cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 6 класс сжатое изложение – Сжатое изложение в 6 классе » На льдине»

Конспект урока по развитию речи «Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту М. Булатова и В. Порудоминского о В.И. Дале» (6 класс)

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

(По М. Булатову и В. Порудоминскому)

Цель урока:

  1. Повторить алгоритм написания сжатого изложения;

  2. Формировать у обучающихся умения сжимать текст;

  3. Продолжить работу по формированию навыков анализа текста художественного стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации;

  4. Подготовить обучающихся к написанию сжатого изложения.

I.Слово учителя

  • На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.

  • Как вы понимаете этот термин? (отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие — подробно).

  • Какие кратко, а какие подробно? (изложите только самое главное, не останавливаясь на подробностях).

II.Объяснение новой темы

Чтение учителем текста изложения на странице 27 упражнение 65.

1.Беседа по тексту.

2.Всупительное слово учителя о В. Дале.

По образованию он был врачом – хирургом: стоял у смертного одра своего друга и ровесника – Александра Сергеевича Пушкина; он был также известным писателем; имел большие склонности и способности к разного рода техническим работам, был, как говорится, «мастером на все руки».

Но нас сейчас особенно интересует его всемирно известный труд «Толковый словарь живого великорусского языка», изданный в середине XIX века. В четырех томах собрано свыше двухсот тысяч русских слов и 30 тысяч пословиц. В 17-летнем возрасте Даль впервые вывел в своей знаменитой записной книжке понравившееся ему народное слово, услышанное от ямщика – «замолаживает». И юноша принял решение, которое повернуло всю его жизнь: он стал вслушиваться в народную речь и собирать слова. Увлекшись этой работой, Даль сделал ее главной целью своей жизни. Собирал человек слова почти полвека и завершил свой труд, издав вот такой великолепный словарь.

  • Какова основная мысль текста? (Морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни Даля. В этот день он принял решение собирать слова.).

  • Как можно озаглавить текст? («Дело всей жизни», «Важное решение», «Первое слово знаменитого словаря», «Самый главный день в жизни Даля», «Решение, которое перевернуло жизнь Даля»).

  • Определите стиль текста? (художественный).

  • Какие художественные средства использует автор? (эпитеты: холодный глаз; сравнения: сани идут легко, словно под парусом; метафора: решение перевернуло жизнь; олицетворение: вырос знаменитый словарь).

  • Замените выражение заволакиваться тучками лексически нейтральным синонимом (затянуться).

3.Деление текста на микротемы (4 микротемы).

4.Работаем над составлением плана и выбираем ключевые слова

  • Прочитайте первый абзац. О ком идет речь? Важен ли этот абзац для раскрытия микротемы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? (В первом абзаце особенно важно описание седока, эта часть заинтересовывает читателя, которому хочется узнать, кто же этот человек, замерзающий от холода и в то же время не теряющий интереса к словам, к тому, как говорят в народе, именно эта часть рисует Даля как человека, который не отступит от принятого решения).

Простой план Цитатный план

1.Холодно! 1. «Мичманская форма греет плохо»

Ключевые слова

Едут двое. Ямщик в тулупе. Седок жмется от холода, форма греет плохо.

  • Перескажите I часть (По серому насту сани идут легко. Ямщик, одетый в теплый тулуп, всё поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Мичманская форма греет плохо.).

  • Прочитайте 2 абзац.

  • Нужно ли воспроизводить разговор между ямщиком и мичманом в форме диалога? (Желательно. Диалог оживляет повествование и характеризует Даля как человека любознательного.)

  • Составьте второй пункт плана и выпишите ключевые слова.

Простой план Цитатный план

2.Дорожный разговор ямщика и мичмана. 2. «Замолаживает…»

Ключевые слова

Замолаживает, пасмурнеет, к теплу.

  • Перескажите эту часть текста сжато (Ямщик все посматривал на небо. Вдруг утешительным басом сказал: «Замолаживает». Мичман посмотрел недоуменно, а ямщик пояснил смысл слова: «пасмурнеет» — к теплу.)

  • Прочитайте 3 абзац.

  • Что важно взять из этого абзаца?

  • Можно ли его сжать? (Да, можно. Даль делает первую запись и долго дует на закоченевшие пальцы – в этом настойчивость, упорство).

  • Надо ли воспроизвести буквами все, что записал Даль в записную книжку? (Необязательно, следовательно, основную мысль передадим сжато).

Простой план Цитатный план

3.Новое слово и записная книжка. 3. «Замолаживать – иначе пасмурнеть…»

Ключевые слова

Долго дует на закоченелые пальцы.

  • Перескажите эту часть текста сжато (Мичман достал записную книжку и записал это понравившееся слово «Новгородской губернии»).

  • Прочитайте 4 абзац текста.

  • Какие факты из этой части текста необходимо воспроизвести в изложении?

  • Составьте 4 часть плана и выпишите ключевые слова.

Простой план Цитатный план

4.Самый главный день в жизни. 4. «Решение, которое перевернуло жизнь».

Ключевые слова

Мартовский день 1819 года, на пути из Петербурга в Москву, сорок лет упорной работы, «Толковый словарь живого великорусского языка».

  • Перескажите эту часть текста сжато (Тот мартовский день перевернул всю жизнь мичмана. Он исписал застывшими руками первую страничку записной книжки. Из страницы после сорока лет вырос «Толковый словарь». А мичманом был В.И. Даль).

5.Словарная работа.

Наст – твердая корка на снегу после оттепели.

Понукает (разг) – заставлять что-нибудь делать.

Седок – пассажир, едущий в экипаже.

Мичман – офицерский чин.

Басит – говорит басом.

Кнутовище – кнут.

Недоуменно – сомнение.

Утешает – успокоит.

Ненастье – непогода.

6.Пунктуационная работа..

  • Какие знаки препинания вызывают трудность?

  • Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.

  • Вспомните правила постановки знаков препинания при диалоге.

Схемы

— П ? – а . – П , — а . А : «П» .

Слово учителя: Текст состоит из 154 слов, а сжатый текст из 82 слов.

III. Напишите сжатое изложение.

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения» (6 класс)

Государственное бюджетное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Хотьковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида Московской области

Конспект урока в 6 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения»

Разработала: Дмитриева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Хотьково

2015 г.

Цель: систематизировать знания обучающихся в написании сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

— Обучать приёмам сжатия текста.

— Повторить стили и типы речи.

— Повторить некоторые виды орфограмм.

Развивающиеся:

— Развивать умение выделять микротемы.

— Развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

— Развивать монологическую речь обучающихся.

— Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

— Воспитывать любовь к природе.

— Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: выставка книг, ксерокопии текста изложения, презентация, читательские дневники, мяч, карточки со словом «пруд», оригами десяти берёз, схематическое изображение пруда, листы цветного картона, клей, формуляры для заполнения.

ТЕХНОЛОГИИ: Метод проектного обучения, компьютерные технологии, игровая технология.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание урока.

Учитель: Прочитайте три отрывка из произведений известного автора. Найдите знакомый отрывок. Кто автор этого отрывка? Как называется произведение?

1) Много в моей жизни походил я по лесам и, когда приходилось найти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: “Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные”. (Рассказ «Дедушкин валенок»)

2) Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. (Сказка — быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвин)

(Второй отрывок М.Пришвина «Кладовая солнца»).

3) Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет. (Рассказ «Силач»)

Учитель: Все произведения написал М.М. Пришвин. Напомню вам о жизни этого писателя. Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Орловской губернии в небогатой купеческой семье. В 10 лет поступил в Елецкую мужскую гимназию.
С 1900 года Пришвин обучался в Германии и, вернувшись на родину, работал агрономом.
В 1906 году М. М. Пришвин посетил Карелию, и там под впечатлением от природы северного края решил стать писателем. Через год увидела свет книга Пришвина «В краю непуганых птиц» о природе, быте и жизни северян.
Позже Пришвин объездил всю Россию и старался впечатления от путешествий отразить в своих произведениях.
Пришвина по праву называют певцом русской природы. Наиболее известны сборники его рассказов и повестей для детей: «Зверь-бурундук», «Зелёный шум», «Кладовая солнца». 

Сегодня мы с вами проанализируем рассказ М. М. Пришвина из сборника «Лесная капель» («Времена года») «Бедная мысль» и подготовимся к написанию сжатого изложения. Прослушаем текст. (Аудиозапись)

Бедная мысль.

Внезапно стало теплеть. Петя занялся рыбой, поставил в торфяном пруду сети на карасей и заметил место: против сети на берегу стояло около десяти маленьких, в рост человека, березок. Солнце садилось пухлое. Лёг спать: рёв лягушек, соловьи и всё, что дает бурная «тропическая ночь».

Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедному человеку в голову приходит бедная мысль и не дает возможности воспользоваться счастьем тропической ночи. Пете пришло в голову, что кто-то, как в прошлом году, подсмотрел за ним и украл его сети. На рассвете он бежит к тому месту и действительно видит: там люди стоят на том самом месте, где он поставил сети. В злобе, готовый биться за сети с десятком людей, он бежит туда, и вдруг останавливается и улыбается: это не люди – это за ночь те десять березок оделись и будто люди стоят.

3. Работа с текстом.

1) художественный анализ текста

Учитель: Ответьте на вопросы:

Назовите время года. (Весна).

Как звали мальчика? (Петя).

Что он собрался делать? (Ставить сети).

Где он ставил сети? (В торфяном болоте).

Кого он собрался ловить? (Карасей).

Как вы понимаете выражение пухлое солнце? (Яркое, круглое, большое).

Что значит словосочетание «тропическая ночь»? (Очень тёплая).

Почему рассказ называется «Бедная мысль»? (Петя подумал, что у него украли сети).

Что значит бедная мысль? (Плохая).

Как называется такой приём в литературе? (Эпитет)

Кто же на самом деле стоял на берегу? (Берёзки).

Найдите сравнения в этом тексте. (Берёзки будто люди стоят).

Почему берёзки были похожи на человека? (Рост, очертания очень похожи).

Учитель: Прочитаем выразительно. Заполним читательский дневник.

Автор

Название

Тема

Идея

Главные герои

Важные цитаты

Автор – М. М. Пришвин.

Название – «Бедная мысль»

О чём произведение? – о дурных мыслях, которые мешают человеку наслаждаться счастьем

Идея произведения – в природе всё гармонично

Главные герои – Петя

Наиболее важные цитаты – «Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедному человеку в голову приходит бедная мысль и не дает возможности воспользоваться счастьем».

Учитель: Назовите стиль речи, тип речи, сколько микротем в этом тексте?

(Художественный текст, повествование, две).

Учитель: Озаглавим микротемы.

1.Петя занялся рыбалкой.

2.Дурная мысль.

Учитель: Можно эти микротемы объединить?

(Нет, так как говорится о разном в каждой микротеме).

Учитель: Запишем микротемы на специальном формуляре «План».

2) орфографическая работа

Учитель: Выпишем слова с пропущенными буквами на специальном формуляре «Ключевые слова», также раскроем скобки.

Индивидуальный опрос учащихся класса.

Бедная мысль.

Внезапно стало теплеть. Петя занялся рыбой, п…ставил в торфя(Н, НН)ом пруду сети на к…расей и заметил место: против сети на берегу ст…яло около десяти маленьких, в рост человека, б…резок. Солнце садилось пухлое. Лёг спать: рев лягушек, соловьи и все, что дает бурная «тропическая ночь».

Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедн…му ч…ловеку в г…лову пр…ходит бедная мысль и (не)дает возможности воспользоват…ся счаст…ем тропической ночи. Пете пр…шло в г…лову, что кто(то), как в прошлом году, по…смотрел за ним и украл его сети. На ра(СС, С)вете он б…жит к тому месту и действительно вид…т: там люди стоят на том самом месте, где он поставил сети. В злобе, готовый биться (за)сети с десятком людей, он б…жит туда, и вдру… останавливается и улыбается: это не люди – это за ночь те десять березок оделись и будто люди стоят.

Учитель: Выполняем проверку. Можно ли эти слова назвать ключевыми? Что можно ещё добавить?

(Останавливается, улыбается, березки оделись и будто люди стоят).

Учитель: Добавьте.

3) физкультминутка

Учитель: Давайте отдохнём с пользой дела. Построим логическую цепочку. Называю слово из текста «Бедная мысль», передаю мяч другому ученику, этот ученик называет другое слово из текста, которое по смыслу следует за первым словом. Игра продолжается до тех пор, пока содержание текста не закончится.

4) работа по сжатию текста

Учитель: Прономеруем предложения. Сколько предложений в тексте. Подумаем, что нужно исключить, обобщить, заменяя другими словами.

Бедная мысль.

1)Внезапно стало теплеть. 2)Петя занялся рыбой, поставил в торфяном пруду сети на карасей и заметил место: против сети на берегу стояло около десяти маленьких, в рост человека, березок. 3)Солнце садилось пухлое. 4)Лёг спать: рев лягушек, соловьи и все, что дает бурная «тропическая ночь».

5)Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедному человеку в голову приходит бедная мысль и не дает возможности воспользоваться счастьем тропической ночи. 6)Пете пришло в голову, что кто-то, как в прошлом году, подсмотрел за ним и украл его сети. 7)На рассвете он бежит к тому месту и действительно видит: там люди (людей) стоят на том самом месте, где он поставил сети. 8)В злобе, (Петя) несётся к сетям, но готовый биться за сети с десятком людей, он бежит туда, и вдруг останавливается и улыбается: это не люди – это (оказывается) за ночь те десять березок оделись и будто люди стоят.

Учитель: Запишем текст на специальном формуляре «Сжатый текст».

5) редактирование

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось. Какие замечания?

6) оформление проектов

Учитель: теперь нам необходимо оформить свою работу. Берём листы для проектов. Приклеиваем название текста, план, ключевые слова. Из сжатого текста выполняем оригами, у нас получается крона берёзы, а из авторского текста изготавливаем ствол берёзы, приклеиваем так, чтобы на следующем уроке можно было прочитать сжатый текст. Оформляем рисунками, если останется время. Подписываем и представляем свои работы.

4. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: С каким текстом мы сегодня работали?

(М.М. Пришвин «Бедная мысль»).

Учитель: Чему учились?

(Писать сжатое изложение).

Учитель: С какими трудностями столкнулись, а что показалось простым?

(Ответы детей)

Учитель: Что нам осталось сделать?

(Написать по памяти сжатое изложение).

Учитель: Желаю вам успеха на следующем уроке.

infourok.ru

Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе. (Обучение сжатому изложению)

Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе.

(Обучение сжатому изложению)

Тип урока: урок развития речи

Знать:

Уметь:

  • формулировать основную мысль текста

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию

  • сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Организационный момент урока. 

2. Создание интриги

Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)

Вопросы:

— Известны ли вам данные сказки?

— Кто автор?

— Какая сказка неизвестна?

(учитель сообщает тему и цели урока)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(уч-ся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

  1. Грибники вокруг старого пня

  2. Старый пень возгордился

  3. Молчание деревьев

  4. «Я ваш царь!»

  5. » Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста:

обобщение

исключение

упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение). Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения) :

Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

3. Итог.

4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный на уроке материал.

Текст

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Открытый урок «Обучающее изложение»

Урок  русского языка  6  «Б» класс

Тема «Обучающее подробное изложение с творческим заданием»

Цель:  научить учащихся слышать, анализировать и воспроизводить звучащий текст.

Задачи:

  1. научить учащихся определять особенности текста и его построения;
  2. продолжать формировать умение воспроизводить текст как в устной, так и в письменной форме;
  3. развивать умение строить самостоятельное письменное высказывание;
  4. развивать речь учащихся.

Ход урока (работа рассчитана на 2 урока)

1). Постановка цели.

— Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение с элементом сочинения.

2). Вступительное слово учителя.

— В природе часто встречается, что одни растения или животные живут за счет других. Мы сажаем цветы, а рядом вырастают сорняки и отнимают у цветов солнце и воду.

—  А бывает ли так  среди людей?

 Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду, иногда ценой собственной жизни спасают совершенно незнакомых людей. Знаете ли вы такие примеры?

Какими чертами характера обладают люди, способные на такие поступки?

( доброта, милосердие, великодушие, самопожертвование – на доске). Объясните смысл каждого слова. Все они являются близкими по значению, т.е. – (синонимами).

Другие заботятся только о себе, о собственном благополучии и ради этого благополучия готовы навредить окружающим. Какие черты характерны для них? (жестокость, чёрствость, эгоизм – на доске) Слова в левом и правом столбиках являются – (антонимами).

В сказке » поднята проблема великодушия и жестокости.

3). Слушание текста.

 — Итак, внимательно слушаем текст, запоминаем последовательность изложения.

Соседи

     У корня виноградной лозы обронили семя, и выросла яблонька. Пока дерево росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

     Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.

     Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым. Того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы налить кисти винограда сладчайшим соком.

     Всё бы хорошо, но яблоня отняла солнце у виноградного куста. Дерево раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А яблоня лишь плотнее сомкнула над ней ветви.

     Но проходило время, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями, она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но никто не помнит, чтобы появилось на его ветвях хоть одно яблочко.

4). Беседа по содержанию, составление плана.

 — Определите стиль и тип текста. Докажите. (художественный, повествование с элементами описания). Найдите выразительные средства речи характерные для художественного описания. Олицетворение ( великодушная лоза не обижала и т.д.), эпитеты ( сладчайший сок), метафора ( раскудрявило крону).

— Как отнеслась лоза к появлению яблоньки?

1. (пункт плана) Великодушная лоза делилась с яблонькой пищей и водой. (запись пунктов на доске и в тетрадях)

— Как стало вести себя деревце, когда выросло?

    2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.

 — Как отреагировала лоза на поведение дерева?

    3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.

 — Когда дерево загородило солнце, о чем его попросила лоза?

   4. Лоза попросила соседа не заслонять солнца.

— Погибла ли лоза?

    5. Лоза радовала глаз новыми гроздьями винограда.

5).Работа над элементом сочинения.

    6. Бывает ли так среди людей?

— Элемент сочинения у вас должен представлять собой рассуждение о том, поступают ли люди так, как яблоня?

— Из каких частей состоит текст рассуждение? (тезис, доказательства (аргументы), вывод) Какой у нас будет тезис?  (Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, а другие – думают только о себе)

В качестве доказательства вам нужно привести пример из жизни о каком-то добром или эгоистичном поступке человека.

Вывод. А каким должен быть человек? ( Я считаю, я думаю, мне кажется…)

6).Словарная работа.

— Перед вторым прочтением мы с вами запишем слова с орфограммами из этого текста, чтобы вы в них не допустили ошибок.

Обр…нили выр..сла б..рет пот..снилась отн..ла \ра..кинуло бе..раздельно ра..кудрявило. ( один учащийся записывает на доске, объясняет орфограммы)

7).Чтение текста по абзацам, между абзацами паузы. Дети делают записи.

8). Пересказ текста детьми по абзацам.

9). Написание изложения.

10).Написание элемента сочинения.

nsportal.ru

Технологическая карта урока » Учимся писать сжатое изложение 6 класс»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Учимся писать сжатое изложение»

Тип урока: развития речи (развитие знаний и совершенствования умений)

Образовательная: развивать знания о тексте, о приёмах сжатия текста, совершенствовать навыки анализа текста, совершенствовать умение составлять план текста.

Развивающая: развивать внимание, память, мышление, быстроту реакции, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательная: Воспитывать положительные качества личности, развивать представлений о воле и целеустремлённости, развивать умение оказывать помощь ближнему.

Формирование УУД

Личностные УУД: формирование нравственных представлений учащихся о качествах человека, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование и развитие интереса к предмету.

Регулятивные УУД: осуществление контроля деятельности (составление памятки), оценивание результатов деятельности (чужой, своей)

Коммуникативные УУД: выражение собственного мнения, общение и взаимодействие с партнёрами и учителем для обмена информацией, использование речевых образцов для решения коммуникативных задач, уважение партнёра, учителя и самого себя.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, сопоставление характеристик по одному или нескольким признакам, способность к поиску,классификации, анализу, к переработке информации..

Планируемые результаты

Предметные: знать основные признаки текста (тема, микротема, идея, композиции),знать основные приёмы сжатия текста, уметь писать сжатое изложение , используя разные приёмы сжатия

Личностные: осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе в обществе , оценивание важности формирование себя как личности, умение работать над собой, формулирование цели урока с самостоятельно, поиск средства её осуществления, оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Технологии

Здоровьесберегающие технологии, технологии ИКТ, элементы технологии критического мышления, элементы технологии сотрудничества, элементы технологии проблемного обучения.

Межпредметные связи

Литература, искусство, история

Организация

Фронтальная, индивидуальная работа, парная работа, самостоятельная работа.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись к уроку, раздаточный материал (текст), документкамера, корзина с яблоками (для проведения динамической паузы)

Готовятся к работе. Слушают учителя. Записывают дату и тему урока.

индивидуальная

Самоопределение (Л)

Самоконтроль (Л)

2.

Постановка цели урока

(Целеполагание, планирование)

Просит учащихся сформулировать цель урока, назвать результат их работы на уроке.

Знакомит с планом урока, предлагает его дополнить.

Формулируют цель урока, называют результат (изложение по тексту)

Слушают учителя. Вносят дополнения.

Фронтальная

Целеполагание (Р)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

3.

Включение в систему знаний и повторение (Орфографическая разминка)

Диктует слова, просит записать слова, прокомментировать орфограммы в них.

Просит объяснить значение некоторых слов.

Один учащийся работает на доске, остальные записывают слова в тетрадь.

Проводят орфографическую работу, комментируют значение некоторых прилагательных

Индивидуальная, фронтальная

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

4.

Включение в систему знаний и повторение

(Подготовка к восприятию текста)

Ставит задачу определить, чем похожи эти слова, просит учащихся классифицировать прилагательные по какому-либо признаку.

Просит дополнить список прилагательных.

Обобщает всё сказанное .Говорит о том, что мы можем сделать себя такими, каким нам хочется быть.

Высказывают свои мнения, пытаются классифицировать слова по различным признакам, делают выводы.

Устно называют прилагательные, дополняя список.

Фронтальная

Логические действия (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

Классификация(П)
Самоопределение (Л)

Способность действовать с учётом

позиций других (К)

(Аналитическая беседа по тексту)

Просит прочитать текст про себя. ( Текст выведен через документ камеру на доску и выдан по одному экземпляру на парту).Читает текст вслух.

Просит высказать впечатления о тексте.

Просит определить тему, идею текста, вспомнить жанр, охарактеризовать героев.

Спрашивает, кто из героев понравился, на кого ребята хотят быть похожими. Почему?

Происходит ознакомительное чтение текста.

Делятся впечатлениями.

Высказывают мнения, спорят, анализируют текст, характеризуют героев.

Строят высказывание, делают выводы с опорой на записанные на доске слова.

Индивидуальная, фронтальная,

Извлечение необходимой информации

из текста (П)

Самоопределение (Л)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

Самооценка (Л)

Самоопределение (Л)

5.

Включение в систему знаний и повторение

(Составление плана исходного текста)

Спрашивает, для чего необходим план текста, какие виды планов знают учащиеся.

Предлагает назвать количество микротем в тексте.

Просит самостоятельно (индивидуально и в парах) составить план текста любого вида.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся (оказывает помощь слабым учащимся)

Проводит проверку выполненной работы, корректирует ответы учеников.

Отвечают о необходимости составления плана при написании изложения, вспоминают виды планов.

Определяют количество микротем (абзацев).

Работают над составлением плана текста( выбирают, какой план будут составлять)

Зачитывают составленные планы, называют их вид, проводят исправления.

Парная, индивидуальная, фронтальная.

Работа в паре (К)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Извлечение необходимой информации

из текста (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

Самоопределение (Л)

6.

Динамическая пауза

Напоминает учащимся о выражении « яблоко раздора», пришедшем к нам из мифов Древней Греции, просит объяснить значение выражения.

Организует динамическую паузу с яблоками «Какой я?»

Применяет

здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка).

Объясняют значение фразеологизма.

Желающие подходят

( по одному) к корзине с яблоками, берут его и называют свои положительные качества личности.

Яблоки остаются у учеников.

Индивидуальна

Фронтальная

Игровой момент (К)

Самооценка (Л)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

7.

Применение знаний и умений в учебной ситуации

(Работа с приёмами сжатия текста)

Просит вспомнить особенности сжатого изложения, приёмы сжатия текста.

Напоминает о необходимости сохранении структуры, языковой формы, стиля автора.

Предлагает поработать фронтально над сжатием первых 3 абзацев.

Просит прочитать 1 абзац текста и исключить всё лишнее.

Просит прочитать 2 абзац текста и произвести замену в 1 и 2 предложениях.

Просит прочитать 3 абзац и провести замену 1 предложения, замену, исключение и обобщение 2 предложения.

Вспоминают и называют признаки сжатого изложения, называют способы сжатия текста.

Читают абзац. Работая с текстом(он распечатан и лежит на партах) карандашом зачёркивают лишнее.

Читают абзац. Карандашом проводят замену,обобщения, зачёркивая лишнее и подписывая нужное.

Фронтальная

Индивидуальная

Выполнение действий по алгоритму (П)

Извлечение необходимой информации

из текста (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К )

Коррекция (Р)

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(сжатие текста)

Формулирует задания: используя различные приёмы сжатия текста, сократить 4,5,6,7 абзацы самостоятельно (и в парах)

Предлагает индивидуальное задание: используя различные приёмы сжатия текста, сократить 4,5абзацы

( 1 учащийся)

Предлагает индивидуальное задание: используя различные приёмы сжатия текста, сократить 6,7абзацы (2учащийся)

Просит учащихся из числа сильных оказать помощь учащимся, у кого возникли затруднения.

Просит зачитать получившиеся абзацы и текст изложения полностью. Выводит получившийся текст на экран через проектор.

Работают в парах над сжатием текста, делая записи на листках с текстом.

Двое учащихся свободно передвигаются по классу, поочерёдно занимая место у компьютера.

Те, кто справился с заданием быстрее других, оказывают помощь своим одноклассникам.

Зачитывают сокращённый текст, вносят исправления, оценивают свою работу.

Самостоятельная,

Парная

Индивидуальная,

Фронтальная

Постановка и выполнение учебной задачи (П)

Робота в паре (К)

Способность действовать с учётом

позиций других (К)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Извлечение необходимой информации

из текста (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция (Р)

9.

Контроль усвоения

Просит вспомнить цель урока. Говорит, что работа над сжатием текста проведена.

Предлагает при помощи шаблона(см.презентацию) составить памятку «Как писать сжатое изложение»

Обобщает всё сказанное, говорит, что составленной памяткой обязательно воспользуется при написании следующего сжатого изложения.

Глядя на экран, вставляют необходимые слова, предложения.

Зачитывают получившуюся памятку.

Фронтальная

Индивидуальная

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Извлечение необходимой информации(П)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

10.

Рефлексия

Организует рефлексию. Предлагает при помощи клише (см.презентацию) высказать мнение об уроке и о своей работе на нём.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Напоминает, что работа по написанию изложения продолжится на 2 уроке.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Индивидуальная

Фронтальная

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха

(неуспеха) (Л)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

*Примечание: Работа с черновиком и написание изложения проводится на 2 уроке.

infourok.ru

Развитие речи. 6 класс. Подготовка к сжатому изложению. Приемы сжатия текста

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. Приемы сжатия текста

Цели:

  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте тезисов и аргументов;

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;

  • развивать творческие возможности учащихся;

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (склонение существительных, разносклоняемые существительные)

  3. Словарная работа.

Изнемочь от бремени, дорожить временем, от имени общественности, древко знамени, учёный с мировым именем, герой нашего времени, в пламени костра, история племени, семена растений, золотые стремена, синим пламенем, трепетать при одном имени барыни, пятно на темени, до поры до времени, вырастить из семени, нет времени, назвали улицу именем героя, былые времена

  1. Работа по теме урока.

А) Вступительная беседа с классом. 
— Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
-Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга?
-А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения?

Б) «Приемы сжатия (компрессии) текста».

Запись темы на доске и в тетрадях.

— Каковы же наши цели и задачи? (научиться писать сжатое изложение, применяя приемы компрессии или сжатия, тем самым подготовиться к сдаче ГИА)

Учитель:

— Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?

(Это тот же текст, что и исходный, только переданный более кратко, лаконично. Краткий пересказ исходного текста).

Учитель:

— Лаконично. Лаконичная речь. Каково значение этого выражения?

Учащиеся:

(Жители Лаконии, области Древней Греции, отличались не только суровыми нравами, но и краткостью речи. Именно от названия этой области и происходит слово “лаконично”, то есть кратко, ясно и точно).

Учитель:

— Известны ли вам другие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждается ценность краткой и ясной речи? 

Учащиеся:

( “Краткость – сестра таланта” (Чехов), “Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица), “ В правдивой речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость”) (Навои).

I вариант способ сжатия – обобщение.

Дан исходный текст.  Жители поселка проводят свой досуг по-разному. Кто-то прочитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

После сжатия.   Жители поселка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

– нельзя сказать, чтоб стар, однако ж, и не так, чтоб слишком молод – средних лет;

– озаренные тощим освещением – тускло освещенные;

– говорил с заметною скромностью – говорил скромно;

– избегал много говорить – говорил мало;

– отправился делать визиты – посетил

– сказал что-то очень лестное – польстил;

– сделал ему приглашение – пригласил;

– просил убедительно сделать ему честь своим приездом – убедительно приглашал

II вариант способ сжатия – исключение. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

 Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.

До сжатия.   Он знал разные языки: немецкий,  французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нем русского.

После сжатия. Он знал разные языки: никто не мог распознать в нем русского

До сжатия. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

После сжатия. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

  1. Домашнее задание: записать текст упражнения №220, используя приемы сжатия текста.

multiurok.ru

Урок развития речи по русскому языку на тему «Работа над сжатым изложением с творческим заданием» (6 класс)

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе по теме: « Работа над сжатым изложением с творческим заданием»

Рабочий лист ученика________________________________

  1. Прочитайте текст. Вставьте в последнем предложении орфограммы и пунктограмму.

Свой собственный жаргон есть у всех более или менее популярных видов спорта: тенниса, горных лыж и т.д. Более того, это было и раньше. Достаточно вспомнить старую моду на футбольных (гол)киперов, беков, хавбеков(хавов)… Сегодня из них употреблён, пожалуй, только форвард. Среди других терминов: корнер, например, окончательно вытеснен угловым, пенальти остался, а офсайд конкурирует с вне игры. Разница между прошлым и настоящим состоит в том, что сегодня терминология сплошь заимствованная и никакой угловой в принципе невозможен.<…>

Из-за употребления новых и незнакомых слов возникают проблемы с пониманием текста в целом. Ведь эти слова, будучи по существу жаргонизмами, используются не только на каком-нибудь интернет-форуме любителей бокса или тенниса, где они вполне уместны. Они проникают в тексты, предназначенные, как говорится, для массового читателя. Но именно массовый читатель совершенно не обязан их знать. И получает(?)ся что любой (из) нас регулярно поп…дает в довольно (не)пр…ятную ситуац…ю.

  1. Подберите контекстуальные синонимы к словам

Текст-________________________________________________________________

Неприятная(ситуация)-_________________________________________________

  1. Придумайте название тексту__________________________________________

  2. Перескажите текст кратко, используя приёмы сжатия: 1)объединение(обобщение) 2)замена (упрощение) 3)удаление(исключение)

  3. Запишите получившийся текст_________________________________________
    ____________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Прочитайте сжатое изложение ученика 6 класса. Отредактируйте текст. На поля вынесите шибки (|,˅,Р,Гр)

Жаргон есть у всех более или менее популярных видов спорта тенисса, горных лыж, футбола. Это было всегда. Можно вспомнить моду на футбольных голкиперов, беков. Сегодня из них помнят только голкипер. Остался пенальти, офсайд. Сегодня терминологию заимствуют, поэтому слово углавой использовать нельзя.

Потому, что употребляют много новых и незнакомых слов появляются проблемы в понимании текста вцелом. Это и есть жаргонизмы. Поэтому их надо использовать только в специальных текстах для любителей бокса или тенисса. Но они появляються и в текстах обычных. Но нам они непонятны и не очень нужны. Это ставит нас в непредвиденную ситуацию.

  1. Отредактируйте мнение ученика о его отношении к использованию жаргонизмов. Ответьте на вопросы:

1) Выдержана ли структура сочинения-рассуждения? 2)Доказал ли автор свою точку зрения? 3)Привёл ли примеры-аргументов? 4) Согласны ли вы с его точкой зрения?

Я считаю, что жаргонизмы в нашей речи нельзя использовать. Потому что они засоряют литературный язык. Например, вместо слово «отлично» многие используют слово «круто». Это неверно.

Они не всегда понятны окружающим. Я часто говорю «клава», имея в виду клавиатура компьютера, а бабушка меня не понимает. Она думает, что я говорю про соседку тётю Клаву, и ругает меня, что я неуважительно её называю.

Всё-таки я думаю, чтобы тебя все понимали, использовать в речи жаргонизмы не надо.

  1. Напишите о своём отношении к использованию жаргонизмов.

Прочитав _____________________________________________,я задумался: насколько оправдано _____________________________________________________.

Я уверен, что данные слова ______________________________________________

________________________________________________________________________. Мы все принадлежим к определённым социальным или профессиональным группам, в которых принят особый язык. Например, я увлекаюсь (спортом,музыкой, живописью, компьютерными технологиями)_________________________________ и использую(когда, с кем?) _______________________________________________

____________________________________такие слова, как_____________________ _________________________________________________________________________Мои друзья _________эти слова, и это облегчает наше ________________________. Но я никогда не использую данные жаргонизмы при разговоре с людьми, не имеющими отношения к __________________________________________________

Я уверен, что любой пласт лексики имеет право на существование, но _____________________________________________________________________.

Рабочий лист учителя

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе по теме:

« Работа над сжатым изложением с творческим заданием»

Работа над сжатым изложением (6 кл. Текст Кронгауза М. упр. №181 по учебнику Л.М.Рыбченковой)

Свой собственный жаргон есть у всех более или менее популярных видов спорта: тенниса, горных лыж и т.д. Более того, это было и раньше. Достаточно вспомнить старую моду на футбольных (гол)киперов, беков, хавбеков(хавов)… Сегодня из них употреблён, пожалуй, только форвард. Среди других терминов: корнер, например, окончательно вытеснен угловым, пенальти остался, а офсайд конкурирует с вне игры. Разница между прошлым и настоящим состоит в том, что сегодня терминология сплошь заимствованная и никакой угловой в принципе невозможен.<…>

Из-за употребления новых и незнакомых слов возникают проблемы с пониманием текста в целом. Ведь эти слова, будучи по существу жаргонизмами, используются не только на каком-нибудь интернет-форуме любителей бокса или тенниса, где они вполне уместны. Они проникают в тексты, предназначенные, как говорится, для массового читателя. Но именно массовый читатель совершенно не обязан их знать. И получает(?)ся что любой (из) нас регулярно поп…дает в довольно (не)пр…ятную ситуац…ю.

  1. Прочитайте текст. Вставьте в последнем предложении орфограммы и пунктограмму.

  2. Подберите контекстуальные синонимы к словам

Текст- информация, высказывание

Неприятная(ситуация)- неловкое положение, двусмысленная ситуация

  1. Придумайте название тексту «Где место жаргонизму?»

  2. Перескажите текст кратко, используя приёмы сжатия: 1)объединение(обобщение) 2)замена (упрощение) 3)удаление(исключение)

(Совместная работа с учителем)

Свой собственный жаргон есть у всех более или менее популярных видов спорта: тенниса, горных лыж и т.д. Более того, это было и раньше.(Какие-то из жаргонных слов прошлых лет сохранились, а какие-то вытеснены заимствованными.) Достаточно вспомнить старую моду на футбольных (гол)киперов, беков, хавбеков(хавов)… Сегодня из них употреблён, пожалуй, только форвард. Среди других терминов: корнер, например, окончательно вытеснен угловым, пенальти остался, а офсайд конкурирует с вне игры. Разница между прошлым и настоящим состоит в том, что сегодня терминология сплошь заимствованная и никакой угловой в принципе невозможен.<…>

Из-за употребления новых и незнакомых слов(жаргонизмов) возникают проблемы с пониманием информации в целом. (т.к. они проникают в тексты, предназначенные для массового читателя)Ведь эти слова, будучи по существу жаргонизмами, используются не только на каком-нибудь интернет-форуме любителей бокса или тенниса, где они вполне уместны. Они проникают в тексты, предназначенные, как говорится, для массового читателя. Но именно массовый читатель совершенно не обязан их знать. И получается что любой из нас регулярно попадает в довольно неприятную ситуацию. (Это ставит несведущего человека в неловкую ситуацию)

  1. Запишите получившийся текст.

Свой собственный жаргон есть у всех популярных видов спорта. Это было и раньше. Какие-то из жаргонных слов прошлых лет сохранились, а какие-то вытеснены заимствованными. Из-за расширения сферы употребления незнакомых слов(жаргонизмов) возникают проблемы с пониманием информации в целом, т.к. они проникают в тексты, предназначенные для массового читателя. Это ставит несведущего человека в неловкую ситуацию

  1. Прочитайте сжатое изложение ученика 6 класса. Отредактируйте текст.

Жаргон есть у всех более или менее популярных видов спорта _ тенисса, горных лыж, футбола. Это было всегда. Можно вспомнить моду на футбольных голкиперов, беков. Сегодня из них помнят только голкипер. Остался пенальти, офсайд. Сегодня терминологию заимствуют, поэтому слово углавой использовать нельзя.

Потому, что употребляют много новых и незнакомых слов появляются проблемы в понимании текста вцелом. Это и есть жаргонизмы. Поэтому их надо использовать только в специальных текстах для любителей бокса или тенисса. Но они появляються и в текстах обычных. Но нам они непонятны и не очень нужны. Это ставит нас в непредвиденную ситуацию.

Жаргон есть у всех более или менее популярных видов спорта , тенниса, горных лыж, футбола. Это было всегда. Можно вспомнить моду на футбольных голкиперов, беков. Сегодня из них помнят только голкипер. Остался пенальти, офсайд. Сегодня терминологию заимствуют, поэтому слово углавой использовать нельзя.

Потому что употребляют много новых и незнакомых слов появляются проблемы в понимании текста вцелом. Это и есть жаргонизмы. Поэтому их надо использовать только в специальных текстах для любителей бокса или тенниса. Но они появляются и в текстах обычных. Но нам они непонятны и ненужны. Это ставит нас в непредвиденную ситуацию.

  1. Отредактируйте мнение ученика о его отношении к использованию жаргонизмов. Ответьте на вопросы:

Выдержана ли структура сочинения-рассуждения? 2)Доказал ли автор свою точку зрения? 3)Привёл ли примеры-аргументов? 4) Согласны ли вы с его точкой зрения?

Я считаю, что жаргонизмы в нашей речи нельзя использовать. Потому что они засоряют литературный язык. Например, вместо слово «отлично» многие используют слово «круто». Это неверно.

Они не всегда понятны окружающим. Я часто говорю «клава», имея в виду клавиатура компьютера, а бабушка меня не понимает. Она думает, что я говорю про соседку тётю Клаву, и ругает меня, что я неуважительно её называю.

Всё-таки я думаю, чтобы тебя все понимали, использовать в речи жаргонизмы не надо.

  1. Напишите о своём отношении к использованию жаргонизмов.

Прочитав фрагмент книги М.Кронгауза, я задумался: насколько оправдано использование жаргонизмов в нашей речи.

Я уверен, что данные слова можно использовать в определённой ситуации общения. Мы все принадлежим к определённым социальным или профессиональным группам, в которых принят особый язык. Например, я увлекаюсь спортом( музыкой, живописью, компьютерными технологиями…) и использую при общении с моими единомышленниками такие слова, как……. Мои друзья знают эти слова, и это облегчает наше взаимопонимание. Но я никогда не использую данные жаргонизмы при разговоре с людьми, не имеющими отношения к данной сфере.

Я уверен, что любой пласт лексики имеет право на существование, но в определённой коммуникативной ситуации.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *