

Велосипед — ист.

Велосипед — ист- к- а.

Велосипед — н- ый.

Велосипед – двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями.

 Учитель. Придумайте предложения со словарным словом по следующим схемам:

[ Обращение ! ] . А: “П!”

Учитель: подведем итоги работы. Что нового вы узнали? Что повторили, выполняя задание со словарным словом?

4. Система упражнений. Систематизация знаний по теме “Словообразование имён существительных”.

Учитель. Начнем мы сегодняшнюю работу с лексической разминки.

Запишите слова, имеющие в своем составе корень – вело – в значении “быстрый”. (с последующей взаимопроверкой). Лексическое значение всех слов объясняется.

Дети. Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, велоспорт, веломарафон, велокамера, велодром.

Учитель: вызвало ли трудности это задание?

Распределительное списывание.

Учитель: самостоятельно сформулируйте задание.

Дети: слова нужно разделить на несколько групп.

Учитель: Давайте подумаем, по какому принципу мы их можем разделить?

Дети: по способу словообразования.

Учитель. Покажите на пальчиках, сколько способов образования слов вы знаете?

Дети. Четыре: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение.

Учитель. Сформулируйте задание.

Дети. Записать слова, распределяя их по четырем колонкам в зависимости от способа образования, вставить пропущенные буквы.

Карточки.

Соавтор, вел…с…педист, сварщик, нагр…ватель, под…конник, медвеж…нок, мотоц…клист, подстаканник, лун…ход, кирпич…к, пригород.

Проверяем выполнение задания.

приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение
Соавтор

Пригород

Велосипедист

Сварщик

Нагреватель

Медвежонок

Мотоциклист

Кирпичик

Подоконник

Подстаканник

Луноход

Учитель. Внимательно посмотрите на записанные слова. Есть ли здесь примеры слов, образованных по одной модели? Выпишите эти слова, постройте словообразовательную модель

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Подберите свои примеры к данным словообразовательным моделям.

Дети:

Учитель. Дайте определение понятию “словообразовательная модель”. Следующее упражнение поможет нам научиться составлять словообразовательные модели.

Словообразовательные пропорции.

Орех = горох = замок = букварь
Орешек ? ? ?
правда = погода = решительность
неправда непогода ?
локоть = колено = дом
налокотник ? ?
тепло, ходить = вода, падать = сталь, варить
теплоход ? ?

Учитель. Что мы повторим, выполняя это задание? С какими трудностями вы столкнулись в ходе выполнения упражнения? Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.

(Учащиеся на полях пишут вопросы, ответы на которые необходимо найти дома. Например: от чего зависит написание суффиксов ЕК и ИК в именах существительных? В каком случае Не пишется слитно с именами существительными, а в каких раздельно?)

Учитель. Какие способы образования слов мы повторили, выполняя это задание.

Учитель. Сложным показалось вам это задание?

Дети: конечно, нет.

Учитель. Выделять морфемы в слова и определять словообразовательные модели – дело очень трудное. А вот почему, вы мне ответите сами, выполнив следующее задание.

Морфемная разминка.

Задание: запишите слова, выделите в них морфемы. Вы можете выполнять это задание без подсказки, самостоятельно, или воспользоваться подсказкой. Каждый учащийся сам решает, по какому пути пройти, выбирая листочек с заданием разного цвета. Красный: самостоятельный путь решения, зелёный: путь решения с подсказкой.

Красная карточка. Без подсказки. Зелёная карточка. С подсказкой.
Стульчик – мячик; Стульчик (стул) – мячик  (мяч)
Валечка – речка; Валечка (Валя) – речка (река к//ч)
Осинка – снежинка; Осинка (осина) – снежинка (снег г\\ж)
Лисонька – яблонька. Лисонька (лиса) – яблонька (яблоня)

Самопроверка.

Стуль — чик — мяч — ик

Вал – ечк- а — реч –к — а

Осин – к – а — снеж – инк –а

Лис – оньк –а — яблонь- к -а

Дополнительное задание :

Найдите слова, образованные по одной модели.

Дети: речка, осинка, яблонька. C к y

Учитель. Что общего между словами?

Дети: одна словообразовательная модель, общее значение “нечто маленькое”, которое передается с помощью суффикса –К-, общие грамматические показатели, выражающиеся с помощью окончания : существительные женского рода, 1 склонения, единственного числа, именительного падежа.

Учитель. С какими трудностями мы можем столкнуться, выполняя морфемный разбор?

Дети: выполняя морфемный разбор, нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить ошибок, не просто находить омонимичные морфемы, но и учитывать значение слова.

