cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспекты уроков русский язык разумовская 6 класс – План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Поурочное планирование по русскому языку в 6 классе. М. М. Разумовская

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Поурочное планирование по русскому языку в 6 классе. М. М. Разумовская

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по программе Разумовской М. М.

-…

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе…

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 класса (по программе Разумовской)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. ФГОС…

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе по программе М.М. Разумовской.

Один из вариантов КТП по русскому языку в 6 классе по программе М.М. Разумовской…

Тематическое планирование по русскому языку. 7 класс. ФГОС. (М.М.Разумовская, В.И.Капинос и др).

Тематическое планирование по русскому языку для 7 класса составлено в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом «Об образовании в Российской…

Тематическое планирование по русскому языку. 5 класс. ФГОС. (М.М.Разумовская, В.И.Капинос и др.).

Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом «Об образовании в Российской…

Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс. ФГОС. (М.М.Разумовская, В.И.Капинос и др.).

Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса составлено в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом «Об образовании в Российской…

nsportal.ru

«Образование деепричастий» (по программе под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

на тему: «Образование деепричастий»

(по программе под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Учитель русского языка и литературы

Минеева Мария Александровна.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: комбинированный.

Целевая установка.

I. Обучающие цели:

1) Знания: повторить понятие деепричастие, познакомить сообразованием деепричастий, проверить качество усвоения учащимися данной темы.

2) Умения: развить умение находить деепричастия в тексте, умение определять вид деепричастия, совершенствовать умения проводить морфемный разбор, закреплять умение подбирать однокоренные слова, составлять словосочетания и предложения, совершенствовать умения работать с материалом школьного учебника.

3) Навыки: продолжить формировать навык грамотного письма (правописание словарных слов, попутно повторить встречающиеся орфограммы: правописание безударных гласных в корне слова, а также повторить пунктограммы: постановка тире в середине предложения, постановка точки, восклицательного знака в конце предложения).

4) Развитие речи: максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо (на уроке в тетради ученика записано около слов). Развить коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями (умение определить тему и идею текста).

5) Стилистический аспект: работа с художественным стилем (отрывок из повести «Повести о лесах» К.Г. Паустовского) и учебно-научным подстилем научного стиля (учебник).

II. Развивающая цель: развить когнитивные процессы: внимание, память, мышление.

III. Воспитательная цель: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской классической литературе.

Методы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.

Оборудование: оформленная доска, карточки с заданием, учебник «Русский язык» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (6 мин.)

  3. Целеполагание (1 мин.)

  4. Повторение ранее пройденного материала (4 мин.)

а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (3 мин.)

  1. Изучение нового материала (15 мин.)

а) Слово учителя (3 мин.)

б) Работа с текстом (10 мин.)

Первичное закрепление (8 мин.)

а) Работа с текстом (7 мин.)

б) работа с учебником, текстом (3 мин.)

  1. Оценивание работы учащихся(2 мин.)

  2. Подведение итогов (1 мин.)

  3. Задавание на дом (1 мин.)

Оформление доски:

Дееприч. несов. вида:

гл. наст. вр. + -а-, -я-:

глядим — глядя

Дееприч. сов. вида:

инфинитив

+ -в-, -вши-, -ши-:

крикнуть — крикнув

Число, месяц.

Классная работа.

Образование деепричастий.

(По ходу урока на доске оформляется словарно-орфографическая работа).

Д/з: 1) § 46. «Образование деепричастий» (устный ответ).

2) упр. 506, 508.

Раздаточный материал:

Карточка с заданием (на каждой парте)

Найдите в данном тексте деепричастия и подчеркните их. Определите вид. Расскажите, как образовано каждое из этих слов.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. ( По К. Г. Паустовскому)

Ход урока:

I. Оргмомент

II.Проверка домашнего задания

III. Целеполагание

IV. Повторение ранее пройденного материала

Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала

V. Изучение нового материала

Слово учителя

Работа с текстом (текст на карточке)

Словарно-орфографическая работа

VI. Первичное закрепление изученного материала

Комментированное списывание

Работа с текстом, с учебником

VII. Оценивание работы учащихся

VIII. Подведение итогов

IX. Задавание на дом

Здравствуйте, ребята! Очень рада всех вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Записываем в тетрадях число, классную работу, тему.

Ребята, что вам было задано на дом?

Проверим по цепочке предложения.

Молодцы! Все правильно.

Внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте предположить, о чем пойдет сегодня речь на занятии?

Правильно. Сегодня, мы узнаем, как образуются деепричастия, с помощью каких суффиксов и от каких глаголов.

Всем вам уже известно, что такое деепричастие. Давайте вспомним, что мы называем деепричастием?

Молодец! Все правильно.

Тему «Деепричастие» вы достаточно хорошо усвоили: самостоятельно можете дать развернутый ответ и привести примеры.

Как вы уже сказали, деепричастие имеет признаки глагола.

Как вы думаете, ребята, какой именно признак важен при образовании деепричастия?

Молодцы!

Откроем учебник на странице 232, § 46 и посмотрим на представленную схему.

Мы видим, что деепричастия несов. вида и деепричастия сов. вида образуются по разным моделям и с помощью разных суффиксов.

Учитель объясняет, как образуются деепричастия.

Ребята, сейчас я вам прочитаю фрагмент текста Константина Георгиевича Паустовского, но перед этим я расскажу вам немного об авторе.

Паустовский Константин Георгиевич (1892 — 1968), прозаик. Родился 19 мая в Москве в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика, но, несмотря на профессию, неисправимого мечтателя. Учился в Киеве в классической гимназии, где были хорошие учителя русской словесности, истории, психологии. Много читал, писал стихи.

Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1939), «Повесть о лесах» (1949), «Золотая роза» (1956) — повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда».

Итак, прослушайте текст, подумайте, как бы вы озаглавили его, определите тему.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. ( По К. Г. Паустовскому)

Как бы вы озаглавили этот фрагмент?

Какова его идея? О чем текст?

Для словарно-орфографической работы возьмем слово «Мелодия».

Давайте запишем его в тетрадь.

Ученик 1 записывает слово на доске (далее всю работу он выполняет на доске).

Посмотрите внимательно на это слово и запомните, как оно пишется.

Какое значение у слова мелодия? Ребята с первой парты поработали с толковым словарем дома и выяснили значение этого слова.

Давайте произнесем это слово по слогам четыре раза: громко, чуть тише, про себя.

Теперь нам нужно поставить ударение, подчеркнуть ошибкоопасные места.

Слово «мелодия» заимствовано, возможно, через польск. melodia или непосредственно из ит., лат. melodia от греч. «способ пения»: «песня», «пение».

Ребята, давайте подберем однокоренные слова. Запишем их, поставим ударение, подчеркнем ошибкоопасные места.

Какое однокоренное слово можно образовать со значением лица, занимающегося сочинением мелодий?

Молодцы! Попробуем образовать прилагательное.

На доске и в тетрадях получается следующая запись:

Мело´дия

мелоди´ст

мелоди´ческий

Разберите слова по составу.

На доске и в тетрадях получается следующая запись:

Мелоди(ja) – сущ., изм. часть речи

мелодист – сущ., изм. часть речи

мелодический – прил., изм. часть речи

Составьте словосочетание и предложение со словом мелодия.

Возьмите карточки и посмотрите на текст. Вам нужно найти в тексте деепричастия (задавая соответствующие вопросы), подчеркнуть их, определить вид.

Попробуйте рассказать об образовании каждого деепричастия, опираясь на схему из учебника.

На уроке планируется оценить 5 учеников (после проверки тетради (классной работы)).

Итак, что сегодня на уроке мы узнали?

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

  1. Подготовьте устный ответ на тему «Образование деепричастий» § 46, стр. 232.

  2. Выполните устно упр. 506 и письменно 508.

Учащиеся приветствуют учителя, садятся.

Оформление записи в тетрадях.

Упражнение 500. Нужно было списать предложения, раскрывая скобки. А также доказать, что не с деепричастиями пишется так же как с глаголами.

Ученик 1: 1. Не глядя на мать, Олег стал собирать вещи. (Пишется отдельно, т.к. употребляется без не).

Ученик 2: 2. Женщина недоумевала, куда исчез билет. (Пишется слитно, т.к. без не не употребляется).

Ученик 3: 3. Приходилось работать, не жалея сил. (Пишется отдельно, т.к. употребляется без не).

Ученик 4: 4. Не жалей сил на хорошее дело! (Пишется отдельно, т.к. употребляется без не).

Ученик 5: 5. Его учили преодолевать трудности, не унывая и не хныча. (Пишется отдельно, т.к. употребляется без не).

Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать деепричастие и узнаем, как образуются они.

Слушание.

Ученик 2 отвечает по §43.

Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость).

Деепричастие — неизменяемая форма глагола, поэтому не имеет окончания: глядя, бегая, играючи, прочитав и т.д.

Деепричастия отвечают на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.

Вид

Ученики открывают учебник на странице 232, просматривают схему.

Слушание

Слушание

Скрипучие половицы

О мелодиях деревянных половиц

Запись слова в тетрадях аккуратным, каллиграфическим подчерком: Мелодия.

Мелодией называют благозвучную последовательность звуков, образующую музыкальное единство,

напев.

Ме-ло-ди-я

Мело´дия

Мелодист

Мелодический

Ученики выполняют задание в тетрадях. Ученик 3 – на доске.

Красивая мелодия

Мы услышали из окон дома тихую мелодию скрипки.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Просыпаясь – несов. вид

потрескивая – несов. вид

вспомнив – сов. вид

выхватив – сов. вид

проснувшись – сов. вид

В предложении деепричастия выполняют функцию обстоятельства.

Просыпаясь – просыпаемся

потрескивая – потрескиваем

вспомнив – вспомнить

выхватив – выхватить

проснувшись – проснуться

Мы узнали, как образуются деепричастия, по каким моделям и с помощью каких суффиксов.

Ученики записывают домашнее задание.

Выполнение:

Упр. 508.

Остаться – оставшись, развеять – развеяв, подумать – подумав, коснуться – коснувшись, установить – установив, замереть – замерев, перечитать – перечитав, проститься – простившись, разбежаться — разбежавшись, закипеть – закипев, выбиться –выбившись, исчезнуть – исчезнув, приблизиться –приблизившись, возвратиться – возвратившись, устремиться- устремившись, перемыть – перемыв.

Список литературы:

1. Русский язык в школе. 6 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовкая, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — 11-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2007. С. 232-233

2. Программа под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта//Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык/Сост. Л.М. Рыбченкова. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. С. 111-154

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковик, 1999. С. 349.

4. Паустовский К.Г. «Повесть о лесах»/http://royallib.ru

5. Этимологический словарь Фасмера/http://www.onlinedics.ru

infourok.ru

Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Галины Викторовны

Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.- М.:ВАКО, 2014. — 416 с. (В помощь школьному учителю). Пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), М.М. Разу­мовской и др. (М.: Дрофа), составленные в соответствии с требова­ниями ФГОС.

Презентация: Материалы к уроку «Морфемика и словообразование» (6 класс)

Презентация: Собирание материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса) 6 класс

Презентация: Подготовка к сочинению-описанию помещения (6 класс)

Презентация: Подготовка к написанию сжатого изложения о В.И.Дале (6 класс)

Презентация: Подготовка к выборочному изложению по отрывку из повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Материалы к уроку: лексика русского языка с точки зрения происхождения (6 класс)

Словари русского языка (6 класс)

Презентация: словари русского языка (6 класс)

Презентация: урок по теме «Фразеологизмы» (подготовка к проекту) 6 класс

Подготовка к сочинению-описанию природы «Пою мою республику, пою мой край родной» (6 класс)

Презентация: Подготовка к сочинению-описанию природы «Пою мою республику, пою мой край родной» (6 класс)

Аудиоматериалы к уроку Подготовка к сочинению-описанию природы «Пою мою республику, пою мой край родной» (6 класс):

1) П.И.Чайковский «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» 

2) Антонио Вивальди «Зима»

Презентация: Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям (6 класс)

Презентация: Подготовка к сочинению-описанию игрушки (6 класс)

Презентация: Занимательные материалы к уроку по теме «Местоимение. Разряды местоимений»

Презентация: Подготовка к сочинению-рассуждению (по упр.480) (6 класс)

Презентация к уроку по теме «Глаголы переходные и непереходные» (6 класс)

Материалы к уроку: Презентация по теме «Повелительное наклонение глагола. Способы выражения повелительного наклонения глагола» (6 класс)

Презентация к уроку развития речи: Написание юмористического рассказа по рисункам (по упр.561) 6 класс

Проекты

Проект «Фразеологизмы в речи наших учителей»

Проект «Молодёжный интернет-жаргон»

Проект «Этимология имён и фамилий моих друзей»

Самостоятельные, проверочные и контрольные работы, диктанты

Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Морфемика. Орфография» (вариант 1, вариант 2) 6 класс

Проверочная работа. Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис и пунктуация (вариант 1, вариант 2) 6 класс

Проверочная работа. Слово и его лексическое значение (вариант 1, вариант 2) 6 класс

Проверочная работа.Повторение изученного в 5 классе. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов (вариант 1, вариант 2) 6 класс

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное» (6 класс)

Презентация: Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное» (6 класс)

Самостоятельная работа по теме «Правописание имён прилагательных» (6 класс)

Презентация: Самостоятельная работа по теме «Правописание имён прилагательных» (6 класс)

Проверочная работа по теме «Имя числительное» (6 класс)

Входная диагностика. Диктант с грамматическим задание (6 класс)

Контрольный диктант за первую четверть (6 класс)

Контрольный диктант за первое полугодие (6 класс)

Контрольный диктант по теме «Имя числительное» (6 класс)

Контрольная работа по теме «Местоимение» (вариант 1, вариант 2) 6 класс

Контрольный диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием(1 вариант, 2 вариант) 6 класс

Итоговый контрольный диктант за 6 класс с грамматическим заданием (1 вариант, 2 вариант)

mikhailova.ucoz.net

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 им. С.Н. Пальчука п.Этыркэн

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему

«Изменение порядковых числительных»

(& 52)

(Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта; М.: Дрофа, 2010. – 365с.)

Цель: создавать условия для формирования умения склонять порядковые числительные, закрепления умения употреблять и писать числительные.

Планируемые результаты:

Предметные – правильно склоняют числительные.

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу.

Коммуникативные — умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Оборудование:таблица «Склонение порядковых числительных», индивидуальные карточки-задания.

Ход урока

1.Организационный момент. (3 мин.)

2. Проверка домашнего задания. (5-7 мин.)

Упр. 612, 614 (морфологический разбор имён числительных).

3.Орфоэпическая разминка. (5 мин.)

Работа над предложениями.

Вставьте в предложения числительные оба, обе. (Карточки-задания с предложениями)

1. По обеим сторонам дороги тянулся густой лес.

2.Малышка крепко держала куклу обеими руками.

3.Обоих братьев приняли в спортивную школу.

4.Склоны обоих оврагов размыты дождями.

5.В обоих случаях ответ был верным.

6. Звёзды были вырезаны из обоих листов бумаги.

4.Изучение нового материала. (20 мин.)

1. Объяснительный диктант.

В тексте надо записать словами числительные, указанные на доске: 1564, 1563.

Первой печатной книгой в России является «Апостол» — церковная книга, выпущенная в Москве Иваном Фёдоровым в 1564году.

Ход работы: после написания предлога в спросить: количественное или порядковое числительное? (Порядковое, т.к. отвечает на вопрос в каком?) Как склоняется? Посмотрите & 52 на стр.278: в составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. Записываем: в тысяча пятьсот шестьдесят четвёртом году.

Печатание её началось в Москве 19 апреля 1563 года, и было завершено 1 марта 1564 года. Эту дату и принято считать началом русского книгопечатания.

2.Работа над упр. 615: письменно, комментированное орфографическое письмо. Выписать по одному предложению с количественным и порядковым именем числительным.

3. Выписать предложения из упр. 585 с порядковыми числительными:

1). 1-е и 3-е предложения; 2). 4-е предложение 3) нет.

5.Закрепление изученного материала. (5 мин.)

Ответьте письменно на вопросы:

В каком году высадился первый строительный десант на место предполагаемого строительства нашего посёлка? (в 1982 г.)

— В каком году образовался наш посёлок? (в 1983г.)

— В каком году Верхнебуреинскому району исполнится 100 лет? (в 2027г.)

-В каком году Хабаровскому краю исполняется 75 лет? ( в 2013 г.)

— Над числительными напишите, порядковое оно или количественное, определите его синтаксическую роль.

6.Домашнее задание: Упр.616; 617. (5 мин.)

Вставьте в предложения числительные оба, обе.

1. По ………. сторонам дороги тянулся густой лес.

2.Малышка крепко держала куклу ………. руками.

3……… братьев приняли в спортивную школу.

4.Склоны ………оврагов размыты дождями.

5.В ………..случаях ответ был верным.

6. Звёзды были вырезаны из ………. листов бумаги.

infourok.ru

Поурочное планирование по русскому языку для 6 класса (учебник под ред. М.М. Разумовской)

п/п

урока в теме

Дата

Скорректированная дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

О ЯЗЫКЕ

1

1

1

1.09

Слово – основная единица языка

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

РЕЧЬ

21

2

1

2.09

Повторение изученного в 5 классе

1

3

2

5.09

Речь. Типы речи (повторение)

1

4

3

6.09

Орфография и пунктуация

1

5

4

6.09

Орфография и пунктуация

1

6

5

7.09

Орфография и пунктуация

1

7

6

8.09

Диагностическая работа

1

8

7

9.09

Употребление прописных букв

1

9

8

12.09

Буквы ь и ъ

1

10

9

13.09

Орфограммы корня

1

11

10

13.09

Орфограммы корня

1

12

11

14.09

Орфограммы корня

1

13

12

15.09

Правописание окончаний слов

1

14

13

16.09

Правописание окончаний слов

1

15

14

19.09

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

1

16

15

20.09

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

1

17

16

20.09

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

1

18

17

21.09

Контрольная работа № 1 (диктант)

1

19

18

22.09

Анализ к. р. № 1

1

20

19

23.09

Текст (повторение)

1

21

20

26.09

Контрольная работа № 2 (сочинение по летним впечатлениям)

1

22

21

27.09

Анализ к. р. № 2

1

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ

18

23

1

27.09

Части речи и члены предложения

1

24

2

28.09

Части речи и члены предложения

1

25

3

29.09

Части речи и члены предложения

1

26

4

30.09

Роль имени существительного в предложении

1

27

5

3.10

Словообразование имён существительных

1

28

6

4.10

Словообразование имён существительных

1

29

7

4.10

Словообразование имён существительных

1

30

8

5.10

Словообразование имён существительных

1

31

9

6.10

Правописание сложных имён существительных

1

32

10

7.10

Правописание сложных имён существительных

1

33

11

10.10

Употребление имён существительных в речи

1

34

12

11.10

Употребление имён существительных в речи

1

35

13

11.10

Употребление имён существительных в речи

1

36

14

12.10

Употребление имён существительных в речи

1

37

15

13.10

Произношение имён существительных

1

38

16

14.10

Произношение имён существительных

1

39

17

17.10

Контрольная работа № 3 по грамматике (имя существительное)

1

40

18

18.10

Анализ к. р. № 3

1

РЕЧЬ

8

41

1

18.10

Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля

1

42

2

19.10

Научное рассуждение

1

43

3

20.10

Контрольная работа № 4 (изложение учебно-научного текста «Связанные корни»)

1

44

4

21.10

Анализ к. р. № 4

1

45

5

24.10

Определение научного понятия

1

46

6

25.10

Рассуждение-объяснение

1

47

7

25.10

Официально-деловой стиль речи

1

48

8

26.10

Официально-деловой стиль речи

1

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

18

49

1

27.10

Роль имени прилагательного в предложении

1

50

2

28.10

Словообразование имён прилагательных

1

51

3

7.11

Словообразование имён прилагательных

1

52

4

8.11

Словообразование имён прилагательных

1

53

5

8.11

Словообразование имён прилагательных

1

54

6

9.11

Правописание сложных прилагательных

1

55

7

10.11

Правописание сложных прилагательных

1

56

8

11.11

Контрольная работа № 5 по грамматике (имя существительное, имя прилагательное)

1

57

9

14.11

Анализ к. р. № 5

1

58

10

15.11

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

1

59

11

15.11

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

1

60

12

16.11

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

1

61

13

17.11

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

1

62

14

18.11

Употребление имён прилагательных в речи

1

63

15

21.11

Употребление имён прилагательных в речи

1

64

16

22.11

Употребление имён прилагательных в речи

1

65

17

22.11

Произношение имён прилагательных

1

66

18

23.11

Произношение имён прилагательных

1

РЕЧЬ

6

67

1

24.11

Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста

1

68

2

25.11

Средства связи предложений в тексте

1

69

3

28.11

Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

1

70

4

29.11

Всё о повторе

1

71

5

29.11

Контрольная работа № 6 (изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве»)

1

72

6

30.11

Анализ к. р. № 6

1

ГЛАГОЛ

21

73

1

1.12

Роль глагола в предложении

1

74

2

2.12

Роль глагола в предложении

1

75

3

5.12

Словообразование глаголов

1

76

4

6.12

Словообразование глаголов

1

77

5

6.12

Словообразование глаголов

1

78

6

7.12

Правописание приставок пре- и при-

1

79

7

8.12

Правописание приставок пре- и при-

1

80

8

9.12

Правописание приставок пре- и при-

1

81

9

12.12

Правописание приставок пре- и при-

1

82

10

13.12

Буквы ы – и в корне после приставок

1

83

11

13.12

Контрольная работа № 7 административный контроль

1

84

12

14.12

Анализ к. р. № 7

1

85

13

15.12

Употребление глаголов в речи

1

86

14

16.12

Употребление глаголов в речи

1

87

15

19.12

Произношение глаголов

1

88

16

20.12

Произношение глаголов

1

89

17

20.12

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

1

90

18

21.12

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

1

91

19

22.12

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

1

92

20

23.12

Контрольная работа № 8 (диктант)

1

93

21

26.12

Анализ к. р. № 8

1

МОРФОЛОГИЯ

ПРИЧАСТИЕ

28

94

1

27.12

Что такое причастие

1

95

2

27.12

Что такое причастие

1

96

3

9.01

Что такое причастие

1

97

4

10.01

Что такое причастие

1

98

5

10.01

Что такое причастие

1

99

6

11.01

Причастный оборот

1

100

7

12.01

Причастный оборот

1

101

8

13.01

Причастный оборот

1

102

9

16.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

1

103

10

17.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

1

104

11

17.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

1

105

12

18.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

1

106

13

19.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

1

107

14

20.01

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

1

108

15

23.01

Полные и краткие причастия

1

109

16

24.01

Полные и краткие причастия

1

110

17

24.01

Полные и краткие причастия

1

111

18

25.01

Полные и краткие причастия

1

112

19

26.01

Морфологический разбор причастий (закрепление)

1

113

20

27.01

Контрольная работа № 9 по морфологии (причастие)

1

114

21

30.01

Анализ к. р. № 9

1

115

22

31.01

Буквы н и нн в причастиях

1

116

23

31.01

Буквы н и нн в причастиях

1

117

24

1.02

Буквы н и нн в причастиях

1

118

25

2.02

Буквы н и нн в причастиях

1

119

26

3.02

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

120

27

6.02

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

121

28

7.02

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

РЕЧЬ. ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ

9

122

1

7.02

Повествование художественного и разговорного стилей

1

123

2

8.02

Повествование художественного и разговорного стилей

1

124

3

9.02

Рассказ как один из жанров художественного повествования

1

125

4

10.02

Контрольная работа № 10 (изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»

1

126

5

13.02

Анализ к. р. № 10

1

127

6

14.02

Повествование делового и научного стилей

1

128

7

14.02

Повествование делового и научного стилей

1

129

8

15.02

Контрольная работа № 11 (сочинение в жанре рассказа для коллективного сборника)

1

130

9

16.02

Анализ к. р. № 11

1

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

31

131

1

17.02

Что такое деепричастие

1

132

2

20.02

Что такое деепричастие

1

133

3

21.02

Что такое деепричастие

1

134

4

21.02

Деепричастный оборот

1

135

5

22.02

Деепричастный оборот

1

136

6

27.02

Деепричастный оборот

1

137

7

28.02

Деепричастный оборот

1

138

8

28.02

Правописание не с деепричастиями

1

139

9

1.03

Правописание не с деепричастиями

1

140

10

2.03

Правописание не с деепричастиями

1

141

11

3.03

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

142

12

6.03

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

143

13

7.03

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

144

14

7.03

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

145

15

9.03

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

146

16

10.03

Контрольная работа № 12 (диктант)

1

147

17

13.03

Анализ к. р. № 12

1

148

18

14.03

Употребление причастий и деепричастий в речи

1

149

19

14.03

Употребление причастий и деепричастий в речи

1

150

20

15.03

Употребление причастий и деепричастий в речи

1

151

21

16.03

Употребление причастий и деепричастий в речи

1

152

22

17.03

Произношение глаголов, причастий, деепричастий

1

153

23

20.03

Произношение глаголов, причастий, деепричастий

1

154

24

21.03

Произношение глаголов, причастий, деепричастий

1

155

25

21.03

Контрольная работа № 13 по орфоэпии

1

156

26

22.03

Анализ к. р. № 13

1

157

27

23.03

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

158

28

24.03

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

159

29

3.04

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

160

30

4.04

Контрольная работа № 14 по морфологии

1

161

31

4.04

Анализ к. р. № 14

1

РЕЧЬ. ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ

3

162

1

5.04

Описание места

1

163

2

6.04

Описание места

1

164

3

7.04

Р/р Сочинение по фотографии «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)»

1

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

14

165

1

10.04

Что обозначает имя числительное

1

166

2

11.04

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

1

167

3

11.04

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

1

168

4

12.04

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

1

169

5

13.04

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

1

170

6

14.04

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

1

171

7

17.04

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

1

172

8

18.04

Изменение порядковых числительных

1

173

9

18.04

Изменение порядковых числительных

1

174

10

19.04

Употребление числительных в речи. Произношение числительных

1

175

11

20.04

Употребление числительных в речи. Произношение числительных

1

176

12

21.04

Употребление числительных в речи. Произношение числительных

1

177

13

24.04

Контрольная работа № 15 по морфологии и орфоэпии (имя числительное)

1

178

14

25.04

Анализ к. р. № 15

1

РЕЧЬ. ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

3

179

1

25.04

Описание состояния окружающей среды

1

180

2

26.04

Контрольная работа № 16 (сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»)

1

181

3

27.04

Анализ к. р. № 16

1

МЕСТОИМЕНИЕ

22

182

1

28.04

Какие слова называются местоимениями

1

183

2

2.05

Какие слова называются местоимениями

1

184

3

2.05

Разряды местоимений по значению

1

185

4

3.05

Разряды местоимений по значению

1

186

5

4.05

Личные местоимения

1

187

6

5.05

Возвратное местоимение себя

1

188

7

10.05

Притяжательные местоимения

1

189

8

11.05

Указательные местоимения

1

190

9

12.05

Определительные местоимения

1

191

10

15.05

Вопросительно-относительные местоимения

1

192

11

16.05

Отрицательные местоимения

1

193

12

16.05

Неопределённые местоимения

1

194

13

17.05

Неопределённые местоимения

1

195

14

18.05

Неопределённые местоимения

1

196

15

19.05

Контрольная работа № 17 административный контроль (диктант)

1

197

16

22.05

Анализ к. р. № 17

1

198

17

23.05

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

1

199

18

23.05

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

1

200

19

24.05

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

1

201

20

25.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

202

21

26.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

203

22

29.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

РЕЧЬ. ТЕКСТ

3

204

1

30.05

Соединение разных типовых фрагментов в текстах

1

205

2

30.05

Соединение разных типовых фрагментов в текстах

1

206

3

31.05

Соединение разных типовых фрагментов в текстах

1

Контр. диктантов – 5

Контр. работ – 6

Контр. изложений – 3

Контр. соч. – 3

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок развития речи в 6-м классе по теме Рассуждать – значит…

ГОУ ЦО № 1436 ЗАО г. Москвы

Урок развития речи в 6-м классе по теме: » Рассуждать – значит…»

учителя русского языка и литературы Черепановой Натальи Васильевны

 

Цели урока:

  •  углубить сведения учащихся о рассуждении;
  • способствовать выработке навыков его построения;
  •  повторить понятия: «тезис», «доказательство», «вывод»;
  • развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся;
  • пробудить творческую активность каждого ученика, желание самому искать ответы на поставленные вопросы

Оборудование:

  • презентация
  • раздаточный материал
  • таблицы на доске
  • чистые листы, маркеры на столах

Ход урока:

Деление на группы

Перед тем, как войти в класс, каждый ученик получает задание: выбрать ту пословицу, которая  больше нравится. (Пословицы напечатаны на отдельных листочках, причем листочков  должно быть на один больше, чем детей, чтобы и у последнего было право выбора.)

Слайд №1

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

Красную речь красно и  слушать.

Индуктор

Слайд №3

Один мудрец когда-то сказал такие слова.

Когда дверь заперта, никто не может знать, что там: драгоценные камни или только ненужный хлам.  

Но это лишь часть его мысли. Как вы думаете, о чем он говорил? В своих рассуждениях не забудьте, что у нас урок русского языка. Запишите свой ответ на листочках (ответы озвучиваются, а затем вывешиваются на доску).

( Начало фразы : «С чем сравнить язык в устах человека?»)

Ответы детей: язык, богатый русский язык, неизученное

1. В жизни часто возникают ситуации, когда нам нужно доказать свою правоту. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Необходимо строить свое высказывание логично, последовательно.  Для этого существует тип речи – рассуждение.

2. Что же такое рассуждение? Перед вами небольшой тест. Выберите один ответ. Докажите правильность своего выбора. Ответ внесите в таблицу на экране.

Слайд №4

Рассуждение это- ….

  1. Объяснение
  2. Суждение
  3. Доказательство
  4. Исследование

Слайд №5

3. У вас перед глазами 3 карточки. Оставьте только ту, которая имеет отношение к теме нашего урока.

Слайд №6

   Вступление                                  Тезис                               Общая характеристика                                                                                                                                                        

   Завязка                                         Аргументы                      Детали

   Развитие действия                      Вывод                              Оценка

   Кульминация

   Развязка

Что это за слова? Как они связаны между собой? (Дети должны прийти к выводу, что это композиция текстов разных типов речи, а затем среди них выбрать текст – рассуждение).

Докажите, что оставшиеся карточки не имеют отношения к теме урока. К чему могут относиться эти слова?  Лишние карточки повесьте на боковую доску.

 ( Делается вывод о том, что одна группа слов относится к описанию, а вторая к повествованию. Над листочками вывешиваются соответствующие заголовки) 

.

4. Слайд №7

Перед вами тексы. Найдите среди них тот, который больше всего соответствует схеме рассуждения. Докажите свое мнение.

Слайд №8

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

                                                                                                      Д.С. Лихачев

Слайд №9

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

                                                                                                          Л. Н. Толстой  

Слайд №10

… Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство… Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси.

                                                                                                     Н.В. Гоголь

5. У вас уже много информации об этом типе речи. Я вам предлагаю несколько вариантов определений. Выберите из предложенных определений то, которое кажется вам наиболее точным. Если ни одно из них вас не устраивает, составьте свое.

Слайд №11

  • Рассуждение – это объяснение или доказательство какой-то мысли.
  • Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
  • Рассуждение — описание причин свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением
  • Рассуждение  — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.
  • Рассуждение — это доказательство справедливости мысли ( или несправедливости) мысли, сформулированной в тезисе

6. Отбор языковых средств

У текста – рассуждения есть слова, которые помогают организовать, связать части текста, упорядочить ход мысли.   Свяжите части текста при помощи предложенных слов.

Заполните схему и представьте свой ответ.

докажем это, к примеру, обобщим все сказанное, допустим, следовательно, по моему мнению, таким образом, во-первых, в качестве примера, это можно доказать так, это объясняется следующим, итак

Слайд №12

Средства связи частей рассуждения

  1. Тезис.

……….

………

  1. Аргументы

………

………

  1. Вывод

………

………

7. Индивидуальная работа.

Используя данные слова, составьте свое рассуждение. У вас несколько тем для  рассуждения, найдите их на своих столах. Ваше рассуждение не должно быть большим, 3-5 предложений. Напишите ваш ответ на листочках и прикрепите на общий лист вашей группы. (На каждом столе лежат цветные листочки с липким краем.  На листах дети пишут свои ответы. После этого каждый приклеивает свой листок на тот ватман, где написана его пословица).

Ответы детей.

Красную речь красно и слушать.

  • Красную речь слушать приятно. Красиво говорить – значит говорить правильно. Это проявление вежливости к другим людям.
  • Красным  в древности называли то, что красиво. Значит,  красная речь украшает нашу жизнь.
  • Во-первых, если речь складная, то ее легко слушать. Во-вторых, она быстро запоминается. Следовательно, нужно учиться говорить красиво.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

  • Во-первых, короткую речь слушать хорошо, потому что не успеешь от нее устать. Во-вторых, в такой речи все точно. А под долгую и нудную речь начинаешь думать о своем.
  • Короткая речь более занимательная, ее интересно слушать. В длинной речи много информации, поэтому ее трудно воспринимать.

 Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

  • Надо выбирать для разговора такие темы, которые интересны всем. Тогда с тобой интересно будет общаться.
  • Болтать без смысла – значит тратить напрасно время других. Даже если ты говоришь красиво, это может быть не интересно окружающим.

Слайд №13

8. Допишите в своих тетрадях тему урока:

Рассуждать – значит…

Ответы детей:

— очень долго думать

-размышлять о чем- то, а потом доказывать это другим

-уметь формулировать тезис, подбирать аргументы и делать вывод

-объяснять и доказывать свои мысли

— размышлять

-обдумывать какую-либо мысль

-значит мыслить

-доказывать свою мысль

-обдумывать свои мысли, выделять из них самую точную

-объяснять и доказывать тезис

-рождать мысли

-строить мысли в логическую последовательность, подводя итог

-излагать мысли по порядку и доказывать свою правоту

9. Буриме

Подводя итоги урока, хочется узнать о ваших впечатлениях и настроении. Дополните строчки стихотворения своими мыслями о проделанной работе.

Слайд №14

……………внимание

……………понимание

……………затмение

……………рассуждение

Ответы детей:

  • На уроках должно быть внимание,

А кроме этого понимание.

Никакого затмения,

Но много рассуждения.

  • Главное не внимание,

Во главе – понимание.

Внимание! У всех затмение,

Срочно нужно рассуждение.

  • Обратите на меня внимание.

Я требую понимания!

Загадаю я про затмение,

И впадете вы в рассуждение.

  • Ко мне было внимание

И море понимания.

Но вдруг пришло затмение,

Все впали в рассуждение.

  • Учитель уделяет нам внимание,

           Мы испытываем понимание.

           Но вдруг у нас затмение,

           Потому что мы проходим «Рассуждение».

  • Ко мне было внимание

И взаимопонимание.

А потом – затмение.

Вот тема рассуждения.

  • На уроке было много внимания,

     Но мало понимания.

     Один вопрос вызвал у нас затмение,

     Он был на тему «Рассуждение».

9. Слайд №15

Домашнее задание ( на выбор).

  • Придумать 3-4 интересные темы для рассуждения, написать сочинение по одной из них
  • Представьте себя автором учебника. Ваша задача – написать статью о типе речи рассуждении.
  • Зачем нужны летние каникулы.

Стоит ли заводить животных в доме?

Зачем нам нужен дождь.

     Вы спросите: стоит ли заводить животных в доме? Стоит.

     Во-первых, животное – друг человека.

     Во-вторых, животное  приучает нас к порядку. Мы не станем раскидывать одежду и обувь по квартире, не оставим без присмотра продукты питания.

     В-третьих, животные нужны одиноким людям для того, чтобы они о ком-то заботились.

    В-четвертых, животные вызывают чувство любви, доброты и положительные эмоции.

   Итак, животные очень нужны в доме

  • Пожилым людям нужно уступать место в транспорте.

Обязательно ли есть фрукты?

Зачем деревья сбрасывают осенью листья?

     Обязательно ли есть фрукты?

    Я считаю, что обязательно.

    Во-первых, фрукты содержат витамины, которые улучшают  наше здоровье.

    Во-вторых, фрукты улучшают сон, а без хорошего сна не наберешься сил.

    В-третьих, из фруктов получаются вкусные соки и варенья, которые доставляют нам много удовольствия.

   Поэтому фрукты очень полезны и к тому же вкусны.

  • Почему люди слушают музыку?

    Музыка бывает разная: энергичная, спокойная, веселая, грустная. Ее настроение зависит от настроения человека, который ее выбирает. Когда нам плохо, мы слушаем спокойную музыку, тем самым успокаивая себя.  А когда весело, музыка еще добавляет веселья. Бывает, что музыка вызывает слезы, но это слезы не горя, а  счастья.

     Музыка – это отражение нашего настроения. Она может способствовать выздоровлению, поднять настроение, она сопровождает нас в жизни.

  • Современный человек не может обойтись без компьютера. И это можно доказать.

   Например, деловой человек хранит в компьютере нужную ему информацию, документы.

   Школьник печатает на компьютере доклады, рефераты.

   Обычный человек уже не ходит по библиотекам, а ищет то, что ему нужно, в Интернете.

   Компьютер стал незаменимой для человека вещью, и этим все сказано.

  • Человек не может обойтись без книг. Книги – это источник знаний.  

Из книг мы узнаем много нового и интересного о нашем мире, о его обитателях. Книги учат нас быть хорошими, добрыми и справедливыми. Они показывают, как нужно жить: помогать другим людям, уважать всех, не быть равнодушными.

  Книга – это не только дорогая для человека вещь, но и друг. Поэтому к ней надо относиться бережно. Обращайтесь к книге – она всегда поможет!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *