Урок изложение 6 класс – Конспект урока р.р.1 подготовка и написание изложения в 6 классе
Конспект урока развития речи.Изложение в 6 классе
Конспект урока развития речи № 10 — 11
К уроку допускаю:
учитель русского языка Репало Наталья Александровна
методист по русскому языку Суркова Анастасия Павловна
Ф.И.О. студента: Лисневская Ольга Александровна
Школа 111 лицей Класс 6В
Дата проведения урока: 09.03.2016
Тема урока: урок развития речи
Цель: Отработать навыки написания изложения.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать умение учащихся сжимать текст и составлять план.
Актуализировать знания о приемах сжатия текста
Развивать память учащихся.
Совершенствовать связную речь учащихся.;
Сформировать умение анализировать структуру и языковые особенности текста;
Актуализировать знания о числительном.
Воспитательные:
Формировать потребность и желание говорить и писать правильно;
Воспитывать интерес к русскому языку;
Формировать интерес к чтению художественных текстов.
Развивающие:
Развивать устную и письменную речь учащихся;
Развивать мышление, речь учащихся;
Обогащать активный словарный запас учеников.
Перечень оборудования: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.
Список литературы: учебник по литературе для 6 класса, Г.С.Меркин
План урока:
1.Организационный момент.2. Комплексный анализ текста.
3. Написание изложения на черновике.
4. Написание изложения в чистовом варианте.
5. Выполнение грамматического задания.
6. Итог урока.
1 минута24 минуты
20 минут
23 минуты
20 минут
2 минуты
Методическое обоснование.
Данный урок по типу является уроком развития речи. На этапе комплексного анализа ребята определяют тему идею и стиль текста при помощи эвристической беседы, это позволяет им понять его и запомнить опорные моменты. На этом же этапе учитель вместе с учащимися делит текст на микротемы, при помощи эвристической беседы, и проводит лексическую работу и комментирует знаки препинания, используя ведущее слово. Во время объяснения грамматического задания учитель использует инструктирующее слово. После этого при помощи обобщающего слова подводится итог урок.
Ход урока:
ПримечанияОрганизационный этап
Метод, прием: слово учителя, приветственное слово, ведущее слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы должны будем написать сжатое изложение с грамматическим заданием. Откройте свои тетради, запишите дату и ниже напишите «изложение».
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).
Письмо.
Образец записи.
Девятое марта.
Изложение.
Комплексный анализ текста
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.
Для изложения я взяла отрывок из очерка журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс. Текст называется необычно «Памятник подлецу». Давайте порассуждаем, о чем может идти речь в этом тексте? Кому этот памятник и за что? И как он может выглядеть?
Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово.
Ребята, сейчас я прочитаю вам текст, слушайте его внимательно. Ваша задача, попытаться определить тему и идею текста. И подумать, на сколько частей можно разделить это текст.
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.
Ребята, давайте теперь обсудим текст.
Так почему же он называется «Памятник подлецу»?
Какова тема этого текста? (О чем?)
А какая идея? (Ради чего написано)
Как вы думаете, почему жильцы дома так старались, сажая елку?
Почему жители заметили, что ель прижилась?
Как вы понимаете сочетание слов «запах детства», «запах чистоты»?
Каким вы представляете человека, который изуродовал елку?
Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя.
Итак, ребята, мы с вами определили тему и идею текста. Этот текст о том, как жильцы посадили во дворе ель, вырастили ее, а потом под новый год ее срубили, и жильцы дома, переживая это событие решили поставить во дворе «памятник» подлецу – тому человеку, который погубил так любимое всеми дерево. Автор в этом тексте затрагивает проблему бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя, беседа, эвристическая беседа.
Ребята, давайте сейчас определим стиль текста?
К какому из трех типов текста вы его отнесете?
Где в этом тексте присутствует повествование? А где описание?
Почему автор сравнивает ель с человеком, которому отрубили голову?
Как мы назовем такой прием?
Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя.
Итак, ребята, мы с вами определили, что это текст относится к книжному стилю с элементами публицистики, А тип речи – повествование с элементами описания. Также мы определили, что автор в своем текст использует олицетворение, когда говорит о срубленной ёлке.
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя, беседа, эвристическая беседа.
Ребята, давайте теперь подумаем, на сколько частей можно разделить текст?
Как можно озаглавить каждую из частей?
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово учителя.
Итак, мы с вами определили, что это текст можно разделить на пять частей. 1 часть – описание самой ели и повествование о том, как жильцы ее посадили. 2 часть – повествование о том, как ель стала гордостью дома. 3 часть – описание изуродованной ели. 4 часть – Создание таблички с надписью. И, наконец, 5 часть – напоминание о содеянном, как молчаливый укор совести.
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя.
Ребята, все ли слова в тексте были вам понятны?
Давайте найдем в словаре определение слова «дерн».
Какие еще слова были непонятны?
В данном тексте очень много предложений с однородными членами, а также здесь есть предложения с обособленными членам предложения, выраженными причастным и деепричастным оборотами. И здесь встречаются несколько предложений со сравнительными оборотами. Мы с вами пишем сжатое изложение. Давайте вспомним приемы сокращения текста.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Устные ответы учеников.
Слушание (детальное, рефлексивное, критическое, информативное).
Слушание (детальное, рефлексивное, критическое, информативное). Устные ответы учеников.
Текст так называется, потому что в нем идет речь о срубленной ели, которая впоследствии стала памятником подлецу – тому человеку, который ее срубил.
Тема текста – ель, которая являлась гордостью всего дома.
Идея текста – бережное отношение к природе, ко всему живому.
Жильцы дома так старались для того, чтобы ель выросла красивой и стала украшением их двора.
Жители заметили, что ель прижилась, потому что на ее ветвях появились свежие пушистые побеги.
«Запах детства» — запах, который напоминает о каком-то событии, произошедшем в детстве.
Может быть человек, который срубил елку, каждый раз проходя мима «памятника» себе жалеет о том, что он срубил такую красивую ель. А быть может он человек бесчувственный и беспринципный, и поэтому он ничего не чувствует проходя мимо «памятника».
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Устные ответы учеников.
Стиль текста – художественный с элементами публицистического.
Тип текста – повествование с элементами описания.
Автор сравнивает ель с человеком для того, чтобы показать, что природа требует к себе бережного отношения, такого же, как ко всем людям.
Автор использует в данном тексте такие приемы как олицетворение и сравнение.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Устные ответы учеников.
Данный текст можно разделить на 5 частей:
1. Дерево из сказки.
2. Гордость дома.
3. Изуродованное дерево.
4. Табличка с надписью.
5. Молчаливый укор совести.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Работа со словарем.
Дерн – верхний слой почвы.
Содрогание – дрожь от сильного чувства (дрожь от сердца, души)
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
Написание изложения на черновике
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово учителя.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо.
Написание изложения в чистовом варианте
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово учителя.
Ребята, послушаем текст изложения еще раз. Ваша задача, проверить то, что вы уже написали, исправить ошибки, если они у вас есть и приступить к переписыванию изложения на чистовик. Итак, слушаем текст.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо.
Выполнение грамматического задания
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово учителя.
Ребята, после того, как вы напишете изложение, вам нужно будет выполнить грамматическое задание. Оно состоит из 2 заданий. 1 – задание: вам нужно будет в своем тексте изложения найти все предложения с числительными и сделать их синтаксический разбор. 2 задание – морфологический разбор числительных: первого, тридцать первого, одном.
План морфологического разбора
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых) и морфологические признаки: Постоянные (П.п.): — разряды по составу, значению, у количественных.
Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме
— падежа,
— числа (если есть),
— рода (если есть).
3. Синтаксическая роль числительного.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо.
Языковой материал:
Посаженной
Въехавшие
Изуродованное
Выйдя
Распластав
Итог урока
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово учителя.
Итак, ребята, сегодня мы с вами написали изложение с грамматическим заданием. Не забудьте сдать свои тетради.
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).
Текст изложения
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, тридцать первого декабря, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам.
На следующий день, первого числа, жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тэсс) 200 сл.
infourok.ru
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (6 класс) (закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане выполнения стандарта общего образования)
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (6 класс)
(закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане выполнения стандарта общего образования)
Тип урока:
Урок развития речи
Тема урока:
Обучающее изложение.
1. по способу восприятия – изложение, в котором текст воспринимается на слух и зрительно
2. по характеру воспроизведения – подробное изложение (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности)
Цели урока:
1. образовательная:
— формирование умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора теста
— закрепление умений и навыков написания изложения, грамотного письма
— практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий (речь, ее задачи, функции)
— обобщение и закрепление сведений теоретического характера (текст как продукт речи, его признаки; тема, заголовок, план; типы текстов и стили речи)
2. воспитательная:
— воспитание интереса к родному языку, литературе
3. развивающая:
— развитие познавательной активности, мышления, внимания
— способствование развитию связной речи и логического мышления
Формирование ключевых компетенций обучающихся:
1. ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир
2. общекультурные компетенции – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы в жизни человека, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций
3. учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (креативные навыки)
4. информационные компетенции – владение современными средствами информации и информационными технологиями
5. коммуникативные компетенции – знание языка как способ взаимодействия с окружающими, владение различными социальными ролями
6. компетенция личностного самосовершенствования – духовное и интеллектуальное саморазвитие, психологическая грамотность, культура мышления и поведения
Формирование предметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы:
1. языковая компетенция – знание языка: способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использование его синонимических структур в соответствии с нормами литературного языка, в конечном счете – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности (введение новых пластов лексики, пополнение фразеологического запаса, синонимические конструкции, обогащение грамматического строя речи учащихся)
2. лингвистическая компетенция – более глубокое осмысление устной и письменной речи (ее законов, правил, структуры), познавательная культура личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся
3. коммуникативная (речевая) компетенция – знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма), умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, умение и навыки речевого общения, анализа текста
4. культуроведческая компетенция – формирование русской языковой картины мира, средство приобщения к национальной культуре
5. социокультурная компетенция – становление представлений об окружающем мире; специфический этнический, национальный образ мысли, образование русской языковой картины мира
Методы и приемы работы на уроке:
Беседа, анализ языкового материала, компьютерное тестирование, самостоятельная работа учащихся
Формирование следующих умений:
1. умение осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие)
2. умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста
3. умение определять типы текста (описание, повествование, рассуждение)
4. умение составлять простой план повествовательного текста (виды плана)
5. умение пересказывать содержание повествовательного текста подробно и сжато
6. умение избегать повторения одних и тех же слов, использовать лексические синонимы исходного текста
Оборудование:
Компьютерная программа (обучающая с элементами обучения)
План урока:
1. Организация урока – 3 мин.
2. Чтение текста изложения (комментарий) – 5 мин.
3. Компьютерные задания (воспроизведение теоретических знаний) – 15 мин.
4. Обобщение и систематизация материала в процессе тестирования (работа над изложением)– 15 мин.
5. Задание на дом – 2 мин.
6. Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
1 этап
Вступительное слово учителя о творчестве Л.Н. Толстого
2 этап
Чтение учителем текста (текст на интерактивной доске через мультимедийную установку). У каждого ученика перед собой есть напечатанный экземпляр. Учитель сам читает текст, чтобы дети прониклись настроением текста, представили картину разворачивающихся событий, приведших к трагическому исходу.
3 этап
Компьютерные задания (в форме тестирования) с попутным повторением пройденного (теоретического) материала по развитию речи. Компьютер в конце работы выдает информацию о правильности ответов и выставляет оценку.
4 этап
Написание изложения (в черновом варианте) с использованием рабочих материалов.
Конспект урока
Текст изложения
Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.
Компьютерные задания (тесты):
1. Можно ли этот рассказ назвать текстом (связаны ли предложения по смыслу и грамматически)?
1. да
2. нет
2. К какому стилю речи относится этот текст?
1. научный стиль (краткая точная информация; термины)
2. художественный стиль (стиль художественных произведений; слова с переносным значением)
3. разговорный стиль (бытовая речь; просторечные слова)
4. художественный стиль с элементами разговорной речи
3. К какому типу речи относится этот текст?
1. описание (признаки, качества, свойства предмета)
2. повествование (последовательные действия)
3. рассуждение (причины событий, их связи)
4. Какой заголовок наиболее полно отражает тему текста? Запишите название в рабочие материалы:
1. «Лев и собачка»
2. «Лев»
3. «Собачка»
5. На сколько частей можно разделить текст?
1. три части
2. четыре части
3. пять частей
6. Можно ли для краткости пересказа исключить какую-нибудь из этих частей, чтобы это не повредило раскрытию темы и передаче основной мысли текста?
1. да
2. нет
7. Попробуйте составить соответствующий план к тексту, обращая внимание на то, чтобы заголовки плана отражали основную мысль и стиль текста. Запишите его. Сравните с предлагаемыми видами плана. Выберите понравившийся план и запишите его.
8. Вид плана:
1. словесный план (предложения взяты не из текста, а составлены нами)
2. цитатный план (использование цитат, т.е. отрывков из текста)
3. картинный план (использование предложений в виде картин)
4. мимический план (перемена в настроении действующих лиц)
На интерактивной доске (и на листочке перед каждым учащимся) орфограммы (попутное повторение), найдите орфограммы в тексте:
1. буквы и, у, а после шипящих
2. безударные проверяемые гласные в корне слова
3. проверяемые согласные в корне слова
4. раздельное написание предлогов
5. гласные и согласные в приставках
6. употребление ь на конце существительных после шипящих
7. не с глаголами
8. –тся и –ться в глаголах
9. безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
10. употребление ь для обозначения мягкости согласных
11. буквы ё-о после шипящих в корне слова
12. буквы е-и в корнях с чередованием
Напишите изложение.
infourok.ru
Урок развития речи. Изложение «Речкино имя». 6 класс
ТЕМА: Изложение «Речкино имя»
Цели:
учиться сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста;
строить развернутое описание состояния окружающей среды;
использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в тексте.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
Работа с текстом:
Определение темы текста.
Какова основная мысль текста?
Определение типа речи.
Почему сложно однозначно ответить на этот вопрос?
Текст имеет сложное типологическое строение.
Типологическое строение текста
Повествование Вступительная часть
Завязка
Рассуждение-размышление
Развернутое рассуждение-доказательство
Обоснование тезиса (описание) абзацы 5-8
Вывод, итог 9 абзац
Стиль текста
Докажите, что это текст художественного стиля.
1. Сказовый характер повествования (порядок слов, парные однородные сказуемые, вопросительные и восклицательные предложения)
2. Изобразительно-выразительные средства.
3.Сравнительные обороты. Слова в переносном значении.
Повествователь
От чьего лица ведется повествование?
Каков образ повествователя?
Почему он говорит от лица нескольких людей?
Составление плана
1.Топографы посмеялись над названием речки.
2.Мы забеспокоились.
3.А речка на самом деле бывает хрустальной.
4.Прозрачные ледяные столбики.
5.Нельзя речку «Болотным ручьем» назвать!
Поиск ключевых слов
Топографы вымеряли, расспрашивали, услыхали, усмехнулись.
Можно переплюнуть
Половодье, ледяные кораллы
Перезвон
Вспыхнет, заискрится
Беседа по тексту
Какие из глаголов использованы в переносном смысле?
Найдите эпитеты. Какие признаки они обозначают?
Для чего в тексте так много прилагательных «цвета»?
Почему в тексте так много эмоционально-окрашенных предложений? Какова их функция?
Орфографический и пунктуационный анализ текста
Слова каких изученных вами орфограмм встретились в тексте?
Найдите в тексте слова на незнакомые вам орфографические правила.
Объясните знаки препинания.
Написание изложения в «черновики».
Чтение и анализ двух-трех работ.
Чтение и пересказ текста.
Написание изложения в «чистовик».
Итог урока
Текст изложения
Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:
— Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла.
Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!
Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.
Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.
Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.
А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.
Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.
Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать?
( По Э. Шиму)
infourok.ru
Урок развития речи для 6 класса Подготовка к изложению с элементами описания
Класс: 6
Учитель: Чванова И.Н.
Тип урока: урок развития речи
Тема урока: Подготовка к подробному изложению с элементами описания.
Цели:
Повторить и обобщить сведения о прилагательном как части речи, о роли прилагательных в речи, о средствах художественной изобразительности, основанных на прилагательных; закрепить знания о тексте, его типах, строении, стилях речи; поработать над орфографией, синтаксисом и пунктуацией текста.
Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Воспитывать у детей чувство языка, умение видеть красоту окружающего нас мира.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Оргмомент
1. Проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Слово учителя (постановка целей урока перед учащимися). На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к подробному изложению текста с элементами описания. Мы повторим все, что знаем о тексте, его строении, теме, идее о роли имен прилагательных в тексте-описании, поработаем над орфографией и пунктуацией предложения, вспомним синтаксис простого и сложного предложения
Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, сообщает об отсутствующих.
Слушают.
2. Работа с тестом
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста упражнения № 279.
Выразительно прочитайте текст упражнения.
2. Беседа:
— Можно ли то, что вы сейчас прочитали, назвать текстом?
— Докажите свое утверждение.
-Что значит, связаны по смыслу?
— Что значит, связаны грамматически?
— Вы сказали, что это текст, т.к. предложения связаны общей темой. А что такое тема текста? И какова тема данного текста?
— О какой или каких птицах идёт речь в тексте?
Почему кажется, что речь идет о совершенно разных птицах?
— Так на сколько же частей мы можем поделить текст?
Каким будет наш план? Почему?
— Озаглавим мы наш текст по окончании работы. Оставьте строчку для заглавия. Сейчас мы будем работать над составлением плана текста и параллельно составим табличку, в которую запишем, какими увидел Миша птиц в разное время суток.
— Какими Миша увидел птиц утром? Зачитайте. Заполните соответствующие строки в таблице.
— Озаглавьте 1 пункт плана. Запишите.
— Как, при помощи чего автор описывает птиц?
— Какими членами предложения являются прилагательные?
-Как называется средство художественной выразительности, основанное на употреблении определений?
-Какие эпитеты использует автор для описания птиц?
-Какие ещё изобразительно-выразительные средства использует автор? Назовите их. Запишите в таблицу.
Готовятся к выразительному чтению текста упр. № 279.
Выразительно читают текст.
Можно.
Это текст, т.к. все предложения связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Эти предложения на одну тему.
Предложения связаны при помощи повторов одних и тех же слов, замены слов местоимениями, например: в 1 абзаце в 1 предложении говорится о журавлях, во 2 предложении слово журавли повторяется, в 3 – заменяется местоимением их, в 4 – словом птица, в 5 и 7 – слово птица повторяется; в 5 предложении говорится о Мише, в 6 — это слово заменено местоимением он.
Отвечают.
О чайках.
Потому, что мальчик увидел их в разное время суток: утром, в предвечерних сумерках и на закате.
На три.
Сложным, потому что в 3 части есть описание озера в предзакатный час.
делают записи, чертят таблицу.
Признаки
Утро
Вечер
На закате
Изобразительные средства
Оперение
розовое
голубое
золотистое, огненно-золотое
Эпитеты: длинные тонкие (крылья).
Сравнения:
Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.
Эпитеты:
необыкновенная, совершенно голубая.
Сравнения:
как вечернее предзакатное небо.
Эпитеты:
золотые, огненно-золотые, белые.
Сравнения:
как в сказке
Клюв
черный
Голова
с черным пятнышком
Крылья
Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.
Читают 1 абзац.
Заполняют таблицу.
При помощи прилагательных.
Определениями.
Эпитет.
Перечисляют, заносят в таблицу.
Сравнения.
Называют, заносят в таблицу.
Работа над 2 и 3 частями текста ведется по той же схеме.
В результате работы в тетрадях учащихся появляются таблица (смотри выше) и план текста:
1. Удивительная птица.
2. Необыкновенная птица
3. Огненно-золотые птицы
а) Нетленный огонь
б) Всё сказочное
В 3 части дети должны сделать лексический разбор слова нетленный.
— Озаглавьте текст.
— Ребята, если бы мы убрали из текста все прилагательные, изменилось бы что-то?
— Определите разряды имен прилагательных из плана к тексту.
— К какому типу речи вы отнесёте этот текст? Объясните почему?
— Какого стиля этот текст? Докажите своё мнение, используя таблицу на с. 178.
— Проанализируем синтаксис и пунктуацию текста.
— Поскольку в тексте есть повествование, назовите опорные слова, по которым вы будете восстанавливать текст.
— Описывая птиц, мальчик говорит о…?
— Этот признак один или их несколько?
— Что он делает с этими признаками?
— Как это перечисление мы можем передать на письме?
— Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните пунктуацию при них.
— Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах, объясните пунктуацию, составьте схему.
— Сделайте пунктуационный разбор предложения, помеченного цифрой 4. Нарисуйте его схему.
Приводят варианты заглавия текста. Обсуждают, записывают.
(Например: Сказочная птица).
Отвечают.
Определяют разряды имен прилагательных.
Определяют тип речи: это текст-повествование, т.к. к тексту можно задать вопрос что происходит? и описание, т.к. можно поставить также и вопрос какое?
Определяют стиль текста, объясняют. ( Это текст художественного стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, призван показать красоту, необычность птиц — чаек – в разное время суток; тексту присуща образность; используются эпитеты и сравнения.)
Журавли – не видел – излучина – озеро – солнце – костер – стая – сказка – восходы, закаты, ночи.
о признаках.
несколько.
перечисляет.
при помощи однородных членов.
приводят пример, объясняют постановку знаков препинания.
называют (последнее предложение), объясняют, рисуют схему.
Делают пунктуационный разбор предложения (предложение с прямой речью), рисуют схему.
3.Словарная работа.
– Есть ли в тексте слова, значение которых вам не понятно? Найдите значение этих слов в толковом словаре.
Называют слова (излучина, нетленный), зачитывают толкование этих слов. (Задание заранее выполнено учащимся)
Орфографический диктант:
не видел, летело, длинные, песчаный, вечернее, солнце, казалось, коснется.
Записывают, находят орфограммы, объясняют правописание.
3. Итоги урока
Скажите, пожалуйста, помогла ли вам проведенная работа в подготовке к изложению? Готовы ли вы писать изложение по этому тексту?
Отвечают.
4. Оценки.
Оценивает и комментирует оценку работы каждого учащегося во время урока.
Класс: 6
Учитель: Чванова Инна Николаевна.
Тип урока: Урок развития речи
Оборудование: мульти-медиа установка, экран, толковый и орфографический словари.
Тема урока: Подготовка к подробному изложению с элементами описания.
Цели:
Повторить и обобщить сведения о прилагательном как части речи, о роли прилагательных в речи, о средствах художественной изобразительности, основанных на прилагательных; закрепить знания о тексте, его типах, строении, стилях речи; поработать над орфографией, синтаксисом и пунктуацией текста.
Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Воспитывать у детей чувство языка, умение видеть красоту окружающего нас мира.
Ход урока:
Оргмомент.
А) Учитель проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.
Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, сообщает об отсутствующих.
Б) Слово учителя (постановка целей урока перед учащимися). На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к подробному изложению текста с элементами описания. Мы повторим все, что знаем о тексте, его строении, теме, идее о роли имен прилагательных в тексте-описании, поработаем над орфографией и пунктуацией предложения, вспомним синтаксис простого и сложного предложения.
2. Работа с тестом.
А) — Подготовьтесь к выразительному чтению текста упражнения № 279.
— Выразительно прочитайте текст упражнения.
Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко-далеко на болотах, за береговой излучиной, кричат журавли. Журавлей Миша никогда не видел. Не увидел он их и сегодня. Зато на песчаную косу вдруг спустилась с неба удивительная птица: вся розовая, только клюв чёрный да чёрное пятнышко на голове. Миша видел, когда птица летела, и её длинные тонкие крылья показались ему похожими на гребни волн. Он всегда рисовал море с такими волнами. Села розовая птица на песчаный откос и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, будто кружевной подол платья подобрала.
Вечером того же дня Миша увидел ещё одну необыкновенную птицу – совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.
Вернулся Миша на берег озера, когда солнце уже садилось, и его нетленный огонь разгорался всё больше и больше. Это уже был целый костёр. Казалось, коснётся солнце своим краем озёрной глади, и закипит, забрызжет, запенится под ним вода.
В этом закатном огне увидел Миша в небе целую стаю птиц, похожих на чаек, и все они были золотые, огненно-золотые. «Как в сказке! – сказал про себя Миша. – Но это же чайки. Это всё одни и те же чайки. Они белые, но в этом озере всё, как в сказке, всё сказочное – и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы, и люди – как в сказке».
(Учащиеся готовятся к выразительному чтению текста упр. № 279. Выразительно читают текст.)
Б) Беседа:
— Можно ли то, что вы сейчас прочитали, назвать текстом? (Можно)
— Докажите свое утверждение. (Это текст, т.к. все предложения связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)
-Что значит, связаны по смыслу? (Эти предложения на одну тему.)
— Что значит, связаны грамматически? (Предложения связаны при помощи повторов одних и тех же слов, замены слов местоимениями, например: в 1 абзаце в 1 предложении говорится о журавлях, во 2 предложении слово журавли повторяется, в 3 – заменяется местоимением их, в 4 – словом птица, в 5 и 7 – слово птица повторяется; в 5 предложении говорится о Мише, в 6 — это слово заменено местоимением он.)
— Вы сказали, что это текст, т.к. предложения связаны общей темой. А что такое тема текста? И какова тема данного текста?
— О какой или каких птицах идёт речь в тексте? ( О чайках)
— Почему кажется, что речь идет о совершенно разных птицах? (Потому, что мальчик увидел их в разное время суток: утром, в предвечерних сумерках и на закате.)
— Так на сколько же частей мы можем поделить текст? ( На три)
Каким будет наш план? Почему? (Сложным, потому что в 3 части есть описание озера в предзакатный час.)
— Озаглавим мы наш текст по окончании работы. Оставьте строчку для заглавия. Сейчас мы будем работать над составлением плана текста и параллельно составим табличку, в которую запишем, какими увидел Миша птиц в разное время суток. ( Учащиеся делают записи, чертят таблицу. Таблицу можно заранее начертить на доске или при помощи мультимедийной установки вывести на экран)
— Какими Миша увидел птиц утром? Зачитайте. Заполните соответствующие строки в таблице.
— Озаглавьте 1 пункт плана. Запишите. (Читают 1 абзац. Заполняют таблицу. Записывают заглавие 1 пункта плана.)
— Как, при помощи чего автор описывает птиц? (При помощи прилагательных.)
— Какими членами предложения являются прилагательные? ( Определениями)
-Как называется средство художественной выразительности, основанное на употреблении определений? (Эпитет)
-Какие эпитеты использует автор для описания птиц? (Перечисляют, заносят в таблицу.)
-Какие ещё изобразительно-выразительные средства использует автор? ( Сравнения)
— Назовите их. Запишите в таблицу. (Называют, заносят в таблицу.)
Работа над 2 и 3 частями текста ведется по той же схеме. В 3 части дети должны сделать лексический разбор слова нетленный.
В результате работы в тетрадях учащихся появляются таблица (смотри ниже) и план текста:
1. Удивительная птица.
2. Необыкновенная птица
3. Огненно-золотые птицы
а) Нетленный огонь
б) Всё сказочное
Признаки
Утро
Вечер
На закате
Изобразительные средства
Оперение
розовое
голубое
золотистое, огненно-золотое
Эпитеты: длинные тонкие (крылья).
Сравнения:
Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.
Эпитеты:
необыкновенная, совершенно голубая.
Сравнения:
как вечернее предзакатное небо.
Эпитеты:
золотые, огненно-золотые, белые.
Сравнения:
как в сказке
Клюв
черный
Голова
с черным пятнышком
Крылья
Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.
— Озаглавьте текст. (Приводят варианты заглавия текста. Обсуждают, записывают.
(Например: «Сказочная птица»).
— Ребята, если бы мы убрали из текста все прилагательные, изменилось бы что-то?
— Определите разряды имен прилагательных из плана к тексту.
— К какому типу речи вы отнесёте этот текст? Объясните почему? (Определяют тип речи: это текст-повествование, т.к. к тексту можно задать вопрос что происходит? и описание, т.к. можно поставить также и вопрос какое?)
— Какого стиля этот текст? Докажите своё мнение. (Определяют стиль текста, объясняют. Это текст художественного стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, призван показать красоту, необычность птиц — чаек – в разное время суток; тексту присуща образность; используются эпитеты и сравнения.)
— Проанализируем синтаксис и пунктуацию текста. Поскольку в тексте есть повествование, назовите опорные слова, по которым вы будете восстанавливать текст. (Журавли – не видел – излучина – озеро – солнце – костер – стая – сказка – восходы, закаты, ночи.)
— Описывая птиц, мальчик говорит о…? (О признаках.)
— Этот признак один или их несколько? ( Несколько)
— Что он делает с этими признаками? (Перечисляет)
— Как это перечисление мы можем передать на письме? (При помощи однородных членов.)
— Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните пунктуацию при них. (Приводят пример, объясняют постановку знаков препинания.)
— Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах, объясните пунктуацию, составьте схему. (Называют (последнее предложение), объясняют, рисуют схему.)
— Сделайте пунктуационный разбор предложения, помеченного цифрой 4. Нарисуйте его схему. (Делают пунктуационный разбор предложения (предложение с прямой речью), рисуют схему.)
В) Словарная работа.
– Есть ли в тексте слова, значение которых вам не понятно? Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Называют слова (излучина, нетленный), зачитывают толкование этих слов. (Задание заранее выполнено учащимся).
Г) Орфографический диктант:
Не видел, летело, длинные, песчаный, вечернее, солнце, казалось, коснется. (Записывают, находят орфограммы, объясняют правописание.).
Д) Перескажите текст, опираясь на сделанные записи.
3. Итоги урока.
— Скажите, пожалуйста, помогла ли вам проведенная работа в подготовке к изложению? Готовы ли вы писать изложение по этому тексту?
4. Оценки.
Оценивает и комментирует оценку работы каждого учащегося во время урока.
Второй урок (или часть урока) отводится для написания подробного изложения.
5. Домашнее задание.
Опишите удивительную встречу, которая когда-либо произошла в вашей жизни, подробно опишите внешность (человека, животного, птицы), используйте средства художественной изобразительности.
Примечание: Обучение в классе ведется по учебно-методическому комплексу Бабайцевой В.В.
Используется учебник Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молодцова и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.
infourok.ru
Урок с презентацией по русскому языку изложение 6 класс
Изложение «Как спасали крысу» урок русского языка в 6 классе
Цели: 1) учить приемам сжатия текста с помощью репродуктивных и продуктивных вопросов;
2) общеучебные навыки: развить навык сопоставления, обобщения; умение делать вывод,
предметные навыки: умение определять авторскую позицию.
3) воспитывать сочувственное, сопереживательное отношение к животным.
Ход урока: оргмомент О чем вы хотели бы меня спросить? (Чему будем учиться? Для чего?)
Ученик: Чтобы подготовиться к ГИА, чтобы уметь вообще излагать информацию кратко и точно.
Учитель: Что вам известно о крысах?
Ученик: Умные животные, переносчики различных заболеваний, грызут продукты питания, ученые используют их для опытов.
Учитель: То есть мнения самые противоречивые. Не приходило ли вам в голову, почему большинство людей относится к крысам отрицательно?
Ученик: Может быть, из-за ее внешнего вида…
Учитель: Итак, героиней нашего сегодняшнего урока будет крыса. Она поможет нам учиться писать сжатое изложение текста. Прежде чем мы приступим к нему, проведем разминку «Анализ текста» и понаблюдаем, какую оценку крысам дают люди. Вам нужно прочитать 3 текста и проанализировать их в сопоставительной таблице. Внимательно рассмотрите ее. Какие знания вы должны привлечь для ее заполнения?
Ученик: Нужно знать стили и типы речи.
Ученик: Мы должны сказать, о чем говорится в текстах и выявить главную мысль.
Учитель: Вспомните, какие есть стили и типы речи (на экране подсказка)
Ученик: (называют)
Учитель: Прочитайте тексты про себя и заполните таблицу. Работаем парами.
(Дидактический материал)
1.
Прочитайте текст, правильно произнося числительные.
Кры́сы (лат. Rattus) — род грызунов семейства мышей. Длина тела 8—30 см, длина хвоста равна длине тела или больше ее, масса от 37—39 граммов до 400—420 граммов (некоторые экземпляры серой крысы могут достигать 500 граммов). В окраске тела преобладают тёмно-серые или серо-бурые тона, однако встречаются жёлтые, красные и оранжевые оттенки. Пальцы на лапах подвижные — это компенсирует недостаточное развитие мозолей, необходимых для лазания. (Википедия)
2.
Прочитайте текст. Попытайтесь определить, из какого произведения взят фрагмент. Назовите автора.
…из-под лестницы, из-под пола, показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах. Не спеша оно пошло к корзине со стружками, влезло туда, нюхая и шаря, — сердито зашуршало стружками. Должно быть, оно искало яйцо, которое разбил Буратино.
Потом оно вылезло из корзины и подошло к Буратино. Понюхало его, крутя черным носом с четырьмя длинными волосками с каждой стороны. От Буратино съестным не пахло, — оно пошло мимо, таща за собой длинный тонкий хвост.
Ну как его было не схватить за хвост! Буратино сейчас же и схватил. Это оказалась старая злая крыса Шушара. С испугу она, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло.
А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
3.
Прочитайте текст. Подумайте, какими стилевыми особенностями он отличается от предыдущих двух.
Декоративные крысы могут быть по-настоящему ручными животными. Они умны, более чистоплотны, чем другие декоративные грызуны, у них неплохая память, они узнают людей. Крысы – животные социальные, они любят общество и общение, прекрасно ладят с человеком и со своими собратьями. Зверьку нужна ласка, он любит, когда его чешут и гладят. Ему нужны постоянные занятия, чтобы он не заскучал – лесенки и канаты в клетке, еда, завернутая в бумагу, корм, подвешенный к потолку клетки, прогулки по комнате. Прирученное животное постарше с удовольствием с полузакрытыми глазами устроится у вас на коленях или возле ваших рук, позволит погладить спинку и между ушей. Декоративные крысы способны снимать стресс ничуть не хуже кошек. Кроме того, многие из крыс откликаются на голос человека и способны отличить свое имя. При наличии усердных и систематических тренировок некоторые крысы способны выполнять ряд простейших команд.
Учитель: Проанализируйте каждый текст по таблице (по вертикали).
Вывод: У человека существуют самые разные мнения о крысах. Он дает неоднозначную оценку этому животному.
Учитель: Итак, давайте обратимся к тексту, который вам предстоит изложить сжато, и посмотрим, как можно относиться к крысам. Читаю текст. «Как спасали крысу» — подумайте, что может отражать такой заголовок – тему или идею (основную мысль)?
Ученик: Такой заголовок может отражать тему.
Учитель: Верно.
Как спасали крысу
Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:
— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что- то в роде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – взбежали на подъём.
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.
— Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный. (по Б. Васильеву)
Учитель: От чьего лица ведется повествование?
Ученик: От 1 лица – от лица автора. Еще здесь есть его знакомая.
Учитель: Кто автор и какими синонимами можно заменить названных вами героев текста?
Ученик: Автор – Васильев, можно говорить «он», «писатель». Его знакомая – спутница, подруга, она.
Учитель: Верно. Изложение вы будете писать от 3 лица, поэтому используйте эти синонимы.
Учитель: Сколько микротем можно выделить в этом тексте? Прочитайте каждую.
Ученик: 4 микротемы (зачитывает).
Учитель: Какие вопросы называются репродуктивными и продуктивными?
Ученик: Репродуктивные – такие, на которые есть ответ в тексте, они начинаются со слов: что? Где? Когда?А продуктивные – те, которые нужно объяснить, ответ у нас в голове. Они начинаются со слова почему?зачем? и могут иметь 2 части: если…., то. Какой вывод можно сделать?
Учитель: Подберите репродуктивные вопросы к каждой микротеме, запишите их в тетрадь.
Репродуктивные вопросы:
Где происходит действие? Что привлекло внимание Бориса Васильева и его спутницы?
Что хотел сделать автор и о чем просила его знакомая?
В чем заключался «незабываемый бег»?
Чем все закончилось?
Учитель: Давайте подумаем над продуктивными вопросами к этому тексту. Подсказка есть в вашей сопоставительной таблице.
Продуктивные вопросы:
Каково отношение автора к крысе? Какие слова об этом говорят? («омерзительная», «шарахнуть», «зверюге», «проклятую», «тварь»). Отношение автора – негативное, брезгливое, презрительное.
Какова точка зрения знакомой автора на происходящее? Она проявила сострадание к животному – «неразумное создание», «несчастное животное».
Если автор негативно относился к крысе, зачем нужно было ее спасать? Он прислушался к словам своей знакомой, ему нравится ее активность, деятельная доброта. Ее жизненная позиция достойна уважения вне зависимости от того, в какой ситуации она проявляется.
Что имела в виду попутчица под словами «ты человек неравнодушный»? Возможно, так она выразила ему благодарность за то, что он принял участие в спасении крысы, она имела в виду способность автора сочувствовать живому существу, но она поняла, что он хотел скрыть это, он был ироничен, эта ситуация вызвала у него улыбку.
Какое отношение у вас вызвала данная ситуация? Наверное, это было действительно смешно – бег вчетвером, но, несомненно, крысу нужно было спасать, так как в этой ситуации она была беззащитна. Задача человека – защищать слабых.
Учитель: Перечитайте вопросы, которые вы записали. Составьте текст изложения.
Примеры изложений:
Этот случай мог в любом городе,где есть общественный транспорт-трамвай.Два молодыхчеловека,когда они шли вдоль трамвайной линии,увидали,что крыса забежала на трамвайную линию.Ей грозила опасность,потому что в этот момент ехал трамвай.Спутница молодого человека очень испугалась спасти грызуна,И молодой человек попытался прогнать крысу с линии.Всё закончилось замечательно.Животное было спасено.А может,крыса и сама себя спасла.Приятно то,что люди остались неравнодушны к его судьбе
Елтышевой Анны 6 «А»
Б. Васильев и его знакомая шли по бульвару, затем свернули на улицу. И тут его спутница указала на крысу, которая шла по трамвайным путям. Автор хотел кинуть камень в зверюгу, но попутчица убедила спасти животное от трамвая.
Автор бросился сгонять крысу, так начался незабываемый бег. Впереди мчалось испуганное животное. За крысой бежал автор. За ним спешил трамвай, а по тротуару бежала его знакомая. Тут крыса свернула в одну сторону, а автор в другую. Потом его спутница сказала, что замечательно, что он неравнодушный человек.
Вывод. Им нужно было спасти крысу от трамвая, чтобы её не задавило. Поначалу автор негативно относился к крысе но, в конце концов, он спас её, потому что его спутница убедила его спасти крысу от смерти. После того как автор спас крысу, попутчица назвала его неравнодушным человеком, потому что он хотел кинуть камень в крысу, а вместо этого пожалел её и спас. Текст учит хорошо относиться ко всем зверям и помогать им.
Это необычное событие произошло на одной из улиц. Автор со своей спутницей на трамвайных путях увидели крысу, которая бежала по рельсам. Б.Васильев хотел убить ее камнем, но его знакомая попросила спасти зверька. Они вдвоем начали сгонять крысу с рельсов, но зверюга бежала по ним и не уходила в сторону.
За ней бежал автор, за ним – трамвай. В конце концов крыса убежала с рельсов. Хотя она и омерзительное животное, но крыса живая, и у нее тоже есть душа, хоть и маленькая. Главный герой был неравнодушным человеком, любил животных, поэтому, наверное, он и спас зверька. На его месте я поступила бы так же. Ведь крыса не виновата, что она такая.
Б.Васильев и его попутчица шли по бульвару. И тут его знакомая увидела крысу на рельсах.
Попутчица попросила автора спасти крысу. Сначала он хотел швырнуть камнем в крысу, но его спутница убеждала спасти бедное создание. Он начал сгонять крысу с рельсов.
И так начался незабываемый бег. Автор бежал за крысой, за ним мчался трамвай, и рядом бежала его спутница.
Всё закончилось тем, что крыса спрыгнула с рельсов, а его попутчица назвала его неравнодушным, потому что он не хотел спасать крысу, но всё же спас.
Как спасли крысу
Когда Борис Васильев шёл со своей знакомой по бульвару, она увидела вдруг крысу.
Автор хотел кинуть камень в эту зверюшку, но спутница остановила его и попросила убрать бедное животное с рельсов.
И автор побежал за крысой, а крыса от него, а за ним ехал трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала его попутчица.
Крыса ловко перепрыгнула с рельсов. Автор тоже быстро умудрился отпрыгнуть от трамвая в другую сторону.
Крысу можно было и не спасать, ей просто нужно было не мешать уйти от опасности.
Автор согласился с попутчицей потому, что она просила спасти неразумное создание.
Борис Васильев превозмог своё негативное отношение к крысам и постарался помочь маленькому зверьку в трудной ситуации.
Рассказ был смешной и поучительный. Не во всех ситуациях животным нужна помощь человека, но мы должны очень внимательно относиться к животным и, если что-то действительно грозит жизни, немедленно помочь.
infourok.ru
Урок по русскому языку по теме : Изложение (6 класс)
Дата:04.12.2017 год.
Класс: 6.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: Выборочное изложение.
Цели урока:
Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
Воспитание бережного отношения к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Краткое вводное слово учителя
Сегодня мы пишем выборочное изложение. Желаю вам плодотворной работы.
3. Слово учителя. Чтение текста учителем.
Стояли холода. С самого утра мело. Снег забросал дорожки, машины, стоявшие во дворе. Он укутал деревья, спрятал крыши. «На улице вьюга», — сказала мама. «Нет, это не вьюга, это настоящая метель», — отозвалась бабушка. «А по-моему, пурга, посмотрите в окно, это настоящая пурга», — не согласился с ними Алик. Тут подошёл папа. «Что там на улице»? — спросил его Алик. «Понимаешь, сынок, когда идёт снег, то можно сказать по-разному. Снег, вьюга, метель, пурга – все эти слова подходят. Всё это зимние слова, мы говорим их, когда на дворе зима. В декабре, январе, феврале, иногда в марте. Всё зависит от того, как сильно метет». «А если очень сильно? — спросил Алик. «Тогда пурга. Бывает, что вокруг ничего не видно. А если просто с неба падают снежинки, то это обычный снег. Ты что больше всего любишь, сынок?» — спросил папа. Алик подумал и ответил: «Лучше всего, когда просто снег».
4. Работа над текстом
Беседа по вопросам:
Ребята,давайте озаглавим текст.
Определите стиль и тип текста?
Какая погода была с самого утра?
Как назвала снегопад мама?
Что сказала бабушка?
Какое мнение выразил Алик?
Что объяснил папа?
Что ответил Алик на вопрос папы о том, что сын любит больше всего?
Словарная работа:
Ребята, есть ли в тексте слова непонятные вам по своему лексическому значению? (толкование непонятных слов)
5. Повторное чтение текста учителем.
6. Написание учащимися выборочного изложения.
infourok.ru
Урок по развитию речи 6 класс «Выборочное изложение»
Проект
урока по развитию речи в 6 классе
Учитель Шестакова О.Н.
Тема: «Выборочное изложение текста с элементами описания внешности литературного героя» (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)
Цель урока: формирование функциональной (коммуникативной, компьютерной и общей) грамотности посредством выборочного изложения об одном из героев.
Задачи урока:
стремиться к умению осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
формировать умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
расширять словарный запас, кругозор;
формирование коммуникативных и организаторских умений;
формирование будущей профессиональной направленности.
Технология: кейс-метод
Тип кейса: обучающий
Вид кейса: аналитический
Проблемное задание: в тексте изложения даны характеристики двух мальчиков, одному из них автор симпатизирует. А кто из них вам по душе? Что вы можете сказать об их внешности и характере? С кем из них могли бы подружиться или отправиться в поход? О ком вы будете писать?
Подготовительная работа:
учащимся было предложено выбрать роль помощников урока: «путешественник», «артист», «эколог», «дизайнер», «художник», «лингвист», роль логиста- координатора берет на себя учитель
Содержание кейса: текст упражнения 180 с описанием двух героев из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», информационная и обучающая презентация, фрагменты биографии и творчества И.С. Тургенева, незаконченный план по содержанию изложения, карточка «Орфографические, пунктуационные и стилевые сложности»
Кейс-стади + (краткое описание работы с кейсом):
Позитивный настрой.
Несколько слов об авторе и истории создания рассказа. Обозначение цели и задач урока.
Первое чтение текста изложения.
Работа с деталями текста (чтение во второй раз по частям + пересказ)
Словарная работа:
— предметы одежды ребят (устаревшие слова)
— портреты героев (внешний и психологический портрет)
5. Орфографические, пунктуационные и стилевые сложности
6. Первичная рефлекися: выбор учащихся.
7. Чтение текста в третий раз.
8. Работа над черновиком изложения.
9. Запись изложения в тетрадь.
10. Рефлексия урока.
Позитивный настрой.«Эколог»
Здравствуйте, посмотрите в окно. Хорошая погода, не правда ли? Я очень люблю природу и, возможно, в будущем стану экологом. У вас в руках снежинка –символ наступающей зимы. Передайте снежинку соседу справа и улыбнитесь ему. Передайте теперь снежинку соседу слева и пожмите ему руку. Всем хорошего настроения! Плодотворной работы! Спасибо!
«Логист-координатор»
Участвует в процессе.
Коммуникативная грамотность.
Несколько слов об авторе и истории создания рассказа. Обозначение цели и задач урока.
«Путешественник»
Я путешественник во времени. Недавно побывал в 19 веке и встретился с одним очень знаменитым писателем…Узнайте его.
(1.Представляет презентацию об
И.С. Тургеневе и истории создания рассказа «Бежин луг»
2.Формулирует проблемный вопрос, а учащиеся – цель и задачи урока)
Информационная грамотность
Оказывает помощь в формировании цели и задач урока.
Первое чтение текста изложения.
«Актеры»
Два ученика наизусть читают текст изложения (описание Феди и Павлуши)
Пакет вопросов:
Каков тип речи текста?
Каков стиль речи текста?
(за каждый верный ответ команды получают жетоны)
Словарная работа
«Дизайнер»
В будущем я собираюсь быть дизайнером, потому что очень люблю рисовать, особенно интересуюсь винтажным костюмом. В тексте изложения много устаревших слов, давайте посмотрим их значение.
Пакет вопросов:
Какие слова называются устаревшими?
Где можно посмотреть значения устаревших слов?
Костюм Феди
Каёмка, кайма – край, кромка; полоса по краю чего-либо, обвод, рама.
Армячок, армяк – крестьянский широкий простой халат, предмет верхней одежды.
Гребешок,гребень— продолговатая пластинка с рядом зубьев для расчесывания волос, для скрепления прически.
Голенище – часть сапога, охватывающая голень.
Костюм Павлуши
Щеголять, щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.
Замашный — ая, ое. обл. Сделанный из посконного холста.
Порты (прост.) — то же, что штаны.
В поиске значений слов мне помогли «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и «Словарь русского языка» С.И. Ожегова
Координирует работу со словарными статьями
Общая грамотность
Приложение №1
«Художник»
Я тоже очень люблю рисовать, особенно портреты. Особо меня интересуют черты лица, фигура, поза, характер героя. Может быть, в будущем я стану художником или психологом.
Давайте вглядимся в портрет наших героев.
Пакет вопросов:
Что значит белокурый цвет волос?
Сколько лет Феде?
Кто из героев понравился автору больше?
А кто понравился вам? Почему?
У вас на столах лежит план с незаконченным портретом героя. Выберите одного из них и запишите план в тетрадь, дополнив недостающими словами из текста.
Информационная и компьютерная грамотность
Помогает учащимся определиться и заполнить план недостающими характеристиками
Орфографические, пунктуационные и стилевые сложности
Приложение №2
«Лингвист»
Здравствуйте, я люблю русский язык. Мечтаю стать абсолютно грамотным человеком… В русском языке много трудностей, и в этом тексте тоже.
Внимание! На ваших столах лежат карточки с заданиями. Первая группа работает с орфографией текста, вторая- с пунктуацией, третья со стилевыми сложностями. Работайте коллективно, затем решите, кто из участников группы будет отвечать. Слушая, группы могут дополнять друг друга и зарабатывать жетоны.
Координирует работу в группах, помогает лингвисту.
Рефлексия на данном этапе (Приложение №3)
Учащиеся сообщают о своем выборе, изучают памятку о написании выборочного изложения.
Подводит итог первой части урока:
— Как вы будете писать изложение? Какие пункты памятки считаете наиболее важными? Какие трудными?
— обменивает жетоны на сладкие призы.
Чтение текста в третий раз.
Внимательно слушают, делают пометки в черновиках.
Выразительно читает текст.
8. Работа над черновиком изложения.
Работают самостоятельно
Координирует деятельность учащихся.
9. Запись изложения в тетрадь.
Работают самостоятельно
Координирует деятельность учащихся.
10. Итоговая рефлексия
На снежинках пишут:
— что понравилось на уроке;
— что нового узнали;
— с какими трудностями столкнулись;
— чего хотели бы пожелать друг другу и учителю?
Приложение№1
1. Старшему из всех ……………………….2……………….,………………черты лица.
3. с…………….,……………. ..волосами.
4. ………………………….глазами.
5.с постоянной………….,……….улыбкой.
6. выехал-то в поле ……….., а так,……..
7.На нём была ………..рубаха
8. небольшой новый ………..
9.на ………..поясе висел ………….
10.Сапоги его……………….
1. волосы были……….., ……………….
2.глаза………., скулы ………………….
3.лицо …………….., ……………………..
4.рот…………….., но…………………..
5. вся голова……, как говорится, …………
6. тело …………….., ……………………
7.Малый был ……………………
8. Одеждой своей он………..
9.вся она состояла……………….да из…….
10. А все-таки он………………………….
Приложение №2
Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт).
Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.
…………………………………………………………………………………………………
Синтаксическое задание. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.
На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
Одеждой своей он щеголять не мог.
………………………………………………………………………………………………………………
Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив их на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
Приложение №3
Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение»
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
3) Прослушайте текст во второй раз.
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).
Составьте подробный план
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).
4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста (выполните предложенные учителем задания, обменяйтесь опытом в группах).
5) Прослушайте текст в третий раз.
6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы (описание выбранного литературного героя).
7) Объём изложения – не менее 80 слов.
8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение»
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
3) Прослушайте текст во второй раз.
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).
Составьте подробный план
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).
4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста (выполните предложенные учителем задания, обменяйтесь опытом в группах).
5) Прослушайте текст в третий раз.
6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы (описание выбранного литературного героя).
7) Объём изложения – не менее 80 слов.
8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
………………………………………………………………………………………………
Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение»
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
3) Прослушайте текст во второй раз.
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).
Составьте подробный план
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).
4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста (выполните предложенные учителем задания, обменяйтесь опытом в группах).
5) Прослушайте текст в третий раз.
6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы (описание выбранного литературного героя).
7) Объём изложения – не менее 80 слов.
8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт).
Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.
…………………………………………………………………………………………………
Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)
Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.
…………………………………………………………………………………………….
Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)
Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.
…………………………………………………………………………………………………
Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)
Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.
……………………………………………………………………………………………….
Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)
Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.
Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)
Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.
Синтаксическое задание. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.
На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
Одеждой своей он щеголять не мог.
…………………………………………………………………………………………………………..
Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.
На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
Одеждой своей он щеголять не мог.
………………………………………………………………………………………………………….
Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.
На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
Одеждой своей он щеголять не мог.
……………………………………………………………………………………………………………..
Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.
На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
Одеждой своей он щеголять не мог.
…………………………………………………………………………………………………………..
Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.
На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
Одеждой своей он щеголять не мог.
…………………………………………………………………………………………………………….
Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.
На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
Одеждой своей он щеголять не мог.
Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив их на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
…………………………………………………………………………………………………………….
Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив его на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
……………………………………………………………………………………………………………
Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив его на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
Незаконченный портрет Феди | Незаконченный портрет Павлуши |
1. Старшему из всех ………………………. 2……………….,………………черты лица. 3. с…………….,……………. ..волосами. 4. ………………………….глазами. 5.с постоянной………….,……….улыбкой. 6. выехал-то в поле ……….., а так,…….. 7.На нём была ………..рубаха 8. небольшой новый ……….. 9.на ………..поясе висел …………. 10.Сапоги его………………. | 1. волосы были……….., ………………. 2.глаза………., скулы …………………. 3.лицо …………….., …………………….. 4.рот…………….., но………………….. 5. вся голова……, как говорится, ………… 6. тело …………….., …………………… 7.Малый был …………………… 8. Одеждой своей он……….. 9.вся она состояла……………….да из……. 10. А все-таки он…………………………. |
2……………….,………………черты лица.
3. с…………….,……………. ..волосами.
4. ………………………….глазами.
5.с постоянной………….,……….улыбкой.
6. выехал-то в поле ……….., а так,……..
7.На нём была ………..рубаха
8. небольшой новый ………..
9.на ………..поясе висел ………….
10.Сапоги его……………….
1. волосы были……….., ……………….
2.глаза………., скулы ………………….
3.лицо …………….., ……………………..
4.рот…………….., но…………………..
5. вся голова……, как говорится, …………
6. тело …………….., ……………………
7.Малый был ……………………
8. Одеждой своей он………..
9.вся она состояла……………….да из…….
10. А все-таки он………………………….
1. Старшему из всех ……………………….2……………….,………………черты лица.
3. с…………….,……………. ..волосами.
4. ………………………….глазами.
5.с постоянной………….,……….улыбкой.
6. выехал-то в поле ……….., а так,……..
7.На нём была ………..рубаха
8. небольшой новый ………..
9.на ………..поясе висел ………….
10.Сапоги его……………….
1. волосы были……….., ……………….
2.глаза………., скулы ………………….
3.лицо …………….., ……………………..
4.рот…………….., но…………………..
5. вся голова……, как говорится, …………
6. тело …………….., ……………………
7.Малый был ……………………
8. Одеждой своей он………..
9.вся она состояла……………….да из…….
10. А все-таки он………………………….
1. Старшему из всех ……………………….2……………….,………………черты лица.
3. с…………….,……………. ..волосами.
4. ………………………….глазами.
5.с постоянной………….,……….улыбкой.
6. выехал-то в поле ……….., а так,……..
7.На нём была ………..рубаха
8. небольшой новый ………..
9.на ………..поясе висел ………….
10.Сапоги его……………….
1. волосы были……….., ……………….
2.глаза………., скулы ………………….
3.лицо …………….., ……………………..
4.рот…………….., но…………………..
5. вся голова……, как говорится, …………
6. тело …………….., ……………………
7.Малый был ……………………
8. Одеждой своей он………..
9.вся она состояла……………….да из…….
10. А все-таки он………………………….
infourok.ru