Игра “Я учитель”.

Учитель: Коля Лентяйкин, наш с вами давний знакомый, как всегда был невнимательным, когда изучал тему “Словообразование. Морфемика”. И вот к чему это привело. Он так определил значение следующих слов.

Радист – человек, который испытывает чувство радости.

Пломбир – врач, который ставит пломбы.

Учитель. Почему ошибся Коля?

Дети. Неправильно подбирал однокоренные слова, неверно определял морфемы.

Учитель. Поможем Коле исправить ошибки, подберем однокоренные слова, разберём слова по составу.

Радист – радио, радиомаяк

Пломбир – пломбирный

Учитель. В русском языке новые слова образуются по определенным словообразовательным моделям, и мы это доказали. Возникает вопрос: подходят ли эти модели ко всем словам без исключения? Выскажите ваши предположения. Словообразовательные модели используются для образования определенной группы слов. Незнание этого может привести к грубейшим ошибкам. Правда, есть такая группа людей, которым подобные ошибки мы можем простить. О ком идёт речь?

Дети: о малышах.

“Говорят дети”. Конфетоед .

  • Велосипедница
  • Режницы
  • Зубопад
  • Дифференцированное задание:

    1 задание: определите, по какой словообразовательной модели образованы слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад.

    Запишите модели, подберите пример (примеры) слов, существующих в русском языке, которые образовались по данной модели.

    Например: замужница. Словообразовательная модель – за — … ниц – а.

    Слова, существующие в русском языке: затворница, заложница.

    Конфетоед. Словообразовательная модель:
    Примеры слов: ________________________
    Велосипедница. Словообразовательная модель:
    Примеры слов: ________________________
    Режницы. Словообразовательная модель:
    Примеры слов: ________________________
    Зубопад. Словообразовательная модель:
    Примеры слов: ________________________

    2 задание: попытайтесь объяснить, почему ребенок мог придумать слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад, описав речевую ситуацию, в которой они могут быть употреблены. (Опишите речевую ситуацию только одного любого слова).

    Например: Маленький Дима, рассказывая воспитательнице детского сада про свою семью, говорит:

    — Моя мама замужница. Она замужем за папой.

    Подведение итогов.

    Оцените степень выполнения задач, поставленных в начале урока.

    Поделитесь впечатлениями от урока, продолжив одну из формулировок:

    • Сегодня я узнал…
    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Я выполнял задания…
    • Теперь я могу…
    • У меня получилось…

    Психологическая гимнастика.

    Похлопайте в ладоши те,

    • у кого остались еще вопросы;
    • кто разобрался в теме;
    • кто завершает урок с хорошим настроением;

    Домашнее задание дается по учебнику.

    Приложение.

    26.06.2014

    urok.1sept.ru

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Конспект урока «Словообразование имен существительных»

    6 класс

    Словообразование имен существительных

    Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.

    Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    1. Введение темы и цели урока.

    Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)

    • Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
    • Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
    • А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
    • Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
    1. Введение нового материала и первичное закрепление.
    • А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
    • Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
    • Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
    • А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
    • Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
    • Перед вами текст. Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.

    В народе говорят, что один в поле не воин.

    У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….

    … — великая сила!

    • Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
    • Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
    • Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)

    ФИЗМИНУТКА

    • Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.
    • Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
    • До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
    • Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
    • Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий. Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ.
    • А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? (К словообразовательному словарю) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг. Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.
    1. Домашнее задание.

    На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг.

    1. Итог урока.
    • Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
    • Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.

    nsportal.ru

    Конспект урока русского языка 6 класс «Словообразования существительных»

    Демурчева Елена Алексеевна МБОУ «Погореловская средняя школа» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-А КЛАССЕ.

    Тема: Словообразование имён существительных (закрепление).

    Цель: закрепление умения определять способ словообразования и строить словообразова­тельную цепочку, умения характеризовать значение и грамматическую форму слова по словообразовательной схеме; развивать речь учащихся, умение анализировать художественный текст; воспитывать любовь к родному языку.

    Оборудование: карточки для работы в сменных парах, карточки с индивидуальными зада­ниями, дискета с заданиями для работы в паре на компьютере, раздаточный мате­риал для анализа художественного текста, табель индивидуального учёта ответов учащихся, диск 1с «Репетитор. Русский язык».

    Эпиграф: Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

    У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть — Слово

    тебе

    сотворит

    добро.

    (С.Островой)

    Ход урока.

    1 .Оргмомент.

    2. Вступительное слово учителя:

    — Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Словообразование имён существительных». Сегодня на уроке мы с вами будем работать над закреплением умения определять способы словообразования, составления словообразовательных цепочек, поработаем над анализом текста. А начнём наш урок с этимологической разминки, (учащиеся читает наизусть стихотворение Н.Веселовской и С.Острового)

    — Ребята, скажите, пожалуйста, о чём эти стихотворения? (о зна™ ниях слов; об их образовании; о том, что надо знать этимологию слова, чтобы m ивильно разобрать его по частям).

    — Чему учат эти стихотворения? (любить родной язык; относиться к словам бережно, т.е. употреблять в речи, точно зная значение того или иного слова).

    — Составьте, пожалуйста, словообразовательные цепочки тех слов, о которых говориться в стихотворениях, (здравие +ств — здравствуй; спаси + бог — спасибо; пожалуй + ста — пожалуйста; из + вина — извините; за + щит — защити).

    — Итак, на примере мы увидели, насколько важно знать значение слова, его происхождение для того, чтобы правильно разобрать слово и построить словообразовательную цепочку. И именно поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения Острового (зачитываются строки). Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к словам, и прежде чем произнести слово, задумаетесь над его смыслом. Помните, что слово ранит больнее, чем кинжал, но и согревает сильнее солнца. Постарайтесь, чтобы ваша речь согревала, окрыляла людей, вселяла в них надежду и радост;

    — Исправьте нарушения языковых норм в данных словосочетания: Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длинъше, узнать у библиотекарши, возникнула мысль,

    ихний пример, ложи на место, я одела шапку, новой шампунью, три щипца.

    3. -Переходим к следующему этапу урока. Сейчас вы будете работать в парах сменного состава. Цель: отработка навыка работы с тестами, подобными тем, которые предлагаются на ЕГЭ. Номер правильного ответа заносите в карточки индивидуального учёта. По окончании работы проведите взаимопроверку.

    ВАРИАНТ — 1.

    Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

    1) окоп

    1. обманщик

    2. обочина

    3. ошибка

    ВАРИАНТ — 2.

    В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

      1. о басн.., к насып..

      2. на дорог.., на площад..

      3. на лекци.., у знамен..

      4. об отношени.., в лодк..

    ВАРИАНТ-3.

    В каком ряду слова образованы приставочным способом?

        1. долина, уважение

        2. приложение, вход

        3. сложение, слушатель

        4. подзаголовок, недруг

    ВАРИАНТ — 4.

    В каком ряду все существительные образованы при помощи суффикса -чик-?

          1. груз..ик, сбор..ик

          2. лёт..ик, извоз..ик

          3. формов..ик, подбор..ик

          4. прицеп..ик, уклад..ик

    — Двое учащихся работают в паре над заданиями, которые находятся в компьютере. Выбрав правильный ответ, занесите его в свою карточку, обменяйтесь с товарищем и проверьте себя по подсказке в компьютере (задания на дискете, диск — раздел «Орфография»),

    Несколько человек получают карточки с индивидуальным задание Выполняете его на листочках и сдаёте мне.

    КАРТОЧКА №1.

            1. От слова волос при помощи суффиксов -ок, -ик, -енк, -инк, -ищ, -ат, -ян образуйте однокоренные слова и запишите их.

            2. Разберите по составу слово пешеход.

    КАРОЧКА №2.

    1. От основ слов вода, снег, локоть, окно, одеяло, стакан образуйте однокоренные слова при помощи приставки под- и суффикса -ник.

    2. Разберите по составу слово обманщик.

    КАРТОЧКА №3.

      1. От основ слов дом, заяи, изба, соль образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк,-онок, -ушк, -онк.

      2. Разберите по составу слово безработица.

    (выставление оценок учащимся, работавшим на компьютере и по кат очкам)

    4. — Сейчас мы с вами будем работать над текстом. Перед вами отрывок текста И.Шмелёва.

    Прочитайте его, определите, в каком стиле написан этот текст, докажите это.

    Было начало июня. Помню, идём на зорьке, ещё безлюдным садом. В верхушках берёз светится жидким золотцем, кричат галчата, щебечут чижики по кустам и слышно уже пруды: тянет теплом и тиной, и видно между берёзами в розоватом туманце воду.

    Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке, видишь смутные камыши, слышишь сонные всплески рыбы, и расходящийся круг воды холодком заливает сердце.

    «А, чёрт! Сидит какой-то …соломенная шляпа!» — шипит, толкая меня. Женька.

    (И. Шмелёв)

    — О чём этот текст? Что автор хотел показать читателю? (Этот текст о красоте летней русской природы, об особом восприятии этой красоты страстными рыболовами. Автор хотел показать, какие чувства возникают у заядлого рыболова, когда он идет ранним утром на реку, в надежде на богатый улов).

    -Какие средства образной выразительности использует автор, для чего они нужны? (эпитеты

    безлюдный сад, в розоватом туманце, смутные камыши, сонные всплески помогают автору передать красоту раннего летнего утра и ощущения рыболова).

    — Как вы понимаете выражения светится жидким туманцем, слышно уже пруды, расходящий­ся круг воды холодком заливает сердце? («солнце просвечивает сквозь листву, окутанную ту­маном, слышны все шумы на пруду, ожидание чего-то). — Такой приём переименования чего-либо называют перифразой. Она помогает более образному воспг ятию текста. С какой целью автор использует слова заводинка, туманце? Какая морфема помогает ему в этом? (создать образ маленькой заводи и почти исчезнувшего тумана. Помогают суффиксы -инк-, -ц-).

    Выпишите из текста существительные, образованные приставочным {всплески), суффиксальным (зорьке, верхушках, золотцем, чижики, туманце, холодком), приставочно-Демурчева Елена Алексеевна МОУ «Погореловская средняя школа» суффиксальным (заводите) способами, сложением двух основ (рыболов).

    1. Подведение итогов урока.

    В ходе урока вы получали карточки за правильные ответы. Подсчитайте их (выставление

    баллов в табель учета). Я проверю ваши карточки и выставлю общую оценку. Учащиеся, работавшие самостоятельно по карточкам и на компьютере, получают оценки …

    1. Домашнее задание:

    Напишите дома миниатюру «Осенью в лесу», употребив в тексте существительные с суффиксами -ник-, -ист-, -ик-, -ушк-, -ёнок-, -онок-, -очек-.

    1. Напишите, пожалуйста, на листике одно существительное, одно прилагательное, один глагол,

    которые приходят вам на ум после завершения нашего урока. Не задумывайтесь! Сдайте, пожалуйста, листики. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен.

    infourok.ru

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Словообразование существительных с помощью приставок

    Тема: “Словообразование существительных с помощью приставок”.

    Урок открытия новых знаний

    Цели и задачи:

    • Вспомнить способы образования слов;
    • Усвоить правила образования существительных с помощью приставок и с помощью приставок и суффиксов;
    • Научиться применять полученные знания на практике;
    • Закрепить умение отличать приставочный способ словообразования от приставочно-суффиксального.

    Ход урока:

    1. Организационный этап (1-2 минуты).
    2. Актуализация знаний (7-10 минут).

    1-й этап: проверка знаний по теме прошлого урока (раздаточный материал).

    2-й этап: решение проблемной задачи для определения новой темы.

    На доске записаны пары слов. Задача: найти лишнюю пару, объяснить.

    Желток

    Мечтатель

    Глазок

    Недруг

    Белизна

    Ученики формулируют тему урока, записывают “лишнюю” пару слов, выделяют приставку.

    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
    2. Первичное усвоение новых знаний (7-10 минут).

    Работа с раздаточным материалом.

    • Рассмотрите таблицу. Что в ней отражено? (значения русских приставок)
    • Приставки, как и суффиксы, могут иметь различные значения. Для чего необходимо понимать значения приставок? (от значения приставки будет зависеть смысл всего слова, осознание этого факта сделает речь более грамотной)

    Задание: заполнить таблицу примерами приставок, используя для этого слова из справок.

    отсутствие или недостаток чего-либо

    бес-

    нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

    за-

    отрицательное значение

    не-

    значение совместности, общего участия в чём-нибудь

    со-

    высшая степень признака

    рас-

    близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

    при-

    впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

    пред-

    1. беспорядок
    2. загород, заграница
    3. несчастье
    4. сотоварищ, соучастник
    5. раскрасавица, разумница
    6. пригород, присказка
    7. предыстория, предромантизм

    *фронтальная проверка

    1. Первичная проверка понимания (10-12 минут).
    • Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять, от какого слова образовано данное и, соответственно, способ словообразования. Ваша задача — выписать только слова, образованные приставочным способом: записать слово, определить, от какого слова оно было образовано, выделить приставку.

    На доске даны слова:

    Подлокотник, правнук, подсвечник, нагрудник, перевыборы, подорожник, собеседник.

    Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку)

    Правнук — внук; перевыборы — выборы.

    • Почему про остальные слова нельзя сказать, что они образованы приставочным способом? Ведь в них тоже есть приставки! (потому что они образованы с помощью приставки и суффикса одновременно, то есть способ словообразования — приставочно-суффиксальный)
    • Верно, наличие приставки ещё не говорит о том, что слово образовано приставочным способом. Чтобы не ошибиться в определении способа словообразования, необходимо уметь определять производящее слово.

    Ученики записывают оставшиеся слова, определяют, от каких слов они были образованы, выделяют словообразующие морфемы.

    Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку).

    Подлокотник — локоть; подсвечник — свеча; нагрудник — грудь; подорожник — дорога; собеседник — беседа.

    1. Первичное закрепление (7-10 минут).

    Работа с учебником. Упражнение 128: распределить слова по колонкам, записать производящие слова, выделить морфемы.

    *фронтальная проверка.

    Приставки:

    прирост — рост

    независимость — зависимость

    антициклон — циклон

    Приставки и суффиксы:

    подросток — рост

    Приморье — море

    побратимы — брат

    Забайкалье — Байкал

    подоконник — окно

    1. Д/З (1-2 минуты): параграф 81, у. 129
    2. Рефлексия (подведение итогов занятия) (1-2 минуты).

    отсутствие или недостаток чего-либо

    нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

    отрицательное значение

    значение совместности, общего участия в чём-нибудь

    высшая степень признака

    близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

    впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

    1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.

    отсутствие или недостаток чего-либо

    нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

    отрицательное значение

    значение совместности, общего участия в чём-нибудь

    высшая степень признака

    близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

    впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

    1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.

    отсутствие или недостаток чего-либо

    нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

    отрицательное значение

    значение совместности, общего участия в чём-нибудь

    высшая степень признака

    близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

    впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

    1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.

    nsportal.ru

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: «Словообразование имен существительных»

    МКОУ «Кизлярская гимназия № 1 им. М.В. Ломоносова»

    • Разработала: Ляховая Л.Ф.,

    учитель высшей категории,

    Заслуженный учитель Республики Дагестан

    Отличник образования Республики Дагестан

    — 2014 —

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

    «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

            Тип урока: комбинированный.
    Использование образовательных технологий и методов: системно-деятельностный подход, ТКМ (технология критического мышления), ИКТ, метод проектов (презентация).


    Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная

          Цели:
    Образовательные: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
    Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности

    Развивающие: определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
    Способствовать развитию у учащихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. 
    Продолжить работу над формированием умения  объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
    Продолжить формирование умения извлекать информацию из текста учебника, из ответа одноклассника. 
    Формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)

    Воспитательные:
    Способствовать формированию интереса учащихся к русскому языку.
    Способствовать  воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.

    (слайды 1-4)

    ХОД УРОКА

    1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не будет урока, у нас будет решение задач практического характера, путешествие по художественным произведениям, игры, исследования. Тему урока вы постараетесь определить сами.

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. «Мозговой штурм»

    Работа в командах: класс делится на две группы. Каждая выбирает себе капитана. Каждая группа получает конверт с теоретическими заданиями и вопросами. Команде дается время на то, чтобы подготовить ответы, подобрать примеры.

    — Когда члены команды ответят на теоретические вопросы, придут к единому мнению, один из них идет к доске. Учащиеся внимательно выслушивают ответ, задают уточняющие вопросы.

     Теоретические вопросы и задания

    В чем основное различие между изменением и образованием слов? Покажите на примерах.

    Что такое форма слова? Назовите формы слов дом, изба, цветение. Придумайте с этими словами словосочетания. Какое слово в них главное, а какое зависимое?

    Какие слова называют однокоренными? Подберите однокоренные слова к словам: дом, цветение.

    Как образуются формы слова и однокоренные слова?

    Какой общий признак у таких частей слова, как приставка, корень, окончание? Определить значение суффикса в словах: тракторист, сыночек, нежность.

    Какие общие и отличительные признаки у приставок и суффиксов?

    В чем основные отличия корня от приставки, суффикса и окончания? Показать на примерах.

    Какие вы знаете приемы выделения и определения приставки, корня, суффикса? Показать на примерах.

    (слайд 5)

    1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

         

    Большую строительную работу выполняют в словах суффиксы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Во-вторых, могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

         Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких. В книге Е.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Промокашкин, а также профессор Мордочка. Вам все ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, Сапожищин, а профессорша, наверно, была бы Мордища. (слайд 6)

         А теперь скажите: каким живым существам дают названия с суффиксами –ат, -ят? Наверное, вы ответите так. Эти существа совсем маленькие и пушистые. Вам понятно: словами с этими суффиксами называют маленьких, трогательных, симпатичных: котята, цыплята, медвежата.

         А бывают суффиксы – «дразнилки». Например, герой рассказов писателя В.Драгунского Дениска Кораблев однажды придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он забрался на самую верхнюю площадку вышки для прыжков в воду и, боясь прыгнуть вниз, стал говорить себе обидные слова: «Рохля! Вахля! Махля!! Прыгай  сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!»

         И когда он обозвал себя вонюхлей, то не выдержал обиды, шагнул вперед и… прыгнул. (слайд 7)

         ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему нашего урока? Правильно, тема урока «Cловообразование имен существительных». На столах у вас листочки «Бортовой журнал» Заполните, пожалуйста, столбцы суффиксами имен существительных (известная информация, новая информация)

         4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В РЕЧИ

         Работа с текстом.

    Разговор о снеге

         …Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то холодным, пушистым, духовитым. Снег. Снега… белы снеги, снегурочка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

         Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…

         У слов таится над нами волшебная сила… Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полноту собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»…

         Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка… снежик, снежок, снежана…

    Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию. (Б.Петров) (слайд 8)

    • Задание: занесите в «Бортовой журнал» морфемы, с помощью которых образовались новые слова от слова «снег».

         5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

    Мини-исследование

    Дети часто придумывают новые слова. Например, в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» девочка говорит брату: «Какой ты страшный спун!» От какого слова образовано слово СПУН? С помощью чего? В каких словах суффикс –ун- имеет то же значение?

         Винни-Пух из сказки А.Милна сочинил такое стихотворение:

    Загадочный шум

    Опять ничего не могу я понять,

    Опилки мои в беспорядке,

    Везде и повсюду, опять и опять

    Меня окружают загадки!

    Возьмем это самое слово «опять».

    Зачем мы его произносим,

    Когда мы свободно могли бы сказать

    «Ошесть», и «Осемь», и «Овосемь»?

    Молчит этажерка, молчит и тахта-

    У них не добьешься ответа,

    Зачем эта хта – обязательно та,

    А жерка, как правило, эта!

    (слайд 9)

    • На какие части разделил Винни-Пух слова опять, этажерка и тахта? Почему так делить нельзя?

    (Такие упражнения привлекают внимание к важности правильной мотивации производных слов).

    «Однажды, когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин сказал, как будто между прочим:

         – Знаешь, Пятачок, а сегодня видел Слонопотама.

         – Я тоже одного как-то видел, — сказал Пятачок. – По-моему, это был он. А может, и нет.

    — Я тоже,- сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же это такой Слонопотам?» — подумал он.

    • Как, по-вашему, должен выглядеть Слонопотам? На каких животных он может быть похож?

    (слайды 10-11)

    • В книге Л. Кэролла «Приключения Алисы в Зазеркалье» много интересных новых слов, придуманных автором.

    Пустик-Дутик, рассказывая о подарках Короля и Королевы Белых, говорит Алисе:

    — Это был мне от них невденьрождарок

    — Это что такое?

    -Просто-напросто подарок, который тебе преподносят не в день рождения

    • Каким способом образовано слово невденьрождарок?

     (Привлечение в процессе обучения новых, непривычных слуху и глазу слов повышает познавательную активность учащихся, вызывает повышенный интерес, помогает творчески усваивать языковые закономерности, что в конечном счете вырабатывает языковое чутье).

    • Определить, от каких слов образованы детские неологизмы. Каким способом они образованы?

    — Не поеду в автобусе, в этой толпучке.

    — Мама, ты пошутила? Что ли ты пошутистка?

    — Я занимался легким бегом, а теперь буду заниматься легким прыгом.

    — Я буду хозяйка, а ты будешь хозяйник. – Нет, я буду хозяй!

    -Папа, а ты портних?

    • Учитель: А теперь поговорим о роли приставок в образовании имен существительных.

    Игры с приставками

    Чтобы наладить хорошее знакомство с приставками, давайте поиграем с ними в разные игры.

    Игра первая: приставка ли нет?

         Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других — нет. Например в слове собрат со- приставка. А в словах сонный, сосна – нет.

    Вам даны слова, а вы определите, в каких из них приставка, а в каких нет.

         Какой способ надо применить, чтобы определить это? Очень простой. Вы помните, что все морфемы – носители смысла.

         Если отделить одну морфему, например, приставку, оставшиеся части будут иметь свои «смыслиночки». А если «смыслиночек» нет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово.

         А теперь – играем! Выделите приставки в словах:

    1) заработок, зарево;

    2) подпись, порох, подправка;

     3) сотрудник, соловей, соединение;

    4) поездка, полоса, полеводство, полено.

                                                                                 (слайд 12)

    Игра вторая: прятки с приставками.

    Тут вы можете нам не проверить: какие у приставок могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка  в слове провод? Конечно, в начале. А в слове водопровод? Вот это да! Приставка оказалась в середине! Почему так получилось? Потому что слово «склеилось» из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине. Таких слов в нашем языке немало. Например, сошедший с тротуара человек. В слове сошедший приставка вначале. А в слове сумасшедший? Две приставки с-: одна вначале, а другая в середине.

         А теперь – за игру!

    Найти в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове!

    Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод.

                                                                                 (слайд 13)

    • Проблемный вопрос: Как образуются сложные слова?

    Устный блиц-опрос:

    Специалист по разведению садов (садовод)

    Локомотив с паровым двигателем (тепловоз)

    канал для выхода дыма из трубы (дымоход)

    русская народная игра-пляска (хоровод)

    лес, поваленный бурей (бурелом)

    огнестрельное оружие (самопал)

    аппарат для помола кофе (кофемолка)

    — Интересная справка: любой ученик скажет, что слово водопровод – сложное и состоит из двух корней. Интересно в этом слове то, что оба корня –вод- пишутся и звучат (если их взять вне слова) одинаково, а смысл их различный.. Это корни-омонимы. В словаре «водопровод» объясняется, как «сооружение для снабжения населения водой». Другими словами, это сооружение, с помощью которого воду ведут по трубам. Значит, первый корень – «родственник» слова «вода», а второй – слов «водить – вести». Дальние «родственники» слов «вести-водить» — воевода, поводырь, проводник, вожак, вождь.

         Доказать, что слова водопровод, пароход, самолет отличаются по строению и образованию от слов: водопроводчик, пароходик, самолетный.

    Ответ: слова первой группы сложные по составу и образованы сложением основ, а слова второй группы образованы от них суффиксальным способом. Значит, по составу они сложные, но не образованы сложением.

         6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ:

    Подобрать по два существительных на каждый способ образования слов:

    — приставочный:

    — суффиксальный:

    — приставочно-суффиксальный:

    — бессуффиксный:

    — сложение:

    — сокращение:

    — переход одной части речи в другую:

      (слайд 14)  

         7. РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ (презентации)

          Мини-проект: «Уникальные морфемы в современном русском языке»

    Уникальными обычно считаются такие морфемы, которые выступают только в составе одного слова. Хотя уникальные морфемы признаются далеко не всеми исследователями, сам факт наличия в ряде слов уникальных частей является бесспорным.

    К уникальным можно отнести следующие суффиксы:

    Дет-вор-а (дети)

    Дуб-рав-а

    зл-ыдень

    патрон-таш

    Уникальные приставки:

    Му-сор, ра-дуга, ши-ворот.

                                                                (слайд 15)

         Защита мини-проекта лингвистов: «Старославянские морфемы   в именах существительных»

          Старославянские приставки:         русские приставки:

    Из-, низ-, пре-, чрез-                              пере-, через-

    Из-лить, низ-водить, пре-творять,       пере-мещать, черес-чур

    Чрез-мерный

         Старославянские суффиксы: -стви, -знь, -чиj, -тв, -тель, -ын, -арь, -анин, —ств: цар-стви-е, жи-знь, корм-чий, моли-тв-а, учи-тель, горд-ын-я, врат-арь, горож-анин

         Сложные слова: благо-, суе-, добро-, мало-: благодарность, суеверие, добропорядочность, малодушие.

    (слайд 16)

          8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

          9. РЕФЛЕКСИЯ. Прием «Рюкзак»

         Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход»

    Пример: я научился определять…

    Я разобрался в словообразовательных морфемах…

    Для меня новым было…

    Интересным мне показалось…

    Я запомнил, что…

                                                                       (слайд 17)

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика М.:2009 — №4
    2. Петерсон Л.Г., Кубышева Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006
    3. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- Москва, «Дрофа», 2007
    4. Шашлова Н.А. Нестандартные уроки русского языка в 6 классе. -Волгоград, «Корифей», 2005
    5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии – Москва, «Просвещение», 1991

    nsportal.ru

    Урок «Словообразование имён существительных» (6 класс)

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №5»

    с. Соломенского Степновского района Ставропольского края.

    Открытый урок по русскому языку в 6 классе

    по теме «Словообразование имён существительных»

    ( урок-закрепление).

    Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории Глушко Лариса Михайловна.

    2016 год.

    Цели урока: 1. Познакомить учащихся со словообразованием имён

    существительных в русском языке.

    2. Развивать орфографические и пунктуационные навыки.

    3. Прививать бережное отношение к животным.

    Оборудование: загадки, цветной мел, таблица, карточки, презентация.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя.

    Учитель раздаёт тетради.

    Ребята, открыли тетради, записали число, классная работа.

    В начале урока мы с вами проведём небольшую лексическую разминку.

    3.Разминка. (слайд №2)

    Задание: Отгадайте загадки, запишите отгадки через запятую, определите часть речи данных слов.

    А) Сердитый недотрога живёт в лесу глухом.

    Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж). (слайд № 3)

    Ребята, что вы можете сказать об этом животном?

    Слово учителя ( воспитательный момент).

    Ёжик – колючий. Иглы – это только колючий панцирь, защищающий ёжика от врагов. Не будь колючек – нипочём не выжить бы ни одному ёжику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита – ежи живут на Земле уже 50 млн. лет. Взрослое животное весит килограмм, длина тела до 30 см.

    Обыкновенные ежи довольно быстрые животные. Они способны бегать до 3 м/с., хорошо умеют плавать и прыгать. Ёж поедает насекомых, слизней, полевых мышей – врагов будущего урожая. Некоторые амфибии также могут стать пищей для этих животных.

    Ежи очень выносливы. На них слабо действуют такие яды, как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.

    Люди нередко стараются приручить ежей, поселить в своих домах. Но, принося зверька из леса или парка в квартиру, они только губят его. Ежу в доме плохо, даже если его вдоволь кормят и поят – домашний пол никогда не заменит ему траву и землю. Пусть ёж живёт там, где ему отведено природой.

    Как вы думаете, какую пользу приносит это животное?

    Как нужно относиться к животным?

    Продолжаем отгадывать загадки.

    Б) Его бьют, он не плачет, а весело скачет. (Мяч).

    В) Махнула птица крылом, покрыла весь свет одним пером. (Ночь).

    Г) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом проведёт, там заметку кладёт. (Карандаш).

    Файл №4: ёж, мяч, ночь, карандаш.

    Слова какой части речи перед нами?

    А что такое имя существительное?

    Рассказ ученика на лингвистическую тему ( «Имя существительное»).

    1. Сообщение темы и цели урока.

    На предыдущих уроках мы вспомнили, а также познакомились с новыми способами образования имён существительных. Цель нашего урока – закрепить изученный материал.

    1. Закрепление.

    Задание №1: запишите данные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Посмотрим, что у нас получилось. (файл №5)

    Ёж-ик, мяч-ик, ноч-ка, карандаш-ик.

    Каким способом образованы эти слова?

    Задание №2: установите способы образования следующих слов:

    Объезд, гитарист, водичка, подберёзовик, травушка, сухофрукты, прицеп, подоконник, домище, сбербанк, плащ-палатка, сталелитейщик, соковыжималка.

    Задание №3: разберите данные слова по составу.

    1. Физкультминутка.

    Работа в группах.

    Задание: рассказать о данном способе образования и доказать, что слова, записанные вами, подобраны правильно.

    Карточка №1: Запишите 10 существительных, образованных приставочным способом.

    Карточка №2: Запишите 10 существительных, образованных суффиксальным способом.

    Карточка №3: Запишите 10 существительных, образованных приставочно-суффиксальным способом.

    Карточка №4 и №5: Запишите 10 существительных, образованных путём сложения.

    Оцените сами свою работу.

    Задание №4: по схеме рассказать о способах образования существительных в русском языке (слайд №5)

    Словообразование имён существительных

    Приставочный суффиксальный приставочно-

    суффиксальный.

    Сложение

    Задание №5: приведите письменно примеры, иллюстрирующие способы образования имён существительных.

    Работа с учебником. (слайд №6)

    Упражнение № 126 (П) – От указанных в скобках слов образуйте и запишите имена существительные. ( Сильные учащиеся обозначают их морфемный состав). По первой модели работа выполняется у доски, остальное самостоятельно. Если у кого-то из ребят возникают затруднения с выполнением задания, то помогает учитель или сильный ученик.

    Какие способы словообразования имён существительных встретились вам в данном упражнении?

    Что вы можете о них рассказать?

    Рассказ ученика на лингвистическую тему «Словообразование имён существительных».

    1. Домашнее задание: (слайд№7).

    ЗСП-4 (п) СТР.56-57.

    1. Рефлексия. (слайд №8)

    Дополни предложения:

    В образовании существительных активно принимают участие такие морфемы, как … . Различают три основных способа образования имён существительных с использованием этих морфем: … .Активно образуются имена существительные и путём сложения. Выделяется несколько видов сложения. Это…

    1. Урок завершён, благодарю за внимание. Всем спасибо (слайд №9).

    2. Итог урока.

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *