cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Правописание суффиксов существительных 6 класс тест – проверочная контрольная работа по теме

Тест по русскому языку Правописание суффиксов имён существительных 6 класс

Тест по русскому языку Правописание суффиксов имён существительных 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. Oт какого глагола образуется имя существительное со зна­чением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

1) грузить
2) погонять
3) рассказывать
4) летать

А2. В суффиксе какого существительного пишется буква И?

1) клубоч..к
2) человеч..к
3) луч..к
4) дружоч..к

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) крюч..к, печ..т
2) ветероч..к, лодч..нка
3) лимонч..к, кусоч..к
4) бельч..нок, сач..к

А4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

1) Рейс
2) Деталь
3) каФе
4) фаНера

B1. Из данного предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Из самого сложного положения можно найти выход, нельзя опускать руки.

C1. Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу предложение задания В1.

Вариант 2

A1. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЧИК-?

1) фонарь
2) возить
3) табун
4) стекло

А2. В суффиксе какого существительного пишется буква И?

1) голубоч..к
2) ореш..к
3) звоноч..к
4) нол..к

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) стереж..т, зайч..нок
2) платоч..к, карандаш..к
3) малъч..нка, суч..к
4) поч..т, медвеж..нок

А4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

1) тиРе
2) акаДемия
3) спортсМен
4) фаНера

В1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, об­резки дощечек.

C1. Напишите небольшое рассуждение о профессии, которая вас привлекает.

Ответ на тест по русскому языку Правописание суффиксов имён существительных 6 класс
Вариант 1
А1-2
А2-3
А3-4
А4-3
В1. выход
Вариант 2
А1-2
А2-4
А3-3
А4-1
В1. опилки

testytut.ru

Тесты по русскому языку 6 класс Тест 34 Правописание гласных в суффиксе ЕК и ИК

Правописание гласных в суффиксах -ек и -ик

Автор: ©2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание 1

Вопрос:

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ у суффиксов -ек и -ик совершенно разное значение

__ при изменении в суффиксе -ек исчезает гласная

__ при изменении в суффиксе -ик исчезает гласная

__ суффиксы -ек и -ик могут выступать как уменьшительно-ласкательные

Задание 2

Вопрос:

Выберите слово, которое нужно написать с суффиксом -ек.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) лист…к

2) мост…к

3) ножич…к

4) диванч…к

Задание 3

Вопрос:

Выберите слово, которое нужно написать с суффиксом -ик-.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) веноч…к

2) ключ…к

3) платоч…к

4) цветоч…к

Задание 4

Выберите слова, которые записаны правильно.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) карандашек

2) пингвинчек

3) платочек

4) огурчик

5) винтик

Задание 5

Вопрос:

Выберите слова, которые написаны с ошибками.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) котёночек

2) дождек

3) садик

4) звоночик

5) молоточик

Задание 6

Вопрос:

Образуйте от слова свисток существительное при помощи суффикса -ек или -ик-. Ответ запишите.

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 7

Вопрос:

Выберите слова, в которые следует вставить суффикс -ек.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) лич…ко

2) нос…к

3) листоч…к

4) кружоч…к

5) ножич…к

Задание 8

Вопрос:

Выберите предложения, в которых сделаны ошибки.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) По ручейку неспешно плыл маленький кораблек.

2) На клумбе наконец зацвел цветочек.

3) Мальчик решил запустить бумажный самолётек.

4) В ведре было полным-полно свежих огурчеков.

Задание 9

Вопрос:

Выберите слова, от которых образуются существительные при помощи суффикса -ик-.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) десант

2) куст

3) сынок

4) сапог

5) кирпич

Задание 10

Вопрос:

Выберите слова, от которых образуются существительные при помощи суффикса -ек-.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) человек

2) успех

3) пирожок

4) овраг

5) палец

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы: Нет; Да; Нет; Да;

2) (3 б.) Верные ответы: 3;

3) (3 б.) Верные ответы: 2;

4) (4 б.) Верные ответы: 3; 4; 5;

5) (4 б.) Верные ответы: 2; 4; 5;

6) (4 б.) Верный ответ: «свисточек».

7) (4 б.) Верные ответы: 3; 4; 5;

8) (5 б.) Верные ответы: 3; 4;

9) (5 б.) Верные ответы: 2; 5;

10) (5 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;

4

multiurok.ru

Тесты по русскому языку 6 класс Тест 84 Правописание гласных в суффиксах глаголов

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Автор: ©2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание 1

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ в суффиксах глаголов перед -ва могут стоять буквы ы, е, о, и

__ выбор гласных в суффиксах глаголов зависит от ударения

__ мы определяем гласные в суффиксах глаголов, изменяя глагол

__ суффикс -ва никогда не стоит под ударением

Задание 2

Выберите глагол, в который нужно вставить ы.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) улавл…вал

2) предчувств…вал

3) обман…вал

4) танц…вал

Задание 3

Выберите глагол, в который нужно вставить е.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) участв…вали

2) ноч…вали

3) закр…вали

4) заканч…вали

Задание 4

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если в 1-м лице ед. ч. глагол заканчивается на -ываю, -иваю, мы пишем в суффиксе ы или и

__ если в 1-м лице ед. ч. глагол заканчивается на -ую, -юю, мы пишем в суффиксе и

__ для того, чтобы определить, какая гласная стоит в суффиксе глагола, нам нужно поставить его в форму 1-го лица мн. ч.

__ мы проверяем гласные в суффиксах глаголов, ставя глагол в форму прошедшего времени

Задание 5

Вопрос:

Выберите глаголы, в которые нужно вставить о.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) очаров…вать

2) здравств…вать

3) обоснов…вать

4) чувств…вать

Задание 6

Вопрос:

Выберите глаголы, в которые нужно вставить и.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) преодол…вать

2) прикле…вать

3) буш…вать

4) затрач…вать

5) закраш…вать

Задание 7

Вопрос:

Выберите глаголы, которые написаны с ошибками.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) надкусывать

2) усилевать

3) настаевать

4) путешествовать

5) ощипывать

Задание 8

Вопрос:

Выберите глаголы, в которых есть суффикс -ва.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) команд…вать

2) во…вать

3) нап…вать

4) отб…ваться

5) отд…вать

Задание 9

Вопрос:

Сопоставьте правильно!

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) -ова

2) -ева

3) -ыва

4) -ива

__ гост…вал

__ доклад…вать

__ засе…вать

__ завед…вать

Задание 10

Вопрос:

Сопоставьте правильно!

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) -ова

2) -ева

3) -ыва

4) -ива

__ выпис…вать

__ разве…вать

__ бедств…вать

__ гор…вать

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы: Да; Нет; Да; Нет;

2) (3 б.) Верные ответы: 3;

3) (3 б.) Верные ответы: 2;

4) (3 б.) Верные ответы: Да; Нет; Нет; Нет;

5) (4 б.) Верные ответы: 2; 4;

6) (4 б.) Верные ответы: 2; 4; 5;

7) (4 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (4 б.) Верные ответы: 3; 4; 5;

9) (5 б.) Верные ответы: 2; 3; 4; 1;

10) (5 б.) Верные ответы: 3; 4; 1; 2;

4

multiurok.ru

Урок в 6 классе по теме » Правописание е-и в суффиксах имен существительных -ек, -ик.»

Тема урока. Правописание гласных Е — И в суффиксах имён существительных -ЕК и –ИК.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с условиями выбора букв Е — Ив суффиксах существительных -ЕК и -ИК;

  • учить графически изображать условия выбора и соблюдать их в письменной речи;

  • расширять словарь учащихся;

  • воспитывать креативность мышления, интерес к предмету и эмоциональность речи.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II. Опрос по домашнему заданию

III. Актуализация опорных знаний

Прослушайте внимательно отрывок из рассказа писателя Ф. Д. Кривина.

БЕГЛОЕ Е

Вызвали Е из алфавита.

— Ну, как у вас там?

— Полный порядок. Все на местах.

— Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.

— А в какое слово меня посылают?

— Слово хорошее — ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.

— Вы думаете?

— Конечно, справитесь.

Е пробует возражать, ему не хочется расставаться с алфавитом, но — что поделаешь! Приходится отправляться в текст.

В слове ДЕНЬ Е встало на видном месте, ему удобно, спокойно,— совсем как в алфавите.

Но вот слово начинает склоняться: ДНЯ, ДНЮ…

В чём дело? Куда девалось Е?

Нет его, оно сбежало. Испугалось косвенного падежа.

Вот какое это Е, всю жизнь проведшее в алфавите. В трудную минуту на него не рассчитывайте.

♦ Самостоятельно сформулируйте правило, опираясь на прослушанный и примеры.

Листик — листика, листику; листочек — листочка, листочку.

IV. Постановка целей и задач урока

V. Работа над темой урока

1. Работа с материалом учебника

а) параграф 80, стр. 110, П. стр. 47.

б) Выполнение упражнения 119.

♦ Составьте с данными в упражнении словами словосочетания.

2.Распределительный диктант

Распределите в две колонки слова с суффиксами -ЕК- и -ИК.

Мешочек, ситчик, платочек, ключик, горошек, орешек, зайчик.

3.Тренировочный диктант

Запишите предложения.

Выделите суффиксы -ЕК и -ИК в словах.

1. Бойко плавает средь ила головастик в луже стылой (Г.Глинка).

2.Я разломил китайское печенье с билетиком внутри (И. В. Чинное).

3.В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик (Н. Н. Носов).

4.Преобразование слов

Поставьте слово в форму именительного падежа, единственного числа. Выделите суффикс.

Листочка —

Пенечка —

Цветочка —

Платочка —

Сыночка —

Человечка —

Мотылечка —

Огонёчка —

Лесочка —

Кусочка —

Горшочка —

2. Игра «Записка»

Методический комментарий. По двум вариантам на каждом ряду екают записки:

1-й вариант. «Я знаю, что -ИК пишется в словах…»;

2-й вариант. «Я знаю, что -ЕК пишется в словах…».

Задача каждого учащегося — дописать одно слово в записку и передать ее следующему сидящему на этом же варианте ученику. При работе можно зоваться словами из упражнений, помещённых в учебнике. Слова в записке одного варианта не должны повторяться.

Какой ряд справится быстрее, тот и победил.

VI. Рефлексия

Интерактивный приём «Микрофон»

♦ Для чего нам понадобятся знания, полученные на этом уроке?

VII. Домашнее задание

Параграф 80, упр. 120.

VIII. «На закуску»

1.Выборочный диктант

♦ Прочитайте рецепт, выпишите слова с суффиксами -ИК——ЕК. В скобках рядом докажите, изменив слово, что пишется именно этот суффикс.

♦ Определите, какое блюдо получится.

Порежьте на кубики хлеб и несколько ломтиков ветчины. Мелко порубите зубчик чеснока. Перемешайте всё. Можно потереть сверху мускатный орешек. Поджарьте на сковородке. Сверху залейте 2 яйцами. У вас получилась замечательная … (яич[ш]ница).

♦ Запишите название блюда. Прочитайте его правильно.

2. Письменный опрос по орфограммам

Запишите правила (можно схематично), приведите примеры на каждое правило.

1. Правописание Е в суффиксе –ЕН- имен существительных на –МЯ.

2. Правописание гласных Е-И в суффиксах имен существительных –ЕК и –ИК.

1. Правописание частицы НЕ с именами существительными.

2. Правописание гласных Е-И в суффиксах имен существительных –ЕК и –ИК.

1. Правописание Ч и Щ в суффиксах имён су- ществительных –ЧИК и -ЩИК.

2. Правописание гласных Е-И в суффиксах имен существительных –ЕК и –ИК.

Как могут ещё называться Е и О, которые неожиданно покидают слово?

Что может произойти, если мы не будем отличать Е от И в суффиксах -ЕК

infourok.ru

Тест по русскому языку НЕ с существительными 6 класс

Тест по русскому языку НЕ с существительными. Буквы Ч и O в скффиксе -ЧИК (-ЩИК). Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных 6 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите слово, которое с НЕ пишется раздельно

1) (не)взгоды
2) (не)ясность в мыслях
3) (не)друг, а просто сосед
4) был (не)урожай

А2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква Ч

1) разнос..ик, перебеж..ик
2) буфет..ик, камен..ик
3) съём..ик, смаз..ик
4) уклад..ица, сортиров..ица

А3. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется Е

1) нос..к, пузыреч..к
2) ореш..к, станоч..к
3) ларч..к, кусоч..к
4) сыноч..к, карандаш..к

А4. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

1) жуч..к, шапч..нка
2) горош..к, снеж..к
3) доч..нька, червяч..к
4) крош..чка, волч..нок

А5. Укажите слово с ошибкой

1) переводчик
2) перевозчик
3) перевозщик
4) каменщик

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Пастушок заиграл на дудочке, ребята бросили игру в мячик и разошлись по домам.

В1. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом «После шипя­щих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква о

В2. Объясните правописание слова мячик.

C1. Расскажите о правописании не с существительными.

2 вариант

A1. Укажите слово, которое с НЕ пишется раздельно

1) (не)былицы
2) (не)точность в расчётах
3) (не)правда, а ложь
4) (не)ряха

А2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква Щ

1) камен..ик, перевод..ик
2) перепис..ик, стеколь..ик
3) фасов..ик, бакен..ик
4) перебеж..ик, прессов..ик

А3. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И

1) самолет..к, платоч..к
2) огонёч..к, человеч..к
3) стол..к, самоварч..к
4) чайнич..к, замоч..к

А4. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

1) пауч..к, ноч..нька
2) горош..к, медвеж..нок
3) доч..нька, черпач..к
4) пастуш..к, плющ..м

А5. Укажите слово с ошибкой

1) пенёчик
2) птенчик
3) бакенщик
4) невольница

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Пришел буфетчик и подал горошек с котлетами.

B1. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом «После шипя­щих без ударения в суффиксах имён существительных пишется буква е

В2. Выпишите слово с орфограммой «Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик)».

C1. Расскажите о правописании О-Е после шипящих в суффиксах существитель­ных.

Ответы на тест по русскому языку НЕ с существительными. Буквы Ч и O в скффиксе -ЧИК (-ЩИК). Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных 6 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-1
А5-3
В1. пастушок
В2. мячик-мячика
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-3
А4-4
А5-1
В1. горошек
В2. буфетчика

testschool.ru

Правописание суффиксов имен существительных (упражнения)

Упражнение 1.

 Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

 

Упражнение 2.

 Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

 

Упражнение 3.

 От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

 

Упражнение 4.

 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ…цы колон…а выползет большая. Мадон…а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ…к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар…к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн…ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн…ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать…цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис…нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж…к хуже? (Мих.). 9. Постоял…ц прибьется к дому, да хозя…н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер…шко, легка (Алиг.). 11. Письм…цо долгожданное из лазарета… (Недог.).

 

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос…мигран…ик, варе…ик, гости…ица, гриве…ик, дровя…ик, дружи…ик, имени…ик, коре…ик, листвен…ица, моше…ик, мали…ик, нефтя…ик, подли…ик, подоко…ик, покло…ик, путешестве…ик, родстве…ик, ряби…ик, сезо…ик, совреме…ик, соплеме…ик, стра…ик, труже…ик.

 

Упражнение 6.

Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

 

Упражнение 7.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание.

Арбуз…к, авт…сварщик, бород…ща, воробьишк…, волюшк…, вертушк…, вязалыд…ца, вод…проводч…к, гвозд…к, грузил…, гнезд…ко, грязищ…, голосишк…, дворн…ч…ха, доклад…ца, дядюшк…, желез…бетон, земл…мер, землишк…, зеркальц…, имень…ц…, кипятильн…к, капитал…ц, ковк…сть, колыш…к, лес…тундра, общ…ствовед, пальт…цо, письм…нос…ц, пчел…вод, пыл…сое, письм…цо, плать…це, птиц…лов, ружьишк…, рыж…к, свет…тень, стал…литей…к, словечк…, семечк…, сен…кос, тем… чко, угл…коп, хлеб…ц, хохотушк…, человек…день, шалунишк…, электр…механ…к.

 

Упражнение 8.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн…ки — люди утренние, все танц…ры — ночные, вечерние сущ…ства (Пришв.). 2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез…в…ки прячутся под березами, подосин…в…ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж…ка, масленка или мох…в…ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож…ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн…цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч…р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж…ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж…ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме…чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем…на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн…ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн…ки, блин…ки, торговцы гречнев…ками, жаренными на постном масле. Сбитен…щ…ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит…к, согревавший извоз…ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц… с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин…ц…(П.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя…на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн…ц…й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил…щ… храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба…ч…цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим…ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем…на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц…м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич…кий музей (Гил.). 13. Большие ворота медленно открылись, и пути…ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн…ками, обращен был в некошеный луг… (П.). 15. В сие время за…ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя…ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди…ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн…ка (П.). 16. В гости…ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш…чка согнулась под потолком. Игруш…к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт…ки, золотые орехи, привязывать к пря…н…кам и крымским яблокам серебряные верев…чки (А. Т.). 17. Вен…ч…ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). 18. С нами был маленький мальч…к. Он был выдумщ…к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки… (Пауст.).

 

Упражнение 9.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

 

Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

 

 

1.                  В каком слове пишется И?

1)                 ящич…к

2)                 кресл…це

3)                 нож…нька

4)                 тяж…сть

 

2.                  В каком слове пишется И?

1)                 француж…нка

2)                 виш…нка

3)                 нищ…нка

4)                 солом…нка

 

3.                  В каком слове пишется И?

1)                 Миш…нька

2)                 помещень…це

3)                 текуч…сть

4)                 брат…ц

 

4.                  В каком слове пишется Е?

1)                 помидорч…к

2)                 мастер…ца

3)                 гостин…ца

4)                 клубоч…к

 

5.                  В каком слове пишется Е?

1)                 студенч…ство

2)                 земля-кормил…ца

3)                 крив…зна

4)                 кузнеч…к

 

                                                                                         Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Тест «Правописание суффиксов имён существительных» — 6 КЛАСС — КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ — КАТАЛОГ ФАЙЛОВ

1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

□ 1) грузить

□ 2) погонять

□ 3) рассказывать

□ 4) летать

А2. В суффиксе какого существительного пишется буква И?

□ 1) клубоч..к

□ 2) человеч..к

□ 3) луч..к

□ 4) дружоч..к

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) крюч..к, печ..т

□ 2) ветероч..к, лодч..нка

□ 3) лимонч..к, кусоч..к

□ 4) бельч..нок, сач..к

А4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

□ 1) Рейс

□ 2) Деталь

□ 3) каФе

□ 4) фаНера

В1. Из данного предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Из самого сложного положения можно найти выход, нельзя опускать руки.


С1. Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу предложение задания В1.


Вариант 2

А1. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЧИК-?

□ 1) фонарь

□ 2) возить

□ 3) табун

□ 4) стекло

А2. В суффиксе какого существительного пишется буква И?

□ 1) голубоч..к

□ 2) ореш..к

□ 3) звоноч..к

□ 4) нол..к

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) стереж..т, зайч..нок

□ 2) платоч..к, карандаш..к

□ 3) мальч..нка, суч..к

□ 4) поч..т, медвеж..нок

А4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

□ 1) тиРе

□ 2) акаДемия

□ 3) спортсМен

□ 4) Депо

В1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.


С1. Напишите небольшое рассуждение о профессии, которая вас привлекает.

pan-poznavajka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *