cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лексика урок в 6 классе: Конспект урока в 6 классе Лексика | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):

Конспект урока в 6 классе Лексика | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):

Урок по теме «Лексика» в 6 классе.

Цели:  обобщить знания по теме «Лексика», расширить словарный запас и кругозор учащихся;

повысить интерес к истории русского языка и к изучению сложного предмета.

Задачи: Научиться употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

  • Научиться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕКСИКУ С ЦЕЛЬЮ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
  • Развивать логическое мышление, устную и письменную речь, внимание.
  • Развитие навыков работы в группах.
  • Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, рисунки к фразеологизмам, учебник и рабочая тетрадь.

Ход урока.

1.Актуализация знаний: блиц-опрос по теме «Закончи фразу» (слайд 4).

      Все слова нашего языка…

Словарный запас одного человека…

Раздел лингвистики, изучающий лексику…

Слова, имеющие одно значение…

Слова, имеющие несколько лексических значений…

Слова, одинаковые по значению, но с разными оттенками…

Слова с противоположным значением…

Слова, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению…

2.  Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
      А.Франс  (слайд 5).   Хвалебное слово словарю (сообщения учащихся)

Русские толковые словари имеют многовековую историю. Первые печатные словари появились в конце 16 века, они в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных слов. В конце 18 века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный в середине 19 века В.И.Далем.

В 20 веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 тысяч слов. Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.       Л.Успенский.

-Ребята, какие вы знаете словари?

Командиры групп представляют словари омонимов, антонимов, синонимов, паронимов. При этом учащиеся выполняют задания, требующие знаний учащихся в этой области (слайд 6).

  1. Подбери синонимы                  
  2. Подбери антонимы                        омонимы

специальность,

обучение животных, помещение в школе,

игра на льду,

скорый поезд.

широкий

твёрдый

старый

скучный

бесполезный

неряшливый

норка

лисички

ключ

наречие

наряд

Профессия, дрессировка, класс,        узкий, мягкий, новый,

хоккей, экспресс.                                интересный, ценный, аккуратный.

                                                          — Какое слово получится, если взять

                                                           первые буквы слов?

Норка вылезла из норки                            2.  Прочитай стихотворение и найди

И пошла к знакомой норке.                            омонимы (слайд7)

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка

Возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка – здесь,

А норки – нет!

3. Рассмотри словарные статьи, укажи, где многозначные слова, а где омонимы.

Косяк1 – брус дверной
или оконной рамы.

Косяк2 

  1. Стадо кобылиц
    с одним жеребцом.

       2)Стая рыб, птиц.

Сравни: лошади скачут косяком — дверной косяк.  Как называются такие слова? (слайды 8, 9, 10).

4. Правильно ли употреблены выделенные слова в предложении? (слайд 11)

1.Его житейские силы были на исходе.

2.Учёные пытаются создать искусный разум.

3.Участники прошли отборный тур соревнований.

4.На столе стояла одиночная хижина.

5.Искуственный интеллект уже

не выдумка фантастов, а реальность. (только в 5 предложении правильный ответ).

Как называются такие слова?

5. Физкультминутка.     У нас славная осанка – мы свели лопатки.

                                            Мы походим на носках и пойдём на пятках.

                                           Пойдём мягко, как лисята, ну а если надоест,

                                          То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.

6. Фразеологизмы, их роль в речи.

На чём основан комический эффект стихотворения?

Рано утром мама-курочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись, не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера!»

                            Через час, едва живой,

                            Петушок идёт домой.

                             Ковыляет еле-еле

                             Он со школьного двора.

                             А на нём и в самом деле

                             Нет ни пуха, ни пера!

Выражение ни пуха ни пера означает пожелание удачи пред каким-либо испытанием (например, перед экзаменом). Мама-курочка желает сыночку-цыплёнку удачи и говорит: «Ни пуха ни пера», отправляя его в школу. Второй раз это выражение употребляется в стихотворении уже в прямом смысле. Цыплёнок, вероятно, подрался в школе и пришёл домой и без пуха, и без перьев.

-В прямом или в переносном смысле понимается это выражение?

7. Ораторы  команд рассказывают об истории разных фразеологизмов: от доски до доски, бить баклуши, на большую ногу (жить), пересолить; уйти несолоно хлебавши.

8. Художники команд представляют свои смешные рисунки, созданные на основе фразеологизмов, понимаемых буквально. Отгадайте, какие фразеологизмы имел в виду автор? Что они обозначают?

-на воре шапка горит;    на нём лица нет, яблоку негде упасть, заткнуть за пояс, следы заметать.

9. Информаторы искали фразеологизмы с использование определённого слова. Соревнование «Кто больше?» Голова, глаза, ухо, нос.

Человек с головой       мозолить глаза      задирать нос      держать ухо востро

Морочить голову      хлопать глазами      вешать нос       пропустить мимо ушей

Вскружить голову     говорить в глаза     водить за нос      развесить уши

Потерять голову      с глазу на глаз       клевать носом  медведь на ухо наступил

Отвечать головой   глазом не моргнуть  остаться с носом    уши вянут

Как снег на голову  хоть глаз выколи  держать нос по ветру  ушки на макушке

10. Проверочная работа: цифровой диктант (укажи цифрой предложения, где встречаются фразеологические обороты) 2, 3, 5.

1.Засучив рукава, мама полоскала бельё.

2. Все мы работали засучив рукава.

3.Кот схватил кусок рыбы, и его

как ветром сдуло.

4.Сильным ветром сдуло снег

 с крыши.

5.Ты будешь старостой класса –

моей правой рукой.

6.Он не может писать правой рукой.

11. Подведение итогов урока.

       Учились вы старательно,

  • Ведь это замечательно
  • И очень увлекательно-
  • У всех давно известных слов,
  • Вдруг открывать секреты!
  • Конечно, тайны языка
  • Не все открыты нам пока.

Рефлексия.     Оцени работу своей группы:

  • Дружно                    Интересно                
  • Взаимовыручка
  • Сотрудничество
  • Я был более успешен
  • Я получил хорошую оценку

12. Домашнее задание.

Открытый урок 6 класс «Лексика и фразеология»

Могучее, чудное слово!. .

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, … блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

К. Г. Паустовский

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать сведения, полученные учащимися при изучении раздела «Лексика и фразеология»; расширить представление о словарном составе русского языка; способствовать обогащению словаря школьников, их общему развитию; совершенствовать орфографический и пунктуационный навыки; знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; усвоить структуру и семантику фразеологизмов; уметь употреблять их в речи с целью её обогащения.

ЗАДАЧИ УРОКА: формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями, использовать с целью обогащения речи; воспитание потребности красиво, грамотно, эмоционально говорить и писать; научить распознавать фразеологические обороты; выявить их эмоционально – выразительные достоинства; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Карта Лексики и фразеологии.
  2. Тест по теме «Лексика и фразеология»
  3. Раздаточный материал.
  4. Кроссворд.

 

 

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану Лексика

. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика» и «Фразеология». Ведь Лексика и фразеология – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.

Давайте сделаем первую запись в нашем «судовом журнале» — тетради: число. Классная работа.

— Для начала вспомним: Что такое Лексика?

Что такое лексикон?

-Что такое фразеология?

-Что такое фразеологический оборот?

Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А. Барто.

Учитель читает стихотворение.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
— Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Итак, в путь по бескрайнему океану Лексики и Фразеологии!

Ребята, давайте отгадаем загадку: «Не мёд, а ко всему липнут» Что это?

Конечно, слова – это самое неожиданное и интересное в языке…

Словом тоскуем и радуем мы,

Им разрушаем неверие тьмы.

Словом кричу, призываю, борюсь,

Раню, лечу…в слове я остаюсь!

 

-Как мы должны относиться к слову?

 

Конечно, бережно. Ведь от внимательного отношения к слову, понимания его значения зависит очень многое. Хорошо об этом сказал поэт Вадим Шефнер:

Много слов на земле…

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

 

А замечательный писатель Константин Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» И это, действительно, так. Изучая раздел «Лексика и фразеология», мы убедились в этом. Только нужно проверить, как знаете вы правила.

В пути вам нужна пища, поэтому за правильные, полные ответы я вам буду давать рыбки. Надеюсь, все будут активны и никто не останется «голодным»! (Ученики в ходе урока за каждый правильный, полный ответ получают «рыбку»).

Первый остров – Остров однозначных и многозначных слов.

— Расскажите о жителях этого острова!

— Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. Итак, мы прибываем в бухту Словарей.

Каждый словарь – почетный житель острова.

— Подумайте, какие из энциклопедических словарей вам уже знакомы?

— С какими из лингвистических словарей вы знакомы? Какие сведения мы можем узнать из этимологического словаря? В нашей библиотеке много различных словарей – пусть они станут вашими верными помощниками!

Как сказал А.Франс, «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».

Виды словарей

ü    толковый;

ü    орфографический;

ü    фразеологический;

ü    словарь синонимов, антонимов, омонимов;

ü    этимологический;

ü    словарь неологизмов и другие.

Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.

Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.

1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)

2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения.

Что такое прямое и переносное значение? (ответы)

Учитель: запишите стихотворение и найдите слова с переносным значением, определите средство выразительности:

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

— Для чего автор использует слова с переносным значением?

(описать природу как живую).

— Как называется художественное средство? (олицетворение)

Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу.

— Прочитайте их названия и скажите: это слова иноязычного происхождения или нет? («Фортуна», «Скелет», «Айсберг»). По каким признакам вы догадались? (буква «Ф», сочетание «ке», начальная буква «А»). Правильно, это иностранные корабли. Мы должны спасти жителей острова, которые проживают в тереме. Они живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире №1 живут слова – братья, близкие по значению.

 

Мы с приятелем вдвоем

Дружно, весело живем.

Я иду… и он шагает,

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

 

-Что это за слова?

 

  1. 1. СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску)

-УЧИТЕЛЬ: Одного брата зовут Смелый.

— А как зовут других братьев? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).

— Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен   сильнее (на доске записаны слова):

Большой -…                                               теплый -…

Влажный -…                                              хороший-…

Прохладный -…                                         беспокойный-…

 

Расположи синонимы в порядке усиления действия.

  1. Реветь, плакать, хныкать;
  2. Хохотать, смеяться, гоготать;
  3. Изумительный, хороший, прекрасный.

 

Жильцов квартиры № 2

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

— Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.

2. АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).

— Учитель: Что же такое антонимы?

— Учитель: Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло им письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:

«Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…». (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми).

А теперь пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь:……….(низко).

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне:……….(близко).

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей:………(нашел).

Скажу тебе с укором: трус,

Ты гордо скажешь: я — …………(храбрец).

Теперь начало я скажу,

А ты ответишь: нет,…………. (конец).

 

Учитель: А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами квартиры № 3. Они очень любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из них они попросили прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена:

Юмореска

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

— О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

(И. Верзилин).

Учитель: Какие же слова живут в квартире № 3?

3. ОМОНИМЫ (повесить табличку на доску).

Учитель: А что такое омонимы?

Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю овсянку! – добавил Сашка

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Учитель: Подскажите мне, сколько омонимов в стихотворении?

Облачка уже красны,

Смотрят сосны:

Лихо прыгают козлы

Через козлы.

Крикнут филин:

— Я сего

Не одобрил дела.

Ну-ка марш козлы в село!

Солнце село.

— Как называются такие омонимы? (козлы- омографы, село — омоформы).

( Омографы: слова одной части речи, пишутся одинаково, но слышатся по-разному, и омоформы – слова, которые одинаково пишутся, но относятся к разным частям речи).

 

Из волос заплетают                                 Горький за столом съедают

И траву собирают.                                  Из него же стрелу выпускают.

(коса)                                                                         (лук)

 

Несется первое к реке,

Второе щелкнуло в замке.

(ключ)

Учитель: Все квартиры в теремке заняты,

А прежде, чем дальше в путешествие отправляться,

Нужно физминуткой заняться.

Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук –             «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.

— А что такое фразеологизмы?

1. Прочитайте выразительно стихотворения.

 

1) За столом сказала мать:
— Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
— А болтать ногами можно?

2).За столом, Петрусь, —
Говорят, —
Прикуси язык, —
Говорят!
Он язык прикусил…
И сильней заголосил.

 

2. Выпишите из этих стихотворений фразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык).

3. Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении).

 

Давайте посетим с вами фразеологический зверинец, расположенный на территории острова.

  • Хитер как                                                                 Лиса
  • Труслив как                                                            Заяц
  • Голоден как                                                            Волк
  • Здоров как                                                               Бык
  • Изворотлив как                                                       Уж
  • Надут как                                                                Индюк
  • Нем как                                                                   Рыба
  • Грязный как                                                             Свинья
  • Упрям как                                                                Осел
  • Болтлив как                                                             Сорока
  • Колючий как                                                           Еж

 

Учитель: сейчас я вам прочту загадки –складки. Вы должны найти в стихотворных отрывках фразеологизмы и записать их. Кто запишет больше всех, тот и получит рыбку.

Загадки- складки.

Живите, ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя,

А как войти потом обратно

В жизни есть тропинки, есть пути…

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти –

Выйти из него мгновенно можно!

Оказался молодцом.

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

«Водой не разольешь».

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетради.

Не надо ведь этим ты другу

Окажешь медвежью услугу.

 

 

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши вянут.

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

Ну и мастер!.. Не трудится – мается.

За работу возьмется едва –

Даже в маечке умудряется

Делать дело спустя рукава.

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться,

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

 

Жители острова приглашают вас на выставку картин. Ваша задача – отгадать фразеологизмы.

 

 

А теперь я представляю вам возможность показать свои артистические способности.

Передайте лексическое значение записанного на карточке фразеологизма с помощью жестов, мимики и подручных средств. (Карточки вытягивают сами участники).

 

Реветь в три ручья

Водить за нос

Намылить шею

Зарубить на носу

Нос к носу

Положа руку на сердце

О чем так говорят?

  1. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
  4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться, ее набирают в рот, ее нельзя разлить неразлучных друзей, в нее прячут концы нечестные люди, иногда выходят из нее сухими.
  5. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказываться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Остров неологизмов.

Перед вами необычное стихотворение Н.Кончаловской. Найдите в нём   неологизмы, попробуйте объяснить их лексическое значение

 

Показал садовод

Нам такой огород, где на грядках,

Заселённых густо,

Огурбузы росли, помидоры росли,

Редисвёкла, чеслук и   репуста.

Детское словотворчество

Оказывается, дети очень любят играть со словами. Познакомьтесь с интересными детскими неологизмами

ü Мама. Полей шишку, чтобы у неё выросли шишенята!

ü — Ой, я руку задверил!

ü —   А я уже свою карамельку защекала…

ü — Папа, не хмурь лоб, я не хочу,   чтобы у тебя были сердитки…

ü — Смотри, какая жукашечка ползёт

ü -Вкусно. Я намакаронился.

 

Последний остров нашего путешествия – Исторический.

Как вы думаете, кто жители этого острова? (устаревшие слова).

— Что такое устаревшие слова?

— На какие 2 группы они делятся?

— Что такое архаизмы? Историзмы?

 

Задание: показать на себе части тела с помощью архаизмов (чело, уста, ланиты, выя, десница, голени, очи).

Найди в отрывках из произведений А.С.Пушкина   архаизмы

 

  • § Только вымолить успела, //Дверь тихонько заскрипела.(«Сказка о царе Салтане…»)
  • § Царнь Салтан гостей сажает//За свой стол и вопрошает («Сказка о царе Салтане…»)
  • § Смотрит в поле, инда очи//Разболелись глядючи…(«Сказка о мертвой царевне…»)
  • § Склонясь седеющими челом над воющими потоком… («Осгар»)

Перед вами кроссворд по теме «Кто быстрее назовет ключевое слово?»

  1. Наука, отвечающая за толкование значения слов. (лексика)
  2. Как на Руси называлась плетёная обувь крестьян? (лапти)
  3. Назовите фамилию известного языковеда, автора «Толкового словаря русского языка» (Ожегов)
  4. Подберите к слову «неволя» антоним. (свобода)
  5. Это слово является синонимом к слову «беда» (горе)

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Слово и его значение.

По количеству лексических значений слова делятся на __________________ и ___________________

Слова могут употребляться в прямом и _____________________________значении.

2. Смысловые ряды.

Слова, близкие по лексическому значению называются _______________________________________

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются__________________________________.

Слова, противоположные по лексическому значению, называются ____________________________.

3. Сфера употребления слов.

Слова, связанные с какой-либо профессией, называются ____________________________________.

Слова, употребляемые жителями отдельный областей, называются___________________________.

4. Пополнение словарного состава.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются__________________________________.

Слова, появившиеся в языке в связи с развитием науки, техники, культуры называются _______________________________.

Слова, пришедшие к нам из других языков, называются ____________________________________.

5. Фразеология.

Фразеологизм – это___________________________________________________________________.

Признаки: (допишите, как вы понимаете признаки)

А) Устойчивость — ___________________________________________________________________.

Б) Воспроизводимость — ______________________________________________________________ .

В) Целостность значения — ____________________________________________________________ .

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Мы с вами обобщили изученный материал по лексике и фразеологии, увидели, как важно правильно и грамотно выражать мысли и чувства. Осталось подвести итог нашему уроку. Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания. Давайте подсчитаем у каждого количество рыбок и выставим оценки. Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Планы уроков по словарному запасу для 6-го класса

Перейти к основному содержанию

Кнопка профиля

Вход для поиска по сайту

  • Войти
  • Индивидуальный Школа

Вход для поиска по сайту

(42) найдено результатов

  • Предметы

    Словесность и письмо

    Лексика

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы

    Словарный запас

    Словесность и письмо

    Аудирование

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Понимание прочитанного

    Словесность и письмо

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы

    Работа, карьера и занятия

    Сообщество и образ жизни

    Социальные науки и история

    Скачать

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы

    Словарь

    Словесность и письмо

    Скачать

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы

    Социальные науки и история

    Правительство США

    Выборы в США

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы

    Словарь

    Словесность и письмо

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Лексика

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Скачать

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Понимание прочитанного

    Словесность и письмо

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Субъекты

    Правительство США

    Выборы в США

    Правительство и общественные организации

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Субъекты

    Словесность и письмо

    Космос и астрономия

    Изобразительное искусство

    Скачать

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы

    Словарь

    Словесность и письмо

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Лексика

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Скачать

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Словарный запас

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Загрузка

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

  • Предметы:

    Лексика

    Грамматика

    Понимание прочитанного

    Скачать

    Добавить в избранное

    СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ

© 2022 Sandbox Networks Inc. Все права защищены. Sandbox Learning является частью компании Sandbox & Co., занимающейся цифровым обучением.

20 эффективных словесных упражнений для средней школы

// Эйлин Заджак

Обучение лексике в средней школе может быть довольно сложной задачей. Мало того, что слова становятся более сложными, но и студенты становятся все менее и менее заинтересованными.

Создание и поиск занятий, которые помогут детям быть заинтересованными и увлеченными изучением словарного запаса, жизненно важно для создания успешного школьного сообщества. Также важно время от времени менять виды деятельности.

Таким образом, наличие прочной основы словарной деятельности в вашем наборе инструментов учителя имеет решающее значение для успешного изучения словарного запаса в течение года.

1. Словарные одеяла

Ученикам нравится создавать эти одеяла! К средней школе ваши дети должны понимать, как будет выглядеть весь проект, поэтому они потратят немного больше времени на создание идеального квадрата для одеяла. Повесив это в классе, вы улучшите сохранение словарного запаса.

Узнайте больше: ESL с ES (Instagram)

2. Слово недели

Слово недели важно не только для пополнения словарного запаса учащихся, но и для их уверенности. Это упражнение может помочь учащимся средних классов использовать сложную лексику в письменной и устной речи.

Узнайте больше: K.neu Designs (Instagram)

3. Графический органайзер словаря

Существует множество различных органайзеров, специально предназначенных для словарного запаса. Это здорово, потому что оно может соответствовать более чем одному слову, но все же дает достаточно информации, чтобы помочь вашим детям действительно понять слово.

Узнайте больше: миссис Уорнер Арлингтон

4. Словарь Бинго

Бинго — любимая игра и очень веселое занятие. Независимо от того, есть ли у вас определения из вашего списка словарного запаса на досках Бинго и слова в вашей руке или наоборот, это обязательно поможет расширить академический словарный запас вашего ученика средней школы.

Узнайте больше: Кен Браун

5. Крестики-нолики с липким мячом

Оживите свой урок лексики в средней школе на этой неделе с помощью крестиков-ноликов с липким мячиком. Студенты научатся быстро использовать свои навыки критического мышления, чтобы понять определение или изображение, используемое для описания слова. Тот, кто попадет в правильное слово своим липким шариком, получит эту коробку.

Узнайте больше: ребята с играми ESL

6. Думай, соединяй, делись

Работа со старшими классами часто может быть сложной задачей для учителя английского языка. Поиск различных способов обучения словарному запасу должен быть в верхней части вашего списка. Упражнения для обучения словарному запасу, подобные этому, идеально подходят как для совместной работы учащихся средней школы, так и для более глубокого понимания слов.

Узнайте больше: EL Education

7. Обзор контекстных подсказок

Если ваши ученики на самом деле не понимают, что такое контекстные подсказки, как они должны их использовать? Выяснение сложной лексики с помощью контекстных подсказок — это навык, которым большинство учащихся неосознанно обладают. Обеспечение того, чтобы ваши ученики обладали базовыми знаниями для поддержки этого навыка, может иметь решающее значение для их общего уровня навыков.

Узнайте больше: Изучайте английский с KT

8. Горячее сиденье

Hot seat — отличный способ попрактиковаться в разговорной или академической лексике. Это поможет вашим ученикам средней школы быть в восторге от прямого обучения словарному запасу и, конечно же, от задачи. Эта игра может быть очень нервной, поэтому в нее следует играть с осторожностью и в комфортной обстановке в классе.

Подробнее: Игры 4 ESL

9. Гонка рисунков

В эту игру можно играть буквально в любом классе. Это довольно творческое задание для учащихся. Это низкая подготовка, но высокий спрос в классе средней школы. Вашим ученикам понравится атмосфера соревнований, но они также будут чувствовать себя комфортно, отвечая на вопросы.

Дополнительные сведения: английский для Азии

10. Блеф

Bluff — игра немного сложнее, но очень увлекательная. Эту игру можно использовать в качестве неформальной оценки и помочь вам понять связи учащихся средней школы со словарными словами в конкретном разделе или уроке. Это также поможет учащимся понять свое покерное лицо на ранней стадии.

Узнать больше: Тасним Салах

11. Словарь ниндзя

Это бросит вызов вашим школьникам как в орфографии, так и в словарном запасе. Используя заданный словарный запас на неделю, приготовьте эту игру для учащихся. Вместо того, чтобы писать письмо для подсказок, может быть полезно написать слова из определения. Вы могли бы даже превратить это в занятие по заполнению пробелов. Попробуйте использовать карточки или слайд-шоу вместо того, чтобы писать на доске.

Узнайте больше: ребята с играми ESL

12. Словарные карточки

Словарные карточки! Это творческое занятие легко может быть создано учителем для занятия по лексике любого класса. Учащимся понравится создавать словарные карточки, а также им понравится обмениваться карточками с другими учениками. Разрешите учащимся обмениваться своими карточками или размещать их на стене слов!

Узнать больше: Мистер Элементарный

13. Дженга

Дженга — одна из лучших игр для вашего класса. Просто купите деревянный набор дженга, распечатайте определения (или слова) на листах бумаги и прикрепите их к кубикам. Когда учащиеся вытаскивают блок, они должны определить, что они видят. Дженгу можно использовать в небольших группах или, если у вас есть более одного набора, превратить ее в захватывающий обзорный турнир.

Подробнее: Amazon

14. Стена слов

Стена слов необходима в классе средней школы. При правильно функционирующей словесной стене учащиеся смогут распознавать и понимать больше словарного запаса. Было доказано, что постоянное обращение к словарным словам помогает учащимся лучше сохранять словарный запас и правописание.

Узнайте больше: Bright In The Middle

15. Бесплатный рис

Free Rice — феноменальный веб-сайт. Это не только помогает учащимся с основными стандартами словарного запаса, но также помогает им отдавать! Каждый правильный ответ жертвует рисовое зернышко сообществам по всему миру.

Подробнее: Бесплатный рис

16. Словесная ассоциация

Эта игра одновременно способствует обучению словарному запасу и совместной работе в классе. Работая вместе, учащиеся в группах или всем классом будут придумывать разные слова, связанные со словарным словом.

Узнайте больше: Развивающаяся игра

17. Бросок мешка с фасолью и ответ

Эту игру для пополнения словарного запаса можно использовать в любом классе и для любого списка слов. Просто напишите слова на листе бумаги, попросите учеников бросить свои мешки с фасолью, а затем дайте определение слову. В эту игру также можно играть в меньшем масштабе с мячиком для пинг-понга и формочкой для кексов.

Узнайте больше: Sight Words

18. Создать викторину GameShow

Учащимся средней школы тайно или внешне понравится викторина Gameshow! Эта игра может быть создана буквально с любым списком слов, вопросов или определений, которые вы можете найти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *