cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Семена биология 6 класс – Строение семян — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Строение семян — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

При помощи семян размножаются все цветковые растения.

 

 

Семя содержит всё необходимое для роста нового растения.

 

Главная часть семени — зародыш, который является зачатком нового растения. Чтобы зародыш мог развиваться, в семени находится запас питательных веществ. Семя снаружи покрывает семенная кожура.

Все семена имеют зародыш, запасы питательных веществ и семенную кожуру. 

Зародыш — зачаток будущего растения.

Он состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и семядолей.

   

Зародышевый корешок — зачаток нового корня. При прорастании семени он развивается первым, разрывает кожуру семени и закрепляется в почве.

 

Зародышевый стебелёк — зачаток нового стебля. Он расположен между зародышевой почечкой и зародышевым корешком.

 

Из зародышевой почечки развиваются листья, ветви, цветы растения.

 

Семядоли — это первые листья зародыша. Число семядолей в семени растения — важный признак. Его используют при разделении всех цветковых растений на две большие группы: однодольные и двудольные. 

Растения, в семенах которых имеется одна семядоля, называют однодольными.

Однодольными являются рожь, пшеница, овёс, кукуруза, лилии, лук и другие растения.

Растения, в семенах которых имеются две семядоли, называют двудольными.

Двудольные составляют очень большую группу растений. Например, огурцы, тыквы, горох, фасоль, яблоня, маргаритки являются двудольными.

 

 

Питательные вещества могут быть отделены от зародыша и находиться в особой запасающей ткани, которая называется эндосперм; или могут находиться в его семядолях.

 

Попробуй обнаружить зародыш, находящийся в семени фасоли. Если у размоченной фасоли снять семенную кожуру, то семя можно разделить на две части и увидеть зародыш.

 

Обозначения на рисунке семени фасоли:

 

A — зародышевая почечка;

B — зародышевый корешок;

C — семядоли;

D — семенная кожура.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

http://smtpout.umlit.ru/catalog/view/92274

www.yaklass.ru

Биология (6 класс)/Семя — Викиверситет

Строение семян двудольных растений

Семя клёна белого (Acer pseudoplatanus) в разрезе — виден зародыш

w:Семя — это зачаточное растение, которое развивается из семязачатка. Размер семени может быть разным — от 0,001—0,003 мг(орхидные и заразиховые) до 20 кг (семена сейшельской пальмы).

Прорастание семени фасоли

Фасоль — двудольное растение. Её семена крупные. Одна из сторон семени фасоли выпуклая и гладкая, другая сторона — вогнутая и на ней виден рубчик — это след от семяножки. Семяножкой семя крепилось к околоплоднику. Семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой, которая защищает его (семя) от механических повреждений и сильного высыхания. Кожура семени фасоли может иметь разную окраску.

Семенна́я кожура́ — структура, снаружи покрывающая и защищающая зародыш в семени от перенасыщения влагой или пересыхания.

Под семенной кожурой находится зародыш, состоящий из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почки, которых можно рассмотреть только через лупу. Семядоли — крупные и толстые, в них содержится запас питательных веществ. Строение большинства семян других растений примерно такое же. Но бывают и отличия. Например, у лютика и фиалки зародыш окружён эндоспермом — клетками, в которых содержится дополнительный запас веществ. Поэтому их семенная кожура окружает не зародыш, а эндосперм.

Строение семян однодольных растений

Семена однодольных растений (например, хлебных злаков) имеют иное строение. Сухие плоды злаков — зерновки. Снаружи зерновка одета в золотисто-жёлтый кожистый околоплодник. Он так крепко сросся с семенной кожурой, что их невозможно разъединить.

Зародыш на срезе семени гинкго двулопастного (Ginkgo biloba)

Большую часть зерновки занимает мучнистый эндосперм. Это можно увидеть, разрезав зерновку вдоль. Клетки эндосперма содержат

ru.wikiversity.org

СЕМЯ — ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ — Биология 6 класс Костиков И.Ю. — Образование

Тема 3. ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ

 

§35. СЕМЯ

 

Вы узнаете о внешней и внутреннее строение семени, как происходит ее прорастание и какие условия для этого необходимы, и также о развитии проростка.

Как появляется семечко? Зачем растению семена? Как из семени появляется растение?

Семя (рис. 154) развивается из семенного зачатка цветочных растений после двойного оплодотворения. Покровы зачатка семени превращаются в кожуру, в которой остается отверстие. Эндосперм разрастается и питает зародыш, который развивается после оплодотворения яйцеклетки. Зародыш имеет зародышевый корешок, підсім’ядальне колено, у цветковых растений одну или две семядоли и брунечку зачаточного главного побега. После отмирания ножки семенного зачатка на кожуре семени остается рубчик.

У некоторых растений (фасоль (рис. 155), горох, огурец) зародыш полностью использует эндосперм для своего развития, а запасные питательные вещества в семени содержатся в семядолях.

Семя — это покрытый покровом-кожурой зародыш растения с необходимым для его развития запасом веществ.

Рубчик — место отрыва семени от ножки зародышу семени.

Рис. 154. Схема строения семян из двудольных (а) и односім’ядольним (б) зародышем

Рис. 155. Строение семени: а — внешний вид семени фасоли; б—зародыш фасоли; в—зародыш фасоли с разделенными семядолями; г— срез семени лука

Чтобы прорасти семени, как правило, необходим определенный период покоя. А условиями прорастания достаточная влажность, доступ воздуха для дыхания, оптимальная для данного вида растения температура (горох, морковь — 1-2 °С, огурец, перец — от 10 °С). Первым заметным признаком начала прорастания является набухание семени. Усиливается дыхание и увеличивается потребность в кислороде. Во время прорастания (рис. 156) растягивается підсім’ядольне колено. Оно выталкивает через разрыв кожуры корешок. С этого момента зародыш превращается в проросток. Корень сразу начинает расти вглубь, закрепляет молодой проросток в почве и снабжает его водой. У растений с надземными семядолями підсім’ядольне колено сильно удлиняется, изгибается петлей, затем распрямляется и выносит семядоли на поверхность почвы.

Рис. 156. Прорастание семени фасоли

ВЫВОДЫ

1. Семя содержит защищенный кожурой зародыш будущего растения и запас питательных веществ, которые используются во время прорастания.

2. Для прорастания семени необходимы завершении периода покоя, а также оптимальная влажность, температура, освещенность и доступ воздуха для дыхания.

3. Прорастание семени начинается после ее набухания по освобождению из кожуры семени зародышевого корешка, при этом зародыш семени дает начало проростку.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ

Семя, рубчик

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова внешняя и внутренняя строение семени?

2. Какие условия прорастания семени?

3. Что такое проросток?

4. Как происходит прорастание семени?

Вы узнали о внешнем и внутреннем строении семени и о том, что происходит во время ее прорастания. Зачем, по вашему мнению, растению семя?

schooled.ru

Строение семени. Плод. Видеоурок. Биология 6 Класс

Плод – это один из самых характерных органов покрытосеменных растений. Он состоит из околоплодника и семян (Рис. 1).

Рис.1. Околоплодник и семя

Околоплодник, представляющий собой разросшуюся и сильно видоизмененную стенку завязи, обеспечивает формирование семян, защиту от неблагоприятных факторов, способствует их распространению. В околоплоднике выделяют три слоя: наружный — внеплодник, средний — межплодник, и внутренний — внутриплодник. Околоплодник может быть сухим (Рис. 2), а может быть и сочным (Рис. 3).

Рис. 2. Сухие околоплодники лотоса, лесного ореха и клена

Рис. 3. Сочные околоплодники груши и авокадо

Околоплодник может быть вскрывающимся (Рис. 4), то есть при созревании семени он особым образом растрескивается, раскрывается и дает возможность семенам выпасть из него.

Рис. 4. Вскрывающиеся околоплодники каштана и дурмана обыкновенного

В плоде может быть одно семя, как у вишни, сливы или абрикоса, а могут быть плоды и многосемянные, такие как дыня, томат или арбуз (Рис. 5).

Рис. 5. Односемянной околоплодник вишни и многосемянной околоплодник дыни

Снаружи семя окружено оболочкой – семенной кожурой, под которой находится зародыш будущего растения, окруженный питательными веществами, их запас называется эндосперм (Рис. 6).  

Рис. 6. Строение семени

В эндосперме могут быть запасены жиры, ведь растительное масло, которое добывают из многих семян, – и есть запас питательных веществ для зародыша. В эндосперме запасают питательные вещества разнообразные растения, которые мы называем масличные (оливки, подсолнечник). В эндосперме могут запасаться углеводы и белки, это относится к злаковым растениям (пшеница, рожь).

У самого зародыша есть четыре части (Рис. 7).

Рис. 7. Строение семени, зерновка пшеницы

В целом зародыш построен из постоянно делящихся клеток: верхняя часть называется почечка – зачаток будущего стебля, ниже почечки располагается

стебелек, из которого вырастет первая часть стебля, еще ниже находится корешок, который прорастает первым. Корешок дает начало всем корням будущего растения. От стебелька отходят особые выросты, они называются семядоли, их может быть две или одна, они могут быть похожи на листья, это самые крупные части зародыша. Семядоли часто становятся первыми листьями молодого растения (Рис. 8).  

Рис. 8. Рассада томата

Такое растение называется проростком. Семядоли не считаются настоящими листьями, это особые части зародыша.

У семени пшеницы семядоля только одна, она отгораживает зародыш от эндосперма. Бывает, что при формировании зародыша, он всасывает в себя весь эндосперм, и вокруг сформированного зародыша мы его не видим, он хранится в семядолях. Это мы можем наблюдать в желудях, в семенах гороха, фасоли (Рис. 9).

 

Рис. 9. Запас эндосперма в семядолях семени фасоли

Прорастание семян – это переход их от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и формирующегося из него проростка. Для прорастания семян необходимо тепло, кислород и вода. Вода необходима в небольших количествах, от избытка воды семена пропадут. Прорастание идет по этапам: на первом вода должна проникнуть внутрь семени, под семенную кожуру. Питательные вещества у зародыша находятся в сухом состоянии, и вода способствует растворению питательных веществ для усвоения зародышем. Первым прорастает корешок, он начинает активнее всасывать воду, зародыш – еще активнее растворять эндосперм, и стебелек с почечкой пускаются в рост. Необходимо учитывать, что семя прорастает в плотной среде – почве, само семя состоит из образовательной ткани и стебелек с почечкой могут повредиться при прорастании, поэтому иногда зародыш изгибается и пробуривает почву изогнутым коленом (Рис. 10).

Рис. 10. Прорастание зародыша изогнутым коленом

Иногда первыми начинают прорастать семядоли, оборачивая собой нежную почечку и стебелек, пробуривая почву и становясь первыми листьями.

Не все семена пускаются в рост при благоприятных условиях, часть из них остается в почве и составляет семенной банк для дальнейшего их развития.

Мы рассмотрели строение плода и семени, условие, при котором семя прорастает, разнообразие плодов и семян.   

 

Список литературы

 

1. Пасечник В.В.  Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – Дрофа, 2011.

2. Корчагина В.А. Биология 6-7 классы. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – 1993.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.  Биология 6 класс. – 2008.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

 

1. Интернет портал «Проект – Вся Биология» (Источник)

2. Интернет портал «Биоуроки» (Источник)

3. Интернет портал «Сад навсегда» (Источник)

4. Интернет портал «Биология в лицее» (Источник)

 

Домашнее задание

 

1. Какие бывают околоплодники?

2. Из каких частей состоит зародыш семени?

3. Как происходит прорастание семян?

interneturok.ru

Семена растений биология 6 класс

Семена растений важны для изучения, ведь биология 6 класса, это наука о растениях, и она между прочим ботаникой называется. А уж ботаника изучает растения все подряд, причем акцентируя внимание не только на их внешнем и внутреннем строении, но также и на отдельных органах, таких, как семена растений. И если учителю биологии для проведения урока ботаники в 6 класса понадобилась презентация powerpoint на тему семена растений, то мы спешим вам сказать о том, что такой материал есть, и скачать бесплатно его просто и доступно всем. Так что смотрите в самый низ этой статьи, чтобы увидеть там ссылку для скачивания.
Биология растений может многим учащимся пригодиться еще при сдаче экзаменов, хотя если надо больше информации по этой теме, то надо посетить егэ портал, где материалов к экзамену очень много!
Посмотрим, что дают нам презентации по биологии в школе? Что такое семена растений, каково строение семян, какие функции они выполняют, и почему такое большой разнообразие семян по типу, цвету и размерам? На все вопросы эти учащиеся 6 класса получат полноценные правильные ответы, если вы захотите скачать бесплатную презентацию по биологии 6 класса на тему семена растений.

Семена цветковых растений


Мы на уроках с учащимися изучаем строение семян цветковых растений, их корня, листьев, классификацию плодов, и все эти знания аккумулируются и анализируются в создании обучаемых в полной мере. Стоит признать, что многие из учащихся все это забудут. Во всяком случае, им будет так казаться, но на самом деле в глубокой долговременной памяти информация эта про растения все же сохраняется. И те из наших учеников, кто будет поступать по теме биологии, осознает все это на экзаменах и дальнейшей учебе, потому что все про семена цветковых растений им придется вспомнить, что лучше, чем учить с нуля заново.
Семена растений биология 6 класс скачать бесплатную презентацию

mirbiologii.ru

Урок биологии в 6-м классе «Семя и его строение»

Разделы: Биология


Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
  • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. 1-2 Сообщение учителя.
2. Изучение нового материала. 15-20 Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради
3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов. 15-20 Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна.
4. Домашнее задание. 1-3 Запись на доске.

Ход урока

2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Это семя. (слайд)

Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

ченики записывают в тетради число и тему) (слайд)

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)

(вопрос учащимся)

Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд). Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

(вопрос учащимся)

Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

Затем появляется зародышевый побег.

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

(физминутка)

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструкция по технике безопасности

при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд).

  1. Работать за столом следует аккуратно.
  2. Не делать резких движений.
  3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
  4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
  5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа № 4 (слайд).

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цель:

-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

ХОД РАБОТЫ (слайд)

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
  2. Найдите рубчик и семявход.
  3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
  4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
  5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
  6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
  7. Вывод.

3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю” (слайд)

 

Фамилия, имя

+/-

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
  4. Первым у проростка появляется корешок.
  5. Молодое растение называют заростком.
  6. Снаружи семена покрыты корой.
  7. Через семявход в семя проникает вода.
  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
+

+

+

+

Задание проверил(а): Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).

  1. Зародышевый корешок.
  2. Кожура.
  3. Семядоли.
  4. Зародышевый стебелёк.

Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд).

Пример синквейна:

Выставление оценок.

5. Домашнее задание: (слайд)

  1. (обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
  2. (познавательное) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..
  3. (творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
  4. Лабораторная работа № 4.

    Тема:

    Изучение строения семени фасоли
    .

    Цель:

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование:

    лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    ХОД РАБОТЫ

    1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
    2. Найдите рубчик и семявход.
    3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
    4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
    5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
    6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
    7. Вывод.

    11.02.2008

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Материал по биологии (6 класс) по теме: урок биологии в 6 классе «Плоды и семена»

    Открытый урок в 6 классе

    «Плоды и семена»

    Цель: изучить строение плодов и семян.

    Задачи: Образовательные — познакомить с разнообразием плодов и семян.

                  Воспитательные – продолжить формировать умение работать с     натуральными объектами.

                   Развивающие – научить сравнивать, анализировать и делать выводы.

    Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

    Методы изучения: частично-поисковый, проблемный.

    Структура урока:

    1. Актуализация знаний.

    2. Особенности плодов  и семян двудольных растений.

    3. Особенности строения плодов и семян однодольных растений.

    4. Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

    5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.

     Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прорастание семян пшеницы и фасоли», дидактические карточки, компьютерный диск «Плоды и семена».

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учитель:  

    Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит познакомиться со строением семян, разнообразием плодов, которые встречаются в природе. Прежде чем приступить к новой теме, мы проведем проверку домашнего задания.  Мы проведем с вами биологический диктант. Прошу приготовить листочки для записи ответов на мои вопросы, внимание, приготовились, слушаем первый вопрос. Учитель читает вопросы ученики записывают ответы (опрос 5мин)

    А) Побегом называют стебель с расположенными на нем…

      предполагаемый ответ учащихся  указан в скобках (листьями и почками).

    Б) На верхушке побега обычно имеется….. (верхушечная почка).

    В) Почки бывают листовые и (цветочные).

    Г) Видоизмененный побег….(цветок)

    Д) Расстояние между двумя соседними узлами….(междоузлие)

    Е) подчеркните слово, которое не означает вегетативной части побега

    А)вецкто  б)слит   в)бсьлете   г) чокап (а)- это цветок

    Учитель: Ребята если вы выполнили задание, поменяйтесь листочками друг с другом, проверьте и поставьте соседу по парте оценку. Пять (все вопросы написаны правильно)  4- одна ошибка 3- 2 ошибки ( проверка 2минуты)

    Учитель:

    Оценки, которые вы заработали будут выставлены  в классный журнал..

    Объяснение нового материала (8минут)

    Сегодня наша задача состоит познакомиться с плодами, которые как указывалось в вашей работе развиваются из цветка после оплодотворения.

    Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

    — По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это  «зрелый цветок». – Огромное разнообразие плодов, ровно как и цветов, стеблей, является результатом  длительной  эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

    http://cde.sipkro.ru/teacher/file.php/715/Urok_biologii_v_6_klasse.ppt

    Плоды бывают:

    1. Сухие

    2. Сочные.

    1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.

    2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на  доске, спроецированную с помощью компьютера)

    Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Функция плодов — это защита семян и их распространение.

     

    Физкультминутка. (2минуты)

    (Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики  разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

    Учитель продолжает рассказ:

      Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем  коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске. К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.

    Ученик выступает с сообщением: А знаете ли вы, что  (3 минуты)

     Самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сейшельской пальмы, они достигают 50 см в диаметре  и весят 15-20 кг.

     Масса драгоценных камней измеряется в каратах. Название происходит от названия дерева Caratina silikva, растущего в аравийской пустыне, косточка которого весит ровно 0,2 г. Ювелиры древности пользовались точным весом этих косточек и использовали их в качестве гирек для весов. Спасибо за внимание.

    Учитель:

     Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная запасающая ткань и зародыш.

    Зародыш состоит из:

    А) зародышевый корешок;

    Б) почечки;

    В) Зародышевый стебелек;

    Г) Семядоли.

    Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Но ткани в зерновке представлены лишь пленчатым наружным слоем и очень плотно срослись с семенной кожурой, все остальное от зерновки – это семя. (демонстрируется схема на доске). Сейчас мы проведем лабораторную работу и запишем результат в тетрадь. ( 10 минут)

    Лабораторная работа

    «Строение семян».

    Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений на натуральных объектах. Определить различные функции семян.

        Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы. Инструкционная карта раздается каждому ученику

    Задание для работы:

    1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

    2. Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени? (ответ учеников защитная)

    3. Попробуйте снять покров с зерновки пшеницы. Что вы снимаете? Почему это не удается? (семенная кожура срастается с околоплодником)

    4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

    5. Сравните проростки фасоли и пшеницы. (у фасоли две семядоли у пшеницы – одна)

    6. Сделайте вывод и запишите в тетради с печатной основой. ( Семя -зачаточное  растение, содержит стебелек, корешок и почечку)

    Закрепление. (3 минуты)

     Ученики задают вопросы друг другу, работая в парах

    1. Что называют семенем?  (зачаточное растение)

    2. Что входит в состав семян? ( Семенная кожура, почечка, стебелек, корешок)

    3. Какие сочные плоды вы знаете? (костянка, ягода, померанец, яблоко, сборная сочная ложная семянка, тыквина)

    4. Назовите сухие плоды. ( коробочка, крылатка, летучка, боб, стручок, струночек, желудь, зерновка, орех)

    5. Чем семена однодольных отличаются от семян двудольных?

     (у однодольных одна семядоля, у двудольных – две)

    6. Какие условия необходимы для прорастания семян? ( вода, тепло, воздух)

    Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для открытого урока (5 минут)

    1 ученик  На зеленых ветках

    Детки лысые в беретках.

    Без боязни спрыгнут с веток –

    Очутятся без береток.

    У кудрявого их папы

    Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)

    2. Он совсем не хрупкий,

    А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –

    Увидишь сердцевину

    Из плодов он тверже всех,

    Называется….(орех)

    3. Выкинем – не обеднеем,

    Соберем – разбогатеем.  (Зерно).

    4. Солнце жжет его макушку,

    Хочет сделать погремушку. (мак)

    5. Плод душистый и пушистый,

    А середка плода, словно камень,

    тверда. (персик)

    6. Алый цвет, медовый вкус,

    Съел до корки весь….(арбуз).

    7. Весь в пупырышках малец-

    Изумрудный … (огурец).

    8. В старой сказке овощ этот,

    Стал для Золушки каретой. (тыква).

    Назовите, к каким типам  плодов относятся эти растения

    Учитель: Сегодня мы проделали большую работу, за которую я поставлю, заработанные на уроке оценки в классный журнал.

     

    Итог урока. (2 минуты)

     Домашнее задание.  Составить кроссворд  по теме: «Плоды и семена».

    Несколько дифференцированных заданий различной степени сложности, предлагаются учителем для работы дома. Желаю успеха!

    Плоды и семена, их распространение.

    Вариант 1.

    1. Плод – ягода у:

    а) вишни                                        в) крыжовника

    б) сливы                                         г) черемухи

    2. Плод – костянка у:

    а) дуба                                            б) томата

    в) смородины                                 г) персика

    3. На перегородке плода семена расположены у:

    а) фасоли                                         в) репы

    б) гороха                                          г) акации

    4. После созревания свои семена разбрасывает:

    а) томат                                            в) бузина

    б) акация                                          г) череда

    5. Распространяются ветром плоды:

    а) клена                                            в) дуба

    б) бузины                                         г) кокоса

    Вариант 2

    1. Плод – коробочка у:

    а) мака                                            в) подсолнечника

    б) лещины                                      г) капусты

    2. Плод – семянка:

    а) ячменя                                         в) редиса

    б) подсолнечника                           г) дуба

    3. Сочный плод с большим количеством семян называется:

    а) ягода                                            в) костянка

    б) коробочка                                    г) семянка

    4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:

    а) зерновки                                       в) ореха

    б) семянки                                        г) боба

    5. Околоплодник – это видоизменение:

    а) цветоложа                                     в) чашечки

    б) стенок завязи                                г) семени

    Вариант 3

    1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.

    Чтсроку

    Анстякок

    Ямкнеса

    Орказвен

    боркачоок

    околяб

    2. Подчеркните лишнее:

    А) ягода;

    Б) костянка;

    В) семянка;

    Г) пыльца;

    Д) зерновка.

    nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *