cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Александр ключарев биография – Александр Ключарёв — Биография / История на PianoKafe.com ☕

Александр Ключарёв — Биография / История на PianoKafe.com ☕

Биография

Русский. Родился в Казани, в семье Сергея Даниловича и Надежды Семёновны Ключарёвых. Его мать владела игрой на гармонике, и мальчик уже в пять лет учится играть на разных музыкальных инструментах: гармошка, скрипка, гитара и цитра.

Семья жила на берегу озера Кабан в доме купца Хусаинова, в торговом предприятии которого отец будущего композитора работал в должности бухгалтера. Потом семья переехала в Оренбург, затем снова вернулись в Казань.

В Казани Александр познакомился с простым кучером Галяем, который изумительно напевал татарские народные мелодии. Интерес к музыкальному фольклору позже определил творческий почерк Александра Ключарёва. Также на его творчество большое влияние оказало знакомство в Оренбурге с фольклористом и этнографом А. В. Затаевичем.

В 1923 А. Ключарёв поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепиано О. Родзевича.

После завершения учёбы (1926), работал музыкальным руководителем Марийского драматического театра (Йошкар-Ола).

В 1928 г. Ключарёв уезжает в Москву, где также продолжает работать музыкальным руководителем Московского рабочего театра. После учёбы в Московской консерватории им. П. Чайковского (1932—1934) в классе композиции у Р. Глиэра, судьба забрасывает молодого композитора в Уфу, где он работал заведующим музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы.

В 1937 году Ключарёв переезжает в Казань. Он работал главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937—1938), заведующим кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938—1951).

Одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939—1940 и 1968—1970) и Татарской государственной филармонии (1940—1942; 1951—1953)

В этот период Ключарёв писал музыку, основой которой было его увлечение фольклором. Он общался с фольклористами-этнографами, выезжал в фольклорные экспедиции. Причем, живя в Йошкар-Оле и Уфе, он также интересовался марийским и башкирским фольклором. Но неизменной любовью Ключарёва был татарский фольклор.

Вместе с композитором В.Виноградовым и поэтом М. Садри Ключарёв собирал татарский музыкальный фольклор, записывал его и расшифровывал. Результатом этой кропотливой работы стали два фундаментальных сборника татарских народных песен.

Скончался 30 марта 1972 года. Похоронен на Арском кладбище города Казани.

Творчество

Творчество А. Ключарёва охватывает широкий круг жанров — от обработок народных песен до балетов и симфоний.

Особо популярной была песня Ключарёва «Родной край мой — Татарстан», одна из её музыкальных фраз даже стала позывным татарского радио. Не менее известна и его песня «Новая Казань», которая была музыкальной эмблемой столицы Татарстана.

Им записано свыше 200 башкирских песен. Среди них такие известные, как «Бииш», «Кахым-туря», «Салимакай», «Шафик», «Урал» и другие.

Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М. Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К. Тинчурина и др.).

Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А. Ключарёва обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А. Ключарёва прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.).

Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита.

Особое место в творчестве А. Ключарёва заняла тема Волги как символ дружбы населяющих её берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединённых единством симфонического развития.

В балете «Горная быль» (либретто А. Ключарёва и Р. Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей — представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А. Ключарёв в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С. Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом.

А. Ключарёв является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Безнең дуслар» («Наши друзья») на стихи М. Хусаина, «Яз җыры» («Весенняя песня») на стихи М.Садри, «Синең хакта» («О тебе»), и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения.

Именно за свои песни, объединённые в сборник «Канатлы яшьлек» («Крылатая молодость»), изданный в 1968 году, композитор был удостоен Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1970).

Звания и награды

  • Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1939)
  • Народный артист Татарской АССР (1964)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969)
  • Лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1970)

Память

В 2011 году имя Александра Сергеевича Ключарёва было присвоено Детской музыкальной школе № 7 города Казани.

pianokafe.com

Александр Ключарев. Биобиблиографический справочник

Источник: http://tatarile.org/date/node/6956

                                                    «По рождению русский, духом я принадлежу татарскому народу»
                             А.С. Ключарев, композитор

Ключарев Александр Сергеевич (19.02.1906, г. Казань – 30.03.1972, там же), композитор, фольклорист, художественный руководитель  Ансамбля песни и танца ТАССР, народный артист ТАССР (1964), заслуженный  деятель искусств ТАССР и РСФСР (1939,1969), лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1970).

Творчество А.Ключарева охватывает широкий круг жанров — от обработок народных песен до балетов и симфоний. Особое место в творчестве А.Ключарева заняла тема Волги как символ дружбы населяющих ее берега народов.

Русский по национальности и интернационалист по убеждениям, он стал одним из основоположников татарской профессиональной музыки. Каждое из созданных им произведений становилось заметным явлением в музыкальной жизни, являя собой образец национального стиля.  

Важную часть творческого наследия А.Ключарева составила работа по сбору и публикации народного музыкального творчества, он опубликовал два сборника татарских народных песен. Композитор внес значительный вклад в развитие исполнительского искусства Татарстана как пианист и концертмейстер.
В наши дни произведения А.Ключарева, его обработки народных песен  занимают большое место в концертном и учебном репертуаре. Обширное творческое наследие А.Ключарева, его разносторонняя музыкально-общественная деятельность позволяют причислить композитора к когорте татарских композиторов-классиков, заложивших основы современной национальной музыкальной культуры Татарстана

Биобиблиографический справочник подготовлен к 110- летию композитора, состоит из 8 разделов, в которых собраны  биографические, справочные материалы,  информация жизни и творчестве, о произведениях композитора, библиография и фотоархив. Справочник составлен на русском и татарском языках.

Биография. Справочные сведения

Фотоархив

Произведения

Обзор статей о жизни и творчестве

Видеоматериалы

Воспоминания о  А. Ключареве

Методические материалы к изучению творчества А. Ключарева

Библиография

 

 

 

 

Последнее обновление: 21 апреля 2016, 11:44

kitaphane.tatarstan.ru

Ключарёв, Александр Сергеевич — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Ключарёв.

Александр Сергеевич Ключарёв (19 февраля 1906 года — 30 марта 1972 года) — советский композитор, дирижёр и пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист Татарской АССР.[1]

Биография

Русский[2]. Родился в Казани, в семье Сергея Даниловича и Надежды Семёновны Ключарёвых. Его мать владела игрой на гармонике, и мальчик уже в пять лет учится играть на разных музыкальных инструментах: гармошка, скрипка, гитара и цитра.

Семья жила на берегу озера Кабан в доме купца Хусаинова, в торговом предприятии которого отец будущего композитора работал в должности бухгалтера. Потом семья переехала в Оренбург, затем снова вернулись в Казань.

В Казани Александр познакомился с простым кучером Галяем, который изумительно напевал татарские народные мелодии. Интерес к музыкальному фольклору позже определил творческий почерк Александра Ключарева.[2] Также на его творчество большое влияние оказало знакомство в Оренбурге с фольклористом и этнографом А. В. Затаевичем.[3]

В 1923 А. Ключарев поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепиано О. Родзевича.

После завершения учёбы (1926), работал музыкальным руководителем Марийского драматического театра (Йошкар-Ола).

В 1928 г. Ключарев уезжает в Москву, где также продолжает работать музыкальным руководителем Московского рабочего театра. После учёбы в Московской консерватории им. П. Чайковского (1932—1934) в классе композиции у Р. Глиэра, судьба забрасывает молодого композитора в г. Уфа, где он работал заведующим музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы.

В 1937 году Ключарев переезжает в Казань. Он работал главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937—1938), заведующим кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938—1951).

Одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939—1940 и 1968—1970) и Татарской государственной филармонии (1940—1942; 1951—1953)

В этот период Ключарёв писал музыку, основой которой было его увлечение фольклором. Он общался с фольклористами-этнографами, выезжал в фольклорные экспедиции. Причем, живя в Йошкар-Оле и Уфе, он также интересовался марийским и башкирским фольклором. Но неизменной любовью Ключарева был татарский фольклор.[2]

Вместе с композитором В.Виноградовым и поэтом М. Садри Ключарев собирал татарский музыкальный фольклор, записывал его и расшифровывал. Результатом этой кропотливой работы стали два фундаментальных сборника татарских народных песен.

[2]

Скончался 30 марта 1972 года. Похоронен на Арском кладбище города Казани.

Творчество

Творчество А. Ключарева охватывает широкий круг жанров — от обработок народных песен до балетов и симфоний.

Особо популярной была песня Ключарева «Родной край мой — Татарстан», одна из её музыкальных фраз даже стала позывным татарского радио. Не менее известна и его песня «Новая Казань», которая была музыкальной эмблемой столицы Татарстана.[2]

Им записано свыше 200 башкирских песен. Среди них такие известные, как «Бииш», «Кахым-туря», «Салимакай», «Шафик», «Урал» и другие.

Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М. Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К. Тинчурина и др.).

Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А. Ключарева обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А. Ключарева прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.).

Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита.

Особое место в творчестве А. Ключарева заняла тема Волги как символ дружбы населяющих её берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединённых единством симфонического развития.

В балете «Горная быль» (либретто А. Ключарева и Р. Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей — представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А. Ключарев в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С. Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом.

А. Ключарев является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Безнең дуслар» («Наши друзья») на стихи М. Хусаина, «Яз җыры» («Весенняя песня») на стихи М.Садри, «Синең хакта» («О тебе»), и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения.

Именно за свои песни, объединённые в сборник «Канатлы яшьлек» («Крылатая молодость»), изданный в 1968 году, композитор был удостоен Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1970).

Звания и награды

Память

  • В 2011 году имя Александра Сергеевича Ключарева было присвоено Детской музыкальной школе № 7 города Казани.[4]

Напишите отзыв о статье «Ключарёв, Александр Сергеевич»

Ссылки

  • Ихтисамов Х. С. [www.башкирская-энциклопедия.рф/index.php/component/content/article/2-statya/14375-klyucharjov-aleksandr-sergeevich Ключарёв, Александр Сергеевич] // [www.башкирская-энциклопедия.рф/ Башкирская энциклопедия]. — Уфа: НИК «Башкирская энциклопедия», 2013. — ISBN 978-5-88185-143-9.
  • [vopere.com/sovetskie-kompozitori/107-aleksandr-klucharev.html vopere.com // Александр Ключарёв]

Источники

Сайдашева З. Ключарёв Александр Сергеевич // Народные артисты: Очерки. — Казань, 1980. — С. 508—512.

Примечания

  1. Большая биографическая энциклопедия. 2009.
  2. 1 2 3 4 5 Татьяна Мамаева — [www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-12783-print-1.htm Русский автор «Татарской сюиты»], газета «Время и Деньги» за 23 февраля 2006 года
  3. Ключарев Александр Сергеевич, Оренбургская библиографическая энциклопедия
  4. [dmsh7kzn.ru/ Главная страница] сайта Детской Музыкальной № 7 имени А. С. Ключарева, 2013

Отрывок, характеризующий Ключарёв, Александр Сергеевич

– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг’авда, чог’т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г’остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог’ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.

wiki-org.ru

Ключарев Александр Сергеевич — Милләттәшләр

Александр Ключарёв
(1906-1972)

КЛЮЧАРЁВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(1906-1972)

Композитор, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, фольклорист, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР,, Народный артист Татарской АССР Заслуженный деятель искусств РСФСР

Биография

Творчество

  • Охватывает широкий круг жанров и форм от обработок народных песен до балетов и симфоний.
  • Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным татарским национальным колоритом — музыка к спектаклям:
  • Основные сочинения:
    • опера «НАЁМЩИК» на основе музыки Салиха Сайдашева, либретто Хай Вахита по одноименной пьесе Тази Гиззата (1961)
    • балет «Горная быль» на либретто А.Ключарева и Р.Хисамова, созданный на основе башкирских сказаний и музыкального фольклора (1951; 2 редакция 1959) и поставленный на сцене Башкирского театре оперы и балета
    • симфония «Волжская» (1955)
    • симфонические сюиты:
    • инструментальные произведения
    • песни:
    • обработки татарских и башкирских народных песен, в том числе:
  • музыка к драматическим спектаклям
  • инструментальные пьесы и др.

Признание

Источники

  • «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
  • «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
  • Ф.Ш.Салитова «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
  • Муса Джалиль «Татарская советская музыка и композитор Ключарёв» журнал «КОММУНИСТ», 30 ноября 1933
  • Олег Лундстрем «Александр Сергеевич Ключарёв. Композиторы Советского Татарстана», Казань, 1957
  • Н.Шумская «Александр Ключарёв» Москва, 1962
  • «Народные артисты. Александр Ключарёв» Казань, 1980
  • М.Н.Нигмедзянов «Александр Ключарёв. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана» Казань, 1986

www.millattashlar.ru

жизнь, творчество, характер Александра Ключарёва

Республиканский конкурс проектно-исследовательских работ

Учащихся 6 -10 классов « Без яшь, без сэлэтле…»

Секция: Мировая культура

«Жизнь, творчество, характер

Александра Ключарёва»

Габидуллина Алина, ученица 8 класса

МОУ Нармонская средняя школа

Республики Татарстан

Научный руководитель:

Учитель музыки и искусства

Л.А.Ванюшина

Нармонка  2012

Оглавление

  1. Оглавление.                                                                                                 — 2
  1. Введение.                                                                                                     — 3
  1. Цель исследования, задачи, гипотеза.                                                      — 4
  1. План исследовательского проекта.                                                           — 5                                                                                                  
  1. Биографические страницы композитора.                                                 — 6
  1. Воспоминания  музыковедов, заслуженных деятелей искусства,      

родных и близких.                                                                                      — 8

  1. Творчество  композитора.                                                                        — 12                                                        
  1. Заключение.                                                                                               — 15                                            
  1.  Список используемой литературы.                                                        — 16
  1.  Приложения                                                                                              — 17

Введение

       Мир вокруг нас многообразен по звучанию. Он наполнен звуками природы: пением птиц, журчанием ручья, шелестом листвы, потрескиванием льда.  Есть в нём звуки созданные человеком. Прекраснейшим творением человека является музыка, отражающая все многообразие мира. У каждого из нас есть любимая музыка, мы слушаем песни близкие нам по душе. Стараемся понимать художественные мысли, образы с помощью звуков музыки.

    Композиторы нередко применяют в своем  музыкальном творчестве народные песни других  народов разных национальностей, и в этом проекте собраны материалы о композиторе русского происхождения, который сочинял татарскую музыку, и внес огромный вклад в музыкальную культуру Татарстана. Чтобы глубже понимать его музыкальное творчество, несомненно следует знать жизненные моменты человека, его характер, общение, окружающий его мир.

    Исследовательский  проект  включает воспоминания сына Ключарёва Эмиля Александровича Ключарёва,  ведущих музыкантов, композиторов, заслуженных деятелей искусств, музыковедов.

  Творчество А.Ключарёва многогранно. «О чём это говорит?» — что композитор был очень одарённый человек, так как он ещё играл на многих музыкальных инструментах, и был гениальным импровизатором.

 

Цель исследования:

 Узнать, как человек русского происхождения стал знаменитым композитором , который сочинял татарскую музыку, и внёс большой вклад в музыкальную культуру Татарстана.

Задачи:  

Изучить литературу и другие источники информации о великом композиторе.

Гипотеза:

 предположим ,что если я изучила  и узнала   о жизни, творчестве, и характере Ключарёва, то мне  будет  более проникновенно и доступно понимать  его суть произведений.

                                   План исследования

  1. Узнать с помощью родителей, какая литература есть по данному вопросу?
  1. Изучить данную литературу
  1. Вывод

Биографические страницы  композитора.

      Казань,  в семье Сергея Даниловича и Надежды Семёновны Ключарёвых  19 февраля родился сын Саша.  В те годы семья жила на берегу озера Кабан в доме купца Хусаинова, в торговом предприятии которого отец будущего композитора работал в должности бухгалтера. Существовали легенды о том, что его отец Сергей Данилович был по национальности татарин, но доказательством  этому служит церковное свидетельство крещения.

  Саша вырос, играя с татарскими детьми, и он быстро научился говорить на татарском языке. Он с любовью начинает слушать татарскую народную музыку. Его мать владела игрой на гармонике, и мальчик уже в пять лет учится  играть на разных музыкальных инструментах: гармошка, скрипка, гитара и цитра.

     В 1908 году семья переезжает в г.Оренбург. детские и юношеские годы Ключарёва проходят в этом городе, где ему приходилось часто слышать татарские народные песни, оказавшие большое влияние на дальнейшую его судьбу как композитора.

      По возвращении в 1923 г. в Казань, А.Ключарев поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепиано О.Родзевича. Параллельно с учебой работал заведующим музыкальной частью Татарского театрального техникума. После завершения учебы (1926), проработав музыкальным руководителем  Марийского драматического театра (Йошкар-Ола), 

 Ключарев в 1928 г. уезжает в Москву, где также продолжает работать музыкальным руководителем Московского рабочего театра. После учебы в Московской консерватории им. П.Чайковского (1932 – 1934)  в классе композиции у Р.Глиэра, судьба забрасывает молодого композитора в г.Уфа, где он работал заведующим музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы.
     С 1937 года Ключарев связывает свою дальнейшую творческую жизнь с Казанью. Он  работал главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937-1938), заведующим кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938-1951).

   Одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939-1940 и 1968-1970) и Татарской государственной филармонии (1940-1942; 1951-1953

Воспоминания музыковедов, заслуженных деятелей искусств, родных и близких ему людей.

Сын Эмиль Ключарёв:  к сожалению отец ушёл из жизни в 66 лет, и я уже пережил его, но помню всё. Абсолютное большинство его  мелодий рождались при мне, вернее я слышал как рождалась музыка…как порой сложно и мучительно она превращалась в музыку «Ключарёва».

    Отцом издано два больших сборника народных песен, и конечно фольклор никто лучше отца не знал, разве что Загид Хабибуллин. Он нередко бывал у нас дома, приходил всегда со своей скрипкой и после небольшого застолья он расчехлял свою скрипку, они с отцом уходили в другую комнату, где был рояль. Уходил туда и я, где старался забиться в самый дальний уголок и слушать.. это было для меня высшим наслаждением: как они исполняли песни, как они это делали – это было удивительно! Я старался скрыть свои чувства.. комок в горле.. глаза.. это надо было видеть и слышать.. отец был не просто аккомпаниатором, он был уникальным импровизатором.

    Однажды я был свидетелем того как он посрамил знаменитых московских композиторов. Я встречал с ним новый год в доме творчества композиторов в подмосковье. Никакой звуковой техники тогда конечно не было. Всё было по живому. Каждая знаменитость подходила  к роялю и исполняли различные музыкальные произведения. Но настоящий праздник начался тогда, когда за инструмент сел  отец. Он с лёгкостью играл всё  о чём его просили, и я был поражён . всё исполненное отцом конечно без нот как мне показалось звучало лучше, чем в оригинале. Произведения были  исполнены  с более сочной и изобретательной гармонией.

   Не зря говорят  талант бывает не только один: отец прекрасно  рисовал, прекрасно готовил, он был неистощим на юмор, его знали все дворовые собаки, коты, он понимал, любил природу.

Он мечтал написать концерт для фортепиано с оркестром…не успел. Творчество отца до конца не изучено, оно уникально и не имеет аналога, и  мне хочется, чтобы нынешнее поколение заново открыло для себя музыку Александра Ключарёва.

    Эммануил Монасзон, пианист:   Если вы возьмёте творчество Александра Сергеевича Ключарёва, то это глубокое проникновение в суть татарской музыки , татарской народной музыки, это её использование. Только неформальное и не просто цитирование, а это опора , и это присутствие музыки что-то над мирное, это скорее ощущаешь, чем скажешь берёшь ноты…и наверное в этом и есть смысл сочинения , смысл опоры на национальный акцент.

 Зайпаб Хайруллина, музыковед:-  Александр Ключарёв очень был требователен к текстам и меня поражало знание языка. И однажды мы попросили его сделать выступление на татарском языке, и  Н.Исенбэтт  мне говорит: — « Зайнаб,  Александр Сергеевич так много делает для татарской музыки, так много работает. Зачем ты его заставляешь говорить на татарском языке? Это же ему трудно, видишь как он волнуется, хотя он правильно всё говорит. Скажи спасибо за его труды, что он пишет музыку и критикует наши тексты, а выступать на татарском языке ему это не обязательно, не вынуждай его на это».

Руководитель оркестра Олег Лундстрем:  —  Александр Сергеевич в судьбе нашего оркестра и в моей личной сыграл ключевую  роль. Когда мы приехали, он был художественным руководителем татарской Государственной филармонии, и  было время когда джаз народу был не нужен. И по моему Александр Сергеевич Ключарёв был единственный человек для которого джаз был необходим, и что Казань действительно получила такой оркестр, и он сделал всё чтобы оркестр не распался и продолжал существовать. У нас с ним были одинаковые взгляды на музыку и на лёгкую и серьёзную, все оценки и музыкальные вкусы у нас совпадали. Он был очень общительный, остроумный  человек, и я считаю ,что мы были единомышленниками. Ключарёв очень много сделал для музыкальной жизни татарии.

Альберт Леман, композитор, профессор Московской консерватории: — Александр Сергеевич Ключарёв обладал своим собственным стилем, который определяется необъяснимой красотой. Он играл очень хорошо  на рояле, понимал души песни, явлений, и когда он выступал с певцами, с певицами то это была какая-то целая поэма, сцена законченная. Я вас уверю, что певцы которые выступали с ним были счастливы. Ключарёв был из тех кто не был случайностью. Он очень хорошо чувствовал оркестр и у него были замечательные оранжировки произведений. Александр Сергеевич был обаятельный человек, умён, невероятно интеллигентен. Дом его был интересным, я часто бывал у него. Его жена очень умная женщина, и в гостях часто собирались масса музыкантов, которые любили вечером попеть, пообщаться.

Афзал Хайрутдинов, профессор консерватории: — министерство культуры объявило открытый конкурс на создание лучшей песни. По условиям конкурса подлинных имён авторов представленных на конкурс песен никто не знал, они были написаны и запечатаны в конвертах. И вот после тщательного отбора и единодушного согласия всех членов жюри были отобраны две песни, которые были разными. Наконец настал день, когда нам принесли эти закрытые письма, и при  вскрытии к нашему большому удивлению автором всех этих песен оказался один композитор  — Александр Сергеевич Ключарёв. Его яркий талант позволили «обмануть» нашу бдительность. За чтобы он не брался везде показывал высший пилотаж искусства. Он был весёлым, любил шутить, был жизнерадостным человеком, щедрым на услугу, оказания внимания другим.

 Флора Хасанова, профессор консерватории: —  Вы только подумайте, русский по национальности, он прекрасно знал язык татарский, он знал культуру, обычаи, он знал фольклор. И всё это позволяло ему писать настолько по «татарски», что даже профессиональные музыканты очень часто и до сих пор ошибаются, принимая его написанные темы за обработки татарских народных мелодий. Я считаю, что это высший комплимент, который можно сказать композитору любого ранга. Слышать игру на фортепиано Александра Ключарёва мне к сожалению не пришлось, но судя по записям на радио, по телевидении, то можно говорить о его блистательной фортепианной технике, и ещё о удивительном его даре – дар импровизации. Очевидцы рассказывают, что часто он даже не готовился к своим выступлениям, он просто перед началом игры  спрашивал тональность, потом выходил на сцену и что называется с ходу импровизировал, аккомпанировал солистам. Вот такое прекрасное знание фортепиано естественно не могло повлиять на фактуру его фортепианных сочинений: она очень удобная и пианистична. В этом я убедилась ещё раз когда работала над фортепианной сюитой из балета Ключарёва «Горная быль», проигрывая страничку за страничкой этого балета, я с удивлением поймала себя на том что я играю не клавир, а законченное концертное сочинение, написанное для фортепиано.

Творчество композитора.


   Творчество А.Ключарева охватывает широкий круг жанров – от обработок народных песен до балетов и симфоний. Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М.Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К.Тинчурина и др.). Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А.Ключарева обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А.Ключарева прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.).
Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита. Особое место в творчестве А.Ключарева заняла тема Волги как символ дружбы населяющих ее берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединенных единством симфонического развития.


    В балете «Горная быль» (либретто А.Ключарева и Р.Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей – представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А.Ключарев в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С.Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом.
   А.Ключарев является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Безнең дуслар» («Наши друзья») на стихи М.Хусаина, «Яз җыры» («Весенняя песня») на стихи М.Садри, «Синең хакта» («О тебе»), и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения. Именно за свои песни, объединенные в сборник «Канатлы яшьлек» («Крылатая молодость»), изданный в 1968 году, композитор был удостоен Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1970).

 Народный певец Татарстана Ильхам Шакиров:  —  я вспоминаю как рождалась песня «Туган  жиреем Татарстан» (родной мой край, Татарстан). Я обратился к Александру Сергеевичу , чтобы он написал песню о Татарстане, мы вместе сели за рояль , родилась мелодия. Теперь эта песня звучит как гимн  и мотив каждое утро звучит как позывные Татарстана.


  Большое значение для развития национальной музыкальной культуры имело сотрудничество А.Ключарева с Ансамблем песни и танца ТАССР. Его композиции способствовали успешному творческому росту этого коллектива: «Бәйрәм бүгән» («Сегодня праздник»), «Аулак өй» («Посиделки») и др.
Важную часть творческого наследия А.Ключарева составила работа по сбору и публикации народного музыкального творчества. Будучи зав. Кабинетом музыкального фольклора, он опубликовал два сборника татарских народных песен (1941 г. совместно с В.Виноградовым и М.Садри и 1955 г.).  

   В настоящее  время музыка Александра Сергеевича Ключарёва звучит и более современных оранжировках и интерпретациях.

    Композитор внес значительный вклад в развитие исполнительского искусства Татарстана как пианист и концертмейстер.
   В наши дни произведения А.Ключарева, его обработки народных песен и сегодня занимают большое место в концертном и учебном репертуаре. Обширное творческое наследие А.Ключарева, его разносторонняя музыкально-общественная деятельность позволяют причислить композитора к когорте татарских композиторов-классиков, заложивших основы современной национальной музыкальной культуры Татарстана.
За свои заслуги в области музыкального искусства Татарстана А.Ключарев был удостоен почетных званий: заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), народный артист ТАССР (1964),  заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Государственной премии РТ им Г.Тукая (1970).

Заключение.

      В г.Казань я посетила концерт, посвящённый Александру Ключарёву, который состоялся в большом концертном зале консерватории.

Мне очень понравилась его музыка, и я решила больше узнать об этом человеке.

  Александр Ключарёв писал прекрасную музыку в разных жанрах, но особенно остаются в памяти обработки известных татарских песен.

  При работе над проектом оказалось, что многие  считают его истинно татарским композитором, хотя это можно считать заслуженным комплиментом человеку русскому по происхождению.

  Свой характер, доброту и любовь к татарским народным песням  он проявлял в своей музыке.

  Моя гипотеза подтвердилась, узнав всё о композиторе мне легче понять его произведения. И теперь стало понятно и ясно, что в его музыке отражается его жизнь, переживания, характер и стремление к жизни. Композитор внес значительный вклад в развитие исполнительского искусства Татарстана как пианист и концертмейстер.В наши дни произведения А.Ключарева, его обработки народных песен и сегодня занимают большое место в концертном и учебном репертуаре. Обширное творческое наследие А.Ключарева, его разносторонняя музыкально-общественная деятельность позволяют причислить композитора к когорте татарских композиторов-классиков, заложивших основы современной национальной музыкальной культуры Татарстана.

Список используемой литературы.

  1. Учебник музыка 2 класс
  2.  Шумская Н. Александр Ключарёв.
  3.  Лундстрем И. Александр Сергеевич Ключарёв //Композиторы Советского Татарстана.
  4.  Сайдашева З. Ключарёв Александр Сергеевич // народные артисты.
  5.   Галиева С. Александр Ключарёв, как фольклорист// музыка и современность (актуальные вопросы татарской музыки)  
  6.  Нигметзянов М.Н.Александр Ключарёв // композиторы и музыковеды Советского Татарстана.

Приложения.

  1. Презентация к научно-исследовательскому проекту «Жизнь, творчество Александра Ключарёва»
  2. Музыкальные фрагменты из творчества А.Ключарёва
  3. Видеофрагменты «Жизнь и творчество Александра Ключарёва» (DVD  диск)

nsportal.ru

Ключарёв Александр Сергеевич Википедия

Александр Сергеевич Ключарёв (19 февраля 1906 — 30 марта 1972) — советский композитор, дирижёр и пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист Татарской АССР[1].

Биография

Русский[2]. Родился в Казани, в семье Сергея Даниловича и Надежды Семёновны Ключарёвых. Его мать владела игрой на гармонике, и мальчик уже в пять лет учится играть на разных музыкальных инструментах: гармошка, скрипка, гитара и цитра.

Семья жила на берегу озера Кабан в доме купца Хусаинова, в торговом предприятии которого отец будущего композитора работал в должности бухгалтера. Потом семья переехала в Оренбург, затем снова вернулись в Казань.

В Казани Александр познакомился с простым кучером Галяем, который изумительно напевал татарские народные мелодии. Интерес к музыкальному фольклору позже определил творческий почерк Александра Ключарёва[2]. Также на его творчество большое влияние оказало знакомство в Оренбурге с фольклористом и этнографом А. В. Затаевичем[3].

В 1923 А. Ключарёв поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепиано О. Родзевича.

После завершения учёбы (1926), работал музыкальным руководителем Марийского драматического театра (Йошкар-Ола).

В 1928 г. Ключарёв уезжает в Москву, где также продолжает работать музыкальным руководителем Московского рабочего театра. После учёбы в Московской консерватории им. П. Чайковского (1932—1934) в классе композиции у Р. Глиэра, судьба забрасывает молодого композитора в Уфу, где он работал заведующим музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы.

В 1937 году Ключарёв переезжает в Казань. Он работал главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937—1938), заведующим кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938—1951).

Одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939—1940 и 1968—1970) и Татарской государственной филармонии (1940—1942; 1951—1953)

В этот период Ключарёв писал музыку, основой которой было его увлечение фольклором. Он общался с фольклористами-этнографами, выезжал в фольклорные экспедиции. Причем, живя в Йошкар-Оле и Уфе, он также интересовался марийским и башкирским фольклором. Но неизменной любовью Ключарёва был татарский фольклор.[2]

Вместе с композитором В.Виноградовым и поэтом М. Садри Ключарёв собирал татарский музыкальный фольклор, записывал его и расшифровывал. Результатом этой кропотливой работы стали два фундаментальных сборника татарских народных песен[2].

Скончался 30 марта 1972 года. Похоронен на Арском кладбище города Казани.

Творчество

Творчество А. Ключарёва охватывает широкий круг жанров — от обработок народных песен до балетов и симфоний.

Особо популярной была песня Ключарёва «Родной край мой — Татарстан», одна из её музыкальных фраз даже стала позывным татарского радио. Не менее известна и его песня «Новая Казань», которая была музыкальной эмблемой столицы Татарстана[2].

Им записано свыше 200 башкирских песен. Среди них такие известные, как «Бииш», «Кахым-туря», «Салимакай», «Шафик», «Урал» и другие.

Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М. Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К. Тинчурина и др.).

Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А. Ключарёва обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А. Ключарёва прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.).

Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита.

Особое место в творчестве А. Ключарёва заняла тема Волги как символ дружбы населяющих её берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединённых единством симфонического развития.

В балете «Горная быль» (либретто А. Ключарёва и Р. Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей — представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А. Ключарёв в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С. Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом.

А. Ключарёв является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Безнең дуслар» («Наши друзья») на стихи М. Хусаина, «Яз җыры» («Весенняя песня») на стихи М.Садри, «Синең хакта» («О тебе»), и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения.

Именно за свои песни, объединённые в сборник «Канатлы яшьлек» («Крылатая молодость»), изданный в 1968 году, композитор был удостоен Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1970).

Звания и награды

Память

  • В 2011 году имя Александра Сергеевича Ключарёва было присвоено Детской музыкальной школе № 7 города Казани.[4]

Ссылки

Источники

Сайдашева З. Ключарёв Александр Сергеевич // Народные артисты: Очерки. — Казань, 1980. — С. 508—512.

Примечания

wikiredia.ru

Ключарёв, Александр Сергеевич — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ключарёв.

Александр Сергеевич Ключарёв (19 февраля 1906 года — 30 марта 1972 года) — советский композитор, дирижёр и пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист Татарской АССР.[1]

Русский[2]. Родился в Казани, в семье Сергея Даниловича и Надежды Семёновны Ключарёвых. Его мать владела игрой на гармонике, и мальчик уже в пять лет учится играть на разных музыкальных инструментах: гармошка, скрипка, гитара и цитра.

Семья жила на берегу озера Кабан в доме купца Хусаинова, в торговом предприятии которого отец будущего композитора работал в должности бухгалтера. Потом семья переехала в Оренбург, затем снова вернулись в Казань.

В Казани Александр познакомился с простым кучером Галяем, который изумительно напевал татарские народные мелодии. Интерес к музыкальному фольклору позже определил творческий почерк Александра Ключарева.[2] Также на его творчество большое влияние оказало знакомство в Оренбурге с фольклористом и этнографом А. В. Затаевичем.[3]

В 1923 А. Ключарев поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепиано О. Родзевича.

После завершения учёбы (1926), работал музыкальным руководителем Марийского драматического театра (Йошкар-Ола).

В 1928 г. Ключарев уезжает в Москву, где также продолжает работать музыкальным руководителем Московского рабочего театра. После учёбы в Московской консерватории им. П. Чайковского (1932—1934) в классе композиции у Р. Глиэра, судьба забрасывает молодого композитора в г. Уфа, где он работал заведующим музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы.

В 1937 году Ключарев переезжает в Казань. Он работал главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937—1938), заведующим кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938—1951).

Одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939—1940 и 1968—1970) и Татарской государственной филармонии (1940—1942; 1951—1953)

В этот период Ключарёв писал музыку, основой которой было его увлечение фольклором. Он общался с фольклористами-этнографами, выезжал в фольклорные экспедиции. Причем, живя в Йошкар-Оле и Уфе, он также интересовался марийским и башкирским фольклором. Но неизменной любовью Ключарева был татарский фольклор.[2]

Вместе с композитором В.Виноградовым и поэтом М. Садри Ключарев собирал татарский музыкальный фольклор, записывал его и расшифровывал. Результатом этой кропотливой работы стали два фундаментальных сборника татарских народных песен.[2]

Скончался 30 марта 1972 года. Похоронен на Арском кладбище города Казани.

Творчество А. Ключарева охватывает широкий круг жанров — от обработок народных песен до балетов и симфоний.

Особо популярной была песня Ключарева «Родной край мой — Татарстан», одна из её музыкальных фраз даже стала позывным татарского радио. Не менее известна и его песня «Новая Казань», которая была музыкальной эмблемой столицы Татарстана.[2]

Им записано свыше 200 башкирских песен. Среди них такие известные, как «Бииш», «Кахым-туря», «Салимакай», «Шафик» и другие.

Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М. Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К. Тинчурина и др.).

Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А. Ключарева обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А. Ключарева прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.).

Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита.

Особое место в творчестве А. Ключарева заняла тема Волги как символ дружбы населяющих её берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединённых единством симфонического развития.

В балете «Горная быль» (либретто А. Ключарева и Р. Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей — представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А. Ключарев в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С. Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом.

А. Ключарев является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Безнең дуслар» («Наши друзья») на стихи М. Хусаина, «Яз җыры» («Весенняя песня») на стихи М.Садри, «Синең хакта» («О тебе»), и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения.

Именно за свои песни, объединённые в сборник «Канатлы яшьлек» («Крылатая молодость»), изданный в 1968 году, композитор был удостоен Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1970).

Звания и награды[править]

  • В 2011 году имя Александра Сергеевича Ключарева было присвоено Детской музыкальной школе № 7 города Казани.[4]

vopere.com // Александр Ключарёв

Сайдашева З. Ключарёв Александр Сергеевич // Народные артисты: Очерки. — Казань, 1980. — С. 508—512.

wp.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *