cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Предложения простые и сложные 5 класс – Материал по русскому языку (5 класс) на тему: дидактический материал «Сложное предложение»

Содержание

Материал по русскому языку (5 класс) на тему: дидактический материал «Сложное предложение»

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.

1. Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи. 2. Над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада. 3. Обоз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце. 4. З…леный огонь погас и тени исчезли. 5. Юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

—————————————————————————————————————————————————————————

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

В тексте дана одна часть сложного предложения с союзом и. Придумайте другую часть и запишите все предложение. Поставьте знаки препинания и составьте схему.

1. Все небо было усеяно звездами и ______ . 2. ______ и деревья казались сказочными богатырями. 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ________ . 4. ______ и облака рассеялись. 5. Налетел порывистый ветер и _________ . 6. _______ и вода напоила молодые деревца. 7. Поблекли листья на деревьях и _______. 8. _______ и журавли улетели в теплые страны. 9. Заря засияла на востоке и ________ .

—————————————————————————————————————————————————————————

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

Каждый из начатых примеров продолжите дважды: а) чтобы получилось сложное предложение, простые в котором соединены союзом и, б) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и.

Образец    Море глухо роптало и ________. А) Море глухо роптало, и волны бились о берег.  Б) Море глухо роптало и билось о берег.

1. С горизонта надвигались тяжелые облака и __. 2. В небе ярко сверкнула первая звездочка и ____ . 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ___ . 4. Налетел порывистый ветер и ___. 5. Поблекли листья на деревьях и _____ . 6. Грачи носятся над поблекшей травой и ____. 7. В окнах домов замелькали огоньки и _____ .

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения 

№ 402.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
  2. Весной белые цветы украшают калину а осенью на ней горят яркие плоды.
  3. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом льдинки группируются на неровности на еле заметных царапинах на стеклах и постепенно на окне вырастает ледяной сад.
  4. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 403.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Молодые деревца выросли из тех орехов которые зимой птицы не нашли.
  2. Ландыш украшает лес и осенью когда созревают его плоды.
  3. Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся осенние листья падают к твоим ногам.
  4. Листья облетят но на ветках останутся почки.
  5. Обычно гусеницы окукливаются осенью куколка зимует а весной из нее появляется бабочка.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 404.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда у кайрят вырастают маховые и рулевые перья они вместе со взрослыми начинают самостоятельно добывать корм.
  2. Малыш удирает  а медведь голову склонил на бок и одним глазом на него смотрит.
  3. Позолотились березы раскалились докрасна дубы и зарделись клены.
  4. Цветет рябина поздней весною когда оденутся в зеленую одежду леса поют на опушках и на берегах рек соловьи.
  5. Трава вокруг дома белела цветочками земляники и ее запах мешался с запахом прозрачной росы.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 406.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Волна ударяется об острый форштевень крутые борта раскалывают ее пополам.
  2. Спит вода спит рыба спят птицы и только совы летают у костра.
  3. Старые перышки одно за другим начинают выпадать птичка становится боязливой и прячется от всех в траве и листьях.
  4. У воды белели песчаные косы а дальше клубилась лиственная зелень.
  5. Когда я проходил мимо обезьянка протягивала мне холодную ручку.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 405.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Просвистит в лесу рябчик и прокличут в небе пролетающие косяком журавли.
  2. В конце осени бывают такие дни когда вдруг отступают первые заморозки.
  3. В солнечный летний день золотом отливает лесная поляна на которой растут и цветут одуванчики.
  4. Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра а над ними поднимаются облачка желтой пыльцы.

—————————————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 407.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
  2. Крестьяне начали косить и запах свежескошенной травы молодого сена разносится далеко вокруг.
  3. Загорелась вершина дуба но пошел дождь и залил огонь.
  4. Листва берез висит тихо и только роса стекает по белым стволам.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 408.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Кончились чащобы ольшаника выбежали к воде на цыпочках стройные березки за ними робко показался с трепетной листвой осинник потом пришли поклониться ручейку рябины даже гордые дубки появились а мы все шли.
  2. Гроза посылает на землю сильный дождь а после дождя вся природа оживает.
  3. Раздалось какое-то ужасно знакомое шипение и четко забили пружинные звуки.


5 класс                                                 Сложные предложения

№ 429.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Весной у ежихи появятся ежата с мягкими иголками которых она выкармливает молоком.
  2. Стульчик проломился и девочка упала на пол.
  3. Послышался шорох сухих листьев фырканье и недалеко от нас с необычайно деловым видом пробежал через поляну еж.
  4. Люди обрывают ягоды рябины после заморозков когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
  5. Большая туча прорвалась и полил ужасающий дождь.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 433.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Комарики не уставали играть на своих скрипочках лунные зайцы плясали и выла собака.
  2.  Молчит опаловая даль моря и певуче плещут волны на песок.
  3. Струйки послушали друг дружку приумолкли и вдруг под сугробом снега смело залопотал первый ручеек.
  4. Затрубили рога и охотники пустились скакать во всю прыть.

—————————————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 409.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Лосю в жизни пришлось выдержать не один бой но сейчас он может попасть в руки браконьеров.
  2. Колючий утренник предупреждал что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу.
  3. Еще на полях лежит рыхлый снег но уже кое-где образовались первые проталины прилетают и начинают петь жаворонки.
  4. Муравьям приходится работать в темноте поэтому основным органом чувств у них является не зрение а осязание.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 410.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Листья задевают друг за друга и со всех сторон слышится легкий шорох.
  2. Корабль переваливается через волну и соскальзывает с нее но новая волна поглощает его.
  3. Взошел месяц и все потонуло в фантастическом свете.
  4. Привлекает снегирей рябина которую они охотно поедают зимой.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 411.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Закукует кукушка лес закутается зеленым туманом прилетят ласточки и белыми звездочками зацветет черемуха.
  2. На человека рысь обычно не нападает но в случае ранения она становится опасной.
  3. Еще не кончилась весна не все поля освободились от снега а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 412.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Раскололось небо грянул гром блеснула саблями молния.
  2. Скоро пчелкам станет тесно в ульях и они начнут роится.
  3. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу темные пятна а с крыш свисают первые сосульки.
  4. Солнце сжигает посевы гроза спасает урожай.
  5. Фиалку прикрепляли к громадному шесту посреди лужайки и люди собирались поплясать и повеселиться.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 413.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Старые деревья давно облетели и только молодые березки сохраняют свои желтоватые листья.
  2. Часы щелкнули и кузнец ударил молотком по маленькой наковальне.
  3. Старик поехал в поле пахать а старуха осталась одна дома.
  4. Ползет алая морская звезда солидно ходят по камням усатые лангусты боком двигается краб.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 1.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.
  2. Улетает с цветка тяжелый шмель и цветок слегка качается.
  3. Давно угомонился дождь но капельки воды долго не пропадали на листьях.
  4. Ветер крепчал и на востоке появлялись громады туч.
  5. Неслись мимо леса мелькали реки.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 2.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.
  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.
  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
  4. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  5. Он поражался тому как быстро вязала на спицах мама.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 3.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Мы увидели что пролезла вместе с волчатами в нору.
  2. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся.
  3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядить деревья.
  4. Зацвели сады и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
  5. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 4.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Дед догадался что огонь приближается к нему.
  2. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки.
  3. Специальные приборы показывают что самолет летит верно.
  4. Ваня завернул зайца в одеяло и понес домой.
  5. Когда мы вернулись домой началась гроза.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 5.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Через окно я увидел что большая птица села на ветку клена в саду.
  2. Я слышал как посапывает во сне кот.
  3. Когда ветка закачалась с нее посыпался снег.
  4. Синицы смотрят на подоконник где лежит ломоть черного хлеба.
  5. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 6.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Легкий ветерок пробежал по саду и затих.
  2. Кончился дождь и высохли капельки воды на деревьях.
  3. Когда часы пробили полночь мы зажгли на елке разноцветные лампочки.
  4. Все заглядывали вперед где качался шар.
  5. Лодка продвигалась с трудом потому что мешали плавающие бревна.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 7.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда я вернулся домой мама уже спала.
  2. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
  3. Утром я увидел что выпал снег.
  4. Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль.
  5. Чувство родины складывается из любви к тому месту где ты родился.

—————————————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 8.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники.
  2. Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды.
  3. Только поэтому и догадались мы что у берега уже образовался слой льда.
  4. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
  5. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.


5 класс                                                 Сложные предложения

№ 9.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. 2. В лесу еще снег лежит а на просеке уже чернеют пятна земли. 3. Я пригляделся и увидел что синичка ловит ртом снежинки. 4. И лягушкам не поется если осень настает. 5) Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 10.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Бежит заяц по полю а след за ним тянется. 2. Я увидел что выпал снег. 3. Летом будет хороший урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4. Как-то раз Кот узнал что король собирается на прогулку по берегу реки. 5. Во всем сестры спрашивали совета у Золушки потому что у нее был хороший вкус.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 11.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

      1. Потянул свежий ветерок и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2. Когда мы проснулись солнце уже поднялось высоко. 3. Я заметил что мои спутники устали. 4. Весенний лес не смолкает ни на минуту и ухо ловит невольно каждый звук. 5. Солнце уже скрылось и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 12.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

     1. Когда мы поднялись на гору я увидел большое селение внизу. 2. Петя не пойдет в поход потому что заболел. 3. Вдруг я увидел что из кустов выскочила лисица. 4. На деревьях шелестела молодая листва а в кустах звонко щебетали птицы. 5. Жилин знал что его письмо не дойдет.

———————————————————————————————————————

     

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 13.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Уж роса пала а Жилин до края леса не дошел. 2. Осенью олени перебираются к югу где они находят много корма. 3. Когда мы ложились спать ежик бегал по дому. 4. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. 5.  Когда на небе вспыхнула вечерняя заря лес спокойно заснул.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 14.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Мы перебрались через лесной овраг и перед нами открылась большая поляна. 2. Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце в каждой капле росы зажегся фонарик. 3. Я разбудил брата и мы пошли на рыбалку. 4. Буря утихла и по воде поплыли большие льдины. 5. Но вот зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. 2. Неожиданно он увидел впереди малышей которые играли посреди бульвара.  3. Рожь уже выколосилась и по ней плыли легкие тени от облаков.  4. Снег в лесу стаял и на лесных тропинках заголубел лед. 5 Наступил день и на городской улице появились бродячие циркачи.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Повалил снег и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 2. Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал. 3.  Он-то и рассказал мне что вчера медведь приходил на пасеку. 4. Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково. 5. Ударили первые морозы и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

—————————————————————————————————————————————————————————————-

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Простые и сложные предложения

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Простые и сложные предложения» (Слайд №1)

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме “Простые и сложные предложения”

Задачи урока:

1) образовательные: 

  • повторение и обобщение знаний учащихся по теме;
  • формирование навыка различать простые и сложные предложения, постановки знаков препинания в простых осложнённых и сложных предложениях; различать набор предложений и текст;
  • совершенствование навыков работы на компьютере, с электронными ресурсами Интернет;

2) развивающие: развитие монологической речи; выполнение заданий творческого характера, отработка умения выделять главное, обобщать, делать выводы,

3) воспитательные: 

  • воспитание навыков учебного труда, работать самостоятельно, в парах.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов

Авторский медиапродукт:

  1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007.
  2. Наглядная презентация учебного материала.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютеры, подключённые к сети Интернет;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация;
  • карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Доброе утро всем. Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.

На уроке не скучай,
Смело руку – поднимай.
Быстро, чётко – отвечай,
Время даром – не теряй.

Откройте тетради и запишите число, тему урока. (Слайд № 2, Приложение 1)

-Как нужно сидеть за партой, как писать в тетради?

(Ученик напоминает о правилах)

На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями. Сегодня будем говорить о сложных предложениях. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. (Слайд № 3)

1) Познакомиться с … и …;

2) учиться различать … и …;

3) учиться ставить …

(Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.)

(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 3)

(Повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)

2. Актуализация знаний

А) Разминка. (Повторим правила)

— Что это?

— Группа слов, которая выражает законченную мысль? (Предложение).

— Как называются предложения, которые имеют только главные члены в своём составе? (нераспространенные).

-Что составляют подлежащее и сказуемое ? (Основу предложения).

­        Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

­        По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

Б) Найти соответствие, записать предложения. (индивидуальное задание, оранжевые листочки). Дети заполняют свои таблицы и комментируют свои ответы (Слайды №4-5)

Словосочетание

Мама, пойдём в музей.

Тире между подлежащим и сказуемым

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Простое нераспространенное предложение

Берёза – красивое дерево.

Простое распространенное предложение

Проглянуло солнце.

Предложение с однородными членами

Зимний день

Предложение с обобщающим словом

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Предложение с обращением

Звезды усеяли ночное небо.

Сложное предложение

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

В) Задание для самостоятельной работы. (Слайды № 6-7) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы. Выразительно прочитать предложения.

1.Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

— Прочитайте предложения .  Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  

—  Прочитайте 2,4 и 5,6  предложения. Найдите в них общее.  (Это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

-Составьте схемы этих предложений.

— Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее. (В первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы).

—  Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи — повествование)

— Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

3. Формулирование темы и цели урока

— Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?

(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

4.Знакомство с новым материалом.

А) Анализ предложений. (Слайд №8)

Небо затянулось облаками, пошел тихий серый дождь.

Улетели птицы, и лес опустел.

Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.

— Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?

(В каждом сложном по два простых предложения).

— Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

-Посмотрите на второе и третье сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (учитель обводит кружочком союз и, потому что).

(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

-Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Сравните:  Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

                   Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

-С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).

(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Б) Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие — бессоюзными?

5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

В) — Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.  В сложносочинённом предложении простые предложения равноправны, а в сложноподчинённом одно предложение главное, а другое придаточное, оно не может существовать без главного.

Анализ предложений. (Слайд №9)

Улетели птицы, и лес опустел.

[         ], и [         ]

Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.

[         ], (потому что      )

Составляем кластер (Слайд №10)

5. Упражнение, совмещённое с физминуткой.

— Выполним упражнение устно. Я читаю предложение, а вы выполняете действие. Если в предложении находится обращение, то вы встаёте и делаете руками хлопок над головой. Если в предложении однородные члены – встаёте и разводите руки в стороны. Будьте внимательны.

  1. Листья падали на землю и устилали её разноцветным ковром. (встают и разводят руки в стороны)
  2. Ребята, соберите листья для гербария. (Встают и делают руками хлопок над головой)
  3. Дует ветер, и листва шуршит. (Сложное, объяснить)
  4. Престань, дождик, скорее! (Встают и делают руками хлопок над головой).

(Рефлексия выполненного упражнения)

Или

Игра «Определи предложение по структуре».  (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

•        Пришла долгожданная весна.

•        Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

•        Появились первые клейкие листочки.

•        Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

•        Выбирается из берлоги медведь.

•        Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

6. Работа с текстом.

— Следующее задание вы будете выполнять в паре. (Слайд № 11) Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)

(Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.

А. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Б. Наступила осень. В. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. Г. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

Д. Птицы улетают в теплые края.

  1. [= -].
  2. [– =].
  3. [– =], и [= -].
  4. [– =], [= -].
  5. (Когда – =), [– =].

— Давайте проверим. (Ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на Слайде. (Слайд № 10) Самооценка отвечающего.

Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).

Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради.

7. Проверочная работа по вариантам. Тест (Раздаточный материал.) (Слайд №11)

1Вариант.

1.Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

  1. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
  2. Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
  3. Листья потемнели и шуршат при ветре.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

3.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

  1. простое предложение с однородными членами
  2. сложносочиненное
  3. сложноподчиненное
  4. сложное предложение с различными видами связи

4. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

5.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

6. Найти простые предложения с однородными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

2 Вариант.

1.Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

  1. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  2. Листья лежали на дороге на крышах домов.
  3. Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела  кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

  1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
  2. сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
  3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
  4. сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

4. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

5.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

6. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

8. Взаимопроверка выполнения теста. (Слайд № 11). Оценивание работ.

9. Рефлексия.

10. Д/з. (Слайд № 12)

Составить задание на карточке по теме “Простые и сложные предложения”

— Урок окончен, всем спасибо за работу.

nsportal.ru

«Простые и сложные предложения» 5 класс

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Простые и сложные предложения»

Составила учитель МБОУ «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Дергунова Анфиса Зиновьевна, первая квалификационная категория.

Цель урока: закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.

Задачи:

Научить отличать простые предложения от сложного;

Формировать умение определять границы простых предложений в составе сложного;

Научить расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

Средства обучения: учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Но вы не волнуйтесь

Я верю всё у вас получится

Удачным будет этот день

Преодолеем все мы трудности

Лишь было бы учиться всем не лень.

Итак, ребята на этом уроке мы с вами продолжим изучение сложных предложений.

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

Ребята как мы пишем? Красиво, разборчиво, без ошибок.

На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями, познакомились со сложными предложениями. Сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний. Давайте определим цели урока. Что мы должны повторить, закрепить на практике

(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2)

(Повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)

2. Актуализация знаний

1)Найти соответствие, записать предложения. (индивидуальное задание, оранжевые листочки).Дети заполняют свои таблицы и комментируют свои ответы (Слайд 3)

Словосочетание

Мама, пойдём в музей.

Тире между подлежащим и сказуемым

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Простое нераспространенное предложение

Берёза – красивое дерево.

Простое распространенное предложение

Проглянуло солнце.

Предложение с однородными членами

Зимний день

Предложение с обобщающим словом

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Предложение с обращением

Звезды усеяли ночное небо.

Сложное предложение

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

2)Разбор предложений у доски. Подчеркнуть грамматическую основу расставить запятые. Сделать схемы предложений.

Сад тихонько зашумел листвой и замер.

Пришла осенняя пора, и солнышко показывается редко.

Берег начинался там,где небо соприкасалось с морем.

– Какие члены предложения называются однородными?

– Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

– Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и?

3) Задание для самостоятельной работы. (Слайд № 4) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы.

Выразительно прочитать предложения. Три ученика работают у доски.

З…мля намокла потому что был сильный дождь.

Ул…тели птицы и лес опустел.

Подул х..лодныйв..терок и оборвал последний листок.

Проверка выполнения работы (по одному ученику у доски, повторение орфограмм, определение вида предложения, выразительное чтение предложения).

4) Повторение теоретического материала на примере предложений:

(Слайд № 5)

— Дать определение сложного предложения.

– Какие виды сложных предложений вы знаете?

– Дать определение простого предложения.

– Чем осложнено 3 предложение?

4. Работа с текстом. Работают в группе.(Слайд № 6)

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.

(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло.(5)Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.

(6)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.(7)Они пересекали степь по всем направлениям.

(8)Близко под обрывом журчала речка.

(9)Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице.(10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы.

(11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.

Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а).

________________________________

Найдите в тексте предложение (-я) с однородными членами. Напишите его (их) номер (-а).

_______________________________

Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер.

_______________________________

Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.

_____________________________

После, выполнения дети комментируют свои ответы, по два вопроса с каждой группы.

1.10; 2.1,11;3.4;4.1;

5. Работа с текстом. Работают в парах.(Слайд №7) (на желтых листочках).

Учитель. Следующее задание вы будете выполнять в паре. Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом. ). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? 

(Ответы учащихся)

(Надоподобрать предложение к схеме). Задание выполняйте на карточке.

1.Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
2.Наступила осень.

3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
4.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
5.Птицы улетают в теплые края.

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Ответ: 1.2; 2.5; 3.1; 4.4; 5.3.

Учитель: Давайте проверим. (Ученики выразительно читают). Есть варианты? Ответ на Слайде. (Слайд № 8 ).

Можно назвать эти предложения текстом? (Слайд № 9)Озаглавьте текст, определите тему. (Осень.Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).

Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради.

6. Проверочная работа по вариантам. Тест  (Раздаточный материал. Слайд №10)

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

7. Проверка выполнения теста. (Слайд № 11)

Учитель: Проверьте свои ответы. Кто себе поставил – “5”, “4”, “3”?

8. Рефлексия. (Слайд № 12 )

9. Д/з. (Слайд 13)

Составить задание на карточке по теме “Простые и сложные предложения”

Учитель: Урок окончен, всем спасибо за работу.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

1вариант

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

1вариант

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

1вариант

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.

(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло.(5)Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.

(6)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.(7)Они пересекали степь по всем направлениям.

(8)Близко под обрывом журчала речка.

(9)Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице.(10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы.

(11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.

Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а).

________________________________

Найдите в тексте предложение (-я) с однородными членами. Напишите его (их) номер (-а).

_______________________________

Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер.

_______________________________

Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.

______________________________

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

videouroki.net

«Сложное предложение» (5 класс)

Конспект урока русского языка

в условиях реализации ФГОС в 5 классе

Тема: «Сложное предложение»

  • Цель: формировать навык распознавания простых и сложных предложений; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

  • Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

  • Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

  • Самостоятельно конструировать сложные предложения.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

  • Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.

Учитель: Здравствуйте! Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку! Пусть в нашем классе станет чуточку светлее!

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята! Тему урока вы определите самостоятельно. Она состоит из двух слов. Первое слово – антоним к слову – простое; второе – средняя единица синтаксиса.

Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь. Устно сформулируйте цели урока.

3. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. Учитель раздаёт карточки с предложениями и схемами.

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению не подошла ни одна схема. Почему? Начертите схему самостоятельно.

1. Н…ступила ноч… в лесу.

[ — = ]

[ — =,= ]

[ -, — = ]

[ = — ]

2. По ств..лам и суч..ям толстых д…ревьев п…стукива…т мороз, хлопьями осыпа…т…ся ле…кий серебряный иней.

3. Яркие зимние звёзды ра….ыпались в темном высоком небе.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Коллективная проверка.

Несколько ребят чертят на доске получившиеся схемы ко второму предложению.

Учитель:

-Какие знания вы применили, для того, чтобы построить схему?

-Какую характеристику можно дать предложению?

-Итак, какое предложение называется сложным?

-Объясните постановку знака между частями предложения.

Карточка 2.

Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?

1. Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза. 2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом. 3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.

В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания.

Карточка 3. Из предложенных предложений выписать: 1 ряд – простые предложения; 2 ряд – сложные бессоюзные предложения; 3 ряд – сложные союзные предложения. Подчеркнуть грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. 2. Северный ветер принёс облака и в воздухе появились белые снежинки. 3. Снег под ногами совсем не скрипел на нём оставались следы от валенок. 4. Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу. 5. Ночью ударил мороз и цветы к утру замёрзли. 6. Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.

Взаимопроверка.

7. Первичное закрепление. Цифровой диктант. Записать номера сложных предложений.

1. Красив осиновый лес и зимою. 2. В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают на зиму свои запасы. 3. Было только слышно, как посапывает во сне кот. 4. Когда же выпал первый снег? 5. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. 6. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 7. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

8. Объяснение домашнего задания.

Фронтально: подготовить рассказ о сложном предложении (с опорой на параграф учебника — 64)

Дифференцированное задание: 1. Упражнение 510; 2. Написать миниатюру о зиме, используя простые и сложные предложения (не менее 6 предложений).

9. Рефлексия.

Каждый ученик в рабочей тетради ставит «+», если материал усвоен, «-» — если нет, «?» — если остались вопросы.

infourok.ru

Простые и сложные предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить и обобщить понятия о простом и сложном предложении; выработать умение различать их в тексте; отработать навыки письменной речи.

Задачи урока:

Обучающая: знакомство учащихся с подчинительной связью (без определения понятий) и подчинительными союзами; конструирование сложноподчинённых предложений.

Развивающая: развить устную и письменную связную речь.

Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: повторно-обобщающий.

Оборудование: учебник русского языка для 5-го класса, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., таблица с союзами, карточки, мультимедийный проектор, ПК, экран, презентация.

ХОД УРОКА

1. Приветствие. Запись даты и сообщение темы и целей урока.

2. Повторение теории.

Сегодня на уроке нам понадобятся некоторые специальные слова – термины. Вспомнить их нам поможет кроссворд. (На каждой парте лежат карточки с вопросами).

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называется предложение, в котором две или более грамматических основ? ( сложное)
  2. Как одним словом называется подлежащее и сказуемое? ( основа)
  3. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (сказуемое)
  4. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)
  5. Как называется предложение с одной грамматической основой? (простое)
  6. Назовите раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений? (синтаксис)

КРОССВОРД

3.Закрепление материала.

1. Пунктуационная разминка ( у доски). Не списывая предложений, расставьте знаки препинания, составьте их схемы:

    1. Лёгкий ветерок пробежал по саду и затих.
    2. В море ревели штормы , над городом стоял туман.
    3. Туман рассеялся, и рябиновая звезда долго горела на чистом небе.

На доске начертить схемы данных предложений.

– Ребята, скажите, пожалуйста, какие предложения мы называем простыми, а какие сложными? Почему? ( в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном две и более грамматических основ.) Обратить пристальное внимание учащихся на то, что, несмотря на союз и, соединяющий простые предложения в составе сложного, между ними всё равно ставится запятая.

На улице то идёт дождь, то срывается снег.

ЗАДАЧА

– Из предложения:

Наконец-то пришла долгожданная осень.

Выпишите подлежащее

– из предложения

Мороз румянит щёки.

Выпишите только сказуемое

– из предложения

Кисти винограда свисали до земли.

Выпишите подлежащее и употребите его как дополнение. Вспомните, к чему относятся дополнения в предложении? ( к сказуемому).

Дополните предложение словом “рябина” во множественном числе, Р.п. ( Кого? Чего?)

Это предложение записать на доске и сделать полный синтаксический разбор.

Какое предложение у вас получилось?

Осень румянит кисти рябин.

Ребята, скажите это простое предложение или сложное? Почему? ( Простое, оно состоит из одной грамматической основы)

Физкультминутка

Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз. два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровнеё,
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ

На доске написано предложение

Скоро ударят первые морозы.

– Ребята, а теперь из двух простых предложений сконструируйте одно сложное с помощью союзов. ( на доске висят плакаты с союзами).

– Докажите, что это сложное предложение. Начертите его схему.

– Теперь потренируемся в конструировании. У вас на столе лежит разрезное лото. Учащиеся должны составить три предложения с союзами. (Я их напоминаю)

  1. Утром я увидел, что выпал снег.
  2. Лодка продвигалась с трудом, потому что мешали плавающие брёвна.
  3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

(Схемы этих предложений начертите в тетрадях)

– Нужна ли запятая в этих предложениях? Где?

Подведение итогов урока:

1.Какое предложение называется простым?
2. Какое предложение называется сложным?
3. Что такое грамматическая основа?
4. Что такое подлежащее?
5. Что такое сказуемое?
6. Какие союзы связывают части в сложном предложении?

Оценки за урок.

Д\З: пор. 45, придумать и записать одно простое предложение и одно сложное на одну и ту же тему.

29.12.2010

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Простые и сложные предложения»

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме “Простые и сложные предложения”

Задачи урока:

1) образовательные:

  • повторение и обобщение знаний учащихся по теме;
  • формирование навыка различать простые и сложные предложения, постановки знаков препинания в простых осложнённых и сложных предложениях; различать набор предложений и текст;
  • совершенствование навыков работы на компьютере, с электронными ресурсами Интернет;

2) развивающие: развитие монологической речи; выполнение заданий творческого характера, отработка умения выделять главное, обобщать, делать выводы,

3) воспитательные:

  • воспитание навыков учебного труда, работать самостоятельно, в парах.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов

Авторский медиапродукт:

  1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007.
  2. Наглядная презентация учебного материала.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютеры, подключённые к сети Интернет;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация;
  • карточки с заданиями.

Продолжительность работы с компьютером: 10 минут (два раза по 5 минут).

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

1 мин.

2. Постановка цели урока

3 мин.

3. Актуализация знаний

5 мин.

4. Закрепление изученного материала

13 мин.

5. Физминутка

2 мин.

6. Закрепление изученного материала

12 мин.

7. Контроль знаний учащихся

4 мин.

8. Рефлексия:
Подведение итога урока

4 мин.

9. Домашнее задание

1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Доброе утро всем. Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.

На уроке не скучай,
Смело руку – поднимай.
Быстро, чётко – отвечай,
Время даром – не теряй.

Откройте тетради и запишите число, тему урока. (Слайд № 1, Приложение 1) Женя напомнит нам: как нужно сидеть за партой, как писать в тетради?

(Ученик напоминает о правилах)

На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями, познакомились со сложными предложениями. Сегодня у нас урок повторения. Давайте определим цели урока. (Слайд № 2) Что мы должны повторить, закрепить на практике

(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2)

(Повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)

2. Актуализация знаний

1) Задание для самостоятельной работы. (Слайд № 3) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы. Выразительно прочитать предложения.

  1. З…мля намокла потому что был сильный дождь.
  2. Ул…тели птицы и лес опустел.
  3. Подул х..лодный в..терок и оборвал последний листок.

2) Проверка выполнения работы (по одному ученику у доски, повторение орфограмм, определение вида предложения, выразительное чтение предложения).

(Ученики сами выставляют себе оценку, на основе правильности выполнения задания)

3) Повторение теоретического материала на примере предложений: (Слайд № 4)

— Дать определение сложного предложения.

– Какие виды сложных предложений вы знаете?

– Дать определение простого предложения.

– Чем осложнено 3 предложение?

– Какие члены предложения называются однородными?

– Расскажите о знаках препинания при однородных членах. (Слайд № 5 )

– Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и?

3. Тренировочное упражнение. Работа с ЭОР

А сейчас мы поработаем за компьютерами с электронным ресурсом Интернет. Теме ресурса: “Предложения с однородными членами”. Задание №7. (Слайд № 6) Расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

ЭОР – (http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlozenia_s_odnorodnimi_chlenami)

(Проверка. Самоанализ выполненной работы.)

4. Повторение теоретических знаний об обращении.

Учитель: Чем простое предложение может ещё осложнено? Посмотрите на схемы.

(Слайд № 7 )

(Ответы учащихся)

Где в предложении может стоять обращение? Расскажите о знаках препинания при обращении. (Слайд № 7)

5. Упражнение, совмещённое с физминуткой.

Учитель: Выполним упражнение устно. Я читаю предложение, а вы выполняете действие. Если в предложении находится обращение, то вы встаёте и делаете руками хлопок над головой. Если в предложении однородные члены – встаёте и разводите руки в стороны. Будьте внимательны.

  1. Листья падали на землю и устилали её разноцветным ковром. (встают и разводят руки в стороны)
  2. Ребята, соберите листья для гербария. (Встают и делают руками хлопок над головой)
  3. Дует ветер, и листва шуршит. (Сложное, объяснить)
  4. Престань, дождик, скорее! (Встают и делают руками хлопок над головой).

(Рефлексия выполненного упражнения)

6. Творческое задание – создание проекта

Учитель: А сейчас, ребята, используя простые предложения, напишите и оформите совет одноклассникам. О чём совет?

На улице поздняя осень: сыро, холодно, многие болеют.

Дайте совет, что нужно делать, чтобы не болели ваши одноклассники.

(Слайд № 8)

Ребята 1 варианта – составляют совет, где используют предложения с обращением в начале предложения. Обращением может быть имя вашего одноклассника или слово “ребята”.

Ребята 2 варианта – составляют совет, где используют предложения с обращением в середине предложения. Предложения можно осложнить однородными членами.

(По 1 ученику от каждого варианта, закрытая доска, Слайд со схемами

Индивидуальная работа учителя со слабыми учениками

7. Проверка выполненного задания.

Ученики сами оценивают свою работу

8. Тренировочное упражнение

за компьютерами. Работа с ЭОР.

Учитель: А теперь мы поработаем со сложными предложениями. Задание выполняем за компьютером, упражнение “Сложное предложение”, задание №5. (Слайд № 9) При выполнении задания обращайтесь к схемам. (Слайд № 10)

Расставить знаки препинания в сложных предложениях.

ЭОР: (http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sloznoe_predlozenie)

(Проверка. Самоанализ выполненной работы.)

9. Работа с текстом.

Учитель. Следующее задание вы будете выполнять в паре. (Слайд № 11) Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом. Приложение 2). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)

(Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.

  1. [= -].
  2. [– =].
  3. [– =], и [= -].
  4. [– =], [= -].
  5. (Когда – =), [– =].

Учитель: Давайте проверим. (Ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на Слайде. (Слайд № 12 ) Самооценка отвечающего.

Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).

Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради.

10. Проверочная работа по вариантам. Тест

(Раздаточный материал. Приложение 3)

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

  1. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
  2. Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
  3. Листья потемнели и шуршат при ветре.

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

  1. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  2. Листья лежали на дороге на крышах домов.
  3. Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

(Тетради ученики предают учителю на проверку, запомнив ответы)

11. Проверка выполнения теста

. (Слайд № 13)

Учитель: Проверьте свои ответы. Кто себе поставил – “5”, “4”, “3”?

12. Рефлексия.

(Слайд № 14 )

13. Д/з.

Составить задание на карточке по теме “Простые и сложные предложения” (Слайд № 15)

Учитель: Урок окончен, всем спасибо за работу.

18.06.2013

urok.1sept.ru

Урок русского языка в 5 классе по теме «Простые и сложные предложения»

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Кафедра филологического образования

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Простые и сложные предложения»

Выполнила

Таран Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №6»

Омск 2015

Планируемые результаты:

  • Научить различать простые и сложные предложения, расставлять в них знаки препинания;

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, составлять самоинструкцию;

  • формировать ценностное отношение к слову и его значению.

Цели урока:

Обучающие цели:

Научить

Развивающие цели: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные цели: формировать ценностное отношение к слову и его значению.

Оборудование: доска, экран, проектор, средства мультимедиа

Этапность урока:

1. Экспозиция

1.1.Организационная экспозиция

— Здравствуйте, дети! Садитесь.

— Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневника, тетради, ручки, линейки.

1.2.МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВАЯ Экспозиция

— Ребята! Тема сегодняшнего урока «Простые и сложные предложения». Запишите в тетради число, тему урока и подумайте, каковы цели нашего урока?

  • Научиться различать простое и сложное предложения;

  • научиться ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

.Ребята, чтобы вам было интересно изучать тему сегодняшнего урока, предлагаю отправиться в волшебное путешествие по стране «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ». Согласны? (Да).

Прежде чем отправиться, нам необходимо выяснить, готовы ли вы к путешествию.

Беседа по вопросам (вопросы распределены по рядам):

  • Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Синтаксис и пунктуация.)

  • Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)

  • Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

  • Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

  • Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

  • Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО

1 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

— А вот и первая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней? Поиграем в игру «Выбери меня, выбери меня»

Выполните задание:

Прочитайте группы слов. Среди этих групп выберите только словосочетания. Свой выбор объясните.

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.

Работа в парах. Взаимопроверка. Оцениваем свою работу. Вспоминаем критерии оценивания. Ставим в лист самооценки первую отметку.

— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь: от словосочетания перейдем к предложению.

2 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

— А вот и вторая наша остановка . Прогуляемся по ней. Поиграем в игру «Кто быстрее?»

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Выделите в них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении.

Выпишите в тетрадь грамматическую основу из каждого предложения.

1. Юннаты охраняют и подкармливают птиц зимой.

2. Ребята старательно изучают грамматику.

3. Люди земли борются за чистоту воздуха, воды.

4. Няня рассказывала детям про свои прожитые годы.

5. Товарищи не бросили друга в несчастье.

6. Муравьи выползают после зимней стужи.

7. Спит черёмуха в белой накидке.

Взаимопроверка в парах. Выставление отметки за задание №2 в лист самооценки.

Делаем вывод:

Простое предложение – это предложение, которое имеет 1 грамматическую основу.

Записываем в тетрадь для конспектов.

3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

А вот и третья наша остановка.

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Выделите в них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении. Сравни количество грамматических основ в предложениях 2 и 3 станции. Попробуй дать определение сложному предложению.

Я люблю свой класс, он очень дружный.

Мы изучаем разные предметы, но больше всех мне нравится история.

Учителя хотят, чтобы все ученики хорошо учились.

Проверка. Выставление отметки за задание №3 в лист самооценки

Итак, делаем вывод. Если в предложении 2 или более грамматических основ, такое предложение называется сложным.

А теперь давайте попробуем составить самоинструкцию. Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное слово САМОИНСТРУКЦИЯ.

Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкция прикладывается к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам. В инструкциях говорится, что нужно делать, чтобы приборы работали. В них указывается порядок действий. А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л.Квитко «Мальчик Лемеле»

Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть 
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок
Сестрёнка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестрёнку 
И запер в сарай.
Сказал он сестрёнке:
-Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Промыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.

Итак, САМОИНСТРУКЦИЯ — это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подаёт команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. Составлять инструкции и использовать их при письме — это значит решать задачи. Когда вы решаете примеры или задачу, вы, прежде всего, определяете, что нужно делать и в каком порядке. То же самое происходит и при решении орфографических и синтаксических задач.

Составляем самоинструкцию по теме «Простые и сложные предложения».

  1. Определяю, сколько основ в предложении.

  2. Если 1 основа, то делаю вывод, что предложение простое;

  3. Если 2 или более основ, то делаю вывод, что предложение сложное.

Формулируем правило:

Сложное предложение – это предложение, в котором 2 или более грамматических основ.

Проверяем правильность вывода с правилом, данным в учебнике.

Записываем теоретический материал в тетрадь для конспектов.

3. ПРОРАБОТКА НОВОГО

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Запишите их, обозначьте границы между простыми предложениями в составе сложного. Подумайте, с помощью чего соединяются простые предложения в составе сложного.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Когда над озером сияет солнце, глаза слепит от бликов.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Внимание на экран.

Делаем запись о способах соединения простых предложений в составе сложного

подчинительные: сочинительные:

что, кто, где, куда, и, а, но, да и др.

когда, который, чтобы и др.

Дополняем правило:

Сложное предложение – это предложение, в котором 2 или более грамматических основ, которые соединяются с помощью союзов или интонации и разделяются с помощью запятой.

Дополняем самоинструкцию «Простые и сложные предложения».

  1. Если 2 или более основ, то делаю вывод, что предложение сложное.

  2. Если предложение сложное, обозначаю границу(ы) между простыми предложениями и на месте этих границ ставлю знак.

Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Решите задачу:

Прочитайте предложения. С помощью самоинструкции определите, какое перед вами предложение, простое или сложное. При необходимости расставьте знаки препинания.

I вариант

II вариант

1. Ожил каждый кустик.

1. Вся окрестность озарилась светом.

2. Небо заволокло тучами и началась гроза.

2. День выдался жаркий и звери потянулись к реке.

Проверяем, выставляем отметки в лист самооценки.

4. КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Распределите их на 2 группы. Запишите их. В сложных предложениях расставьте знаки препинания. (Используйте самоинструкцию).

Наступила осень. Птицы улетают в теплые края.

Листья опадают с деревьев

и в воздухе протянулась паутина.

Лес обнажился часто идут нудные дожди.

Когда веют холодные ветры ветви деревьев качаются.

Простые предложения

Сложные предложения

Проверьте свою работу по образцу, поставьте отметку в лист самооценки в соответствии с критериями.

Рефлексия

— Наше путешествие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведем итоги урока. Проанализируйте, добились ли мы поставленных в начале урока целей?

Заполните лист самооценки и сдайте его учителю.

5.ОРГАНИЗАЦИОННО-СВЯЗУЮЩИЙ ЭТАП

Предложение домашнего задания. На выбор:

1.Из учебника по литературе выпишите 3простых предложений и 3 сложных предложений.

2. упр 125.

3. еще больше о сложном предложении можно узнать по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki сложное предложение

Представлен конспект урока русского языка по теме «Простые и сложные предложения».

Категория обучающихся – 5 класс.

Используется учебник Т. А. Ладыженской, Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. «Русский язык 5 класс» Москва, «Просвещение», 2012 год, примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

В программе на тему «Простые и сложные предложения» отводится 3 часа. Представленный урок — первый в изучении данной темы.

Тип урока – урок изучения нового материала. В основу урока положен принцип повторяемости и новизны.

Использую в процессе урока элементы технологии проблемного диалога.

Планируемые результаты:

  • Научить различать простые и сложные предложения, расставлять в них знаки препинания;

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, составлять самоинструкцию;

  • формировать ценностное отношение к слову и его значению.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *